Первобытное общество вопросы. V.Зачетные вопросы по дисциплине «первобытное общество»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытное общество Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Первобытное общество вопросы


Первобытное общество Вопросы 1.

>Первобытное общество Первобытное общество

> Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3. Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3. Палеолит. 4. Мезолит. 5. Неолит.

> Задание на урок Заполните таблицу: Палеолит Задание на урок Заполните таблицу: Палеолит Мезолит Неолит Хронологические рамки Представители Основные занятия Орудия труда Общественная организация Духовная жизнь

> 1. Эпоха первобытности. Хронологические рамки 1. Эпоха первобытности. Хронологические рамки – 2, 5 млн – IV – III тыс. лет до н. э. Особенности: - Данные антропологии, ар- хеологии, этнографии, - Связана с естественными науками (геология, палеоботаника и др. ) - Использование антропо- логической и археологи- Прародина человечества ческой периодизации.

>2. Основные этапы развития человечества Человек как вид возник в 2. Основные этапы развития человечества Человек как вид возник в Африке (8 -6 млн. лет назад). Причина антропогенеза – «природный толчок» – «аридизация» (засуха). Периодизация 6, 5 – 1 млн. лет до н. э. – Австралопитеки (прямо- хождение, природные пред- меты в качестве орудий тру- да. 2, 5 – 1, 6 млн. лет до н. э. – Эволюция человека. Homo habilis , Homo Современный рисунок. rudolfensis (изготовление орудий труда).

>2. Основные этапы развития человечества 1, 8 млн. – 300 тыс. 2. Основные этапы развития человечества 1, 8 млн. – 300 тыс. лет до н. э. – Homo erectus (питекантроп, синантроп и др. архантропы) 300 тыс. – 40 тыс. лет до н. э. – Неадертальцы (палеант- роп). 200/130 тыс. лет до н. э. – Homo sapiens ( в т. ч. Современный человек). Появился в Африке. В Европе - ок. 40 тыс. лет назад. На нем биологическая Неадерталец эволюция завершилась.

> 3. Палеолит Древнекаменный век (2, 5 3. Палеолит Древнекаменный век (2, 5 млн – XII/X тыс. до н. э. Ранний. (2, 5 млн. – 300 тыс лет до н. э. ) Homo habilis. Кочевой образ жизни. Собирательство, пе- реход к охоте. Начало изготовления орудий (руби- ло, отщепы) Мышление и освоение огня. Появление общины, коллек- тивизма и равенства. Древнейшие собиратели Средний. (300 – 40 тыс. лет до н. э. ) Неадертальцы.

> 3. Палеолит Последний ледниковый пе- 3. Палеолит Последний ледниковый пе- риод. Хозяйственная и соци- альная адаптация. Охота. Изготовление орудий труда. Элементы духовной жизни – магические, погребальные ритуалы. Поздний. (40 – 10 тыс. лет до н. э. ) Homo sapiens (кроманьонцы). Рост населения и продолжительности жизни. Древнейшие охотники Изготовление сложных орудий. Охота «на расстоянии» .

> 3. Палеолит Строительство домов. 3. Палеолит Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная едини- ца. Развитая речь и интеллект. Появление искусства (изображение животных и женщины-прародительни- цы). Появление мировоззрения и верований (магия, тотемизм и анимизм) Кроманьонец Завершение формирования человека как биологического вида.

> 4. Мезолит Средний каменный век (X 4. Мезолит Средний каменный век (X тыс. до н. э. ). Таяние ледников. Окончание ледникового периода. Переселение на север. Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы). Приручение собаки. Повы- шение роли рыболовства. Уменьшение численности общин. Главный герой искусства – человек (сражения коллек- Охота. тивная охота). Доисторический рисунок

> 5. Неолит Новый каменный 5. Неолит Новый каменный век (X - IV тыс. лет до н. э. ) Неравномерность развития (лидер – Ближний Восток). Появление земледелия и скотоводства – Неолитическая аграрная ре- волюция (ячмень, пшеница и козы, овцы, свиньи). Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Древние скотоводы. Рисунок из гробницы египетского Использование самородных вельможи металлов (медь, свинец, золото) – VIII тыс. до н. э.

> 5. Неолит Гончарное производство - 5. Неолит Гончарное производство - VII тыс. до н. э. Плавка и литье металлов- VI тыс. до н. э. Колесо, повозка, гончарный круг, ткацкий станок, плуг, парус - IV тыс. до н. э. Общественное разделение труда Первое – земледелие и скотоводство. Второе – земледелие и ремесло (торговля). Замена родовой общины соседской. Родовая и соседская общины

> 5. Неолит Зарождение частной собст- 5. Неолит Зарождение частной собст- венности и неравенства. Появление племени. Вы- деление племенных вождей. Сакрализация власти. Политеистические религии. Богиня-мать, культ предков и вождей. Искусство – интерес к чело- веку, искусство для власти. Повышение производитель- ности труда – присвоение излишков – неравенство – разложение первобытного Первобытные Венеры общества.

present5.com

Первобытное общество Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2.

Первобытное общество Первобытное общество

Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3. Палеолит. 4. Мезолит. 5. Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3. Палеолит. 4. Мезолит. 5. Неолит.

1. Эпоха первобытности. Прародина человечества Хронологические рамки – 2, 5 млн – IV – 1. Эпоха первобытности. Прародина человечества Хронологические рамки – 2, 5 млн – IV – III тыс. лет до н. э. Особенности: - Данные антропологии, археологии, этнографии, - Связана с естественными науками (геология, палеоботаника и др. ) - Использование антропологической и археологической периодизации.

2. Основные этапы развития человечества Эволюция человека. Современный рисунок. Человек как вид возник в 2. Основные этапы развития человечества Эволюция человека. Современный рисунок. Человек как вид возник в Африке (8 -6 млн. лет назад). Причина антропогенеза – «природный толчок» – «аридизация» (засуха). Периодизация 6, 5 – 1 млн. лет до н. э. – Австралопитеки (прямохождение, природные предметы в качестве орудий труда. 2, 5 – 1, 6 млн. лет до н. э. – Homo habilis, Homo rudolfensis (изготовление орудий труда).

2. Основные этапы развития человечества Неадерталец 1, 8 млн. – 300 тыс. лет до

2. Основные этапы развития человечества Неадерталец 1, 8 млн. – 300 тыс. лет до н. э. – Homo erectus (питекантроп, синантроп и др. архантропы) 300 тыс. – 40 тыс. лет до н. э. – Неадертальцы (палеантроп). 200/130 тыс. лет до н. э. – Homo sapiens (в т. ч. Современный человек). Появился в Африке. В Европе - ок. 40 тыс. лет назад. На нем биологическая эволюция завершилась.

3. Палеолит Древнейшие собиратели Древнекаменный век (2, 5 млн – XII/X тыс. до н. 3. Палеолит Древнейшие собиратели Древнекаменный век (2, 5 млн – XII/X тыс. до н. э. Ранний. (2, 5 млн. – 300 тыс лет до н. э. ) Homo habilis. Кочевой образ жизни. Собирательство, переход к охоте. Начало изготовления орудий (рубило, отщепы) Мышление и освоение огня. Появление общины, коллективизма и равенства. Средний. (300 – 40 тыс. лет до н. э. ) Неадертальцы.

3. Палеолит Древнейшие охотники Последний ледниковый период. Хозяйственная и социальная адаптация. Охота. Изготовление орудий 3. Палеолит Древнейшие охотники Последний ледниковый период. Хозяйственная и социальная адаптация. Охота. Изготовление орудий труда. Элементы духовной жизни – магические, погребальные ритуалы. Поздний. (40 – 10 тыс. лет до н. э. ) Homo sapiens (кроманьонцы). Рост населения и продолжительности жизни. Изготовление сложных орудий. Охота «на расстоянии» .

3. Палеолит Кроманьонец Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная единица. Развитая речь 3. Палеолит Кроманьонец Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная единица. Развитая речь и интеллект. Появление искусства (изображение животных и женщины-прародительницы). Появление мировоззрения и верований (магия, тотемизм и анимизм) Завершение формирования человека как биологического вида.

4. Мезолит Охота. Доисторический рисунок Средний каменный век (X тыс. до н. э. ). 4. Мезолит Охота. Доисторический рисунок Средний каменный век (X тыс. до н. э. ). Таяние ледников. Окончание ледникового периода. Переселение на север. Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы). Приручение собаки. Повышение роли рыболовства. Уменьшение численности общин. Главный герой искусства – человек (сражения коллективная охота).

5. Неолит Древние скотоводы. Рисунок из гробницы египетского вельможи Новый каменный век (X -

5. Неолит Древние скотоводы. Рисунок из гробницы египетского вельможи Новый каменный век (X - IV тыс. лет до н. э. ) Неравномерность развития (лидер – Ближний Восток). Появление земледелия и скотоводства – Неолитическая аграрная революция (ячмень, пшеница и козы, овцы, свиньи). Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Использование самородных металлов (медь, свинец, золото) – VIII тыс. до н. э.

5. Неолит Родовая и соседская общины Гончарное производство VII тыс. до н. э. Плавка 5. Неолит Родовая и соседская общины Гончарное производство VII тыс. до н. э. Плавка и литье металлов- VI тыс. до н. э. Колесо, повозка, гончарный круг, ткацкий станок, плуг, парус - IV тыс. до н. э. Общественное разделение труда Первое – земледелие и скотоводство. Второе – земледелие и ремесло (торговля). Замена родовой общины соседской.

5. Неолит Первобытные Венеры Зарождение частной собственности и неравенства. Появление племени. Выделение племенных вождей. 5. Неолит Первобытные Венеры Зарождение частной собственности и неравенства. Появление племени. Выделение племенных вождей. Сакрализация власти. Политеистические религии. Богиня-мать, культ предков и вождей. Искусство – интерес к человеку, искусство для власти. Повышение производительности труда – присвоение излишков – неравенство – разложение первобытного общества.

present5.com

Первобытное общество Вопросы 1 Эпоха первобытности 2

Первобытное общество Первобытное общество

Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3. Палеолит. 4. Мезолит. 5. Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3. Палеолит. 4. Мезолит. 5. Неолит.

Задание на урок Заполните таблицу: Палеолит Хронологические рамки Представители Основные занятия Орудия труда Общественная Задание на урок Заполните таблицу: Палеолит Хронологические рамки Представители Основные занятия Орудия труда Общественная организация Духовная жизнь Мезолит Неолит

1. Эпоха первобытности. Прародина человечества Хронологические рамки – 2, 5 млн – IV – 1. Эпоха первобытности. Прародина человечества Хронологические рамки – 2, 5 млн – IV – III тыс. лет до н. э. Особенности: - Данные антропологии, археологии, этнографии, - Связана с естественными науками (геология, палеоботаника и др. ) - Использование антропологической и археологической периодизации.

2. Основные этапы развития человечества Эволюция человека. Современный рисунок. Человек как вид возник в 2. Основные этапы развития человечества Эволюция человека. Современный рисунок. Человек как вид возник в Африке (8 -6 млн. лет назад). Причина антропогенеза – «природный толчок» – «аридизация» (засуха). Периодизация 6, 5 – 1 млн. лет до н. э. – Австралопитеки (прямохождение, природные предметы в качестве орудий труда. 2, 5 – 1, 6 млн. лет до н. э. – Homo habilis, Homo rudolfensis (изготовление орудий труда).

2. Основные этапы развития человечества Неадерталец 1, 8 млн. – 300 тыс. лет до 2. Основные этапы развития человечества Неадерталец 1, 8 млн. – 300 тыс. лет до н. э. – Homo erectus (питекантроп, синантроп и др. архантропы) 300 тыс. – 40 тыс. лет до н. э. – Неадертальцы (палеантроп). 200/130 тыс. лет до н. э. – Homo sapiens (в т. ч. Современный человек). Появился в Африке. В Европе - ок. 40 тыс. лет назад. На нем биологическая эволюция завершилась.

3. Палеолит Древнейшие собиратели Древнекаменный век (2, 5 млн – XII/X тыс. до н. 3. Палеолит Древнейшие собиратели Древнекаменный век (2, 5 млн – XII/X тыс. до н. э. Ранний. (2, 5 млн. – 300 тыс лет до н. э. ) Homo habilis. Кочевой образ жизни. Собирательство, переход к охоте. Начало изготовления орудий (рубило, отщепы) Мышление и освоение огня. Появление общины, коллективизма и равенства. Средний. (300 – 40 тыс. лет до н. э. ) Неадертальцы.

3. Палеолит Древнейшие охотники Последний ледниковый период. Хозяйственная и социальная адаптация. Охота. Изготовление орудий 3. Палеолит Древнейшие охотники Последний ледниковый период. Хозяйственная и социальная адаптация. Охота. Изготовление орудий труда. Элементы духовной жизни – магические, погребальные ритуалы. Поздний. (40 – 10 тыс. лет до н. э. ) Homo sapiens (кроманьонцы). Рост населения и продолжительности жизни. Изготовление сложных орудий. Охота «на расстоянии» .

3. Палеолит Кроманьонец Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная единица. Развитая речь 3. Палеолит Кроманьонец Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная единица. Развитая речь и интеллект. Появление искусства (изображение животных и женщины-прародительницы). Появление мировоззрения и верований (магия, тотемизм и анимизм) Завершение формирования человека как биологического вида.

4. Мезолит Охота. Доисторический рисунок Средний каменный век (X тыс. до н. э. ). 4. Мезолит Охота. Доисторический рисунок Средний каменный век (X тыс. до н. э. ). Таяние ледников. Окончание ледникового периода. Переселение на север. Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы). Приручение собаки. Повышение роли рыболовства. Уменьшение численности общин. Главный герой искусства – человек (сражения коллективная охота).

5. Неолит Древние скотоводы. Рисунок из гробницы египетского вельможи Новый каменный век (X - 5. Неолит Древние скотоводы. Рисунок из гробницы египетского вельможи Новый каменный век (X - IV тыс. лет до н. э. ) Неравномерность развития (лидер – Ближний Восток). Появление земледелия и скотоводства – Неолитическая аграрная революция (ячмень, пшеница и козы, овцы, свиньи). Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Использование самородных металлов (медь, свинец, золото) – VIII тыс. до н. э.

5. Неолит Родовая и соседская общины Гончарное производство VII тыс. до н. э. Плавка 5. Неолит Родовая и соседская общины Гончарное производство VII тыс. до н. э. Плавка и литье металлов- VI тыс. до н. э. Колесо, повозка, гончарный круг, ткацкий станок, плуг, парус - IV тыс. до н. э. Общественное разделение труда Первое – земледелие и скотоводство. Второе – земледелие и ремесло (торговля). Замена родовой общины соседской.

5. Неолит Первобытные Венеры Зарождение частной собственности и неравенства. Появление племени. Выделение племенных вождей. 5. Неолит Первобытные Венеры Зарождение частной собственности и неравенства. Появление племени. Выделение племенных вождей. Сакрализация власти. Политеистические религии. Богиня-мать, культ предков и вождей. Искусство – интерес к человеку, искусство для власти. Повышение производительности труда – присвоение излишков – неравенство – разложение первобытного общества.

present5.com

Первобытное общество 1 Вопросы 1 Эпоха первобытности

Первобытное общество 1 Первобытное общество 1

Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3. Палеолит. 4. Мезолит. 5. Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3. Палеолит. 4. Мезолит. 5. Неолит. 02. 2018 2

Задание на урок Заполните таблицу: Палеолит Мезолит Неолит Хронологические рамки Представители Основные занятия Орудия Задание на урок Заполните таблицу: Палеолит Мезолит Неолит Хронологические рамки Представители Основные занятия Орудия труда Общественная организация Духовная жизнь 02. 2018 3

1. Эпоха первобытности. Прародина человечества 02. 2018 Хронологические рамки – 2, 5 млн – 1. Эпоха первобытности. Прародина человечества 02. 2018 Хронологические рамки – 2, 5 млн – IV – III тыс. лет до н. э. Особенности: - Данные антропологии, археологии, этнографии, - Связана с естественными науками (геология, палеоботаника и др. ) Использование антропологической периодизации (по облику человека) и археологической (по орудиям) 4

Как возник разум на планете? Человек как вид возник в Африке (6 -4 млн. Как возник разум на планете? Человек как вид возник в Африке (6 -4 млн. лет назад). Причина антропогенеза (версии) – «природный толчок» – «аридизация» (засуха). Мутация в результате радиации Божественная воля (креационизм) 02. 2018 5

02. 2018 6 02. 2018 6

2. Основные этапы развития человечества Эволюция человека. Современный рисунок. 02. 2018 Периодизация антропологическая 6, 2. Основные этапы развития человечества Эволюция человека. Современный рисунок. 02. 2018 Периодизация антропологическая 6, 5 – 1 млн. лет до н. э. – Австралопитеки (прямохождение, природные предметы в качестве орудий труда. 2, 5 – 1, 6 млн. лет до н. э. – Homo habilis – человек умелый, (изготовление орудий труда). 7

2. Основные этапы развития человечества Неадерталец 02. 2018 1, 8 млн. – 300 тыс. 2. Основные этапы развития человечества Неадерталец 02. 2018 1, 8 млн. – 300 тыс. лет до н. э. – Homo erectus (питекантроп, синантроп и др. архантропы) 300 тыс. – 40 тыс. лет до н. э. – Неадертальцы (палеантроп). 200/130 тыс. лет до н. э. – Homo sapiens (в т. ч. Современный человек). Появился в Африке. В Европе - 40 тысяч лет назад. На нем биологическая эволюция завершилась. 8

Загадка денисовского человека Найден в 2008 году в Денисовой пещере на Алтае Жил 700 Загадка денисовского человека Найден в 2008 году в Денисовой пещере на Алтае Жил 700 -40 т. лет назад. Зародился в Африке Облик неизвестен, но генетически отличается от современного человека в 1, 5 раза больше, чем неандерталец 02. 2018 9

Денисова пещера (Республика Алтай 02. 2018 10 Денисова пещера (Республика Алтай 02. 2018 10

Загадка денисовского человека Карама 2 – мастерская «денисовцев» 02. 2018 11 Загадка денисовского человека Карама 2 – мастерская «денисовцев» 02. 2018 11

Археологическая периодизация. Палеолит Древнейшие собиратели 02. 2018 Древнекаменный век (2, 5 млн – XII/X Археологическая периодизация. Палеолит Древнейшие собиратели 02. 2018 Древнекаменный век (2, 5 млн – XII/X тыс. до н. э. Ранний. (2, 5 млн. – 300 тыс лет до н. э. ) Homo habilis. Кочевой образ жизни. Собирательство, переход к охоте. Начало изготовления орудий (рубило, отщепы) Мышление и освоение огня. Появление общины, коллективизма и равенства. Средний. (300 – 40 тыс. лет до н. э. ) Неадертальцы. 12

3. Палеолит Древнейшие охотники 02. 2018 Последний ледниковый период. Хозяйственная и социальная адаптация. Охота. 3. Палеолит Древнейшие охотники 02. 2018 Последний ледниковый период. Хозяйственная и социальная адаптация. Охота. Изготовление орудий труда. Элементы духовной жизни – магические, погребальные ритуалы. Поздний. (40 – 10 тыс. лет до н. э. ) Homo sapiens (кроманьонцы). Рост населения и продолжительности жизни. Изготовление сложных орудий. Охота «на расстоянии» . 13

3. Палеолит (поздний) Кроманьонец 02. 2018 Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная 3. Палеолит (поздний) Кроманьонец 02. 2018 Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная единица. Развитая речь и интеллект. Появление искусства (изображение животных и женщины-прародительницы). Появление мировоззрения и верований (магия, тотемизм и анимизм) Завершение формирования человека как биологического вида. 14

4. Мезолит Охота. Доисторический рисунок 02. 2018 Средний каменный век (X тыс. до н. 4. Мезолит Охота. Доисторический рисунок 02. 2018 Средний каменный век (X тыс. до н. э. ). Таяние ледников. Окончание ледникового периода. Переселение на север. Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы). Приручение собаки. Повышение роли рыболовства. Уменьшение численности общин. Главный герой искусства – человек (сражения коллективная охота). 15

5. Неолит Древние скотоводы. 02. 2018 Новый каменный век (X - IV тыс. лет 5. Неолит Древние скотоводы. 02. 2018 Новый каменный век (X - IV тыс. лет до н. э. ) Неравномерность развития (лидер – Ближний Восток). Появление земледелия и скотоводства – Неолитическая аграрная революция (ячмень, пшеница и козы, овцы, свиньи). Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Использование самородных металлов (медь, свинец, золото) – VIII тыс. до н. э. 16

5. Неолит Родовая и соседская общины 02. 2018 Гончарное производство VII тыс. до н. 5. Неолит Родовая и соседская общины 02. 2018 Гончарное производство VII тыс. до н. э. Плавка и литье металлов- VI тыс. до н. э. Колесо, повозка, гончарный круг, ткацкий станок, плуг, парус - IV тыс. до н. э. Общественное разделение труда Первое – земледелие и скотоводство. Второе – земледелие и ремесло (торговля). Замена родовой общины соседской. 17

5. Неолит Первобытные Венеры 02. 2018 Зарождение частной собственности и неравенства. Появление племени. Выделение 5. Неолит Первобытные Венеры 02. 2018 Зарождение частной собственности и неравенства. Появление племени. Выделение племенных вождей. Сакрализация власти. Политеистические религии. Богиня-мать, культ предков и вождей. Искусство – интерес к человеку, по заказу власти. Повышение производительности труда – присвоение излишков – неравенство – разложение первобытного общества. 18

present5.com

Первобытное общество Вопросы 1. Эпоха первобытности.

Первобытное общество Первобытное общество

 Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3. Палеолит. 4. Мезолит. Вопросы 1. Эпоха первобытности. 2. Основные этапы развития человека. 3. Палеолит. 4. Мезолит. 5. Неолит.

 Задание на урок Заполните таблицу: Палеолит Мезолит Неолит Хронологические рамки Представители Основные занятия Задание на урок Заполните таблицу: Палеолит Мезолит Неолит Хронологические рамки Представители Основные занятия Орудия труда Общественная организация Духовная жизнь

 1. Эпоха первобытности. Хронологические рамки – 2, 5 млн – IV – III 1. Эпоха первобытности. Хронологические рамки – 2, 5 млн – IV – III тыс. лет до н. э. Особенности: - Данные антропологии, ар- хеологии, этнографии, - Связана с естественными науками (геология, палеоботаника и др. ) - Использование антропо- логической и археологи- Прародина человечества ческой периодизации.

2. Основные этапы развития человечества Человек как вид возник в Африке (8 -6 млн. 2. Основные этапы развития человечества Человек как вид возник в Африке (8 -6 млн. лет назад). Причина антропогенеза – «природный толчок» – «аридизация» (засуха). Периодизация 6, 5 – 1 млн. лет до н. э. – Австралопитеки (прямо- хождение, природные пред- меты в качестве орудий тру- да. 2, 5 – 1, 6 млн. лет до н. э. – Эволюция человека. Homo habilis, Homo Современный рисунок. rudolfensis (изготовление орудий труда).

2. Основные этапы развития человечества 1, 8 млн. – 300 тыс. лет до н. 2. Основные этапы развития человечества 1, 8 млн. – 300 тыс. лет до н. э. – Homo erectus (питекантроп, синантроп и др. архантропы) 300 тыс. – 40 тыс. лет до н. э. – Неандертальцы (палеант- роп). 200/130 тыс. лет до н. э. – Homo sapiens (в т. ч. Современный человек). Появился в Африке. В Европе - ок. 40 тыс. лет назад. На нем биологическая Неандерталец эволюция завершилась.

 3. Палеолит Древнекаменный век (2, 5 млн – XII/X тыс. до н. э. 3. Палеолит Древнекаменный век (2, 5 млн – XII/X тыс. до н. э. Ранний. (2, 5 млн. – 300 тыс лет до н. э. ) Homo habilis. Кочевой образ жизни. Собирательство, пе- реход к охоте. Начало изготовления орудий (руби- ло, отщепы) Мышление и освоение огня. Появление общины, коллек- тивизма и равенства. Древнейшие собиратели Средний. (300 – 40 тыс. лет до н. э. ) Неандертальцы.

 3. Палеолит Последний ледниковый пе- риод. Хозяйственная и соци- альная адаптация. Охота. Изготовление 3. Палеолит Последний ледниковый пе- риод. Хозяйственная и соци- альная адаптация. Охота. Изготовление орудий труда. Элементы духовной жизни – магические, погребальные ритуалы. Поздний. (40 – 10 тыс. лет до н. э. ) Homo sapiens (кроманьонцы). Рост населения и продолжительности жизни. Древнейшие охотники Изготовление сложных орудий. Охота «на расстоянии» .

 3. Палеолит Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная едини- ца. Развитая 3. Палеолит Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная едини- ца. Развитая речь и интеллект. Появление искусства (изображение животных и женщины-прародительни- цы). Появление мировоззрения и верований (магия, тотемизм и анимизм) Кроманьонец Завершение формирования человека как биологического вида.

 4. Мезолит Средний каменный век (X тыс. до н. э. ). Таяние ледников. 4. Мезолит Средний каменный век (X тыс. до н. э. ). Таяние ледников. Окончание ледникового периода. Переселение на север. Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы). Приручение собаки. Повы- шение роли рыболовства. Уменьшение численности общин. Главный герой искусства – человек (сражения коллек- Охота. тивная охота). Доисторический рисунок

 5. Неолит Новый каменный век (X - IV тыс. лет до н. э. 5. Неолит Новый каменный век (X - IV тыс. лет до н. э. ) Неравномерность развития (лидер – Ближний Восток). Появление земледелия и скотоводства – Неолитическая аграрная ре- волюция (ячмень, пшеница и козы, овцы, свиньи). Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Древние скотоводы. Рисунок из гробницы египетского Использование самородных вельможи металлов (медь, свинец, золото) – VIII тыс. до н. э.

 5. Неолит Гончарное производство - VII тыс. до н. э. Плавка и литье 5. Неолит Гончарное производство - VII тыс. до н. э. Плавка и литье металлов- VI тыс. до н. э. Колесо, повозка, гончарный круг, ткацкий станок, плуг, парус - IV тыс. до н. э. Общественное разделение труда Первое – земледелие и скотоводство. Второе – земледелие и ремесло (торговля). Замена родовой общины соседской. Родовая и соседская общины

 5. Неолит Зарождение частной собст- венности и неравенства. Появление племени. Вы- деление племенных 5. Неолит Зарождение частной собст- венности и неравенства. Появление племени. Вы- деление племенных вождей. Сакрализация власти. Политеистические религии. Богиня-мать, культ предков и вождей. Искусство – интерес к чело- веку, искусство для власти. Повышение производитель- ности труда – присвоение излишков – неравенство – разложение первобытного Первобытные Венеры общества.

present5.com

Вопрос №3. Культура первобытного общества.

Хотя некоторые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования «человека разумного» приблизительно 40 тысяч лет назад. Т.е. условно можно сказать, что начало развития человеческой культуры совпадает с началом эпохи неоантропов, а темпы её развития значительно увеличиваются в период поздней родовой общины.

В период позднего палеолита (т.е. 50-10 тысяч лет назад) в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, которая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Существует две основные точки зрения на характер происхождения культуры первобытного общества: была ли изначально в момент возникновения культура религиозной или нет? Так или иначе, религия становится важнейшей составляющей культуры первобытного общества. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

  • Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественную возможность добиться изменения состояния какого-либо объекта, не воздействуя напрямую на него, а с помощью сверхъестественных сил.

  • Тотемизм (вероятно, древнейшая форма религии) проявляется в поклонении какому-то животному или растению, которые получают статус «тотемных». Тотемизм можно считать способом попытки человека объяснить единство человеческого коллектива через родство с неким общим предком-прародителем, либо просто священным животным или растением.

  • Анимизм (от лат. слова «anima» - «душа») связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей. Нередко анимизм предполагает одушевление живых и неживых объектов окружающего мира и даже веру в бессмертную душу. Анимизм проявляется в появлении похоронных обрядов и культе предков.

  • Фетишизм (от португальского слова «фетиш» - «предмет») - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды, приносить ему пользу, либо как-то иначе влиять на действительность.

У всех народов, как правило, в разной степени присутствовали элементы всех форм религии.

Важным аспектом проблемы понимания культуры первобытного общества является роль мышления первобытных людей. Его обозначают как мифологическое мышление, т.е. мышление, объясняющее действительность через мифы – сюжеты, созданные с целью объяснить явления окружающего мира. Черты мифологического мышления:

  • Не отделение человека от окружающего мира.

  • Одушевление окружающего мира, уподобление его человеку (отсюда берут своё начало попытки объяснить природные явления через свойственные людям действия объектов природы).

  • Циклический характер восприятия времени.

В эпоху позднего палеолита успешно развивается искусство, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Человек изображается редко. Если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине. Великолепным памятником в этом плане может служить найденная в Австрии женская скульптура — «Венера Виллендорфская». Эта скульптура имеет примечательные черты: голова без лица, конечности лишь намечены, тогда как половые признаки резко подчеркнуты. Прекрасные образцы первобытной живописи обнаружены в пешерах Нио, Ласко (Франция). Кастилья, Дела Пенья, Пасечья (Испания). Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.

На финальной стадии палеолита искусство как бы ускоряет ход и достигает настоящего расцвета. Животные остаются по-прежнему главной темой, однако они даются в движении, в динамике, в различных позах. Теперь все изображение покрывается краской с использованием нескольких цветов различного тона и интенсивности. Подлинные шедевры такой живописи имеются в знаменитых пещерах Альтамира (Испания) и Фон-де-Ром (Франция), где некоторые животные даны в натуральную величину. Им нисколько не уступают произведения Каповой пещеры, что на Южном Урале, на реке Белая, в которой имеются прекрасные изображения мамонтов, лошадей, носорогов.

В эпоху мезолита (10-5 тыс. лет до н. э.) первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.

В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает преобладать. В его изображении появляется некий схематизм. В то же время художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сцены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об этом, в частности, свидетельствуют картины на скалах Валлторта (Испания).

Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии.

Серьезные последствия для культуры имел также переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентаций. В результате названных и других сдвигов и преобразований во всей духовной культуре происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религии появляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей-полуживотных.

Позднее содержание мифов составляют не только деяния тотемистических предков, но и поступки реальных героев, которые совершили нечто исключительное — основали новый обычай, предостерегли от беды, нашли выход из затруднения, принесли какое-либо другое благо. Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами которых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаваться религиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях этих божеств.

В эпоху неолита — наряду с религиозными представлениями — люди уже обладали достаточно широкими знаниями о мире. Они прекрасно ориентировались на местности, где жили, хорошо знати окружающий животный и растительный мир, что способствовало их успехам в охоте и поиске пищи. У них были накоплены определенные астрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени. Имели они также медицинские знания и умения: знали целебные свойства растений, умели лечить раны, выправлять вывихи и переломы. Они использовали пиктографическое письмо, могли считать.

Глубокие изменения в эпоху неолита происходят и в искусстве. Помимо животных в нем изображается небо, земля, огонь, солнце. В искусстве возникает обобщенность и даже схематизм, что проявляется и при изображении человека. Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины. Помимо изобразительного искусства существовали и другие виды и жанры: музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.

Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

studfiles.net

V.Зачетные вопросы по дисциплине «первобытное общество»

  1. Предмет первобытной истории. Цели и задачи курса.

  2. Хронология и периодизация первобытной истории.

  3. Историография истории первобытного общества.

  4. Основные этапы первобытной истории.

  5. Источники первобытной истории.

  6. Происхождение человека. Роль и место человека в природе.

Теории происхождения человека.

  1. Проблема прародины человечества.

  2. Возникновение и развитие мышления и речи.

  3. Возникновение человека современного вида. Расогенез.

  4. Складывание и развитие общинно-родового строя.

  5. Подъем производительных сил и первоначальное

расширение ойкумены.

  1. Половозрастная организация эпохи общинно-родового строя.

  2. Семейно-брачные отношения в родовой общине.

  3. Духовная культура палеолитического человека.

  4. Присваивающее хозяйство. Особенности и характерные

черты.

  1. Социально-экономические отношения в родовой общине.

  2. Производящее хозяйство и новые производственные

отношения.

  1. Возникновение металлургии и его последствия.

  2. Возникновение ремесел, причины их возникновения.

  3. Родовая и соседская общины: общее и различия.

  4. Складывание государства, классового общества и права.

  5. Искусство и письменность в первобытном обществе.

  6. Содержание понятия «цивилизация». Хронологические

рамки складывания древнейших цивилизаций.

  1. Первобытные общества на основных этапах мировой

истории и в современном мире.

25. Причины возникновения номадизма.

Рейтинг-план дисциплины Первобытное общество

Направление, профиль 030600 «История»

курс I, семестр I 2012 /2013 учебный год

Кол-во часов по учебному плану 72 ч., в т.ч. аудиторная работа 32 ч., самостоятельная работа 36 ч., лекций 14 ч., практических занятий 18 ч., КСР __. Всего ЗЕТ по плану 2 .

Преподаватель: Ярмуллина Альбина Зуфаровна

Кафедра новой и новейшей истории

Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный

Максимальный

Модуль 1: Происхождение человека

Текущий контроль

11,0

21

1. Аудиторная работа

0,5 б за занятие

9 занятий

2

4,5

2. Работа на семинаре

3 б за занятие

4 занятие

6

12

3. Посещение практ. занятий (5 занят.)

0,5 б за занятие

4 занятия

2

2,5

4. Посещение лекций (4 занят.)

0,5 б за занятие

4 занятий

1,0

2

Рубежный контроль

3

13

1. Конспект статей

1

3

2. Библиогр. работа

1

5

3. Тестирование

1

5

Модуль 2: Зрелость первобытной общины

Текущий контроль

10

22

1. Аудиторная работа

0,5б за занятие

8 занятий

2

4

2. Работа на семинаре

3,0 б за занятие

5 занятие

6

15

3. Посещение практ. занятий (4 занят.)

0,5 б за занятие

4 занятий

1,0

2

4. Посещение лекций

(3 занят.)

0,5 б за занятие

3 занятия

1

1

Рубежный контроль

16

24

1.Составл.библиографии

1

4

2. Тестирование

5

10

3.Творческая работа

10

10

Итоговый контроль 20

1. Зачет

20 б

9

20

Поощрительные баллы 10

1. Студенческая олимпиада, конкурсы

/ работа в кружках

5 б

5 б

2. Публикация статей

5 б

5 б

Итого:

45 баллов

100 баллов

Утверждено на заседании кафедры новой и новейшей истории

Протокол № ___ от «___» _________ 2012 г.

Зав.кафедрой ________________________ /______________________/

Преподаватель ____________________________

studfiles.net


Смотрите также