Первобытный быт. ЗАНЯТИЕ И БЫТ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пещерные люди. Их быт и развитие. Первобытный быт


Глава 3 Первые пещерные люди. Первобытные люди [Быт, религия, культура]

Глава 3

Первые пещерные люди

Следующий период, о котором пойдет наш разговор, — это период пещерных людей культуры мустье, которая получила свое наименование от названия пещеры Ле-Мустье, расположенной в долине реки Везер во французском департаменте Дордонь. В Ле-Мустье с течением времени река проделала себе дорогу, размыв известняк, который с обеих сторон остался в скальных формациях. Пещеры в скалах образовывались под воздействием воды, проникшей сверху сквозь вертикальные спаи и разрушившей скальные породы, либо в результате размывания берегов. Поскольку климат становился все холоднее, люди начали осматриваться в поисках жилищ и увидели практически готовые дома. Когда доисторический человек впервые переселился в пещеры, они находились чуть выше паводкового уровня реки; сегодня же они зачастую располагаются на высоких берегах, так как река продолжала размывать свое ложе. Пещеры расположены по берегам всего Везера, и археология прославила их на весь мир. Позднее мы поговорим о пещерах Ла-Мадлен, Микок, Кроманьон и прочих.

А начнем мы с мустьерского человека. В 1907 году в пещере на берегу Сурдуара, притока Дордони, неподалеку от Ла-Шапель-о-Сен, нашли человеческий скелет. Сразу же отметим: это первое найденное свидетельство того, что люди хоронили своих мертвецов в могилах. Яванский человек и гейдельбергский человек просто падали замертво, и река уносила их, укладывала в ил и покрывала галькой. Что касается человека, найденного в Ла-Шапель-о-Сен, то очевидно, что его похоронили с заботой и, может быть, с любовью. Рядом с ним положили кремневые инструменты, чтобы он воспользовался ими на охоте в потустороннем мире, и еду. Вы только подумайте, как изменилось мировоззрение членов рода, какой это прорыв на пути к вершинам цивилизации. Аналогичная находка была сделана в Ле-Мустье в 1909 году.

Рис. 23. Мустьерские пещерные люди

Эти открытия представляли собой большую важность, ибо они дали археологам возможность укрепиться во мнении относительно других найденных скелетов. В 1856 году в известняковом гроте в долине Неандерталь под немецким городом Дюссельдорфом были обнаружены человеческие останки; к сожалению, нашедший их рабочий не понял их ценности и сильно повредил. Вспомните, яванский человек был открыт только в 1891 году, так что в 1856 году ученые еще не были готовы к появлению неандертальца, но великий англичанин Гексли и другие ученые узнали в черепе человеческие останки. Время от времени находили другие черепа, пока скелет из Ла-Шапель-о-Сен не подтвердил мнение, что все они принадлежат к одному виду, который назвали неандертальским человеком, неандертальцем (Homo Neanderthalensis).

Самой заметной чертой мустьерского черепа был выдающийся далеко вперед выступ на лбу. Череп приплюснутой формы, лобные кости очень толстые, подбородок практически отсутствует. Мозг мустьерского человека имел объем 1620 см3, приблизительно равный среднему объему мозга современного европейца — 1550 см3; но, когда дело касается мозга, значение имеет не количество, а качество. Голень и бедренная кость дают основание считать, что человек стоял слегка согнув колени. Его руки длиннее, чем у современного человека. Нужно отметить, что посадка головы на плечах у мустьерского человека довольно сильно отличается от нашей. Если бы наши читатели встали чуть согнув колени, они бы заметили, что их голова и плечи наклонились вперед. По всей вероятности, мустьерский человек ходил широкими шагами, пригнув голову, словно зверь на охоте.

Рис. 24. Осанка неандертальца

Мустьерский человек был широко распространен, и, хотя, по-видимому, в этот период люди впервые стали селиться в пещерах, они не совсем покинули стоянки предков на берегах рек. Ученые полагают, что мустьерский человек жил в конце четвертого ледникового периода, и потому возможно, что лето он проводил на берегах Соммы, так как климат постепенно становился теплее. Именно там М. Коммон идентифицировал его орудия, найденные в слое позднего лесса, который на речные террасы нанес ветер.

У нас в Англии тоже были пещерные жители, и стоит посетить Кентскую пещеру, которая находится в Девоншире, в одной миле на восток от гавани Торки, и посмотреть на стоянку древних людей. Там, в коридорах, размытых водой в известняковом холме, мы находим множество признаков пребывания человека. Сначала землекопы раскопали слой черного гумуса, отложенного в исторические времена, затем сталагмитовый пол, в отдельных местах его толщина доходила до 3 футов. Под ним шла красноватая земля, в которой нашлись кости мамонта, носорога, лося, гиены, пещерного медведя и саблезубого тигра, а также следы от костров первобытных людей.

Под этим слоем почвы снова идет сталагмитовый слой, а дальше брекчия — сцементированная горная порода, природный бетон, в котором обнаружились кости пещерного медведя и кремневые орудия, сделанные более примитивно, чем те, что были обнаружены в верхнем слое почвы.

Вскоре после начала мустьерского периода каменные ручные рубила исчезли; в ашельский период их изготавливали, откалывая отщепы от кусков кремня. Отщепы использовали для изготовления небольших скребков и тому подобных орудий. По-видимому, мустьерский человек сначала обрабатывал кремневое ядрище с одной стороны, а затем отделял от него большой отщеп. Это тоже небезынтересное обстоятельство, так как оно свидетельствует о том, что человек начал экономить материал. Климат опять становился холоднее, холмы покрывались снегом. Кремень встречается только в известняковых залежах мелового периода. Во многих частях страны его размыла и унесла вода, и на расположенных ниже по течению речных террасах образовался галечник из унесенного водой кремня. Кремень, пригодный для изготовления орудий, наверняка представлял большую ценность для доисторического человека, и первый попавшийся камень, поднятый с земли, не так хорош в обработке, как тот, что находят на выходе меловых пластов. Поэтому некоторым людям приходилось совершать далекие путешествия за кремнем, необходимым для работы. Быть может, именно тогда мустьерский человек задумался о том, что если не тратить крупный кусок кремня целиком на то, чтобы сделать из него одно рубило, а использовать в работе и остающиеся обломки, то из одного камня могло бы выйти несколько орудий. Именно так он и поступил, и это ознаменовало переход на новую ступень вверх по лестнице эволюции.

Мустьерский человек применял технику леваллуа — это своеобразный метод работы, при котором от подготовленного «черепахового» ядрища откалывался отщеп, так что одна сторона у него получалась граненая. Также встречаются остроконечные кремни, зазубренные с одной стороны; вероятно, их использовали в качестве наконечников для копья (рис. 25).

При раскопках находили шары из известняка, считается, что их могли использовать в качестве болы — метательного приспособления для ловли животных. Дарвин описывает болы южноамериканских скотоводов гаучо в Монтевидео. «Болы, то есть шары, бывают двух разновидностей. Самая простая бола, с помощью которой главным образом ловят страусов, состоит из двух округлых камней, обтянутых кожей и связанных тонким плетеным ремешком длиной примерно 8 футов. Бола другого типа отличается только тем, что состоит из трех шаров, прикрепленных ремешками к общему центру. Индеец берет в руку самый мелкий из трех шаров и начинает крутить остальные два над головой; затем, прицелившись, он бросает болу, и она, кружась, летит по воздуху. Когда шары ударяются о какой-нибудь предмет, ремешки обматываются вокруг него, перекрещиваются друг с другом и накрепко сцепляются». Гаучо всю жизнь проводят верхом, но эскимосы ходят на своих двоих и охотятся с помощью болы из семи-восьми ремешков с прикрепленными к ним камнями, таким снарядом эскимосы сбивают птиц на лету. Мастер оббивает камни друг о друга, пока они не становятся круглыми.

В мустьерский период с севера в более южные районы пришли северный олень и овцебык и стали добычей доисторического человека; но мы не находим никаких свидетельств, которые заставили бы нас предположить, что он приручал каких-либо животных.

Есть одно обстоятельство, которое показывает мустьерского человека в очень невыгодном свете. Это не которые признаки того, что он мог быть каннибалом. В отложениях в пещере у хорватского селения Крапина нашли человеческие кости, обугленные и расщепленные таким образом, чтобы достать костный мозг. У австралийских аборигенов людоедство связано с ритуальным обычаем избавляться от мертвых тел своих родичей таким жутким способом.

Рис. 25. Мустьерский наконечник копья

Из всего вышесказанного следует, что, хотя о мустьерском человеке мы знаем чуть больше, чем о шелльском (аббевилльском) и ашельском, все же это не очень много. Значит, нам нужно найти какой-нибудь примитивный народ, живущий в подобных условиях и стоящий примерно на той же ступени развития, что и мустьерский человек, и попробовать провести некоторые интересные сравнения. За таким народом далеко ходить не надо — это австралийские аборигены. Ученые Спенсер и Джилен писали об аборигенах, что они «не имеют ни постоянных жилищ, ни одежды, не владеют никакими орудиями, кроме деревянных, костяных и каменных, не имеют представления о возделывании земли, не запасают пищи на черный день, в их языке нет слов для чисел больше трех, и они не верят ни в какие верховные божества». Колонизаторы относились к ним не так жестоко, как к тасманийцам, им позволили существовать на грани выживания, и как народ они заканчивают свои дни на бесплодных землях. Представляется, что давным-давно они пришли в Австралию с материка, последовав за тасманийцами, и устроились там, изгнав тех на Тасманию.

Рис. 26. Метание копья у австралийских аборигенов

Копье австралийских аборигенов свидетельствует о значительном шаге вперед по сравнению с тасманийским и напоминает копье мустьерского человека. Его длина составляет примерно 10 футов; у некоторых копий наконечники сделаны из твердой древесины с приклеенными колючками, у других кремневые наконечники (рис. 25). Для метания копья австралийцы пользуются специальным приспособлением. Оно имеет много разновидностей, но в основном представляет собой палку длиной около ярда с рукояткой на одном конце и колышком на другом. На рис. 26 и 27 показано, как пользоваться этим приспособлением. Его держат в правой руке, отведя ее далеко за спину, и уравновешивают левой рукой. Затем его бросают вверх и вперед, и, когда копье отрывается от руки, приспособление придает ему дополнительный импульс. Будучи в Австралии, Дарвин наблюдал, как туземцы бросают копье. «На расстоянии тридцати ярдов, — писал он, — прикрепляют шапку и пронзают ее копьем, брошенным с помощью приспособления, причем оно летит со скоростью стрелы, пущенной опытным лучником».

Рис. 27. Метание копья у австралийских аборигенов

Стрельба на такое короткое расстояние означает, что австралиец должен быть хорошим охотником и следопытом, ведь ему нужно подобраться к своей добыче — кенгуру — на расстояние удара. До сих в Европе не находили мустьерских приспособлений для метания копья, но мы вполне можем предположить, что изобретению короткого копья предшествовало множество орудий более простого типа. Австралийцы делают деревянные щиты, которые являются усовершенствованной формой тасманийского снаряжения. Они гораздо уже средневекового щита, имеют форму длинного овала и составляют от 2 до 2 футов 6 дюймов в длину и от 6 до 12 дюймов в ширину. С внешней стороны щит закруглен, а с внутренней выдолблен так, чтобы осталась вертикальная рукоятка. Его наличие свидетельствует о ссорах и схватках, поскольку его единственным предназначением может быть защита обладателя от ударов копья. Однако нам неизвестно, пользовался ли щитом мустьерский человек.

Обязательно посетите Этнографическую галерею в Британском музее и посмотрите на наконечник копья, сделанный австралийцами в относительно недавние времена из осколка бутылки; это поразительная вещь, и человек, который сделал ее, был великим мастером. Также стоит сходить в зал каменного века, где находятся мустьерские копья, и сравнить их с австралийскими.

Рис. 28. Насаживание орудия на рукоятку

Из длинных осколков камня аборигены делают очень практичные ножи, формой напоминающие кинжалы, обмазывая их смолой с одного конца, чтобы получилась округлая ручка. С помощью смолы они укрепляют острые отщепы на конце деревянной палки и пользуются ими как резцами и теслами. Также встречаются острые каменные инструменты, вставленные в расщепленные палки подобно копейным наконечникам, но под прямым углом; их привязывают сухожилиями животных и приклеивают смолой.

Рис. 29. Австралийская хижина

В Британском музее хранятся некоторые отшлифованные и отполированные австралийские орудия, и здесь, в Европе, мы связываем их со следующим периодом — неолитом. Большой интерес представляют разные способы насаживания орудий на рукоятки, и доисторические люди наверняка пользовались каким-то аналогичным способом, чтобы защитить свои руки от острых как бритва сколов кремня. Как и тасманийцы, австралийцы разгуливают без одежды, но в своих хижинах надевают накидки из шкур; их сшивают сухожилиями с помощью костяных игл и шильев, которыми прокалывают шкуры. Аборигены носят ожерелья и головные повязки из ракушек и звериных зубов, а также украшают себя тем, что втыкают короткую палочку в перемычку между ноздрями. Они намазывают тела жиром и красной охрой, а еще отрубают фалангу у мизинца, подобно людям культуры ориньяк, как мы увидим в дальнейшем. Их жилища очень просты, в них останавливаются на один-два дня, чтобы сделать перерыв в странствиях. На рис. 29 изображено жилище такого типа, которое мог строить мустьерский человек, покидая свои пещеры на летний период. Оно представляет собой следующую ступень развития, вполне ожидаемую после тасманийского шалаша (рис. 17). В действительности оно похоже на два прислоненных друг к другу тасманийских шалаша, и строят его из подвернувшихся под руку сучьев и веток.

Рис. 30. Добывание огня

Австралийцы изобрели еще один способ добывания огня при помощи трения: деревянную палочку зажимают между ладонями и вертят, уперев в углубление в куске дерева, пока не загорится деревянная труха (рис. 30). Дарвин рассказывает об усовершенствовании этого способа: «Гаучо в пампасах… берут гибкую палку длиной примерно 18 дюймов и прижимают одним концом к груди, а другой, заостренный конец ставят в углубление в куске дерева и затем начинают быстро крутить среднюю изогнутую часть, как сверло».

Еще одно интересное изобретение австралийцев — челнок из древесной коры (рис. 31). По силуэту он очень напоминает тасманийский плот (рис. 21), но конструкция у него как у настоящей лодки, а не плота. От ствола эвкалипта с помощью каменного рубила отделяют длинную полосу коры и нагревают над костром, чтобы сделать ее гибкой. Из гибких ветвей, согнутых, словно ребра, сооружают каркас, сверху приделывают упор для ног гребца и по всей длине перевязывают лодку травяными веревками, которые не дают ветвям разойтись. Нос и корма обвязаны волокнистой корой. На глиняном днище разводят небольшой костер. Австралийцы отличные рыболовы, они изобрели остроконечный гарпун и рыболовные крючки из раковин и дерева.

Рис. 31. Челнок из древесной коры

Здесь мы находим еще одно основание для сравнения, так как в Европе после мустьерского периода мы встречаем искусные гарпуны, которые могли применяться только для ловли рыбы. Они не могли возникнуть без многочисленных проб и ошибок. Возможно, мустьерский человек охотился за рыбой с копьем без наконечника и, не получая хорошего улова, придумал более действенное орудие — гарпун. Следовательно, мустьерские люди пользовались какими-то лодками, которые, разумеется, давно уже исчезли с лица земли, так что за подсказкой мы снова вынуждены обратиться к другим первобытным народам. Австралийцы делают челнок еще одного типа, обшивая каркас древесной корой. К этому же типу относятся коракл — рыбачья лодка в Ирландии и Уэльсе, сплетенная из ивняка, а также каяк и умиак эскимосов, только в них вместо коры используется кожа, и возможно, что в мустьерский период это было так же. Мы знаем, что в эпоху неолита в Европе делали выдолбленные челноки.

Австралийцы ведут торговлю путем натурального обмена. Красную охру, которой разрисовывают тело, меняют на камни, пригодные для изготовления инструментов. Они совсем не знают письменности, однако сообщают известия с помощью деревянных знаков. В Британском музее хранится такое послание из Северного Квинсленда. Оно похоже на узкую короткую планку длиной примерно 3 дюйма с зигзагообразными надрезами и зарубками. Сообщение означает, что «за собаками как следует присматривают», а автору «нужна одежда». Женщины, как правило, носили только накидку из шкуры и, может быть, нечто вроде юбки из шерстяной бахромы вокруг талии да еще ожерелье из ракушек, так что все их одеяние не требовало больших расходов. Австралийцы, как и тасманийцы, превосходные охотники. Они едят мясо кенгуру и практически всех остальных птиц и зверей, личинки и куколки муравьев, рыбу и моллюсков. Их кухня очень напоминает тасманийскую; сначала тушу потрошат, а потом готовят в яме с углями. Все сухожилия потом идут в работу.

Еще одно их замечательное изобретение состоит в том, что женщины собирают семена различных растений, провеивают, пересыпая их из одного пичи в другое, чтобы шелуху унес ветер, и размалывают между камнями. Из полученной муки выпекают грубые лепешки. Пичи — это мелкая деревянная плошка, которую также используют в качестве совка или ковша. Мустьерские люди тоже могли собирать семена и таким образом положить начало длинной цепи, которая привела к возникновению современного сельского хозяйства. Австралийские женщины используют заостренную палку для копания, подобную изображенной на рис. 59, но без прикрепленного груза, чтобы увеличить ее вес. Палку применяют не для обработки земли, а для выкапывания медовых муравьев или ящериц, которых аборигены употребляют в пищу. Помните, мы приводили слова Дарвина о людях, питавшихся исключительно мясом, и это было повсеместным явлением до появления сельского хозяйства; но собирание семян естественным образом наводит на мысль о том, чтобы специально выращивать съедобные растения.

Австралийцы не практиковали каннибализм, за исключением ритуального, например в штате Виктория это считалось выражением почтения при прощании с покойными родственниками.

Мы уже видели, что тасманийцы делали тростниковые корзины и травяные веревки, чтобы лазить по деревьям и связывать плоты. Они научились скручивать короткие отрезки волокна, прибавляя к ним новые, так что получалась длинная веревка. Этот принцип лежит в основе всего прядения. Племена арунта в Центральной Австралии умеют изготавливать шнуры из меха или человеческих волос. Для этого они используют веретено (рис. 32): это палка примерно 14 дюймов в длину, крутящийся конец которой продевают в дырочки, проделанные в двух тонких изогнутых дощечках длиной около 6 дюймов, поставленных крест-накрест. Из кома шерсти или меха вытягивают небольшой клочок и скручивают его пальцами в нить достаточной длины, чтобы ее можно было привязать к одному концу веретена; затем веретено начинают крутить, катая вверх или вниз по бедру. Оставшийся комок шерсти держат в руке и постепенно вытягивают ее по мере того, как веретено скручивает нить; затем получившуюся пряжу наматывают на веретено, снова постепенно вытягивают шерсть и скручивают новую нить. Нам представляется, что это величайшее достижение австралийских аборигенов, которые, как мы уже поняли, во всех отношениях живут в каменном веке. Вопрос в том, как долго они пользуются веретеном; принесли ли они его с собой в далекие эпохи, переселившись с материка; пользовался ли веретеном доисторический человек, на которого так сильно похожи австралийские аборигены? Наверняка для разных нужд им требовались веревки, и если их изготавливали вышеописанным способом, то прялка XVI века и прядильная машина XVII века уходят корнями в очень далекое прошлое, поскольку и первая и вторая представляют собой не что иное, как веретено с механическим приводом, берущее начало от приспособления, изображенного на рис. 32, или его подобия. Австралийцы не ткут из своих нитей и бечевок, но довольствуются тем, что плетут сумки. На рис. 22 изображен еще один первобытный способ изготовления веревки из пучков травы.

Рис. 32. Примитивное веретено

У австралийских аборигенов очень сложная система родственных отношений. Племя делится на две группы или клана: например, одна половина зовется «воронами», другая «ящерицами». «Ворон» имеет право жениться на «ящерице», но не на «вороне»; все «вороны» как бы состоят между собой в родстве и считают этих птиц своими пернатыми друзьями. Этот обычай позволяет не только связать людей братскими и дружескими отношениями, но и служит к соблюдению приличий и предотвращению браков между слишком близкими родственниками. У каждой группы свои ритуалы, в основном означающие призывы к тотемному животному с просьбой об удаче и преуспеянии. Предполагается, что в Европе в ориньякский период наскальные рисунки могли обозначать тотем. Тотемизм распространен очень широко и проливает новый свет на жизнь первобытных людей; он свидетельствует о том, что они старались осмысленно организовать свою жизнь.

У австралийцев нет установленной формы правления, но каждая группа или племя имеет вождя, который берет на себя управление племенем. Они не любят ссориться. Не ведут войн. Ссоры первобытных людей — не более чем стычки по поводу территории, на которой они традиционно охотятся; аборигенам никогда не придет в голову захватить соседскую землю. По их мнению, эту землю населяют духи предков соседнего племени, и потому от нее не будет никакой пользы.

Австралийцы очень часто относят смерть соплеменников не на счет естественных причин, а волшебства, порчи, насланной врагами. Отсюда порой возникают беды, потому что если шаман племени скажет, что порчу наслал сосед, то этого соседа выследят и убьют. Таким образом несчастные туземцы способствуют собственному вымиранию. У первобытных людей всегда был силен страх перед магией.

Дети аборигенов играют во всевозможные игры, учатся метать копья и забавляются с маленьким приспособлением в форме кенгуровой крысы, которое называют «уит-уит». Затем наступает день, когда мальчики вырастают, проходят посвящение и становятся мужчинами. Мужчины танцуют перед неофитами символический танец, демонстрирующий основные качества мужчины. Они имитируют собаку и кенгуру, показывая выносливость и быстроту. У мальчика выбивают один из передних зубов, чтобы научить его выдерживать боль. На ремне крутят австралийскую гуделку — длинный кусок дерева в форме листа с поперечными зарубками, и она издает гудящий звук, в котором аборигены слышат голос божества. Это введение мальчика в духовную жизнь племени; приобщение его к Таинствам и открытие перед ним Верховного Божества, обитающего на Небе.

Когда рождается младенец, считается, что он приносит с собой чурингу — амулет; это длинная плоская деревяшка или камешек с закругленными концами, украшенный разными тотемными изображениями и считающийся священным предметом. Чуринги хранят в пещерах и выносят только для совершения ритуалов.

Австралийцы хоронят умерших соплеменников разными способами, но в основном это погребение в землю. Вместе с телами зарывают оружие, еду и чашку для питья, чтобы мертвый пользовался ими в загробной жизни на блаженных лугах, и этой деталью они тоже напоминают мустьерского человека из Ла-Ша-пель-о-Сен, в могиле которого были найдены остатки кремневого рубила.

Дальнейшие сравнения проводить не обязательно, но те, что мы уже провели, помогут вам, как мы надеемся, представить образ жизни мустьерского человека.

В конце второй главы мы обрисовали древнего человека, изготовлявшего ручные рубила, и постарались показать, что его первейшей необходимостью было добывание пищи; если он не охотился, то ему приходилось голодать, и он не мог рассчитывать, как мы, ни на ближайший магазин, ни на то, что ему поможет кто-то другой. Это материальная сторона его жизни; а как насчет духовной? Будет ошибкой решить, что первобытного дикаря занимало только пропитание, потому что у человека всегда были и другие интересы.

Очень древние корни имеет вера в загробную жизнь, в счастливые, обильные земли, где светит солнце и нет опасностей. На нее указывает погребение в Ла-Шапель-о-Сен с кремневыми орудиями, предназначенными для использования в потустороннем мире. Откуда она возникла? Первобытный человек засыпал, сворачиваясь у костра, и видел сны; его дух словно бы отделялся от тела, и человек встречался с погибшими друзьями и участвовал вместе с ними в охоте или совершал чудесные вещи, которые мы совершаем во сне. Когда он просыпался и, потирая сонные глаза, видел, что он снова у костра, он рассказывал друзьям о своих приключениях; о том, что его родич или друг не погиб, а живет в виде духа в чудесном мире. Так мы видим зарождение культа предков. Острый приступ несварения желудка из-за обжорства мог вызвать ночной кошмар и представление о разных ужасах и преисподней, населенной злыми духами.

Человек с воображением доводил бы рассказ до совершенства, прославлялся и становился шаманом или жрецом. Порой голос человека, возбужденного охотой, эхом отражался от холмов, где не было никаких других людей. Это казалось ему таинственным волшебством, точно так же, когда он видел собственное отражение в зеркале воды, над которой он склонился, чтобы попить.

Солнце, луна и звезды удивляли его, а ледники мощнее Балторо4, сползавшие в море, казались ему живыми. И человек обожествлял их. Может быть, в ветреный день он бросил взгляд на небо и в просвете между туч увидел остроконечные сверкающие вершины, освещенные солнцем, которого не было видно, и они показались ему чудесной страной из сновидений. Долгие ночи и грозы наполняли его страхом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Пещерные люди. Их быт и развитие

Историю человечества можно условно разделить на два существенных периода - первобытный строй и классовое общество. Первый период - это эра, где правил пещерный человек. Длилась она много сотен тысяч лет, в отличие от второй, которой от силы несколько тысяч лет.

Первые люди на планете

пещерные людиИменно пещерные люди благодаря своему труду со временем превратились в современного человека. В это же время возникла культура. В тот период общины были небольшими. Их организация являлась самой примитивной. Как и быт. Поэтому иногда образ жизни человека того периода называют первобытным. Изначально пещерные люди занимались собирательством и охотой, мастеря себе для этих целей каменные приспособления. В подобных общинах преобладало равенство прав и обязанностей, отсутствовала классовая дискриминация. Отношения строились на основе родственных связей.

По свидетельству ученых, пещерный человек появился около 2,5 миллиона лет назад в результате эволюции австралопитека. Основным отличием считают начало обработки камня и создание примитивных орудий труда из него. Такими орудиями пещерные люди резали ветки, разделывали туши после охоты, раскалывали кости, выкапывали из земли коренья. По классификации таких людей принято называть Человек умелый. Способности у них были ограничены передвижением на ногах и умением держать камень и палку, минимальными логическими действиями по изготовлению простых орудий для охоты. Группы были небольшие.

Питекантроп

пещерный человек

Около одного миллиона лет до нашей эры появился питекантроп, обезьяночеловек. Размер мозга у него был значительно больше, чем у гомо хабилиса. Соответственно, он умел изготавливать и более сложные орудия труда. Например, скребки, рубила правильной геометрической формы. Однако функции орудий труда оставались все теми же: копать, строгать, охотиться и разделывать результаты охоты. Существенно на быт и приспособление к природным катаклизмам пещерных людей повлияло начало Ледникового периода. Человек адаптировался к жизни во многих климатических поясах и зонах, а следы питекантропа ученые находят в областях Европы, Северного Китая и Африки. Эти знаки говорят, что география обитания существенно расширилась. Способствовало миграции древних людей появление сухопутных зон из-за понижения уровня Мирового океана.

Как раньше жили пещерные люди

Свое жилье питекантропы зачастую обустраивали недалеко от источников воды. Пещерный человек уже тогда понимал, что источники воды - это ареал обитания животных и, следовательно, источник пищи. Значительное число опасностей заставляло людей собираться в крупные группы для обеспечения безопасности, а также облегчения охоты.

Жизнь пещерного человека. Неандерталец

пещерный человек фото

Неандерталец появился 250 тысяч лет назад. Человек разумный эволюционировал из питекантропа в результате влияния окружающей среды и развития навыков труда. Название этот этап развития человека получил в честь долины, в которой впервые были найдены его останки. Внешне он уже имел большое сходство с современным человеком. Низкий лоб, грубое телосложение, скошенный подбородок - это и есть основные отличительные черты, которыми выделялся этот пещерный человек. Фото, смоделированные на основе останков, дают представить всю силу и мощь, которыми обладали эти существа.

Неандертальцы массово заселяли такие области, как юг Европы, Азии, Африки. Основным жилищем были пещеры. Часто пещеру приходилось отбивать от медведей, которые приходили туда на зимнюю спячку. О мощи пещерных людей говорит и то, что им под силу было убивать этих крупных животных, длина которых иногда достигала трех метров. Массовые останки костей медведей были обнаружены в пещерах многих европейских стран, таких, как Германия, Австрия, Швейцария и других.

Умственное развитие пещерного человека

Так как умственные способности неандертальцев были выше, чем у питекантропов, то и орудия труда значительно усовершенствовались. Качество исполнения значительно улучшилось. Также форма стала более правильной и разнообразной. Техника обработки каменного материала ускорилась. Главным достижением неандертальцев стало умение добывать огонь.

О высоком уровне умственного развития пещерных людей говорит тот факт, что орудия труда, найденные в разных частях света, отличались друг от друга. То есть их развитие проходило независимо в разных регионах. Как предполагают ученые, в этот же период появляются и расовые различия людей. Также меняются физические данные древних людей, которые напрямую зависят от региона их обитания.

жизнь пещерного человека

Культурный уровень пещерных людей также повышался. В группах отношения становятся более прочными. Появляется понимание смены поколений. И, следовательно, неандертальцы начинают хоронить умерших с помощью примитивных обрядов. Часто захоронения проводились в пещерах. Отдельное отношение у людей того времени было к черепам. Их захоронения проводились в специальных ямах, вероятно, ввиду каких-то верований или бытовых устоев.как раньше жили пещерные люди

В отличие от питекантропов Человек разумный не бросал больных и обездоленных. Вероятно, люди того времени уже добывали пищи значительно больше, чем необходимо было для выживания. Следовательно, появилась возможность содержать иждивенцев.

Обряды

Найденные артефакты того времени говорят, что неандертальцы совершали какие-то обряды. Так, в нескольких пещерах были найдены черепа медведей, расставленные в определённом порядке. Подобная инсталляция очень напоминает алтарь для проведения религиозных обрядов.

fb.ru

Доклад первобытный быт... -reshimne.ru

Быт первобытных людейЭпоха первобытного общества - наиболее длительный период истории человечества.С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского племени, жившего на берегу Балтийского моря, там жили славяне, держась у рек Волхов, Днепр, Сулы и других.Археологическая периодизация первобытного общества:1. Каменный век     ·    Палеолит     ·    Неолит     ·    Энеолит2. Бронзовый век3. Железный векСтоянки древних людей были обнаружены в Азербайджане, Армении, Абхазии, Краснодарском крае.Плохо вооруженный древний человек мог жить только в благоприятных условиях. Он селился в пещерах, гротах.80 тыс. лет назад началось оледенение, появляется неандерталец. Его мозг уже равен мозгу человека, появилась асимметричность (праворукость, начался формироваться центр речи).Первобытные люди занимались охотой и собирательством. Его орудиями труда были: кистень, бола, скребло, а позднее - копья, гарпуны, проколки, шилья.Древние пещеры - это не только укрытие для людей, но и место исполнения ритуалов. Происходит зарождение религии.Первейшая форма религий:1. Анимизм2. Тотемизм3. ФетимизмВ первобытном обществе был матриархат.В 5-3 тысячелетии до н.э. началась эпоха неолита. Человек приспособил колесо, изобрел лодку, научился делать глиняную посуду. Это стало началом переворота в жизни человека. "В неолите случилась революция - это полный переворот в образе жизни людей, так как от присваивающего характера труда человек переходит к производящему.".Далее наступает бронзовый век, связанный с эпохой разложения первобытного строя - из общины выделились скотоводческие племена, скот стал основой богатства, матриархат сменился патриархатом. Тогда появились первые стоянки древних людей на Урале - это племена охотников.Произошло крупное разделение труда, то есть ремесло отделилось от земледелия. Появились деньги, имущественное неравенство. На смену родовой общине пришла соседская.Быт древних славянС давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили славяне под разными местными названиями, держались берегов рек: Днепр, Западная Двина, Ока, Волга, озеро Ильмень. На их быт и занятия оказывали влияние географические условия.Они жили небольшими общинами. Не было заметно признаков государственной жизни. Славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников, а потому часть были покоряемы.Основная деятельность людей - это земледелие. Сеяли злаки: рожь, ячмень, просо, пшеницу. Огородные культуры: репу, капусту, свеклу, морковь и т.д.Орудия труда: топор, мотыга, борона-суковатка, серп. Характер хозяйства - натуральное.Люди умели строить себе деревянные жилища, укреплять их деревянными стенами, рвами и земляными насыпями, делать ладьи и рыболовные снасти, возделывать землю, водить домашних животных, прясть ткань, шить, приготовлять кушанья и напитки - пиво, мед, брагу, - ковать металлы, обжигать глину на домашнюю посуду. Древние славяне знали употребление веса, меры, монеты. Они имели свои музыкальные инструменты, на войну выходили с метательными копьями, стрелами и отчасти мечами. Иногда, когда они должны были бежать, то прятались в реке, дыша через соломинку или камыш.Все познания их переходили от поколения к поколению, подвигаясь вперед очень медленно.Религия их состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям и т.п. В разных баснях, верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожания природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Верили они также в волшебство, то есть в знание тайной силы вещей, и питали большое уважение к волхвам и волховицам, которых считали обладателями такого знания. Люди верили в духов домового, лешего, кикиморы, русалки и других

reshimne.ru

Доклад первобытный быт

Быт первобытных людей Эпоха первобытного общества - наиболее длительный период истории человечества.С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского племени, жившего на берегу Балтийского моря, там жили славяне, держась у рек Волхов, Днепр, Сулы и других.Археологическая периодизация первобытного общества:1. Каменный век     ·    Палеолит     ·    Неолит     ·    Энеолит2. Бронзовый век3. Железный векСтоянки древних людей были обнаружены в Азербайджане, Армении, Абхазии, Краснодарском крае.Плохо вооруженный древний человек мог жить только в благоприятных условиях. Он селился в пещерах, гротах.80 тыс. лет назад началось оледенение, появляется неандерталец. Его мозг уже равен мозгу человека, появилась асимметричность (праворукость, начался формироваться центр речи).Первобытные люди занимались охотой и собирательством. Его орудиями труда были: кистень, бола, скребло, а позднее - копья, гарпуны, проколки, шилья.Древние пещеры - это не только укрытие для людей, но и место исполнения ритуалов. Происходит зарождение религии.Первейшая форма религий:1. Анимизм2. Тотемизм3. ФетимизмВ первобытном обществе был матриархат.В 5-3 тысячелетии до н.э. началась эпоха неолита. Человек приспособил колесо, изобрел лодку, научился делать глиняную посуду. Это стало началом переворота в жизни человека. "В неолите случилась революция - это полный переворот в образе жизни людей, так как от присваивающего характера труда человек переходит к производящему.".Далее наступает бронзовый век, связанный с эпохой разложения первобытного строя - из общины выделились скотоводческие племена, скот стал основой богатства, матриархат сменился патриархатом. Тогда появились первые стоянки древних людей на Урале - это племена охотников.Произошло крупное разделение труда, то есть ремесло отделилось от земледелия. Появились деньги, имущественное неравенство. На смену родовой общине пришла соседская.Быт древних славянС давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили славяне под разными местными названиями, держались берегов рек: Днепр, Западная Двина, Ока, Волга, озеро Ильмень. На их быт и занятия оказывали влияние географические условия.Они жили небольшими общинами. Не было заметно признаков государственной жизни. Славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников, а потому часть были покоряемы.Основная деятельность людей - это земледелие. Сеяли злаки: рожь, ячмень, просо, пшеницу. Огородные культуры: репу, капусту, свеклу, морковь и т.д.Орудия труда: топор, мотыга, борона-суковатка, серп. Характер хозяйства - натуральное.Люди умели строить себе деревянные жилища, укреплять их деревянными стенами, рвами и земляными насыпями, делать ладьи и рыболовные снасти, возделывать землю, водить домашних животных, прясть ткань, шить, приготовлять кушанья и напитки - пиво, мед, брагу, - ковать металлы, обжигать глину на домашнюю посуду. Древние славяне знали употребление веса, меры, монеты. Они имели свои музыкальные инструменты, на войну выходили с метательными копьями, стрелами и отчасти мечами. Иногда, когда они должны были бежать, то прятались в реке, дыша через соломинку или камыш.Все познания их переходили от поколения к поколению, подвигаясь вперед очень медленно.Религия их состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям и т.п. В разных баснях, верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожания природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Верили они также в волшебство, то есть в знание тайной силы вещей, и питали большое уважение к волхвам и волховицам, которых считали обладателями такого знания. Люди верили в духов домового, лешего, кикиморы, русалки и других

shpora.org

ЗАНЯТИЕ И БЫТ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. — МегаЛекции

Стоянки первобытных людей открыты на территории Восточной Европы, Северной Азии, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Например, на территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища. В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи заботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами.

В отличие от более раннего периода позднепалеолитические жилища более совершенны. Большие, соединенные вместе жилища и поселки, состоящие из отдельных маленьких хижин, подтверждают вывод о сосуществовании общин и общинного хозяйства.

В развитом неолите на европейской территории России наблюдаются значительные изменения в размещении культур, образуется много новых археологических культур, что связано с развитием хозяйства в целом, с изменением этнического состава неолитического населения, перемещением неолитических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно-гребенчатой керамики.Неолитические культуры в Приамурье, Приморье и на северо-востоке Азии были открыты относительно недавно. В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры: новопетровская, громатухинская, осиново-озерская и нижнеамурская. В конце неолита у племен Дальнего Востока произошло разделение труда: одни стали заниматься земледелием, другие — рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному обществу на территории России пришло феодальное общество.

 

Вопрос 5

 

ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ: КИММЕРИЙЦЫ, СКИФЫ, САРМАТЫ, ГРЕКИ.

Греки: Наиболее значительными среди греческих колоний на северном побережье Черного моря были Ольвия (недалеко от Николаева), Херсонес (на месте совр. Севастополя), Пантикапей (Керчь), Керкинитида (Евпатория), Фанагория на Таманском полуострове, Танаис (недалеко от Ростова-на-Дону). Каждая колония представляла собой город-государство, которым управляли власти, выбиравшиеся членами полиса — городской общины. Колонии были крупными центрами торговли, выступавшими в роли посредников между скифами и материковой Грецией. Из Восточной Европы в города материковой Греции поступали необходимый им хлеб, пушнина, мед, а в обратном направлении двигались разнообразные ремесленные изделия, ткани, предметы роскоши, в которых нуждалось скифское общество, его социальные верхи. Греческие города-государства на Черноморском побережье существовали с 6 в. до н.э. в течение ряда столетий, с образованием Римской империи они вошли в ее состав и пришли в упадок с упадком этой державы.

Киммерийцы:Племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине 8 века до н. э. и в 7 веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии. Большую роль в жизни киммерийцев играли войны. Господствующее положение среди киммерийцев занимали конные воины. Они были вооружены луком, кинжалом, мечом, каменным или бронзовым молотком. Материальная культура, хозяйство и быт киммерийцев известны главным образом за захоронениями, которых насчитывается около сотни. Ведя кочевой образ жизни, киммерийцы не оставили долговременных поселений. Создать полноценное государство им так и не удалось. Во второй половине VII в. до н.э. мощная волна многочисленных скифских племен вытеснила киммерийцев из Причерноморья.

СКИФЫ: Племена скифов организовались на территории нынешней западной России и Украины в 7 веке до нашей эры. Границы Великой Скифии или распространение ирано-язычных племен примерно совпадали с границами Российской империи. Скифы классически считаются предками славянских племён.

В своей работе Геродот определенно различал кочевых скифов на юге и земледельцев скифов на севере.

С 500 по 300 гг. до н.э. государство скифов процветало. Скифы, очевидно, получили свое богатство от контроля над работорговлей с севера в Грецию через Черное море. Они также выращивали зерно, разводили скот и отправляли в Грецию пшеницу и сыр.

Сарматы: Племена, расселившиеся в 8-9 вв. до н.э. на обширных просторах степей от Дона до Южного Урала. Их культура, близкая скифской, характеризуется прежде всего погребельными памятниками - подкурганными погребениями. Их жизнедеятельность была основана на скотоводстве. Наряду со скотоводством у сарматов были развиты гончарное производство, ткачество, резьба по кости, литейное и кузнечное ремесло, достигшие высокого уровня. В их общественной жизни особую роль играли женщины. Они могли быть вождями, жрицами и даже воинами. Это позволяет говорить о сохранении у этих племен материнского счета родства. В дальнейшем сарматское общество становится патрилинейным.

Вопрос 6

 

megalektsii.ru

Быт первобытных людей на Урале

После отступления ледника родовые коллективы осваивают новые районы Урала. Люди живут родами. Изготовляют: скребки для обработки шкур, кожи, сверла, костяные наконечники. Изобрели лук и стрелы. Долговременных жилищ в эту эпоху не строят. Племена живут временными стойбищами в полуземлянках. Основной вид деятельности - охота на Мамантов, шерстистых носорогов и других животных. Были найдены кости крупного и мелкого рогатого скота (коровы, овцы, лошади, свиньи). Их приносили в жертву в Абашевском погребении под Царевым курганом.

Во время неолита люди обрабатывают дерево (шлифуют, полируют, сверлят). Делают лодки, лыжи, сани, деревянные дома. Занимаются рыболовством, делают глиняную посуду. На юге Урала уже приручают домашних животных.

Сначала территория представляла из себя тайгу, где было очень влажно, много рек, то есть хорошие условия для развития рыболовства, но потом появились засухи и водоемы обомлели. Это стало хорошей предпосылкой для возможности появления пойменного земледелия и скотоводства. В состав стада скота кочевников всегда входили овцы. А лошадей и быков стали использовать как транспортное животное.

Начинает развиваться земледелие, об этом свидетельствуют орудия труда: каменные мотыги (для взрыхления земли), медные серпы (для уборки урожая), каменные зернотерки (для переработки продуктов земледелия).

Но примитивное мотыжное земледелие не могло обеспечить население продуктами питания, поэтому скотоводство стало ведущей отраслью хозяйства.

Вскоре осуществился переход от оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства к отгонному, так как вода в реках начала подниматься. Люди от рек переселялись в степи. Изменяется состав стада: сокращение доли крупного рогатого скота, увеличение количества лошадей, которые лучше других животных умеет добывать себе корм из-под снега и расчищать землю пастбища для других животных.

Появляется пастушное скотоводство. Наличие большого количества крупного рогатого скота и свиней предполагало оседлость населения. Эти народы занимались в основном земледелием, собирательством, а главная роль принадлежала охоте и рыболовству.

Бронзовый век

Появляется имущественное неравенство. Люди живут городищами, они плавят металлы из местных руд (обработка меди). Местные мастера изготавливали топоры, серпы-струги, ножи с перехватом, копья, оригинальные украшения.

Развитие металлургии. Металл плавили в специальных чашах, сосудах, ямах и плавильных печах. Изготовление орудий производилось ковкой и литьем.

Железный век

Вплоть до железного века в каждой семье древнего человека существовал матриархат, потому что женщина играла важнейшую роль в домашнем хозяйстве. В ее обязанности входило изготовление посуды, изготовление впрок пищевых продуктов, топлива и много другого.

Люди всегда жили вместе, то есть одной общиной, потому что все ее члены были связаны семейно-брачными отношениями.

С каждой эпохой численность населения поселков постоянно увеличивалась. Кроме жилищ существовали (на поселениях) хозяйственные ямы, для хранения запасов продуктов, и загоны для скота.

Но вскоре начали создаваться патриархальные семьи, так как от мужчины больше зависела семья, чем от женщины.

"Еще начинают формироваться новые виды культур, которые были у каждой общины свои: Анакульская, Абашевская и другие."2.

Святилища древних пещер

Река Чусовая - левый приток Камы пересекает Уральские горы с востока на запад. Она богата различными археологическими памятниками от эпохи неолита до средневековья.

В среднем течении Чусовой расположено уникальное пещерное святилище. Оно находится на отвесной скале в 20 м от ее подножия и в 40 м от вершины. Особенность данного святилища заключается в том, что если смотреть на скалу с противоположного берега, то можно разглядеть "лицо идола", схожего с Шигирским, Горбунвским и другими идолами. Между двух расселин хорошо просматриваются глаза в виде углубленных участков скалы и нос в виде скального выступа. Пещера представляет собой открытый рот, в котором зубами являются полуразрушенные колонны. Это святилище ученые относят к эпохе мезолита и средневековья.

Пещерные находки

В пещерном святилище обнаружено свыше 21 тыс. находок, из которых 18 тыс. составляют наконечники стрел. Они представлены костяными, железными, бронзовыми и каменными.

Железных наконечников насчитывается 219 экземпляров. Основную часть находок составляют черешковые, обычно плоские наконечники.

Очень интересны разнообразные наконечники бронебойного типа, которые имеют утяжеленные боевые головки разной формы и сечения - квадратные, треугольные, ромбические, круглые.

Коллекция бронзовых наконечников представлена 406 экземплярами, 399 из которых втульчатые, трехлопастные. Найден один втульчатый наконечник (скорее медный), который выкован из тонкого листа металла.

Обнаружено довольно большое количество орнаментированных наконечников. Орнамент представлен одной или двумя поперечными полосами, нанесенными по всем граням наконечника.

Число костяных наконечников составило 858 экземпляров. Редко встречаются наконечники, близкие по форме к игловидным.

Изучение наконечников стрел и других изделий из кости позволяет сделать вывод, что кость обрабатывалась в размягченном состоянии. У всех наконечников стрел заметны длинные и ровные следы обработки, которые остаются при работе металлическим орудием.

По мнению некоторых исследователей, смягчение кости происходило путем ее вымачивания и дальнейшего распаривания. Можно предположить, что в древности был известен другой способ, который позволял обрабатывать кость без особого труда. Исследователи предполагают, что кость складывалась в обмазанную глиной яму и заливалась водой, содержащей щавелевую кислоту. При таком замачивании кость за 4 месяца настолько размягчалась, что ее можно было резать ножом.

Находки наконечников под пещерой свидетельствуют о том, что площадка и склон берега здесь были свободны от какой-либо растительности, но сейчас они заросли лесом. Археологи выяснили, что наконечники стрел у подножия скалы залегали в разных позициях. Возможно, у ее подножия стоял один или несколько идолов, которые служили мишенями для стрельбы. Можно предположить, что они приходили, чтобы пустить стрелу в пещеру или чтобы преподнести дары духу пещеры для благополучия племени.

В коллекциях имеются даже наконечники индивидуальных форм. Это укороченные биконические наконечники поздних типов.

Таким образом, можно утверждать, что уже в древности были известны довольно сложные способы обработки кости. Изучая развитие технологии, можно выявить взаимосвязь между уровнем развития обрабатывающих орудий и качеством изготовленных изделий.

На нижних линиях раскопа зафиксировано много угля. Возможно, это остатки обгоревших древков стрел. Также найдены обожженные наконечники стрел и их обломки, что могло быть связано с определенным обрядом.

При раскопках найдены кости животных. Некоторые из них довольно крупные по размерам. Это эпифиз пястной кости северного оленя, зубы лося, волка, медведя, бобра, песца и очень старой лошади. Найден кусок черепа с сохранившимся основанием рога северного оленя. Возможно, кости животных попадали на святилище вместе со стрелами.

В результате промывки обнаружены также "мелок" - кусочек магнетита с затертой поверхностью, осколок камня, но не наконечника, галечка горного хрусталя и галечный отщеп. Наиболее интересной является находка "мелка". Подобные "мелки" были найдены на святилищах на вершине горы Голый Камень и на скалах Три Сестры.

Самой оригинальной находкой можно считать бронзовую бляху и бердыш. Бердыш - это оружие стрельца (топор с искривленным наподобие полумесяца лезвием) и оружие городской охраны, их насаживали на древко, для стрельцов - дополнительное холодное оружие, но и подставка - подсошка при стрельбе из тяжелого фитильного оружия. Им вооружались в 16-17 веках. Их ковали только в России в кузнецах и монастырях.

Бляха отлита в односторонней форме, после отливки дополнительно не обрабатывалась. Ю. Б. Сериков считает, что "бляха была послана вместе со стрелой, так как рядом с ней залегали три наконечника стрелы - два бронзовых и один железный. Вероятно, бляха являлась нагрудным украшением шаманского костюма."3.

После долгих и тщательных исследований археологов на скале Медведь-камень, они все-таки нашли там пещеру, которая представляла собой небольшой грот на очень крутом склоне на высоте почти четырех десятков метров над рекой. Обращенный входом прямо на юг, грот удобен для остановки охотников. Подобный шурф обнаружен на его дне, в вязком, желтом суглинке остатки древней фауны очень плохой сохранности. "Особенно многочисленны кости дикой лошади", по мнению В. И. Громова, "но почти все кости были разбиты. Объяснилось, что упомянутый суглинок относится к ледниковой эпохе."4.

Тагильские писанцы

Урал был очень рано освоен людьми, но многочисленные стоянки и орудия труда, найденные археологами, очень помогли историкам тщательно изучить быт, обычаи и занятия древних людей, живших на Урале.

Тагильские писанцы впервые обнаружены в 19 веке (по реке Тагил).

"В настоящее время обнаружено всего 19 скал с древними изображениями: Балабан 1 и 2, Соколий камень, Кваршинская и Новожиловская писаница, Кислый камень, Зенковская скала."5.

Все писания выполнены на фасадных частях скал, обращенных к реке. Многие рисунки напоминают алтарные части храмов. На скалах в основном изображали животных, людей, разные знаки (поздний неолит и бронзовый века). Изображение медведя считалось периодом железного века.

Люди строили святилища и памятники мемориального характера, напоминающие охотничьи затесы.

Шаманские посохи

В последнее время захоронения с необычным инвентарем и нестандартным положением костяка выделяют как шаманские погребения. Некоторые предметы из таких погребений относят к атрибутам шаманского культа. Сюда можно включить и так называемые посохи или жезлы шаманов. Существование таких посохов подтверждают и этнографические данные. У кетских шаманов, например, такой посох олицетворял мировое дерево, а у ненцев он использовался для проводов души умершего в загробный мир. Во всех случаях посох - это помощник шамана, средство передвижения в различные миры.

Шаманские посохи можно разделить на посохи с Г-образными навершиями из рога лося, с кинжаловидными навершиями, с киркообразными навершиями, с торцевидными или боковыми вставками и фигурные молоты с изображением головы лося или какого-либо другого животного.

По роду крепления выделяются посохи с простым креплением путем привязывания, с боковым креплением, с торцевым креплением, посохи с навершиями, имеющими сквозное отверстие. По размерам посохи подразделяются на группу длиной от 55 до 126 см (собственно посохи) и группу длиной до полуметра (жезлы).

"Р. К. Римантене возводит существование Г-образных посохов к палеолиту. Большая же часть посохов связана с эпохой мезолита."

Скульптура Древнего Урала

На территории Среднего Зауралья в период неолита очень хорошо развивалась скульптура. Тогда самой распространенной была скульптура с изображением лося. На разных стоянках были найдены разнообразные виды лося.

1. Береговая стоянка Горбуновского торфяника - скульптура изготовлена на отщепе каменистого сланца, ухо лося тщательно обработано краевой ретушью.

2. Святилище Камень Дыроватый на реке Чусовой - голова лосихи тщательно обработана двухсторонней краевой ретушью, на фоне светло-коричневой морды лосихи красно-коричневой полосой передан разрез губ животного.

Изображения, связанные с деревянной утварью, найдены на четвертом разрезе Горбуновского и Шигирского торфяников. Они представляют собой своеобразные фигуры лося с углублениями в спине.

На Горбуновском торфянике найдена фигурка в виде тела животного, вырезанного из ольхи, почти не обработанной. Ноги животного имеют вид уплощенных колышков. Его голова не пропорционально велика, если это взрослая особь. Но четко были переданы детали головы: верхняя губа, глаза, ноздри. Ученые предполагают, что воспроизведена стельная самка.

"Распространение лося во всех видах искусства в одной эпохе говорит о большой значимости этого животного для древних уральцев."

Лось - это животное, за счет которого жил древний человек. Он не только охотился на него, но и поклонялся ему.



biofile.ru

Доклад первобытный быт

Доклад первобытный быт

Ответы:

Быт первобытных людей Эпоха первобытного общества - наиболее длительный период истории человечества.С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского племени, жившего на берегу Балтийского моря, там жили славяне, держась у рек Волхов, Днепр, Сулы и других.Археологическая периодизация первобытного общества:1. Каменный век     ·    Палеолит     ·    Неолит     ·    Энеолит2. Бронзовый век3. Железный векСтоянки древних людей были обнаружены в Азербайджане, Армении, Абхазии, Краснодарском крае.Плохо вооруженный древний человек мог жить только в благоприятных условиях. Он селился в пещерах, гротах.80 тыс. лет назад началось оледенение, появляется неандерталец. Его мозг уже равен мозгу человека, появилась асимметричность (праворукость, начался формироваться центр речи).Первобытные люди занимались охотой и собирательством. Его орудиями труда были: кистень, бола, скребло, а позднее - копья, гарпуны, проколки, шилья.Древние пещеры - это не только укрытие для людей, но и место исполнения ритуалов. Происходит зарождение религии.Первейшая форма религий:1. Анимизм2. Тотемизм3. ФетимизмВ первобытном обществе был матриархат.В 5-3 тысячелетии до н.э. началась эпоха неолита. Человек приспособил колесо, изобрел лодку, научился делать глиняную посуду. Это стало началом переворота в жизни человека. "В неолите случилась революция - это полный переворот в образе жизни людей, так как от присваивающего характера труда человек переходит к производящему.".Далее наступает бронзовый век, связанный с эпохой разложения первобытного строя - из общины выделились скотоводческие племена, скот стал основой богатства, матриархат сменился патриархатом. Тогда появились первые стоянки древних людей на Урале - это племена охотников.Произошло крупное разделение труда, то есть ремесло отделилось от земледелия. Появились деньги, имущественное неравенство. На смену родовой общине пришла соседская.Быт древних славянС давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили славяне под разными местными названиями, держались берегов рек: Днепр, Западная Двина, Ока, Волга, озеро Ильмень. На их быт и занятия оказывали влияние географические условия.Они жили небольшими общинами. Не было заметно признаков государственной жизни. Славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников, а потому часть были покоряемы.Основная деятельность людей - это земледелие. Сеяли злаки: рожь, ячмень, просо, пшеницу. Огородные культуры: репу, капусту, свеклу, морковь и т.д.Орудия труда: топор, мотыга, борона-суковатка, серп. Характер хозяйства - натуральное.Люди умели строить себе деревянные жилища, укреплять их деревянными стенами, рвами и земляными насыпями, делать ладьи и рыболовные снасти, возделывать землю, водить домашних животных, прясть ткань, шить, приготовлять кушанья и напитки - пиво, мед, брагу, - ковать металлы, обжигать глину на домашнюю посуду. Древние славяне знали употребление веса, меры, монеты. Они имели свои музыкальные инструменты, на войну выходили с метательными копьями, стрелами и отчасти мечами. Иногда, когда они должны были бежать, то прятались в реке, дыша через соломинку или камыш.Все познания их переходили от поколения к поколению, подвигаясь вперед очень медленно.Религия их состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям и т.п. В разных баснях, верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожания природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Верили они также в волшебство, то есть в знание тайной силы вещей, и питали большое уважение к волхвам и волховицам, которых считали обладателями такого знания. Люди верили в духов домового, лешего, кикиморы, русалки и других

cwetochki.ru


Смотрите также