Реконструкция первобытных людей.  Реконструкция, попытка познать жизнь древнего человека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

О реконструкциях древних людей. Реконструкция первобытных людей


Реконструкция облика древних людей. - Журнал Олега Шавыркина.

На самом деле предыдущий пост вовсе не проплачен недоброжелателями братьев Кеннис. Да, на мой взгляд, их слишком привлекают крайние формы и девиации, но при этом Адри и Альфонс делают весьма (порой чересчур) харизматичные и обаятельные реконструкции, и второй пост посвящен им.

Самка австралопитека афарского Australopithecus afarensis:

Сообразительный зверь гоминид, живший на Африканском континенте около 4 миллионов лет назад. "Человечный" немногим в большей степени, чем таковым является шимпанзе, с почти таким же объемом мозга. Главное отличие заключалось в экологии - по земле этот примат передвигался на двух ногах, достигая в таком состоянии роста полутора метров. Каких-то специфических орудий афарского австралопитека не найдено, но эти существа несомненно использовали для разных действий предметы окружающего мира - те же шимпанзе их вовсю используют и даже изготавливают, а у афарского австралопитека руки были более свободны.

Австралопитек седиба:

Другой вид австралопитека, живший 1,78 млн лет назад - нас от него отделяет меньше времени, чем его от вида с предыдущей картинки. Это тоже еще не человек, и вовсе не обязательно наш предок - а если предок, то не единственный: вопреки расхожим представлениям, межвидовое скрещивание часто бывает вполне возможно. Так, волки, шакалы, койоты свободно (преграды только поведенческие) скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство - поэтому вопрос, от кого именно произошла собака, от волка или от шакала, в известной степени бессмыслен - она свободно скрещивается и периодически скрещивалась всю свою историю с ними со всеми. Судя по всему, подобным образом дело обстояло с африканскими человекоподобными гоминидами, а позже - с разными видами людей. Реконструкция несколько непривычна - он без волос на теле. Обычно даже древних людей, не то что австралопитеков стереотипно рисуют в той или иной степени мохнатыми. На самом деле неизвестно, на каком этапе своей эволюции человек потерял шерсть на теле. Вполне возможно - тогда же, когда встал на две ноги. Поза его - по утверждению авторов, так зачастую стоят люди-представители примитивных культур, где принято ходить голыми: карманов-то нет, руки сунуть некуда.

Люди. Турканский мальчик:

Реконструкция на основе наиболее полного скелета человека работающего Homo ergaster, найденного в 1984 году экспедицией Ричарда Лики в Кении на западном берегу озера Туркана. Это подросток (оценки точного возраста разнятся, потому что мы не знаем, с какой скоростью рос и взрослел этот древний вид людей; наиболее точная оценка по износу зубов составляет 9-12 лет), живший 1,5 миллиона лет назад. Он был представителем еще примитивных, но уже людей - судя по строению их мозга, они уже обладали отдельным развитым речевым центром (у современных обезьян, обученных языку глухонемых, роль речевого центра берут на себя зоны мозга, ответственные за мимику и жестикуляцию) и острым зрением охотника. Вряд ли они могли охотиться на крупную дичь, но им должно было хватать и мелкой - во всяком случае, их челюстям не приходилось пережевывать столько грубой растительности, сколько австралропитекам и питекантропам. Какой образ жизни они могли вести, как воспринимали мир? Возможно, отчасти как наиболее примитивные современные культуры.

Женщина - человек флоресский Homo floresiensis:

Почему я вообще говорю о какой-то харизме, если речь идет о научных реконструкциях? Разве среди людей во все времена было мало неопрятных, скучных, уродливых? Разве люди с начала времен не болели, не калечились? Чем недостоверны бомжеподобные реконструкции, если действительно существуют бомжи, при чем тут обаяние? Дело в том, что вот эти скульптуры - это в первую очередь популяризация науки. О запавшем в душу персонаже хочется думать, фантазировать, представить в его естественной обстановке, в разных ситуациях, додумать его историю... а для этого - узнать о нем, его культуре и времени больше. "Стереотипный троглодит" же заставит обывателя лишь узнавающе кивнуть и пройти мимо, несимпатичный уродец - удовлетворенно сравнить с ним себя в свою пользу, а в следующую минуту забыть, "и так всё ясно".

Человек из Джебель-Ирхуд:

Стоянка Джебель-Ирхуд на территории Марокко - местонахождение одних из древнейших известных останков человека разумного. Возраст останков около 160 тысяч лет. Этот человек такой же, как и мы с вами, его (если заняться этим с детства) можно было бы научить всему тому, что знаем и умеем мы. Какой он расы? - своей собственной, нынешние расы произошли от нее. Возможно, в его речи помимо обычных слогов звучали раскатистые прищелкивания языком, причем на вдохе - это наиболее древние из известных утраченные во всех, кроме наиболее архаичных, языках звуки.

Кроманьонец из Пршедмости:

Не надо ставить знак равенства между словами "кроманьонец" и "европеоид". Да, кроманьонцы - предки (одни из) современных европеоидов, но являли собой отдельную, ныне исчезнувшую расу людей, со своими особенностями и своеобразной внешностью, в которой присутствовали и негроидные, и монголоидные, и только им одним (вроде квадратных глазниц) присущие признаки. Этот человек жил 24 000 - 27 000 лет назад на территории нынешней Чехии и вполне соответствовал стереотипам о кроманьонцах - был около 180 см ростом и действительно охотился преимущественно на мамонтов - их кости составляют подавляющее большинство среди разбросанных вокруг стоянки останков животных. Жили он и его сородичи в своеобразных ярангах, каркас которых строился из всё тех же мамонтовых костей, а в охоте им помогали собаки, которых почему-то обычно в сцене охоты на мамонта не рисуют.

abakan96.livejournal.com

Реконструкция, попытка познать жизнь древнего человека

Сегодня у нас немного специфичная тема, посвящённая реконструкции жизни и быта древнего человека. Здесь мы попытаемся рассмотреть основные моменты, рассказать вам о интересных исследованиях и направлениях.

               Изображение №1

Древние захоронения

Биоархеология

К сожалению, жизнь и быт древних людей в большей сложности учёные вынуждены изучать исследовать захоронения. Здесь благодаря ритуальным предметам в могиле можно сделать выводы, когда человек научился обрабатывать металлы, камень, делать украшения, какие были предметы труда и вооружения. Останки древнего человека встречаются редко, их изучают антропологи. Они изучают скелет человека, состав костной ткани и зубы.

  • Изучая кости древнего человека, можно узнать испытывал ли он голод, и если да то когда и как долго.
  • Благодаря изучению химического состава костной ткани учёные определяют, чем древний человек питался: мясом или растениями.
  • Благодаря особенностям гипертрофии костной ткани можно узнать, чем занимался древний человек, каким ремеслом.
  • Изучая останки, учёные всё больше замечают хирургические вмешательства древних, среди находок есть даже люди пережившие трепанацию черепа в мезолите и палеолите. Это вводит в замешательство учёных, и подтверждает то, что мы практически ничего не знаем о древних людях.​

                                                              Изображение№2.Реконструкция древней женщины матери

Как выглядели древние люди

Древние захоронения

Мало осталось сведений о древних цивилизациях, о кочевых военных союзах. Большую часть информации учёные получают, изучая курганы и грунтовые могильники. Они аккуратно слой за слоем по детально исследуют эти древние могилы, записывая и зарисовывая каждую вещь, каждый камушек.

Если обычный человек будет читать их записи, он мало чего поймёт и может запутаться, другое дело работы графических реконструкторов. Благодаря им можно увидеть таинство древнего погребения (см. изображение №1).

Какими были древние собаки

Какими были древние люди

Интересная реконструкция древней женщины матери была представлена на Фейсбуке в группе "Новости археологии, антропологии, истории". Художник-реконструктор за основу  женских изображений взял керамические антропоморфные фигурки-идолы праматери. Что получилось, вы видите на изображение №2. Сразу вспоминаются представительницы современных племён Африки и островных государств с первобытными условиями жизни.

Конечно данная реконструкция спорная. Считается, что выпуклые части тела древних статуэток сделаны специально, чтобы подчеркнуть плодовитость праматери всего человечества.

<<< предыдущий материал                                                следующий материал >>> 

                                               страница раздела >>>

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта   

donovedenie.ru

О реконструкциях древних людей

неандертальцы

Одна из лучших реконструкций неандертальца из Миланского музея натуральной истории. После герасимовских, разумеется, но те по-академически нейтральны и не будоражат воображение.

неандертальцы

Чаще древних людей реконструируют в виде каких-то бомжей, чтобы были "подичее", особенно этим грешат братья Кеннисы - именно их пропитые творения чаще всего вылазят в поисковиках по слову "неандерталец", ну знаете, эта одутловатая баба с больной кожей и криво улыбающийся мужик с заплывшими глазками, опирающийся на палку, наверняка все видели:

неандертальцы

Возможно, так выглядели бы аутентичные неандертальцы сегодня - представители малой народности, познакомившиеся с водкой и чуждыми болезнями, живущие на пособия, не нашедшие себе места в изменившемся мире... Если же вы посмотрите на фотографии сохранившихся до наших времен или недавнего прошлого представителей примитивных культур, не сильно испорченных цивилизацией - наиболее "диких" людей эпохи фото - то увидите, что все они так или иначе следят за собой, хоть их представления об эстетике и отличаются от наших (особняком стоят "испорченные дикари" вроде фотомоделей для туристов из племени мурси). Старики их бывают довольно колоритны в плане лиц - да что уж там, скажем прямо, те еще рожи встречаются - но все же не производят впечатления бомжей, они другие. Просто потому что опустившиеся и, увы, больные в примитивной культуре долго не живут.

неандертальцы

"А чем же так чисто выбрил себе голову сей неандерталец?" - ехидно спрашивают англоязычные комментаторы на одном из сайтов. Отвечаем западным варварам: осколочком кремня или обсидиана это можно сделать не хуже, чем современным лезвием. и в доказательство приведем свидетельство знаменитого путешественника Миклухо-Маклая от 20 сентября 1871 года: "Около меня собралось человек восемь папуасов... самый резкий контраст с типом моего первого знакомца представлял человек роста выше среднего, худощавый, с крючковатым выдающимся носом, очень узким, сдавленным с боков лбом; борода и усы были у него выбриты, на голове возвышалась целая шапка красно-бурых волос, из-под которой сзади спускались на шею окрученные пряди волос, совершенно похожие на трубкообразные локоны жителей Новой Ирландии. Локоны эти висели за ушами и спускались до плеч. В волосах торчали два бамбуковых гребня, на одном из которых, воткнутом на затылке, красовались несколько черных и белых перьев казуара и какаду в виде веера. В ушах были продеты большие черепаховые серьги, а в носовой перегородке – бамбуковая палочка толщиною в очень толстый карандаш с нарезанным на ней узором. На шее, кроме ожерелья из зубов собак и других животных, раковин и т. п., висела небольшая сумочка, на левом же плече висел другой мешок, спускавшийся до пояса и наполненный разного рода вещами" - вот такой повседневный прикид, и уж он точно туристам не позировал.

неандертальцы

Так же новые друзья Николая Николаевича использовали и подаренные им осколки стекла: (28.10.1871) "Я снова взглянул на туземца. Улыбаясь, он показывал на осколки стекла и на свою верхнюю губу. Тут я заметил, что он выбрил усы и часть бороды. Это так изменило лицо моего старого знакомого, что я его сперва не узнал. Губы и подбородок были отлично выбриты; он так искусно совершил эту операцию, что нигде не было ни царапины".

неандертальцы

Брились ли неандертальцы на самом деле - никто не знает. Скажем так - они в принципе могли это делать, им было чем. А наносили ли они на лицо раскраску? Тоже доподлинно неизвестно, но в культурном слое, относящемся к неандертальцам, в провинции Мурсия на юге Испании, помимо прочего, были обнаружены раковины, содержащие следы краски - желтый пигмент и красную пудру, смешанную с крупинками блестящего черного минерала - и палочки для нанесения этих веществ. Так что что-то неандертальцы определенно красили, может быть, и не рожу, но представление о такой эстетике имели. То же касается и перьев - для чего-то неандеры их определенно использовали, судя по тому, что из выдирали из трупиков птиц, не годящихся в пищу (это определили по следам обработки на птичьих останках), а стрел в то время еще не изобрели.

Так что такая реконструкция, пожалуй, все же достовернее, чем очередной портрет косматого дебила в рваном обрывке шкуры - как вымершую кошку достовернее реконструировать с шерстью произвольного (в пределах разумных экстраполяций) окраса, чем лысой или в свалявшихся грязных колтунах (а че, древняя же!), хотя мы доподлинно и не знаем, какого цвета и с каким узором была ее шерсть. Вряд ли этот доисторический парень выглядел именно так - как-то по-другому, но скорее в каком-то таком духе. Простор же для фантазии! Причем в рамках реальных данных. А какое бы кино получилось например, если серьезно подойти и вдохновить дизайнеров этнографией, а не комиксами...

Источник

Смотрите также: Планета земля — племена и народности

ribalych.ru

Эпоха праобщины

Праобщина (первобытное человеческое стадо). Историческая реконструкция первоначального человеческого общества представляет собой, пожалуй, самую сложную проблему первобытной истории. За отсутствием каких-либо прямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных.

Какими хронологическими границами датируется эпоха праобщины? Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Не вызывает никаких сомнений, что с возникновением целеполагающей трудовой деятельности было связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначального человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества - общинного строя.

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинный строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде, -все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени едино. Поэтому часто различают раннюю праобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. образной формой. Некоторые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неандертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.). Однако ни сколько-нибудь общепринятого мнения, ни сколько-нибудь установившейся терминологии в данном случае не существует.

Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая

группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20-30 взрослых членов. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

Жизнь праобщины скорее всего не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскопки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорят и многие пещерные стойбища раннепалеолитического времени, раскопанные в разных частях Евразии на протяжении последних 60 лет. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные навесы и пещеры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других - на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В  установлении такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты.

Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древнейших людей – собирательство или охота - была основой их жизни. Вероятно, соотношение их было неодинаково в разные исторические эпохи, в разные сезоны, в разных географических условиях. Однако несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов.

Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и т. д. Иногда среди костей животных, обнаруженных на ашельских стоянках, попадаются кости даже таких крупных животных, как слоны. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, кабанов, зубров, иногда убивали и хищников - пещерных медведей и львов, мясо которых также шло в пищу.

Развитие первобытного коллективизма. Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т. д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитные объединения.

Половые отношения в праобщине. Одной из основных линий борьбы биологических и социальных начал в праобщине были отношения по детопроизводству, или половые отношения. Здесь животные инстинкты должны были сказаться с особенной силой, а следовательно, и претерпеть сильнейшее давление со стороны развивавшегося общества.

Одни виды современных обезьян, такие, как шимпанзе и горилла, живут парными семьями, другие -так называемыми гаремными семьями, состоящими из десятка-другого особей во главе с крупным сильным самцом. Кроме вожака в гаремную семью входят молодые самцы , но обычно они не участвуют в размножении из-за невозможности выдержать соперничество с вожаком. Когда несколько семей объединяется в стадо, каждая из них сохраняет известную обособленность, не исключающую, однако, драк из-за самок.

Можно предполагать, что более или менее сходные порядки существовали и в стадах предков человека. Во всяком случае, и здесь гаремная или любая другая зоологическая семья была антагонистична стадному сообществу. Поэтому часть наших ученых считают, что праобщина как начальная форма общественной организации могла возникнуть лишь в результате растворения в ней зоологических семей и взаимной терпимости взрослых самцов, т. е. установления нерегламентированных, неупорядоченных половых отношений, или промискуитета.



biofile.ru


Смотрите также