Особенности первобытной экономики у восточных славян. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян. Особенности первобытной экономики у восточных славян


Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян

Подобно всем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся длительное время (IV тыс. до н.э.-VIII в. н.э.). Это было связано с действием следующих факторов:

  1. зависимость первобытного человека от тепла и воды в восточнославянских землях имела особый характер при изобилии воды и нехватки тепла, что требовало дополнительных ресурсов;

  2. зоны рискового земледелия также повышали затраты труда даже для простого воспроизводства;

  3. обширность территорий, создававшая возможности для естественного распространения традиционного образа жизни на новых территориях и простых средств спасения от набегов, обусловила физическую разобщенность и сохранение экстенсивного развития;

  4. обилие леса привело к отсутствию необходимой технологии для обработки камня и металла, к тому же пожары легко уничтожали результаты труда.

В середине I тыс. н.э. у восточных славян произошел переход к соседской общине. В VI-VIII в. его осуществили южные племена, образовавшие особые объединения – вервь. Образование соседской общины – мира у северных племен происходило в VII-IX вв. Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как сохранением элементов присваивающего, так и становлением производящего хозяйства (земледельческо-скотоводческие культуры). Эволюция земледелия от мотыжного (приусадебного) к пашенному (полевому), обусловленная применением металлических орудий труда, способствовала обработке большей площади и увеличению производительности труда. При этом сохраняются региональные отличия в системах земледелия. В лесостепной зоне существует переложная (залежная) система земледелия. В лесной зоне применялась подсечная (огневая) система. Обе они способствовали проведению активной земельной колонизации. Восточные славяне занимались и оседлым скотоводством. Однако этот вид деятельности носил ограниченный характер, поэтому обеспеченность органическими удобрениями была минимальной, а урожайность – низкой.

В VI-VIII вв. ремесло у славян начинает отделяться от земледелия. Появляются грады и погосты – центры небольших округов и прообразы будущих городов. Создаются условия для развития регулярного обмена не только между племенами, но и на границах территории, заселенной восточными славянами. Первоначально функции денег выполняют скот, меха, янтарь, иностранные ( римские, арабские и византийские) монеты.

Развитие материального производства привело к складыванию у восточных славян предпосылок классового строя. Распад родовых семей и появление соседской общины способствовали свободе выхода и принятию новых членов в общину. Это делало возможным существование элементов патриархального рабовладения. Сильнее оно было выражено у славянских племен, живущих на юге, то есть на границах с греческими городами-государствами.

Рабство носило временный характер. Римские историки пишут о возможности выкупа и возвращения на родину или оставаться свободным у славян. Основные источники рабства – плен и судопроизводство (долг, самопродажа, рождение от раба). У славян отсутствовал такой массовый источник, как покупка рабов. Вместе с тем рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром.

Распространению рабства препятствовали община и неблагоприятные природно-климатические и географические условия. Низкая производительность труда при экстенсивном типе экономического роста, сезонный характер сельскохозяйственного производства, а также обилие неосвоенных территорий, создающее возможности для побега, означали нецелесообразность большой концентрации рабов. Социальное неравенство, возникающее в общине, приобретало характер феодального классового общества, которое в то время утверждалось у многих народов Европы и Азии.

studfiles.net

Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян

Причины разложения рабовладельческой экономики

В основе кризиса рабовладельческой системы были противоречия:

- между принудительным рабским трудом и рабовладельческой собственностью;

- между двумя видами хозяйств: крупных рабовладельческих и мелких, принадлежащих крестьянам и ремесленникам. Мелкие производители в борьбе с крупными разорялись.

Кризис рабовладения состоял в том, что основанное на рабском труде хозяйство латифундий перестало приносить доход, так как непосредственный производитель не был заинтересован в результатах своего туда. В таких условиях стал невозможен технический прогресс. Примитивные средства производства ограничивали возможность роста производительности труда. В латифундиях наблюдалось всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню. Кроме того рабство не решало проблему воспроизводства рабочей силы.

Подобно всем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся длительное время (IV тыс. до н.э.-VIII в. н.э.). Это было связано с действием следующих факторов:

зависимость первобытного человека от тепла и воды в восточнославянских землях имела особый характер при изобилии воды и нехватки тепла, что требовало дополнительных ресурсов;

зоны рискового земледелия также повышали затраты труда даже для простого воспроизводства;

обширность территорий, создававшая возможности для естественного распространения традиционного образа жизни на новых территориях и простых средств спасения от набегов, обусловила физическую разобщенность и сохранение экстенсивного развития;

обилие леса привело к отсутствию необходимой технологии для обработки камня и металла, к тому же пожары легко уничтожали результаты труда.

В середине I тыс. н.э. у восточных славян произошел переход к соседской общине. В VI-VIII в. его осуществили южные племена, образовавшие особые объединения – вервь. Образование соседской общины – мира у северных племен происходило в VII-IX вв. Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как сохранением элементов присваивающего, так и становлением производящего хозяйства (земледельческо-скотоводческие культуры). Эволюция земледелия от мотыжного (приусадебного) к пашенному (полевому), обусловленная применением металлических орудий труда, способствовала обработке большей площади и увеличению производительности труда. При этом сохраняются региональные отличия в системах земледелия. В лесостепной зоне существует переложная (залежная) система земледелия. В лесной зоне применялась подсечная (огневая) система. Обе они способствовали проведению активной земельной колонизации. Восточные славяне занимались и оседлым скотоводством. Однако этот вид деятельности носил ограниченный характер, поэтому обеспеченность органическими удобрениями была минимальной, а урожайность – низкой.

В VI-VIII вв. ремесло у славян начинает отделяться от земледелия. Появляются грады и погосты – центры небольших округов и прообразы будущих городов. Создаются условия для развития регулярного обмена не только между племенами, но и на границах территории, заселенной восточными славянами. Первоначально функции денег выполняют скот, меха, янтарь, иностранные (римские, арабские и византийские) монеты.

Развитие материального производства привело к складыванию у восточных славян предпосылок классового строя. Распад родовых семей и появление соседской общины способствовали свободе выхода и принятию новых членов в общину. Это делало возможным существование элементов патриархального рабовладения. Сильнее оно было выражено у славянских племен, живущих на юге, то есть на границах с греческими городами-государствами.

Рабство носило временный характер. Римские историки пишут о возможности выкупа и возвращения на родину или оставаться свободным у славян. Основные источники рабства – плен и судопроизводство (долг, самопродажа, рождение от раба). У славян отсутствовал такой массовый источник, как покупка рабов. Вместе с тем рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром.

Распространению рабства препятствовали община и неблагоприятные природно-климатические и географические условия. Низкая производительность труда при экстенсивном типе экономического роста, сезонный характер сельскохозяйственного производства, а также обилие неосвоенных территорий, создающее возможности для побега, означали нецелесообразность большой концентрации рабов. Социальное неравенство, возникающее в общине, приобретало характер феодального классового общества, которое в то время утверждалось у многих народов Европы и Азии.

Дополнительная литература:

1. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. – М., 1990.

Тесты по теме:

1. Кто нес воинскую повинность в античном обществе?

а. рабы б. все свободные мужчины

в. наемники г. по жребию

2.Кто строил египетские пирамиды?

а. рабы б. свободные крестьяне

в. наемные рабочие г. воины

3. Почему грандиозные сооружения Востока строились в короткие сроки?

а. множество строителей б. организация труда

в. подъемные механизмы г. палочная дисциплина

4. Хозяйственной основой Древнего Египта было:

а. ткачество в. гончарное ремесло

в. ирригационное земледелие г. металлургическое производство

5. Естественный тип человеческого хозяйства:

а. растениеводство б. скотоводство

в. ремесло г. собирательство

6. Что характерно для азиатского способа производства?

а. частная собственность на землю

б. интенсивный характер производства

в. большая часть прибавочного продукта производится рабами

г. государственная собственность на землю

7. Латифундия – это:

а. общественное хозяйство б. рабовладельческая плантация

в. государственное владение г. колония

8.Рабовладельческое хозяйство, обслуживаемое сравнительно небольшим числом рабов:

а. латифундия б. вилла

в. полис г. польдер

9.Мастерские, различные по величине, в которых широко применялся труд рабов:

а. эргастерия б. польдер

в. латифундия г. трапезиты

studlib.info

Особенности хозяйства восточных славян - конспект лекций

Подобно всем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся длительное время (IV тыс. до н.э.-VIII в. н.э.). Это было связано с действием следующих факторов:

зависимость первобытного человека от тепла и воды в восточнославянских землях имела особый характер при изобилии воды и нехватки тепла, что требовало дополнительных ресурсов;зоны рискового земледелия также повышали затраты труда даже для простого воспроизводства;обширность территорий, создававшая возможности для естественного распространения традиционного образа жизни на новых территориях и простых средств спасения от набегов, обусловила физическую разобщенность и сохранение экстенсивного развития;обилие леса привело к отсутствию необходимой технологии для обработки камня и металла, к тому же пожары легко уничтожали результаты труда.

 В середине I тыс. н.э. у восточных славян произошел переход к соседской общине. В VI-VIII в. его осуществили южные племена, образовавшие особые объединения – вервь. Образование соседской общины – мира у северных племен происходило в VII-IX вв. Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как сохранением элементов присваивающего, так и становлением производящего хозяйства (земледельческо-скотоводческие культуры). Эволюция земледелия от мотыжного (приусадебного) к пашенному (полевому), обусловленная применением металлических орудий труда, способствовала обработке большей площади и увеличению производительности труда. При этом сохраняются региональные отличия в системах земледелия. В лесостепной зоне существует переложная (залежная) система земледелия. В лесной зоне применялась подсечная (огневая) система. Обе они способствовали проведению активной земельной колонизации. Восточные славяне занимались и оседлым скотоводством. Однако этот вид деятельности носил ограниченный характер, поэтому обеспеченность органическими удобрениями была минимальной, а урожайность – низкой.В VI-VIII вв. ремесло у славян начинает отделяться от земледелия. Появляются грады и погосты – центры небольших округов и прообразы будущих городов. Создаются условия для развития регулярного обмена не только между племенами, но и на границах территории, заселенной восточными славянами. Первоначально функции денег выполняют скот, меха, янтарь, иностранные ( римские, арабские и византийские) монеты.Развитие материального производства привело к складыванию у восточных славян предпосылок классового строя. Распад родовых семей и появление соседской общины способствовали свободе выхода и принятию новых членов в общину. Это делало возможным существование элементов патриархального рабовладения. Сильнее оно было выражено у славянских племен, живущих на юге, то есть на границах с греческими городами-государствами.Рабство носило временный характер. Римские историки пишут о возможности выкупа и возвращения на родину или оставаться свободным у славян. Основные источники рабства – плен и судопроизводство (долг, самопродажа, рождение от раба). У славян отсутствовал такой массовый источник, как покупка рабов. Вместе с тем рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром.Распространению рабства препятствовали община и неблагоприятные природно-климатические и географические условия. Низкая производительность труда при экстенсивном типе экономического роста, сезонный характер сельскохозяйственного производства, а также обилие неосвоенных территорий, создающее возможности для побега, означали нецелесообразность большой концентрации рабов. Социальное неравенство, возникающее в общине, приобретало характер феодального классового общества, которое в то время утверждалось у многих народов Европы и Азии.

2dip.su

2.5. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян

Подобно всем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся длительное время (IV тыс. до н.э.-VIII в. н.э.). Это было связано с действием следующих факторов:зависимость первобытного человека от тепла и воды в восточнославянских землях имела особый характер при изобилии воды и нехватки тепла, что требовало дополнительных ресурсов;зоны рискового земледелия также повышали затраты труда даже для простого воспроизводства;обширность территорий, создававшая возможности для естественного распространения традиционного образа жизни на новых территориях и простых средств спасения от набегов, обусловила физическую разобщенность и сохранение экстенсивного развития;обилие леса привело к отсутствию необходимой технологии для обработки камня и металла, к тому же пожары легко уничтожали результаты труда.В середине I тыс. н.э. у восточных славян произошел переход к соседской общине. В VI-VIII в. его осуществили южные племена, образовавшие особые объединения – вервь. Образование соседской общины – мира у северных племен происходило в VII-IX вв. Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как сохранением элементов присваивающего, так и становлением производящего хозяйства (земледельческо-скотоводческие культуры). Эволюция земледелия от мотыжного (приусадебного) к пашенному (полевому), обусловленная применением металлических орудий труда, способствовала обработке большей площади и увеличению производительности труда. При этом сохраняются региональные отличия в системах земледелия. В лесостепной зоне существует переложная (залежная) система земледелия. В лесной зоне применялась подсечная (огневая) система. Обе они способствовали проведению активной земельной колонизации. Восточные славяне занимались и оседлым скотоводством. Однако этот вид деятельности носил ограниченный характер, поэтому обеспеченность органическими удобрениями была минимальной, а урожайность – низкой.В VI-VIII вв. ремесло у славян начинает отделяться от земледелия. Появляются грады и погосты – центры небольших округов и прообразы будущих городов. Создаются условия для развития регулярного обмена не только между племенами, но и на границах территории, заселенной восточными славянами. Первоначально функции денег выполняют скот, меха, янтарь, иностранные ( римские, арабские и византийские) монеты.Развитие материального производства привело к складыванию у восточных славян предпосылок классового строя. Распад родовых семей и появление соседской общины способствовали свободе выхода и принятию новых членов в общину. Это делало возможным существование элементов патриархального рабовладения. Сильнее оно было выражено у славянских племен, живущих на юге, то есть на границах с греческими городами-государствами.Рабство носило временный характер. Римские историки пишут о возможности выкупа и возвращения на родину или оставаться свободным у славян. Основные источники рабства – плен и судопроизводство (долг, самопродажа, рождение от раба). У славян отсутствовал такой массовый источник, как покупка рабов. Вместе с тем рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром.Распространению рабства препятствовали община и неблагоприятные природно-климатические и географические условия. Низкая производительность труда при экстенсивном типе экономического роста, сезонный характер сельскохозяйственного производства, а также обилие неосвоенных территорий, создающее возможности для побега, означали нецелесообразность большой концентрации рабов. Социальное неравенство, возникающее в общине, приобретало характер феодального классового общества, которое в то время утверждалось у многих народов Европы и Азии.К содержанию: История экономики

istoria-economiki-2.odn.org.ua

1. Хозяйственный строй восточных славян. Экономическая история России

В то время, когда такое имя, как «Русь» закрепилось у восточных славян, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела большие изменения. В «Повести временных лет» неоднократно упоминается, что накануне объединения большего числа восточнославянских племен под властью Киева насчитывалось по меньшей мере 15 крупных племенных союзов, каждый из которых включал в себя 120–150 отдельных племен, состоящих из огромного количества родов и занимающих значительную территорию.

Самым мощным племенем считались поляне с центром в городе Киев. К северо-западу от них жили древляне – жители лесов. На север от полян вокруг городов Ладоги и Новгорода располагались новгородские словене. На северо-востоке жили вятичи, главными городами которых были Ростов и Суздаль. В верховьях рек Волги, Западной Двины и Днепра располагались кривичи. Племена, обитающие в бассейне Западной Двины, получили название полочане. Их главным городом стал Полоцк. К востоку от полян проживали северяне. Позже их главным городом стал город Чернигов. По берегам рек Сож и Сейм располагались радимичи. Между реками Днестром и Дунаем расселились уличи и тиверцы. К западу от полян обитали волыняне и бужане.

Обладая немалой силой, а также имея численное преимущество, восточнославянские союзы племен подчиняли окрестные народы, облагая их данью. Иногда возникали междоусобицы, но, несмотря на это, отношения были добрососедскими. Собирая дань с соседних племен, часто и сами славяне находились в даннической зависимости от более мощных окрестных соседей. К примеру, поляне, северяне, радимичи, вятичи до конца VII – начала IX вв. находились в зависимости от хазар. Поляне, присоединяющие к себе восточнославянские земли, облагали данью радимичей, вятичей.

Археология помогает не только определить территории расселения тех или иных восточнославянских племен, но и их основные занятия. Главным хозяйственным делом было земледелие. Во многих местах раскопок обнаружены семена злаков (пшеницы, ячменя, проса), а также огородных культур.

Прежде чем говорить о хозяйстве восточных славян, следует отметить и тот факт, что специфика развития того или иного промысла напрямую зависит от природно-климатических условий, численности племен, плодородия участков и других факторов. Поэтому в это время наиболее развитым районом было Среднее Поднепровье, которое славилось черноземными землями, благоприятным климатом. На торговой «днепровской» дороге сосредотачивалось наибольшее количество населения. Сама местность способствовала развитию древних традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством. Происходило совершенствование железоделательного и гончарного производства, давая начало новым ремесленным специальностям.

На землях новгородских славян находилось большое количество рек и озер, имелась хорошая разветвленная водная транспортная система. Основными транспортными направлениями являлись Балтика, днепровская и волжская дороги. Быстрыми темпами развивались мореходство, торговля, различные ремесла. Новгородско-ильменский край богат лесом, там процветал пушной промысел. Главной отраслью хозяйства здесь издревле считалась рыбная ловля.

Земли восточных славян были весьма различны по степени развития. Несмотря на медленные темпы, был освоен весь комплекс основных хозяйственных занятий и производственных навыков. Если производительность труда носит человеческий фактор, то быстрота их внедрений напрямую зависит от природных условий, количества населения и наличия ресурсов.

Говоря о хозяйственном строе славян, в первую очередь мы имеем в виду главный центр восточнославянских земель – Среднее Поднепровье. Именно здесь благодаря благоприятным природно-климатическим факторам, географическому положению начали интенсивно развиваться основные виды хозяйства. Каменные и бронзовые орудия сменились на плуг, расширялись пахотные земли. Агрономические наблюдения восточных славян помогали им добиться новых достижений в земледелии. В VII–VIII вв. на смену подсечному земледелию, при котором леса использовались до истощения, а потом забрасывались, пришли двухпольные и трехпольные севообороты. Со временем урожаи стали более высокими, что положительно влияло на обеспечение жизни людей. Славяне также разводили кур, свиней, крупный рогатый скот. Славяне охотились на оленей, лосей, лесных птиц. Подсобным промыслом выступало рыболовство. Со временем появился новый вид охоты – охота на пушного зверя. Ценные меха обменивались, шли на продажу, в некоторых племенах облагались данью. Славяне занимались бортничеством, которое приносило воск и мед.

Улучшение условий жизни привело к постепенному распаду единого родового хозяйства. На смену огромным жилищам, вмещающим до 100 человек, пришли небольшие семейные дома, появились отдельные земельные участки. Происходило зарождение прав частной собственности. Семьи теперь могли больше получать продуктов в ходе своей хозяйственной деятельности, делать определенные накопления. Началось имущественное неравенство.

В VIII– начале IX в. ремесла достигли большого совершенства. Ремесленники селились в многолюдных местах и вблизи с торговыми путями, т. е. там, где было удобно продавать и обменивать свой товар на продукты питания. Теперь они могли, не занимаясь сельским хозяйством, содержать себя и свою семью. Начали зарождаться города. Они имели перспективы дальнейшего развития только в том случае, если являлись центром торговли, местом отправления религиозного культа, местом обороны от врагов.

Торговля восточнославянских племен со своими соседями явилась предпосылкой к зарождению в VIII–IX вв. знаменитого пути «из варяг в греки». Этот основной торговый путь способствовал развитию отношений славян с окружающим миром. Начали появляться такие крупные городские центры, как Новгород, Любеч, Смоленск и Киев. Существовали также восточные западные и юго-западные торговые пути, которые, пересекая друг друга, крепко связывали восточнославянские земли с государствами Поволжья, Западной Европы, Кавказа, Прикаспия, Средней Азии, Северного Причерноморья.

Итак, восточные славяне перед становлением своей государственности по уровню хозяйственного, политического, общественного и культурного развития находились на среднем уровне, отставая от Англии и Франции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Социально-экономическое развитие восточных славян в VI — IX вв

Князь, принимающий дань. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в.

Князь, принимающий дань. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в.

На протяжении VI—IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родо-племенные институты, шёл процесс классообразования.

В качестве важнейших явлений в жизни восточного славянства на протяжении VI—IX вв. следует отметить развитие пашенного земледелия и выделение ремесла; распад родовой общины как трудового коллектива и выделение из неё индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину; рост частной земельной собственности и формирование классов; превращение племенного войска с его оборонительными функциями в дружину, господствующую над соплеменниками; захват князьями и знатью племенной земли в личную наследственную собственность и использование ими родо-племенных органов управления в целях упрочения своей власти над рядовыми общинниками, уже утратившими родовую сплочённость.

Материалы сравнительного языкознания свидетельствуют, что земледелие издавна было основой хозяйства славян. Археологические данные о земледелии пока немногочисленны, но и они подтверждают господство земледелия в экономике восточных славян и знакомят нас с формами земледельческих орудий и видами сельскохозяйственных культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс, горох, лён и др.).

data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"data-ad-slot="5810772814">

data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"data-ad-slot="5810772814">

Первое письменное свидетельство об озимых посевах относится к середине X в. Арабский писатель Ибрахим ибн Якуб говорит: «... они (славяне) сеют в два времени года—летом и весною — и пожинают две жатвы». Общие для славянских языков слова «яр», «ярина» и «озимь», «озимина» позволяют предполагать, что чередование озимых и яровых посевов в сельском хозяйстве славян применялось значительно раньше.

Наряду с земледелием у славян получило развитие скотоводство. В их хозяйстве разводились лошади, коровы, овцы, свиньи и пр. Распространёнными промыслами были охота, рыболовство и бортничество.

К IX в. повсеместно на территории расселения восточных славян (включая я малоплодородную Новгородскую область) образовалась значительная площадь расчищенных от леса старопахотных земель, свидетельствовавшая о дальнейшем развитии производительных сил при феодализме. С каждым столетием сокращалась роль примитивной и трудоёмкой подсечной формы земледелия и неразрывно связанного с ней коллективного труда и хозяйства членов родовых общин.

Объединением небольших родовых общин, для которого характерно известное единство культуры, являлось древнеславянское племя. Таких племён, имена которых уже забыты, было на всей русской равнине, вероятно, 100—200. Каждое из этих племён собирало народное собрание (вече). Постепенно усиливалась власть племенных князей.

Развитие межплеменных связей, оборонительные и наступательные союзы, организация совместных походов и, наконец, подчинение сильными племенами своих более слабых соседей — всё это приводило к укрупнению племён, к объединению их в более значительные группы. Русский летописец Нестор не знал мелких восточнославянских племён, а говорил только о крупных их объединениях: радимичах, кривичах, древлянах, вятичах.

Описывая время, когда происходил переход от родо-племенных отношений к государству, Нестор отмечает, что в различных восточнославянских областях были «свои княжения». Это подтверждается и данными археологии. По особенностям погребального обряда можно судить о границах территорий, которые занимали как небольшие племена, так и обширные племенные союзы.

Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе все восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжёлом коллективном труде по подсеке и корчёвке леса значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины.

О сдвигах в социально-экономических отношениях к IX — X вв. свидетельствуют изменения в характере погребальных обрядов и форм поселений, наблюдаемые почти во всех славянских землях. Там, где были коллективные родовые усыпальницы, появляются индивидуальные или парные погребения под небольшой курганной насыпью. Это означает, что отдельные семьи повсеместно выделились как производственные единицы, разорвав древние родовые связи.

Этот общий процесс мог быть только отражением новых явлений во внутренней жизни славян — возникновения сельских соседских общин и постепенного перехода к феодализму. Среди археологических памятников IX в. встречаются городища со многими сотнями изб. Это поселения широко разросшихся сельских общин.

Нарушение родовой сплочённости, уход отдельных смердов (крестьян) из общины в неукреплённые починки и заимки, разумеется, ослабляли их сопротивляемость напору дружинников и способствовали прямому подчинению или экономическому закабалению этих смердов.

Возможно, что одним из первых видов эксплуатации у восточных славян, как и у других народов, была эксплуатация рабов. Но, хотя рабы и работали в феодальных усадьбах на Руси, рабовладение не стало здесь основой производственных отношений. Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всемирно-историческом масштабе. В процессе классо-образования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.

В IX—X вв. формируются антагонистические классы феодального общества. Повсеместно увеличивается количество дружинников, усиливается их дифференциация, идёт выделение из их среды знати — бояр и князей.

Известно большое количество дружинных курганов, в которых зарыты оружие и дорогие вещи. Наибольший интерес представляют курганы, находящиеся вокруг больших городов, будущих княжеских столиц — Киева, Чернигова, Смоленска, Суздаля и др. Городские кладбища насчитывают иногда по нескольку тысяч могильных насыпей.

По богатству положенных с покойниками вещей и по размерам курганов можно разделить их на три группы: курганы простых дружинников, бояр и князей. В курганах двух последних групп встречаются наборы разнообразного оружия и доспехов, серебряные и золотые вещи, дорогие привозные сосуды, остатки сожжённых рабынь и рабов.

Для княжеских курганов характерно наличие предметов языческого культа — жертвенных ножей, идолов, священных турьих рогов Отсюда видно, что князья совмещали функции светских владык и верховных жрецов. Княжеские и боярские курганы представляли собой огромные земляные холмы, для насыпки которых требовался труд многих тысяч крестьян.

Интересную картину представляют, например, черниговские курганы. В окрестностях древнего города Чернигова имеется несколько отдалённых друг от друга дружинных кладбищ, на которых находятся погребения рядовых воинов, я несколько крупных боярских курганов с захороненными в них ценными вещами. Очевидно, часть дружины и боярства жила в самом городе близ князя, а некоторые бояре со своими воинами проживали в загородных сёлах, возможно, являвшихся их вотчинами.

Таким образом, на основании анализа погребальных памятников IX—X вв. можно сделать вывод о наличии в это время классового расслоения общества п об использовании господствующим классом феодалов труда зависимых крестьян.

К IX в. у славян получило значительное развитие ремесло. Кузнецы научились изготовлять но только железо, но и высококачественную сталь. Появились серебряных дел мастера, гончары и ремесленники ряда других специальностей. Важным в истории возникновения феодализма является вопрос о времени появления на Руси городов, но он не решён ещё в полной мере историками.

В условиях родоплеменного строя существовали определённые . центры, где собирались племенные веча, выбирался князь, совершалась торговля, производились гадания, решались судебные дела, приносились жертвы богами отмечались важнейшие даты года. Иногда такой центр становился средоточием важнейших видов производства. В древнем Пскове, например, археологами обнаружено много железоплавильных горнов.

Большинство этих древних центров превратилось позднее в средневековые города. В IX—X вв. феодалы создали ряд новых городов, служивших как целям обороны от кочевников, так и целям господства над закрепощаемым населением. В городах концентрировалось и ремесленное производство.

Старое название «град», «город», обозначавшее укрепление, стало применяться уже к настоящему феодальному городу с детинцем-кремлём (крепостью) в центре и обширным ремесленноторговым посадом.

При всей постепенности и медленности процесса феодализации можно всё же указать определённую грань, начиная с которой имеются основания говорить о феодальных отношениях на Руси. Этой гранью является IX столетие.

Сведения восточных авторов, восходящие в своём большинстве к источникам IX в., дополняют данные археологии. Из арабских, среднеазиатских и персидских сочинений мы узнаём о том, что славяне занимались земледелием, что у них достигло значительных размеров бортничество (у одного владельца было до сотни ульев).

Особенно интересны данные о социальных отношениях у восточных славян. «У русов существует класс рыцарей»,— сообщает безымённый среднеазиатский географ. Другие авторы говорят о делении славян на простых и знатных, о князе, собирающем дань, творящем.суд, имеющем в своём подчинении «правителей отдалённых областей», распоряжающемся конницей.

Часть крестьян, как можно полагать на основании более поздних известий, эксплуатировалась князьями путём взимания дани, часть вносила оброк боярам и дружинникам или выполняла на их землях барщинные работы. Из источников можно вынести совершенно определённое впечатление, что в IX в. у восточных славян уже образовалось феодальное государство.

www.istoriia.ru

Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян

Производство Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян

просмотров - 89

Причины разложения рабовладельческой экономики

В основе кризиса рабовладельческой системы были противоречия:

- между принудительным рабским трудом и рабовладельческой собственностью;

- между двумя видами хозяйств: крупных рабовладельческих и мелких, принадлежащих крестьянам и ремесленникам. Мелкие производители в борьбе с крупными разорялись.

Кризис рабовладения состоял в том, что основанное на рабском труде хозяйство латифундий перестало приносить доход, так как непосредственный производитель не был заинтересован в результатах своего туда. В таких условиях стал невозможен технический прогресс. Примитивные средства производства ограничивали возможность роста производительности труда. В латифундиях наблюдалось всœеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населœения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню. Кроме того рабство не решало проблему воспроизводства рабочей силы.

Подобно всœем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся длительное время (IV тыс. до н.э.-VIII в. н.э.). Это было связано с действием следующих факторов:

зависимость первобытного человека от тепла и воды в восточнославянских землях имела особый характер при изобилии воды и нехватки тепла, что требовало дополнительных ресурсов;

зоны рискового земледелия также повышали затраты труда даже для простого воспроизводства;

обширность территорий, создававшая возможности для естественного распространения традиционного образа жизни на новых территориях и простых средств спасения от набегов, обусловила физическую разобщенность и сохранение экстенсивного развития;

обилие леса привело к отсутствию крайне важной технологии для обработки камня и металла, к тому же пожары легко уничтожали результаты труда.

В серединœе I тыс. н.э. у восточных славян произошел переход к сосœедской общинœе. В VI-VIII в. его осуществили южные племена, образовавшие особые объединœения – вервь. Образование сосœедской общины – мира у северных племен происходило в VII-IX вв. Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как сохранением элементов присваивающего, так и становлением производящего хозяйства (земледельческо-скотоводческие культуры). Эволюция земледелия от мотыжного (приусадебного) к пашенному (полевому), обусловленная применением металлических орудий труда, способствовала обработке большей площади и увеличению производительности труда. При этом сохраняются региональные отличия в системах земледелия. В лесостепной зоне существует переложная (залежная) система земледелия. В лесной зоне применялась подсечная (огневая) система. Обе они способствовали проведению активной земельной колонизации. Восточные славяне занимались и осœедлым скотоводством. При этом данный вид деятельности носил ограниченный характер, в связи с этим обеспеченность органическими удобрениями была минимальной, а урожайность – низкой.

В VI-VIII вв. ремесло у славян начинает отделяться от земледелия. Появляются грады и погосты – центры небольших округов и прообразы будущих городов. Создаются условия для развития регулярного обмена не только между племенами, но и на границах территории, заселœенной восточными славянами. Первоначально функции денег выполняют скот, меха, янтарь, иностранные (римские, арабские и византийские) монеты.

Развитие материального производства привело к складыванию у восточных славян предпосылок классового строя. Распад родовых семей и появление сосœедской общины способствовали свободе выхода и принятию новых членов в общину. Это делало возможным существование элементов патриархального рабовладения. Сильнее оно было выражено у славянских племен, живущих на юге, то есть на границах с греческими городами-государствами.

Рабство носило временный характер. Римские историки пишут о возможности выкупа и возвращения на родину или оставаться свободным у славян. Основные источники рабства – плен и судопроизводство (долг, самопродажа, рождение от раба). У славян отсутствовал такой массовый источник, как покупка рабов. Вместе с тем рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром.

Распространению рабства препятствовали община и неблагоприятные природно-климатические и географические условия. Низкая производительность труда при экстенсивном типе экономического роста͵ сезонный характер сельскохозяйственного производства, а также обилие неосвоенных территорий, создающее возможности для побега, означали нецелœесообразность большой концентрации рабов. Социальное неравенство, возникающее в общинœе, приобретало характер феодального классового общества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в то время утверждалось у многих народов Европы и Азии.

Дополнительная литература:

1. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. – М., 1990.

Тесты по теме:

1. Кто нес воинскую повинность в античном обществе?

а. рабы б. всœе свободные мужчины

в. наемники ᴦ. по жребию

2.Кто строил египетские пирамиды?

а. рабы б. свободные крестьяне

в. наемные рабочие ᴦ. воины

3. Почему грандиозные сооружения Востока строились в короткие сроки?

а. множество строителœей б. организация труда

в. подъемные механизмы ᴦ. палочная дисциплина

4. Хозяйственной основой Древнего Египта было:

а. ткачество в. гончарное ремесло

в. ирригационное земледелие ᴦ. металлургическое производство

5. Естественный тип человеческого хозяйства:

а. растениеводство б. скотоводство

в. ремесло ᴦ. собирательство

6. Что характерно для азиатского способа производства?

а. частная собственность на землю

б. интенсивный характер производства

в. большая часть прибавочного продукта производится рабами

ᴦ. государственная собственность на землю

7. Латифундия – это:

а. общественное хозяйство б. рабовладельческая плантация

в. государственное владение ᴦ. колония

8.Рабовладельческое хозяйство, обслуживаемое сравнительно небольшим числом рабов:

а. латифундия б. вилла

в. полис ᴦ. польдер

9.Мастерские, различные по величинœе, в которых широко применялся труд рабов:

а. эргастерия б. польдер

в. латифундия ᴦ. трапезиты

Читайте также

  • - Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян

    Причины разложения рабовладельческой экономики В основе кризиса рабовладельческой системы были противоречия: - между принудительным рабским трудом и рабовладельческой собственностью; - между двумя видами хозяйств: крупных рабовладельческих и мелких,... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Смотрите также