Социогенез в первобытном обществе. Вопрос 3. Периодизация истории первобытного общества. Основные этапы антропогенеза и социогенеза в первобытном обществе.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение человеческого общества. Начало социогенеза. Социогенез в первобытном обществе


- Социогенез (происхождение человеческого общества)

  ЛЕКЦИЯ 9     Социогенез – это процесс становления человека в тесной связи с развитием человеческого общества. Основным биологическим механизмом формирования гоминид на ранних этапах антропогенеза был естественный отбор, однако направление его действию придавал общественный труд. В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались именно те наследственные изменения, которые вели к его социализации и наиболее благоприятствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности, развитию общества. Но и общество, со своей стороны, возникло в силу необходимости, под влиянием преимуществ, которые давал общественный труд. Таким образом, в процессе антропо- и социогенеза биологическое и социальное выступало в диалектическом единстве. Сообщества животных являлись формой коллективного приспособления к борьбе за существование. С появлением человека возникает общество как высшая ступень развития живых систем. Основной адаптацией в линии гоминид стало создание общественных отношений, культуры и передача их из поколения в поколение с помощью устной и письменной речи - негенетическая память. Момент формирования речи точно не установлен. На сегодняшний день считается, что формирование речи проходило от австралопитековых до Homo sapiens. Особого внимания заслуживает тот факт, что в генах заложены лишь потенциальные возможности    развития биологических основ сознания, мышления, языка, для реализации же наследственной программы необходима определенная социальная среда. В ходе социализации человека одновременно происходило и постепенное «снятие», самоустранение формообразующей роли естественного отбора. Самого высокого развития форма общественной организации достигла в процессе историко-эволюционного становления человечества, так как у человека впервые появилась целенаправленная разумная деятельность. В обществе человек является составляющим элементом таких социальных категорий как коллектив, группа, класс, нация, государство. В человеческом обществе основной силой выступали производственные потребности    коллектива. Человек занимался изготовлением орудий труда, что дало ему возможность выживания. Становлению человеческого общества также способствовало повышение интенсивности    внутригрупповых социальных связей, терпимости    к членам своего сообщества, развитие механизмов торможения агрессии, все более сложных форм кооперации и альтруизма. Самые ранние группы гоминид жили бродячими группами, разбросанными по обширной территории. Это были малые изолированные популяции с относительно небольшой продолжительностью жизни одного поколения. Австралопитеки жили группами в несколько особей и постоянно кочевали по просторам Африки в поисках пропитания. В качестве орудий труда они использовали кости, рога и зубы животных. Структура зубов соответствует адаптации к всеядности, с большим удельным весом мясной пищи. Последнее обстоятельство заставляет думать, что наличие грацильных и массивных форм обусловлено мутационными изменениями, позволяющими двум разным эволюционным ветвям конкурировать в борьбе за существование. Австралопитеки обладали некоторой степенью полового диморфизма и, возможно, у них было разделение труда на начальной стадии. Стадный образ жизни австралопитеков привел к формированию понятийного языка с помощью символов и жестов. Древнейшее развитие социальной организации наблюдается у олдувайских хабилисов – человека умелого. В Олдувае уже найдены прототипы древнейших жилищ. Хабилисы были не только собирателями, но и охотниками. Они уже умели делать простейшие заслоны от ветра из веток, придавленных к земле камнями.

Питекантропы изготавливали хорошо выделанные каменные орудия, научились добывать огонь. Наряду с добыванием растительной пищи большую роль играла охота. Получали огонь при лесных пожарищах или извержении вулкана, а затем поддерживали его из года в год. Развивалось мышление и трудовая деятельность. Питекантропы начали охотиться на крупных опасных животных, что требовало координации коллектива и усложнения общения. Они умели строить примитивные жилища, а также осваивали пещеры и скальные гроты. Неандертальцы жили в пещерах, шили одежду из шкур, охотились на крупных животных. Они изготавливали примитивные орудия труда: остроконечник, скребло, обрабатывали кости    и использовали охру в ритуальных целях. Все это свидетельствует о наличии у неандертальцев более сложной культуры поведения и структуры первобытного общества. Важные изменения происходили в психике древних людей. Зарождалась символическая деятельность. Важнейшим свидетельством высокого уровня психики неандертальцев являются первые захоронения умерших. Вероятно, у них уже появились первые представления о загробном мире. Неандертальцы были каннибалами, но наряду с этим заботились о больных. Они умели не только поддерживать, но и добывать огонь. У неандертальцев происходит усложнение речи, которая способствовала лучшему взаимопониманию в коллективе. Однако речевой аппарат неандертальцев не был приспособлен для всей гаммы речевых звуков. Коллективные действия уже в первобытном стаде древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование победили те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, достигали меньшей смертности    детей и взрослых, лучше преодолевали тяжелые условия существования. Кроманьонцы для изготовления орудий труда широко использовали кость, рог. Разнообразие типов орудий из камня и кости    (резцы, скребки, сверла, наконечники для дротиков, гарпуны, иглы) говорит о сложной трудовой деятельности, в результате которой зависимость от природы становилась все меньше и меньше. Они сшивали шкуры и изготавливали из них одежду и жилье. Кроманьонцами было освоено изготовление керамики, ткачество, изобретена лодка и было положено начало судоходству. У кроманьонцев впервые возникло искусство: наскальная живопись, изготовление каменных и костяных скульптур. Искусство имело магическое значение. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту. Важнейшим изобретением кроманьонцев были лук и стрелы, что привело к возможности    не загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелких животных. Были сделаны первые шаги в направлении скотоводства. Была приручена собака, свинья, козы и овцы. Родоплеменной строй у кроманьонцев достиг более высокой стадии развития – создаются крупные объединения родов – племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи. Поселения кроманьонцев представляют собой охотничьи стоянки, на которых строились жилища, шла жизнь общества, исполнялись ритуалы, хоронили умерших. Ритуальная практика достигла своего расцвета. В могилу с усопшим кроманьонцы клали орудия, копья, каменные ножи, многочисленные украшения. При этом погребение засыпалось красной охрой, сверху покрывалось костями мамонтов. При обсуждении проблемы происхождения человеческого общества наибольшую ценность, по-видимому, представляют фактические данные, касающиеся поведения современных приматов в сообществе, организации общественных отношений ныне живущих примитивных сообществ охотников и собирателей, а также палеонтологические данные о жизни австралопитеков и древнейших людей. Изучая поведение различных видов приматов, можно получить представление о различных формах организации сообщества в разных экологических условиях, сравнимых с условиями жизни наших далеких предков. Анализ структуры сообществ (сопоставимых) приматов, вероятно, имеет большую ценность для воссоздания моделей организации сообществ догоминоидных, гоминоидных форм приматов, чем изучение современных примитивных сообществ охотников и собирателей, так как на их примере можно выделить внутригрупповые отношения, основанные на системе сигналов и процессах обучения, не связанных с использованием речи. Кроме того, сведения об ископаемых остатках предковых форм и экологических условий, в которых они существовали, очень скудны, что не позволяет воссоздать картину общественного уклада догоминоидных форм или ранних гоминид только на их основе. Поэтому важно рассмотреть основные данные, касающиеся организации сообществ у некоторых видов приматов, сообществ охотников и собирателей и данные об ископаемых остатках ранних гоминид. Основной ячейкой любого сообщества является семья. Современный Homo sapiens склонен к моногамии, но предположительно возник от полигинного предка. Полигиния - это тип полигамии, при котором один самец спаривается с несколькими самками. Полигиния в природе встречается чаще, чем полиандрия - тип полигамии, при котором одна самка спаривается с несколькими самцами. Полигиния имеет место в тех случаях, когда самка получает преимущество, присоединяясь к брачной паре или гарему. Таким преимуществом быть может надежная защита от хищников, которую может обеспечить группа по сравнению с парой либо помощь в выращивании потомства. Одним из селективных факторов, благоприятствующих образованию гаремов, быть может пища. В гареме самки не должны делиться пищей с самцами, которые не допускаются к спариванию. В таких случаях самки помогают вожаку гарема защищать территорию. Однако полигиния возможна только при условии, что самке не требуется постоянного участия самца во всех ее заботах о потомстве. Когда для выращивания потомков необходима энергия обоих родителей отбор будет благоприятствовать развитию моногамного поведения. Эволюция моногамии была, вероятно, почти неизбежным следствием в процессе эволюции человека, так как человеческий детеныш достигает зрелости    гораздо медленнее, чем любое другое животное и поскольку оба родителя заинтересованы довести    своего потомка до половой зрелости, мужчине также выгодна моногамия, так как мужчина не меньше женщины заинтересован в том, чтобы его потомок достиг зрелости, за исключением тех случаев, когда он в состоянии обеспечить детей, рожденных от нескольких женщин. Возникновению у первобытных людей моногамии способствовал, вероятно, еще один фактор, свойственный только человеку: обладание собственностью, что имело огромное значение для его успешной эволюции. Возможность оставить в наследство родным детям жилище, одежду, орудия производства давало очень существенные преимущества. Возможно, что до того как люди стали владеть каким-то имуществом, отбор благоприятствовал полигинии для мужчин и моногамии для женщин, то есть их эволюция в системе брачных отношений протекала в противоположных направлениях. Женщина всегда совершенно уверенно может назвать своих детей, но мужчина может в этом смысле полагаться только на ее слово. Проблема мужчины состоит в том, что женщина, если она неверна мужу, ставит под сомнение его отцовство, так что он не знает, какие дети действительно его и кому он оставляет свои «топоры». Для первобытной женщины не имело значения, будет ли мужчина сожительствовать с другими женщинами, если только при этом ему не наносили увечий их ревнивые мужья или если он не начинал пренебрегать своими обязанностями мужа и отца. Отсюда и возникли разные нормы поведения для мужчины и женщины. Эта гипотеза, крайне спекулятивна, однако, по мнению П. Кемпа и К. Армса, данная гипотеза происхождения моногамии у человека позволяет объяснить, почему в обществах, осуждающих супружескую неверность, измена жены считается более тяжким преступлением, чем измена мужа. Если мужчина невозможно уверен в том, что дети его жены - действительно его дети, то, помогая жене воспитывать ее детей, он, с эволюционной точки зрения попусту теряет время.   Вопросы для подготовки к лекции.

  Этапы формирования негенетической преемственности. Формы негенетической преемственности.

Искусство. Мифы. Табу. Религия. Законодательство и законотворчество.    

referat7.ru

Ранние этапы социогенеза.

Становление человека – антропогенез, - происходило в тесной связи с развитием общества – социогенезом. Основным биологическим механизмом формирования гоминид на ранних этапах антропогенеза был естественный отбор. Но направление его действию придавал общественный труд. В ходе эволюции в первую очередь закреплялись и усиливались именно те наследственные изменения биологической организации человека, которые вели к его социализации и наиболее благоприятствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности и развитию общества. Но и общество со своей стороны возникло в силу необходимости, под влиянием преимуществ, которые давал общественный труд. Таким образом, в процессе историко-эволюционного развития человека – антропосоциогенеза – биологическое и социальное выступали в диалектическом единстве.

Сообщества как системы организации и биологической адаптации живых существ широко известны среди самых различных групп животных, начиная с губок, кишечнополостных, насекомых и кончая приматами. Особи многих видов образуют упорядоченные сообщества с достаточно сложной структурой. В таких биологических системах действие каждой особи, направленные на удовлетворение собственных биологических потребностей, одновременно являются полезными или даже необходимыми для всего объединения. По уровню организации сообщества стоят значительно выше отдельной особи. Характерные признаки сообщества животных: сложные системы коммуникаций, разделение функций, стремление держаться вместе, постоянство состава.

Сообщества животныхявляются формой коллективного приспособления к борьбе за существования. С появлением человека возникает общество как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, высшая ступень развития живых систем. В человеческом обществе уже на заре его зарождения основной силой выступали производственные потребности коллектива. Переход человека к изготовлению орудий труда дал ему большую приспособленность для выживания, освободив от борьбы за существование.

Реконструкция ранних этапов социогенеза является значительно более сложной задачей, чем воссоздание картины физической эволюции человека, поскольку здесь фактически отсутствуют прямые данные. Обычно при этом используется сугубо косвенная информация, заимствованная из исторических и естественных наук.

За прошедшее столетие появилось много новых фактов из области первобытной археологии, фундаментальные исследования по поведению приматов, содержащие интересные сведения об образе жизни и организации сообществ современных обезьян. Общественный, стадный образ жизни обезьян, проявляющийся в разнообразных и сложных формах, являлся одной из важнейших биологических предпосылок очеловечения приматов.

Сейчас существует несколько гипотез реконструкции ранних этапов социогенеза и соответствующих им моделей сообществ у обезьяньих предков человека. Наиболее распространены «модель стада павианов» и «модель лесостепных шимпанзе». В обоих случаях избираются сообщества животных, экологически наиболее близких к предполагаемым обезьяньим предкам человека – австралопитекам.

Наземные павианы представляют вариант жестко построенного иерархического общества, где каждая особь кому-либо подчинена и кого-либо подчиняет. Иерархия построена по принципу физической силы и жизненного опыта. Все дозволено лишь самым маленьким детенышам, а также вожакам стада. При переселениях стадо павианов представляет собой образец построения группы на марше. В центре стада движутся самки с детенышами, возглавляет шествие вожак, а по сторонам охраняют самцы. Жесткая иерархическая система держится на самцах-вожаках. Интересно, что почти все нововведения и инициативы рождаются в «низах общества» - среди павианов самого низшего ранга, чаще среди самок, которые не так заняты поддержанием своего социального статуса.

Иногда павианов предлагают в качестве модели первобытного человеческого стада. Однако закрепленность и регламентированность взаимоотношений среди членов такого «общества» не дает возможности развития. Поэтому маловероятно, что отношения среди древнейших людей были похожи на отношения павианов.

Лесостепные шимпанзе представляются более подходящей моделью ввиду филогенетической близости к человеку. Кроме того, у шимпанзе вожак доминирует менее жестоко, чем у павианов. Выраженное систематическое доминирование, вероятно, затрудняло бы совместные действия предков человека, например на охоте. Cостав самой группы шимпанзе непостоянен. Отдельные особи могут достаточно свободно переходить из стада в стадо. Внутри группы есть также иерархия, однако она далеко не столь жесткая, как у павианов. Каждая особь может завоевать авторитет сородичей не только путем применения силы, но также благодаря сообразительности. Так, известен случай, когда самец шимпанзе, стоявший на низшей ступени социальной лестницы, добился места вожака, догадавшись напугать соплеменников громыханием пустых канистр из-под бензина, украденных у исследователей.

Внутристадные отношения у обезьяночень разнообразны и не сводятся только к половой функции. Обезьяны в полном смысле этого слова «общественные животные», у них очень сильно выражено тяготение к себе подобным. Изоляцию они переносят крайне тяжело, нередко она приводит к развитию разнообразных заболеваний, в том числе неврозов и сердечнососудистых болезней вплоть до инфарктов. Отношения в стаде многолики: помимо «гаремов», включающих обычно самца и нескольких самок, это и объединения молодых самцов, и материнские (без самца) или материнско-отцовские семьи.

Известно немало примеров взаимопомощи и защиты в стадах обезьян, причем не только в классическом тандеме «мать-детеныш», но и просто по отношению к слабым членам стада.

Шимпанзе во многих деталях поведения похожи на человека. И чем дольше изучают их этологи, тем больше выявляется это сходство. Шимпанзе иногда кооперируются для охоты на мелких животных. Они используют палочки для выуживания муравьев и термитов из пней. Другие шимпанзе раскалывают орехи камнями. Третьи изготовляют из широких листьев "кружки" для воды. Существуют особые традиции использования подобных орудий, свойственные отдельным популяциям обезьян. Традиции существуют и в области общения. Например, отличаются способы приветствия. Есть даже группы шимпанзе, в которых принято рукопожатие. Пристальный взгляд и оскал у обезьян, как и у человека, означают угрозу, а ласковое прикосновение и поглаживание - дружелюбие.

Основу перехода обезьяньих предков человека к постоянному использованию естественных предметов для «потребительских целей» и далее – к изготовлению орудий составили ориентировочно-исследовательская деятельность обезьян, их способность манипулировать различными, часто непищевыми объектами, активное исследование всей окружающей обстановки и природной среды.

Что же такое предметная деятельность обезьян? Это способность использовать природные или предложенные экспериментатором предметы в качестве «орудий» – посредников для решения разного рода задач.

Впрочем, нельзя и переоценивать способности обезьян. Так, настоящей орудийной деятельности у них не существует, поскольку у них преобладает деструктивное поведение, а конструктивное находится лишь в зачаточном состоянии. Предметная деятельность обезьян – это только биологическая основа, предпосылка для развития трудовой деятельности.

Таким образом, современные шимпанзе могут служить лишь общей моделью наиболее ранних ступеней эволюции предков человека. Этот уровень примерно соответствует выходу предков человека из тропических лесов в саванны и возникновению прямохождения.

Основным типом объединения древнейших гоминид, как и современных антропоморфных обезьян, было первобытное стадо с хорошо организованной помощью и взаимопомощью, доступностью добычи для всех его членов, обучением детенышей, передачей навыков и опыта. Т.е. первобытное стадо древнейших людей уже не было чисто биологическим явлением. Такой тип объединения называется филэргон(от греческого «эргон» – работа).

Самые ранние из известных ныне гоминид – афарские австралопитеки– жили бродячими группами, разбросанными по обширной территории. Баз и лагерей у них не было. Это были малые изолированные популяции с относительно небольшой длительностью жизни одного поколения (17-22 года). Темпы прироста населения в эти эпохи составляли 10-20 % за 1000 лет.

У них существовали различные приемы разбивания камней и выбор пригодных обломков. Этап перехода к изготовлению самых примитивных орудий привел к появлению «кварцевой» культуры.

Дальнейшее развитие социальной организации наблюдается у олдувайских хабилисов. В Олдувае уже найдены прототипы древнейших жилищ. Это скопление костей и каменных орудий, возможно представляющих охотничьи стоянки. Олдувайские гоминиды были не только собирателями, использовавшими также мясо жертв крупных хищников, но временами и настоящими охотниками. А появление охоты сыграло большую роль в социогенезе человека, т.к. последняя была средством кооперации, коммуникации и фактором дальнейшего развития социальной организации гоминид.

У олдувайских хабилисов уже существовало разделение труда между мужскими и женскими индивидами с преобладанием охоты и изготовления орудий у первых и собирательства у вторых. Важную роль в социализации гоминид сыграла активная транспортировка охотничьей добычи к домам-базам. Сообщества, члены которых делились со своими сородичами, получали определенное селективное преимущество. Существенное значение имел и индивидуальный, межгрупповой, а, возможно, и групповой межвидовой отбор на «умелость» и интеллект как адаптивно полезные признаки.

Появление таких социальных явлений как пролонгированность детства, совместные усилия в производственной деятельности, забота о старших членах сообщества как источнике опыта уменьшали роль борьбы за существование.

В ходе антропосоциогенеза физическая организация гоминид должна была совершенствоваться под влиянием социализации. Связь морфотипа и культуры отчетливо проявляется при сопоставлении типологии орудий со структурными и функциональными особенностями системы «мозг-рука». Трансформации формы и размера орудий приводили к изменениям рабочей позиции руки, способа захвата, положения пальцев, силового напряжения и т.д. Так пропорции и особенности суставов кисти афарского австралопитека говорят о том, что он использовал в качестве орудий необработанные камни. Черты строения кисти хабилиса свидетельствуют уже об усилении контроля за камнем. У неандертальца основная нагрузка при изготовлении орудий падала на ладонь и ногтевые фаланги, что привело к усилению радиализации кисти. У них также появилась прижизненная функциональная гипертрофия руки.

Прослеживается связь и между функцией руки и развитием определенных зон мозга. У австралопитеков по сравнению с обезьянами было уже более высокое развитие зоны мозга, связанной со стереоскопией, стереогнозией, зрительным и слуховым восприятием различных сигналов. У палеоантропов выделяются два эпицентра в нижней теменной дольке, соответствующие надкраевой и угловой извилинам; наибольшего развития они достигают у неоантропов. Для последних вообще характерно развитие участков коры мозга, ответственных за специфическую человеческую деятельность.

Возникшая в ходе общественного трудового процесса потребность в общении обусловила развитие звукового языка и мышления. Первоначально слово возникло у гоминид как средство коммуникации в совместной трудовой деятельности и лишь впоследствии приобрело и функцию субстрата обобщения.

Время возникновения членораздельной речи, пути и факторы ее формирования, являются предметом дискуссии. Одни исследователи считают, что речьразвивалась постепенно и в своей примитивной форме существовала у эректуса. Однако существует точка зрения, по которой даже палеоантропы еще не имели вполне адекватного фонетического аппарата и не были способны к отчетливой артикуляции отдельных гласных звуков.

На рубеже между средним и верхним палеолитом первобытное стадо сменилось родовым строем. Это привело к появлению множества самобытных археологических культур. Характерными чертами этого периода было:

1) значительное разнообразие планировки и конструкции жилищ и даже целых поселков и мастерских, население которых могло образовывать производственную организацию – род или общину;

2) огромное разнообразие специализированных орудий разного назначения, сделанных из различных материалов, использование рукоятки, значительно повысившей энергетический эффект;

3) появление нескольких видов первобытного искусства: орнамент, многоцветная пещерная живопись, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.

Переход к родовому строю способствовал ускорению процесса сапиентации, т.к. связан с введением экзогамии. Экзогамия– запрет половых отношений между членами одного сообщества и разрешение их между разными сообществами (племенами) или разными частями одного большого сообщества – родами. Тем самым предотвращались неблагоприятные генетические последствия близкородственных браков, возникало сходное с гетерозисом повышение жизненности потомства.

В процессе социализации человека происходило постепенное самоустранение формообразующей функции естественного отбора. Как принцип эволюции человека он прекратил свое действие около 40 000 лет назад, когда сформировалась генетическая программа вида Homo sapiens, которая не претерпевала с тех пор существенных изменений. Огромное значение приобрело “социальное наследование” путем воспитания и формирования личности. “Парадокс человека” заключается в сравнительной ничтожности морфологических изменений по отношению к величайшему скачку в психической сфере.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Вопрос 3. Периодизация истории первобытного общества. Основные этапы антропогенеза и социогенеза в первобытном обществе.

Антропогенез:

1. Австралопитеки – 5-6 млн. лет назад. Два рода австралопитеков: парантропы и собственно австралопитеки, наши предки.

Австралопитеки отличались от человекообразных обезьян, жили в группах. Объем головного мозга - 530 см3. От Эфиопии до ЮАР обитали. Всеядные – продукты собирательства, животные белки. Говорят, что они были падальщиками (ели оставшиеся остатки от пищи других животных). В группе австралопитеков - 20-25 человек. Предпосылки трудовой деятельности. Использовали кости, зубы животных, природные камни.

2. Архантропы – 1,8-1, 7 млн. лет назад

-homoerectus

- питекантропы

-синантропы

Архантропы – древнейшие люди. Первые люди (erectus): объем мозга – 900-1500 см3. Положили начало многим явлениям, характерным для современного человека. Идея орудий труда. Покинули Африку и заселили Старый Свет. Одежда. Освоили огонь. Освоили жилища. Были охотниками и собирателями.

3. Палеоантропы – 250 тыс. лет назад

- homosapiens

- неандерталец

-архаиус

-Даниловскийhomosapiens

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки (1400—1740 см³) они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные.Неандертальцы обладали речью, религией, у них прослеживаются зачатки изобразительного искусства. Известны погребения неандертальцев, ели людей, трупы родственников (хотели вкусить качества).

4. Неоантропы – 40 тыс. лет назад (4% генов). Отличались от неандертальцев: форма головного мозга – лобные доли развиты, лоб крутой, есть подбородочный выступ, форма гортани способствовала артикуляции звуков. У неандертальцев – физическая мощь, больше масса, ноги короче. Современные люди формируются за счет развития культуры. Освоили Австралию, Америку (25 тысяч лет назад перешли через пролив). Перешли от охоты и собирательства к земледелию и животноводству.

Отдельно выделяют homohabilis! (примерно между австралопитеками и архантропами)

Проблема: не было преемственности( у неоантропов всего 4% генов от палеоантропов).

Нет общих критериев, как отделить питеков от человека.

До находки в южных областях австралопитеков критериями были:

1. Развитый головной мозг

2. Прямохождение

3. Развитая рука, которая может выполнять различные манипуляции.

Питеки, найденные на юге Африке, были удивительны по своим качествам. Австралопитековые обезьяны были прямоходящими существами, обладали развитой рукой, которой могли захватывать камни, палки, питались мясом обладали хорошо развитым головным мозгом.

 

Триада соблюдена, но это обезьяна!!!

 

Труд передача технология – единый поступательный процесс.

История первобытного общества, начиная с homoerectus, является связным, поступательным процессом в развитии человечества. На это указывают орудия труда.

2) Трудовая деятельность. Не была доказана. Орудия были найдены недалеко от места охоты (чопоры – следы орудийной деятельности)

У homohabilisбыла инстинктивная или осознанная деятельность?

Homohabilis – подвид австралопитека, осуществлял орудийную деятельность. Обитало не на стоянке, а на местах убийства животного. Пищевой инстинкт. Деятельность инстинктивная: искали камни, использовали их и выкидывали.

Homoerectus – первым создал орудия труда, названные ручными рубилами. Развитие ручного рубила шло по пути изящества и появления новых маленьких вспомогательных инструментов из камня, кости, дерева.

2)Социогенез.

 
 

праобщина ранняя родовая община поздняя родовая община соседская община

2млн.л.н. до появления лука и стрел с мезолита семья

40 тыс.лет назад

Праобщина – первая форма организации человеческого общества. Время - с 2млн. лет назад до 40 тыс. лет назад.

яяВсе члены общины участвовали в трудовой деятельности. Формы труда: 1) ежедневное добывание средств существования; 2) детопроизводственные отношения.

Первый конфликт (конфликты связаны с претензией на брачные отношения):

1) Существовал зоологический индивидуализм, унаследованный от предков. В праобщине была экзогамия (брачные отношения только внутри рода). Характерен был промискуитет, когда труд совместный, есть пары, но они неустойчивые.

Чтобы решить проблему фатальности, существовала лобильность (текучесть), не было жесткой привязанности к членству и родству (был постоянный обмен, пока не осели неандертальцы классические).

Зоологический индивидуализм – стремление к гаремной семье. Это была первая морально-этическая норма.

Человеку необходимо было коллективно охотиться (ведь он потерял то, что имел раньше: клыки, сноровку, быстрый бег), а мясо было необходимо, чтобы не допустить деградации. (пример молодых парантропов в пещере, питавшихся только растительной пищей. Они были убиты саблезубыми тиграми, не могли себя прокормить). Люди перешли к коллективной жизни, а с приходом ледников коллективность усилилась.

2) Но роду мешали половые отношения. Появились производственные табу. Для коллективной охоты вводят табу на 3-4 недели:

1. За это время конфликты примиряются

2. Мужчины должны жить охотой

Это способствует удачной охоте.

Вторые табу распространялись на конфликты. Чтобы решить проблему:

1) Устраивались оргаистические праздники

2) Табу не распространялись на нечленовпраобщины – пленников. Мораль была только в рамках коллектива.

Привело к тому, что отношения вышли за пределы рода, потом это практиковалось все чаще. Как следствие, получил развитие процесс мутации.

Появляется дуально-родовая организация, абсолютно жест кая.

Произошел переход к родовой общине.

 

stydopedia.ru

Социогенез и историческая периодизация

0 Древнейшие культуры Казахстана

Праобщина.Очень трудно восстановить историю формирования физического облика человека, хотя в распоряжении науки имеется большое количество ископаемых останков. Нелегко также воссоздать процесс эволюции индустрии, несмотря на то, что археологических находок вполне достаточно. Но самым сложным в изучении доистории человека является реконструкция социогенеза, то есть развития человеческого общества, так как этот процесс не оставил нам вещественных доказательств. Поэтому более или менее детальная его реконструкция неизбежно будет в определенной степени гипотетичной.

Доистория человека есть период становления и развития эгалитарного общества, характеризующегося присваивающим хозяйством и уравнительным распределением. Общество этого периода социально однородно. Существует только половозрастная дифференциация. На заключительных этапах доисторической эпохи в недрах эгалитарного рождается стратифицированное общество, основанное на производящем хозяйстве и наличии социальных групп с неравным статусом. Дальнейшая эволюция стратифицированного общества ведет к возникновению государства.

Однако человеческое общество не появилось сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян – эпоха праобщества. Основной формой организации в этот период была праобщина, называемая также часто “первобытным человеческим стадом”.Праобщина возникла с появлением человеческой трибы (австралопитеков и человека прямоходящего) и представляла собой небольшую группу, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин, взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины – другую.

Родовая община.С появлением человека разумного чисто животные инстинкты и принципы образования сообществ вытесняются новыми. Так, неандертальцы уже заботились о своих больных соплеменниках и хоронили умерших. Праобщина начинает превращаться в эгалитарное общество – родовую общину.

Родовая община появляется с возникновением современного человека. Важнейшая отличительная черта родовой общины -экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины. Таким образом, мы видим появление новых, небиологических регуляторов отношений между людьми. Естественно возникшей основой для объединения было кровное родство между индивидами, а отношение родства устанавливалось между потомками одной матери (так как отцовство установить было трудно). Поэтому первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община-материнский род.

Экзогамия вела к установлению прочных связей между соседними родами и образованию коллективов более высокого ранга – зародыша племени. Совместная охота, распределение добычи укрепляли и сплачивали человеческие коллективы. Единственным делением внутри рода продолжало оставаться половозрастное разделение. Однако теперь переход во “взрослую” группу сопровождался особыми ритуалами-инициациями.

С появлением экзогамности появляются брак и семья, особые общественные институты, регулирующие отношения между полами и отношения их к потомству. Первой формой брака был дуально-родовой групповой брак, когда мужчины одного рода с самого рождения являются мужьями женщин другого рода и наоборот. В ходе длительного процесса ограничения круга брачующихся постепенно сложился парный брак. Первоначально два рода связывали только брачные отношения, однако со временем контакт порождал и регулярное экономическое сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимовлияние. Складываются группы родов – племена. Приблизительно с эпохи мезолита археологи выделяют локальные культуры, составленные такими группами.

Власть внутри рода принадлежала собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины – наиболее умудренные опытом члены рода, следившие за производственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Особого разряда людей для управления еще не существовало.

Разложение родовой общины.Переход от присваивающих форм хозяйства (собирательства и охоты), к производящим, т.е. земледелию и скотоводству повлек за собой появление регулярного избыточного продукта, это породило новый вид экономических отношений – престижную экономику. Она заключалась в том, что избыточный продукт в виде дара передавался соседней общине, что носило престижный характер. В свою очередь, соседи должны были дарить свои излишки первой общине. Таким образом, устанавливалась система дарообмена. Постепенно, вследствие специализации престижный дарообмен превращался в экономический обмен необходимыми продуктами.

Появление избыточного продукта породило возможность появления института рабства. Первоначально рабами становились представители враждебного племени, считаясь собственностью рода.

Возможность отчуждения избыточного продукта и учащение военных столкновений ведет к усилению роли родовой верхушки, которая постепенно превращается в особый институт вождей, основной функцией которых было управление, регулировавшее отношения внутри рода. Так, эгалитарное общество в эпоху неолита начинает превращаться в стратифицированное.

В обществах, занимающихся плужным земледелием и скотоводством роль мужчин в хозяйственной деятельности возросла, что отразилось и на социальной структуре. Материнский род стал заменяться отцовским, счет родства велся по отцу. Непрочный парный брак начал вытесняться патриархальной семьей.

Таким образом, мы рассмотрели процесс развития человеческого общества доисторического периода, отличительной чертой которого было господство социально однородного эгалитарного общества.

Похожие статьи

Золотой человек кургана Иссык

www.elimai.kz

Cоциогенез

Способность к адаптации в силу изменившихся условий не только с опорой на основу биологических изменений, поднимает человека над другими существами, населяющими планету. Для Homo sapiens борьба за существование неразрывна с развитием самой личности, сознания и отношений с себе подобными. Важнейшей вехой эволюционного развития человека является социогенез, представляющий собой формирование общества, зависящее от особенностей социализации в условиях разных культур, регионов, эпох и общественно-экономических формаций.

Приспособление к природной среде, невозможное без накопления индивидуального и социального опыта, стало причиной появления первого в истории первобытно-родового общества. Двойственность форм мышления человека развилась под влиянием двух тенденций противоположного значения:

  • дифференциации общества, ведущей к обособлению личности;
  • контрдифференциации, обеспечивающей широту развёртывания социальных связей.

Значение труда в социогенезе

Научиться выживать под прессом природы, удаётся только в результате развития производительных сил и совершенствования орудий труда. Именно по их уровню можно делать выводы насчёт общественных отношений и процессов труда, служащих изменению всего общества в тот или иной период. Целесообразность использования орудий труда, решающих проблемы общества, с его культурой, региональными особенностями, общественной формой и взаимодействием людей, является основой образования трудовой деятельности.

Ядром единства производительных сил и важнейшей составляющей общественного устройства, являются средства труда и производственные отношения. Именно из этого единства и выстраивается конструкция способа производства, влияющая на сознание и особенности отношений. Понять особенности формирования человека и общества помогает теория социогенеза, исследующая социальную эволюцию с момента старта – появления человека разумного.

Основные факторы развития социума

С позиции социогенеза, эффективность общественной формации неразрывно связана с военными, национальными, религиозными, научно-техническими, экономическими и прочими факторами, имеющими определяющий вес у разных народов в разные времена. Влияние внешней среды на социум и возможность выбора вектора развития, может проявиться одним из трёх направлений: падение потенциала; постоянство и равномерность развития; стремительный рост.

Самым оптимальным способом социогенеза являются метаморфозы, как природы, так и самого человека. В этом плане положение похоже на неразрывную цепь: преображение мира вокруг человека органично вытекает из совершенствования общества, а преображение социума, неизбежно вызывает изменения окружающей природы. Отсюда вывод: делая шаг в сторону изменения себя самого, человек совершенствует сознание, а потом – интеллект.

Основой, на которой держатся способы социогенеза, является территория, где люди работают, отдыхают и живут своей жизнью. Обычно, даже животные стерегут место своего обитания и не допускают туда врагов. Чаще всего, первобытные племена сообща владели площадью в 200-250 кв. км. В отношения к средствам производства, главная роль отводится не индивиду, а члену общины, где господствует общественный характер справедливого распределения, обмена и потребления добытых ценностей.

Обуздание инстинктов

Выход из животного мира, вынуждает человека признать господство общественных отношений. К примеру: неупорядоченные сексуальные отношения уступили место дуально-родовой организации. Правда, время брака между индивидами пришло не сразу. Брачные отношения в этом случае послужили ограничению связей внутри конкретной группы (дуально-родовой брак). Но уже этот шаг был прогрессивным в плане обуздания, разумного регулирования и социального контроля над биологическими путами – половым инстинктом.

Правила поведения регулировались «табу», действовавшими для всех членов общины. К примеру: для улучшения генофонда, действовало ограничение на связь между близкими родственниками. Со временем, запреты преображались в более сложные формы и становились законами. Притом, пытливый ум человека заставлял интересоваться своими предками, историей происхождения, что выделяло Homo sapiens из ряда животных и укрепляло связь между поколениями. Осознание родства служило заботе о раненых, стариках, детях, друг о друге, способствовало справедливому разделу добычи. Люди не только передавали знания и опыт потомкам, но и жертвовали собой в моменты опасности.

Решающим периодом формирования общества и господства общественных отношений, является эпоха появления неоантропа, совпавшая со становлением человека, как личности и члена социума. Неоценимый вклад в эволюцию общественных отношений внесло объединение звуков в речевые конструкции, способствовавшие передаче накопленной информации.

От биологической составляющей - к социуму

Пронести по поколениям разум, помещённый в оболочку человеческого тела, удавалось не иначе, как посредством биологических усовершенствований, сопровождавших переход от архантропа – к палеоантропу, от палеоантропа – неоантропу. Но с завершением биологических изменений, развитие человека, дошедшего до фазы неоантропов, лишь ускорилось.

В начале эволюции потребовалось более 1 млн. лет, чтобы от 2-3 видов каменных орудий Homo sapiens перешёл к изготовлению нескольких десятков типов, использованию других материалов и огня. А чтобы пройти путь от топора из камня до покорения атома, полётов в космос и создания компьютеров, оказалось достаточно 30-40 тыс. лет. Главное место в подобном скачке прогресса заняли не биологические изменения, а формирование общества и социального существа. Создание эффективных общественных формаций привело человечество к взаимосвязи развития от социальных закономерностей. Немало в раскрытии механизмов обуздания животных инстинктов сделано З.Фрейдом, у которого “Я” – это всего лишь воля индивида, а общественная воля воспринимается, как “Сверх – Я”, а потому стоит выше.

Новой реальностью, запускающей механизмы антропогенеза, является процесс социогенеза, ставящий человека на особое место в природе. Трудясь над совершенствованием орудий труда, Homo sapiens поднимается над миром животных. На основании производства неизбежно возникают новые формы отношений. В силу телесной организации, опыта и накопленных навыков, человек владеет большим производственным богатством, которое можно использовать во благо цивилизации и передавать по наследству.

Результаты социогенеза

Биологические связи стада не способны играть той роли, как новые формы отношений в общине. Формируется совсем другая социальная реальность, в которую входит:

  • изменение отношения к природе, спровоцированное производительными силами материального, вещественного и личностного характера;
  • создание общества через отношения производства.

Труд является мерилом производительных сил и степени развитости общественных отношений. Трудовая деятельность, снабжающая человека необходимой продукцией, не может осуществляться без создания определённой общественной формы и взаимодействия между людьми. Из единства труда и общественных отношений образуется способ производства, неизбежно влекущий за собой другие формы отношений и человеческого сознания.

Увеличение темпа эволюционного развития зависит от способности человека регулировать своё поведение согласно условиям окружающей среды, а не жить под диктовку генетических программ, как иные биологические виды. Рождённое с набором определённых инстинктов, животное не выживет в ужесточившихся условиях. Но будучи самым беззащитным из млекопитающих, человек активно воздействует на природу не столько физической силой, сколько способностью мыслить, создавать сложные формы труда, строить личные отношения и взаимодействовать друг с другом.

vse-lekcii.ru

СОЦИОГЕНЕЗ

Производство СОЦИОГЕНЕЗ

просмотров - 421

Социогенез – происхождение и развитие общества.

Теории происхождения общества:

божественная (религиозная, теологическая) – общество есть результат творения Бога, который создал человека и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон;

естественная – общество есть результат эволюции, который создал человека и превратил человеческое стадо в культурное сообщество производителœей;

инструментальная – общество есть результат развития орудий труда, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ привело к закреплению системы разделœения труда, увеличению благосостояния людей и, в конце концов, экономическому расслоению общины;

кратическая (властная) – общество есть результат власти, когда человеческие лидеры постепенно, для удержания собственных властных позиций, создали систему политического и экономического неравенства среди людей, но в то же время стали поддерживать человеческую общину, вырабатывающую продукт, которым они пользуются;

гендерная (половая) – общество есть результат полового разделœения человеческого вида, при котором женщина биологически является главенствующей, так как от неё зависит воспроизводство рода, а мужчина биологически незначителœен и занимает обслуживающие позиции, что заставило мужчин создать искусственный общественный противовес биологическому давлению женщин;

космическая (палеовитизма) – общество есть результат вмешательства инопланетян, которые создали человека и манипулируют человеческим прогрессом в своих целях.

Первобытнообщинный строй (первобытная община) – организация человеческого общества, при которой всœе его члены находились в одинаковом отношении к средствам производства, отсутствовала частная собственность, общественная и политическая иерархия, и соответственно единым для всœех был способ получения доли общественного продукта – так называемый «первобытный коммунизм».

Присваивающее хозяйство – охота͵ рыболовство и собирательство.

Производящее хозяйство – скотоводство и земледелие.

Неолитическая революция – переход человеческих обществ от присваивающего хозяйства к производящему.

Первобытное (доисторическое, родовое, общинно-родовое) общество – первая форма существования и развития готового человеческого общества:

праобщество (праобщина, первобытное человеческое стадо, дородовое общество) (до 35-40 тыс. лет. назад) – складывающееся человеческое общество, характеризующееся присваивающим хозяйством, способностью добыть только жизнеобеспечивающий продукт, полным отсутствием частной собственности, а также матрилинœейностью и промискуитетом;

первобытное общество (раннеродовое общество) (35-40 тыс. – 5 тыс. лет назад) – общество, основанное на родовой общинœе и характеризующееся экзогамией и разделœением труда:

раннее первобытное (первобытно-коммунистическое, коммуналистическое) общество – раннее общество в основном матриархального типа, характеризующееся присваивающим хозяйством, способностью добыть в основном жизнеобеспечивающий продукт и небольшую часть избыточного, соответственно, полным отсутствием частной собственности;

позднее первобытное (первобытно-престижное, родо-племенное) общество – раннее общество в основном патриархального типа, характеризующееся переходом от присваивающего к производящему хозяйству, способностью добыть как жизнеобеспечивающий, так и избыточный продукт, формированием частной собственности, разделœением труда по «профессиональным» занятиям;

предклассовое общество (позднеродовое общество) – общество, основанное на сосœедской общинœе, патриархального типа, характеризующееся развитым производящим хозяйством, политаристским способом производства, военной демократией.

Род – группа людей, воспроизводящая своё происхождение к общему предку; общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет собою союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство.

Община:

родовая община – основанное на общественной собственности замкнутое объединœение людей, связанных между собой родственными узами, занимающих определённую территорию, совместно ведущих хозяйство и связанных круговой порукой;

сосœедская община – основанное на общественной собственности замкнутое объединœение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определённую территорию, совместно ведущих хозяйство и связанных круговой порукой.

Племя – этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединённых единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди.

Матрилинœейность – наследование по линии матери.

Патрилинœейность – наследование по линии отца.

Промискуитет – беспорядочные половые связи.

Эндогамия – обычай заключения брака в пределах определённой общности

Экзогамия – запрет половых связей между членами родственного или локального коллектива.

Причины перехода к экзогамии:

стремление избежать вредных последствий для потомства от браков между кровными родственниками;

стремление расширить общественные контакты и завязать отношеня с другими коллективми;

стремление установить в коллективе мир путём выноса за его пределы связанных с половыми отношениями противоречий.

Патриархат – общество, в котором мужчины главенствуют в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Матриархат – общество, в котором женщины главенствуют в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Разделœение труда:

между мужчинами и женщинами,

между детьми, взрослыми и стариками,

между охотниками, собирателями, рыболовами, скотоводами и земледельцами.

Потестарная власть – тип власти в первобытном обществе, характеризующийся на подчинœении старейшинам, вождям или предводителям, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться.

Политаризм – общество, основанное на страхе силы, террора.

Политаристский способ производства – создание общественного продукта силовым путём (грабежом, обложением данью, использованием рабов).

Военная демократия – власть военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытно-общинного строя.

Общественный продукт первобытного общества подразделяется на:

жизнеобеспечивающий продукт – такой, который абсолютно необходим для поддержания физического существования людей;

избыточный продукт – такой, который превышал жизнеобеспечивающий продукт.

Орудия труда:

микролиты – маленькие грубые каменные орудия до 20 см. (лезвия, наконечники): ламинарные и геометрические;

макролиты – массивные грубые каменные орудия, создававшиеся путём двусторонней обработки камня в виде сколков (топоры, кирки, долота).

Методы изготовления каменных орудий:

разбивание – бросание одного камня на другой, а потом выбор среди получившихся осколков наиболее подходящего – достаточно крупного для удержания в руке и обладающего острой гранью;

скалывание – откалывание небольших кусков от камня, уже обладающего подходящими размерами и формой, ударами другого камня, пока не возникала режущая кромка нужной формы:

посредством использования прямых ударов самого камня - некоего прообраза стамески,

посредством использования ударов камня по третьему, имевшему форму палочки.

Религия (от от лат. «religio» — совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение») — 1) особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединœение людей в организации; 2) одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения; 3) организованное поклонение высшим силам.

Служители культа: шаманы, жрецы, колдуны.

Древнейшие элементы религии:

супранатурализм – вера в сверхъестественное, сверхчувственное;

анимизм – вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всœей природы и поклонение ей;

тотемизм – вера и поклонение тотемам – объектам или явлениям природы, с которыми считают себя родственно связанными общественные группы, а также отдельные индивиды;

культ предков – вера и поклонение умершим сородичам и прародителям;

зоолатрия (теротеризм, анимализм) – вера и поклонение священным животным;

фетишизм – вера и поклонение фетишам – материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

магия (волшебство) – символическое действие или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём;

шаманизм – вера и поклонение шаманам – людей, наделённых способностью взаимодействовать с потусторонним миром;

табу – ритуальный запрет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными силами на определённые слова и поступки людей, на их общение с запретными видами живых существ, использование запретных видов ресурсов или их пребывание на запретных территориях.

Читайте также

  • - Лекция. 13. Антропосоциогенез.

    Вторую группу составили гипотезы, основанные на идее голобиоза, т.е. первичности структуры типа клеточной, наделенной способностью к элементарному обмену веществ, при участии ферментов. Это доклеточный предок получил название коацерват (термин... [читать подробенее]

  • - Лекция. 16. Антропосоциогенез.

    1. Феномен человека как результат биологической эволюции 2. Эволюция приматов. Этапы эволюции людей. Этапы формирования и развития социальной культуры. Этапы социогенеза. 3. Отличительные особенности человека. 4. Антропосоциогенез: факты и противоречия. 5. Биологическое... [читать подробенее]

  • - Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Проблема антропосоциогенеза

    Рассмотрим соотношение биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе. Будучи частью природы, особым биологическим видом - homo sapiens, человек характеризуется биологической обусловленностью (запрограммированностью) многих... [читать подробенее]

  • - Социогенез и историческая периодизация

    Праобщина. Очень трудно восстановить историю формирования физического облика человека, хотя в распоряжении науки имеется большое количество ископаемых останков. Нелегко также воссоздать процесс эволюции индустрии, несмотря на то, что археологических находок вполне... [читать подробенее]

  • - Антропосоциогенез как результат и этап эволюции человека

    Человек – морфофункциональная единица (МФЕ ) с точки зрения устройства общества. МФЕ в любой системе является основой её строения и функции, а при наличии у системы способности к саморазвитию (у живой системы) – МФЕ определяет скорость и качество развития системы через... [читать подробенее]

  • - Становление права как сторона и фактор социогенеза и антропогенеза

    § 2 В правоведении сформулировано немало подходов к фундаментальной для юридического знания теме происхождения права, поэтому ее рассмотрение целесообразно начать с краткой «инвентаризации» существующих точек зрения. В качестве основания их классификации... [читать подробенее]

  • - Вопрос. Взаимосвязь понятий антропосоциогенеза и культурогенеза

    Существуют три основные теории происхождения культуры: 1.Марксистко-ленинская. Культура создается в результате общественно-полезной деятельности людей, которые преобразуют мир в соответствии со своими потребностями и интересами. 2.Игровая теория (Шиллер, Гессе).... [читать подробенее]

  • - Проблемы антропосоциогенеза и культурогенеза.

    Процесс зарождения культуры называется культурогенез. Для нас, историков культуры, рассказ о культурогенезе, то есть превращении биологической формы существования животных в социокультурную форму бытия человека представляется достаточно сложным. В этой области знания... [читать подробенее]

  • - СОЦИОГЕНЕЗ

    Социогенез – происхождение и развитие общества. Теории происхождения общества: божественная (религиозная, теологическая) – общество есть результат творения Бога, который создал человека и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон; естественная –... [читать подробенее]

  • - Происхождение сознания и языка в контексте диалектико-материалистической концепции антропосоциогенеза.

    Марксовское обоснование коммунистической доктрины. Маркс: "Коммунизм это тоже капитализм, но только капиталом будет сам человек". Предшествовать коммунистической ОЭФ может только развитый капитализм, когда все возможности капиталистической эксплуатации... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Возникновение человеческого общества. Социогенез

    Главным фактором биологической эволюции является естественный отбор. Он может быть как индивидуальный, так и групповой, то есть грегарный. Грегарный отбор в той или иной степени имеет место везде, где существуют объединения животных, и включает в себя два тесно связанны, но различных явления. В первом смысле подразумевается обор индивидов обладающих теми или иными особенностями, которые могут не давать конкретному индивиду каких либо преимуществ, но полезны для всего объединения. Второе явление - отбор объединений как определенных целостных единиц. Примерами грегарного отбора могут служить объединения пчел, муравьев, термитов и т. д.

    У ранних предлюдей господствовал индивидуальный отбор. А именно изменение морфологической организации индивида, которое делало их более способными к действиям с орудиями. Но наступило время, когда дальнейшее развитие морфологической организации не могло обеспечить прогресса. Единственным способом совершенствования по приспособлению к среде с помощью орудий, стало совершенствование применяемых орудий, т. е. изготовление орудий. В результате деятельность разделилась на орудийно-созидательную и орудийно-приспособительную. На смену праорудийной деятельности пришла орудийная т. е. производственная.

    Развитие производственной деятельности было объективной биологической необходимостью. И в то же время она не могла развиваться таким же образом как праорудийная, ибо, взятая сама по себе, была биологически бесполезной. Таким образом, индивиды, по своим морфологическим и иным данным более способные к производственной деятельности, не имели никаких биологических преимуществ по сравнению с теми, которые такими особенностями не обладали.

    Большая по сравнению с другими членами группы приспособленность к производственной деятельности, не была таким качеством, которое могло предоставить предчеловеку высокий статус в системе доминирования. Имеются серьезные основания полагать, что наличие у индивида качеств, способствующих успеху производственной деятельности, делало менее вероятным наличие у него таких особенностей, которые обеспечивали бы ему высокий ранг в иерархии. В результате индивиды, более других способные к изготовлению орудий, имели не только больше, а, наоборот, меньше шансов получить высокий статус, а тем самым выжить и оставить потомство, чем особи, менее способные к этому.

    Тем самым существовавшие отношения препятствовали развитию производства, и развитию праобщины. Объективной производственной потребностью была ликвидация доминирования, вернее замещение ее такими отношениями, которые не подрывали сплоченность праобщины, и в то же время давали одинаковый доступ к мясу всем членам общины. Реализация этой проблемы была возможна лишь при условии выхода за пределы биологической формы движения материи. Новые отношения должны были стать надбиологическими, суперорганическими, т. е. социальными.

    В этой ситуации проявил себя грегарно-индивидуальный отбор. Но он действовал не по пути образования сверхорганизма (как у пчел), поскольку это невозможно в среде высокоорганизованных животных. Первобытное стадо эволюционировало тем успешнее, чем больше отдельные индивидуумы могли реализовать свои производственные наклонности, не испытывая ограничения в пище со стороны доминирующих особей.

    При наличии зачатков сознания и воли, которые были необходимы и развились в связи с производственной деятельностью, появилась групповая потребность в социальных, общественных отношениях.

    Эта потребность праобщества и определяла его волю, его формирующуюся мораль (прамораль). Удовлетворение этой социальной потребности было невозможно без ограничения биологических потребностей членов праобщества. Поэтому первым и вначале единственным требованием воли праобщества - его праморали, обращенным к каждому из его членов, было: не препятствовать доступу никого из остальных членов праобщества к мясу. Это было требование всех членов праобщества, вместе взятых, к каждому его члену, взятому в отдельности. Оно было первым правилом, первой нормой человеческого поведения. Но эта обязанность всех членов праобщества с неизбежностью оборачивалась для них и правом, а именно правом каждого из них получить долю мяса, добытого в коллективе.

    И эта обязанность, и это право, сама норма, от которой они были неотделимы, были не чем иным, как одновременно и порождением и отражением материальных отношений собственности праобщества на мясо.

    www.berl.ru


    Смотрите также