Центры первобытной культуры на территории россии. Населения на территории России и постсоветских республик в 4 — 3 тысячелетиях до н. э.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Археологическая культура России. Центры первобытной культуры на территории россии


Археологическая культура России

Археологическая культура представляет собой наборы артефактов, которые относятся к одной конкретной местности и эпохе. Свое название она получает, исходя из отличительных черт орнамента, использовавшихся на той или иной территории. Термин «культура» в археологии несколько отличается от общепринятого определения. Его можно использовать только в том случае, если находки ученых дают представление о том, какой образ жизни вели люди несколько тысячелетий назад.

Археологические культуры России включают в себя несколько этапов развития. Каждый из них переходит из одного в другой. С учетом того, что территория страны довольно-таки большая, в одно и то же время на ней могли проживать племена, относящиеся к разным культурам, ведущие далеко не одинаковые образы жизни.

археологическая культура

Культура среднекаменного века

Такое понятие, как археологическая культура мезолита, по факту, отсутствует. В это время племена еще не разделялись между собой. Люди пытались выживать, и не было никакой разницы, как именно они это делали. Кто-то постепенно приступал к практике земледелий, кто-то продолжал охотиться, а кто-то приручал животных, задавал темп современному скотоводству. Однако данный промежуток времени откидывать полностью нельзя, поскольку именно он положил начало формированию многих цивилизаций.

На данном этапе появились первые виды археологических культур. Ученые и археологи не считают, что их необходимо разделять столь рано. Но зачатки были положены. Каждое племя отходило от своих бывших сородичей, отделялось по различным признакам, будь это образ жизни, этническая сторона вопроса или, например, способы захоронения умерших предков. Но рассматриваемый этап ни в коем случае нельзя недооценивать, ведь его изучение поможет ответить на вопросы, связанные с возникновением последующих культур.

Трипольская цивилизация

Трипольская археологическая культура датируется энеолитом (5-2 тысячелетия до н. э.). Свое название она получила от местности, где были обнаружены первые памятники. Это произошло в селе Триполье.

Примечательно, что примерно в 18-м веке на территории Румынии проводились раскопки, в ходе которых была обнаружена культура Кукутень. Свое название она также получила благодаря селу, рядом с которым нашли артефакты, относящиеся к ней. Изначально считалось, что две эти культуры различаются между собой. Так было до тех пор, пока ученые не сопоставили найденные вещи и памятники. Оказалось, что кукутенцы и трипольцы – одни и те же люди.

Обнаруженные артефакты позволили ученым прийти к выводу, что рассматриваемая археологическая культура была самой большой на территории России и Европы, численность ее населения в расцвете превышала 15 тысяч человек.

Что касается жизни этой цивилизации, то она проходила так же, как и в других местах во время каменного века. Ближе к концу периода люди начали осваивать глину, теперь она использовалась не только в бытовых целях, но и декоративных. Из нее производили статуэтки и другие гончарные продукты.

дольменная археологическая культура

Дольмены

Дольменная археологическая культура не особо сказалась на развитии племен, располагавшихся на территории современной России. Она зародилась в Индии примерно в 10-м тысячелетии до н. э., но народы начали свои путешествия в западную сторону намного позже. Случилось это в 3-м тысячелетии до н. э., дольмены тогда разделились на две части. Первая отправилась в сторону Кавказа, вторая – в Африку, преимущественно в Египет. На территории России в то время господствовала другая цивилизация, поэтому племена смогли лишь дополнить культурное наследие. Что касается развития в Египте, то именно здесь им удалось полностью раскрыться.

Свое название данная археологическая культура получила из бретонского языка, и в переводе означает «каменный стол». Несмотря на то что ее влияние на славянской территории не было высоким, самое большое скопление памятников располагается возле черноморского побережья и в Краснодарском крае. Вполне вероятно, что другие памятники попросту не сохранились до современности.

У дольменов было обнаружено обилие каменных и бронзовых изделий, эти материалы использовались не только для производства орудий труда и охоты, но и украшений. Многие из них были найдены непосредственно в могилах. Их, кстати, тоже называли дольменами, как и сами племена. Эти места погребений были похожи на египетские пирамиды. Большинство исследователей допускает тот вариант, что некоторые дольмены возводились в религиозных или культурных целях, а не похоронных. Это обусловлено тем, что сами строения зачастую имели больший возраст, чем найденные в них останки. Таким образом, вполне вероятно, что именно дольменная цивилизация заложила основу для пирамид, которые сохранились и восхищают многих по нынешний день.

Катакомбная культура

Катакомбная археологическая культура пришла на славянскую территорию с востока, она была впервые обнаружена в 19-м веке. Ее появление и расцвет датируются ранним бронзовым периодом. Некоторые источники утверждают, что появление катакомбных племен ориентировано вообще на медный век. Одним словом, указать точную дату возникновения культуры пока не удалось.

Племена не продвинулись дальше европейской границы, поэтому их влияние на развитие соседних цивилизаций является лишь поверхностным. Свое название данная археологическая культура получила благодаря способу захоронений, которые имели огромное количество отличий. К примеру, если сравнивать катакомбные и ямные племена, то у последних для похорон достаточно было вырыть небольшую яму. Глубина захоронения первых же располагалась на уровне 3-5 метров. Более того, эти курганы нередко имели несколько ответвлений, они уходили вглубь или просто в бока. Считается, что в таких катакомбах хоронились либо люди из одной семьи, либо одинаковые по рангу или статусу.

Бытовые приборы катакомбных племен тоже довольно-таки сильно отличались. Во-первых, они почти не имели плоского дна. Однако это можно объяснить тем, что племена еще не поняли всего удобства такого производства или же у них не было таковой возможности. Во-вторых, вся посуда имела приземистые формы. Даже если взять в руки кувшин, то его высота – очень маленькая. Присутствовал и примитивный орнамент. Как и у всех племен того времени, он выполнялся при помощи оттисков шнура. Украшалась только верхняя часть изделия.

Орудия выполнялись в основном из кремня. Этот материал использовали в производстве наконечников стрел, ножей, кинжалов и так далее. Некоторые искусные мастера в племенах применяли дерево для изготовления посуды. Бронзу же использовали только для производства украшений.

катакомбная археологическая культура

Культура России в бронзовом веке

К сожалению, археологическая культура бронзового века в России не смогла достичь наивысшего расцвета, однако в общем развитии нельзя не учитывать этот масштабный период. Он датируется 4-3-м тысячелетиями до н. э. Россияне того времени занимались земледелием. В большей степени преобладала обработка лесов, однако постепенно люди начинали осваивать возделывание менее плодородных земель.

Наблюдается небольшой скачок и в строительстве домов. Если раньше поселения возводили жилищные постройки только в долинах, то теперь они перебираются на холмы. Также начинается примитивное укрепление домов.

Ранняя археологическая культура бронзового века отличается майкопскими поселениями. Поздняя подразделяется на несколько разных комплексов. Наиболее обширными по занимаемым территориям являются срубная и андроновская культуры.

Майкопская культура

Майкопская археологическая культура датируется ранним бронзовым веком, она существовала в 3-м тысячелетии до н. э. на территории Северного Кавказа. Из найденных памятников и артефактов можно сделать вывод, что население занималось разведением скота и земледелием. Культура зародилась на северо-западе и в центре Кавказа. Отличительной чертой племен является архаичность в производстве орудий труда и бытовых предметов. Однако, несмотря на устаревший вид этих изделий, цивилизация постепенно развивалась. Кроме того, она ничуть не уступала остальным территориям с более современными для того времени орудиями труда.

Также благодаря находкам археологов можно сделать вывод, что майкопская археологическая культура во время своего расцвета не ограничивала свою территориальную принадлежность только Северным Кавказом. Есть ее следы в Чечне, на Таманском полуострове, вплоть до Дагестана и Грузии. Кстати, на границах с этими местностями две разные культуры (куро-аракская и майкопская) встречаются, наблюдается их переплетение. До приграничных находок ученые полагали, что рассматриваемые этапы происходили в разное время. И пока рационального объяснения относительно смешения культур нет.

археологические культуры россии

Срубная культура

Срубная археологическая культура датируется 2-1-м тысячелетиями до н. э. Территория рассматриваемых племен была довольно-таки широкой, она распространялась от Приднепровья до Приуралья, от Прикамья до берегов Чёрного и Каспийского морей. Свое название она получила благодаря обилию бревенчатых сооружений. Не остались без внимания и погребальные обряды, могильники, над которыми обычно и воздвигались срубы.

Поселения племен располагались непосредственно около рек, обычно на мысовых террасах. Нередко их укрепляли рвами и валами. Сами строения не укреплялись, но при хорошей внешней защите этого и не нужно было делать. Как указывалось, все постройки выполнялись из дерева, иногда строительство дополнялось глиняными смесями.

Срубная археологическая культура выделилась, как и многие другие, по способам захоронений. В отличие от предшественников, племена провожали покойников индивидуально, массовые могилы встречаются крайне редко. Захоронения производились группами, в одном месте по 10-15 насыпей. Имеется характерная черта расположения покойников – на боку, головой в северную сторону. Некоторые захоронения включают в себя кремированных умерших, а также расчлененных. Это могли быть либо вожди племен, либо преступники.

Во время срубной культуры использовалась толстая плоскодонная посуда. В первое время ее пытались украшать орнаментом. Позже делали обычные горшки или сосуды. Если и имелся орнамент, то он был зубчатым или гладким. Общая черта у любого украшения посуды – преобладание геометрических форм. Редко встречались непонятные знаки, которые большинство исследователей относят к примитивной письменности.

Вначале все орудия выполнялись из кремня и бронзы, но на позднем этапе отмечается добавление железа. Хозяйственная деятельность была скотоводческой, но больше распространено земледелие.

археологическая культура мезолита

Андроновская культура

Андроновская археологическая культура получила свое название благодаря месту, где были обнаружены первые находки, относящиеся к ней. Датируется этот период 2-1-м тысячелетиями до н. э. Племена проживали вокруг современного села Андроново (Красноярский край).

Отличительной особенностью культуры принято считать скотоводство. Люди разводили белоногих овец, выносливых коней и быков-тяжеловесов. Благодаря этим животным им удавалось быстро развиваться. Некоторые ученые предполагают, что андроновцы прошли до территории Индии и заложили на ней зачатки собственной цивилизации.

Изначально андроновцы проживали в Зауралье, затем они перебрались в Сибирь, откуда некоторые из них продолжили свое путешествие в сторону Казахстана. До сих пор, несмотря на обилие различных находок и артефактов, ученые не могут определить, почему племена решились на столь масштабную миграцию.

Если сравнивать все археологические культуры России, проживающие в бронзовом веке, то именно андроновцы стали наиболее боевыми. Они создали колесницы и могли наносить удары по отрядам или даже полноценным поселениям быстрее, чем кто-либо другой. Вероятно, именно этим и объясняется миграция, ведь в погоне за лучшей жизнью они пытались обнаружить более комфортные земли. А если придется - и завоевать их.

Ямная культура

ямная археологическая культура

По окончании бронзовой эпохи в силу вступает ямная археологическая культура. На территорию России рассматриваемые племена приходят с востока, и их отличительная особенность – раннее скотоводство. Многие народы начинали развиваться с земледелия, эти же сразу перешли к разведению животных. Свое название культура получила из-за погребальных ям. Они были простыми и примитивными, однако именно это их и отличало.

На данный момент ямная археологическая культура является наиболее изученной. Курганы располагались на вершинах плато, их старались максимально удалить от рек. Вполне вероятно, что когда-то поселение затопило во время половодья, поэтому люди стали более аккуратными. Редко обнаруживались захоронения непосредственно возле рек. Все могилы располагались вдоль течения, небольшими группами (примерно по 5 умерших). Расстояние от одного захоронения до другого могло быть совершенно различным, от 50 до 500 метров.

Бытовые приборы ямные племена производили из глины. Как и в прошлой эпохе, это были плоскодонные сосуды разных размеров. Встречались громадные амфоры, в которых, предположительно, хранились крупы и жидкости, а также небольшие горшочки. Орнамент на посуду наносился при помощи прочных шнуров, их оттиски и составляли весь декор.

Из кремня производили наконечники стрел, топоры и другие орудия. Надо отметить, что ямы не рылись человеком вручную, создавались примитивные установки для сверления, которые утяжелялись при помощи камней, если земля была твердой.

Племена использовали в производстве и дерево, из него они делали довольно-таки сложные для того времени конструкции. Это были носилки, сани, лодки и небольшие повозки.

В ходе исследования все ученые отмечали самобытность ямной культуры, племена ответственно относились к телам умерших, поэтому им приписываются не только материальные, но и духовные ценности. Более того, эти народности распространили свое влияние и на соседние поселения.

Вполне вероятно, что колесницы первоначально производились вовсе не для завоевательных целей. Поскольку андроновцы, как и множество других культур, были скотоводами, такие примитивные машины должны были помогать им в выпасе животных. Позже племена обнаружили продуктивность колесниц в военной сфере, чем незамедлительно воспользовались.

археологические культуры славян

Именьковская культура

Именьковская археологическая культура датируется ранним средневековьем (4-7-й века). Она располагалась на территории современного Татарстана, Самарской и Ульяновской областей. Также наблюдаются генетические связи с другими культурами, которые находились по соседству.

После того как на территорию культуры пришли булгары, большинство именьковцев ушли на запад. По прошествии некоторого времени они перешли на новый этап развития – положили начало волынцевскому народу. Оставшаяся часть смешалась с населением и со временем потеряла все свои культурные накопления и знания.

Именьковская археологическая культура занимает особое место в развитии славянского народа. Именно рассматриваемые племена первыми начали практиковать пашенное земледелие. Во время этого процесса они использовали примитивные плуги, на которых закреплялись металлические наконечники. Кроме того, в процессе сбора урожая именьковцы также использовали относительно современные для того времени орудия – железные серпы и косы. Хранение зерна ориентировано на вырытые ямы-кладовки, сродни современным погребам. Измельчение урожая проходило на жерновах в ручном варианте.

Именьковцы быстро развивались не только в рамках своих племен. Они обладали мастерскими, где плавили добываемые металлы, некоторые помещения предназначались специально для ремесленников. Они могли производить посуду, наконечники для плугов или, например, серпы. Положительное влияние племена оказали на соседние поселения, предлагая им свои знания, технологии ремесла, земледелия и скотоводства. Поэтому нельзя недооценивать культурное наследие именьковцев не только россиянам, но и соседним странам.

Как видно, многие археологические культуры славян приходили на территорию современной России с востока или запада. В первом случае люди учились новым формам и особенностям земледелия, осваивали навыки скотоводства. Западные племена же помогали в развитии охотничьего оружия и боевых машин. Одно можно сказать точно - каждая новая культура внесла громадный вклад в общее умственное продвижение целых народностей, независимо от того, какие именно новшества она даровала.

fb.ru

Основные черты исторической жизни населения на территории России и постсоветских республик в 4

Более благоприятные, сравнительно с ледниковым периодом, природные условия послеледникового времени были в полной мере использованы первобытным населением территории РОССИИ далеко несразу. Изменение естественной обстановки само по себе еще не могло привести к возникновению нового хозяйства и новой культуры. Широкое и дифференцированное использование человеком природной среды послеледниковой эпохи стало возможным лишь при более высоком уровне производства, который был достигнут не раньше, чем через 5—6 тыс. лет после отступания ледника. Только с этого времени первобытное население территории РОССИИ достигло нового этапа в развитии производства. Начался период нового каменного века (неолита), охватывающий в основном IV и III тысячелетия до н. э.

Говоря об основных этапах в истории первобытного хозяйства, Ф. Энгельс указал, что сначала люди добывали и присваивали готовые продукты природы. Речь здесь идет о собирательстве и охоте, определявших жизнь и культуру людей древнего каменного века. Позднее наступила пора, когда человечество стало осваивать способы повышения производства продуктов природы с помощью трудовой деятельности,— эпоха скотоводства и земледелия. Гранью, разделяющей эти эпохи, послужило изобретение лука и стрел, сделавшее охотничий промысел более производительным и позволившее людям создать запасы пищи, явившись предпосылкой появления и скотоводства, и земледелия. Период нового каменного века был временем, когда эти неизвестные ранее формы хозяйства — скотоводство и первобытное земледелие — впервые появились на территории РОССИИ, внеся в быт и культуру много новых особенностей.

Выше уже шла речь о том, что первым домашним животным на территории РОССИИ, как и в других местах, была собака. Судя по тому, что кости собаки нередко встречаются в древних поселениях в расколотом виде, собак разводили первоначально не только для охоты, но и как мясных животных. Очень рано собака была использована и для передвижения, о чем свидетельствуют находки полозьев от саней для собачьей упряжки в торфяниковых стоянках Прибалтики и Урала. Вслед за собакой одомашниванию подверглась свинья, затем мелкий и крупный рогатый скот.

История возникновения и распространения скотоводства на территории РОССИИ еще далеко не исследована. Известно лишь, что дикие виды животных, послужившие исходным материалом для одомашнивания, имелись далеко не везде.

Дикая лошадь обитала лишь в степных областях, дикие предки домашних козы и овцы—в южных горных районах. В этих местах они и были приручены человеком, попадая в среду населения соседних областей в виде уже домашнего скота. Более широко были распространены по территории нашей страны дикие формы свиньи и крупного рогатого скота. Однако и в отношении этих животных следует полагать, что они были одомашнены лишь в некоторых более южных районах, и большинство древних племен познакомилось с ними уже как с домашними видами.

В то время как первобытное скотоводство возникло из охоты, древнее земледелие развилось на основе собирательства. От неорганизованного и случайного собирания плодов и съедобных корней, существовавшего с глубокой древности, люди перешли к периодически повторяющимся сборам диких растений, как это наблюдалось, например, у примитивных племен Австралии. Далее начались посадки и посев зерен в землю. Взрыхление земли для посева производилось вручную заостренными палками и мотыгами.

Вопросы древнейшей истории культурных растений, а следовательно, и земледелия, также еще далеко не разрешены. Предполагают, что родиной основных культурных растений Старого Света является широкая полоса, проходящая через Китай, Северную Индию, Иран, Северную Африку и Средиземноморье, откуда они лишь впоследствии были разнесены по более широким пространствам.

Древние формы хозяйства — охота и собирательство — в эпоху нового каменного века отнюдь не исчезли. В среде племен более южных областей, познакомившихся со скотоводством и первобытным земледелием, они сохранились в качестве одной из важных отраслей экономики. В более северных областях страны, где не было условий для появления земледелия и где в составе фауны не было животных, годных для одомашнивания, за исключением оленя и, может быть, кабана, охота достигла высокой ступени специализированного развития. Особенно большую роль в хозяйстве населения этих областей играла одна из отраслей охоты — рыбная ловля, местами превратившаяся в основную форму хозяйственной деятельности. Главной задачей собирательства в северных районах в этот период становится пополнение пищи растительными продуктами, столь же необ­ходимыми для человеческого организма, как и мясная пища.

Возникновению и распространению новых, неизвестных раньше отраслей первобытного хозяйства соответствовало появление новых форм орудий труда и более совершенной техники обработки камня, который все еще продолжал оставаться основным материалом для изготовления орудий.

Новый каменный век характеризуется распространением новых приемов обработки твердых пород камня: пиления, сверления, натачивания и шлифования. Эти приемы позволили придавать орудиям правильную и целесообразную форму. Вместе с тем сохранялись и совершенствовались прежние приемы обработки камня: оббивка, скалывание, отжим.

Исключительно важным орудием в руках неолитического человека являлся каменный топор. Благодаря топору стали возможными успешная борьба с лесом, постройка прочных удобных деревянных жилищ, сооружение загородей, необходимых при охоте и скотоводстве, изготовление средств передвижения как по воде (плоты, челны), так и по суше (лыжи, сани, повозки) и т. д.

Еще в эпоху каменного века человек обратил внимание на самородные металлы, из которых наиболее распространенным была медь. В РОССИИ самородная медь часто встречается в Казахской степи и на Урале, реже в других районах. Попытки применить к самородным металлам технические приемы, служившие для обработки камня, привели к открытию ковкости металла и возникновению холодной ковки с помощью каменного молота и наковальни. Наконец, начало настоящего развития металлургии было положено открытием плавки и восстановления металла из руды.

В течение долгого времени в качестве материала для металлических изделий употреблялась только чистая медь. Медный век в РОССИИ длился в течение конца III и первой половины II тысячелетия до и. э. Чистая медь по своим физическим свойствам была, однако, мало пригодна для изготовления орудий и оружия. Орудия из меди, вследствие ее мягкости, быстро изнашивались. Поэтому в медном веке наряду с металлическими продолжали бытовать и преобладали каменные орудия. Дальнейшее развитие техники требовало более твердого металла. Такой металл был найден в виде сплава меди с оловом, получившего название бронзы.

Так как в эпоху, когда появились медные орудия, основным материалом для изготовления орудий все же оставался камень, то мы в дальнейшем рассматриваем историческую эпоху, именуемую медным веком, или энеолитом, в разделах, посвященных новому каменному веку, как исторический этап, завершающий эпоху неолита и предшествующий бронзовому веку.

Уровень производительных сил, достигнутый первобытным населением территории РОССИИ в эпоху нового каменного века, обусловил распространение относительно прочной оседлости. Постоянные поселения с жилищами — землянками, полуземлянками или наземными хижинами, начиная с самого раннего неолита, повсюду получили распространение как основная форма человеческого жилья. В заболоченных местах кое-где возникали свайные поселения.

Одним из ярких признаков упрочения оседлости и повышения уровня жизненных потребностей первобытного населения является глиняная посуда, совершенно неизвестная ранее и с течением времени ставшая неотъемлемой и характернейшей частью первобытной культуры.

Предшественниками глиняных сосудов были сосуды из черепов животных, из дерева или кожи; эту же функцию в южных районах выполняли очищенные от мякоти тыквы и плетеные из прутьев корзины. Для того чтобы сосуды, сделанные из легко разрушающегося материала (дерева, прутьев и т. п.), стали прочными и главное огнеупорными, их начали обмазывать глиной, а еще позднее перешли к лепке сосудов из глины уже без всякой основы. Наиболее ранние сосуды лепились с острым или округлым дном; они были вполне устойчивы, будучи поставлены между камнями очага или зарыты своей нижней частью в землю, песок или золу. Наружная поверхность этих сосудов обычно орнаментировалась ямками, штрихами, узорами, выполненными с помощью различных штампов и т. п.

Плетение корзин из лыка, прутьев или камыша послужило необходимой предпосылкой возникновения текстильного производства. Волокна для прядения нитей вырабатывалось вначале из дикорастущих растений— крапивы, дикой конопли или коры деревьев. Тканье долгое время производилось без ткацкого станка. Неолитические ткани известны по многочисленным отпечаткам на обломках глиняных сосудов и по находкам в свайных постройках. Ткани употреблялись для одежды, для изготовления мешков и сумок и т. д. Текстильные навыки были особенно полезны в рыболовческом хозяйстве, где появились сети, остатки которых, а также их отпечатки на глиняной посуде известны среди неолитических находок.

Обработка камня в эпоху неолита нередко становилась специализированным занятием. Об этом свидетельствуют мастерские для выработки кремневых орудий, известные в ряде пунктов па территории РОССИИ. «Мастера, развивавшие здесь свое искусство,— говорит о неолитических мастерских Энгельс,— работали, вероятно, за счет всего общества, как эта еще делают постоянные ремесленники родовых общин в Индии».

В местах, где не было камня, пригодного для изготовления орудий, его доставляли издалека, устраивая специальные экспедиции или выменивая у других племен. Так, по всей обширной территории Карелии кремень распространился главным образом из южного и юго-восточного Прионежья, где имеются его месторождения. Прибалтийский янтарь, служивший для изготовления украшений, встречается на неолитических поселениях не только северо-западного края, но и в Верхнем Поволжье.

Обмен такого рода еще не затрагивал древней экономики. Коллективное производство, общий труд, а следовательно, и общая собственность на средства производства продолжали господствовать среди племен нового каменного века. Однако такой первобытный обмен немало способствовал быстрому распространению всякого рода достижений культуры. В частности, существование первобытного обмена послужило одной из важнейших предпосылок широкого и быстрого распространения среди первобытных племен более южных районов нашей страны основных видов домашнего скота и культурных растений, речь о чем уже шла выше.

Ранняя форма материнского родового строя возникла, повидимому, еще в позднем палеолите. В неолитическую же эпоху родовое общество достигло своих зрелых форм, примером чего может служить так хорошо известный родовой строй ирокезов. Об этом говорят такие черты быта и культуры, как большие дома, характерная планировка поселений, следы культа матери-прародительницы, тотемических представлений и т. д.

Род, родовая община не являлись основной и единственной формой организации первобытного общества. В результате роста и объединения родовых групп, создаются более крупные группировки древнего человечества— племена, состоящие из ряда родов, нередко насчитывающие в своем составе многие сотни человек. Племя или федерация родственных племен представляет высшую форму организации первобытного общества. Племя является вместе с тем и этнической группой, отличающейся от других племен своим языком или диалектом и особенностями своей племенной культуры.

На территории РОССИИ в период нового каменного века обитало множество различных племен, распадавшихся на ряд обширных групп, объединяемых более или менее однородным характером хозяйства.

В южных частях страны, где процесс возникновения и развития новых форм экономики протекал более интенсивно, чему способствовала не только богатая природа, но и связи этих областей с древнейшими культурными очагами Старого Света, лежавшими в Передней Азии и Средиземно­морье, в IV—III тысячелетиях до н. э. обитали племена, овладевавшие примитивным земледелием и скотоводством.

Первоначально эти новые формы хозяйства появились, повидимому, лишь в Средней Азии, на Кавказе и в некоторых районах Северного Причерноморья, а затем, в III тысячелетии до н. э., мало-помалу распростра­нились по степным областям Восточной Европы и Азии, где возникло несколько обширных групп пастушеских племен, а также по лесостепным районам Северо-западного Причерноморья, где особое развитие получило первобытное земледелие, сочетавшееся со скотоводческим и охотничьим бытом.

Распространение скотоводства и земледелия в северном направлении происходило не только вследствие передвижения южных племен, стремившихся овладеть удобными для скотоводства и земледелия степными и лесостепными местностями, но и за счет перехода к скотоводческому и земледельческому быту местного населения.

В лесной полосе страны от Балтийского моря и Верхнего Поднелровья на западе и вплоть до Тихого океана на востоке в конце IV — начале II тысячелетия до н. э. простиралась область многочисленных племен, занимавшихся охотой и рыбной ловлей и только лишь начинавших знакомиться кое-где со скотоводством и, может быть, с земледелием. Наконец, на Крайнем Севере и Востоке, на берегах Ледовитого и Тихого океанов, в III и II тысячелетиях до н. э. сложились своеобразные приморские культуры, основывавшиеся на морском промысле, рыболовстве и охоте.

Возникновение всех этих групп неолитического населения, подробная характеристика которых будет дана в последующем изложении, явилось событием огромного значения, оставившим глубокий след на всей последующей истории древнего населения нашей страны. Как показывают архео­логические изыскания последних лет и как можно полагать на основании лингвистических данных, к IV—III тысячелетиям до н. э. следует приурочить начало образования тех этнических групп, которые легли в основу большинства европейских и азиатских народов, позднее известных нам по письменным источникам.

Есть основания думать, что среди земледельческо-скотоводческих племен, занимавших южную часть Европы, Малую Азию, а также некоторые районы Средней Азии, одними из наиболее сильных и многочисленных были древние индоевропейские племена; уже тогда они составляли несколько групп, отличающихся друг от друга по культуре и, несомненно, по диалектам. Так, племена, занимавшие восточную часть Балканского полуострова и продвинувшиеся на Днестр и в Среднее Поднепровье, ученые рассматривают в качестве предков фракийской группы племен. Скотоводческие племена, занимавшие в III тысячелетии дон. э. значительную часть Центральной Европы, а также течение Днепра к северу от племен фракийской группы, некоторые исследователи рассматривают в качестве тех индо­европейских племен, в среде которых развились славянские, литовские, германские, иллирийские и другие языки. Племена степных пространств Европы и Средней Азии послужили той средой, в которой распространились иранские языки.

Этнические связи Средней Азии с Южной Европой осуществлялись, од­нако, не только северным, но и южным путем, через Малую Азию и Южное Прикаспье.

В более северных областях обитали племена иного характера. Очень вероятно, что племена рыболовов и охотников, известные с III тысячелетия до н. э. на севере Европейской части РОССИИ, в Зауралье и Западной Сибири, были древними угро-финскими племенами, а племена таежных пространств Восточной Сибири — древними предками тунгусских и иных народов Северной Азии. В степях Восточной Сибири, в среде пастушеских племен, в этот период закладывались первые элементы будущих монгольских и тюркских языков.

Само собой разумеется, что процесс образования позднейших народностей из древних племенных групп не следует представлять себе слишком прямолинейно. Образование этнических групп совершалось в течение тысячелетий. «За это время племена и народности дробились и расходились, смешивались и скрещивались…» Этот процесс протекал в самых различных формах. Здесь были и войны между племенами, кончавшиеся иногда истреблением того или иного племени, захватами чужой племенной территории и ассимиляцией оставшегося населения; здесь имели место расселения племен, их объединения и т. д. Некоторые древние племена и языки, на которых они говорили, вероятно, погибли в процессе сложения народностей, и мы можем только в отдельных случаях узнать об их существовании по данным археологии и языкознания.

histerl.ru

Население России в эпоху Неолита

Период неолита [45].

Карта 3. Археологические карты Западной и Центральной Евразии

Археологические карты Западной и Центральной Евразии

Условные обозначения

Уход ледника открыл для человека районы Центральной и Северной России. Как мы видели, наиболее далеко уходящие на север поселения верхнепалеолитического периода обнаружены на берегах Оки. Остатки неолитической культуры или полированных каменных изделий замечены как в Северной, так и Южной России, на Украине и в Сибири; не говоря о Кавказе, где культура была не менее древняя и развивалась более широкими шагами, благодаря близости Месопотамии и Ирана. В различных местах были раскопаны кладбища неолитического человека, его жилища и мастерские, еще более широко распространены случайные находки инструментов и оружия – топоров, молотков и стрел. Судя по топографии неолитических находок в лесной зоне, люди того времени селились в основном на берегах рек. Что же касается степной зоны, могилы кочевников находились на удаленных от моря территориях на водоемах, что совершенно согласуется с известными нам их привычками, ибо они создавали дороги в основном у водоемов.

Хронологически распространение неолитической культуры по территории России относится к концу четвертого или началу третьего тысячелетия до н.э. Поверхность земли должна была значительно измениться по сравнению с условиями ледникового периода. Его последствия, тем не менее, ощущались долго. Контуры морей постепенно сжимались до современных очертаний. Озера были распространены по всей стране. Климат, хотя и стал мягче, чем в Мадленский период, был все же холоднее, чем в наше время. И флора, и фауна были уже близки к современным, но виды, неизвестные в наше время, все еще существовали. Еще в двенадцатом веке до н.э. первобытный зубр (тур) был широко распространен в русско‑украинских степях, а академик Гмелин видел на Украине дикую лошадь (тарпана) еще в восемнадцатом столетии.

Новые формы родовой социальной организации появились в неолитический период, равно как и новые направления человеческой экономической активности – земледелие и скотоводство. Духовная жизнь человека также приобрела иные выражения. Продуманный похоронный ритуал, который мы знаем из находок, указывает на развитие идеи загробной жизни. Люди должны были уже обладать определенной системой религиозных верований, среди которых похоронный ритуал был лишь частным проявлением. Материальная культура также значительно прогрессировала. Полированные каменные изделия неолитического периода дают свидетельства значительных навыков в ремеслах. Обрабатывались не только кремень, но и другие породы. Новые типы инструментов и оружия появились в итоге производительной деятельности. Находки кремневых и костяных наконечников стрел доказывают, что лук был уже изобретен. Он стал на долгие годы наиболее практичным оружием охоты и войны. Искусство керамики также очевидно продвинулось вперед. Различный дизайн орнамента глиняных изделий использовался в разных регионах – некоторые были примитивными, другие – в достаточной степени сложными. Эти вариации в орнаменте особенно важны для изучающего археологию, поскольку типы оформления могут служить критерием для сравнения посуды в различных «культурных сферах», так же как и для установления взаимоотношений между ними. Подобные различия в орнаменте также служат как предположительные вехи для хронологической фиксации находок.

Поскольку в значительном количестве захоронений неолитического периода были обнаружены человеческие черепа и скелеты, можно получить некоторое представление об антропологическом типе населения этой эпохи. Оказывается, что по крайней мере две расы жили тогда в Западной Евразии, одна из них – брахицефальная, а другая – долихоцефальная. Судя по скелетам, найденным в Херсонской губернии, рост людей, живших там, не превышал 169 см; раскопки в Киевских провинциях обнаружили кости более высоких людей, ростом около 185 см.

Сравнение основных неолитических находок в Евразии дает возможность исследователю видеть различные культурные сферы, существующие на этой территории. Мы должны прежде всего кратко охарактеризовать культуру Анау в Туркестане. Именно в Туркестане основные типы культуры евразийских кочевников встретились и взаимно повлияли друг на друга.

Культура анау [46]

Стоянка Анау находится близ Мерва. Основная работа по археологическим раскопкам там была проделана в 1903 г. американской экспедицией, возглавляемой Р. Пампели. Были изучены три основные культурные слоя. Слой Анау I относится О. Менгином к приблизительно 3500 г. до н.э.; Анау II представляет период около 2500 г. до н.э.; Анау III может датироваться 2000 г. до н.э. Даже в первый период люди Анау были не только охотниками, но и крестьянами. Ячмень и пшеница являлись основными культурами. Бык и овца были приручены задолго до периода Анау II, в то время как свинья, коза, собака и верблюд появились лишь в Анау II. Жилища делались из глиняных кирпичей. Инвентарь каменных инструментов довольно беден: в основном резцы и терки. Посуда, с другой стороны, довольно интересна. Горшки – ручной работы и хорошо обожжены. Многие из них окрашены в красный и черный цвет; орнамент в основном коричневый. Веретена, найденные во всех слоях, являются свидетельством раннего искусства прядения.

Следует отметить, что раскрашенная глиняная посуда, схожая с Анау, была обнаружена как в Китае (в провинциях Кан‑Сю и Хонань), так и на Украине.

Трипольская культура [47]

Культура раскрашенной глиняной посуды в бассейне среднего Днепра на Украине известная как трипольская культура, берет свое название от стоянки Триполье в Киевской губернии, где впервые было сделано важное открытие этого типа. Орнаментированная глиняная посуда – одна из ее основных черт. Имеются примеры как раскрашенной посуды, так и глиняных изделий со вдавленным орнаментом. Узор был геометрическим; широко использовались спиральный и вьющийся типы. Когда изображались люди, животные или растения, они также контурно вводились в геометрический стиль. Глиняная посуда Триполья в определенных планах схожа с посудой Анау и Балкан.

Судя по остаткам трипольской культуры, ее представители являлись земледельцами, которые, однако, были также знакомы с животноводством. Большое количество трипольских поселений раскопано с 1880‑х годов особенно в районе Правобережной Украины[48]. Характерной чертой этих стоянок стали так называемые «платформы» (площадки), укрепленные обожженной глиной. Эти платформы в основном имеют форму квадрата; их ширина варьируется от 5 до 13м, а длина от 6 до 18м. Они были раскопаны на глубине от 0,2 до 1 м под современным слоем земли. Функция этих платформ длительное время озадачивала археологов. Ранее полагали, что платформы были частью кладбища; сейчас, основываясь на результатах недавних раскопок, принято считать, что большинство из них составляли фундамент домов. Это были, возможно, деревянные рамочные дома, когда рамка дома наполнялась глиной, и по этой причине они сохранились плохо, за исключением фундамента. В некоторых случаях, тем не менее, удалось обнаружить нижнюю часть деревянной кладки. Что же касается крыши, то она была, возможно, двускатной, с двумя покатыми поверхностями, наполненными лозняком. На некоторых стоянках были обнаружены остатки очагов. Плиты строились из обожженной глины со сводчатым верхом. Высота плиты варьировалась от 1 до 1,5м. Горшки и подсушенная на солнце посуда, сосуды, глиняные фигуры, кости животных, зерно и кипы мусора были найдены на многих платформах. Некоторые из ваз содержали сожженные человеческие кости; это были, очевидно, похоронные урны. Платформы обычно составляют группы, каждая из которых сама является частью поселения. План типичного поселения трипольского типа очень интересен. Дома расположены в два концентрических круга, которые должны были облегчить защиту поселения в случае атаки. В поселении Коломийшина Киевской губернии, исследованном в 1938 г., находился тридцать один дом, составляя внешний круг, и восемь, составлявших внутренний. Диаметр внутреннего круга – 60 м; внутри него не было домов, эта территория, очевидно, являлась городской площадью. Без сомнения, поселение принадлежало людям определенного рода или задруги.

В позднем слое трипольских поселений были найдены медные и бронзовые предметы. Таким образом очевидно, что перед своим падением трипольская культура эволюционировала от чисто неолитической стадии. Анализируя инструменты и остатки пищи на стоянках трипольского типа мы можем получить достаточно четкое представление об экономической жизни трипольского человека. Его инструменты, такие как топоры, ножи и молотки, были сделаны из камня или кости. В позднейшей страте были найдены бронзовые серпы, указывающие на постепенный прогресс в сельскохозяйственной технике. Выращивались злаки нескольких видов, такие как пшеница, просо, ячмень, а также конопля. Пища человека состояла в основном из мяса и хлебной выпечки; мука изготавливалась путем перемолки зерна ручной теркой. Были приручены многие животные – овца, коза, свинья и собака; позднее к ним прибавились корова и лошадь. Люди Триполья, очевидно, были знакомы с прядением, поскольку на стоянках были наущены многочисленные веретена. К сожалению, не было обнаружено каких‑либо надписей, которые бы проливали свет на язык трипольского человека, и, следовательно, трипольские люди не могут быть определены как лингвистически, так и этнографически.

Культура дольменов [49]

Эта так называемая мегалитическая культура распространилась по крымскому и кавказскому побережьям Черного моря. Дольмен северокавказского типа – строение со стенами из грубого камня и крышей из плоских каменных блоков. Он служил домом не для живых, а для мертвых, которых обычно оставляли в сидячем положении с расставленными на полу ногами. Горшки и различные орудия были обнаружены помещенными рядом со скелетом. В больших дольменах обнаружены несколько скелетов; они, возможно, служили склепами для всего семейства. В большинстве случаев дольмены располагались группами, как бы составляя родовое поселение мертвых. Происхождение этой культуры – спорный вопрос. В течение позднего неолита и раннего бронзового века она распространилась по всей передней Азии и средиземноморскому побережью, на севере достигая Британии, Дании и Южной Швеции. Наиболее вероятно, что путь экспансии дольменов на Северном Кавказе и в Крыму начался в Транскавказском регионе. В этом случае мы можем предположить миграцию людей, построивших дольмены, от передней Азии до северочерноморского побережья.

Культура окрашенных костяков [50]

Курганы этой культурной сферы распространены по всей Южной России и Украине, в основном в степях. Они обычно невысоки – от 1 до 2 метров. Тело помещалось в гробницу в скрюченном состоянии и всегда покрывалось красной охрой; инвентарь могил беден, в особенности в сравнении со скифскими захоронениями позднего периода. Глиняная посуда иногда покрыта линейным орнаментом. В могилах обнаружены кремневые ножи и топоры, а также боевые топоры, конфигурация которых очень схожа со скандинавским типом боевого топора.

В то время как трипольский человек был землевладельцем, человек культуры окрашенных костяков был в основном пастухом. Орды этих кочевников должны были контролировать черноморские степи от Днепра до Северного Кавказа. Прирученная ими лошадь относилась к первобытному типу; она предположительно воспроизводится на серебряной вазе, обнаруженной в Майкопском могильнике, в Северокавказском регионе. Возможно, что по северной кайме степей некоторые из племен постепенно адаптировались к земледелию. Множество сельскохозяйственных орудий было обнаружено археологом В.А. Городцовым на одной из стоянок Харьковской губернии. Этот район служил, очевидно, мостом между трипольской и степной культурой. На этой харьковской стоянке была открыта крашеная глиняная посуда, декорированная в трипольском стиле.

Фатьяновская культура [51]

Эта культурная сфера получила свое имя от могильника в деревне Фатьяново близ Ярославля, где находятся наиболее типичные находки. Ее ареал располагался в бассейне рек Оки и верхней Волги и охватывал территорию следующих русских губерний: Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Владимирской и Московской. Во время наибольшей экспансии фатьяновская культура достигала на западе Смоленска и на юге Мичуринска (Козлов). Хронологически ее каменный век относится к концу третьего и первой половине второго тысячелетия до н.э.[52].

В наиболее древних неолитических погребениях Окского региона мертвых хоронили в неглубоких траншеях без каких‑либо могильных холмов. Могилы, найденные в Волосово близ Мурома, были вырыты под корнями пней сосен, очевидно для того, чтобы содержимое могилы было защищено от вымывания дождями. На кладбищах более позднего периода – собственно фатьяновского типа – мертвых клали на слой древесного угля. У головы и ног тела ставились перевернутые горшки. Следует упомянуть тщательно отполированные каменные топоры среди инструментов и утвари, обнаруженных в могильниках фатьяновского типа. Некоторые из этих топоров, также как орнаментированные вазы с округлым дном, указывают на влияние северокавказского типа на фатьяновское искусство[53]. Так же как и в трипольском регионе, медные и бронзовые предметы начинают появляться в позднем слое фатьяновской неолитической культуры. Этот процесс изменения, который в трипольской культуре был прерван определенной катастрофой, в случае фатьяновской культуры был постепенным и длительным. Бронзовая стадия фатьяновской культуры будет шире обсуждена в следующем разделе.

Западная и центральная Сибирь [54]

Как погребения, так и поселения неолитического периода были открыты в различных местах Западной Сибири: озеро Андрееве близ Тюмени, на Чудацком холме близ Барнаула и на берегу реки Улаган в Западноалтайском регионе. Несколько кладбищ неолитического типа были обнаружены на берегу Енисея, из которых наиболее хорошо изучено обнаруженное на Афанасьевской Горе близ деревни Батени. Культурная сфера, к которому оно принадлежит, также известна как афанасьевская культура. Тела в могилы афанасьевского типа клали в траншеи глубиной 1,5 м, а могилы покрывались камнями. Скелеты обнаружены в скрюченном состоянии или же в любом случае с согнутыми ногами. В некоторых могилах открыты сожженные человеческие кости, свидетельство кремации. Было обнаружено множество плохо обожженных глиняных горшков, большинство из них с конусообразным дном. Рисунок довольно груб; в некоторых случаях он выполнен вдавливанием, в других – рельефным наложением глины. Некоторые из ваз покрыты медью. Найдено мало орудий или оружия, среди них каменные наконечники стрел и пестики, а также костяные иглы. Открыты остатки еды, кости рыбы, сибирского оленя (изюбря), дикого быка, а также некоторых прирученных животных, таких как лошадь, бык, овца. На основе этих находок предполагается, что человек афанасьевской культуры был знаком не только с охотой и рыболовством, но и с животноводством. Характерно, что бусины на шее и запястьях многих скелетов были сделаны из раковин моллюсков, принадлежащих к виду из региона Аральского моря. Очевидно, в этот период были установлены связи между людьми, жившими в регионе Енисея, и обитателями региона Аральского моря. И, разумеется, некоторые недавние находки в Хорезме, к югу от Аральского моря, показывают сходство между афанасьевской и кельтминарской культурой[55]. Поскольку последняя развивалась под влиянием культуры Анау, мы можем предположить определенное единство культуры в Туркестане и Сибири в эпоху позднего неолита и раннего бронзового века.

Интересная неолитическая стоянка была раскопана в Бирюзине, на холмистом берегу Енисея в 45 километрах к югу от Красноярска. В этой местности в холмах обнаруживается множество известковых пещер, в некоторых из них были обнаружены следы поселений. Как на стоянке Бирюзина, так и в прилегающих пещерах открыто огромное количество каменных изделий, таких как ножи, резцы, скребки, равно как и некоторые костяные изделия, а именно: кинжалы, гарпуны, иглы и шилья. Поскольку некоторые из резцов принадлежат палеолитическому виду, мы можем заключить, что поселения уже существовали в палеолитический период, а также предположить наличие преемственности локальной культуры в этом регионе. Вокруг стоянки Бирюзина были обнаружены кости следующих животных: быка, козы, северного оленя, лося, косули, лошади, лисы и зайца. Очевидно, что охота была главным занятием людей. Различимы пять культурных слоев, верхний из которых уже содержит некоторые железные предметы.

Что же касается неолитических захоронений Байкальского региона, то они могут быть разделены на два типа, известные по именам характерных стоянок Китой и Глазов. Кладбище Китой расположено на левом берегу Ангары, в пяти километрах от места ее слияния с Китоем. Мертвых хоронили в неглубоких рвах без могильных холмов; их клали на спину и окрашивали охрой. Ожерелья из оленьих зубов и костей птиц одевались на лоб или на шею. Нефритовые топоры, каменные наконечники стрел и копий, костяные гарпуны и шила, глиняная посуда были обнаружены в большинстве захоронений. Могилы глазовского типа более совершенны, они имели встроенную гробницу из каменных плит. Над каждой укладывались могильные камни, составляя надгробие конусоидального типа. Положение скелетов в могиле схоже с могилами Китоя, но без следов охры. Инвентарь каменных орудий небогат. В некоторых из могил были обнаружены медные ножи.

В целом, техника сибирского неолита находится на сравнительно высоком уровне. Наконечники стрел и некоторые инструменты отличаются хорошим ремесленным мастерством. Камень обрабатывался как путем полировки, так и пилки. Даже такой твердый минерал как нефрит подвергался полировке. Аккуратные отверстия высверливались в частях камня, предназначенных для нанесения орнамента.

Общие замечания по поводу неолитической эпохи в Евразии

Определенные замечания более общего порядка могут быть выведены из нашего обозрения неолитических находок в Евразии. Очевидно, что большая часть цизуральской России, так же как части Сибири были необитаемы. Экономическая жизнь неолитического человека была гораздо разнообразнее, нежели в палеолитическую эру. Именно в эпоху неолита возникли некоторые фундаментальные типы человеческой экономической активности, подобные земледелию, скотоводству, ремеслу. Благодаря различию природной среды в различных местностях превалировали свои типы сельскохозяйственной деятельности. В цизуральской России важны следующие три региона: пограничная зона лесов и степей на Украине, где было развито земледелие и скотоводство; регион Оки и верхней Волги, благоприятный для охоты и рыболовства, где, однако, практиковалось и земледелие; южные степи, где особое внимание уделялось коневодству и скотоводству. Реки служили главными торговыми путями, при этом Волга играла особенно важную роль как связующее звено между северокавказской культурной сферой и Верхневолжьем и рекой Камой. У нас уже был случай упомянуть, что торговые отношения неолитической эры приняли действительно интернациональный характер[56]. Конечно, регион среднего Днепра был связан с территорией Балкан с одной стороны и с Кавказом – с другой. Через Кавказ область Оки‑Волга была открыта влиянию культуры Месопотамии. А из региона Волги‑Камы купцы должны были проникать в Западную Сибирь и наоборот. Народы Западной Сибири торговали с народами Казахстана, а они, в свою очередь, нашли дорогу на Кавказ. Так был завершен круг.

Историк естественно склонен останавливаться на политических аспектах международной экономики. Он может предположить, что экономические взаимосвязи между различными неолитическими губерниями в Евразии в некоторых случаях сопровождались интенсивной политической и военной борьбой. Империи возникали и погибали, как это и происходило позднее. Тем не менее, из‑за отсутствия письменных источников по политической истории неолитической Евразии нет ничего кроме простых гипотез. Несколько подобных предположений использовались для интерпретации археологического материала, но их правдоподобность может быть поставлена под вопрос. Очевидно, что конец третьего и начало второго тысячелетия до н.э. был важным периодом в развитии индоевропейских народов, крупные миграции которых происходили, вероятно, около этого времени. Видимо, кочевники культуры окрашенных костяков представляли одну стадию в этом процессе. Также возможно, что хетты, чей язык связан с индоевропейской семьей, прошли на пути к Боспору и Малой Азии через черноморские степи, вступив в них с востока. Но все это – сфера чистых предположений.

Примечание:Неолит (от нео... и греч. líhos — камень), новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, характеризующаяся использованием исключительно кремнёвых, костяных и каменных орудий (в том числе изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифования) и, как правило, широким распространением глиняной посуды. Орудия труда эпохи неолита представляют собой завершающую стадию развития каменных орудий, сменяемых затем появляющимися во всё больших количествах изделий из металла. По культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на две группы:  1) земледельцев и скотоводов  2) развитых охотников и рыболовов.  Неолитические культуры первой группы отражают последствия перехода к принципиально новым формам получения продуктов путём их производства (так называемая производящая экономика). Происшедшие в результате этого кардинальные перемены в жизни общества, сказавшиеся, прежде всего в развитии оседлости и резком увеличении численности населения (так называемый первый демографический взрыв), позволяют ряду исследователей вслед за английским археологом Г. Чайлдом говорить о "неолитической революции" как о первом экономическом перевороте в истории человечества.

История древней Руси. Оглавление.

www.protown.ru


Смотрите также