Конспект первобытный мир и зарождение цивилизации. Лекция №2 Тема: Первобытный мир и зарождение цивилизаций
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Билеты: Тема 2.1 Первобытный мир и зарождение цивилизаций. Конспект первобытный мир и зарождение цивилизации


Персональный сайт - Лекции по Истории, продолжение (часть 2)

…sp;                                          2.История средних веков;                                                                                                           3.История нового мира;                                                                                                                      4.Новейшая история.                                                                                                                       Проблема данной периодизации в том, что в истории Азии, Америки, Африки существует в чем-то сходные периоды, но они не совпадали по времени с западноевропейскими, поэтому для этих регионов можно выстроить свои периодизации, также как можно разработать периодизацию историю каждой страны.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Опишите основные источники наших знаний о  истории человечества.
  2. Чем формационный подход изучения истории отличается от цивилизационного?

Д\задание: В.В.Артёмов.История. §1-2 (конспект)

Раздел 2 Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Тема: Происхождение человека и люди эпохи палеолита

Цели и задачи урока:

  • формировать у учащихся умение логически мыслить и отстаивать свою точку зрения;
  • показать этапы развития древних людей;
  • формировать у учащихся интерес к изучению  Древней истории.

План:

1.      Источники знаний о древнейшем человеке

2.      Проблемы происхождения человека

3.      Виды человека. Расселение древнейших людей

4.      Родовая община

5.      Достижение людей в период позднего палеолита

6.      Стоянки палеолита на территории России.

7.      Первобытная религия.

 

1.Большой вклад о древнейшем человеке вносит наука археология, которая позволяет

ученым получить в наше распоряжение предметы изготовленные древними жителями нашей планеты.

Археология разделяет каменный век на:

1.Древний (палеолит)

2.Средний (мезолит)

3.Новый (неолит)

 Помимо орудий труда археологи раскапывают места поселения древних людей, а также их захоронения.

 Для датировки предметов используются углеродный метод.

Изучаются социальные отношения первобытных людей.

 

2.

1.Трудовая теория (XIX в.) разработал Ф.Энгельс. Согласно этой теории трудовая деятельность, к которой, пришлось прибегнуть предкам человека привела к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовало зарождению языка и мышлению. Эта теория оперяется на учение Дарвина о естественном отборе.

2.Мутагенная

3.Библейская

4.Инопланетная

3. Считается, что общие предки человека и обезьян жили в восточной Африки и на Аравийском полуострове. Имеют возраст 30-40млн.лет назад. В восточно-южной Африки были обнаружены останки вероятного предка-человека (австралопитека) 4-4,5 лет назад.

  В Эфиопии были найдены останки человека умелого вместе с каменными орудиями (возраст 2млн 600тыс. лет). Главное занятие - охота.

  В Кении были найдены останки человека прямоходящего(1млн.700 лет), рост 130-150. Главное оружие  рубило (ручное). Овладел огнем.

  Примерно 300тыс. лет назад впервые человек вышел за пределы Африки. На смену человеку прямоходящему приходит человек разумный (Homo sapiens).

4. Родовая община - это коллектив близких ,родственников. Родовая община состояла(100-150чел),занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий труда, обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкуры животных, орудия труда считались общей собственностью.

 Во главе рода стояли самые уважаемые люди- старейшины.

Затем родовые общины стали объединяться в племена.

Родовая организация прошла 2 этапа:

1.Матриархат

2.Патриархат.

5. Поздний палеолит у древнейших людей, появляются разнообразные орудия. В качестве материала - кремень, обсидиан, яшма, рубило. Каменное скребло - обрабатывали шкуры, дырки. Изобрели каменное копье и топор.

Появилась одежда из шкур. В поселение обычно 2-3 жилища из костей. Произошло первое половозрастное разделение труда: мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили  еду, шили одежду; дети помогали женщинам.

 40тыс. лет назад началось заселение Америки

6.  На территории России первые люди появились 4млн. лет назад. На стоянках Улалинка, недалеко от Якутска, на южном Урале были обнаружены примитивные орудия труда из камня.

 В Башкирии в Каповой пещере было найдено 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков - 15-13тыс.лет.

 В 60-х гг. XXв. раскопано два захоронения под Владимиром  на стоянке Сунгирь. Возраст 25-30 тыс. лет.

7.  Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей.

По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления о существовании невидимых сил – духа и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия.

Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром. Богами были и предки рода.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор  является предметом научной дискуссии.

Искусство зародилось у неандертальцев. Наиболее впечатляющими памятником времен палеолита является пещерная живопись. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаружены следы ударов каменными наконечниками.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер – небольших (5 – 15см) статуэток женщин, как правило, обнаженных, изредка одетых.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?
  2. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организация эпохи палеолита?

Д\задание: В.В.Артёмов.История. §3-4 (конспект)

Лекция: Возникновение государства и начало цивилизации

Цели и задачи урока:

  • формировать у учащихся умение логически мыслить и отстаивать свою точку зрения;
  • показать значение неолитической революции для дальнейшей жизни людей;
  • формировать у учащихся интерес к изучению  Древней истории.

План

1.      Неолитическая революция.

2.      Начало формирование народов.

3.      Зарождение цивилизации.

1.Несколько млн. лет назад люди существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, т. е. человек присваивал себе продукты природы, такой тип хозяйства  называют присваивающим.

 11-10тыс. лет назад зарождается животноводство и земледелие. И с этого момента люди стали самостоятельно и целенаправленно производить необходимые для их жизни продукты - производящий тип хозяйства. Этот переход начался в мезолите, закончился в неолите.

  Появление производящего хозяйства за короткое время изменило жизнь человечества. Эти перемены историки называли неолитической революцией.

 Причины неолитической революции:

1. 12тыс. лет назад быстро тает ледник. Территория ледника покрылась густыми лесами, вымирают крупные животные, дававшие человеку основную пищу.

2.Осваивается охота на мелкую дичь, птицу. Большое внимание уделялось ловле рыбы. Изобретают лук со стрелами. Изобрели бумеранг. Стали строить лодки и плоты.

3. До таяния ледника в период палеолита жители Передней Азии охотились на диких баранов, быков, собирали семена дикорастущих злаков - пшеницы, ячменя, проса. Для срезания колосьев изобретают серп. Во время таяния ледника в передней Азии началось страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений.

4.Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и выращивания животных.

  Первыми были одомашнены в 10-9 тыс. лет до н.э. козы и овцы.

  В 7 тыс. до н.э. приручили свинью и корову и кошку.

  Первые следы с/х найдены на севере Ирака. Датируется 10-9 тыс. до н.э.

  Из растений первыми одомашнили пшеницу, ячмень, проса, чечевицу. Позже стали выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, виноград.

  Последствия неолитической революции:

1. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани.

2.Изобретена керамика. Изобрели гончарный круг, из глины изготавливали кирпичи.

3.Для полива полей стали строить примитивные каналы и бассейны.

4.Для обработки полей придумали соху и плуг.

5.В 8-7 тыс. до н.э. научились обрабатывать медь.

6.В 5-4 тыс. до н.э. - бронзу.

7.В 1тыс. до н.э. в передней Азии появляются изделия из железной руды.

 Неолитическая революция в России:

На южном Урале и в Поволжье археологи нашли кости домашних животных, которых там стали разводить 8-7 тыс. лет назад. На южном Урале найдены самые древние в мире кости домашних лошадей.

2.Посёлки земледельцев постепенно превращаются в крупные поселения. Вокруг них стали возводить для защиты от врагов стены из камня или глины. Дома делали из глины и кирпичей. В центре таких поселений строили 1 или несколько храмов. Почитали Бога Солнца, Бога Дождя, Бога Ветра.

 Самое древнее поселение обнаружено в городе Иерихон в Палестине. Люди там стали селиться в 8 тыс. до н.э. Жило там до 3 тыс. человек. Найдены были остатки стен толщиной до 3 м. из камня. В окрестностях города выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир.

  Добывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

 Более  крупным поселением  было Чатал - Гуюк 7-6 тыс. до н.э. в малой Азии. Занимались выращиванием хлеба. Для орошения строились простейшие каналы.

  В этот период стали образовываться языковые семьи. В северной Африке обитали племена, давшие начало семито-хамитским языкам. На них говорили древние египтяне, ассирийцы и вавилоняне.

  В Передней Азии жили племена, давшие начало индоевропейским языкам.

  У земледельцев на смену родовой общины приходит соседская. Высшим органом управления оставалось народное собрание.  Совет общины составляли старейшины. На период военных действий избирался вождь.

  Со временем власть вождя распространяется на мирные периоды и постепенно стала переходить по наследству. Вокруг вождя стали сплачиваться лучшие воины. Соплеменники со временем начали снабжать вождя, его приближенные всем необходимым. Вначале это были добровольные пожертвования, затем они стали обязательными, т.е. появляется неравенство.

 3. Первые государства возникают, где вожди и их помощники становятся руководителями хозяйственной жизни. Ученые выделили 2 модели цивилизации древнего мира:

 1.Древневосточная. Её формой стали государства в долинах великих рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. Для древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монархов. Преобладающим населением было крестьянство, объединенное в общины. Рабство играло второстепенную роль.

 2.Античная цивилизация(их называют полисами). Правителей избирают на народных собраниях, но со временем полисное устройство было заменено монархической властью. Большая часть населения проживала в городах. Огромное значение приобрели ремесло и торговля. Большую роль играл труд рабов.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Какие перемены происходили в жизни первобытных племён в период их перехода к цивилизации?
  2. В чём причины зарождения государств?

Д\задание: В.В.Артёмов.История. §5-6 (конспект)

Тема: Цивилизация Древнего Востока и Античного мира.

Цели и задачи урока:

  • формировать у учащихся умение логически мыслить и отстаивать свою точку зрения;
  • показать, как происходило зарождение, развитие и закат древних цивилизаций;
  • формировать у учащихся интерес к изучению  Древней истории.

План

1.      Древний Египет.

2.      Вавилонское царство.

3.      Великие военные державы Древнего Востока:

·         Хеттское царство

·         Ассирия

·         Урарту

·         Персидское царство

4.Конструктор сайтов - uCoz

udenkov-sergey.narod.ru

Билеты - Тема 2.1 Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Цель: сформировать представление об очагах первобытного общества на территории нашей страны, о переходе от первобытности к цивилизации, уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.

Задание 1 : пользуясь конспектом на контурной карте отметить стоянки первобытного общества на территории нашей страны, записать их названия.

Норма времени: 2 часа.

Содержание работы

1. На контурной карте отметить стоянкипервобытного общества на

территории нашей

 

 

ст. Давлеканово

 

страны festival.1september.ru/files/articles/52/5255/525547/05.gif, пользуясь текстом учебника, или конспекта.

Пример стоянки Давлеканово показан на карте

Текст учебника

ст. Давлеканово
Стоянки натерритории России.

В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали раз— водить 8—7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель. Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

2. Ответить на вопросы в тетради для СРС:

1. Какая стоянка первобытных людей на территории России самая древняя?

2. Почему в этих местах заселялись первые древние люди?

Формат выполненной работы: Отметки на контурной карте, записи в тетради для СРС, устное сообщение

Критерии оценки: аккуратность и правильность нанесения стоянок на контурной карте, обоснованность и четкость ответов, заполнение тетради для СРС

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

1. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. Часть I. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2011

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

3. Рабочий конспект урока

Задание 2: Заполнить таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах».

Содержание работы

1. Начертить в тетради для СРС таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах», пользуясь учебником и конспектом заполнить ее.

(Пример показан в таблице – Города-государства Шумера)

Древнейшее государство Географическое расположение Признаки цивилизации
Др.Египет    
Города-государства Шумера Низовье рек Евфрата и Тигра Строительство оросительных сооружений. Первая письменность – клинопись. Изобрели колесо
Вавилон    
Средиземноморье    
Персия    
Ассирия и Урарту    
Индия    
Китай    
Др.Греция    
Др.Рим    

Норма времени: 2 часа.

Формат выполненной работы: Правильно заполненная таблица в тетради для СРС, устное обоснование.

Критерии оценки: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

1. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. Часть I. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2011

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

3. Рабочий конспект урока

 

www.ronl.ru

Статья - Тема 2.1 Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Цель: сформировать представление об очагах первобытного общества на территории нашей страны, о переходе от первобытности к цивилизации, уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.

Задание 1 : пользуясь конспектом на контурной карте отметить стоянки первобытного общества на территории нашей страны, записать их названия.

Норма времени: 2 часа.

Содержание работы

1. На контурной карте отметить стоянкипервобытного общества на

территории нашей

 

 

ст. Давлеканово

 

страны festival.1september.ru/files/articles/52/5255/525547/05.gif, пользуясь текстом учебника, или конспекта.

Пример стоянки Давлеканово показан на карте

Текст учебника

ст. Давлеканово
Стоянки натерритории России.

В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали раз— водить 8—7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель. Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

2. Ответить на вопросы в тетради для СРС:

1. Какая стоянка первобытных людей на территории России самая древняя?

2. Почему в этих местах заселялись первые древние люди?

Формат выполненной работы: Отметки на контурной карте, записи в тетради для СРС, устное сообщение

Критерии оценки: аккуратность и правильность нанесения стоянок на контурной карте, обоснованность и четкость ответов, заполнение тетради для СРС

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

1. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. Часть I. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2011

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

3. Рабочий конспект урока

Задание 2: Заполнить таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах».

Содержание работы

1. Начертить в тетради для СРС таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах», пользуясь учебником и конспектом заполнить ее.

(Пример показан в таблице – Города-государства Шумера)

Древнейшее государство Географическое расположение Признаки цивилизации
Др.Египет    
Города-государства Шумера Низовье рек Евфрата и Тигра Строительство оросительных сооружений. Первая письменность – клинопись. Изобрели колесо
Вавилон    
Средиземноморье    
Персия    
Ассирия и Урарту    
Индия    
Китай    
Др.Греция    
Др.Рим    

Норма времени: 2 часа.

Формат выполненной работы: Правильно заполненная таблица в тетради для СРС, устное обоснование.

Критерии оценки: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

1. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. Часть I. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2011

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

3. Рабочий конспект урока

 

www.ronl.ru

Первобытный мир и зарождение цивилизаций

История Первобытный мир и зарождение цивилизаций

просмотров - 134

Первобытно-общинный строй самый длительный период истории человечества. Он начинается с момента появления человека на Земле и завершается у различных народов в разное время складыванием (образованием) классового общества и возникновение государства.

Что такое государство: П.о.- это время, когда люди использовали орудие труда, изготовленные главным образом из камня. Периодизация п.о. довольно сложна до сих пор существуют разные версии. Но больше всœего сторонников у археологической версии периодизации, которая основывается на эволюции производительных сил, т.е развитие орудий труда, в связи с этим история человечества делится:

1) каменный век: 2 млн. лет назад- 3 тыс.до н.э.

2) бронзовый век: 2-1 тыс. до н.э.

3) желœезный век: с1 тыс. до н.э.

У различных народов в разных регионах (страны) Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно.

Что особенно влияло на уровень развития народов?

Какие главные особенности этих периодов истории человечества.

Каменный век: палеолит, мезолит, неолит.

Палеолит – ранний палеолит, собирательство и охота͵ применение орудия труда из камня и дерева. Примерно 100 тыс. лет назад- это средний палеолит, значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до 2 км. Суровый климат научил человека использовать огонь и добывать его. Усложнились орудия труда, под жилище использовалась пещера. К этому времени появляется членораздельная речь и родовая община. Зарождается религия. Примерно 35-10 тыс. лет назад - ϶ᴛᴏ поздний палеолит – закончилось таяние ледника, и установился климат, близкий к современному. Именно с этим периодом ученые связывают Homo sapiens. Очевидно, именно тогда сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная.

Ученые не редко поздний палеолит называют «костяным веком».

Окончательно утверждается родовая община.

Читайте также

  • - Первобытный мир и зарождение цивилизаций

    Первобытно-общинный строй самый длительный период истории человечества. Он начинается с момента появления человека на Земле и завершается у различных народов в разное время складыванием (образованием) классового общества и возникновение государства. Что такое... [читать подробенее]

  • - Тема 2.1 Первобытный мир и зарождение цивилизаций

    Самостоятельная работа № 2 Цель: сформировать представление об очагах первобытного общества на территории нашей страны, о переходе от первобытности к цивилизации, уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах. Задание 1 :... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Первобытный мир и зарождение цивилизаций

    Лекция №2 Тема: Первобытный мир и зарождение цивилизаций.

    План

    1. Периодизация древнейшей истории.
    2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.
    3. Причины разложения первобытно – общинного строя.
    1.

    Существует периодизация истории, основанная на различия в материале, из которого производили орудия труда:

    1. Каменный век (от возникновения человека 5 млн. лет назад до III тыс. до н.э.)
    2. Бронзовый век (сIII тыс. до н.э.- до I тыс.до н.э.)
    3. Железный век (сI тыс. до н.э.- наши дни.)
    Каменный век

    Каменный век делится на следующие периоды:

    • Древнекаменный (палеолит) – появление первых людей в восточной Африке.
    • Среднекаменный (мезолит) - доминировало присваивающее хозяйство.
    • Новый каменный (неолит) – зарождается присваивающее хозяйство.
    • Меднокаменный (энеолит) - производящее хозяйств начинает доминировать, появляется неравенство.

    Развитие первобытных стад обезьянолюдей привело к появлению культуры неандертальского общества. От питекантропов и синантропов неандертальцы отличались не только физическим типом, но и материальной культурой. Прошли тысячелетия. Совершенствовалось физическое строение и интеллект людей. Потомки антропоидных обезьян, или «обезьян, берущих палки», потому и выделились из животного мира, возвысились над остальным органическим миром, что стали обрабатывать орудия труда и охоты сознательно. Они превратились в древнейших людей. Древнейшие каменные орудия (примитивные кварцитовые), найденные рядом с костями питекантропов на юге Явы, очень просты, их трудно отличить от эолитов — камней с естественными сколами. Аналогичные, грубо обработанные с одной стороны рубила с мощными сколами найдены при раскопках стоянок другого вида представителей древнейших гоминид — синантропов на юге Китая. В Южной Азии также происходил процесс развития антропоидных обезьян, появились первые орудия труда. Рука, которая колола кварцитовые гальки, глаз, который подмечал удобные и неудобные в работе «инструменты», мозг, запоминающий формы наиболее подходящих для работы камней, совершенствовались. Исследования антропологов показали, что рука синантропа изменялась в своем строении, по форме все более и более напоминала человеческую руку. Трудовая деятельность способствовала развитию мозга. У синантропа особенно интенсивно увеличивались нижнетеменные доли. С ними связывают развитие высших познавательных функций. Да и по величине мозг стал больше отличаться от мозга антропоидов, причем количественное накопление мозговой массы сказалось на качественной ее перестройке.

    В каменном веке все люди были равны между собой, отсутствовали частная собственность и эксплуатация человека человеком. Первобытная эпоха характеризовалась низким уровнем развития производительности труда и медленным совершенствованием орудий труда.

    Каменные скребни и ножи.

    2.

    В период неолита произошел важнейший технический переворот: переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Это явление получило название « неолитическая революция». Люди всё больше внимания уделяли сбору съедобных растений, причём не всех подряд, а тех, которые давали больше плодов, и которые было легче собирать. Среди них были прародители современных злаков — пшеницы, ячменя, риса, которые в некоторых районах Азии произрастали на больших площадях. Очень полезными оказались злаки. Их зёрна содержали питательные вещества и хорошо насыщали. Такие зёрна можно было дробить, при добавлении воды они размягчались и становились похожими на кашу. Их также растирали между двумя камнями и получали муку, которую смешивали с водой, а из полученной массы на раскалённом камне выпекали самую простую лепёшку. Зёрна можно было запасать впрок, что очень важно — ведь не всегда охота оказывалась удачной, а дикие плоды растений можно собирать только в определённое время года. И мясо, и такие плоды сохранить гораздо труднее, чем хорошо просушенное зерно. Накопив его запас, можно спасти себя от голода. Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зёрна прорастали и в земле около селения. Слегка разрыхлив её, можно самим их выращивать, защищать посевы от диких зверей и птиц. Эта работа не была особенно тяжёлой, её могли делать женщины, старики и даже дети. Для разрыхления почвы использовали орудия, которыми выкапывали съедобные корни, рыли ямы. Так люди постепенно становились земледельцами. Одновременно люди стали приручать диких животных. Произошло первое общественное разделение труда на земледелие и скотоводство.

    Во время второго общественного разделения труда из земледелия выделилось ремесло.

    В период неолита люди научились делать ткацкие станки ,стали использовать гончарный круг, научились строить лодки. В четвертом тысячелетии до нашей эры было изобретено колесо. Наиболее развитыми земледельческими районами были: Египет, Междуречье, Палестина, Индия, Китай.

    ^

    В 5-4 тысячелетии до нашей эры начинается разложение первобытно – общинного строя. Главная причина этого крылась в изменениях, которые произошли в обществе. Общество стало неоднородным, появляется неравенство.

    неравенство

    Имущественное (богатые и бедные) Общественное неравенство (старейшины, вожди, и жрецы стали иметь большие прав, чем все остальные)

    Появляется частная собственность на землю. На смену родовой общины приходит соседская община. Соседская община - каждая семья самостоятельно обрабатывала свой участок земли, причем эта земля была у них в собственности. За счет более совершенных орудий труда удалось увеличить производительность труда, появились излишки, развивалась торговля. В третьем тысячелетии до нашей эры появляются первые государства. Причины их появления - неравенство в обществе и появление частной собственности.

    izlov.ru

    Первобытный мир и зарождение цивилизаций

    История Первобытный мир и зарождение цивилизаций

    просмотров - 135

    Первобытно-общинный строй самый длительный период истории человечества. Он начинается с момента появления человека на Земле и завершается у различных народов в разное время складыванием (образованием) классового общества и возникновение государства.

    Что такое государство: П.о.- это время, когда люди использовали орудие труда, изготовленные главным образом из камня. Периодизация п.о. довольно сложна до сих пор существуют разные версии. Но больше всœего сторонников у археологической версии периодизации, которая основывается на эволюции производительных сил, т.е развитие орудий труда, в связи с этим история человечества делится:

    1) каменный век: 2 млн. лет назад- 3 тыс.до н.э.

    2) бронзовый век: 2-1 тыс. до н.э.

    3) желœезный век: с1 тыс. до н.э.

    У различных народов в разных регионах (страны) Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно.

    Что особенно влияло на уровень развития народов?

    Какие главные особенности этих периодов истории человечества.

    Каменный век: палеолит, мезолит, неолит.

    Палеолит – ранний палеолит, собирательство и охота͵ применение орудия труда из камня и дерева. Примерно 100 тыс. лет назад- это средний палеолит, значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до 2 км. Суровый климат научил человека использовать огонь и добывать его. Усложнились орудия труда, под жилище использовалась пещера. К этому времени появляется членораздельная речь и родовая община. Зарождается религия. Примерно 35-10 тыс. лет назад - ϶ᴛᴏ поздний палеолит – закончилось таяние ледника, и установился климат, близкий к современному. Именно с этим периодом ученые связывают Homo sapiens. Очевидно, именно тогда сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная.

    Ученые не редко поздний палеолит называют «костяным веком».

    Окончательно утверждается родовая община.

    Читайте также

  • - Первобытный мир и зарождение цивилизаций

    Первобытно-общинный строй самый длительный период истории человечества. Он начинается с момента появления человека на Земле и завершается у различных народов в разное время складыванием (образованием) классового общества и возникновение государства. Что такое... [читать подробенее]

  • - Тема 2.1 Первобытный мир и зарождение цивилизаций

    Самостоятельная работа № 2 Цель: сформировать представление об очагах первобытного общества на территории нашей страны, о переходе от первобытности к цивилизации, уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах. Задание 1 :... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Смотрите также