Что такое патриархат: о понятии, истории и современности. Матриархат и патриархат в первобытном обществе кратко
История матриархата и смена его на патриархат.: holy_matriarchy
Человек привык считать себя хозяином природы. И мало кто задумывается над тем, что более четырёх пятых времени своего существования (около 35 тысяч лет) человечество было частью окружающей среды, гармонично в неё вписывавшейся. Жизнь людей напрямую зависела от погоды, от количества диких животных, на которых люди охотились, урожая съедобных дикорастущих растений. Это – время палеолитического (древнекаменного) периода, когда первобытный человек не имел ещё домашних животных, и если умел заниматься посевами чего-либо съедобного, то в очень небольшом количестве (так как не было ни настоящих сельскохозяйственных орудий, ни удобрений). Я имею в виду людей современного типа, появившихся около сорока тысяч лет назад, поскольку исследования 90-х гг. прошлого века показали, что более ранние люди неандертальского типа предками современного человека не являлись.
Первобытные люди палеолита жили племенами в несколько десятков человек, происходившими от одного предка. Племя селилось в пещере или какой-нибудь промоине на берегу реки, заслоняя вход в природное жилище нагромождениями веток и разжигая внутри костёр для обогрева и приготовления пищи. Успех выживания в таких условиях напрямую зависел от умения раздобыть, развести и поддержать огонь; правильно оборудовать и утеплить жилище; найти, своевременно собрать и сохранить пищу – съедобные плоды, корни, мелкую живность и добыть на охоте зверя.
Современный человек не выживет в диком лесу без спичек, подходящей одежды, ножа, а первобытные люди десятки тысяч лет своими руками обеспечивали себя всем необходимым, населяя даже северную тайгу у самых границ тундры. Конечно, смертность, особенно детская, была очень высокой – люди не знали элементарных санитарных правил, не умели лечить болезни. А также многие взрослые погибали от травм, полученных на охоте. Однако необходимое для продолжения рода количество людей всё равно выживало и оставляло за собой потомство.
Первобытный труд был очень сложен и кропотлив. Всё делалось вручную. Следить за костром, шить одежду примитивными иглами, разделывать добытых на охоте животных такими же примитивными орудиями труда, готовить пищу, подолгу бродить где-нибудь в лесу, выискивая и собирая съедобные плоды, ягоды, грибы требовало большого терпения и внимания. Рутинной работой проще было заниматься женщинам. Мужчины тратили на это меньше времени, так как их заботы были тяжелее в физическом плане: охота, рыбная ловля, сооружение жилищ. В целом же то, что добывали мужчины, обрабатывали и делали пригодным к употреблению женщины, поэтому их труд был основой жизни первобытного общества.
Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола, и археологи часто находят первобытные статуэтки, изображающие человека, из кости и камня, где хорошо видны типично женские очертания. Система преобладания роли женщины в общественной жизни называется матриархатом, что в переводе с греческого означает «матеревластие».
Около семи тысяч лет назад наступает неолитический (новокаменный) период. В это время у человека появляются домашние животные, из костей и жил которых (и тех, что добыл на охоте) он делает новые более современные орудия труда и с их помощью расчищает землю под посевы. Рубка деревьев, вспашка полей, охрана домашних животных от хищников требует больше и больше мужского труда. Человек расселяется и там, где нет естественных укрытий в виде пещер, и постройка жилища тоже ложится на плечи мужчины. Наконец, увеличение достатка порождает у людей и зависть, и алчность: представителям некоторых племён кажется, что проще отобрать скот и зерно у соседей, чем выращивать самим. Возникает необходимость охраны хозяйства от чужаков и этим занимаются опять же мужчины. Они играют всё большую роль в производстве, в обеспечении благосостояния племени, а роль женщины сужается до занятия домашними делами.
Конечно, матриархат уходил не разом, а постепенно, по мере медленного ещё возрастания роли мужчины в хозяйственной деятельности, и даже в античную эпоху у некоторых кочевых племён сарматов во главе стояли женщины. Но всё большее место в общественной жизни занимал мужчина – производитель, труженик, защитник; он становился главой семьи, племени, а когда появились первые государства – и правителем страны. Наступила эпоха патриархата – «отцевластия». В эпоху патриархата закончилась первобытная эпоха, эпоха бронзы, прошли античные времена, Средневековье, наступило Новое время.
Сейчас основой хозяйства является механизированный труд, который, в общем-то, под силу и женщине. Поэтому мы сегодня наблюдаем некую частную «реставрацию» матриархальных традиций, о чём человечество уже не одно тысячелетие и думать-то перестало. Женщина в семье подчас зарабатывает больше мужчины, слабый пол не чуждается таких профессий, как машинист, водитель, директор и даже возглавляет государства. Но всё же перевозить грузы на большие расстояния, управлять комбайном или подъёмным краном, составлять программы для компьютеров больше по нраву людям активным, любящим частые перемены и новые открытия, тем, кому присущ некий авантюризм. То есть, опять-таки мужчинам. Поэтому и в современном обществе мужчины в целом воспринимаются всё-таки авторитетнее женщин, и на руководящих должностях сильный пол всё равно занимает больше мест. То есть, несмотря на появление в наши дни некоторых элементов матриархата, в целом общество сегодня всё-таки остаётся патриархальным.
Хороший коммент к статье оставила Анастасия:
"При матриархате появилось уважение к старшим, женщине, всем сородичам и гостям, было развито гостеприимство, обряды посвящения во взрослую жизнь, уважение традиций, женщины брали инициативу в вопросах сватовства, было отвращение к инцесту, существовало нравственное осознание родства, самоотверженное отношение к труду и защите рода, скромность, появилось множество правил, регламентирующих как проявление уважения, так и гигиену и др., появились традиции врачевания, и т.д.К сожалению, с приходом патриархата в обществе появилась не только защита хозяйства, но и насилие в роду, притеснение творческого потенциала молодежи, уход от традиций добропорядочности к традиции повиновения и притеснения женщин, многоженство вместо парного брака, женщина становится обменной монетой, появляются кровосмесительные браки и т.п. Также возникает экономическое неравенство и вражда между семьями и племенами. Религиозные институты со всем широкими традициями отпевания грехов и принесения денег властьимущим божественным помазанникам также появляются в этот период. Вот и делайте выводы о лидирующем положении патриархата, его целесообразности и желательности в обществе".
Источник
holy-matriarchy.livejournal.com
о понятии, истории и современности
Многие люди слышали о феминизме и движении женщин за свои права. И большинство понимает, что причиной этого является патриархальный устой общества, существовавший на земле испокон веков. Об этом в данной статье и хочется поговорить.
О понятии
Сначала обязательно необходимо разобраться в самом понятии. Итак, что такое патриархат? Определение гласит, что это некая форма общественных отношений, в которой представитель сильного пола, т. е. мужчина, играет доминантную роль в семье и государстве. Если рассматривать данное понятие с точки зрения гендерной теории, то тут можно говорить и о том, что это некая форма контроля над женщиной, дискриминация по половому признаку. Можно также попробовать охарактеризовать данный устрой одной фразой, которая будет звучать следующим образом: господство мужчин над женщинами.
Немного истории
Желая разобраться в том, что такое патриархат, необходимо немножко окунуться в историю данного вопроса. Большинство ученых склоняются к тому, что все существующие цивилизации были исключительно патриархальными. Однако некие специалисты утверждают, что общества времен неолита и палеолита (а это 5-7 тысячелетия до нашей эры) были вообще гендерно равноправными. Существует также мнение о том, что патриархату предшествовал матриархат (общественный строй, где главенствующие позиции занимали исключительно женщины). Но все же большинство ученых данный факт отрицают, говоря лишь о том, что мужское доминирование – это чуть ли не природный феномен, который и должен определять суть общественных отношений во все времена и во всех нациях.
К слову, об этом говорил и такой философ и социолог, как Гидденс. Он считал, что различия в доминировании, конечно же, были, однако еще никогда не было такого общества, где вся власть принадлежала бы женщинам. Однако тут же он старается несколько смягчить свое мнение, говоря, что это все исходит из естественных функций женского пола. Так как дамы должны вынашивать и рожать детей, присматривая за ними в первые годы жизни, они становятся материально и физически зависимыми от представителей сильного пола. Об этом, к слову, говорит и канадская исследовательница О'Брайен, утверждая, что первичное разделение труда и породило патриархат как единственный возможный для выживания рода строй.
Как же на самом деле?
Итак, что такое патриархат и матриархат? Это общественный строй, в котором главенствующие позиции занимают либо мужчины, либо женщины. Однако правильными ли являются вышеописанные теории – неизвестно, ведь ни одна из них не была официально принятой. Одно можно сказать точно, что еще во времена так называемого традиционного общества было произведено разделение труда, которое, к слову, оказалось далеко не равноценным. За женщиной оставались дом и семья, а также все, что с ними связано. Мужчине же был дан внешний мир со всеми его прелестями – творчеством, образованием, культурой, господством. И с этим поспорить довольно-таки трудно.
Борьба
Истины ради стоит сказать, что эта же тенденция сохранилась и до современности. И хотя о том, что такое патриархат, известно большинству женщин, справиться с данным строем на данный момент практически невозможно. Вековые традиции его существования, а также укоренившаяся тысячелетиями власть мужчин – изменить это все и достичь гендерного равноправия сегодня не только нелегко, но и в принципе невозможно. Первые попытки были сделаны еще таким женским течением, как феминизм (изначально - движение суфражисток). Сегодня же дамы начали бороться уже не за власть, а хотя бы за равенство с мужчинами (гендерная теория), понимая, что это более достижимая и близкая цель.
Области распространения
Зная, что такое патриархат, стоит сказать и о том, что власть мужчин распространена на все элементы общественной жизни. Представитель сильного пола является главным в семье – эта тенденция существует практически у всех народов, вот только у некоторых - с маленькими оговорками. Также исключительно мужчины во всех развитых странах стоят у аппарата власти, женщин в большую политику допускают крайне редко и неохотно. Большинство профессий, преимущественно имеющих давнюю историю – мужские: врач, полицейский и т.д. Распространению патриархата способствует и модель воспитания. Мужчина должен быть сильным, с раннего детства мальчикам внушают, что именно на них все держится. Женщина же может позволять себе различные слабости, зная, что ее всегда поддержит сильное мужское плечо.
Церковь
О том, что такое патриархат, знают не понаслышке и церковные служащие. Никогда еще церковью в какой-либо стране не управляла женщина. Максимум, что им разрешается, - быть настоятельницами монастырей. Главенствующие же позиции в религиозной сфере принадлежат исключительно мужчинам. И если вопросы гендерного равенства достигли уже некоторых мирских сфер жизни, таких как семья или политика, то церковь в этом смысле пока остается полностью закрытой.
В православной церкви слово "патриарх" обозначает титул духовного лица, обладающего высшей церковной властью. В России существует Московский (Русский) патриархат, он принадлежит РПЦ – Русской православной церкви, где на данный час главным является патриарх Кирилл. Это более старая по своим традициям церковь, которая длительное время занимала главенствующие позиции еще со времен Киевской Руси. А, например, в Украине есть также и иная церковная организация, которая возникла не так и давно. Это Киевский патриархат, принадлежащий Украинской патриархальной церкви (УПЦ) со своим главой – патриархом Филаретом.
fb.ru
Матриархат и родовые отношения. Всемирная история. Том 1. Каменный век
Матриархат и родовые отношения
В позднем палеолите уже существовало родовое общество. Раннеродовая община жила на одной или на нескольких соседних стоянках. В то время средства к существованию можно было добывать только коллективным способом, поскольку человек еще был очень беспомощен перед силами природы. Поэтому существовала и общинная и родовая собственность как на охотничьи участки, места для рыболовства и собирательства, так и на запасы пищи и большинство промышленных средств. Вероятно, лишь вещи индивидуального использования — оружие, некоторые орудия труда, быта — находились в личном использовании.
Потребление тоже было коллективным. Как правило, распределяли продукты охоты и рыболовства всем поровну.
Первое архаическое разделение труда по полу и возрасту происходило внутри общины, которая насчитывала десятки членов.
Несколько общин объединялись в род.
Распространение скульптурных изображений женщин в верхнем палеолите является, по мнению ученых, художественным воплощением материнского начала в семейнородовых отношениях, в исчислении родства. При существовавшем в тот период групповом браке отцовство не было известно, и оно не осознавалось еще в общественном смысле. Прародительницей считалась женщина-мать, вокруг которой группировались дети.
Благодаря успешной охоте и относительной оседлости человека жилища служили в то время не только для защиты от неблагоприятных внешних условий, но и являлись хозяйственной базой. Повышение роли охоты в верхнем палеолите способствовало еще более четкому разделению труда между мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие больше времени проводили на стоянках, ведя все усложнявшееся хозяйство.
К месту жилья доставлялись туши животных. Утилизацией продуктов охоты занималась женщина.
Вне сомнения, в то время на женщину возлагалось все, что было связано с оседлостью: уход за жилищем, очагом, детьми, хранение продуктов, приготовление пищи, шитье одежды и т. д. Женщины составляли ядро рода и являлись хозяйками в общих жилищах. В таких условиях первоначальный род мог быть только матрилинейным, хотя стоит отметить, что некоторые ученые утверждают — матрилинейность и патрилинейность одинаково свойственны раннеродовому обществу.
В позднем палеолите род, характеризующийся экзогамностью, когда браки между его членами были запрещены, а также общей собственностью, односторонним счетом родства, единством имени и религиозного культа, был господствующей формой социальной организации.
Значит, он возник раньше.
Большинство ученых его зарождение относят к грани перехода от мустье к верхнему палеолиту. Существует мнение, что род возник в мустьерское время у некоторых групп людей с относительной оседлостью.
Специфическим и важным признаком рода считается экзогамия, поэтому проблема происхождения рода многими исследователями в большей степени сводится к еще не до конца решенному вопросу о возникновении экзогамии, по которому очень много гипотез и ни одна из них не является общепризнанной.
Некоторые ученые причину появления экзогамии видели в вынужденных поисках жен на стороне из-за убийства бесполезных в межгрупповых столкновениях девочек (Мак Леннан), другие — во взаимном отвращении к половому общению между постоянно живущими вместе людьми (Дарвин). Третьи причину появления экзогамии видели в половом общении более подвижных мужчин-охотников с женщинами других стад (Поршнев), четвертые — в боязни человеческой крови и в особенности крови членов своей общины (Дюркгейм). Пятые все сводили к стремлению избежать вредных последствий кровосмешений (Морган). Есть и такое мнение, что причиной зарождения экзогамии было желание преодолеть хозяйственную замкнутость стад. Многие связывают возникновение экзогамии с необходимостью регулирования трудового процесса внутри стад, так как неупорядоченные половые отношения приводили к постоянным столкновениям из-за женщин, что нарушало нормальную хозяйственную деятельность первобытных людей.
Экзогамия установилась с запрещением браков между кровными родственниками по женской линии, в результате чего на смену стаду пришли род и дуально-родовая (лат. duo — два) организация, которая появилась, по мнению одних исследователей, в результате деления стада на две экзогамные половины. По мнению других ученых, здесь имело место соединение двух соседних стад.
Доказательством существования в далеком прошлом дуально-родовой организации считают наличие на стадии развитого родового строя дуально-фратриальной (греч. fratria — братство) организации, которая образовалась путем сегментации двух первоначальных родов.
На вопрос о форме половых отношений в дуальнородовой организации нет однозначного ответа.
Многие ученые считают, что на смену промискуитету пришел экзогамный порядок заключения брака. Теперь уже браки осуществлялись между определенными двумя экзогамными родами, т. е. внутри дуально-родовой организации. Такой порядок заключения брака получил название эндогамии.
Брак был групповым. Женщины всех поколений одного рода являлись реальными и потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. Экзогамия устранила кровосмешение между родственниками всех поколений по женской линии. Однако по-прежнему оставалось место для раздоров из-за женщин и кровосмешение по мужской линии — дети оставались в роду матери, поэтому брак был возможен даже между отцом и дочерью, двоюродными братьями и сестрами.
Но со временем дуально-родовый групповой брак сузился до группового брака между лицами одного поколения. В этнографической литературе такой вид брака известен под названием кросскузенного или перекрестно-двоюродно-троюродного.
Затем последовало сужение группового брака в виде исключения браков между двоюродными, а впоследствии и троюродными братьями и сестрами. С введением этих запретов групповой брак был невозможен и установился парный или синдиасмический (греч. syindiasmos — соединение вместе) брак.
Как правило, первоначальный брак был недолговечным и непрочным, он легко расторгался. Кроме того, наряду с ним долгое время продолжали сохраняться пережитки группового брака, например, в виде добрачной или внебрачной половой свободы. Существовал так называемый искупительный брак, при котором девушка перед вступлением в парный брак должна была отдаваться поочередно своим потенциальным мужьям. Имел место и так называемый гостеприимный брак, при котором мужчина, посещая другой род, имел право на всех женщин как на своих бывших потенциальных жен.
О времени возникновения парной семьи нет общепринятой концепции.
Одни ученые, исходя из бесспорного факта наличия парного брака у всех известных науке реликтовых обществ, полагают, что индивидуальный брак существовал в человеческом обществе извечно.
Впрочем, такой вывод находится в некотором противоречии с данными этнографии о дуально-родовом групповом браке. Мало того, известно, что самые отсталые реликтовые племена (например, бушмены — коренные жители Восточной и Южной Африки, оттесненные племенами банту на юг Африки, а позднее загнанные голландскими колонизаторами в пустыню Калахари) имели мезолитическую культуру — были далеки от начальной поры человечества.
В последнее время некоторые ученые выдвигают гипотезу, что в позднем палеолите существовали парные семьи, жившие в отдельных домах или группировавшиеся вокруг очагов в больших жилищах. Этот вывод они делают, исходя из наличия небольших одноочажных и многоочажных жилищ.
Однако для доказательства появления парных семей в верхнем палеолите этого недостаточно. Ведь вокруг одного очага не могли группироваться все жители общего дома.
По мнению некоторых ученых, парная семья возникла на рубеже между дикостью и варварством, т. е. на грани перехода от мезолита к неолиту. Этнографы зафиксировали ее у реликтовых племен с мезолитической культурой.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
МАТРИАРХАТ - это... Что такое МАТРИАРХАТ?
(от лат. mater – мать и греч. ἀρχή – начало, власть) – термин, обычно применяемый для обозначения эпохи материнского рода, основного этапа в истории первобытного общества времени его расцвета. В этом значении М. характеризуется большой ролью женщины в хозяйстве и ее равноправным с мужчиной положением в обществе. Кроме того, этим же термином обозначается специфическая и неуниверсальная форма разложения первобытнообщинного строя, при к-ром женщины приобретают господств. положение в обществе и материнский счет родства сменяется отцовским уже после образования раннеклассового государства. В последнее десятилетие мн. сов. ученые (М. Г. Левин, А. Л. Монгайт, А. И. Першиц) предлагают не употреблять термин "М." для обозначения всемирно-историч. эпохи материнского рода, сохранив за ним лишь его второе, буквальное значение. Напротив, нек-рые другие специалисты (М. О. Косвен) продолжают применять термин "М." в обоих значениях, ограничиваясь его разделением на ранний и развитый. Термин "М." вошел в литературу в 80-х гг. 19 в. Для обозначения того же понятия употреблялись и отчасти до сих пор употребляются такие термины, как "матернитет", "материнское право", "гинекократия". Древнейшие сообщения о матриархальных порядках содержатся в античной литературе (Геродот, Гераклид Понтийский, Страбон, Николай Дамасский, Диодор Сицилийский, Плиний, Тацит). Первым и наиболее известным из них является свидетельство Геродота о ликийцах (5 в. до н.э.), у к-рых счет родства велся по материнской линии и девушки сами выбирали себе мужей. Отражением матриархальных порядков являются бытующие в античной литературе рассказы о женщинах-воительницах – амазонках (см. М. О. Косвен, Амазонки. История легенды, "Сов. этнография", 1947, No 2, 3). В ср. века господствующей являлась патриархальная теория (см. Патриархат). В то же время продолжалось накопление данных о матриархальных порядках у народов различных частей света. С 17 в. появляются первые сообщения о матриархальных порядках у народов Сев. Америки. Англ. философ Гоббс впервые обосновал неизбежность власти матери над детьми отсутствием в природном, т.е. первобытном, состоянии человечества брачных законов и неизвестностью отца (см. "Левиафан", М., 1936, гл. 20). К сер. 19 в. этнография накопила обширный материал о материнско-родовых порядках у различных народов земного шара. Но этот материал почти не был систематизирован и теоретически осмыслен (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 22, с. 215). С 1861, когда вышло в свет "Материнское право" И. Бахофена (J. Bachofen, Das Mutterrecht), началось создание теории матриархата как всемирно-историч. стадии. Ближайшим преемником Бахофена стал Дж. Ф. Мак-Леннан. Как и Бахофен, он считал, что в истории семьи материнское право предшествует отцовскому. В 1877 вышла книга Л. Моргана "Древнее общество" (L. Н. Morgan, Ancient society, рус. пер. – 1900, нов. изд., 1935). В ней Морган впервые связал матрилинейную филиацию с родовой организацией, тогда как его предшественник Бахофен обошел вопрос о роде. Морган доказал, что материнский род универсален и что он предшествует отцовскому роду. Однако лишь Энгельс создал стройное учение о материнском роде как обязательном и основном этапе в истории первобытного общества. Учение Энгельса о материнском роде и его универсальности стало одним из краеугольных камней учения марксизма о единстве историч. процесса. Именно поэтому с конца 19 в. реакционная бурж. наука ведет яростную борьбу против теории об эпохе материнского рода как обязательном этапе развития человеч. общества. Археологически эпоха материнского рода имеет большую протяженность, охватывая время от позднего палеолита до развитого неолита. Осн. занятиями человека в эту эпоху были охота, собирательство, рыболовство, а в более позднее время примитивное мотыжное земледелие. Основой производств. отношений являлись коллективный труд и обществ. собственность на орудия и средства производства. Производств. отношения в этот период выступали в форме кровно-родств. отношений сородичей. Осн. обществ. единицей была материнская родовая община, в позднейшее время делившаяся на несколько больших материнских домохозяйств. Развитой племенной организации не было. Она появилась лишь в конце эпохи материнского рода. Существовала дуальная экзогамия, т.е. постоянная связь двух брачащихся родов. Брак был сначала групповым, позднее он сменяется парным браком с сильными пережитками группового. Поселение супругов было сначала дислокальным, а в более позднее время матрилокальным. Для религии человека этой эпохи характерны анимизм, тотемизм и магия. Наивысшее специфич. выражение она нашла в культе женских духов-покровителей. При особо благоприятных условиях (развитое мотыжное земледелие) материнский род перерастает в собственно М., характеризующийся господством женщин в обществе и являющийся наряду с отцовским родом и первобытной безродовой соседской общиной одной из форм разложения первобытнообщинного строя. Известны случаи сохранения собственно М.и в раннеклассовых государствах (Ашанти, Дагомея, Древний Египет).
В 19–20 вв. на земном шаре не сохранилось обществ, к-рые могли бы считаться классическими для эпохи материнского рода. Наиболее близок к классич. типу род ирокезов, реконструированный в 19 в. по пережиткам Л. Морганом. До последнего времени материнский род сохранялся у индейцев хопи юго-запада США, сери Мексики и локоно (область тропич. лесов Южной Америки).
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Τолстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948, с. 329; Косвен М. О., М. История проблемы, М.–Л., 1948; его же, О периодизации первобытной истории, "Сов. этнография", 1952, No 3; Монгайт А. Л., Першиц А. И., Нек-рые вопросы первобытной истории в сов. литературе послевоенных лет, "Вопр. истории", 1955, No 1, с. 137; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957, с. 124–25; Семенов Ю. И., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "Вопр. философии", 1959, No 7, с. 146–47; Першиц А. И., Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, в сб.: Тр. ин-та этногр. АН СССР, т. 54, 1960, особ. с. 166; Вriffault R., The mothers. The matriarchal theory of social origins, N. Y., 1931; Lion J., Quelques observations sur les problèmes du Patriarcat et du Matriarcat, "Rev. Psychol. Peuples", 1962, No 4.
Л. Файнберг. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
dic.academic.ru
что это? Человек и общество. Матриархат в первобытном обществе
Вне зависимости от отношения ученых того или иного времени к разделению всего исторического процесса, в целом мало кто сомневается сегодня в том, что исходным этапом становления общества являлся первобытнообщинный строй. Этот период охватывал достаточно обширный временной промежуток. Начался он с самого появления людей на Земле и продолжился до формирования первых государственных структур и классовых групп.
Человек и общество
Любой социум являет собой в определенной степени целостный организм. Эта система отличается тем либо иным уровнем урегулированности, организованности и упорядоченности взаимодействий внутри нее. Это говорит о том, что любая форма общественного устройства предполагает наличие определенной управленческой структуры (социальной власти). Кроме того, характерным является процесс регулирования поведения людей посредством определенных правил и норм. Первобытнообщинное общество существовало больше миллиона лет. Это был самый продолжительный исторический этап.
Социум и управление
С того момента, как возникает общество, сразу же появляется необходимость в установлении управления. Во время первобытного строя у каждого члена социума были свои собственные интересы, без согласования с которыми общество существовать не могло. Это обусловлено тем, что именно они выступали решающим личностным регулятором. Человек и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Обеспечение нормальной жизнедеятельности, а также прогрессивного развития социальных взаимосвязей необходимо объединить с личными интересами. В этом случае социум будет стремиться к достижению общего блага. Однако следует отметить, что соединение возможно при сочетании индивидуальной и социальной выгоды. Такая комбинация достигается преимущественно благодаря присутствию в социуме правил поведения и власти, проводящей в жизнь и обеспечивающей эти нормы. В зависимости от того, кому принадлежит лидирующая роль в управлении, образуются патриархат, матриархат и равноправие. Во втором случае власть сконцентрирована в руках женщин. Одним из характерных признаков самого раннего строя являлся именно матриархат. Что это за система? Разберем далее.
Определение
Итак, матриархат – что это такое? Само понятие имеет греческие корни. Дословно переводится как "господство матери". Другое название этой власти – гинекократия. Как уже было сказано, история матриархата уходит в далекое прошлое. Это понятие применяют при определении типа правительства, которое было сформировано исключительно из женщин либо в котором доминирующая роль принадлежала именно им. Как вообще появился этот термин – "матриархат"? Что это господство дало женщинам?
Появление гипотезы
Предположение о существовании гинекократии связано с такими исследователями, как Морган, Бахофен, Лафито. В советской археологии, истории, антропологии, этнографии идея о существовании матриархата совершенно не ставилась под сомнение в течение весьма продолжительного времени. Но проведенные впоследствии исследования подтвердили гипотезу о матрицентрированном социуме на самых ранних стадиях земледельческой эры. Большинство специалистов сходится во мнении, затрагивая понятие "матриархат", что это та структура, в рамках которой женщины не просто достигли власти. Их господство, социальное признание стали превосходить авторитет и полномочия мужчин. Некоторые авторы в своих трудах, между тем, опровергают факт существования хотя бы одного социума, в котором было бы явным господство женщин в течение продолжительного периода. В то время как другие находят подтверждение о том, что и сейчас имеет место "современный матриархат". Каковы же причины появления этой социальной системы?
Как возник матриархат?
Что это за структура, мы выяснили. Теперь следует понять, какие факторы способствовали возникновению данной системы. Некоторые исследователи, в том числе и противники гипотезы о существовании такого этапа в становлении социума, признают все же, что некоторое усиление статуса женщины в реальности отмечалось нередко на начальных этапах формирования культуры земледелия. Как считает ряд авторов, "огородническое", мотыжное возделывание почвы пошло от собирательства. А этот вид деятельности, в свою очередь, считался типично женским занятием. Со временем повысилось значение земледелия. А вместе с этим усилилась роль женщины в социуме. Впоследствии пахотное возделывание почвы пришло на смену мотыжному. Вместе с этим снизилась и роль женщины. Матриархат в первобытном обществе мог существовать в разных видах. Однако вне зависимости от этого структура имела свои особенности. Именно они позволяли отличать ее от прочих.
Признаки системы
Существует несколько особенностей, при наличии которых можно говорить о матриархальном обществе: матрилинейность и матрилокальность. Немаловажное значение имеет и такой признак, как авункулизм. Это такая семейная система, при которой роль главы принадлежит дяде по материнской линии. В некоторых случаях как особенность социума, в котором доминирует женщина, выступает полиандрия, гостевой или групповой брак. Матриархат в семье проявляется и таким неоспоримым признаком, как материнское право. Оно явно действует при разводе. В этом случае дети остаются с матерью или в ее семье. Кроме того, порядок распределения и наследования собственности передается также по женской линии. Это основные особенности, которые отличают матриархат и патриархат.
При этом нельзя сказать, что мужчины не имеют привилегий и прав. Они могут проживать со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Единоутробные сестры и братья при этом будут считаться родственниками. В целом можно сказать, что семья формируется не вокруг отца, а около матери. Но при всем своем различии матриархат и патриархат имеют много общего. Например, мужчины, вне зависимости от условий проживания, выполняют одни и те же задачи. В частности, в их функции входит обеспечение защиты, решение сложных вопросов, воспитание детей.
Матрилокальная структура
Общество в данном случае насчитывало порядка двухсот-трёхсот человек. Все они были близкими родственниками по женской линии. Внутри такой родовой группы существует множество мелких структур. Состоят они, как правило, традиционно из матери, ее детей, внуков. Из них, собственно, складывается род, коллективно владеющий общинной землей. Во главе всей этой структуры стоит самая старшая женщина, а в некоторых случаях – ее кровный единоутробный брат. Земля считается коллективной собственностью. Остальное имущество принадлежит женщинам. Оно передается по наследству дочерям от матери. Как правило, внутри своего рода браки запрещены – во избежание кровосмешения. В связи с этим такая структура состояла в близких отношениях с другой группой. Между ними происходил обмен невестами и женихами.
Разделение по полам
Этот вариант существования социума предполагал формирование двух групп внутри одного рода. В одной проживали исключительно мужчины, а в другой, соответственно, женщины. В каждой подсистеме был свой собственный лидер. Для обеих групп была характерна автономность. Следует сказать, что в тех матриархальных системах, в которых формирование религиозной картины находилось под влиянием язычества, преобладали женские божества, во главе которых была великая Богиня-мать. В качестве примера можно привести шактизм - одно из ранних направлений индуизма – культ Астарты, богини древней Месопотамии. С течением времени на смену матриархату пришел патриархат. В связи с этим женский пантеон божеств был заменен мужским. Богини стали утрачивать свое культовое и религиозное значение, превращаясь во второстепенных персонажей древней религиозной мифологии. В итоге трон Богини-матери переходит к Богу-отцу. Нужно отметить, что матриархальный уклад общества встречался в разное время повсеместно практически во всех частях света, у разных народностей, населявших Африку, Азию, Европу, Америку (как Южную, так и Северную).
Древние источники
Древнегреческие мифы о существовании амазонок можно отнести к наиболее ранним сведениям о матриархальных обществах. В течение длительного периода считалось, что эти сказания – выдумка античных авторов. Но недавно факт существования обществ воинственных женщин, проживавших без мужей и воспитывавших своих дочерей в воинском духе, был все-таки доказан.
Археологами были обнаружены курганные захоронения. В могилы знатных женщин были уложены мечи, стрелы, луки, драгоценное оружие. Это прямо указывало на то, что занимались они военным ремеслом. В Воронежской области в 1998-м году было найдено шесть таких могил. В них были погребены женщины в возрасте от 20 до 25 лет (следует сказать, что в среднем продолжительность жизни в то время была не более сорока лет). Все найденные амазонки имели средний рост и современное телосложение. В могилах, кроме оружия, были обнаружены детали веретена, драгоценные серьги, гребень из кости с изображением гепарда. Почти в каждой могиле было серебряное либо бронзовое зеркало. Судя по тому, как были деформированы их бедренные кости, можно сделать вывод о том, что женщины много ездили на лошадях.
Во многих могилах обнаружены и мужские останки. Проведенный анализ имевшегося генетического материала позволил установить пол кочевников, которые были обнаружены в приволжских курганах. Во время одних раскопок было обнаружено более ста наконечников от стрел именно в женском захоронении. По многим признакам исследователи сделали вывод о том, что здесь была похоронена очень знатная женщина. Все это говорит о том, что девушки-воины шли рядом с мужчинами в бой, а в некоторых случаях, может, и сами были полководцами или царицами, исполняя роль главнокомандующих.
Сильные матриархальные обычаи присутствовали в структуре управления массагетских народностей. Достаточно убедительным доказательством значительности роли женщины в жизни племен считается эпическая каракалпакская поэма "Сорок девушек" ("Кырк кыз"). В ней рассказывается о многочисленных подвигах девушек-воительниц. Следует сказать, что мотив женщины-богатыря прослеживается в эпосе многих народностей. Однако сюжет о дружине воительниц присутствует в Средней Азии исключительно у каракалпаков. Необходимо обратить внимание на то, что черты женщины-воина прослеживаются не только в поэмах и сказаниях, но и в обрядовых костюмах невесты. Каракалпаки до самого начала 20-го столетия сохраняли обряды и традиции, восходившие к древнему пласту их развития, который многие исследователи как раз связывают с матриархатом.
Исследования
Гита Готнер-Абендорт в своих трудах определяет понятие матриархата достаточно широко. Одну из своих книг автор представила как "исследование социумов, сформированных за пределами принципов патриархата". Другими словами, Готнер-Абендорт определяет матриархальную систему как общество, в котором доминирование мужчины по половому признаку сведено к минимуму либо вовсе отсутствует. Данные выводы подтверждают раскопки археологов на острове Суматра и результаты исследований жизни племени минангкабау, которое сохранило традиции и культ материнского родового строя. Следует сказать, что в данном случае внутри системы управления племени доминирующая роль принадлежала исключительно женщине. Мужчины же фактически не имели прав и считались "пришлыми". Несколько иная ситуация складывалась в племени мосо, проживающем на территории провинции Сычуань. В племени сохранилась традиционная матриархальная система. Несмотря на главенствующую роль женщины, мужчины выполняют не менее важные задачи: они молятся о благополучии, отвечают за ритуалы. А их голос при принятии важных решений и обсуждении племенных вопросов далеко не последний.
Власть женщин сегодня
Матриархат в современном мире сохранился только в некоторых областях Юго-Восточной и Южной Азии, Тибета, Африки. При этом надо сказать, что даже в этих структурах доминирование женщин считается сегодня относительным. По такой системе, например, проживает народ ранатхари, населяющий Непал и Индию, гаро, кхаси, минангкбау и прочие. В этих племенах вместе с высоким статусом женщины имеет место и полиандрия (многомужество). Определенные черты истинного матриархата сохранились и у туарегов. Здесь наблюдается матрилокальность и матрилинейность. Кроме того, женщины наделены высоким правом принимать участие в решении социальных племенных вопросов. У туарегов по сегодняшний день имеет место и явное различие мужского и женского письма.
Заключение
Считается, что матриархат представляет собой отражение достаточно низкого уровня развития общества. В противовес представляется социум, где доминирующая роль принадлежит мужчине. Существует мнение, что патриархат – более прогрессивный тип развития социальной структуры. Однако при этом многие современные системы, где доминируют мужчины, продолжают пребывать в состоянии дикости и неинформированности. Они бесконечно отдалены от достижений современного мира, цивилизации. Эти народности до сих пор проживают в шалашах и пещерах. Поэтому говорить о том, что социум перешел от матриархата к человечности, не совсем верно и корректно. Главенство мужчины в социальной структуре совершенно не говорит о том, что система обладает способностями развиваться в культурном, техническом или научном плане. Вместе с этим, нельзя не сказать и о роли женщины в сфере государственного управления. Например, показательным можно считать монархию в России. Как известно, власть передавалась по наследству, и достаточно часто царствование переходило к женщинам. В эти периоды, по мнению многих исследователей, явно проявлялся матриархат в России. Хотя, несомненно, многие мужчины-правители заслуживают глубокого уважения.