Укажите причины возникновения государства согласно марксистской теории.
3.Вставьте пропущенные слова и закончите фразы:
а) Первобытные обычаи передавались из поколения в поколение в____________________ форме и содержали в себе______________________________________________________
б) Современная юридическая наука считает, что типичным был путь возникновения государства___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
в) Уникальным путем возникновения государства ученые считают __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Первые государства возникли : ________________________________________________
4.Объясните, почему первобытные обычаи ученые называют «мононормами».
«Там, где великие мудрецы имеют власть, народ __________________________________,
Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ ____________________________________,
Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ _________________________________,
А там, где еще меньшие, народ ________________________________________________».
Вставьте вместо пропусков в правильной последовательности следующие варианты окончания этих четырех словосочетаний:
а) их презирает;
б) не замечает их существования;
в) бывает привязан к ним и хвалит их;
г) боится их;
8. Заполните таблицу:
Теории происхождения государства
Название теории, автор
Сущность
Недостатки
1.Теологическая
2.Патриархальная
3.Договорная
4.Теория насилия
5.Психологическая
6.Ирригационная
7.Марксистская
8.Органическая
9.Теория инцеста
Тест для самоконтроля.
1.К какому понятию относится следующее определение: «Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия»?
1. Социальные нормы.
2. Власть.
3. Регулирование.
2.Какие признаки характеризуют род?
1. Основан на кровном родстве.
2. Его члены ведут совместное хозяйство.
3. Все вышеперечисленные, плюс наличие общей собственности.
4. Общность людей, проживающих на определенной территории.
3.Каковы особенности власти в первобытном обществе?
1. Принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, опиралась на авторитет руководителей, традиции и обычаи.
2. Принадлежала определенной социальной группе и опиралась на принуждение со стороны лидеров.
3. Осуществлялась особой группой людей, не принимавшихучастие в производственной деятельности рода.
4.Что такое «неолитическая революция»?
1. Переход общества от присваивающей экономики к производящей.
2. Одно из общественных разделений труда.
3. Внутренний рубеж в развитии первобытного общества.
5.Каким понятием обозначается правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку?
1. Право.
2. Обычай.
3. Нравы.
6.В каком обществе регуляторами отношений выступают «мононормы»?
1. В рабовладельческом.
2. В феодальном.
3. В первобытном.
7.Почему социальные нормы, первобытного общества называют мононормами?
1.Потому что все нормы того периода совпадали по содержанию.
2.Потому что была только одна социальная норма.
3.Потому что в тот период времени не было норм права.
8.Каковы особенности нормативной регуляции первобытного общества?
1.Преобладание запретов, неразделенность прав и обязанностей.
2. Отсутствие обеспечивающего исполнения норм особого механизма принуждения, отделенного от общества.
3. Все перечисленное плюс основная форма регулирования поведения — обычай.
9.Какие социальные нормы регулировали отношения в первобытном обществе?
1. Обычаи, простейшие нормы морали, религиозные нормы и табу.
2. Обычаи, нормы права, нормы морали, политические нормы.
3. Вышеперечисленные плюс нормы моды.
10.Каковы основные способы возникновения права обществе?
1. Толкование и правотворчество.
2. Санкционирование и правотворчество.
3. Систематизация и санкционирование.
11.Чем право отличается от социальных норм первобытного общества?
2. Институционность, обеспеченность государственным принуждением.
3. Все перечисленное выше плюс различимость прав и обязанностей.
12.Назовите автора нижеприведенных строк:
«На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило вначале выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение, — публичная власть, государство».
1. К. Маркс.
2. Ф. Энгельс.
3. Г.В. Плеханов.
13.Назовите представителей «договорной теории» происхождения государства и права.
1. Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев.
2. Фома Аквинский, Ж. Маритен.
3. Л. Гумплович, Е. Дюринг.
14.Кто из перечисленных авторов развивал «психологическую теорию» происхождения государства и права?
1. Л.И. Петражицкий, Дж. Фрэзер, Г. Тард.
2. Г. Гроций, Т. Гоббс.
3. Аристотель, Р. Фильмер.
15.Какую теорию происхождения права развивали Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский?
1. Патриархальную.
2. Теорию насилия.
3. Психологическую.
16.Какую теорию происхождения государства и права разрабатывали Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский?
1. Классовую.
2. Теологическую.
3. Патриархальную.
17.Назовите представителей «классовой теории» происхождения государства и права.
1. Н. Макиавелли, А. Гамильтон.
2. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
3. Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин.
studlib.info
Теория государства и права - Система и специфика нормативного регулирования
Система и специфика нормативного регулирования
Система социального регулирования представляет собой процесс закрепления социально необходимого позитивного поведения людей в целях обеспечения целостности общества и его развития. Делятся на нормативные и ненормативные. Ненормативная система - воздействие на поведение людей с целью достижения социально необходимого поведения, с помощью убеждения их в полезности, выгодности такого поведения, разумности подчинения определенным требованиям, авторитету, распределению ролей и функций. Такой способ регуляции называется побуждением. Однако принятие определенных стандартов поведения при этом возможно как на основе добровольного принятия ценностей, установок, стереотипов, директив (приказов), так и с помощью принуждения. Нормативной системе характерен способ регуляции, как принуждение. Смысл состоит в воздействие на поведение индивида, осуществляется с помощью насилия в форме санкций, наступающих за нарушение установленных в обществе социальных норм. Социальные нормы —правила поведения, принятые большинством общества, относятся нормы морали, традиции, обычаи, религиозные нормы, политические нормы, нормы права. Нормативная природа этих правил выражается в определении границ дозволенного, обязательного и запрещенного поведения, которые являются общепринятыми в данном обществе, группе, организации. При нарушении правил применяются санкций, предполагающие наступление неблагоприятных последствий для нарушителя, выражаются в осуществлении мер как общественного воздействия, например, замечание, порицание, отлучение от церкви, так и принуждения, например, арест, штраф, лишение свободы и т.д. Специфика нормативного регулирования — мононормы Жизнь первобытного человека, нуждалась в регуляции. Необходимы были правила, на основе которых люди организуют и регулируют совместный труд, охоту, распределяют произведенный продукт, определяют порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих общеобязательных правил ограничивает эгоизм человека, делает его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правил взаимопомощи, взаимозащиты, поэтому способствовали выживанию человека. По этой причине человек стремился неукоснительно выполнять эти правила. Правила, которым следовали в своем поведении первобытные люди, называются мононормами (от. греч. monos — один и лат. norma — правило). Исторически они были первой разновидностью социальных норм. Мононормами называются потому, что были едиными и нерасчлененными, содержали внутри себя нормы морали, религиозные нормы, обычаи, традиции и нормы права. Это внутреннее единство морально-правовых и религиозных начал в мононорме обусловлено недифференцированностью жизни и деятельности первобытного человека, где личное и общественное, права и обязанности были слиты. Поэтому мононормы нельзя отнести ни к моральным нормам, ни к нормам права, они имели характер единого, нерасчлененного правила поведения, подходящего под все случаи. Главное назначение состояло, в помощи человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида. Мононормы складывались стихийно, методом проб и ошибок, при этом отсутствовали специальные органы, которые их вырабатывали и применяли. Древний человек присваивал готовые естественные формы регуляции, сохранял только те правила поведения, которые в лучшей степени способствовали выживанию рода, племени, обеспечению их целостности путем регуляции семейно-брачных отношений, совместной трудовой деятельности, взаимопомощи. Мононормы складывались на основе стереотипов, т.е. устойчивых ожиданий, формировавшихся на основе механизма имитативности, подражания, а также понимания человеком полезности этих правил и необходимости наказания тех, кто их нарушил. Среди мононорм с точки зрения обязательности их выполнения можно выделить нормы-запреты и нормы-ожидания. Нормы-запреты существовали в форме табу, и нарушение их каралось жестокими наказаниями. У многих первобытных народов были установлены строгие правила поведения, среди которых было много запретов, стремящихся ограничить произвол сильных, господство животного эгоизма первобытного человека. Запреты, т. е. недопустимость совершать те или иные поступки, основывались на религиозных верованиях. Считалось, что за нарушение установленных запретов духи или другие божества карали людей болезнями и смертью. Поскольку впервые такую систему запретов ученые обнаружили в Полинезии, то для обозначения слова «запрет» стали использовать полинезийское слово «табу». Табу играли значительную роль в жизни первобытного человека и касались различных сторон его деятельности. Например, в книге английского этнолога Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» описаны табу на общение с иноплеменниками, табу на пищу и питье, которое было связано с особой опасностью: ведь в это время душа могла выскользнуть через рот; табу на обнажение лица, на остатки пищи, на людей, носящих траур, и даже на воинов, которые вступали на тропу войны. До и после воинских действий воины исполняли особые обряды и считались неприкосновенными. Наконец, табу на браки между кровными родственниками (запрет на инцест). Многие табу у некоторых народов сохраняются и до сих пор. Это касается табу на прикосновение к священным особам, вождям племен, императорам. Нарушение запретов приводило к неблагоприятным последствиям для нарушителя: изгнание из рода, телесные наказания, смерть. В отличие от норм-запретов, нормы-ожидания существовали в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов и формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. Среди норм-ожиданий особое место занимали мифы. Они в образной форме, часто мистической и религиозной, отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Мифы сообщали человеку информацию о хороших и плохих способах поведения и их последствиях, содержали накопленный предшествующими поколениями социальный опыт. В такой образной форме, как мифологические обряды и действия, первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений. В соответствии с познаниями человек осуществлял свое поведение, строил свои взаимоотношения с людьми. Следовательно, мифы выступали руководством к действию, являясь комплексом верований, формирующих смысл жизни человека. В ценностно-нормативном и информационном качестве мифы помогали первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и создать устойчивые правила поведения. Миф сформировал определенное представление о системе ценностей, на основе которой строятся взаимоотношения в племени яномаме. Главной среди ценностей считается жестокость, поэтому ожидание, что мужчина защитит свою честь в поединке, является нормой, соответствующей этой ценности. Наряду с мифами к нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек «выстраивал» свое поведение, относятся нормы морали, религиозные нормы, ритуалы, традиции и обычаи. Например, обычай наносить на тело или лицо татуировку очень древний и у некоторых первобытных племен он сохранился до сих пор. Татуировки — это подкожное графическое или текстовое изображение, сделанное краской с помощью специального приспособления. Для первобытных племен татуировка — это не только незыблемая традиция, но и проявление магических сил. Полинезийское племя маорми, украшая татуировкой лицо, «предохраняется» от злых чар. Некоторые колдуны татуируют больного с целью излечения. В Древнем Китае татуировка была разновидностью символических наказаний (сян), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена. Общество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение. Древний обычай получил распространение в последнее время среди европейцев. Существуют целые каталоги «нательных» рисунков. Распространение этого обычая среди подростков - стремлением подражать рок-певцам, разукрашенным цветными татуировками. Татуировки в армии имеют практическую цель —солдаты обозначают группу крови и резус-фактор. Наряду с нормативными регуляторами в догосударственном обществе существовали ненормативные регуляторы, выраженные в форме стереотипов, половозрастного закрепления социальных ролей, кровнородственных связей, авторитета лидера. Например, в условиях отсутствия специальных институтов, осуществлявших судебную власть, кровное родство сокращало до минимума конфликты внутри племени. Более того, первобытный человек, который находился вне общины, терял право на ее защиту. Вследствие этого конфликты чаще возникали не между отдельными людьми внутри рода, а между родами внутри племени. Все перечисленные регуляторы упорядочивали отношения внутри общины или племени. Между общинами и племенами возникавшие споры разрешались либо с помощью третейского суда, либо принципа талиона (от лат. talio — возмездие, равное по силе преступлению). Принцип кровной мести - древний человек не был автономным, самостоятельным образованием, а был частью рода. Его желание выжить защищалось правилом талиона, смысл которого состоял в причинении виновному такого же вреда, который был нанесен им. Достаточно долгое время существовала личная, а не имущественная ответственность за нанесенный ущерб по принципу: «око за око, зуб за зуб».
cribs.me
3. Тесты и практические задания, проблемные ситуации
Тема 1. Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина
Теория государства и права – это наука _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет теории государства и права – _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите место теории государства и права в системе юридических и гуманитарных наук ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности теории государства и права как науки состоят в том, что:
Общество –_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Власть –_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Политическая власть –_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Государственная власть – _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Род – _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а) Первобытные обычаи исполнялись_______________, потому что они__________________________________________
б) Современная юридическая наука считает, что типичным был путь возникновения государств________________________
в) Уникальным путем возникновения государства ученые считают процесс его возникновения___________________
г) Первые государства возникли в__________________
4. Восстановите пропуски в логической цепочке:
Причины возникновения государства согласно марксистской теории
Признаки социальной власти: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Известный китайский мыслитель древности Лао-Цзы писал:
«Там, где великие мудрецы имеют власть, народ________________________.
Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ_________________________,
Там, где властвуют еще меньшие мудрецы,
народ_______________________,
а там, где еще меньшие, народ____________________________________».
Вставьте вместо пропусков в правильной последовательности следующие варианты окончаний этих четырех словосочетаний:
а) их презирает;
б) не замечает их существования;
в) бывает привязан к ним и хвалит их;
г) боится их.
10. Формы возникновения государства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Раскройте особенности возникновения права ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________