ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО. Первобытное стадо относится к эпохе
Тесты по истории древнего Казахстана. Каменный век на территории Казахстана. Историческая общность «первобытное стадо»
ЕНТ – 2007. Тесты по истории древнего Казахстана. Каменный век на территории Казахстана. 1. Историческая общность «первобытное стадо» относится к эпохе:
а) земледелие; в) скотоводство; с) охота; д) торговля; е) ремесло. Тесты по истории средневекового Казахстана. Государства раннего и развитого средневековья (6 – нач. 13 вв.). 1.Земли Казахстана подпали под власть Тюркского каганата в:
а) 7 в., в) 15 в., с) 8 в.. д) 6 в., е) 9 в.
2. Борьба Западно-Тюркского каганата с Китаем и его ослабление привело в начале 8 в. к возвышению:
22. Мавзолей 12 в., сохранившийся на нижней Сырдарье, называется:
а) Бабаджа-хатун, в) Айша-биби, с) Кара-хана, д) Сарлы-там, е) Ак-бешим. 23. Самые древние культовые архитектурные сооружения на территории Казахстана мавзолеи Бабаджа-хатун, Айша-биби, Кара-хана были построены в: а) 8-9 вв., в) 6-8 вв., с) 10-12 вв., д) 12-13вв., е) 13-14вв.
24.«Кодекс куманикус» является памятником фольклора:
а) ногайского языка, в) узбекского языка, с) кыпчакского языка,
д) уйгурского языка, е) казахского языка.
Великий шелковый путь на территории Казахстана. 1. По Шелковому пути из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан с сер. 1 в. до н.э. начал(о) распространяться:
5. Дипломатическая и торговая артерия – Шелковый путь начинает функционировать в середине:
а) 2 в. н.э., в) 3 в. до н. э., с) 2 в. до н. э., д) 1 в. до н. э., е) 1 в. н.э.,
6. В 6-7 вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через:
а) Среднюю Азию, в) Мавераннахр, с) Кашгарию, Юг Казахстана, д) Семиречье, Южный Казахстан, е) Центральный Казахстан.
7. «Визитными карточками » городов, стоящих на Шелковом пути, является найденный археологами: а) золотой клад из Тараза, в) клад из Суяба, с) серебряный клад из Баласагуна, д) золотой клад из Талгара, е) серебряный клад из Отрара.
Казахстан в средневековье: Казахстан в XIII- первой половине XVвеков
1. Под «Отрарской катастрофой» подразумевается:
а) землетрясение в Отраре, в) разрушение Отрара Чингис-ханом, с) гибель в Отраре торгового каравана, посланного Чингис-ханом, д) срыв в Отраре дипломатических переговоров, е) джут в Отрарском оазисе.
2. В результате военных компаний 1219-1220 гг. монголами была завоевана территория:
а) Северного Казахстана, в) Приуралья, с) Центрального Казахстана, д) Семиречья и юга Казахстана, е) Восточного Туркестана.
3. Правитель города Отрара, возглавивший героическую оборону в период монгольского нашествия:
а) Караджа-Хаджиб, в) Кучлук хан, с) Гаир хан, д) Бузар, е) Мухаммед.
4. Монгольское государство , основанное ханом Бату:
11. Вторжение монголов на территорию Казахстана началось в: а) 1225 г., в) 1219 г, с) 1209 г, д) 1206 г.. е) 1215 г.
12. Для решения важных государственных дел в Золотой Орде: а) созывался курултай, в) обращались к жрецам, с) проводилось собрание знати, д) проводилось всенародное собрание, е) проводилось собрание старейшин.
13. Столица Золотой Орды г. Сарай – Бату был основан вблизи: а) Казани, в) Тюмени, с) Яицка, д) Астрахани, е) Царицина.
14. Еще не завоеванные земли к западу от Иртыша, Аральского моря и Амударьи Чингисхан завещал :
а) Джучи и его потомкам, в) Угэдею, с) жене, д) Чагатаю, е) Тулую.
15. Государственная религия Золотой Орды с 14 в: а) христианство; в) мусульманство; с) манихейство; д) буддизм;
е) конфуцианство.
16. Государство Золотая Орда было основано внуком Чингисхана:
6. Власть Шайбанидов из рода Абулхаира на территории Дешт-и-Кыпчака прекратилась с:
а) образованием Казахского ханства, в) нашествием ойратов, с) набегами эмира Тимура, д) образованием Могулистана, е) образованием Ак Орды.
Казахстан в средневековье: укрепление Казахского ханства в XVI- XVIIвв 1. Касым хан правил в период:
а) монгольский , в) тюркский, д) становления Казахского ханства, е) распада Монгольской империи.
2. Число подданных Касым-хана в начале 16 в. определялось современниками примерно в: а) полмиллиона человек, в) 2 миллиона человек, с) полтора миллиона человек, д) 1 миллион человек, е) триста тысяч человек.
3. В первой четверти 18 в. наибольшая угроза для казахов нависла со стороны:
а) Китая, в) Джунгарии, с) Хивы, д) России, е) Коканда.
4. Годы «Великого бедствия»:
а) 1720-1725 гг., в) 1700-1705 гг., с) 1723-1727 гг., д) 1725-1730 гг., е) 1731-1736 гг.
5. Об историческом положении в Семиречье и о времени образования Казахского ханства пишет:
6. В 1741-1742 гг. внешнеполитическое положение казахов крайне обострило нашествие джунгарского правителя: а) Галдан-Церена, в) Бошокту, с) Даваци, д) Цеван Рабдана, е) Амурсана.
7. Годы «Великого бедствия» - результат нашествия: а) монголов, в) джунгар, с) китайцев, д) хивинцев, е) кокандцев.
8. Касым-хан, вошедший в историю как собиратель казахских земель, правил в: а) 1468-1480 гг., в) 1512-1521 гг., с) 1480-1512 гг., д) 1523-1533 гг.,е) 1533-1560 гг.
9. Об историческом положении в Семиречье и о времени образования Казахского ханства пишет: а) Баласагуни, в) Джалаири, с) Хайдар, д) Кашгари, е) Бакыргани.
10. Вдохновителями национально-освободительной войны против агрессии Джунгарии являлись:
а) Болат хан, Жолбарыс, в) Абылмамбет, Нуралы султан, с) Толе би, Казыбек би, Айтеке би, д) Семеке, Кайип хан, Барак султан, е) Жакып би, Шорман би, Муса би.
11. Население Казахского ханства достигло предположительно 1 млн. человек в годы правления хана:
12. Длительную борьбу казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана и Присырдарьинские города завершил: а) Тауке, в) Хаккназар, с) Есим, д) Шигай, е) Аблай.
ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО это что такое ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО: определение — Философия.НЭС
ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО
первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей. Основой превращения стада животных предков человека в П. ч. с. было зарождение и развитие производств. деятельности. П. ч. с. – переходная форма между зоологич. объединением и первобытной родовой коммуной, сочетавшей в себе черты как первого, так и второй. Временем существования и развития П. ч. с. был ранний, или нижний, палеолит, к-рый охватывает почти миллион лет. На грани раннего и позднего палеолита произошла смена П. ч. с. сформировавшимся обществом. Развитие П. ч. с. шло необычайно медленно. Развивавшаяся производств. деятельность приходила в противоречие с во многом еще животной морфофизиологич. организацией первых людей, требовала ее перестройки. В процессе становления человеч. общества происходила борьба социального и биологического, обуздание "зоологич. индивидуализма" становящимися производств. отношениями и формирующейся как их концентрированное выражение коллективной волей, моралью. В течение раннего палеолита произошло превращение людей типа питекантропов в неандертальцев, а эти последние на грани раннего и позднего палеолита превратились в людей совр. физич. типа (Homo sapiens). Эпоха П. ч. с., являясь периодом становления общества (социогенеза), одновременно была периодом становления человека (антропогенеза), эволюции человека как биологич. вида. В этом качеств. отличие П. ч. с. от сложившегося общества, в к-ром переход от одной общественно-экономич. формации к другой не предполагает и не требует изменения физич. типа человека. В эволюции П. ч. с. предположительно можно выделить два осн. этапа, первый из к-рых охватывает дошелль, шелль, ранний ашель – время питекантропов и сходных с ними форм, а второй – поздний ашель и мустье – время неандертальцев. Переход от первого ко второму характеризуется сдвигом в развитии каменной техники, возрастанием роли охоты, превратившейся в гл. источник существования формирующихся людей, овладением способами добывания огня, изменением физич. типа человека и соответственно крупным переломом в становлении обществ. отношений. Перелом этот выразился, в частности, в ограничении промискуитета. Имеются основания полагать, что с переходом ко второму этапу в П. ч. с. возникает и укрепляется сначала запрет каннибализма, а затем и вообще убийства членов своего коллектива. Наряду с запретами, табу, появляются и получают развитие позитивные нормы поведения, в частности предписывающие заботу о всех членах коллектива и уравннт. распределение пищи. Происходит осознание единства всех членов П. ч. с., причем скорее всего в форме тотемизма. К этому же времени, вероятно, относится появление зачатков магии. В ходе дальнейшего развития П. ч. с. социальные отношения все в большей степени вытесняли остававшиеся беспорядочными половые отношения из коллектива. Возникают системы, состоящие из двух взаимнобрачащихся первобытных стад – дуально-стадные организации. Каждое из стад становится коллективом, между членами к-рого половые отношения воспрещены, т.о. экзогамным коллективом, родом; соответственно, дуально-стадная организация превращается в дуально-родовую. Род является первым коллективом, в основе к-рого лежали лишь социальные отношения. По вопросу о месте П. ч. с. в истории человечества в сов. науке существуют две т. зр. Господствующим является взгляд на эпоху П. ч. с. как па начальный этап первой – первобытнообщинной формации. В последние годы отд. ученые, исходя из установленного наукой факта, что эпоха П. ч. с. является периодом формирования человеч. общества, пришли к выводу, что качеств. грань, отделяющая П. ч. с. от родового общества, является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономич. формациями. История человечества в соответствии с такой т. зр. делится на историю П. ч. с. (период формирования общества) и историю уже сформировавшегося общества, а первой общественно-экономич. формацией является родовое общество. Лит. см. при ст. Первобытнообщинная формация. Ю. Семенов. Рязань.
Оцените определение:
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
terme.ru
Первобытное человеческое стадо понятие
Словарь
загрузка...
философская энциклопедия
Первобытное человеческое стадо 25846 б.
первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей. Основой превращения стада животных предков человека в П. ч. с. было зарождение и развитие производств. деятельности. П. ч. с. – переходная форма между зоологич. объединением и первобытной родовой коммуной, сочетавшей в себе черты как первого, так и второй. Временем существования и развития П. ч. с. был ранний, или нижний, палеолит, к-рый охватывает почти миллион лет. На грани раннего и позднего палеолита произошла смена П. ч. с. сформировавшимся обществом. Развитие П. ч. с. шло необычайно медленно. Развивавшаяся производств. деятельность приходила в противоречие с во многом еще животной морфофизиологич. организацией первых людей, требовала ее перестройки. В процессе становления человеч. общества происходила борьба социального и биологического, обуздание "зоологич. индивидуализма" становящимися производств. отношениями и формирующейся как их концентрированное выражение коллективной волей, моралью. В течение раннего палеолита произошло превращение людей типа питекантропов в неандертальцев, а эти последние на грани раннего и позднего палеолита превратились в людей совр. физич. типа (Homo sapiens). Эпоха П. ч. с., являясь периодом становления общества (социогенеза), одновременно была периодом становления человека (антропогенеза), эволюции человека как биологич. вида. В этом качеств. отличие П. ч. с. от сложившегося общества, в к-ром переход от одной общественно-экономич. формации к другой не предполагает и не требует изменения физич. типа человека.
В эволюции П. ч. с. предположительно можно выделить два осн. этапа, первый из к-рых охватывает дошелль, шелль, ранний ашель – время питекантропов и сходных с ними форм, а второй – поздний ашель и мустье – время неандертальцев. Переход от первого ко второму характеризуется сдвигом в развитии каменной техники, возрастанием роли охоты, превратившейся в гл. источник существования формирующихся людей, овладением способами добывания огня, изменением физич. типа человека и соответственно крупным переломом в становлении обществ. отношений. Перелом этот выразился, в частности, в ограничении промискуитета. Имеются основания полагать, что с переходом ко второму этапу в П. ч. с. возникает и укрепляется сначала запрет каннибализма, а затем и вообще убийства членов своего коллектива. Наряду с запретами, табу, появляются и получают развитие позитивные нормы поведения, в частности предписывающие заботу о всех членах коллектива и уравннт. распределение пищи. Происходит осознание единства всех членов П. ч. с., причем скорее всего в форме тотемизма. К этому же времени, вероятно, относится появление зачатков магии.
В ходе дальнейшего развития П. ч. с. социальные отношения все в большей степени вытесняли остававшиеся беспорядочными половые отношения из коллектива. Возникают системы, состоящие из двух взаимнобрачащихся первобытных стад – дуально-стадные организации. Каждое из стад становится коллективом, между членами к-рого половые отношения воспрещены, т.о. экзогамным коллективом, родом; соответственно, дуально-стадная организация превращается в дуально-родовую. Род является первым коллективом, в основе к-рого лежали лишь социальные отношения.
По вопросу о месте П. ч. с. в истории человечества в сов. науке существуют две т. зр. Господствующим является взгляд на эпоху П. ч. с. как па начальный этап первой – первобытнообщинной формации. В последние годы отд. ученые, исходя из установленного наукой факта, что эпоха П. ч. с. является периодом формирования человеч. общества, пришли к выводу, что качеств. грань, отделяющая П. ч. с. от родового общества, является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономич. формациями. История человечества в соответствии с такой т. зр. делится на историю П. ч. с. (период формирования общества) и историю уже сформировавшегося общества, а первой общественно-экономич. формацией является родовое общество.
Лит.
Ю. Семенов. Рязань.
ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ
первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в производстве и распределении и социальным равенством членов общества.
Спорен вопрос о её начале. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн. лет, был временем перехода от биологич. формы движения материи к социальной, т. е. эпохой становления человека и общества. Формирующиеся люди, к которым относятся архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы и др. сходные с ними формы) и палеантропы (неандертальцы), жили в формирующемся обществе, которое принято именовать первобытным человеч. стадом или праобществом (праобщиной). По археологич. периодизации — это ранний палеолит; примерно на грани раннего и позднего палеолита 35—40 тыс. Лет назад антропосоциологенеа завершился. На смену формирующимся людям пришли готовые люди — неоантропы, Homo sapiens, а праобщество превратилось в сформировавшееся человеч. общество. Одни учёные включают праобщество в П. ф. в качестве первого этапа её развития. Другие считают объединение праобщества и начального этапа эволюции готового общества в одну единицу историч. развития неоправданным. С их точки зрения общественно-экономической формацией можно считать лишь определённую стадию развития сформировавшегося общества. Соответственно под П. ф. они понимают общество, Каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государства. По археологической периодизации это — поздний палеолит, мезолит, отчасти неолит.
В развитии этого общества отчётливо выделяются две осн. стадии: стадия ранней первобытной общины, или первобытной коммуны, и стадия поздней первобытной общины. На первой стадии люди создавали орудия из камня, кости, рога, дерева, но пищу не производили. Они присваивали её при помощи орудий. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим. Осн. способами добывания средств к жизни были охота и собирательство, к которым позднее присоединилось рыболовство. Уровень развития производит. сил был настолько низок, что обществом создавалось продукта не больше, или не намного больше, чем его необходимо было для обеспечения физич. существования всех его членов, т. е. избыточный продукт был крайне мал. В этих условиях объективной необходимостью было существование безраздельной коллективной собственности на все средства производства и предметы потребления и особенно на пищу. Пища распределялась между всеми членами коллектива независимо от того, участвовали они в её добывании или не участвовали. Такое распределение обычно именуют уравнительным. Вопреки распространённому представлению, оно не означает распределения продукта между всеми поровну, хотя это и могло иметь место. Суть уравнит. распределения заключается в том, что каждый член коллектива имел право на часть созданного в нём продукта исключительно лишь в силу принадлежности к коллективу. Размер получаемой доли зависел, во-первых, от объёма произведённого продукта, вовторых, от потребностей данного индивида. Взрослые мужчины нуждались в большем количестве нищи, чем, напр., старики и дети, и соответственно получали большие доли продукта. В общем и целом распределение осуществлялось по потребностям. Личной собственности на данном этапе не существовало. Имело место лишь личное пользование, а позднее личное распоряжение вещами, принадлежавшими коллективу. В условиях безраздельного господства коллективной собственности труд членов социального организма носил непосредственно-об-ществ. характер совершенно независимо от того, трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку. Первобытный социальный организм на данной фазе был подлинной коммуной.
Первобытная коммуна первоначально полностью совпадала с материнским родом. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с др. родом. Превращение на грани раннего и позднего палеолита праобщины, в которой господствовал промискуитет, в материнско-родовую коммуну было одновременно возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными брачными отношениями родов — дуально-родовой организации. В дальнейшем наряду с групповым браком возник парный и вместе с ним — парная семья. С поселением супругов вместе первобытная коммуна перестала совпадать с родом. Но включая теперь в свой состав людей, принадлежавших к неск. родам, каждая община имела в своей основе один определ. род и в этом смысле оставалась родовой. Род в большинстве случаев продолжал быть материнским, но в определ. условиях наряду с материнским мог возникнуть и отцовский род (напр., у австралийцев).
Хотя размеры коллективов на данной фазе П. ф. обычно не превышали неск. десятков человек, каждый из них представлял собой (прежде всего в экономич. отношении) самостоят. социальный организм. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значит. влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единств, регулятором поведения людей была воля коллектива (первобытная мораль), выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в обычаях и традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Обычно неск. коллективов, живших по соседству, образовывали племя.
Развитие производит. сил и возрастание массы избыточного продукта привело в дальнейшем к тому, что уравнит. распределение стало препятствием для дальнейшего развития производства. Возникла объективная необходимость в распределении по труду. С началом перехода к нему П. ф. вступила во вторую фазу своего развития — стадию поздней первобытной общины. Становление трудового способа распределения шло медленно; в течение всей второй фазы наряду с ним продолжал сохраняться и действовать старый — уравнительный. Сфера действия трудового способа распределения первоначально охватывала лишь избыточный продукт. Возникли и получили развитие спец. системы его распределения и обмена, отличные от системы распределения жизнеобеспечивающего продукта, — т. н. престижная экономика. В дальнейшем трудовой способ распределения начал распространяться и на жизнеобеспечивающий продукт. Сокращалась доля продукта, подлежащего уравнит. распределению, происходило сужение круга лиц, внутри которого этот принцип продолжал действовать.
Становление трудового способа распределения имело своим неизбежным следствием появление индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как экономич. ячейки и возникновение известного имуществ. неравенства между индивидами и семьями. Возрастают размеры общин. В их состав теперь входят уже нередко сотни людей. Усложняется структура общин, приобретая иерархич. характер. По-видимому, на этой стадии выделяются особые должностные лица (старейшины, вожди). Однако это имеет место не всегда и не везде.
Переход к фазе поздней первобытной общины произошёл ещё в эпоху господства присваивающего хозяйства, но прочная материально-технич. база была подведена под неё только с появлением земледелия и скотоводства. Переход к этой форме хозяйства был первым из трёх крупнейших переломов в развитии производит. сил человечества — аграрной революцией. Если человек раньше лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, которую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, он начал её производить, что создало условия для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным становление классов и государства.
Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития П. ф. На смену ей пришла эпоха перехода от доклассового общества к классовому, эпоха предклассового общества. Становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Община постепенно трансформировалась в систему всё более обособлявшихся Друг от друга домохозяйств, т. е. превращалась из первобытной в сельскую, соседскую. Парная семья трансформировалась в моногамную. Чаще всего этот процесс был опосредован возникновением большой, патриархальной семьи. Началось выделение ремесла, что способствовало развитию товарообмена. Углублялось иму-ществ. неравенство. Началось формирование частной собственности. Появились различные формы эксплуатации: клиентелла, кабала, рабство. Свободное население всё в большей степени расслаивалось на эксплуататорское меньшинство и зависимую от него массу рядовых общинников. Зарождались и обострялись социальные антагонизмы. В значит. степени процесс становления классов и государства ускоряли войны, которые велись с целью грабежа и установления даннических отношений. Увеличивались размеры социальных объединений, которые теперь могли включать в свой состав тысячи, десятки и даже сотни тысяч людей. Общины всё в большей степени из самостоят. социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств.
Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и егип. цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э. в энеолите (меднокаменном веке). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгеаде (включая Зап. М. Азию), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых классовых обществ относится к числу спорных. Одни сов. учёные считают их рабовладельческими, другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства.
Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М., 1974а; Становление классов и государства. Сб. ст., М., 1976; БорисковскийП. И., Древнейшее прошлое человечества, Л., 19792.
Ю. И. Семёнов.
Большая советская энциклопедия
Первобытное человеческое стадо 2809 б.
Другой материал:Статья - Рождение правоотношений и государственной властиРеферат - Происхождение государства и права 6Статья - Сущность антропосоциогенеза
загрузка...
Словари:
• медицинская энциклопедия• большой медицинский словарь• медицинские термины• психологическая энциклопедия• психотерапевтическая энциклопедия