Карта первобытное общество. Технологические карты по Истории Древнего мира . 5 класс. раздел "Первобытное общество"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Карта первобытное общество


Технологичесие карты по Истории Древнего мира . 5 класс. раздел "Первобытное общество"

hello_html_m76c4e2c1.gifhello_html_m68e22f17.gif

Технологическая карта урока №2 ДАТА _____________________________

Тема

Раздел I Жизнь первобытных людей (7 ч.) Глава 1. Первобытные собиратели и охотники. ( 3 ч.)

Древнейшие люди

Цель освоения темы

  1. Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей;

  2. Научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных;

  3. Формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование

Схема « Черты сходства и различия древнейших людей и животных» ирп. Проверочные материалы. Атлас, рабочая тетрадь .

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемый результат

Предметные

УУД

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и прием исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого ; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность.

Л.: формирование мотивации и изучению нового. Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.

Р: Показывать на карте места расселения древнейших людей. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности.

К: Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

П: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Метапредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, математика

Групповая, парная

презентация

учебник,

Основное содержание темы, термины и понятия

Первобытные люди. Восточная Африка – прародина человечества. Жизнь и занятия древних людей. Первые орудия труда. Роль труда в развитии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи.

Первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка- копалка, дубина, каменный век, человеческое стадо, собирательство, археолог, реконструкция.

Технология изучения темы

Проблемное обучение.

Контрольное знание на проверку достижения планируемых результатов.

Дидактическая структура урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент

Время 1 мин

Этапы

Приветствуют учителя. организуют свое рабочее место.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя , записывают тему урока.

Быстрое включение в деловой ритм.

2.Проверка домашнего задания

Время 5 мин

Этапы

Выполняют тест

Раздает каждому ученику индивидуальный тест

Работа с тестом

Знать понятия ИСТОРИЯ, ВЕК,ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ, АРХЕОЛОГИЯ,

Регулятивные: оценивают результаты работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают уровень и качество усвоения.

3.Изучение нового материала

Время 20 мин.

Этапы:

1.Постановка учебной задачи.

Слушают учителя, получают проблемное задание.

Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы.

Отвечают на проблемный вопрос:

- Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

2.Усвоение новых знаний и способов действий.

Наши далекие предки.

1)Работа с картой на с.9

Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе иллюстраций учебника, составляют описание древнейших людей.

1) Организует работу с картой.

- Найдите юго- восточную часть Африки, места раскопок.

2) Рассказывает о происхождении человека

Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества.

Описывает жилье, коллектив первобытных людей.

Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян.

Отвечают на вопросы:

- Где жили древнейшие люди?

- На каком материке?

- Где следы их жизни не обнаружены?

- Когда появились первые люди? ( для ответа используйте текст учебника)

Как выглядели наши предки? ( используя иллюстрации учебника)

Составление схемы

« Отличительные особенности древнейшего человека от животных»

Знать где жили древнейшие люди, на каком материке и где не обнаружены их следы.

Знать отличительные особенности древнейших людей от животных

Познавательные :

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа учителя; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные:

Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Использование орудий труда как главное отличие людей от животных.

Называют характерные , существенные признаки « человека умелого»

На основе работы с иллюстрациями рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод.

- Что характеризует

« Человека умелого»?

Работа с текстом учебника:

Найти в тексте вывод

- Что характеризует

« Человека умелого»?

Знать характерные , существенные признаки « человека умелого»

Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; использует доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста.

Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство

Характеризуют первые занятия древнейших людей.

Проблемный вопрос:

- Как могли обеспечить себе существование древние люди , используя столь примитивные орудия труда?

- Как охотились древние люди?

Работа с текстом с.12, рисунок «Нападение саблезубого тигра с.11

Составить рассказ от имени первобытного охотника по плану

1Хищник и его жертва

2.Поведение людей

3.Результаты схватки

Знать первые занятия древнейших людей.

Познавательные :

Используют знако- символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей. Огонь .

Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций.

Объясняет, почему древнейшие люди жили группами ( человеческими стадами)

Слушают учителя и отвечают на вопросы:

-Что огонь давал первобытным людям?

- Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

- почему человеческие стада , по мнению ученых, насчитывали не менее 30 и не более 100 человек?

Уметь обосновать догадки ученых о количестве людей в первобытном человеческом стаде.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа.

4.Закрепление нового материала

Время 5 мин

Этапы

Закрепляют полученные знания, выполняя работу в рабочей тетради.

Организует работу в рабочей тетради №1 задание 2,3.

Выполняют работу в рабочей тетради.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера.

5.Контроль знаний

Время 5 мин

Этапы

Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей.

Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока:

- Покажите на карте область , где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей.

- На каком материке она находится?

- В какой его части?

Работают с картой, отвечают на вопросы.

Знать место исторического события;

Уметь читать историческую карту. Уметь характеризовать условия и образ жизни древнейших людей.

Регулятивные:

Оценивают результаты работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

6.Рефлексия

Время 2 мин

Этапы

Отвечают на вопросы

-Что вам понравилось больше всего на уроке?

- Что было самым ценным из услышанного?

Регулятивные:

Проявляют открытость осмысления своих действий и самооценке.

Домашнее задание

2 мин

Воспринимают задание, уточняют.

Комментирует задание:

1.П.1 в.1-3 основные понятия и термины.

Регулятивные:

Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

На доске

1 тема : Древнейшие люди.

Термины: занятия древнейших людей

  1. Первобытные люди 1. собирательство

  2. Орудия труда 2 охота

  3. Соборательства

  4. Охота

  5. Археолог

  6. Реконструкция

СХЕМА 1.

Древнейший человек

Особенности животных Особенности человека

1.звероподобные черты 1. прямохождение

2.отсутствие речи 2 руки освобождены для изготовления орудий труда

3.небольшой объем головного мозга 3. Объем мозга больше, чем у обезьян

СХЕМА 2

Главное отличие древнейших людей от животных – умение изготовлять орудия труда.

  1. Заостренный камень

  2. Палка- копалка

  3. Дубина

Фамилия , имя ________________________________________5 «______»

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

Задание. Впишите недостающие слова.

1) Древнейшие люди жили на Земле более _________________лет назад.

2) Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были : лицо________________________________________________________ нижняя челюсть______________________________________________ лоб_________________________________________________________

3) Главным отличием древнейших людей от животных было _____________________________________________________________

4) Древнейшими орудиями труда были _____________________________________________________________

5) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи:_____________________________________________________________

Фамилия , имя _____________________________________5 «______»

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

Задание. Впишите недостающие слова.

1) Древнейшие люди жили на Земле более ________________лет назад.

2) Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были : лицо________________________________________________________ нижняя челюсть______________________________________________ лоб_________________________________________________________

3) Главным отличием древнейших людей от животных было _____________________________________________________________

4) Древнейшими орудиями труда были _____________________________________________________________

5) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи:_____________________________________________________________

Фамилия , имя _________________________________________5 «______»

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

Задание. Впишите недостающие слова.

1) Древнейшие люди жили на Земле более _________________лет назад.

2) Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были : лицо________________________________________________________ нижняя челюсть______________________________________________ лоб_________________________________________________________

3) Главным отличием древнейших людей от животных было _____________________________________________________________

4) Древнейшими орудиями труда были _____________________________________________________________

5) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи:_____________________________________________________________

Фамилия , имя ______________________________________5 «______»

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

Задание. Впишите недостающие слова.

1) Древнейшие люди жили на Земле более ________________лет назад.

2) Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были : лицо________________________________________________________ нижняя челюсть______________________________________________ лоб_________________________________________________________

3) Главным отличием древнейших людей от животных было _____________________________________________________________

4) Древнейшими орудиями труда были _____________________________________________________________

5) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи:_____________________________________________________________

infourok.ru

Полезные ссылки по дисциплине «Первобытное общество»

В данном разделе представлена подборка ссылок на электронные ресурсы в сети Internet, которые могут стать хорошим подспорьем в изучении истории первобытного общества. Все ссылки на представленные сайты снабжены короткими авторскими комментариями.

  • Антропогенез.ruНа данном портале можно найти ответы на множество вопросов об истоках человеческой природы. Основная содержательная часть — каталог найденных останков ископаемых предшественников человека, различные статьи об эволюции (эволюция мозга и тела человека, возникновение рас и пр.), ответы экспертов на вопросы посетителей портала. Сайт существует с 2010 г. Плюс сайта в том, что там отсутствуют журналистские статьи, весь материал предоставлен учеными антропологами. Основная содержательная часть подготовлена доцентом кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Станиславом Дробышевским, но над наполнением ресурса работает огромный коллектив авторов, крупнейших отечественных ученых. Сайт полезен для использования в учебных и научных целях.
  • Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества.Сайт посвящен социальной антропологии и смежным наукам, таким как: лингвистика, религиоведение, социология, этнография и археология. Этология человека, физическая антропология также порою тесно переплетаются с социальной антропологией и помогают исследовать и объяснить различные феномены культуры. Цели сайта создатели видят в информирование о предстоящих конференциях, публикации научных статей, отчётов экспедиций, результатов исследований, этнографических фотографий и фильмов. Особое место на ресурсе отведено вопросам изучения человека на самых ранних периодах его истории, в том числе и первобытности. Сайт выдерживает высокий научный уровень и полезен как студентам, так и ученым исследующих первобытное общество.
  • Виртуальный музей. Первобытное искусство. Данный сайт представляет собой виртуальный музей, в котором экспонируются памятники первобытного искусства находящиеся в совершенно разных странах и даже на разных континентах. Еще одна немаловажная особенность состоит в том, что виртуальный музей представляет историко-археологические памятники в их естественном ландшафтном контексте и показывать их в разрезе, в разных ракурсах и гипотетических реконструкциях. Достоинство ресурса — это высокий уровень визуализации материала. Сайт может быть рекомендован для использования в первую очередь в учебных целях.
  • Проблемы эволюции.Великолепный сайт доктора биологических наук А. Маркова. Дан обзор всех найденных гоминид, включая 2004 г. Размещено огромное количество полнотекстовой научной литературы по проблемам эволюции. Рекомендуем сайт для использования в учебной и научной работе.

  • Эволюция и происхождение человека.Представленный сайт — это электронная книга со своими страницами и содержанием. На страницах ресурса автор (Сергей Кондулуков) дает не только обзор всем находкам, сделанным до 2005 года, не только показывает узловые моменты эволюции человека через его отдельных представителей, но и постараться выяснить причины эволюции. Ресурс будет интересен как специалистам, так и начинающим исследователям.
  • Чарльз ДарвинСайт посвящен Ч. Дарвину, основоположнику эволюционной теории. Размещены его научные труды, в том числе и на английском, рассмотрена его биография. Ресурс полезен для использования в учебных целях.
  • Уральские писаницы.На этом сайте можно найти много полезной информации посвященной изобразительному искусству первобытности, в первую очередь палеолита. Главное достоинство сайта прекрасная визуализация материала.
  • Государственный археологический музей-заповедник «Костёнки».Сайт отражает работу одного и крупнейших музеев нашей страны посвященного палеолитической эпохе. В музеи находится около 68 памятников верхнего палеолита. Фонды музея насчитывают около 41 тыс. единиц хранения и представляют собой коллекции каменных и костяных орудий. Некоторые экспонаты и коллекции нашли отражение на сайте музея в виде фотографий с подписями. Ресурс отразил и основные направления научно-исследовательской и культурно- образовательной деятельности музея. Сайт полезен для использования в учебных и научных целях.
  • Каменный век.Сайт посвящен истории первобытного общества в каменном веке. На портале размещено более 15 статей в рамках тематики ресурса. Сайт имеет неплохой уровень визуализации материала. Ресурс полезен в первую очередь для использования в учебных целях.
  • Эволюция.Сайт посвящен всестороннему изучению эволюции человека. Рассматриваются процессы развития, особенности естественного отбора и другие вопросы эволюционной теории. Сайт полезен для использования в первую очередь в учебных целях.
  • Археологія Середньої Наддніпрянщини.Сайт создан черкасскими археологами, функционирует на украинском языке. Ресурс посвящён результатам исследования памятников археологии и древней истории Среднего Поднепровья. Так же содержится большая электронная библиотека научной литературы, которая включает монографии и статьи по археологии, истории, географии, этнографии, мифологии, лингвистике, нумизматике и палеонтологии как Среднего Поднепровья, так и других регионов. Полезен для использования в учебных и научных целях.
  • Новости археологииНа этом сайте публикуются новости и статьи по археологии. Новостные заметки носят научно-популярный характер заслуживающих доверия. Одна из основных новостных тематик — это археология доисторического периода.
  • What does it mean to be human?Англоязычный сайт, сайт Смитсонианивского института (США), посвящённый изучению первобытного общества. Сайт содержит новости науки об эволюции человека, научные и научно-популярные фильмы и видеоролики, интерактивный музей и многое другое. Сайт довольно удобен в обращении. Ресурс полезен для использования в процессе обучения, так и для научных штудий.
  • Archaeologyinfo.com. Where human evolution & archaeology intersect.Сайт англоязычный. Главная цель проекта — популяризация результатов археологических исследований в северной Кении в районе о. Туркан (Кооби Фора). По словам авторов (Patrick Johnson. Scott Bjelland) реализуемый проект является исследованием природы происхождения человека «…мы стремимся популяризировать идею нашего общего прошлого». Ресурс полезен для использования в научных и учебных целях.
  • Institute of Human Origins.Это англоязычный сайт некоммерческой, междисциплинарной научно-исследовательской организации «Институт происхождения человека», связанной с Аризонским государственным университетом. Ресурс посвящен восстановлению и анализу ископаемых свидетельств эволюции человека. Полезный сайт для учебных и научных занятий.

ancient-life.ru

стр 6 Атлас история России

ИСТОРИЯ

контурные карты

Готовые домашние задания

ГДЗ по истории

контурные карты

Наша Родина в древности. Древние люди на территории современной России - Атлас история России стр 6,7. Наша родина в древности, восточные славяне

НАША РОДИНА В ДРЕВНОСТИ ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ДРЕВНИЕ ЛЮДИ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Древние люди, поселившиеся на территории современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли, — от первобытного общества к появлению государства, к формированию народностей.

На территории нашей страны первые люди поселились примерно 700 тыс. лет назад на Северном Кавказе и в районе реки Кубань. Здесь был теплый, мягкий климат, богатый растительный и животный мир.

Древние люди не выращивали продукты питания, а добывали и присваивали то, что было создано природой. Они охотились, собирали плоды и ягоды, ловили рыбу, объединяясь в небольшие группы по 20—30 человек. Вместе легче было добывать пропитание и защищаться от хищных животных. Все

были равны между собой, а добытая пища делилась поровну.

Около 80 тыс. лет назад условия жизни резко изменились. Наступило похолодание, ледяной панцирь сковал северные территории Европы и Азии. Вымерли теплолюбивые животные и растения. На смену им пришли мамонты, бизоны, северные олени. Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в новых условиях. Главным его занятием стала охота. Приспосабливаясь к холодному климату, люди постоянно использовали огонь, а затем научились и добывать его. Совершенствовалась техника обработки камня, орудия труда стали более разнообразными. Люди начали шить простейшую одежду из шкур животных. Жизнь в коллективе у древних людей становилась более сплоченной и организованной. На смену первобытному человеческому стаду пришла родовая община, состоявшая из кровных родственников. Все члены общины имели равные права, трудились сообща и поровну распределяли продукты. Такое устройство общества называется первобытнообщинным строем или первобытным обществом.

На рубеже 13—12 тысячелетий до н. э. ледник начал таять. Там, где царило ледяное безмолвие, выросли густые леса. Люди стали осваивать новые охотничьи и рыболовные угодья. С ростом численности людей началось формирование племен, в которые объединялись общины, близкие по месту обитания, образу жизни, языку. Во главе племен стояли вожди. Развитие человечества привело к тому, что у ряда племен появились такие отрасли хозяйства, как скотоводство и земледелие. Теперь человек сам стал производить, выращивать продукты питания, т. е. вести производящее хозяйство.

Большие перемены в жизни людей произошли с началом обработки металлов — меди и бронзы, а затем железа. Металлические орудия облегчили труд человека, особенно в земледелии. Люди стали производить намного больше продуктов, чем требовалось для собственного потребления; у них появились излишки, что позволяло племенам обмениваться продуктами. Земледельческие племена стали отделяться от скотоводческих.

Происходили большие перемены и в организации жизни людей. С появлением излишков и развитием обмена вожди и старейшины, управлявшие своими соплеменниками, получили возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы; они выделяются уже не своим авторитетом, а накопленным богатством, которое передают по наследству детям. Так появляется частная собственность. Исчезает бывшее равенство людей. Родовые узы слабеют. На смену родовой приходит соседская (территориальная) община, в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.

Племена, имеющие тесные хозяйственные связи, объединяются в союзы племен. Во главе союза племен становятся люди — правители, для которых управление и защита своей земли являются главным занятием. Они устанавливают общие и обязательные для всех правила поведения и следят за их исполнением; нарушителей правил наказывают. Для того чтобы распоряжаться людьми, осуществлять власть, правители создают специальные вооруженные отряды.

Все эти изменения приводят к постепенному распаду первобытного общества и к появлению новой формы организации жизни людей.

На смену родоплеменной организации приходит государство. В процессе разложения родоплеменных отношений люди перестают ощущать себя родичами или соплеменниками. Происходит становление народа (народности), или этноса. Каждый народ говорит на своем языке, связан общей хозяйственной и культурной жизнью на собственной территории.

gdz-history.ru


Смотрите также