Половозрастное разделение труда в первобытном обществе. 26. Развитие производящих и присваивающих форм хозяйства в эпоху разложения первобытно - общинного строя. Второе крупное общественное разделение труда.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

23. Социально-экономические отношения в позднеродовой общине, половозрастное и общественное разделение труда. Половозрастное разделение труда в первобытном обществе


23. Социально-экономические отношения в позднеродовой общине, половозрастное и общественное разделение труда.

Социально-экономические отношения: И раннее производящее, и высокоспециализированное присваиваю¬щее хозяйство по-прежнему требовали тесной коопера¬ции трудовых усилий. Расчистка леса, выпас скота, охотничьи и рыболовческие предприятия были не под силу отдельным семьям. Получаемый в хозяйстве продукт также еще оставался ограниченным. Первоначальное земледелие и скотовод¬ство нередко были менее продуктивны, чем присваиваю¬щее хозяйство, а успех охоты или рыболовства не мог быть предсказан с уверенностью. Все это способствова¬ло более или менее широкому сохранению коллективной собственности и уравнительного распределения. Все же на данной стадии возросшие и продолжавшие возрастать производительные силы обеспечивали намного более заметное получение избы¬точного продукта, постепенно становившегося регулярным.

Экономическую основу общества, как и раньше, составляла коллективная, преимущественно родовая, собственность на землю. Внутри рода земля, особенно часто обрабатываемая, являвшаяся уже не только пред¬метом, но и продуктом труда, обычно передавалась во владение группам ближайших сородичей и в пользова¬ние отдельным сородичам. Земельная собственность не могла быть отчуждена: считалось, что полученная от предков, она должна перейти к потомкам. Другие средства производства и предметы потребления, созданные собственным тру¬дом — скот, орудия, утварь и т. п.— со всей несомненно¬стью были личной собственностью и могли отчуждаться. Но в то же время еще широко практиковалось свободное заимствование личных вещей сородичей, а после их смерти их движимое имущество все чаще не уничтожа¬лось, а наследовалось в пределах рода.

Сохранявшееся уравнительное распределе¬ние только при экстремальных ситуациях охватывало всю общину, а в обычных условиях замыкалось в более узких группах близких родственников по крови и браку. Но и такое распределение постепенно вытеснялось тру¬довым, при котором человек, получивший хороший урожай или приплод скота, преуспевший на охоте или в рыбной ловле, оставлял продукт себе или делился либо обменивался им только с теми, с кем хотел.

Рост избыточного продукта, упрочение личной соб¬ственности и замещение уравнительного распределе¬ния трудовым повели к развитию особого вида социаль¬но-экономических отношений, получивших название престижной экономики. На стадии позднепервобытной общины престижная экономика проявлялась главным образом в уже известном нам обмене дарами, или дарообмене, существуя преимущественно пока только в системе получения избыточного продукта. Дарообмен существовал как внутри общины, так и в особенности за ее пределами, связывая между собой значительный круг общин, и совершался как коллективно, так и индивиду¬ально. С помощью даро¬обмена упрочивались брачные и другие социальные связи, укреплялись мирные отношения, усиливался ав¬торитет общин и их предводителей.

Собственно экономическая сторона престижной эконо¬мики противоречива. С одной стороны, она способство¬вала развитию производства, с другой стороны, церемониальный характер дарообмена вел к непродук¬тивным тратам. Противо¬речивой была также социальная сторона престижной экономики. Она стимулировала внутриобщинную и меж-общинную взаимопомощь, но и порождала начатки общественного и имущественного расслоения. Позднее престижно-экономические отношения сыграли крупную роль в углублении социально-экономического неравен¬ства, и первые предвестья этих перемен стали появлять¬ся уже на стадии позднепервобытной общины.

Но пока еще появление избыточного продукта, рас¬пределявшегося по своеобразным каналам престижной экономики, не подорвало коллективистической природы общинно-родового строя. Этот строй продолжал цемен¬тироваться крупной ролью общинного труда, господ¬ством родовой собственности, сочетанием отношений уравнительного и трудового распределения.

Народонаселение: В условиях раннего производящего или высокоспециализированно¬го присваивающего хозяйства постепенно увеличились обеспеченность жизненными ресурсами и связанная с ней оседлость. Это повлияло на процесс воспроизводства и динамику численности народонаселения. И действительно, даже по самым скромным палеодемографическим оценкам, прирост населения приблизился к промилле, т. е. увели¬чился не менее чем в 100 раз. Новые виды хозяйственной деятельности позволяли повысить плотность населения. Подобные размеры коллективов и их оседлый быт уже почти не лимитировали рождаемость и детность. Соответственно несколько уменьшился межродовой ин-тервал, более редким стал инфантицид. В земледельче¬ских и земледельческо-скотоводческих обществах впер¬вые отмечено стремление к многодетности. . В целом более высокий уровень жизни повел к повышению ее средней продолжительности. При этом стал уменьшаться прежде очень большой разрыв в сред¬ней продолжительности жизни женщин и мужчин.

Половозрастная организация: Сохранявшееся в позднепервобытной общине естественное разделение тру¬да поддерживало существование специфических поло¬возрастных групп с их бытовой обособленностью, свои¬ми правами и обязанностями, тайными обрядами и т. д. Нередко именно на этой стадии развития, с упро¬чением оседлости и общим подъемом культурного уров¬ня, происходили институциализация таких групп и их обзаведение постоянными домами холостяков, домами девушек, мужскими и женскими домами.

Наибольшее значение по-прежнему придавалось мужским группам, и наибольшее распространение име¬ли мужские дома. Здесь устраивались собрания муж¬чин, велись многие работы, проходила обрядовая жизнь, хранились предметы культа, принимались гости. Здесь же спали холостяки, а нередко и все мужчины. Женщи¬ны и неинициированные подростки в мужской дом не допускались.

Женские дома встречались намного реже мужских, причем в большинстве случаев это были дома, где де¬вушки спали под присмотром старших женщин. Там, где женских домов не было, обособление полов достигалось расположением мужского дома в центре селения, а до¬мов женщин с детьми на его периферии.

К этому же времени отно¬сится институциализация возрастных групп. Например, четко различались неиницииро¬ванные дети и подростки, инициированные юноши, получавшие право жениться, молодые мужчины, «зре¬лые люди» и старики лет за пятьдесят, составлявшие совет общины. Институциализованные возрастные группы женщин встречались реже и обычно насчитывали не больше трех ступеней: девушки до первой беременности, женщины, родившие хоть одного ребенка, старухи.

Положение основных половозрастных групп про¬должало определяться их ролями в разделении труда и отношением к родовой собственности. В земледелии и скотоводстве, как уже говорилось, были заняты и муж¬чины, и женщины. В высокоспециализированном при¬сваивающем хозяйстве по-прежнему сохраняли свое значение как мужские охота и рыболовство, так и жен¬ское собирательство. Сфера домашнего хозяйства была целиком делом женщин. Как мужчины, так и женщины обладали равными правами на родовую собственность.

В целом в позднепервобытной общине нормой оставалось равное участие и мужчин, и женщин в жизнеобеспечивающей экономике. Нередко, особенно у мотыжных земледельцев с их выдающейся ролью женского труда, складывалось так, что в хозяй¬стве (и не только домашнем) доминировала женщина. В то же время развитие престижной экономики, полностью монополизированной мужчина¬ми, начало создавать им особый престиж, и в обще¬ственной жизни доминировали не женщины, а мужчины, Поэтому в современной этнографии, видимо, правильно обращается внимание на то, что уже в позднепервобытной общине возникли предпосылки позднейшего господства мужской части общества.

studfiles.net

19. Социально-экономические отношения, половозрастная и общинно-родовая организация раннепервобытной общины.

Социально-экономические отношения: Историческая реконструкция социально-экономических отношений в раннепервобытной общине, как, впрочем, и всех других аспектов характерных для нее общественных отноше¬ний, представляет большие трудности.

На значительной части ойкумены к эпохе мезолита изменилась природная среда, населе¬ние стало более подвижным, и это не могло не отразить¬ся на самых различных сторонах его жизни.

На протяжении всей стадии раннепервобытной об¬щины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилии и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей.

Добыча крупных животных, загонная охота, ловля рыбы, сооружение жилищ и лодок — все это всегда или достаточно часто требовало совместных усилий общины. Это было тем более необходимо, что совокупной добычи общины во всех областях ее присваивающей деятельности и на протяжении года в целом обычно едва хватало для обеспечения жизненных потребностей. Ко¬нечно, были сезоны, когда создавался избыток пищи, и имелись районы, где такой избыток образовывался относительно чаще. Но в целом простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей позволяло получать, как правило, лишь жизнеобеспечи¬вающий и только как исключение избыточный продукт. И тем самым для раннепервобытной общины станови¬лись необходимы коллективная собственность и уравни¬тельное, или равнообеспечивающее, распределение.

В коллективной собственности, по-видимому, нахо¬дилось прежде всего главное средство производства — земля, в данном случае промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства, сырьем для производст¬ва орудий, утвари и т. п. Широко засвидетельствована также коллективная собственность на охотничьи загоны и рыболовные за¬пруды, лодки, жилища и огонь. Сложнее вопрос о том, как понимать принадлежность отдельным лицам инди¬видуальных и притом часто изготовленных ими самими орудий труда — топоров, копий, луков со стрелами и т. п., равно как и различной бытовой утвари, одежды и украшений. В этнографических описаниях они обычно характеризуются как личная собственность, и косвенно это подтверждается тем, что со смертью владельца они либо погребались вместе с ним, либо наследовались близкими.

Коллективной была и собственность на пищу или другую добычу. Независимо от того, как — коллективно или индивидуально — она была добыта, распределение ее было уравнительным, или равнообеспечивающим. По-видимому, древнейшим принципом дележа добычи, отмеченным у ряда низших охотников, рыболовов и со¬бирателей, а в пережитках — и у более развитых групп первобытного человечества, был ее раздел между при¬сутствовавшими либо всеми вообще членами общины.

Такой коллективизм в распределении был не просто автоматическим следствием коллективного производ¬ства, а необходимым условием выживания в условиях примитивного присваивающего хозяйства с его низкой производительностью труда и частой нехваткой пищи. Коллектив, получавший лишь жизнеобеспечивающий продукт, должен был регулировать потребление в инте¬ресах всех своих членов и не допускать положения, при котором одни благоденствовали, а другие голодали. Но вместе с тем распределение было не просто уравнитель¬ным, а учитывающим различия в потребностях по полу и возрасту, и поэтому некоторые специалисты считают, что его точнее называть равнообеспечивающим. В опре¬деленных случаях учитывались и высшие интересы коллектива в целом. В тяжелой борьбе с природой, которую постоянно вели раннепервобытные общины, их судьба нередко зависела от запаса сил у трудоспособ¬ных охотников и рыболовов. Вот почему в случаях необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах по-следние могли получать последние куски пищи, а их иждивенцы оставаться голодными. Больше того, быва¬ло, как, например, у некоторых групп аборигенов Ав¬стралии или эскимосов, что в экстремальных ситуациях практиковались инфантицид, в особенности по отно¬шению к девочкам, и геронтицид. Иное положение складывалось там, где уже на стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но и избы¬точный продукт В этих случаях наряду с уравнитель¬ным, или равнообеспечивающим, распределением воз¬никало также и трудовое распределение, т. е. получение продукта в соответствии с затраченным трудом. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен.

Обмен возник в межобщинной форме, при которой различные коллективы снабжали друг друга специфиче¬скими богатствами их природной среды, например, ценными сортами камня и дерева, раковинами и ох¬рой, янтарем и т. п. Каких-либо обменных эквивалентов еще не было: происходил обмен дарами, или, как его чаще называют в этнографии, дарообмен. Обмениваться сырьем или продуктами труда могли как целые общины, так и отдельные лица. И в том, и в другом случае расши¬рялись и упрочивались социальные связи, что закрепля¬лось также и ритуализацией обменных операций: сопро¬вождавшими их празднествами и пирами. Однако об¬мен, в особенности первоначальный или между отда-ленными друг от друга общинами, мог быть и так называемым немым. Одна сторона оставляла опреде¬ленное количество предметов, другая забирала и остав¬ляла то, что могла дать взамен. Если первая сторона считала себя не удовлетворенной, то не брала оставлен¬ное, и тогда вторая сторона добавляла еще.

Народонаселение и его воспроизводство: Простое присваивающее хозяйство и свойственные ему прими¬тивные общественные отношения, тяжелый повседнев¬ный труд и полная опасностей жизнь резко ограничива¬ли численность населения на стадии раннепервобытной общины.Чтобы низшие охотники, рыболовы и собиратели могли прокормиться на своей промысловой территории, размеры общин должны были соответствовать ее ре¬сурсам, не превышая определенной плотности населе¬ния. Но наряду с этим действовали и другие факторы, определявшие нижний и верхний пределы численности групп. В частности, в общине должно было быть доста¬точно много взрослых мужчин — охотников и защитни¬ков коллектива и в то же время не слишком много, так как в этом случае примитивная общественная организа¬ция не смогла бы обеспечить его нормальное функциони¬рование. Преобладает мнение, что средняя численностьраннепервобытной общины составляла 25 — 30 человек.

Половозрастная организация:Естественное разде¬ление труда по полу и возрасту и связанная с ним хозяйственная специализация наложили глубокий отпе¬чаток на всю общественную жизнь раннепервобытнои общины. На их основе складывались особые половозра¬стные группы (классы, категории, ступени и т. п.), принадлежность к которым порождала связи, перепле¬тавшиеся с общинными и родовыми. Повсеместно выделялись группы детей, взрослых мужчин и взрослых женщин, различавшиеся предпи¬санными им обязанностями и правами, общественным положением и т. п.

В обществах с более или менее формализованными половозрастными группами большое значение придава¬лось рубежу перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайны¬ми обрядами, известными под названием инициации. В разных обществах инициации проходили неодинако¬во, но, по существу, они всегда заключались в приобще¬нии подростков — обычно каждого пола в отдельно¬сти — к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины:

- для юношей – обучение владению охотничьим ружьем и боевым оружием, воспитание храбрости, выносливости и дисциплины и т.п.;

- для девушек – соблюдение пищевых запретов, обучение «таинств» брака, обучение песням, мифам, совершение религиозных церемоний и т.п.

Независимо от общественного положения полов от мужчины всегда требовалось больше смелости и выдержки, и поэтому именно мужским инициациям придавалось первостепен¬ное значение.

Более или менее четким было также разделение на группы взрослых мужчин и женщин, подчас приво¬дившее к их своеобразному обособлению. В некоторых раннепервобытных общинах те и другие располагались на стоянках порознь, готовили разную пищу, имели свои тайные праздники, обряды и верования, а иногда даже свои тайные «языки». Существовали специфически мужские и женские обязанности и привилегии. Мужские орудия труда считались собственностью мужчин, жен¬ские — собственностью женщин, и бывало, что как тем, так и другим не разрешалось дотрагиваться до чужих орудий. В отдельных общинах (например, у алакалуфов) уже на этой стадии стали появляться особые мужские дома, служившие местом собраний и совершения различных обрядов, в первую очередь инициации.

Существовавшая в раннепервобытной общине поло¬возрастная организация не создавала в ней отношений неравенства между взрослыми мужчинами и женщина¬ми. Те и другие специализировались в разных, но в равной степени общественно полезных сферах трудо¬вой деятельности. Поэтому не могло быть отношений господства и подчинения в положении полов. Несхожие социально-бытовые статусы мужчин и женщин, воз¬никшие на основе их своеобразного обособления, также не вели к какой-либо иерархии.

Более сложен вопрос о наличии среди взрослых членов раннепервобытной общины главенствующей воз¬растной категории. Данные по аборигенам Австралии, у которых отчетливо выделялась влиятельная прослойка стариков — руководителей общины, и некоторым сход¬ным обществам позволяют полагать, что уже на этой стадии существовала так называемая геронтократия. Но можно спорить, приложимы ли такие факты к под¬линной первобытности. Многие раннепервобытные общины жили в иной, несравненно более суровой при¬родной среде, и, как показывают данные палеодемографии *, их члены нечасто доживали до сорока — пятиде¬сяти лет. К тому же несомненно, что уже тогда действо¬вали сохранившиеся впоследствии у самых различных племен обычаи геронтицида («добровольной смерти»). От утративших трудоспособность стариков избавлялись так же, как нередко избавлялись от больных, ослабев¬ших от голода, от маленьких детей, которых нельзя было прокормить. Раннепервобытная община была общиной равных, но в условиях жестокой борьбы за существова¬ние этими равными были лишь полноценные члены производственного коллектива.

Общинная организация: Важнейшими ячей¬ками рассматриваемой эпохи были община и род. Социальная организация племен низших охотников, рыболовов и собирателей создает впечатление ведущей роли общины. Но это племена мезоли-тического облика, и возможно, что в позднем палеолите, по крайней мере в приледниковых областях Евразии, род имел относительно большее значение.

Раннепервобытная община, которую называют так¬же локальной группой, состояла из группы или групп родственных семей, к которым могли примкнуть семьи свойственников, друзей и т. д. Если такая группа была одна, общину называют однородовой, или компактно-родовой, если их было несколько — многородовой, или дисперсно-родовой. Среди этнографически изученных общин преобладали многородовые.

Ранний род, как и всякий род, был коллективом людей, осознававших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. Родство в нем было не предковым, или вертикальным (возведение себя к обще¬му родоначальнику), а горизонтальным. Предполага¬ется, что первоначально горизонтальное родство осозна¬валось только в форме связи с общеродовым покровите¬лем — тотемом. Люди рождались в определенном коллективе, имевшем общий тотем, и по¬этому были сродни друг другу. Родство было явлением не столько биологическим, сколько социальным: не есте¬ственная, кровная близость определяла общность инте¬ресов, а наоборот. Однако уже вскоре стала осознавать¬ся связь с этим коллективом через одного из родителей, и горизонтальное родство приняло форму филиации. Уста¬новлено, что, как правило, род, а не раннепервобытная община, считался собственником промысловой террито¬рии. Связи между сородичами, жившими вместе, были теснее, чем их связи с другими членами раннепервобытной общины.О социальном значении рода говорить не приходится: именно он был носителем экзогамного начала, сплачивавшего коллектив и под¬держивавшего его связи с другими коллективами. Ни род в целом, ни раннепервобытная община в целом не были основной экономической ячейкой эпохи. Часть сородичей, вступая в брак в других общинах, в определенной степени утра¬чивала связь с родом, а часть общинников, приходя по браку со стороны, лишь отчасти включалась в свою новую общину. Строго говоря, такой ячейкой была только локализованная часть рода, являвшаяся в то же время костяком, ядром раннепервобытной общины. Именно поэтому термины «первобытная община» и «ро¬довая община» могут употребляться и очень часто употребляются в одном значении.

studfiles.net

26. Развитие производящих и присваивающих форм хозяйства в эпоху разложения первобытно

Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта, на основе которого мог возникнуть отчуждаемый при эксплуатации человека человеком прибавочный продукт. Это могло быть обусловлено подъемом в различных областях производства. Особенно большую роль здесь сыграли дальнейшие развития производящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремесленной деятельности, интенсификация обмена. Долгое время главный производственный фактор классообразования усматривали в открытии и освоение полезных свойств металлов, в переходе от камня к металлу.

Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его дальнейшее развитие в эпоху классообразования. В земледелии развивались такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание не поливных (богарных) и поливных (ирригационных) земель, и другие. Эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного земледелия к пашенному, предполагающие использование тягловых животных.

В тоже время переход от ручного земледелия к пашенному в эпоху классообразания совершался не всюду. Он произошел в Зап. и Средней Азии и почти повсеместно в Европе. Многие развитые земледельцы Азии и Африки остались верны ручным орудиям и пошли по пути интенсификации связанного с ними земледелия. Но во многих странах Азии определенную роль сыграл недостаток пригодных для обработки земель, что повело к интенсификации ручного земледелия.

Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного продукта для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Важной причиной роста скотоводства в эпоху классообразования были также нужды обмена.

Рост стад постепенно всё больше опережал кормовые ресурсы осёдлых земледельцев-скотоводов . в дальнейшем многие земледельческие - скотоводнические племена, обитавшие в особенно благоприятных условия для разведения животных природной среде, на границах степей, полупустынь и пустынь, стали ограничивать земледелие и переходить к кочевому скотоводству, т. е круглогодичному содержанию скота на подножном корму с периодическими перекочевками с одних пастбищ на другие. Возникновение кочевого и полукочевого скотоводства явилось дальнейшим углублением и разветвление первого крупного общественного разделения труда, разделение труда, возникшего в форме выделения племён с производящей экономикой из массы других первобытных племён.

Наряду с развитием производящего хозяйства в эпоху классообразования продолжалось развитие высокоспециализированного присваивающего хозяйства. Большинство населения продолжало вести присваивающее хозяйство, но многие племена на основе его высокоспециализированных форм вступили на путь классообразования. Однако ни одно общество , жившее высокоспециализированным присваивающим хозяйством, не перешагнуло порога классообразования. Несмотря на это, оно способствовало быстрейшему продвижению обществ с производящей экономикой .

Первым имеющим производственное применение металлом, ставшем известным человеку была медь. Использование меди, медных руд началось в конце неолита и повело к возникновению энеолита или халколита. Медь встречалась редко, стоило дорого, а по своим рабочим качествам не всегда превосходила камень. Но освоение нового вещества для изготовления орудий – металла в дальнейшем в огромной степени определили прогресс в развитии техники.

На смену меди приходит бронза (сплав с оловом и другими металлами) . бронзовые орудия о своим качества превосходят медные. Однако она ещё мене доступна, чем медь и не всегда превосходит по своим свойствам камень.

Положение изменилось только с появление железа и наступлением раннего железного века. Железо – наиболее широко распространённый в природе металл, что подразумевает его большую доступность по сравнению с медью и бронзой. Его качество намного выше и меди, и бронзы, и камня, который был вытеснен полностью только в железном веке.

В разных областях ойкумены бронзовый и раннежелезный век наступали в разное время. Освоение бронзы на ближнем востоку происходило в 5-4 тыс. до н. э., а в большинстве стран Азии, Европы, Сев. Африки до 1 тыс. до н. э . Массовое изготовление железных орудии и возникновение раннего железного века происходит в 1 тыс. до н. э ., когда он наступает почти повсеместно в Азии, Африке и Европе, лишь в Америке, Океании и Австралии железо стало известным с появлением там европейцев.

Производственны достижения эпохи способствовали дальнейшему развитию дальнейших промыслов (т.е . производство изделий для собственных нужд) и возникновению ремёсел (т. е. производства изделий для обмена и продажи). Большое значение здесь имела металлургия стимулировавшая переход от домашнеепромысловой к собственно ремесленной деятельности. Из металла производили орудия труда, оружия, предметы домашнего обихода, украшения. Например, с наступление бронзового века появились: меч, боевая колесница, распространились защитные доспехи. Железо расширяло ассортимент металлических изделии, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности. Металлургия железа требовала профессиональной специализации и квалификации, что подразумевало существование в первобытные времена кузнецов, составлявших обособленный слой населения. Кузнецы очень быстро выделились из среды других общинников, а кузнечество стало первым профессиональным видом ремесла. Окончательное же отделение кузнечного ремесла от других видов хозяйственной деятельности происходило уде в раннеклассовых обществах , однако не сразу и не везде. Происходило становление также и других видов ремесленной деятельности . Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретения печей для обжига, керамики и гончарного круга.

Изобретение в эпоху бронзы ткатского станка дало стимул развитию ткатского ремесла. Постепенно ремесленный характер принимали и многие другие формы домашнепромысловой деятельности: обработка камня, кости и дерева; плетение и т. п. . Повсеместно шло второе в истории человечества крупное общественное разделение труда – отделение ремесла от других занятий, и прежде всего важнейшего из них – земледелия.

studfiles.net


Смотрите также