Тема 2.1. Архитектура первобытной эпохи и Древнего Египта. Архитектурные сооружения первобытной эпохи
от древности до наших дней
Архитектурные монументы эпохи первобытных людей
В во всем мире (Англии, Франции, Дании, Испании, Греции, Малой Азии, Палестине, Восточной и Северной Африке, Индии, Индонезии, Лаосе, Бирме, Китае, Корее, Японии, на Кавказе, в Абхазии), везде, кроме Австралии, первобытные люди воздвигали мегалиты — «большие камни», точнее, «сооружения из больших камней». Эти архитектурные сооружения, монументы из больших камней начинают воздвигать в период каменных орудий, во времена энеолита и бронзового века, в некоторых местах строили и позже. Они поражают воображение как своими размерами, так искусством первобытных строителей. Мегалитические сооружения состоят из одиноких камней, небольших групп, а некоторые — из многих сотен камней. Менгиры — наиболее простые из мегалитических сооружений. Это каменный столб или плита, поставленная вертикально. Иногда к плите прислонена другая или на вертикальной плите лежит горизонтальная. Они стоят в виде отдельных монументов, но встречаются и собранные в группы. Самый внушительный менгир в Бретани в Локмарьяне. Его длина около 21 метра, вес почти 300 т.
Более сложные сооружения — дольмены обычно представляют собой закрытый дом из пяти каменных плит — четыре вертикальных плиты и одна плита покрывает их как крыша. В переднем камне прорезано небольшое круглое отверстие. Средние размеры дольменов в плане два на три метра и до двух метров высотой, есть и гораздо крупнее — до 15 метров длиной, пяти шириной и трех метров высотой. Вес некоторых каменных плит достигает 40 тонн. Располагаются дольмены группами, иногда расставлены правильными рядами, напоминающими улицы. Самые большие в мире сооружения из дольменов находятся в Алжире.
Кромлехи представляют собой еще более сложные сооружения. Наиболее знаменит из них — Стонхендж. Его считают восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Руины этого уникального сооружения лежат в 130 км от Лондона в Солсберийской равнине. Построен Стонхендж в три этапа между 1900 и 1600 годами до нашей эры. Это крупное сооружение, каменные глыбы которого высотой почти восемь метров и весом 50 тонн доставлялись из каменоломни с расстояния 230 километров. Состоит из четырех больших каменных кругов. Внешний круг — поставленные вертикально столбы, на каждом из которых лежит плоская каменная плита, соединенная с остальными такими же плитами в единое кольцо. Каждый столб весит в среднем 25 тонн, а плита — 700 килограммов. Во втором круге — менгиры — сравнительно некрупные одиночные камни. В третьем и четвертых незамкнутых кругах, напоминающих подкову, — группы камней. Каждая группа — это две вертикальные плиты, вес которых достигает 40 тонн, и лежащая на них горизонтальная плита.
После ряда исследований ученые пришли к выводу, что Стонхендж является исключительно точным лунным и солнечным календарем, который позволяет предсказывать время летнего и зимнего противостояния, определять на длительный период часы восхода и захода Луны, исчислять промежуток времени между двумя полнолуниями, проследить 18,6-летний лунный цикл, предугадать с точностью до одного дня наступление солнечных и лунных затмений и т. д. Поражают точные расчеты по определению плана сооружения, расстановки отдельных камней.
В Стонхенже находится множество древних инструментов — кирки, бычьи лопатки, кремневые и деревянные орудия, кости, напоминающие грабли, груженые многотонными глыбами салазки, которые катились по ленте катков из бревен.
До сих пор не известно, что это было — некрополь, обсерватория, храм? Однако с этих сооружений началась история архитектуры.
Храмы, гробницы царей и знатных людей строились в Древнем Египте. До сих пор поражает своим искусством и объемом работ строительство пирамид — усыпальниц фараонов, начавшееся в 3 тыс. до н. э.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Тема 1 Архитектура как форма культуры. Первобытные формы архитектуры (1 час)
Поиск Лекций
План лекции
1. Теоретические основы архитектуры
2. Зарождение архитектуры
3. Архитектура первобытного общества. Мегалитические сооружения.
Краткое содержание
Архитектура – универсальная сфера человеческой деятельности. Архитектура (лат. architectura, греч. architektonike) – искусство строить здания и другие сооружения, зодчество. Архитектура – универсальная сфера человеческой деятельности. При решении любых задач архитектуры основой остается классическая триада древнегреческого теоретика Витрувия: firmitas, utilitas, venustas (прочность, польза, красота). Отсюда три характерные особенности архитектуры – функциональная (польза), эстетическая (красота), конструктивная (прочность). Архитектура тесно связана с материальными потребностями человека, с развитием науки и техники и поэтому является одной из форм материальной культуры. Вместе с тем архитектура выступает как один из видов освоения художественного освоения мира, как искусство. В системе видов искусства архитектуру обычно относят к искусствам пластическим или пространственным, тектоническим. В художественных образах архитектуры отражается и характер общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетические идеалы. Витрувий подчеркивал, что архитектор должен обеспечить постройкам «приятный», «нарядный», «безупречный», «благообразный» вид. Художественная ценность архитектурных сооружений определяется решением внешнего и внутреннего облика зданий: архитектура внутренних помещений здания – интерьер; внешний облик здания – экстерьер. К средствам архитектурной композиции следует отнести цвет, свет и фактуру. Исключительное значение всегда имел синтез искусств, т.е. органическая связь архитектуры, скульптур и монументальной живописи. Живопись и скульптура, введенные в сооружение, изобразительными средствами раскрывают идейное содержание здания, повышает художественно-пластическое звучание сооружения. Важнейшей стороной проявления творчества зодчего является архитектурный ансамбль, представляющий собой совокупность ряда архитектурных сооружений, обладающих художественно-планировочным единством, пространственно взаимодействующих друг с другом (например, ансамбль Афинского акрополя, 2 половина V в. до н.э.; К.И.Росси, ансамбль Дворцовой площади в Петербурге (1819-1829).
Основные средства архитектурной композиции. Основные художественные средства архитектурной композиции: единство и соподчиненность; тектоника, симметрия, ассиметрия; статика и динамика; ритм, масштаб, пропорции. Большое распространение получили пропорции, основанные на так называемом «золотом сечении». Эта система пропорций в геометрии Еврипида определена как деление отрезка в крайнем и среднем отношении с достаточной точностью. «Золотое сечение» выражается отношением величин: 0,618 : 0,382. Архитектоника – отражение конструкции предмета или постройки в их художественном образе; зрительная передача тяжести противодействующих ей статических усилий, а также совокупность приемов такой передачи. Присутствует во всех видах искусства, но в особой степени характерна для архитектуры. Тектоника (от греч. tekton – плотник, строитель). Тектонические системы – системы архитектурных форм, способов художественного осмысления к.-л. типа строительной конструкции, зримого выявления её работы. В классической архитектуре имеется несколько тектонических систем. Самая важная из них – ордер, который художественно представляет строечно-балочную конструкцию. Другой такой системой является аркада. В репертуаре классичеких форм имеются также рамочная система (типичный пример – наличник), художественно представляющая раму, и руст, репрезентирующий каменную кладку. Все эти системы возникли в античной архитектуре; ордер сложился в Древней Греции, остальные приобрели зрелые формы в архитектуре Древнего Рима. В архитектуре, как и других видах искусства, существует понятие стиля как устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру, свойственную искусству той или иной исторической эпохи. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями людей данной эпохи о пользе и красоте. Теория стиля как художественно-исторической категории была разработана в конце XIX – начале XX века Генрихом Вёльфлиным и Алоизом Риглем, понимавшими стиль прежде всего как формальную структуру и рассматривавшими смену стилей как один из важных принципов исторического развития искусства. Стиль как устойчивая совокупность образных, художественных принципов наиболее отчетливо и последовательно проявляется в те художественно-исторические эпохи, в тех течениях, где исторически сложилась система синтеза искусств, их мировоззренческого и образно-художественного единства. Основой такого синтеза является архитектура.
Архитектура первобытного общества. Зарождение архитектуры следует отнести к эпохе позднего палеолита. В период неолита жилище из дерева приобрело вид сравнительно крупного прямоугольного по форме сооружения, стены которого представляли собой плетень из прутьев по столбам – бревнам (поселение в Триполье, Приднепровье). Большие дома длиной по 30 м и площадью 150 кв.м располагались двумя концентрическими кругами: во внешнем кругу диаметром 170 м размещались большие дома, по внутреннему – малые. Это поселение – один из ранних примеров регулярной организации жилого комплекса с учетом особенностей жизни общины и оборонительных функций. Наиболее развитый тип построек неолитического периода – свайные постройки. В бронзовом веке появляется мегалитическая архитектура – постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных опор. Назначение этих сооружений связано главным образом с религиозными обрядами и памятными событиями. Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи. Менгиры порою достигали 20 м высоты и 300 т. веса. Самый сложный тип мегалитических сооружений – кромлех. Самый грандиозный из них – Стонхендж близ Солсбери (нач. II тыс. до н.э., Южная Англия), возведен из огромных, грубо обтесанных четырехгранных глыб синего камня. В плане это круглая площадка диаметром в 30 м. Архитектурный замысел кромлеха прост, но исполнен символического смысла (был святилищем солнца, а также, вероятно, обсерваторией древних). Кромлех в Стонхендже – сложное пространственное построение, имевшее большое значение для дальнейшей эволюции архитектуры. Здесь впервые появилась центрическая, упорядоченная композиция, выявлены основные принципы тектоники – взаимоотношение несущих и несомых частей. В ритмическом чередовании пролетов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады. В эпоху железа появился новый тип архитектуры – каменные и деревянные крепости, оборонительные сооружения, погребальные сооружения – большие камеры в курганных погребениях. Дальнейшее совершенствование способа производства и возможность использования массового рабского труда подготовили условия для возникновения архитектуры рабовладельческого общества.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. – М., 1985.
2. Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре / Пер. Ф.А.Петровского. – Москва, 2005.
Дополнительная литература
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. А.М.Кантора. – Москва, 1977.
2. Бархин М.Г. Метод работы зодчего. – М., 1980.
3. Гидион З. Пространство, время, архитектура / Пер. с нем. – Москва, 1984.
4. Каплун А.И. Стиль и архитектура. – Москва, 1985.
5. Мастера архитектура об архитектуре: Избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: В 2 т. – М., 1972.
6. Словарь архитектурных терминов. – Москва, 1989
poisk-ru.ru
Тема 2.1. Архитектура первобытной эпохи и Древнего Египта
История архитектуры начинается с развития жилища. Первобытные люди первоначально ( в эпоху палеолита) для жилья использовали естественные пещеры и ямы. Развитие земледелия и оседлый образ жизни в эпоху неолита привели к появлению полуземлянок, деревянных домов на сваях, жилищ из глины, которые выполняли утилитарную функцию. Важное значение имело появление однокомнатного прямоугольного в плане жилого дома. В центре такого дома находился очаг, над которым в кровле имелось отверстие для выхода дыма, перед узкой входной стороной устраивалась открытая передняя, образуемая продолжением длинных боковых стен за линию передней стены. Получившийся архитектурный тип получил название мегарон.
В конце неолита – начале бронзового века возводились сооружения из больших каменных глыб – так называемых мегалитов (от греческих слов «megas» - большой, « lithos» - камень). Известно несколько типов мегалитических сооружений: менгиры (вертикально поставленные одинокие камни), дольмены (обычно состоят из двух или нескольких вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальным камнем или плитой, в них уже, помимо внешнего объема, существует и внутренний), кромлехи (концентрические ряды каменных столбов, соединенных блоками-балками), алиньманы (аллеи камней). Мегалитические сооружения несли в себе образное начало и были художественным выражением идеологических, духовных и эстетических потребностей первобытного общества и явились основой архитектуры Древнего Востока, в частности архитектуры Древнего Египта.
История египетской архитектуры распадается на три больших периода: Древнего, Среднего и Нового царства. Климатические условия Египта определили характер строительных материалов: обмазанный глиной тростник, кирпич из нильского ила с соломой, высушенный на солнце, в монументальных сооружениях – камень. Все искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых. Вся сложная система религиозных представлений воплотилась в таких монументальных сооружениях как гробницы, пирамиды, храмы, обелиски. Эти постройки, имея грандиозные размеры, несоизмеримые с фигурой человека, представляют так называемый количественный стиль в архитектуре. Своей монументальностью, пафосом и величием вечности древнеегипетская архитектура оказывала глубоко эмоциональное, гипнотическое воздействие на человека, подавляла его сознание. Кроме этого, для нее характерны геометризм форм, строгая симметрия, ритмические повторения идентичных образов.
Важное значение в архитектуре Древнего Египта придавалось строительству погребальных сооружений: для фараонов возводились пирамиды, для знати – мастаба, для бедных крестьян – насыпь из песка. Все они строились на западном берегу Нила, в «стране мертвых». Мастаба (по арабски – скамья) представляла собой усеченную пирамиду, прямоугольную в плане. Она имела подземную и наземную части. В подземной погребальной камере помещался саркофаг с мумией и погребальная утварь, в наземной – помещение для заупокойного ритуала: сердабы с портретными статуями усопших, молельня для родственников. Мастабы располагались правильными рядами, были ориентированы по сторонам света.
Возможно, что в результате постановки друг на друга нескольких уменьшающихся кверху мастаб, возникла ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккара. Эта шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник, погребальная камера находилась под землей. Дальнейшее развитие формы пирамиды-погребения проходило по линии уменьшения числа входящих в композицию объемов, в результате чего сформировался классический тип пирамиды. Известный комплекс пирамид Древнего царства находится в долине Гизе, на западном берегу Нила, это пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они были созданы из огромных каменных блоков, снаружи пирамиды были облицованы отполированными каменными плитами, в плане имели квадрат. Уникальной была пирамида Хеопса, потому что погребальная камера фараона находилась уже внутри пирамиды. Над ней находились пять разгрузочных камер, которые принимали на себя огромную тяжесть каменной массы пирамиды. Пирамиды в Гизе были композиционным центром погребального комплекса, в который входили: верхний заупокойный храм у подножия пирамиды, соединенный крытым каменным коридором - дромосом с нижним заупокойным храмом на берегу Нила.
Нижний заупокойный храм имел гипостильный зал с рядами прямоугольных в плане опор – пилонов. На них опирались протяженные балки-прогоны, перпендикулярно которым, выше располагались второстепенные балки, образующие покрытие храма. Нижний заупокойный храм при пирамиде Хефрена является первым примером использования стоечно-балочной конструкции. Верхний заупокойный храм имел более сложную планировку и включал в себя три помещения: гипостильный зал для рядовых египтян, перистильный открытый двор для знати, окруженный отдельно стоящими опорами и секос – святилище, предназначавшееся для жрецов.
В эпоху Среднего царства место захоронения фараона из пирамиды переносится в глубину скалы, перед которой выстраивают заупокойный храм. Так возник тип полускального храма.Заупокойный храм Ментухотепа I представляет собой две ступенчатые террасы, окруженные крытыми колоннадами. В центре верхней террасы на крыше храма находилась небольшая пирамида. За храмом располагался перистильный двор, в нем был укрыт вход в погребальную камеру. Цари Среднего царства строили и пирамиды, но они представляли собой каменный каркас, заполненный щебнем, кирпичом и даже песком. Такие пирамиды уменьшились в размерах, но, как и прежде, облицовывались отполированными плитами известняка.
Правителей Нового царства вновь хоронили в подземных полускальных гробницах. Фараоны не утратили веру в божественную силу пирамиды, но ее роль была отведена горе, возвышающейся над гробницей. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дэйр-аль-Бахри представляет собой три террасы, расположенные одна над другой. Мерный ритм светлых колоннад этих террас четко читается на темном фоне скал. Постепенно в эпоху Нового царства происходило отделение места погребения от заупокойного храма. Сама гробница, по-прежнему расположенная в скале, тщательно маскировалась, имела множество коридоров и камер. Заупокойный храм строился на ровном участке нильской долины, имел четко выраженную продольную ось симметрии, на которой последовательно располагались перистильный двор, гипостильный зал, далее секос и кладовые для хранения храмового реквизита. Такое планировочное решение имели не только заупокойные храмы, но и храмы Нового царства, посвященные богам.
Завершает линию архитектуры заупокойных сооружений Древнего Египта Рамессеум – комплекс, состоящий из дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и скальный храм Рамзеса III в Абу-Симбеле с огромными 20-метровыми статуями фараона у входа. Храм высечен в скале, но имеет такую же четкую последовательность в расположении внутренних помещений: перистильный двор, гипостильный зал и секос.
Наряду с пирамидами, заупокойными храмами, мастабами еще в период Древнего царства сооружались святилища, посвященные богу Солнца Ра – солнечные храмы. Храм представлял собой открытый прямоугольный двор с высокой по периметру стеной, композиционным центром был обелиск на постаменте в виде усеченной пирамиды, перед ним располагался жертвенник. Обелиск являл собой материализованный луч Солнца.
Храмы, посвященные богам, такие как Карнакский и Луксорский, были построены на восточном берегу Нила (они были посвящены Амону-Ра). Их соединяла аллея сфинксов. Главный фасад оформлялся двумя устоями – пилонами в виде двух башен с прямоугольной рамой входа между ними. Пилоны и вход увенчивались карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы – в виде выкружки и валика. Перед пилонами устанавливали обелиски и монументальные статуи фараона, к пилонам прикрепляли высокие мачты с флагами. Планировочное решение Карнакского и Луксорского храмов, как говорилось выше, было таким же как и в заупокойных храмах. Вокруг прямоугольного участка, на котором располагался храм, возводили глухую каменную ограду. Главные части храма располагались по одной оси: перистиль – открытый двор, окруженный колоннадой, гипостиль – колонный зал, имевший обычно более высокий средний проход – неф, секос – святилище и кладовые. Последовательно располагая друг за другом помещения храма, строители постепенно снижали их высоту, при этом значительно уменьшалось их естественное освещение. Таким образом, сгущение мрака в храмовых залах оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на каждого, возникало ощущение, что все создано не руками человека, а силами божества. Поэтому колонны напоминали священную рощу – стебли или цветки лотоса, папируса, стены и потолки храмов расписывались.
Жилые дома, в отличие от культовых памятниках, строились из менее прочных материалов. Сведения об этих постройках были взяты из текстов, росписей и рельефов, а также глиняных макетов, найденных в гробницах. Дома строили из тростника, обмазанного глиной, кирпича – сырца. В дворцовых постройках иногда использовали высококачественные породы дерева (например, кедр), их применяли для выполнения элементов стоечно–балочной конструкции. Уже в период Нового царства большинство домов состояли из трех основных частей. На улицу выходила прихожая, где совершались сделки и находился домашний алтарь. Далее располагалось помещение для дружеских приемов. За ним находились спальня и кухня. Таким образом, в жилых домах использовался тот же анфиладный прием расположения помещений, что и в египетских храмах.
ГородаДревнего Египта иногда обносились стеной, но чаще защитных сооружений не возводили. Некоторые города имели хаотично располагающиеся, узкие и пыльные улочки. Но известны города, имеющие четко спланированное и урегулированное пространство. Оно создавалось прямыми, параллельными и перпендикулярными улицами, в центре города возводили дворец и святилище, склады, казармы, дома-усадьбы вельмож, на окраинах – дома ремесленников и хижины бедняков. Например, Мемфис – древняя столица Египта – имел прямоугольную форму и был окружен белой кирпичной стеной со сторожевыми башнями. Кроме этого строились «города у пирамид», где жили строители царских гробниц. Хорошо сохранился Ахетатон – столица фараона – реформатора Эхнатона, расположенная между Фивами и Мемфисом. Он имел протяженную главную улицу, вдоль которой строились различные сооружения, но не вплотную, а на некотором расстоянии друг от друга. Дом Нефертити, супруги Эхнатона, назывался Серебряным дворцом и находился на севере столицы. В центре города были расположены храмовые комплексы и государственные учреждения. На юге – жилые кварталы.
Контрольные вопросы.
1. Назовите типы мегалитических сооружений, отметив их характерные черты.
2. Назовите и охарактеризуйте типы загробных сооружений Древнего Египта?
3. Когда начал формироваться тип заупокойного храма? Назовите особенности его планировочного и символически-образного решения.
4. Назовите особенности планировки и застройки египетских городов, характерные черты жилой архитектуры.