Первобытное стадо относится к эпохе. Первобытное человеческое стадо
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО. Первобытное стадо относится к эпохе


Тесты по истории древнего Казахстана. Каменный век на территории Казахстана. Историческая общность «первобытное стадо»

ЕНТ – 2007. Тесты по истории древнего Казахстана. Каменный век на территории Казахстана. 1. Историческая общность «первобытное стадо» относится к эпохе:

а) неолита; в) палеолита; с) бронзы; д) энеолита; е) мезолита.

2. Общественная организация людей в эпоху позднего палеолита:

а) племенной союз, в) патриархальная родовая община, с) стадо, д) соседская община, е) матриархальная родовая община.

3. Эпоха позднего палеолита относится к:

а) 140-40 тысячелет. до н. э., в) 40-12 тысячелет. до н. э., с) 200-10 тысячелет. до н. э., д) 60-25 тысячелет. до н. э., е) 25-5 тысячелет. до н. э.

4. Добывание огня трением человек достиг в эпоху:

а) позднего палеолита; в) среднего палеолита; с) раннего палеолита;

д) мезолита; е) энеолита.

5. Первобытное орудие труда, заостренное с обеих сторон, называлось:

а) чоппер, в) отщеп, с) остроконечник, д) рубило, е) чопплинг.

6. Техника обработки камня достигла наивысшего уровня в эпоху:

а) палеолита, в) мезолита, с) неолита, д) энеолита, е) бронзы.

7. В период неолита родовая община представляла собой:

а) племенной союз, в) отцовский род, с) смешанную общину, д) соседскую общину, е) материнский род.

8. Период мезолита длился около:

а) 7 тыс. лет, в) 8 тыс. лет, с) 5 тыс. лет, д) 6 тыс. лет, е) 4 тыс. лет.

9. Эпоха раннего палеолита относится к:

а) 80-40 тыс. лет до н.э.; в) 25-5 тыс. лет до н.э.; с) 200-10 тыс. лет до н.э.;

д) 30-10 тыс. лет до н.э.; е) 140-40 тыс. лет до н.э.

10. Первым общественным разделением труда было отделение:

а) скотоводства от земледелия, в) торговли от ремесла, с) торговли от земледелия, д) искусства от ремесла, е) ремесла от земледелия.

11. Около 15 тыс. всевозможных каменных изделий собрали археологи на стоянке раннего палеолита:

а) Борыказган, в) Карасу, с) Казангап, д) Танирказган, е) Шабакты.

12.Первые следы древнего человека на территории Казахстана относятся к:

а) раннему палеолиту; в) верхнему палеолиту; с) неолиту; д) мезолиту;

е) среднему палеолиту. Бронзовый век. 1. Бегазы-Дандыбаевская культура на территории Казахстана относится к:

а) эпохе железа; в) эпохе бронзы; с) неолиту; д) мезолиту; е) палеолиту

2. Эпоха, когда орудия из металла стали вытеснять каменные, получила название:

а) бронзовый век; в) неолит; с) железный век; д) мезолит; е) палеолит.

3. Древний город эпохи бронзы:

а) Яссы; в) Отрар; с) Испиджаб; д) Аркаим; е) Тараз.

4. Андроновцы изготавливали из молока кобылиц:

а) коже; в) шубат; с) айран; д) творог; е) кумыс.

5. Имущественное неравенство зародилось в эпоху:

а) верхнего палеолита; в) нижнего палеолита; с) мезолита; д) бронзового века;

е) неолита.

6. Согласно исследованиям ученых, прототипом юрты считается:

а) шалаш; в) круглое жилище андроновцев; с) индейский вигвам;

д) бедуинский шатер; е) сибирский чум.

7. В ранний периоде андроновской культуры сжигание покойника на костре было связано с культом:

а) воздуха; в) солнца; с) неба; д) огня; е) земли.

8. Важной частью проведения праздника весеннего равноденствия у андроновцев является:

а) обряд с золой и огнем, в) ритуальный танец, с) проведение первой борозды, д) жертвоприношение, е) украшение опорного столба.

9. Солнцеголовое божество андроновцев:

а) Митра, в) Индра, с) Йиме, д) Ахура, е) Веритрагна.

10. Наскальные изображения домашнего быка у андроновцев были символом:

а) бережливости и богатства; в) быстроты и ловкости; с) удачи и храбрости;

д) могущества и силы; е) терпения и мудрости.

11. Земледелие у андроновцев было:

а) переложным, в) плужным, с) подсечным , д) поливным, е) мотыжным.

12. Свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры найдены на территории Казахстана:

а) Южного; в) Центрального; с) Северного; д) Западного; е) Восточного. Древний Казахстан: Казахстан в эпоху раннего железа

1. Основное занятие саков:

а) земледелие; в) скотоводство; с) металлургия; д) торговля; е) ремесло.

2. В сакском обществе выделяется три основные группы населения:

а) жрецы, общинники, рабы, в) общинники, рабы, слуги, с) воины, жрецы, рабы, д) воины, жрецы, общинники, е) жрецы, общинники, слуги,

3. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана саки разводили:

а) коней; в) коз; с) верблюдов; д) свиней; е) овец.

4. «Могучие мужи» - так называли саков источники:

а) индийские; в) греческие; с) русские; д) китайские; е) персидские.

5. В 6 в. до н. э. в Греции в составе персидской армии воевали :

а) савроматы; в) гунны; с) кангюи; д) саки; е) усуни.

6. Греческие авторы называли саков:

а) гуннами; в) аланами; с) усунами; д) скифами; е) савроматами.

7. Вид погребального сооружения у саков:

а) курган, в) склеп, с) сруб, д) пирамида, е) мавзолей.

8. Главу союза сакских племен называют:

а) хан; в) царь; с) гуньмо; д) шаньюй; е) ябгу.

9. В искусстве сакских племен развивался так называемый :

а) звериный стиль; в) полихромный стиль; с) степной стиль; д)царский стиль; е) геометрический орнамент.

10. Золотой человек является одним из самых ярких памятников культуры:

а) саков; в) савроматов; с) гуннов; д) усуней; е) кангюев.

11. «По одежде и образу жизни они похожи на скифов», - описывал греческий историк Геродот:

а) савроматов; в) гуннов; с) кангюев; д) саков; е) усуней.

12. Заморские саки-парадарайя проживали в:

а) долине Мургаба; в) Приаралье; с) Семиречье; д) Центральном Казахстане;

е) Южном Приуралье.

13. Вид жилища кочевых гуннов:

а) юрта, в) чум, с) изба, д) землянка, е) шалаш.

14.Титул «шаньюй» носил правитель племени:

а) саков; в) канглов; с) гуннов; д) тюрков; е) усуней.

15.Глава гуннских племен носил титул:

а) гуньмо; в) хан; с) ябгу; д) шаньюй; е) каган.

16. Главную роль в хозяйстве гуннов играло:

а) земледелие; в) скотоводство; с) охота; д) торговля; е) ремесло. Тесты по истории средневекового Казахстана. Государства раннего и развитого средневековья (6 – нач. 13 вв.). 1.Земли Казахстана подпали под власть Тюркского каганата в:

а) 7 в., в) 15 в., с) 8 в.. д) 6 в., е) 9 в.

2. Борьба Западно-Тюркского каганата с Китаем и его ослабление привело в начале 8 в. к возвышению:

а) кимаков; в) кипчаков; с) тюргешей; д) огузов; е) карлуков.

3. В 704 г. в Семиречье к власти пришли тюргеши, родоначальником которых был каган:

а) Уч-элик; в) Сулук; с) Мукан; д) Бильге; е) Есен-буга.

4. В первой половине 7 в. кроме арабов с запада для Тюргешского каганата большую опасность на юге представляли войска:

а) Китая; в) Византии; с) Согда; д) Ирана; е) Джунгарии.

5. В решительный момент исторической битвы у города Атлаха в 751 г. карлуки:

а) потерпели поражение, в) отступили в решающий момент, с) приняли сторону Китая, д) приняли сторону арбов, е) не вступили в сражение.

6. В 746 г. карлуки потерпели поражение от уйгурского каганата и переселились в:

а) Западный каганат, в) Семиречье , с) район Сырдарьи, д) Приуралье,

е) Прииртышье.

7. Столицей огузовв 10 в. стал город:

а) Баласагун; в) Сыгнак; с) Янгикент; д) Тараз; е) Отрар.

8. Удельные правители в Караханидском государстве обладали настолько большими правами, что могли:

а) объявлять войну, в) заключать мир, с) собирать дань, д) раздавать землю, е) чеканить монеты со своим именем.

9. Столица Восточной части Караханидского государства:

а) Баласагун; в) Сыгнак; с) Сайрам; д) Тараз; е) Фараб.

10. В 1208 г. в Семиречье бежали вытесненные из Монголии:

а) кыпчаки; в) албаны; с) карлуки; д) найманы; е) аргыны.

11. Завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван:

а) междоусобными войнами, в) распадом кыпчакского государства на улусы, с) нашествием джунгар, д) набегами эмира Тимура, е) нашествием монголов.

Казахстан в средневековье: Материальная и духовная культура тюркского периода (VI -XIII вв)

1. Понятие «джут» означает:

а) вид ремесла, в) угон скота, с) налог, д) богатство, е) массовый падеж скота, бескормица.

2. Тюркские луки были:

а) простые, в) плоские, с) составные, д) костяные, е) «С» образные.

3. Часть кимаков на зимовку перекочевывала в степи:

а) Центрального Казахстана, в) Восточного Казахстана, с) Северного

Казахстана, д) между Уралом и Эмбой, е) между Уралом и Волгой.

4. Главным занятием карлуков, кимаков и огузов было:

а) кочевое скотоводство, в) рыболовство, с) охота, д) торговля,

е) земледелие.

5. Один из крупнейших политико-экономических центров Южного Казахстана в 6-8 вв.:

а) Чигучен, в) Отрар, с) Янгикент, д) Суяб, е) Тараз.

6. В 9-12 вв. наблюдается территориальный рост городов за счет:

а) рабада, в) шахристана, с) район, где жили купцы, д) район, где жили военные, е) цитадели.

7. Источники свидетельствую, что тюрки обладали самостоятельной письменностью в:

а) 7 в., в) 4 в., с) 5 в., д) 3 в., е) 6 в.

8. Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит византийскому историку:

а) Геродоту, в) Страбону, с) Плинию Старшему, д) Бируни,

е) Менандру Протектору.

9. Возникновение тюркской письменности на основе арабской графики способствовало:

а) отсутствие собственной письменности, в) вхождение тюркских каганатов в Арабский халифат, с) насильственное внедрение арабской культуры,

д) распространение ислама, е) распространение арабской литературы.

10. Письменность. которой пользовался Аль-Фараби, создавая свои труды:

а) уйгурская; в) сирийская; с) тюркская; д) согдийская; е) арабская.

11. Крупнейшие из тюркских рунических текстов являются стелы в честь:

а) Бильге-кагана и Культегина, в) Мукан-кагана и Сулук-кагана.;

с) Бумын-кагана и Истеми; д) Уч-элик –кагана и Сакал-кагана;

е) Касым-хана и Жанибек- хана.

12. В письменных источниках 4 в. кидании упоминаются как племена:

а) ираноязычные, в) тюркоязычные, с) китаеязычные, д) персоязычные,

е) монголоязычные.

13. Религия средневековых тюркоязычных жителей Казахстана в период раннего средневековья:

а) христианство; в) мусульманство; с) манихейство; д) буддизм;

е) тенгрианство.

14. Зороастризм получил распространение в средневековых городах Казахстана в:

а) 2-3 вв., в) 5-6 вв., с) 1-2 вв., д) 3-4 вв., е) 6-7 вв.

15. Роль основных миссионеров буддизма на территории средневекового Казахстана взяли на себя:

а) тюрки, в) китайцы, с) индийцы, д) согдийцы, е) арабы.

16. В 6-7 вв. буддизм был широко распространен в:

а) междуречье Амударьи и Сырдарьи, в) государстве огузов,

с) Казахстане, д) Семиречье и на юге Казахстана, е) Восточном Казахстане.

17. Около развалин города Испиджаба обнаружена одна из интереснейших археологических находок средневекового Казахстана6-8 вв.:

а) подземный буддистский монастырь, в) канализационные системы,

с) буддистское кладбище, д) акведуки, е) термы (бани).

18. Сохранились сведения о том, что племена кереитов и найманов приняли христианство в начале:

а) 9 в., в) 8 в., с) 11 в., д) 12 в., е) 10 в.

19. В 960 г. объявили ислам государственной религией в государстве:

а) Найманов; в) Кипчаков; с) Тюргешей; д) Караханидов; е) Карлуков.

20. В связи с распространением ислама в городах Казахстана начинают возводиться мечети в:

а) 7-9 вв., в) 7-8 вв., с) 9-10 вв., д) 10-13вв., е) 8-9 вв.

21. В начале 11 в. кереиты вместе с найманами приняли религию:

а) христианство; в) мусульманство; с) манихейство; д) буддизм;

е) тенгрианство.

22. Мавзолей 12 в., сохранившийся на нижней Сырдарье, называется:

а) Бабаджа-хатун, в) Айша-биби, с) Кара-хана, д) Сарлы-там, е) Ак-бешим. 23. Самые древние культовые архитектурные сооружения на территории Казахстана мавзолеи Бабаджа-хатун, Айша-биби, Кара-хана были построены в: а) 8-9 вв., в) 6-8 вв., с) 10-12 вв., д) 12-13вв., е) 13-14вв.

24.«Кодекс куманикус» является памятником фольклора:

а) ногайского языка, в) узбекского языка, с) кыпчакского языка,

д) уйгурского языка, е) казахского языка.

Великий шелковый путь на территории Казахстана. 1. По Шелковому пути из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан с сер. 1 в. до н.э. начал(о) распространяться:

а) христианство; в) мусульманство; с) манихейство; д) буддизм;

е) зороастризм.

2. Шелковый путь начинает функционировать с:

а) 4 в. до н.э., в) 2 до н.э., с) 3 в. до н.э., д) 5 в. до н.э., е) 6 в. до н.э.,

3. Многочисленные подтверждения взаимообогащения и взаимовлияния культур народов Евразии найдены в:

а) Греции, в) Средней Азии, с) на всем протяжении Шелкового пути, д) Китае, е) Семиречье.

4. В средние века литература и искусство стран, вовлеченных в орбиту Шелкового пути:

а) развивались обособленно, в) взаимовлияли, с) подчинялись персидским канонам, д) подчинялись греческим канонам, е) подчинялись китайским канонам.

5. Дипломатическая и торговая артерия – Шелковый путь начинает функционировать в середине:

а) 2 в. н.э., в) 3 в. до н. э., с) 2 в. до н. э., д) 1 в. до н. э., е) 1 в. н.э.,

6. В 6-7 вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через:

а) Среднюю Азию, в) Мавераннахр, с) Кашгарию, Юг Казахстана, д) Семиречье, Южный Казахстан, е) Центральный Казахстан.

7. «Визитными карточками » городов, стоящих на Шелковом пути, является найденный археологами: а) золотой клад из Тараза, в) клад из Суяба, с) серебряный клад из Баласагуна, д) золотой клад из Талгара, е) серебряный клад из Отрара.

Казахстан в средневековье: Казахстан в XIII- первой половине XVвеков

1. Под «Отрарской катастрофой» подразумевается:

а) землетрясение в Отраре, в) разрушение Отрара Чингис-ханом, с) гибель в Отраре торгового каравана, посланного Чингис-ханом, д) срыв в Отраре дипломатических переговоров, е) джут в Отрарском оазисе.

2. В результате военных компаний 1219-1220 гг. монголами была завоевана территория:

а) Северного Казахстана, в) Приуралья, с) Центрального Казахстана, д) Семиречья и юга Казахстана, е) Восточного Туркестана.

3. Правитель города Отрара, возглавивший героическую оборону в период монгольского нашествия:

а) Караджа-Хаджиб, в) Кучлук хан, с) Гаир хан, д) Бузар, е) Мухаммед.

4. Монгольское государство , основанное ханом Бату:

а) Золотая Орда, в) Ногайская Орда, с) Могулистан, д) Узбекский улус, е) Ак Орда.

5. Город в Южном Казахстане, который оказывал сопротивление монголам в течении 5 месяце:

а) Баласагун; в) Ашнас; с) Узгенд; д) Тараз; е) Отрар.

6. Преемником Джучи, умершего в 1227 г. стал один из его сыновей:

а) Орда, в) Угедей, с) Тулуй, д) Шайбани, е) Бату.

7. Государственная религия Золотой Орды с 14 в.:

а) христианство; в) мусульманство; с) манихейство; д) буддизм;

е) тенгрианство.

8. Монгольское государство основывалось на принципах:

а) военной организации, в) демократии, с) военно-административной организации, с) родовых объединений, е) удельно-племенной организации.

9. Поводом для вторжения монголов на территорию Южного Казахстана и Среднюю Азию:

а) послужила «Суябская катастрофа», в) явилось ослабление власти хорезмшаха Мухаммеда, с) послужила «Отрарская катастрофа». Д) послужил джут в собственно Монголии, е) послужило убийство сына Чингиз-хана Джучи.

10. Город, население которого почти полностью было уничтожено монголами:

а) Баласагун; в) Сыгнак; с) Янгикент; д) Тараз; е) Отрар.

11. Вторжение монголов на территорию Казахстана началось в: а) 1225 г., в) 1219 г, с) 1209 г, д) 1206 г.. е) 1215 г.

12. Для решения важных государственных дел в Золотой Орде: а) созывался курултай, в) обращались к жрецам, с) проводилось собрание знати, д) проводилось всенародное собрание, е) проводилось собрание старейшин.

13. Столица Золотой Орды г. Сарай – Бату был основан вблизи: а) Казани, в) Тюмени, с) Яицка, д) Астрахани, е) Царицина.

14. Еще не завоеванные земли к западу от Иртыша, Аральского моря и Амударьи Чингисхан завещал :

а) Джучи и его потомкам, в) Угэдею, с) жене, д) Чагатаю, е) Тулую.

15. Государственная религия Золотой Орды с 14 в: а) христианство; в) мусульманство; с) манихейство; д) буддизм;

е) конфуцианство.

16. Государство Золотая Орда было основано внуком Чингисхана:

а) Джучи, в) Берке, с) Тулуем, д) Угедейем, е) Батыем.

15. После раздела монгольской империи территория Восточного Дешт-и-Кыпчака вошла в улус:

а) Джучи, в) Угэдея, с) Тоглук-Тимура, д) Чагатая, е) Тулуя.

16. С 1428 по 1468 гг. существовало ханство:

а) Жанибека, в) Хакназара, с) Касыма, д) Есенбуги, е) Абулхаира.

17. В Дешт-и-Кыпчаке 14 в. были известны имена певцов(жырау):

а) Асан-Кайгы и Казтугана, в) Акан-серы и Жаяу Муса, с) Шернияз и Бухар-жырау, д) Курмангазы и Даулеткерея, е) Сыпыра-жырау и Кодан Тайши.

18. В борьбе с Тимуром союзником Могулистана было государство:

а) Золотая Орда, в) Ногайская Орда, с) Киевская Русь, д) Иран, е) Ак Орда.

. При разделе империи Чингис-хана территория Казхстана к западу от Иртыша и до нижнего Поволжья включительно вошла в улус:

а) Джучи, в) Угэдея, с) Батыя, д) Чагатая, е) Тулуя.

19. Первое крупное государство, возникшее на территории Казахстана в послемонгольский период:

а) Казахское ханство, в) Ногайская Орда, с) Ханство Абулхаира,

д) Могулистан, е) Ак Орда.

20. Для установления всесторонних контактов населения Ак Орды и Могулистана огромное значение имела совместная борьба против:

а) джунгар, в) золотоордынских ханов, с) Ак Орды, д) Ногайской Орды, е) Государства Тимура.

21. Эмир Тимур выдвинулся во время феодальных усобиц и войн в:

а) Мавераннахре, в) Кашгарии, с) южном Казахстане, д) Восточном Дешт-и-Кыпчаке, е) Семиречье.

22. Ханство Абулхаира (Государство кочевых узбеков) существовало в период:

а) 1448-1488 гг., в) 1438-1478 гг., с) 1418 – 1458 гг., д) 1408- 1448 гг., е) 1428-1468 гг.

23. Столица Ханства Абулхаира:

а) Баласагун; в) Сыгнак; с) Сайрам; д) Тараз; е) Отрар.

24. В исторических источниках «Мангытским Юртом» называли:

а) Государство Тимуридов, в) Могулистан, с) Ногайскую Орду, д) Ханство Абулхаира, е) Ак Орду.

25. Правитель Государства кочевых узбеков:

а) Жанибек, в) Хакназар, с) Касым, д) Есен-бугиа е) Абулхаир.

26. Столицей государства Тамерлана в Средней Азии был город:

а) Хива, в) Самарканд, с) Ургенч, д) Ташкент, е) Бухара.

27. Во главе государства Ак Орда стоял хан из рода:

а) Орда Еджена, в) Чагатая. С) Шейбана, д) Батыя, е) Тулуя. Казахстан в средневековье: Образование казахской народности

1. Многовековой процесс формирования казахской народности завершился в: а) 15-16 вв., в) 13-14 вв., с) 16-17 вв, д) 14-15 вв., е) 17-18 вв.

Казахстан в средневековье: Культура Казахстана XIII - XV

1. Устойчивые формы феодального землевладения и земельной собственности: сойургал, икта, мильк, вакф сложились в XV-XVII вв. на:

а) Северо-Западе Казахстана, в) Севере Казахстана, с) Юге Казахстана, д) Западе Казахстана, е) Востоке Казахстана.

2. В степных районах Казахстана в 15-17 вв. форма землепользования была:

а) семейная, в) соседская, с) частная, д) государственная, е) общинная. Казахстан в средневековье: Образование Казахского государства

1. Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием 2-х государств:

а) Могулистана и Ногайской Орды, в) Ханства Абулхаира и Могулистана,

с ) Ак Орды и Государства Тимуридов, д) Ногайской Орды и Ак Орды,

е) Ханства Абулхаира и Ак Орды.

2. Казахское ханство в начальный период образования занимало территорию:

а) от Иртыша до Урала, в) междуречья Волги и Урала, с) Семиречья и Восточного Туркестана, д) долины Чу и Таласа, е) междуречья Сырдарьи и Амударья.

3. Жанибек и Гирей возглавили племена, ушедшие из:

а) Могулистана, в) Ногайской Орды, с) Ханства Абулхаира, д) Мавераннахра, е) Ак Орды.

4. Один из основателей Казахского ханства:

а) Жанибек , в) Касым, с) Абулхаир, д) Абылай, е) Тауке.

5. Главным торговым центром для Восточного Дешт-и-Кыпчака, а также столицей первых казахских правителей являлся город:

а) Сыгнак, в) Сауран, с) Сайрам, д) Отрар, е) Тараз.

6. Власть Шайбанидов из рода Абулхаира на территории Дешт-и-Кыпчака прекратилась с:

а) образованием Казахского ханства, в) нашествием ойратов, с) набегами эмира Тимура, д) образованием Могулистана, е) образованием Ак Орды.

Казахстан в средневековье: укрепление Казахского ханства в XVI- XVIIвв 1. Касым хан правил в период:

а) монгольский , в) тюркский, д) становления Казахского ханства, е) распада Монгольской империи.

2. Число подданных Касым-хана в начале 16 в. определялось современниками примерно в: а) полмиллиона человек, в) 2 миллиона человек, с) полтора миллиона человек, д) 1 миллион человек, е) триста тысяч человек.

3. В первой четверти 18 в. наибольшая угроза для казахов нависла со стороны:

а) Китая, в) Джунгарии, с) Хивы, д) России, е) Коканда.

4. Годы «Великого бедствия»:

а) 1720-1725 гг., в) 1700-1705 гг., с) 1723-1727 гг., д) 1725-1730 гг., е) 1731-1736 гг.

5. Об историческом положении в Семиречье и о времени образования Казахского ханства пишет:

а) Кашгари, в) Жалаири, с) Бакыргани, д) Дулати, е) Баласагуни.

6. В 1741-1742 гг. внешнеполитическое положение казахов крайне обострило нашествие джунгарского правителя: а) Галдан-Церена, в) Бошокту, с) Даваци, д) Цеван Рабдана, е) Амурсана.

7. Годы «Великого бедствия» - результат нашествия: а) монголов, в) джунгар, с) китайцев, д) хивинцев, е) кокандцев.

8. Касым-хан, вошедший в историю как собиратель казахских земель, правил в: а) 1468-1480 гг., в) 1512-1521 гг., с) 1480-1512 гг., д) 1523-1533 гг.,е) 1533-1560 гг.

9. Об историческом положении в Семиречье и о времени образования Казахского ханства пишет: а) Баласагуни, в) Джалаири, с) Хайдар, д) Кашгари, е) Бакыргани.

10. Вдохновителями национально-освободительной войны против агрессии Джунгарии являлись:

а) Болат хан, Жолбарыс, в) Абылмамбет, Нуралы султан, с) Толе би, Казыбек би, Айтеке би, д) Семеке, Кайип хан, Барак султан, е) Жакып би, Шорман би, Муса би.

11. Население Казахского ханства достигло предположительно 1 млн. человек в годы правления хана:

а) Жанибека, в) Хакназара, с) Тауке, д) Касыма, е) Абулхаира.

12. Длительную борьбу казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана и Присырдарьинские города завершил: а) Тауке, в) Хаккназар, с) Есим, д) Шигай, е) Аблай.

13. Столица Казахского ханства в 17 в.:

а) Ташкент, в) Сыгнак, с) Туркестан, д) Отрар, е) Сайрам.

14.Основателями казахского ханства являются:

следующая страница>

flatik.ru

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО это что такое ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО: определение — Философия.НЭС

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО

первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей. Основой превращения стада животных предков человека в П. ч. с. было зарождение и развитие производств. деятельности. П. ч. с. – переходная форма между зоологич. объединением и первобытной родовой коммуной, сочетавшей в себе черты как первого, так и второй. Временем существования и развития П. ч. с. был ранний, или нижний, палеолит, к-рый охватывает почти миллион лет. На грани раннего и позднего палеолита произошла смена П. ч. с. сформировавшимся обществом. Развитие П. ч. с. шло необычайно медленно. Развивавшаяся производств. деятельность приходила в противоречие с во многом еще животной морфофизиологич. организацией первых людей, требовала ее перестройки. В процессе становления человеч. общества происходила борьба социального и биологического, обуздание "зоологич. индивидуализма" становящимися производств. отношениями и формирующейся как их концентрированное выражение коллективной волей, моралью. В течение раннего палеолита произошло превращение людей типа питекантропов в неандертальцев, а эти последние на грани раннего и позднего палеолита превратились в людей совр. физич. типа (Homo sapiens). Эпоха П. ч. с., являясь периодом становления общества (социогенеза), одновременно была периодом становления человека (антропогенеза), эволюции человека как биологич. вида. В этом качеств. отличие П. ч. с. от сложившегося общества, в к-ром переход от одной общественно-экономич. формации к другой не предполагает и не требует изменения физич. типа человека. В эволюции П. ч. с. предположительно можно выделить два осн. этапа, первый из к-рых охватывает дошелль, шелль, ранний ашель – время питекантропов и сходных с ними форм, а второй – поздний ашель и мустье – время неандертальцев. Переход от первого ко второму характеризуется сдвигом в развитии каменной техники, возрастанием роли охоты, превратившейся в гл. источник существования формирующихся людей, овладением способами добывания огня, изменением физич. типа человека и соответственно крупным переломом в становлении обществ. отношений. Перелом этот выразился, в частности, в ограничении промискуитета. Имеются основания полагать, что с переходом ко второму этапу в П. ч. с. возникает и укрепляется сначала запрет каннибализма, а затем и вообще убийства членов своего коллектива. Наряду с запретами, табу, появляются и получают развитие позитивные нормы поведения, в частности предписывающие заботу о всех членах коллектива и уравннт. распределение пищи. Происходит осознание единства всех членов П. ч. с., причем скорее всего в форме тотемизма. К этому же времени, вероятно, относится появление зачатков магии. В ходе дальнейшего развития П. ч. с. социальные отношения все в большей степени вытесняли остававшиеся беспорядочными половые отношения из коллектива. Возникают системы, состоящие из двух взаимнобрачащихся первобытных стад – дуально-стадные организации. Каждое из стад становится коллективом, между членами к-рого половые отношения воспрещены, т.о. экзогамным коллективом, родом; соответственно, дуально-стадная организация превращается в дуально-родовую. Род является первым коллективом, в основе к-рого лежали лишь социальные отношения. По вопросу о месте П. ч. с. в истории человечества в сов. науке существуют две т. зр. Господствующим является взгляд на эпоху П. ч. с. как па начальный этап первой – первобытнообщинной формации. В последние годы отд. ученые, исходя из установленного наукой факта, что эпоха П. ч. с. является периодом формирования человеч. общества, пришли к выводу, что качеств. грань, отделяющая П. ч. с. от родового общества, является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономич. формациями. История человечества в соответствии с такой т. зр. делится на историю П. ч. с. (период формирования общества) и историю уже сформировавшегося общества, а первой общественно-экономич. формацией является родовое общество. Лит. см. при ст. Первобытнообщинная формация. Ю. Семенов. Рязань.

Оцените определение:

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

terme.ru

Первобытное человеческое стадо понятие

Словарь

загрузка...

философская энциклопедия

Первобытное человеческое стадо 25846 б.

первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей. Основой превращения стада животных предков человека в П. ч. с. было зарождение и развитие производств. деятельности. П. ч. с. – переходная форма между зоологич. объединением и первобытной родовой коммуной, сочетавшей в себе черты как первого, так и второй. Временем существования и развития П. ч. с. был ранний, или нижний, палеолит, к-рый охватывает почти миллион лет. На грани раннего и позднего палеолита произошла смена П. ч. с. сформировавшимся обществом. Развитие П. ч. с. шло необычайно медленно. Развивавшаяся производств. деятельность приходила в противоречие с во многом еще животной морфофизиологич. организацией первых людей, требовала ее перестройки. В процессе становления человеч. общества происходила борьба социального и биологического, обуздание "зоологич. индивидуализма" становящимися производств. отношениями и формирующейся как их концентрированное выражение коллективной волей, моралью. В течение раннего палеолита произошло превращение людей типа питекантропов в неандертальцев, а эти последние на грани раннего и позднего палеолита превратились в людей совр. физич. типа (Homo sapiens). Эпоха П. ч. с., являясь периодом становления общества (социогенеза), одновременно была периодом становления человека (антропогенеза), эволюции человека как биологич. вида. В этом качеств. отличие П. ч. с. от сложившегося общества, в к-ром переход от одной общественно-экономич. формации к другой не предполагает и не требует изменения физич. типа человека.

В эволюции П. ч. с. предположительно можно выделить два осн. этапа, первый из к-рых охватывает дошелль, шелль, ранний ашель – время питекантропов и сходных с ними форм, а второй – поздний ашель и мустье – время неандертальцев. Переход от первого ко второму характеризуется сдвигом в развитии каменной техники, возрастанием роли охоты, превратившейся в гл. источник существования формирующихся людей, овладением способами добывания огня, изменением физич. типа человека и соответственно крупным переломом в становлении обществ. отношений. Перелом этот выразился, в частности, в ограничении промискуитета. Имеются основания полагать, что с переходом ко второму этапу в П. ч. с. возникает и укрепляется сначала запрет каннибализма, а затем и вообще убийства членов своего коллектива. Наряду с запретами, табу, появляются и получают развитие позитивные нормы поведения, в частности предписывающие заботу о всех членах коллектива и уравннт. распределение пищи. Происходит осознание единства всех членов П. ч. с., причем скорее всего в форме тотемизма. К этому же времени, вероятно, относится появление зачатков магии.

В ходе дальнейшего развития П. ч. с. социальные отношения все в большей степени вытесняли остававшиеся беспорядочными половые отношения из коллектива. Возникают системы, состоящие из двух взаимнобрачащихся первобытных стад – дуально-стадные организации. Каждое из стад становится коллективом, между членами к-рого половые отношения воспрещены, т.о. экзогамным коллективом, родом; соответственно, дуально-стадная организация превращается в дуально-родовую. Род является первым коллективом, в основе к-рого лежали лишь социальные отношения.

По вопросу о месте П. ч. с. в истории человечества в сов. науке существуют две т. зр. Господствующим является взгляд на эпоху П. ч. с. как па начальный этап первой – первобытнообщинной формации. В последние годы отд. ученые, исходя из установленного наукой факта, что эпоха П. ч. с. является периодом формирования человеч. общества, пришли к выводу, что качеств. грань, отделяющая П. ч. с. от родового общества, является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономич. формациями. История человечества в соответствии с такой т. зр. делится на историю П. ч. с. (период формирования общества) и историю уже сформировавшегося общества, а первой общественно-экономич. формацией является родовое общество.

Лит.

Ю. Семенов. Рязань.

ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ

        первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в производстве и распределении и социальным равенством членов общества.

        Спорен вопрос о её начале. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн. лет, был временем перехода от биологич. формы движения материи к социальной, т. е. эпохой становления человека и общества. Формирующиеся люди, к которым относятся архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы и др. сходные с ними формы) и палеантропы (неандертальцы), жили в формирующемся обществе, которое принято именовать первобытным человеч. стадом или праобществом (праобщиной). По археологич. периодизации — это ранний палеолит; примерно на грани раннего и позднего палеолита 35—40 тыс. Лет назад антропосоциологенеа завершился. На смену формирующимся людям пришли готовые люди — неоантропы, Homo sapiens, а праобщество превратилось в сформировавшееся человеч. общество. Одни учёные включают праобщество в П. ф. в качестве первого этапа её развития. Другие считают объединение праобщества и начального этапа эволюции готового общества в одну единицу историч. развития неоправданным. С их точки зрения общественно-экономической формацией можно считать лишь определённую стадию развития сформировавшегося общества. Соответственно под П. ф. они понимают общество, Каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государства. По археологической периодизации это — поздний палеолит, мезолит, отчасти неолит.

        В развитии этого общества отчётливо выделяются две осн. стадии: стадия ранней первобытной общины, или первобытной коммуны, и стадия поздней первобытной общины. На первой стадии люди создавали орудия из камня, кости, рога, дерева, но пищу не производили. Они присваивали её при помощи орудий. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим. Осн. способами добывания средств к жизни были охота и собирательство, к которым позднее присоединилось рыболовство. Уровень развития производит. сил был настолько низок, что обществом создавалось продукта не больше, или не намного больше, чем его необходимо было для обеспечения физич. существования всех его членов, т. е. избыточный продукт был крайне мал. В этих условиях объективной необходимостью было существование безраздельной коллективной собственности на все средства производства и предметы потребления и особенно на пищу. Пища распределялась между всеми членами коллектива независимо от того, участвовали они в её добывании или не участвовали. Такое распределение обычно именуют уравнительным. Вопреки распространённому представлению, оно не означает распределения продукта между всеми поровну, хотя это и могло иметь место. Суть уравнит. распределения заключается в том, что каждый член коллектива имел право на часть созданного в нём продукта исключительно лишь в силу принадлежности к коллективу. Размер получаемой доли зависел, во-первых, от объёма произведённого продукта, вовторых, от потребностей данного индивида. Взрослые мужчины нуждались в большем количестве нищи, чем, напр., старики и дети, и соответственно получали большие доли продукта. В общем и целом распределение осуществлялось по потребностям. Личной собственности на данном этапе не существовало. Имело место лишь личное пользование, а позднее личное распоряжение вещами, принадлежавшими коллективу. В условиях безраздельного господства коллективной собственности труд членов социального организма носил непосредственно-об-ществ. характер совершенно независимо от того, трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку. Первобытный социальный организм на данной фазе был подлинной коммуной.

        Первобытная коммуна первоначально полностью совпадала с материнским родом. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с др. родом. Превращение на грани раннего и позднего палеолита праобщины, в которой господствовал промискуитет, в материнско-родовую коммуну было одновременно возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными брачными отношениями родов — дуально-родовой организации. В дальнейшем наряду с групповым браком возник парный и вместе с ним — парная семья. С поселением супругов вместе первобытная коммуна перестала совпадать с родом. Но включая теперь в свой состав людей, принадлежавших к неск. родам, каждая община имела в своей основе один определ. род и в этом смысле оставалась родовой. Род в большинстве случаев продолжал быть материнским, но в определ. условиях наряду с материнским мог возникнуть и отцовский род (напр., у австралийцев).

        Хотя размеры коллективов на данной фазе П. ф. обычно не превышали неск. десятков человек, каждый из них представлял собой (прежде всего в экономич. отношении) самостоят. социальный организм. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значит. влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единств, регулятором поведения людей была воля коллектива (первобытная мораль), выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в обычаях и традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Обычно неск. коллективов, живших по соседству, образовывали племя.

        Развитие производит. сил и возрастание массы избыточного продукта привело в дальнейшем к тому, что уравнит. распределение стало препятствием для дальнейшего развития производства. Возникла объективная необходимость в распределении по труду. С началом перехода к нему П. ф. вступила во вторую фазу своего развития — стадию поздней первобытной общины. Становление трудового способа распределения шло медленно; в течение всей второй фазы наряду с ним продолжал сохраняться и действовать старый — уравнительный. Сфера действия трудового способа распределения первоначально охватывала лишь избыточный продукт. Возникли и получили развитие спец. системы его распределения и обмена, отличные от системы распределения жизнеобеспечивающего продукта, — т. н. престижная экономика. В дальнейшем трудовой способ распределения начал распространяться и на жизнеобеспечивающий продукт. Сокращалась доля продукта, подлежащего уравнит. распределению, происходило сужение круга лиц, внутри которого этот принцип продолжал действовать.

        Становление трудового способа распределения имело своим неизбежным следствием появление индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как экономич. ячейки и возникновение известного имуществ. неравенства между индивидами и семьями. Возрастают размеры общин. В их состав теперь входят уже нередко сотни людей. Усложняется структура общин, приобретая иерархич. характер. По-видимому, на этой стадии выделяются особые должностные лица (старейшины, вожди). Однако это имеет место не всегда и не везде.

        Переход к фазе поздней первобытной общины произошёл ещё в эпоху господства присваивающего хозяйства, но прочная материально-технич. база была подведена под неё только с появлением земледелия и скотоводства. Переход к этой форме хозяйства был первым из трёх крупнейших переломов в развитии производит. сил человечества — аграрной революцией. Если человек раньше лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, которую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, он начал её производить, что создало условия для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным становление классов и государства.

        Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития П. ф. На смену ей пришла эпоха перехода от доклассового общества к классовому, эпоха предклассового общества. Становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Община постепенно трансформировалась в систему всё более обособлявшихся Друг от друга домохозяйств, т. е. превращалась из первобытной в сельскую, соседскую. Парная семья трансформировалась в моногамную. Чаще всего этот процесс был опосредован возникновением большой, патриархальной семьи. Началось выделение ремесла, что способствовало развитию товарообмена. Углублялось иму-ществ. неравенство. Началось формирование частной собственности. Появились различные формы эксплуатации: клиентелла, кабала, рабство. Свободное население всё в большей степени расслаивалось на эксплуататорское меньшинство и зависимую от него массу рядовых общинников. Зарождались и обострялись социальные антагонизмы. В значит. степени процесс становления классов и государства ускоряли войны, которые велись с целью грабежа и установления даннических отношений. Увеличивались размеры социальных объединений, которые теперь могли включать в свой состав тысячи, десятки и даже сотни тысяч людей. Общины всё в большей степени из самостоят. социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств.

        Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и егип. цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э. в энеолите (меднокаменном веке). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгеаде (включая Зап. М. Азию), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых классовых обществ относится к числу спорных. Одни сов. учёные считают их рабовладельческими, другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства.

        Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М., 1974а; Становление классов и государства. Сб. ст., М., 1976; БорисковскийП. И., Древнейшее прошлое человечества, Л., 19792.

        Ю. И. Семёнов.

Большая советская энциклопедия

Первобытное человеческое стадо 2809 б.

Другой материал:Статья - Рождение правоотношений и государственной властиРеферат - Происхождение государства и права 6Статья - Сущность антропосоциогенеза

загрузка...

Словари:

• медицинская энциклопедия• большой медицинский словарь• медицинские термины• психологическая энциклопедия• психотерапевтическая энциклопедия

slovare.coolreferat.com


Смотрите также