Как вели счет первобытные люди. Урок Счет лет в истории
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 6. Счет лет в истории. Как вели счет первобытные люди


Счет лет в истории. Переход к земледелию и скотоводству



Как вы думаете, почему для изучения истории важно знать, когда произошло то или иное событие?

История – это наука о прошлом, это хронология событий. Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше и какое позже, на сколько позже. Мы узнаем как образовывались государства, как менялись границы государств. Какие происходили открытия и как они изменили мир.

Почему люди с древности ведут счет времени?

Чтобы сохранять памятные события, вести отсчет правления царей, в какой год произошло то или иное важное событие: основание города, война, большое наводнение, засуха и др. Представление о продолжительности года сложилось у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней.

Для того чтобы лучше разобраться в счете лет, выполните задания.

1) 101 г. до н.э. относится ко 2 в. до н.э.; 31 г до н.э. 29 г. до. Н.э.

2) 2-рой, а перед ним 4-й

3) 40 г. до. н.э. разница 60 лет.

4) 500 г. до. н.э. а последний 401 г. до н.э.

5) В третьем тысячелетии до н.э.

Как занятия земледелием и скотоводством изменили жизнь первобытных людей?

Потому что они перешли к оседлому образу жизни, стали обеспечивать себя сами и меньше зависеть от природы, начали воевать и торговать. Начало появляться расслоение, появились богатые и бедные, появилось государство. Охотники были хорошо вооружены, обеспечивали лучше общину, делали запасы еды, поэтому часто не убивали сразу пойманных детёнышей животных, а приносили в поселение. Самых спокойных и послушных животных оставляли в живых, так они постепенно одомашнились.

Для хранения зерна и прочих продуктов изобрели глиняную посуду, начало развиваться гончарство. Плели корзины из прутьев. Земледельцы и скотоводы выращивали лен и разводили овец и коз, что подтолкнуло к появлению прядения и ткачества. Оседлый образ жизни требовал строительства жилья и хозяйственных сооружений. Так возникло строительство. Люди стали жить лучше, дольше и комфортнее.

Продолжите заполнение таблицы.

Продолжите заполнение таблицы

resheba.com

Trojden | Счет лет в истории: Кошелев В. С. - 5 класс

Вспомните. Почему в повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю?

1. Возникновение летосчисления. Еще в глубокой древности люди заметили, что на смену дождливому сезону приходит сухой, затем опять начинают лить дожди и все повторяется. Человеку очень важно было знать продолжительность каждого сезона. Ведь от этого во многом зависела его жизнь.

С возникновением земледелия через равные промежутки времени надо было убирать урожай. Земледельцы постепенно научились считать время от одного сбора урожая до другого, от одного лета до другого. Так возник счет по годам. Со временем появились определенные способы счисления дней в году, или первые календари.

2. Календари. Создание первых календарей связано с появлением первых государств. Все календари были основаны на наблюдениях за природой и небесными светилами — Солнцем и Луной. Но счет времени вели, как правило, от какого-нибудь памятного события. В каждой стране были свои события, а значит, и свой счет. В Египте считали годы от начала правления нового фараона (правителя). Римляне считали первым годом своего летосчисления легендарное основание города Рима — 753-й год до нашей эры. Под влиянием христианской церкви в Европе начали вести счет времени от предполагаемой даты рождения Иисуса Христа. И народы многих стран мира приняли именно это, привычное для нас летосчисление. Время с первого года от рождения Христа и до наших дней принято называть нашей эрой (сокращенно — н. э.).

Вы знаете, что 100 лет — это век, столетие. Тысячелетие состоит из десяти веков. Значит, от начала нашей эры прошло чуть более двух тысячелетий. Как же быть с событиями, которые произошли гораздо раньше? Ответ простой: все они были до нашей эры (сокращенно — до н. э.).

Исторические события всегда выстраиваются в определенной временной последовательности. Счет лет в истории ведется по годам, десятилетиям, векам, тысячелетиям, эрам. Последовательность исторических событий образует хронологию. Слово «хронология» в переводе с древнегреческого означает «наука о времени».

Лента времени

3. Лента времени. Для понимания счета времени в истории важно правильно пользоваться лентой времени. Вертикальная разделительная черта делит ее на две части. Слева расположены годы до нашей эры, справа — годы нашей эры. В обоих случаях (и влево, и вправо) время исчисляется по возрастающей. Чем больше число года слева от разделительной черты (до нашей эры), тем раньше произошло событие. Чем больше число года справа от разделительной черты (наша эра), тем позже произошло событие. Следовательно, I век до н. э. начался в 100 году до н. э. и закончился в 1 году до н. э. И, наоборот, I век н. э. начался в 1 году н. э. и закончился в 100 году н. э.

Таким образом, все время в истории делится на две эры: время, которое протекало до нашей эры, и время нашей эры, которое длится по сегодняшний день. Год рождения Иисуса Христа считается концом старой и началом новой эры в истории.

1. Объясните, для чего нужен счет времени.

2. Сколько лет составляет один век? Сколько веков составляет одно тысячелетие?

3. Как вели счет первобытные люди?

4. Почему в древних царствах люди стали заниматься составлением календаря? Чем солнечный календарь отличается от лунного календаря?

5. Какой счет времени существует в наши дни?

6. Какая точка отсчета выбрана для начала нашей эры?

7. Как называется обозначение времени какого-либо события?

Практическая работа

1. Рассмотрите ленту времени в учебном пособии и нарисуйте ее в тетради. Обозначьте на ленте времени вертикальной разделительной чертой точку отсчета (рождение Иисуса Христа).

2. Отложите на ленте времени по правую сторону от разделительной вертикальной черты (наша эра) 20 небольших отрезков, каждый из которых равен одному веку.

3. Отметьте на ленте времени год основания родного города, год своего рождения. Какое событие было раньше? Насколько раньше?

4. Отложите на ленте времени по левую сторону от разделительной вертикальной черты (до н. э.) два или несколько отрезков, каждый из которых равен одному веку, и ответьте на вопросы:

а) Какой год был перед 100 годом до н. э., к какому веку он относится?

б) Какой год шел перед 50 годом до н. э., какой год был следующим после него?

в) Какой год начался после 10 года до н. э., к какому веку он относится?

5. Начертите ленту времени, отложите на ней 2 тысячелетия н. э. и 10 тысячелетий до н. э. Решите задачи на летосчисление:

а) сосчитайте, в каком тысячелетии до н. э. возникли земледелие и животноводство, если известно, что зачатки этих занятий насчитывают около 10—12 тысяч лет;

б) сосчитайте, сколько тысячелетий назад возникли первые города-государства в Передней Азии, если известно, что они возникли в четвертом тысячелетии до н. э.

6. Придумайте и решите свои задачи, связанные с известными вам событиями из прошлого или настоящего.



trojden.com

Урок Счет лет в истории

ч. 1 Урок 7. Счет лет в истории

Вопросы для повторения:

1. С улучшением орудий труда большое хозяйство общины начало распадаться на мелкие хозяйства отдельных семей. Какое название получила такая общность людей?

2. Почему в родовой общине невозможно было ведение отдельного хозяйства?

3. Что появилось нового в соседской общине?

4. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

5. Почему с развитием хозяйства появился обмен? Что такое разделение труда?

6. Постепенно равенство между общинниками исчезло. Среди них появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Вспомните, кого называли знатными людьми. Объясните, как возникло неравенство между людьми. Выделите главные причины возникновения неравенства.

7. Почему знатные люди были заинтересованы в военных походах?

Новая тема.

Учитель: Каждый из вас знает, что такое время. Утром звонит будильник, вы встаете и идете в школу. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Вы смотрите на часы, по которым можно определить, который час. Это настоящее время, в котором мы с вами живем.

Когда вы открываете книгу сказок, то сразу же попадаете в мир чудес, где время может двигаться назад, вперед или стоять на месте («Али­са в стране чудес», «Сказка о потерянном времени»).

Чтобы путешествовать в истории, нам понадобится другое время - историческое.

Чтобы представить себе ход времени, нарисуем прямую линию, на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий:

В самом правом углу поместим год, в котором мы живем:

Тогда левее будут располагаться даты происшедших историче­ских событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться та­кими отрезками времени, как:

Век - отрезок времени, равный 100 годам.

Тысячелетие - отрезок времени, равный 1000 лет.

Дорога, по которой мы с вами пойдем, называется лентой вре­мени. Для обозначения исторических событий обычно пользуются рим­скими цифрами. Ими обозначают века.

Задание.

I) Определите, какой век обозначен римскими цифрами:

На доске:

2)Отметьте на ленте времени: I (один век равен одной клетке), V, X, XIII и XX вв.

0 1 V X ХIII XVIII XX

3) В каком веке произошли события:

1147г. - основание Москвы - ... век;

988г. - принятие христианства на Руси- ... век;

1242г. - Ледовое побоище -... век;

1703г. - основание Санкт-Петербурга -... век;

4) Обозначьте на ленте времени год, когда Санкт-Петербург отметил свое 300-летие (2003г.) В каком веке это произошло?

Учитель: Лента, времени делится на части: до нашей эры (до н.э.) и наша эра (н.э.).

Эра - это точка отсчета времени, момент, с которого ведется счет лет.

И в нашей летоисчислении существует некая точка отсчета.

Вопрос: От какого события мы ведем счет лет?

Счет лет, которым мы пользуемся, связан с верой в бога по имени Иисус Христос. Сказания о Христе были созданы 2000 лет назад. Через не­сколько столетий вера в Христа распространилась во многих странах. В VI веке настоятель одного из монастырей в Риме Дионисий Малый предложил вести счет лег от рождения Христа. По римскому летоисчислению Иисус Хри­стос родился в 753 г. от основания Рима. Обозначим это на ленте времени.

733 0 I тыс. II тыс.

до н.э. РХ н.э.

Для нас рождение Иисуса Христа кажется событием глубокой древно­сти. Но были народы, которые жили до его рождения: первобытные люди, древ­ние египтяне, греки, римляне. События, происходившие до нашей эры, отклады­ваются на ленте времени в обратном порядке (рис. вверху на стр. 29 учебника):

до н.э. рх н.э.

Задание: Обозначьте на ленте времени следующие события, которые произошли до нашей эры:

776 г. до н.э. - начало Олимпийских игр;

74 г. до н.э. - начало восстания Спартака.

VIII в. 1в. РХ

Д

о н.э.

  • Посчитайте, сколько лет назад произошли эти события? (2002+74=2076 лет назад; 2002+776=2778 лет назад).
  • Какими отрезками времени вы пользовались при вычислении?
  • ВОПРОС: Вспомните из курса истории в начальной школе, каким летоисчислением пользовались древние египтяне, греки,- римляне? Какой счет лет удобнее? Чем?
В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым го­дом, второй год - вторым и т.д. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый, вновь наступал первый год, затем второй, третий.

Иным было летоисчисление у римлян. Год основания Рима они считали первым, следующий - вторым и т.д.

Задание: Предположим, римлянин говорил: «Я родился в 700 году». Что это означало? Через 700 лет после какого события он родился?

-В каком году, по римскому летоисчислению, началось восстание Спартака? (753-74=679 год.)

Древние греки вели счет лет со дня первых Олимпийских игр. (766 г до н.э.)

Потребность же измерять время возникла много тысяч лет назад.

Задание.

Прочитайте п. 1 главы 3, стр. 28-29.

- Ответьте на вопросы:

  1. Почему первобытные охотники и собиратели наблюдали за временем, измеряли его? Чем была вызвана такая потребность?
  2. В одном сказании говорится, что Солнце преследует Луну, от­резая у нее куски мяса! А когда Луне удается вырваться, она понемногу снова обрастает мясом. Какое явление природы отражено в этом сказа­нии? Как оно помогало людям измерять большие отрезки времени?
  3. Охотники и собиратели, например, в Африке, заметили, что на смену дождливому сезону приходит сухой период, а затем через много дней вновь начинают лить дожди. Люди пытались определить продол­жительность каждого сезона. Почему им было это жизненно важно? (В зависимости от времени года меняется количество зверей и съедобных плодов и кореньев).
  4. С возникновением земледелия первобытные люди еще больше стали интересоваться сезонными изменениями в природе, продолжитель­ностью каждого времени года, примерной длиной года. Почему?
Учитель: Представление о продолжительности года возникло еще у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого, проходит примерно равное число дней. Время научились считать не только по суткам и месяцам, но и годам. Лю­ди стали запоминать, в какой год произошло важное событие - основание города, большое наводнение, война.

Об этих событиях, которые хранит человеческая память, мы уз­наем, изучая историю древнего мира.

Домашнее задание.

1) Прочитайте главу 3,стр. 28-30.

  1. Письменно ответьте на вопросы на стр. 30.
3) Повторите изученное.ч. 1

izumzum.ru


Смотрите также