Письменность в первобытном обществе. Предписьменность у разных народов. Типы и системы письма в первобытном обществе и Древнем мире
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Билет 9.Появление письменности и развитие знаний о природе в первобытном обществе. Письменность в первобытном обществе


Билет 9.Появление письменности и развитие знаний о природе в первобытном обществе.

Отличалось ли качественно мышление дикаря от мышления позд­нейшего человека? Разобраться в этом вопросе непросто, и ученые отвечают на него по-разному. В частности, значительное распростра­нение получил взгляд, по которому первобытным людям наряду с вполне рациональным, логичным мышлением, основанным на прак­тическом опыте, было свойственно иррациональное «пралогическое» мышление, связанное с «коллективными представлениями» социаль­ной среды. Например, дикарь, разумеется, хорошо понимал разницу между кровью и охрой, но, так как было принята отождествлять кровь и охру, он, не задумываясь, их отождествлял. Существует и противо­положное понимание мышления первобытного человека как целиком тождественного современному. По-видимому, оба взгляда представля­ют собой крайности. Ведь тогда люди в несравненно большей степени, чем теперь, были подвержены воздействию внушенных им средой взглядов, не поддающихся опытной проверке. В то же время «индиви­дуальные» и «коллективные» представления не были наглухо разгоро­жены и питали друг друга.Первобытное мышление было еще недостаточно систематичным, неспособным к широким обобщениям и выработке понятий высокого уровня. Это находило отражение в языке, тяготевшем к конкретным, единичным, детализированным определениям, которые только начи­нали классифицироваться. Так, у аборигенов Австралии имелись обоз­начения для различных пород деревьев и для деревьев вообще, для различных видов рыб или змей и для рыб или змей вообще, Однако видовых обозначений было мало, они употреблялись нечасто и, что особенно показательно, не шли дальше классификации среднего уров­ня. Были собирательные обозначения для деревьев, кустарника, травы, но не было для растений; были обозначения для рыб или змей, но не было для животных. Может быть, именно с этим связано то обстоятельство, что лексикон низших охотников, рыболовов и собирателей, когда-то представлявшийся крайне ограниченным, при последующем изучении оказался очень обширным (у тех же аборигенов Австралии - ­свыше 10 тыс, слов, т. е. больше, чем в карманном словаре любого европейского языка). То же относится к грамматике, подчас чрезвычайно сложной за счет детализации отдельных форм. Известны факты, когда число форм одного глагола, включающего в себя местоименный объект, а также субъект, доходит до нескольких сотен. Еще одна особенность наиболее примитивных языков - неразвитость их синтаксиса. Однако трудно сказать, является ли это показателем низкого культурного уровня. Ведь в устной речи народов даже самых развитых стран в отличие от их письменного языка фразы также обычно очень коротки.В процессе трудовой деятельности накапливались полезные знания, в первую очередь знания об окружающей природной среде. Естествен­но, что в условиях охотничье-рыболовческо-собирательского хозяйства особенно важно было доскональное знание своей промысловой тер­ритории, ее особенностей и богатства. На примере аборигенов Авст­ралии, огнеземельцев, бушменов и т. д. видно, что люди ранне­первобытной общины обладали солидным запасом сведений в при­кладной географии, метеорологии, астрономии, зоологии, ботанике, минералогии и других областях природоведения. Чтобы поддерживать свое существование, они должны были хорошо изучить топографию промысловых угодий, пути передвижения и повадки животных, полез­ные и вредные свойства растений, особенности различных минералов, видов древесины и других материалов для поделок, уметь предугадывать погоду, ориентироваться на местности, определять направление ветра и читать следы. По словам исследователя бушменов В. Элленбергера, охотники великолепно приспосабливались к местности и искусно использовали все особенности рельефа. Они наперечет знали все тропы, все ущелья и проходы, по которым передвигались стада диких животных, и держали их под неослабным контролем. Об австралийцах их исследователи Б. Спенсер и Ф. Гиллен сообщали, что охотник не только различает следы, оставляемые животными и птицами, но и, осматривая нору, может, посмотрев на направление последних следов или понюхав землю у входа, сразу сказать, есть там животное или нет. У них же собирательницы знали несколько сотен видов съедобных растений, в том числе ядовитых, требующих специальной тепловой обработки. О том, как совершенно необходимо было знание звездного неба, чтобы и ночью находить дорогу, свидетельствует рассказ одного из современных этнологов. Впервые о запуске искусственного спутника Земли ему стало известно от бушмена, обратившего внимание на появление новой «звезды".Эмпирически накапливались зачатки физических и химических знаний. Физическое воздействие на природу началось уже с примене­ния первых орудий, но теперь оно перешло на новый уровень. Освоив составные орудия, человек изобрел рычаг, придумав копьеметалку и лук, в 2-3 раза увеличил дальность полета разящего оружия. В последнем отношении дальше всех пошли лесные ведды: натягивая лук ногами, они бросали стрелу на треть километра, а на расстоянии 35 м навылет пробивали оленя. Племена, пошедшие по пути применения духовой стрелометательной трубки, возместили эту мощность точно­стью прицела. Химическое воздействие на природные продукты, также начавшееся уже в предыдущую эпоху с применения огня, теперь расширилось, например, за счет обработки шкур.Большое развитие получили такие практические отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. Человек овладел простей­шими приемами залечивания перело­мов, вывихов и ран, удаления больных зубов и других несложных хирургиче­ских операций, лечения простуды, на­рывов, ядовитых укусов и т. п. Начиная с мезолита, как свидетельствуют пале­оантропологические материалы, стали известны трепанация черепа и ампута­ция поврежденных конечностей. Как показывает сравнительно хорошо изу­ченная народная медицина аборигенов Австралии, люди раннеродовой общи­ны широко применяли как физические (кровопускание, массаж, холодные и горячие компрессы, компрессы с ис­пользованием речного ила и т. д.), так и лекарственные средства растительно­го, животного и минерального проис­хождения. Они умели пользоваться шинами при переломах костей, оста­навливать кровотечение с помощью па­утины, золы, жира игуаны, высасывать кровь и прижигать ранку при змеином укусе, лечить простуду паровой баней, болезни желудка - касторовым маслом, эвкалиптовой смолой, луковицей орхидеи, кожные заболевания - прикладыванием глины, про­мыванием мочой и пр. При неправильном положении плода у роженицы знахарь массажем придавал ему нужный поворот. Приме­чательно, что уже на заре медицины было осознано значение психо­терапии: лечение часто завершалось приказанием встать и приняться за работу. Знание ядовитых свойств растений и животных широко применялось на охоте и в рыболовстве. Известны были и противоядия.В силу особенностей первобытного мышления медленнее развива­лись знания, требовавшие обобщенных, абстрактных представлений. В некоторых обществах аборигенов Австралии имелось только три, у бушменов -четыре, у огнеземельцев - пять обозначений численных понятий. Чтобы сказать «пять», австралийцы таких групп говорили «три» и «два»; всякое число свыше десяти выражалось словом «много». В большинстве обществ, счет которых известен, в основе счисления лежали числа 5 и 10-по количеству пальцев на одной или обеих руках; эти же числа шире всего представлены археологически в пале­олитической графике -зарубках, насечках, красочных пятнах и ли­ниях. Вообще же, абстрактность численных представлений была относительной; существовали не столько числа вообще, сколько числа определенных предметов. Иными словами, каждый раз фигурировали не «два», «три», «пять» и т. д., а две руки или ноги, три луковицы или куска мяса, пять пальцев или копий и т. д. Даже позднее у высших охотников и рыболовов, как, например, индейцев северо-западного побережья Северной Америки или нивхов, в одном и том же племени отмечались разные числительные для счета разных предметов - лю­дей, животных, лодок, сетей и пр. Подобный счет был тесно связан с непосредственными жизненными потребностями. Существует мнение, что счет был порожден нуждами распределения и что древнейшими арифметическими действиями были не сложение и вычитание, а деление, без которого был бы невозможен раздел добычи.Измерение расстояния и исчисление времени, по-видимому, нахо­дились в еще более зачаточном состоянии, чем счет. О яганах сообща­лось, что они вообще не знали мер длины, но это едва ли верно. Большие расстояния обычно приблизительно измерялись количеством переходов, меньшие -полетом копья или стрелы, еще меньшие - чаще всего длиной таких предметов, как локоть, ступня, палец, ноготь. Отсюда пережиточно сохранившиеся во многих языках названия древ­нейших мер длины -русские локоть и пядь, английские фут и дюйм, немецкое элле и т. п. Время могло исчисляться лишь сравнительно большими отрезками, связанными с положением небесных тел (день, месяц), что также, возможно, отражено в палеолитической графике семеричными изображениями. Но гораздо чаще оно измерялось хо­зяйственными сезонами -своими в каждом племени или группе племен. Например, яганы делили год на восемь сезонов («обвисания кожи», т. е. голодовки, «появления птичьих яиц» и т. п.), а соседние с ними охотники на гуанако и собиратели -- она - на пять летних и шесть зимних сезонов («случки гуанако», «кладки птичьих яиц», «вы­ведения птенцов» и т. д.). В этой связи многие ученые придерживаются мнения, что восприятие пространства и времени было не подобным современному, а экологическим, т. е. определяемым окружающей средой. Скажем, близко - это в пределах безопасности, долго - это за много времени до благоприятного сезона, и наоборот.Даже у наименее развитых из известных этнологии племен уже существовала система передачи на расстояние зрительных или звуко­вых сигналов. Так, яганы передавали сообщения клубами дыма, раз­жигая и быстро гася огонь. Один клуб дыма означал болезнь или несчастный случай, два - важную неожиданность, три - смерть, че­тыре - находку выброшенного на берег кита и приглашение соседних общин на празднество.. Письменности еще, разумеется, не было, хотя уже у аборигенов Австралии появились зачатки своеобразной «дописьменности». Это была пиктография, или рисуночное письмо, - использование специально сделанных изображений для запоминания или передачи мысли. Однако понять значение таких «записей» обычно можно было только с помощью того, кто сам их сделал. Появление производящихся форм хозяйства существенно продвинуло накопление знаний в сфере земледелия и скотоводства. Уход за животными, наблюдение за их повадками позволял существенно увеличить количество производимых продуктов путем отбора наиболее полезных пород домашних животных. Некоторые группы папуасов и меланезийцев допускали гибридизацию одомашненных свиноматок с дикими кабанами, но другие специально держали производителей-хряков. По остеологическим материалам установлено, что уже в европейском неолите практиковалось холощение самцов домашних животных. Согласно преобладающему мнению, это делалось для того, чтобы животные стали более послушными и безопасными как для человека, так и для других животных. Несомненно, очень скоро было установлено и то, что холощеные самцы быстрее набирают вес, а мясо их становится жирнее. Начали практиковаться и другие способы искусственного воздействия на животных. Так, в Меланезии местами ценились только хряки с длинными завитыми клыками, и, чтобы добиться этого, им удаляли верхние резцы. Дальше папуасов и мела­незийцев продвинулись скотоводческие племена Южной Америки. Контролируя размножение путем учета половозрастных характеристик и индивидуальных свойств животных, они получили две разные породы домашних верблюдовых - ламу и альпака. Известно также, что селек­ция применялась здесь к морским свинкам. Таким же эмпирическим путем сибирские оленеводы пришли к контролю за воспроизводством стада путем ограничения убоя животных, дифференцированно - важенок и быков.Развитие престижной экономики с ее подсчетом подарков и отдарков стимулировало накопление арифметических знаний. В частности, известно, что некоторые папуасские племена именно при дарообмене пользовались бирками. Сходные примитивные счетные приспособле­ния - кучки камней или связки соломы, шнуры с нанизанными на них раковинами или с узелками - известны у многих других раннеземледельческих племен Меланезии, Америки и Африки. В древней­ших земледельческих поселениях Передней Азии найдены глиняные шары, полусферы, конусы, которые, видимо, также использовались для счета. В первобытной Европе для этого применялись камешки: к латинскому calculus - «камушек», «счетный камень» восходит слово «калькуляция». Нужды распределения земли и возникшей местами ирригации расширили начатки геометрических знаний. Та же иррига­ция была невозможна без каких-то сведений из области гидродинами­ки. Широкое применение высшими охотниками всевозможных хитроумных ловушек требовало пополнения сведений из области ме­ханики. С началом керамического производства, при котором из глины удаляется связанная с ней вода, было совершено одно из крупных открытий в химической области.Переосмыслялось восприятие пространства и времени. Существу­ет, видимо, правильное мнение, что с переходом от бродячего образа жизни к оседлому динамическое (маршрутное, линейное) осознание пространства преобразовалось в статическое (радиальное). Оседлый земледелец стал представлять се­бе пространственную протяжен­ность в виде концентрических кругов, затухающих к горизонту. Свою печать наложило на это также развитие сегментарной и родоплеменной организации, по­родившее социально-структур­ное представление о пространст­ве. Независимо от реального рас­стояния более «близким» счита­лось то селение, где жили более близкие сородичи или соплемен­ники. Время по-прежнему восп­ринималось экологически, но теперь уже в связи с новыми ви­дами хозяйственной деятельно­сти - скажем, с мотыженьем земли или уборкой урожая, выго­ном или пригоном скота. В то же время, по мнению некоторых ученых, наряду с экологическим представлением о времени боль­шое и даже большее распростра­нение получило представление структурное, определяемое соци­альной средой. Такое время мог­ло исчисляться линейно-степенным родством (родство по отцу - это продолжительность жизни одного поколения, по деду - двух поколений и т. д.) или особенностями возрастной организации (события связываются со сроками инициаций, пребывания в определенных возрастных категориях и т. д.). Но так или иначе восприятие простран­ства и времени оставалось связанным с хозяйственной и общественной практикой. С общественной практикой социализации были связаны и сохранявшиеся представления о мифологическом времени.Сегментация родоплеменных подразделений, дарообменные и во­енные походы вели к дальнейшему накоплению топографических и географических знаний. Появились первые карты - обозначения маршрутов, нанесенные на древесную кару, дерево или кожу. Получила значительное развитие пиктография, с помощью которой теперь подчас делались довольно сложные записи. Такие записи известны у племен Северной Сибири, американских индейцев, во многих обществах Меланезии и Тропической Африки. Подъем производительных сил, рост населения, бурные процессы классообразования - все это способствовало новому быстрому росту начатков полезных знаний, развитию искусства, возникновению новых форм религии. В эволюции духовной культуры произошли качествен­ные сдвиги, нашедшие, в частности, свое выражение в начавшемся разделении умственного и физического труда и в утверждении прин­ципиально новой формы накопления и передачи информации - письменности.Развитие земледелия, в особенности ирри­гационного, потребовало точного определения начала полевых работ, сроков полива и т. п., а тем самым и упорядочения астрономических и календарных знаний. Если меланезийцы не пошли дальше различе­ния звезд и планет, то полинезийцам уже были известны многие отдельные звезды и созвездия. Возможно, что на рубеже классовых обществ началось применение простейших астрономических прибо­ров: по крайней мере древние майя уже пользовались для фиксации точки наблюдения двумя перекрещенными палками. Первые календа­ри обычно были лунными (воспоминание об этом сохранилось в часто одинаковых или сходных названиях Луны и календарного месяца - ср. греч. Mene и men, русск. Месяц и месяц, англ. Moon и Month), т. е. основанными на изменении фаз «непостоянной» Луны, с услож­нением же хозяйственной деятельности начался переход к более точ­ным солнечным календарям. Но лунный месяц состоял приб­лизительно из 29,5 суток, лунный год был на 11 суток короче солнеч­ного, и необходимость согласования лунного и солнечного года сти­мулировала развитие математических знаний.В том же направлении действовали и другие процессы эпохи: так, развитие скотоводства требовало подсчета крупных поголовий скота, знания количества обмена - подсчета мерил стоимости и т. д. В ряде обществ на этой стадии развития (айны , алеуты, полинезийцы и др.) счет уже велся до 10 000 и выше. Необходимость обращения с такими числами и развитие абстрактных представлений привели к появлению числовых разрядов и систем счисления, в основание которых были положены разные, но почти всегда связанные со счетом на пальцах принципы. Например, в распространившейся в Тропической Африке пятеричной системе счисления за единицу второго разряда принято число пальцев руки, в современной десятичной -число пальцев обеих рук, в отмеченной у чукчей или фиксируемой в виде языковых пережитков у французов (по-французски «восемьдесят» звучит как «четырежды двадцать») - число всех пальцев на руках и ногах. С важнейшими процессами эпохи классообразования, по-видимому, связана и начавшаяся дифференциация математических знаний, в частности, развитие начатков геометрии. Без появления геометриче­ских знаний невозможно было строительство ирригационных соору­жений, свайных построек на озерах, защитных укреплений и т. п. Тем более невозможно было без них зарождение частного землевладения с его «землемерием» , давшим название самой геометрической науке.С практическими нуждами эпохи было связано развитие и другихотраслей полезных знаний. Строительство укреплений и мегалитических культовых комплексов, постройка таких усовершенствованных сухопутных и водных транспортных средств, как повозка и парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и меха­ники. С возникновением выплавки рудных металлов зародились ме­талловедение и в какой-то степени химия. Дальние торговые экспедиции и военные походы, сухопутные и морские, послужили накоплению тех же астрономических наблюдений, а также развитию начатков географии и картографии. Среди датируемых бронзовым веком петроглифов долины Валькамоника на севере Италии обнару­жена карта одного их проходивших здесь древних торговых путей из Средиземноморья в Центральную Европу. Полинезийцы во время своих длительных, на расстояния свыше тысячи километров, морских походов пользовались картами из палочек, стеблей, камешков или раковин, изображавших направления течений и ветров, морские пути и острова.Те же практические нужды послужили расширению биологических знаний о культурных растениях, домашних животных и особенно о самих людях. Рост народонаселения, его скученность в оседлых посе­лениях и развитие скотоводства увеличили опасность заразных забо­леваний, эпидемий и эпизоотий. Борясь с ними, первобытная медицина местами, как, например, в восточной Африке или на Север­ном Кавказе, эмпирически пришла к примитивным предохранитель­ным прививкам ослабленной формы болезни. Войны сыграли свою роль в усовершенствовании хирургии, а развитие металлургии обога­тило ее более совершенными, чем каменные, орудиями. Возможно даже, что именно к этому воинственному времени восходят некоторые элементы современной медицинской терминологии: «прострел», «ко­лющая», «режущая», «стреляющая» боль и т. п.Начатки обществоведческих, прежде всего исторических, знаний по-прежнему были тесно связаны с религиозными и мифологическими представлениями о чудесной природе всего сущего. Вот как, например, объясняет в передаче Геродота так называемая первая этногоническая легенда скифов их происхождение, занятия, этнический состав и организацию власти. В скифской земле от Зевса и дочери реки Борисфена родился первый человек по имени Таргитай. «...У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали-де на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламени­лось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допускало их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство. И вот от Липок­сая-де произошли те скифы, которые носят название рода авхатов; от среднего брата Арпоксая -те, которые называются катиарами и трапиями, а от младшего царя -те, что называются паралатами; общее же название всех их сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины» (Герод., N, 5-6). Здесь присутствует и историко-этно­логическая концепция (представление о местном происхождении и характеристика этнического состава скифов), и социально-потестарная доктрина (представление о божественном происхождении власти и о главенстве так называемых царских скифов -паралатов), но все это еще не выделилось из общего религиозно-мифологического миропо­нимания.Важным разделом исторических знаний стала такая их своеобразная отрасль, как генеалогистика - собрание родословий. Генеалогистика и раньше помогала освещению прошлого, представляя собой как бы живую канву, на которую нанизывались исторические события. Но теперь ее значение возросло, так как она давала родоплеменной знати доказательства ее древности и благородства. Развитая генеалогистика засвидетельствована в ряде обществ эпохи классообразования. В Полинезии родословия обычно насчитывали 20 поколений, начиная со времени заселения островов, но здесь имелись и свои рекорды: 92 поколения от предка Ту-те-ранги-марама на о. Раратонга, 159 поколений от мифического предка Неба на Маркизских островах. Кое-где, как, например, в Полинезии, в это время уже возникло формальное обучение в школах, а стало быть, получила развитие педагогика. В ней отчетливо отражалось социальное расслоение: детям из простых семей в школах низшей категории преподавали только хозяйственные знания и навыки; детям знати в школах высшей кате­гории - наряду с этим религию, мифологию, историю. Программа обучения в этих последних школах предусматривала также умение совершать «чудеса», недоступные непосвященным.С зарождением государства и права стали возникать правовые знания. Они также еще переплетались с психологическими установка­ми общинно-родового быта, религиозными представлениями и т. д. Суд руководствовался «доброй славой»сторон, довольствовался риту­альной присягой, придавал большое значение наличию соприсяжни­ков, широко практиковал судебные поединки сторон и ордалии - испытания освященной пищей, ядом, погружением в воду со связан­ными руками и т. п. Некоторые ордалии имели рациональное зерно (страх виновного перед карой свыше, заставлявший его себя обнару­жить или делавший его менее ловким), другие не имели такого зерна совсем. Но наряду со всем этим получали распространение (например, у племен Западной Африки) и вполне рациональные методы следствия и судопроизводства: осмотр места преступления, ознакомление с ве­щественными доказательствами и свидетельскими показаниями. ^ Выделение умственного труда. Развитию духовной культуры в рас­сматриваемую эпоху способствовало вычленение из недифференциро­ванной трудовой деятельности умственного труда. Начало этому было положено выделением организаторско-управленческой, жреческой и полководческой деятельности, занятие которой в процессе усложнения хозяйственной и общественной жизни стало сперва частично, а затем и полностью освобождать от непосредственного участия в производ­стве. Процесс, разделения физического и умственного труда шел все дальше, захватывая новые профессионализирующиеся области духов­ной жизни. Профессиональными интеллигентами становились выдающиеся певцы , сказители, танцоры, постановщики театрализованных мифологических представлений, прославленные мастера в различных областях изобразительного и прикладного искусства, знатоки обычаев и родословий, знахари.Обычно такие люди обслуживали значительные по размерам об­щности людей и получали за свой труд вознаграждение продуктами, вещами и примитивными деньгами. Основной их клиентурой стано­вилась родоплеменная знать, и многие из них оседали при дворах вождей. Например, при дворах верховных вождей зулусов известны имбонги -одновременно шуты, певцы и ораторы, обязанные про­славлять своих хозяев и хулить их врагов, у кельтов Галлии при знатных военачальниках состояли певцы и музыканты, которые своим искус­ством вдохновляли идущих в бой воинов, и т. п. Социальная верхушка для укрепления своего престижа и власти нуждалась в талантливых ху­дожниках, генеалогистах и других профессионалах; поэтому она не только вознаграждала их труд, но и оказывала им покровительство и вообще всячески стимулировала их деятельность. Со своей стороны, такие профессионалы были заинтере­сованы в сотрудничестве с предс­тавителями социальной верхушки, так как те обеспечивали их матери­ально, предоставляли им наиболее широкое поприще для демонстра­ции их талантов, создавали им имя.В результате многие из них жили при вож­дях, военачальниках, жрецах, главах тайных союзов. Были и такие, пре­имущественно странствующие, профессионалы, которые связыва­ли свою деятельность с удовлетворением потребностей простого народа. Но, каковы бы ни были ценностные ориентации этой древнейшей интеллигенции, сам факт выделения профессионального умственного труда, как и другие виды специализации, в огромной степени способствовал развитию и обога­щению духовной культуры. От «дописьменности» к письменности. Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человечества было изобретение сред­ства графического закрепления речевой информации - письменно­сти. Как правило, возникновение настоящей, упорядоченной письменности происходило путем постепенного превращения пиктог­рафической «дописьменности», передававшей лишь общий смысл сообщения, в идеографию, или логографию, в которой строго фик­сированные знаки обозначали отдельные слона или, как в наших ребусах, их знаменательные слоги. Позднее из идеографии возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности, почти полностью лишившиеся первоначального кар­тинного характера. Такой путь проделала древнейшая, так называемая иероглифическая, письменность шумеров, египтян, критян, японцев и многих других народов. Идеография сохранилась только у китайцев.Возникновение упорядоченной письменности со времени Моргана рассматривается как критерий перехода от первобытности к цивилизации. И действительно, это ку­льтурное достижение тесно свя­зано с потребностями форми­рующихся классовых обществ и складывающихся государств в точной фиксации управленче­ской, хозяйственной, статисти­ческой информации, органи­зации официальной и деловой переписки, записи правовых норм и религиозных ритуалов, деяний правителей и других ис­торических событий. В то же время только в условиях если неклассового, то предклассового общества мог возникнуть при­частный к письменности круг людей. В отличие от общедо­ступной примитивной пиктографии крайне сложная идеогра­фия (так, шумерское письмо предполагало знание приблизи­тельно 1000 знаков) требовала длительного специального обучения и была недоступна широким слоям населения. Более того, хранители (и, вероятно, как правило, создатели) идеографии - жрецы на первых порах держали ее в строгой тайне и окружали ореолом сверхъестест­венности. Во многих раннеклассовых обществах письменность была привилегией жрецов, из числа которых выходили специалисты-писцы, а также знати. Однако и в руках избранных она стала отныне мощным средством накопления и передачи знаний, новым чрезвычайно эффек­тивным орудием развития культуры.Первые идеографические системы возникли в III тысячелетии до н. э. в Шумере и Египте. Они обнаруживают некоторое сходство между собой и с другими идеографическими системами Старого Света, в особенности с протоиндийской и с крито-минойской. Это дает иссле­дователям-диффузионистам известные основания считать, что перво­начально идеография возникла в одном месте, скорее всего в Шумере, и отсюда распространилась в другие очаги цивилизации. Однако сторонники теории конвергентного возникновения письменности с еще большими основаниями объясняют это сходство идентичностью изображенных на идеограммах реальных объектов внешнего мира, например, людей, частей человеческого тела, животных.

lektsia.com

Возникновение письменности

Родиной письменности является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит.

Мифы всех цивилизаций рассказывают и о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Поэтому финикийцы, а за ними греки создали буквенный алфавит из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель

Надписи находят на стенах гробниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки.

Место и роль мифов в культуре первобытного общества

Накопленные знания о первобытной и традиционной культуре свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек разрисовывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

Миф – это форма культуры, это способ человеческого бытия мироощущения, основанный на смысловом породнении человека с миром. Миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы.

Мифы, сыграли исключительную роль в античной культуре. Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. В мифах о богах и героях вплетено множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии. Важнейшими из них являются битвы богатырей с дикими животными и фантастическими чудовищами, в которых мужественного победителя ждет награда.

Некоторые мифологические мотивы имеют моральную окраску. Большинство мифологических повестей осуждает кровосмешение (миф об Эдипе), человеческие жертвы и каннибализм (миф о Тезее и о чудесном спасении Фрикса и Ифигении с жертвенного алтаря), а также коварство злых жен (миф о жене Тезея, Федре, которая погубила пасынка, отказавшего ей в любви). Наилучшим примером мифа политического характера служит цикл, связанный с Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвозвестника демократического строя.

studfiles.net

Предписьменность у разных народов. Типы и системы письма в первобытном обществе и Древнем мире, История языка

Пример готовой курсовой работы по предмету: История языка

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I. Предписьменность 4

Глава II. Письменность народов Древнего мира 12

2.1.Особенности древнеегипетской письменности 12

2.2. Письменность древней Месопотамии 15

2.3. Письменность Древнего Китая 17

Заключение 19

Список литературы 20

Содержание

Выдержка из текста

Иероглифы майя сохранились в четырёх рукописях или кодексах майя: три — в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился не полностью. Развитая письменность позволяла майя фиксировать очень длинные тексты. Учёный Зелер доказал, что иероглифы майя имеют очень интересную особенность: «группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы — не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы». 2.2. Письменность древней МесопотамииВ культуре древней Месопотами письменность играла важную роль. Шумеры изобрели клинопись, что стало одним из важнейших достижений цивилизации древней Месопотамии.

Глиняные таблички, которые испещрены значками клинописи — это подлинный символ культуры и цивилизации Двуречья. Появление письменности Месопотамии в пиктографической форме произошло на рубеже IV-III тыс. до н.

э. Скорее всего, основой для данной системы послужила так называемая система «учетных фишек». В IX-IV тыс. до н. э. обитателями ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовались для учёта различных продуктов и товаров трёхмерные символы -речь идет о маленьких глиняных шариках, конусах и т. п. Согласно разным теориям, ранняя пиктографическая письменность включала в себя свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждым знаком означались слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего произошло появление клинописных (состоящих из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трёхгранной палочки) знаков, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок.

Одновременно шел процесс фонетизации письма, то есть значки стали употребляться не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, в качестве чисто слоговых. Это давало возможность передачи точных грамматических форм, выписывания собственных имен. Клинопись — это подлинная письменная система, которая фиксировала живую речь. Древние письменные сообщения являлись своего рода ребусами, которые могли понимать только сами создатели записи. Вполне возможно, что древнейшие тексты — это описи полученных или выданных продуктов и имущества или же документы, регистрирующие обмен материальными ценностями. Первые вотивные надписи также по существу фиксирую передачу имущества, посвящение его богам. К числу древнейших относятся и учебные тексты — списки знаков, слов и так далее. В середине 3 тыс.

до н.э. состоялось формирование развитой клинописной системы, которая была способна передавать разные смыслы, широко использовалась в разных сферах деятельности. Шумерская клинопись была распространена, в частности, она использовалась аккадцами, семитоязычными жителями Центральной и Северной Месопотамии и эблаитянами в Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись была заимствована хеттами, а около 1500 г. до н. э. жителями Угарита на её основе была создана собственная упрощённая слоговая клинопись, которая, возможно, оказала влияние на формирование финикийского письма. Финикийское письмо оказало влияние на процесс создания греческого и более поздних алфавитов. А в I тыс. до н. э. клинопись была заимствована урартами; персы также создают своё парадное клинописное письмо, хотя в эту эпоху уже известны более удобные арамейское и греческое. Таким образом, можно говорить об огромном влиянии клинописи на культуру Передней Азии в древний период. 2.3. Письменность Древнего КитаяКитайское письмо является тысячелетней иероглифической или идеографической системой записи, возникшей на территории Китая. Отличается от алфавитной тем, что каждому знаку приписано какое-то значение (не только фонетическое), и число знаков очень велико (десятки тысяч).

В Китае имеет две основные формы — старую Вэньянь и современную Байхуа. Знаки китайского письма также широко используются в японском и корейском письме (там они называются кандзи и ханча, соответственно).

Возраст китайской письменности постоянно уточняется. В 1962 году при раскопках неолитического поселения Цзяху на реке Хуанхэ обнаружены надписи на панцирях черепах, напоминающие по начертанию древнейшие китайские иероглифы. Пиктограммы относят к VI тыс. до н. э., что ещё древнее, чемшумерская письменность. Ранее известный исследователь китайской письменности Тан Лань высказывал предположение, что китайская иероглифика возникла 4−5 тысячелетий назад. Письменность Цзяху неолитической культуры Пэйлиган (около 6600 г. до н. э.) внешне напоминает современные китайские иероглифы, однако сходство обманчиво, поскольку древние прототипы современных китайских иероглифов выглядели иначе. Хронологической преемственности между символами Цзяху и древнейшими китайскими иероглифами нет — скорее всего, это была тупиковая ветвь письменности или вообще не письменность. Согласно преданию, иероглифы были изобретены ЦанЦзе, придворным историографом мифического императора Хуан Ди. До этого китайцы якобы пользовали узелковое письмо. Упоминание об этом есть в «Даодэцзине» и комментарии к «И цзину».Древнейшие китайские записи делались на черепаховых панцирях и лопатках крупного рогатого скота и фиксировали результаты гаданий. Такие тексты получили название цзягувэнь (甲骨文).

Первые образцы китайской письменности относятся к последнему периоду правления династии Шан (наиболее древние — к XVII веку до н. э.).

Заключение 1).

Таким образом, протописьмо или пиктографическое письмо выделилось из первобытного искусства, данный процесс связан с дифференциацией функций, а именно, речь идет о функции познания мира художественными средствами и коммуникативно-мемориальных функциях. Письмо как раз и служило для реализации последней. Постепенно средства письма становились более схематичными, а затем и условными.2).

Согласно мнению большинства ученых, начало данного процесса совпадает с эпохой верхнего палеолита, когда начали использоваться изображения для того, чтобы закрепить в памяти первобытного человека образы зверей, кроме того, они были своего рода дополнениями к устным рассказам об охоте.3).

В эпоху мезолита данный процесс обрел более интенсивный характер. В частности, речь идет о появлении развернутых сюжетных композиций. Окончательное формирование картинно-синтетического письма связано с образованием более сложных, крупных и стабильных форм человеческой общности — племен и союзов племен.4).

Самыми главными письменными системами древнего мира являлись иероглифическая система и клинопись. Клинопись оказала существенное влияние на культуру Азии, являясь одной из наиболее авторитетных письменных систем древности. Список литературыВладимир Л.И. Всеобщая история книги.//http://www.hi-edu.ru/e-books/HB/cont.htmГоловашин В.А. Очерки истории мировой культуры. В 3 ч. Ч. 1. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. — 240 с. Жан Ж. История письменности и книгопечатания / Жорж Жан; [пер. с фр. Крижевской Ю.В.].

 — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 224 с. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма//http://genling.ru/books/item/f 00/s 00/z 5/st 005. shtmlКитайская письменность.//http://iclub-china.com/rus/a 11/b 0100/c 0000/d 0/index.htmКо Майкл. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. — М.: Центрполиграф, 2007. — 237 с./ //http://mesoamerica.narod.ruКультурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М.: Юнити, 2010. — 600 с. Литература Китая workchild.30nar-s 2.edusite.ru/literatura/LDK.htmПисьменность и каллиграфия Китаяhttp://www.rarebook-spb.ru/info/history_of_calligraphy/chinese_alphabet/Тэйлор Э. Первобытная культура.// az.lib.ru/t/tajlor_e_b/text_1871_primitive_culture.shtmlТаубе Карл. Мифы ацтеков и майя. — М.: Фаир-Пресс, 2005. — 112 с.// mesoamerica.narod.ru/myth_taube 3. html Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков / И. Фридрих; Пер. с нем. и предисл. И.М. Дунаевской; Под ред. и с прил. И.М. Дьяконова. — Изд. 5-е. — Москва: URSS: Либроком, 2009. — 464 с. Шомракова И.А. Всеобщая история книги. / И. А. Шомракова, И. Е. Баренбаум; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Профессия, 2008. — 392 с. Энциклопедия мифологии. Мифы ацтеков и майя.//http://godsbay.ru/maya/index.html Энциклопедия Китая// www.abirus.ru/content/564/623/625/643/818.html

Список литературы

1. Владимир Л.И. Всеобщая история книги.//http://www.hi-edu.ru/e-books/HB/cont.htm

2. Головашин В.А. Очерки истории мировой культуры. В 3 ч. Ч. 1. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. — 240 с.

3. Жан Ж. История письменности и книгопечатания / Жорж Жан; [пер. с фр. Крижевской Ю.В.].

 — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 224 с.

4. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма// genling.ru/books/item/f 00/s 00/z 5/st 005. shtml

5. Китайская письменность.//http://iclub-china.com/rus/a 11/b 0100/c 0000/d 0/index.htm

6. Ко Майкл. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. — М.: Центрполиграф, 2007. — 237 с./ //http://mesoamerica.narod.ru

7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М.: Юнити, 2010. — 600 с.

8. Литература Китая workchild.30nar-s 2.edusite.ru/literatura/LDK.htm

9. Письменность и каллиграфия Китая www.rarebook-spb.ru/info/history_of_calligraphy/chinese_alphabet/

10. Тэйлор Э. Первобытная культура.// az.lib.ru/t/tajlor_e_b/text_1871_primitive_culture.shtml

11. Таубе Карл. Мифы ацтеков и майя. — М.: Фаир-Пресс, 2005. — 112 с.// mesoamerica.narod.ru/myth_taube 3. html

12. Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков / И. Фридрих; Пер. с нем. и предисл. И.М. Дунаевской; Под ред. и с прил. И.М. Дьяконова. — Изд. 5-е. — Москва: URSS: Либроком, 2009. — 464 с.

13. Шомракова И.А. Всеобщая история книги. / И. А. Шомракова, И. Е. Баренбаум; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Профессия, 2008. — 392 с.

14. Энциклопедия мифологии. Мифы ацтеков и майя.// godsbay.ru/maya/index.html

15. Энциклопедия Китая// www.abirus.ru/content/564/623/625/643/818.html

список литературы

referatbooks.ru

Какой вид письменности характерен для первобытного общества?

Какой вид письменности характерен для первобытного общества?АВСТРАЛОПИТЕК -(лат. australis — южный, греч. pithekos — обезьяна) — ископаемая человекообразная обезьяна, Прямоходящая, использует орудия труда, объем мозга 550-600 куб.см. Обитала, преимущественно, в Южной Африке. Период существования 5 — З млн. лет назад. АНИМИЗМ -(лат. anima – душа) — вера в сверхъестественные существа заключенные в материальные тела (душа) или существующие сами по себе (духи).

Была ли письменность в первобытном обществе? — Школьные…

Время охотников и собирателей. Начало кремниевых орудий, которые со временем становятся сложнее и специализируются. Начинается в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели овладели изготовлением орудий из камня и кости, научились изготавливать, а также пользоваться дальнобойным оружием — луком и стрелой.

Культура первобытного общества, Список литературы…

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного общества на каменный, медный, бронзовый и железные века. Вопрос о временных рамках этих периодов вызывает много споров.

Ответы@Mail.Ru: Какой вид письменности характерен для первобытного общества? а) иероглифы б) пиктограмма…

Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Однозначной точки зрения по поводу времени зарождения письменности у ученых нет. Очевидно, что письменность

Культура первобытного общества | Лекция | НОУ ИНТУИТ

Первый период развития материальной культуры первобытного общества — присваивающая материальная культура. Основными периодами каменного века являются: 1. Палеолит (греч. рalaiуs — древний и lithos — камень) — завершается в 35-33 тыс. до н.э. Первые орудия труда, применение огня, постройка жилища (естественные и шалашеобразные).

3. Какой вид письменности характерен для первобытного…

Данная письменная работа проводится по окончании изучения раздела «Культура древних цивилизаций» (МХК 10 класс программа Г.И. Даниловой) Первым видом искусства в истории первобытного общества было:а) архитектура;б) наскальная живопись;в) танец.Культура палеолита охватывает период:а) 100-35 тыс. лет назад;б) 2,5 млн. лет назад — 10 тыс. лет назад;в) 43-30 тыс. лет назад.Что чаще всего встречалось на ранних наскальных рисунках:а) изображение животных;б) изображение людей;в) изображение растений;«Палеолитическая Венера» — это: а)  скульптура Богини Солнца;

Термины по истории первобытного общества

б) пиктограмма; По той простой причине, что иероглифы, руны, клинопись — это виды письменности, требующие наличия алфавита и хотя бы элементарных правил грамматики. А петроглифы (пиктограммы в вопросе) этого не требуют, и тем не менее несут определенную информацию в виде картинок. Это прообраз нынешних комиксов (и возможно, наше светлое будущее)

ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

АВСТРАЛОИДЫ -ответвление негро-австралоидной расы, представители которой расселены в Южной Азии, Австралии и на островах Океании. Характерные черты: темный цвет кожи, широкий нос, толстые губы, сильно выступающие челюсти. Отличаются от негроидов волнистыми волосами, сильным развитием третичного волосяного покрова.

Первобытное общество — Википедия

В первобытную эпоху человек накопил огромные знания об ок­ружающем мире — растениях, животных, о свойствах различных материалов, о соседних народах. Он освоил огромные пространст­ва, на лодках и плотах преодолевал реки, озёра и моря. В эпоху неолитической революции появляются рациональные знания в самых разных областях, в том числе в медицине, ветерина­рии, астрономии, математике, геометрии.

Тест (мировая художественная культура, 10 класс) по теме: Тест…

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.

www.chsvu.ru

Билет 9.Появление письменности и развитие знаний о природе в первобытном обществе.

Отличалось ли качественно мышление дикаря от мышления позд­нейшего человека? Разобраться в этом вопросе непросто, и ученые отвечают на него по-разному. В частности, значительное распростра­нение получил взгляд, по которому первобытным людям наряду с вполне рациональным, логичным мышлением, основанным на прак­тическом опыте, было свойственно иррациональное «пралогическое» мышление, связанное с «коллективными представлениями» социаль­ной среды. Например, дикарь, разумеется, хорошо понимал разницу между кровью и охрой, но, так как было принята отождествлять кровь и охру, он, не задумываясь, их отождествлял. Существует и противо­положное понимание мышления первобытного человека как целиком тождественного современному. По-видимому, оба взгляда представля­ют собой крайности. Ведь тогда люди в несравненно большей степени, чем теперь, были подвержены воздействию внушенных им средой взглядов, не поддающихся опытной проверке. В то же время «индиви­дуальные» и «коллективные» представления не были наглухо разгоро­жены и питали друг друга.Первобытное мышление было еще недостаточно систематичным, неспособным к широким обобщениям и выработке понятий высокого уровня. Это находило отражение в языке, тяготевшем к конкретным, единичным, детализированным определениям, которые только начи­нали классифицироваться. Так, у аборигенов Австралии имелись обоз­начения для различных пород деревьев и для деревьев вообще, для различных видов рыб или змей и для рыб или змей вообще, Однако видовых обозначений было мало, они употреблялись нечасто и, что особенно показательно, не шли дальше классификации среднего уров­ня. Были собирательные обозначения для деревьев, кустарника, травы, но не было для растений; были обозначения для рыб или змей, но не было для животных. Может быть, именно с этим связано то обстоятельство, что лексикон низших охотников, рыболовов и собирателей, когда-то представлявшийся крайне ограниченным, при последующем изучении оказался очень обширным (у тех же аборигенов Австралии - ­свыше 10 тыс, слов, т. е. больше, чем в карманном словаре любого европейского языка). То же относится к грамматике, подчас чрезвычайно сложной за счет детализации отдельных форм. Известны факты, когда число форм одного глагола, включающего в себя местоименный объект, а также субъект, доходит до нескольких сотен. Еще одна особенность наиболее примитивных языков - неразвитость их синтаксиса. Однако трудно сказать, является ли это показателем низкого культурного уровня. Ведь в устной речи народов даже самых развитых стран в отличие от их письменного языка фразы также обычно очень коротки.В процессе трудовой деятельности накапливались полезные знания, в первую очередь знания об окружающей природной среде. Естествен­но, что в условиях охотничье-рыболовческо-собирательского хозяйства особенно важно было доскональное знание своей промысловой тер­ритории, ее особенностей и богатства. На примере аборигенов Авст­ралии, огнеземельцев, бушменов и т. д. видно, что люди ранне­первобытной общины обладали солидным запасом сведений в при­кладной географии, метеорологии, астрономии, зоологии, ботанике, минералогии и других областях природоведения. Чтобы поддерживать свое существование, они должны были хорошо изучить топографию промысловых угодий, пути передвижения и повадки животных, полез­ные и вредные свойства растений, особенности различных минералов, видов древесины и других материалов для поделок, уметь предугадывать погоду, ориентироваться на местности, определять направление ветра и читать следы. По словам исследователя бушменов В. Элленбергера, охотники великолепно приспосабливались к местности и искусно использовали все особенности рельефа. Они наперечет знали все тропы, все ущелья и проходы, по которым передвигались стада диких животных, и держали их под неослабным контролем. Об австралийцах их исследователи Б. Спенсер и Ф. Гиллен сообщали, что охотник не только различает следы, оставляемые животными и птицами, но и, осматривая нору, может, посмотрев на направление последних следов или понюхав землю у входа, сразу сказать, есть там животное или нет. У них же собирательницы знали несколько сотен видов съедобных растений, в том числе ядовитых, требующих специальной тепловой обработки. О том, как совершенно необходимо было знание звездного неба, чтобы и ночью находить дорогу, свидетельствует рассказ одного из современных этнологов. Впервые о запуске искусственного спутника Земли ему стало известно от бушмена, обратившего внимание на появление новой «звезды".Эмпирически накапливались зачатки физических и химических знаний. Физическое воздействие на природу началось уже с примене­ния первых орудий, но теперь оно перешло на новый уровень. Освоив составные орудия, человек изобрел рычаг, придумав копьеметалку и лук, в 2-3 раза увеличил дальность полета разящего оружия. В последнем отношении дальше всех пошли лесные ведды: натягивая лук ногами, они бросали стрелу на треть километра, а на расстоянии 35 м навылет пробивали оленя. Племена, пошедшие по пути применения духовой стрелометательной трубки, возместили эту мощность точно­стью прицела. Химическое воздействие на природные продукты, также начавшееся уже в предыдущую эпоху с применения огня, теперь расширилось, например, за счет обработки шкур.Большое развитие получили такие практические отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. Человек овладел простей­шими приемами залечивания перело­мов, вывихов и ран, удаления больных зубов и других несложных хирургиче­ских операций, лечения простуды, на­рывов, ядовитых укусов и т. п. Начиная с мезолита, как свидетельствуют пале­оантропологические материалы, стали известны трепанация черепа и ампута­ция поврежденных конечностей. Как показывает сравнительно хорошо изу­ченная народная медицина аборигенов Австралии, люди раннеродовой общи­ны широко применяли как физические (кровопускание, массаж, холодные и горячие компрессы, компрессы с ис­пользованием речного ила и т. д.), так и лекарственные средства растительно­го, животного и минерального проис­хождения. Они умели пользоваться шинами при переломах костей, оста­навливать кровотечение с помощью па­утины, золы, жира игуаны, высасывать кровь и прижигать ранку при змеином укусе, лечить простуду паровой баней, болезни желудка - касторовым маслом, эвкалиптовой смолой, луковицей орхидеи, кожные заболевания - прикладыванием глины, про­мыванием мочой и пр. При неправильном положении плода у роженицы знахарь массажем придавал ему нужный поворот. Приме­чательно, что уже на заре медицины было осознано значение психо­терапии: лечение часто завершалось приказанием встать и приняться за работу. Знание ядовитых свойств растений и животных широко применялось на охоте и в рыболовстве. Известны были и противоядия.В силу особенностей первобытного мышления медленнее развива­лись знания, требовавшие обобщенных, абстрактных представлений. В некоторых обществах аборигенов Австралии имелось только три, у бушменов -четыре, у огнеземельцев - пять обозначений численных понятий. Чтобы сказать «пять», австралийцы таких групп говорили «три» и «два»; всякое число свыше десяти выражалось словом «много». В большинстве обществ, счет которых известен, в основе счисления лежали числа 5 и 10-по количеству пальцев на одной или обеих руках; эти же числа шире всего представлены археологически в пале­олитической графике -зарубках, насечках, красочных пятнах и ли­ниях. Вообще же, абстрактность численных представлений была относительной; существовали не столько числа вообще, сколько числа определенных предметов. Иными словами, каждый раз фигурировали не «два», «три», «пять» и т. д., а две руки или ноги, три луковицы или куска мяса, пять пальцев или копий и т. д. Даже позднее у высших охотников и рыболовов, как, например, индейцев северо-западного побережья Северной Америки или нивхов, в одном и том же племени отмечались разные числительные для счета разных предметов - лю­дей, животных, лодок, сетей и пр. Подобный счет был тесно связан с непосредственными жизненными потребностями. Существует мнение, что счет был порожден нуждами распределения и что древнейшими арифметическими действиями были не сложение и вычитание, а деление, без которого был бы невозможен раздел добычи.Измерение расстояния и исчисление времени, по-видимому, нахо­дились в еще более зачаточном состоянии, чем счет. О яганах сообща­лось, что они вообще не знали мер длины, но это едва ли верно. Большие расстояния обычно приблизительно измерялись количеством переходов, меньшие -полетом копья или стрелы, еще меньшие - чаще всего длиной таких предметов, как локоть, ступня, палец, ноготь. Отсюда пережиточно сохранившиеся во многих языках названия древ­нейших мер длины -русские локоть и пядь, английские фут и дюйм, немецкое элле и т. п. Время могло исчисляться лишь сравнительно большими отрезками, связанными с положением небесных тел (день, месяц), что также, возможно, отражено в палеолитической графике семеричными изображениями. Но гораздо чаще оно измерялось хо­зяйственными сезонами -своими в каждом племени или группе племен. Например, яганы делили год на восемь сезонов («обвисания кожи», т. е. голодовки, «появления птичьих яиц» и т. п.), а соседние с ними охотники на гуанако и собиратели -- она - на пять летних и шесть зимних сезонов («случки гуанако», «кладки птичьих яиц», «вы­ведения птенцов» и т. д.). В этой связи многие ученые придерживаются мнения, что восприятие пространства и времени было не подобным современному, а экологическим, т. е. определяемым окружающей средой. Скажем, близко - это в пределах безопасности, долго - это за много времени до благоприятного сезона, и наоборот.Даже у наименее развитых из известных этнологии племен уже существовала система передачи на расстояние зрительных или звуко­вых сигналов. Так, яганы передавали сообщения клубами дыма, раз­жигая и быстро гася огонь. Один клуб дыма означал болезнь или несчастный случай, два - важную неожиданность, три - смерть, че­тыре - находку выброшенного на берег кита и приглашение соседних общин на празднество.. Письменности еще, разумеется, не было, хотя уже у аборигенов Австралии появились зачатки своеобразной «дописьменности». Это была пиктография, или рисуночное письмо, - использование специально сделанных изображений для запоминания или передачи мысли. Однако понять значение таких «записей» обычно можно было только с помощью того, кто сам их сделал. Появление производящихся форм хозяйства существенно продвинуло накопление знаний в сфере земледелия и скотоводства. Уход за животными, наблюдение за их повадками позволял существенно увеличить количество производимых продуктов путем отбора наиболее полезных пород домашних животных. Некоторые группы папуасов и меланезийцев допускали гибридизацию одомашненных свиноматок с дикими кабанами, но другие специально держали производителей-хряков. По остеологическим материалам установлено, что уже в европейском неолите практиковалось холощение самцов домашних животных. Согласно преобладающему мнению, это делалось для того, чтобы животные стали более послушными и безопасными как для человека, так и для других животных. Несомненно, очень скоро было установлено и то, что холощеные самцы быстрее набирают вес, а мясо их становится жирнее. Начали практиковаться и другие способы искусственного воздействия на животных. Так, в Меланезии местами ценились только хряки с длинными завитыми клыками, и, чтобы добиться этого, им удаляли верхние резцы. Дальше папуасов и мела­незийцев продвинулись скотоводческие племена Южной Америки. Контролируя размножение путем учета половозрастных характеристик и индивидуальных свойств животных, они получили две разные породы домашних верблюдовых - ламу и альпака. Известно также, что селек­ция применялась здесь к морским свинкам. Таким же эмпирическим путем сибирские оленеводы пришли к контролю за воспроизводством стада путем ограничения убоя животных, дифференцированно - важенок и быков.Развитие престижной экономики с ее подсчетом подарков и отдарков стимулировало накопление арифметических знаний. В частности, известно, что некоторые папуасские племена именно при дарообмене пользовались бирками. Сходные примитивные счетные приспособле­ния - кучки камней или связки соломы, шнуры с нанизанными на них раковинами или с узелками - известны у многих других раннеземледельческих племен Меланезии, Америки и Африки. В древней­ших земледельческих поселениях Передней Азии найдены глиняные шары, полусферы, конусы, которые, видимо, также использовались для счета. В первобытной Европе для этого применялись камешки: к латинскому calculus - «камушек», «счетный камень» восходит слово «калькуляция». Нужды распределения земли и возникшей местами ирригации расширили начатки геометрических знаний. Та же иррига­ция была невозможна без каких-то сведений из области гидродинами­ки. Широкое применение высшими охотниками всевозможных хитроумных ловушек требовало пополнения сведений из области ме­ханики. С началом керамического производства, при котором из глины удаляется связанная с ней вода, было совершено одно из крупных открытий в химической области.Переосмыслялось восприятие пространства и времени. Существу­ет, видимо, правильное мнение, что с переходом от бродячего образа жизни к оседлому динамическое (маршрутное, линейное) осознание пространства преобразовалось в статическое (радиальное). Оседлый земледелец стал представлять се­бе пространственную протяжен­ность в виде концентрических кругов, затухающих к горизонту. Свою печать наложило на это также развитие сегментарной и родоплеменной организации, по­родившее социально-структур­ное представление о пространст­ве. Независимо от реального рас­стояния более «близким» счита­лось то селение, где жили более близкие сородичи или соплемен­ники. Время по-прежнему восп­ринималось экологически, но теперь уже в связи с новыми ви­дами хозяйственной деятельно­сти - скажем, с мотыженьем земли или уборкой урожая, выго­ном или пригоном скота. В то же время, по мнению некоторых ученых, наряду с экологическим представлением о времени боль­шое и даже большее распростра­нение получило представление структурное, определяемое соци­альной средой. Такое время мог­ло исчисляться линейно-степенным родством (родство по отцу - это продолжительность жизни одного поколения, по деду - двух поколений и т. д.) или особенностями возрастной организации (события связываются со сроками инициаций, пребывания в определенных возрастных категориях и т. д.). Но так или иначе восприятие простран­ства и времени оставалось связанным с хозяйственной и общественной практикой. С общественной практикой социализации были связаны и сохранявшиеся представления о мифологическом времени.Сегментация родоплеменных подразделений, дарообменные и во­енные походы вели к дальнейшему накоплению топографических и географических знаний. Появились первые карты - обозначения маршрутов, нанесенные на древесную кару, дерево или кожу. Получила значительное развитие пиктография, с помощью которой теперь подчас делались довольно сложные записи. Такие записи известны у племен Северной Сибири, американских индейцев, во многих обществах Меланезии и Тропической Африки. Подъем производительных сил, рост населения, бурные процессы классообразования - все это способствовало новому быстрому росту начатков полезных знаний, развитию искусства, возникновению новых форм религии. В эволюции духовной культуры произошли качествен­ные сдвиги, нашедшие, в частности, свое выражение в начавшемся разделении умственного и физического труда и в утверждении прин­ципиально новой формы накопления и передачи информации - письменности.Развитие земледелия, в особенности ирри­гационного, потребовало точного определения начала полевых работ, сроков полива и т. п., а тем самым и упорядочения астрономических и календарных знаний. Если меланезийцы не пошли дальше различе­ния звезд и планет, то полинезийцам уже были известны многие отдельные звезды и созвездия. Возможно, что на рубеже классовых обществ началось применение простейших астрономических прибо­ров: по крайней мере древние майя уже пользовались для фиксации точки наблюдения двумя перекрещенными палками. Первые календа­ри обычно были лунными (воспоминание об этом сохранилось в часто одинаковых или сходных названиях Луны и календарного месяца - ср. греч. Mene и men, русск. Месяц и месяц, англ. Moon и Month), т. е. основанными на изменении фаз «непостоянной» Луны, с услож­нением же хозяйственной деятельности начался переход к более точ­ным солнечным календарям. Но лунный месяц состоял приб­лизительно из 29,5 суток, лунный год был на 11 суток короче солнеч­ного, и необходимость согласования лунного и солнечного года сти­мулировала развитие математических знаний.В том же направлении действовали и другие процессы эпохи: так, развитие скотоводства требовало подсчета крупных поголовий скота, знания количества обмена - подсчета мерил стоимости и т. д. В ряде обществ на этой стадии развития (айны , алеуты, полинезийцы и др.) счет уже велся до 10 000 и выше. Необходимость обращения с такими числами и развитие абстрактных представлений привели к появлению числовых разрядов и систем счисления, в основание которых были положены разные, но почти всегда связанные со счетом на пальцах принципы. Например, в распространившейся в Тропической Африке пятеричной системе счисления за единицу второго разряда принято число пальцев руки, в современной десятичной -число пальцев обеих рук, в отмеченной у чукчей или фиксируемой в виде языковых пережитков у французов (по-французски «восемьдесят» звучит как «четырежды двадцать») - число всех пальцев на руках и ногах. С важнейшими процессами эпохи классообразования, по-видимому, связана и начавшаяся дифференциация математических знаний, в частности, развитие начатков геометрии. Без появления геометриче­ских знаний невозможно было строительство ирригационных соору­жений, свайных построек на озерах, защитных укреплений и т. п. Тем более невозможно было без них зарождение частного землевладения с его «землемерием» , давшим название самой геометрической науке.С практическими нуждами эпохи было связано развитие и другихотраслей полезных знаний. Строительство укреплений и мегалитических культовых комплексов, постройка таких усовершенствованных сухопутных и водных транспортных средств, как повозка и парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и меха­ники. С возникновением выплавки рудных металлов зародились ме­талловедение и в какой-то степени химия. Дальние торговые экспедиции и военные походы, сухопутные и морские, послужили накоплению тех же астрономических наблюдений, а также развитию начатков географии и картографии. Среди датируемых бронзовым веком петроглифов долины Валькамоника на севере Италии обнару­жена карта одного их проходивших здесь древних торговых путей из Средиземноморья в Центральную Европу. Полинезийцы во время своих длительных, на расстояния свыше тысячи километров, морских походов пользовались картами из палочек, стеблей, камешков или раковин, изображавших направления течений и ветров, морские пути и острова.Те же практические нужды послужили расширению биологических знаний о культурных растениях, домашних животных и особенно о самих людях. Рост народонаселения, его скученность в оседлых посе­лениях и развитие скотоводства увеличили опасность заразных забо­леваний, эпидемий и эпизоотий. Борясь с ними, первобытная медицина местами, как, например, в восточной Африке или на Север­ном Кавказе, эмпирически пришла к примитивным предохранитель­ным прививкам ослабленной формы болезни. Войны сыграли свою роль в усовершенствовании хирургии, а развитие металлургии обога­тило ее более совершенными, чем каменные, орудиями. Возможно даже, что именно к этому воинственному времени восходят некоторые элементы современной медицинской терминологии: «прострел», «ко­лющая», «режущая», «стреляющая» боль и т. п.Начатки обществоведческих, прежде всего исторических, знаний по-прежнему были тесно связаны с религиозными и мифологическими представлениями о чудесной природе всего сущего. Вот как, например, объясняет в передаче Геродота так называемая первая этногоническая легенда скифов их происхождение, занятия, этнический состав и организацию власти. В скифской земле от Зевса и дочери реки Борисфена родился первый человек по имени Таргитай. «...У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали-де на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламени­лось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допускало их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство. И вот от Липок­сая-де произошли те скифы, которые носят название рода авхатов; от среднего брата Арпоксая -те, которые называются катиарами и трапиями, а от младшего царя -те, что называются паралатами; общее же название всех их сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины» (Герод., N, 5-6). Здесь присутствует и историко-этно­логическая концепция (представление о местном происхождении и характеристика этнического состава скифов), и социально-потестарная доктрина (представление о божественном происхождении власти и о главенстве так называемых царских скифов -паралатов), но все это еще не выделилось из общего религиозно-мифологического миропо­нимания.Важным разделом исторических знаний стала такая их своеобразная отрасль, как генеалогистика - собрание родословий. Генеалогистика и раньше помогала освещению прошлого, представляя собой как бы живую канву, на которую нанизывались исторические события. Но теперь ее значение возросло, так как она давала родоплеменной знати доказательства ее древности и благородства. Развитая генеалогистика засвидетельствована в ряде обществ эпохи классообразования. В Полинезии родословия обычно насчитывали 20 поколений, начиная со времени заселения островов, но здесь имелись и свои рекорды: 92 поколения от предка Ту-те-ранги-марама на о. Раратонга, 159 поколений от мифического предка Неба на Маркизских островах. Кое-где, как, например, в Полинезии, в это время уже возникло формальное обучение в школах, а стало быть, получила развитие педагогика. В ней отчетливо отражалось социальное расслоение: детям из простых семей в школах низшей категории преподавали только хозяйственные знания и навыки; детям знати в школах высшей кате­гории - наряду с этим религию, мифологию, историю. Программа обучения в этих последних школах предусматривала также умение совершать «чудеса», недоступные непосвященным.С зарождением государства и права стали возникать правовые знания. Они также еще переплетались с психологическими установка­ми общинно-родового быта, религиозными представлениями и т. д. Суд руководствовался «доброй славой»сторон, довольствовался риту­альной присягой, придавал большое значение наличию соприсяжни­ков, широко практиковал судебные поединки сторон и ордалии - испытания освященной пищей, ядом, погружением в воду со связан­ными руками и т. п. Некоторые ордалии имели рациональное зерно (страх виновного перед карой свыше, заставлявший его себя обнару­жить или делавший его менее ловким), другие не имели такого зерна совсем. Но наряду со всем этим получали распространение (например, у племен Западной Африки) и вполне рациональные методы следствия и судопроизводства: осмотр места преступления, ознакомление с ве­щественными доказательствами и свидетельскими показаниями. ^ Выделение умственного труда. Развитию духовной культуры в рас­сматриваемую эпоху способствовало вычленение из недифференциро­ванной трудовой деятельности умственного труда. Начало этому было положено выделением организаторско-управленческой, жреческой и полководческой деятельности, занятие которой в процессе усложнения хозяйственной и общественной жизни стало сперва частично, а затем и полностью освобождать от непосредственного участия в производ­стве. Процесс, разделения физического и умственного труда шел все дальше, захватывая новые профессионализирующиеся области духов­ной жизни. Профессиональными интеллигентами становились выдающиеся певцы , сказители, танцоры, постановщики театрализованных мифологических представлений, прославленные мастера в различных областях изобразительного и прикладного искусства, знатоки обычаев и родословий, знахари.Обычно такие люди обслуживали значительные по размерам об­щности людей и получали за свой труд вознаграждение продуктами, вещами и примитивными деньгами. Основной их клиентурой стано­вилась родоплеменная знать, и многие из них оседали при дворах вождей. Например, при дворах верховных вождей зулусов известны имбонги -одновременно шуты, певцы и ораторы, обязанные про­славлять своих хозяев и хулить их врагов, у кельтов Галлии при знатных военачальниках состояли певцы и музыканты, которые своим искус­ством вдохновляли идущих в бой воинов, и т. п. Социальная верхушка для укрепления своего престижа и власти нуждалась в талантливых ху­дожниках, генеалогистах и других профессионалах; поэтому она не только вознаграждала их труд, но и оказывала им покровительство и вообще всячески стимулировала их деятельность. Со своей стороны, такие профессионалы были заинтере­сованы в сотрудничестве с предс­тавителями социальной верхушки, так как те обеспечивали их матери­ально, предоставляли им наиболее широкое поприще для демонстра­ции их талантов, создавали им имя.В результате многие из них жили при вож­дях, военачальниках, жрецах, главах тайных союзов. Были и такие, пре­имущественно странствующие, профессионалы, которые связыва­ли свою деятельность с удовлетворением потребностей простого народа. Но, каковы бы ни были ценностные ориентации этой древнейшей интеллигенции, сам факт выделения профессионального умственного труда, как и другие виды специализации, в огромной степени способствовал развитию и обога­щению духовной культуры. От «дописьменности» к письменности. Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человечества было изобретение сред­ства графического закрепления речевой информации - письменно­сти. Как правило, возникновение настоящей, упорядоченной письменности происходило путем постепенного превращения пиктог­рафической «дописьменности», передававшей лишь общий смысл сообщения, в идеографию, или логографию, в которой строго фик­сированные знаки обозначали отдельные слона или, как в наших ребусах, их знаменательные слоги. Позднее из идеографии возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности, почти полностью лишившиеся первоначального кар­тинного характера. Такой путь проделала древнейшая, так называемая иероглифическая, письменность шумеров, египтян, критян, японцев и многих других народов. Идеография сохранилась только у китайцев.Возникновение упорядоченной письменности со времени Моргана рассматривается как критерий перехода от первобытности к цивилизации. И действительно, это ку­льтурное достижение тесно свя­зано с потребностями форми­рующихся классовых обществ и складывающихся государств в точной фиксации управленче­ской, хозяйственной, статисти­ческой информации, органи­зации официальной и деловой переписки, записи правовых норм и религиозных ритуалов, деяний правителей и других ис­торических событий. В то же время только в условиях если неклассового, то предклассового общества мог возникнуть при­частный к письменности круг людей. В отличие от общедо­ступной примитивной пиктографии крайне сложная идеогра­фия (так, шумерское письмо предполагало знание приблизи­тельно 1000 знаков) требовала длительного специального обучения и была недоступна широким слоям населения. Более того, хранители (и, вероятно, как правило, создатели) идеографии - жрецы на первых порах держали ее в строгой тайне и окружали ореолом сверхъестест­венности. Во многих раннеклассовых обществах письменность была привилегией жрецов, из числа которых выходили специалисты-писцы, а также знати. Однако и в руках избранных она стала отныне мощным средством накопления и передачи знаний, новым чрезвычайно эффек­тивным орудием развития культуры.Первые идеографические системы возникли в III тысячелетии до н. э. в Шумере и Египте. Они обнаруживают некоторое сходство между собой и с другими идеографическими системами Старого Света, в особенности с протоиндийской и с крито-минойской. Это дает иссле­дователям-диффузионистам известные основания считать, что перво­начально идеография возникла в одном месте, скорее всего в Шумере, и отсюда распространилась в другие очаги цивилизации. Однако сторонники теории конвергентного возникновения письменности с еще большими основаниями объясняют это сходство идентичностью изображенных на идеограммах реальных объектов внешнего мира, например, людей, частей человеческого тела, животных.

lektsia.info


Смотрите также