Хронология истории первобытного общества. Хронология первобытной истории
Хронология истории первобытного общества.
Первобытнообщинный строй являлся самым длительным по времени этапом истории человечества, растянувшись более чем на миллион лет. Определить его нижнюю граньсколько-нибудь точно на сегодняшний день просто невозможно, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далёких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. Так, сегодня одни учёные считают, что древнейший человек возник 1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя гра нь первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые цивилизованные общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тыс. до н. э., а в Америке – в I тыс. н. э.
Не проще обстоит дело с периодизациейпервобытной истории, точнее говоря, её периодизациями, так как параллельно существуют несколько периодизаций (специальных и общеисторическая) первобытной истории, частично отражающих характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.
Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая , основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Эта периодизация получила научную разработку в 19 – начале 20 в. и основывалась на закреплённом в мифологической традиции древних и их научных трудах делении древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный.
Каменный век начинается с палеолита(древнекаменного века), в котором сейчас большинство учёных выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита .
Затем следует переходная эпоха мезолита(среднекаменного века), который иногда называют «послепалеолитом » (эпипалеолитом ), или «преднеолитом » (протонеолитом ), иногда же не выделяют вообще.
Заключительная эпоха каменного века – неолит(новокаменный век). В конце его появляются первые орудия из меди, что даёт основание говорить об особой стадии энеолита , или халколита .
Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории. Для абсолютной датировкииспользуются различные методы естественных наук: изотопные радиокарбонныйи калий-аргоновый(по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический(по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический(по годичным кольцам деревьев) и др. В своей совокупности они сейчас позволяют с большими или меньшими допусками датировать эпохи и стадии каменного века. А начиная с бронзового века появляется также календарная (истинная)датировка на основе памятников древних цивилизаций, соседствовавших с первобытными обществами.
Для большей части ойкумены(освоенной человечеством части мира) актуальными являются следующие рубежи:
– нижний палеолитзакончился приблизительно 100 тыс. лет назад;
– средний палеолит– 45-40 тыс. лет назад;
– верхний палеолит– 12-10 тыс. лет назад;
– мезолит– не ранее 8 тыс. лет назад;
– неолит– не ранее 5 тыс. лет назад;
– бронзовый векдлился до начала 1 тыс. до н. э., когда начался век железа .
Относительная датировкадостигается путём сопоставления самих культурных слоёв или археологических типов друг с другом либо путём их сопоставления с изменениями в природной среде. Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период . Он делится на две эпохи: предледниковую и ледниковую (плейстоцен)и послеледниковую (голоцен) . Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части – мезолиту. Неолит – уже время голоцена.
Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не даёт полного представления о развитии производства в целом. Она позволяет судить только о развитии орудий труда и, тем самым, в какой-то мере косвенно и о развитии общественных отношений.
Но археологическая периодизация не может претендовать на универсальность, ибо из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться металлами, а в отдельных случаях и камнем.
Палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основана на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа . Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминид, их родов и видов, а также их наименований, тоже очень разнится у разных исследователей.
Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении её на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. Первые изучаются, главным образом археологически, вторые – с помощью традиционных исторических источников, прежде всего – письменных. Немаловажное значение также имеет этнографическое изучение застрявших в первобытности племён, существовавших недавно и ныне существующих.
Ни одна из указанных периодизаций, однако, не в состоянии заменить общеисторической периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведётся уже более столетия главным образом по этнологическим и археологическим данным.
Первая серьёзная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнологом Льюисом Генри Морганом . Использовав установившееся в 18 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства ицивилизациии основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил («производства средств к жизни»), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением письма начинается эпоха цивилизации.
Эта периодизация была заимствована Ф. Энгельсом , который обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего , а эпоху варварства – как время производящего хозяйства . Начальный, соответствующий низшей ступени дикости этап первобытной истории он назвал периодом «человеческого стада ». Уникальность заключительного этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, была показана им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
В советский период теоретическому наследию Ф. Энгельса (« Роль труда в превращении обезьяны в человека» ) придавали главенствующее значение, что долгое время исключало всякие поползновения на корректировку его взглядов на историю первобытности или, тем более, критику. На воспринятом буквально теоретическом фундаменте строились умопостроения историков, специализировавшихся на изучении этой истории. Но даже наиболее продуманные из них не выдержали проверки временем. В частности, выяснилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведёт к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых цивилизаций ещё не знали производственного применения металлов, между тем как часть позднепервобытных племён уже освоила плавку железа.
Поэтому учёные обратились к критерию, на котором основано членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах производственных отношений. В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что привело к выделению следующих этапов:
–праобщины (первобытного человеческого стада) ;
–первобытной родовой (раннепервобытной) общины;
– первобытной соседской (позднепервобытной) общины .
Первобытная история как таковая начинается с эпохи праобщины (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается возникновением древнейших людей-архантропов, использовавших примитивнейшие орудия в своей деятельности и образовывавших первые, ешё аморфные производственные коллективы. Основное содержание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.
Эпоха первобытной общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации – рода и родовой общины. Именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя – более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.
В результате прогрессирующего развития всех отраслей хозяйственной деятельности и роста избыточного продукта общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых обществ и государств – наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени.
Трудно указать абсолютный возраст этих эпох, причём не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Ведь уже начиная со времени раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к отмеченному выше сосуществованию самых разных по своей стадиальной принадлежности обществ.
studlib.info
Хронология истории первобытного общества.
Первобытнообщинный строй являлся самым длительным по времени этапом истории человечества, растянувшись более чем на миллион лет. Определить его нижнюю граньсколько-нибудь точно на сегодняшний день просто невозможно, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далёких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. Так, сегодня одни учёные считают, что древнейший человек возник 1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя граньпервобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые цивилизованные общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тыс. до н. э., а в Америке – в 1 тыс. н. э.
Не проще обстоит дело с периодизациейпервобытной истории, точнее говоря, с несколькими параллельно существующими периодизациями (специальными и общеисторической) первобытной истории, частично отражающими характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.
Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая , основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Эта периодизация получила научную разработку в 19 – начале 20 в. и основывалась на закреплённом в мифологической традиции древних и их научных трудах делении древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный.
Каменный век начинается с палеолита(древнекаменного века), в котором сейчас большинство учёных выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита .
Затем следует переходная эпоха мезолита(среднекаменного века), который иногда называют «послепалеолитом » (эпипалеолитом ), или «преднеолитом » (протонеолитом ), иногда же не выделяют вообще.
Заключительная эпоха каменного века – неолит(новокаменный век). В конце его появляются первые орудия из меди, что даёт основание говорить об особой стадии энеолита , или халколита .
Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории. Для абсолютной датировкииспользуются различные методы естественных наук: изотопные радиокарбонныйи калий-аргоновый(по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический(по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический(по годичным кольцам деревьев) и др. В своей совокупности они сейчас позволяют с большими или меньшими допусками датировать эпохи и стадии каменного века. А начиная с бронзового века появляется также календарная (истинная)датировка на основе памятников древних цивилизаций, соседствовавших с первобытными обществами.
Для большей части ойкумены(освоенной человечеством части мира) актуальными являются следующие рубежи:
– нижний палеолитзакончился приблизительно 100 тыс. лет назад;
– средний палеолит– 45-40 тыс. лет назад;
– верхний палеолит– 12-10 тыс. лет назад;
– мезолит– не ранее 8 тыс. лет назад;
– неолит– не ранее 5 тыс. лет назад;
– бронзовый векдлился до начала 1 тыс. до н. э., когда начался век железа .
Относительная датировкадостигается путём сопоставления самих культурных слоёв или археологических типов друг с другом либо путём их сопоставления с изменениями в природной среде. Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период . Он делится на две эпохи: предледниковую и ледниковую (плейстоцен)и послеледниковую (голоцен) . Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части – мезолиту. Неолит – уже время голоцена.
Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не даёт полного представления о развитии производства в целом. Она позволяет судить только о развитии орудий труда и, тем самым, в какой-то мере косвенно и о развитии общественных отношений.
Но археологическая периодизация не может претендовать на универсальность, ибо из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться металлами, а в отдельных случаях и камнем.
Палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основана на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа . Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминид, их родов и видов, а также их наименований, тоже очень разнится у разных исследователей.
Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении её на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. Первые изучаются, главным образом археологически, вторые – с помощью традиционных исторических источников, прежде всего – письменных. Немаловажное значение также имеет этнографическое изучение застрявших в первобытности племён, существовавших недавно и ныне существующих.
Ни одна из указанных периодизаций, однако, не в состоянии заменить общеисторической периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведётся уже более столетия главным образом по этнологическим и археологическим данным.
Первая серьёзная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнологом Льюисом Генри Морганом . Использовав установившееся в 18 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства ицивилизациии основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил («производства средств к жизни»), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением письма начинается эпоха цивилизации.
Эта периодизация была заимствована Ф. Энгельсом , который обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего , а эпоху варварства – как время производящего хозяйства . Начальный, соответствующий низшей ступени дикости этап первобытной истории он назвал периодом «человеческого стада ». Уникальность заключительного этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, была показана им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
В советский период теоретическому наследию Ф. Энгельса (« Роль труда в превращении обезьяны в человека» ) придавали главенствующее значение, что долгое время исключало всякие поползновения на корректировку его взглядов на историю первобытности или, тем более, критику. На воспринятом буквально теоретическом фундаменте строились умопостроения историков, специализировавшихся на изучении этой истории. Но даже наиболее продуманные из них не выдержали проверки временем. В частности, выяснилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведёт к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых цивилизаций ещё не знали производственного применения металлов, между тем как часть позднепервобытных племён уже освоила плавку железа.
Поэтому учёные обратились к критерию, на котором основано членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах производственных отношений. В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что привело к выделению следующих этапов:
–праобщины (первобытного человеческого стада) ;
–первобытной родовой (раннепервобытной) общины;
– первобытной соседской (позднепервобытной) общины .
Первобытная история как таковая начинается с эпохи праобщины (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается возникновением древнейших людей-архантропов, использовавших примитивнейшие орудия в своей деятельности и образовывавших первые, ешё аморфные производственные коллективы. Основное содержание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.
Эпоха первобытной общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации – рода и родовой общины. Именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя – более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.
В результате прогрессирующего развития всех отраслей хозяйственной деятельности и роста избыточного продукта общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых обществ и государств – наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени.
Трудно указать абсолютный возраст этих эпох, причём не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Ведь уже начиная со времени раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к отмеченному выше сосуществованию самых разных по своей стадиальной принадлежности обществ.
studlib.info
Хронология первобытной культуры.
История Хронология первобытной культуры.
просмотров - 21
Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет – этапом развития человечества. Отсутствие единой научной точки зрения на проблемы антропогенеза затрудняют определение отправной точки человеческой культуры. В обнаруженных археологами костных останках наших далеких предков одни исследователи видят предчеловека, другие HOMO SAPIENS. По этой причине временной разброс в определении начала первобытной истории колеблется в пределах 2,5 – 1,5 млн. лет назад. Конец первобытной истории связан с формированием классовых государств, которые в различных регионах Земли возникали не одновременно. В Азии и Африке, к примеру, первые классовые государства складывались на рубеже 4-3 тыс.до н.э., а в Америке – в 1 тыс.н.э.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в нашем контексте мы должны сосредоточить своё внимание не столько на цифрах, сколько на сути процесса: первобытная культура формировалась и существовала с момента возникновения HOMO SAPIENS до образования первых классовых государств.
К чрезвычайно огромному и насыщенному событиями периоду первобытной истории, очевидно, удобно применить свою собственную периодизацию. По причине того, что первобытной историей занимаются многие специалисты, каждое научное направление выработало свои принципы периодизации. Тем не менее, это не мешает признавать многими исследователями периодизацию первобытного общества разработанную историками. В основе такого деления лежат материалы, из которых человек изготавливал орудия труда на том или ином этапе исторического развития.
Самым продолжительным периодом первобытной истории является каменный век, который подразделяют на палеолит(древний каменный век), мезолит(средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Каменный век сменился бронзовым, а затем железным. Интересно заметить, что на границе неолита и бронзового века стали формироваться первые классовые государства, такие как Египет и Шумер, в то время как на других территориях Земли всё ещё господствовали первобытные отношения.
Членение исторического процесса может быть связано не только с использованием человеком того или иного материала для производства орудий труда, но и с фиксацией качественных изменений в творческом процессе. Так, ещё в 19 веке выдающийся американский этнолог Л.Г.Морган представил первобытную историю как процесс развития человека от дикости к цивилизации. В каждом крупном периоде развития человека он выделил три ступени низшую, среднюю и высшую. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя –с возникновением рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к следующей эпохе – варварству начинается с его низшей ступени – распространения керамики, далее – освоение земледелия и скотоводства и высшая ступень варварства – освоение железа. С появления письма Л.Г.Морган начинал эпоху цивилизации.
В современной науке в процессе культурогенеза выделяют следующие цивилизационные скачки:
- использование огня и орудий труда;
- появление речи
-сознательное ограничение своих потребностей (табу)
- формирование мифологического сознания.
Важно заметить, что для серьёзного анализа первобытной истории недостаточно сосредотачивать внимание на производственно-технологических процессах. Социогенез также требует своей систематизации. В своей организации люди прошли длинный путь от праобщины (человеческого стада) через племенное единство к родовой общине и семье. Начало процесса классообразования происходил на базе общинно-соседских связей. В западной историографии в процессе становления классового общества принято выделять три периода – эгалитарный, стратифицированный и иерархический. При этом иногда подчеркивается, что путь формирования неравенства проходил от социального неравноправия к имущественному. Как бы то ни было, а исследователи первобытной культуры сходятся в признании эгалитарного характера первобытного общества, то есть первобытного коллективизма.
Читайте также
- Хронология первобытной культуры.
Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет – этапом развития человечества. Отсутствие единой научной точки зрения на проблемы антропогенеза затрудняют определение отправной точки человеческой культуры. В обнаруженных археологами... [читать подробенее]