Словарь терминов изобразительного искусства - первобытное искусство. Первобытное искусство термины
Словарь терминов изобразительного искусства - первобытное искусство
Первобытное искусство
первобытное искусство
искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире. Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощающего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Первые произведения первобытного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие до н. э.). С этого времени на общирных пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины; гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. Наскальные, в том числе пещерные изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тысячелетие до н. э.) главным образом на Юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко и др.) и Северо-западе Испании. Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (тонкие, легкие контурные линии, смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесенные охристой, красной, коричневой, черной и желтой минеральными красками). Реже встречаются схематические изображения людей, условные знаки. В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углубленными в землю примерно на треть куполообразными постройками, иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Важное место в мезолитических наскальных изображениях занимают изображения человека в действии, многофигурные композиции; сцены сражений, охоты и т. п. В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента. Также широко распространена мелкая зооморфная пластика из дерева, кремня, сланца, рога. Выполнялись живописные гравированные или выбитые точечной техникой наскальные изображения (так называемые петроглифы и наскальные росписи в Швеции, 2-я половина 2-го тысячелетия до н. э. и др.). Открытие производства металлов оказало существенное влияние на социальное развитие первобытного общества. Увеличилась производительность труда, начались имущественная дифферентация и разложение первобытной общины, постепенно формировались племенные и этнические объединения. Для этого времени в Средней Европе характерна скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, бронзовые фибулы, подвески, мечи с орнаментиронными в геометрическом духе рукоятями. В начале 1-го тысячелетия до н. э. отголоски традиций первобытного искусства частично отразились в Европе в гальштатском искусстве, в степях Евразии в "зверином стиле".
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО - Словарь терминов изобразительного искусства - Искусство
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
- искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире. Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощающего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Первые произведения первобытного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие до н. э.). С этого времени на общирных пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины; гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. Наскальные, в том числе пещерные изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тысячелетие до н. э.) - главным образом на Юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко и др.) и Северо-западе Испании. Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (тонкие, легкие контурные линии, смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесенные охристой, красной, коричневой, черной и желтой минеральными красками). Реже встречаются схематические изображения людей, условные знаки. В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углубленными в землю примерно на треть куполообразными постройками, иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Важное место в мезолитических наскальных изображениях занимают изображения человека в действии, многофигурные композиции; сцены сражений, охоты и т. п. В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента. Также широко распространена мелкая зооморфная пластика из дерева, кремня, сланца, рога. Выполнялись живописные гравированные или выбитые точечной техникой наскальные изображения (так называемые петроглифы и наскальные росписи в Швеции, 2-я половина 2-го тысячелетия до н. э. и др.). Открытие производства металлов оказало существенное влияние на социальное развитие первобытного общества. Увеличилась производительность труда, начались имущественная дифферентация и разложение первобытной общины, постепенно формировались племенные и этнические объединения. Для этого времени в Средней Европе характерна скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, бронзовые фибулы, подвески, мечи с орнаментиронными в геометрическом духе рукоятями. В начале 1-го тысячелетия до н. э. отголоски традиций первобытного искусства частично отразились в Европе в гальштатском искусстве, в степях Евразии - в "зверином стиле".
Словарь терминов изобразительного искусства.
2012
Словари
→
Искусство
→
Словарь терминов изобразительного искусства
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
slovar.cc
Значение словосочетания ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО. Что такое ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО?
Первобытное искусство, доисторическое искусство — искусство эпохи первобытного общества.
В палеолите — древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами — изображениями на поверхности земли, дендроглифами — изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу, а также пиктограммы позитивных и негативных трафаретов рук и анималистические пещерные изображения (Нерха, Южное побережье Испания, Шове, Ардеш, Юг Франции) зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм (Венера из Холе-Фельс и Человеколев — Швабский Альб, Германия) из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35 — 40 тыс. лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11 тыс. лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу — кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами, и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).
Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, к настоящему времени уже давно вымерших животных эпохи плейстоцена (закончившейся 11 тыс. лет назад) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом, впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции. Но тогда, эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира. В результате, удивительные, необычные находки не вызвали доверия как у профессиональных учёных французской Академии наук, так и у широкой публики. Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола, обнаружила на сводах пещеры Альтамира, на севере Испании, скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Первое сообщение об этом, на русском языке, появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка, шестого издания курса публичных лекций Соломона Рейнака, прочитанном им в Луврской школе в Париже в 1902—1903 гг. В настоящее время первобытное изобразительное творчество изучают исследователи из двух международных организаций ИКОМОС (ICOMOS) — объединяющий профессиональных исследователей и ИФРАО (IFRAO), объединения исследователей-любителей, куда входит более 50 национальных организаций со всего мира. В июне 2012 г., в журнале «Science» были опубликованы новые методы датировки по урану, в 11 испанских пещерах и французской пещере Шове. Международной группе учёных удалось, наконец, получить надёжные серии датировок древнейших пещерных росп
kartaslov.ru
Что значит первобытное искусство - Значения слов
искусство эпохи первобытнообщинного строя . П. и. возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите , когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита ≈ пещерные изображения [пещеры в Испании ( Альтамира и др.), на Ю. Франции ( Ласко , Монтеспан и др.), в СССР ≈ Капова пещера ], где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже ≈ в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин ≈ так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства ≈ его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории СССР [на Украине ( Мезинская стоянка ), в Белоруссии, на Дону ( Костёнковско-Боршевские стоянки ), в Грузии, Сибири ( Буреть , Мальта )].
Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия; сильнее, чем прежде, развилось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи неолита и энеолита и отчасти в бронзовом веке у древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае ≈ сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте ≈ прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки .
У племён, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Северной Европы и Азии, от Норвегии и Карелии на З. до Колымы на В.), бытовали и древние мотивы, и реалистические формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения , фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике ). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались также в Средней Азии ( Зараут-Сай ) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль . Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии. Позднейшие этапы П. и. были связаны с ростом производительных сил, развитием разделения труда в период начавшегося разложения первобытнообщинного строя и началом формирования классового общества. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами П. и., продолжало существовать вплоть до 19≈20 вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки). О музыки и танце первоб
xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Первобытное искусство Первобытное искусство название
Первобытное искусство
Первобытное искусство — название различных видов изобразительного творчества эпохи первобытного общества.
Периодизация Предпосылки возникновения искусства (эпоха мустье) 150 тыс. — 30 тыс. лет назад (на некоторых предметах обнаруживаются зачатки орнаментов. Зарождение первобытного искусства (поздний палеолит) 30— 35 тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад резьба по кости, «палеотические Венеры» , наскальные изображения. Наскальные изображения времени мезолита примерно с 10— 8 -го тысячелетия до н. э. сцены сражений, охоты и т. п. Период неолита (примерно с 8— 5 -го тысячелетия до н. э. ), энеолита и период бронзы (примерно 3— 2 -е тысячелетие — начало 1 -го тысячелетия до н. э. ) мегалиты и свайные постройки; изображения стали передавать отвлечённые понятия, формируются декоративно-прикладное искусство (керамика, обработка металла, ткачество)
Виды первобытного искусства Геоглифы – изображения на поверхности земли Дендрографы – изображения на коре деревьев Петроглифы - наскальные рисунки Скульптуры Мегалитические постройки Резьба по кости Обрядовые танцы, музыка, песни
Геоглифы
Петроглифы
Палеотические Венеры
Мегалиты
Первобытные формы религии Анимизм Тотемизм Фетишизм Магия
Анимизм лат. animus — "душа « - вера в одушевленность предметов. Наличие души приписывалось различным предметам, явлениям природы и т. д.
Тотемизм термин тотем заимствован из языка одного из североамериканских племён и означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой.
Фетишизм Фетиш– талисман или амулет, Фетиш обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д. ). Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, и т. д.
Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (мага, колдуна, шамана) воздействовать на людей и явления природы. Магия основана на убеждении, что подобное замещает настоящее. «Пусть живой зверь будет также пронзен копьем, как пронзено его изображение»
present5.com
Значение словосочетания ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО. Что такое ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО?
Первобытное искусство, доисторическое искусство — искусство эпохи первобытного общества.
В палеолите — древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами — изображениями на поверхности земли, дендроглифами — изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу, а также пиктограммы позитивных и негативных трафаретов рук и анималистические пещерные изображения (Нерха, Южное побережье Испания, Шове, Ардеш, Юг Франции) зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм (Венера из Холе-Фельс и Человеколев — Швабский Альб, Германия) из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35 — 40 тыс. лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11 тыс. лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу — кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами, и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).
Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, к настоящему времени уже давно вымерших животных эпохи плейстоцена (закончившейся 11 тыс. лет назад) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом, впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции. Но тогда, эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира. В результате, удивительные, необычные находки не вызвали доверия как у профессиональных учёных французской Академии наук, так и у широкой публики. Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола, обнаружила на сводах пещеры Альтамира, на севере Испании, скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Первое сообщение об этом, на русском языке, появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка, шестого издания курса публичных лекций Соломона Рейнака, прочитанном им в Луврской школе в Париже в 1902—1903 гг. В настоящее время первобытное изобразительное творчество изучают исследователи из двух международных организаций ИКОМОС (ICOMOS) — объединяющий профессиональных исследователей и ИФРАО (IFRAO), объединения исследователей-любителей, куда входит более 50 национальных организаций со всего мира. В июне 2012 г., в журнале «Science» были опубликованы новые методы датировки по урану, в 11 испанских пещерах и французской пещере Шове. Международной группе учёных удалось, наконец, получить надёжные серии датировок древнейших пещерных росп