Каменный век первобытное искусство. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО (видеоряд) Каменный век Пещеры 1.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство каменного века. Каменный век первобытное искусство


Искусство каменного века

Искусство каменного века

Изображения обнаженных женщин встречаются во многих позднепалеолитических стоянках Европы и Азии. Особенно большое количество их найдено в Костен-ках под Воронежем. Художник реконструировал одну из сцен работы первобытного мастера.

ИСКУССТВО КАМЕННОГО ВЕКА - первые его малые формы нашел Э. Ларте при раскопке пещеры в 60-е г. XIX в., вскоре после признания открытий Буше де Перта (см. доисторическое искусство}. На рубеже мезолита анимализм (изображение животных) иссякает, сменяясь большей частью схематическими и орнаментальными произведениями. Лишь в небольших регионах-испанский Левант, Кобыстан в Азербайджане, Зараутсай в Средней Азии и неолитических наскальных рисунках (петроглифы Карелии, наскальные рисунки Урала) продолжалась монументально-сюжетная традиция палеолита.

Долгое время пещеры с палеолитическими рисунками находили только в Испании, во Франции и в Италии. В 1959 г. зоолог А. В. Рюмин открыл палеолитические рисунки в Каповой пещере на Урале. Рисунки располагались главным образом в глубине пещеры на втором, труднодоступном ярусе. Вначале было обнаружено 11 рисунков: 7 мамонтов, 2 лошади, 2 носорога. Все они сделаны охрой-минеральной краской, въевшейся в породу так, что когда откололся кусочек камня на рисунке, то оказалось, что он насквозь пропитан краской. Местами рисунки различались плохо, поэтому трудно разобрать, кого они изображают. Здесь были видны какие-то квадраты, кубики, треугольники. Одни изображения напоминали хижину, другие-сосуд и т. д. Немало пришлось потрудиться археологам, чтобы "прочитать" эти рисунки. Было много споров о том, к какому времени они принадлежат. Убедительный довод в пользу их древности-само их содержание. Ведь животные, изображенные на стенах пещеры, давно вымерли. Углеродный анализ показал, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные на сегодня, насчитывают свыше 30 тыс. лет, самые поздние-ок. 12 тыс. лет.

В позднем палеолите распространенным становится скульптурное изображение обнаженных (реже в одежде) женщин. Размеры статуэток невелики: всего 5-10 см и, как правило, не более 12-15 см в высоту. Вырезаны они из мягкого камня, известняка или мергеля, реже из стеатита или слоновой кости. Такие фигурки - их называют палеолитическими венерами-найдены во • Франции, Бельгии, Италии, Германии, Австрии, Чехословакии, на Украине, но особенно много найдено их на территории России.

Женские фигурки, изготовленные из бивня мамонта в позднем палеолите. Костенки 1, слой 1.

Принято считать, что фигурки обнаженных женщин изображают богиню-прародительницу, так как они подчеркнуто выражают идею ; материнства, плодородия. Многочисленные статуэтки представляют зрелых, полногрудых женщин, с большим животом (вероятно, беременных). Среди женских статуэток есть и фигуры в одежде: обнажено только лицо, все остальное затянуто в своеобразный меховой "комбинезон". Сшитый шерстью наружу, он плотно облегает тело с головы до ног. Особенно ясно виден костюм человека древнекаменного века на статуэтке, найденной в 1963 г. в Бурети. Мех одежды обозначен полукруглыми ямками и насечками, расположенными в определенном ритмическом порядке. Этих ямок нет только на лице. От выпуклого лица мех резко отделен глубокими узкими желобками, образующими валик- густую пушистую кайму капора. Широкий и плоский капюшон заостряется кверху. Очень похожую одежду носят до сих пор арктические охотники на морского зверя и оленеводы тундры. Это и неудивительно: 25 тыс. лет назад на берегах Байкала тоже была тундра. Холодные, пронзительные зимние ветры заставляли палеолитических людей, как и современных жителей Арктики, закутываться в одежды из меха. Очень теплая, такая одежда вместе с тем не стесняет движений, позволяет очень быстро передвигаться.

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской палеолитической стоянке на Украине. Геометрическим узором здесь покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Вместе с каменными, костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками в Мезине были найдены костяные изделия с метрическим узором. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках В. и Средней Европы. Что же означает этот "абстрактный" узор и как он возник? Уж очень не вяжется геометрический стиль с блестящими по реализму рисунками пещерного искусства. Откуда же взялся "абстракционизм"? И насколько абстрактен этот орнамент? Изучив с помощью увеличительных приборов структуры срезов бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу. Они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы, преодолевая мертвую монотонность рисунка.

В эпоху мезолита и неолита искусство продолжало развиваться. Интересны памятники Древнейшего искусства Средней Азии и Причерноморья, истоки которых лежат на Ближнем и Среднем Востоке. Благоприятное сочетание природных условий Ближнего и Среднего Востока позволило человеку еще в мезолите от охоты и собирательства перейти к сельскому хозяйству. Бурно развивались здесь и архитектура и искусство (см. доисторическое искусство) .

Венера Виллендорфская, Известняк, Австрия. Изображение богини-матери, охранительницы родового очага.

Бизон. Роспись на скале. Пещера Альтамира. Испания.

examen.ru

Первобытное искусство

Тема: «ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО»

План:

Введение 2

Искусство каменного века 3

Искусство бронзового века 10

Заключение 12

Список использованной литературы 13

В этой работе я хочу дать краткий обзор развития первобытного искусства в каменном и бронзовом веках.

Нет определённого ответа на вопрос, что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. Возможно, первым шагом к созданию изображений стала раскраска тела или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство. Может быть, основой рисунка послужила тень животного или человека, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре.

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Каменный век – древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня. Он начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э. Каменный век делится на палеолит, мезолит и неолит.

Первобытное или, иначе, примитивное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Причинами возникновения искусства считаются потребность человека в красоте, радости творчества и верования того времени.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду. Помимо «одетых» статуэток встречаются обнаженные фигуры, так называемые «палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки, очень далёкие от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они не воспроизводили конкретную натуру, а создавали некий обобщённый образ женщины - матери, символ плодородия и хранительницы очага. В подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию, не стройность и негу юного женского тела хотел здесь передать первобытный художник с впечатлительной душой, а — строгой геометричностью линий и объемов — силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. То было время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива и. родство определялось по женской линии. Владычица, мать, источник благополучия рода и его неиссякаемости. Люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Первобытные люди верили, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты. То же самое характерно и для искусства современных отсталых народов. Живописные, графические и скульптурные произведения их, близкие по духу и характеру образцам искусства древнекаменного века, изготовлялись прежде всего для того, чтобы с помощью средств колдовства, магии воздействовать на реальные существа, получить над ними неодолимую власть, в частности, обеспечить удачную охоту.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно 20 - 10 тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда, пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность. Усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), климатические условия на планете изменились. Некоторые животные, на которых охотились, исчезли, на смену им пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Первобытнообщинный строй развивался и укреплялся уже с преобладанием патриархата, т. е. отцовского начала, отцовского рода, над матриархатом. И главное — простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Это очень существенный момент.

Эти перемены оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвети пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. Центральное место в наскальной живописи заняли сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного

Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь – фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные периоды из жизни охотников того времени. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, служащими для изображения массовых сцен. Человек для первобытного художника – прежде всего воплощённое движение. фигуры освободились от всего, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой человек часто играет уже главенствующую роль.

Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом плане – фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором – тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко, они, как правило, статичны и безжизненны.

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело к заселению новых территорий. Человеку угрожала худшая из опасностей – другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. в местах, защищённых от внезапного нападения. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель.

В новокаменный век люди научились обжигать глину, превращая ее в твердое водонепроницаемое вещество. Появление керамики - один из основных признаков неолитической эпохи, которую поэтому иногда называют керамическим веком. Более того, это изобретение знаменует подлинную революцию, событие огромной важности в развитии человечества. Ведь до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой. Обжигая же глину, он создавал новый, неизвестный в природе материал.

Керамика имела большое значение и в развитии в нем того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное вое большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рожденных его творческим вдохновением.

Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной, изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т.д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Знаменательно, что искусство, характерное для неолита, еще долго продолжало существовать у африканских племен, сохранивших первобытнообщинные отношения. Так, в Южной Африке оно было живо до проникновения туда европейцев. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю — неолитическая.

Отразить все разнообразие искусства бронзового века в рамках этой работы невозможно. Остановимся лишь на некоторых наиболее интересных материалах.

Бронзовый век получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы. Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества все большее и большее место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, в бронзовом – соотношение обратное.

В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, обязанные своим появлением также первобытным верованиям – мегалиты (от греч. «мегас» – «большой» и «литос» – «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотой в несколько метров означает «длинный камень». Сохранились и иного рода сооружения – дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. К мегалитам относятся также и кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч.

Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины такого святилища – кромлеха в Англии недалеко от города Солсбери - т.н. Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест. Предполагается, что там поклонялись солнцу. Похожие архитектурные сооружения широко распространены в Европе. Например, только во Франции их насчитывают 5 тысяч.

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества.

  1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1990.

  2. Ларичев В. Е. Пещерные чародеи. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980.

  3. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. - М.: Просвещение, 1996.

  4. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.

  5. Энциклопедия для детей. Т. 7, ч. 1. Искусство. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. — М.: Аванта+, 1999.

globuss24.ru

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО (видеоряд) Каменный век Пещеры 1.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО (видеоряд) Каменный век ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО (видеоряд) Каменный век

Пещеры 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1869. Альтамира - Altamira (Испания) 1912. Фон Пещеры 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1869. Альтамира - Altamira (Испания) 1912. Фон де Гом (Франция) 1941. Ласко Франция) 1956. Руфиньяк (Франция) 1959. Капова пещера (Россия) 1994. Шове (Франция)

Пещера Альтамира 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Плафон Отпечатки рук Самка бизона Пещера Альтамира 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Плафон Отпечатки рук Самка бизона Раненый бизон Бизон Коза Лань

Плафон Плафон

Плафон Плафон

Плафон Плафон

Отпечатки рук Отпечатки рук

Отпечатки рук Отпечатки рук

Отпечатки рук Отпечатки рук

Самка бизона Самка бизона

Раненый бизон Раненый бизон

Раненый бизон Раненый бизон

Бизон Бизон

Коза Коза

Лань Лань

1901. Фон де Гом (Франция) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1901. Фон де Гом (Франция) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Бизон, пронзенный стрелой Лежащий бизон Бизон Сцена с оленями Олень Бизоны Мамонты и бизоны Бизон и олень Волк

Бизон, пронзенный стрелой n . Бизон, пронзенный стрелой n .

Лежащий бизон Лежащий бизон

Олени Олени

Сцена с оленями Сцена с оленями

Бизоны Бизоны

Мамонты Мамонты

Мамонты и бизоны Мамонты и бизоны

Бизон и олень Бизон и олень

Волк Волк

1956. Пещера Руфиньяк 1. 2. 3. 4. 5. Козлы Лошадь Мамонты Мамонт и козлы 1956. Пещера Руфиньяк 1. 2. 3. 4. 5. Козлы Лошадь Мамонты Мамонт и козлы Фриз с тремя носорогами

Козлы Козлы

Лошадь Лошадь

Мамонт Мамонт

Мамонт Мамонт

Мамонт Мамонт

Мамонты Мамонты

Мамонт и козлы Мамонт и козлы

Фриз с тремя носорогами Фриз с тремя носорогами

1941. Пещера Ласко 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Зал быков 1941. Пещера Ласко 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Зал быков Северный олень Два быка Головы быков Два бизона Лошадь Бегущие олени Бык и корова Пронзенный стрелой бык, устремляющийся на охотника

Схема пещеры Схема пещеры

Зал быков Зал быков

Зал быков Зал быков

Гравированный северный олень Гравированный северный олень

Два быка Два быка

Головы быков Головы быков

Два бизона Два бизона

Изображение лошади Изображение лошади

Бегущие олени Бегущие олени

Бык и корова Бык и корова

Пронзенный стрелой бык, устремляющийся на охотника Пронзенный стрелой бык, устремляющийся на охотника

Пронзенный стрелой бык, устремляющийся на охотника Пронзенный стрелой бык, устремляющийся на охотника

1959. Капова пещера (Шульган-Таш) 1959. Капова пещера (Шульган-Таш)

Капова пещера (Шульган-Таш) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Общий вид Мамонты, лошади, Капова пещера (Шульган-Таш) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Общий вид Мамонты, лошади, носороги Идущая лошадь Мамонт и мамонтенок Идущий мамонт Носорог Геометрические знаки

Капова пещера (Шульган-Таш) Капова пещера (Шульган-Таш)

Капова пещера (Шульган-Таш) Капова пещера (Шульган-Таш)

Капова пещера (Мамонты, лошади, носороги) Капова пещера (Мамонты, лошади, носороги)

Идущая лошадь Идущая лошадь

Мамонт и мамонтенок Мамонт и мамонтенок

Идущий мамонт Идущий мамонт

Носорог Носорог

Геометрические изображения Геометрические изображения

1994. Пещера Шове (Франция) 1. 2. 3. 4. 5. Медведи Носороги Лошади, бизоны носороги 1994. Пещера Шове (Франция) 1. 2. 3. 4. 5. Медведи Носороги Лошади, бизоны носороги Лошадь Четыре лошади

1994. Пещера Шове (Франция) 1994. Пещера Шове (Франция)

Медведи Медведи

Носороги Носороги

Лошади, бизоны, носороги Лошади, бизоны, носороги

Лошади Лошади

Лошадь Лошадь

Четыре лошади Четыре лошади

Мобильное искусство 1. 2. 3. 4. 5. 6. Костяные пластины Голова лошади. Средний Мадлен Мобильное искусство 1. 2. 3. 4. 5. 6. Костяные пластины Голова лошади. Средний Мадлен Статуэтка козы Статуэтка гиены Бизон Голова лошади

Костяные пластины n Костяная пластина из грота Шаффо (Франция) с изображениями двух оленей. n Костяные пластины n Костяная пластина из грота Шаффо (Франция) с изображениями двух оленей. n Костяная пластина из Мальты (Сибирь, Россия) с изображениями мамонта.

Голова лошади. Средний Мадлен Голова лошади. Средний Мадлен

Статуэтка козы Статуэтка гиены Статуэтка козы Статуэтка гиены

Бизон Голова лошади Бизон Голова лошади

Палеолитические Венеры Франция 1. Венера Леспугская. Франция. 26 тыс. до н. э. 2. Лоссельская Палеолитические Венеры Франция 1. Венера Леспугская. Франция. 26 тыс. до н. э. 2. Лоссельская Венера. Франция. 25 тыс. до н. э. 3. Брассемпуйская Венера (Дама с капюшоном). 25 тыс. до н. э. Италия 1. Венера Гримальди. Италия. 25 тыс. до н. э. 2. Венера Бальци. Италия. 25 -20 тыс. до н. э. 3. Савиньянская Венера. 25 -20 тыс. до н. э. Австрия 1. Виллендорфская Венера. 24 -22 тыс. до н. э. 2. Гальгенбергская Венера. 3. Венера из Холе-Фельс. 4.

Палеолитические Венеры Чехия 1. Вестоницкая Венера. Моравия. 29 тыс. до н. э. 2. Мораванская Палеолитические Венеры Чехия 1. Вестоницкая Венера. Моравия. 29 тыс. до н. э. 2. Мораванская Венера. 23 тыс. до н. э. Россия 1. Венера из Мальты. Россия, Иркутская область. 24 тыс. до н. э. 2. Венера из Бурети. Россия, Иркутская область. 24 тыс. до н. э. 3. Венера из Майнинска. Россия, Иркутская область. 24 тыс. до н. э. 4. Венера из Костёнок. Россия, Воронежская область. 22 -24 тыс. до н. э. 5. Венера из Гагарино. Россия, Липецкая область. 25 тыс. до н. э. 6. Венера из Елисеевичей. Россия, Брянская область. 25 тыс. до н. э. 7. Венера из Авдеево. Россия, Курская область. 25 тыс. до н. э. 8. Венера из Зарайска. Россия, Московская область. 20 тыс. до н. э.

26 тыс. до н. э. Венера Леспугская 26 тыс. до н. э. Венера Леспугская

26 тыс. до н. э. Венера Леспугская 26 тыс. до н. э. Венера Леспугская

25 тыс. до н. э. Лоссельская Венера 25 тыс. до н. э. Лоссельская Венера

25 тыс. до н. э. Лоссельская Венера 25 тыс. до н. э. Лоссельская Венера

25 тыс. до н. э. Брассемпуйская Венера (Дама с капюшоном) 25 тыс. до н. э. Брассемпуйская Венера (Дама с капюшоном)

25 -20 вв. до н. э. Венера Бальци Росси 25 -20 вв. до н. э. Венера Бальци Росси

25 -20 вв. до н. э. Савиньянская Венера 25 -20 вв. до н. э. Савиньянская Венера

25 тыс. до н. э. Венера Гримальди 25 тыс. до н. э. Венера Гримальди

Сибирский регион Мальта (Иркутская область) Буреть (Иркутская область) Майнинск (Иркутская область) Сибирский регион Мальта (Иркутская область) Буреть (Иркутская область) Майнинск (Иркутская область)

Мальтийская Венера Мальтийская Венера

Мальтийская Венера Мальтийская Венера

Венера из Бурети Венера из Бурети

Майнинская Венера Майнинская Венера

Рейнско-дунайский регион Виллендорф (Австрия) Вестоницы (Чехия) Дольни-Вестоницы (Чехия) Моравани (Словакия) Гальгенберг Австрия) Холе-Фельс (Австрия) Рейнско-дунайский регион Виллендорф (Австрия) Вестоницы (Чехия) Дольни-Вестоницы (Чехия) Моравани (Словакия) Гальгенберг Австрия) Холе-Фельс (Австрия)

24 -22 вв. до н. э. Виллендорфская Венера 24 -22 вв. до н. э. Виллендорфская Венера

24 -22 вв. до н. э. Виллендорфская Венера 24 -22 вв. до н. э. Виллендорфская Венера

29 тыс. до н. э. Вестоницкая Венера 29 тыс. до н. э. Вестоницкая Венера

29 тыс. до н. э. Вестоницкая Венера 29 тыс. до н. э. Вестоницкая Венера

23 в. до н. э. Мораванская Венера 23 в. до н. э. Мораванская Венера

Гальгенбергская Венера Гальгенбергская Венера

Российский регион Костёнки (Воронежская область) Гагарино (Липецкая область) Авдеево (Курская область) Елисеевичи (Брянская область) Российский регион Костёнки (Воронежская область) Гагарино (Липецкая область) Авдеево (Курская область) Елисеевичи (Брянская область) Зарайск (Московская область)

Венера из Костёнок Венера из Костёнок

Гагаринские Венеры Гагаринские Венеры

Елисеевичная Венера Елисеевичная Венера

20 тыс. до н. э. Зарайская Венера 20 тыс. до н. э. Зарайская Венера

20 тыс. до н. э. Зарайская Венера 20 тыс. до н. э. Зарайская Венера

32 тыс. до н. э. Человеколев 32 тыс. до н. э. Человеколев

present5.com


Смотрите также