Рабовладельческий первобытно общинный. 01. Первобытный общественный строй. Первобытно-общинный строй и рабовладельческие
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

vkist.ru

vkist.ru

Первобытно-общинный

Азиатский

(или восточный, характерный для Индии, Китая и других государств древности)

Рабовладельческий

(или античный, получивший распространение в Древней Греции и Риме)

Феодальный

(зародившийся в средневековой Европе)

капи­талистический

Коммунистический

 

По прогнозу К. Маркса, на смену эксплуататорским формациям (восточной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической) придет коммунизм. В начале своей философской и общественной деятельности (1844–1847 гг.) К. Маркс не отделял себя от других социалистов и часто употреблял термины «социализм» и «коммунизм» как синонимы. Но в период создания международной революционной организации «Союз коммунистов» (предшественника I Интернационала) он развел эти понятия: социализм – общество социальной справедливости, коммунизм – некапиталистическое общество социальной справедливости, экономическую основу которого составит общественная собственность. В ХХ в. социализмом марксисты стали называть первую стадию построения коммунизма.

Основным достоинством марксизма является показ влияния экономики на историю. Однако увлечение экономическим анализом нередко приводит марксистов к принижению роли других сфер жизни общества.

Разумеется, К. Маркс и Ф. Энгельс не сводили все богатство исторического процесса к смене спо­собов производства. Они подчеркивали, что надстройка часто оказывает обратное влияние на базис. Мало того, ведущая роль экономики, по их мнению, – явление временное. В ряде последних работ они наметилиновый вариант формационного подхода. В нем развитие человечества начинается с первич­ной формации (первобытного общества), где главную роль играет не экономика, а биологическое вы­живание, продолжение рода. Здесь человек зависит от природы. Во вторичной формации, включающей все эксплуататорские общества, ведущим фактором становится экономический. Переход к третичной формации (комму­нистической) означает конец «царства необходимости», «предыстории» и начало собственно человеческой истории, в которой общество, сознательно избавившись от эксплуатации, государства и других факторов, сдерживающих прогресс, сможет развиваться свободно. Тем самым логика истории заключается в постепенном преодолении зависимости человека от природы и экономики и установле­нии господства разума.

В таблице 1 показано соотношение основного и более позднего вариантов формационного подхода. Смысл последнего заключается не только в том, чтобы яснее обосновать идею построения общества, основанного на разуме, но и объяснить многовариантность развития человечества. Так, вторичная формация соответствует четырем эксплуататорским способам производства, сменяющим друг друга во всемирной истории. При этом, как считал Маркс, единых для всех стран «правил» прохождения этих ступеней не существует. Если в Греции были рабовладение, феодализм и капитализм, в Германии – феодализм и капитализм, то Россия при благоприятных обстоятельствах сможет на своем пути к ком­мунизму ограничиться лишь феодализмом. Специфику русской истории Маркс объяснял, в частности, сохранением крестьянской общины (см. подробнее: Черных Ю.А., Черных В.Ю. Философия истории: новые подходы: учеб. пособие. Пермь, 1997. С.11, 26–30).

В целом формационная теория как одна из попыток серьезного научно-философского анализа закономерностей развития общества заслуживает высокой оценки. Марксу удалось показать важную роль материального производства, дать подробный анализ капитализма, подчеркнуть нравственную ценность труда, коллективизма и стремления к спра­ведливости, а главное – применить к истории диалектический метод. Последний позволяет представить противоречия как источник саморазвития общества. Понятно, что это – еще не истина в последней ин­станции. Так, с религиозной точки зрения источником развития является божественная воля, но она непо­знаваема с помощью методов современной науки.

Таблица 1

Похожие статьи:

poznayka.org

Первобытнообщинный строй на территории нашей страны

Сотни тысяч лет на территории нашей страны существовал первобытнообщинный строй. В своем развитии, как и в других странах, он прошел несколько этапов.

Сначала люди жили небольшими группами - первобытными стадами (примерно 700-100 тысяч лет назад). Усовершенствование орудий труда привело к изменениям и в занятиях людей, и в их общественном строе. Охота на крупных животных требовала более устойчивых и постоянных коллективов людей. Постепенно начался переход к родовым общинам (примерно 100-30 тысяч лет назад).

Период жизни людей родовыми общинами продолжался несколько десятков тысяч лет (примерно от 30 до 3 тысяч лет назад, а для некоторых народов и значительно дольше).

Жизнь людей при первобытнообщинном строе была полна лишений и опасностей. Но именно тогда человек сделал первые важные шаги в познании сил природы, овладел огнем, научился создавать разнообразные орудия и приспособления, многими из которых в усовершенствованном виде люди пользуются до сих пор (молоток, топор, нож, игла, нитки, лодка, колесо и т. д.). Постепенно возникли земледелие и скотоводство. Зародились ремесла.

В постоянном труде развивался и сам человек, его трудовые навыки, мышление, речь. Возникли и начатки искусства: наскальная живопись, скульптура, песни и пляски.

При первобытнообщинном строе все люди сообща трудились, равномерно распределяли результаты своего труда и были равны между собой.

В последние тысячелетня до нашей эры сначала на юге, а потом и в других местах нашей страны люди научились использовать металл. На юге, где условия для земледелия и скотоводства были более благоприятными, чем в лесной полосе, хозяйство развивалось быстрее. Это привело к значительному увеличению количества получаемых продуктов. Возникла частная собственность и имущественное неравенство. Так усовершенствование орудий труда и развитие хозяйства вызывали определенные изменения и в общественном строе.

Постепенно формировались враждебные друг другу общественные классы, то есть большие группы людей, из которых одна присваивала себе результаты труда другой.

На смену первобытнообщинному строю на юге нашей страны - в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье - пришел рабовладельческий строй, образовались первые рабовладельческие государства (I тысячелетие до и. э.).

При рабовладельческом строе существовало два основных враждебных класса - рабы и рабовладельцы. Рабовладельцам принадлежали земля, дома, мастерские, рабы. Рабы не имели своего имущества и сами принадлежали рабовладельцу, были его собственностью. В тяжелом, изнурительном труде они создавали его богатства. Хозяйство и культура стали развиваться быстрее. Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому означал большой шаг вперед в развитии общества.

Рабовладельческий строй - это такой общественный строй, при котором существует два основных враждебных класса - класс совершенно бесправных и лишенных собственности рабов и класс рабовладельцев, которым принадлежат не только основные богатства, но и сами рабы.

Чтобы держать в повиновении крестьян, ремесленников, рабов и подавлять их сопротивление, рабовладельцам необходима была особая организация. Такой организацией насилия над трудящимися и явилось государство, располагавшее войском, чиновниками, судьями, тюрьмами.

«История показывает, что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникало только там и тогда, когда появлялось разделение общества на классы - значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого» (В. И. Ленин). Таким образом, вместе с образованием классов возникало и государство. 

В I тысячелетии н. э. обширные пространства Восточной Европы заселяли племена восточных славян - общие предки русского, украинского и белорусского народов. В VI - VIII вв. н. э. первобытнообщинный строй у восточных славян постепенно разлагался, возникла частная собственность и имущественное неравенство, а вместе с тем и зачатки государственных объединений. Однако славяне, как и древние германцы, перешли не к рабовладельческому строю, а к феодальному.

  • < Восточные славяне в древности
  • -> Образование классов у восточных славян - Древняя русь - Раннефеодальное государство с центром в Киеве >

hist-world.com

01. Первобытный общественный строй - Первобытно-общинный строй и рабовладельческие

  1. Возникновение человека и общества.


Первобытнообщинный строй на территории нашей страны  - заключение. Рабовладельческий первобытно общинный


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ » Первобытнообщинный и рабовладельческий строй

Posted By galina on 12.03.2008

Поздний Палеолит: 35 000 — 8000 до н. э. Возник и распространился человек современного физического типа — Homo sapiens. Первые различия между представителями рас-европеоидной (кроманьонцы), монголоидной и негроидной (гримальдийцы). Используется более двадцати видов орудий труда, в том числе иглы, позволившие шить одежду из шкур животных и копьеметалка-прародительница лука. На смену первобытному стаду приходит родовая матриархальная община, родство ведётся по женской линии. Появляется примитивный институт брака. Возникают первые языческие верования: тотемизм, фетишизм, анимизм, вера в магию.• Ориньякская культура: копье• Солютрейская культура: иглы• Мадленская культура: изображения на стенах пещер и статуэтки из бивня мамонта.Более дробные подразделения позднего Палеолита имеют только местный характер; нет подразделений, которые были бы представлены всюду. Изложенная периодизация Палеолита не является всеобщей. Многие исследователи принимают не трехчленное, а двухчленное деление Палеолита, не выделяя мустьерскую культуру как средний Палеолит.Мезоли́т (средний каменный век) —(греч. mesos — средний и греч. líthos — камень) период между палеолитом и неолитом, X—VI тысяч лет до нашей эры.Начался около Х тыс. лет до н. э. в конце плейстоцена, и закончился с распространением земледелия, которое появлялось в разных географических местностях в разное время. В некоторых областях, таких как Ближний Восток, земледелие уже существовало в конце плейстоцена, и поэтому мезолит там был кратким и почти незаметным.Этот период знаменуется окончанием ледникового периода, на земле установился привычный нам климат, животный и растительный мир. Во время мезолита люди расселились далеко на север, освоили территорию Шотландии, Прибалтики, части побережья Северного Ледовитого океана, проникли в Америку и Австралию.

Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). В некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла и деревянные предметы, такие как каноэ и плоты.Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: членораздельной речи, формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. Распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и физической расправе.Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей, трепанация черепа.Бурно развивается искусство. Найдены многочисленные графические и живописные изображения людей, животных, растений, скульптура представлена прежде всего женскими фигурками (так называемые палеолитические Венеры). Появляются зачатки пиктографии-первого рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления.В лесных районах мира появились первые признаки обезлесения, которое становится массовым в период неолита, когда потребовались большие пространства для земледелия.Неоли́т (греч. νέος — новый, λίθος — камень) — новокаменный век, охватывает VII—III тыс. до н. э. Период перехода от присваивающего труда (собирательство, охота) к производящему труду (земледелие, скотоводство). Каменные орудия шлифовались, сверлились, появились прядение, ткачество. Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год. Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон. Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. Стали появляться армии и профессиональные воины. Началось социальное расслоение, разделение труда, формирование технологий и т. д. Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций. Период заканчивается с переходом к производящему хозяйству неолита, основанному на скотоводстве и земледелии.Историческое изменение, которое произошло при переходе к неолиту, описывается как неолитическая революция.

ДРЕВНЕЙШИЕ СТОЯНКИ ЛЮДЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИНайдено множество доказательств того, что в позднем палеолите человек разумный заселил всю территорию нашей страны, продвигаясь в ее глубь с западных и южных направлений. Один из наиболее известных пунктов такого продвижения обнаружен в районе современного Воронежа еще в 1879 г. Уже сто лет в этих местах проводятся раскопки и находят все новые и новые следы жизни наших далеких предков.Когда-то этот район был очень густо заселен. Некоторые ученые считают, что население пришло сюда из Центральной Европы, другие — из Причерноморья. Обнаружены здесь десятки тысяч каменных орудий, остатки жилищ, захоронения. Но наибольшую известность этим местам принесли находки выдающихся произведений древнего искусства — «палеолитические Венеры».Это небольшие, от 5 до 15 см, вырезанные из мягкого камня или кости статуэтки обнаженных женщин. Такие статуэтки известны в Западной и Центральной Европе, а также в Сибири на стоянках Мальта и Буреть, недалеко от Байкала (здесь имеются и статуэтки женщин в меховых костюмах). Однако такого количества «палеолитических Венер», как на берегах верхнего Дона, нет нигде в мире.Кто же такие «палеолитические Венеры»? Всюду первобытные скульптуры изображали полную женщину со сложенными на животе руками, роскошной прической и совершенно без одежды или с тонкой веревочкой на бедрах. Именно так могла выглядеть позднепалеолитическая женщина в домашней обстановке. До недавнего времени северные народы (эскимосы, чукчи, коряки) шокировали посетителей своей привычкой находиться внутри своих жилищ совершенно голыми. Но в тесном, жарком и душном чуме или яранге иначе и невозможно. Если здесь посидеть в меховой одежде, то когда в ней потом выйдешь на мороз, она станет ледяной, поломается и не будет греть. Не забудем, что климат Европы во времена позднего палеолита был суровым — север континента занимал ледник. Байкальские женские статуэтки сохранили для нас облик человека тех времен в его одеянии — на улице обнажено только лицо, все остальное находится под своеобразным комбинезоном из меха пушных животных. Похожие одеяния до сих пор носят люди на Крайнем Севере.Однако «палеолитическая Венера» — это, разумеется, не простая женщина. Скорее всего так изображались богини-прародительницы, весь облик которых символизирует идею материнства и плодородия. Мать-хранительница родового очага оберегала свой род от всевозможных несчастий и бед. Культ женщины-матери господствовал тогда от берегов Атлантического океана до Байкала. Вряд ли на такой громадной территории обитали родственные племена. Скорее всего охотники на мамонтов жили небольшими замкнутыми группами. Но единые условия жизни и единая психология предопределяли единые верования.СТОЯНКА ПОД ВЛАДИМИРОМНа стоянке Сунгирь под Владимиром жили во времена позднего палеолита люди, возможно, родственные обитателям стоянок под Воронежем. Раскопки здесь велись с конца 50-х гг. XX в. И вот в 1964 г. было сделано выдающееся открытие. Была найдена могила палеолитического человека. В отличие от многих сравнительно бедных захоронений того периода Сунгирьское содержало большое количество вещей, которые были необходимы умершему в загробной жизни. Это свидетельствовало о высоком положении покойного. Кто он был — вождь племени, жрец, выдающийся охотник или воин?Он был похоронен прямо на территории поселения, недалеко от очага из костей мамонта. Археологи из дерева вырезали тонкие острые палочки, затесанные с одного конца в виде лопатки. Этими палочками и снимали миллиметр за миллиметром глину, покрывавшую скелет. Руководил расчисткой выдающийся ученый и скульптор М. М. Герасимов.Было выяснено, что здесь похоронен мужчина в возрасте 55—60 лет европейского типа. В шутку его назвали Сунгирем Владимировичем. На груди скелета увидели какую-то непонятную мозаику из мелких косточек. Оказалось, это были 3500 мелких бусинок из кости мамонта. Люди умели не только изготавливать такие крошечные шарики, но и просверливать в них микроскопические отверстия. Узором из бусинок был расшит истлевший за тысячелетия меховой костюм Сунгиря Владимировича. Запястья его украшали 20 браслетов из тонких пластинок, выструганных из бивня мамонта. Кроме того, тело умершего раскрасили красной краской — охрой, следы которой сохранились на костях.Через пять лет в Сунгире раскопали еще одно погребение. В трехметровой могиле лежали головами друг к другу, а ногами в противоположные стороны два скелета подростков 12—13 и 7—8 лет. Это были либо два мальчика, либо мальчик и девочка. Рядом с телами положили очень острые, искусно сделанные копья из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, костяные дротики, кинжалы, браслеты. Одежду детей, как и Сунгиря Владимировича, покрывали бусы из костей мамонта. На груди старшего подростка лежала плоская скульптура лошади, а у плеча — мамонта.Это было также очень богатое захоронение. Считается, что богатство погребений определялось общественным положением покойного. Были ли это дети вождя или жреца? Может, это были дети, обладавшие, по мнению соплеменников, какой-то магической силой? Или их внезапная одновременная смерть очень потрясла всех жителей поселка? По этому поводу можно строить самые разнообразные гипотезы.КАПОВА ПЕЩЕРАЧасто трудно представить, как не только выжили, но и освоили громадные территории наши далекие предки, вооруженные орудиями лишь из камня и кости. Ведь это была эпоха великого оледенения. Лед местами толщиной до нескольких километров покрывал север Евразии. Южнее расстилалась бескрайняя тундра. И эта явно негостеприимная земля была довольно густо для того времени заселена людьми.Главной пищей человека, источником его существования были мамонты и другие громадные животные. Тысячи костей этих зверей и костяных изделий находят на стоянках палеолитического человека. Шкуру мамонта не пробьешь никаким холодным оружием. Но мамонт был неповоротлив. И это помогало человеку, Многие стоянки обнаружены на краю оврагов, крутых берегах рек. Охота была загонной. Иногда удавалось загнать в пропасть целые стада животных. Мясо шло в пищу, кости и шкуры — на строительство жилищ. Оказалось, что люди тогда вовсе не жили в пещерах, как думали раньше, называя древнего человека троглодитом, т. е. пещерным человеком. Люди обычно строили себе землянки и даже настоящие дома на открытых местах.Но пещеры тоже использовали. С пещерами связана духовная жизнь наших далеких предков. Нам теперь очень сложно понять ее. Но кое-что сказать можно. Жизнь человека тогда целиком зависела от удачи на охоте. Поэтому и религиозные обряды были связаны с культом животных. Племена обычно вели свою родословную от каких-либо животных. Одни себя называли детьми медведя, другие — детьми сокола, третьи — змеи (как могикане в романе Ф. Купера). Удача на охоте была очень непостоянной, случайной. С этим связано, очевидно, господство различных запретов и тайн в религиозных представлениях… Мы привыкли, что наши храмы обычно возвышаются на видном отовсюду, известном всем месте, в центре города или села. Не так было в палеолите. О святилищах знали лишь посвященные. В тайных, труднодоступных пещерах совершались колдовские магические обряды, призванные обеспечить удачу для охотников.Вот в вековом мраке пещеры вспыхивает свет факелов. И люди, которых привели в пещеру, видят несущееся среди тьмы во всей своей красе и неистовстве стадо мамонтов, бизонов, лошадей, носорогов. Даже сейчас великолепные изображения на стенах древних святилищ оставляют неизгладимое воспоминание у тех, кому удалось их увидеть.Можно представить себе, какое потрясение вызывало у первобытных людей подобное зрелище. Феномен пещерной живописи, совершенство красочных рисунков до сих пор не вполне объяснены. Считается, например, что в пещерах проводился обряд инициации, т. е. посвящения во взрослые подростков, будущих охотников: в одной из пещер обнаружен отпечаток ладони молодого человека.Долгое время эти рисунки находили лишь в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Считалось, что их создавало только население этих мест. Но вот в 1959 г. зоолог А. В. Рюмин сфотографировал в Каповой пещере на Южном Урале загадочные изображения. Вначале ему никто не поверил. Однако была организована экспедиция, завезли специальное оборудование.Археологов поразила прежде всего величина пещеры. Метрах в 140 от входа в потолке пещеры виднелась щель — отверстие, ведущее на второй этаж пещеры. По отвесной скале надо подняться на этот этаж, и попадаешь в «зал мамонтов». Свет прожекторов едва достигает потолка. Перед ошеломленным взором предстают ярко-красные фигуры мамонтов, носорогов, лошадей. Всего более 40 рисунков. Нашли рисунки и на первом этаже — но они непонятны: какие-то кубики, треугольники.Начались раскопки. Вскоре нашли угольки от костров, небольшое количество каменных орудий. Причем камни для этих орудий и материал для краски были принесены в Капову пещеру издалека. Через три горных хребта приходили люди в свое святилищеМы привыкли к тому, что, чем далее время уводит нас в глубь веков и тысячелетий, тем более дикой и несовершенной представляется нам жизнь человека. С высоты современных знаний и культуры мы порой снисходительно усмехаемся по поводу достижений древнего человека. Между тем это не совсем справедливо. Все познается в сравнении. И то, что произошло на рубеже VI — III тысячелетий до н. э., можно сравнить лишь с самыми великими достижениями человечества во все времена и на всех континентах.Именно в это время начинается знаменитая неолитическая революция. «Неолит» означает «новый каменный век» («неос» по-гречески означает «новый»).Постепенно изменившаяся природная среда, новые благоприятные климатические условия послеледникового периода, совершенствование самого человека привели к революционным, т. е. коренным и быстротечным, изменениям в жизни человеческого общества на огромных пространствах Европы, Северной Африки, Азии, включая и территорию современной России.Прежде всего новый шаг вперед сделала обработка каменных орудий. Техника этой обработки, кажется, достигла совершенства. Люди научились сверлить камень при помощи каменных же долот, стали полировать его поверхность. Изготовлением массивных полированных острых топоров с отверстиями для насаживания их на деревянную рукоятку, скребков, ножей, наконечников, копий, стрел занимались целые мастерские. Замечательные камнетесы тех лет обменивали продукты своего труда на пищу, одежду. Начался первый обмен товарами. Это было преддверие будущей торговли. В качестве оружия появились булавы — огромные деревянные дубины, которые при ударе могли сокрушить даже сильного и большого зверя. Новые орудия труда помогали рубить деревья, вязать из них плоты, долбить из стволов лодки, челноки, строить бревенчатые хижины.Широкое распространение лодок способствовало появлению рыболовства при помощи не только удочек и костяных крючков, но и сетей, которые делали из лыка и стеблей крапивы. Но, пожалуй, наиболее впечатляющими изобретениями человека в век неолита стало появление гончарного круга и начало выделки глиняной посуды. Вероятно, люди заметили, что глина, которой обмазывали плетеные сосуды для сохранения огня, становится под действием жара прочной и огнестойкой. Сначала люди научились лепить сосуды вручную и обжигать их, потом появился гончарный круг, и эта работа механизировалась. Сосуды стали ровными и удобными для питания, хранения продуктов, воды. В то же время зародилось прядение шерсти и ткачество как из шерстяных, так и из растительных волокон. Это позволило человеку использовать более удобную одежду по сравнению с прежней, изготовленной из шкур животных, шить различного рода мягкие и теплые настилы и покровы. Наконец, в период неолита люди изобрели колесо, что произвело подлинную революцию в средствах передвижения, в строительной технике, в быту.На исходе неолита в человеческом обществе окончательно сформировались такие новые отрасли хозяйства, как скотоводство и земледелие. Это были отрасли производящего хозяйства, означающего, что человек не просто брал то, что ему давала природа — ягоды, орехи, дикий мед, коренья, злаки, не только то, что он брал у нее с боя, убивая диких животных, но и создавал, производил, выращивал сам.Во многом это произошло потому, что люди стали использовать наряду с каменными орудиями труда и оружием металл. Сначала они научились выплавлять медь, которая, однако, была мягким металлом и не могла еще конкурировать с камнем. Позднее в мир камня, кости, дерева прочно вошла бронза — сплав меди и олова, что позволило в более короткие сроки делать твердые и острые орудия труда и оружие. Появились бронзовые мотыги, топоры, кинжалы, серпы, ножи, шила, а еще позднее мечи. Из бронзы стали делать и украшения. Постепенно каменный век стал уступать свое место веку бронзовому.Раньше всего скотоводство, земледелие, выплавка металла появились там, где природные условия жизни людей были наиболее благоприятными. Этими районами стали Египет, Междуречье, Индия, Китай.Думается, что основоположником производящего хозяйства явилась женщина. Именно она, собирая злаки, обратила внимание на то, что, оброненные в землю семена дают всходы. Именно она первая в своем домашнем хозяйстве приручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт для создания постоянного стада, которое давало пищу, молоко, кожу. Женщина полностью оправдала отведенную ей историей роль в период матриархата, создав основу для будущего взлета человеческой цивилизации.Тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине — земледельцу, запахивающему обширные поля и вырубающему и выжигающему лес для новых посевов; скотоводу, пасущему тысячи голов скота и находящемуся долгое время в седле; охотнику, воину. В новых хозяйственных условиях требовалась мужская сила, ловкость и мужская доблесть. Наступило время патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины. Женщина с этого времени подчинилась мужчине. Появилась даже традиция вместе с умершим главой семьи хоронить его жену, чтобы ему было не одиноко в загробном мире.Тогдашние поселения представляли собой несколько десятков землянок, полуземлянок или наземных жилищ, срубленных из дерева (на севере). В центре такого жилья находился очаг, на котором люди готовили пищу и который обогревал их. Первые деревянные дома были еще невысоки, жались к земле, словно люди, веками привыкшие к вырытому в ней жилью, все никак не могли от нее оторваться. В других местах (например, на юге) это были большие дома с очагами для каждой обитающей в таком доме семьи. На месте таких поселков, больших общих домов обнаружены религиозные сооружения, около которых люди молились своим первым богам, в первую очередь огню. Его культ был распространен на широких просторах Евразии.Люди неолита стали наследниками прежних территорий, осваиваемых человеком с незапамятных времен. Они продолжали здесь уже в новых условиях человеческую жизнь и двигали вперед человеческое общество.На территории России стоянки людей неолита обнаружены на больших пространствах от берегов Белого и Балтийского морей до Приазовья и Северного Кавказа. Это Карелия, берега Печоры, Каргополь, берега Ладожского, Онежского озер и озера Ильмень, вся лесная полоса Восточноевропейской равнины, берега Волги и Оки (около Рязани, Мурома, Балахны), а далее на обширных пространствах Сибири, на Ангаре, Лене. Одна из таких стоянок обнаружена в 40 км к северо-востоку от Москвы близ села Льялово.Характерно, что все эти стоянки жмутся к воде. Рыбная ловля и охота в прибрежных лесах давали значительную часть пищи. На заливных лугах, на прибрежных полянах получали первый опыт местные земледельцы и скотоводы. Реки и озера при наличии лодок стали в лесных чащах первыми удобными дорогами, по которым можно было плыть десятки километров и никогда не сбиться с пути.Примером поселений первых земледельцев являются стоянки трипольской культуры. Основным занятием трипольцев стало земледелие и разведение домашних животных — скотоводство. Они засевали большие пространства земли пшеницей, ячменем, просом, горохом, обрабатывали поле мотыгами, собирали урожай при помощи деревянных серпов со вставленными в них кремневыми вкладышами, мололи зерно каменными зернотерками, хранили его в глиняных сосудах, сделанных при помощи гончарного круга и укрытых в ямах-хранилищах, обмазанных изнутри глиной. Трипольцы разводили домашних животных — рогатый скот, свиней, коз, овец. Кости этих животных в изобилии попадаются в древних стоянках.Со временем в трипольских поселениях возрастает роль мужчин. В их погребениях часто находят сельскохозяйственные орудия, а в могилах женщин — пряслица. Это значит, что ткачество, домашний труд становятся уделом женщины, а основное хозяйство, дающее жизнь общине, — земледелие и скотоводство — ложится на плечи мужчины. Общество на территории Восточной Европы постепенно переходит на рельсы патриархата. Этот переход к земледелию и скотоводству значительно продвинул вперед хозяйственную мощь индоевропейских племен, способствовал росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в III тысячелетии до н. э. более легкими на подъем в поисках новых земель, более смелыми в освоении новых территорий.ПРИРУЧЕНИЕ КОНЯ И РОЛЬ ЭТОГО СОБЫТИЯВ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВАПодлинный переворот в жизнь многих народов древности внес домашний конь. Он стал наиболее надежным, быстрым, выносливым, всепогодным, повсеместным средством передвижения. Кроме того, выяснилось, что лошадь часто является более удобным тягловым животным для вспашки полей, чем бык. Земледелие распространяется на новые территории. Возникают и крупные государства, затем первые державы типа Хеттской, Ассирийской, Египетской. Усиливаются связи между народами, развиваются торговля и обмен изобретениями и культурными достижениями. Ход истории человечества заметно ускоряется. Не случайно там, где люди не имели возможности овладеть конем, например в Америке, развитие цивилизации шло более замедленными темпами.Конь господствовал в качестве одного из главных помощников и друзей человека в течение нескольких тысячелетий. Где же был приручен конь? В Переднюю Азию, в Египет, в Индию он пришел с севера, где-то на севере, согласно мифам и сказаниям южных народов, находилась страна сказочных кентавров — полулюдей, полулошадей. Наверное, увидев издалека всадника на лошади, жители юга не могли понять, кто это такой, и придумали этих фантастических существ.На юг конь попал уже не только одомашненным, но и со знанием его привычек, повадок, правил разведения. Вместе с лошадьми пришел и религиозный культ священных коней. Древнейшие из обнаруженных в письменных памятниках древневосточных государств термины по коневодству имеют индоевропейские корни. Согласно легендам, стада коней пригнали сюда арии, то есть некоторые племена индоевропейцев, вернувшиеся тогда в районы своей прародины после нескольких тысячелетий жизни в степях.Археологи давно ищут самые древние останки домашней лошади. До недавнего времени считали, что такие останки обнаружены на стоянке Дериевка на территории современной Украины. Однако кости домашнего коня стоянок Муллино и Давлеканово датируются более ранним временем — рубежом VII—VI тысячелетий до н. э. (более 8 тысяч лет назад). Причем установлено, что порода этих лошадей была именно такая, какую позднее привели арии в Переднюю Азию. Это была крупная лошадь. Такие лошади разводились в Поволжье и Предуралье еще в XVIII веке, а ныне представителями этой породы являются знаменитые ахалтекинские кони из Туркмении (туда они попали в древности тоже из степей Предуралья).Предполагается, что индоевропейцы Южного Урала сумели одомашнить обитавшую в тех местах дикую лошадь-тарпана, которую можно было встретить здесь еще 200 лет назад. Правда, некоторые ученые считают, что лошадь-тарпан — это одичавшая древняя домашняя лошадь. Как бы там ни было, можно считать установленным фактом, что наши предки первыми приручили коня и начали распространять его по всему миру.РАССЕЛЕНИЕ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВС юго-востока Европы началось триумфальное распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Одни двинулись оттуда на запад и заняли просторы Европы до Атлантики. Другие распространились на север, восток и юго-восток. Они заняли север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских переселений врезался в среду угрофинских народов и уткнулся в Уральские горы, дальше которых индоевропейцы не пошли. На юге, в лесостепной полосе, они продвинулись в Малую Азию, на Северный Кавказ, вышли на Иранское нагорье и расселились в Индии.В мифах и сказках народов Индии сохранились воспоминания об их древнейшей северной прародине, на севере же России до сих пор существуют названия рек и озер, восходящие к санскриту — древнему языку Индии.Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, простирались от Атлантики до Индии. Поэтому их и прозвали индоевропейцами. Уже в ходе переселений в IV — III тысячелетиях до н. э. общность индоевропейцев стала распадаться. Образовались крупные языковые блоки. Так, один из них включал германцев, славян, балтов. Когда-то все они были одним народом и говорили на одном языке. Лишь позднее выделились германцы. А балты и славяне составляли одно целое. Но жизнь шла, индоевропейцы продолжали расселяться по территории Евразии, их численность увеличивалась. В условиях постоянного движения, освоения новых территорий, их обживания они продолжали обособляться. В конце концов из индоевропейцев выделилась восточная группа языков и народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики, жители нынешнего Афганистана — пушту и дари и др.), западноевропейская группа (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки и др.), славянская группа (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, словаки, хорваты, словенцы и др.), балтская группа (прибалтийские народы: литовцы, латыши и др.).Однако, несмотря на это обособление, следы былой общности, глубины индоевропейской памяти проглядывают повсюду. Во-первых, в языке. Так, и у славянских языков, и у иранских немало общих слов и понятий: бог (господин, владыка), хата (дом), боярин (ближний господин), топор, собака, богатырь и многие другие, все они пришли к нам от древних иранцев.Эта общность видна и в прикладном искусстве, например в узорах вышивок, в украшениях на глиняных сосудах — повсюду использовалось сочетание ромбов и точек. В районах расселения индоевропейцев на столетия сохранилось поклонение лосям и оленям, хотя, как известно, в Иране, Индии, Греции эти животные не водятся. То же относится и к ряду народных праздников, например к «медвежьим праздникам», проводимым многими народами в весенние дни пробуждения от зимней спячки медведя. Все это следы северной прародины индоевропейцев.Много общего у этих народов и в религиозных культах. Так, известный славянский бог Перун-громовержец сродни литовско-латышскому Перкунису, индийскому Парджанье, кельтскому Перкуниа. И сам он очень напоминает главного греческого бога Зевса. Славянская языческая богиня Лада — покровительница брака и семьи — сопоставима с греческой богиней Латой. У многих других божеств разных индоевропейских народов единые древние корни.

Исторические периоды:Первобытное обществоДревний мир (до 476 года)Средние века (476—1492)Новое время (1492—1789)Новейшее время (1789—1945)Современная история (после 1945 года)

Экономическая организация;Охотничье-собирательское обществоАграрное общество (примерно до 1800 года)Индустриальное общество (1800—1960)Постиндустриальное общество (после 1960 года)

Categories: Древнейшее время Метки:

istorik.org

§ I. Переход от первобытнообщинного способа производства

Лекция 5

Культура эпохи рабовладения

[Человек и общество в эпоху рабовладения]

к рабовладельческому

Этот переход, совершался постепенно, медленно и занимает гигантское время. Рабовладельческая формация вырастает из самых недр первобытно-общинной, и глаз не может проникнуть до какой-нибудь определенной исходной точки – начало нового теряется в глубинах старого. И наоборот, когда налицо уже несомненные черты классово-антагонистического строя, рабовладельческое общество несет с собой колоссальный груз первобытнообщинных порядков и в первую очередь – общину со всеми формами общинной организации жизни. Рабовладельческий способ производства с ног до головы облечен в костюм предшествующего, хотя, в своей сущности, и является его отрицанием.

Первобытно-общинный строй и рабовладение потому так широко нахлёстываются друг на друга, что между ними не лежит взрыв – революция, хотя бы и в самом широком смысле долгой, затяжной "эпохи социальной революции". Здесь можно говорить о революции лишь в общефилософском смысле решающего качественного преобразования, что же касается социальной революции, она всегда неотделима от предшествующего антагонизма в обществе, всегда является кульминацией предшествовавшей классовой борьбы. Иначе говоря, революция в истории есть необходимее следствие антагонизма, антагонизм – необходимая причина революции. Но по той причине, что первобытное общество было лишено антагонизма, это общество не могло породить революцию, ведущую его к какому-либо иному состоянию и смена этих состояний совершилась нереволюционным образом, путём медленных качественных трансформаций. В общем-то, вся история человечества превосходно иллюстрирует тот принцип, согласно которому порабощение, закабаление людей совершается всегда постепенно, исподволь, незаметно, а вот ради освобождения им приходится совершать героические усилия, идти на жертвы и кровопролитие. При этом, разумеется, не следует забывать, что исходной причиной революционного кровопролития является не сама тяга к свободе, а наличие той или иной формы порабощения, которое в определённые фазы исторического развития становится несовместимым с самовоспроизводством эксплуатируемого класса и побуждает его к борьбе.

Своеобразие перехода от первобытнообщинной формации к рабовладельческой состоит в том, что это был переход от неантагонистической формы общественного развития к антагонистической, которая, как мы уже знаем, сама имеет три последовательных формы, "три формы рабства"1, по выражению Энгельса, из которых рабовладельческий строй является перовой.

Рабовладельческий способ производства проходит три ступени своего развития:

а) Патриархальное, или домашнее рабство. Оно уже широко известно в эпоху варварства и особенно развито на последней его стадии, однако существует и подчас играет значительную роль даже в эпоху развитого рабовладения на периферии и в порах крупных государств древности. С одной стороны, это явление еще лежит внутри первобытно-общинной формации, поскольку оно не означает антагонизма в строении общества. С другой стороны, эта примесь в первобытнообщинных порядках все же есть рабство, т.е. в принципе отрицает их. Если, при патриархальном рабстве существует усыновление рабов, то существует и продажа в рабство своих детей (налицо противоречивый процесс – одновременно идёт как отторжение индивида от родоплеменной общности (перевод его в статус раба, лишённого рода-племени), так и противоположный процесс – возвращение индивида из отторжено-порабощённого состояния обратно в родовое лоно). Таким образом, 1. первая, коренная особенность патриархального рабства состоит в том, что в его условиях осуществляются два встречных взаимокомпенсирующих процесса:  отчуждение человека от родовой общности в рабство и  обратный процесс присуществление раба из рабства в род. Из этого становится ясно, почему до тех пор, пока род не начал сдавать, под воздействием развивающихся товарно-денежных отношений, своего политического влияния, развитие рабовладения и всех сопутствующих ему институтов не могло осуществляться достаточно интенсивно.

2. Вторая коренная особенность патриархального рабства состоит в том, что хозяева все-таки тоже трудятся. Такие рабы являются собственностью родовой общины или большой семьи, но в то же время они – богатство, присвоение которого в высокой степени способствует росту имущественной дифференциации.

б) Азиатский тип рабовладения. Характерен для рабства древнейших государств Азии, Африки и Америки. Это уже общества антагонистические, их пронизывают отношения эксплуатации, господствующий класс освобожден от физического труда. Но община и общинные порядки играют еще огромную роль, выступают как бы на первый план в строении этих обществ. Последние представляют некий сплав, и только анализ вскрывает до какой степени отношения эксплуатации подчинили себе чуждую им, но упорно сохраняющуюся первобытно общинную субстанцию.

в) Античная греко-римская рабовладельческая система. Здесь общинная форма уже далеко отступила на задний план, в неё облечен теперь преимущественно господствующий класс (государственно-городская община – полис), но и среди рассыпавшихся из общинных обручей мелких крестьянских хозяйств, как и ремесленных, сохраняются существенные пережитки общинных связей. Антагонизм рабовладельцев и рабов проявляет себя в полной мере. Понятие антагонизм при этом не означает упрощения сложной хозяйственной и правовой структуры, сведения её всего лишь к двум общественным группам, – оно означает лишь, что все остальные слои находится как бы в магнитном поле между этими двумя противоположными полюсами, наличие, единство и борьба которых, в конечном счете, определяют динамику, судьбу этого общества.

Переход к этой третьей ступени совершился через подобие революции: через запрещение долгового рабства в результате борьбы народа – в Греции, а VI веке до н.э., в Риме в IV в. до н.э. Такова была диалектика развития антагонизма: это была относительная победа низов (демоса) в борьбе против рабства, своего рода поражение рабовладельческого строя, но такое, из которого он вышел на путь к высшему и самому полному раскрытию заложенных в нем исторических возможностей. Так, граждане демократического государства (античной Греции эпохи Перикла) образовали политическую общину, члены которой, в принципе не могли быть обращены в рабство, зато они сами стали народами-хищниками, захватывавшими кругом и земли, и людей. Рабство достигло полного расцвета, но это же было и путем к новой, уже непоправимой катастрофе, финальному витку развития рабовладельческой формации.

studfiles.net

Рабовладельческое государство: образование, формы, строй

Институт рабства был основой экономики древности и античности. Принудительный труд производил блага на протяжении многих сотен лет. Египет, города Месопотамии, Греция, Рим – рабство было важной частью всех этих цивилизаций. На рубеже античности и средневековья на смену нему пришел феодализм.

Образование

Исторически сложилось так, что рабовладельческое государство оказалось первым видом государства, сформировавшегося после разложения первобытного общинного строя. Социум распался на классы, появились богатые и бедные. Из-за этого противоречия и возник институт рабства. Оно основывалось на подневольном труде на господина и было фундаментом тогдашней власти.

Первые рабовладельческие государства возникли на рубеже четвертого – третьего тысячелетий до нашей эры. К ним можно отнести Египетское царство, Ассирию, а также города шумеров в долине Евфрата и Тигра. Во втором тысячелетии до нашей эры подобные образования сформировались в Китае и Индии. Наконец, первые рабовладельческие государства включали в себя и царство хеттов.

рабовладельческое государство

Виды и формы

Современные историки делят древние рабовладельческие государства на несколько видов и форм. К первому типу относятся восточные деспотии. Важной их особенностью было сохранение некоторых черт прежней первобытной общины. Патриархальное рабство оставалось примитивным – рабу разрешалось иметь свою семью и имущество. В более поздних античных государствах эта особенность уже исчезла. Помимо частного владения рабами, существовало коллективное рабовладение, когда невольники принадлежали государству или храмам.

Людской труд применялся в основном в сельском хозяйстве. Восточные деспотии формировались в долинах рек, однако даже при этом им приходилось совершенствовать земледелие с помощью строительства сложных ирригационных систем. В связи с этим рабы трудились в коллективе. С данной особенностью восточных деспотий связано существование тогдашних сельскохозяйственных общин.

Более поздние древние рабовладельческие государства сформировали второй тип таких стран – греко-римский. Он отличался усовершенствованным производством и полным отказом от первобытных пережитков. Развились формы эксплуатации, беспощадное подавление масс и насилие над ними достигло своего расцвета. Коллективная собственность сменилась частной собственностью отдельных рабовладельцев. Резким стало социальное неравенство, а также господство и бесправие противоположных классов.

Греко-римское рабовладельческое государство существовало согласно принципу, при котором рабы признавались вещами и производителями материальных благ для своих хозяев. Они не продавали свой труд, они сами были проданы своим господам. Античные документы и художественные произведения ярко свидетельствуют об этом положении дел. Рабовладельческий тип государства предполагал, что судьба раба по своей значимости равна судьбе животных или продуктов.

Люди становились невольниками по разным причинам. В Древнем Риме рабами объявлялись военнопленные и мирные жители, захваченные во время походов. Также человек терял волю, если не мог расплатиться с заемщиками по долгам. Особенно распространенной такая практика была в Индии. Наконец, рабовладельческое государство могло сделать рабом преступника.

древние рабовладельческие государства

Невольники и полусвободные

Эксплуататоры и эксплуатируемые являлись основой античного общества. Но помимо них существовали и сторонние классы полусвободных и свободных граждан. В Вавилоне, Китае и Индии таковыми были ремесленники и крестьяне-общинники. В Афинах существовал класс метеков – поселившихся в стране эллинов чужестранцев. Также к ним причислялись отпущенные на волю рабы. Схожим было сословие перегринов, существовавшее в Римской империи. Так назывались свободные люди без римского гражданства. Другим неоднозначным классом римского общества считались колоны – крестьяне, которые были прикреплены к арендуемым участкам и во многом походили на закабаленных крестьян периода средневекового феодализма.

Вне зависимости от формы рабовладельческого государства, мелкие землевладельцы и ремесленники жили в постоянной опасности разорения ростовщиками и крупными собственниками. Свободные труженики были нерентабельны для нанимателей, так как их труд оставался слишком дорогим по сравнению с трудом невольника. Если крестьяне отрывались от земли, они рано или поздно пополняли ряды люмпенов, особенно крупные в Афинах и Риме.

Рабовладельческое государство по инерции подавляло и ущемляло их права вместе с правами полноценных рабов. Так, колоны и перегрины не подпадали под полноценное действие римского права. Крестьян могли продать вместе с участком, к которому они были прикреплены. Не являясь рабами, они не могли считаться и свободными.

Функции

Полная характеристика рабовладельческого государства не может обойтись без упоминания его внешних и внутренних функций. Деятельность власти определялась ее социальным содержанием, задачами, целями и желанием сохранить старый порядок. Создание всех необходимых условий для использования труда рабов и разоренных свободных людей – первоочередная внутренняя функция, которую выполняло рабовладельческое государство. Страны с таким устройством отличались системой удовлетворения интересов господствующего социального класса аристократии, крупных землевладельцев и т. д.

Особенно наглядно этот принцип отразился в Древнем Египте. В восточном царстве власть полностью контролировала экономику и организовывала общественные работы, на которых были задействованы значительные людские массы. Подобные проекты и «стройки века» были необходимы для возведения каналов и другой инфраструктуры, совершенствовавшей действовавшее в неблагоприятных природных условиях хозяйство.

Как и любой другой строй государства, рабовладельческий строй не мог существовать, не обеспечивая собственную безопасность. Поэтому власть в подобных античных странах делала все для подавления протеста невольников и остальных угнетенных масс. Эта охрана включала в себя и защиту частной рабовладельческой собственности. Необходимость в ней была налицо. Например, в Риме восстания низших слоев происходили регулярно, а восстание Спартака в 74-71 гг. до н. э. и вовсе стало легендарным.

первые рабовладельческие государства

Инструменты подавления

Рабовладельческий тип государства всегда использовал такие инструменты, как суды, армию и тюрьмы для репрессий против недовольных. В Спарте была принята практика периодических показательных массовых убийств людей, находившихся в государственной собственности. Такие карательные акты назывались криптиями. В Риме, если раб убивал своего господина, власти в наказание казнили не только убийцу, но и всех рабов, живших с ним под одной крышей. Подобные традиции порождали круговую поруку и коллективную ответственность.

Рабовладельческое государство, феодальное государство и другие государства прошлого также пытались воздействовать на население с помощью религии. Закабаление и отсутствие прав провозглашались богоугодными порядками. Многие рабы вообще не знали вольной жизни, так как оказывались в собственности у господина с рождения, а значит, и с трудом представляли себе свободу. Языческие религии античности, идеологически защищая эксплуатацию, помогали слугам укрепиться в осознании нормальности своего положения.

Помимо внутренних функций, у эксплуататорской власти были функции и внешние. Развитие рабовладельческого государства подразумевало регулярные войны с соседями, завоевание и порабощение новых масс, оборона собственных владений от внешних угроз, создание системы эффективного управления захваченными землями. При этом следует понимать, что эти внешние функции находились в тесной связке с внутренними функциями. Они подкреплялись и дополнялись друг другом.

Защита устоявшихся порядков

Для выполнения внутренних и внешних функций существовал широкий государственный аппарат. На раннем этапе эволюции институтов рабовладельческого строя этот механизм отличался неразвитостью и простотой. Постепенно он укреплялся и разрастался. Именно поэтому административную машину шумерских городов нельзя сравнить с аппаратом Римской империи.

Особенно усиливались вооруженные формирования. Кроме того, расширялась судебная система. Институты накладывались друг на друга. К примеру, в Афинах в V-V вв. до н. э. управление полисом осуществлялось булэ – Советом пятисот. По мере развития государственной системы к нему добавились выборные должностные лица, в ведении которых находились военные дела. Это были гиппархи и стратеги. За управленческие функции также отвечали отдельные лица – архопты. Самостоятельным стал суд и ведомства, связанные с религиозными культами. Образование рабовладельческих государств складывалось примерно по одному и тому же пути – усложнению управленческого аппарата. Чиновники и военные могли и не быть напрямую связаны с невольничеством, однако их деятельность так или иначе защищала устоявшийся политический строй и его стабильность.

Класс людей, оказавшихся на государственной службе, формировался только согласно классовым соображениям. Высшие посты могла занимать лишь знать. Представители других общественных слоев в лучшем случае оказывались на нижних ступеньках государственного аппарата. К примеру в Афинах из рабов формировались отряды, выполнявшие полицейские функции.

Важную роль играли жрецы. Их статус, как правило, закреплялся в законодательстве, а их влияние было значительным во многих античных державах - Египте, Вавилоне, Риме. Они воздействовали на поведение и умы масс. Служители храмов обожествляли власть, насаждали культ личности очередного царя. Их идеологическая работа с населением значительно укрепляла строй такого, как рабовладельческое, государства. Права жрецов были обширными – они занимали в обществе привилегированное положение и пользовались повсеместным уважениям, внушая трепет окружающим. Религиозные ритуалы и обычаи считались святыней, что давало служителям культов неприкосновенность имущества и личности.

рабовладельческий тип государства

Политический строй и законы

Все античные рабовладельческие государства, в том числе и первые рабовладельческие государства на территории России (греческие колонии на побережье Черного моря), закрепляли устоявшиеся порядки с помощью законов. В них фиксировался классовый характер тогдашнего общества. Яркими примерами подобных законов являются афинские законы Солона и римские законы Сервия Тулия. Они устанавливали в качестве нормы имущественное неравенство и делили общество на страты. К примеру, в Индии такие ячейки назывались кастами и варнами.

В то время как рабовладельческие государства на территории нашей страны не оставили после себя собственных законодательных актов, историки всего мира исследуют античность по вавилонским законам Хаммурапи или «Книге законов» Древнего Китая. Свой документ такого типа сложился и в Индии. Во II веке до н. э там появились законы Ману. Они делили рабов на семь разрядов: подаренных, купленных, доставшихся по наследству, ставших невольниками в качестве наказания, захваченных на войне, рабов за содержание и рабов, рожденных в доме владельца. Общее у них было то, что все эти люди отличались совершенной бесправностью, а их судьба полностью зависела от милости хозяина.

Подобные же порядки фиксировались в законах вавилонского царя Хаммурапи, составленных в XVIII столетии до н. э. В этом своде говорилось о том, что если раб отказывался служить господину или перечил ему, ему следовало отрезать ухо. Помощь невольнику в побеге каралась смертью (это касалось даже свободных людей).

Какими бы ни были уникальными документы Вавилона, Индии или других государств древности, самыми совершенными законами по праву считаются законы Рима. Под их влиянием сформировались кодексы многих других стран, принадлежавших к западной культуре. Римское право, ставшее византийским, повлияло и на рабовладельческие государства на территории России, в том числе Киевскую Русь.

В империи ромеев до совершенства были развиты институты наследования, частной собственности, залога, займа, хранения, купли-продажи. Объектом в таких правоотношениях могли быть и рабы, так как их рассматривали не иначе как товар или имущество. Источником этих законов были римские обычаи, зародившиеся в глубокой древности, когда еще не было ни империи, ни царства, а существовала только первобытная община. Опираясь на традиции прошлых поколений, юристы много позже и сформировали правовую систему главного государства античности.

Считалось, что римские законы имеют силу, так как их «постановил и одобрил римский народ» (в это понятие не входили плебс и беднота). Данные нормы контролировали рабовладельческие отношения на протяжении нескольких столетий. Важными правовыми актами были эдикты магистратов, которые издавались сразу после вступления в должность очередного крупного чиновника.

формы рабовладельческого государства

Эксплуатация рабов

Рабов использовали не только для аграрных работ в деревне, но и для обслуживания господского дома. Невольники охраняли усадьбы, поддерживали в них порядок, готовили на кухне, прислуживали за столом, покупали провиант. Они могли выполнять обязанности провожатых, следуя за своим хозяином на прогулках, работе, охоте и везде, куда его заносили дела. Обзаведясь благодаря своей честности и уму уважением, раб получал шанс стать воспитателем детей владельца. Наиболее приближенные слуги вели рабочие дела или назначались надсмотрщиками за новыми невольниками.

Тяжелая физическая работа возлагалась на рабов по той причине, что элиты были заняты защитой государства и его экспансией по отношению к соседям. Подобные порядки оказались особенно характерны для аристократических республик. В торговых державах или в колониях, где процветала продажа редких ресурсов, поработители были заняты выгодными коммерческими сделками. Следовательно, земледельческие работы делегировались рабам. Такое распределение полномочий сложилось, к примеру, в Коринфе.

Афины, напротив, довольно долго сохраняли свои патриархальные земледельческие обычаи. Даже при Перикле, когда этот полис достиг своего политического расцвета, свободные граждане предпочитали жить в деревне. Такие привычки довольно долго сохранялись, даже несмотря на обогащение города торговлей и его украшение уникальными произведениями искусства.

Рабы, находившиеся в собственности городов, выполняли работы по их благоустройству. Некоторые из них занимались охраной правопорядка. К примеру, в Афинах содержался корпус из тысячи скифских стрелков, выполняющих функции полиции. Многие рабы служили в армии и на флоте. Некоторых из них на службу государству отправляли частные владельцы. Такие невольники становились матросами, заботились о кораблях и снаряжении. В армии рабы в основном были рабочими. Солдатами их делали только при непосредственной опасности государству. В Греции такие ситуации складывались во время Персидских войн или на исходе борьбы с наступавшими римлянами.

строй государства рабовладельческий

Право войны

В Риме кадры рабов пополнялись в основном извне. Для этого в республике, а затем в империи действовало так называемое право войны. Неприятель, попавший в плен, лишался любых гражданских прав. Он оказывался вне закона и переставал считаться личностью в полноценном смысле этого слова. Брак пленника расторгался, его наследство оказывалось открытым.

Многих попавших в рабство иностранцев умерщвляли после празднования триумфа. Невольников могли заставить принять участие в увеселительных для римских солдат боях, когда два чужеземца должны были убить друг друга чтобы выжить. После захвата Сицилии на ней применили децимацию. Каждый десятый мужчина был убит – таким образом население захваченного острова в одночасье сократилось на десятую часть. Испания и Цизальпинская Галлия на первых порах регулярно восставали против римской власти. Тем самым эти провинции стали главными поставщиками рабов для республики.

Во время своей знаменитой войны в Галлии Цезарь за один раз продал с аукциона 53 тысячи новых невольников из числа варваров. Такие источники, как Аппиан и Плутарх, упоминали в своих произведениях о еще больших цифрах. Для любого рабовладельческого государства проблемой был даже не захват рабов, а их удержание. К примеру, жители Сардинии и Испании прославились своей непокорностью, из-за чего мужчин из этих стран римские аристократы старались продавать, а не держать в качестве собственных слуг. Когда республика стала империей, а ее интересы охватили все Средиземноморье, основными регионами поставщиками рабов вместо западных стали восточные страны, так как там традиции рабства считались нормой уже много поколений.

характеристика рабовладельческого государства

Конец рабовладельческих государств

Римская империя рухнула в V веке н. э. Она была последним классическим античным государством, объединившим почти весь древний мир вокруг Средиземного моря. От нее остался огромный восточный осколок, который позже стал известен как Византия. На западе же сформировались так называемые варварские королевства, оказавшиеся прообразами европейских национальных стран.

Все эти государства постепенно перешли в новую историческую эпоху – Средневековье. Их правовой основой стали феодальные отношения. Они вытеснили институт классического рабства. Зависимость крестьян от более состоятельной знати сохранилась, однако она приняла другие формы, которые заметно отличались от античного невольничества.

fb.ru

Первобытно-общинный строй и рабовладельческие

  1. Возникновение человека и общества.

3 млн. лет назад Восточная Африка – homo habilis, «человек умелый».
40-30 тыс. лет назад Homo sapiens, «человек разумный»; антропогенез, социогенез
Каменный век 3 млн. лет назад – конец III тыс. до н.э.
Бронзовый век Конец III тыс. до н.э. – I тыс. до н.э.
Железный век I тыс до н.э. – н.э.
Каменный век

Палеолит  Мезолит  Неолит

Палеолит

Ранний палелолит (700-100 тыс. лет назад)

Первые стоянки:
Киик-Коба (Крым)

Яштух (Абхазия)

Сатани-Дар (Армения)

700 тыс. лет назад, Евразия
Житомир, р. Днестр – 500-300 тыс. лет назад.

Средний палеолит (100-35 тыс. лет назад)

Поздний (верхний) палеолит (35-10 тыс. лет назад)

35-10 тыс. лет назад: homo habilis  homo sapiens

Формирование рас (европеоидная, монголоидная, негроидная)

Родовая община (коллективная собственность, хозяйство на основе возрастного и полового разделения, отсутствие эксплуатации).

Матриархат.

Франция, Италия, Южный Урал (Капова пещера) – произведения искусства).

Мезолит (10-8 тыс. лет назад)
+ рыболовство

+ одомашнивание животных

+ окончание заселения Евразии, начало заселения Америки

Неолит (7-5 тыс. лет назад)
Развитие умений

Неолитическая революция – переход от присвающего хозяйства к производящему.

Средний Днепр – Алтай – скотоводческие племена;

Украина, Закавказье, Средняя Азия, Южная Сибирь – земледельцы;

Северные лесные районы европейской части и Сибири – охота и рыболовство.

Неолитические поселения в Туркмении, Армении и др.

Трипольская земледельческая культура.

Бронзовый век Разделение: скотоводческие и земледельческие племена.

Патриархат.

Культурные общности.

Языковые семьи (индоевройпеская, угро-финская, тюркская, иберийско-кавказская).

Возникновение частной собственности (ЧС).

Захоронение: Майкопский курган, Триалети (близ Тбилиси).

Железный век Орудия труда из железа (с I тыс. до н.э.)

Отделение ремесла от земледелия.

  1. Рабовладельческий мир и народы Восточной Европы

Рабовладение – первая в истории человечества классовая общественно-политическая система, где существует неравенство.

Классы: рабы, рабовладельцы, общинники

Территория: От Закаваказья до Средней Азии и Причерноморья.

Государства Закавказья: Армянское царство, Колхида (Западная Грузия), Иберия (Восточная Грузия), Албания (Азербайджан)

Государства Средней Азии: Хорезна, Согдиана, Бактрия

Государства Северного Причерноморья: Скифское гос-во, Ольвия (у Николаева), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Диоскуриада (Сухуми), Фасис (Поти), Танаис (близ Ростова-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) и др.

Копировали устройство жизни греческих городов

Урарту Армянское царство (Закавказье) Хорезм, Согдиана, Бактрия (Средняя Азия) Скифское государство (Северное Причерноморье)
Появление IX в. до н.э. Середина I тыс. до н.э. Середина I тыс. до н.э. III в до н.э.
Расцвет VIII в. до н.э. 95-56 гг. (Тигран Великий)
Упадок 590 г. до н.э., Мидия I в н.э., Римская империя VI в. до н.э., Персия I-II вв. н.э., Римская империя
Территория Армянское нагорье От Средиземноморья до Каспия Долины рек Амурдарьи, Сырдарьи, Зеравшана Вся территория к северу от Черного и Азовского морей
Население Объединение 8 племен под угрозой Ассирии Объединение скифских племен
Правление Деспотия Деспотия Деспотия Рабовладельческая республика
Столица Тушпа Тигранакерт Неаполь Скифский (Симферополь)
Культура Письменность: клинопись
Торговля Торговый путь из Индии в Средиземноморье «Шелковый путь»: Индия и Китай – Средиземноморье Пшеницей – Греция
3 млн. лет назад Восточная Африка – homo habilis, «человек умелый».
40-30 тыс. лет назад Homo sapiens, «человек разумный»; антропогенез, социогенез
Каменный век 3 млн. лет назад – конец III тыс. до н.э.
Бронзовый век Конец III тыс. до н.э. – I тыс. до н.э.
Железный век I тыс до н.э. – н.э.
Каменный век

Палеолит  Мезолит  Неолит

Палеолит

Ранний палелолит (700-100 тыс. лет назад)

Первые стоянки:
Киик-Коба (Крым)

Яштух (Абхазия)

Сатани-Дар (Армения)

700 тыс. лет назад, Евразия
Житомир, р. Днестр – 500-300 тыс. лет назад.

Средний палеолит (100-35 тыс. лет назад)

Поздний (верхний) палеолит (35-10 тыс. лет назад)

35-10 тыс. лет назад: homo habilis  homo sapiens

Формирование рас (европеоидная, монголоидная, негроидная)

Родовая община (коллективная собственность, хозяйство на основе возрастного и полового разделения, отсутствие эксплуатации).

Матриархат.

Франция, Италия, Южный Урал (Капова пещера) – произведения искусства).

Мезолит (10-8 тыс. лет назад)
+ рыболовство

+ одомашнивание животных

+ окончание заселения Евразии, начало заселения Америки

Неолит (7-5 тыс. лет назад)
Развитие умений

Неолитическая революция – переход от присвающего хозяйства к производящему.

Средний Днепр – Алтай – скотоводческие племена;

Украина, Закавказье, Средняя Азия, Южная Сибирь – земледельцы;

Северные лесные районы европейской части и Сибири – охота и рыболовство.

Неолитические поселения в Туркмении, Армении и др.

Трипольская земледельческая культура.

Бронзовый век Разделение: скотоводческие и земледельческие племена.

Патриархат.

Культурные общности.

Языковые семьи (индоевройпеская, угро-финская, тюркская, иберийско-кавказская).

Возникновение частной собственности (ЧС).

Захоронение: Майкопский курган, Триалети (близ Тбилиси).

Железный век Орудия труда из железа (с I тыс. до н.э.)

Отделение ремесла от земледелия.

  1. Рабовладельческий мир и народы Восточной Европы

Рабовладение – первая в истории человечества классовая общественно-политическая система, где существует неравенство.

Классы: рабы, рабовладельцы, общинники

Территория: От Закаваказья до Средней Азии и Причерноморья.

Государства Закавказья: Армянское царство, Колхида (Западная Грузия), Иберия (Восточная Грузия), Албания (Азербайджан)

Государства Средней Азии: Хорезна, Согдиана, Бактрия

Государства Северного Причерноморья: Скифское гос-во, Ольвия (у Николаева), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Диоскуриада (Сухуми), Фасис (Поти), Танаис (близ Ростова-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) и др.

Копировали устройство жизни греческих городов

Урарту Армянское царство (Закавказье) Хорезм, Согдиана, Бактрия (Средняя Азия) Скифское государство (Северное Причерноморье)
Появление IX в. до н.э. Середина I тыс. до н.э. Середина I тыс. до н.э. III в до н.э.
Расцвет VIII в. до н.э. 95-56 гг. (Тигран Великий)
Упадок 590 г. до н.э., Мидия I в н.э., Римская империя VI в. до н.э., Персия I-II вв. н.э., Римская империя
Территория Армянское нагорье От Средиземноморья до Каспия Долины рек Амурдарьи, Сырдарьи, Зеравшана Вся территория к северу от Черного и Азовского морей
Население Объединение 8 племен под угрозой Ассирии Объединение скифских племен
Правление Деспотия Деспотия Деспотия Рабовладельческая республика
Столица Тушпа Тигранакерт Неаполь Скифский (Симферополь)
Культура Письменность: клинопись
Торговля Торговый путь из Индии в Средиземноморье «Шелковый путь»: Индия и Китай – Средиземноморье Пшеницей – Греция

Смотрите также