Первобытное искусство урала. 8,9. Первобытное искусство Урала (4 ч.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

6,7. Культовые памятники Урала (4 ч.). Первобытное искусство урала


8,9. Первобытное искусство Урала (4 ч.)

1. Произведения искусства палеолита - энеолита на Урале

а) костяная и роговая скульптура

б) каменная и кремневая скульптура

в) деревянная антропо- и зооморфная скульптура

г) глиняная скульптура

д) графические изображения на камне и керамике

е) орнаменты на кости, камне и керамике

  1. Произведения искусства бронзового и железного веков

  2. Сакральное использование и семантика произведений искусства

Литература

В.Д. Викторова, Н.М. Чаиркина, В.Н. Широков. Гора и водоплавающая птица в мироведении древнего уральского населения // Уральский историче­ский вестник. Екатеринбург, 1997. Вып. 4.

Е.А. Гаджиева. Идолы VI разреза Горбуновского торфяника (несколько замечаний по вопросу культурно-хронологической принадлежности) // Четвер­тые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2004.

  1. А. Герасименко. Древний календарь и календарная мифология населе­ния Среднего Зауралья (опыт интерпретации одной находки) // Четвертые Бер­совские чтения. Екатеринбург, 2004.

  2. Н. Карманов. Мелкая пластика европейского Северо-Востока // Ученые записки НТГСПА. Общественные науки. Нижний Тагил, 2006.

В.Т. Ковалева. Образ мира населения аятской культуры (по орнаментам на сосудах) // Четвертые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2004.

Ю.П. Литвиненко, Ю.Б. Сериков. Новые находки произведений перво­бытного искусства на территории Среднего Зауралья // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 1988. Вып. 23.

Ю.С. Ляхницкий. Сокровище палеолита. Рисунки и знаки пещеры Шуль- ганташ. Уфа, 2008.

  1. И. Мошинская. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. М.,

1976.

Л.В. Носкова, А.Ф. Шорин. Скульптурные изображения на неолитиче­ских сосудах Кокшаровского холма // Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил, 2007.

М.Ф. Обыденнов, К.И. Корепанов. Искусство Урала и Прикамья. Часть 1. Эпоха неолита и бронзы. Уфа, 1997.

  1. Н. Панина. Культовые предметы в собрании археологических коллек­ций Свердловского областного краеведческого музея // Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.

В.Т. Петрин. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск. 1992.

В.Т. Петрин, И.В. Усачева. Каменные навершия с оз. Аргази // Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004

С.Н. Погорелов. Культовая деревянная посуда из торфяниковых памятни­ков Среднего Зауралья // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 2002. Вып. 24.

  1. И. Рассадович, Ю.Б. Сериков, В.Ф. Старков. Древнейшая скульптура лесного Зауралья // Советская археология. 1976. № 4.

Ю.Б. Сериков. О находках произведений искусства на стоянке Юрьино IY (Зауралье) // Советская археология. 1978. № 4.

Ю.Б. Сериков. Произведения первобытного искусства с восточного скло­на Урала // Вопросы археологии Урала. Вып. 24. Екатеринбург, 2002.

Ю.Б. Сериков. «Культ голов» в каменном веке Урала // Исторические ис­токи, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Материалы международной научной конференции. Ижевск, 2002.

Ю.Б. Сериков. Орнаментированные наконечники стрел эпохи мезолита с пещерного святилища на Камне Дыроватом (р. Чусовая) // Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург, 2003.

Ю.Б. Сериков. Кремневая скульптура Урала (вопросы хронологии, про­исхождения и семантики) // Проблемы археологии и древней истории Урала. Нижний Тагил, 2005.

Ю.Б. Сериков. Символика цвета у древнего населения Урала по данным археологии // Проблемы археологии и древней истории Урала. Нижний Тагил, 2005.

Ю.Б. Сериков. «Культ голов» в обрядовой практике древнего населения Урала // Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Вып. 5. Екатеринбург, 2007.

Ю.Б. Сериков. Глиняная пластика Урала в эпохи неолита - бронзы // Уче­ные записки НТГСПА. Общественные науки. Нижний Тагил, 2007.

Ю.Б. Сериков. Галечные скульптуры - изобразительные символы обрядо­вой деятельности древнего человека // Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил, 2007.

И.В. Усачева. К истокам мировоззрения древних уральцев (по материалам мелкой глиняной и кремневой пластики эпохи неолита - бронзы оз. Андреев­ского Тюменской обл.) // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 1998. Вып. 23.

Н.М. Чаиркина. Антропо- и зооморфные образы энеолитических ком­плексов Среднего Зауралья // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 1998. Вып. 23.

  1. Н. Широков. Древнейшее искусство уральских пещер (пособие для учителя и учащихся). Екатеринбург, 1995.

В.Н. Широков. Искусство под сводами пещер // Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.

В.Н. Широков, С.Е. Чаиркин, Н.А. Широкова. Уральские писаницы: река Тагил. Екатеринбург, 2005.

Д.Н. Эдинг. Резная скульптура Урала. М., 1940.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ

КРАЕВЕДЕНИЮ

studfiles.net

6,7. Культовые памятники Урала (4 ч.)

1. Пещерные святилища

а) пещеры с росписями

б) пещеры с черепами

в) пещеры с погребениями

г) пещеры с наконечниками стрел

д) многокомплексные пещеры

2. Святилища на вершинах гор, скал, холмов

а) Голый Камень

3. Культовые озерные центры

а) Кокшаровский холм

б) на Шайтанском озере

4. Святилища под наскальными изображениями

а) на озере Большие Аллаки

Литература

О.Н. Бадер. Каповая пещера. М., 1965.

В.Д. Викторова. Культовые озерные памятники // Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.

В.Д. Викторова. Жертвенные места на горах и холмах // Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.

В.Г. Котов. Святилище в пещере Шульган-Таш (Каповой) и мифология Южного Урала // Проблемы первобытной культуры. Уфа, 2001.

В.Г. Котов. Культ медведя на Урале по данным пещеры Заповедная // Проблемы первобытной культуры. Уфа, 2001.

В.Т. Петрин. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992.

Ю.Б. Сериков. Пещерные святилища реки Чусовой. Нижний Тагил, 2009.

Ю.Б. Сериков. Культовый памятник нового типа на западном берегу Шайтанского озера // Ученые записки НТГСПА. Общественные науки. Нижний Тагил, 2004.

Ю.Б. Сериков. Скальные культовые памятники Шайтанского озера // Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007.

Ю.Б. Сериков. Скальное святилище на северном острове Шайтанского озера // Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. Ученые записки. Общественные науки. Нижний Тагил, 2011. С. 113-140.

Ю.Б. Сериков, Л.В. Серикова. Святилище на вершине горы Голый Камень (Нижний Тагил). Нижний Тагил, 2005.

В.Н. Широков. Древнейшее искусство уральских пещер. Пособие для учителей и учащихся. Екатеринбург, 1995.

8,9. Первобытное искусство Урала (4 ч.)

1. Произведения искусства палеолита – энеолита на Урале

а) костяная и роговая скульптура

б) каменная и кремневая скульптура

в) деревянная антропо- и зооморфная скульптура

г) глиняная скульптура

д) графические изображения на камне и керамике

е) орнаменты на кости, камне и керамике

2. Произведения искусства бронзового и железного веков

3. Сакральное использование и семантика произведений искусства

Литература

В.Д. Викторова, Н.М. Чаиркина, В.Н. Широков. Гора и водоплавающая птица в мироведении древнего уральского населения // Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 1997. Вып. 4.

Е.А. Гаджиева. Идолы VΙ разреза Горбуновского торфяника (несколько замечаний по вопросу культурно-хронологической принадлежности) // Четвертые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2004.

А.А. Герасименко. Древний календарь и календарная мифология населения Среднего Зауралья (опыт интерпретации одной находки) // Четвертые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2004.

В.Н. Карманов. Мелкая пластика европейского Северо-Востока // Ученые записки НТГСПА. Общественные науки. Нижний Тагил, 2006.

В.Т. Ковалева. Образ мира населения аятской культуры (по орнаментам на сосудах) // Четвертые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2004.

Ю.П. Литвиненко, Ю.Б. Сериков. Новые находки произведений первобытного искусства на территории Среднего Зауралья // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 1988. Вып. 23.

Ю.С. Ляхницкий. Сокровище палеолита. Рисунки и знаки пещеры Шульганташ. Уфа, 2008.

В.И. Мошинская. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. М., 1976.

Л.В. Носкова, А.Ф. Шорин. Скульптурные изображения на неолитических сосудах Кокшаровского холма // Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил, 2007.

М.Ф. Обыденнов, К.И. Корепанов. Искусство Урала и Прикамья. Часть 1. Эпоха неолита и бронзы. Уфа, 1997.

С.Н. Панина. Культовые предметы в собрании археологических коллекций Свердловского областного краеведческого музея // Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.

В.Т. Петрин. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск. 1992.

В.Т. Петрин, И.В. Усачева. Каменные навершия с оз. Аргази // Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.

С.Н. Погорелов. Культовая деревянная посуда из торфяниковых памятников Среднего Зауралья // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 2002. Вып. 24.

А.И. Рассадович, Ю.Б. Сериков, В.Ф. Старков. Древнейшая скульптура лесного Зауралья // Советская археология. 1976. № 4.

Ю.Б. Сериков. О находках произведений искусства на стоянке Юрьино IY (Зауралье) // Советская археология. 1978. № 4.

Ю.Б. Сериков. Произведения первобытного искусства с восточного склона Урала // Вопросы археологии Урала. Вып. 24. Екатеринбург, 2002.

Ю.Б. Сериков. «Культ голов» в каменном веке Урала // Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Материалы международной научной конференции. Ижевск, 2002.

Ю.Б. Сериков. Орнаментированные наконечники стрел эпохи мезолита с пещерного святилища на Камне Дыроватом (р. Чусовая) // Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург, 2003.

Ю.Б. Сериков. Кремневая скульптура Урала (вопросы хронологии, происхождения и семантики) // Проблемы археологии и древней истории Урала. Нижний Тагил, 2005.

Ю.Б. Сериков. Символика цвета у древнего населения Урала по данным археологии // Проблемы археологии и древней истории Урала. Нижний Тагил, 2005.

Ю.Б. Сериков. «Культ голов» в обрядовой практике древнего населения Урала // Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Вып. 5. Екатеринбург, 2007.

Ю.Б. Сериков. Глиняная пластика Урала в эпохи неолита – бронзы // Ученые записки НТГСПА. Общественные науки. Нижний Тагил, 2007.

Ю.Б. Сериков. Галечные скульптуры – изобразительные символы обрядовой деятельности древнего человека // Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил, 2007.

И.В. Усачева. К истокам мировоззрения древних уральцев (по материалам мелкой глиняной и кремневой пластики эпохи неолита – бронзы оз. Андреевского Тюменской обл.) // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 1998. Вып. 23.

Н.М. Чаиркина. Антропо- и зооморфные образы энеолитических комплексов Среднего Зауралья // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 1998. Вып. 23.

В.Н. Широков. Древнейшее искусство уральских пещер (пособие для учителя и учащихся). Екатеринбург, 1995.

В.Н. Широков. Искусство под сводами пещер // Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.

В.Н. Широков, С.Е. Чаиркин, Н.А. Широкова. Уральские писаницы: река Тагил. Екатеринбург, 2005.

Д.Н. Эдинг. Резная скульптура Урала. М., 1940.

studfiles.net

Первобытная живопись в пещерах южного урала

Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. «Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве», 2011 ПЕРВОБЫТНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПЕЩЕРАХ ЮЖНОГО УРАЛА

Кроме писаниц неолита и эпохи металла на скалах, на Урале обнаружены уникальные памятники пещерного искусства, относящегося к древнекаменному веку. Это рисунки в Каповой и Игнатьевской пещерах.

Гравированная фигура мамонта со стоянки Мальта, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург После открытия древнейших росписей и гравировок в пещерах Альтамира, Шабо, Пэр-нон-Пэр, Марсула, Ла Мут, Комбарель, Нио уже в начале ХХ столетия стало ясно, что на достаточно небольшой территории юга Франции и Севера Испании сформировался мощный очаг палеолитического искусства. В среде европейских ученых того времени стали строиться теории об исключительной роли населения этих регионов в процессе развития первобытного искусства. Профессор Парижского института по изучению доисторического человека Гуго Обермайер в своей монументальной работе «Доисторический человек» писал: «Находящаяся в гораздо более благоприятных климатических условиях Западная Европа обнару­живает такое развитие искусства, что с ним нельзя и сравнивать те ничтожные следы художественной деятельности первобытного человека, какие мы находим в Цен­тральной Европе».

Однако, находки великолепных образцов верхнепалеолитической пластики на стоянках в Пржедмости, Долних Вестоницах в Чехии, Мезине на Украине, Костенках в Воронежской области, Елисеевичах на Смоленщине, Мальте и Бурети в Восточной Сибири, говорили о гораздо более широком распространении первобытного искусства. Прекрасные костяные и глиняные скульптурки, гравировки на пластинках из камня и бивня мамонта, украшения, музыкальные инструменты говорили о богатстве, своеобразии и различных проявлениях палеоли­тического творчества в Центральной, Восточной Европе и в Сибири. Отсутствие палеолитической живописи на этих территориях, вероятно, объясняется отсутствием подходящих пещер и гротов. Хотя, в середине ХХ века высказывались мнения о палеолитическом возрасте некоторых наскальных изображений, открытых на территории СССР. К ним относили гравированные геометрические мотивы в гротах Мгвимеви в Грузии и Агца в Абхазии, красочные сцены охоты в ущелье Зараут-Сай в Узбекистане, фигуры быка и двух лошадей с Шишкинских скал. Однако, против столь древнего возраста упомянутых памятников, уже в то время имелись серьезные возражения, в частности исследователи ссылались на то, что среди изображений животных отсутствуют вымершие виды ледникового периода.

Вокруг этой фигуры в 1950-1970 годы разгорелась жаркая дискуссия. Одни ученые видели в ней мамонта, и датировали эпохой палеолита, другие – быка,выгравированного в неолите. Каменная могила, Украина В 1950–1970-е годы развернулись жаркие споры о датировке некоторых изображений Каменной Могилы на Украине. По существу, дискуссия велась вокруг одной фигуры, является ли изображенное здесь животное быком или мамонтом. Современные исследователи рассматривают этот петроглиф как рисунок быка и придерживаются неолитической датировки. Исследования, проведенные в последние годы на Шишкинской писанице, так же подтвердили ошибочность датировки некоторых фигур палеолитом. Рисунки Узбекистана, сегодня уверенно датируют мезолитом и неолитом.

Поэтому, бесспорно, открытие палеолитических рисунков в Каповой пещере стало настоящей сенсацией в мировой исторической науке. 

.

www.arkur.ru

mognovse.ru

Первобытное искусство

Содержание

Введение          31. Проблема происхождения первобытного искусства  42. Монументальная наскальная живопись    63. Первобытная скульптура       11Заключение         14Список литературы        15

Введение

Обращение человека к художественному творчеству было величайшим событием по тем возможностям, которые в нем заложены. Об этом нагляднее всего свидетельствует возникновение письменности. Современным буквенно-звуковым системам письма предшествовали различные его формы, но первоначальным типом было пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изображений. Этот первоначальный тип письма был тесно связан с первобытным изобразительным искусством, от которого пиктографическое письмо стало отделяться в начале мезолита, чтобы спустя тысячи лет, уже на пороге раннеклассовых цивилизаций превратиться в упорядоченную письменность.Тоже произошло и с искусством - должно было пройти свыше 900 тысяч дет, отделяющих древнейших людей от человека современного типа, прежде чем рука и мозг созрели для художественного творчества.

1. Проблема происхождения первобытного искусства

С появлением на Земле человека современного вида процесс развития производительных сил и социальных отношений существенно ускорился. Качественный скачок произошел и в развитии культуры. Существенно новым явлением стало первобытное искусство. Этот момент - обращение человека к новому виду деятельности - художественному творчеству, является выдающимся шагом в его эволюции. Что заставило человека совершить этот поворот от чисто утилитарной деятельности к столь отвлеченному занятию?Вопрос о причинах возникновения первобытного искусства является одним из самых спорных в науке. Существуют гипотезы, указывающие на различные факторы, послужившие отправной точкой художественного творчества человека: его эстетические потребности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, познавательная деятельность, необходимость закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д. Ведутся споры о том, как и когда появилось искусство, чем оно было для первобытного человека, какие результаты его творческой деятельности относить к искусству (3, с. 21).Наиболее обоснованным представляется взгляд на происхождение искусства как на результат познавательной деятельности первобытного человека и связанную с этим необходимость отражения, закрепления и передачи социального опыта в специфической опосредованной форме. В отличие от искусства последующего этапа развития, первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека. Художественное творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, и прежде всего с мифологией и религией. Это единство образовывало так называемый первобытный синкретизм. Все виды духовной деятельности были связаны с искусством и выражали себя через искусство.Первобытное искусство в силу синкретического характера культуры рассматриваемой эпохи обладало функциональной многоплановостью. В качестве основных его функций можно выделить следующие: мировоззренческую, воспитательную, познавательную, информационную, коммуникативную, магико-религиозную, эстетическую. Все эти функции неразрывно связаны между собой и проистекают одна из другой.В искусстве первобытной эпохи получили свое развитие первые представления человека об окружающем мире и о себе самом. Оно способствовало закреплению и передаче знаний, умений и навыков людей, служило средством общения между ними. Первобытное искусство регулировало и направляло социальные и психические процессы в обществе. Оно выступало средством формирования духовного мира человека, упорядочивало психические процессы в нем самом (3, с. 22).В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости, рогу, рельефы, орнаменты). В глубокую древность уходят также истоки других видов художественного творчества: музыки, пения, танца, театрализованных представлений.Люди начали заниматься искусством намного раньше, чем у них сложилось понятие об искусстве, и намного раньше, чем они могли уяснить себе его действительное значение, действительную пользу.Овладевая умением изображать видимый мир, люди также не осознавали подлинного общественного значения этого умения. Происходило нечто подобное позднейшему становлению наук, тоже постепенно высвобождавшихся из плена наивных фантастических представлений: средневековые алхимики стремились найти «философский камень» и тратили на это годы напряженных трудов. Философского камня они так и не нашли, но зато приобрели ценнейший опыт в исследовании свойств металлов, кислот, солей и т. п., подготовивший последующее развитие химии.Говоря о том, что первобытное искусство было одной из первоначальных форм познания, изучения окружающего мира, мы не должны полагать, что, следовательно, в нем не было ничего в собственном смысле слова эстетического. Эстетическое не есть нечто в корне противоположное полезному.

2. Монументальная наскальная живопись

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Это скульптурные, графические, живописные изображения, геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов природы. Среди них особое место занимают так называемые «Венеры» - изображения, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Найдены обобщенно выразительные изображения животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них.Пещерная живопись была открыта в конце XIX в. (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера - Южный Урал). Одно из самых выдающихся открытий в области пещерного искусства было сделано во Франции в 1940 г. Случайно обнаруженная четырьмя мальчиками пещера Ласко стала настоящей сенсацией в мире наскальной живописи, образцы которой принадлежат к числу самых совершенных творений эпохи палеолита. Их приблизительный возраст 15 - 20 тыс. лет. Найденные детьми высокохудожественные произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первоклассный музей первобытного искусства, называемый «доисторической сикстинской капеллой» (4).В развитии пещерного искусства прослеживаются несколько периодов, охватывающих более 25 тысячелетий (XXX - IV тысячелетия до н. э.).К начальному периоду, длившемуся около пятнадцати тысячелетий, относятся памятники с примитивными рисунками, неясными знаками, волнистыми линиями («макаронами»), прочерченными пальцами по мокрой глине, отпечатками кисти руки. К концу первого периода появляются неуверенные контурные рисунки животных, которые постепенно совершенствуются, начинают заполняться краской (пещеры Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут - во Франции, Альтамира и др. - в Испании).Второй период – XVIII - XV тысячелетия до н. э. характеризуется переходом от контурного, плоскостного изображения к передаче объемности объекта и к его большей детализации (пещеры Ласко, Пеш Мерль, Ла Пасьега и др.).Третий период – XIV - XII тысячелетие до н. э. Пещерное искусство достигает самых больших высот. Анималистические ансамбли поражают своими масштабами (до 5 тыс. изображений) и реалистичностью, совершенством передачи объемов, пропорций фигур, перспективы, движения, применением полихромии. Подобные ансамбли созданы в пещерах Руфиньяк, Труа, Фрер, Монтеспан, Ньо, Ласко, Ла Мадлен и многих других. К концу этого периода живопись постепенно перерождается в техническую виртуозность, теряет объемность, становится плоскостной.Четвертый период – XII - XI тысячелетия до н. э. характеризуется переходом к стилизации, обобщению; изображения все более приобретают символический характер (пещеры Лабастид, Фон де Гом, Марсула и др.).Пятый период – IX - IV тысячелетия до н. э. завершает развитие пещерного искусства в Европе. Оно характеризуется своеобразным возвратом к своим истокам - отсутствием реалистических изображений, появлением чисто символических изображений: беспорядочных переплетений линий, геометрических рисунков, рядов точек, загадочных знаков и т. п., содержание которых нам не известно.Трудовые процессы, связанные с изготовлением орудий, начавшиеся на много тысячелетий раньше, чем занятия рисованием и лепкой, в известной степени подготовили у человека способность эстетического суждения, научив его принципу целесообразности и соответствия формы содержанию. Древнейшие орудия почти бесформенны: это куски камня, обтесанные с одной, а позже с двух сторон; они служили для разных целей: и для рытья, и для резания, и т. д. По мере того как идет специализация орудий по функциям (появляются остроконечники, скребки, резцы, иглы), они приобретают более определенную и целесообразную, а тем самым и более изящную форму: в этом процессе осознается значение симметрии, пропорций, вырабатывается то чувство нужной меры, которое столь важно и в искусстве. И когда люди, стремившиеся усилить эффективность своего труда и научившиеся ценить и чувствовать жизненное значение целесообразной формы, подошли к передаче сложных форм живого мира, они сумели создать произведения, эстетически уже очень значимые и действенные.Экономными, смелыми штрихами и большими пятнами красной, желтой и черной краски передавалась монолитная, могучая туша бизона. Изображение было полно жизни: в нем чувствовался трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущалась готовность зверя ринуться вперед; наклонив массивную голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении его тяжелый бег сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей его толпы охотников (3, с. 32).В многочисленных изображениях оленей и ланей первобытные художники очень хорошо передавали стройность фигур этих животных, нервное изящество их силуэта и ту чуткую настороженность, которая сказывается в повороте головы, в навострившихся ушах, в изгибах тела, когда они прислушиваются, не грозит ли им опасность. С удивительной точностью изображая и грозного, мощного бизона и грациозную лань, люди не могли не усваивать и самих этих понятий - силы и грации, грубости и изящества, - хотя, может быть, и не умели еще их сформулировать. А несколько более позднее изображение слонихи, хоботом прикрывающей своего слоненка от нападения тигра, - разве оно не свидетельствует о том, что художника начинало интересовать нечто большее, чем внешний вид зверя, что он присматривался к самой жизни животных и ее различные проявления казались ему интересными и поучительными. Он подмечал в мире животных трогательные и выразительные моменты, проявление материнского инстинкта. Словом, эмоциональные переживания человека, несомненно, утончались и обогащались с помощью его художественной деятельности уже на этих ступенях ее развития.

Мамонт. Пещера Фон де Гом

С наступлением эпохи мезолита происходят заметные изменения и в искусстве. В изображении начинает преобладать человек. Материальность объектов - цвет и объем - уступает первенство действию, движению. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из множества фигур, композиционно не связанных между собой, то наскальное искусство, многофигурные изображения мезолита представляют собой композиционное единство, живо воспроизводящее сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др. Так, в Альпере (Восточная Испания) наскальный фриз с изображением сцен охоты включает несколько сотен человеческих фигур и десятки животных: стреляющих лучников, мчащихся антилоп, оленей, каменных козлов и баранов, бегущих быков.Перед художниками мезолита стояли задачи, отличные от тех, которые решали художники палеолита. Теперь они стремились показать не сами объекты, а передать действие, смысл происходящих событий. И хотя изображения человека и животных эпохи мезолита менее детализированы, более схематичны, чем в предыдущий период, зато они гораздо более динамичны, подвижны, экспрессивны. Появление динамичных многофигурных композиций говорит о новом, более сложном отражении реальности в сознании человека, о возросшем познавательном уровне художественного творчества.В эпоху неолита искусство, как и в целом первобытная культура, претерпевает глубокие качественные изменения. Важнейшее из них состоит в том, что культура перестает быть единой, она приобретает на различных территориях ярко выраженные особенности, самобытный характер: неолит Египта отличается от неолита Месопотамии, неолит Европы - от неолита Сибири и т. д.Переход от присваивающего хозяйства к производящему способствовал более углубленному познанию мира, самого человека, что повлекло за собой появление нового содержания и новых изобразительных форм в искусстве. С дальнейшим развитием абстрактного мышления, языка, мифологии, религии, накоплением рациональных знаний человек пришел к необходимости обобщения существующих понятий. У него возникла потребность воплотить в искусстве более сложные образы: солнце, землю, небо, огонь, воду и др. Это привело к появлению условно-символических изобразительных форм.Получает распространение орнамент, состоящий из стилизованных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квадрат и т. п. Изображения реальных объектов - человека, животных, птиц, рыб также постепенно стилизовались, превращались в символические знаки, которые выражали религиозно-мифологические представления людей. В то же время стремление украсить все предметы, которыми пользовался человек, удовлетворяло его эстетические потребности. Орнамент или отдельные знаки-символы покрывали древнюю керамику - самый распространенный вид декоративного творчества, деревянную утварь, орудия труда и охоты, оружие, изделия из камня, кости, рога и др. Человек украшал и самого себя раскраской тела, ожерельями, бусами, браслетами, узорчатой одеждой (4).В конце неолита в искусстве появляются все новые и новые сюжеты, при этом изобразительный язык становится все более обобщающим, символическим. Тенденция развития первобытного искусства от изображения живых форм к формам отвлеченным, к общей схеме и, в конечном итоге, к знаку-символу - явление закономерное и универсальное для всей первобытной культуры.К числу наиболее распространенных памятников искусства неолита относятся петроглифы - изображения, высеченные на скалах и валунах под открытым небом. Большую часть из них составляют анималистические сюжеты - изображения животных, служивших объектом охоты человека. Как правило, это рельефное изображение. Живопись на них не сохранилась из-за атмосферного воздействия. Такие «картинные галереи» сохранились во многих местах планеты. Петроглифы эпохи неолита, бронзового и начала железного века встречаются на скалах Скандинавии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Италии, Ирландии. Обнаружены они также в Африке, Австралии, Средней Азии, на Кавказе, в Крыму и в других районах мира. В России многочисленные петроглифы обнаружены на берегах Белого моря. Онежского озера, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.

3. Первобытная скульптура

Скульптура появляется вместе с оседлостью. В жилищах охотников на мамонта и дикую лошадь обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см.) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнута грудь, огромный живот, широкие бедра).Сравнительно верно передавая общие пропорции фигуры, первобытные скульпторы обычно изображали руки этих статуэток тонкими, маленькими, чаще всего сложенными на груди или животе, черты лица не изображали вовсе, хотя довольно тщательно передавали детали прически, татуировки и т. п.Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и на территории бывшего Советского Союза - в палеолитических стоянках у деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдееве под Курском и др. Более схематически выполнены относящиеся к переходному солютрейско-мадленскому времени статуэтки восточной Сибири из стоянок Мальта и Буреть.К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников - мегалитов. Это менгиры -  врытые в землю, вертикально поставленные каменные столбы высотой 4 - 5 м и более, стоящие отдельно или группами; дольмены - огромные, весом до нескольких десятков тонн, каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые каменной плитой, служившие погребальными сооружениями эпохи неолита, бронзы и раннего железного века; кромлехи — культовые сооружения, представляющие собой круговую ограду из каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их каменные плиты. Наиболее известное и крупное сооружение этого типа - Стоунхендж (Англия), имеет 90 метров в диаметре и 125 каменных глыб весом до 25 тонн каждая.Мегалитические сооружения известны в Западной Европе (Англия, Скандинавия, Германия, Голландия, Франция), в Северной Африке (Алжир), в Палестине, Индии, в Крыму, на Кавказе. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч. Однотипный характер таких сооружений, одно и то же время их появления - III - II тысячелетия до н. э., и необычайно широкое распространение наводят на мысль об имевших место однородных верованиях, одной культурной традиции у многих народов, населявших обширные районы земного шара.Мегалитические сооружения явились прототипом монументальной архитектуры. Уже на пороге возникновения первых цивилизаций появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, что в свою очередь было связано с расслоением общества на классы, выделением знати, усложнением религиозных представлений и религиозной практики.Накопленные археологические данные позволяют проследить возникновение и развитие других видов первобытного художественного творчества: музыки, танца, театрализованного представления, прикладного искусства.

Заключение

Первобытное искусство стало началом образного отражения окружающего мира, средством его познания, а также, формирования внутреннего мира самого человека. Изучение памятников первобытного искусства позволяет проследить эволюцию стилей, форм, средств и методов художественного творчества, понять закономерности становления и развития всей мировой художественной культуры.Таким образом, искусство первобытной эпохи - многогранное, всеобъемлющее и сложное явление. Она послужила основой развития первых цивилизаций, возникших в долине Нила и в Месопотамии (конец IV тысячелетия до н. э.), в бассейне Инда (середина III тысячелетия до н. э.), в бассейне Эгейского моря, в Малой Азии, Финикии, Южной Аравии, в бассейне Хуанхе (II тысячелетие до н. э.), в Центральной и Южной Америке (I тысячелетие до н. э. - I тысячелетие н. э.) и, в конечном итоге, всей современной цивилизации.

Список литературы

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990.2. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т. 1. – М.: ЭКСМО - Пресс, 1998.3. Всеобщая история искусств. – М., 1956.4. Зись А. Виды искусства. – М.: Знание, 1979.5. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

magref.ru


Смотрите также