Первобытное человеческое стадо праобщина. Тема 2. Происхождение человека и становление первобытного общества: эпоха праобщины
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Праобщина (первобытное человеческое стадо). Первобытное человеческое стадо праобщина


12. Праобщина. Ее характеристика.

Начальную форму организации общества называют первобытно общинным стадом. Ее начало обычно совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену его готового общинного общества –общинного строя. Следовательно конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к позднему палеолиту. Прогрессивное орудие каменных орудий изменение физическое самого человека говорит нам о том что эпоха праобщины была не застывшей во времени единообразной формой. Различаю 2 стадии 1)ранняя праобщина(древнейших людей) 2)поздняя праобщина(неандертальцы). Праобщина представляла собой небольшую группу людей. Маловероятно что большая группа могла прокормить себя при слабой вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывании пищи. Собирательство имеет много усилий но дает мало пищи. Охота была трудна и сопровождалась трудностями и большими жертвами. Скорее всего община состояла из 20-30 взрослых членов. Возможно праобщины объединялись в более крупные но это могло быть только случайностью. Жизнь не была передвигающихся с места на место охотников и собирателей это говорят нам археологические раскопки. богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные навесы и пеще­ры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других — на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты. Охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов. Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и т. д. Иногда среди костей животных, обнаруженных на ашельских стоянках, попадаются кости даже таких крупных животных, как слоны. Культурный слой многих из них содержит остатки сотен, а иногда даже тысяч животных. Охоту на крупных животных, особенно на тех из них, которые держатся стадами, трудно представить себе, как уже говорилось, без загонного способа. Вооружение ашельского охотника было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно. Как правило же, древнейшие люди могли отважиться на убийство крупных млекопитающих только при загонной охоте. Вероятно, животных пугали шумом, огнем, камнями и гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и разбивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему именно охота стимулировала организованность праобщины, заставляла ее членов все теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизма. Вместе с тем охота была наиболее эффективным источником получения мясной пищи. Переход к простейшим трудовым операциям мог про­изойти только в коллективе. Это позволяет утверждать, что на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества было регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т. д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в кото­рых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолит­ные объединения. развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня —все это способствовало кон­солидации праобщины, развитию сначала инстинктивных, а затем и осознанных форм взаимопомощи. Особенно большой прогресс приходится на заключи­тельный этап существования праобщины — мустьерское время. Одной из основных линий борьбы биологических и социальных начал в праобщине были половые отношения. Можно предполагать что эти отношения были схожи с отношениями некоторых приматов которые иногда жили парными семьями и иногда горемными в которых выделялся вожак. Праобщина как начальная форма общественной организации могла возникнуть лишь в результате растворения в ней зоологических семей и взаимной терпимости взрослых самцов, т. е. установления нерегламентированных, неупорядоченных половых отношений, или проми­скуитета. Другая точка зрения, праобщина унаследовала от предшествовавших ей животных объединений гаремную семью со свойственной ей регламентацией половой жизни.

studfiles.net

Праобщина (первобытное человеческое стадо) — Студопедия.Нет

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 13Следующая ⇒

Начало совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Не вызывает никаких сомнений, что с возникновением целеполагающей трудовой деятельности было связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначального человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда.Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества—общинного строя. Еще в начале 1930-х годов археологи П.П. Ефименко и П.И. Борисковский предположили, что переход к общинному строю произошел на рубеже позднего палеолита. Новые археологические находки не опровергают этого предположения, но позволяют допустить, что переход от праобщины к общине мог произойти и раньше. Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту.Новые данные еще требуют осмысления, и здесь мы будем придерживаться прежней синхронизации эпохи праобщины.

Часто различают раннююпраобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Некоторые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неандертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.). Однако ни сколько-нибудь общепринятого мнения, ни сколько-нибудь установившейся терминологии в данном случае не существует.

Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей.Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20—30 взрослых членов. Возможно, такиепраобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

Жизнь праобщины скорее всего не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскопки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорят и многие пещерные стойбища раннепалеолитического времени, раскопанные в разных частях Евразии на протяжении последних 60 лет. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные навесы и пещеры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других — на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты.

Роль охоты в развитии праобщины. Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древнейших людей — собирательство или охота — была основой их жизни Вероятно, соотношение их было неодинаково в разные исторические эпохи, в разные сезоны, в разных географических условиях. Однако несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов.

Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и т. д. Иногда среди костей животных, обнаруженных на ашельских стоянках, попадаются кости даже таких крупных животных, как слоны. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, кабанов, зубров, иногда убивали и хищников — пещерных медведей и львов, мясо которых также шло в пищу. В высокогорной зоне преимущественную роль в охоте, например у неандертальцев, играла добыча горных козлов, что видно из находок в пещере Тешик-Таш

именно охота, и прежде всего охота на крупных животных, была той формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала организованность праобщины, заставляла ее членов все теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизмаВместе с тем охота была наиболее эффективным источником получения мясной пищи. Разумеется, животную пищу первобытные люди получали не только от охоты на млекопитающих: так же, как это практиковалось позднее в значительно более развитых человеческих обществах, они ловили насекомых, убивали земноводных, пресмыкающихся, мелких грызунов. Но добыча крупных животных давала в этом отношении значительно большие возможности. Между тем, мясо, содержащее важнейшие для человеческого организма вещества — бел-ки, жиры и углеводы, не только было сытной пищей, особенно после обработки его на огне, но и ускоряло рост и повышало жизнедеятельность первобытного человека.

Развитие первобытного коллективизма. Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т. д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитные объединения.

Уже отмеченное развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня —все это способствовало консолидациипраобщины, развитию сначала инстинктивных, а затем и осознанных форм взаимопомощи. В этом же направлении сплочения коллектива действовало и усовершенствование языка, речь о котором будет ниже. Но особенно большой прогресс приходится на заключительный этап существования праобщины — мустьерское время. Именно к этому времени относятся первые яркие свидетельства заботы о членах коллектива —неандертальские погребения.

Половые отношения в праобшине. Одной из основных линий борьбы биологических и социальных начал в праобщине были отношения по детопроизводству, или половые отношения. Здесь животные инстинкты должны были сказаться с особенной силой, а следовательно, и претерпеть сильнейшее давление со стороны развивавшегося общества.

праобщина как начальная форма общественной организации могла возникнуть лишь в результате растворения в ней зоологических семей и взаимной терпимости взрослых самцов, т. е. установления нерегламентированных, неупорядоченных половых отношений, или промискуитета. Сторонники этой гипотезы исходят не только из логических соображений, но и из некоторых этнологических данных, а именно из известных многим отсталым племенам промискуитетных оргиастических праздников, в которых видят пережиток первоначальной свободы общения полов. Однако существует и приобретает все больше сторонников и другая точка зрения, по которой праобщина унаследовала от предшествовавших ей животных объединений гаремную семью со свойственной ей регламентацией половой жизни. Если это так, то праобщина должна была состоять из нескольких гаремных объединений, время от времени перегруппировывавшихся вследствие смерти их глав, драк из-за женщин и т. п. и вообще менее устойчивых, чем сама праобщина.

Пока еще нет достаточных данных для того, чтобы с уверенностью судить о взаимоотношениях полов в праобщине. Но уж во всяком случае несомненно, что и половой промискуитет, и тем более гаремная или подобная ей организация не могли не быть постоянным источником внутренних конфликтов, осложнявших производственную жизнь и консолидацию формировавшегося общества. Потребности развития праобщины чем дальше, тем больше требовали усовершенствования регламентации половой сферы, однако вопрос о том, в каких формах протекал этот процесс, составляет еще одну из загадок древнейшей истории человечества.

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 4; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

Эпоха праобщины

Одной из наиболее интересных, но и сложнейших проблем первобытной истории является историческая реконструкция первого общества людей, которое существовало в далекие времена на Земле. Лишь только косвенные данные могут служить основой для суждений о нем, поскольку прямые параллели провести крайне сложно или даже невозможно. Даже весьма сложно выделить четкую временную границу, которая служит началом становления эпохи праобщины. Вероятнее всего, она совпадает с моментом выделения человеческого существа из животного мира и появлением первого общества. Целенаправленная трудовая деятельность человека связана не только с изменением его отношения к окружающему миру, природе, но и с изменением взаимоотношений в первобытном трудовом коллективе между его членами. Именно в этот период были осознано изготовлены первые орудия труда, которые широко применялись в целях добычи пищи и строительства примитивного жилья. Принято считать конечным рубежом праобщинной эпохи именно тот момент, когда возникло первое общество, иначе называемое общинным строем.

Эпоху праобщины нельзя назвать застывшей, а возникновение общин – революцией. На самом деле орудия труда постепенно развивались и совершенствовались, как и менялся физический облик самого человека. Учеными принято разделять праобщину на раннюю, во времена которой проживали наиболее древние человеческие существа, и более развитую, которая совпадает с существованием неандертальцев. По мнению некоторых специалистов, этот более поздний период праобщины можно называть первобытной общиной и прочими терминами. Однако, не было придумано ни устоявшихся терминов, а сами ученые расходятся в своих мнениях.

Скорее всего, праобщина состояла из небольшого числа людей, поскольку прокормить себя большой группе людей, за неимением требуемого оснащения, было бы весьма проблематично. Наиболее распространенный на тот момент способ добычи пищи был собирательство, которое приносило немного продуктов, как правило – низкокалорийных. При этом собирательство требовало существенных временных затрат и было сопряжено с огромным числом рисков. Поэтому, ученые считают, что в составе праобщины не могло находиться более чем несколько десятков человек, скорее всего их было от 20 до 30. Вероятно, такие группы людей могли объединяться, но это скорее случайность, чем закономерность на тот момент.

Возникновение человеческого общества

Рис. 1 – Возникновение человеческого общества

Первобытное человеческое стадо, называемое праобщиной, вряд ли хаотично меняло место своей локации. Если судить по некоторым археологическим раскопкам, можно сделать вывод, что люди старались вести оседлый образ жизни, находились в одном месторасположении на протяжении нескольких поколений. Также были найдены многочисленные пещерные стойбища первобытных людей, свидетельствующие об их относительно оседлом типе проживания. Четвертичная фауна, которая служила основным источником пищи для таких людей, находилась в изобилии в прилегающих территориях, поэтому отсутствовала надобность в частом передвижении на новые места. Под жилье тогда использовали пещеры, удачно расположенные навесы, которые использовались длительное время – скорее всего десятки и сотни лет. Несомненно, появление и развитие такого способа добычи пищи, как охота, сыграло немаловажную роль для установления подобного образа жизни.

Все же, непросто сказать, что именно из двух видов добычи (собирательство и охота) являлось основным для обеспечения жизни в те времена. В разные эпохи уклон на каждый из видов был различным: вначале большую часть добычи приносило собирательство, позже более эффективной стала охота. Именно последняя послужила основой для развития человеческих коллективов тех времен.

В зависимости от зоны проживания, объектами охоты выступали различные представители фауны. В северных районах первобытные люди вели охоту на диких лошадей, кабанов, оленей, зубров. В некоторых случаях им удавалось вылавливать и хищные виды (львов, медведей). В тропиках основной добычей охотников являлись быки, гиппопотамы, антилопы и даже тигры.

Первобытный коллективизм

Человеку удалось выделиться из животного мира только благодаря труду, который носил коллективный характер. Даже самый простой вид труда требовал коллективной деятельности. На основании этого можно с полной уверенностью сказать, что возникновение человеческого общества требовало некий механизм регулирования в добыче пищи и ее распределении. Этому способствовал и естественный отбор, благодаря которому имели право на жизнь лишь те коллективы, каждые члены которого четко знали свои задачи, а все люди в нем действовали сплоченно.

Социальные начала стали противостоять биологическим с моментом становления половых отношений в первобытных праобщинах. Животные инстинкты в таких коллективах проявлялись достаточно сильно, но в то же время испытывали довольно сильное социальное давление.

Если изучать поведение некоторых современных обезьян, а именно – наиболее развитых их видов (гориллы, шимпанзе), можно увидеть, что некоторые из них проживают лишь семьями, в составе которых находится самка и самец. Другие – гаремными, где находится от одного до нескольких десятков особей. В этом случае главой семьи выступает самый сильный самец, но здесь присутствуют и молодые самцы, которые в половые отношения с самками, как правило, не вступают. Если несколько семей объединяются в одно стадо, зачастую возникают конфликты между самцами.

Ученые полагают, что нечто подобное имело место и в первобытных праобщинах. Но такие начальные формы организации общества людей тех времен не имели бы право на существование, если бы не некая взаимная терпимость взрослых особей мужского пола. Речь идет об промискуитете – нерегламентированных половых отношениях.

vse-lekcii.ru

Первобытное человеческое стадо

Праобщина (первобытное человеческое стадо). Историческая реконструкция первоначального человеческого общества представляет собой, пожалуй, самую сложную проблему первобытной истории. За отсутствием каких-либо прямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных. Это, с одной стороны, наши сведения о стадных взаимоотношениях у обезьян, с другой стороны, некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнологии, которые с большей или меньшей долей вероятности могут рассматриваться как пережитки древнейшего, досапиентного состояния человечества. Сопоставление и анализ всех этих данных позволяют составить общее, хотя во многом и гипотетическое, представление об общественной жизни того времени, но, конечно, и оставляют место многочисленным неясностям, чисто логическим догадкам, спорным предположениям.

Как уже говорилось; начальную форму организации общества в отечественной науке часто называют «первобытным человеческим стадом». В то же время некоторые ученые считают, что употребление этого термина неправомерно, так как в нем объединены несовместимые понятия - стадный характер взаимоотношений приписывается первобытным человеческим коллективам, следовательно, допускается вульгаризация, биологизация процессов общественного развития. Но это возражение вряд ли основательно. Термин «первобытное человеческое стадо» как раз хорошо передает диалектическое своеобразие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к «готовому», сформировавшемуся обществу. Поэтому, пользуясь здесь, подобно многим другим специалистам, термином «праобщина», мы руководствуемся только тем, что он короче и удобнее.

Какими хронологическими границами датируется эпоха праобщины? Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Не вызывает никаких сомнений, что с возникновением целеполагающей трудовой деятельности было связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначального человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества - общинного строя. Еще в начале 1930-х годов археологи П.П. Ефименко и П.И. Борисковский предположили, что переход к общинному строю произошел на рубеже позднего палеолита. Новые археологические находки не опровергают этого предположения, но позволяют допустить, что переход от праобщины к общине мог произойти и раньше. Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту. Новые данные еще требуют осмысления, и здесь мы будем придерживаться прежней синхронизации эпохи праобщины.

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинный строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде, -все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени единоПоэтому часто различают раннюю праобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. образной формой. Некоторые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неандертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.). Однако ни сколько-нибудь общепринятого мнения, ни сколько-нибудь установившейся терминологии в данном случае не существует.

Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая

группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20-30 взрослых членов. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

Жизнь праобщины скорее всего не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскопки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорят и многие пещерные стойбища раннепалеолитического времени, раскопанные в разных частях Евразии на протяжении последних 60 лет. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные навесы и пещеры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других - на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты.

Роль охоты в развитии праобщины. Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древнейших людей – собирательство или охота - была основой их жизни. Вероятно, соотношение их было неодинаково в разные исторические эпохи, в разные сезоны, в разных географических условиях. Однако несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов.

Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и т. д. Иногда среди костей животных, обнаруженных на ашельских стоянках, попадаются кости даже таких крупных животных, как слоны. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, кабанов, зубров, иногда убивали и хищников - пещерных медведей и львов, мясо которых также шло в пищу. В высокогорной зоне преимущественную роль в охоте, например у неандертальцев; играла добыча горных козлов, что видно из находок в пещере Тешик-Таш. О размерах охоты в какой-то степени можно судить на основе подсчета костей, найденных на стоянках. Культурный слой многих из них содержит остатки сотен, а иногда даже тысяч животных. Помимо местонахождения в Чжоукоудяне такие большие стойбища ашельского времени были открыты на стоянке Торральба в Испании и в гроте Обсерватории в Италии. В первом из них, например, обнаружены костные остатки более 30 слонов, не считая других животных. Правда, эти стоянки были обитаемы на протяжении длительного времени, но тем не менее очевидно, что охота имела немалое значение в жизни их обитателей.

Охоту на крупных животных, особенно на тех из них, которые держатся стадами, трудно представить себе, как уже говорилось, без загонного способа. Вооружение ашельского охотника было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно. Конечно, такие случаи бывали, но их нельзя не рассматривать как исключение, да и то преимущественно при охоте на отставших от стада больных и слабых животных. Как правило же, древнейшие люди могли отважиться на убийство крупных млекопитающих только при загонной охоте. Вероятно, животных пугали шумом, огнем, камнями и, как показывает местоположение многих стоянок, гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и разбивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему именно охота, и прежде всего охота на крупных животных, была той формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала организованность праобщины, заставляла ее членов все теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизма.

Вместе с тем охота была наиболее эффективным источником получения мясной пищи. Разумеется, животную пищу первобытные люди получали не только от охоты на млекопитающих-: так же, как это практиковалось позднее в значительно более развитых человеческих обществах, они ловили насекомых, убивали земноводных, пресмыкающихся, мелких грызунов. Но добыча крупных животных давала в этом отношении значительно большие возможности. Между тем, мясо, содержащее важнейшие для человеческого организма вещества - белки, жиры и углеводы, не только было сытной пищей, особенно после обработки его на огне, но и ускоряло рост и повышало жизнедеятельность первобытного человека.

Развитие первобытного коллективизма. Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т. д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитные объединения.

Уже отмеченное развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня - все это способствовало консолидации праобщины , развитию сначала инстинктивных, а затем и осознанных форм взаимопомощи. В этом же направлении сплочения коллектива действовало и усовершенствование языка, речь о котором будет ниже. Но особенно большой прогресс приходится на заключительный этап существования праобщины - мустьерское время. Именно к этому времени относятся первые яркие свидетельства заботы о членах коллектива - неандертальские погребения.

Половые отношения в праобщине. Одной из основных линий борьбы биологических и социальных начал в праобщине были отношения по детопроизводству, или половые отношения. Здесь животные инстинкты должны были сказаться с особенной силой, а следовательно, и претерпеть сильнейшее давление со стороны развивавшегося общества.

Прежде всего возникает вопрос: как были организованы половые отношения в предшествующем праобщине зоологическом объединении предков человека? Известную, хотя, конечно, далеко не полную аналогию им можно видеть во взаимоотношениях приматов, изучению которых в последние десятилетия было уделено значительное внимание. Одни виды современных обезьян, такие, как шимпанзе и горилла, живут парными семьями, другие -так называемыми гаремными семьями, состоящими из десятка-другого особей во главе с крупным сильным самцом. Кроме вожака в гаремную семью входят молодые самцы, но обычно они не участвуют в размножении из-за невозможности выдержать соперничество с вожаком. Когда несколько семей объединяется в стадо, каждая из них сохраняет известную обособленность, не исключающую, однако, драк из-за самок.

Можно предполагать, что более или менее сходные порядки существовали и в стадах предков человека. Во всяком случае, и здесь гаремная или любая другая зоологическая семья была антагонистична стадному сообществу. Поэтому часть наших ученых считают, что праобщина как начальная форма общественной организации могла возникнуть лишь в результате растворения в ней зоологических семей и взаимной терпимости взрослых самцов, т. е. установления нерегламентированных, неупорядоченных половых отношений, или промискуитета. Сторонники этой гипотезы исходят не только из логических соображений, но и из некоторых этнологических данных, а именно из известных многим отсталым племенам промискуитетных оргиастических праздников, в которых видят пережиток первоначальной свободы общения полов. Однако существует и приобретает все больше сторонников и другая точка зрения, по которой праобщина унаследовала от предшествовавших ей животных объединений гаремную семью со свойственной ей регламентацией половой жизни. Если это так, то праобщина должна была состоять из нескольких гаремных объединений время от времени перегруппировывавшихся вследствие смерти их глав, драк из-за женщин и т. п. и вообще менее устойчивых, чем сама праобщина.

Пока еще нет достаточных данных для того, чтобы с уверенностью судить о взаимоотношениях полов в праобщине. Но уж во всяком случае несомненно, что и половой промискуитет, и тем более гаремная или подобная ей организация не могли не быть постоянным источником внутренних конфликтов, осложнявших производственную жизнь и консолидацию формировавшегося общества. Потребности развития праобщины чем дальше, тем больше требовали усовершенствования регламентации половой сферы, однако вопрос о том, в каких формах протекал этот процесс, составляет еще одну из загадок древнейшей истории человечества.

studlib.info

Тема 2. Происхождение человека и становление первобытного общества: эпоха праобщины

Возникновение человека. Критерии человека: христианская и научная доктрины сущности человека. Место человека в животном мире и биологической систематике (Ч. Дарвин, Т. Гексли, К. Фогт, современные точки зрения). Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитековые, дриопитековые и др.). Движущие силы процесса антропогенеза. Австралопитековые, находки в Африке (Р. Дарт, экспедиции Лики и др.). Их морфологические характеристики. Дискуссия о «человеке умелом» (Homohabilis) и галечных орудиях (олдувайская индустрия).

Гипотезы о причинах очеловечивания и ходе антропогенеза. Классификация (систематика) гоминид. Теории моно- и полигенеза.

Древнейшие гоминиды(Homoerectus) и их трудовая деятельность. Питекантроп яванский и африканский. Связь этих находок с орудийными комплексами. Синантроп. Гейдельбергский человек. Находки на стоянках Вертешселлеш и Бильцингслебен. Их биологическая и социальная эволюция, развитие трудовой деятельности. Проблема хронологии. Связь с археологическими эпохами.

Древние гоминиды и их трудовая деятельность. Неандертальцы и их разновидности. Время и места обитания. Связь с археологическими эпохами. Биологическая и социальная эволюция неандертальцев, развитие трудовой деятельности. Вариативность культуры неандертальцев.

Возникновение человеческого общества. Праобщина (первобытное человеческое стадо). Этапы ее развития. Хронологические рамки. Роль охоты в развитии праобщины. Развитие первобытного коллективизма. Начало половозрастного разделения труда. Половые отношения в праобщине. Возникновение и развитие мышления и речи. Гипотезы возникновения речи (Н.Я. Марр, В.В. Бунак). Истоки идеологических представлений, их археологические свидетельства (неандертальские погребения Тешик-Таш, ШанидарIVи др., «медвежьи» пещеры Регурду, Петерсхеле, Драхенлох, Монтеспан, каменная плитка из грота Ля Ферасси и др.). Зачатки религиозных воззрений.

Тема 3. Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины

Завершение процесса антропогенеза и возникновение человека современного типа(Homosapiens). Окончание естественного отбора и принципиальные отличия человека современного типа. Биологические признаки и уровень интеллекта. Гипотезы и время происхожденияHomosapiens(теории полицентризма, моноцентризма, пресапиенса, архаичногоHomosapiens).

Расогенез. Морфологические особенности европеоидной, негроидной и монголоидной рас. Заселение неоантропом Америки, Австралии и Океании: пути, время и особенности заселения новых материков. Новейшие данные о возможном заселении Австралии архаичным Homosapiens.

Возникновение общинно-родового строя. Основные черты общинно-родовой организации. Первичность материнского рода: этнологические и археологические аргументы. Гипотезы происхождения экзогамии ( Мак-Леннан, Ч. Дарвин, Л.Г. Морган, Бриффолт, Б.Ф. Поршнев, А.М. Золотарев, С.А. Токарев, Ю.И. Семенов и др.). Дуально-фратриальная организация.

Раннепервобытная (раннеродовая) община низших охотников, рыболовов исобирателей.Природно-климатические изменения при переходе от плейстоцена к голоцену и их последствия в развитии материальной и духовной культуры древних коллективов при переходе от эпохи верхнего палеолита к мезолиту. Подъем производительных сил и технические достижения в эпохи верхнего палеолита и мезолита. Развитие охоты, собирательства, рыболовства, домашних промыслов. Складывание первых хозяйственно-культурных типов (ХКТ).

Социально-экономические отношения. Коллективная собственность и кооперация труда. Первобытное равенство и равнообеспечивающее (уравнительное) распределение. Дарообмен. Народонаселение и его воспроизводство. Естественное разделение труда по полу и возрасту. Инициации.

Брак и семья. Формы семьи. Их эволюция. Сущность парно-группового брака. Понимание этой проблемы Л. Файсоном. Материнский и отцовский счет родства, локальность поселения супругов. Сущность кросс-кузенного брака. Особенности парного брака. Дисэкономичный характер семьи.

Общественная организация. Община и ее соотношение с локальной группой и родом. Признаки и структура рода и фратрии. Потестарная организация. Социальные нормы. Возрастная организация и возрастные классы.

Духовная культура. Особенности первобытного мышления. Накопление полезных знаний об окружающей природной среде. Зарождение абстрактных представлений. Пиктография.

Гипотезы о происхождении изобразительного искусства. Его формы: наскальные росписи: пещерная живопись верхнего палеолита, писаницы, петроглифы; пластика, музыка, предметы украшения. Мифология. Развитие религиозных верований. Ранние виды религиозных представлений: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Культовая практика.

Языковое и этническое состояние. Первобытная лингвистическая непрерывность, ее сущность. Основные праязыковые совокупности: ностратическая, сино-тибетская, аустрическая, зинджская (конго-сахарская). Определение этноса. Его виды: этникос и этно-социальный организм. Аморфность этнического состояния в раннепервобытную эпоху.

Позднепервобытная (позднеродовая) община. Причины и предпосылки возникновения производящего хозяйства в отдельных областях субтропиков Старого и Нового Света. Учение Н.И. Вавилова о «первичных» центрах культивации растений и доместикации животных и прерывистом очаговом происхождении производящего хозяйства. . Вторичные центры. Сущность приручения, культивации и доместикации. Последовательность процесса. Центры и время зарождения культивации и доместикации. «Неолитическая революция» (Г. Чайлд). Первое крупное общественное разделение труда. Его сущность. Интенсификация присваивающих отраслей хозяйства в общинах высших охотников, рыболовов и собирателей. Дальнейшее формирование хозяйственно-культурных типов. Неравномерность исторического развития в различных природно-ландшафтных зонах. Народонаселение и его воспроизводство. «Демографическая» революция.

Новые производственные достижения. Возникновение керамического производства. Домашнее производство. Развитие поселений и жилищ, возникновение укрепленных поселений.

Социально-экономические отношения. Коллективная (родовая) собственность на землю – экономическая основа общества. Личная собственность на некоторые средства производства и предметы потребления. Диалектика равнообеспечивающего и трудового принципов распределения. Рост избыточного продукта. Развитие престижной экономики, ее межобщинный и внутриобщинный характер. Предпосылки имущественного и социального неравенства.

Половозрастная организация. Дальнейшее возрастание уровня естественного разделения труда. Институциализация половозрастных групп и их место в общественном разделении труда и социальной жизни. Мужские и женские дома.

Брак и семья. Семейно-брачные отношения в общине ранних земледельцев и скотоводов и в общине высших охотников, рыболовов и собирателей. Замещение кросс-кузенного брака отработочным и выкупным. Социально-экономические основы этого процесса. Сороратные и левиратные браки. Локализация брачного поселения. Материнская (большая материнская семья) и отцовская семейные общины. Аванкулокальность. Аванкулат.

Общинно-родовая организация. Многородовая (гетерогенная) община. Укрепление межобщинных связей. Институт адопции. Сегментация рода. Линиджи (субкланы). Их функции. Перерастание горизонтального (тотемного) родства в вертикальное (предковое). Линейно-степенное родство. Унилинейный и билинейный счет родства. Соотношение рода – фратрии – племени.

Организация власти. Иерархизация органов коллективной власти. Экономические причины этого процесса. Система лидерства. Бигмены. Вопрос о потестарной роли и статусе мужчин и женщин в позднеродовом обществе. Социальные нормы регуляции общественной власти.

Духовная культура. Развитие положительных знаний. Переосмысление пространства и времени в общинах с производящей экономикой. Развитие пиктографии. Изобразительное искусство: наскальные изображения, орнаментация керамики, пластика, резьба по дереву и кости, украшения. Устное, музыкальное и танцевальное творчество. Мифология и дальнейшее развитие религиозных представлений: земледельческие, скотоводческие и астральные культы. Культ плодородия и материнства. Культ предков. Родовые и племенные культы.

Языковое и этническое состояние. Динамика формирования языковых семей: афразийская, индоевропейская, картвельская, эламодравидская, уральская, алтайская и др. «Ранние» и «поздние» их прародины. Усиление племенной организации как важное условие дальнейшей консолидации этнических общностей.

studfiles.net

Праобщина (первобытное человеческое стадо)

        1. Истoчники peконстpyкции пробщины.

        2. Структура праобщины. Охота и собирательство.

        3. Возникновение мышления и речи

        4. Первые идеологические представления

Принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих живых организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием человеческого общества – социогенезом. Период первоначального объединения гоминид сначала называли «эпохой первобытного человеческого стада», сейчас чаще используется термин «праобщина». Ее зарождение осуществлялось в стадных ячейках австралопитековых, а окончательно она сформировалась на стадии архантропов. Она эволюционировала вместе с обществом, менялись численность, структура, половые отношения, хозяйство…

Главенствующую роль в вопросах реконструкции праобщины играют такие науки, как зоология, антропология и археология. Но, если внешний облик и трудовую деятельность ископаемых гоминидов восстановить более-менее точно возможно, то социальная структура общества остается предметом очень дискуссионным. Большую роль здесь играют данные приматологии.

Для современных человекообразных обезьян, таких как орангутанги, шимпанзе и гориллы возможны разные варианты объединения: как «гаремные семьи», так и стада, объединенные по «мультисамцовому принципу» без прочного объединения в пары. Видимо, на разных стадиях развития праобщины были возможны все варианты. Например, обнаруженное в 1975 году Д. Джохансоном «Первое семейство», состояло из 17 особей Austraiopithecus afarensis и включало одного взрослого самца и несколько самок с детенышами. Правда, нужно отметить, что гаремы были малоэффективны для охотничьей деятельности, т.к. характеризовались частыми конфликтами из-за самок. В стадах, состоящих из многих самцов и самок, внутреннее напряжение уменьшалось. Для них был характерен ограниченный промискуитет и достаточно тесная связь между родичами по материнской линии. Интересные выводы о семейной жизни неандертальцев были получены в результате находки в пещере Эль-Сидрон в Испании. Здесь были найдены останки 12 особей, погибших единовременно. Кости принадлежат 3 мужчинам, 3 женщинам, 3 юношам-подросткам (12-15 лет) и 3 детям (2-3, 5-6 и 8-9 лет). Была исследована мтДНК, в результате получились 3 линии: А – все мужчины, 1 женщина, 2 подростка и ребенок 8-9 лет; В – 1 женщина, С – 1 женщина, подросток и 2 ребенка. Возможно, мужчины и 1 женщина с ребенком происходили из одного рода, а женщины были пришлые, т.е. в наличии нестрогая патрилокальность.

Для австралопитеков, да и для ранних homo был характерен бродячий образ жизни, а вот архантропы, продвигаясь во все более северные районы начинают нуждаться в постоянном жилье; отсюда пещерные стоянки, наиболее известной из которых была пещера Чжоу-Коу-Дянь в Китае. Основными видами хозяйственной деятельности в эпоху пробщины были охота и собирательство. Причем, роль охоты постоянно возрастала. Правда, и ранние, и средние homo были скорее падальщиками, чем охотниками. Говорить об охоте в полном смысле этого слова, можно только начиная с Homo heidelbergensis. У древних гоминид не было ни быстроты бега крупных хищников, ни острых зубов и когтей. Единственный способ конкуренции – коллективные действия и использование орудий труда. Древнейшие каменные орудия датируются возрастом в 2,5 млн. лет.

Основным способом передачи информации как от человека к человеку, так и от поколения к поколению была звуковая речь. Существует немало гипотез происхождения и развития речи, например, выдвинутая еще в 1930-е годы Н.Я. Марром идея кинетической речи, т.е. языка жестов. Большинство исследователей выводят человеческую речь из вокализации животных, в частности аффектированных звуков и, в меньшей степени, жизненных шумов. Речь человека отличалась от них объемом передаваемой информации, фонетической и грамматической структурой. Становление речи, нашедшее отражение в изменении структуры мозга и строении гортани начинается уже со стадии ранних homo. Немало споров среди исследователей ведется и по проблеме развития мышления, особенно актуален вопрос о появлении абстрактного мышления, которое большинство авторов относят к эпохе архантропов.

Реконструкция идеологических представлений производится в основном по материалам погребений и другим археологическим данным. Вопрос об их зарождении остается одним из самых сложных в истории первобытности. Некоторые исследователи относят появление данного культурного феномена ко времени Homo heidelbergensis, но доказательства пока весьма спорные. А вот погребения неандертальцев хорошо изучены, хотя и подвергаются сомнению некоторыми историками. Наиболее известные из них это «Старик» из Ла Шапелль-о-Сен, мальчик из Тешик-Таш, «Цветочний человек» из Шанидара, массовое захоронение из Ла Ферраси и ряд других.

В это же время зарождается и символическая деятельность. Первые её образцы нельзя назвать даже искусством: это ямки на камнях, прочерченные полосы на известняке и костях. На некоторых стоянках были обнаружены палочки древесного угля и охры, которыми, возможно, раскрашивали тела или предметы. Крайне немногочисленные украшения неандертальцев в виде просверленных зубов животных известны только с самых поздних стоянок во Франции (30 - 35 тыс. лет назад). Имеются археологические свидетельства и ритуальной практики европейских неандертальцев. Так, для Центральной Европы известен так называемый «культ медвежьих черепов»: в пещерах Швейцарии, Германии, Югославии, Кавказа были обнаружены тайники со спрятанными там черепами пещерных медведей, иногда весьма многочисленными, что позволяет говорить об обрядах охотничьей магии или, что менее вероятно, тотемизме. Ряд исследователей связывают с идеологическими представлениями и зафиксированные случаи каннибализма.

Термины:

Антропосоциогенез, демонстрационное манипулирование, каннибализм, кинетическая речь, матрилинии, орудия труда, первобытная лингвистическая непрерывность, предметы труда, промискуитет.

Литература:

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

  2. Лавик-Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: Поведение. М., 1992.

  3. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М., 1980.

  4. Зорина З.А.Эволюция разумного поведения: от элементарного мышления животных к абстрактному мышлению человека // Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. / Под ред. М.Л. Бутовской. М., 2004.

  5. Бужилова А. П. К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита // Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. Под ред. М.Л. Бутовской. М., 2004.

  6. Бурлак С.А. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. М., 2011

  7. Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа. № 9. 1998

  8. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М., 1993.

  9. Марков А.В. Эволюция человека. Т. 2. Обезьяны, нейроны и душа. М., 2011

studfiles.net

Первобытное человеческое стадо

Праобщина (первобытное человеческое стадо). Историческая ре­конструкция первоначального человеческого общества представляет собой, пожалуй, самую сложную проблему первобытной истории. За отсутствием каких-либо прямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных. Это, с одной стороны, наши сведения о стадных взаимоотношениях у обезьян, с другой стороны, некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнологии, которые с большей или меньшей долей вероятности могут рассматри­ваться как пережитки древнейшего, досапиентного состояния челове­чества. Сопоставление и анализ всех этих данных позволяют составить общее, хотя во многом и гипотетическое, представление об обществен­ной жизни того времени, но, конечно, и оставляют место многочис­ленным неясностям, чисто логическим догадкам, спорным предположениям.

Как уже говорилось; начальную форму организации общества в отечественной науке часто называют «первобытным человеческим стадом». В то же время некоторые ученые считают, что употребление этого термина неправомерно, так как в нем объединены несовместимые понятия - стадный характер взаимоотношений приписывается пер­вобытным человеческим коллективам, следовательно, допускается вульгаризация, биологизация процессов общественного развития. Но это возражение вряд ли основательно. Термин «первобытное человеческое стадо» как раз хорошо передает диалектическое своеобразие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к «готовому», сформировавше­муся обществу. Поэтому, пользуясь здесь, подобно многим другим специалистам, термином «праобщина», мы руководствуемся только тем, что он короче и удобнее.

Какими хронологическими границами датируется эпоха праобщины? Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека из живо­тного мира и образованием общества. Не вызывает никаких сомнений, что с возникновением целеполагающей трудовой деятельности было связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначального человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества - общинного строя. Еще в начале 1930-х годов археологи П.П. Ефименко и П.И. Борисковский предположили, что переход к общинному строю произошел на рубеже позднего палеолита. Новые археологические находки не опровергают этого предположения, но позволяют допустить, что переход от праобщины к общине мог произойти и раньше. Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту. Новые данные еще требуют осмысления, и здесь мы будем придерживаться прежней синхронизации эпохи праобщины.

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинный строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде, -все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени единоПоэтому часто различают раннюю праобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. образной формой. Некоторые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неандертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.). Однако ни сколько-нибудь общепринятого мнения, ни сколько-нибудь установившейся терминологии в данном случае не существует.

Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая

группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20-30 взрослых членов. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

Жизнь праобщины скорее всего не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскопки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорят и многие пещерные стойбища раннепалеолитического времени, раскопанные в разных частях Евразии на протяжении последних 60 лет. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные навесы и пеще­ры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других - на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты.

Роль охоты в развитии праобщины. Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древнейших людей – собирательство или охота - была основой их жизни. Вероятно, соотношение их было неодинаково в разные исторические эпохи, в разные сезоны, в разных географических условиях. Однако несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов.

Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и т. д. Иногда среди костей животных, обнаруженных на ашельских стоянках, попадаются кости даже таких крупных животных, как слоны. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, кабанов, зубров, иногда убивали и хищников - пещерных медведей и львов, мясо которых также шло в пищу. В высокогорной зоне преимущественную роль в охоте, например у неандертальцев; играла добыча горных козлов, что видно из находок в пещере Тешик-Таш. О размерах охоты в какой-то степени можно судить на основе подсчета костей, найденных на стоянках. Культурный слой многих из них содержит остатки сотен, а иногда даже тысяч животных. Помимо местонахождения в Чжоукоудяне такие большие стойбища ашельского времени были открыты на стоянке Торральба в Испании и в гроте Обсерватории в Италии. В первом из них, например, обнаружены костные остатки более 30 слонов, не считая других животных. Правда, эти стоянки были обитаемы на протяжении дли­тельного времени, но тем не менее очевидно, что охота имела немалое значение в жизни их обитателей.

Охоту на крупных животных, особенно на тех из них, которые держатся стадами, трудно представить себе, как уже говорилось, без загонного способа. Вооружение ашельского охотника было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно. Конечно, такие случаи бывали, но их нельзя не рассматривать как исключение, да и то преимущественно при охоте на отставших от стада больных и слабых животных. Как правило же, древнейшие люди могли отважиться на убийство крупных млекопитающих только при загонной охоте. Вероятно, животных пугали шумом, огнем, камнями и, как показывает местоположение многих стоянок, гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и разбивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему именно охота, и прежде всего охота на крупных животных, была той формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала организованность праобщины, заставляла ее членов все теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизма.

return false">ссылка скрыта

Вместе с тем охота была наиболее эффективным источником получения мясной пищи. Разумеется, животную пищу первобытные люди получали не только от охоты на млекопитающих-: так же, как это практиковалось позднее в значительно более развитых человеческих обществах, они ловили насекомых, убивали земноводных, пресмыка­ющихся, мелких грызунов. Но добыча крупных животных давала в этом отношении значительно большие возможности. Между тем, мясо, содержащее важнейшие для человеческого организма вещества - белки, жиры и углеводы, не только было сытной пищей, особенно после обработки его на огне, но и ускоряло рост и повышало жизнедеятель­ность первобытного человека.

Развитие первобытного коллективизма. Выделение человека из жи­вотного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог про­изойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т. д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в кото­рых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолит­ные объединения.

Уже отмеченное развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня - все это способствовало кон­солидации праобщины , развитию сначала инстинктивных, а затем и осознанных форм взаимопомощи. В этом же направлении сплочения коллектива действовало и усовершенствование языка, речь о котором будет ниже. Но особенно большой прогресс приходится на заключи­тельный этап существования праобщины - мустьерское время. Имен­но к этому времени относятся первые яркие свидетельства заботы о членах коллектива - неандертальские погребения.

Половые отношения в праобщине. Одной из основных линий борьбы биологических и социальных начал в праобщине были отношения по детопроизводству, или половые отношения. Здесь животные инстин­кты должны были сказаться с особенной силой, а следовательно, и претерпеть сильнейшее давление со стороны развивавшегося общества.

Прежде всего возникает вопрос: как были организованы половые отношения в предшествующем праобщине зоологическом объедине­нии предков человека? Известную, хотя, конечно, далеко не полную аналогию им можно видеть во взаимоотношениях приматов, изучению которых в последние десятилетия было уделено значительное внима­ние. Одни виды современных обезьян, такие, как шимпанзе и горилла, живут парными семьями, другие -так называемыми гаремными семь­ями, состоящими из десятка-другого особей во главе с крупным сильным самцом. Кроме вожака в гаремную семью входят молодые самцы , но обычно они не участвуют в размножении из-за невозмож­ности выдержать соперничество с вожаком. Когда несколько семей объединяется в стадо, каждая из них сохраняет известную обособленность, не исключающую, однако, драк из-за самок.

Можно предполагать, что более или менее сходные порядки суще­ствовали и в стадах предков человека. Во всяком случае, и здесь гаремная или любая другая зоологическая семья была антагонистична стадному сообществу. Поэтому часть наших ученых считают, что праобщина как начальная форма общественной организации могла возникнуть лишь в результате растворения в ней зоологических семей и взаимной терпимости взрослых самцов, т. е. установления нерегламентированных, неупорядоченных половых отношений, или промискуитета. Сторонники этой гипотезы исходят не только из логических соображений, но и из некоторых этнологических данных, а именно из известных многим отсталым племенам промискуитетных оргиастических праздников, в которых видят пережиток первоначальной свободы общения полов. Однако существует и приобретает все больше сторонников и другая точка зрения, по которой праобщина унаследовала от предшествовавших ей животных объединений гаремную семью со свойственной ей регламентацией половой жизни. Если это так, то праобщина должна была состоять из нескольких гаремных объединений время от времени перегруппировывавшихся вследствие смерти их глав, драк из-за женщин и т. п. и вообще менее устойчивых, чем сама праобщина.

Пока еще нет достаточных данных для того, чтобы с уверенностью судить о взаимоотношениях полов в праобщине. Но уж во всяком случае несомненно, что и половой промискуитет, и тем более гаремная или подобная ей организация не могли не быть постоянным источником внутренних конфликтов, осложнявших производственную жизнь и консолидацию формировавшегося общества. Потребности развития праобщины чем дальше, тем больше требовали усовершенствования регламентации половой сферы, однако вопрос о том, в каких формах протекал этот процесс, составляет еще одну из загадок древнейшей истории человечества.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль охоты для сложения человеческого общества?

2. Что составляет сущность взаимоотношений в праобщине?

3. Почему эволюция шла по пути преодоления инстинктов и сложения общественных отношений?

4. Почему стало возможным зарождение социальных связей в праобщине?

5. Каков был характер трудовой деятельности в праобщине?

 



3-net.ru


Смотрите также