Первобытное общество и цивилизация древнего востока. Часть I. История первобытного общества и Древнего Востока.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция: Цивилизации Древнего Востока. Первобытное общество и цивилизация древнего востока


§ 2. Цивилизации Древнего Востока. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни

§ 2. Цивилизации Древнего Востока

Междуречье: народы, государства, цивилизация. Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким регионом было Междуречье (Месопотамия), расположенное в долинах рек Евфрат и Тигр. Здесь с появлением шуме?рских городов-государств сформировалась одна из ранних цивилизаций. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, объединивших и скоординировавших усилия множества людей. Увеличение площади обрабатываемых земель в болотистых или засушливых районах стало возможно при организации коллективного труда, требовавшего управления и контроля. Возникновение организующих центров общественной жизни было связано с усложнением социальной структуры – появлением жрецов, воинов, ремесленников, а также с необходимостью отстаивать интересы поселений в конфликтах с соседями и укреплением власти военных вождей. С выделением слоя управляющих и жрецов начала складываться государственная власть, опирающаяся на волю богов, авторитет правителя и военную мощь.

Государство включало религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм, владевший землями вне города, на которых велось храмовое хозяйство, и дворец правителя – военного вождя. В борьбе за власть между верховными жрецами и военными вождями с течением времени одерживали победу вожди, становившиеся царями.

В обширных храмовых хозяйствах, которые постепенно превращались в царско-храмовые, использовался труд крестьян, получавших наделы для ведения личного хозяйства, и рабов. Между городами-государствами велись войны, которые в конечном счёте привели к складыванию единого государства под властью царей Акка?да. Власть царя передавалась по наследству.

Жрецы и писцы являлись носителями культуры. Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – кли?нописи, в дальнейшем применявшейся и другими народами Передней Азии.

В первой половине II тыс. до н.э. бо??льшая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммура?пи (правил в 1792 – 1750 до н. э.). Столица его государства – Вавило?нии стала одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира.

Это был огромный город Вавилон, населённый представителями многих народов. Здания в столице строились из сырцового кирпича, а главные архитектурные сооружения облицовывались глазурованной цветной плиткой, покрытой изображениями животных. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней (90 м), со строительством которой связана библейская легенда: после Всемирного потопа люди решили построить башню до небес; за эту дерзость Господь покарал строителей: наделил их разными языками, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле.

Гудеа – правитель шумерского города-государства Лагаш. XXII в. до н.э.

В Нововавилонском царстве, как и в предшествующее время, центрами экономической, культурной и политической жизни являлись крупные города, которые управлялись советом старейшин, состоявшем преимущественно из жрецов. Совет старейшин выполнял административные и судебные обязанности. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Последние работали преимущественно в храмовых хозяйствах и на строительстве. Большое развитие получила торговля – как внутренняя, так и внешняя. Мерилом стоимости были серебряные слитки. Отношения в обществе регулировались законами.

Первый в истории подробный свод законов был составлен царём Хаммурапи.

Царь Хаммурапи получает законы от бога Солнца Ша?маша. Рельеф. XVIII в. до н. э.

В XII – XI вв. до н. э. происходит возвышение другой державы – Ассирии, расположенной севернее Вавилонии. В результате жестоких завоевательных походов ассирийских царей почти вся Передняя Азия оказалась под их властью. В 689 г. до н. э. ассирийцы захватили и разрушили Вавилон, однако так и не смогли установить прочную власть над покорёнными странами. В 605 г. до н. э. Ассирийская держава была уничтожена объединёнными силами миди?йцев, живших к северо-востоку от Междуречья, и возродившегося Вавилона.

Раненый лев. Ассирийский рельеф. VII в. до н. э.

Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э., когда уже существовали шумерские города-государства, сложилось египетское государство, занимавшее долину реки Нил от первого порога до впадения в Средиземное море. В отличие от Междуречья, здесь проживало этнически однородное население и существовала привязанная к разливам Нила единая экологоэкономическая система.

Египетское государство представляло собой классическую восточную деспоти?ю, т. е. сверхцентрализованное государство, в котором вся полнота власти принадлежала наследственному монарху. Слово фараона (царя) было законом: он назначал на высшие должности чиновников, распределял между ними поручения, отдавал приказы. Установление законов, государственное строительство, ирригационные работы, горное дело, внешняя политика – всё определялось правителем. В его распоряжении находились государственные ресурсы – человеческие, земельные, продовольственные, вещевые. В управлении страной фараон опирался на придворную знать и правителей но?мов (от гр. «область, округ») – административно-территориальных единиц, на которые делился Египет.

Египтяне считали фараона сыном бога Солнца, почитали как символ благосостояния и процветания страны.

Одной из главных личных забот правителя было создание ещё при жизни собственной усыпальницы. Согласно религиозным верованиям египтян, человек после смерти продолжал жить в загробном мире. Но поскольку душа не может существовать без тела, его необходимо было сохранить.

В связи с этими верованиями в Египте разработали методику бальзамирования тел, что давало возможность длительного или, как предполагали египтяне, вечного сохранения мумии. Усыпальница и её содержимое – всё, что необходимо умершему в загробной жизни, – должны были соответствовать положению человека в земном обществе.

Рамзес II. Рельеф. XIII в. до н. э.

Одной из обязанностей фараонов было также строительство храмов, украшавшихся статуями богов. Каждый город имел своего бога-покровителя. Верховным богом в Египте считался бог Солнца Ра. Когда столицей государства стал город Фивы, его покровитель бог А?мон начал отождествляться с Ра – Амон-Ра. Грамотность, знания, образование – вся духовная жизнь общества сосредоточивалась в руках жрецов. Жрецы главных храмов оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику фараонов.

Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись ар?ии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на четыре ва?рны (санскр. «качество, цвет») – сословия, отличающиеся положением в обществе. Три из них считались высшими: бра?хманы (жрецы), кша?трии (воины) и ва?йшья (земледельцы, ремесленники, торговцы). Их представители назывались «дважды рождёнными», так как проходили обряд посвящения – второе рождение. В низшую варну входили шу?дры, призванные обслуживать «дважды рождённых». Человека к варне относили по рождению, переход из одной варны в другую был невозможен. В сословно-кастовую систему общества входили также неприкасаемые – те, кто не принадлежал ни к одной варне, – племена, занимавшиеся охотой и собирательством, а также представители «грязных» профессий. В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство.

Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Общины содержали обслуживающих их нужды ремесленников. В Индии община имела не только экономическое значение, она была в большой степени автономна и в политическом отношении. Государство облагало общину повинностями, но в её внутреннюю жизнь не вмешивалось, хотя царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных. В то же время в Индии не было жёстко централизованных держав. Когда применительно к ним используется, например, термин «империя», то следует помнить, что это было объединение ряда государств и племён, правители которых находились в разной зависимости от центральной власти и друг от друга.

Танцующий бог Шива. Индия

Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты. Письменность на древнеиндийском языке – санскри?те – носила слоговый характер. Мифология изложена в Ригве?де – первом известном памятнике индийской литературы, содержащем более 1000 религиозных гимнов, и в эпических поэмах «Махабха?рата» и «Рама?яна».

Высшее место в пантеоне богов занимали Бра?хма – творец Вселенной, Ви?шну – сохранитель и Ши?ва – разрушитель. Древняя религия брахманизм со временем видоизменялась. В результате её развития сложился индуи?зм, который в настоящее время широко распространён в Индии и считается одной из мировых религий.

В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая религия – буддизм. Её основателем стал Бу?дда (санскр. «просветлённый»), наследный принц из рода Гаута?ма (другое имя – Шакьяму?ни – отшельник из племени ша?кья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к заключению, что поскольку жизнь – это страдание, то выход из круга страданий – в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как достиг особого состояния – нирва?ны (санскр. «блаженство»), абсолютной отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и бодхиса?тв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах, призваны спасти всё живое от страданий.

В религиозно-философских и этических воззрениях индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «ка?рма» (санскр. «дело, действие»). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после смерти – реинкарнация (лат. «повторное воплощение»). В отличие от индуизма, буддизм не признаёт кастового деления и наличия богов – творцов мира, управляющих человеческими жизнями. С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм, который получил широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии.

Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал огромной по размерам страной.

В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств – наступил так называемый период Борющихся царств. К этому времени относится возникновение конфуциа?нства – этико-политического учения, ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и страданий простого народа основатель учения Конфу?ций (ок. 551 – 479 гг. до н. э.) обратился к старинным традициям общественной жизни. В них учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В центре конфуцианского учения – социальные идеалы и нормы поведения. Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек, обладающий идеальными качествами, главные из которых – гуманность и долг. Гуманность, в трактовке философа, включала справедливость, чувство собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось стремление к знаниям.

Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя, должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом поведения является подчинение старшим. Конфуцианский культ предков – как умерших, так и живых – и сыновняя почтительность обеспечивали прочность семьи, а семейная иерархия проецировалась на иерархию социально-политическую.

Всадник на верблюде. Китай

В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство, основателем которого стал император Цинь Шихуанди? (259 – 210 до н. э.). При следующей династии Хань (правила в 206 до н. э. – 220 н. э.) конфуцианство утвердилось в Китае в качестве государственной идеологии («хань» стало самоназванием китайцев). Под его влиянием появилось особое привилегированное сословие чиновников – шэньши? (кит. «учёные мужи»), в которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень и получавшие после этого право занимать государственные должности. С упрочением положения шэньши в Китае сложилась централизованная бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские устои и буддизм.

Культурное наследие Древнего Востока. Древневосточные цивилизации внесли немалый вклад в развитие мировой культуры. К культурному наследию Древнего Востока относятся изобретение письменности и числовых обозначений (цифровых символов), календаря, зачатки научных знаний, архитектурные памятники, произведения художественной литературы, первые законы, регулирующие общественную жизнь, и т. п.

Благодаря письменности стала возможной устойчивая передача накопленных знаний от поколения к поколению, сложилась система образования. Распространение письменности, её активное использование в делопроизводстве и при заключении торговых сделок привело к переходу от её сложных форм (иероглифической и клинописной) к более простой и доступной (буквенной). Первый фонетический алфавит, возникший в Финикии, лёг в основу современных алфавитов – греческого, латинского, кириллического и др.

Первые литературные произведения также появились на Востоке. Это и героический шумерский эпос о Гильгаме?ше, и произведения разных жанров, созданные египтянами. Около 900-х гг. до н. э. в Палестине началось составление текстов Пятикнижия (То?ры), рассказывающего об истории еврейского народа. На рубеже II – I вв. до н. э. были созданы «Исторические записки» Сы?ма Ця?ня, в которых описывалось прошлое Китая.

Немалыми были и достижения в медицине. Мумифицируя умерших, египтяне знакомились со строением человеческого тела, составляли описания болезней и фармакологические предписания. До наших дней сохранился папирус, являвшийся учебником по анатомии и хирургии. Методика иглоукалывания, возникшая в Китае, с успехом применяется в медицине и в настоящее время.

Астрономические наблюдения, позволявшие египтянам, вавилонянам, китайцам предсказывать разливы рек, определять время солнечных и лунных затмений, стимулировали развитие математических знаний. В Междуречье использовалась шестидесятиричная система счисления, а год делился, как это было в древнеегипетском календаре, на 12 месяцев. В странах Древнего Востока на основе математических расчётов и с применением технических навыков были созданы монументальные архитектурные сооружения, получило развитие изобразительное искусство – живопись, барильефы, скульптура.

Памятники древневосточных цивилизаций – пирамиды, храмы, статуи, живопись, украшения – поражают воображение: одни – своей грандиозностью, другие – яркой художественной изобразительностью.

* * *

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Европейская цивилизация через Античность восприняла культурные достижения народов Месопотамии и Египта. Культурные достижения индийской и китайской цивилизаций стали известны европейскому миру много позже, уже в период Нового времени.

Вопросы и задания

1. Где и когда зародились самые древние цивилизации?

2. Сравните, что общего в цивилизациях Древнего Востока и выявите их главные отличия друг от друга.

3. Охарактеризуйте деспотию и её основные черты. Приведите примеры.

4. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, подготовьте проект об одном из религиозно-философских учений Древнего Востока.

5. Обсудите на уроке, какой вклад внесли древневосточные цивилизации в мировую культуру.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Цивилизации Древнего Востока

Цивилизации Древнего Востока.

Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.

Первая информационная революция произошла на заре становления первобытного общества и связана она с появлением членораздельной речи. Вторая информационная связана с изобретением письменности. Прежде, чем говорить о цивилизациях древнего востока, нужно сказать о предпосылках становления цивилизации вообще. Предпосылки становления цивилизации стали складываться в эпоху Неолита (нового каменного века)- 4-3 тысячелетия до н.э., они связаны с Неолитической революцией - переход от присваивающих форм ведения хозяйства к производящим. В период неолита происходит 4 крупных общественных разделения труда: 1 выделение земледелия, скотоводства, 2 выделение ремесла; 3 выделение строителей, 4 появление вождей, жрецов, воинов. Некоторые исследователи период неолита еще называют Неолитической цивилизацией. Ее характерные черты: 1 доместикация- одомашнивание животных, 2 появление стационарных поселений, среди которых наиболее известны Иерихон ( Иордания) и Чатал-Хююк ( Турция)- первые в истории поселения городского типа , 3 утверждение соседской общины вместо кровнородственной и общинной собственности, 4 формирование крупных объединений племен, 5 бесписьменная цивилизация.

В конце 4- го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха" эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:

1 Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку

2 Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом бронза).

3 Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.

4 Кризис социальной жизни: разрушение уравнительной системы, складываются ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и выросли цивилизации. На древнем востоке было три центра раннеземледельческих обществ: Иордано-Палестинский, центр в Малой Азии, северная Месопотамия и западный Иран. Кроме этого складываются также центры в Греции, Болгарии, Молдавии, на Кавказе. Первые цивилизации вырастают из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального развития. Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.

Шумерская цивилизация.

Перейдем непосредственно к рассмотрению цивилизаций древнего востока, первой из которых была Шумерская цивилизация. Шумерская цивилизация возникла в 4-3 тыс. до н. э. в южной части Двуречья на территории современного Ирака. Ее история делится на 2 этапа: период Убайдской культуры, который характеризуется началом строительства оросительной системы, ростом населения и появлением крупных поселений, которые превращаются в города-государства, Город-государство—это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Второй этап Шумерской цивилизации связан с Урукской культурой (от города Урук). Этот период характеризуется: появлением монументальной архитектуры, развитием земледелия, керамики, появление первой в истории человечества письменности (пиктограммы-рисунки), эта письменность называется клинописью и производилась на глиняных табличках. Ей пользовались около 3 тысяч лет, но затем она была утрачена и расшифрована Генри Роуленсоном лишь в 1835 году. Что же дала Шумерская цивилизация человечеству?

1 Изобретение письма, который сначала заимствуют финикийцы и на ее основе создают свою письменность, состоящую из 22 согласных букв, у финикийцев письменность заимствуют греки, которые добавляют гласные буквы. Латинский язык во многом питался от греческого, а многие современные европейские языки существуют на базе латинского языка.

2 Шумеры открыли медь, т.е. можно сказать, что они открыли дверь в Бронзовый век.

3. Первые элементы государственности. В мирное время у Шумеров правил совет старейшин, а на время войны избирался верховный правитель - лугаль, постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие династии.

4 Храмовую архитектуру, там появился особый тип храма - зиккурат, это храм в виде ступенчатой пирамиды

Первые в истории человечества реформы. Первым реформатором стол правитель Урукавина.

Аккадская цивилизация.

Аккад- город, находившийся к северу от Шумера, явившийся центром Аккадской цивилизации. Население этой территории принадлежало к семитской группе племен. Они усвоили Шумерскую культуру, религию, письменность. Характерная особенность ее - создание первого крупного государства с монархической формой правления и первым монархом-деспотом стал Саргон. Он был талантливым полководцем и политическим деятелем, который соединил Шумер и Аккад и создал единое государство, просуществовавшее около 200 лет. В дальнейшем деспотия становится основной формой государственной власти на древнем востоке. Деспотия - от греческого слова, означающего неограниченную власть. Суть ее заключалась в том, что во главе государства стоял деспот, обладавший неограниченной властью и выполнявший 5 основных функций:

1 Он являлся собственником всех земель

2. На период ведения войны он становился верховным главнокомандующим

3. Выполнял функции жреца

4 Он был верховным судьей

5. Являлся верховным сборщиком всех налогов.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественное происхождение правителей. Власть деспота реализовывал огромный чиновничий аппарат, который собирал налоги, наблюдал за сельскохозяйственными работами и состоянием ирригационной системы, набирал рекрутов, а также вершили суд.

Второй особенностью Аккадской цивилизации является то, что именно здесь была впервые предпринята попытка систематизации знаний. Тот же правитель Саргон большое внимание уделял написанию книг. Здесь бурно развивались математические знания. В этот период была введена система измерения времени: в часе выделено 60 минут, в минуте- 60 секунд, введена 7-дневная неделя.

Вавилонская цивилизация.

Вавилонская цивилизация была создана группой кочевых племен аммореев, семитского происхождения, которые завоевали Шумер, Аккад, Ассирию и создали крупнейшую цивилизацию древнего востока - Вавилонскую, с центром в городе Вавилоне. Она вошла в мировую историю, как первая цивилизация, в которой была разработана и создана законодательная система. Свод законов был составлен и записан на огромной каменной плите во время правления царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Кодекс Хаммурапи содержал 282 закона, именно там был сформулирован принцип: » Око за око, зуб за зуб». В этом своде законов содержались положения, которые впоследствии вошли в библейские заповеди: «не убей», «не укради» Также Вавилонская цивилизация является важным источником библейских легенд.

В 8 веке до н.э. при царе Тиглатпалассаре происходит усиление Ассирии-государства на севере Междуречья, которое населял очень воинственный народ и в 7 веке Ассирия подчиняет себе Вавилон, с этого времени начинается этап сосуществования Ассирийско-Вавилонской цивилизации. При Тиглатпалассаре была создана впервые в истории регулярная армия. Но, несмотря на воинственность ассирийцев, именно здесь при правителе Ашурбанопал появилась первая библиотека. Известнейшим правителем совместной Ассирийско-Вавилонской цивилизацией был Навуходонасор (605-562гг до н.э.) Именно при нем были созданы Вавилонская башня и Висячие сады.

Вывод: Месопотамская цивилизация в целом внесла: письменность, законодательство, суды, монументальное строительство, первая систематизация знаний.

mirznanii.com

Тема 2. Культура первобытного общества и Древнего Востока

Количество просмотров публикации Тема 2. Культура первобытного общества и Древнего Востока - 180

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Первобытная культура до сих пор имеет огромное значение в обществе. Помимо того, что рядом с нами продолжают проживать племена, находящиеся на первобытной ступени развития, огромное количество признаков этой культуры перешло в современную жизнь. Запрет на произнесения настоящего имени, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть использовано для враждебного наговора, приводит к переводу имен ближайших родственников на имя-заменитель ( мама, папа, дедушка, бабушка и т.д.). Точно также происходила метаморфоза с названиями животных: вол- ʼʼтот, кто волочит добычуʼʼ, медведь - ʼʼтот, кто ведает медʼʼ и т.д. Мелкие животные в данный перечень попадали редко. Современный человек, не задумываясь застилает по утрам кровать, тем самым исполняя древний магический обряд ликвидации своего следа, по которому может пойти преследование.

К. Юнг, выдвигая идеи ʼʼколлективного бессознательногоʼʼ, исходил из того положения, что, когда общество находится в кризисных своих моментах, особенно при резком изменении идеологических позиций, на первый план выходят очень древние мотивы. Таковыми мы можем считать элементы первобытной культуры. В этих условиях люди начинают верить в чудеса, в сознании блокируется крайне важно е для анализа обстановки как ненужное. Начинается влияние не разума, а чудотворцев, нарастает влияние сект. С одной стороны современный человек продолжает обращаться к первобытной культуре, с другой - он не владеет всœем комплексом знаний, присущих ей. На данный процесс также влияет и сложность в понимании первобытной культуры. Сказывается отдаленность первобытной культуры во времени. В наше же время даже те народы, которые находиться на первобытной стадии развития испытывают на себе влияние современности, искажающее черты первобытной культуры. С проплывающих мимо судов в эти племена попадают вещи, не соответствующие этой стадии развития культуры. Неоднократно указывается на обожествление упавших в джунглях самолетов. Вторым аспектом в сложности понимания первобытной культуры является огромное многообразие ее форм.

В поисках общего и различного между психикой современного и древнего человека сложилось несколько научных школ. Эволюционная школа считала, что психика человека однотипна на всœем протяжении времени. Философы, склонные к психологическим аспектам изучения человека, также расходились в своих взглядах от сравнения сознания дикаря с детским восприятием и до соответствия человека современного и древнего с усиленной эмоциональной сферой последнего. Фрейдизм опирался на невротическое восприятие мира первобытными людьми. Существует также точка зрения о коллективистско - дологических представлениях древних. Несмотря на всœе различия в этих точках зрения можно выделить единое целое, с чего начинается любая культура - это язык и его формы. Далее к основным условиям существования любой культуры присоединяются трудовая деятельность и творческая активность самого человека. На базе опыта происходит развитие языка, каждый предмет определяется символом, словом.

Тип современного человека появился примерно 40 тыс. лет назад в древний каменный век - палеолит. Древнейшие люди (архантропы) уже изготовляли простейшие орудия труда из природных материалов. С созданием и совершенствованием орудий труда возникает материальная культура. Первобытные люди занимались собирательством, рыболовством и охотой (эпоха потребляющего хозяйства), расселялись по берегам рек. Первой формой организации общества стали семья, а затем более крупные единицы как род и племя. На ранних этапах общества действовал матриархат, обозначающий господствующее положение женщин. Простейшие орудия труда не позволяли мужчинам выполнять функции как охотников так и защитников. Охота была загонной, где основным условием становился шум, производимый женщинами и детьми. По этой причине и конечный продукт охоты распределялся женщинами. Питание и проживание также были общественными. Жилища представляли из себя пещеры, хижины и полуземлянки, где мог разместиться весь род. Люди были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обязанностями, среди них не было богатых и бедных. В первых общностях человека - стадо, род, племя, семья - отношения определялись родственными связями, и нормой в данном обществе были помощь и взаимоподдержка, авторитет традиций. Материальное бытие человека было органически связано с духовным.

Первоначально всœе члены общества являлись друг для друга как братьями и сестрами, так и супругами. Следовательно, счёт родства шел по материнской линии. При смерти кровных родителœей заботу о их детях брал на себя род, в связи с этим точное знание родителœей было не обязательным. В современном мире подобную функцию берут на себя детские дома, а институт крестных в религиозной сфере обеспечивает ребенку дополнительную пару родителœей.

Главной особенностью древнего сознания была мифологизацияжизни. Древний человек был не в состоянии описать причины солнечного затмения, в то время как версия о проглоченном чудовищем светиле его вполне устраивала. В мифах люди осмысливали свою жизнь, сливались с событиями через эмоциональные и логические ассоциации. Миф отражал интуитивно установленную закономерность законов природы через действие божественных сил. Таковыми являются истории об умирающих и воскресающих божествах (Деметра, Осирис). При недостатке абстрактных понятий в языке миф помогал самовыражению древнего человека. Одними из первых культурных норм стало ограничение инцеста и каннибализма.

Зависимость от природных сил, необъяснимых для древнего человека привела к появлению первоначальных религиозных представлений.

Тотемизм - вера человека в родственную связь между его родом и определœенным животным (тотемом ), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ считалось прародителœем и защитником от бед и болезней. Вместе с тотемизмом возникают табу - пищевые и другие запреты, отражающие формирующиеся нравственные представления первобытных людей. В осознании людей себя как коллектива тотемизм проложил первую грань этнического самоопределœения: ʼʼмыʼʼ и ʼʼчужиеʼʼ. Чужие бывают весьма опасными. Отсюда берет начало поверие о происхождении упырей от чужака, захороненного на семейном кладбище. В современной кинœематографе мотив ʼʼЧужихʼʼ используется очень широко. Ритуальное поедание тотема помогает сохранить с ним кровную связь. Это действие происходит редко и в торжественной обстановке. В наше время отголоском этого события является причащение. Тотемизм долгое время сохранялся во внешнем облике египетских богов, прослеживается он и в греческих мифах (лань Артемиды, сова Афины). В период средневековья в официальной культуре он трансформировался в геральдику, в народной же культуре очень популярным был сказочный мотив оборотничества.

Анимизм (от лат. ʼʼanimaʼʼ - душа, дух) - представление о душе, всœеобщем одухотворении природы. Все с детства знают, что нельзя обдирать листья с дерева, т.к. ʼʼдереву больноʼʼ. По кельтской же мифологии человек, повредивший ствол, должен был своим телом закрыть эту ʼʼрануʼʼ. Главным в анимизме становится душа, тень, двойник. Отсюда ведут свое начало всœе манипуляции с зеркалами при гаданиях. Нельзя неожиданно будить человека или менять во сне его внешность- душа, странствующая за пределами тела, не успеет в него вернуться или не узнает его. Во многие религиозные системы вошел обычай принятия последнего вздоха умирающего. В случае если первоначально его принимал старший сын, то в христианстве эта прерогатива отошла к священникам. Долго держался обычай съедания противника для передачи его сил и души победителю.

Анимизм в своем развитии прошел три этапа: простая вера в душу, появление представлений о загробной жизни, появление представление о божественном возмездии.

Фетишизм (фетиш - амулет, талисман) - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Использование культовых предметов, предназначенных для защиты человека от эпидемий, войн и т.д. привело к их обожествлению. Это в свою очередь вызвало развитие декоративно - прикладного творчества по защитной вышивке, производстве талисманов и т.д. Украшалось также личное оружие и орудия труда.

Культ мертвых или предков включал в себя поклонение прародителям и их душам. До наших дней отмечаются ʼʼродительские дниʼʼ, в которые люди посœещают кладбища. В случае если индейцы вопрошали судьбу, засыпая в окружении черепов предков, то славяне хоронили ʼʼпращуровʼʼ или ʼʼчуровʼʼ под порогом для своей охраны. Отсюда идет поверие о том, что нельзя возвращаться, разговаривать через порог, передавать соль или деньги, ᴛ.ᴇ. производить действия, тревожащие ʼʼчураʼʼ. Женские божества присутствуют в первобытной культуре всœех народов в виде скульптурных изображений. В материальной культуре остались ʼʼпервобытные Венерыʼʼ - символы плодородия - чрезвычайно полные женщины -прародительницы.

Для всœех форм религиозного сознания первобытной культуры характерно использование магии. Магия (колдовство) представляет из себя веру в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы. Все народы прошли через стадию магического познания мира. Исследователи считают что существует два вида магии: контактная (при прикосновении) и гомеопатическая (действия над подобным предметом). В практике существовало делœение магии по видам деятельности человека: охотничья, жилищная, любовная и т.д.

Магия, хотя и относится к религиозным формам, но от религии отличается некоторыми чертами. Для древнего человека магия обозначала прямое общение с потусторонними силами без промежуточной инстанции в виде священнослужителя. Человек в данном общении был активен. В случае если фетиш не исполнял своих обязанностей, то его следовало наказать. Было и нечто общее между магией и наукой. И та и другая устанавливают закономерности, люди при исполнении действий должны точно следовать неким правилам. Магия приводила к накоплению знаний, особенно по медицинœе (трепанации черепа).

Во многих обрядах человек пытался воздействовать на природу через ритуал, подражающий природным действиям. Основными мотивами ритуала были: вызов дождя, обращение к силам природы с целью увеличения семьи, урожая и т.д.

Особенностью первобытного искусства был синкретизм (соединœение) слитность всœех жанров культуры в едином действии. Так в хороводе нераздельно переплетаются ритуал, танец, музыка, пение.

Отражением ранних представлений человека о мире стало изобразительное искусство.Первым жанром в этой сфере человеческой деятельности стали наскальные росписи, которые, вероятно, имели отношение к магии охотников, основанной на подобии поражения нужного животного. Изображения выполнялись минœеральными красками, что позволяет им сохранить насыщенность цвета спустя много лет. Первенство в цветовой гамме принадлежит красному цвету символизирующему солнечный свет, кровь, жизнь. В длительном периоде действия первобытной культуры происходило колебание от реалистического изображения животных к знаковому и наоборот. В целом же, первобытное искусство реалистично и поражает четкостью линий и владением цветом.

Определœенным элементом изобразительного искусства можно считать нанесение узоров татуировок и создание сложных ритуальных причесок. Дополняли ʼʼкостюмʼʼ первобытного человека многочисленные украшения. В древних погребениях найдены многочисленные украшения из раковин и полудрагоценных камней. Первые зеркала делались из вулканического стекла - обсидиана.

Со временем сформировались виды декоративного искусства - резьба по камню, кости; декоративно-прикладного - керамика, обработка металла. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла (изделия из бронзы, золота͵ серебра).

К концу первобытной эпохи можно выделить несколько видов посœелœений. Мирные жители обитали в селищах, богатства рода сохранялись в укрепленных городищах. Развитие оружия и военной техники привело к строительству каменных крепостей. В посœелœении выделялись культовые постройки общинных святилищ, там же размещался продовольственный запас (зернохранилище). Культ мертвых получил отражение в гробницах, больших сооружениях (дольмены и кромлехи). Гигантские скульптуры на острове Пасха также соотносят с этими древними представлениями о предках. Обсерваторией первобытного времени является известный Стоунхендж.

Приблизительно 14 - 12 тыс. лет назад (в ХII -Х тысячелœетии до н.э.) начинается аграрная революция- переход от присваивающего к производящему хозяйству, т. е. земледелию и скотоводству. К IV тыс. до н. э. появляется ирригационное сельское хозяйство, послужившее толчком к возникновению первых цивилизаций. Название стадии развития, переходной от родового (первобытного) общества к цивилизации в различных исторических и философских концепциях принято называть по-разному : варварство (у Л. Моргана), период земледельческой, или сосœедской общины (в марксизме), аграрная революция (в теории модернизации), военная демократия и т. д. Эти термины отражают разные стороны качественных изменений, положивших начало древней истории, которая охватывает период с IV тыс. до н. э. до середины I тыс. н. э.

referatwork.ru

5. Первобытное общество.

Процесс перехода от первобытности к цивилизации происходил в течение длительного времени, разделяясь на три продолжительных периода:

Каменный век (3 млн лет тому назад – конец III тыс. ДНЭ). Подразделяется на:

Палеолит – древний каменный век:

нижний (ранний) – Умелый человек. Появились древнейшие предки современного человека. От животных он отличался умением делать оружие. Присутствовал коллективный образ жизни людей, что назывались человеческим стадом. верхний (средний) – Разумный человек. Новые условия для жизни в ледниках, начало охоты на крупных животных и умение добывать огонь, членораздельная речь, формирование примитивных представлений о религии.

(поздний) – Костяной век. На смену стаду пришла родовая община, матриархат, искусство. Мезолит – средний каменный век. Изобретение нового оружия, развитие охоты, стали охотиться не коллективно. Приручение животных.

Неолит – поздний каменный век. Неолитическая революция, переход от присевающего хозяйства (охота, рыбалка) к производящему (земледелие, скотоводство). Патриархат, становления общества.

Бронзовый век (Конец III тыс. ДНЭ – I тыс. ДНЭ): Начало: Первое разделение труда - скотоводство отделяется от земледелия. Второе разделение труда – отделение ремесла от земледелия и появление простого товарного производства. Изменение общественных отношений, языковые семьи. Зарождение эксплуатации пленных, которые становились рабами. Людей начинает объединять не кровное родство, а проживание на одной территории. Затем появляется государство.

Железный век (С I тыс. ДНЭ)

6. Цивилизации Древнего Востока и их особенности. (Речная цивилизация)

Первые очаги цивилизации можно назвать речными, так как первые государства – Египет (фараон), Вавилон, Индия, (Царь) Китай (Император) возникли в долине рек, теплом климате, что способствовало развитию земледелия и играло большую роль в жизни этих государств. Для бесперебойной подачи воды разрабатывались ирригационные системы, для сооружения которых появилась организация труда. Отсюда пошло формирование государственной власти – восточной деспотии, в каждом государстве они имели свои особенности. Власть правителя во всех государствах была неограниченной и наследственной, он являлся живым Богом для народа. Особенное положение правителя не останавливало жрецов принимать участие в борьбе за власть и оказывать влияние на политику правителя, а централизованная власть опиралась на многочисленный аппарат чиновников. В Древнем Востоке, особенно в Индии, царила кастовая система и границы между кастами были непреодолимы. Первые очаги цивилизации, государства и законы относятся к Древнему Востоку, где общество достигло высокого уровня культуры. К гибели древнейшие государства привели деспотизм, власть религии, традиционализм. Достижения восточной культуры унаследовала цивилизация иного типа – античная.

7. Этапы и особенности истории Древней Греции или Эллада. Морская цивилизация. В отличие от «речного» Востока, Балканский полуостров изрезан горными хребтами и морскими заливами, поэтому земледелие было малопродуктивным. Истинным богатством Греции стало море, которое кормило и открывало торговые пути в другие страны. Основой социально-политической организации греческого общества являлось государство-полис. Он состоял из городского центра и прилегающих к нему территорий. Афины – античная демократия, орган власти – народное собрание. Спарта – подчинение жизни законам войны, во главе правления два царя. Оба города объединяло наличие Совета Старейшин. Социальная структура строилась на том, что политический статус являлся главным (гражданин или нет). Пелопонесская война (431 – 404 гг. ДНЭ) – решение вопроса о главе единого государства: Афины или Спарта. Причина спора двух торговых центров – Афин и Коринфа. Победу одержала Спарта. Оба центра ослабли настолько, что не смогли объединить греческие полисы и противостоять дальнейшим завоеваниям македонцев. В первой половине IVв ДНЭ после битвы при Херонее в 338 г. ДНЭ Греция теряет независимость. Поход Александра Македонского на Восток создал новые условия для развития античной цивилизации, соединившие в себе особенности греческой и восточных цивилизаций. Переселенцы создавали города-полисы с местным самоуправлением. Эллинистический мир постоянно сотрясали и оскорбляли межгосударственные и династические конфликты. В результате этого они становятся добычей нового центра военной и политической силы Средиземноморья – Римского государства. Египет Птолемеев последним потерял самостоятельность в 30г. ДНЭ.

studfiles.net

Цивилизации Древнего Востока

Количество просмотров публикации Цивилизации Древнего Востока - 1009

Родовая община- это объединœение людей, имеющих кровное родство верящих в одного предка, ведущих общее хозяйство при отсутствии эксплуатации, старшие и больные содержались за счёт общины.

Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Раздел II. Древнейшая и древняя история

Первобытно-общинный строй самый длительный период истории человечества. Он начинается с момента появления человека на Земле и завершается у различных народов в разное время складыванием (образованием) классового общества и возникновение государства.

Что такое государство: П.о.- это время, когда люди использовали орудие труда, изготовленные главным образом из камня. Периодизация п.о. довольно сложна до сих пор существуют разные версии. Но больше всœего сторонников у археологической версии периодизации, которая основывается на эволюции производительных сил, т.е развитие орудий труда, в связи с этим история человечества делится:

1) каменный век: 2 млн. лет назад- 3 тыс.до н.э.

2) бронзовый век: 2-1 тыс. до н.э.

3) желœезный век: с1 тыс. до н.э.

У различных народов в разных регионах (страны) Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно.

Что особенно влияло на уровень развития народов?

Какие главные особенности этих периодов истории человечества.

Каменный век: палеолит, мезолит, неолит.

Палеолит– ранний палеолит, собирательство и охота͵ применение орудия труда из камня и дерева. Примерно 100 тыс. лет назад- это средний палеолит, значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до 2 км. Суровый климат научил человека использовать огонь и добывать его. Усложнились орудия труда, под жилище использовалась пещера. К этому времени появляется членораздельная речь и родовая община. Зарождается религия. Примерно 35-10 тыс. лет назад - ϶ᴛᴏ поздний палеолит – закончилось таяние ледника, и установился климат, близкий к современному. Именно с этим периодом ученые связывают Homo sapiens. Очевидно, именно тогда сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная.

Ученые не редко поздний палеолит называют ʼʼкостяным векомʼʼ.

Окончательно утверждается родовая община.

До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии, к тому же именно женщина играла главную роль в хозяйстве- матриархат,он продолжалсядо времени распространения металла.

Мезолит - среднекаменный век 10-8 тыс. лет назад. Усложняются орудия труда, к примеру топор, изобретен лук, научились делать силки и ловушки для зверей, уже знали рыболовство, началось одомашнивание животных - ϶ᴛᴏ уже была собака и свинья.

Неолит – последний период каменного века 6-4 тыс. лет назад.

Уже глиняная посуда, строили лодки, плели сети, ткали одежду. Значительные изменения в технике и формах производства называют – неолитической революцией. Самым важным ее достижением - ϶ᴛᴏ переход от присваивающего хозяйства к производящему, разделœение на земледелие и скотоводство, и появление первых государств: Шумер, Египет.

Бронзовый век сначала меднокаменный век – энеолит. Освоение производства металла стало новым скачком в развитие человечества, но ускорилось развитие тех племен, которые жили вблизи залежей меди и олова. На нашей территории - ϶ᴛᴏ Северный Кавказ, Средняя Азия, Урал и Сибирь. Переход к металлическим орудиям труда привело к выделœению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины- пастуха и земледельца – в производстве. На смену матриархату пришел патриархат. Занятие скотоводством привело к передвижению родов, их объединœение и укрепление. Именно в данный период возникает имущественное неравенство и частная собственность.

Желœезный век изготовление орудий труда из желœеза начинается с 1 тыс.до н.э. широкое распространение месторождений желœеза в виде болотных руд, дешевизна его по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из желœеза привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Применение желœеза дало огромный толчок развитию производительных сил. Стала возможной более интенсивная расчистка лесов для земледелия, улучшилась обработка земли. Усовершенствуется ремесло, а это привело к отделœению его от земледелия. Широкое использование желœеза привело к изменениям в общественных отношениях – начинается разложение первобытно-общинных отношений.

ʼʼОт первобытности к цивилизацииʼʼ

Термин ʼʼцивилизацияʼʼ пришел к нам из античного мира: латинский корень ʼʼcivisʼʼ, что означает ʼʼгородской , государственныйʼʼ. Это слово противопоставлялось понятию ʼʼsilʼʼ ʼʼsilvʼʼ ʼʼsilvaticusʼʼ - лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой варварской. Понятие ʼʼцивилизацияʼʼ прочно вошло в словарь историков. Существует множество теорий цивилизаций, отсюда и определœений цивилизаций много, но главную их суть можно выразить так: ʼʼЦивилизация - ϶ᴛᴏ определœенный уровень материальной и духовной культуры какой-либо общности людейʼʼ

Примерно в III – II тыс. до н.э. часть человечества совершила гигантский шаг – перешла от первобытности к цивилизации.

Каковы отличия первобытности от цивилизации?

1. Ремесло отделилось от земледелия

2. Строительство грандиозных ирригационных сооружений

3. Повышается производительность сельского хозяйства

4. Усложнилась структура общества – происходит расслоение

5. Образовалось государство

6. Создана письменность

7. Появились города

Назовите древние цивилизации?

Египетская, вавилонская, индийская, китайская, хеттская, финикийская, древнееврейская, крито-микенская и т.д.

Какой главный фактор определял возникновение цивилизации?

1 Роль климатических условий

2 Теория Тойнби: естественная среда посылает людям вызов, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней

Цивилизации Древнего Мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последующих эпох. При этом уже тогда выделяются два больших района: Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху Средневековья и в новое время. По этой причине мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Востока и Средиземноморья, цивилизации на развалинах которых родилась Европа.

Почему на Востоке государство существовало в форме деспотии?

На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождалось развитием ирригационного развития. На Востоке земледелие не возможно без ирригации. А создание ирригации требовало организации коллективного труда, большого числа людей, усилий всœей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой, сильной, централизованной власти. Ученые считают, что именно это и повлияло на формирование особого типа государства -восточной деспотии – в переводе с греческого – неограниченная власть, форма самодержавной власти. В разных цивилизациях она могла иметь различи, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всœей полнотой власти и считавшийся собственником всœей земли. Такой тип власти реализовался за счёт разветвленной административной системы, ᴛ.ᴇ. аппарат чиновников, который охватывал всю страну. Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда империи распадались, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Почему в древности цари обожествлялись?

Стабильность деспотии поддерживалась и за счёт веры в божественность царя. В Египте, к примеру, фараон именовался Владыкой обеих Земель, но еще и живым воплощением бога Хора, владыки небес, позже он стал богом Ра. В Китае императора называли Сыном Небес, верховного божества. В Индии считали, что царь создан из частиц тела разных богов. Древние люди в прямом смысле верили, что царь был богом в человеческом образе. Это верование восходило еще ко временам первобытности, к таинственным ритуалам в которых вождь племени, он же жрец, исполнял роль творца, создающего из хаоса мировой порядок. В древних цивилизациях сохранялась вера в то, что царь обладает магической силой, от которой зависит благополучие его народа. По этой причине даже при похоронах строго соблюдались всœе ритуалы: ведь от загробного блаженства ʼʼвеликого богаʼʼ зависело процветание страны.

Какова структура древневосточного общества?

Особенностью восточного общества была строгая иерархичность. Иерархия- это последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинœения. В восточном обществе каждый социальный слой занимает свое четкое определœенное место и отличается от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. По этой причине общество в древней цивилизации часто изображается в виде пирамиды: царь, высшие слои знати ( жрецы, родовая или военная аристократия ), аппарат чиновников, купцы, воины, ремесленники, свободные крестьяне- общинники, крестьяне, лишившиеся земли в общинœе, рабы.

Как регулировались отношения между людьми в эпоху первобытности и у цивилизованных народов Древнего Востока?

Вы уже знаете, что отношения между людьми в первобытном обществе регулировались на базе традиции и обычаев. Но с развитием человечества жизнь усложняется , появляется неравенство и образовываются государства. В таких условия уже было недостаточно регулируемых отношений на базе традиции→ появились письменные законы. Законы, созданные в древних цивилизациях, имеют целый ряд общих черт:

1. разница в наказании исходя из …

2. государство стояло на страже интересов высших слоев

3. самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против жрецов и храмов

4. закон поддерживал патриархальное устройство семьи

5. женщина в семье занимала униженное положение, кроме Египта

6. закон оберегал частную собственность и сурово наказывал за кражу и порчу имущества

7. законы охраняли целостность семьи, наказывая за измену

8. защищал права наследования

9. даже рабы имели определœенные права

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство не только подавляло и угнетало, но создавая законы, обеспечивало всœе слои определœенными гарантиями, хотя и в не равной степени. Без этого невозможна была бы жизнь общества.

Была ли власть царей в действительности безгранична?

Конечно, реальное положение дел было сложнее. В древней цивилизации были силы, которые претендовали на власть и пытались оказывать влияние на политику царей. Степень цивилизации тоже была далеко не всœегда одинаково высокой. Во всœех цивилизациях были периоды, когда империи распадались. В периоды раздробленности страна распадалась на области, где правила родовая знать, не подчиняющаяся правителям→ нерегулируемая силой власти→ голод, беспорядки. А это вызывало крайне важно сть в централизации.

Какова роль религии в древневосточных цивилизациях?

В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления выражались в мифах– греч. ʼʼсловоʼʼ - сказание в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, богах, героях. Человек представлял себя частью природы. Это подтверждали мифы многих народов, в которых рассказывалось, что человек произошел от разных частей природы: плоть- от земли, кровь- от воды, кости- от камней, дыхание- от ветра и т. д. Природу человек наделял человеческими чертами. Древний человек не мог анализировать природные явления, он природу просто обожествлял и стремился воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов- это и есть магия- греч. ʼʼчародействоʼʼ, ʼʼволшебствоʼʼ.

Одной из древних форм религии является тотемизм– вера в сверхъестественные связь между племенем и каким- либо животным, птицей и т. д.

Важнейшее значение в системе мифов имел образ потусторонней жизни. Смерть воспринималась как переход в иной мир, мало чем отличавшийся от земного.

Но с развитием человека появляется рациональное мышление-лат. слово ʼʼразумныйʼʼ, ʼʼцелœесообразныйʼʼ, ʼʼобоснованныйʼʼ- мышление основанное на законах разума и научных достижениях. Большую роль в развитии рационального мышления сыграло появление письменности и накопления научных достижений. Постепенно это привело к перевороту в духовной жизни человечества→ появляются новые представления об окружающем мире. Именно в это время появляются религии спасения – они основаны на разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованием божественной справедливости. Бог теперь олицетворяет не силы природы, а справедливость и высший идеал доброты. Для того, чтобы получить благоволение, нужно не к магии прибегать, а совершенствовать себя или окружающий мир.

Религии спасения: буддизм, индуизм, конфуцианство

referatwork.ru

Лекция - Цивилизации Древнего Востока

Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.

Первая  информационная  революция  произошла  на  заре  становления первобытного общества и связана она с появлением членораздельной речи. Вторая информационная связана с изобретением письменности. Прежде, чем говорить о цивилизациях древнего востока, нужно сказать о предпосылках становления цивилизации вообще. Предпосылки становления цивилизации стали складываться в эпоху Неолита (нового каменного века)- 4-3 тысячелетия до н.э., они связаны с Неолитической революцией — переход от присваивающих форм ведения хозяйства к производящим. В период неолита происходит 4 крупных общественных разделения труда: 1 выделение земледелия, скотоводства, 2 выделение ремесла; 3 выделение строителей, 4 появление вождей, жрецов, воинов. Некоторые исследователи период неолита еще называют Неолитической цивилизацией. Ее характерные черты: 1 доместикация- одомашнивание животных, 2 появление стационарных поселений, среди которых наиболее известны Иерихон ( Иордания) и Чатал-Хююк ( Турция)- первые в истории поселения городского типа, 3 утверждение соседской общины вместо кровнородственной и общинной собственности, 4 формирование крупных объединений племен, 5 бесписьменная цивилизация.

В конце 4- го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха" эпоха энеолита (медно — каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:

1 Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку

2 Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом бронза).

3 Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.

4 Кризис социальной жизни: разрушение уравнительной системы, складываются ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и выросли цивилизации. На древнем востоке было три центра раннеземледельческих обществ: Иордано-Палестинский, центр в Малой Азии, северная Месопотамия и западный Иран. Кроме этого складываются также центры в Греции, Болгарии, Молдавии, на Кавказе. Первые цивилизации вырастают из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального развития.  Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.

Шумерская цивилизация.

Перейдем непосредственно к рассмотрению цивилизаций древнего востока, первой из которых была Шумерская цивилизация. Шумерская цивилизация возникла в 4-3 тыс. до н. э. в южной части Двуречья на территории современного Ирака. Ее история делится на 2 этапа: период Убайдской культуры, который характеризуется началом строительства оросительной системы, ростом населения и появлением крупных поселений, которые превращаются в города-государства, Город-государство—это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Второй этап Шумерской цивилизации связан с Урукской культурой (от города Урук). Этот период характеризуется: появлением монументальной архитектуры, развитием земледелия, керамики, появление первой в истории человечества письменности (пиктограммы-рисунки), эта письменность называется клинописью и производилась на глиняных табличках. Ей пользовались около 3 тысяч лет, но затем она была утрачена и расшифрована  Генри Роуленсоном  лишь в 1835 году. Что же дала Шумерская цивилизация человечеству?

1 Изобретение письма, который сначала заимствуют финикийцы и на ее основе создают свою письменность, состоящую из 22 согласных букв, у финикийцев письменность заимствуют греки, которые добавляют гласные буквы. Латинский язык во многом питался от греческого, а многие современные европейские языки существуют на базе латинского языка.

2 Шумеры открыли медь, т.е. можно сказать, что они открыли дверь в Бронзовый век.

3. Первые элементы государственности. В мирное время у Шумеров правил совет старейшин, а на время войны избирался верховный правитель — лугаль, постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие династии.

4 Храмовую архитектуру, там появился особый тип храма — зиккурат, это храм в виде ступенчатой пирамиды

Первые в истории человечества реформы. Первым реформатором стол правитель Урукавина.

Аккадская цивилизация.

Аккад- город, находившийся к северу от Шумера, явившийся центром Аккадской цивилизации. Население этой территории принадлежало к семитской группе племен. Они усвоили Шумерскую культуру, религию, письменность. Характерная особенность ее — создание первого крупного государства с монархической формой правления и первым монархом-деспотом стал Саргон. Он был талантливым полководцем и политическим деятелем, который соединил Шумер и Аккад и создал единое государство, просуществовавшее около 200 лет. В дальнейшем деспотия становится основной формой государственной власти на древнем востоке. Деспотия — от греческого слова, означающего неограниченную власть. Суть ее заключалась в том, что во главе государства стоял деспот, обладавший неограниченной властью и выполнявший 5 основных функций:

1 Он являлся собственником всех земель

2. На период ведения войны он становился верховным главнокомандующим

3. Выполнял функции жреца

4 Он был верховным судьей

5. Являлся верховным сборщиком всех налогов.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественное происхождение правителей. Власть деспота реализовывал огромный чиновничий аппарат, который собирал налоги, наблюдал за сельскохозяйственными работами и состоянием ирригационной системы, набирал рекрутов, а также вершили суд.

Второй особенностью Аккадской цивилизации является то, что именно здесь была впервые предпринята попытка систематизации знаний. Тот же правитель Саргон большое внимание уделял написанию книг. Здесь бурно развивались математические знания. В этот период была введена система измерения времени: в часе выделено 60 минут, в минуте- 60 секунд, введена 7-дневная неделя.

Вавилонская цивилизация.

Вавилонская цивилизация была создана группой кочевых племен аммореев, семитского происхождения, которые завоевали Шумер, Аккад, Ассирию и создали крупнейшую цивилизацию древнего востока — Вавилонскую, с центром в городе Вавилоне. Она вошла в мировую историю, как первая цивилизация, в которой была разработана и создана законодательная система. Свод законов был составлен и записан на огромной каменной плите во время правления царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Кодекс Хаммурапи содержал 282 закона, именно там был сформулирован принцип: » Око за око, зуб за зуб». В этом своде законов содержались положения, которые впоследствии вошли в библейские заповеди: «не убей», «не укради» Также Вавилонская цивилизация является важным источником библейских легенд.

В 8 веке до н.э. при царе Тиглатпалассаре происходит усиление Ассирии-государства на севере Междуречья, которое населял очень воинственный народ и в 7 веке Ассирия  подчиняет  себе  Вавилон,  с  этого  времени  начинается  этап сосуществования Ассирийско-Вавилонской цивилизации. При Тиглатпалассаре была создана впервые в истории регулярная армия. Но, несмотря на воинственность ассирийцев, именно здесь при правителе Ашурбанопал появилась первая библиотека. Известнейшим правителем совместной Ассирийско-Вавилонской цивилизацией был Навуходонасор (605-562гг до н.э.) Именно при нем были созданы Вавилонская башня и Висячие сады.

Вывод: Месопотамская цивилизация в целом   внесла:  письменность, законодательство, суды, монументальное строительство, первая систематизация знаний.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта  www.refcentr.ru/

www.ronl.ru

Часть I. История первобытного общества и Древнего Востока.

Раздел 1. История первобытного общества.

Раздел 2. История Древнего Востока.

Часть II. История античности.

Раздел 1. История Древней Греции.

Раздел 2. История Древнего Рима.

Отсюда вытекает, что одной из главных особенностей данного курса являются его край-

не широкие хронологические рамки, охватывающие период от возникновения человеческого

общества (ок. 2 млн. л. до н.э.) до наступления эпохи средневековья (V – VI вв. н.э.). В связи с этим одной из наиболее острых проблем, которую вынужден решать преподаватель древней истории, является проблема отбора материала, а также необходимость сочетать систематичность и неизбежную в данных условиях (при колоссальном объеме теоретического и фактического материала) фрагментарность изложения материала.

На изучение основных вопросов, связанных с историей первобытного общества, отво-

дится примерно четверть всего объема занятий по первой части курса истории древнего мира. В рамках занятий по истории первобытного общества изучаются такие важнейшие, ключевые проблемы древнейшей истории человечества, как антропогенез, социогенез и духовная культура первобытного общества.

При изучении истории первобытного общества всегда следует иметь в виду относитель-

ность наших знаний об этом этапе истории человечества, что обусловлено, прежде всего, осо

бенностями исторических источников по данному периоду всемирной истории. Главным образом речь идет об их крайне незначительном количестве, фрагментарности, трудностях с датировкой, отсутствием письменных источников, играющих при изучении других периодов мировой истории решающую роль, а также о необычайной важности роли самого исследователя в интерпретации источников по истории первобытного общества.

Что касается Древнего Востока, то он дает нам примеры первых в истории человечества

цивилизаций. Хронологические рамки истории Древнего Востока определяются как рубеж IV–III тысячелетий до н.э. – V–VI вв. н.э., т.е. время от возникновения древнейших государств вдолине Нила и Южном Двуречье до установления на Востоке феодальных общественных отношений.

Основным содержанием данного периода всемирной истории является становление и

развитие в ряде регионов Африки и Азии классовых обществ и соответствующих социально-

политических институтов. Цивилизации Древнего Востока развивались в основном по общим законам, однако, при этом каждая из них имела свои специфические черты, обусловленные целым рядом факторов, и прежде всего – различиями в природно-географических условиях их существования.

Кроме того, именно в хозяйстве древневосточных государств впервые в значительном

масштабе начинает использоваться труд рабов, ставший основой экономической жизни общества позднее, в эпоху античности. Поскольку рабство на Древнем Востоке имело ряд существенных отличий по сравнению с классическим рабством, проблема их выявления и изучения является одной из важнейших в вузовском курсе истории древнего мира.

Практические занятия по истории Древнего Востока в основном посвящены изучению

письменных источников и потому по форме проведения приближаются к занятиям лабораторного типа. Основной задачей работы студентов является в этом случае приобретение умений и навыков в области работы с письменными историческими источниками как нарративного, так и документального характера. При изучении повествовательных письменных источников всегда следует помнить о необходимости критического к ним отношения, выявления присущих им субъективизма и тенденциозности, а также комплексного их использования. Без определения степени достоверности того или иного письменного источника его эффективное использование при изучении истории человеческого общества просто невозможно.

Античная история – это период становления и развития древнейших цивилизаций на

территории Европы. Их отличительной особенностью в области социально-экономических отношений являлось использование в массовом масштабе рабского труда, который превращается в основу существования древнегреческого и древнеримского обществ. При этом необходимо отметить, что характер рабства в античном мире был в значительной степени иным, нежели на Древнем Востоке. В Древней Греции и Древнем Риме рабы являлись полностью бесправной категорией населения; они не только не имели каких-либо прав, но и сами являлись собственностью рабовладельцев, которыми могли быть как частные лица, так и коллективные собственники.

Кроме того, именно в античности в результате борьбы народных масс с аристократиче-

ской верхушкой гражданских общин (применительно к Элладе этот процесс получил название≪архаическая революция≫, а к Древнему Риму – борьбы патрициев и плебеев) впервые в истории человечества возникают государства с республиканской формой правления, не известные на Древнем Востоке. Во многом именно это обстоятельство позволило широким социальным слоям, освободив их инициативу, принять активное участие в жизни общества и государства, античному миру – достичь небывалого до того уровня социально-экономического и политического развития.

Таким образом, важнейшими проблемами курса истории античной цивилизации являют-

ся вопросы, связанные со становлением и функционированием системы античного, или классического, рабовладения, а также процесс возникновения и развития полисного строя.

Важной составляющей вузовского курса истории древнего мира является учет и исполь-

зование в практике преподавания междисциплинарных связей. В данном случае речь идет

прежде всего о таких дисциплинах, как ≪История России≫ (ДПП.Ф.03), ≪История Средних веков≫ (ДПП.Ф.02), ≪Теория и методика обучения истории≫ (ОПД.Ф.04), ≪Археология≫

(ДПП.Ф.05), ≪Историография≫ (ДПП.Ф.06), ≪Источниковедение≫ (ДПП.Ф.07), ≪Вспомогательные исторические дисциплины≫ (ДПП.Ф.08), ≪Культурология≫ (ГСЭ.Ф.04), ≪Социология≫(ГСЭ.Ф.08), ≪Философия≫ (ГСЭ.Ф.09), ≪Мировая художественная культура≫ (ДПП.ДС.02),≪История политических учений≫ (ДПП.ДС.05).

В лекционном материале вопросы, предназначенные для изучения на практических заня-

тиях, рассматриваются достаточно обобщенно, без глубокого источниковедческого обоснования, на что имеются свои объективные причины, главной из которых является ограниченность учебного времени при обилии подлежащего изучению материала. Поэтому важной задачей практических занятий по истории Древней Греции и Древнего Рима является не только расширение, но и углубление знаний студентов по ключевым проблемам античной истории. По этой причине при изучении целого ряда вопросов студентами анализируется не только материал источников и современной научной литературы, но и историография рассматриваемой на занятии проблемы.

Практические занятия по курсу истории древнего мира строятся с учетом будущей ква-

лификации студентов исторического факультета. В связи с этим при подготовке к некоторым из них студентам потребуется выполнить ряд заданий, имеющих методический характер и направленных на ознакомление первокурсников с программой и учебно-методическим обеспечением школьного курса истории древнего мира. Эти знания пригодятся студентам в дальнейшем, при изучении курса методики преподавания истории и прохождении педагогической практики на III– V курсах.

studfiles.net


Смотрите также