Хороводом великанов в первобытной культуре называют. Учебный тест. «Вклад древней Индии в мировую культуру».
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Динамика и типология культур. Хороводом великанов в первобытной культуре называют


Особенности мифологического сознания. Архаические культы. Формы древнейших верований | Факультативные занятия по религиоведению

Особенности мифологического сознания. Архаические культы. Формы древнейших верований

26.02.2011 8890 1273

 

Тема занятия: Особенности мифологического сознания. Архаические культы. Формы древнейших верований

. Знать: особенности мифологического сознания, исторические условия зарождения первых религиозных верований; памятники первобытного искусства, связанные с ранними религиями;

Иметь: представление о формах ранних религиозных верований- тотемизме, анимизме, магии, фетишизме;

Уметь:. объяснить сущность ранних верований; увидеть пережитки ранних форм религии в современных религиях; описать археологический памятник. сопоставлять, анализировать, делать выводы; работать в группе

 

Тип факультативного занятия: усвоение новых знаний

Вид факультативного занятия: лекция-исследование с защитой проектов

Оборудование: мультимедийный комплекс, электронная презентация, раздаточный информационный материал.

 

Ход занятия.                                                            45 мин.

1.Организационный момент.                               1 мин.

Проверка готовности класса к уроку. Знакомство учащихся с целью и задачами урока.

2.Актуализация опорных знаний                       5 мин.

1. Соотнесите понятия и их значение. (Приложение № 1)

3.Изучение нового материала                                  31 мин.

1. Мотивация. 1 мин. Любая религия начинается с частичного признания существования сверхличных существ. В процессе познания окружающей действительности древний человек пришел к мысли о своей полной и абсолютной зависимости от божественного начала; он не сомневался, что высшие существа способны заставить дуть штормовой ветер, блистать молнию. Это они заложили основание земной тверди и определили границы беспокойного моря. Они вдохнули в человека жизнь, но они же и наслали на него голод, чуму и войны.

Человек обращался к этим могущественным существам с просьбами защитить его от опасностей, которыми со всех сторон была окружена жизнь смертного.  Именно преклонение и благоговение перед высшими существами привело к образованию у древних людей ранних форм религии.

2.  Работа с таблицей                 3 мин.

Внимание –вопрос

Что вы знаете о древних верованиях? Что такое миф? Когда возникли первые религии?

 

 

 

Давайте попытаемся вместе  исследовать загадки и тайны религий первобытного человека  и обобщить наши знания по теме. Для этого будем использовать таблицу (Приложение 2)

Знаю

Могу узнать

Учусь

 

 

  В первой колонке попытайтесь, опираясь на свои знания, полученные на уроках истории,  вспомнить все,  что вы знаете о первобытной религии и культуре.   Вторая колонка содержит вопросы, на которые мы попытаемся ответить, благодаря работе исследователей и экспертов на занятии.

Третья колонка содержит Ваши записи по ходу занятия.

В тетради отведите отдельный лист для тезауруса- словаря по теме занятия.

( беседа по опорным знаниям).

3. Работа с текстом( технология «Инсерт»)      5 мин.

Вы  правильно ответили на вопрос о мифе. Действительно,  в древности мифы складывались для осмысления, для объяснения того, что происходило в мире. Исходя из темы нашего урока и определения мифа, попытаемся узнать особенности мифологического сознания.

( учащимся раздаются тексты, отдельно текст выводится на экран, они отмечают на полях специальными значками , что им известно, новый материал, с чем не согласны)Приложение 3

4. Презентация проектов учащихся.  

Внимание –вопрос: Какое значение имели животные и растения в древних религиозных верованиях людей?

Защита исследовательского проекта «Тотемизм».    3 мин.

Внимание –вопрос: Каковы причины возникновения анимизма?

Защита исследовательского проекта  «Анимизм»      3 мин.

Внимание –вопрос:  Какие разновидности магии существовали в первобытном обществе?

 Защита исследовательского проекта « Магия».        3 мин.

Внимание –вопрос:  Что относится к фетишам?

Защита исследовательского проекта «Фетишизм».       3 мин.

 

 

Внимание –вопрос:  Как вы считаете, актуально ли сегодня такое явление, как шаманизм?

Прежде, чем нам дадут ответ исследователи ,

 посмотрим фильм  об истории шаманизма. ( демонстрация отрывка из фильма « Шаманы и шаманизм»)                         5 мин.

Защита исследовательского проекта «Шаманизм – из прошлого в настоящее».                          2 мин.

Мы рассматриваем религию как часть мировой культуры.

Внимание –вопрос:  Какие памятники первобытной культуры связаны с религиозными представлениями этого времени?

 

Защита исследовательских проектов « Магические мегалиты в Стоунхендже и Ньюгрейдже». (Приложение 4)       2 мин.

« Палеолитические Венеры как прообраз Богини-матери»   2 мин.

 

4.Закрепление. Тестовый контроль знаний              6 мин.

1.Одушевление явлений предметного мира обозначают термином:

            А) тотемизм                                     

            В) анимизм                                      

            С) магия                                          

            Д) фетишизм

           

2. Термин «анимизм» ввел в научный оборот:

            А) Аристотель                                 

            В) Б. Малиновский                         

            С) Э. Тейлор

            Д) Л. Уайт

           

3.Этимологическое значение понятия «тотем» есть:

            А) племя                                          

            В)  род                                                          

            С) семья

            Д) растение

 

4.Табу – это:

            А) разрешение                                 

            В) грех                                             

            С)  добро

            Д) запрет

           

5.Первичные виды табу, известные человечеству:

А) прямо не смотреть в глаза мужчине

В) не называть имени

С) запрет людоедства и кровно – родственных половых связей

Д) не отделяться от племени

 

6. Видение природы как живого организма, оживотворение природы передает термин:

            А) анимизм                                      

            В) пантеизм                                     

            С) деизм

            Д) гилозоизм

           

7. Поклонение животным, растениям и явлениям природы как прародителю называется:

            А) фетишизм                                   

            В) анимизм                                      

            С) анимализм

            Д) тотемизм

8.На языке североамериканского племени оджибве «тотем» означает:

            А) род                                               

            В) бог                                               

            С) разум

            Д) закон

           

9. «Палеолитическими Венерами» называют:

            А) Венеру Милосскую

            В) Античную скульптуру

            С) Женские  фигуры из камня и кости с гипертрофированными формами тела

            Д) каменных баб

 

10.Вера   в способность человека с помощью заклинаний воздействовать на

      окружающий мир:      

            А) магия

            В) тотемизм

            С) анимизм

            Д) фетишизм

 

11. Исторические рамки первобытной культуры в Европе:

            А) 2 тыс.лет до.н.э.

            В) 1 тыс. лет до.н.э.

            С) 3-4 тыс. лет до. н.э.

            Д) 5 тыс. лет до.н.э.

 

12. «Хороводом великанов» первобытной культуры называют:

            А) скульптуры Будды

            В) сооружения Стоунхенджа

            С) Египетские пилоны

            Д) Истуканов острова пасхи

 

5.Итоги занятия.                        2 мин.

Анализ результатов занятия. Задание на дом.

На основе изученного материала учащиеся:

 1.корректируют записи тезауруса

2. пишут сочинение «Современные проявления фетишизма»

 

\

 

 

 

 

Приложение 1

Соотнесите понятия и их значение.

Понятие

Определение понятия

1

Религия

А

Жесткие правила

2

Религиозная вера

Б

Объект поклонения

3

Атеизм

В

Религии многобожия

4

Теология

Г

Положение, свод правил

5

Конфессия

Д

Принадлежность к определенной религии

6

Культ

Е

Система взглядов, отрицающих существование Бога

7

Догма

Ж

Однобожие, учение о едином Боге

8

Канон

З

Система учения о Боге

9

Монотеизм

И

Духовное учение и система обрядов, связывающих людей с Богом

10

Политеизм

К

Религиозная вера

 

Эталон ответов

1-И,   2-Д,  3-Е,  4-З,  5-К,  6-Б,  7-А,  8-Г,  9-Ж,   10-В.

 

 

 

Приложение2

Особенности мифологического сознания

•         1. Это такой вид сознания, при котором преобладает чувственное, эмоционально-образное восприятие мира.

•         2. Человек мифологического сознания не выделяет себя из какой-либо общности – природы, общества, Космоса. Человек в этой системе измерения всегда лишь часть природы или даже часть божества. (тотемизм)

•         3. Однородность и единство всего сущего в мифологическом сознании обеспечивается восприятием всего, что существует, как живого, одушевленного. Для первобытного человека нет ничего мертвого, все обладает жизнью, душою (анимизм)

•         4. В мифологическом сознании предмет и его свойства, и его образ слиты воедино. Человек сам по себе не существует, ничего не значит. Имя, вещь, черты характера, поступки, социальные роли слиты с самою сущностью человека (фетишизм)

•         5. Мифологическое сознание – это не теоретическое построение, не объяснение мира, а в большей мере практическое, поведенческое, активное состояние человеческого существования. Миф обязательно реализует себя через ритуал и магию.

•         Мифологическое сознание посредством всех указанных верований создавало у человека ощущение целостности и гармонии бытия, всему придавало сверхзначимый глубокий смысл.

 

 

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net

Хоровод великанов Стоунхендж

И по сей день Стоунхендж не теряет ореола мистики. В течение сотен лет местные жители и те, кто проезжал мимо, откалывали кусочки от мегалитов и использовали их в качестве амулетов, которые могли, по их мнению, защитить своего владельца от власти тёмных сил.

Назначение Стоунхенджа веками было причиной многих домыслов и догадок. В XIX веке считалось, что Стоунхендж стоит в месте пересечения энергетических линий и был предназначен для друидских ритуалов объединения сил человека и природы. Другие учёные утверждали, что Стоунхендж – исключительно ритуальная постройка древних британцев, свидетельствующая о древнем культе Солнца, в честь которого она и была создана. Английский писатель и историк Том Брукс был убеждён в том, что Стоунхендж входил в состав гигантской навигационной системы древности. Долгое время Стоунхендж называли гигантским кладбищем, ведь на территории памятника было найдено множество захоронений, причём самые ранние из них совпадают с моментом первой фазы строительства мегалита. Всего, по последним данным, в Стоунхендже было захоронено около 240 человек (перед погребением тела были кремированы). Судя по всему, хоронили в древнем "месте силы" знатных и прославленных людей…

Однако главное (и основное) предназначение Стоунхенджа заключается в том, что это сооружение служило своеобразным "календарём", который использовался для определения дней солнцестояния, равноденствия и даже для определения дат солнечных затмений! Некоторые учёные сегодня считают, что создатели Стоунхенджа могли определять точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. Гигантская древняя обсерватория – вот что представляет собой легендарный мегалит на самом деле.

ИЗ ИСТОРИИ ПАМЯТНИКА: В 1998 году была создана компьютерная реконструкция Стоунхенджа, на основании которой учёные предположили, что вся его конструкция представляет собой точную модель Солнечной системы, состоявшей, по мнению многих древних астрономов, из 12 планет. А в 1995 году британский астроном Стил опубликовал гипотезу, согласно которой Стоунхендж был создан для того, чтобы предупредить человечество о космических катастрофах.

Стоунхендж таит в себе множество загадок. Мало того, что мы не до конца понимаем, зачем древние люди его соорудили, не совсем ясно и то, как им удалось это сделать? Первая загадка связана с транспортировкой камней. Для строительства Стоунхенджа использовались камни разного вида: долерит, вулканическая лава, туф, песчаник, известняк. Часть глыб необходимо было перевозить к месту постройки на расстояние почти 300 километров! С помощью катков и по воде камни такой тяжести могли перевозиться на подобные расстояния годами…

Эти факты дают много пищи для размышлений людям с фантазией. Есть десятки легенд о том, что Стоунхендж построили инопланетяне, или представители вымершей расы гигантов, или неизвестная древняя земная цивилизация, которая использовала современные технологии для доставки и обработки гигантских камней. Однако современным учёным удалось установить, что камни для постройки древнего археологического памятника, скорее всего, нашлись неподалёку. Они оказались там в результате перемещения ледников.

Однако, это не объясняет того, как были установлены "перекладины" – гигантские глыбы, которые "венчали" вертикально установленные камни. Это вторая загадка Стоунхенджа, которую пока решить не удалось. Учёные предполагают, что древним строителям, судя по всему, пришлось делать насыпи, но на такую трудоёмкую работу ушло бы гигантское количество времени и сил (а людские резервы той эпохи были не так велики). К тому же следов насыпей не сохранилось. По другим предположениям, камни поднимались с помощью настила из брёвен.

Третья загадка Стоунхенджа, как и других древних мегалитов, это их необыкновенная сейсмостойкость. Исследования показывают, что для достижения такого эффекта понадобились специальные платформы, фундаменты, которые "гасят" подземные толчки и практически не дают "усадки" почвы. Инженерные способности архитекторов и строителей прошлого просто поражают…

Многотонные глыбы обрабатывали перед транспортировкой при помощи огня и воды, а затем, уже на месте строительства, их шлифовали и подготавливали к "смычке" с другими камнями. Вертикально камни устанавливались с помощью верёвок и блоков. Выкапывалась яма, отвесная с трёх сторон и пологая – с другой. Лунку обкладывали кольями и по ним закатывали камень. Затем с помощью верёвок монолиты поднимали и подкапывали.

На постройку Стоунхенджа ушло несколько сотен лет тяжёлой и практически непрерывной работы тысяч человек. Нам, современным людям, трудно себе представить масштабы этого строительства, учитывая тогдашний уровень техники. Остаётся надеяться, что этот циклопический памятник древних зодчих, поражающий своими размерами и задумкой, ещё не раскрыл нам всех своих тайн…

oyla.xyz

Учебный тест. «Вклад древней Индии в мировую культуру».

Поиск Лекций

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

культурология

(бакалавры)

Учебные тесты.

Учебный тест «Специфика первобытной культуры».

1. Исторические рамки первобытной культуры в Европе: 1)2 тыс. до н. э.;

2) 1 тыс. до н. э.;

3) 3-4 тыс. до н. э;

4) 5 тыс. до н. э.

 

2. В доцивилизационный период развития homo sapiens, соответ­ствующий мезолиту:

1) происходит переход от хозяйства присваивающего типа к хо­зяйству производящего типа;

2) появляется членораздельная речь;

3) человек приручает собаку, изготавливает лук, стрелы;

4) человек овладевает огнем.

 

3. Синкретизм — это:

1) период цивилизации;

2) материальные артефакты первобытной культуры;

3) факт существования материальной культуры;

4) существование всех сторон духовной культуры в синтезе.

 

4. Неолитическая революция — это:

1) научно-техническая революция;

2) революция за права;

3) переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству про­изводящего типа;

4) революция за землю.

 

5. «Хороводом великанов» первобытной культуры называют:

1) скульптуры Будды;

2) Стоунхендж;

3) египетские пилоны;

4) истуканов острова Пасхи.

6. В первобытном искусстве зверей изображали чаще, чем челове­ка:

1) в каменном веке;

2) в бронзовом веке;

3) в железном веке;

4) в Европе.

 

7. «Палеолитическими венерами» называют:

1) Венеру Милосскую;

2)античную скульптуру;

3) женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела;

4) каменных баб.

 

8. Наделение природных явлений человеческими качествами это:

1) анимизм;

2) тотемизм;

3) фетишизм;

4) магия.

 

9. Фетишизм — это:

1) вера в родственную связь с каким-либо животным;

2) поклонение неодушевленным предметам;

3) наделение природы человеческими качествами;

4) символизация предметов.

 

10. Вера в способность человека с помощью заклинаний воздейство­вать на окружающий мир:

1) магия;

2) тотемизм;

3) анимизм;

4) фетишизм.

 

11. Современные ученые считают, что критерием появления собст­венно человека является:

1) изготовление орудий труда;

2) появление мышления и языка;

3) рождение художественного творчества;

4) выделение человеком себя из мира природы.

 

12. Окончательный переход человека со ступени «животности» на ступень «социальности» происходит при (исключить несоответ­ствующее):

1) подчинении биологических инстинктов общественному конт­ролю;

2) укреплении внутриобщественных связей;

3) развитии антропогенных характеристик;

4) выделении в определенный биологический вид.

 

Учебный тест «Культура Месопотамии».

 

1. В 4 тыс. до н. э. возникла речная цивилизация Месопотамии в долине:

1) рек Янцзы и Хуанхэ;

2) рек Тигр и Евфрат;

3) рек Инд и Ганг;

4) реки Нил.

 

2. В 3 тыс. до н. э. современные ученые-исследователи отмечают «экономическое чудо»:

1) в Аккаде;

2) в Китае;

3) в Шумере;

4) в Вавилоне.

 

3. Цель сакрального характера знаний:

1) постижение законов мира;

2) знания не ради знаний, а для господства над массами;

3) исследование законов общества;

4) знания для лучшего обустройства общества.

 

4. Вкладом шумерцев в мировую культуру является:

1) основание Александрийской библиотеки;

2) литературно-мифологический эпос о Гильгамеше;

3) поэтическое стихосложение — танка;

4) основание театра.

 

5. Принцип «талиона» появился впервые:

1) в европейской правовой системе:

2) в Библии;

3) в своде законов Хаммурапи;

4) в законах Шульги.

 

6. По Библии райский сад находится:

1)в Вавилоне;

2) в долине Ганга;

3) в Египте;

4) в долине реки Евфрат.

 

7. В мировой практике юриспруденции в Шумере впервые воз­никли:

1) кодекс Юстиниана;

2) правовая система Европы;

3) законы Шульги;

 

8. В 1849 г. английским путешественником Лейярдом была найде­на «библиотека» глиняных табличек прираскопках храма царя:

1) Навуходоносора;

2) Ашшурбанипала;

3) Кира Великого;

4) Дария I.

 

9. Прототипом библейской Вавилонской башни являлся:

1) зиккурат, посвященный богу Мардуку;

2) Пантеон;

3) Эйфелева башня;

4) храм бога Солнца.

 

10. Вклад вавилонян в мировую науку выразился в:

1) высоком уровне знаний анатомии человека;

2) шестидесятиричной системе счисления;

3) умении вычислять объем усеченной пирамиды, цилиндра;

4) теореме Пифагора.

 

11. Характерными особенностями месопотамской культуры являют­ся (исключить несоответствующее):

1) сакральный характер знаний;

2) признание правомерности смерти;

3) бессмертие человека и смысл его жизни видели в борьбе со злом;

4) отсутствие монументального искусства.

 

12. В истории Месопотамии находятся истоки библейской мифоло­гии (исключить несоответствующее):

1) о сотворении мира;

2) о путешествии Одиссея;

3) о Всемирном потопе;

4) о Вавилонском столпотворении.

Учебный тест. «Вклад древней Индии в мировую культуру».

 

1. Древнейшая культура Индии:

1) Кушано-Гуптская;

2) Великих Моголов;

3) Маурьев;

4) Хараппа и Мохенджо-Даро.

 

2. Индийская кастовая система имела закрепление: 1)в Типитаке;

2) в Аджурведе; 3)в «Рамаяне»; 4) в Ведах и законах Ману.

 

3. Основоположником буддизма (623-544 гг. до н. э.) является:

1) Сиддхартха Гаутама;

2) Ашока;

3) Брахма;

4) Свами Прабхупада.

 

4. Культовые сооружения буддизма времен Ашоки: 1)пагоды;

2) минареты;

3) ступа и стамбха;

4) храмы.

 

5. «Срединный путь» в буддизме предполагал:

1) отказ от аскетизма;

2) путь медитаций;

3) отказ от пышности в отправлении культов;

4) умеренность и избежание крайностей.

 

6. Хинаяна и махаяна являются частями религиозно-философско! го учения:

1) индуизма;

2) буддизма,

3) джайнизма;

4) конфуцианства.

 

7. Религиозно-философскими комментариями Вед являются:

1) «Махабхарата»;

2) Типитака;

3) Упанишады;

4) Ригведа.

 

8. Величайшим памятником империи Великих Моголов, в котором отразился синтез индуистской и мусульманской культурной тра­диции, является:

1) пещерные храмы Аджанты;

2) мавзолей Тадж Махал;

3) дворец Акбари Махал;

4) террасные сады Бабура.

9. В культурной традиции Индии выражение «цепь твоих деяний! предопределяет новое рождение» адекватно отражает следующее понятие:

1) нирвана;

2) карма;

3) йога;

4) дхарма.

10 Высказывание Д. Неру: «Живи и не мешай жить другим» отра­жает суть религии повседневности:

1) индуизма;

2) брахманизма;

3) ведизма;

4)буддизма.

 

11. Касты в отличие от варн обладали:

1) обязательствами взаимопомощи;

2) внутренней администрацией;

3) профессиональной спецификой и регламентацией производ­ственного процесса;

4) различиями в происхождении.

 

12. Учение об истинных ценностях, которые заключены в самом че­ловеке и не зависят от знатности и богатства:

I) мусульманство;

2)индуизм;

3) буддизм;

4) джайнизм

 

poisk-ru.ru

Динамика и типология культур - страница 2

Весь доцивилизационный период развития человека называют каменным веком и условно выделяют в нем три основных периода:

1. Палеолит (древний каменный век: палео – "древний", "лит" - камень) – от возникновения человека (3 млн.лет назад до Р.Х.) – 10 тыс. до Р.Х. Палеолит делится на древний (нижний), средний и верхний (поздний) палеолит, который начинается с 40-35 тыс.до Р.Х.; верхний палеолит делят еще на две эпохи: Ориньяк-Солютрейская (30-15 тыс.до Р.Х.) и Мадленская (15-11 тыс.до Р.Х.)по местам первых находок.

2. Мезолит (средний каменный век)- 10 тыс.до Р.Х. – 6 тыс. до Р.Х.

3. Неолит (новый каменный век) – 6 тыс. до Р.Х. – 3 тыс. до Р.Х.

Общий предок человека – австралопитек. Жил 4,5-2 млн.лет назад в Африке и Азии, имел способность к прямохождению, специализацию передних конечностей, большой объем головного мозга. Имел примитивные орудия труда – рубила.

Питекантропы (400-200 тыс.лет назад) освоили технику разведения и поддержания огня, изобрели простейшие приемы обработки шкур животных.

Неандертальцы (250-125 тыс.лет назад) жили в период сильного Рисского оледенения, строили палатки из шкур животных, вели стабильный образ жизни в пещерах, изготавливали кремниевые орудия. По мнению известного российского историка религии А.Б. Зубова, "стадом" палеолитический человек не жил. Обнаружены стоянки нуклеарных семей, состоящих из 10-20 человек: "патриарх", его жены, взрослые сыновья с семьями. 50 тыс.лет назад неандертальцы полностью исчезают, причина: неприспособленность к изменившимся условиям жизни в связи с потеплением, физическое истощение или истребление кроманьонцами (?).

Кроманьонцы, люди современного вида, расселяются приблизительно 40 тыс.лет назад из Южного Средиземноморья на север в область рассеяния неандертальцев. Применяли новую, отщепную технику обработки камня, острые хрупкие пластины толщиной в несколько миллиметров; изготавливали микролиты – маленькие треугольные пластины, которые вставлялись в костяные рукоятки и использовались как пилящий инструмент, обрабатывали кость, дерево, шкуры. Использовали новое орудие охоты – копьеметалку (длительность полета до 130 метров). Практиковалась загонная охота на крупных животных, добывали краску красного цвета (охру) путем сжигания минеральных веществ. В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети, люди изобретают лук и стрелы, вкладышевые орудия (ножи, наконечники стрел и копий), лодку, корзины, рыболовные сети. Важнейшим рубежом в развитии первобытной культуры стала так называемая "неолитическая революция", суть которой состояла в переходе от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа. Человек уже не только брал у природы готовые продукты, но и сам начал их производить: появляется земледелие и скотоводство, прядение, ткачество, гончарное дело. При обработке камня используется новая техника: шлифовка мокрым песком, применяются трудно обрабатываемые породы камня, например, нефрит. Изготовление каменных мотыг, зернотерок.

Магико-религиозное поведение человека первобытной эпохи.

Древний человек отличался от современного, но это было существо, обладавшее системой религиозных представлений. По мнению известного историка религии Мирчи Элиаде (1907-1986), "священное" входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории: "На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо", "быть – а еще вернее, стать – человеком означает быть "религиозным".

О том, что у первобытного человека существовали интуиции религии, и он задумывался над метафизическими вопросами жизни и смерти свидетельствуют наличие признаков погребального культа. Исходя из представлений современных "примитивных" народов ученые реконструируют религиозные обряды, относящиеся к умершим, и связанные с этими обрядами верования первобытного человека. В этой связи интерес представляет бережное отношение человека к костям и черепам умерших. В раннюю эпоху черепа клались к горящему костру уже после разложения мягких тканей и сжигались вместе с костями. Позже начали изымать мозг умершего, который вкушался участниками трапезы или сжигался на костре. Мозг – вместилище ума личности, а значит в нем была сущность личности умершего. Сжиганием его возвращали огню – символу солнца. Можно предположить, что у первобытного человека огонь вызывал двойственные чувства: благодарного поклонения за тепло и свет, и страха перед непредсказуемой горящей стихией. Человек, сидящий у костра, мог задумываться не только о вкусе пищи и тепле: его мысль могла подниматься выше мирских забот, обретая созерцательный оттенок.

Были случаи хранения костей умерших родственников и их черепов, например, их закапывали в золу под очаг, где готовилась пища. Череп хранился как объект поклонения – так сохранялось присутствие умершего. Были обнаружены также вторичные захоронения под "кроватями" живых: потомки должны были зачинаться и рождаться буквально "на костях" праотцов. Исходя из вышеперечисленного, ученые предполагают наличие признаков культа предков у первобытного человека.

Наиболее показательными являются захоронения, относящиеся к эпохе палеолита: таковым являются мустьерские погребения, относящиеся к 30 тыс. назад, обнаруженные Отто Гаузером около Мустье в 1908 г. Описание: погребение юноши в позе эмбриона (надежда на возрождение, он уснул, но проснется), с ним в могилу – его личные вещи. (вера, что умерший продолжит свой род занятий в ином мире). У головы – кремневые камни; вокруг тела и под рукой – кремневые орудия, жареные куски мяса. Хоронили детей 6-8 месяцев, 2-3 лет, в могилу которых тоже ложили кремневые орудия и оружие. Изгородью вокруг могилы служили рога мамонта, барана, козла. Таким образом, мустьерские охотники не ленились выкапывать могилы, причем оформляли их тщательно и с соблюдением необходимых ритуалов. Первобытные люди верили, что и их в урочный час не оставят без заботы и погребения. Следует отметить, что живые бросали весьма уютные пещеры после того как совершали в них захоронения.

К 24 тыс. назад относится находка Сунгирьского погребения (р.Клязьма, Владимирская обл., Россия). Это было захоронение пожилого мужчины и двоих детей: девочки 7-9 лет и мальчика 10-12 лет. Умерших к тому времени хоронили в богатых одеждах: каждое тело было облачено в погребальный костюм, украшенный 3,5 тысячами специально отполированных и просверленных бусин. Тела посыпаны охрой. Охра – ритуальный субститут крови, символизирует жизнь, выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови. У семитских народов кровь считалась душой, т.е. жизненной силой. У головы умерших - раковины трубчатого моллюска (предположительно это была роскошная шапка или головная повязка). В могилу помещалась маленькая мужская фигурка из слоновой кости, 2 каменных кольца и множество дисков из камня, кости и мамонтовой кости.

Кроме заботливых захоронений, были обнаружены тела, лишенные заупокойных даров: люди, похороненные лицом вниз под грудой тяжелых камней, расчлененных трупов. Пример: в Вестоницах (Моравия) найдено крепко связанное тело 35-40 летней женщины, предположительно умершей при родах. Возможно, считает А. Зубов, это примеры ритуальной нечистоты умерших - их связывали и засыпали из боязни, что в "нечистоте" в тело может войти какой-нибудь злой дух и побудить тело прервать свой сон и начать беспокоить живых.

Другим примером магико-религиозных представлений первобытного человека был культ животного, наличие мистических отношений с животным (нагуализм). Особенное отношение было к медведю как к существу, символизирующего мощь и вызывающего ужас. В пещере Драхенлоха были обнаружены черепа медведей, к которым прикреплялись верхние позвонки, указывающие на то, что головы отсекли от тел недавно убитых животных, расположенные мордами к выходу. Кроме медвежьих черепов, в пещере хранились кости, обработанные в форме фаллоса (символ преодоления смерти, жизненного триумфа). Медведь символизировал Владыку диких зверей, был прообразом Верховного Существа. Охота на медведя – следствие культа. "Убить дикого зверя на охоте, а позднее – заколоть домашнее животное, равносильно совершению жертвоприношения, в котором жертвы взаимозаменяемы" (М.Элиаде). Убийство зверя – ритуал, подразумевающий, что Владыка диких зверей заботиться, чтобы охотник убивал только ради пропитания, и чтобы мясо не пропадало зря. Главные кости и черепа животных также хранились, в частности, выставлялись на ветвях деревьев или на высоком месте. В них хранилась память об убитом звере и, может быть, первобытные люди верили, что на скелет Владыка диких зверей нарастит новую плоть.

Этические представления первобытного человека.

Помимо бережного отношения к умершим, первобытный человек имел сострадание к слабым и больным. Так, были обнаружены останки старика из Шанндара, исследования над которым показало, что он был слепой с детских лет, с ампутированной правой ногой и парализованной правой рукой. Естественно, он был обузой для своего племени, и тем не менее дожил до 60-ти лет. Но при этом есть факты сознательного зла: было преднамеренное убийство (около 2 млн.лет назад в Трансваале). Кроме того, не массово, но присутствовали случаи людоедства, возможно, с магическими целями.

Особенности первобытной культуры.

Одежда, украшения, косметика.

Первой одеждой служили звериные шкуры, затем человек освоил плетение из стеблей, и некоторые виды одежды (типа юбочек или фартуков) стали изготавливаться из растительных волокон. В период неолита, когда возникло ткачество и прядение, одежда стала изготавливаться как из растительного, предварительно обработанного материала, так и из шерсти животных. Различные украшения – бусы., подвески, ожерелья из просверленных костей, а также раковины с остатками краски, которую наносили на тело и лицо имело не только эстетическое значение для первобытного человека, но и магическую функцию. Любые украшения (в том числе и косметические) защищали своего владельца от враждебных сил; а также могли быть знаком социального положения (ожерелье из зубов опасного хищника свидетельствовало об охотничьей доблести). Обычай раскрашивания породил татуировки. Татуирование имеет тесную связь с тотемизмом: чаще всего на теле нарезывается изображение того животного, который считается тотемом данного лица или племени. Татуировки свидетельствовали о том, что человек прошел обряд инициации с достижением половой зрелости и является полноправным членом племени.

Жилища и архитектурные сооружения. Пещера, круглая яма, заслон от ветра, шалаш и землянка – основные типы жилища первобытного человека во всех частях земного шара. К наиболее поразительным сооружениям эпохи неолита относится так называемый "хоровод великанов", величественное каменное кольцо, - Стонхендж, который находится в окрестностях Солсбери в Англии. В прошлом Стонхеджа различимы несколько этапов строительства, самый ранний из которых датируется 3 100 годом до Р.Х. Сегодня "хоровод великанов" представляет собой величественное каменное кольцо, образованное огромными тесаными глыбами серого песчаника, перекрытыми поверху плитами из камня. Внутри этого кольца – еще одно сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей, - так называемых трилитов. Существует предположение, что это сооружение являлось астрономической обсерваторией и служило для предсказаний лунных затмений. Между тем в настоящее время на территории всей Евразии и Америки обнаружены комплексы мегалитов (греч. – большие камни) – совокупность объектов возведенных по сходной технологии из необработанных или мало обработанных камней весом до нескольких сотен тонн каждый. Сегодня ученые не сомневаются, что мегалитические постройки были связаны с заупокойным культом. Стонхедж и подобные ему памятники расположены среди древних кладбищ, их окружают курганы родовых склепов. Предположительно эти курганы в прошлом имели обширные надземные сооружения, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами ямы от мощных опор по краям курганов, следы бревенчатых стен и сложных сооружений, видимо, надземных святилищ. Ансамбли - рукотворные каменные склепы строились так, что они были видны издали. Так, камень становился символом вечности человеческой личности.

Первобытная живопись. В главном первобытные люди были такие, как мы: они умели чувствовать прекрасное. Все лучшее, что есть в человеке и в природе отражено в искусстве первобытной культуры. Начало – ряды параллельных полос, оставленные пальцами рук или гребнеобразными предметами. Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут – во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, что предполагает, что большинство пещер были необитаемыми святилищами и служили культовым целям. Одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Эту пещеру называют "доисторической Сикстинской капеллой", ее живопись принадлежит к числу самых совершенных художественных созданий эпохи палеолита, ее древнейшие изображения датируются 18 тыс. до Р.Х. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные растительные формы.

    продолжение

www.coolreferat.com


Смотрите также