Задания первобытный мир. Задания повышенной сложности по истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методическая разработка урока Первобытный мир — первые шаги человечества. Задания первобытный мир


Задания повышенной сложности по истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей»

Задания повышенной сложности (часть С)

по истории Древнего мира

Подготовила: Хохлова Елена Леонидовна, учитель истории

МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.

Тема «Жизнь первобытных людей»

С1. Прочтите отрывок из книги Ж.А. Рони-старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщет­ны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю пле­мени четыре женщины и два воина питали его день и ночь. Даже в самые тяжелые времена поддержива­ли они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и на­воднений, переносили его через реки и болота; си­неватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, ма­монта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более же­стоким и диким, чем мамонты. И вот теперь он мертв!

1. К какому периоду истории человечества относится этот рассказ?

2. В чем состояло значение овладения огнем для че­ловека? Назовите не менее трех последствий этого события.

С2. Сравните родовую и соседскую общины. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.

Общее

Различия

Родовая община

Соседская община

Тема «Древний Восток»

СЗ. Сравните природные условия Египта и Двуречья. Ука­жите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.

Общее

Различия

Природные условия

Природные условия

Египта

Двуречья

С4. Прочтите отрывок из книги римского историка Страбона и ответьте на вопросы. Используйте в ответах ин­формацию источника, а также знания из курса истории.

на некоторых деревьях по­является «шерсть». Из этой «шерсти», согласно Неарху, выделывают искусно сотканные тонкие ткани; македоняне применяли их вместо подушек и для на­бивки седел... Он говорит о тростнике, который дает мед, хотя и без пчел; действительно, это - плодонос­ное дерево, из плодов которого приготовляют мед, но плоды его опьяняют тех, кто ест их сырыми.

  1. О какой стране идет речь в отрывке из документа?

  1. Как мы сегодня называем те «чудеса», о которых пишут авторы?

С5. Прочтите рассказ о создании нового материала для письма и ответьте на вопросы. Используйте в ответах ин­формацию источника, а также знания из курса истории.

Он смешал пульпу дерева, кору, джутовые волок­на со старыми одеждами и порванными рыболовны­ми сетями. Великое открытие оказалось созданным из мусора, идущего на выброс.

Вновь полученный материал получился на удивле­ние прочным и по многим своим свойствам превос­ходил как бамбук, так и шелк. Прежде всего, он ока­зался значительно дешевле и проще в изготовлении. Безусловно, его «сопротивляемость» времени была значительно меньшей, чем, скажем, у шелковых книг, но общедоступность стала решающим фактором. Его могли изготавливать даже в кустарном производстве. Именно это предопределило стремительный рост письменной литературы различного рода: трактатов, центральных и местных хроник, народных рассказов и религиозной литературы.

  1. О каком материале идет речь в тексте? В какой стра­не он был создан?

  1. В чем значение этого изобретения для человечества?

Тема «Древняя Греция и Рим»

С6. Древние Микены, согласно выводам археологов, располагались в удалении от моря, на холме, с которого хорошо была видна окружавшая их местность. Во время раскопок на территории города было найдено большое количество захоронений. Некоторые из них представ­ляли собой углубление в земле для тел покойных, рядом с которыми лежала глиняная посуда. Другие выглядели как вытянутые гробницы, вырубленные в мягкой скале на глубине от 0,5 до 3—4 м. Внутри этих гробниц было найдено большое количество бронзовых орудий труда, оружия, посуды, украшений. Встречалась кухонная по­суда, сделанная из олова; украшения из золота, серебра и железа. Нашли даже янтарь и страусовые яйца.

На основе анализа археологических находок сделайте не менее трех выводов о жизни древних Микен.

С7. Сравните древнегреческие и современные Олимпий­ские игры. Ответ оформите в виде таблицы.

Олимпийские игры в Древней Греции

Современные Олим­пийские игры

С8. Сравните древнегреческий и современный театр. От­вет оформите в виде таблицы.

Театр в Древней Греции

Современный театр

С9. Прочтите отрывок из сочинения греческого ученого Аристотеля и ответьте на вопросы. Используйте в отве­тах информацию источника, а также знания из курса истории.

Долгое время знать и народ вели между собой борьбу. Ведь в то время... бедные были в порабо­щении у богатых, как сами, так и дети их и жены... На таких именно арендных условиях обрабатывали они поля богачей; ведь вся земля была в руках у не­многих. Если же они не вносили условленной платы, они становились кабальными, как сами, так и их дети. До Солона все предоставляли деньги в займы под за­лог личной свободы. Солон был первым заступником народа. Тяжело и горько было большинству граждан быть в порабощении. Да и не только это, народ тя­готился и всем остальным, так как, можно сказать, ни в чем не имел участия.

  1. О каком событии пишет автор? В каком году оно произошло?

  2. Укажите не менее двух причин, которые вызвали недовольство народа.

С10. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Плутарха и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Между Тесеем и много общего, происхож­дение обоих темно, поэтому они считаются потомка­ми богов. Оба славнейшие воины: в том убедились все мы. Вместе с тем они физическую силу соединя­ли с умом. Один из них основал Рим, другой создал Афины, знаменитейшие города в мире; оба похищали женщин; ни один не избег несчастия в собственном доме и ненависти родственников, кроме того, оба они рассорились, говорят, перед смертью со своими со­гражданами

  1. Укажите имя, пропущенное в тексте.

  2. Объясните слова историка: «ни один не избег несча­стия в собственном доме».

С11. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Светония и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Он принимал почести сверх всякой меры: бес­сменное консульство, пожизненную диктатуру, по­печение о нравах, затем имя императора, прозвание отца отечества, статую среди царских статуй, возвы­шенное место в театре, он даже допустил в свою честь постановления, превосходящие человеческий предел: золотое кресло в сенате и суде, священную колесницу и носилки при цирковых процессиях, храмы, жертвен­ники, изваяния рядом с богами, место за угощением для богов... название месяца по его имени; и все эти почести он получал и раздавал по собственному про­изволу. Но величайшую, смертельную ненависть навлек он на себя вот каким поступком. Сенаторов, явившихся в полном составе поднести ему многие вы­сокопочтеннейшие постановления, он принял перед храмом Венеры Прародительницы сидя... Более того, все чаще ходили слухи, будто он намерен пере­селиться в Александрию или в Илион и перевести туда все государственные средства, обескровив Италию воинскими наборами, а управление Римом поручив друзьям... Это и заставило заговорщиков уско-

рить задуманные действия... В заговоре против него участвовало более шестидесяти человек; во гла­ве его стояли Гай Кассий, Марк Брут и Децим Брут.

  1. Укажите имя государственного деятеля, о котором идет речь в тексте.

  2. Какая форма правления установилась в Риме с при­ходом к власти этого государственного деятеля? Приведите не менее трех доказательств, подтвер­ждающих ваш ответ.

С12. Сравните управление в Афинах и Риме в V в. до н. э. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ офор­мите в виде таблицы.

Общее

Различия

Литература

1.А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Учебник История Древнего мира : 5 класс. М.: Просвещение.2006.

2. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/Сост. К. В. Волкова.-М. : ВАКО, 2011.

globuss24.ru

Методическая разработка урока Первобытный мир — первые шаги человечества

  • Главатских Марина Юрьевна, учитель начальных классов

Цель урока:

дать представление об эпохеПервобытного мира.

Задачи урока:

  • узнать о появлении первых людей;
  • проследить расселение первобытных людей попланете;
  • выявить достижения людей Первобытного мира;
  • объяснить представления о добре и зле вПервобытном мире и в наше время;
  • учиться находить в современной жизни явления,открытия, достижения, сохранившиеся со временПервобытного мира

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • презентация;

Слайд 1

Презентация.

Организационный момент.

Жил на свете первобытный человек Он впервые в жизни видел даже снег Строил хижины и убивал он дичь И бросал он обезьянам громкий клич

Слайд 2

Сегодня тема урока «Первобытный мир — первыешаги человечества»

Вспомним материал прошлого урока.

Проверка домашнего задания (работа синтерактивной доской)

Слайд 3

Поставь в нужной последовательностиисторические эпохи:

  • новое время;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новейший мир;
  • первобытный мир;

Слайд 4

Выбери в какое время ты живешь?

  • новое время;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новейший мир;
  • первобытный мир

Слайд 5

Выбери исторические источники:

  • твой учебник математики;
  • каменный топор;
  • народная сказка;
  • икона XY века;
  • твоя школа;

Постановка проблемы (работа с интерактивнойдоской)

Слайд 6

Чем первобытные люди были похожи на животных, ачем отличались от них?

Слайд 7

Найдите отличие и сходство первобытных людейот животных и распределите по столбикам

Слайд 8

Как люди в Первобытном мире хранили ипередавали знания и опыт? (предположения)

Разыгрывание сценки из учебника на стр.47

Слайд 9

Что не поняла Анюта? Какой возникает вопрос?

Слайд 10

Почему Первобытный мир называют «детствомчеловечества»?

Актуализация знаний

Слайд 11

Что такое Первобытный мир? (Первая эпохавсемирной истории)

Слайд 12

Что такое историческая эпоха? (Большойпромежуток времени, часть истории человечества)

Слайд 13

Как вы думаете: умели первобытные людивыращивать растения и животных? (Нет)

В каком возрасте у человека появляютсяприобретенные признаки? (В детстве)

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос:Почему Первобытный мир называют «детствомчеловечества»? (Сравнить Первобытный мир сдетством)

Слайд 14

Подведем итог: что мы уже знаем.

Слайд 15

Что мы не знаем?

(Какие изменения произошли в Первобытном мире?)

Слайд 16

Дети пишут свои предположения на интерактивнойдоске.

Почему Первобытный мир называют «детствомчеловечества» Какие мнения? (высказываниядетей)

Поиск решения проблемы

Расселение первобытных людей на планете

Слайд 17

Посмотрите на карту стр.48-49

Какая территория изображена?

В какое время? (Первобытный мир)

Что означают условные знаки? (Проговорить)

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находитсяпрародина человечества? (В Африке)

Проследим по карте, как расселялись древниелюди? (Из Африки по всем материкам, кромеАнтарктиды)

Похожа судьба человечества на судьбу ребенка?

Слайд 18

Прародина — колыбель

Расселение по планете — знакомство со своейкомнатой, домом

Слайд 19

Вывод: осваивали планету

Покорение природы людьми первобытногообщества

Слайд 20

Выполните задание на стр.50 (Работа в группах 10минут)

Слайд 21-22

1 группа: признаки стаи.

Слайд 23-24

2 группа: признаки общины древних людей.

Слайд 25-26

3 группа: признаки ранней общины людейсовременного вида.

Слайд 27-28

4 группа: признаки общины людей современноговида.

Лидеры группы представляют работу.

Почему должны были трудиться сообща? (Одномусложно выжить)

Чтение текста на стр.47

Все эти достижения человечество освоило вПервобытную эпоху. Чем похоже на детство? (Умениеодеваться, готовить пищу, общаться)

Слайд 29

Вывод: учились бороться с голодом и холодом)

Первобытная мораль

Театрализованное представление (стр.50-51)

  • Вы согласны с таким рассуждением? Почему?
  • Как делились первобытные люди? (свои-люди,чужие-нелюди)
  • Чем мораль первобытных людей отличается отморали современных?

Слайд 30

Вывод: первые представления о добре и зле.

5. Выражение решения проблемы, работас интерактивной доской

Слайд 31

Применение новых знаний

Слайд 32

Вставьте пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира — этовремя появления первых людей и ихрасселение по планете.

В условиях первобытного общества людиобъединялись в союзы — племена, которыесостояли из родов, имевших общихпредков. Настоящим человеком, которому нельзяделать зла, считался только человек своего рода и племени.

Слайд 33

Подчеркни те особенности первобытногочеловека, которыми он отличается от животных.

Ходил на двух ногах, жил в пещере, изготовлялорудия труда, ходил на охоту, одевался в шкурыживотных, не боялся огня, развивался, придумывалчто-то новое, имел подвижные ловкие конечности,общался с помощью речи, мог предвидеть,предсказывать результаты своих действий.

Слайд 34

Итоги урока.

Слайд 35

  • Что мы хотели выяснить? (Почему Первобытныймир называют «детством человечества»?)
  • Какой ответ можете дать на этот вопрос? (Детиотвечают)
  • Оцените свою работу: что показалось трудным,непонятным; что было наиболее интересным?

Слайд 36

Домашнее задание.

  • Стр.47-51 в учебнике
  • Стр.34 №3, 4 в тетради.

Литература.

  1. Данилов Д. Окружающий мир: Человек ичеловечество Методические рекомендации дляучителя /Д.Данилов, Е.Сизова, С.Кузнецова.-М.:БАЛАСС, 2010
  2. revolution.allbest.ru>Культураи искусство>00061710_0.html
  3. www.ref.by/refs/41/8162/1.html
  4. www.countries.ru/library/primitive/dec.htm

www.chay.info/library-dishes.html

Дополнительные материалы к уроку.

Как люди приручили собак

Одомашнивание собак относится к концукаменного века. Предком собаки был волк.Собака стала верным другом человека на долгиегоды.

Первое свидетельство о сожительстве человека исобаки (отпечаток собачьей лапы) датируется 22-ымтысячелетием до н. э. Подсчёты на генетическойоснове указывают на то, что собака и волкразделились около 125 тысяч лет назад.

Стаи диких собак постоянно следовали вслед залюдьми — ведь около своих стоянок люди частенькооставляли остатки пищи, ненужную требуху, кости.Люди не прогоняли собак — ведь первобытныйчеловек постоянно боялся за свою жизнь. Онприслушивался к каждому шороху, к незнакомомузвуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышитто, чего не слышит человек, чувствует запахи,которые не доступны человеческому обонянию.Особенно обостренна их чувствительность ночью:ведь в прошлом собака была ночным хищником. Иесли ночью к стоянке подкрадывался хищник —собака это слышала первой. Поднимая лай, собакипредупреждали людей о приближающейся опасности,спасая тем самым, им жизнь.

Понадобились тысячелетия, прежде чем хищникзабыл дикие привычки и стал настоящим другомчеловека. Постепенно человек приучил собакусторожить пещеру, заблаговременно подавать лаемсигнал тревоги.

Позже собака стала помогать человеку на охоте:отыскивала дичь, приносила ее хозяину, помогалачеловеку защищаться. Ведь собака с лёгкостьюмогла по запаху отыскать подстреленную дичь,упавшую в глубину чащи, или броситься в воду,чтобы принести подбитую утку. А когда человекзанялся скотоводством, собака стала охранятьскот. Повсюду, где живут люди, рядом с нимивстречают собак.

О жилищах первобытных людей.

Историки долгое время считали, что первобытныелюди не умели строить себе жилища, что жили онипод открытым небом, а от непогоды укрывались подгустыми кронами деревьев или в пещерах. Но такоепредставление оказалось неправильным. Иизменилось оно после того, как английскийархеолог Луис Лики нашел в Африке остатки жилища,построенного примерно миллион семьсот пятьдесяттысяч лет назад. Через некоторое время похожиесооружения обнаружили во Франции, на том месте,где теперь расположен город Ницца. Здесь нашлиостатки хижин, построенных примерно 400-200 тысячлет назад из камней и кольев, покрытых шкурамиживотных. Посреди каждой хижины был устроен очаг,огороженный камнями с той стороны, откуда врайоне Ниццы дует ветер. Значит, плотных стентогда еще не делали.

Как правило, первые жилища были временнымисооружениями, ведь и первобытные люди подолгу неоставались на одном месте. В поисках пищи онипостоянно переходили с места на место. В местах сболее суровым климатом люди строили землянки.Копали яму, сверху покрывали ее накатом из жердейили бревен и так защищали себя от непогоды инападения зверей. Со временем накат сталиприподнимать и укладывать в виде шалаша. Такпоявились дома, в каких в далеком прошлом жили иславяне, и германцы, и другие народы.

В огромных землянках часто жил целый род,состоящий из множества семей. Иногда в стенахземлянки вырывались глубокие ниши, в которых размещалисьотдельные семьи. В таких жилищах не было нидверей, ни окон. Входили в них через отверстия вкрышах.

В строительстве жилищ древние люди были весьмаизобретательны. Древние жители Сибири, например,возводили их из мамонтовых бивней или из китовыхребер, обтягивая их шкурами. Уже позже, в каменноми бронзовом веках, стали сооружать постройки изкамня или дерева на каменном фундаменте.Постепенно жилища увеличивались в своихразмерах, и некоторые народы уже тогда началистроить многоэтажные дома. В Канаде и многихдругих частях Северной Америки индейцы строилидома в 3-4 и даже в 5 этажей.

Предметы обихода первобытного человека

Вначале кроватью,стулом, столом и шкафомчеловеку служила голая земля. Только достигнувопределенной стадии развития, когда природаперестала казаться ему такой суровой и онполучил возможность обращать свои способности исилы не только на борьбу за существование,человек начал изготавливать предметы обихода,имеющие определенную форму и назначение.Способность мыслить и труд вывели человека изсостояния животного прозябания. Когдапервобытный человек распрямился, он сталбеспомощнее, но созданные им примитивныепредметы обихода компенсировали этотнедостаток. По мере развития способностиизготовлять утварь стало развиваться иискусство оформлять эти предметы.

Подобно тому, как у первобытных животныхразвивалась способность приспосабливаться кокружающей среде, быть готовыми к обороне инападению, устраиваясь в гнездах и пещерах, имеяпанцирь, зубы и когти, так и первобытные людиучились делать утварь, оружие, кров и одежду,расширяя сферу своей деятельности для того,чтобы жить, выстоять и наслаждаться тем, что имисоздано.

Это интересно

Люди жили где всегда тепло, поэтому незаботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишьдля защиты от солнечных лучей. Часть времениуходило на поиски пищи, женщины и дети срывалиплоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки,разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизниназывался собирательством. Но людям также нужнобыло и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В товремя на Земле жили мамонты — основная добычаохотников. Мамонт мог убить человека ударомхобота, а люди всё равно охотились. У них сразупоявлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты исобирательства во многом зависел от капризовприроды: то лесной пожар погубит деревья сосъедобными плодами и прогонит зверей, то засухауничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту,не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, чтов том месте, где обычно перетирают зёрна, выросликолоски с такими же зёрнами и догадались, что этопроросли случайно рассыпанные зёрнышки. Онипопробовали рассыпать зёрна там, где они былирассыпаны случайно, и получили, выращенные ужеспециально колосья. Позднее они стали выращиватьзёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам.Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносилидомой и оставшихся от неё поросят. Помещалидетёнышей в загон, кормили и растили их. Таквозникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева,плели из прутьев. Если нужно было принести воды —плетёнку обмазывали сырой глиной. Однаждыплетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели,а глина стала твёрдой. Так люди научились делатьглиняную посуду. Корзины, коврики плели излистьев, прутьев, коры растений. Попадалисьрастения стебли, которых были похожи на нити —это лён, конопля. Из таких нитей начали делатьгрубые, толстые ткани, но одежда была для нихудобной. Попробовали делать нити из овечьейшерсти — появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепеннозаметили, что огонь — это тепло, свет и защита отдиких зверей. Тогда люди стали разводить костры,используя огонь от пожара или от изверженийвулкана. У такого костра нужно было дежурить,собирать хворост, так как они не могли добыватьогонь сами. Но со временем заметили, что если одинкусок сухого дерева потереть о другой он начнёттлеть.

koshkinsad.ru

Урок-путешествие в Первобытный мир (5 класс)

 

Урок-путешествие по Первобытному миру

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

Задачи:

·        Обобщение и систематизация знаний о жизни и быте первобытных людей;

·        развитие познавательной активности, логического мышления, речи, умения выражать свои мысли, работать в группе;

·        воспитание любви к предмету.

ФОПД: урок – путешествие.

МОПД: объяснительно-иллюстративный, игровой.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

 

Вступительное слово учителя о задачах игры, представление 2-х команд, вручение командиру каждой команды листов оценивания деятельности ребят.

 

II. Путешествие в Первобытный мир

1. Первый пункт – город Ответов.

От каждой команды по одному участнику необходимо для подготовки ответа, пока остальная команда будет двигаться дальше. Команды вытаскивают жребий с номером (1 или 2) и готовят свои развёрнутые ответы.

Вопрос 1.  «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?» Для этого вспомни:

— От кого произошел человек?

— Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

— Чем было покрыто его тело?

— Как выглядит современный человек?

— Сравни условия жизни древнего и современного человека.

— Сравни занятия, орудия труда.

Сделай вывод.

Вопрос 2. вопрос: «Почему появилось неравенство?» Для этого вспомни:

— Какой металл первым начал использовать человек?

— Какое это имело значение?

— Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод.

 

2. Второй пункт – площадь Эволюции.

Вы уже знаете, что человек появился в результате эволюции. Давайте восстановим цепочку и по портретам определим виды предков современного человека. Команды выполняют задание на время (за 2-3 минуты в зависимости от уровня подготовленности класса).

1)  2)  3)  4)         5)

 

(правильный ответ: 1) австралопитеки, 2) Человек умелый 3) Древнейшие люди 4) Неандертальцы 5) Человек разумный)

 

3. Третий пункт  - пещера Точных дат.

В Первобытном обществе на пещерах изображали животных, чтобы настроиться на предстоящую охоту. Но представьте, что на стене пещеры вы увидели ошибочные сведения (если отбросить, что в первобытном обществе не знали письменности). Помогите восстановить соответствия между датами и событиями в первобытное время.

Команды получают рабочие листы

 

40 млн лет назад

 

100 тыс лет назад

 

40 тыс лет назад

 

10 тыс лет назад

 

7 тыс лет назад

 

5 тыс лет назад

 

 

1) появление первых земледельцев и скотоводов

2) появление «человека разумного»

3) переход от первобытности к цивилизации

4) изобретение плуга, появление соседских общин, начало войн за добычу

5) появление в тропических лесах «древесных» обезьян

6) родовые общины «человека разумного» расселяются по Азии и Европе

 

Правильный вариант

40 млн лет назад

5

100 тыс лет назад

2

40 тыс лет назад

6

10 тыс лет назад

1

7 тыс лет назад

4

5 тыс лет назад

3

 

4. Четвёртый пункт  - племя Картографии.

Команды получают контурную карту «Африка, Европа и Азия» 2 млн-12 тыс. лет назад. На ней необходимо обозначить:

·        зону оледенения 40-12 тыс. лет назад

·        предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка.)

·        древнейший район расселения:

- монголоидной расы. (Восточная Азия.)

- европеоидной расы (Европа)

- негроидной расы (Африка).

 

 

Правильный вариант

 

5. Пятый пункт – Община Х

За определённый промежуток времени (5-8 минут) командам предлагается перечислить все качественные отличия между иллюстрациями и в конечном итоге дать названия картинкам.

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Проверочная работа по истории 5 класс по теме "Первобытный мир"

Проверочная работа по теме «Первобытный мир»

I.

Необходимый уровень

Отметьте на ленте времени даты: начало обработки металлов -5 тысячелетие до н.э., 8 тысячелетие до н.э. – возникновение земледелия

Программный уровень

Покажите на ленте времени графически следующие утверждения: «Около 40 тысяч лет тому назад на Земле появился человек, которого ученые назвали «человеком разумным».

Максимальный уровень

На ленте времени отметьте графически примерное время появления на Земле древнейших людей.

II.

Необходимый уровень

Исправьте ошибки в тексте.

Останки древнейших людей были найдены на территории Европы. По ним удалось установить, как выглядели первые люди, которые жили более 5 миллионов лет назад. Главное отличие первых людей от животных в том, что они уже ходили на ногах. Жили они соседскими общинами, разводили скот, а палками - копалками рыхлили землю и выращивали овес, ячмень, пшеницу.

Программный уровень

Выполните задание на необходимом уровне. Допиши текст (3-4 предложения)

Максимальный уровень

Выполните задание на программном уровне, но допишите текст, используя материал, не изученный на уроке.

III.

Необходимый уровень

Заполните любую строку сравнительной таблицы.

Вопросы для сравнения

Родовая община

Соседская община

Кому принадлежала земля?

Кому принадлежал скот, орудия труда?

Кому принадлежали жилища?

Программный уровень

Заполните все строки сравнительной таблицы.

Максимальный уровень

Выполните задания на программном уровне. Придумайте и запишите свои критерии для сравнения, заполните нижнюю свободную строку.

IV.

Необходимый уровень

Соотнесите определения и понятия.

1.Племя

А. Коллективы древнейших людей.

2.Религия

Б. Все то время, когда главные орудия труда изготовлялись из камня.

3. Человеческое стадо

В. Несколько родов живших в одной местности.

4. Каменный век

Г. Вера в сверхъестественные силы.

5. Производящий тип хозяйства

Д. Тип хозяйства, при котором главные занятия земледелие и скотоводство

6.Родовая община

Е. Объединение семей, живших в одной местности и владеющих своим имуществом, ведущих хозяйство раздельно.

7. ?

Ж.?

Программный уровень

Выполните задание на необходимом уровне.Впишите недостающее понятие под №7.

Максимальный уровень

Впишите недостающее определение.

V.

Необходимый уровень

Расставьте события и явления в правильной логической последовательности.

Список событий и явлений

Правильная последовательность

А. У ремесленников появляются излишки изделий, которыми они начинают обмениваться.

Б. Ремесло начинает отделяться от земледелия и скотоводства.

В. Ремесленники изобрели и стали применять гончарный круг и другие приспособления

1)______2)_______3)__________

Программный уровень

Выполните задание на необходимом уровне. Какой процесс здесь представлен – развитие или упадок производства?

Максимальный уровень

Аргументируйте свой вывод, сделанный на необходимом уровне, используя информацию, не изученную на уроках.

Позиция Я считаю, что…

Аргумент Потому, что…

VI.

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников. При раскопках был найден скелет одного мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял в юношеском возрасте.

Необходимый уровень

Что можно сказать на основании документа об отношениях внутри первобытного общества?

Программный уровень

Выполните задание на необходимом уровне. Какие общечеловеческие правила можно выявить?

Максимальный уровень

Запишите свое отношение к жизни внутри первобытного коллектива. Используйте информацию из прочитанных дополнительно книг.

infourok.ru

Решение задач по истории на тему "Первобытный мир" (5класс)

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifУрок по истории для 5 класса

на тему «Первобытный мир»

Решение задач

«Счет лет в истории»

1. Когда Иисус Христос принял мученическую смерть?

Согласно, приданию, во времена римского императора Тиберия, на горе Голгофе в окрестностях города Иерусалима, был распят на кресте основоположник христианской религии Иисус. Верующие подсчитали, что Иисусу было тогда около 33 лет.

Данная задача помогает учащимся понять суть летоисчисления от Рождества Христова, или, как принято говорить, с начала нашей эры. При этом учителю следует помнить, что задача носит условный характер, поскольку точная дата рождения Иисуса неизвестна.

2. Сколько лет прожил историк Тит Ливий?

Древний римский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города», родился в 59 г до н.э., а умер в 17 г н.э. В каком возрасте умер Тит Ливий? (Ответ: 59+17=66)

3. Три тысячи лет со дня основания Рима.

Подумайте, могли ли жители Рима уже отпраздновать знаменательную дату: трехтысячелетие своего города. Если да, то, в каком году? Если нет, то когда следует отметить эту дату?

753 наша эра

2015

Ответ: Нет. 753+2015=2768 , через 232г, т.е в 2247году.

4. Археологи обнаружили монету, датированную 34 г до н.э. Возможно ли это?

Ответ: нет (Лишь развитые пятиклассники справедливо отмечают, что обозначение исторических дат путем отсчета от начала нашей эры появилось только после возникновения Христианского летоисчисления).

5.Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками».

Подумайте, почему их так можно назвать? (Ответ: хранителями жизненного опыта и накопленных ушедшими поколениями, знаний были родовые старейшины, вообще пожилые люди, общение с которыми было важнейшим источником знаний. В наше время знание можно почерпнуть из книг, TV и т.д.)

6. Первое арифметическое действие.

Известно, что первобытные охотники и собиратели, живущие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь? (Ответ: по мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза). все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины – все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами.)

7. Почему однорукий охотник не погиб?

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Можно ли, на основании этой находки сказать о жизни первобытных охотников? (Ответ: при изучении скелета, археологи установили, что погиб он, когда ему было около 50 лет, а руку он потерял в молодости. Значит, коллектив кормил его около 30 лет, потому что охотиться без правой руки он не мог. Если бы его не кормили, он бы не дожил до 50 лет.)

8. Для чего изучать черепки от горшка?

Одну из наук, играющую большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.

Какая это наука? (Ответ: учащиеся способны назвать археологию, но работа с задачей может быть продолжена.)

Гончарство, то есть изготовление посуды из глины было изобретено приблизительно 10-12 тыс. лет назад. Черепки в земле не гниют, поэтому археологи их находят множество, чем остатки одежды, обуви, деревянных предметов.

9. Можно ли жать там, где не сеяли?

Все знают поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые?

Решить задачу могут те учащиеся, кто помнит, что еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков (ячменя, пшеницы) использовали жатвенные ножи-серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.

10. Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудие труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.

Соотнесите понятия и определения.

1. Амулет А. Вера в возможность воздействия на сверхъестественный мир

2. Дух Б. Невидимая, сверхъестественная сила

3. Магия В. Разведение домашних животных

4. Скотоводство Г. Группа родственников, совместно ведущих хозяйство

5. Семья Д. Предмет, способный отгонять злых духов

Ответ: 1Д 2Б 3А 4В 5Г

Приведите соответствие

А) гарпун 1) охота на мамонта

Б) ловчая яма 2) охота на мелких животных

В) лук и стрелы 3) охота на крупную рыбу

Ответ: А-3 Б-1 В-2

infourok.ru

Задания повышенной сложности по истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей»

Задания повышенной сложности (часть С)

по истории Древнего мира

Подготовила: Хохлова Елена Леонидовна, учитель истории

МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.

Тема «Жизнь первобытных людей»

С1. Прочтите отрывок из книги Ж.А. Рони-старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщет­ны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю пле­мени четыре женщины и два воина питали его день и ночь. Даже в самые тяжелые времена поддержива­ли они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и на­воднений, переносили его через реки и болота; си­неватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, ма­монта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более же­стоким и диким, чем мамонты. И вот теперь он мертв!

1. К какому периоду истории человечества относится этот рассказ?

2. В чем состояло значение овладения огнем для че­ловека? Назовите не менее трех последствий этого события.

С2. Сравните родовую и соседскую общины. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.

Общее

Различия

Родовая община

Тема «Древний Восток»

СЗ. Сравните природные условия Египта и Двуречья. Ука­жите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.

Общее

С4. Прочтите отрывок из книги римского историка Страбона и ответьте на вопросы. Используйте в ответах ин­формацию источника, а также знания из курса истории.

на некоторых деревьях по­является «шерсть». Из этой «шерсти», согласно Неарху, выделывают искусно сотканные тонкие ткани; македоняне применяли их вместо подушек и для на­бивки седел... Он говорит о тростнике, который дает мед, хотя и без пчел; действительно, это - плодонос­ное дерево, из плодов которого приготовляют мед, но плоды его опьяняют тех, кто ест их сырыми.

  1. О какой стране идет речь в отрывке из документа?

  1. Как мы сегодня называем те «чудеса», о которых пишут авторы?

С5. Прочтите рассказ о создании нового материала для письма и ответьте на вопросы. Используйте в ответах ин­формацию источника, а также знания из курса истории.

Он смешал пульпу дерева, кору, джутовые волок­на со старыми одеждами и порванными рыболовны­ми сетями. Великое открытие оказалось созданным из мусора, идущего на выброс.

Вновь полученный материал получился на удивле­ние прочным и по многим своим свойствам превос­ходил как бамбук, так и шелк. Прежде всего, он ока­зался значительно дешевле и проще в изготовлении. Безусловно, его «сопротивляемость» времени была значительно меньшей, чем, скажем, у шелковых книг, но общедоступность стала решающим фактором. Его могли изготавливать даже в кустарном производстве. Именно это предопределило стремительный рост письменной литературы различного рода: трактатов, центральных и местных хроник, народных рассказов и религиозной литературы.

  1. О каком материале идет речь в тексте? В какой стра­не он был создан?

  1. В чем значение этого изобретения для человечества?

Тема «Древняя Греция и Рим»

С6. Древние Микены, согласно выводам археологов, располагались в удалении от моря, на холме, с которого хорошо была видна окружавшая их местность. Во время раскопок на территории города было найдено большое количество захоронений. Некоторые из них представ­ляли собой углубление в земле для тел покойных, рядом с которыми лежала глиняная посуда. Другие выглядели как вытянутые гробницы, вырубленные в мягкой скале на глубине от 0,5 до 3—4 м. Внутри этих гробниц было найдено большое количество бронзовых орудий труда, оружия, посуды, украшений. Встречалась кухонная по­суда, сделанная из олова; украшения из золота, серебра и железа. Нашли даже янтарь и страусовые яйца.

На основе анализа археологических находок сделайте не менее трех выводов о жизни древних Микен.

С7. Сравните древнегреческие и современные Олимпий­ские игры. Ответ оформите в виде таблицы.

Олимпийские игры в Древней Греции

С8. Сравните древнегреческий и современный театр. От­вет оформите в виде таблицы.

Театр в Древней Греции

Современный театр

С9. Прочтите отрывок из сочинения греческого ученого Аристотеля и ответьте на вопросы. Используйте в отве­тах информацию источника, а также знания из курса истории.

Долгое время знать и народ вели между собой борьбу. Ведь в то время... бедные были в порабо­щении у богатых, как сами, так и дети их и жены... На таких именно арендных условиях обрабатывали они поля богачей; ведь вся земля была в руках у не­многих. Если же они не вносили условленной платы, они становились кабальными, как сами, так и их дети. До Солона все предоставляли деньги в займы под за­лог личной свободы. Солон был первым заступником народа. Тяжело и горько было большинству граждан быть в порабощении. Да и не только это, народ тя­готился и всем остальным, так как, можно сказать, ни в чем не имел участия.

  1. О каком событии пишет автор? В каком году оно произошло?

  2. Укажите не менее двух причин, которые вызвали недовольство народа.

С10. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Плутарха и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Между Тесеем и много общего, происхож­дение обоих темно, поэтому они считаются потомка­ми богов. Оба славнейшие воины: в том убедились все мы. Вместе с тем они физическую силу соединя­ли с умом. Один из них основал Рим, другой создал Афины, знаменитейшие города в мире; оба похищали женщин; ни один не избег несчастия в собственном доме и ненависти родственников, кроме того, оба они рассорились, говорят, перед смертью со своими со­гражданами

  1. Укажите имя, пропущенное в тексте.

  2. Объясните слова историка: «ни один не избег несча­стия в собственном доме».

С11. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Светония и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Он принимал почести сверх всякой меры: бес­сменное консульство, пожизненную диктатуру, по­печение о нравах, затем имя императора, прозвание отца отечества, статую среди царских статуй, возвы­шенное место в театре, он даже допустил в свою честь постановления, превосходящие человеческий предел: золотое кресло в сенате и суде, священную колесницу и носилки при цирковых процессиях, храмы, жертвен­ники, изваяния рядом с богами, место за угощением для богов... название месяца по его имени; и все эти почести он получал и раздавал по собственному про­изволу. Но величайшую, смертельную ненависть навлек он на себя вот каким поступком. Сенаторов, явившихся в полном составе поднести ему многие вы­сокопочтеннейшие постановления, он принял перед храмом Венеры Прародительницы сидя... Более того, все чаще ходили слухи, будто он намерен пере­селиться в Александрию или в Илион и перевести туда все государственные средства, обескровив Италию воинскими наборами, а управление Римом поручив друзьям... Это и заставило заговорщиков уско-

рить задуманные действия... В заговоре против него участвовало более шестидесяти человек; во гла­ве его стояли Гай Кассий, Марк Брут и Децим Брут.

  1. Укажите имя государственного деятеля, о котором идет речь в тексте.

  2. Какая форма правления установилась в Риме с при­ходом к власти этого государственного деятеля? Приведите не менее трех доказательств, подтвер­ждающих ваш ответ.

С12. Сравните управление в Афинах и Риме в V в. до н. э. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ офор­мите в виде таблицы.

Общее

Различия

Афины

Литература

1.А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Учебник История Древнего мира : 5 класс. М.: Просвещение.2006.

2. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/Сост. К. В. Волкова.-М. : ВАКО, 2011.

Соседская община

Различия

Природные условия

Природные условия

Египта

Двуречья

Современные Олим­пийские игры

Рим

doc4web.ru

Игра-путешествие по истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме “Жизнь первобытных людей”;
  • привитие любви к истории.

Учебное оборудование: ПК, проектор, карандаши, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и задачи урока.

– На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытных людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени учёные назвали первобытностью. (Слайд 1)

А чем этот период времени отличается от современности? Вот это мы в вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

– И сейчас начинаем наше путешествие. (Слайд 1. После щелчка появляется карта игры.)

Игра-путешествие состоит из 5 станций. На каждой станции команды получают задания. Количество команд 2–4 в зависимости от количества учеников в классе.

Станция “Рассказкино”. На этой станции можно предложить выступить капитанам команд. (После выполнения задания необходимо нажать на кнопку “Домой”.)

Команда 1. Задание на карте.

– Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших времён;

– предполагаемую область прародины человечества;

– древнейший район земледелия.

Команда 2. Подготовить ответ на вопрос “Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?”

Команда 3. Подготовить ответ на вопрос “Почему появилось неравенство?”

Станция “ Задачкино”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) Команда выбирает одну из цифр и кнопкой мыши открывается слайд с задачей. (Возврат на слайд с цифрами - нажатие кнопки “Далее”, после выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Задача 1.

Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие “кремень”, “копьё”, “лодка”, “весло”, “огонь”, “шалаш”. Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Свою мысль докажите.

Задача 2.

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

Задача 3.

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Станция “Времянкино”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На слайде в разбросанном виде записаны даты. Необходимо расположить их на “ленте времени”. Дополнительный баллы может получить команда, выполнившая задание правильно и быстрее. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Станция “Терминово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) Количество цифр может быть различным и работа со слайдом идет так же как и на станции “Задачкино”. От каждой команды выходит один из участников, выбирает цифру, при щелчке мышью на цифре открывается термин. После того, как получен ответ. Для возврата на слайд станции нажать на кнопку “Далее”. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.) История, орудия труда, родовая община, племя, неравенство, археология, религия.

Станция “Кроссвордово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На этой станции дети решают кроссворд. Можно ограничить время. Подсчёт баллов от количества верных ответов. Приложение 1. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

После возврата на слайд с названиями станций. Необходим щелчок мыши и вы окажитесь на слайде, где перед учениками появиться вопрос, поставленный в начале урока. Что такое ПЕРВОБЫТНОСТЬ? Ещё один щелчок – и появляется определение и черты первобытности. Вывод записать в тетрадь.

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

4. Домашнее задание. Рисунок первобытного человека.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также