ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ ИСТОРИИ (СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ)
Периодизация первобытной истории имеет свою собственную историю, без изучения которой нельзя понять современное состояние проблемы. Это относится как к специальным периодизациям - археологической, антропологической, источниковедческой, так и в основном к общеисторическому, или общему, членению первобытного исторического процесса. В марксистской науке периодизация первобытной истории всегда рассматривалась как одна из ключевых проблем теоретического осмысления древнейшего прошлого человечества. Именно поэтому Ф. Энгельс в свое время так высоко оценил общую периодизацию американского ученого Л. Г. Моргана, который первый попытался внести сюда определенную систему1 . Как известно, Морган, воспользовавшись установившимся еще в XVIII в. выделением в развитии человечества ступеней дикости, варварства и цивилизации, вычленил в первобытной истории эпохи дикости и варварства с подразделением каждой из них на три ступени, характеризуемые определенными чертами хозяйства и материальной культуры. По Моргану, эпоха дикости и низшая ступень варварства - время собирательско-охотничье- рыболовческого хозяйства, средняя и высшая ступени варварства - земледельческо-скотоводческого хозяйства. Почти все критерии отдельных ступеней дикарской и варварской эпох взяты им из области развития производительных сил: это (начиная со средней ступени дикости) - применение огня, изобретение лука и стрел, введение гончарства, одомашнивание растений и животных, освоение металлургии железа2 . Энгельс воспроизвел периодизацию Моргана в "Происхождении семьи, частной собственности и государства", но в то же время отметил, что она останется в силе лишь до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести коррективы3 . Он сам прямо или косвенно положил начало уточнению и пересмотру этой периодизации. Он счел необходимым обобщить ее, четче определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства как эпоху производящего хозяйства4 . Он подчеркнул также качественное своеобразие ... Читать далее
library.ua
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ ИСТОРИИ (СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ)
Периодизация первобытной истории имеет свою собственную историю, без изучения которой нельзя понять современное состояние проблемы. Это относится как к специальным периодизациям - археологической, антропологической, источниковедческой, так и в основном к общеисторическому, или общему, членению первобытного исторического процесса. В марксистской науке периодизация первобытной истории всегда рассматривалась как одна из ключевых проблем теоретического осмысления древнейшего прошлого человечества. Именно поэтому Ф. Энгельс в свое время так высоко оценил общую периодизацию американского ученого Л. Г. Моргана, который первый попытался внести сюда определенную систему1 . Как известно, Морган, воспользовавшись установившимся еще в XVIII в. выделением в развитии человечества ступеней дикости, варварства и цивилизации, вычленил в первобытной истории эпохи дикости и варварства с подразделением каждой из них на три ступени, характеризуемые определенными чертами хозяйства и материальной культуры. По Моргану, эпоха дикости и низшая ступень варварства - время собирательско-охотничье- рыболовческого хозяйства, средняя и высшая ступени варварства - земледельческо-скотоводческого хозяйства. Почти все критерии отдельных ступеней дикарской и варварской эпох взяты им из области развития производительных сил: это (начиная со средней ступени дикости) - применение огня, изобретение лука и стрел, введение гончарства, одомашнивание растений и животных, освоение металлургии железа2 . Энгельс воспроизвел периодизацию Моргана в "Происхождении семьи, частной собственности и государства", но в то же время отметил, что она останется в силе лишь до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести коррективы3 . Он сам прямо или косвенно положил начало уточнению и пересмотру этой периодизации. Он счел необходимым обобщить ее, четче определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства как эпоху производящего хозяйства4 . Он подчеркнул также качественное своеобразие ... Читать далее
libmonster.ru
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ ИСТОРИИ (СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ)
Периодизация первобытной истории имеет свою собственную историю, без изучения которой нельзя понять современное состояние проблемы. Это относится как к специальным периодизациям - археологической, антропологической, источниковедческой, так и в основном к общеисторическому, или общему, членению первобытного исторического процесса. В марксистской науке периодизация первобытной истории всегда рассматривалась как одна из ключевых проблем теоретического осмысления древнейшего прошлого человечества. Именно поэтому Ф. Энгельс в свое время так высоко оценил общую периодизацию американского ученого Л. Г. Моргана, который первый попытался внести сюда определенную систему1 . Как известно, Морган, воспользовавшись установившимся еще в XVIII в. выделением в развитии человечества ступеней дикости, варварства и цивилизации, вычленил в первобытной истории эпохи дикости и варварства с подразделением каждой из них на три ступени, характеризуемые определенными чертами хозяйства и материальной культуры. По Моргану, эпоха дикости и низшая ступень варварства - время собирательско-охотничье- рыболовческого хозяйства, средняя и высшая ступени варварства - земледельческо-скотоводческого хозяйства. Почти все критерии отдельных ступеней дикарской и варварской эпох взяты им из области развития производительных сил: это (начиная со средней ступени дикости) - применение огня, изобретение лука и стрел, введение гончарства, одомашнивание растений и животных, освоение металлургии железа2 . Энгельс воспроизвел периодизацию Моргана в "Происхождении семьи, частной собственности и государства", но в то же время отметил, что она останется в силе лишь до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести коррективы3 . Он сам прямо или косвенно положил начало уточнению и пересмотру этой периодизации. Он счел необходимым обобщить ее, четче определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства как эпоху производящего хозяйства4 . Он подчеркнул также качественное своеобразие ... Читать далее
libmonster.cn
В духовной культуре - Госы
1 2 3 4 5 6 В духовной культуре: Древний Египет и Месопотамию объединяет схожее мировоззрение, в основе которого, как и у любых древних культур лежит мифология, то есть объяснение всего через миф. Центральная часть - космогоническая суть мифов. Особенное - в Месопотамии в силу ее социальных и политических особенностей заключается в своеобразном мировосприятии. Человек в Месопотамии воспринимал мир как очень нестабильную систему, в которой таятся множество всяких подвохов и катастроф - миф о потопе. Ярким отражением такого восприятия мира является царь Гильгамеш. В Древнем Египте мир выступает в восприятии человека как очень стабильная система: паводки Нила были предсказуемы, он был относительно изолированной страной, он долго не видел крупных вторжений => идея вечного бытия, причем она была аналогом земной жизни, но в улучшенном варианте => заупокойный культ.
Основные этапы развития Афинского полиса.Синойкизм.
Большое значение приобретает народное собрание - весь гражданский коллектив является носителем гражданской власти.
Тирания Писистрата. В процессе тирании была подорвана аристократия. Земли, отобранные у аристократов, были отданы в аренду => усиливается аграрный демос.
Реформы Клисфена: вводится территориальная фила (взамен родовой).
Вводится суд черепков (остракизм) - наиболее популярные члены общины могли быть подвергнуты остракизму. Существенным органом стал суд присяжных (гилея). "Графе параномон" (любой гражданин может предложить закон, но он должен отвечать за него 1 год) => возникает политическая активность и политическая ответственность.
Другая тенденция - в Спарте. 12-11 вв. - приход дорийцев. Местное население - становится зависимым. Дорийцы оседают 4-мя территориальными общинами. Военачальники избираются из дорийских общин. Сер. 7 века - увеличивается территория спартанского полиса. Формируется гражданская община равных - корпорация воинов. Запрет заниматься торговлей и ремеслом, запрет ввоза изделий роскоши. Весь земельный фонд принадлежал общине.
Как в Афинах, так и в Спарте высшим органом являлось Народное собрание, но голосование в Афинах - индивидуальное, а в Спарте - коллективное (голосовали шумом, шум оценивали 5 эфоров). ТО в Спарте - олигархия. Еще один орган государственности - Герусия - 2 военачальника (из Амиклы и дорийских родов) и 20 старцев.
В Афинах афинянин мог продать земельный участок афинянину.
Законотворчество и характер законов. Афины: Драконт, Солон, Клисфен. Спарта: законы направлены на сохранение равенства: мифический создатель законов Ликург (?). Законы были священными, их никто изменить не мог. Общее черты: и то и то защищает собственность гражданского коллектива. Отличие: законы в Афинах носили индивидуальный оттенок (закон о наследовании, о назначении опекуна, и т. д.). Характер законотворчества: после предложения законопроекта, предлагающий его должен записать его на выбеленной доске и повесить на видное место, чтобы все с ним ознакомились. Любой мог отвергнуть этот закон.
Особенности формирования «общины равных» в Спарте. Основные этапы формирования Римской аристократической республики.
Эллада в первой половине IV в. до н. э. Великая греч колонизация?
Территория Балканского полуострова не имеет значительного земельного фонда. Кроме того, там мало залежей железа. Великая греческая колонизация - эпоха, когда родовые обычаи были сильны (7 век) => Земельные участки дробятся при наличии 2 и более сыновей. Чтобы не допустить обеднения общества началась колонизация. Она отчасти носила принудительный характер. Колонисты приобретали земельные участки на новых землях. В качестве переселенцев оказывались те, кто в силу обстоятельств был лишен прав на отцовский участок. "Труды и дни" Гесиода. Колонизация - торговые интересы полиса - приобретение недостающих материалов и рабов. НАПРАВЛЕНИЯ КОЛОНИЗАЦИИ: Малая Азия: Эфес, Милет. Западное: Юго-Восточное побережье Аппенинского полуострова и Сицилия (Великая Греция). Северное: Западное, Восточное и Северное побережье Черного моря. Рядом с колониями имелись зачастую месторождения железа. Греческая колонизация способствовала социальному и политическому развитию Эллады (гражданин разрывал связи с полисом и надеялся только на себя). В поселениях жили более предприимчивые люди. Термин "колония" неуместен, потому, что связей подчинения с метрополией не было. Колонии следует называть апойкиями. Под влиянием колонизации метрополия начинает развиваться быстрее - поселения становятся рынком сбыта. Колонизация способствовала развитию мореходства, проникновению новых культурных традиций. Дорийская колонизация и ионийская колонизация отличались: копировалась та система, которая была в метрополиях. Дорийцы - олигархия и поклонение Гераклу, ионийцы - демократия.
Торговое направление колонизации - приверженец торговой теории - Эдуард Мейер (торговые поселения - эмпории, на основе которых возникал полис),
Р. Пельман (в колонизационном движении нужно видеть либо феодальный - Спарта, либо капиталистический элемент - Афины). Г. Бузольд (все поселения - первоначально аграрные).
Российские историки Северного Причерноморья - Сергей Александович Жебелев (изучение взаимоотношений варварского мира и греческих поселений, есть работы, посвященные отдельным центрам греческой колонизации; Тезис о территориальном полисе - Херсонес), Василий Васильевич Латышев - крупнейший российский эпиграфист (издал 4-х томный корпус надписей Босфора, Ольвии и Херсонеса; издал "Свидетельства греческих и римских авторов о Северном Причерноморье"; издал "Присягу Херсониситов"), МИХАИЛ ИВАНОВИЧ Ростовцев - выдающаяся личность ("Скифский роман" - публикация писем Ростовцева + список работ Ростовцева - 600 названий. "Эллинстово и иранство на Юге России" - скифы, греки, гунны). Ростовцев отмечал, что в культурном отношении выше других стояли эллины. Они не занимались завоеванием земель => колонизационный процесс носил мирный характер. В 1920-е гг. Ростовцев был одним из последних работников, которым была разрешена командировка. Он эмигрировал в США. Стал основателем американо-английской школы антиковедения. Он организовал раскопки. В целом, российские ученые после вхождения в состав Российской империи Крыма изучали античные памятники. 1856 - создана императорская археологическая комиссия, которая следила за сохранением памятников.
Римская республика второй половины II в. – I в. до н. э. Кризис III в. н. э. и реставрация Римской Империи. Проблемы генезиса феодализма в средние века.Посмотреть: Круглый стол в журнале "Одиссей", Марк Блок "Феодальное общество", Гуревич "Феодальное средневиковье: что это такое: размышления мидиевиста на грани веков" (Одиссей, 2002).
Советская историография: Понятие Феодализм и Средние века воспринимались как тождественные (формационный подход). В современной историографии эти понятия были разведены. В 1990-е гг. вообще старались отойти от понятия феодализм, потому что оно имело марксистские коннотации. Но в настоящее время большинство историков склоняются к тому, что феодализм характеризует сеньориальные отношения. Генезис феодализма - очень долгий процесс, он имеет локальные отличия. Страна классического феодализма - Северная Франция. Не везде сформировался французский вариант. Генезис феодализма протекал в Раннее Средневековье. Этот генезис мог идти или синтезным путем (в результате взаимодействия структур позднеантичного общества и структур варварского родо-племенного общества) и бессинтезным путем (в результате трансформации поздне-рабовладельческого общество, либо в варварском обществе). Синтезный - Франция, Германия, бессинтезный - Византия, Италия, скандинавские страны.
Выделяют несколько этапов:
Рождение и утверждение частной собственности. Франция - появление аллода1 (в кон. 6 века) => меняет франкскую общину. В варварском обществе община выступала собственником земли. Происходит имущественная дифференсация. Слой мелких собственников постепенно начинает размываться и переходит на положение зависимых, утрачивая собственную землю. Причины утраты земли - зависимость от неурожаев, голод, наступление на общину крупных земельных собственников (церкви), долговая кабала. Потеряв право собственности, крестьянин становится зависимым держателем земли. Поиск сильного покровителя вынуждает человека лишиться собственности. Особенно массовое лишение земель происходит в 8 веке => "аграрный переворот". Следствие 1-го этапа - оформление слоя зависимых держателей. Происходит формирование крупного землевладения за счет королевских пожалований (что актуально было в период расширения франкского королевства), за счет открытого захвата общинных земель. Следствие этого - появление мощного слоя земельных магнатов, чья власть на землях порождала аллодиальный сепаратизм => период "ленивых" Меровингов (крупные магнаты делят власть в стране). На самом деле первый этап - еще не феодальный этап, но он приводит к поляризации общества. Появление бенефициальной собственности. Бенефициальная собственность - по характеру уже феодальная, потому что она носит условный характер (отныне владение землей связано с выполнением некоторых служб, особенно военных). Франки - это происходит вследствие реформ Карла Мартела, который столкнулся с рядом проблем - потеря боеспособности ополчения на фоне арабской угрозы и с сепаратизмом земельных магнатов => бенефициальная реформа => отныне землю давали только при условии несения военной службы. Это позволило преодолеть сепаратизм и сформировать рыцарское сословие. Военная служба становится привилегией, землю дают вместе с крестьянами, которые ее обрабатывают. Бенефиций - условное, ненаследственное владение. Важный результат этого этапа (8 век): складывание сословия феодалов - сеньоров. Связан с приобретением бенефицием наследственного характера. Новая форма собственности - феод. Это происходит во 2/2 9 века при внуке Карла Великого Карле Лысом, который вынужден признать наследственность бенефиция. Феод, основные его черты: условность, расщепленность (собственником является, и тот, кто пожаловал землю и тот, кто ее получил) => порождает иерархию в обществе, бинарность (производитель не является собственником, а собственник не является производителем). Феодальная рента - барщина, оброк. Происходит наступление на личные права производителей (получать доход можно только с помощью внеэкономического принуждения). Эта тенденция приведет к тому, что появляется категория личнозависимого крестьянства. Свободные крестьяне продолжают существовать, но их удельный вес существенно сокращается. Складываются сеньориальные отношения между собственником и производителем. Одновременно формируются основные феодальные институты - система вассалитета (вассально-ленные отношения) - консолидирует класс земельных собственников => подмена государства. Система вассалитета напластовывает личностные отношения на общественные и экономические. Вассальная система может существовать только если нет сильной центральной власти. Еще один институт - иммунитетная система. Иммунитет - передача в частные руки властных прерогатив, которые прежде принадлежали центральной власти. Это оформляется иммунитеными грамотами. Функции: право суда, сбора налогов, военное дело и т. д. Таким образом, увязываются понятия земля и власть, появляется частная власть на местах => полицентризм, много носителей власти. На фоне оформления феодальных отношений складывается единица феодальных отношений - поместье (вотчина), где работает зависимое население, где существует местный суд и т. д. Поместья начинает складываться в кон. 8 - нач. 9 вв. Сервы. Поместье замкнутое, самодостаточное, здесь натуральное хозяйство в чистом виде. В Германии феодальные отношения складываются лишь к 11 веку, в Скандинавии - к 12 в., в Византии - к 11-12 вв.Понятие феодализм характерно только для Западной Европы (Гуревич). В Византии вассальных отношений не было. Феодализм - конструкт, с которым нужно очень аккуратно. Процессы урбанизации в средневековой Европе. 10-11 века - рождение средневекового города. Но это не означает, что раньше в Европе не было городов. Город был, но не играл значимой роли в общественной и политической жизни. Множество городов пришло в упадок, наблюдалась их аграризация, натурализация хозяйства, происходило сворачивание денежного обращения => центр жизни сместился в поместье, в деревню. Исключение - города на побережье, которые сохраняли международные контакты. Новый подъем города - классическое средневековье. В литературе эта тема вызывала массу дискуссий. Бурговая, марковая, вотчинная, романистическая, рыночная, приходская теории происхождения города. Причины возникновения города - пересечение разных экономических, социальных и политических факторов. Марксизм - экономическая причина: город возникает после третьего разделения труда (отделение ремесла от торговли). Социальная причина: оформление основных категорий населения (классов: феодалов), которые становятся основными заказчиками и потребителями товаров. Политическая: много центров, распыленность власти => местная власть поощряет поселения. Демографическая причина: переизбыток населения в деревне => избыточное население становится ремесленниками и торговцами и уходит из деревни. Город - поселение ремесленников и торговцев, это его основная сила. Город пестрый - художники, музыканты. Город рождается в условиях, когда еще есть сельское хозяйство => первоначально преобладает натуральный обмен. Но постепенно развивается денежное обращение, развивается связи. Городское население образует корпорации. Причина возникновения корпораций: придя из деревни, люди приносят в город привычные им способы объединения. Корпорация позволяет защитить от сеньора, не допустить на рынок чужака. Но самое важное - они позволяют избежать внутренней конкуренции. Появляются гильдии. Они нужны до той поры, пока рынок не является емким. Как только спрос перерастет предложение, надобность этих институтов отпадет, цех и гильдия станут тормозом в развитии. В Италии цех вообще не возникал, потому что там большой рынок. В Византии корпорация будет навязана государством. Цех - уравниловка.
Город возникает на земле сеньора => Коллективная зависимость горожан от сеньора. По мере развития город и сеньор приходят в конфликт. Все начинается с экономических требований горожан: снижение поборов, а затем присоединяются политические требования - самоуправление и свобода. В Италии города очень рано купили свободу (10-11 вв.). Юг Франции легко получил себе свободу. Города Германии легко получили себе свободу. В Северной Франции и Англии города не получили свободы, потому что там сильная централизованная власть. Коммунальное движение - цель - создание коммуны. Результаты успешной борьбы за коммуну: создание городской коммуны (выборный городской совет), личная свобода горожан, формируется городское право (подсудность горожан только городскому суду), формирование нового сословия - горожан (бургеров), которое становится все более и более влиятельной силой. Начавшийся процесс централизации приведет к постепенному откату назад. Мэр будет заменен королевским должностным лицом. Город станет жертвой сильной центральной власти. Важно то, что когда начнется централизация, город станет важной силой в формировании госаппарата. Город будет иметь свое представительство в управленческих структурах. Бюргерство было вовлечено в политическую жизнь. В этом очень важный итог развития коммунальной борьбы.
Если город королевский, он в полной зависимости от короля. Если он находится на земле сеньора, королевская власть активно способствует коммунальному движению, чтобы ослабить сеньора. Города помогали королевской власти и давали королю опору для управления страной. Но королевская власть по мере усиления начинала давить на права городов. Этот союз оказался для города сложным. Централизация благоприятно влияла на развитие городской экономики. Город всегда на стороне центральной власти.
Средневековая европейская государственность. После ВПН возникают варварские государства, которые складываются в условиях сохранения в варварской среде родо-племенных отношений. Их отличает сочетание родо-племенных структур и структур формирующейся государственности. Основной опорой королевской власти является широкий слой свободных общинников. Военные силы представлены ополчением. С другой стороны, в этих государствах усиливаются позиции короля, который присваивает функции общины. Теперь король - не просто предводитель ополчения: законодательная инициатива королей ("варварские правды"). Король также присваивает себе функцию управления территорией. При завоеваниях создается административное деление, которое сочетает родовые и государственные признаки. Община включается в более сложную систему - округа, графства и т. д. Усиливается роль дружины и королевского окружения, в которые входят, как родовая знать, так и военная верхушка. Христианство санкционирует единоличную власть правителя => идеологическое обоснование. Христианство придает сакральный характер власти, интегрирует пришлое и коренное население. Церковь является идеологом. Особенность власти в варварских королевствах в том, что правит не король, а клан. Королевская власть очень долго будет носить 1 2 3 4 5 6