Первобытные инстинкты и современность. Стоит ли уступать женщинам место? Часть 2. Первобытные инстинкты
Первобытные инстинкты: что нам передали по наследству
Огромный процент людей сегодня обитает в мегаполисах, где не нужно самостоятельно ни выращивать еду, ни разводить скот. Стало достаточно просто зарабатывать деньги, которые можно с успехом обменять на любые блага цивилизации. Однако многие древние природные инстинкты человека проявляются и по сей день, иногда негативно сказываясь на нашем существовании.
Например, до сих пор панический страх может вызывать боли в животе или желание покинуть территорию. Основные инстинкты человека направлены на выживание, размножение, получение удовольствия. Это базовые потребности, которые любой человек будет всегда стараться закрывать в первую очередь. Давайте рассмотрим детальнее некоторые первобытные инстинкты, которые встречаются и сегодня.
Инстинкты и поведения человека в современном мире
Во-первых, страх.
Раньше люди вынуждены были выживать в дикой природе. Поэтому любой шорох, нестандартная ситуация должны были насторожить, сигнализировать об опасности. Когда люди осваивали земледелие, то часто переживали о природных условиях. Если не шел дождь, то урожай мог просто не взойти. Палящее солнце могло уничтожить молодые побеги и так далее. На самом деле, человек зависел от множества факторов природы, а потому для выживания нужно было делать запасы пищи, вести себя осторожно на охоте.
Первобытный страх человека был связан с выживанием.
Сегодня инстинкты в жизни человека срабатывают по шаблону в стрессовых ситуациях. Например, человек давно хочет освоить новое дело или завести бизнес. Уйти с работы мешает банальный страх, что может что-то не получиться. В голове рисуются страшные картины пустого холодильника и неспособности оплачивать кредит. То есть, по сути, это тот же страх не выжить. Но если включить логику, то можно найти как минимум 5-6 способов безболезненного входа в бизнес, к тому же заработать на еду и кров сегодня можно без больших усилий. Однако мозг не хочет слишком сильно напрягаться и думать — он привык упрощать, а мы привыкли жить инстинктивно. Раз мы боимся чего-то, то будем всячески избегать встречи с этим.
Закон сохранения энергии.
Любопытно наблюдать, как люди и сегодня всегда выбирают наиболее легкий и простой путь. Иными словами, если вам предложат пройтись, пробежаться или остаться сидеть на диване, то в большинстве случаев вы останетесь на месте. Чаще всего мы не хотим тратить лишние калории уже на подсознательном уровне. Инстинкты и поведение человека в прошлом были направлены на то, чтобы экономить энергию и пищу. Люди ели только тогда, когда чувствовали голод, поскольку не каждый день можно было рассчитывать на добычу. Они экономили энергию, потому что в любой момент могли подвергнуться опасности, и должны были быть во всеоружии.
Сегодня мы так же ленимся, если предоставляется такая возможность. Мы не хотим тратить калории и энергию, хотя, что парадоксально, именно подвижный образ жизни и является самым полезным для типичного представителя современного общества. Получается, следуя инстинктам самосохранения, сегодня мы рискуем попасть как раз в обратную ситуацию.
Первобытный инстинкт и адреналин.
Раньше человеку не нужно было искать развлечения и новые впечатления. Поскольку основной деятельностью была добыча еды, то во время этого процесса и охотник, и жнец сильно уставали. Нужно было делать работу быстро, внимательно изучая природные явления и анализируя ту информацию, которая поступает извне. Например, люди учились ловить рыбу, искать те места, где она водится, придумывать способы ее ловли.
Современному человеку скучно, чаще всего он ведет малоподвижный образ жизни, ему не хватает эмоций, зато поток входящей информации просто колоссальный. Проблема в том, что нам не хватает адреналина. В итоге кто-то начинает заниматься экстремальными видами спорта, а кто-то ищет стрессовую работу, кто-то добывает эмоции более агрессивными способам.
Инстинкт свободы.
Еще один интересный момент касается пространства, в котором живет человек. В мегаполисах мало места, все передвигаются и живут буквально друг у друга на головах. Люди работают в офисах, перемещаются в транспорте, спят в квартирах. То есть постоянно находятся в ограниченном пространстве. Города максимально плотно застраиваются, а выехать за пределы города мы можем себе позволить только в редкие выходные.
В то же время природные инстинкты человека всегда побуждали его перемещаться по территории. Человек видел леса, озера, бескрайние поля, и ему хватало этих впечатлений. Сегодня мы специально ездим на курорты и ищем развлечения, когда нам скучно и не хватает эмоций. Выезд на природу — это целое событие. Между тем, следование этому инстинкту могло бы оградить от многих психологических проблем.
Вредные природные инстинкты человека.
К одному из таких инстинктов относят желание владеть территорией. Раньше люди соперничали за самые плодовитые земли, леса с дичью. Сегодня желание завоевывать может проявляться в нескольких сценариях. Например, когда человек ставит себе цель добиться новых карьерных высот. Это нормальное желание завоевать новую территорию, чтобы обладать большим количеством ресурсов.
В то же время основные инстинкты человека могут иметь и разрушающий подтекст. Например, проявляться через насилие, агрессию по отношению к другим людям, животным. Войны и попытки манипулировать сегодня вызваны алчностью и не имеют ничего общего с выживанием. Но неверное трактование природных потребностей в итоге способно вылиться в подобные разрушающие последствия.
Как контролировать природные инстинкты в жизни?
Бороться с природными инстинктами бесполезно, если вы — не сверхчеловек. Что ж, начните с ними сотрудничать! Согласитесь, чем более были развиты навыки земледелия у древних людей, тем лучший уровень жизни они имели. Развивать навыки, постигать законы жизни и природы, следовать своим желаниям сегодня — наилучший способ «выжить», то есть удовлетворить главную потребность человека. В современном мире люди живут сообща, где есть правила и законы поведения. Контролировать инстинкты, управлять ими с пользой для себя помогает образование, которое учит людей определенным нормам поведения и законам жизни.
Вы наверняка замечали, что когда в обществе хорошо налажена система передачи знаний, люди образованные и культурные, то вокруг встречается меньше насилия и негативных проявлений эгоистичных инстинктов. А жизнь только по инстинктам непременно приведет к разрушению — внутреннему или внешнему. Как думаете, что бы сделал необразованный первобытный человек, получив килограмм конфет? Съел бы их в один момент. Элементарно потому, что ему было бы вкусно. А съели бы вы? Зная, что это навредит вашему здоровью, внешнему виду? Инстинктами необходимо управлять, направлять энергию в полезное русло. Не будьте заложником своих первичных потребностей.
piter-trening.ru
Как первобытные инстинкты работают в современной жизни • Фактрум
Представьте себе, что доисторический охотник на один день оказался в нашем времени. Скорее всего, ему пришлось бы несладко: мы так далеко ушли от своего «пещерного» состояния, что, например, неандертальца в современном обществе и за человека не посчитали бы.
Джейсон Либерман, биолог из Гарвардского университета, в своей лекции, состоявшейся 6 ноября в Американском музее естественной истории, обратился к проблеме влияния первобытных инстинктов на жизнь современного человека. Согласно Либерману, людьми до сих пор руководят стремления и привычки, появившиеся ещё на заре существования нашего вида, однако в современном мире они не столь эффективны и порой даже могут причинить вред.
1. Лестница или эскалатор?
Современные люди часто сталкиваются с проблемой выбора между лестницей и эскалатором: каждый раз при этом происходит внутренний диалог, приводящий аргументы в пользу того и другого. Преимущества эскалатора очевидны: подъём или спуск на нём требуют гораздо меньших усилий по сравнению с лестницей, зато частая ходьба по лестнице отлично тренирует мышцы ног.
Американские учёные выяснили, что лишь 3% людей в подобных случаях предпочитает лестницу эскалатору, и это может свидетельствовать не только о банальной лени (хотя этот фактор наверняка имеет значение). Большинство людей подсознательно выбирают эскалатор, потому что наши далёкие первобытные предки стремились использовать любой шанс, чтобы восстановить силы, потраченные на охоту или собирательство, и современные люди при совершении выбора следуют тому же инстинкту.
«Таким образом, если бы у неандертальцев были эскалаторы, они непременно ими пользовались бы»
2. Малоподвижный образ жизни или физическая активность?
Человек отлично приспособлен для длительных прогулок и физкультуры: нашим первобытным предшественниками приходилось преодолевать каждый день около 9-ти км, чтобы добыть пищу, в то время как, например, шимпанзе в поисках еды перемещаются примерно на 2–3 км.
«Мы были созданы для того, чтобы ходить, бегать, таскать, копать и бросать — в общем, заниматься физкультурой, которая для охотников и собирателей имела в буквальном смысле жизненно важное значение»
Постепенно ситуация изменилась, и сейчас, чтобы «добыть» мясо, человек может целыми днями сидеть в офисе, пусть в ущерб физическому и психическому здоровью, поэтому люди практически утратили первобытную тягу к физической активности. Даже когда какой-нибудь менеджер среднего звена, устав от постоянного сидения за компьютером и желая сбросить лишний вес, утраивает себе утренние пробежки, инстинкты тут ни при чём — это сознательное намерение избавиться от ненужных калорий.
3. Босиком или в обуви?
Тысячи лет люди были босыми, и от порезов их ноги защищали только толстые мозоли, появлявшиеся после хождения по острым камням и колючим веткам. Когда кто-то из первобытных гениев, наконец, догадался оборачивать ноги кожей животных, мозоли стали не нужны, однако за нововведение пришлось расплачиваться таким распространённым и привычным для нас явлением, как плоскостопие.
Обувь (особенно неудобная) способна вызвать и более серьёзные проблемы вроде заболеваний суставов и сосудов. Специалисты изучили останки жителей палеолита, и оказалось, что для них эти осложнения неактуальны: хождение босиком служит эффективной профилактикой плоскостопия и других заболеваний, поражающих наши нижние конечности.
4. Читать или не читать?
Всем известно, что длительное чтение или время, проведённое за компьютером, отрицательно сказывается на остроте зрения: глазные мышцы теряют тонус и ослабляются, что приводит к искажению восприятия далёких предметов. Наши пещерные предки гораздо чаще нас тренировали зрение, разглядывая природные пейзажи, поэтому наши глаза не приспособлены для длительного восприятия объектов, находящихся на небольшом расстоянии.
Вероятно, с изобретением очков люди решили, что забота о зрении потеряла всякий смысл, но если вы всё же хотите сохранить свои глаза здоровыми, стоит чаще смотреть не только в монитор или книгу.
5. Сладости или здоровое питание?
В рационе жителя палеолита, по некоторым оценкам, содержалось от 1,5 до 8 кг сахара в год. Современный американец съедает около 45-ти кг сахара в год — такой рост потребления сахара связан, прежде всего, с его доступностью.
Если бы у охотников и собирателей была возможность отведать конфет или пирожных, скорее всего они бы вели себя, как капризные дети, поедая сладости в огромных количествах.
Сладкая пища во все времена была и остаётся привлекательной для людей, потому что сахар — не что иное, как углеводы, которые обеспечивают организм энергией. Но если в палеолите люди вынуждены были вести более-менее здоровый образ жизни, в наше время прилавки буквально завалены вкусными и сладкими, но очень калорийными продуктам, что способствует развитию у людей сахарного диабета, ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний.
«У нас нет никакой эволюционной предрасположенности к здоровому питанию, но, тем не менее, каждый родитель учит ребёнка, что есть много сладкого вредно», — иронизирует Либерман. По его словам, человечество научилось действовать более осмысленно и рационально, основываясь не только на инстинктах, однако они по-прежнему играют довольно важную роль в поведении.
www.factroom.ru
Первобытные инстинкты как проблема общества - статья - Психология
В статье Технологии и прогресс для общества, написанной ранее, было описано, как технологии могут оказывать негативное воздействие на наше общество. В действительности, причина этих проблем не в технологиях, но в нашей неспособности использовать их более эффективно. Это обуславливается тем, что технологии постоянно развиваются, причем экспоненциально, в то время как человеческий организм, по сути, остается тем же самым уже на протяжении десятков тысячелетий.
То же самое применимо и к человеческому обществу. Цивилизация охватила землю, сформировав себя в виде сотен различных наций, управляемых сложными системами правительств, в то время как человеческий духовный облик остается в наилучшем соответствии с племенным обществом.
Представьте жизнь человека в те первобытные времена. Человек должен был посвящать свой день охоте и преследованию животных, пользуясь примитивными инструментами, в надежде поймать что-нибудь на обед, и в конце дня, взвалив тушу животного себе на плечо, должен вернуться в свою пещеру. Когда он, выбившийся из сил, приходит домой, его жена должна разделать и приготовить мясо, пока он находится в состоянии полного истощения, но абсолютной удовлетворенности своей добычей. Такая жизнь не нуждается в азарте и развлечениях.
Но когда человек начинает осваивать земледелие, у него появляется свободное время, он становится более поддающимся скуке. Эта тенденция продолжается и в наши дни. Когда доля применения физической силы в жизни человека уменьшается, состояние скуки постоянно усиливается вместе с тягой ее преодолеть.
Это желание к повышению азарта и развлечений становится причиной общественных проблем, потому что эти явления имеют большое количество негативных последствий. Злоупотребление алкоголем и наркотиками является результатом страстного желания разбавить тоску и попыток избавиться от своих жизненных проблем. Это же касается привязанности к азартным играм и появлению бандитских групп, проявляющих жестокость и насилие.
Но что насчет тех, кто избегает этих пороков? Многие люди осуждают проявление возбужденности и азарта в развлекательных целях. Они считают это грехом, которого нужно избегать любой ценой. Тот, кто поддается своим желаниям, в конце концов поплатится за это.
Но не является ли это осуждение лишь иной формой проявления азарта? Ревностное осуждение чего-либо является даже более разрушительной силой, чем алкоголь или азартные игры, если оно приводит к войне. Могла ли начаться вторая мировая война, если бы Гитлер не осуждал с такой страстью другие нации?
Пристрастие к возбужденному состоянию является причиной многих общественных проблем, но это намного менее разрушительно, чем два других первобытных инстинкта: страх и ненависть. Первобытный человек в целях выживания испытывает страх и ненависть ко всему незнакомому. И это справедливо. Внутри своего племени все являются друзьями, но другие племена людей это уже враги. Если кто-то один собьется с пути, оторвавшись от группы, и столкнется с представителями другого племени, то будет немедленно убит.
Эти примитивные инстинкты управляют нашей реакцией по отношению к другим нациям и идеологиям. Когда у нас появляется причина, будь то публичное проявление недовольства или сенсационные события, описанные в средствах массовой информации, мы с энтузиазмом выплескиваем свою ненависть на предмет нашего негодования. Это ведет к войне, которая в настоящее время приводит к сильному разорению вовлеченных государств. Исторически сложившаяся ненависть между конкурирующими нациями, христианами и мусульманами, капиталистами и коммунистами, не является столкновением идеологий, но представляет собой лишь примитивный страх неизведанного. Вероятно, может стать общепринятым тот факт, что пристрастие к возбужденности, страх и ненависть неприемлемы, если они ведут к боли, страданию и экономическому упадку. Но, владея таким знанием, существует ли способ улучшить общество, контролируя эти инстинкты?
Ответ заключается в просвещенности собственных интересов, возвышенной формы эгоистичности, которая приводит к пониманию простой истины: то, что хорошо для общества, также хорошо и для отдельного человека. К счастью, такое понимание можно развить благодаря образованию.
Образованные люди более охотно придерживаются конструктивных форм проявления возбужденности и азарта. Удовольствие от совершения поразительных открытий или понимания сложных принципов намного сильнее приводит в восторг, чем пустая материальная стимуляция потребностей в развлечении. Образование также способствует изучению иностранных культур и идеологий, что может уменьшить наш страх и неприязнь к другим людям.
Под образованием здесь понимается не обучение в престижных университетах. В такой ситуации это будет недоступно большинству людей. Образование подразумевает собой развитие правильного мышления, базирующегося, главным образом, на индивидуальном подходе.
Если вы хотите внести свой вклад в развитие общества, то попытайтесь найти понимание мира с помощью широты своих взглядов, исследований и анализа происходящего. Разобравшись со своими инстинктами, мы в силах смягчить их разрушительное воздействие на общество и создать более культурную цивилизацию.
vidabonito.ru
Tоп-10 хорроров и триллеров, снятых женщинами
Группа американских волонтеров уже девятый год в феврале проводит акцию «Месяц женщин в хорроре». В ее поддержку фанаты жанра делятся в социальных сетях впечатлениями от произведений женщин, оказывая им информационную поддержку. RussoRosso публикует подборку лучших жанровых работ, снятых женщинами.
«Американский психопат» / American Psycho(реж. Мэри Хэррон, 2000)
Если в саундтреке триллера присутствуют такие исполнители, как Phil Collins, Chris De Burgh, Huey Lewis & The News, Simply Red, The Cure, David Bowie и New Order, то можно не сомневаться в его качестве. Кто-то может утверждать, что Мэри Хэррон не смогла передать основной посыл или настроение оригинального романа Брета Истона Эллиса, но у нее несомненно вышло создать настроение истерии на грани с помешательством, щедро приправленное черным юмором. Действительно, трудно понять, смотрим мы комедию абсурда или психологический триллер. Возможно, в случае «Американского психопата» это становится одним и тем же.
Богатый страдающий от тяжелейшей формы нарциссизма бизнесмен Патрик Бэйтман очень устает от своей работы на Уолл-стрит, ненавидит коллег, ненавидит невесту, ненавидит тех, у кого визитки лучше и дороже, ненавидит идиотов и, конечно, ненавидит женщин. Поэтому всех, кто его бесит, он просто зверски убивает. Но с каждым новым убийством он все больше сходит с ума и жаждет, чтобы его кто-нибудь остановил. Бензопила, голова в холодильнике, топор, трупы на вешалках в шкафу, строительный степлер — назовите что угодно, у Патрика всё есть. Бэйтман давно уже стал культовым персонажем жанра вместе со своим плейлистом — и всё благодаря Хэррон.
«Людоед» / Ravenous(реж. Антония Бёрд, 1999)
Как ни странно, американцы редко снимают хорроры и триллеры о войне за независимость, или о гражданской войне Юга и Севера, или, как в фильме Антонии Бёрд, о войне с Мексикой 1840-х годов. А это ведь поле непаханое. В фильме Бёрд исторический сеттинг гармонично сочетается с каннибализмом и вечным вопросом: как далеко человек может зайти в минуты отчаяния и останется ли он после этого человеком? Ранее Бёрд специализировалась на драмах типа «человек vs общество», и этот фильм раскрывает проблему через мистический ужас.
Отрезанные от мира в занесенной снегом крепости солдаты встречают путника, который рассказывает им ужасную историю. Караван, в котором он переезжал, потерялся и сломался в снегах, и путешественники были вынуждены укрыться в пещере. Запасы еды быстро закончились, и вскоре они начали есть друг друга. Страшной участи удалось избежать только рассказчику. Дальше зрителя ожидает оригинальный плот-твист. Это отличный кровавый психологический триллер со звездами Робертом Карлайлом (Бэгби из «На игле», 1995) и Гаем Пирсом (офицер Эксли из «Секретов Лос-Анджелеса», 1997).
«Попутчик» / The Hitch-Hiker(реж. Ида Лупино, 1953)
Ида Лупино специализировалась на детективах и триллерах: играла с Хамфри Богартом в «Высокой Сьерре» (1941), снимала эпизоды для известного сериала «Альфред Хичкок представляет» (1955–65). «Попутчик» — классический захватывающий нуарный триллер 1950-х, который вдохновлен реальной историей Билли Кука, в 1951 году застрелившего шесть человек в течение нескольких дней путешествия автостопом. Правда, в фильме Кука превратили в бывалого серийного убийцу с бандитской физиономией и назвали Эмметом Майерсом.
По сюжету два друга Рой и Гил едут в Мексику на рыбалку и по дороге подбирают Майерса, который начинает угрожать им пистолетом. Поначалу он просто заставляет их ехать в никуда без цели, а потом решает сбежать от властей на пароме, до которого добираться на машине нужно несколько дней. Все время в пути Майерс издевается над Роем и Гилом и запугивает их, а те безрезультатно пытаются бежать. В этом фильме очень много сочных образов психологического террора, которые делают картину захватывающей при полном отсутствии крови и физического насилия. Заканчивается все торжеством справедливости. Фильмы старого Голливуда редко подводят, согласитесь.
Уильям Тэлман, сыгравший Майерса, рассказывал, что после премьеры к нему на дороге подошел водитель, спросил не он ли играл того самого автостопщика, и влепил ему пощечину. Тэлман посчитал это достойной заменой «Оскару».
«Девушка возвращается одна ночью домой» / A Girl Walks Home Alone at Night(реж. Ана Лили Амирпур, 2014)
Безумно стильный иранский черно-белый фильм с отличным саундтреком. В промышленном городе на фоне нефтяных вышек проходит суровая и неприглядная жизнь отбросов общества. По ночам по улицам города гуляет девушка-вампир в хиджабе — она вершит правосудие во имя униженных и оскорбленных женщин, убивая их обидчиков. По закону физики имени Тарантино в маленьком потайном гнезде героиня слушает виниловые пластинки. Ну а по закону вампирского жанра во время очередной охоты она находит не жертву, а Джеймса Дина местного разлива и впервые влюбляется. Фильм иранки Аны Лили Амирпур производит двоякое впечатление: за счет молчаливости и визуальной отточенности он достаточно мрачный, но тем не менее не отталкивающий. Этот сюрреалистический малобюджетный инди-хоррор радует глаза и уши.
Вообще, Амирпур явно стоит на пути к большому успеху в жанре: в 2016-м она сняла фильм про каннибалов «Плохая партия», за который даже получила специальный приз жюри в Венеции. В фильме есть однорукая девушка с револьвером в желтых шортах и усатый Киану Ривз. Ну, вы понимаете.
«Ведьма Любви» / The Love Witch(реж. Анна Биллер, 2016)
Анна Биллер делает кино для женщин о женщинах. Она не только сама пишет, снимает и продюсирует собственные фильмы, но и выступает как дизайнер и композитор, а также почти всегда сама снимается в своих картинах. Биллер одержима старым Голливудом, B-movies и стилистикой 1960-х. В 2016 году, сложив все эти ингредиенты, добавив эротики и немного сатиры, она приготовила зелье под названием «Ведьма любви».
Юная ведьмочка Илэйн ищет того самого единственного мужчину, который будет любить ее до гроба. Вот они все от ее чар и дохнут как мухи: «Это случайно вышло. Он просто перестал дышать». Неспешный, странный, забавный хиппи-фильм о магии, легкомысленных и слабых мужчинах, сильных женщинах и красоте, которая мир не спасет, а как раз наоборот. Сочнейшие цвета, колорит и дизайн, нарочито преувеличенная искусственность и глупость происходящего. «Ведьма любви» — один из самых абсурдных фильмов о магии, который только можно найти.
«Сырое» / Raw(реж. Джулия Дюкорно, 2016)
Если в фильме ужасов или триллере есть герой-медик, то это первый намек на интересное зрелище. А уж тем более, когда фильм заявлен как боди-хоррор о каннибализме.
Безымянная героиня-вегетарианка отправляется в колледж учиться на ветеринара. Там она сталкивается с дикими ритуалами посвящения, который заключается в унижении младших студентов старшими. Один из обрядов — поедание сырого мяса. Сначала у девушки начинается аллергическая реакция, а затем и одержимость. Анимализм, первобытные инстинкты, животное начало, женщина-мясо, взросление — фильм варится в этом соку, делая упор на крутой визуальной подаче и провокации. Название говорит само за себя. Фильм будет вызывать отвращение, ведь в этом цель его авторов. Можно досмотреть до конца, а можно выключить, отказавшись от ужина.
«Графиня» / The Countess(реж. Жюли Дельпи, 2008)
Известная на весь мир актриса Жюли Дельпи — человек-оркестр, попробовавший себя в различных ипостасях в киноиндустрии. В фильме «Графиня» она выступила и сценаристкой, и режиссером, и продюсером, и композитором, и ведущей актрисой. В итоге вышел красивый исторический триллер со средневековым БДСМ. Мало того, Дельпи позвала в проект Даниэля Брюля и Уильяма Хёрта — людей, которые гарантируют качество жести. В эпизоде также мелькнул Николай Кински (его отец, увы, не дожил).
«Графиня» — интересная интерпретация истории графини Батори. Эта жившая в XVI веке богатая и влиятельная особа была первой серийной убийцей, упоминания о которой остались в исторических источниках и которую внесли в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое количество жертв. Согласно легенде, графиня, одержимая идеей вечной молодости, убивала юных девственниц и купалась в их крови. Конечно же, были и слухи о вампиризме. Но Дельпи также обратилась и к другой версии событий: Батори намеренно свели с ума и подставили по политическим мотивам.
«Приглашение» / The Invitation(реж. Карин Кусама, 2015)
Карин Кусама наиболее известна по фильму «Тело Дженнифер» (2009) про одержимую бесом старшеклассницу в исполнении Меган Фокс. Но стоит обратить внимание и на ее более поздний и недооцененный психологический триллер «Приглашение».
Уилл приезжает на званный ужин — встречу друзей — к своей бывшей жене и ее новому возлюбленному. С тех пор как погиб их сын, Уилл не виделся ни с бывшей, ни с их общими друзьями. И пока все отлично проводят время и пьют, Уилл не может избавиться от ощущения, что их всех не просто так собрали в доме. То ли он просто не может смириться с тем, что его бывшая перестала страдать, то ли ему самому нужна помощь. До самого конца фильма зритель вместе с героем вынужден гадать, кто же действительно псих: Уилл или все остальные.
В «Приглашении» очень плавно выстроена композиция знаков — оменов, предшествующих кульминации. Для просмотра этого фильма стоит запастись терпением, так как большую часть времени вас просто дразнят ложным саспенсом и намеками на хоррор. Фильм словно ведет за руку по лабиринту, стены которого сужаются тем больше, чем ближе вы подходите к центру.
«Преместь» / Prevenge(реж. Элис Лоу, 2016)
Элис Лоу, написавшая сценарий и снявшая этот печальный фильм, — известная комедийная актриса, тяготеющая к криминальному жанру. Она неоднократно снималась в триллерах и была соавтором сценария фильма «Раз! Два! Три! Умри!» (2012).
Одинокая беременная женщина, чей партнер умер, слышит голос своей еще не рожденной дочери. Девочка подстрекает мать к убийству тех, кто был прямо или косвенно виноват в гибели ее отца. Это и трагикомедия абсурда, и совершенно дикий психологический триллер.
«Елена в ящике» / Boxing Helena(реж. Дженнифер Линч, 1993)
Решив снимать кино, дочь Дэвида Линча должна была с чего-то начинать, но первый блин у нее получился комом. Тем не менее нельзя его не упомянуть, ведь именно тут она пытается экспериментировать на границах жанра. Здесь есть одержимость, преследование, похищение, ампутация, вуайеризм, много секса, абсолютный сюрреализм и продолжительное ощущение «что, черт возьми, происходит?!» И при всем этом в фильме не проливается ни капли крови. Более милой и криповатой картины сыскать трудно.
У успешного, но очень своеобразного хирурга Ника проблемы с психикой и сексом, потому что мамочка его не любила в детстве. Однажды он влюбляется в прекрасную Елену, с которой провел всего лишь одну ночь. Герой никак не может ее забыть и, увидев девушку с другим мужчиной, слетает с катушек. Очень кстати Елену сбивает машина: кому как не хирургу ее спасать? Ник забирает ее к себе в дом, отрезает ноги, якобы пострадавшие в аварии, и начинает о ней заботиться. Пожалуй, к этому остается добавить лишь то, что главные роли исполнили Джулиан Сэндз и Шерилин Фенн, а на саундтреке звучат Tears for Fears, Enigma и Lenny Kravitz.
В список не вошли, но заслуживают упоминания:
«Кровь и пончики» / Blood & Donuts (реж. Холли Дэйл, 1995) — инди-фильм о добром вампире, в котором снялся Дэвид Кроненберг.«Кровавая закусочная» / Blood Diner (реж. Джеки Конг, 1987) — веселая крошиловка о каннибалах.«В моей коже» / Dans ma peau (реж. Марина де Ван, 2002) — еще один занятный французский боди-хоррор, один из первых образчиков «французского экстрима».«Почти стемнело» / Near Dark (реж. Кэтрин Бигелоу, 1987) — вампиры в трейлере посреди пыльного Техаса.«Берлинский синдром» / Berlin Syndrome (реж. Кейт Шортланд, 2016) — как Стокгольмский, только в Берлине.«Служители дьявола» / Spellbinder (реж. Джанет Грик, 1988) — беглую ведьму преследует ее шабаш, но совы не то, чем кажутся.
Читайте также:
Кому торжествовать в финале? Эволюция образа женщины в хоррорах
russorosso.ru
Поблагодарите за это эволюцию | Инстинкты древних предков
Большинство наших страхов мы приобрели в ходе эволюции. Страхи древних людей укоренились в наших генах настолько глубоко, что избавиться от них просто невозможно. Иной раз совершенно иррациональные, они принуждают нас делать нелогичные вещи и иногда даже мешают нам жить, но, по большей части, помогает выживать.
Два вида страха, на которых основаны все наши инстинкты, это – страх смерти лично человека и вымирания вида в целом.
У нас довольно богатое эволюционное наследие, но в этой статье собрано лишь 12 «пережитков», доставшихся человеку от его пращуров. С их помощью можно понять, почему мы поступаем так, а не иначе.
1. Почему негативные события мы запоминаем лучше, чем позитивные.Ответ прост: опыт и память нам нужны, чтобы выжить. Встречаясь с чем-то новым, мозг обязательно проанализирует, не видел ли он это раньше и не исходила ли от этого опасность. Если наш древний предок не запоминал свой опыт столкновения с опасностью, он не мог прожить достаточно долго, чтобы передать потомкам свои гены.
2. Почему опасные ситуации всегда привлекают наше внимание.Мы не пройдем мимо аварии, обязательно остановимся, чтобы посмотреть. Здесь опять виной древние предки и их инстинкт выживания. В нашем подсознании мы постоянно задаем себе вопросы — насколько это опасно для жизни, съедобно ли, можно ли заняться с этим сексом. По сути, только это важно нашему мозгу. Не будет еды — человек умрет, проглядит опасность — умрет, не будет размножаться — вымрет весь род.
3. Почему мы больше всего боимся унижения, а страх насмешки толкает нас на безрассудные поступки.Унижение и насмешка — худшее переживание для нас, это подтверждено учеными. Наш мозг интенсивнее реагирует на воображаемую ситуацию, где мы подвергаемся унижению, чем на другие картины, не менее неприятные для нас.Причина — для древних людей, когда они начали жить сообща в племенах и группах, социальный статус был немаловажной, если не самой важной вещью. Он гарантировал еду, защиту и женщин. Потеря социального статуса лишала человека всего этого.
4. Почему мы создаем себе зону комфорта и так дорожим ею.Мы упорно цепляемся за свою зону комфорта и внутренне противимся переменам, потому что в те дикие времена покинуть свою территорию обитания (зону комфорта) было равносильно смерти. Древним людям было чего бояться. Неизведанная территория таила в себе опасность, так как могла быть населена другими видами хищников, там могла отсутствовать еда и вода, пригодная для питья. Наш мозг до сих пор посылает нам подобные сигналы и пытается лишить нас возможности освоить новую территорию.
5. Жадность.Ученые до сих пор не знают ответа на вопрос, как возник альтруизм. Доброта нашим предкам была не свойственна — они должны были выживать и искали способных к выживанию партнеров. В то время проявлять самоотверженность и доброту было не только не выгодно, но и опасно.
6. Выбор между черным и белым, добром и злом. Почему мы не видим оттенков.Дерись или беги — вот лозунг древних людей. Если ты будешь долго думать, сомневаться и размышлять, то тебя быстро съедят. Простота двухполюсного решения — или плохо или хорошо — давала возможность принимать решения молниеносно, исходя из всего двух вариантов.
7. Непереносимость одиночества.В древние времена люди жили в племенах, и племена обеспечивали защиту от внешних опасностей. Если ты не с племенем, то ты один, беззащитен и значит — скоро умрешь. Наверное, поэтому нам так невыносимо одиночество. Когда мы остаемся одни, вас охватывает ужас – это наш мозг посылает импульс «я не выживу один, меня съедят, я беззащитен».
8. Почему мы смеемся.Улыбка – своеобразный сигнал о том, что все в порядке. Ученые объяснили это на примере такой примитивной шутки, как падение на банановой кожуре. Человек поскальзывается, падает, и если поднимается, другие начинают смеяться, как бы давая всем сигнал о том, что ситуация не опасна, ложная тревога, помощи не нужно.
9. Почему мы не хотим думать.Когда мы думаем, мы тратим на это энергию. В расслабленном состоянии наш мозг потребляет 9% энергии, а в «работающем» — уже 25% от всей энергии организма. Наши древние предки жили в постоянной борьбе за еду и энергию, поэтому наш мозг все еще не верит, что завтра ему будет что есть, и хочет сэкономить.По той же причине — 65 млн. лет борьбы за пищу и выживание — мы склонны переедать (то есть делать запасы на «черный день»).
10. Предрассудки и суеверия — наследство древних предков.В древние времена такие явления как гром, молния, затмение, землетрясения и другие природные явления пугали людей. Возможно, самые ушлые из племени (шаманы) поняли, как вызвать к себе всеобщее уважение и придумали первые защитные обряды и ритуалы, которые переросли, в конце концов, в религию. А может быть все было иначе:
❞В 1976 г. Джулиан Джейнс, психолог Принстонского университета, в своей нашумевшей книге «Происхождение сознания в процессе краха двухпалатного ума» утверждал, что деятельность мозга древних людей, живущих приблизительно 3500 лет назад, еще до появления ранних признаков сознания, таких как логика, здравомыслие и этика, напоминала современных шизофреников.Джейнс утверждал, что подобно шизофреникам, древние люди слышали голоса, вызывали видения и испытывали недостаток образного мышления и ощущения личной индивидуальности, которые характеризуют более продвинутый разум. По его словам, некоторые из этих наследственных синаптических пережитков до сих пор глубоко сидят в современном мозгу, что и объясняет многие ощущения божественного и духовного❞
11. Прочему нам трудно дается медитация.Мы пытаемся найти себе любое занятие, лишь бы не оставаться наедине с собой и своими мыслями. А отвлечься и отрешиться от всего, остановить внутренний монолог для некоторых просто кажется невозможным.Ответ на этот вопрос в «гипотезе сканера», выдвинутой учеными. Древнему человеку постоянно приходилось сканировать окружающую среду, чтобы не пропустить опасность или найти еду. Поэтому сфокусироваться на внутреннем мире в течение даже нескольких минут для нас, как и для них, неестественно.
12. Напоследок о мурашках, тех которые пробегают по нашей коже в моменты страха и эмоционального всплеска. Механизм возникновения мурашек такой: тонкие волоски на нашем теле приподнимаются маленькими мускулами, находящимися рядом с волосяной луковицей. Как известно, многие животные во время опасности вздыбливают шерсть, чтобы отпугнуть противника. Если бы у нас была густая шерсть, мы бы ее распушали, как они.
www.dlya-sebya.com
Первобытные инстинкты и современность. Стоит ли уступать женщинам место? Часть 2 | Мужчина и женщина
Второй момент, романтический. Поцелуи рук. В нашем обществе это ассоциируется с девятнадцатым столетием, офицерами и дворянами. Видимо, именно оттуда пошла эта традиция. Поэты символически сравнивали обычных земных женщин с богинями и музами, это подхватили романтически настроенные юноши, стремящиеся возвысить в своих глазах подруг.
Но если взять невербалку, подсознательное восприятие, то получится, что это ритуальный жест самоунижения, признания старшинства того, кому целуют руку. Слабые и младшие целовали руки сильным и старшим еще в Древнем Риме, где даже формулировка благодарности звучала как «Целую твою руку».
Этот жест остался еще, судя по всему, в итальянской мафии, где лидеру должны целовать руку подчиненные. Также в России девятнадцатого столетия и начала двадцатого века дети целовали руки отцам. Итак, если мужчина целует руку женщине — кто он? Ее хозяин, за которым она пойдет, или ее раб?
Третий момент — падение на колени. Женщины обожают это, на словах называя безумно романтическим, «рыцарским» поступком, на деле желая таким образом психологически сломить мужчину. Да, даже если мужчина не задумывается о смысле своих действий, в итоге падения на колени он как бы понижает свой ранг, как бы признает женщину главной, осознает он это или нет. Впрочем, он поймет это по поведению дамы. Ведь женщины гораздо более послушны голосу инстинкта, нежели голосу сознания.
Кто-то может сказать, что мужчина станет подчиненным, только если согласится с тем, что это жест унижения, а если якобы он будет уверен в том, что это «джентльменство», то это будет не так.
Однако речь идет об устройстве человека как существа, оформившегося в родоплеменную эпоху. Внутренние механизмы психики работают, и — знает человек об этом или нет, согласен с этим или нет — не имеет значения.
Тысячелетиями побежденных ставили на колени победители, и только последние лет сто этому жесту люди пытаются придать другое значение. На уровне инстинктов слабый становится на колени перед сильным — так было, есть и будет, пока живо человечество, что бы там ни писали поэты и ни говорили женщины, которым это выгодно.
Если взять котенка за шкирку — он безвольно повиснет, так он устроен, чтобы кошке было легче переносить его. Нравится это котенку, или нет, согласен он, или нет, — не имеет значения. Итак, если мужчина падает на колени перед подругой (неважно, по какому поводу) — кто он? Слуга? Раб? Может быть, настоящий мужчина?
Дополним объяснение. Если человек сутулится и идет, опустив голову, — всеми встречными он подсознательно воспринимается как человек низшего ранга (даже в XXI веке). И наоборот — гордая осанка, повелительный взгляд воспринимаются соответственно как признак хозяина жизни. Это происходит автоматически, исподволь. Люди бы сами не смогли объяснить, почему к первому они относятся небрежно, а ко второму — заранее с некоторой степенью безотчетного почтения, даже не зная, кто он таков.
В древнем обществе только сильный и смелый человек мог позволить себе такой взгляд и такую осанку, так как любой встречный мог воспринять это как вызов — а полиции в те времена не было. Для европейцев та эпоха вроде бы как прошла, а вот общечеловеческий механизм подсознательной оценки новых знакомых и первых встречных остался таким же, как до сих пор, скажем, в Индии или Африке.
Это очень сильные инстинктивные программы. Ученые-этологи утверждают, что это схоже с поведением самцов животных при встрече друг с другом — они пытаются казаться выше или больше, чтобы запугать вероятного противника: вздувают капюшон, как кобры, выпячивают грудь, растопырив крылья, как малиновки, надуваются, как жабы.
В животном мире минимум единоборств — кто больше, тот при равном уровне агрессии обычно побеждает без боя. В итоге оценки противостояния слабый может сразу признать себя побежденным, поникнув, ссутулившись, сжавшись в комочек, ожидая удара.
А победителю в моральном поединке обычно нет нужды добивать проигравшего, признавшего свою слабость. Отсюда идет выпячивание груди и поигрывание бицепсами у одних — и зажатость и сутулость других. Так мы устроены — все внутреннее видно снаружи, в том числе страх и храбрость.
Бывают и мастера блефа, которые фигурально раздуваются, растопыривают крылья, одерживая моральную победу над более сильным, казалось бы, в физическом плане соперником. Ну, а уж если столкнутся два примерно равных противника, то победит тот, кто готов дальше зайти в этом иерархическом конфликте двух самцов.
Это же, с некоторыми оговорками, можно применить и к такому обычаю, как ношение мужчиной пакетов и сумок. В древности хозяин шел с рынка с пустыми руками, а вслед за ним тащился по жаре, потея и шепча проклятия, раб с мешками в руках, узлами подмышкой и корзиной в зубах… Тысячелетия прошли, но психология не изменилась. Раб-носильщик нагружен, хозяин свободен. Только если древние рабы воспринимали это как рабство и могли взбунтоваться, современные «джентльмены» и «рыцари» сами спешат помочь — древнеримский рабовладелец истек бы слюной от зависти, ему ведь приходилось круглосуточно контролировать своих носильщиков. Добровольный раб, который при этом считает себя главой, — любопытное зрелище, философы древности были бы таким феноменом поражены.
Интересно, те мужчины, которые падают на колени, уступают места, открывают двери, носят сумки — стали бы делать это для своего друга? Самого лучшего? Или для сослуживца в армии — отличного парня, души компании? Конечно, нет. Но почему делают это для женщин? Чем женщина лучше? Мужчину вводит в обман ее красивая внешность, предназначенная природой лишь для привлечения самца, как яркий цветок ярок лишь для того, чтобы привлечь к себе шмеля. Но мужчины подсознательно стремятся возвысить и облагородить женщину, думая, что все красивое величественно и возвышенно — как Родосский Колосс, Колизей, Парфенон…
Возвращаясь к теме кошек, можно вспомнить любопытную фраза: «Если бы кошки были уродливы, как жабы, мы бы увидели, какие это на самом деле мерзкие эгоистичные зверьки». Но красота отключает логику, человек сам гипнотизирует себя, не видя реальность такой, какая она есть. Впрочем, это тема другого разговора.
shkolazhizni.ru
Как первобытные инстинкты работают в современной жизни
Некоторые инстиктивные сценарии нам уже не нужны, но они продолжают действовать
Представьте себе, что доисторический охотник на один день оказался в нашем времени. Скорее всего, ему пришлось бы несладко: мы так далеко ушли от своего «пещерного» состояния, что, например, неандертальца в современном обществе и за человека не посчитали бы.
Джейсон Либерман, биолог из Гарвардского университета, в своей лекции, состоявшейся 6 ноября в Американском музее естественной истории, обратился к проблеме влияния первобытных инстинктов на жизнь современного человека. Согласно Либерману, людьми до сих пор руководят стремления и привычки, появившиеся ещё на заре существования нашего вида, однако в современном мире они не столь эффективны и порой даже могут причинить вред.
1. Лестница или эскалатор?
Современные люди часто сталкиваются с проблемой выбора между лестницей и эскалатором: каждый раз при этом происходит внутренний диалог, приводящий аргументы в пользу того и другого. Преимущества эскалатора очевидны: подъём или спуск на нём требуют гораздо меньших усилий по сравнению с лестницей, зато частая ходьба по лестнице отлично тренирует мышцы ног.
Американские учёные выяснили, что лишь 3% людей в подобных случаях предпочитает лестницу эскалатору, и это может свидетельствовать не только о банальной лени (хотя этот фактор наверняка имеет значение). Большинство людей подсознательно выбирают эскалатор, потому что наши далёкие первобытные предки стремились использовать любой шанс, чтобы восстановить силы, потраченные на охоту или собирательство, и современные люди при совершении выбора следуют тому же инстинкту.
«Таким образом, если бы у неандертальцев были эскалаторы, они непременно ими пользовались бы»
2. Малоподвижный образ жизни или физическая активность?
Человек отлично приспособлен для длительных прогулок и физкультуры: нашим первобытным предшественниками приходилось преодолевать каждый день около 9-ти км, чтобы добыть пищу, в то время как, например, шимпанзе в поисках еды перемещаются примерно на 2–3 км.
«Мы были созданы для того, чтобы ходить, бегать, таскать, копать и бросать — в общем, заниматься физкультурой, которая для охотников и собирателей имела в буквальном смысле жизненно важное значение»
Постепенно ситуация изменилась, и сейчас, чтобы «добыть» мясо, человек может целыми днями сидеть в офисе, пусть в ущерб физическому и психическому здоровью, поэтому люди практически утратили первобытную тягу к физической активности. Даже когда какой-нибудь менеджер среднего звена, устав от постоянного сидения за компьютером и желая сбросить лишний вес, утраивает себе утренние пробежки, инстинкты тут ни при чём — это сознательное намерение избавиться от ненужных калорий.
3. Босиком или в обуви?
Тысячи лет люди были босыми, и от порезов их ноги защищали только толстые мозоли, появлявшиеся после хождения по острым камням и колючим веткам. Когда кто-то из первобытных гениев, наконец, догадался оборачивать ноги кожей животных, мозоли стали не нужны, однако за нововведение пришлось расплачиваться таким распространённым и привычным для нас явлением, как плоскостопие.
Обувь (особенно неудобная) способна вызвать и более серьёзные проблемы вроде заболеваний суставов и сосудов. Специалисты изучили останки жителей палеолита, и оказалось, что для них эти осложнения неактуальны: хождение босиком служит эффективной профилактикой плоскостопия и других заболеваний, поражающих наши нижние конечности.
4. Читать или не читать?
Всем известно, что длительное чтение или время, проведённое за компьютером, отрицательно сказывается на остроте зрения: глазные мышцы теряют тонус и ослабляются, что приводит к искажению восприятия далёких предметов. Наши пещерные предки гораздо чаще нас тренировали зрение, разглядывая природные пейзажи, поэтому наши глаза не приспособлены для длительного восприятия объектов, находящихся на небольшом расстоянии.
Вероятно, с изобретением очков люди решили, что забота о зрении потеряла всякий смысл, но если вы всё же хотите сохранить свои глаза здоровыми, стоит чаще смотреть не только в монитор или книгу.
5. Сладости или здоровое питание?
В рационе жителя палеолита, по некоторым оценкам, содержалось от 1,5 до 8 кг сахара в год. Современный американец съедает около 45-ти кг сахара в год — такой рост потребления сахара связан, прежде всего, с его доступностью.
Если бы у охотников и собирателей была возможность отведать конфет или пирожных, скорее всего они бы вели себя, как капризные дети, поедая сладости в огромных количествах.
Сладкая пища во все времена была и остаётся привлекательной для людей, потому что сахар — не что иное, как углеводы, которые обеспечивают организм энергией. Но если в палеолите люди вынуждены были вести более-менее здоровый образ жизни, в наше время прилавки буквально завалены вкусными и сладкими, но очень калорийными продуктам, что способствует развитию у людей сахарного диабета, ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний.
«У нас нет никакой эволюционной предрасположенности к здоровому питанию, но, тем не менее, каждый родитель учит ребёнка, что есть много сладкого вредно», — иронизирует Либерман. По его словам, человечество научилось действовать более осмысленно и рационально, основываясь не только на инстинктах, однако они по-прежнему играют довольно важную роль в поведении.