Первобытная венера фото. "Венера" каменного века шокирует своими формами
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Венера из Костенок: загадки палеолита. Первобытная венера фото


"Венера" каменного века шокирует своими формами

Женщина без головы

Фигурка, называемая даже в научных кругах "Венера", обнаружена в пещере Холе-Фельс в юго-западной Германии. О чем археолог Николас Конард (Nicholas Conard) из немецкого Университета Тюбингена (the University of Tübingen in Germany) сообщил в журнале Nature. Высота ее 6 сантиметров. Материал - бивень мамонта.

Фигурка хорошо сохранилась - не хватает только одной руки и ступней. Нет, правда, и головы. Но, возможно, ее и не было изначально. И пещерный скульптор специально вырезал только тело. А голова не входила в художественный замысел. Или считалась тогда не самой важной частью женщины.

Зато бедра, грудь и половые органы изображены со всем старанием, в подробностях и в гипертрофированном виде. Гениталиям с ярко выраженными большими половыми губами вообще отведена аж четверть фигурки.

Приблизительный возраст находки - от 35 до 40 тысяч лет. Это - каменный век: средний или верхний палеолит. Ничего древнее, в смысле женских фигурок, пока не обнаружено. Возможно, эта - самая ранняя. Что отодвигает время начала ваяния у людей примерно на 10 тысяч лет. Ведь аналогичным произведениям искусства каменного века, уже обнаруженным археологами, не более 27 тысяч лет.

- Получается, - говорит Джил Кук (Jill Cook), специалистка по палеокультуре из Британского музея, - что в то далекое время люди уже имели достаточно развитый мозг, вроде нашего. Обладали абстрактным и образным мышлением, которое позволяло творить.

И где они таких видели?

Но вот вопрос: ваял ли пещерный скульптор с натуры? Или абстрактно? С одной стороны, трудно поверить, что в каменном веке действительно встречались столь жирные женщины - время было трудное, голодное. И вообще в общественном сознании сложился некий иной образ - худосочный с обвисшими грудями, похожими на уши спаниеля.

По крайне мере, во всех, даже научно-популярных фильмах, да и на картинках в учебниках нам рисуют именно такой. Хотя… Откуда людям было знать, что женщины вообще могут быть такими? Вдруг, правда, попадались отдельные столь упитанные экземпляры. И они настолько поражали, что удостаивались чести быть увековеченными. Увы, по костям, оставшимся от древних представительниц слабого пола, не определить их реальное телосложение.

Мнение серьезных ученых: фигурка с гипертрофированными половыми признаками - образ божества. Символ то ли плодородия, то ли плодовитости, то ли женской сексуальности. А пышные формы призваны были это отразить.

Похоже, что обнаруженная ныне "Венера" была изготовлена в ритуальных целях. Кто-то носил ее, как медальон. В том месте, где у фигурки должна быть голова, заметна потертость - словно бы от шнурка.

И все же образы так просто не рождаются. О них думают. Или мечтают. Может быть, и этот появился сначала на уровне подсознания. И отразил истинные представления об идеальных женщинах. Мол, вот какими они должны быть. А не такими заморышами, которые крутятся в пещере. Мечты мужчин каменного века сбылись спустя 40 тысяч лет. Сейчас "Венер" полно.

КСТАТИА вот вам еще и фаллос

Три года назад тот же Конард и в той же пещере Холе-Фельс откопал каменный фаллос возрастом 28 тысяч лет.

www.kp.ru

«Палеолитические Венеры». - VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК

Ещё одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной причёски, но вот всё что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка — всё это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бёдра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера — это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это — знак присутствия Бога-Зубра.

Venus of Willendorf frontview retouched 2.jpg

Venere di Mentone Figurina di 4,7 cm, di epoca Gravettiana, 25.000 a.C. circa.

mosika_901_00003

Луссель

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал — головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Venus de Brassempouy- 24000-26000 B.P.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища.

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери-Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность, так изображавшаяся, была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь.

На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она — вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землёй, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву — земля. Поклонение Матери-Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т. п. смогли развиться и составить широко разветвлённую религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли.

Различие опыта — это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом — Истории».

«Очевидное» — ещё не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице.

Венера из Дольни Вестонице

Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик, должно быть, старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнём для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навёл его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожжённые на огне глиняные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л'Англи (Angles-sur-l'Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчёркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна — с узкими девичьими ещё бедрами, другая — беременная, третья — старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклонённая голова которого показывают, что он изображён в возбуждении гона.

три женщины

Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчёркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трёх её образах — невинной девушки, матери и старухи-смерти, изображений — столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.

Источник

ltraditionalist.livejournal.com

Искусство палеолита. Венера Лоссельская - В глухой провинции без моря

"Венера Лоссельская" ("Женщина с рогом"). Ок. 25 тыс. л. н. Рельеф из грота Лоссель (Франция, департамент Дордонь). Известняк. Высота - ок. 0,5 м. Найдена в 1911 г. Музей Аквитании, Бордо.

sculpture.prehistoire.culture.fr

По поводу "рога изобилия" в руке "венеры" существуют различные предположения: одни трактуют его как полумесяц, тринадцать черт на котором недвусмысленно отсылают к годовому лунному циклу (что за лишний месяц? високосный год?), другие видят в нём музыкальный инструмент, третьи - натурально сосуд для питья.

Впрочем, учитывая, что в этом же гроте найдены другие плиты, на одной из которых изображен охотник, на другой - зверь, правдоподобной выглядит гипотеза, что наша "венера" в данном случае выполняет какие-то колдовские или жреческие обязанности, связанные с приготовлением к охоте.

Реконструкция модели, "позировавшей" первобытному скульптору.Художник - Libor Balák

donsmaps.com

"Когда-то газета "Известия" выпускала популярное воскресное приложение "Неделя". В нем однажды была напечатана большая статья о том, что предки славян жили еще в каменном веке. Одним из оснований для такого утверждения автора было рельефное изображение обнаженной женщины из французской пещеры Лоссель. Статью написал акад. Б.А. Рыбаков, директор Института археологии АН СССР. Комментарии излишни.

Рельеф, на который он ссылался, датируется примерно 20–18 тыс. лет назад, а первое достоверное появление славян на исторической карте Европы, о котором не мог не знать почтенный академик, кстати, крупный специалист именно по славяно-русской археологии, относится к IV–V вв., т.е. к самому началу средневековья. Эти высказывания маститого ученого хорошо вписались в политические и идеологические спекуляции скандально известного тогда своим неприкрытым шовинизмом общества «Память»".

Шер Я. Археология изнутри. Научно-популярные очерки.

a-fixx.livejournal.com

Первая богиня - Кривое зеркало памяти

Культ охотника, воплощенного в божество мистического зверочеловека, возможно, был хронологически не первым в истории культуры. Хотя более или менее точных датировок в этих случаях нет, но, безусловно, в искусстве каменного века на протяжении не менее десяти тысячелетий абсолютно преобладали изображения женщин.

Венера из Тан-ТанаВозраст: 300 - 500 тысяч летМесто находки: МароккоМатериал: кварцитИскусственное происхождение не доказано, но есть основания сомневаться в естественном возникновении антропоморфной формы.

Фигурки и изображения женщин каменного века были найдены в разных районах Европы, Азии, Африки. Нередко их называют «Палеолитическими Венерами». Правда, большинство из них вряд ли с нашей точки зрения могут считаться эталоном женской красоты. У большинства этих женщин грузные фигуры, утрированные половые признаки, нередко жировые накопления на бедрах, талии, ногах. Другая особенность: почти у всех у них отсутствуют лица.

Венера из Берехат-РамаВозраст: 230 тысяч летМесто находки: Голанские высотыМатериал: туфИскусственное происхождение не доказано, но есть основания сомневаться в естественном возникновении антропоморфной формы.

Одни фигурки женщин вырезаны из камня или кости (часто — мамонтовой), другие выполнены в виде гравюр или барельефов, третьи нарисованы. По стилю они тоже различны: от натуралистических до стилизованных, символических, полуабстрактных. Порой некоторые фигуры удивительным образом напоминают создания авангардистов XX века.

Венера из Холе-ФельсВозраст: 35 - 40 тысяч летМесто находки: Швабский Альб, ГерманияМатериал: бивень мамонта

Что подвигло людей на создание этих фигур? Какими были эти люди, в каких условиях и для чего они занимались таким творчеством?

Венера ГальгенбергскаяВозраст: 30 тысяч летМесто находки: Нижняя АвстрияМатериал: серпентин

На подобные вопросы ответить нелегко. Некоторые исследователи полагают, что так проявлялись в далекой древности эстетические и эротические чувства. Подобные взгляды характерны для людей, которые озабочены именно эстетизмом и эротизмом или увлечены фрейдизмом.

Венера Вестоницкая (вид сзади)Возраст: 27 - 31 тысяча летМесто находки: Моравия, ЧехияМатериал: керамика

Насколько известно, представители архаичной культуры не страдали подобными отклонениями. В нелегких, далеких от комфорта условиях примитивного охотничьего, а также скотоводческого и земледельческого быта основной заботой нормального человека, тем более мужчины, являлось добывание пищи и обеспечение безопасности. Если бы те, кто чрезвычайно озабочен сексуальными проблемами, вынуждены были постоянно охотиться на диких зверей, их мировосприятие изменилось бы коренным образом; в противном случае они бы погибли.

Венера ЛеспугскаяВозраст: 24 - 26 тысяч летМесто находки: Французские ПиренеиМатериал: слоновая кость

Вообще, представления о том, что «дикари» необычайно сексуальны, обладают какой-то поразительной половой потенцией и готовы беспрестанно совокупляться — не более чем дикий предрассудок. Он не подтверждается никакими наблюдениями (а изучало племена архаичной культуры очень немало исследователей).

Венера ВиллендорфскаяВозраст: 24 - 26 тысяч летМесто находки: Нижняя АвстрияМатериал: известняк

Много ли могло быть полных, а то и чрезмерно полных женщин 10 — 20 тысячелетий назад, в конце ледниковой эпохи у племен, которые вели кочевой или полукочевой образ жизни? Вряд ли. Пожалуй, такое могло быть только в особых случаях: если данная группа людей, семья, род относились к процветающим и в то время, когда отношение к женщине было не только почтительным, но подчас и благоговейным.

Венера МальтинскаяВозраст: 23 тысячи летМесто находки: Иркутская область, РоссияМатериал: бивень мамонта

Если бы мужчины воспринимали женщин преимущественно как объекты сексуальных вожделений, то их изображения были бы связаны с половым актом и позы были бы соответствующими. Подобные рисунки древних людей известны, но их очень мало. И не удивительно. Удовлетворение полового инстинкта — в разных формах — не являлось для «первобытного» человека чем-то неутолимо желанным и малодоступным. В архаичных обществах были свои представления о половой жизни, которую обычно не связывали с деторождением, а то и с добрачным воздержанием и сохранением верности в браке.

Венера МоравскаяВозраст: 23 тысячи летМесто находки: Загорье, СловакияМатериал: бивень мамонта

Сошлемся на мнение авторитетных исследователей австралийских племен Рональда и Кэтрин Берендтов: «Нигде среди аборигенов Австралии, насколько нам известно, добрачные и внебрачные взаимоотношения полов полностью не запрещаются. В ряде случаев они даже поощряются… Половые сношения воспринимаются как нормальный, естественный фактор человеческой жизни». Какого-нибудь особого сексуального интереса к представителям противоположного пола у таких народов нет именно благодаря в значительной мере естественному образу жизни. Чрезмерная озабоченность половыми проблемами характерна для так называемых цивилизованных обществ.

Венера БрассемпуйскаяВозраст: 22 тысячи летМесто находки: Аквитания, ФранцияМатериал: слоновая кость

Кстати, те же авторы отметили, что «очень немногие аборигены в традиционных условиях полнеют», и привели примеры распада семей из-за того, что жены были слишком грузными. И хотя этнографы и археологи нередко называют стилизованные фигурки полных женщин каменного века «Первобытными Венерами», в действительности подобные образы ни тогда, ни теперь не могут служить эталоном женской красоты. Испокон веков для сексуальных утех мужчины предпочитают пользоваться услугами молоденьких стройных девушек.

Венера ЛоссельскаяВозраст: 20 тысяч летМесто находки: Дордонь, ФранцияМатериал: известняк

Убедительные примеры на этот счет приводили многие специалисты-этнографы. Например, французский ученый Клод Леви-Стросс наблюдал в джунглях Бразилии жизнь племени, в котором у вождя была одна старшая супруга, которая вела домашнее хозяйство, и несколько молоденьких жен. «Естественно, — писал Леви-Стросс, — ему импонирует возможность доступа к молодым и красивым девушкам; это дает ему удовлетворение не столько физическое, сколько эмоциональное. Однако главным образом полигамный брак и его специфические атрибуты служат средством помочь вождю выполнять свои обязанности. Если бы он был один, то ему было бы трудно делать больше, чем остальным. Его второстепенные жены, освобожденные от тяжелых обязанностей своего пола, оказывают ему поддержку и утешение. Они одновременно являются вознаграждением за власть и ее инструментом».

Венера НевшательскаяВозраст: 11 тысяч летМесто находки: ШвейцарияМатериал: гагат

Скорее всего, большое количество изображений женщин каменного века объясняется не сексуально-прикладной ориентацией, не является выражением половой страсти художника и его вожделений, а представляет собой памятники первобытной религии.

Венера из Храдока (копия)Возраст: 4 тысячи летМесто находки: Словакия

Вот что писал о них известный исследователь первобытного общества П. П. Ефименко: «Переданы они почти всегда нагими, с подчеркнутыми признаками пола. Особенно в них бросается в глаза желание первобытного художника передать черты зрелой женщины-матери; об этом говорят такие постоянно присущие им признаки, как объемистые груди, огромный живот и общий характер фигуры — с чрезмерно развитыми жировыми отложениями в области таза и бедер. В некоторых, правда, все же довольно редких, случаях они, несомненно, прямо изображают беременных женщин».

Венера Савиньянская

Он обратил внимание на то, что подобные фигурки встречаются по большей части вблизи очага. Порой у них были отбиты головы, и почти всегда отсутствовали лица. Ученый пришел к выводу, что по крайней мере в ряде случаев статуэтки были разбиты сознательно — «хотя бы для того, чтобы уничтожить «покровителей» жившей здесь общины».

Венера Мальтийская

Спору нет, встречаются среди памятников первобытного искусства изображения, созданные именно с любовью, желанием передать красоту и привлекательность женщин. В подобных случаях художник старался запечатлеть и черты лица женщины, а фигуру делал подчас преувеличенно вытянутой. Но это — скорее исключение, чем правило.

Венера из Бальци Росси

По мнению Н. Н. Ефименко, большинство изображений женщин каменного века представляет собой проявления матриархата и показывают родоначальниц рода или исполнительниц семейно-родовых обрядов.

Венера из Костенок, Воронежская областьФото Л. Г. Хейфеца

Обнаружив изображение такого типа с рогом в руке, ученые предположили, что это символ благополучия, обилия. Хотя такой символ возник несравненно позже, не исключено, что рог стал служить им еще в каменном веке. Впрочем, не менее вероятно, что таким образом люди увековечили образ женщины, приготовившей магический опьяняющий или дурманящий напиток, способный переносить человека в «мир иной», мир видений, галлюцинаций.

Венера из Зарайска

Согласно версии советского этнографа С. А. Токарева, эти женские статуэтки изображают хозяйку очага или хранительницу огня: «следы подобного мифологического образа, предмета семейно-родового культа, сохранились у многих современных народов, особенно у народов Сибири».

Венера из Гагарино, Липецкая область

У аборигенов Австралии, а также у некоторых африканских племен существуют предания о том времени, когда женщины господствовали над мужчинами (австралийцы особо чтили женщин-первопредков). Вообще, у многих народов женщина служила олицетворением плодородия и соответствующее божество было преимущественно женского рода. При этом мать-прародительница представлялась не как молодая красивая женщина, а как пожилая опытная многознающая и владеющая магическими приемами.

Венера из Бурети

По словам Т. Г. Штрелова, изучавшего культуру австралийских аборигенов, «женщины-предки, почитаемые в мифах аранда (одного из племен. — Р. Б.), внушают благоговейный трепет, пользуются неограниченной свободой. Они часто более могущественны, чем мужчины».

Венера Румынская

А вот свидетельство французской исследовательницы африканских племен Д. Пом: «Парадоксальным образом африканская женщина должна перестать рожать, чтобы быть окончательно принятой семьей мужа. Сами африканцы признают, что, переступив определенный возрастной порог, женщина почти не отличается от мужчины. Не важно, является ли она женой вождя либо нет, умная женщина, семья которой преуспела, имеет право на общее уважение. Тем большее, чем многочисленнее ее живущие дети».

Венера Карановская

Наконец, сошлемся на американского ученого XIX века Л. Г. Моргана. Он привел, в частности, сведения, полученные от миссионера Артура Райта, проведшего много лет в одном из ирокезских племен: «Обычно управляли домом женщины и притом, конечно, прочно держались вместе. Запасы были общими, но горе тому злополучному мужу или любовнику, который пренебрегал своей обязанностью участвовать в добыче средств существования. Сколько бы ни имел детей или имущества в этом доме, он мог каждую минуту получить приказание свернуть свое одеяло и убираться… И если какая-нибудь тетка или бабушка не вступалась за него, он должен был возвратиться в свой клан… Женщины были большой силой в кланах, как и повсюду. Они не задумывались, когда требовали этого обстоятельства… «сбить рога» с головы вождя и сделать его опять простым воином. Точно так же назначение вождя находилось всегда в их руках».

Не станем умножать примеры. Постараемся сделать общие выводы.

По мере того, как уменьшалось количество крупных животных, на которых успешно охотились первобытные люди (особенно явно такое оскудение охотничьих ресурсов проявилось в Новом Свете и Австралии, а также на территории Сахары и в Европе), все более важное значение для выживания племен приобретало собирательство, а затем примитивное земледелие и скотоводство. Появились первые достаточно долговременные поселения, и ведение домашнего хозяйства, наряду с собирательством и обработкой земли, стало, как мы теперь выражаемся, более престижным. Соответственно менялось и общее отношение к женщинам, что находило отражение в мифах и верованиях.

Пожилая, опытная, мудрая женщина, умело ведущая хозяйство, имеющая много детей и внуков, стала служить символом благополучия и процветания рода. Отсюда — и обожествление женщины-прародительницы.

Венера Да ВинчиФото: Михал Манас

Такой, по всей вероятности, была первая богиня у многих первобытных (точнее — архаичных) племен и народов. Конечно, у каждого рода и племени, а то и у каждой семьи она имела индивидуальные черты. Но сходства в этих изображениях — в самых разных регионах, при определенном уровне материальной культуры — гораздо больше, чем отличий. Поэтому этот образ с полным основанием можно считать первой Великой богиней.

Текст Рудольфа Баландина

arvenundomiel.livejournal.com

загадки палеолита — National Geographic Россия

Где в Европе появился самый первый Homo Sapiens? Еще недавно считалось, что человек разумный более 40 тысяч лет назад сначала перекочевал из Африки в Западную Европу, затем — в Центральную и уже оттуда расселился по всему континенту. Но находки археологов близ Воронежа поставили эту гипотезу под сомнение.

Кастинск, Костенск, Костенки… Название села на реке Дон в 40 километрах южнее Воронежа всегда говорило о том, чем оно прославилось: с незапамятных времен здесь находили крупные кости загадочных животных. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землей звере, обнаружить которого можно только после его смерти. Эти кости заинтересовали даже Петра I, который распорядился самые интересные артефакты отправить в Кунсткамеру в Петербург. Осмотрев их, царь пришел к неожиданному выводу: это останки слонов армии Александра Македонского.

В 1768 году находки в Костенках описал в книге «Путешествие по России для исследования трех царств естества» известный немецкий путешественник Самуэль Готлиб Гмелин. А в 1879 году, следуя за Гмелином, археолог Иван Семенович Поляков провел первые раскопки в центре села (в Покровском логу), открывшие стоянку охотников ледникового периода. Первые раскопки в Костенках (еще в 1881 и 1915 годах) велись бессистемно — главной их целью был сбор коллекции каменных орудий. И лишь с 1920-х годов началось планомерное изучение палеолитических стоянок, которое продолжается и сегодня. Читать далее

Археологические раскопки Костенковско-Борщевского комплекса очень быстро приобрели мировую известность. Дело в том, что здесь оказалась необычайно высока концентрация палеолитических памятников: сегодня на территории всего в 30 квадратных километров обнаружено 25 разновременных стоянок, 10 из которых — многослойные! Причем археологи на этих стоянках находят не только остатки бытовых объектов, орудия труда, но и типичные для позднего палеолита украшения: налобные обручи, браслеты, фигуративные подвески, миниатюрные (до 1 сантиметра) нашивки для головных уборов и одежды, фрагменты мелкой пластики. А в Костенках-1 были найдены десять, теперь уже знаменитых во всем мире, относительно целых (что большая редкость) женских фигурок, прозванных археологами «палеолитическими Венерами».

В Костенках-1 были и другие уникальные находки, например кусочки красящих веществ, позволяющие предположить, что костенковцы использовали древесный уголь и мергелистые породы для получения черной и белой красок, а найденные в природе железистые конкреции после обработки их в костре давали темно-красные и охристые тона красителей. Там же нашли обожженную глину — возможно, ее применяли для обмазки выпечных ям.

Древние охотники. Как выглядели и как жили древние костенковцы? Внешне они, как выяснилось по обнаруженным погребениям, ничем не отличались от современных людей. Что же касается их жилищ, то в основном они были двух типов. Сооружения первого типа — большие, вытянутые, с очагами, расположенными по продольной оси. Самый интересный пример — вскрытое в 30-х годах прошлого века известным археологом Петром Ефименко на территории Костенок-1 наземное жилище размером 36 метров в длину и 15 метров в ширину, с четырьмя землянками, 12 ямами-кладовыми, различными западинами и ямками, которые использовались как хранилища. Жилища второго типа были круглыми, с очагом, расположенным в центре. Для строительства использовались земляные насыпи, кости мамонта, дерево и шкуры животных. Остается загадкой, как древние люди умудрялись перекрывать столь внушительные сооружения.

Эти многоочажные жилые конструкции (они найдены также в Костенках-4) поразительно похожи на хорошо изученные родовые сооружения американских индейцев и полинезийцев и тоже свидетельствуют о родовом образе жизни костенковцев. Продвигаясь дальше, на более северные территории, люди создавали новые формы организации охоты — не одиночными группами, а уже вполне сформировавшимися сообществами, связанными кровно-родовыми отношениями. Охотились на мамонта, лошадь, северного оленя и более мелких животных и птиц.

Найденные же целые скелеты волка и песца свидетельствуют о том, что древние охотники снимали шкуры и меха животных для изготовления одежды. Это подтверждают и костяные орудия для обработки шкур и выделки размягченной кожи: лощила, струги, шилья и разного рода острия, предметы для разглаживания швов одежды. В качестве ниток использовались сухожилия животных.

Новая глава палеолита? До начала 1990-х годов в Костенках работала одна централизованная экспедиция под эгидой Академии наук СССР. Затем сложились три отдельные группы под руководством ведущих специалистов по палеолиту петербургского Института истории материальной культуры РАН: Андрея Синицына, Михаила Аниковича и Сергея Лисицына. Кроме того, все более активное участие в исследованиях принимают сейчас и специалисты Государственного музея-заповедника «Костенки», ставшего самостоятельным в 1991 году. Так что научный интерес к Костенкам у археологов не снижается.

Но что еще неожиданного могут рассказать Костенки? Возраст местных раскопок уже немалый — 130 лет. Тем не менее совсем недавно были сделаны открытия, вновь приковавшие внимание исследователей палеолита, и не только российских, к Костенкам. Еще в 50−60 годах прошлого века ученые обнаруживали при изучении нижних слоев непонятно откуда взявшийся вулканический пепел. Затем его стали находить и на других стоянках, в частности в Костенках-14 (экспедиция Андрея Синицына), в Костенках-12 (экспедиция Михаила Аниковича) и в Борщево-5 (экспедиция Сергея Лисицына). На этих стоянках (вместе с Костенками-1) главным образом и ведутся сегодня археологические исследования.

Ученых, естественно, интересовали происхождение и возраст вулканического пепла. Но оказалось, что выяснить это силами одних археологов невозможно. Надо привлекать других специалистов — почвоведов, палеозоологов. А для проведения лабораторных исследований необходимо еще и дополнительное финансирование. Средства нашлись благодаря российским и международным фондам.

Все больше вопросов. Какими же оказались результаты столь широкой кооперации ученых всего мира? Долгое время предполагалось, что возраст нижних (тех, что под пеплом) слоев в Костенках — не более 32 тысяч лет. Но палеомагнитное и радиоуглеродное исследования этого вулканического пепла показали, что он был занесен на Дон после катастрофического извержения в районе Флегрейских полей в Италии 39600 лет назад! Исходя из чего ученые назвали возраст самых древних слоев Костенок. Их возраст — 40−42 тысячи лет. А специалисты из США, изучив почву термолюминесцентным методом, прибавили им еще три тысячи лет! Вот тут и стали возникать вопросы. Считалось, что Homo sapiens появился 45 тысяч лет назад в Западной Европе. Теперь же выясняется, что современный человек с его верхнепалеолитической культурой в это же время жил и на севере континента. Но как он попал туда и откуда? Проведенные в Костенках исследования пока не в состоянии дать ответ на этот вопрос.

Следы промежуточного периода эволюции от среднего палеолита (неандертальцев) к верхнему, когда появился Homo sapiens, обнаружены. Но рядом же — стоянки позднего палеолита со сложнейшей техникой обработки камня и кости, украшениями и произведениями искусства. Свидетельств того, что эти «архаичные» памятники предшествовали развитым, пока не найдено. И похоже, что село Костенки под Воронежем преподнесет исследователям еще немало сюрпризов.

www.nat-geo.ru

10 главных Венер из коллекции Эрмитажа

Рождённая в белоснежной морской пене из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, богиня Красоты и Любви Афродита была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Кифера, а затем на остров Кипр. Одновременно с ней из крови Урана появились эринии и гиганты, олицетворяющие ужасные порывы бессознательного.

В этом мифе прослеживается первородное начало Афродиты, не столько богини Любви, сколько покровительницы деторождения, моря, вечной весны и жизни, дарующей изобилие. Она куда древнее, чем бог-правитель Зевс, это хранительница жизни. Но постепенно для людей всё важнее становилась сама любовь мужчины и женщины, а не многочисленное потомство, и Афродита принимает функции богини любви. В мифологии она теперь называется дочерью Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. Богиня принимает всё более кокетливые черты, её образ становится более эротичным, а отношение к ней — ласково-ироническим. Когда на смену эллинской культуре приходит аскетичное средневековье, Венера как богиня плотской любви отступает в тень. Становится не принято показывать грешную плоть обнажённой. Женщины на средневековых картинах — не объект вожделения, и обнажённую фигуру можно увидеть разве что на изображениях Адама и Евы да у терзаемых в аду грешников. Начиная с эпохи Возрождения, когда началась волна увлечения античной историей и культурой, образ Венеры вновь принимает привычные черты, возвращая ей олицетворение женской красоты, любви и юности.

С древнейших времён художники стремились к созданию идеального типа богини красоты, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило богиню Афродиту воображение древних греков, этих страстных поклонников красоты.

Фото: http://www.nat-geo.ru/, http://spbfoto.spb.ru, http://ancientrome.ru/, http://www.renclassic.ru/, http://greekroman.ru, http://static1.repo.aif.ru/, https://www.hermitagemuseum.org/, http://sr.gallerix.ru/, http://spbfoto.spb.ru/

www.fiesta.city

Идеалы женской красоты древности | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 16 июня 2012

Идеалы женской красоты древности

"ВЕНЕРЫ" ПАЛЕОЛИТА Уже в древние времена люди кроме предметов быта лепили из глины человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству – 80 тысяч лет. Первые предметы культуры изображали именно женщину – это последствия матриархата. Эти находки имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга матери богов. Какие требования были к идеалу женской красоты в то время, и кто был “законодателем моды”? imageimage Фигурки палеолитических «венер» показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка — все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди. Палеолитическая Венера — это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Такова наиболее известные «венера» из Виллендорфа (Австрия) image Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция) image на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это — знак присутствия Бога-Зубра. imageПалеолитические Венеры. Стоянка Костёнки. Примерно 35000 лет до н.э. imageЖенщина с острова Мальты И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал — головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. image Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты. МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ.ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ ЭПОХИ НЕОЛИТА imageimage Присущее уже верхнему палеолиту почитание земли в образе беременной женщины в эпоху неолита вполне сохраняется и во многом усложняется. Но суть почитания земли остается той же — это благоговение перед стихией, в которую уходит семя жизни и которая возрождает его к новому бытию. . Изображения женщин Триполья как одни из лучших образцов керамики периода неолита Трипольская цивилизация просуществовала с 5-го тысячелетия по 2-е тысячелетие до нашей эры на землях современной Украины,Молдавии и Румынии. imageimage Если сущность мировоззрения первобытного земледельца выразить простейшей формулой зерно + земля + дождь = урожаю, то в пластике Триполья мы найдем отражение всех звеньев этой формулы, выраженных посредством женской фигуры. Земля, почва, вспаханное поле были уподоблены женщине; засеянная нива, земля с зерном - женщине, "понесшей во чреве своем". Рождение из зерна новых колосьев уподоблено рождению ребенка. Женщина и земля сопоставлены и уравнены на основе древней идеи плодовитости, плодородия. image Огромное количество в трипольском материале женских нагих татуированных статуэток обосновывает этот тезис (т.е. это подтверждает общую символику, характерную тогда народам Востока, Египта и Америки, а именно: образ женщины - как символ плодородия и материи, изображенный на ней квадрат - поле, символ проявленной жизни, материи, который просто подчеркивает глубину символической мысли, зерна - символ запаса психической, жизненной энергии). Связанные с аграрной магией женские фигурки делятся на два хронологически различных типа: ранние изображения (IV тысячелетие до н.э.) дают нам зрелых матрон с необъятными чреслами, щедро украшенными затейливой татуировкой. imageimage Более поздние (III тысячелетие до н.э.) фигурки изображают юных девушек с тонкой талией, неширокими бедрами и миниатюрными грудями. Однако идея зарождения новой жизни проведена и при изготовлении этих грацильных фигурок: иногда встречаются отпечатки зерен, иногда - беременность юной женщины. imageЖЕНЩИНЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ В Передней Азии и плодоносной долине рек Тигра и Евфрата первые поселения людей появились еще в эпоху неолита.В IV тысячелетии до н. э. на территории Месопотамии уже существовали отдельные города, а в середине III тысячелетия до и. э. возникли государства. Как выглядели женщины Междуречья, какую одежду носили ? Ответы на эти вопросы можно попытаться найти, внимательно присмотревшись к дошедшим до нас рельефам во дворцах ассиро-вавилонских владык. К сожалению ответ на этот вопрос очень сложно получить по следующей причине. Изображение женщины не входило в круг основных тем. Сохранился лишь один рельеф с изображением женщин. Это знаменитая сцена пира царя Ашшурбанипала с женой в беседке. увитой виноградом. Ашшурбанипал возлежит на ложе, жена сидит у его ног на высоком кресле, прислужницы овевают ее опахалами. Но всё же, о идеалах женской красоты Междуречья можно судить по изображениям великой богини Иштар(Астарты) множество статуэток и изображений которой хорошо сохранилось до наших дней.Если судить по этим изображениям, то можно сделать вывод, что женщины с особо пышными формами, скорее всего, успехом не пользовались. imageimage Природа Иштар двойственна. Она почиталась как покровительница чувственной любви и плодородия, так и как жестокая богиня-воительница. imageimageimage У аккадийцев и вавилонян Астарта называлась «самой старшей неба и земли», и являлась дочерью бога небес Анну. У финикийцев Астарта являлась женой бога неба Ваала. Он возглавлял круг божеств в городах Финикии и позднее имя его становиться нарицательным, а не собственным, отсюда Ваал и Астарта несли обобщающее наименование всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. imageimageРеконструкция ворот богини Иштар И несколько слов об одежде женщин Междуречья. Ассирийская одежда не могла, подобно египетской, ограничиться лоскутком материи. Климат Ассирии требовал длинную до пят рубашку, иногда укороченную до колен и подпоясанную поясом. Верхнее платье вначале одевали только привилегированные классы. Костюм мужской и женский был почти одинаков. Сохранились и изображения женщин-богинь в различных костюмах, относящихся к III тысячелетию до н. э. Эти костюмы можно разделить на три группы, настолько они не сходны между собой по форме. К первой группе относится одежда богини, состоящая из покрывала и юбки из меха. Это, по-видимому, один из видов привилегированной одежды. Ко второй группе — кроеная длинная одежда, облегающая женскую фигуру до бедер, с пышными вверху и узкими внизу рукавами. Поверхность материала сплошь покрыта правильными выпуклыми ромбами, которые предположительно можно считать кусками меха. Круглый вырез ворота обшит бахромой. Такая же бахрома пересекает фигуру от середины правого бедра до талии и переходит на спину. Третья группа— это жрицы богини. Одежда их представляет особый интерес — она является прототипом чрезвычайно распространенной, просуществовавшей тысячелетия и существующей в настоящее время запахивающейся одежды — халата. Это уже не бесформенное покрытие тела мехом, а хорошо пригнанное по фигуре, обшитое по краям бахромой, изящное по силуэту настоящее женское платье без рукавов. ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНКИ О красоте женщин Древнего Египта до сих пор ходят легенды. В 1912 году во время раскопок в Амарне археологи нашли отлично сохранившуюся раскрашенную скульптуру Нефертити, египетской царицы времен XVIII династии Нового царства. Стройная шея, миндалевидные глаза, мечтательно улыбающиеся губы… С тех пор утвердилось мнение, что эта женщина – несомненный эталон красоты и женственности Древнего Египта. image Загадка чар Нефертити, подлинных или мнимых, и тысячелетия спустя продолжает волновать людские умы. Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина с полными губами и большими миндалевидными глазами. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, египтянки капали в них сок растения «сонная одурь». Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время. imageimageimageimageimageimageimageimage Судя по большому объему косметичек, древние египтянки любили за собой ухаживать. Уже в те времена у женщин была пудра и помада, они красили ногти, а также следили за тем, чтобы на коже не было лишних волос. Всем знаниям о восковой и сахарной депиляции мы обязаны именно египетским красоткам. Кроме этого, очень модным в Древнем Египте было иметь пышную и ухоженную прическу. Именно поэтому большое количество рецептов связано с тем, как сохранить здоровый блеск и гладкость волос. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В КРИТО-МИНОЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ Крито-минойская цивилизация просуществовала с 3000 до 1000 г. до нашей эры на острове Крит и других островах в Эгейском море. imageimage В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А.Эванса в Кноссе, в центральной части острова был открыт первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса. image По-видимому, это и был знаменитый Лабиринт (от слова "лабрис"- двусторонний топор, излюбленный символ древних критян, которым они украсили стены этого дворца), описанный в греческом мифе о Минотавре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка их отличалась беспорядочностью. Но это все же были единые архитектурные ансамбли. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. imageimage Минойские художники в совершенстве владели техникой живописи. Мастерство этой техники, тонкость и живость красок поразительны. На сюжетных фресках изображались сцены из жизни придворных, в частности "игры с быками" (тавромахии) - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Здесь же мы видим элегантных мужчин и сверкающих драгоценностями, декольтированных дам. Женщины вообще имели в этой культуре бесспорное преимущество. Символом всей минойской культуры является богиня со змеями: хорошо известно ее изображение, датирующееся XVII в. до н.э. и хранящееся сейчас в Гераклионе, в критском историческом музее. Это маленькая фаянсовая фигурка, одетая в тюрбан с изображением льва, короткий жилет, обнажающий грудь, длинную юбку, подчеркивающую "осиную талию" и короткий украшенный фартук (типичная одежда для минойской культуры). imageimageimageimageimage Замечателен фрагмент росписи, изображающий танцовщицу: элегантность и очарование ее фигуры, откровенный грим, напоминающий макияж современной городской девушки, заставили археологов назвать ее "парижанкой" (II тыс. до н.э.). Часто встречаются и изображения жриц в корсетах и длинных расклешенных юбках. Женщина же - Великая Богиня (Владычица) - основная фигура минойского пантеона. image Костюм женщины-аристократки Крита поражает больше, чем все искусство в целом. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий все характерные особенности женской фигуры: пышную грудь, тонкую талию, округлые широкие бедра. Роскошные распущенные волосы критянок поддерживала драгоценная диадема или венец. На большинстве изображений женщин (и особенно на статуэтках богинь) узкий лиф платья оставлял грудь совершенно обнаженной. В основных чертах силуэт оставался неизменным, но существовало множество вариантов платья: то цельнокроеное, то юбка, украшенная поперечными полосами, то сплошь состоящая из оборок. Каждый из перечисленных вариантов служил одной цели — подчеркнуть женственность. imageИДЕАЛЫ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ imageimageimageimageimageimageimage В Индии с древних времен считают, что вся прелесть женщины сосредоточена в ее пышном теле. Храмовые барельефы воспевают его плавные линии и грациозные движения. Объемные формы в понимании индийцев символизируют здоровье, богатство и сытую жизнь. imageЖЕНЩИНЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В основе идеала красоты древних греков лежит единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Художники нашли и оставили после себя меру прекрасного – так называемые каноны и модули. Тело должно было иметь мягкие и округлые формы. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). image Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени. imageАфина Паллада Красоту лица определяли большие глаза, прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором. Эллины большое внимание обращали на прическу. Женщины, как правило, волосы не обрезали, они укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит себе почитательниц. imageimageАртемида В моде была красота строгая и благородная. Прежде всего ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа. Для придания лицу белизны привилегированные гречанки использовали белила, легкие румяна наносили кармином – красной краской из кошенили, применяли пудру и губную помаду. Для подведения глаз – копоть от сгорания специальной эссенции. Но нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь. Если же посмотреть на картину реальной жизни греков, то женам отводилась роль деторождения и ведения домашнего хозяйства. imageimageimage Лишь у гетер был отдельный статус и они пользовались свободами для обычных гречанок неслыханными. “ Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством” — это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени. imageimageimageimageЭТРУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние.Культура этрусков свидетельствует об их высокой художественной одаренности.Благодаря мастерству этрусских скульпторов и живописцев мы можем наблюдать эти действительно прекрасные образцы женской красоты. imageimageimageimageimageimageimage Интересно, что у этрусков женщины играли гораздо более важную и самостоятельную роль, чем в Древней Греции и в Древнем Риме. Они наравне с мужчинами участвовали в пирах и празднествах. Найденные в археологических раскопках изображения показывают, что нравы у этрусков были более свободные, чем у греков, по крайней мере, женщины у них пользовались большей свободой. imageimage Важная роль женщины в обществе была закреплена в имущественных отношениях: если, примеру, в аристократическом роду не было прямых наследников мужского пола, то все имущество и социальная значимость переходили к женщине. image Так же, как и у многих других народов, богатые этруски наряжали своих женщин, как на выставку. Чем богаче была знатная семья, тем больше изысканных украшений носили их дамы и девицы. Этрусские ремесленники славились не только как искусные оружейники, но и как искусные ювелиры, которые делали украшения из золота и серебра – цепочки тонкого плетения, ожерелья, пряжки, подвески… imageimageДРЕВНЕРИМСКИЙ ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ Ближайшими соседями древних этрусков были латины - основатели Рима. Они и стали наследниками этрусской культуры. От этрусков римляне унаследовали очень многое: знаменитую римскую тогу, строение жилищ, планирование города. Первые храмы в городе Риме построили этрусские архитекторы. Римляне переняли у этрусков и многие черты государственного правления, символы царской власти, церемонию триумфа - прославления победителей - полководцев и императоров, ряд священных обрядов поклонения богам вместе с некоторыми богами, священное искусство гадания по органам жертвенных животных, полету птиц и молниям. И это неудивительно, потому что даже последняя династия современников и соперников этрусков -римских царей - была основана выходцами из Этрурии. Это Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Последнего из них римляне изгнали, и вместе с этим деянием закончились времена Римского царства, началась эпоха Римской республики, в жестоком соперничестве с которой погибли этрусские государства. А этрусская культура растворилась в римской.И идеалы красоты римлян совпадают с этрусскими идеалами.Также, несомненно, и древнегреческие идеалы оказали серьёзное влияние на представления римлян о красоте.Даже весь греческий пантеон богов полностью перешёл к римлянам лишь изменив их имена. imageБогиня плодородия Церера imageВенера imageМинерва Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра. imageimageimageimageimageimageimage В Древнем Риме господствовал культ светлой кожи и белокурых волос. Жены римских патрициев для ухода за кожей, кроме отбеливающих мазей, средств против сухости кожи, морщин и веснушек, применяли молоко, сливки и молочнокислые продукты. . Римлянки уже знали секрет обесцвечивания волос. Волосы протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем высушивали на солнце. image

www.spletnik.ru


Смотрите также