Альтамира (пещера). Первобытное искусство пещера альтамира
рисунки бизонов, история, росписи, фото
Пещера Альтамира – уникальное собрание наскальных росписей эпохи верхнего палеолита, с 1985 г. признана объектом охраны ЮНЕСКО. В отличие от других пещер Кантабрии, известных своими подземными красотами, Альтамира привлекает прежде всего любителей археологии и искусства. Посещение этого места входит в обязательную культурную программу туристических маршрутов, как самостоятельных, так и организованных агентствами.
Вид пещеры Альтамиры и ее росписей
Альтамира представляет собой ряд двойных коридоров и залов общей протяженностью 270 м, главный из них (так называемый Большой плафон) занимает площадь в 100 м2. Своды почти полностью покрыты знаками, отпечатками ладоней и рисунками диких животных: бизонов, лошадей, кабанов.
Эти росписи полихромные, для нанесения использовались природные красители: уголь, охра, марганец, гематит и смеси каолиновых глин. Считается, что между первым и последним творением прошло от 2 до 5 веков.
Всех исследователей и посетителей Альтамиры поражает четкость линий и пропорций, большинство рисунков выполнено единым росчерком и отражают движение животных. Практически отсутствуют статические изображения, многие из них трехмерные благодаря расположению на выпуклых участках пещеры. Замечено, что при зажженном огне или мерцающем свете росписи начинают визуально смещаться, по ощущению объема они не уступают картинам импрессионистов.
Открытие и признание
История находки, раскопок, публикации и принятия научным миром информации о наскальной живописи довольно драматична. Пещеру Альтамира обнаружили в 1879 г. владельцы земельного участка – Марселино Санс де Саутуола с дочерью, именно она обратила внимания отца на рисунки быков на сводах.
Саутуола был археологом-любителем, он отнес находку к эпохе каменного века и запросил помощи у научного сообщества для более точного определения. Единственным отозвавшимся был мадридский ученый Хуан Виланова-и-Пьера, опубликовавший результаты исследований в 1880 году.
Трагизм ситуации заключался в идеальном состоянии и необыкновенной красоте изображений. Альтамира была первой из найденных пещер с сохранившейся наскальной живописью, ученные просто не были готовыми изменить картину своего мира и признать способность древних людей к созданию таких искусных росписей. На доисторическом конгрессе в Лисссабоне Саутоулу обвинили в покрытии стен пещеры поддельными рисунками, изготовленными на заказ, клеймо фальсификатора оставалось с ним до самой смерти.
Рекомендуем посмотреть интересную информацию о Тунгусском метеорите.
Найденные в 1895 году подобные пещеры во Франции долго остались необъявленными, только в 1902 году повторные раскопки в Альтамире смогли доказать время создания картин – верхний палеолит, после чего семью Саутуолы наконец признали первооткрывателями искусства этой эпохи. Подлинность изображений была подтверждена радиологическими исследованиями, их ориентировочный возраст составляет 16500 лет.
Возможность посещения пещеры Альтамира
Альтамира расположена в Испании: в 5 км от г. Сантильяна дель Мар, знаменитого своей архитектурой в готическом стиле, и в 30 км от г. Сантадера – административного центра Кантабрии. Проще всего добраться до нее на арендованной машине. Непосредственно в саму пещеру простых туристов не пускают, очередь посетителей, получивших специальное разрешение, заполнена на годы вперед.
Но, по аналогии со знаменитой пещерой Ласко, в 2001 году рядом был открыт музей с максимально точно воссозданной экспозицией Большого плафона и соседних коридоров. Фото и дубликаты росписей с пещеры Альтамира представлены в музеях в Мюнхене и Японии, объемная диорама – в Мадриде.
www.miroworld.ru
Пещера Альтамира в Испании: открытие, описание
Адрес: Испания, регион Кантабрия, в 30 км города СантандераГод открытия: 1879 годДлина: 270 мОткрыл: археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола с дочерьюКоординаты: 43°22'57.0"N 4°07'13.0"W
«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества.
Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет. До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.
Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты. Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.
Альтамира — Сикстинская капелла первобытного искусства
Расположенная близ моря в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землёй на 300 метров. Потолки и стены её залов расписаны изображениями бизонов, лошадей, ланей и кабанов. Они выполнены углём, охрой, гематитом, марганцем, каолином и другими природными красителями, смешанными с водой или животным жиром. Первобытные мастера, жившие 15 тысяч лет назад, с удивительной точностью сумели передать облик и повадки каждого зверя: животные то отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то вот-вот ринутся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив вперёд рога. Они словно живые. Художники увековечили движения зверей во время прыжка или вздоха. Есть «портреты» и в натуральную величину — 2-ух-метровые бизоны.
Естественные рельефные выпуклости на скальной поверхности придают рисункам объём. Мастер «оживил» эти выпуклости одним движением резца, уверенно и без поправок выгравировав силуэты свирепых бизонов и стройных оленей. Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной. В одном из залов потолок покрыт фигурами полулюдей-полузверей, вероятно, замаскированных шаманов. За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».
Рейтинг достопримечательности
Список достопримечательностей Испании
Пещера Альтамира на карте
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
putidorogi-nn.ru
Искусство палеолита. Альтамирская пещера (Испания)
«После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное»Пабло Пикассо
Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен:
В те же годы находили рисунки и в других пещерах. Видный палеонтолог Ф. Гарригу, раскапывая в 1864 году наслоения в «Черном салоне» пещеры Нио во Франции, заметил на стене рисунки диких лошадей, горных козлов, а также бизонов, давно не обитающих в этих краях. Увиденное его не особенно заинтересовало. «На скальных стенах есть рисунки. Кто бы это мог их сделать?» — записал он в своем блокноте, и забыл о них ("Черный салон" Нио официально "открыт" наукой только в сентябре 1906 года).
Непосредственно в год открытия Альтамиры (по другим данным, годом ранее - в 1878-м) археологом Л. Широном в гроте Шабо (Франция) обнаружены наскальные гравюры, но фотографии рисунков были проигнорированы научным миром.
История с открытием "Сикстинской капеллы" доисторического искусства, как позже назовут Альтамирскую пещеру, овеяна романтическим ореолом, но и полна подлинного трагизма. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария.
Марселино Санс де Саутуола. Справа - Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.
После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался. Он умер в 1888 году, в одиночестве, оговорённый и в подлоге, и в безумии, преданный теми, кому доверял.
Дело, по-видимому, в том, что рисунки Альтамиры оказались обоюдоострым оружием: с одной стороны, палеолитические находки всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании. Получалось, что искусство развивалось по каким-то иным законам, чем материальная культура, и уже в такой древности (15-11 тыс. лет назад, мадленская эпоха) достигало столь зрелых форм. Тяжёлый удар для молодого учения ("Происхождение видов..." Дарвина было опубликовано каких-то двадцать лет назад). Так уж сложилось, что альтамирские быки не могли устроить ни ту, ни другую сторону и были обречены на официальное игнорирование.
Фото с одного испаноязычного сайта. Подпись к фотографии музейного экспоната гласит: "Пресса не верит в подлинность Альтамиры".Не верит-то не верит, но вся первая полоса отдана ей.Датой официального признания учёными мужами наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись Альтамиры, считается 14 августа 1902 года, когда участники конгресса французских антропологов посетили по очереди открытые в последнее время пещеры с наскальной живописью в Комбарель, Фон-де-Гом и Ла-Мут. Новые находки полностью подтвердили правоту Саутуолы, оставалось только признать очевидное. Исторический момент зафиксирован групповым снимком у входа в пещеру Ла-Мут:
Очень интересно и доходчиво о подробностях открытия Альтамиры и вообще о проблеме значительных открытий, почему-то отвергаемых научным миром (можно было бы назвать это, к примеру, синдромом Альтамиры; хотя, наверное, и так уже давно как-нибудь назвали, забыв нас спросить), написано в статье Б. Фролова "Дело Альтамиры" (журнал "Вокруг света", 1972, № 9).
Вот ещё несколько ссылок по теме:
Рогинский Я. Об истоках возникновения искусства. М.1982. С. 3-32.Дэвлет Е. Древнейшее искусство: утраченное и возвращенноеДэвлет Е. Альтамира — “королева расписных пещер” // "Природа", 2004. № 12.Альтамира: каменный век рождается заново / Непомнящий Н.Н., Кривцов Н.В. Доисторическая Европа. М .: "Вече" , 2004.Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. М.: "Наука", 1966.Жабинский А. Первобытное искусство / Жабинский А. Другая история искусства. От самого начала до наших днейБелякова О. История первобытного искусства (часть II)Низовский А. Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры / из кн. "Сто великих археологических открытий"Фотографии из Альтамиры на Flickr
А теперь - "Торос, торос!", как закричала папе Мария Саутуола, увидев на своде пещеры удивительные фигуры:
Бизоны
Эти красавцы самым полным образом представлены в Альтамире. Наиболее известны и растиражированы следующие два изображения:
Вышеприведенный бычок, в атакующей позе, чаще всего приводится в учебных пособиях, энциклопедиях, неизменно присутствует на майках, кружках и т. д.Но всё это прорисовки, и, конечно, интереснее взглянуть на первоисточник. Так, в бизоне, изображенном на марке, угадывается вот этот:С тем, что на майке, сложнее. Больше всего похож он:Есть, разумеется, и другие, не менее впечатляющие:
Лошадь
Олень (олениха)
Кабанчики
В связи с тем, что из-за массового наплыва туристов изменился микроклимат внутри пещеры, и на рисунках появилась плесень, в 1977 году Альтамира была полностью закрыта для общественности. Вновь открылась в 1982 году и в 2002-м закрылась уже окончательно.
Всё же почитателей талантов пещерного человека не бросили на произвол судьбы: имеются сооруженные по последнему слову техники копии альтамирских росписей в музейном комплексе рядом с самой пещерой, а также в Мадриде, в Мюнхене и в Японии. К сожалению, нет возможности совершить виртуальную экскурсию в интернете, так, как это, например, совершенно сногсшибательно реализовано с пещерой Ласко, второй по известности после Альтамиры. Но об этом в другой раз...
history-of-art.livejournal.com
Пещерные ван-гоги: как зародилось первобытное искусство
Вопрос совсем непростой. Что мы получаем от того, что смотрим балет или на картину? Правильно — удовольствие, а, вернее, «эстетическое наслаждение». И это немало. Но все же это не хлеб, молоко или новые ботинки. Никакой практической пользы, то есть материальной выгоды, искусство не несет. Так это и неважно! Для нас с тобой.
А вот для древнего человека — это роскошь. Целыми днями он вынужден был скитаться по лесам и полям в поисках чего-нибудь съестного, или вытачивать каменные рубила, чтобы было чем убить мамонта, или смотреть, чтобы не потух огонь в очаге, или шить одежду из шкур. Какое уж тут искусство — хоть бы выжить! Это верно, но ведь оно все же появилось. Почему? Точного ответа на этот вопрос нет.
Многие ученые считают, что изображения животных, петроглифы и статуэтки могли иметь отношение к первобытной религии. Это сегодня рисунки в пещере Шове и палеолитические венеры мы называем произведениями искусства. Для пещерного человека они могли иметь совершенно другое значение, и быть частью какого-то религиозного обряда. Хотя, на самом деле, религия и искусство могли развиваться одновременно, потому что и у того, и у другого есть нечто общее. С их помощью люди, не знавшие науку и не умевшие объяснить многие вещи в своей жизни, унимали естественную тревогу — по поводу того, как устроен мир и почему люди умирают.
А еще первобытное искусство могло быть следствием накопленных знаний — того, что известно человеку о мире. 5 тыс. лет назад знаний было меньше, 10 тыс. лет назад — еще меньше, и уж совсем немного их останется, если мы заглянем, к примеру, 30 тыс. лет назад. И все-таки знания были. Например, как охотиться на мамонта, или какие грибы или фрукты следует есть, а какими можно отравиться, как правильно сделать рубило или топор, какие травы — лекарственные, а какие нет, и т. д.
Инженеры сегодня строят дома, а учителя учат детей. Древний человек должен был знать все и сразу, да и учиться этому нужно было очень быстро — не потому, что получишь «двойку», а потому что попросту погибнешь. В общем, трудная была жизнь у пещерных людей, а книг и компьютеров еще не было. Сохранять все в собственной голове и просто передавать из уст в уста было уже невозможно. Как же рассказать потомкам о накопленных знаниях и умениях? Через рисунки и петроглифы, через то, что мы сегодня называем первобытным искусством.
oyla.xyz
Пещера Альтамира - Обзор
«Сикстинской капеллой первобытного искусства» называют одну из самых известных в мире пещер — Альтамира, расположенную на севере Испании. Со дня открытия вокруг Альтамиры бушевали страсти. Она стала камнем преткновения для ученого сообщества и проверкой совести для ее представителей. А для первооткрывателя сенсационная находка обернулась трагедией.
Sisse Brimberg
Пещера была обнаружена в 1868 году совершенно случайно. Охотничья собака, гнавшая лису, неожиданно исчезла. Охотник стал разыскивать своего питомца и услышал, как тот скулит… под землей. Отвалив камень, охотник через расщелину попал в пещеру. О находке сообщили владельцу земель — археологу-любителю Марселино де Саутуола.
В ноябре 1879 года, после археологической выставки во Франции, Саутуола решил раскопать Альтамиру. Оленьи рога, осколки посуды, кремневые топорики и другие орудия труда — упорство археолога было вознаграждено.
Но уникальное открытие принадлежит девятилетней дочери археолога Марии: «Посмотри, папа, там быки!». Саутуола не поверил своим глазам — на потолке «танцевали» древние бизоны, лошади, кабаны.
hominidas
Рисунки были выполнены мастерски — чтобы придать животным объем, использовался рельеф скалы. Древний художник сначала прошелся резцом, а потом расписал рисунки натуральными красками — получились цветные барельефы. Тут же была найдена раковина, служившая каменному человеку палитрой. Поразительно, но первобытные мастера использовали приемы, которые были «открыты» лишь в XIX веке импрессионистами. Это была сенсация!
Весть о пещере, которую археолог-любитель осторожно датировал эпохой палеолита, быстро разнеслась Испанией. К Альтамире началось настоящее паломничество любителей древностей. Пещеру посетил даже испанский король Альфонс XII. Но вот с научным признанием открытия произошла заминка.
Научный мир упорно не «видел» пещеру. Разве могут быть у древнего человека творческие способности и эстетический вкус?
Археолога-любителя и профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пьера, поддержавшего Саутуола, высмеивали в кабинетах и на научных конференциях. Почтенные мужи считали — по крайней мере, им было так удобно — Альтамиру научной аферой.
richardnilsendotcom
«Картальяк, дружище, будь осторожен, — писал своему ученику «отец» современной первобытной археологии, Габриэль де Мортилье. — Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». И профессор Картильяк — глава редакции французского журнала «Материалы по естественной истории человека», куда Саутуола направил свою брошюру об Альтамире, — решил не рисковать. Одинокие голоса в поддержку Саутуолы заглушал хор не желающих пересматривать научную парадигму.
Один из сотрудников журнала Эдуард Харле снизошел до посещения пещеры. Его выводы были просты. В Альтамире отсутствует естественное освещение, а искусственное еще не изобрели (так они считал, хотя позднее, в других пещерах периода палеолита, были найдены каменные светильники). Росписи нанесены на сталактитовые натеки, соответственно, они современные. И, наконец, охра — распространенный в XIX веке материал в Кантабрии. Резюме: рисунки — подделка, выполненная совсем недавно. Мы имеем дело с фальсификацией. На этом научный мир закрыл для себя пещеру Альтамира.
outdoors
Саутуола отослал материалы в Берлинское антропологическое общество, но и тут реакции не последовало. Долгие двадцать лет пещерные рисунки не признавали подлинными. Но в один прекрасный день Картальяк, который однажды побоялся признать истину, раскаялся. «В дни нашей молодости мы думали, что все знаем, — сознался глава «Материалов», — в ближайшем номере журнала я напечатаю раскаяние».
Но Саутуола не дожил до этой счастливой минуты — он безвременно скончался еще в 1888 году. Затравленный Виланова, вынужденный отказаться от своих взглядов, последовал за своим единомышленником пять лет спустя.
После признания пещеры, раскопки возобновили. Ажиотаж вокруг нее продолжался. В середине XX века Альтамиру посещало огромное количество людей — до полутора тысяч в день. Из-за сырости в пещере появилась плесень. Пещеру вынуждены были закрыть на реставрацию.
maroon_501
В наши дни Альтамира снова открыта для посещения, но записываться на экскурсию нужно за несколько лет. В пещеру в день пускают лишь несколько человек, по специальным разрешениям. В музее Сантандера можно полюбоваться копиями рисунков. Снимки находятся и в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, а также в Японии.
«После Альтамиры — все упадок! — воскликнул Пабло Пикассо, побывав однажды в пещере. — Ни один из современных художников не смог бы написать подобное». А прекрасные фрески древнего человека продолжают поражать наших современников.
tripmydream.com
Альтамира (пещера)
Наскальные рисунки в пещере Альтамира (Испания )
1878 год — дон Марселино Санс де Саутуола, археолог-любитель, страстный почитатель древностей, посетив Всемирную выставку в Париже и осмотрев экспонировавшиеся там в особом разделе о доисторических людях материалы из раскопок археологов из Франции, был поражен миниатюрными изображениями зверей, выгравированными на кости и камне людьми каменного века. Места находок этих изображений давали возможность сделать вывод: что либо подобное может быть и на земле Испании. Вернувшись в Сантандер, Саутуола все свое время посвятил поискам подобного рода изображений.
Впервые он осмотрел находящуюся в его владениях пещеру в 1876 г. еще до посещения Всемирной выставки в Париже, через несколько лет после того, как в ее привходовом отверстии чуть было не застряла собака местного охотника Модесто Кубильяса Переса. Доставая пса из расщелины в каменном завале, охотник нашел заросший бурьяном вход в пещеру на склоне холма. Навес, прикрывавший отверстие, обрушился около 13 000 лет назад. Этот заросший эвкалиптами уголок на севере Испании издавна носил название Альтамира, такое же название было дано и знаменитой пещере.
Еще во время первой разведки пещеры Альтамира, Марселино увидал в ее глубине несколько черных рисунков, но не стал придавать этому значения. Однако, возвратившись в ноябре 1879 г. из Парижа, Саутуола начал проводить разведочные раскопки в пещере. При этих раскопках он обнаружил в пещере обработанные орудия из камня, кости, оленьих рогов и следы палеолитического очага. Как-то раз он взял с собой 9-ти летнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост давал возможность свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти только согнувшись. И именно Мария увидела тогда на одном из сводов Альтамиры бизонов, нарисованных красной краской. «Торос, торос!» — закричала девочка.
Саутуола увидал то, что со временем назовут Большим плафоном — одно из наиболее знаменитых произведений искусства верхнего палеолита. Потолок пещеры был расписан с применением охры и угля, но благодаря мастерству художника выглядел многоцветным. Изображения животных полосой тянулись в длину на 18 метров, а в ширину примерно на 9 метров.
В центре Большого плафона в различных позах нарисованы 15 бизонов; позади самого крупного бизона-самца — самка оленя, несколько фигур лошадей, козел, бизон с отсутствующей головой, а еще выше — кабан. Примечательны фигуры бизонов, склонивших головы и подогнувших ноги к животу. На плоской стене они смотрятся странно, но эти позы реалистичны — так животные подолгу лежат на траве.
Изучая рисунки, идальго сделал вывод, что автор их должен быть очень сведущим и талантливым, его рука уверенно вписала изображения в скалистые неровности. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидал рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он обнаружил куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи полутора— и 2-х метровых бизонов. И самое главное — Саутуола после тщательного исследования собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен древнекаменного века никого никогда не было. Он был уверен, что живопись пещеры Альтамиры — следы неизвестной еще деятельности ископаемого человека.
Саутуола осознавал, что определить точный возраст изображений Альтамиры ему, любителю, не под силу. Он с удивительной для дилетанта скромностью написал, что всего лишь «обязан подготовить путь более компетентным лицам, которые захотят раскрыть истоки и обычаи первобытных обитателей этих гор». Саутуола, несмотря на свою уверенность, ничего не утверждал — он только ставил вопрос, окончательное решение которого он на себя не брал, хотя собранных им тогда доказательств, как выяснилось через 20 лет, было вполне достаточно для такого решения.
Он написал небольшую работу о своем открытии и отправил ее в редакцию журнала «Материалы по естественной истории человека» (Франция) — главного в те времена органа историков первобытности, он решил познакомить с фресками пещеры Альтамиры своих соотечественников. Профессор Мадридского университета геолог Виланова, посетив Альтамиру и найдя в контрольных шурфах культурного слоя пещеры кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя, поддержал выводы Саутуолы.
Жители Сантандера и ближайших провинций были взволнованы открытием своего земляка. Сведения просочились в прессу — Альтамира сделалась местом туристического паломничества. Даже сам король Испании осчастливил пещеру своим посещением (какой-то шустрый подданный даже вывел поверх одной фрески дымом от факела имя Альфонса XII в память о столь важном визите).
Однако судьба Альтамиры решалась учеными в Париже.
Как в последствии написал внук Марселино Саутуолы Эмилио, его дед вместо признания и благодарности получил только упреки и горести. Ученые мужи накинулись на гипотезу Саутуолы и объявили его шарлатаном и лжецом. Профессор Картальяк, глава редакции «Материалов», прочел брошюру Саутуолы, где воспроизводились альтамирские фрески. Со временем он вспоминал, что эти рисунки произвели на него неизгладимое впечатление, но он решил посоветоваться с одним из величайших археологов, человеком светлого ума и передовых взглядов, ученым, фактически создавшим современную первобытную археологию, Габриэлем де Мортилье.
И тот, когда до него дошли вести об Альтамире, предостерег Картальяка: «Дружище, будь осторожен. Это фокусы испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». Так фигуры бизонов, созданные десятки тысяч лет назад, вдруг оказались в центре страстей, бушевавших в то время вокруг вопроса о происхождении человека.
Аргументы Мортилье были сведены к следующему. Все изображения пещеры Альтамиры находятся в кромешной тьме, туда не может проникать дневной свет. Для создания же фресок необходимо долгое искусственное освещение, чего не могли обеспечить люди ледниковой эпохи. В пещере отсутствуют следы применения осветительных средств, к примеру, копоти от факелов. А тем временем фрески на плафоне Альтамиры написаны с величайшим артистизмом. Автор их играл цветовыми и световыми гаммами, явно стараясь передать эффекты освещения форм.
Поверхность пещеры покрыта древними сталактитовыми натеками, росписи нанесены на эти натеки; только в нескольких местах (это и было основанием считать их древними) обратная картина: сталактиты покрывают часть фигур — лошади и других животных. Краска росписей влажная, свежая, ее легко можно снять пальцем. Невозможно представить себе сохранение таких красочных изображений на протяжении многих веков. Охра, которой рисовались фрески, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этих местах, ею даже обмазывают дома местные жители.
Больше в пещеру археологи не заходили и фресками не интересовались…
1902 год — на конгрессе французских антропологов в Монтабане профессор Люсьен Капитан и его молодые соавторы Анри Брейль и Дени Пейрони делали доклад об открытых ими в 1901 г. двух огромных пещерах — Комбарель и Фон-де-Гом — с наскальными изображениями. В Комбарель обнаружены лишь гравированные фигуры зверей — 14 мамонтов, 3 северных оленя, 2 бизона и 90 животных других видов — размерами до одного метра. В Фон-де-Гом — и гравировки, и многоцветные росписи: двухметровые зубры, мамонты, северные олени — в общем 75 изображений.
Некоторые из фигур покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков… Аудитория хохочет — да ведь авторы фресок не ископаемые люди, а местные крестьяне, пастухи; они-то и рисовали свой скот от нечего делать. Конечно, докладчики ссылались на предшественников. К тому времени уже признали палеолитический возраст наскальных рисунков в пещерах Пэр-но-Пэр, Ла-Мут, Марсула, Шабо. Была Альтамира… Но эти ссылки только усиливали юмористическое настроение развеселившихся слушателей.
И тут поднялся Картальяк и призвал слушателей не совершать роковую ошибку, которую сам он совершил 20 лет назад и о чем теперь глубоко сожалеет. В наступившей тишине ученый заявил, что в ближайшем номере журнала «Антропология» выйдет его статья об этом, а сейчас надо идти в пещеры и осмотреть те изображения, о которых было доложено.
В день закрытия конгресса, 14 августа 1902 г., его участники отправились в Комбарель, потом в Фон-де-Гом, оттуда в Ла-Мут — и убедились, что все о чем сообщалось о наскальных изображениях соответствует действительности. У выхода из Ла-Мут участники экскурсии сфотографировались, этот групповой снимок стал свидетельством исторического момента — признания наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись пещеры Альтамира. Правда, Саутуола не дожил до этого.
Современные методы датировки давали возможность окончательно подтвердить то, в чем не сомневался Саутуола. При помощи радиоуглеродного метода AMS14C, для которого необходим только крошечный кусочек угля, получена серия дат для Большого плафона Альтамиры: они варьируют от 14 820 до 13 130 лет назад; даты изображений, находящихся в других отделах пещеры, имеют более широкие временные рамки — от 16 480 до 14 650 лет назад.
Хотя признание художественной ценности пещерных росписей Альтамиры проходило непросто, наступило время, когда восхищение творчеством древних и желание воочию увидеть эти бесценные шедевры вступили в противоречие с необходимостью позаботиться об их сохранности.
Каждый год Альтамиру посещали тысячи людей, что конечно сказалось на ее сохранности. 1977 год – пещера Альтамира была закрыта для посетителей: выяснилось, что огромный туристический поток оказывает влияние на климат внутри пещеры. Изменение влажности и содержания углекислого газа приводило к деградации пигментов росписей. А некоторые из посетителей не оставляли попыток отбить на память фрагменты древних изображений, бросая в них, несмотря на заграждение, всякие мелкие предметы, к примеру монеты.
Продолжительные наблюдения специалистов дали возможность установить оптимальные температуру и влажность, не оказывающие разрушительного воздействия на памятник, и в 1982 г. пещера Альтамира вновь была открыта, но было ограничено количество посетителей до 8 500 в год. А с начала 1990-х годов стали создавать пещеру-дублер — Альтамиру-2. Находящаяся неподалеку от подлинной, она выполнена согласно последнему слову техники, но с применением ручного труда. Новейшие технологии были использованы для имитации фактуры стен, поддержания прохладного пещерного климата, восстановления первоначального облика привходовой части.
Сами росписи создавали так-же, как и тысячи лет назад, натуральным пигментом на водной основе. Стены монтировались из полистироловых блоков высокой плотности. Цвет, рельеф и фактура скальной поверхности имитировались составом из смеси известняка и смол. Применение лака и эпоксидной смолы создало иллюзию, словно с потолка свисают капельки воды.
Но некоторые изменения все же были внесены: для удобства посетителей в зале с росписями пол опущен значительно ниже, чем в подлинной Альтамире. Это дает возможность туристам входить не наклоняясь, не задирать голову, осматривая росписи. В помещении установили кондиционеры, поддерживается постоянная 14 °С температура. Свет и аудиовидеотехника усиливают эффект реальности, приближая Альтамиру-2 к ее прототипу.
Жизнь «первооткрывательницы» Альтамиры — той самой девочки, дочери Саутуолы Марии, сложилась хорошо. Она вышла замуж за представителя богатейшего семейства Ботин. Фонд этой семьи и оплатил большую часть расходов по созданию Альтамиры-2.
2001 год, 17 июля — пещеру-копию открыли для посетителей, первыми из которых стали король и королева Испании. Потомки дона Марселино чтут память их знаменитого ныне предка. Теперь его доброе имя восстановлено, а уязвленное самолюбие могло бы торжествовать. Рядом со входом в пещеру стоит простой обелиск из грубого камня, посвященный памяти Марселино де Саутуолы, который открыл для человечества новый мир первобытного художественного творчества.
А.Ермановская
ред. shtorm777.ru
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
shtorm777.ru
Альтамира (пещера) — WiKi
Альтами́ра (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится на одноимённом лугу в 2 км от центра городка Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера.
Альтамира является естественной пещерой в породе, а рисунки в ней — один из самых важных сохранившихся живописных и художественных циклов первобытного искусства[2].
С момента своего открытия в 1868 году пещера была исследована всеми ведущими специалистами-палеонтологами каждого из периодов палеолита.
Картины и рисунки пещеры в основном принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам, а также некоторым другим, в том числе Граветтской[3] и ранней Ориньякской, как показали последние серии уран-ториевого метода датирования[4][5][6]. Таким образом, есть свидетельства, что пещера использовалась в течение различных периодов общим временем около 22 000 лет, примерно 35 600—13 000 лет назад, пока главный вход в пещеру не был заблокирован оползнем. Всё использование пришлось на период позднего палеолита.
Стиль большей части рисунков принадлежит к так называемой франко-кантабрийской школе, которая характеризуется реализмом представленных фигур. Полихромная живопись и рисунки чёрного, красного и охрового цветов показывают изображения животных и антропоморфов, а также абстрактные и беспредметные изображения.
Полихромный потолок получил такие оценки, как «Сикстинская капелла» первобытного искусства, «...самое необычное проявление палеотического искусства...», «...декорированная пещера, которая обнаружена первой и остается наиболее прекрасной до сих пор» и «..если первобытное искусство является примером больших художественных способностей, пещера Альтамира представляет собой самую замечательную работу». Потолок пещеры показывает высокое качество и красоту работы мадленского человека в этом пространстве.
Пещера была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году. В 2008 году объект был расширен 17 другими пещерами Страны Басков, которые теперь включены в список всемирного наследия в комплексе «Пещера Альтамира и наскальное искусство периода палеолита на севере Испании».
Описание
Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных. Рисунки представляют изображения бизонов, лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. Рисунки выполнены не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир. Похожие изображения имеются в пещерах Скандинавии и Северной Италии.
Открытие
Пещера Альтамира была найдена в 1868 году охотником Модестом Кубильясом Перасом, который нашёл вход, когда пытался освободить своего пса, застрявшего в расколах скал во время преследования добычи. В то время, новость об открытии пещеры не имела абсолютно никакого значения для людей в этом районе, так как местность имеет курставный рельеф
В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера была раскопана Саутуолой и Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета. В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер. Раскопки в пещере проводились в 1902-1904, 1924-1925 и 1981 гг.
В 1960—1970-х гг. пещеру посещало огромное количество туристов, до 1 500 человек в день. Это привело к тому, что на рисунках была обнаружена плесень от сырости. Власти закрыли пещеру на реставрацию в 1977 году и вновь открыли в 1982 году, однако резко ограничив туда доступ до ~20 человек в день. Очередь на посещение приходилось ждать до трёх лет. В 2002 году, после обнаружения плесени на рисунках в главном зале, пещера была закрыта для посещений. В июне 2010 года министр культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде объявила, что в 2011 году пещера будет вновь открыта[7].
В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии.
Фрагмент рисунка в пещере
Копия в музейном комплексе Альтамира
Копии рисунков из Альтамиры в музее археологии в Брно