Краски первобытных художников. Кто на самом деле создавал первобытное искусство?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чем рисовали художники прошлого? Краски первобытных художников


Первобытное искусство. - Сказки и ужОсы нашего городка

Как только появился Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens), а это случилось около 40 тыс. лет до н.э., в каменном веке (от 4 млн. ~ 4 тыс. лет до н.э.), появилось и искусство. Первые произведения относятся к позднему палеолиту.Посмотрим, какой был тогда человек…

А это уже наши современники…

Так ли они далёки, эти наши пра пра пра… …… дедушки и бабушки? И так ли они примитивны, как мы это читали в учебниках по истории в 6? классе?Известно, что в те далёкие времена, большую часть Европы покрывал толстый слой льда. Почти все силы уходили на борьбу с холодом, борьбу с хищными зверями, поисками пропитания и тд… И всё таки Человек рисовал, творил… И это удивительно…Произведения многих безымянных художников отличались высоким мастерством исполнения и замечательной выразительностью. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться— быки, лошади, северные олени и др. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.

мамонт

пещерный медведь

Примечание: Пещерный медведь (Ursus spelaeus). Длина тела - до 3,5 метров. Внешне схож с современным бурым медведем, но лобастее и массивнее. Однако сам пещерный медведь был далеко не так страшен как его облик. Это вовсе не свирепый хищник. Пещерный медведь был спокойным, медлительным и неагрессивным травоядным гигантом. Он питался корнями и ягодами, лакомился насекомыми.

скелет пещерного медведя

череп пещерного медведя

Рисовали красками на основе охры, угля,гематитов с добавлением сока растений и жира животных. Разрисовывали не только пещеры, но и себя… для красоты, для разделения на свой-чужой, для маскировки на охоте… В некоторых пещерах находят раковины с кремообразными красками в основном на основе жира, который можно использовать исключительно для тела и лица.

Посмотрим на основные произведения:

1. Франция, Пещера Ласко или Ляско.(18 тыс. до н.э.)— один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи».Живописные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э.

Лошадь.В понимании наших предков, чем больше у лошади живот-тем она прекраснее... Их можно понять))

Бизон атакует человека.

Очень большие рога у быка, по моему мнению, отражение страха перед быком.

еще две красавицы

Скорее всего тут изображен раненный бык. Красное пятно- это кровь?

А это, скорее всего, весенние бои бизонов. У одного из бизонов не до конца сменилась зимняя шерсть на летнюю...

олени нарисованы изящно, в рисунках нет агрессии...

2. Пещера Альтамира. (Испания), 12 тыс. до н.э.

Зубр

Раненный бизон. Особенно выразительны глаза... полные печали.

3. пещера Фон-де-Гом (Франция),18 тыс.до н.э.

Очень красивые рога художник нарисовал в перспективе!

БизонПодчеркнут горб и гребень на голове, декоративное решение хвоста.

Волк

4. Пещера Нио. Франция.

Бизон

бизон со стрелами

Каменный баран

5. Капова пещера (Шульган-Таш). Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана П.И.Рычковым в одном из его историко-географических сочинений о ПриуральеВ пещере два уровня полостей - два "этажа". На первом этаже Купольный зал, зал Знаков, зал Хаоса, на втором - зал Рисунков. Красочные фигуративные изображения находятся, в основном, в верхнем уровне и, на довольно значительном расстоянии от входа.Раскопки выявили культурный слой, в котором были найдены разрозненные кости диких животных, в том числе вымерших, например, пещерного медведя.Наряду с различными другими находками, свидетельствующими о деятельности человека, здесь были найдены многочисленные комки той же самой охры, которая использовалась для приготовленя краски.Собранный в культурном слое древний древесный уголь позволил получить абсолютную дату - 14680 ± 150 лет тому назад.

Первобытная скульптура.

Да, есть и такое))

Палеолитическая Венера. Виллендорф. 30 тыс. до н.э.Её размер 12 см. Нет лица. Это эталон красоты того времени. Это культовый предмет, амулеты, идол, отражающие идею материнства и плодородия.

Костёнка. Россия. 30 тыс. до н.э.

oksanaufa.livejournal.com

Кто на самом деле создавал первобытное искусство?: shakko_kitsune

Мы зря ассоциируем понятие «древний художник» с бородатым мужчиной-охотником: почему бы не предположить, что росписями пещер занимались женщины? Более того, анализ  показал, что 75% изучаемых в пещерах отпечатков рук принадлежали именно женщинам.

Отпечатки рук на стенах древних пещер каменного века во Франции и Испании всегда приписывали мужчинам или мальчикам-подросткам. Однако последние исследования говорят об обратном: авторами древних изображений были в основном женщины, сообщается в Discovery News.

История удивительного открытия берет начало из исследований английского врача Джона Мэннинга, который собрал значительное количество информации, касающейся отпечатков рук своих пациентов. Мэннинг сделал это для того, чтобы убедиться, существуют ли различия между отпечатками рук мужчин и женщин, а также людей из разных общностей в разных частях мира.

Это исследование проводилось более 10 лет назад и показало, что у мужчин и женщин различается длина пальцев (это называется половым диморфизмом). Все же следует признать, что большая доля отпечатков может частично совпадать и определить по ним пол человека довольно сложно.

«На основаниях исследований Мэннинга была написана популярная книга о соотношении отпечатков пальцев, – высказывается по этому поводу антрополог Университета Пенсильвании Дин Сноу, автор статьи об отпечатках ладоней в последнем номере American Antiquities. – Я, конечно, предполагал, что кто-то уже использовал эту информацию в археологическом сообществе. Но я был удивлен, что никто не применял эти знания для изучения наскальной живописи».

Чтобы раскрыть секрет рисунков во Франции и Испании, Сноу отправился туда сам. Он хотел сравнить древние отпечатки и трафареты. Отпечатки делались при помощи опускания руки в краску, а трафареты – после распыления краски на прислоненную к стене руку.

«Мы столкнулись с первой неожиданностью: результаты не свидетельствовали о том, что мужчины и женщины принимали участие в наскальном искусстве в равной степени», – сказал Дин Сноу.

Отпечатки рук рядом с этими знаменитыми лошадьми в яблоках, запечатлённые тысячелетия назад в пещере Pech Merle, также принадлежат женщинам. Это можно считать своеобразной подписью авторов. Внизу слева: этот отпечаток из французской пещеры Gargas американец опять-таки определил как женский (снимок сделан камерой ночного видения). Внизу справа: ещё одна женская ладонь из El Castillo (фотографии Dean Snow, Roberto Ontanon Peredo).

Продолжив изучение рисунков, ученый установил, что около 75% изучаемых в пещерах отпечатков принадлежали женщинам. Только 10% изображений можно приписать рукам явно взрослых мужчин. Авторство 15% отпечатков можно, скорее всего, приписать мальчикам подросткового возраста. «Половой диморфизм у древних жителей южной части Европы был более выражен в сравнении с современным населением», – к такому заключению пришел автор исследования.

Отпечатки ладоней очень широко распространены в доисторической наскальной живописи во всех частях света. «Наши руки – одна из особенностей, делающая нас уникальными. И это нечто, соединяющее всех нас», – заявил Дин. Хотя его исследование сосредоточилось на европейских образцах доисторических картин, автор работы полагает, что аналогичные выводы можно будет сделать при анализе рисунков в других местах: Патагонии, Борнео, Белизе и ЮАР, к примеру (фотографии Peter Essick/Aurora, Carsten Peter/NGS Image Collection, Stephen Alvarez, Geoffrey Blundell/South African Rock Art Digital Archive).

К подобным выводам пришел и еще один ученый-археолог – Пол Петтитт из Университета Дарема в Великобритании: «Я использовал одинаковые критерии оценки отпечатков в пещерах Эль-Кастильо, Ла-Гарма и Кантабрии. Я бы сказал, что мои неопубликованные данные согласуются с тем, что на скалах отображены руки взрослых женщин».

Петтитт добавил, что не стоит делать слишком много поспешных выводов на основании исследования Дина Сноу.

«Может быть, а может и не быть доказано, что именно женщины были теми, кто создал трафареты, – пояснил Петтитт. – Мы должны различать понятия «трафаретные изображения» и «те, кто создавал эти изображения». В конце концов, у нас нет права исключать вероятность, что мужчина делал трафарет женской руки».

Во-вторых, даже если отпечатки рук принадлежат женщинам, то не стоит утверждать, что вся известная науке наскальная живопись создавалась женщинами. Фактически ученые видят свидетельства того, что трафареты рук и другие «предметы» наскальной живописи были сделаны в разные времена совершенно разными людьми.

Мы зря бессознательно ассоциируем понятие «древний художник» с бородатым мужчиной-охотником. Работа Сноу прекрасно показывает, что женщины тоже могли увековечиваться на стенах древних пещер.

Сноу пытался применять те же методы для анализа древних отпечатков рук в Северной Америке, но безуспешно. Вероятно, для их исследования требуется другой подход.

источник русского текстаанг. статья в National Geographic, 2013

shakko-kitsune.livejournal.com

Чем рисовали художники прошлого?

Охра и сажа занимают почетное место на палитре современных художников, но ведь их использовали еще в каменном веке. Оказалось, что многие камни могут "рисовать". Например, художники древней Сахары растирали в порошок разноцветные сланцы и смешивали их с молоком и растительным клеем. Краски древних египтян делали из цветных минералов,

их яркость поражает до сих пор. Черную краску, конечно, производили из сажи, белую из гипса. Красную, желтую и коричневую давала охра с примесью окиси железа. Синюю делали из перемолотого камня лазурита с примесью фритты — смеси кварцевого песка и соды. Зеленую давал прославленный малахит. Эти краски были клеевыми и очень прочными. У разных народов были в ходу краски, сделанные из растений (ализарин из корней марены, индиго — из листьев индигоносных растений).

В Европе до XV века, а в России до конца XVII была популярна темпера — краска на яичном желтке (сейчас темпера выпускается на казеиново-масляной и поливинилацетатной эмульсии). Когда на Руси задумывали строить новый собор, то месяцами "копили" яйца — на роспись. Часто писали водяными красками по сырой штукатурке (фреска, итал. fresco — "свежий") или по сухой (а секко, итал. a secco — "по сухому"). А вот акварель — сравнительно новая краска. Она получила широкое распространение только в XVIII—XIX веках, хотя еще Рембрандт (XVII век) оставил чудесные акварели. Зато двоюродная сестра акварели, тушь, которая тоже растворяется водой, применялась в Китае более 2 тысяч лет.

Ян ван Эйк. "Мадонна каноника ван дер Пале" Изобретателем самых популярных красок — масляных — был нидерландский художник Ян ван Эйк. Вообще-то еще первобытные художники смешивали охру с животным жиром, а впоследствии античные и средневековые художники добавляли в минеральные красители льняное, ореховое и маковое масла. Этими красками раскрашивали деревянные статуи, расписывали знамена, а картины почти не рисовали: сырое масло сохло очень медленно, окрашенная поверхность трескалась. Но в 1410 году Ян ван Эйк после долгих экспериментов растворил проваренное льняное масло в белом брюггском лаке (что-то вроде скипидара) и добавил краситель. Получилась густая масса, которая довольно быстро высыхала. Ее можно было смешивать на палитре и даже накладывать один слой на другой. Новые краски на солнце сияли: тонкая пленочка масла на поверхности красочного слоя работала как линза, вбирала и отражала свет. Они мгновенно распространились по Европе (ван Эйк вовсе не делал секрета из своего изобретения) и остаются непревзойденными до сих пор. В XIX веке были изобретены анилиновые красители (фуксин — Натансоном в России и мовеин — Перкином в Англии). Краски стали дешевле, но менее стойкими.

 

gogetart.art

V-Ratio — Исследование краски для наскальной живописи.

В галерее удалось найти куски красной охры и своего рода «карандашей» из марганцевой руды. Это были, судя по всему, те самые красители, которые использовались первобытными художниками в живописных работах. Пейрони обратил внимание Капитана и Брейля на то, что красящие материалы в долине Везера встречаются почти повсюду, где распространены глинистые почвы. Так, богатые полости желтой, красной, а иногда и черной глины, так же как и обломки железной и марганцевой руды, распространены поблизости от Ля Мут в небольшой долине Гобер. Пейрони однажды обнаружил на площадке скалы рядом с Лезэйзи сотни обломков охры, песты и терки со следами краски на их поверхностях. Не там ли, на залитой лучами солнца террасе, находились «художественные мастерские» тех, кто в подземельях Фон-де-Гом и Ля Мут создавали полихромные фрески и панно?

Капитан, рассеянно слушая рассуждения Пейрони, лишь пожал плечами – возможно, это и так, но как подтвердишь, что «художественные мастерские» над Лезэйзи в самом деле относятся к древнекаменному веку? Последующее обсуждение этого вопроса натолкнуло на мысль о возможности специального изучения кусочков охры, найденных в пещере, и, что в особенности заманчиво, краски на ее стенах, очерчивающей контуры мамонтов, бизонов и северных оленей или сплошь покрывающей их тела. Что, если провести химический анализ красящего вещества с изображений? Такое исследование может, пожалуй, сыграть на руку археологии пещерного искусства, придав ей оттенок академической солидности и серьезности. Так и решено было сделать. Выбрав два полихромных изображения, на которых окраска отличалась однородностью, Пейрони, Брейль и Капитан соскоблили с каменной поверхности необходимое для проведения анализа количество краски.

Со дня экскурсии Пейрони, Капитана и Брейля в Фон-де-Гом прошла всего неделя, а Анри Муассан уже был готов зачитать «бессмертным» заметки, озаглавленные «Новый грот с изображениями, сделанными красками на его стенах в эпоху палеолита». Пейрони вновь не был упомянут как автор, на что он по формальным причинам и не мог претендовать, ибо текст, по-видимому, как и в случае с Комбарель, составлял Брейль. Была, однако, в заметке одна досадная неточность, которая затем повторялась" при последующих изданиях репродукций живописи и гравюр Фон-де-Гом многократно, – дата открытия настенного палеолитического искусства определялась не днем, когда Пейрони впервые заметил красочные изображения, а днем осмотра их Капитаном и Брейлем. Странная для приглашенных в Лезэйзи коллег-единомышленников неделикатность! Что касается самого сообщения, то оно вовсе не выглядело эпохальным.

Подводя итог беглого обзора изображений, открытых в Фон-де-Гом, Капитан и Брейль признали: «Эта большая коллекция настоящих фресок представляет собой весьма любопытное художественное явление. До сих пор они были чрезвычайно редки и обнаружены, пожалуй, лишь в Ля Мут (с частичной окраской) и, вероятно, в Альтамире (Испания)». Не стоит придираться к авторам из-за этих осторожных «пожалуй» и «вероятно» по отношению к памятникам, судьбы которых благодаря Эмилю Ривьеру оказались связанными одной нитью. Спасибо, как говорится, и на том, хотя Брейль, который трижды побывал в Ля Мут и копировал ее гравюры, мог бы высказаться с большей определенностью. Как бы то ни было, но приведенную оценку Ля Мут можно понять как стремление поднять значимость находок.

Обратимся ко второму сообщению, зачитанному на том же заседании Академии его автором Анри Муассаном. Вскоре опубликованное, оно стало первым изданием, посвященным ошеломляющей по своей фантастичности проблеме – краскам, которые использовались художниками десятки тысячелетий назад. Капитан и Брейль точно рассчитали психологический эффект от этой небольшой, всего на страничку, публикации: археологи, как истинные представители мира гуманитарных наук, со времен триумфа Буше де Перта научились благоговейно чтить основательность и точность заключений наук естественных. Сугубо деловой текст Муассана заключали слова: «Краски, которые использовались при создании произведений в гроте Фон-де-Гом, представляют собой виды охры, полученные из окисей железа и марганца».

К сказанному Муассаном можно было бы добавить, что такая краска разбавлялась водой, которая всюду в долине Везера из-за широкого распространения здесь известняков была насыщена карбонатом кальция. Это важное обстоятельство обеспечивало прочность наложения красящей массы на стену пещеры, покрытую обычно влагой, содержащей тот же карбонат кальция. Сквозняки, постоянно циркулирующие по галереям Фон-де-Гом, постепенно подсушивали плотно прилипшую к каменной плоскости краску, а со временем кальцинировали ее, навечно прикрепляя к стенам или потолку пещеры. Те же условия обеспечили превосходную сохранность охристо-марганцевой краски, с помощью которой изображались бизоны на потолке Альтамиры и о чем два десятилетия назад подробно толковал в Ла-Рошели Виланова, отстаивая истину.

Чтобы понять, как были восприняты эти сообщения в археологических кругах Франции, достаточно привести слова обескураженного Брейля: «Банда критиков пощадила Комбарель и Фон-де-Гом не больше, чем все предшествующее».

Предыдущая глава: Пейрони обнаруживает новую пещеру с древними гравюрами

Следующая глава: Картальяк собственноручно исследует пещеры

www.v-ratio.ru

Рождение искусства — National Geographic Россия

Кажется, что передо мной — пасть огромного зверя. Металлический настил выгибается, словно язык, опускаясь в темноту. Потолок давит, а стены каменного коридора местами обступают меня почти вплотную. И вот известняковый пищевод разверзается, переходя в брюхо гигантской пещеры. Тут-то и прячутся львы. А еще шерстистые носороги, мамонты и бизоны — целый зверинец древних существ. Они несутся куда-то, вступают в схватки, выслеживают жертву — и все это в полной тишине. За пределами пещеры, в реальном мире, все эти звери давным-давно вымерли. А тут они по-прежнему живы — на изрытых трещинами, окутанных тенями стенах.

Около 36 тысяч лет назад здесь, в мерцающих отблесках пламени светильников человек принялся рисовать: помимо пещерных львов, носорогов, мамонтов и бизонов, в разных отсеках пещеры притаились дикие лошади, горные козлы и туры. Сова, начертанная жидкой грязью на стене. Пещерные медведи, бредущие вразвалку, будто ищут место для долгой зимней спячки. А вот фантастическое существо — полубизон, полуженщина — глядит с нависшей каменной глыбы. За несколько веков, а возможно, тысячелетий 36 тысяч квадратных метров пещерных стен покрылись изображениями 442 животных. Некоторые рисунки расположены поодаль и не сразу бросаются в глаза, но большинство складываются в грандиозные композиции наподобие той, которой я любуюсь в самом сердце пещеры. Запечатанная оползнем на целых 22 тысячи лет, подземная художественная галерея вновь увидела свет в декабре 1994 года. Тогда три спортсмена-спелеолога протиснулись сквозь узкую щель в скале и провалились прямо в темноту — так был обнаружен вход. С тех пор пещеру Шове-Пон-д'Арк ревностно охраняет французское министерство культуры. Мы одни из немногих, кому дозволено пройти по стопам древних живописцев. Каждый росчерк угля, каждое пятно охры здесь сохранило первозданную свежесть. Откуда бы взяться такому мастерству в глубокой древности? До недавних пор бытовало мнение, что рисунки, обнаруженные на стенах знаменитых пещер эпохи верхнего палеолита на юге Европы — таких как Альтамира, Ласко и Шове, — были творением развитого человеческого вида, наших предков Homo sapiens. Прибыв на континент, они вытеснили неандертальцев, живших на этих территориях десятки тысяч лет, но так и не оставивших после себя почти никаких предметов искусства. На самом деле эта история куда более запутанная и увлекательная. И началась она, как водится, в Африке.

Мы с Кристофером Хеншилвудом стоим на южном берегу Африканского континента. Далеко внизу волны бьются о громадные валуны. «Неплохой денек», — улыбается профессор Института эволюции человека Университета Витватерсранда в Южной Африке и Бергенского университета в Норвегии, отряхивая руки от пыли. День и правда неплохой: Хеншилвуд провел все утро в компании коллег на раскопках в пещере Клипдрифт. Каменные орудия труда и другие находки пополнили копилку фактов, свидетельствующих, что Homo sapiens населяли эти холмы свыше 165 тысяч лет. Но самое знаменитое открытие Кристофер сделал в 45 километрах отсюда, в пещере Бломбос. В один прекрасный день 2000 года его команда раскопала гравированный кусочек красной охры чуть больше спичечного коробка. В этой части Африки охра не в диковинку — тысячи лет из нее делают много всего, от краски для тела до пищевого консерванта. Но найденный фрагмент был непохож на все другие — около 75 тысяч лет назад безымянный умелец покрыл его причудливым орнаментом из пересекающихся линий. Нам неведомо значение этих отметин. Чья-то подпись? Математические подсчеты? Первобытный список покупок? Впрочем, что бы ни значили загадочные линии, они оказались на 35 тысяч лет старше, чем любой другой известный на тот момент орнамент. Поначалу вокруг находки не смолкали споры. «Коллеги говорили, что это полная бессмыслица, — вспоминает Хеншилвуд. — Раскритиковали вдоль и поперек». Однако по прошествии времени, когда были найдены еще 13 подобных обломков охры, стали раздаваться и другие голоса, называвшие находку сенсацией. А команда Хеншилвуда продолжала находить все новые предметы, украшенные символами и орнаментами. Археологи раскопали раковины морских улиток Nassarius возрастом 75 тысяч лет, в которых были проделаны отверстия — вероятно, их нанизывали на нить и носили в виде ожерелья. Другие находки были еще древнее. Бусины-раковины возрастом 82 тысячи лет обнаружены в Голубиной пещере в гроте Тафоральт в Марокко. На другом краю Средиземноморья бусины из двух израильских пещер, Кафзех и Схул, оказались и того старше: 92 тысячи и как минимум 100 тысяч лет. В Южной Африке в 2010 году команда археологов под руководством Пьера-Жана Тексье из Университета Бордо сообщила, что в пещере Дипклуф к северу от Кейптауна найдена исчерченная линиями скорлупа страусиных яиц. А пещера Бломбос между тем не переставала радовать ученых. Были найдены костяные орудия, украшенные искусной резьбой, а также доказательства того, что еще 100 тысяч лет назад обитатели пещеры методично растирали охру в мелкий порошок и, смешивая с другими ингредиентами, превращали в вязкую пасту. Ее хранили в древнейших сосудах — плоских раковинах галиотисов, моллюсков, более известных как морские ушки. Краска могла служить для украшения тел, лиц, орудий или одежды. В 2009 году Хеншилвуд сообщил: обнаружены новые расчерченные штриховкой кусочки охры и камни, возраст которых он оценил в те же 100 тысяч лет.

На фоне шедевров наскального искусства, преобразившего пещеру Шове 65 тысяч лет назад, подобные артефакты могут показаться примитивными. Но лишь на первый взгляд. Представьте себе, что когда-то нашим далеким предкам впервые пришла в голову идея создать простую форму, за которой кроется нечто иное — символ, придуманный одним человеком, но понятный и многим другим. Эти попытки самовыражения свидетельствуют, что из животного прошлого был сделан первый шаг к сегодняшнему дню, где нас повсюду окружают символы, от дорожных знаков на шоссе до обручального кольца на пальце и иконок на экране смартфона. Во всех этих ранних проявлениях символического осмысления реальности ученые заметили одну немаловажную деталь: они то разгораются, то затухают. Бусины, краска, штриховка на охре и скорлупе страусиных яиц — в каждом случае артефакты возникают среди археологических данных, воспроизводятся на определенной территории несколько тысяч лет, а потом исчезают, чтобы вновь появиться в другом месте в другое время. Это относится и к технологическим инновациям. Костяные наконечники гарпунов, самые старшие из которых в других местах имеют возраст 45 тысяч лет, в Конго были обнаружены в более раннем — вдвое древнее! — слое осадочных пород. В Южной Африке сформировались две традиции изготовления каменных и костяных орудий — стилбейская 75 тысяч лет назад и ховисонс-портская 65 тысяч лет назад. Последняя продержалась шесть тысяч лет, а первая — только четыре. И лишь около 40 тысяч лет назад начался процесс стабильного воспроизводства и географического распространения культурной традиции. Памятники первобытного искусства этого и более поздних периодов повсеместно встречаются на территории Африки, Евразии и Австралазии. Недавняя датировка показала, что «трафаретные» отпечатки контуров ладоней на индонезийском острове Сулавеси были сделаны почти 40 тысяч лет назад — притом что прежде «трафареты» считались европейским изобретением эпохи верхнего палеолита. Совокупность этих фактов свидетельствует: вряд ли все дело в том, что в наших африканских предках однажды щелкнул некий генетический «переключатель», запустивший новый механизм — абстрактное мышление, которое в конце концов преобразило человека. Но как же тогда объяснить эти, по-видимому, спорадические вспышки творческой активности? Согласно одной из гипотез, причиной было не появление нового типа человека, а повышение плотности населения. Стремительный рост населения способствовал установлению контактов между сообществами, так что люди быстрее «заражали» друг друга инновационными идеями. Постепенно создавался некий коллективный разум, и язык художественных символов способствовал его развитию. Когда численность населения вновь падала ниже критической массы, сообщества становились изолированными, и новые идеи повисали в воздухе. Те инновации, которые уже успели пустить корни, увядали. Такие теории трудно доказать. Но генетический анализ современного населения планеты действительно указывает на признаки демографического скачка в Африке 100 тысяч лет назад. Исследования дают статистическое подтверждение тому, что более крупные сообщества людей способны активнее порождать инновации; верно и обратное: по мере уменьшения сообществ людям все труднее эти инновации сохранять. Жители Тасмании изготавливали костяные орудия, теплую одежду и рыболовные снасти на протяжении 15 тысяч лет — как вдруг 3 тысячи лет назад все эти прогрессивные достижения исчезли с археологического горизонта. Джозеф Хенрик из Университета Британской Колумбии утверждает, что, когда 10−12 тысяч лет назад уровень Мирового океана повысился, отрезав Тасманию от континента, коренное население оказалось просто-напросто слишком малочисленным — около 4 тысяч человек, — чтобы поддерживать культурные традиции. Почему в археологической хронике Африки на 15 тысяч лет воцаряются темные времена — необъяснимая загадка. Возможно, эпидемия, природный катаклизм или резкое изменение климата вызвали демографический спад. С другой стороны, Франческо д’Эррико, археолог из Университета Бордо, отмечает: в суровых условиях какие-то культуры гаснут, а какие-то, наоборот, только крепнут. «В разных уголках планеты рождались культуры с различными траекториями развития, — объясняет д’Эррико. — Бывало, что какое-нибудь кратковременное стихийное бедствие в одном регионе стирало культуру с лица земли, а в другом людям удавалось обернуть случившееся себе во благо».

«Дайте-ка я вам кое-что покажу», — руководитель отдела доисторической эпохи в Тюбингенском университете Николас Конард медленно поворачивает циферблат огромного сейфа в своем кабинете. И через минуту ставит передо мной на стол четыре маленькие сосновые шкатулки. Внутри каждой спрятана крошечная фигурка: лошадь, мамонт, бизон и лев. Все они были найдены на территории Германии в пещере Фогельхерд. Живые и изящные, эти статуэтки сделали бы честь любому современному мастеру. Но они появились на свет 40 тысяч лет назад — на 4 тысячелетия раньше, чем наскальные шедевры Шове. «Просто уму непостижимо, — говорит Николас Конард. — Все фигурки разные. Но когда смотришь на них, понимаешь, что все вместе они образуют единое целое». Люди, создавшие эти предметы, были частью сообщества, которое около 60 тысяч лет назад покинуло свою родную Африку. Им предстояло пройти через Ближний Восток и современную Турцию вдоль западного побережья Черного моря и вверх по долине Дуная. На всем их пути не найдено ни одного предмета искусства. Но стоило им обосноваться в долинах рек Лоне и Ах на юге Германии примерно 43 тысячи лет назад, как они тут же принялись мастерить — и не грубые поделки, а совершенно реалистичные фигурки животных, вырезанные из бивня мамонта. Большинство этих предметов были найдены в четырех пещерах: Холе-Фельс и Гайссенклёстерле в долине реки Ах, а также Холенштайн-Штадель и Фогельхерд в долине реки Лоне. Сегодня пышно зеленеющая, эта местность 40 тысяч лет назад, в начале так называемого ориньякского периода, была неприветливой холодной степью. Несмотря на суровые условия, богатство археологических комплексов указывает на демографический подъем в период ориньяка. Возможно, это помогает объяснить очевидный творческий всплеск, подобный тем, что случались и раньше, в Африке. Как полагает Николас Конард, трудности, с которыми пришлось столкнуться этим европейским поселенцам, могли способствовать появлению общих обычаев. Возможно, в трудные времена ценные орудия и резные изделия помогали заключать межплеменные браки и разного рода союзы, служили предметом обмена. В пещере Холе-Фельс команда Конарда обнаружила артефакты с откровенной сексуальной символикой. Один из них — найденная в 2008 году резная фигурка женщины с гипертрофированными грудью и гениталиями. Венере из Холе-Фельс по меньшей мере 35 тысяч лет — это древнейшее из известных нам бесспорных скульптурных изображений человека. (Две гораздо более древние фигурки из Марокко и Палестины, возможно, представляют собой обыкновенные камни, отдаленно напоминающие контуры человеческого тела). Еще раньше археологи под руководством Николаса Конарда нашли цилиндрический предмет из отполированного алевролита длиной около 20 сантиметров и диаметром 3 сантиметра, с кольцеобразной отметиной на одном конце — по всей видимости, фаллический символ. На расстоянии около метра от фигурки Венеры команда Конарда обнаружила флейту, вырезанную из полой кости белоголового сипа, а в пещере Гайссенклёстерле — еще три флейты, одна из слоновой кости, а две другие — из кости лебединого крыла. Это древнейшие из известных музыкальных инструментов в мире. Из всех артефактов той эпохи, обнаруженных на территории Германии, самая невероятная находка — человеколев из пещеры Холен-штайн-Штадель, фигурка фантастического существа возрастом почти 40 тысяч лет. Фрагменты этой статуэтки — примерно две сотни осколков — были найдены в 1939 году, накануне Второй мировой войны, и тридцать лет пролежали в коробке нетронутыми. Лишь в 1969-м археолог Йоахим Хан извлек их на белый свет и начал складывать.

Из небытия восстало удивительное произведение искусства. Высотой — 29,6 сантиметра — человеколев превосходит все другие резные фигурки, найденные в долинах Германии вплоть до сегодняшнего дня. Это первое в истории изображение вымышленного существа. Создание такой статуэтки требовало не только величайшей изобретательности, но и завидного мастерства, и массы времени — по оценкам ученых, порядка четырехсот часов. Мифическое существо излучает мощь. В нем органически соединены два образа — человек и свирепый зверь. Быть может, статуэтка отражает желание наделить человека львиной силой? Или олицетворяет шамана? Холенштайн-Штадель — единственная из окрестных пещер, где археологи не обнаружили ни повседневных орудий труда, ни костей, ни бытового мусора. Кроме того, она глубже других пещер. Нетрудно представить, что под ее сводами древние охотники поклонялись человекольву, облюбовав пещеру Холенштайн-Штадель для проведения ритуалов доисторического религиозного культа. Как считает Конард, эти люди обладали абсолютно современным типом мышления и, подобно нам, в обрядах и мифах искали разгадку тайн жизни, особенно перед лицом непредсказуемого будущего. Кто гонит стада с места на место, помогает расти деревьям, рисует на небе луну, включает звезды? Почему мы умираем и куда уходим после смерти? «Они хотели найти ответы, — объясняет Конард, — но у них не было научных знаний, которые помогли бы объяснить явления окружающего мира». Вскоре после прихода наших предков, Homo sapiens, в Европу стали вымирать те, кто явился туда почти на 100 тысяч лет раньше, — неандертальцы. До нас дошло мало сведений о них. Но традиционное представление о неандертальцах как о примитивных существах, неспособных к творческому мышлению, мало-помалу меняется. Их сообщество никогда не было настолько многочисленным, чтобы вызвать к жизни зачатки искусства — не исключено, что неандертальцам искусство было попросту ненужно или же оно реализовывалось в особых, пока неведомых нам формах. Могли ли неандертальцы подняться до высот своих преемников? Вот уже несколько десятков лет специалисты ведут жаркие споры об археологическом комплексе Грот-дю-Рен (Оленья пещера) во Франции. В этой пещере артефакты, которые обычно ассоциируются с Homo sapiens эпохи верхнего палеолита, — костяные орудия, характерные каменные ножи, зубы животных с проделанными в них отверстиями и углублениями (очевидно, подвески) — соседствовали с останками неандертальцев. Некоторые ученые утверждали, что, хотя неандертальцы и могли стоять у истоков этой традиции изготовления орудий (так называемой шательперонской культуры), они были способны лишь имитировать искусное мастерство своих новых, более продвинутых соседей, а не создавать собственные технологии. Чем больше мы узнаем о неандертальцах — в том числе и об их способности скрещиваться с нашими прямыми предками, — тем менее состоятельной кажется «подражательная» теория возникновения шательперонской культуры. По мнению ряда ученых, скелеты неандертальцев, найденные во Франции и Ираке, были намеренно преданы огню. Недавно обнаруженные засечки на костях птичьих крыльев позволяют предположить, что уже 50 тысяч лет назад неандертальцы умели делать украшения из перьев. Наскальный узор из перекрещивающихся линий, вырезанный по меньшей мере 39 тысяч лет назад под сводами пещеры неандертальцев в Гибралтаре, означает одно: у них было развито абстрактное мышление. И наконец, как показала недавняя датировка, красный диск на стене пещеры Эль-Кастильо в Испании появился около 41 тысячи лет назад. Быть может, неспроста это так близко к тем временам, когда, по данным современной науки, неандертальцы были единственными обитателями Западной Европы? Что если не мы, а именно они и были первыми пещерными живописцами? Но большинство наскальных изображений на юге Франции и в Испании были созданы уже после того, как неандертальцы сошли с исторической сцены. Почему именно там и именно тогда? Ключ к разгадке тайны дают сами пещеры — более глубокие и просторные, чем гроты в долинах рек Ах и Лоне или каменные чертоги в Африке. Тито-Бустильо на севере Испании от края до края растянулась почти на 700 метров. Эль-Кастильо и другие пещеры в составе комплекса Монте-Кастильо извиваются в недрах земли, будто проделанные гигантским штопором. Ласко, Грот-дю-Рен и Шове во Франции прорезают в скалах целые футбольные поля, то разбегаясь лабиринтом переходов, то вдруг вздымаясь ввысь и раздаваясь вширь, словно своды огромного собора.

Быть может, небывалый творческий всплеск, потрясший когда-то стены этих пещер, был отчасти вдохновлен их непомерной глубиной и темнотой — а точнее, игрой света и тени. Освещенные мерцающими отблесками костров или каменных ламп, горевших на животном жиру, неровности и трещины на стенах могли подстегивать воображение первобытных художников. В пещере Альтамира на севере Испании выпуклая поверхность скалы позволила творцам знаменитых бизонов создать более живые, объемные образы. Внутри пещеры Шове на отступающей вглубь стене красуются четыре лошадиных головы. Древний живописец запечатлел их поверх мягких изгибов и складок каменного «полотна», подчеркивающих морды и лбы животных. Как сказал наш проводник, кажется, будто некоторые из «моделей» были «замурованы» в каменные стены с незапамятных времен и только и ждали того момента, когда уголь и краска художника явят их на свет. В своей книге «Предыстория кино» режиссер и археолог Марк Азема утверждает, что некоторые из этих первобытных художников стали первыми аниматорами — изображения в трепещущем свете костра создавали иллюзию движения. «Они хотели добиться реалистичности образов», — говорит Азема. Он воссоздал отдельные рисунки в цифровом формате, чтобы наглядно продемонстрировать эффект. На «Панно со львами» в самом глубоком отсеке пещеры Шове изображены головы десяти львов, сосредоточенно выслеживающих добычу. Но при свете факела или каменной лампы эти десять львов предстают как фазы движения одного-единственного льва, ну, в крайнем случае, двух или трех.

Перед нами разворачивается целый сюжет. За львами сбились в кучу носороги. Голова и рог самого верхнего воспроизводятся отрывистыми штрихами шесть раз — изображения наслаиваются друг на друга, и все тело носорога вибрирует множеством контуров.

Аземе вторит выдающийся исследователь доисторической эпохи Жан Клотт, первым из ученых побывавший в пещере Шове — всего через несколько дней, после того как она была открыта. Клотт полагает, что, по замыслу первобытных художников, наскальные рисунки следовало рассматривать так, как мы сегодня смотрим кино, спектакли или наблюдаем религиозные обряды. Ошеломленные зрители, охваченные единым чувством, уносились за пределы реального мира. «Это было настоящее шоу! » — уверяет Клотт.

И тысячи лет спустя это шоу по-прежнему поражает воображение.

Представьте, что вы ступаете под сводами пещеры — тишина, лишь гулко разносятся ваши шаги, а со стен и потолка капля за каплей стекает вода. Среди этих звуков вы почти различаете отголоски древней музыки и ритмы танца, а тем временем рассказчик подносит факел к каменной стене, освещая изменчивые образы, и завороженные зрители погружаются в волшебный мир.

Мир древнего искусства: карта

  • Рождение искусства

Европа явила миру такие знаменитые образцы палеолитического искусства, как наскальные рисунки в пещерах Шове, Ласко и Альтамира. Но в Африке и на Ближнем Востоке сохранились куда более древние следы творческих поисков наших доисторических предков.

Первые произведения искусства

  • Рождение искусства

www.nat-geo.ru


Смотрите также