Керамика первобытная. 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. Керамика первобытная


История керамики |

С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. В музеях разных стран хранится немало шедевров керамического мастерства.От примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовляемых на основе самых последних достижений современной науки; от грубого кирпича до тонкого прозрачного фарфора — таков путь развития керамики.

Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного материала — глины, обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла. Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Азии, Америки, Африки  дают обширный материал для изучения этой интереснейшей области творческой деятельности человека.  Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни.

Существует два предположения  о происхождении гончарства.Первое, что прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетенная из лыка и веток и обмазанная для прочности и водостойкости глиной.Эта гипотеза происхождения гончарства получила название «корзиночной» и  долгое время была основной. Этому способствовали многочисленные примеры из жизни «примитивных» народов Африки, Азии, Южной Америки.Но в ходе специальных экспериментов было доказано, что плетеный сосуд, обмазанный глиной, при обжиге часто растрескивался и не держал форму.

Согласно другой гипотезе, первым пластическим сырьем для изготовления емкостей послужила не глина, а природные материалы органического происхождения, такие как навоз животных, птичий помет, в которых глина использовалась  как связывающий компонент.Такие сосуды  не обжигались, а лишь высушивались,  так как были предназначены для хранения или переноса продуктов. Постепенно доля глини в формовочных массах увеличивалась и со временем стала основным сырьем. Когда такие сосуды попадали в огонь, его органические части сгорали, а глина приобретала особую прочность. Заметив это, люди постепенно начали лепить свои изделия, используя только глину, без плетения каркаса из веток или лыка.Только после обжига глина превращалась в новое, искусственное вещество — керамику.

Термин «керамика» произошел  от греческого слова «керамос», что означает глина. Изделия, полученные  из глины с разными добавками и, обожженные до камнеподобного состояния, называют керамическими.

Первые известные образцы керамики относятся к эпохе верхнего палеолита ( 28 000 — 21 000 гг. до н. э). Найденные в 1993 году горшки в пещере Сяньжэньдон на юго-востоке КНР слеплены 20 тысяч лет назад. Древние люди, изготовившие первую нехитрую утварь, варили в ней улиток и ракушки и кипятили кости животных. Самым древним предметом из обожженной глины является  вестоницкая Венера — «палеолетическая Венера», обнаруженная в Моравии в 1925г. и в настоящее время выставленная в Моравском музее города Брно, Чехия. Это  древнейшая известная науке керамическая статуэтка, высотой 111 мм, шириной 43 мм. Датируется различно — между 29 000 и 25 000 гг. до н. э. При томографическом  исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом.150px-Vestonicka_venuse_edit

                                                                           Венера из Дольни-Вестонице

Наиболее совершенные образцы мезолитической керамики известны в культуре Дземон (13 000 лет до н. э. -300 лет до н. э.)на территории Японии. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период Дзёмон соответствует мезолиту и неолиту.  Эта культура  получила название от термина «дзёмон» (дословно — «след от веревки»), так называют технику украшения глиняной посуды и фигурок «догу» шнуровым орнаментом, получившую распространение в этот период.

200px-JomonStatue

Догу-«глиняная кукла»

  В неолите керамика становится неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур .

Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа), часто были неправильной формы.200px-PSM_V47_D105_Making_coiled_ware_in_basket_bowl

Древнейшие горшки неолита, как правило, имели большие размеры (до 0.5м) и очень тонкие стенки(~1см). По форме они напоминали яйцо, у которого срезана на 1/4 тупая часть. Например, найденные при раскопках неолитического поселения Муллино IIA (VI тыс. до н.э.) очень редкие целые сосуды имеют диаметр 30-40 см, высоту 50-70см, а толщину стенок всего 1см. При любой другой форме сосуды бы развалились под собственной тяжестью еще до обжига. Такая форма сосуда , скорее всего,  была заимствована у природы.

Многие центры древних цивилизаций Передней Азии и Ближнего Востока часто называют «страной глиняных городов». Эти регионы бедны строительными материалами, заметной была нехватка дерева и строительного камня. Поэтому здесь очень рано стали использовать  глину,  обратив внимание на ее полезные свойства.Эти поселения  представляют собой высокие многометровые напластования глины-«тепе» или «адепе» — «глиняные холмы», в которых находятся остатки самых разных эпох. Отсюда и названия:Тепе-Сораб , Тепе-Гуран  и др.

В первобытные времена изготовление  керамики определялось исключительно  практической необходимостью.  Но  в процессе общественного развития совершенствовалось качество черепка, разнообразнее становились формы гончарных изделий, богаче  оформление наружной поверхности. Керамика превратилась  в объект художественного творчества.

Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит — ранний бронзовый век) позволило значительно  упростить и ускорить процесс формовки изделия.

Анализируя   способ производства гончарных изделий  разных народов  можно в некоторой степени оценить уровень  промышленного развития той или иной цивилизации. В доколумбовых культурах Америки индейцы  изготавливали глиняные изделия  без гончарного круга вплоть до прихода европейцев. Некоторые племена  Центральной Африки изготовляли горшки от руки ещё в начале XX века. Они  сушили  их на солнце, затем обкладывали  внутри и снаружи соломой, затем  поджигая солому, осуществляли обжиг.

 

Похожее

www.tvorchistvo.ru

Скульптура и керамика первобытного общества

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» города Рубцовска Искусство первобытного общества Скульптура и керамика первобытного общества Презентация к уроку «История изобразительного искусства», 2 класс Подготовил: Артеменко Евгений Михайлович преподаватель МБУ ДО «ДХШ» г. Рубцовск

2 Содержание 1. Зарождение скульптуры 2. Материалы палеолитической скульптуры 3. Палеолитические Венеры 4. Появление керамики 5. Керамика культуры «Дзёмон» 6. Керамика трипольской культуры 7. Художественные изделия из металлов 8. «Звериный стиль» 9. Мегалитические статуи 10. Домашнее задание 11. Список использованных источников и литературы 12. Аннотация

3 Зарождение скульптуры Скульптурная голова из камня, палеолитическая стоянка Лез Эйзи, Франция Зооморфная речная галька, палеолитическая стоянка Лез Эйзи, Франция В форме некоторых камней фантазия первобытного человека позволяла угадывать очертания фигур животных и человека, нужно было лишь добавить некоторые детали или незначительно обработать форму.

4 Зарождение скульптуры Натуральный макет медведя пещеры Монтеспан, Франция Натуральный макет животного выполнялся первобытным человеком в виде скульптуры с наброшенной звериной шкурой и служил охотничьей мишенью. Основой мог являться камень или сталагмит, если его природная форма напоминала фигуру животного, а также мог быть вылепленным из глины.

5 Зарождение скульптуры Бизоноподобный сталагмит (пещера Эль-Кастильо, Испания)

6 Зарождение скульптуры Рельефное изображение бизона, силуэтом которого служит естественный выступ скалы (пещера Альтамира, Испания)

7 Материалы палеолитической скульптуры Мамонт из Фогельхерд, бивень мамонта, Германия лет до н. э. Скребки и рубила каменного века Древнейшая скульптура первобытного человека представлена резными фигурками из кости, рога или камня, которые были искусно обработаны кремневыми инструментами скребок и рубило.

8 Палеолитическая скульптура Дикая лошадь, бивень мамонта, длина 4,8 см., Фогельхерд, Германия лет до н. э. Человеколев, бивень мамонта, высота 29,6 см., г.ульм, Германия лет до н. э. Пещерный лев, бивень мамонта, длина 8,8 см., Фогельхерд, Германия лет до н. э.

9 Палеолитическая скульптура Оглянувшийся бизон, рог северного оленя, длина 10 см., Ла Мадлен, Франция лет до н. э. Голова лошади, рог северного оленя, длина 5,7 см., Мас д'азиль,франция лет до н. э.

10 Палеолитическая скульптура Вылепленные из глины барельефные фигуры бизонов, длина 61 и 63 см., пещера Тюк д Одубер, Франция (ок лет до н.э.)

11 Палеолитические Венеры Древнейшим распространенным сюжетом в первобытной скульптуре стали так называемые «Палеолитические Венеры». Они представляли обобщённый образ женщиныматери, символ плодородия. Венера из Виллендорфа, известняк, высота 11 см., Австрия лет до н. э. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. То было время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива.

12 Палеолитические Венеры Венера из Холе-Фельс, бивень мамонта, высота 6 см., г. Шельклинген, Германия лет до н. э. Лоссельская Венера, известняк, высота 42 см., Франция ок лет до н. э.

13 Палеолитические Венеры Венера Брассемпуйская, слоновая кость, высота 3,65 см., с. Брассемпуи, Франция лет до н. э.

14 Появление керамики Ямочно-гребенчатый сосуд, керамика, Россия 8 3 тыс. лет до н.э. Вестоницкая Венера, керамика, высота 11,1 см., Моравия, Чехия лет до н. э. В эпоху неолита появились статуэтки, вылепленные из глины и подвергнутые обжигу, что является одним из древнейших примеров керамики. Керамика это первый искусственный материал, который научился получать человек.

15 Керамика культуры «Дзёмон» Самые ранние образцы керамики были найдены на Дальнем Востоке, они были выполнены лет до н.э. Разнообразны по форме глиняные фигурки и сосуды культуры «Дзёмон» (VIII-I тыс. до н.э.). Чаша, ранний период Дзёмон, керамика, Япония Дзёмон - дословно «след от верёвки», так называли технику украшения глиняной посуды шнуровым орнаментом.

16 Керамика культуры «Дзёмон» Ритуальные сосуды, период Дзёмон, керамика, Япония

17 Керамика культуры «Дзёмон» Догу, период Дзёмон, керамика, Япония

18 Керамика трипольской культуры Культура VI III тыс. до н. э., распространённая в Дунайско- Днепровском междуречье (современная территория Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии). Сосуд для зерна, керамика, Трипольская культура Лепные глиняные фигуры и посуда украшались спиральным орнаментом, нанесенным в виде углублений или расписанными черной, красной и белой красками.

19 Керамика трипольской культуры «Грушевиные» и «биноклвидные» сосуды

20 Керамика трипольской культуры Культовые женские статуэтки

21 Художественные изделия из металлов В эпоху бронзы и железа научились изготавливать художественные изделия из металлов. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, чем камень, её можно было отливать в формы и шлифовать.

22 «Звериный стиль» Экспозиция коллекции «Звериного стиля» в музее, Пермь Склонность первобытного человека изображать животных именуют «Звериный стиль», а за свою миниатюрность небольшие фигурки, изображающие зверей, получили название пластики малых форм. Звериный стиль возник в бронзовом веке, а получил развитие в железном веке.

23 Пермский звериный стиль Бляха с изображением всадника на лосе, Верхнее Прикамье, бронза, V-VI века до н. э. Ажурная бляха, Верхнее Прикамье, бронза, VI-VIII века до н. э.

24 Пермский звериный стиль Ажурные бляхи, Верхнее Прикамье, бронза, VI-VIII века до н. э.

25 Скифское золото Бляха в виде оленя из Костромского кургана, золото, VI век до н. э. Бляха в виде пантеры из Келермесского кургана, золото, VII век до н. э.

26 Мегалитические статуи Мегалитические статуи Корсики, Франция ( г. до н.э.) В эпоху бронзы и железа в культовых местах начали устанавливать каменные изваяния богов или фигуры предков высотой от 1 до 4 метров. Подобные монументальные каменные статуи называют мегалитическими (от греч. μέγας большой, λίθος камень).

27 Мегалитические статуи Мегалитические статуи Моаи острова Пасхи, Чили ( гг.)

28 Мегалитические статуи Мегалитические статуи Колумбии, Южная Америка (I VIII век н.э.)

29 Мегалитические статуи Мегалитические статуи долины Бада, Индонезия ( г. до н.э.)

30 «Каменные бабы» Каменная баба, Степное Причерноморье (2 тыс. до н.э.) Каменная баба на тюркском захоронении, Западная Монголия (VI-VII века) Так называемые «Каменные бабы» устанавливались на курганах древними народами: скифами, половцами и другими. Они найдены в больших количествах в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии.

31 «Каменные бабы» Половецкие каменные бабы (IX-XIII века), экспозиция Государственного исторического музея в Москве

32 Домашнее задание Пермский «Звериный стиль», мелкая пластика Каменная баба, мегалитическая скульптура Выполнить зарисовку примеров скульптуры мелкой пластики «Звериного стиля» и монументальной мегалитической скульптуры.

33 Список использованных источников и литературы 1. Аксёнова М. и др. Энциклопедия для детей. Том 7. Часть 1. М.: Аванта+, Вийранд Т. Молодежи об искусстве. Таллинн, Всеобщая история искусств: В 6 т. Т.1. М., Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М., Кузьмина М.Т., Мальцева Н.Л. История зарубежного искусства. М., Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., Окладников А.П. Утро искусства. Л., Семенов В.А. Первобытное искусство. СПб., Сокольникова Н.М. История искусства в 2 томах. Тот 1. М., Янсон Х.В., Энтони Ф. Янсон. Основы истории искусств. СПб., Столяр А.Д. Происхождение искусства. М.,1985.

34 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» города Рубцовска Учебное пособие к предмету «История изобразительного искусства», 2 класс Раздел 1. Искусство первобытного общества Тема: Скульптура и керамика первобытного общества Разработчик: Артеменко Евгений Михайлович, преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО «ДХШ» г. Рубцовск Для улучшения качества образования в предметной области «История искусств» подготовлены авторские мультимедиа презентации, которые разработаны с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Мультимедиа презентации разработаны в соответствии с разделами и темами программ учебных предметов «Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства». В мультимедиа презентациях содержится краткое изложение учебного материала с необходимыми иллюстрациями и репродукциями художественных произведений, указаны задания для учащихся, а также приводится список литературы по изучаемой теме. Презентации предназначены для воспроизведения на ПК и выполнены в программе «Microsoft PowerPoint», используются следующие форматы файлов - «.ppt», «.pptx» и «.pdf». Внимание! В соответствии с Законом об авторском праве использование авторских материалов целиком или по частям разрешается только с письменного согласия автора или с указанием Ф.И.О. автора, а также размещением активной ссылки на персональный интернет сайт автора и контактной информации: Е.М. Артёменко,

docplayer.ru

1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи

Первобытное из-ое иск включает: барельефные, контурные и многоцветные изоб-я на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах, каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными, гравированными и живоп изоб-ми; мегалитические сооружения из огромных плит; орнаментированные изделия из кости и рога; различным образом декор-ые сосуды, украшения и многое другое. Первоначально появились знаковые изображения (отпечатки ладоней, «макароны» - разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резцами по камню) Палеолит (35-10 тыс лет до н.э.) В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульп. Гравированные рис на камне, кости и роге исполняли кремневым резцом; иногда рисовали пальцем на наносном слое глины на стенах пещеры. Краска наносилась примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Места, где найдены изобр были святилищами, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытных общин. Чтобы повлиять на успех охоты, чел-к прибегал к ритуалам. Рис эпохи верхнего палеолита поражают не только мастерством и свободой исполнения, но и пониманием поведения жив. Знание повадок жив для первобытных охотников явилось вопросом жизни и смерти, от этих знаний зависели благополучие и само существование рода. Звери изображались в различных позах, в движении: они идут, скачут, борются, щиплют траву. Часто их головы обращены назад, словно их преследуют охотники. Первобытные люди умели выразить в росписях, рельефах и гравированных изображениях, связанных с обрядами, определенное состояние зверя: испуг, настороженность, ярость, угрозу, удивление, любопытство, спокойствие, умиротворение. Рис исполнялся ни одной, а несколькими красками, он приобрел объемность – чему способствовало переход тона. Рисуя того или иного зверя на стенах святилища, человек не обращал внимания на то, что там уже было нарисовано множество животных, важно было исполнить свое изображение, перед которым охотники совершают ритуальный обряд. Поэтому рис наслаивались друг на друга, причем нередко так густо, что почти ничего нельзя было разобрать. Возможно, в таком наслаивании было умышленное намерение увеличить количество заклинаемых зверей. Мезолит (ок 10-5 тыс лет до нэ) Росписи и иероглифы в это время, как правило, на открытых местах, на скалах. Росписи представляют собой многофигурные композиции: сцены ритуальных действий, охоты и вооруженных столкновений, загона скота, вызывания дождя, сбора меда и т д. Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются, иногда почти сводятся к знаку, это дает возможность усиливать динамику, ритм. Человек выработал способность мыслить отвлеченными категориями, отображать сложные явления. Возможно, схематизм возник потому, что ослабла наивная вера в изображение, как в двойника человека или животного и на первый план вдвинулась необходимость сообщения, рассказа о событии. В этом берет исток пиктография - рисуночное письмо. Неолит (ок 5-3 тыс лет до нэ) Человек научился обжигать глину т е впервые создал материал, которого не было в природе. Изготовление керамических изделий имела такое важное значение и было широко распространено в Неолите, что его еще называют керамическим веком. Изоб-я исполнялись не только на скалах и больших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рис, помимо фигур людей и животных, лодок и колесниц, запряженных лошадьми и быками, много различных знаков в виде кругов, спиралей, крестов, свастик, полумесяцев и других лунарных и солярных и иных символов. Это говорит о сущ-ии у чел-ка сложной мифологии и разнообразных культов природных стихий. Росп. постепенно схематизируются до сухого геометрического знака. В Ев наскальные росписи в новом каменном веке практически исчезают. Здесь широкое развитие получило изготовление и украшение глиняной посуды, а так же мелкая пластика. Посуду лепили еще без прим-ия гончарного круга. Стенки сосудов покрывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской, насечками, ямками, углубленными линиями и штрихами. Орнамент составлялся из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик, крестов, из стилизованных фигурок животных и человека. Орнаментальные узоры служили не только для украшения посуды: многие из них воплощали представления человека об устройстве мира и имели магическое значение. В создании орнамента появилось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясности и чувству ритма, симметрии, гармонии, эстетического чувства. Эпоха железа (ок 1тыс лет до нэ) В Западной Евр. последний этап истории первобытно общ-ва представлен культурой кельтов. В ее развитии выделяют два периода – гальштатской и латенский. Гальштатская керамика, созданная на гончарном круге, отличалась четкостью и правильностью очертаний. Помимо орнамента сосуды украшались изоб-ми зверей и люд. Большая, а иногда главенствующая роль человека в изоб-ом иск отражает новые черты мировоззрении людей Эп Жел. Художники стремились показать все свои стороны жизни человека на стенах гравир-сь сцены пиров и празднеств с игрой на муз инстр-х, кулачных боев, битв, охоты, религ-х процессий, жертвоприношений. Скифская кул-ра Наиболее яркой особенностью самобытной скифской кул-ры является так называемый звериный стиль. В отличии от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям хищников – кабанов, львов, тигров, барсов, орлов. Конечно. Изображались и олени, козлы, бараны, кабаны, рыбы. Большое внимание в скиф. Ис-ве уделялось и образам фантастических животных, например грифонам – зверям с телом льва, головой и крыльями орла. Звери обычно представлены в позах, выражающих напряженное состояние или борьбу.

В эпоху бронзы возникали формы отражения идеи и чувства человека – монументальная пластика и культовая ар-ра. Типичными сооружениями Эп Бр считаются мегалитические постройки, тесно связанные с рел-но-культ. Обрядами. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгиры (длинный камень) – это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20м) Они могут быть и едва оттесанными и покр-ми рельефной резьбой, м.б. увенчаны головой чел-ка или жив. Либо целиком выполнено как монументальная скульптура. Ставили их обычно на возв-ях, иногда они тянулись паралл-ми рядами на 2-3 км, порой были центром поселений. Возм, менгиры яв-сь объектом поклонения как символ плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний. Дольмены(каменный стол) - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они м.б многогранными или круглыми. На внутр-юю повер-сть плиты иногда наносились символ знаки. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгир. Д были местом захоронения членов рода. Кромлехи (круг) самые значимые соор-ия древ., представляют собой расп-ые по кругу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромные монолитные столбы. Кругов (концентрических) м.б. несколько. Иногда столбы перекрывались гориз-ми каменными плитами. К распол-ся вокруг кургана или жерт-го камня. Это первые известные культовые сооружения. В то же время К, вероятно, служили древнейшими обсерваториями. Одним из самых знаменитых англ. К яв-ся Стоунхендж – мегалитическая постройка тех времен, когда еще не были изобретены ни блок, ни колесо.

studfiles.net

1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи

Первобытное из-ое иск включает: барельефные, контурные и многоцветные изоб-я на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах, каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными, гравированными и живоп изоб-ми; мегалитические сооружения из огромных плит; орнаментированные изделия из кости и рога; различным образом декор-ые сосуды, украшения и многое другое. Первоначально появились знаковые изображения (отпечатки ладоней, «макароны» - разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резцами по камню) Палеолит (35-10 тыс лет до н.э.) В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульп. Гравированные рис на камне, кости и роге исполняли кремневым резцом; иногда рисовали пальцем на наносном слое глины на стенах пещеры. Краска наносилась примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Места, где найдены изобр были святилищами, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытных общин. Чтобы повлиять на успех охоты, чел-к прибегал к ритуалам. Рис эпохи верхнего палеолита поражают не только мастерством и свободой исполнения, но и пониманием поведения жив. Знание повадок жив для первобытных охотников явилось вопросом жизни и смерти, от этих знаний зависели благополучие и само существование рода. Звери изображались в различных позах, в движении: они идут, скачут, борются, щиплют траву. Часто их головы обращены назад, словно их преследуют охотники. Первобытные люди умели выразить в росписях, рельефах и гравированных изображениях, связанных с обрядами, определенное состояние зверя: испуг, настороженность, ярость, угрозу, удивление, любопытство, спокойствие, умиротворение. Рис исполнялся ни одной, а несколькими красками, он приобрел объемность – чему способствовало переход тона. Рисуя того или иного зверя на стенах святилища, человек не обращал внимания на то, что там уже было нарисовано множество животных, важно было исполнить свое изображение, перед которым охотники совершают ритуальный обряд. Поэтому рис наслаивались друг на друга, причем нередко так густо, что почти ничего нельзя было разобрать. Возможно, в таком наслаивании было умышленное намерение увеличить количество заклинаемых зверей. Мезолит (ок 10-5 тыс лет до нэ) Росписи и иероглифы в это время, как правило, на открытых местах, на скалах. Росписи представляют собой многофигурные композиции: сцены ритуальных действий, охоты и вооруженных столкновений, загона скота, вызывания дождя, сбора меда и т д. Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются, иногда почти сводятся к знаку, это дает возможность усиливать динамику, ритм. Человек выработал способность мыслить отвлеченными категориями, отображать сложные явления. Возможно, схематизм возник потому, что ослабла наивная вера в изображение, как в двойника человека или животного и на первый план вдвинулась необходимость сообщения, рассказа о событии. В этом берет исток пиктография - рисуночное письмо. Неолит (ок 5-3 тыс лет до нэ) Человек научился обжигать глину т е впервые создал материал, которого не было в природе. Изготовление керамических изделий имела такое важное значение и было широко распространено в Неолите, что его еще называют керамическим веком. Изоб-я исполнялись не только на скалах и больших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рис, помимо фигур людей и животных, лодок и колесниц, запряженных лошадьми и быками, много различных знаков в виде кругов, спиралей, крестов, свастик, полумесяцев и других лунарных и солярных и иных символов. Это говорит о сущ-ии у чел-ка сложной мифологии и разнообразных культов природных стихий. Росп. постепенно схематизируются до сухого геометрического знака. В Ев наскальные росписи в новом каменном веке практически исчезают. Здесь широкое развитие получило изготовление и украшение глиняной посуды, а так же мелкая пластика. Посуду лепили еще без прим-ия гончарного круга. Стенки сосудов покрывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской, насечками, ямками, углубленными линиями и штрихами. Орнамент составлялся из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик, крестов, из стилизованных фигурок животных и человека. Орнаментальные узоры служили не только для украшения посуды: многие из них воплощали представления человека об устройстве мира и имели магическое значение. В создании орнамента появилось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясности и чувству ритма, симметрии, гармонии, эстетического чувства. Эпоха железа (ок 1тыс лет до нэ) В Западной Евр. последний этап истории первобытно общ-ва представлен культурой кельтов. В ее развитии выделяют два периода – гальштатской и латенский. Гальштатская керамика, созданная на гончарном круге, отличалась четкостью и правильностью очертаний. Помимо орнамента сосуды украшались изоб-ми зверей и люд. Большая, а иногда главенствующая роль человека в изоб-ом иск отражает новые черты мировоззрении людей Эп Жел. Художники стремились показать все свои стороны жизни человека на стенах гравир-сь сцены пиров и празднеств с игрой на муз инстр-х, кулачных боев, битв, охоты, религ-х процессий, жертвоприношений. Скифская кул-ра Наиболее яркой особенностью самобытной скифской кул-ры является так называемый звериный стиль. В отличии от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям хищников – кабанов, львов, тигров, барсов, орлов. Конечно. Изображались и олени, козлы, бараны, кабаны, рыбы. Большое внимание в скиф. Ис-ве уделялось и образам фантастических животных, например грифонам – зверям с телом льва, головой и крыльями орла. Звери обычно представлены в позах, выражающих напряженное состояние или борьбу.

В эпоху бронзы возникали формы отражения идеи и чувства человека – монументальная пластика и культовая ар-ра. Типичными сооружениями Эп Бр считаются мегалитические постройки, тесно связанные с рел-но-культ. Обрядами. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгиры (длинный камень) – это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20м) Они могут быть и едва оттесанными и покр-ми рельефной резьбой, м.б. увенчаны головой чел-ка или жив. Либо целиком выполнено как монументальная скульптура. Ставили их обычно на возв-ях, иногда они тянулись паралл-ми рядами на 2-3 км, порой были центром поселений. Возм, менгиры яв-сь объектом поклонения как символ плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний. Дольмены(каменный стол) - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они м.б многогранными или круглыми. На внутр-юю повер-сть плиты иногда наносились символ знаки. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгир. Д были местом захоронения членов рода. Кромлехи (круг) самые значимые соор-ия древ., представляют собой расп-ые по кругу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромные монолитные столбы. Кругов (концентрических) м.б. несколько. Иногда столбы перекрывались гориз-ми каменными плитами. К распол-ся вокруг кургана или жерт-го камня. Это первые известные культовые сооружения. В то же время К, вероятно, служили древнейшими обсерваториями. Одним из самых знаменитых англ. К яв-ся Стоунхендж – мегалитическая постройка тех времен, когда еще не были изобретены ни блок, ни колесо.

studfiles.net

Древнейшая керамика. Повседневная жизнь охотников на мамонтов

Древнейшая керамика

Строго говоря, называть керамику «обожженной глиной» не совсем верно. Керамика — это первое созданное человеком искусственное вещество, отсутствующее в природе. Да, основу его составляет глина, но по своим главным свойствам оно существенно отличается от этого исходного материала. Химически глина представляет собой смесь окиси алюминия, двуокиси кремния и воды. При подготовке к обжигу глина проходит предварительную подготовку, которая разрушает ее первичную структуру. Она разминается, размешивается в воде, в нее добавляются разные примеси — песок, толченые кости, древесный уголь и проч. При температуре свыше 400 градусов по Цельсию происходит химическая реакция: вода улетучивается навсегда, и возникает отсутствующий в природе безводный силикат, который уже не может размокнуть под воздействием влаги. В широком смысле слова «керамикой» следует называть не только керамическую посуду, но и любые изделия, полученные таким способом: статуэтки, черепицу, силикатные трубы и прочее.

Археологи установили: керамика как таковая была изобретена намного раньше неолитической эпохи! Ее изобрели в середине верхнего палеолита. По крайней мере, древнейшая в мире керамическая скульптура обнаружена на палеолитических стоянках Чехии — Павлов и Дольни Вестонице — где жизнь протекала приблизительно 27—26 тысяч лет назад. Найденные там скульптурки представляют собой изображения женщин и различных зверей — мамонтов, волосатых носорогов, медведей.

Люди, жившие на этих поселениях, принадлежали культурам охотников на мамонтов. Именно их потомки несколько тысячелетий спустя ушли на восток, на берега Дона и Оки. И здесь, на Русской равнине, в слое Костенок 1/1 и на Зарайской стоянке (возраст: около 22 тысяч лет назад), при раскопках были собраны многочисленные кусочки керамики. Однако на сей раз эти находки вполне бесформенны. Быть может, лишь один-два из них являются обломками каких-то фигурок. Кусочки обожженной глины находят и на других палеолитических поселениях. В знаменитой своими росписями Каповой пещере на Урале, в слое, датирующемся около 14 тысяч лет назад, даже обнаружена округлая чашечка из обожженной глины. На Енисее, в Майнинской стоянке (возраст ее 15 тысяч лет назад) найдена оригинальная фигурка человека. Глинистая порода, из которой она была сделана, была смешана с песком и размята перед обжигом, но сам обжиг очень плохой, неравномерный.

Палеолитическая керамика вызывает в научных кругах огромный интерес. Но, подобно многим другим изобретениям, сделанным «не ко времени», это великое открытие так и не получило дальнейшего развития и исчезло бесследно вместе с культурами, в которых возникло. Первооткрыватель и исследователь костенковской керамики, петербургский археолог Н. Д. Праслов допускает, что некоторые кусочки ее могли происходить от сплетенных из прутьев, а затем обмазанных глиной и обожженных сосудов. И все же непосредственно связывать палеолитическую керамику с началом массового производства керамической посуды невозможно. В дальнейшем это изобретение вновь оказалось забытым на целые тысячелетия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Victor Bryant. История керамики . Доисторический период .Верхний палеолит. Часть 2. Перевод.

Только изображение или священный символ?

Кроме изображений животных, пещерные люди вырезали множество крошечных фигурок людей из камня, кости и лепили их из глины. Они изображали женщин, в большинстве случаев размер фигурки один или два дюйма (1 дюйм = 2.54 сантиметр ).

Одно из наиболее натуралистичных изображений - крошечная фигурка вырезанная из известняка, известная как Виллендорфская Венера , названная по имени австрийской деревни,около которой она была найдена. Возможно у нее несколько карикатурные женские формы, но среди огромного числа женских статуэток, которые были найдены, она наиболее натуралистична.

Большинство статуэток это стилизация, практически абстрактная форма из нескольких шаров, соединенных вместе. Считается, что все они изображают мать-богиню плодородия. Тысячи доисторических изображений были найдены по всему миру.

(Фигура, изображающая плодородие, найдена в Виллендорфе, Австрия. Датируется 30 000 в.д.н.э. )

виктор бриант, гончарнй круг

Крошечная статуэтка из каменного века по форме напоминающая луковку 4, 3 " высотой, вырезана из известняка.

По всей вероятности женский образ изобилия , самый натуралистичный из всех до сих пор найденых.

Обнаружена около деревни Виллендорф в Австрии и создана, вероятно,  более чем 20,000 лет назад.

Открытие керамики.

Открытие , что огонь превращает мягкую и рассыпающуюся глину в прочную форму, положило начало созданию керамики. Сейчас очевидно, что это произошло ещё в каменном веке, но когда и где люди впервые узнали это, все ещё остается тайной, которая видимо никогда не будет раскрыта .

Археологи привыкли считать, что керамические изделия не создавались до 10 000 в д.н.э.

Но последнее время научные исследования маленьких фигурок , найденных в археологических раскопках времени каменного века (в восточной Европе ) позволяют предположить, что люди открыли принцип использования огня для обжига глины уже по крайней мере 30 000 лет назад.

Множество фрагментов крошечных фигурок из обожженной глины найдены в местах доисторических раскопок в Чехии и в настоящее время датируются 27 000 в.д.н.э.

Это даже раньше, чем многие из наскальных рисунков !

На карте показана Dolni Vestonice ( Вестонице ) в Чехии.

история керамики, перевод статьи

На карте показано примерное местоположение Dolni Vestonice, под Брно, Моравия в Чехии. Здесь в каменном веке была большая стоянка охотников на мамонтов. На территории стоянки были обнаружены печь каменного века и керамические статуэтки.

Статуэтки из обожженной глины ?

Эта черненая обожженная фигурка была найдена вместе с множеством других обожженных фрагментов. Женские статуэтки и фигурки животных сформированы из смеси костной золы и глины и затем обожжены в чем-то вроде ульевой деревенской печи в каменном веке. Эту особенную маленькую черненую фигурку , около 4,5 дюйма высотой, назвали Вестоницкая Венера, по названию доисторического поселка на месте раскопок в Моравии, рядом с Брно, на юге Чехии, где она была найдена. Если датировка верна, эти объекты вероятно самые ранние из керамических фигурок, которые были найдены до сих пор .

гончарное дело

Сделанная из глины и костной золы, это - крошечная обожженая глиняная статуэтка,

известная как "Вестоницкая Венера". Предполагают, что ей приблизительно 29,000 лет

и она была солеплена и обожжена в деревенской ульевой печи в каменном веке.

Найдена вместе с тысячами других маленьких фрагментов

в этом чешском месте стоянки древнего человека, обозначенном на предыдущей карте.

"Открытие" или "изобретение" керамики произошло независимо в разных частях мира - Европе, Азии, на востоке и западе, Африке и Америках и в Тихоокеанском регионе, а развитие технологии датирования, расширение исследований и более детальные изучения результатов несомненно приведут и к другим археологическим сюрпризам в истории керамики.

Охота, Плодородие и Выживание

Археологи сходятся в мнении, что все эти изображения , и животные и женские фигурки, были жизненно важной частью системы мистических верований и ритуалов . В основе которых были постоянная угроза жизни и стремление к выживанию. Изготавливая эти изображения и символы, охотники каменного века надеялись каким-то образом влиять на ситуацию: предотвратить или уменьшить различные бедствия.

Обряды и изображения должны были неким мистическим образом обеспечивать успешную добычу достаточного количества животных для еды и одежды, а так же обеспечивать рождение женщинами здоровых детей для продолжения рода и жизнеспособности племени .

От Охотников к Земледельцам

Образ жизни первобытных людей в позднем каменном веке мало изменялся на протяжении многих тысяч лет. Но, около 10 000 в. д.н.э некоторые группы в различных частях мира начали оседать на постоянных местах, строить деревни, выращивать животных и выращивать урожай - люди становились земледельцами и животноводами.

В археологической периодизации это последняя доисторическая эпоха называется Неолит или Новый каменный век, поскольку в это время технологии изготовления режущих инструментов из кремня были значительно усовершенствованы, а кочующие охотники и собиратели стали земледельцами.

продолжение следует

Victor Bryant. История керамики . Доисторический период .Верхний палеолит. Перевод . Часть 1.

 

www.livemaster.ru

Глина и керамика

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

Предметы из глины относятся к одним из самых прочных археологических находок, но гончарное дело является сравнительно недавним открытием. С древнейших времен люди использовали шкуры животных, корзины из коры, скорлупу страусиных яиц и дикие тыквы для переноски грузов за пределы своих поселений. Такие простые приспособления идеально подходили для охотников-собирателей, постоянно находящихся в движении. Гончарное дело появилось не ранее 6000 лет до н. э. в древних земледельческих поселениях на юго-западе Азии, таких как Чатал-Хююк, Джармо и Иерихон (Мур — Moore, 1985). А в Японии гончарное дело появилось у охотников-собирателей около 10 000 лет до н. э (Аказава и Айкенс — Akazawa and Aikens, 1986). Обитатели равнины Теухакан в горах Мексики начали заниматься земледелием до того, как первые гончарные изделия появились в Северной Америке, приблизительно в 2500 году до н. э (Б. Смит — B. D. Smith, 1999).

Кажется, что изобретение керамики совпало с появлением более оседлых поселений. Вместилища из обожженной глины имели важное преимущество — долговечность. Можно предположить, что первые глиняные сосуды использовались в домашних целях — для приготовления и хранения пищи. Вскоре сосуды из глины применялись в более специализированных целях — изготовление соли, в церемониальных действиях (например, масляные лампы и погребальные урны). Их форма и стиль дали почву для тысяч археологических анализов (Оулин и Франклин — Olin and Franklin, 1982; Ортон и другие — Orton and others, 1993; Райс — Rice, 1987).

Технология гончарного дела

Современная гончарная индустрия выпускает посуду миллионами штук, используя методы массового производства и автоматические технологии. Доисторические гончары создавали свои творения единично, пользуясь самыми простыми технологиями, но достигая удивительного совершенства в придании форм своим сосудам и их украшении.

Глину для изготовления керамических изделий всегда выбирали очень тщательно; часто ее покупали далеко от дома. Консистенция глины играет решающую роль. Ее тщательно толкут, потом добавляют воду и добиваются полной однородности. Посредством перемешивания гончар добивается того, чтобы не было пузырьков воздуха, и делает глину максимально пластичной, это позволяет придавать сосуду форму. При обжиге глина теряет воду и может треснуть, поэтому гончар добавляет в нее специальное смягчающее вещество, уменьшающее возможность пересыхания. Хотя некоторые виды гончарной глины содержат нужные смягчители и в натуральном виде, гончары обычно добавляли многие другие материалы, такие как мелкий песок, размельченные раковины или даже слюду в качестве искусственных смягчителей.

Гончарное дело является искусством, требующем очень высоких навыков. Выделяют три основные метода.

1. Составление колец. Сосуд создается из длинных колец или клиньев глины, которые соединяются раствором глины (рис. 11.9). Иногда сосуд вылепливается из куска глины. Когда гончарное дело не являлось основным занятием и с его помощью удовлетворялись местные нужды, повсеместно были распространены ручные методы.

Рис. 11.9. Женщина индейского племени пуэбло изготавливает горшки методом составления колец

Рис. 11.9. Женщина индейского племени пуэбло изготавливает горшки методом составления колец

2. Формовка. Сосуд изготавливается из куска глины, который вдавливается в вогнутую форму либо помещается на поверхности выгнутой формы. Методы формовки использовались для изготовления большого количества сосудов одного размера и формы, а также статуэток, рыболовных грузил и блоков веретен. Иногда для изготовления различных частей сосуда применялось несколько форм.

3. Гончарный круг. Сосуды, изготовленные на гончарном круге, стали широко использоваться после изобретения гончарного круга в Месопотамии около 5000 лет назад. Сосуд формируется из куска глины, находящейся на вращающемся круге, приводимом в движение руками или ногами гончара. У этого метода есть преимущества — скорость и стандартизация, он использовался для массового производства тысяч одинаковых сосудов.

Обработка поверхности придает изделию нарядность и также увеличивает долговечность при повседневном использовании. Полировка и глянцевание внешних поверхностей делает их водонепроницаемыми или почти водонепроницаемыми. Гончары полировали поверхность мокрыми руками. Часто на ровную поверхность наносился тонкий раствор глины, известный как ангоб. Ангобы ярких цветов употреблялись часто и являлись украшением сосудов (рис. 11.10). Позднее в некоторых регионах вошла в употребление глазурь. Глазурь является видом ангоба, который превращается в стеклоподобное вещество при обжиге при высокой температуре. Если ангоб не применялся, то сосуду давали медленно высыхать, пока внешняя поверхность не становилась по текстуре почти кожаной. Многие практичные сосуды украшали высеченными или штампованными украшениями, для этого использовали раковины, гребни, клейма и другие инструменты. Некоторые ритуальные сосуды даже изображали людей (рис. 11.11) или им придавались украшения, имитирующие веревки, используемые для поддержания свешивающейся крышки с горшка.

Рис. 11.10. Раскрашенный сосуд племени зуни, приблизительно 1880 год. Высота 25 см

Рис. 11.10. Раскрашенный сосуд племени зуни, приблизительно 1880 год. Высота 25 см

Рис. 11.11. Бутыль с носиком, народ моче, Перу. Южная Америка, Северное побережье. Сосуд — портрет правителя. Керамика с пигментированным ангобом, 300–700 год до н. э., размер 35,6 на 24,1 см

Рис. 11.11. Бутыль с носиком, народ моче, Перу. Южная Америка, Северное побережье. Сосуд — портрет правителя. Керамика с пигментированным ангобом, 300–700 год до н. э., размер 35,6 на 24,1 см

Обжиг предметов требует контроля со стороны гончара. Большинство древней керамики обжигалось над открытыми очагами. Сосуды покрывали быстро сгорающей древесиной, зола которой покрывала сосуд равномерно, обжигали в течение нескольких часов. Для получения более высоких температур применяли специальные печи, так называемые печи-кильны, в них не только производился обжиг и придавалась глине твердость, но также устранялись углеродные и железные составные. Кильны использовались для обжига при высоких температурах, а также для глазировки, при которой требуется два обжига. После обжига сосудам давали медленно остыть, затем заделывали мелкие трещины, и после этого сосуды были готовы к употреблению.

Изготовление глиняных сосудов детерминировалось многими социальными и другими переменными (Эрнольд — P. Arnold, 1991). В археологической литературе имеется много описаний методик изготовления керамики многими народами по всему миру. Но, к сожалению, немногие из этих исследований выходят за рамки описаний технологий и процессов производства. В них может говориться о разделении труда при изготовлении керамики, но не много раскрывается о социальном статусе гончаров, об их художественных наклонностях или об изменениях в керамической моде. Во многих сообществах гончарное дело играло четко определенную экономическую роль, добротная подготовка гончаров занимала много времени. Анализ керамики в археологии должен полагаться на понимании культурных влияний, которые лежат за изменениями в керамике в археологическом материале (Райс — Rice, 1987).

Анализ керамики

Огромная энергия была потрачена в археологии на анализ керамики, список литературы охватывает весь спектр общих аналитических методов (Оулин и Франклин — Olin and Franklin, 1982; Райс — Rice, 1987; Шепард — Shepard, 1971).

Аналогия и опыты. Для получения данных о температуре обжига, свойствах добавок и методах глазировки проводились контролируемые опыты по воспроизведению доисторической керамики (Shepard, 1971). Продуктивным источником основной информации по керамике и методам изготовления явилась этнографическая аналогия (Крэмер — Kramer, 1985, 1997). Прямой исторический подход прослеживает современные стили керамики с доисторических эпох.

Анализ формы, функций и стиля. Когда мы осматриваем коллекцию сосудов, то две характеристики древней керамики очевидны сразу же: форма и украшение. Многие поколения археологов пользовались этнографической аналогией для того, чтобы отвести специфические функции сосудам различной формы. Миски обычно использовали для приготовления и приема пищи, шаровидные сосуды наиболее удобны для хранения жидкостей. Иногда комплексы глиняных сосудов с другими кухонными приспособления не оставляют сомнений в отношении их функции. Но такие случаи редки, и археологам обычно приходится полагаться на анализ формы сосуда, чтобы сделать заключение о его функции.

Анализ формы зависит от общепринятого предположения, что форма сосуда прямо отражает его функцию. Это предположение, основанное на этнографических аналогиях, может быть опасным, так как много неясного определяет форму сосуда. К этим неясным вещам относятся свойства использованной глины, доступные технологические средства и, что может быть самым важным, культурные ценности, которые сдерживают не только технологию, но также использование и моду на сосуды. Иногда изменение формы сосуда может отражать изменение в экономической деятельности, но экономические свидетельства этого должны быть полными, прежде чем можно сделать такой вывод. Функциональное различие между утилитарным (см. рис. 10.6) и ритуальным (см. рис. 11.11) сосудами весьма очевидно, но одно должно быть подтверждено формой сосуда и прямыми ассоциациями с другими артефактами.

Анализ формы основан на тщательной классификации кластеров различных форм сосудов. Эти формы могут быть получены на основании законченных сосудов или от черепков, на которых сохранились ободок и плечико. Можно реконструировать форму сосуда исходя из этих кусочков посредством предполагаемых диаметра и высоты сосуда. Такой анализ дает широкие категории формы сосуда, которые можно значительно сузить (Саблофф — Sabloff, 1975).

Стилистический анализ намного более обычен, так как сконцентрирован не на форме и функции сосуда, но на стилях украшения, использованных гончарами. Полагается, что они независимы от функциональных соображений и, таким образом, более точно отражают культурные предпочтения авторов. В таких областях, как американский юго-запад, гончарный стили использовались для прослеживания культурных вариаций, происходивших в течение тысяч лет.

Даже беглый взгляд на сообщения о керамике из разных частей мира скажет вам, что археологи использовали десятки стилистических классификаций для изучения своих черепков. Только в последние годы они попытались стандартизировать стилистические классификации, используя кластеры легко распознаваемых атрибутов для получения иерархических типов, рядов и видов. При таком подходе фиксируется небольшое количество отличительных атрибутов из разных гончарных коллекций. Эти атрибуты обычно появляются в комплексных (ассоциированных) совокупностях признаков, которые дают основу для создания типов и рядов гончарных стилей, которые, как считается, представляют социальную систему. Например, классическая греческая аттическая и коринфская керамики отражают стандартные стили, которые можно легко датировать, хотя ряд может представлять деятельность только одного семейства гончаров, а тип — работу нескольких селений или даже целой общины. Таким образом, аргумент гласит, что стандартные типы керамики отражают достаточно жесткую социальную систему, которая предписывает, какие стили использовать, а менее формальные дизайны характерны для более ограниченного сообщества. Однако можно ли действительно предположить, что стили керамики отражают социальную активность? Ответ следует подождать до того дня, когда появятся намного более стандартные типологии из различных частей мира.

Технологический анализ. Более совершенные, разработанные с помощью компьютеров классификации сегодняшнего дня показывают, что многие из краеугольных камней археологических классификаций, например такие, как добавки в глину, являются фактически предметами сложных поведенческих и природных факторов, а не простыми барометрами действий человека, как считалось прежде. Например, Мэриэн Сэффер обнаружил, что основой для классификаций, разработанных для керамики, найденной на побережье штата Джорджия, являются простые критерии, среди них добавки из песка, гравий и измельченные черепки. Казалось, что в течение двух тысяч лет вариаций в стиле и украшениях прибрежной керамики Джорджии было немного. Поэтому археологи использовали вариации в добавках как критерий для различения новых культур и фаз. Сэффер использовал образцы глины с островов и материка, а также многие декоративные и стилистические атрибуты, плюс сложные компьютерный анализ, для того чтобы показать, что вариации в добавках могут коррелировать с качеством различных гончарных глин. Таким образом, вариации добавок зависят не только от культурных факторов, но также и от условий окружающей среды (Райс — Rice, 1987).

Технологический анализ сфокусирован на материале и составе гончарных глин и относит керамические сосуды к локально доступным ресурсам. Он также обеспечивает полезные, статистически обоснованные критерии для интерпретации переменности различных керамических форм и для разработки более совершенных классификаций керамики. Более того, существующий ныне в регионах интерес к изучению доисторических культур, торговли и обмена дает толчок к развитию анализа глин как средства для поиска мест производства керамики. В течение всего позднего доисторического периода глиняные сосуды являлись главным объектом торговли, не только из-за своих собственных качеств, но еще и потому, что они являлись удобной тарой для таких продуктов, как оливковое масло, вина или соль.

Тель-эль-Амарна в Египте был основан фараоном-еретиком Эхнатоном в 1348 году до н. э. и исчез с лица Земли спустя 15 лет после смерти его создателя. Город известен замечательными произведениями искусства, среди них бессмертная головка царицы Нефертити, и знаменитой дипломатической перепиской. Египтолог Флиндерс Петри обнаружил более 1300 микенских глиняных черепков в мусорных кучах у дворца эл-Амарна и близлежащих дворцов знати. Большинство черепков были когда-то вместилищами для привозных ароматических масел, которые привозили из-за Эгейского моря и широко торговали в восточном Средиземноморье. Используя анализ с помощью нейтронной активации тридцати семи элементов, содержащихся в глинах, из которых были сделаны сосуды, и сравнивая их с образцами микенских сосудов, найденных в Греции, немецкие ученые точно указали основное место их производства — район Микены — Бербаты в Восточном Пелопоннесе в материковой Греции, что является замечательным примером детективно-археологической работы, которая в наши дни ширится по мере развития компьютерных баз данных.

Другие многочисленные методы, включая рентгеновскую дифракцию и петрологию керамики, дают ценную информацию. Эти методы можно использовать в комбинации для изучения того, что можно назвать керамической экологией, взаимодействия ресурсов, местных знаний и стиля, что в конечном счете приводит к законченному сосуду из глины (Стиммелль и другие — Stimmell and others, 1982). Например, керамика региона Миссисипи, изготовленная на юге и юго-востоке США в период между 800 и 1500 годами н. э., обжигалась при температуре от 800 до 900 °C. Гончары с берегов Миссисипи добавляли толченые раковины, с тем чтобы их изделия не остекловывались при этих температурах. Но это с ними все равно происходило, и фотографии, сделанные сканирующим электронным микроскопом, показали, что гончары, возможно, добавляли соль в сырьевую глину, вероятно, даже пробовали глину на вкус во время производства, для того чтобы убедиться, что смесь достаточно перемешана. Поселения здесь находились в низинах долин, и гончары пользовались глиной, богатой монтмориллонитом, поэтому они добавляли толченые раковины, для того чтобы было легче работать с глиной. При таком методе возникла другая проблема — плохой обжиг. Поэтому гончары добавляли соль для улучшения обжига. Однако соль имелась в немногих местах, поэтому здесь развилась сложная система торговли этим новым товаром.

Технологический анализ керамики дает возможность значительно дополнить информацию о производстве, полученную из археологических источников и посредством этнографической аналогии (Эрнольд — D. E. Arnold, 1985). Даже осадок, найденный внутри древнего сосуда, можно подвергнуть спектрографии и даже иногда идентифицировать, как это было в случае с сосудами для хранения вина, найденными в Иране и которые датировали 4000 годом до н. э. (Биэрс и МакГаверн — Biers and McGovern, 1990).

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1846 Родился Гастон Масперо — французский египтолог, командор ордена Почётного легиона, исследователь тайника с царскими мумиями в Дейр эль-Бахри.
  • Дни смерти
  • 1887 Умер Лудольф Эдуардович Стефани — российский филолог и археолог, хранитель Отделения классических древностей Эрмитажа.
  • 1958 Умер Михаил Яковлевич Рудинский — украинский и советский археолог, доктор исторических наук, основатель Полтавского краеведческого музея.
Свежие записи

arheologija.ru


Смотрите также