Речь первобытного человека. Речь древнейших людей: как говорили два миллиона лет назад
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми. Речь первобытного человека


Речь древнейших людей

Сложно представить себе, что человечество прошло такой долгий этап формирования.

В результате исследований ученых из Бингемтонского университета стало известно, что гоминины — подсемейство, к которому относят человека разумного, — тоже умели разговаривать. Исследователи из Нью-Йорка представили доказательства речи древних людей, живших два миллиона лет назад.

Изначально исследование должно было раскрыть секрет устройства слухового аппарата, однако результаты поразили даже самих исследователей. Рольф Квам доказал, что гоминины могли произносить некоторые звуки. Конечно, никто не утверждает, что первые люди могли как-то общаться друг с другом, но употребление отдельных фонем между ними было одним из первых проявлений хоть какого-то общения. Узнав это, многие задумаются о том, что, если человек разумный мог как-то обмениваться эмоциями при помощи звуков, то современному человеку, живущему в XXI веке, грех не знать как минимум несколько иностранных языков, пусть даже на начальном уровне.

Так вот, первые человекоподобные могли произносить [ф], [с], [к], [т]. При этом вместо данных звуков могли быть использованы шумы и шипящие звуки. Эти выводы ученые сделали в результате изучения слухового аппарата, изъяв ископаемые предков человека и сравнив их с шимпанзе и современным человеком. В результате исследований ученые также выяснили, что слуховой аппарат гомининов имел сходства с приматами, однако обладал и рядом особенностей. При этом гоминины полностью отделились от шимпанзе.

Компьютерные тесты показали, что восприятие звуков происходило в диапазоне частоты 1,5 кГц и 3,5 кГц. Такой диапазон указывает на то, что первые люди только учились общаться и проявляли интерес именно к общению друг с другом. Их звуки можно было услышать на расстоянии 23 метров. В отличие от шимпанзе, которые общались в рамках широких диапазонов, характерных для джунглей, гоминины должны были жить там, где можно было общаться тихо. Возможно, они существовали в африканской саванне. Интересно, что современный человек улавливает звуки частотой до 6 кГц.

Речь древнейших людей

Если мы перенесемся на 15 000 лет назад, то поймем, что древние люди общались на одном пра-языке. Такие слова, как «мама» и «человек», были очень похожи у предков жителей Европы и Азии. Восстановив древние слова и выяснив однокоренные слова, ученые могут сделать выводы о том, как происходила миграция древних людей, как изменялся язык на протяжении многих лет, и установить, когда именно из него появился новый самостоятельный язык.

Однако, несмотря на все предположения, многие все-таки придерживаются свидетельств, что в Анатолии около 9 000 лет назад был единый язык, который является основой для большинства азиатских языков. Марк Пэйджел — профессор биомедицинской инженерии университета Рединга и специалист по эволюционной биологии — в своей теории предполагает, что языки развиваются в соответствии с общим сценарием эволюции. Одними из первых слов были «рука», «нога», «огонь», «да» и подобные, отражающие жизнь и быт древних людей.

Хотите отличаться от древнего человека? Изучайте иностранные языки, ведь каждый новый язык становится освоить все проще.

lingvister.ru

Как возникла человеческая речь

Речь

Греки называют человека Zoon phonanta («говорящее животное»). Отличие человека от животного состоит в способности строить систему звуковых сигналов, представляющих не только его чувства и мысли о внешнем мире, но и сам этот внешний мир. Можно, конечно, возразить, что некоторые птицы способны «говорить», и подчас, например майны, даже довольно хорошо. Шимпанзе можно обучить ряду слов и простейших лингвистических конструкций. Но лишь человеку присуща способность создавать цельные языковые системы, а не просто копировать их отдельные части или воспроизводить словосочетания. Заговорив, животное назвало себя человеком.

Мы все имеем довольно смутное и совершенно неверное представление о примитивнейшем человеке, издававшем, подобно Тарзану, ворчание вперемешку с воплями под аккомпанемент гулких ударов по собственной груди. Однако человеческая речь почти наверняка возникла иначе. Она началась с монотонного бормотания, и, вероятно, в темноте! Темнота всегда вызывает страх, особенно в одиночестве, поэтому человек уже на самом раннем этапе своего развития научился поддерживать чувство общности, вселяющее спокойствие, убежденность, что он не один во мраке пещеры, когда солнце уже зашло, а луна не появилась. Речь, несомненно, появилась раньше, чем умение пользоваться огнем. До сих пор мы пользуемся ею не только для того, чтобы выразить какую-то мысль или чувства, но и просто для того, чтобы устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми.

Антрополог Малиновский называл эту разновидность социальной речи фатической связью. Термин «фатический» восходит к греческому слову «phatos», что означает «произнесенный». Цель речевого процесса состоит, прежде всего, в общении. Этот процесс должен быть не столько значимым, сколько непрерывным. Самое неприятное в застольной беседе — это затянувшееся молчание: оно, как правило, указывает на утрату контакта между собеседниками. Нередко пауза прерывается сразу, несколькими голосами: «извините», «позвольте», «только после Вас», — причем смысл слов далеко не так важен, как сам факт того, что кто-то что-то сказал. Все вздыхают с облегчением, особенно хозяйка.

Нам не дано узнать, каким был язык, например, человека каменного века, но, кое-что о менее древнем языке, называемом индоевропейским или арийским, нам известно, поскольку его структура и частично лексика в существенно видоизмененной форме сохранились в дочерних языках, т. е. в большинстве европейских. Судя по всему, это был сложный язык с богатой грамматикой, совсем непохожий на малайский или китайский, и, углубляясь в процессе изучения языков все дальше в историю, мы, как представляется, обнаруживаем все большую степень сложности.

Упрощение языка является, по существу, частью его модернизации. Современный английский язык в грамматическом отношении значительно проще своего предка — англосаксонского, а итальянский и испанский языки проще своего общего материнского языка — латинского. Ошибочно полагать, что ваши далекие предки «по кирпичикам» возводили все более сложную языковую структуру. Примитивное бормотание ассоциировалось с определенным чувством или мыслью, но лишь гораздо позднее, по-видимому после распада Римской империи, специалисты, которых мы теперь называем языковедами, начали анализировать составные элементы этого бормотания и ввели такие термины, как «существительное», «глагол», «прилагательное» и «наречие».

Один из самых авторитетных специалистов по теории лингвистики послевоенного периода, Н. Хомский, выдвинул предположение о том, что мозг человека снабжен специальным аппаратом, позволяющим ему освоить любой язык. Все мы без какого-либо осознанного усилия произносим те или иные слова впервые, выдумываем новые; мы обладаем, по-видимому, безграничной способностью порождения новых высказываний. Это — величайший дар человека, в основе которого лежит очень простая особенность его мозга — мыслить противопоставлениями.

Судите сами; цветовой спектр состоит из бесконечного множества оттенков, постепенно переходящих из одного в другой. Человек научился расчленять его на отдельные цвета. Больше того, он сумел использовать их в качестве сигналов противоположного значения. Вспомните огни светофора. Точно так же из речевого потока, на который способны вокальные органы человека, можно выделить отдельные звуки и противопоставить их друг другу. «Док » — это не то же самое, что «дог», поскольку «к» противопоставлен «г», хотя и отличаются они только по глухости и звонкости. Свойственная человеческому мозгу способность к построению структур позволяет нам говорить о фонемах (звуках речи) и морфемах (комбинациях фонем, передающих определенное значение) — мельчайших структурных компонентах, которые противоположны друг другу в различных функциях и, взятые воедино, образуют язык.

Больше всего нас интересует, почему каждое слово означает именно то, что оно означает. Когда первобытный человек хотел показать высокий предмет, он, вероятно, инстинктивно поднимал руку, и соответственно опуская ее, желая указать на что-то низкое. Другими словами, он пользовался способностью подражать, копировать. У нас нет доказательств того, что речь как физический процесс (ведь чтобы произнести звук, мы делаем определенное мышечное усилие) была попыткой имитировать предмет, действие или чувство, о которых шла речь. «Луна», «мун», «булан» — фонетическое оформление этих слов подразумевает нечто круглое и высокое (губы, округляются, кончик языка почти касается неба, которое в малайской языке называется langit что, значит «небосвод»), однако подобных слов-имитаций очень мало. Слово «собака» по звучанию абсолютно не напоминает собаку, а в слове «кошка» не обуславливается никакой ассоциаций с животным. Выражаясь научным стилем, языку не свойственен иконический символизм. Слова рождаются совершенно произвольно. Если вдруг будет решено переименовать кошку в собаку, возможно, нам потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к этой идее, но в ней не будет ничего противоестественного, противоречащего законам логики…

Не располагая никакими доказательствами, я представляю себе первобытного человека, который, глядя на луну, произносит нечто вроде гараваполаджия. Он не имеет в виду луну, а хочет сказать: «Вот я стою и смотрю на круглый предмет в небе, который все выше поднимается над горизонтом». Утром, наблюдая восход солнца, он мог бы произнести нечто вроде гарасополаджия. Пройдет, много времени, прежде чем человек соотнесет слово вапо с луной, а соло с солнцем и поймет, что в обоих случаях выражает небесное тело, способное, очевидно, всходить и заходить. Другими словами, аналитический подход к своей собственной речи, который мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся — без него мы не могли бы изучать иностранные языки — формировался, вероятно, на протяжении тысячелетий.

А что касается способности человека записывать свою речь в виде идеограмм или букв, то она появилась гораздо позднее. Буквенный алфавит — например, латинский, греческий, арабский — существует настолько недавно, что не успел даже распространиться на Китай и Японию.

Следует признать, что нам почти ничего не известно о происхождении человеческого языка, но мы понимаем, это был эволюционный скачок, приведший к появлению нового биологического вида — человека. Впервые появившись, язык представлял собой уже вполне сформировавшуюся систему. Он не проходил через этап постепенного усложнения. Формирование языкового образа внешнего мира (к которому относимся и мы сами) стало ключом к созданию мира внутреннего — науки и техники. Язык — это ценнейшее достояние. Нам стоит поразмыслить над его загадками, любить и лелеять это чудо. Правда, мы никогда, не сможем понять его до конца. Китайский, хинди, английский — да. Но сам язык — нет.

Автор: Энтони Берджес.

www.poznavayka.org

Происхождение человеческой речи

Кроманьонцы общаются друг с другом и рисуют наскальные рисунки

Кроманьонцы общаются друг с другом и рисуют наскальные рисунки

На днях я начал учить немецкий язык. В основном, для себя, но и с некоторым «прицелом на будущее». Что из этого выйдет, пока не знаю, но в процессе меня неожиданно заинтересовал один вопрос — почему все мировые языки, за редким исключением, так похожи друг на друга? На этот вопрос я постараюсь ответить в одной из следующих статей, а пока скажу только лишь, что, пытаясь дать ответ самому себе, я подумал, а не потому ли, что человеческие органы речи у всех народов одинаковы и способны производить одинаковые звуки? Значит, элемент похожести заложен сам по себе уже в одном этом факте. А если предположить, что существовал когда-то один праязык, то все становится на свои места. Сегодня я хочу поговорить именно о физиологической составляющей этого вопроса. Итак, происхождение человеческого языка — одна из наиболее сложных проблем в науке.

Как появился самый первый язык? Как вообще человек начал говорить? Благодаря чему, какому счастливому стечению обстоятельств и факторов? Естественно, этот вопрос озадачивал не одного меня и далеко не раз. Жаркие споры в среде ученых ведутся давно и стабильно. Однако, нехватка входных данных, несмотря на все наши великие достижения, затрудняет поиск однозначного ответа. Это отсутствие конкретных доказательств однажды даже привело к запрещению любых будущих споров о происхождении языков общения Парижским Лингвистическим Обществом. Несмотря на препятствия, антропологи, археологи и лингвисты продолжают изучать тему.

Главной причиной того, что в плане общения мы умеем гораздо больше, чем шимпанзе, например, является наша подъязычная кость и сложная мозговая деятельность. Подъязычная кость, в том виде и с теми функциями, которые она имеет у современного человека, была и у наших предшественников – Гейдельбергского человека и неандертальцев. Тем не менее, это вовсе не является доказательством того, что наши предки обладали навыками связной речи или сложным языком.

Бронзовая статуя Гейдельбергского человека, Смитсоновский музей, Вашингтон, США

Бронзовая статуя Гейдельбергского человека, Смитсоновский музей, Вашингтон, США

Как утверждают ученые, наличие, форма и расположение подъязычной кости в нужном месте служит основой связной речи у людей. При любом ином раскладе мы издавали бы лишь звуки, подобно шимпанзе.

Расположение подъязычной кости и гортани у современного человека

Расположение подъязычной кости и гортани у современного человека

В общем, анатомический инструмент, говоря компьютерным языком, аппаратное обеспечение для общения у нас есть. Но также важно иметь «программное обеспечение», то есть достаточно сложный мозг, дабы было о чем поговорить. Если предположить, что наши древние предки имели такой мозг, то они имели и возможность создать некий язык и применять его для общения. Косвенно это подтверждает творчество доисторических людей – наскальное искусство древнего мира, созданное около 300 000 — 700 000 лет назад.

Образцы древнейшего "искусства" - плюска и меандр. Бхимбетка, Индия (290000-700000 гг. до н. э.)

Образцы древнейшего «искусства» — плюска и меандр. Бхимбетка, Индия (290000-700000 гг. до н. э.)

Большинство исследователей придерживаются эволюционного пути развития языка. Однако, в пику эволюционистам существуют также две противоположные точки зрения. Их приверженцы уверены, что речь является либо божественным даром, либо даже сознательным изобретением древних людей. В основе обеих теорий лежит сложность человеческого языка.

Сотворение Адама (1511 г.), Микеланджело

Сотворение Адама (1511 г.), Микеланджело

Помимо времени возникновения, преемственности, исполнителя первого сказанного слова, перед исследователями стоит еще один очень важный вопрос — что именно говорили наши далекие предки?

Теории происхождения ранней голосовой речи

Существует шесть основных теорий, которые сформировались в период с конца 19 века по начало 20 и были призваны объяснить происхождение первых слов.

1. Предполагает, что первые слова были подражанием окружающим звукам, например, шипению, резкому шуму, всплеску. Тут есть один серьезный недостаток. Дело в том, что многие «звукоподражательные» слова различны в разных языках, причем, на природные звуки они похожи зачастую весьма отдаленно.

2. Гармония с природным окружением создают потребность в языке, а звук и смысл связаны органически через природу. Теория предполагает, что существует реальная связь между звуками, произносимыми человеком, и ощущениями, которые они передают. То есть, звук, призванный передать нечто светлое и приятное, и звучать должен соответственно. Хотя и существуют некоторые примеры «звукового символизма», все же исследования пока не подтвердили врожденную связь между звуком и его смыслом.

Охота древних индейцев на глиптодона - животное, предположительно вымершее благодаря появлению древнего человека в Южной Америке (Генрих Хардер, 1920 год)

Охота древних индейцев на глиптодона — животное, предположительно вымершее благодаря появлению древнего человека в Южной Америке (Генрих Хардер, 1920 год)

3. Древний язык берет свое начало с простейших междометий («ой!», «ох!», «ах!», «ха!» и т.п.). С этой теорией связаны сразу две нестыковки. Первая в том, что многие животные издают похожие звуки, но они не начали вместе с тем произносить другие слова. Другой вопрос в том, что в настоящее время в большинстве современных языков нет междометий.

4. Совсем кривая теория, как по мне. Основана на том, что слова образовывались из хрипов, стонов и других подобных звуков, которые издавались первыми людьми, занимавшимися тяжелым физическим трудом. Хотя эти звуки и могут как-то объяснить некоторую ритмичность некоторых языков, все же ими не объяснить происхождение большинства слов.

5. Идея состоит в том, что голосовой язык образовался благодаря сильным эмоциям, таким как любовь, игры, приятные воспоминания. Проблема в том, что теория не объясняет слова, которые являются менее эмоциональными.

6. Та-та теория — предполагает, что слова возникли из стремления имитировать жесты посредством использования языка и ротовой полости. Например, та-та (англ. ta-ta – до свидания) является попыткой звуковой имитации волнообразных движений ручкой при прощании. То есть, пока-пока, по-нашему. Очевидный недостаток этой теории в том, что многие жесты невозможно воспроизвести только ртом и языком.

Несмотря на свои серьезные недостатки, большинство из этих теорий по сей день служат в качестве отправной точки для исследований в области человеческой речи.

Разговор (1881 г.) Камиль Писсарро

Разговор (1881 г.) Камиль Писсарро

Один ранний язык или много?

И никак не могу обойти вниманием еще один вопрос по теме. Был ли изначально один язык или много? Глядя на сегодняшнее разнообразие языков, разбросанность наших древних предков по планете, изучая современные способы овладения языками и другие факторы, исследователи пришли к двум противоположным гипотезам: моногенез и полигенез.

Самой старой из них является первая – моногенез, то есть убежденность в том, что изначально существовал один праязык. Среди ее приверженцев очень много сторонников языка как божественного творения, дара. Отправным пунктом этой теории является гипотеза о происхождении человека от одной пары людей где-то в Африке и последующее распространение по Земле.

Теоретики полигенеза выступают против этого спорного на их взгляд «божественного» происхождения человека и языков, в частности. Их аргументы опираются на большое количество современных языков, их огромное разнообразие, а также разнообразие мест обитания наших древних предков.

Маршрут и время миграции согласно «африканской» теории происхождения человека

Маршрут и время миграции согласно «африканской» теории происхождения человека

Так как ученые до сих пор не представили конкретных доказательств места, времени и смысла первого сказанного слова, то никто не может быть полностью уверен в том, какая из этих теорий верна.

В заключение хотелось бы привести слова, которые, как мне кажется, наиболее глубоко передают всю суть проблемы. Как выразилась в 2007 году Кристин Кеннилли своей книге «Первое слово: в поисках истоков языка»:

Со всей своей мощью ранить и соблазнять, речь – это самое эфемерное из наших творений, чуть более ощутимое, чем воздух. Она исходит из тела в виде серии вдохов — выдохов и моментально рассеивается в атмосфере… Нет глаголов, сохранившихся в янтаре, не окаменели существительные, а доисторические вопли не застыли навечно, раскинув руки, в лаве, что застала их врасплох

www.brain-food.ru

Возникновение речи - Происхождение человека - Человек - Детям

Первобытные люди жили небольшими группами, охотились и работали вместе. Чтобы совместная охота была успешной, им необходимо было согласовывать свои действия, то есть каким-то образом общаться между собой. Многие животные, живущие стаями, обращаются друг к другу при помощи рычания, телодвижений и крика.

Однако в процессе эволюции у людей развилась особая система общения — язык, позволявший выражать мысли с помощью слов и предложений. Это был медленный, постепенный процесс, но при этом появление языка и речи означало огромный скачок в эволюции человеческого интеллекта.

Умение пользоваться речью отличает человека от животных. Разговаривая, люди сообщают друг другу свои мысли, чувства, просьбы. Без языка человеческое общество и цивилизация не могли бы существовать.

Как различные религии объясняли происхождение человека

Люди отличаются от животных: они обладают разумом, общаются с помощью речи и создают произведения искусства. В древности люди пытались объяснить отличие человека от всех других живых существ тем, что высшая божественная сила создала их особенными. Например, в Библии – священной книге иудеев и христиан – говорится, что бог создал человека по своему образу и подобию….

Человек прямоходящий

В течение многих тысяч лет предки древних людей передвигались так же, как и обезьяны, – на четырех конечностях Около двух с половиной миллионов лет назад небольшая группа человекоподобных существ научилась ходить выпрямившись, на двух ногах. Они образовали особый вид, который ученые по-латыни называют Homo erectus — «человек прямоходящий» Благодаря умению ходить на двух ногах у…

Кто такая Люси?

Люси – это имя, которое ученые дали австралопитеку, скелет которого был обнаружен при раскопках. Изучением останков первобытных людей занимаются палеонтологи и археологи. Их исследования помогают восстановить долгую историю постепенного превращения древних человекоподобных существ в современного человека Этих предков современных людей также называют гоминидами. В частности, к гоминидам относятся и австралопитеки, такие как Люси. Люси жила…

Охота и рыбная ловля

В основном наши предки питались дикими плодами, корнями и семенами растений. Однако некоторые группы людей научились охотиться и ловить рыбу. Охота и рыбная ловля были не только источником пищи: благодаря им люди добывали кости, зубы и шкуры животных для изготовления одежды и инструментов. Первобытные люди охотились на травоядных животных: на мамонтов, бизонов, оленей, лошадей т….

Когда люди научились пользоваться огнем?

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки,…

Как определяют возраст ископаемых останков?

Чтобы определить, как выглядели наши далекие предки, ученые изучают их ископаемые останки – кости и другие органические ткани, со временем превратившиеся в камень. Существуют разные методы для определения возраста этих останков: пробы на содержание в них радиоактивных элементов; изучение состава почвы и горных пород в месте, где они были обнаружены; биологический анализ найденной рядом с…

Что такое раскопки?

Многие находки окаменевших останков или следов деятельности доисторических людей были совершенно случайными. Но некоторые из них были результатом долгих целенаправленных поисков, которые вели палеонтологи и археологи. Они изучают строение почвы и определяют время образования различных ее слоев, ищут места, где миллионы лет назад протекали реки, — все эти данные помогают им определить, насколько вероятно обнаружить…

www.poznovatelno.ru

Происхождение речи у человека - ПОЛИТ.РУ

Заведующий Центром антропологии ИЭА РАН, д.и.н. Сергей Владимирович Васильев рассказывает о различных гипотезах возникновения речи у человека. Первая часть.

Речь как передача понятийной информации формировалась в процессе эволюции медленно, шаг за шагом. Судить о том, была ли в определенный момент речь или нет, так же трудно, как и о времени появления орудийной деятельности: она развивалась на протяжении всего эволюционного пути человека. Провести границу: вот это еще не речь, а это уже речь – невозможно.Но можно попытаться проследить процесс формирования речи в эволюции человека.

Со времен античности и первых философов человек задумывался о том, как и когда появилась речь. За 2000 лет было предложено более 200 гипотез происхождения речи, которые хорошо описаны Якушиным (Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984). Начав заниматься этим вопросом, для себя я разделил гипотезы на три категории:

Первая – это ненаучные или околонаучные. Например, гипотеза божественного происхождения или мутационная гипотеза, согласно которой человек ходил-ходил, произошла мутация - и вдруг он заговорил. Есть гипотеза договоренности. Многие возвращаются к мутационной гипотезе (это о гене FOXP2), не столько генетики, а те, кто читает генетические работы, не понимая, что делают генетики.

Вторая категория гипотез – физикалистские, которые рассматривают явление только с точки зрения физиологии, но никак не психологии, когнитивных возможностей и т.д. Эти гипотезы могут так или иначе объяснить возникновение звуковых сигналов, их сочетаний, но при этом не объясняют, как формировались понятия, как они передавались, как формировалась смысловая нагрузка. Физикалистские гипотезы – это, например, о том, чторечь возникла из детских лалий (детского лепета) или от того, что люди повторяли шумы природы. Есть трудовая гипотеза: человек сидит, делает каменное орудие и повторяет раздающиеся звуки. Поскольку эти гипотезы не объясняют формирование понятий, их нельзя считать исчерпывающими.

Две первые категории гипотез описывают «одномоментное» происхождение речи: мутация произошла – речь появилась, договорились – речь появилась.

 

Третья категория гипотез объясняет происхождение речи в контексте длительного процесса эволюции. Предполагая, что речь произошла эволюционным путем, и зная, что предками человека были приматы, надо изучать коммуникативные системы приматов, чтобы понять, как из этих систем в процессе эволюции могла появиться та речь, которой мы сейчас пользуемся. Есть ряд гипотез, в том числе отечественных исследователей, антрополога Виктора Валериановича Бунака, психолога Лурии, предполагающих, что речь произошла от звуковых сигналов. Бунак писал, что это были «жизненные шумы» - звуки переклички приматов, а Лурия считал, что речь возникла именно из агрессивных звуковых сигналов.

Американский антрополог Гордон Хьюз в 1973 году опубликовал свою жестовую гипотезу происхождения речи. По его мнению, вначале появилась не звуковая, а жестовая речь. То есть первые понятия передавались при помощи жестов, а затем уже звуки стали передавать понятия. Эта гипотеза долго была модной: в 70-е, в 80-е годы стало понятно, что все звуковые сигналы, продуцируемые человекообразными обезьянами типа шимпанзе, генетически детерминированы, шимпанзе им не обучаются. Эти сигналы инстинктивные, врожденные, новым сигналам шимпанзе научиться не может.

Все звуковые сигналы человекообразных обезьян типа шимпанзе генетически детерминированы, шимпанзе им не обучаются. Но какие именно и когда произносить звуки – этому надо учиться в сообществе себе подобных.

Это показал в свое время, правда, не специально, Леонид Александрович Фирсов, один из крупнейших приматологов советского времени. Когда в его лаборатории родился маленький шимпанзенок по имени Чингиз, мамаша не могла его выкармливать, и тогда Леонид Александрович взял его домой. Чингиз первые года два рос среди людей, не видя и не слыша своих сородичей. Мы с Леонидом Александровичем много общались - я работал в Колтушах, где у него была большая группа шимпанзе, которыми занималась лаборатория изучения антропоидов Института физиологии имени Павлова. Он рассказывал мне, а потом писал, что Чингиз воспроизводит все звуки, характерные для данного вида шимпанзе, но не умеет их правильно, ситуативно использовать. Какие звуки, когда, в каких ситуациях произносить – этому надо учиться в сообществе себе подобных.

Жестам же приматы обучаются легко. Жестовый язык используется ими не только в неволе, но и в природе. В отличие от языка животных, который, по мнению большинства этологов и зоологов, является языком эмоций (животное при помощи тех или иных сигналов передает информацию о своем эмоциональном состоянии), Фирсов показал, что у шимпанзе появляется жесты, которые не только передают информацию об эмоциональном состоянии животного, но и передают смысловую нагрузку, понятия, которые Фирсов, упрощенно говоря, связывал с глаголами и называл «жесты действия». Например, протянутая рука в зависимости от ситуации могла означать «подойди ко мне» или «дай мне». И гипотеза Хьюза на это хорошо ложится.

 

В 70-е годы задавались вопросом, как формировались «жесты-понятия» (стол, стул). Помогли исследования по онтогенезу человека: как человек в первые годы жизни учится говорить, как он формирует понятия-существительные. Польские ученые открыли, что в районе 12 месяцев (об этом позднее писал Выготский в своей книге «Мышление и речь») ребенок активно начинает использовать указательные жесты: он показывает на предмет и издает звуковые сигналы, лалии. Он обозначает предмет звуком и жестом, затем жест можно убрать, а звук оставить. Роль указательного жеста сначала была сформулирована американским антропологом Осборном, потом была поддержана отечественным психологом Выготским.

Ребенок обозначает предмет звуком и жестом, затем жест можно убрать, а звук оставить.

Но не было понятно, как в процессе эволюции понятийная информация перешла с жестов на акустические сигналы. Немаловажную роль в разработке темы происхождения речи у человека играли работы Бунака: в базовой работе 1951 года «Происхождение речи по данным антропологии» разбираются морфологические особенности скелета, позволяющие в той или иной степени говорить о том, была ли предрасположенность к речевой функции у данного рода гоминид, или ее не было. В ней, в частности, разбираются угол гортани, строение гортани, подбородочный выступ и др.

Сейчас эти особенности дополняются, но исследователи очень плохо понимают, чем именно они дополняют. Например, речь связывают с толщиной спинного канала позвоночника, вариации которого для ископаемых форм мы не знаем. Но дыхание никак не связано со спинным каналом, регуляция дыхания связана с развитием небольшой структуры, соединяющей спинной мозг с головным - продолговатым мозгом, где находится дыхательный центр. Один англоязычный автор написал об этой предполагаемой связи, и, к сожалению, наши исследователи цитируют его без понимания. Другой пример: речь зависит от толщины подъязычного нерва, но на толщину нерва влияют многие факторы, она может зависеть не только от количества аксонов, но и от количества миелина. Поэтому анатомические особенности не доказывают, была ли речь на данном этапе развития, и какой она была.

Я, безусловно, сторонник эволюционной гипотезы. Как можно судить об этапах развития речи? По этологии, изучая коммуникативные системы приматов. Отряд приматов – уникальный, поскольку до сегодняшнего дня дожили практически все его эволюционные стадии, начиная от самых примитивных, появившихся в начале кайнозоя, 65 млн. лет назад – тупайеобразных. Во времена палеоцена появляются долгопятовые и лемуровые, эоценовые – уже наполовину обезьяны (например, пондаунгия), дальше появляются обезьяны. Для нас это хорошо тем, что мы можем изучать любой контекст поведения от низших приматов к высшим, можем видеть вектор развития этого контекста и можем потом экстраполировать наблюдения на эволюцию приматов – можем представить, как дальше могла развиваться та или иная система в эволюции человека.

Например, Маргарита Александровна Дерягина занималась изучением возникновения труда (термин Энгельса) или, как сейчас говорят,- орудийной деятельности. Чтобы понять, каким образом могла сформироваться орудийная деятельность в эволюции человека, надо было изучить манипуляционную активность приматов- как в отряде приматов от одного этапа развития к другому меняется захват предмета, какие действия с предметом он делает – деструктивные, конструктивные и т.д., а дальше – какие возникают манипуляционные цепочки. Это все есть преадаптация к возникновению на каком-то из этапов эволюции человека орудийной деятельности, появлению орудий.

Точно так же, изучая социальные системы приматов, мы можем говорить и о древнем человеческом первобытном обществе. Приматы уникальны еще и тем, что в пределах отряда у них есть разные социальные системы: односамцовые, мультисамцовые, некоторые виды ведут парный, моногамный образ жизни, другие - одиночный и т.д., имеются разные системы иерархии. Понимая, как происходит развитие социальной структуры в отряде приматов, мы можем себе представлять, каким могло быть общество первобытного человека.

То же самое касается и речи, но здесь ситуация намного сложнее: мы можем изучить коммуникативные системы приматов и можем себе представить, как формировалась сигнальная структура речи, но как формировались понятия, сказать трудно. Здесь стоит обратиться к психологическим и философским словарям, ведь сознание неразрывно связано с речью и оно дуально, то есть оно как материально, так и идеально. Объяснить происхождение идеального трудно, доказать через материальное – невозможно, можно только приблизиться к пониманию того, как это происходило. Именно эволюционные гипотезы более или менее приближаются к доказательству, основываясь и на изучении коммуникативных систем приматов, и на изучении эндокранов (слепков внутренней поверхности мозговой коробки), и на изучении морфологических особенностей анатомических структур, так или иначе связанных в основном с мышцами, обеспечивающими артикуляцию при речи.

Тут начинается путаница. С одной стороны, «старые» авторы (Кочеткова, ранние работы Филиппа Тобаиса) пишут, что в коре больших полушарий есть зоны, связанные с речью. Самая известная – зона Брока (44-45 поля Бродману, расположена в лобных долях), где идет контроль за артикуляцией, сложными движениями нижней челюсти, языка, губ и зона Вернике (височные доли), отвечающая за слуховое восприятие речи. Эти две зоны есть уже у приматов, у шимпанзе есть, но у них они еще не выполняют те функции, которые выполняют у человека. Кочеткова писала, что, судя по эндокранам питекантропов, у них идет разрастание коры в зонах, связанных с речевой функцией, и что это может говорить о том, что у них появляется речь. С другой стороны, есть авторы, которые считают, что такое разрастание никак не связано с речью – так как у приматов эти зоны не несут речевой функции, поэтому разрастание не может свидетельствовать о наличии речи.

Разрастание в процессе эколюции зон больших полушарий мозга, связанных с речью и ее восприятием (зона Брока и зона Вернике) может отражать накопление понятий.

Мне кажется, здесь есть третий вариант - разрастание не говорит ни о том, ни о другом. Как себе представить эволюционное происхождение речи? В процессе эволюции идет элементарное накопление словарного запаса. И разрастание, активизирование этих зон не означает уже наличие речи, а как раз говорит о накоплении понятий.

Что касается генетики, злополучного FOXP2, о нем сначала сразу писали, что открыли «ген речи». Оказывается, этот ген контролирует 3 или 4 мышцы рта, без которых нет артикуляции, если этот ген «поражен», человек не может говорить, потому что не может артикулировать, но слышать он может. Потом стали писать, что это более сложный ген – второго порядка, регулирующий генорегуляторы, при его поражении нарушения происходят во многих частях головного мозга.

Функции речи: коммуникативная и мыслительная.

У многих нет понимания того, что речь полигенна, и одним-двумя генами ее невозможно объяснить. Речь – это не только слуховое восприятие, но и передача, консервация информации, своевременное ее «вытаскивание», это озвучивание, осмысление.

В университетских учебниках психологии давно написали о том, что речь выполняет две основные функции, и эволюцию ее необходимо рассматривать в этих двух функциях. Первая функция – система коммуникации, при помощи речи мы общаемся; вторая функция – система мышления, при помощи речи, понятий мы думаем. Конечно, кроме речевого мышления есть наглядно-образное, которое человек нередко использует, например, в технических отраслях, представляя себе целиком, как в итоге должна выглядеть та или иная конструкция.

polit.ru

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Это происходило тысячи лет назад и происходит сейчас

Казалось бы, что общего между нами и жителями, например, палеолита? У нас автомобили, планшеты, социальные сети, нейрохирургия, нано-технологии — цивилизация, одним словом, а у них кроме шкур и дубин и не было ничего. Однако, между жителями доисторических эпох и нами гораздо больше общего, чем вы можете предположить.

Чтобы развеять популярное заблуждение о «дикости» и «глупости» наших предков, предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в то время, когда, выйдя из дома (то есть из пещеры), вполне можно было встретить мамонта, а «модные» аксессуары и вещи люди добывали не в бутиках, а на охоте.

1. Хирургические операции на мозге

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Человечество достигло заметных успехов в изучении психических и физиологических процессов головного мозга: лечение различных недугов путём хирургического вмешательства в мозг — достаточно распространённое и обыденное явление в современной медицине. Головной мозг, вероятно, самый сложно устроенный орган человеческого тела, поэтому многие уверены, что проведение подобных операций возможно только с применением современных знаний и технологий.

Это не совсем так: с развитием медицины количество успешных процедур такого рода, конечно, значительно выросло, но существуют доказательства, что первобытные врачи с помощью хирургических операций избавляли пациентов от судорог и головной боли, причём достаточно эффективно.

Об этом свидетельствуют исследования Джорджио Сперати, историка медицины, который несколько лет изучал найденные археологами древние черепа со следами хирургического вмешательства. Примерно у половины образцов Сперати нашёл признаки роста новой костной ткани около отверстий в черепной коробке, что позволяет утверждать, что выживали в среднем 50% пациентов доисторических нейрохирургов. Возраст черепов составляет около десяти тысяч лет, так что первые операции на головном мозге проводились ещё в конце последнего оледенения.

2. Секс-игрушки

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Индустрия секс-игрушек в наше время развивается прямо-таки ударными темпами, например, жители Соединённых Штатов тратят на неё более $15-ти млрд в год. Многие пары с помощью таких приспособлений стремятся разнообразить свою интимную жизнь, и с каждым годом продажи «игрушек для взрослых» только растут.

Идеи использования неодушевлённых объектов для достижения сексуального удовлетворения возникали ещё у жителей палеолита. При раскопках одной из пещерных стоянок древних людей на территории современной Германии был найден отполированный продолговатый кусок алеврита (рыхлая осадочная порода) 3 см в поперечнике и около 20-ти см в длину, который, скорее всего, использовался в качестве фаллоимитатора, на что намекает характерная форма камня.

Поклонение фаллосу как символу производства жизни — одна из древнейших религиозных традиций, поэтому нет ничего удивительного в том, что доисторические женщины создавали подобные изваяния.

3. Наркотики

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Наркомания — одна из самых острых проблем современного общества. На зависимости людей от различных веществ наркоторговцы наживают огромные состояния: например, печально известный Пабло Эскобар, создатель целой империи наркобизнеса, обладал, по некоторым оценкам, $3 млрд.

Люди познакомились с изменёнными состояниями сознания очень давно: на острове Карриаку в Карибском море археологи обнаружили глиняные чашки и трубки, использовавшиеся для вдыхания паров и порошка кохоба — галлюциногенного препарата, который производят из семян дерева семейства мимозовых.

Возраст керамических приспособлений насчитывает около 2,4 тысяч лет, причём учёные полагают, что технология употребления наркотика не слишком отличалась от современной. Кохоба использовался туземцами для погружения в состояние транса и общения с духами.

4. Одомашненные собаки

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Миллионы людей во всём мире в качестве домашних питомцев выбирают собак. Эти умные и преданные животные способны поднять настроение в трудную минуту и даже защитить хозяина в случае опасности.

Ранее считалось, что древние люди использовали прирученных собак только в качестве тягловых животных и при охоте, однако археологические находки, сделанные в Восточной Сибири, свидетельствуют, что доисторические владельцы собак любили своих четвероногих питомцев ничуть не меньше наших современников.

Учёные обнаружили несколько захоронений, в которых находились останки псов, украшенные драгоценными ошейниками. Археологи выяснили, что животные были захоронены около 33-х тысяч лет назад, так что собаки, вероятно, — одни из самых древних домашних любимцев.

5. Пиво и вечеринки

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Пиво, пожалуй, самый популярный в мире алкогольный напиток. Пиво любят и пьют во всех уголках земного шара, а в одной из школ Бельгии его даже включили в рацион школьников. Правда, эксперимент довольно быстро прикрыли — на этом настояли возмущённые родители.

Шумные вечеринки, где пиво льётся рекой, любит устраивать не только современная молодёжь: в прошлом году исследователи обнаружили на Кипре останки, вероятно, самой древней из известных на сегодняшний день пивоварен — ей примерно 11 тысяч лет. Скорее всего, распитие пива было частью одного из религиозных обрядов и способствовало налаживанию отношений между членами первобытных общин.

Кстати, учёные сумели воссоздать технологию изготовления примитивного напитка, так что в настоящее время любой желающий может сварить доисторическое пиво.

6. Стоматология

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Забота о гигиене полости рта — одна из самых развитых отраслей современной медицины. Стоматологи не устают напоминать нам о том, что большинства заболеваний зубов и дёсен можно избежать при регулярном уходе, а если проблемы всё-таки возникли, специалисты всегда готовы помочь — за отдельную плату, разумеется.

Удивительно, но наши далёкие предки обладали значительно более крепкими и здоровыми зубами, чем современные люди, хотя, скорее всего, понятия не имели об основах гигиены ротовой полости.

Причиной этому — пища с чрезвычайно низким содержанием сахара и отличная экология. В доисторические времена ещё не было бесчисленных сладостей и вредных продуктов, которыми сегодня завалены полки супермаркетов. При такой «диете» древние люди совершенно не нуждались в услугах стоматологов, которых, собственно, тогда ещё не существовало.

7. Изменение климата

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Человечество с недавних пор чрезвычайно обеспокоено глобальным изменением климата нашей планеты, которое, как многие предполагают, происходит вследствие значительных нарушений экосферы, вызванных бурным развитием промышленности и технологий. Учёные разрабатывают множество мер по предотвращению коллапса, или, по крайней мере, по замедлению ухудшения экологической обстановки — от повсеместного использования ветряных электростанций до популяризации применения в производстве вторично переработанного сырья.

Климат Земли менялся на протяжении тысячелетий, и жители древних эпох вынуждены были к этому приспосабливаться, чтобы выжить. Археологические находки свидетельствуют о том, что в периоды экологических катаклизмов, например, засушливых сезонов или наводнений, наши предки создавали намного больше орудий труда и запасов пищи, чем в спокойное время, видимо, предполагая, что изменения могут быть необратимыми. Запасы продовольствия и инструментов позволяли им с надеждой смотреть в будущее.

8. Рацион

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Человек — существо всеядное. Несмотря на то, что у каждого есть собственные гастрономические пристрастия, в случае голода мы можем питаться чем угодно — начиная насекомыми и заканчивая сырым мясом себе подобных. Всё же большинство современных людей старается придерживаться более-менее сбалансированного рациона, чтобы получать необходимые витамины и питательные вещества.

Изучив орудия труда, помощью которых древние люди добывали и готовили пищу, антропологи сделали вывод, что в этом отношении они не слишком отличались от современных Homo Sapiens — в рацион первобытных гурманов входили мясо, овощи, орехи, фрукты.

9. Онкологические заболевания

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Рак, конечно, одна из самых страшных болезней современности. Заводы, загрязняющие реки токсичными отходами производства и отравляющие воздух, ядерные испытания, использование не до конца изученных технологий — всё это привело к тому, что онкологические заболевания широко шагают по планете и пока не собираются останавливаться. Однако ошибкой было бы думать, что рак появился в эпоху промышленных революций и бурного развития техники.

Британский археолог и антрополог Луис Лики при раскопках в кенийской пещере Канжера, где в древности располагалась стоянка первобытных людей, обнаружил человеческие останки, названные им Homo Kanamensis. Учёного привлекла необычная форма челюсти, и при ближайшем рассмотрении оказалось, что у древнего жителя пещеры была остеогенная саркома, иначе говоря — рак костной ткани.

10. Членораздельная речь

10 неожиданных сходств между нами и доисторическими людьми

Многие считают, что первобытные люди совершенно не владели членораздельной речью и общались исключительно с помощью односложных звуков. Эта идея, например, тиражируется во многих фильмах, в которых всё выглядит примерно так: свирепый косматый человек, одетый в шкуру, отчаянно жестикулируя и издавая невнятное мычание и рычание, пытается донести до похожего на него, как две капли воды, собеседника какую-то мысль.

На самом деле, древние могли объясняться друг с другом без обезьяньих ужимок: британские и новозеландские антропологи выяснили, что некоторые слова, появившиеся в эпоху мезолита около 15-ти тысяч лет назад, практически идентичны по звучанию, например, таким словам английского языка, как «hand» (рука) или «fish» (рыба), причём обозначали они то же самое. Так что, хотя в лексиконе наших далёких предков было меньше слов, чем в современных языках, они вполне могли свободно общаться.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Какова была первоначальная человеческая речь?

Как же говорило это первоначальное человечество?

В 1866 году знаменитый естествоиспытатель-дарвинист Эрнст Геккель высказал мысль, что между человеком и обезьяной должно было существовать переходное от обезьяны к человеку существо, которое он назвал «безмолвным человеком» (по-латыни — гомо алялюс). Следующими ступенями развития Геккель считал более развитого, «глупого человека» (гомо ступидус) и, наконец, «разумного человека» (гомо сапиенс). В 1894 году стало известно, что голландец Евгений Дюбуа действительно открыл на острове Яве это недостающее звено, которое он назвал обезьяночеловеком, или питекантропом. К сожалению, Геккель сохранил за этим ископаемым существом неудачное имя «безмолвного обезьяночеловека».

Однако еще в 1861 году славный сподвижник Дарвина, Томас Гекели, утверждал, что человек, имея общую природу и строение с животными, один лишь обладает чудесной способностью общепонятной и разумной речи.

Кто же оказался правым в этом историческом споре? Правильно ли видеть в членораздельной речи основное отличие человека от животных?

Истории не известны народы, которые не имели бы звуковой речи. Самые ранние европейские путешественники, первыми побывавшие в Америке, Австралии, на островах Тихого океана, нигде не нашли «безмолвных людей». Наоборот, наиболее отсталые из открытых ими народов — тасманийцы и австралийцы — обладали племенными языками, которые, как показало дальнейшее изучение, уже весьма сложны по строю, богаты словами и звуками.

Однако все народы, известные нам из истории, принадлежат уже к третьей, самой поздней и совершенной ступени в развитии человека — к разумному человеку, или к «новому человеку». Но можно ли назвать «говорящим человеком» и более первобытных «древних людей» — неандертальцев — и еще более ранних — первоначальных людей?

Мы видели, что только труд отличает человека от животных. Уже на ступени первоначальных людей, как показали недавние открытия в Китае, в окрестностях Бейпина, обезьянолюди (по месту находки их назвали синантропами, то есть «китайскими людьми») уже разводили огонь и умели выделывать каменные орудия. Поэтому обезьянолюди уже были хотя и древнейшими, но настоящими людьми. Они жили не в одиночку, а первобытными стадами. Одинокий первоначальный человек был слишком бессилен в борьбе с природой. Чтобы обеспечить свое существование, он не мог жить иначе, как стадом. Совместный труд, взаимная помощь и выручка в борьбе с природой сплачивали их теснее и крепче, чем их предков в обезьяньих стаях.

Если современные обезьяньи стаи поражают наблюдавших их ученых своей шумливостью, то кажется невероятным, чтобы древнейшие человеческие общества были безмолвными.

Жалкие деревянные и каменные орудия, недостаточное развитие мозга требовали от первоначальных людей большого физического и умственного напряжения при выполнении даже самых простых работ, таких, как изготовление орудий из дерева и камня, добывание огня, собирание диких растений, ловля животных, оборона от хищных зверей. В ходе такой работы, и только во время нее, людям понадобилось взаимно сообщать друг другу звуками не только свои чувства и стремления, но и простейшие мысли для согласования своих усилий в общем труде. В такие моменты первоначальные люди и начали говорить, применяя по-новому ту способность издавать звуки, которую они получили в наследство от своих предков — обезьян. «Коротко говоря, — пишет Энгельс, — формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу». Что это объяснение развития языка из процесса труда и вместе с трудом является единственно верным, доказывает сравнение с животными.

Крупнейшие ученые интересовались вопросом, что представляла собой древнейшая человеческая речь и какими органами люди начали говорить. Вот что писал об этом великий русский ученый Ломоносов: «Правда, что кроме слова нашего можно бы мысли изображать через разные движения очей, рук и прочих частей тела, как то пантомимы на театрах представляют, однако таким образом без света было бы говорить невозможно, и другие упражнения человеческие, особливо дела рук наших, великим были б помешательством такому разговору».

«Нетрудно попять, почему именно внешние органы речи, а не какие-либо другие органы были первоначально усовершенствованы с этой целью, — писал, в свою очередь, Дарвин. — Мы могли бы употреблять для разговора пальцы… но занимать таким образом наши руки было бы весьма неудобно. Так как у всех высших млекопитающих голосовые органы устроены по одному общему плану с нашими, то очевидно, что если бы эту способность нужно было усовершенствовать, то непременно стали бы развиваться больше именно эти органы — язык и губы».

Так как руки первоначального человека во время работы были заняты, а речь, как сообщение мысли, нужна была именно в эти моменты, то обезьянолюди, естественно, должны были воспользоваться для взаимного общения теми органами, которые могли двигаться без помехи движению рук. Глаза при работе обычно тоже бывают заняты. Криками же можно обмениваться, не смотря друг на друга и, следовательно, не отрывая глаз от работы. Таким образом, человек первоначально должен был использовать для того, чтобы говорить, не руки, а другие органы. Такими достаточно уже развитыми органами и оказались голосовые органы. Их действие легко может быть увязано как с работой рук, так и с работой мозга. Кроме того, они расположены весьма удобно — вблизи головного мозга и важнейших органов внешних чувств — глаза и уха.

Наконец звуковая речь имеет сравнительно с ручной речью еще целый ряд преимуществ. Звуковую речь можно слышать и не видя говорящего, а глазами мы воспринимаем лишь часть пространства, нас окружающего, — ту, которая расположена перед человеком. Эта часть пространства называется полем зрения. Следовательно, мы можем сказать, что поле зрения вообще значительно уже, чем поле слуха. Кроме того, движения рук и других членов человеческого тела гораздо однообразнее и беднее, чем способность глаза к зрительным ощущениям. Рука и ее пальцы непосредственно сами по себе не могут производить ни световых эффектов, ни цветовых сигналов. Движения рук, жесты слишком однообразны и бедны по сравнению со способностью глаза видеть. Органы же речи способны дать нашему слуху более полную и разнообразную нагрузку. Они производят как музыкальные тоны, так и шумы. Это и служит доказательством давнишней, идущей со времени глубокой древности, связи органов звуковой речи и органов слуха в их взаимном развитии.

Обычно считается, что звуковая речь начинается с отдельных звуков. Однако такое ходячее мнение неправильна. Славный русский академик Буслаев писал около ста лет назад: «Мы не имеем никаких исторических свидетельств, на которых могли бы основать предположение о том, что люди сначала пользовались только отдельными членораздельными звуками, йотом сложили их в слоги, а слоги в слова и, наконец, связали слова в стройное целое для выражения мысли. Напротив того, из истории всякого языка убеждаемся, что первоначальная форма, в которой выразился дар слова, есть уже целое предложение: что совершенно согласно с существенным назначением дара слова — передавать мысли членораздельными звуками, ибо только в целом предложении мысль может быть выражена».

С мнением Буслаева о первичности предложения нельзя не согласиться. Сомнение может вызвать лишь его утверждение о членораздельности древнейшей человеческой речи. Человек начал говорить предложениями, но были ли они членораздельны?

Древнейшая человеческая речь зазвучала в первобытных стадах обезьянолюдей более полумиллиона лет назад. Так как в наше время нигде на земле не осталось в живых не только первоначального человека, но и древних людей — палеантропов, так как нигде по земле уже не бродят первобытные человеческие стада, то, на первый взгляд, навсегда бесследно умолкла и их речь.

Однако в современных живых языках, если присмотреться к ним повнимательнее, найдутся любопытные остатки каких-то древних звукопредложений, которые не похожи на настоящую человеческую речь. Эти осколки минувшей древнейшей речи встречаются часто в захиревшей или даже смехотворной форме.

Язык криков обезьяны, предка человека, отражавший с помощью двух-трех десятков выкриков различные чувства и сигналы (предостережение, опасность, гнев, удовольствие, чувство голода, жажды), только после возникновения труда сделался настоящей, хотя и первобытной, человеческой речью. Эта речь имела то общее с «языком» обезьяны, что тоже состояла из нескольких десятков выкриков, каждый из которых представлял собой еще единый нераздельный звукослог или его повторение. Гласные и согласные, хотя и намечались в качестве составных частей таких криков, но не выделялись еще, как самостоятельные, свободно и в любом порядке сочетаемые друг с другом звуки (фонемы), как в нашей речи. Однако такой выкрик-слог уже мог в речи первобытного человека сочетаться с другими такими же выкриками-слогами и по значению равнялся целому нашему предложению.

Первобытный, впервые появившийся на самой заре человека язык был, таким образом, языком звуков-предложений, языком, состоявшим из отдельных выкриков звуков. Каждый такой выкрик-звук имел значение целого, законченного сообщения, целого «предложения» и не делился внутри себя на отдельные «членораздельные» звуки, на какие делится наш современный язык. Так, например, такие звукослоги в русском языке, как «да», «не» (в народных говорах в значении «нет»), «на» (возьми), «ту!», «эй!» (окрик человеку), обозначают целые предложения. Это — слоги-предложения, к которым в живой речи часто не требуется добавления других слов. В реальной обстановке в ходе разговора они понятны без добавлений.

В современном русском языке эти слоги-предложения, однако, уже членораздельны: они ясно делятся на согласные и гласные звуки (д + а=да, н + е = не, н + а = на, н + у = ну, э + й = эй) благодаря тому, что во всех остальных русских словах мы замечаем и выделяем эти же гласные и согласные, как сочетающиеся друг с другом в любом порядке. Но наряду с этими словами в живом русском языке сохраняется некоторое количество и таких звуков, которые трудно или совсем нельзя изобразить буквами и которые все же имеют значение человеческой речи. Этих звуков совсем не так мало, и, несмотря на их односложность, на отсутствие в них членораздельно звучащих гласных и согласных, ими можно изобразить целые, хотя и простейшие, предложения, отдельные мысли.

Сюда в русском языке относятся: «мы-хмы» (произносится с закрытым ртом) — в значении «да»; «мык» (произносится тоже с закрытым ртом) — в значении «нет»; «мм?» (произносится также с закрытым ртом) — в значении вопроса «что?». От них отличаются сообщения, легко изображаемые буквами: «а?» —в значении отклика на зов; «ссс!» — в значении оклика в спину идущему по улице; «цсс!» — в значении «молчание!». Все эти звуки имеют значение целых сообщений, отдельных предложений, понятных и без добавления слов, хотя они часто не имеют совсем гласных или состоят из одного-двух звуков.

Еще курьезнее звуки прищелкивания языком, которые у нас употребляются в обращениях матерей или нянек к грудным детям; например: «нц!-нц!-нц!» (прищелкивание кончиком языка) — в значении «развеселись, улыбнись». Этот же звук участвует в предложении «нц!-ааа… нц!-ааа…» — при кормлении ребенка в значении как бы: «Ах, как вкусно!», «Попробуй, как вкусно!».

Те же звуки прищёлкивания языком приобрели на Кавказе международный характер. Так, прищелкивание кончиком языка один раз — «нц!» — обозначает нежелание: «нет», а повторенное несколько раз — «нц!.. нц!.. нц!..» — выражает сожаление, или горестное удивление, или просто удивление. В соответствии русскому «мы-хмы», произносимому с закрытым ртом в значении «да», на Кавказе, например в Кабарде, говорят с полуоткрытым ртом «ы-ы (н)» — в значении того же «да». В русской речи говорят «ага» и вместо слова «да» и «ага!..» — в значении вообще удовлетворения или злорадства по поводу чужой неудачи и т. д.

Любопытно отметить, что подобные звуки очень часто встречаются в некоторых из обращений человека к животным. Так, кучера останавливают лошадей звуком-предложением: «Тпру!», что в переводе обозначает: «Стой!» Хотя мы пишем данный звук, как целый слог с гласным «у», но это написание условно и неточно. На самом деле в произношении здесь слышится единый согласный звук — дрожание губ, без всякого следа гласного, — составляющий целый слог. Лучше всего его можно было бы сравнить со звуком «р», произносимым одними губами и без голоса, но составляющим целый слог.

Почти такой же звук сохранился и в одном из древнейших по строю языков СССР — абхазском на Кавказе, где этот звук служит обычным звуком речи (фонемой), то есть сочетается в словах с другими гласными и согласными звуками; в качестве примера назовем абхазское слово «утпры», что в переводе значит «насыщайся (пищей), наполняйся». Правда, в отличие от русского звука абхазское «тар» слабо раскатистое, и потому на-слух здесь почти не слышно громкого дрожания — «раската», но в абхазском могло сохраниться более древнее значение того первоначального звукопредложення, из которого исторически мог образоваться как русский кучерской окрик, так и абхазский корень глагола «тпры».

При понукании лошадей во время езды русские кучера употребляют особый свистящий звук, втягивая воздух плотно сжатыми губами (он напоминает протяжный, слегка пищащий звук долгого затяжного поцелуя). Условно и неточно можно было бы изобразить этот звук, как: «мцссс!.. мцссс!..», что при обращении к бегущей или идущей шагом лошади обозначает: «Быстрей! Прибавь шагу!».

Интересно, что подобный звук наблюдается так же, как крик смертельной опасности у обезьян из породы санажу (из рода цебус), живущих в Южной Америке.

Итак, можно насчитать в каждом языке по нескольку таких смешных, странных, даже диких, на первый взгляд, звуков-предложений, которые, однако, упорно держатся еще в весьма ограниченном или в каком-либо специальном употреблении (у нянек, кучеров и т. д.). Однако сам курьезный, карикатурный их характер как раз и служит лучшим доказательством их древности. В современной речи они какие-то затерянные, нелепые, почти звериные, почти нечленораздельные, как бы окаменелые отпечатки чуждой нам речи, не доступные никакому письму; следовательно, они возникли задолго до букв нашего алфавита и до самостоятельных звуков — фонем нашего языка.

Доказательством их древности служит также международный характер некоторых из них. Так, прищелкивание языком на Кавказе в значении «нет» или (при повторении) для выражения горестного изумления распространено всюду в одном и том же значении, независимо от границ местных языков и народов. Кроме того, многие из таких звуков-сообщений имеют по нескольку значений, которые незаметно переходят друг в друга путем простого изменения интонации (повышения или понижения тона, сравните «ага»—«ага!..») или путем повторения того же звука: «нц!.. нц!.. нц!..» на Кавказе. Эта расплывчатость, множественность значений, многозначимость одного и того же звука является признаком глубокой древности их. Наконец звуки этого рода часто обязательно связаны с движениями-жестами, показыванием предметов; например, «нц!-ааа… нц!-ааа…» сопровождается показыванием младенцу чего-нибудь вкусного в руке, а «нц!» в значении «нет» на Кавказе — кивком головы в сторону. Слитность звука с движением, так называемый синкретизм, является тоже признаком глубокой их древности.

Трудно, конечно, сказать, от какой именно эпохи сохранились эти звуки в нашем языке. Но несомненно, что они имеют более древний облик, чем междометия, выражающие чувства (ах!, ой!, увы!, фу!), или звукоподражания (трах-тарарах, скурлы-скурлы, звях, дзинь, хлюп, чмок, хмык, а также ку-ка-ре-ку, ку-ку и пр.). Последние вполне литературны, часто употребляются в художественных произведениях и потому давно утеряли свои древние звуки и не вызывают трудностей при изображении их на письме. Между тем само удивительное произношение этих вышеперечисленных нами звуков-предложений еще может быть найдено у наиболее древних и первобытных обитателей Земли. У отсталых племен Южной Африки, бушменов и готтентотов, в обычной речи постоянно встречается звук «нц!» (прищелкивание языком), и притом не в одной, но в нескольких разновидностях (кончиком языка, серединой спинки языка, боком языка и т. д.). Для бушмена прищелкивание языком такой же естественный и обычный звук человеческой речи, как для нас «н» или «ц». Бушмен в своих словах соединяет щелкание языком с любыми другими звуками речи.

По этим редким, но еще живущим в нашей речи остаткам мы можем составить себе довольно ясное представление о той первобытной речи, на которой начали говорить наши человеческие предки, когда они стали благодаря труду и изготовлению орудий превращаться в разумных людей.

До этого момента, будучи еще животными, как и человекообразные обезьяны, они уже умели издавать несколько десятков разнообразных криков и звуков, выражавших их чувства. Эти крики, однако, не представляли собою настоящих предложений, хотя значение их по временам и приближалось к значению наших предложений, таких, как «есть!», «пить!», по выраженных еще цельными нечленораздельнылы криками.

Человек, развивая свои руки и свой мозг в процессе совместного тяжелого первобытного труда, начал говорить для того, чтобы облегчить свою работу. Естественно, что он использовал для этой первой речи животные крики своих предков, но придал им совсем иное, человеческое значение. Каждый отдельный крик, еще такой, в котором не было ни гласных, ни согласных звуков, а слышался один неделимый слог, человек наполнил новым смыслом, необходимым ему для разговора, и превратил его в звук-предложение. В языке такого человека еще не было слов. Человеческая речь началась с криков-сообщений, она началась с цельных предложений. Следовательно, в развитии речи предложение появляется раньше слова. Люди начали свою речь с животных криков и звуков, но вложили в них человеческую мысль. Так, из животного звука получился звук-предложение и возникла человеческая речь.

Правда, в самом начале эти звуки звучали еще не по-человечески, а по-звериному, «по-обезьяньи», следы чего мы и сейчас находим в пережитках таких звуков в теперешней речи, но по вложенному в эти животные звуки значению мы имеем здесь уже настоящие звукомысли, настоящие предложения.

Постепенно, вместе с развитием труда, люди научились говорить не отдельными отрывочными звуками, как выражают свои переживания обезьяны, но связной речью. Они стали выражать свои мысли несколькими звуками-предложениями, развивающими и дополняющими ту же мысль, а затем и сочетание мыслей. Так появилась у людей членораздельная речь, состоящая из нескольких звуков-предложений, соединенных в одно высказывание.

Начало появления человеческой речи, на первых порах, как мы видели, еще нечленораздельной, относится ко времени первоначальных обезьянолюдей. Никоим образом не следует полагать, что человеческая речь появилась сразу, с первыми же стадами обезьянолюдей. Эти первые человеческие объединения, по мере того как при благоприятных условиях они размножались, должны были дробиться: от материнских стад отрывались новые, дочерние стада поселяясь в новой области. Все эти стада вели бродячий образ жизни потому, что питались преимущественно дикими растениями, мелкими животными, насекомыми, птичьими яйцами.

Область первоначального поселения обезьянолюдей, расположенная в тропиках, должна была изобиловать этими естественными богатствами. Каждое стадо первых обезьянолюдей насчитывало не больше двух-трех десятков особей. Язык развивался самостоятельно в каждом таком стаде. В любом таком стадном языке едва ли могло быть больше сотни одиночных звуков-предложений. Так говорили обезьянолюди.

Первоначальное человеческое объединение возникло более полумиллиона лет назад и просуществовало во много раз дольше, чем все последующие формы человеческого общества, вместе взятые. В течение нескольких сот тысячелетий первобытные человеческие стада, хотя и необычайно медленно, все же изменялись. Первоначальных людей, обезьянолюдей, сменили древние люди. Труд стал сложнее. Древние люди охотились даже на крупных животных. По мере усложнения труда постепенно совершенствовались и мысль и речь людей.

«…Неразвитая глотка обезьяны, — пишет Энгельс, — преобразовывалась медленно, но неуклонно, путем постепенно усиливаемых модуляций, и органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим».

Если эти звуки первоначально были целыми мыслями-предложениями, позднее, как мы уже видели, объединявшимися в связную речь, то наступил момент, когда должно было появиться слово-понятие.

Постепенное развитие общественного труда первоначальных людей привело к появлению охоты как самостоятельного занятия, отдельного от собирательства. У древних людей (неандертальцев), стоящих по развитию еще выше, уже было зачаточное разделение труда по полу и возрасту. Женская часть неандертальского стада преимущественно занималась собирательством, а мужская — главным образом охотой. При разделе добытой пищи возникла потребность речи вне процесса самого труда: мужчины стремились получить часть пищи, добытой не ими, а женщинами, те же, в свою очередь, предъявляли права на свою долю и долю детей. Отсюда вытекает, что мужчины должны были научиться говорить о том, что добыли женщины, и наоборот. Эта потребность говорить в новых условиях общественного труда дала огромный толчок развитию первоначального мышления и речи, которые перестают быть нерасторжимо вплетенными в самый ход труда. Развивается способность выражать отвлеченные мысли, появляется речь, не зависимая от трудового действия. Вместе с тем в результате знакомства со все новыми явлениями обогащающегося производства появляется потребность в выделении слов-понятий.

Прежние нерасчлененные внутри себя звуки-предложения теперь впервые стали члениться на звуки-слова, а цельные мысли — на понятия. Правда, эти слова-понятия оставались еще внутри себя нераздельными, состояли лишь из одного звука и по своему значению были по сравнению с нашими словами еще весьма неразвитыми, расплывчатыми и смутными. Они могли обозначать как предметы, так и действия, равняться по своему употреблению как нашим именам, так и глаголам. Однако само предложение в эту эпоху уже расчленилось, по крайней мере, на два слова-понятия.

В соответствии с этим и мысль человека впервые стала членораздельной. Таким образом, к концу низшей ступени дикости появляется тот строй речи, который в науке называется первичным аморфным (то есть первичным бесформенным) строем. Слово здесь еще не подвергается никаким изменениям, не имеет никаких приставок или окончаний; оно равно еще одному звукослову-корню, выражающему цельное, нерасчлененное внутри себя понятие.

В это же время выделилась у древних людей и ручная речь, или язык жестов. Ручная речь, как это мы можем наблюдать и сейчас у австралийских или американоиндейских племен, не заменяла звуковой речи и уже не смешивалась с нею. Язык жестов сейчас в Австралии употребляется при переговорах соседних племен друг с другом, в том случае, если они не понимают звуковой речи своих собеседников, или на охоте, чтобы не отпугивать дичи. Таким образом, в Австралии существует целый ряд различных ручных языков. Каждый из них играет роль межплеменного, то есть своего рода «международного» языка. Он обслуживает многие племена, живущие на обширной территории и говорящие на непонятных друг для друга звуковых языках.

Поскольку первобытнейшие из живущих теперь на Земле австралийские племена, представители средней ступени дикости, в своих языках имеют уже слова, расчлененные на корни, слоги, приставки, окончания, а слоги уже состоят у них из двух и более звуков, поскольку, следовательно, в их мышлении уже образовались расчлененные понятия, то предполагаемая нами не племенная, а еще стадная речь, состоящая из неизменяемых звукослов, должна быть отнесена к низшей ступени дикости. Членораздельная речь была высшим достижением этого периода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info


Смотрите также