Кур де Жебелен, Антуан. Кур де жебелен первобытный мир
Кур де Жебелен, Антуан — Википедия
Антуан Кур де Жебелен
Antoine Court de Gébelin
Дата рождения
около 1719
Место рождения
Париж
Дата смерти
10 мая 1784(1784-05-10)
Место смерти
Париж
Страна
Франция Франция
Язык(и) произведений
фр.
Направление
масон, оккультист, таролог, астролог
Антуан Кур де Жебелен в Викитеке
Антуан Кур де Жебелен на Викискладе
Антуа́н Кур де Жебеле́н (фр. Antoine Court de Gébelin; около 1719 или в 1725 — 10 мая 1784) — французский учёный, писавший о проблемах гуманитарных и естественных наук, масон, оккультист, астролог; сын Антуана Кура.
Содержание
1 Сочинения
1.1 Другие работы
2 Масонство
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
ru.bywiki.com
Таро Кура де Жебелен
перевод с французского Максима Чеботарева под ред. Александра Морозова и Андрея Костенко (с) Андрей Костенко, 2005
Это Таро описано в многотомном труде Антуана Кура де Жебелена (?-1784) Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным, где рассматриваются многие вопросы, касающиеся истории, геральдики, денег, игр, кругосветных путешествий финикийцев, американских языков и т. д., или же содержатся разрозненные сочинения
На странице 365 восьмого тома, вышедшего в 1781 году, начинается эссе Об игре в Таро, где изучается ее происхождение, объясняются содержащиеся в ней аллегории, доказывается, что именно от Таро произошли современные игральные карты, и т. д, и т. п.
Репринтное издание эссе было выпущено в 1983 г. в Париже отдельной книгой под названием Court de Ge'belin, Le Tarot, pre'sente' et commente' par Jean-Marie Lho^te. Иллюстрации карт Таро, как утверждает Жан-Мари Лот в этой книге, выполнила для "Первобытного мира" некая мадемуазель Линот (Mlle Linote).
Здесь я публикую только ту часть эссе "Об игре в Таро", в которой описываются козыри Таро, и воспроизвожу иллюстрации мадемуазель Линот в оригинальном виде (по две в общей рамке) и в ориганальном порядке. Под иллюстрациями я располагаю описания соответствующих карт. При этом часто нарушается оригинальная последовательность текстов, но зато каждый текст располагается под своей иллюстрацией.
Полный перевод эссе де Жебелена будет опубликован в сборнике "Таро философов".
No I
Игрок в стаканчики, или Скоморох
Мы начинаем с номера 1 и движемся к номеру 21, потому что ныне принято начинать счет с наименьшего числа и от него двигаться к числам более значительным. А между тем есть основания предполагать, что египтяне вели счет от больших чисел к малым. Именно поэтому они пели октаву от верхней ноты к нижней, а не от нижней к верхней, как это делаем мы. В очерке, непосредственно следующем за нашим,2 этот обычай египтян применяется очень широко. Таким образом, здесь будет два метода: наш, наиболее удобный и простой, когда карты рассматриваются по отдельности, и упомянутый другой метод, который полезен для лучшего понимания всей совокупности карт и связей между ними.
Первым среди козырей, если считать по восходящей, и последним, если считать в обратном порядке, является Игрок в стаканчики. Род его занятий не оставляет сомнений, ибо он стоит за столом, на котором видны игральные кости, стаканчики, ножи, шары и проч. В одной руке он держит прут Иакова,3 или магический жезл, а двумя пальцами другой руки сжимает шарик, который вот-вот ловко спрячет.
Издатели карт называют его простонародным словом Скоморох (Ba^teleur). Пожалуй, нет нужды пояснять, что это слово происходит от слов baste или ba^ton.4
Символизируя первое из всех человеческих состояний, он указывает на то, что жизнь -- всего лишь сон, иллюзия, вечная игра случая или столкновение тысячи обстоятельств, которые никогда не зависят от нас самих, но с неизбежностью оказывают влияние на любое правление.
Но между Сумасшедшим и Скоморохом человеку не хорошо!
NO 0, Ноль
Сумасшедший
Шутовской жезл и стеганый камзол, украшенный ракушками и колокольчиками, не оставляют никаких сомнений в том, что на этой карте изображен Сумасшедший. Он шагает очень быстро, как и подобает безумцу, неся за спиной небольшой узелок и надеясь убежать от тигра, который кусает его за зад. Узелок символизирует ошибки, которых он упорно не желает замечать, а тигр -- преследующие его угрызения совести.
Гораций замечательно выразил эту прекрасную идею, но она не принадлежит ему, ибо была известна еще древним египтянам. Это общеизвестная и даже банальная идея, но мудрому поэту удалось представить ее так естественно и ярко, что теперь все связывают ее с его именем.1
Что касается этого козыря, мы называем его Нулем, хотя в колоде он располагается за картой XXI, потому что сам по себе он ничего не значит, но лишь придает значение другим картам -- в точности как наш ноль придает значение другим цифрам, -- показывая тем самым, что ничто не существует без его безумия.
No II, III, IV, V Правители общества
На картах II и III изображены две женщины, на картах IV и V -- их мужья. Это мирские и религиозные вожди общества.
Король и Королева Карта IV представляет Короля, карта III -- Королеву. Атрибутами обоих являются орел на геральдическом щите и скипетр, на конце которого шар, увенчанный крестом, или, иначе, знаком Тау.
Король изображен в профиль, королева -- в фас, оба восседают на тронах. Королева в длинном одеянии, ее трон -- с высокой спинкой. Король сидит со скрещенными ногами на троне затейливой формы, напоминающем гондолу. Его полукруглая корона украшена сверху жемчужиной с крестом. Корона Королевы имеет остроконечную форму. Король носит знак рыцарского ордена.5
Верховный Жрец и Верховная Жрица
На карте V изображен Глава Иерофантов, или Верховный Жрец, а на карте II -- Верховная Жрица, его жена, ибо мы знаем, что у египтян вожди жречества могли вступать в брак. Если бы эти карты были современным изобретением, мы не видели бы среди них Верховной Жрицы, тем более под именем Папессы, которое ей в насмешку дали германские картопечатники.
Верховная Жрица восседает в кресле, на ней длинная мантия и нечто вроде накидки, концы которой перекрещиваются на животе. На голове у нее двойная корона с двумя рогами, как у Исиды. На коленях лежит раскрытая книга, на груди скрещиваются две украшенных крестами перевязи, образуя букву X.
Верховный Жрец одет в длинную мантию и просторную накидку, концы которой соединены застежкой. На нем тройная тиара, одна его рука покоится на скипетре с тройным крестом, двумя вытянутыми пальцами другой он благословляет двух верующих, которых мы видим у его колен.
Итальянские или немецкие картопечатники, которые низвели эту игру до своего уровня знаний, дали этим двум персонажам, которых первоначально называли Отцом и Матерью, или Аббатом и Аббатисой -- восточные слова, означающие то же самое, -- итак, они назвали эти карты Папой и Папессой.
Скипетр с тройным крестом -- это, несомненно, египетский символ. Мы видим его под буквой ТТ на Табличке Исиды6 -- драгоценном и важном памятнике, полноразмерную гравюру которого мы уже сделали, чтобы однажды представить публике. Этот символ связан с тройным фаллосом, который носили по улицам во время знаменитого праздника Памилий, посвященного окончанию поисков Осириса, и который символизировал воскресение растительного мира и всей природы в целом.
No VII Торжествующий Осирис
Осирис движется вперед в образе торжествующего царя, со скипетром в руке и короной на голове. Он стоит в своей боевой колеснице, в которую запряжены два белых коня. Всем известно, что Осирис был великим божеством египтян, а также всех сабейских народов. Будучи невидимым, это высшее божество, тем не менее, проявлялось в физическом мире в образе Солнца, этого чуда природы. Зимой оно пряталось, а весной появлялось и светило с новой силой, восторжествовав над всем, с чем ему пришлось сразиться.
No VI Брак
Молодой человек и девушка клянутся друг другу в любви и верности, священник их благословляет, Амур пускает в них свои стрелы. Картопечатники называют эту картину «Влюбленный». Похоже, что именно они добавили Амура с луком и стрелами, чтобы сделать символизм этой карты -- как они его понимали -- более выразительным.
В "Древностях" Буассара (1) описан очень похожий памятник; он тоже символизирует брачный союз, но здесь всего три персонажа.
Возлюбленный и возлюбленная, которые клянутся друг другу в верности, между ними -- Амур, который служит одновременно и свидетелем, и священником.
Эта скульптура называется Fidei Simulacrum, то есть картина супружеской верности. Ее персонажи известны под такими прекрасными именами, как Истина, Честь и Любовь. Нет нужды говорить, что истину здесь символизирует не мужчина, а женщина, и не только потому, что это слово женского рода, но и потому, что вечная верность более присуща женщине, нежели мужчине. Этот замечательный памятник воздвиг некий Фунданий Эромен в честь своей возлюбленной супруги Поппеи Деметрии и милой дочери Манилии Эромении.
(1) T. III. Pl. XXXVI.
No VIII, XI, XII, XIV7 Четыре основные добродетели Фигуры, которые мы объединили в эту группу, имеют отношение к четырем основным добродетелям.
No XIV7 Умеренность
Женщина с крыльями переливает воду из одного сосуда в другой, чтобы умерить крепость напитка, который в нем содержится.
No XI
Сила Женщина, которая укротила льва и раскрывает его пасть с такой легкостью, словно это не лев, а ее ручной пес. На голове у женщины пастушечья шляпка.
No XII Осторожность тоже относится к числу основных добродетелей. Разве могли египтяне забыть ее и не поместить среди этих символов человеческой жизни? Тем не менее, в этой колоде нет карты с таким названием. Вместо нее под номером XII, то есть между Силой и Умеренностью8, мы видим изображение мужчины, подвешенного за одну ногу. Но что он здесь делает? По-видимому, это дело рук несчастного в своей самонадеянности картопечатника, который, не поняв всей красоты первоначальной аллегории, взял на себя смелость ее исправить и уж совершенно ее исказил. Осторожность трудно было бы изобразить лучше, чем в виде человека, который стоит, держа одну ногу на весу впереди другой и как бы изучая то место, куда он собирается ее поставить. Если таков был первоначальный вид этой карты. она наверняка называлась pede suspenso9 . Картопечатник не понял, что имелось в виду, и поэтому изобразил человека, подвешенного за одну ногу.
Потом возник вопрос: откуда в этой колоде взялся повешенный? И тут же нашли объяснение: так был наказан тот, кто придумал эту игру -- наказан за то, что изобразил в ней Папессу.
Но, поскольку эта карта располагается между Силой, Умеренностью и Справедливостью, как не увидеть, что изначально на ней хотели и должны были изобразить именно Осторожность?
No VIII Справедливость Это царица, Астрея, восседающая на своем троне. В одной руке она сжимает кинжал, а в другой -- весы.
No VIIII или IX Мудрец, или искатель Истины и Справедливости
На карте IX изображен почтенный философ в длинной мантии, капюшон которой лежит у него на плечах. Он шагает, опираясь на посох и держа в левой руке фонарь. Это мудрец, который ищет Справедливость и Добродетель.
При виде этой египетской картины на ум приходит история Диогена, который при свете дня искал с фонарем в руке человека. Меткие высказывания и удачные образы живут веками, и Диоген, вероятно, лишь воплотил эту картину в реальную жизнь.
Картопечатники превратили мудреца в отшельника, и этому легко найти объяснение, ведь философы охотно жили в уединении -- там, куда не достигали мирская суета и легкомыслие. Гераклита его сограждане считали сумасшедшим, а на Востоке, кстати, посвятить себя умозрительным наукам до сих пор означает практически то же, что уединиться [от мира]. В этом смысле отшельники египетские, вероятно, мало чем отличались бы или отличаются от индийских отшельников, сиамских жрецов и друидов.
No XIX Солнце
В эту группу мы объединили все картины, имеющие отношение к свету. После тусклого фонаря Отшельника мы перейдем к созерцанию Солнца, Луны и сияющей Каникулы, которые тоже фигурируют в этой игре в виде разнообразных символов.
Солнце представлено здесь в образе физического отца людей и всей природы, ибо оно освещает людей в обществе, господствует в их городах. От его лучей отделяются золотые капли и жемчужины -- так символически изображается благотворное влияние этого небесного светила.
Итак, эта колода Таро совершенным образом соответствует учению египтян, в чем мы убедимся еще больше, изучив подробности в следующей статье.
No XVII Каникула
Перед нами не менее аллегорическая картина, и абсолютно египетская; она называется Звездой. Мы и впрямь видим здесь большую сияющую звезду в окружении семи звезд поменьше. Нижнюю часть картины занимает женщина, опустившаяся на одно колено и держащая два опрокинутых сосуда, из которых вытекают два потока. Рядом с этой женщиной виден цветок, на котором сидит бабочка.
Все это чистейший египтианизм.
Большая звезда -- это, вне всяких сомнений, Каникула, или Сириус. Эта звезда изображена здесь по той причине, что она восходит, когда Солнце выходит из Рака, а именно это мы видели на предыдущей картине.
Семь звезд поменьше, которые будто ухаживают за нею, суть планеты. Она в некотором смысле их правительница, поскольку отмечает начало года. Все они словно получают от нее приказы и регулируют по ней свое движение.
Изображенная под звездами дама, которая очень осторожно выливает воду из сосудов, -- это Царица Небес, ИСИДА, чьей благосклонности приписывают разливы Нила. Нил обычно начинал выходить из берегов с восходом Каникулы, поэтому появление этой звезды считалось знаком грядущих наводнений. Именно поэтому Каникулу всегда связывали с Исидой.
Так как восход этой звезды знаменовал еще и начало нового года, ее называли СОТ-ИС, "начало года", и именно под этим именем посвящали Исиде.
Наконец, бабочка и цветок, на котором она сидит, были символом возрождения и воскресения. В то же время они указывали на то, что благодаря милости Исиды поля Египта, прежде совершенно голые, с восходом Каникулы покрываются новыми всходами.
No XVIII Луна
Рядом с Луной, которая следует за Солнцем, тоже изображены золотые капли и жемчужины, ибо и она одаривает Землю своими щедротами.
Павсаний в своем "Описании Фокиды" замечает, что египтяне считали эти капли слезами Исиды, которые каждый год наполняют воды Нила и делают плодородными поля Египта.10
Согласно существующему в этой стране поверью, в час, когда в Ниле начинает прибывать вода, с Луны падает капля, или слеза.
В самом низу картины изображен рак -- для того, чтобы передать обратное движение Луны или показать, что Нил выходит из берегов в тот самый момент, когда Солнце и Луна выходят из созвездия Рака и проливают слезы. В это время также восходит Сириус, изображенный на следующей картине.
Впрочем, не исключено, что здесь соединены оба этих значения, поскольку символизм подобных изображений всегда довольно сложен.
Середину картины занимают две башни, по одной с каждой стороны. Они изображают два знаменитых Геркулесовых столпа, за которые никогда не заходят и над которыми никогда не поднимаются [Солнце и Луна,] эти два великих небесных светила.
Между этими двумя столпами изображены два пса, которые, похоже, лают на Луну и в то же время охраняют ее -- совершенно египетские идеи. Этот народ, известный своей любовью к аллегориям, сравнивал тропики с двумя дворцами, каждый из которых охранялся одним псом. Эти псы, подобно привратникам или верным стражам, удерживали Солнце и Луну на небосводе, не позволяя им скатиться ни к одному из полюсов.
Это не фантазии комментаторов. Климент, который сам был египтянином, поскольку происходил из Александрии, и который, стало быть, знал, о чем говорит, заверяет нас в своих "Лоскутках" (1), что египтяне сравнивали Тропики с изображениями двух собак, подобных Привратникам или верным Стражам, препятствующими Солнцу и Луне проникнуть слишком далеко и дойти до Полюсов.
(1) Или "Строматах" (книга V).11
No XIII Смерть
На карте XIII изображена Смерть. Она косит [всех] людей: царей и цариц, великих и малых . Никто и ничто не в силах устоять под ее ужасной косой.
Нет ничего удивительного в том, что она помещена именно под этим номером, ибо число тринадцать всегда считалось несчастливым. Должно быть, когда-то давным-давно в день с таким номером случилось какое-то великое несчастье, и воспоминания об этом сохранились у всех древних народов. Возможно, именно поэтому тринадцать Колен Израилевых всегда считались двенадцатью?
Неудивительно и то, что египтяне включили Смерть в игру, которая, [по идее,] должна пробуждать только приятные мысли: эта игра была игрой военной, и потому без Смерти в ней было не обойтись. Шахматы -- тоже военная игра, и она тоже заканчивается смертью, ибо шах-мат, означает не что иное, как "смерть царя". Мы уже упоминали в разделе, посвященном календарю, что на своих пиршествах этот мудрый и предусмотрительный народ всегда помещал на виду скелет, называя его Манеросом,12 -- без сомнения, для того, чтобы гости, созерцая его, были умеренны и не убили себя чревоугодием. Впрочем, каждый видит и понимает по-своему, и никогда не следует спорить о вкусах.
No XV Тифон
На карте XV изображен известный персонаж египетской мифологии Тифон -- брат Осириса и Исиды, злое начало, великий Демон Ада. У него крылья летучей мыши, лапы гарпии и отвратительные рога оленя, и вообще он изображен таким уродливым, каким только может быть дьявол. У его ног стоят два дьяволенка с длинными ушами и хвостами, их руки связаны за спиной Они также связаны друг с другом веревкой, которая обвивает их шеи и прикреплена к пьедесталу Тифона. Эта веревка говорит о том, что он не отпускает тех, кто ему принадлежит, и очень сильно любит тех, над кем властвует.
No X La Roue de Fortune
Последний номер на этой таблице14 -- Колесо Фортуны. Здесь люди, [изображенные] в форме обезьяны, собаки, кролика и т. д., поднимаются, оборот за оборотом, на этом колесе, к которому они привязаны. Говорят, что это сатира против фортуны и против тех, кого она быстро поднимает и столь же быстро сбрасывает вниз.
No XVI Дом Божий, или Замок Плутоса
Перед нами урок, показывающий, к чему приводит алчность. На этой картине изображена башня, называемая Домом Божьим, то есть Домом по преимуществу. Это Башня, наполненная золотом, это Замок Плутоса, который обрушивается и погребает под собой тех, кто поклонялся богатству.
Разве можно не увидеть в этой картине историю египетского царя Рампсинита, о котором упоминает Геродот?13 Этот правитель приказал возвести огромную каменную башню для своих сокровищ. У этой башни была только одна дверь, и ключ от нее был только у царя, поэтому никто, кроме него, не мог войти в башню, однако сокровища таяли буквально на глазах. Чтобы поймать хитрых воров, царь расставил ловушки вокруг сосудов, в которых хранились его сокровища. Ворами оказались двое сыновей архитектора, услугами которого воспользовался Рампсинит. Этот архитектор установил один камень в стене башни таким образом, что его можно было незаметно и легко вынимать и возвращать на место. Он поделился секретом со своими сыновьями, которые не замедлили перейти к делу. Они ограбили царя и потом бросились с башни вниз -- в точности так, как изображено на картине. У Геродота можно найти остальные подробности этой замысловатой и очень занимательной истории: как один из братьев попался в расставленные сети; как он заставил брата отрубить ему голову; как их мать потребовала, чтобы оставшийся в живых сын принес тело своего брата; как он навьючил на ослов мехи с вином и отправился опоить стражей, которые охраняли тело брата и дворец; как эти стражи опорожнили, несмотря на его притворные слезы, все мехи с вином и потом заснули; как он отрезал у каждого из них клок бороды с правой стороны и украл тело брата; как изумленный царь попросил свою дочь, чтобы она заставила каждого своего любовника рассказать ей о самом ловком своем подвиге; как этот смышленый юноша рассказал царевне о том, что сделал; как он подсунул руку мертвеца вместо своей, когда красавица попыталась его задержать; как царь, чтобы положить конец этой истории, выдал свою дочь за этого находчивого юношу, который так ловко его обхитрил; и как все закончилось свадьбой ко всеобщему удовольствию.
Не знаю, относился ли сам Геродот к этой истории серьезно, но несомненно одно: народ, способный выдумывать подобные чудные и сложные сказки, вполне мог придумать чудную и сложную игру.
Геродот приводит еще один факт, который подтверждает то, что мы сказали в разделе «Истории календаря»: гигантские статуи, которые носят во время самых разных праздников, почти всегда символизируют времена года. Геродот пишет, что Рампсинит -- тот самый царь, о котором мы только что упомянули, -- приказал поставить на северной и южной сторонах храма Вулкана две статуи высотой в двадцать пять локтей, которые получили название Лето и Зима: первой поклонялись, а у второй, напротив, совершали жертвоприношения. Похожий обычай можно наблюдать у дикарей, которые относятся с любовью и почитанием к доброму началу, но жертвы приносят только злому.
No XX Картина, неверно называемая Страшным Судом
На этой картине изображены трубящий ангел, а также нагие старик, женщина и ребенок, которые будто выходят из земли.
Картопечатники, которые пребывали в неведении относительно истинного смысла этих картин, как по отдельности, так и всех вместе, увидели здесь Страшный Суд и для вящей убедительности изобразили людей так, будто они выходят из могил. Если же убрать могилы, эта картина может с не меньшим успехом символизировать Сотворение мира, или же начало Времени, которое изображено на картине XXI.
No XXI Время, неверно называемое Миром
Эта картина, которую картопечатники назвали Миром, потому что сочли ее началом всех вещей, [на самом деле] представляет Время. С этой композицией невозможно ошибиться.
В центре изображена Богиня Времени с развевающейся вуалью, которая служит ей поясом, или пеплумом, как его называли древние. Она бежит, словно само Время, внутри круга, который символизирует временные циклы, а также яйцо, в нутри которого [содержится] все сущее во Времени.
В четырех углах картины -- символы четырех времен года, образующих годичный цикл; они же представляют четыре головы Херувимов15. Эти символы суть:
Орел, Лев, Бык и Юноша.
Орел символизирует Весну, когда снова появляются птицы.
Лев символизирует Лето, жар Солнца.
Бык символизирует Осень, когда [люди] трудятся и сеют.
Юноша символизирует Зиму, когда [люди] собираются вместе.
Примечания:
1. По-видимому, здесь имеется в виду известный афоризм из "Од" (4.5.24) "Кара за преступлением следует по пятам", или, в поэтическом переводе М. Н. Бычкова, "За виной кара следует".
2. Имеется в виду эссе "Исследование Таро" некоего "графа де М." (по-видимому, Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Меле, 1727-1804), помещенное в "Первобытном мире" сразу после эссе "Об игре в Таро" самого де Жебелена.
3. См. Быт. 30:37. Кроме того, "прутом Иакова" французы называют палочку фокусника.
6. "Табличка Исиды" -- бронзовая плита с эмалью, покрытая изображениями в древнеегипетском стиле. Достоверных исторических сведений о ней нет. По одной из версий, Табличка хранилась в одном из дворцов Рима, но после разграбления города войсками Карла V в 1527 году попала в руки некоего кузнеца, который впоследствии продал ее кардиналу Пьетро Бембо (1470--1547), известному собирателю древностей. После смерти Бембо Табличка сменила многих хозяев и в настоящее время, возможно, все еще находится в Музее египетских древностей в Турине (Италия). Афанасий Кирхер в "Эдипе Египетском" (1654) посвятил Табличке Исиды обширный трактат и привел ее прорисовку, которую впоследствии воспроизвели в своих книгах У. Уинн Уэсткотт (The Isiac Tablet, 1887) и Мэнли П. Холл (An Encyclopedic Outline, 1928). Табличку комментировали и воспроизводили и другие авторы. У Уэсткотта есть полная библиография, но Кур де Жебелен в ней не фигурирует. По-видимому, его замысел опубликовать "полноразмерную гравюру" остался неосуществленным. Так или иначе, на доступной нам копии Кирхера маркировка совсем другая и букв "ТТ" нет, но "скипетр с тройным крестом" можно усмотреть (и то с большой натяжкой) лишь у одной фигуры:
7. В оригинале ошибочно указан номер XIII.
8. На самом деле, конечно, между Силой и Смертью (см. предыдущее примечание).
9. Нерешительная ступня (лат.)
10. См.: Павсаний, Х, 32, 10: "Подобную же историю я слыхал и от одного финикийца, что египтяне справляют праздник, в честь Исиды, когда, по их словам, она оплакивает Озириса; тогда и Нил начинает у них выходить из берегов, и многие из местных жителей говорят, что то, что заставляет подниматься воды реки и заливает пашни, -- это и есть слезы Исиды". Перевод С.П. Кондратьева. Цит. по изд.: Павсаний. Описание Эллады. -- М.: АСТ; Ладомир, 2002, Т. 2, с. 311.
11. "Два пса символизируют два тропика, которые стоят на страже и служат привратниками южному и северному путям Солнца" (Строматы V.VII.43.3). Цит. по изд.: Климент Александрийский. Строматы. Перев. с др.-греч. и комм. Е. В. Афонасина. -- С.-Пб.: Издательство Олега Абышко, 2003. (в 3-х томах).
12."Мы со ссылкой на авторитет Диодора Сицилийского уже упомянули о том, что египетские жнецы имели обыкновение причитать над первым срезанным снопом, призывая при этом богиню Исиду, прародительницу земледелия. Греки дали жалобной песне египетских жнецов название "Манерос". Манерос, если верить их объяснению, был единственным сыном египетского царя и изобретателем земледелия. После его безвременной кончины он стал объектом народных причитаний." -- Джеймс Джордж Фрэзер. Золотая ветвь. -- М.: Политиздат, 1986, с. 396-397.
13. "История", книга II (Евтерпа), 121. -- см.: Геродот. История. В 9-ти кн. Пер. Г. А. Стратановского. – М.: ООО "Издательство АСТ", "Ладомир", 2001.
14. Изображения карт Таро приводятся в энциклопедии де Жебелена на шести таблицах, каждая из которых занимает целую страницу.
15. См. Иез.1, 10.
Раннее оккультное Таро ТАРО-ПОРТАЛ | HOME
green-door.narod.ru
СИСТЕМЫ И ИХ ОПИСАНИЯ. | ТРАССА 60
ДЛЯ ТЕХ КОМУ ЭТО НАДО.
Таро Кура де Жебелена
перевод с французского Максима Чеботарева под ред. Александра Морозова и Андрея Костенко
Это Таро описано в многотомном труде Антуана Кура де Жебелена (?-1784)
Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным, где рассматриваются многие вопросы, касающиеся истории, геральдики, денег, игр, кругосветных путешествий финикийцев, американских языков и т. д., или же содержатся разрозненные сочинения. На странице 365 восьмого тома, вышедшего в 1781 году, начинается эссе Об игре в Таро, где изучается ее происхождение, объясняются содержащиеся в ней аллегории, доказывается, что именно от Таро произошли современные игральные карты, и т. д, и т. п.
Репринтное издание эссе было выпущено в 1983 г. в Париже отдельной книгой под названием Court de Ge'belin, Le Tarot, pre'sente' et commente' par Jean-Marie Lho^te. Иллюстрации карт Таро, как утверждает Жан-Мари Лот в этой книге, выполнила для "Первобытного мира" некая мадемуазель Линот (Mlle Linote).
Здесь я публикую только ту часть эссе "Об игре в Таро", в которой описываются козыри Таро, и воспроизвожу иллюстрации мадемуазель Линот в оригинальном виде и в оригинальном порядке.
No I Игрок в стаканчики, или Скоморох
Мы начинаем с номера 1 и движемся к номеру 21, потому что ныне принято начинать счет с наименьшего числа и от него двигаться к числам более значительным. А между тем есть основания предполагать, что египтяне вели счет от больших чисел к малым. Именно поэтому они пели октаву от верхней ноты к нижней, а не от нижней к верхней, как это делаем мы. В очерке, непосредственно следующем за нашим, (2) этот обычай египтян применяется очень широко. Таким образом, здесь будет два метода: наш, наиболее удобный и простой, когда карты рассматриваются по отдельности, и упомянутый другой метод, который полезен для лучшего понимания всей совокупности карт и связей между ними.
Первым среди козырей, если считать по восходящей, и последним, если считать в обратном порядке, является Игрок в стаканчики. Род его занятий не оставляет сомнений, ибо он стоит за столом, на котором видны игральные кости, стаканчики, ножи, шары и проч. В одной руке он держит прут Иакова,3 или магический жезл, а двумя пальцами другой руки сжимает шарик, который вот-вот ловко спрячет.
Издатели карт называют его простонародным словом Скоморох (Bateleur). Пожалуй, нет нужды пояснять, что это слово происходит от слов baste или baton. (4)
Символизируя первое из всех человеческих состояний, он указывает на то, что жизнь — всего лишь сон, иллюзия, вечная игра случая или столкновение тысячи обстоятельств, которые никогда не зависят от нас самих, но с неизбежностью оказывают влияние на любое правление.
Но между Сумасшедшим и Скоморохом человеку не хорошо!
NO 0, Ноль Сумасшедший
Шутовской жезл и стеганый камзол, украшенный ракушками и колокольчиками, не оставляют никаких сомнений в том, что на этой карте изображен Сумасшедший. Он шагает очень быстро, как и подобает безумцу, неся за спиной небольшой узелок и надеясь убежать от тигра, который кусает его за зад. Узелок символизирует ошибки, которых он упорно не желает замечать, а тигр — преследующие его угрызения совести.
Гораций замечательно выразил эту прекрасную идею, но она не принадлежит ему, ибо была известна еще древним египтянам. Это общеизвестная и даже банальная идея, но мудрому поэту удалось представить ее так естественно и ярко, что теперь все связывают ее с его именем.(1)
Что касается этого козыря, мы называем его Нулем, хотя в колоде он располагается за картой XXI, потому что сам по себе он ничего не значит, но лишь придает значение другим картам – в точности как наш ноль придает значение другим цифрам, – показывая тем самым, что ничто не существует без его безумия.
No II, III, IV, V Правители общества
На картах II и III изображены две женщины, на картах IV и V – их мужья. Это мирские и религиозные вожди общества.
Король и Королева
Карта IV представляет Короля, карта III – Королеву. Атрибутами обоих являются орел на геральдическом щите и скипетр, на конце которого шар, увенчанный крестом, или, иначе, знаком Тау.
Король изображен в профиль, королева – в фас, оба восседают на тронах. Королева в длинном одеянии, ее трон – с высокой спинкой. Король сидит со скрещенными ногами на троне затейливой формы, напоминающем гондолу. Его полукруглая корона украшена сверху жемчужиной с крестом. Корона Королевы имеет остроконечную форму. Король носит знак рыцарского ордена.(5) Верховный Жрец и Верховная Жрица
На карте V изображен Глава Иерофантов, или Верховный Жрец, а на карте II – Верховная Жрица, его жена, ибо мы знаем, что у египтян вожди жречества могли вступать в брак. Если бы эти карты были современным изобретением, мы не видели бы среди них Верховной Жрицы, тем более под именем Папессы, которое ей в насмешку дали германские картопечатники.
Верховная Жрица восседает в кресле, на ней длинная мантия и нечто вроде накидки, концы которой перекрещиваются на животе. На голове у нее двойная корона с двумя рогами, как у Исиды. На коленях лежит раскрытая книга, на груди скрещиваются две украшенных крестами перевязи, образуя букву X.
Верховный Жрец одет в длинную мантию и просторную накидку, концы которой соединены застежкой. На нем тройная тиара, одна его рука покоится на скипетре с тройным крестом, двумя вытянутыми пальцами другой он благословляет двух верующих, которых мы видим у его колен.
Итальянские или немецкие картопечатники, которые низвели эту игру до своего уровня знаний, дали этим двум персонажам, которых первоначально называли Отцом и Матерью, или Аббатом и Аббатисой — восточные слова, означающие то же самое, – итак, они назвали эти карты Папой и Папессой.
Скипетр с тройным крестом – это, несомненно, египетский символ. Мы видим его под буквой ТТ на Табличке Исиды6 – драгоценном и важном памятнике, полноразмерную гравюру которого мы уже сделали, чтобы однажды представить публике. Этот символ связан с тройным фаллосом, который носили по улицам во время знаменитого праздника Памилий, посвященного окончанию поисков Осириса, и который символизировал воскресение растительного мира и всей природы в целом.
No VII Торжествующий Осирис
Осирис движется вперед в образе торжествующего царя, со скипетром в руке и короной на голове. Он стоит в своей боевой колеснице, в которую запряжены два белых коня. Всем известно, что Осирис был великим божеством египтян, а также всех сабейских народов. Будучи невидимым, это высшее божество, тем не менее, проявлялось в физическом мире в образе Солнца, этого чуда природы. Зимой оно пряталось, а весной появлялось и светило с новой силой, восторжествовав над всем, с чем ему пришлось сразиться.
No VI Брак
Молодой человек и девушка клянутся друг другу в любви и верности, священник их благословляет, Амур пускает в них свои стрелы. Картопечатники называют эту картину «Влюбленный». Похоже, что именно они добавили Амура с луком и стрелами, чтобы сделать символизм этой карты — как они его понимали – более выразительным.
В "Древностях" Буассара (1) описан очень похожий памятник; он тоже символизирует брачный союз, но здесь всего три персонажа.
Возлюбленный и возлюбленная, которые клянутся друг другу в верности, между ними — Амур, который служит одновременно и свидетелем, и священником.
Эта скульптура называется Fidei Simulacrum, то есть картина супружеской верности. Ее персонажи известны под такими прекрасными именами, как Истина, Честь и Любовь. Нет нужды говорить, что истину здесь символизирует не мужчина, а женщина, и не только потому, что это слово женского рода, но и потому, что вечная верность более присуща женщине, нежели мужчине. Этот замечательный памятник воздвиг некий Фунданий Эромен в честь своей возлюбленной супруги Поппеи Деметрии и милой дочери Манилии Эромении.
(1) T. III. Pl. XXXVI.
No VIII, XI, XII, XIV(7) Четыре основные добродетели
Фигуры, которые мы объединили в эту группу, имеют отношение к четырем основным добродетелям.
No XIV Умеренность
Женщина с крыльями переливает воду из одного сосуда в другой, чтобы умерить крепость напитка, который в нем содержится. No XI
Сила Женщина, которая укротила льва и раскрывает его пасть с такой легкостью, словно это не лев, а ее ручной пес. На голове у женщины пастушья шляпка. No XII Осторожность тоже относится к числу основных добродетелей. Разве могли египтяне забыть ее и не поместить среди этих символов человеческой жизни? Тем не менее, в этой колоде нет карты с таким названием. Вместо нее под номером XII, то есть между Силой и Умеренностью (8), мы видим изображение мужчины, подвешенного за одну ногу. Но что он здесь делает? По-видимому, это дело рук несчастного в своей самонадеянности картопечатника, который, не поняв всей красоты первоначальной аллегории, взял на себя смелость ее исправить и уж совершенно ее исказил.
Осторожность трудно было бы изобразить лучше, чем в виде человека, который стоит, держа одну ногу на весу впереди другой и как бы изучая то место, куда он собирается ее поставить. Если таков был первоначальный вид этой карты. она наверняка называлась pede suspenso (9) . Картопечатник не понял, что имелось в виду, и поэтому изобразил человека, подвешенного за одну ногу.
Потом возник вопрос: откуда в этой колоде взялся повешенный? И тут же нашли объяснение: так был наказан тот, кто придумал эту игру – наказан за то, что изобразил в ней Папессу.
Но, поскольку эта карта располагается между Силой, Умеренностью и Справедливостью, как не увидеть, что изначально на ней хотели и должны были изобразить именно Осторожность? No VIII Справедливость. Это царица, Астрея, восседающая на своем троне. В одной руке она сжимает кинжал, а в другой – весы.
No VIIII или IX Мудрец, или искатель Истины и Справедливости
На карте IX изображен почтенный философ в длинной мантии, капюшон которой лежит у него на плечах. Он шагает, опираясь на посох и держа в левой руке фонарь. Это мудрец, который ищет Справедливость и Добродетель.
При виде этой египетской картины на ум приходит история Диогена, который при свете дня искал с фонарем в руке человека. Меткие высказывания и удачные образы живут веками, и Диоген, вероятно, лишь воплотил эту картину в реальную жизнь.
Картопечатники превратили мудреца в отшельника, и этому легко найти объяснение, ведь философы охотно жили в уединении – там, куда не достигали мирская суета и легкомыслие. Гераклита его сограждане считали сумасшедшим, а на Востоке, кстати, посвятить себя умозрительным наукам до сих пор означает практически то же, что уединиться [от мира]. В этом смысле отшельники египетские, вероятно, мало чем отличались бы или отличаются от индийских отшельников, сиамских жрецов и друидов.
No XIX Солнце
В эту группу мы объединили все картины, имеющие отношение к свету. После тусклого фонаря Отшельника мы перейдем к созерцанию Солнца, Луны и сияющей Каникулы, которые тоже фигурируют в этой игре в виде разнообразных символов.
Солнце представлено здесь в образе физического отца людей и всей природы, ибо оно освещает людей в обществе, господствует в их городах. От его лучей отделяются золотые капли и жемчужины – так символически изображается благотворное влияние этого небесного светила.
Итак, эта колода Таро совершенным образом соответствует учению египтян, в чем мы убедимся еще больше, изучив подробности в следующей статье.
No XVII Каникула
Перед нами не менее аллегорическая картина, и абсолютно египетская; она называется Звездой. Мы и впрямь видим здесь большую сияющую звезду в окружении семи звезд поменьше. Нижнюю часть картины занимает женщина, опустившаяся на одно колено и держащая два опрокинутых сосуда, из которых вытекают два потока. Рядом с этой женщиной виден цветок, на котором сидит бабочка.
Все это чистейший египтианизм.
Большая звезда – это, вне всяких сомнений, Каникула, или Сириус. Эта звезда изображена здесь по той причине, что она восходит, когда Солнце выходит из Рака, а именно это мы видели на предыдущей картине.
Семь звезд поменьше, которые будто ухаживают за нею, суть планеты. Она в некотором смысле их правительница, поскольку отмечает начало года. Все они словно получают от нее приказы и регулируют по ней свое движение.
Изображенная под звездами дама, которая очень осторожно выливает воду из сосудов, – это Царица Небес, ИСИДА, чьей благосклонности приписывают разливы Нила. Нил обычно начинал выходить из берегов с восходом Каникулы, поэтому появление этой звезды считалось знаком грядущих наводнений. Именно поэтому Каникулу всегда связывали с Исидой.
Так как восход этой звезды знаменовал еще и начало нового года, ее называли СОТ-ИС, "начало года", и именно под этим именем посвящали Исиде.
Наконец, бабочка и цветок, на котором она сидит, были символом возрождения и воскресения. В то же время они указывали на то, что благодаря милости Исиды поля Египта, прежде совершенно голые, с восходом Каникулы покрываются новыми всходами.
No XVIII Луна
Рядом с Луной, которая следует за Солнцем, тоже изображены золотые капли и жемчужины, ибо и она одаривает Землю своими щедротами.
Павсаний в своем "Описании Фокиды" замечает, что египтяне считали эти капли слезами Исиды, которые каждый год наполняют воды Нила и делают плодородными поля Египта.10
Согласно существующему в этой стране поверью, в час, когда в Ниле начинает прибывать вода, с Луны падает капля, или слеза.
В самом низу картины изображен рак – для того, чтобы передать обратное движение Луны или показать, что Нил выходит из берегов в тот самый момент, когда Солнце и Луна выходят из созвездия Рака и проливают слезы. В это время также восходит Сириус, изображенный на следующей картине.
Впрочем, не исключено, что здесь соединены оба этих значения, поскольку символизм подобных изображений всегда довольно сложен.
Середину картины занимают две башни, по одной с каждой стороны. Они изображают два знаменитых Геркулесовых столпа, за которые никогда не заходят и над которыми никогда не поднимаются [Солнце и Луна,] эти два великих небесных светила.
Между этими двумя столпами изображены два пса, которые, похоже, лают на Луну и в то же время охраняют ее – совершенно египетские идеи. Этот народ, известный своей любовью к аллегориям, сравнивал тропики с двумя дворцами, каждый из которых охранялся одним псом. Эти псы, подобно привратникам или верным стражам, удерживали Солнце и Луну на небосводе, не позволяя им скатиться ни к одному из полюсов.
Это не фантазии комментаторов. Климент, который сам был египтянином, поскольку происходил из Александрии, и который, стало быть, знал, о чем говорит, заверяет нас в своих "Лоскутках" (1), что египтяне сравнивали Тропики с изображениями двух собак, подобных Привратникам или верным Стражам, препятствующими Солнцу и Луне проникнуть слишком далеко и дойти до Полюсов.
(1) Или "Строматах" (книга V).11
No XIII Смерть
На карте XIII изображена Смерть. Она косит [всех] людей: царей и цариц, великих и малых . Никто и ничто не в силах устоять под ее ужасной косой.
Нет ничего удивительного в том, что она помещена именно под этим номером, ибо число тринадцать всегда считалось несчастливым. Должно быть, когда-то давным-давно в день с таким номером случилось какое-то великое несчастье, и воспоминания об этом сохранились у всех древних народов. Возможно, именно поэтому тринадцать Колен Израилевых всегда считались двенадцатью?
Неудивительно и то, что египтяне включили Смерть в игру, которая, [по идее,] должна пробуждать только приятные мысли: эта игра была игрой военной, и потому без Смерти в ней было не обойтись. Шахматы – тоже военная игра, и она тоже заканчивается смертью, ибо шах-мат, означает не что иное, как "смерть царя". Мы уже упоминали в разделе, посвященном календарю, что на своих пиршествах этот мудрый и предусмотрительный народ всегда помещал на виду скелет, называя его Манеросом,12 – без сомнения, для того, чтобы гости, созерцая его, были умеренны и не убили себя чревоугодием. Впрочем, каждый видит и понимает по-своему, и никогда не следует спорить о вкусах.
No XV Тифон
На карте XV изображен известный персонаж египетской мифологии Тифон – брат Осириса и Исиды, злое начало, великий Демон Ада. У него крылья летучей мыши, лапы гарпии и отвратительные рога оленя, и вообще он изображен таким уродливым, каким только может быть дьявол. У его ног стоят два дьяволенка с длинными ушами и хвостами, их руки связаны за спиной Они также связаны друг с другом веревкой, которая обвивает их шеи и прикреплена к пьедесталу Тифона. Эта веревка говорит о том, что он не отпускает тех, кто ему принадлежит, и очень сильно любит тех, над кем властвует.
No X La Roue de Fortune
Последний номер на этой таблице14 — Колесо Фортуны. Здесь люди, [изображенные] в форме обезьяны, собаки, кролика и т. д., поднимаются, оборот за оборотом, на этом колесе, к которому они привязаны. Говорят, что это сатира против фортуны и против тех, кого она быстро поднимает и столь же быстро сбрасывает вниз.
No XVI Дом Божий, или Замок Плутоса
Перед нами урок, показывающий, к чему приводит алчность. На этой картине изображена башня, называемая Домом Божьим, то есть Домом по преимуществу. Это Башня, наполненная золотом, это Замок Плутоса, который обрушивается и погребает под собой тех, кто поклонялся богатству.
Разве можно не увидеть в этой картине историю египетского царя Рампсинита, о котором упоминает Геродот?13 Этот правитель приказал возвести огромную каменную башню для своих сокровищ. У этой башни была только одна дверь, и ключ от нее был только у царя, поэтому никто, кроме него, не мог войти в башню, однако сокровища таяли буквально на глазах. Чтобы поймать хитрых воров, царь расставил ловушки вокруг сосудов, в которых хранились его сокровища. Ворами оказались двое сыновей архитектора, услугами которого воспользовался Рампсинит. Этот архитектор установил один камень в стене башни таким образом, что его можно было незаметно и легко вынимать и возвращать на место. Он поделился секретом со своими сыновьями, которые не замедлили перейти к делу. Они ограбили царя и потом бросились с башни вниз — в точности так, как изображено на картине. У Геродота можно найти остальные подробности этой замысловатой и очень занимательной истории: как один из братьев попался в расставленные сети; как он заставил брата отрубить ему голову; как их мать потребовала, чтобы оставшийся в живых сын принес тело своего брата; как он навьючил на ослов мехи с вином и отправился опоить стражей, которые охраняли тело брата и дворец; как эти стражи опорожнили, несмотря на его притворные слезы, все мехи с вином и потом заснули; как он отрезал у каждого из них клок бороды с правой стороны и украл тело брата; как изумленный царь попросил свою дочь, чтобы она заставила каждого своего любовника рассказать ей о самом ловком своем подвиге; как этот смышленый юноша рассказал царевне о том, что сделал; как он подсунул руку мертвеца вместо своей, когда красавица попыталась его задержать; как царь, чтобы положить конец этой истории, выдал свою дочь за этого находчивого юношу, который так ловко его обхитрил; и как все закончилось свадьбой ко всеобщему удовольствию.
Не знаю, относился ли сам Геродот к этой истории серьезно, но несомненно одно: народ, способный выдумывать подобные чудные и сложные сказки, вполне мог придумать чудную и сложную игру.
Геродот приводит еще один факт, который подтверждает то, что мы сказали в разделе «Истории календаря»: гигантские статуи, которые носят во время самых разных праздников, почти всегда символизируют времена года. Геродот пишет, что Рампсинит — тот самый царь, о котором мы только что упомянули, — приказал поставить на северной и южной сторонах храма Вулкана две статуи высотой в двадцать пять локтей, которые получили название Лето и Зима: первой поклонялись, а у второй, напротив, совершали жертвоприношения. Похожий обычай можно наблюдать у дикарей, которые относятся с любовью и почитанием к доброму началу, но жертвы приносят только злому.
No XX Картина, неверно называемая Страшным Судом
На этой картине изображены трубящий ангел, а также нагие старик, женщина и ребенок, которые будто выходят из земли.
Картопечатники, которые пребывали в неведении относительно истинного смысла этих картин, как по отдельности, так и всех вместе, увидели здесь Страшный Суд и для вящей убедительности изобразили людей так, будто они выходят из могил. Если же убрать могилы, эта картина может с не меньшим успехом символизировать Сотворение мира, или же начало Времени, которое изображено на картине XXI.
No XXI Время, неверно называемое Миром
Эта картина, которую картопечатники назвали Миром, потому что сочли ее началом всех вещей, [на самом деле] представляет Время. С этой композицией невозможно ошибиться.
В центре изображена Богиня Времени с развевающейся вуалью, которая служит ей поясом, или пеплумом, как его называли древние. Она бежит, словно само Время, внутри круга, который символизирует временные циклы, а также яйцо, внутри которого [содержится] все сущее во Времени.
В четырех углах картины – символы четырех времен года, образующих годичный цикл; они же представляют четыре головы Херувимов (15). Эти символы суть: Орел, Лев, Бык и Юноша.
Орел символизирует Весну, когда снова появляются птицы.Лев символизирует Лето, жар Солнца.Бык символизирует Осень, когда [люди] трудятся и сеют.Юноша символизирует Зиму, когда [люди] собираются вместе.
Примечания:
1. По-видимому, здесь имеется в виду известный афоризм из "Од" (4.5.24) "Кара за преступлением следует по пятам", или, в поэтическом переводе М. Н. Бычкова, "За виной кара следует".
2. Имеется в виду эссе "Исследование Таро" некоего "графа де М." (по-видимому, Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Меле, 1727-1804), помещенное в "Первобытном мире" сразу после эссе "Об игре в Таро" самого де Жебелена.
3. См. Быт. 30:37. Кроме того, "прутом Иакова" французы называют палочку фокусника.
6. "Табличка Исиды" – бронзовая плита с эмалью, покрытая изображениями в древнеегипетском стиле. Достоверных исторических сведений о ней нет. По одной из версий, Табличка хранилась в одном из дворцов Рима, но после разграбления города войсками Карла V в 1527 году попала в руки некоего кузнеца, который впоследствии продал ее кардиналу Пьетро Бембо (1470—1547), известному собирателю древностей. После смерти Бембо Табличка сменила многих хозяев и в настоящее время, возможно, все еще находится в Музее египетских древностей в Турине (Италия). Афанасий Кирхер в "Эдипе Египетском" (1654) посвятил Табличке Исиды обширный трактат и привел ее прорисовку, которую впоследствии воспроизвели в своих книгах У. Уинн Уэсткотт (The Isiac Tablet, 1887) и Мэнли П. Холл (An Encyclopedic Outline, 1928). Табличку комментировали и воспроизводили и другие авторы. У Уэсткотта есть полная библиография, но Кур де Жебелен в ней не фигурирует. По-видимому, его замысел опубликовать "полноразмерную гравюру" остался неосуществленным. Так или иначе, на доступной нам копии Кирхера маркировка совсем другая и букв "ТТ" нет, но "скипетр с тройным крестом" можно усмотреть (и то с большой натяжкой) лишь у одной фигуры:
7. В оригинале ошибочно указан номер XIII.
8. На самом деле, конечно, между Силой и Смертью (см. предыдущее примечание).
9. Нерешительная ступня (лат.) 10. См.: Павсаний, Х, 32, 10: "Подобную же историю я слыхал и от одного финикийца, что египтяне справляют праздник, в честь Исиды, когда, по их словам, она оплакивает Озириса; тогда и Нил начинает у них выходить из берегов, и многие из местных жителей говорят, что то, что заставляет подниматься воды реки и заливает пашни, — это и есть слезы Исиды". Перевод С.П. Кондратьева. Цит. по изд.: Павсаний. Описание Эллады. — М.: АСТ; Ладомир, 2002, Т. 2, с. 311.
11. "Два пса символизируют два тропика, которые стоят на страже и служат привратниками южному и северному путям Солнца" (Строматы V.VII.43.3). Цит. по изд.: Климент Александрийский. Строматы. Перев. с др.-греч. и комм. Е. В. Афонасина. — С.-Пб.: Издательство Олега Абышко, 2003. (в 3-х томах).
12."Мы со ссылкой на авторитет Диодора Сицилийского уже упомянули о том, что египетские жнецы имели обыкновение причитать над первым срезанным снопом, призывая при этом богиню Исиду, прародительницу земледелия. Греки дали жалобной песне египетских жнецов название "Манерос". Манерос, если верить их объяснению, был единственным сыном египетского царя и изобретателем земледелия. После его безвременной кончины он стал объектом народных причитаний." — Джеймс Джордж Фрэзер. Золотая ветвь. — М.: Политиздат, 1986, с. 396-397.
13. "История", книга II (Евтерпа), 121. — см.: Геродот. История. В 9-ти кн. Пер. Г. А. Стратановского. – М.: ООО "Издательство АСТ", "Ладомир", 2001.
14. Изображения карт Таро приводятся в энциклопедии де Жебелена на шести таблицах, каждая из которых занимает целую страницу.
« ЗНАНИЕ, ОПЫТ, НАВЫК И УМЕНИЕ — ЭТО ТАКИ ДА СИЛА И ЕЩЁ КАКАЯ! ТАИНСТВЕННОЕ, УДИВИТЕЛЬНОЕ, ЗАГАДОЧНОЕ »
trassa.dreamwaver.org
Магические искусства. Таро.
Таро, Кур де Жебелен, Станислас де Гуайта и Папюс
Для гадания на Таро не требуется ни научных наблюдений, ни математических
выкладок. Стоящая за ним магическая теория сводится к убеждению в том, что в
природе нет ничего случайного: каждое событие предопределено законом. Этому
фундаментальному закону подвластны даже мельчайшие происшествия: перетасованные
"наудачу" карты образуют не случайный, произвольный расклад, а систему образов,
магическими узами связанную с гадателем и клиентом.
Практика Таро основана на пророческом даре, проявляющемся при особых условиях.
Оккультисты называют такой дар ясновидением, а ученые – гиперестезией.
Несомненно, все мы приходим в состояние повышенной чувствительности чаще, чем
может показаться. Кто хотя бы раз в жизни не испытывал это особого ощущения,
которое называют предчувствием? Подчас грядущие события предстают перед нашим
мысленным взором столь ярко и живо, что мы с абсолютной уверенностью говорим
себе: это будет. И это случается!
Есть люди, одаренные особым талантом
предчувствия, – прирожденные гадатели. Свою повышенную чувствительность они
стимулируют самыми разнообразными способами. Вглядываясь в "волшебный" кристалл,
они погружают себя в состояние самогипноза; подхлестнуть воображение можно и при
помощи любого другого блестящего предмета, если смотреть на него достаточно
долго. Некоторые ясновидцы способны сказать, где был найден камень, который
приложили им ко лбу. Они могут подробно описать ландшафт, где раньше лежал этот
камень, человека, который его подобрал, и так далее.
Главной функцией карт Таро, по-видимому, и является подобная стимуляция
ясновидческого дара. Вглядываясь в красочные картины, гадатель погружается в
своего рода гипнотический транс – или же, если он не столь одарен, просто
сосредотачивается и входит в состояние глубокой концентрации мыслей. Таким
образом, ценность Таро заключается в способности этих карт вызывать психическое
или ментальное состояние, благоприятное для гадания. Эффектные рисунки (особенно
- картины, изображаемые на старших арканах Таро) обладают таинственной
притягательностью и пробуждают образы, дремлющие в нашем подсознании. Многие из
этих рисунков представляют собой средневековые аллегории: например,
четырнадцатый старший аркан – аллегория Умеренности, восьмой – аллегория Силы.
Для искусствоведа в них нет ничего загадочного и необычного. Образ десятого
аркана – Колесо Фортуны – часто использовался в декоре романского окна-розы. Без
труда можно обнаружить и другие подобные аналогии. Большинство изображений на
картах Таро принадлежат к системе образов христианской цивилизации.
Антуан Кур де Жебелен(Antoine Court de Gebelin), французский ученый в области гуманитарных и естественных наук, оккультист, астролог, масон.
Однако оккультисты долгое время настаивали, что и старшие, и младшие арканы Таро
имеют гораздо более почтенный возраст и восходят ко временам глубокой древности.
Толчок этой теории дал французский ученый Кур де Жебелен (1728 – 1784), в
восьмом томе своего исследования "Первобытный мир" заявивший: "Если бы стало
известно, что до наших дней сохранилось некое сочинение древних египтян, одна из
книг, избежавших варварского уничтожения ... книга, излагающая их самые
беспримесные и интересные учения, то каждый, без сомнения, страстно пожелал бы
ознакомиться со столь незаурядным и драгоценным произведением". Такой египетской
"книгой", согласно Жебелену, и является Таро. Древняя мудрость, по его словам,
сохранилась до наших дней лишь благодаря тому, что в свое время ее благоразумно
облекли ее в форму игры. Легкомысленный характер этой маски и спас ценнейшее знание от варваров и невежд.
Во времена Жебелена Египет притягивал к себе внимание многих европейских ученых.
Древнеегипетская письменность еще не была расшифрована, наследие древних египтян
оставалось почти неизученным. Египет был страной загадок. Сведения о нем можно
было почерпнуть лишь из трудов античных авторов – Плутарха, Геродота, Ямвлиха.
Недостаток достоверных знаний побуждал строить гипотезы, и Жебелен, пойдя на
поводу у своего воображения, убедил себя сам, что карты Таро – не что иное как
не переплетенные листы легендарной Книги Тота.
Тот-Гермес, мифический автор древнейших герметических книг, которого алхимики
величали своим Верховным Магистром, и был, по мнению Жебелена, изобретателем
карт Таро. Ведь именно Тот, согласно мифу, изобрел магию, языки, письменность и
счет, а также написал портреты всех богов. Мистический альбом, в котором якобы
были собраны эти портреты, носил название "А-Рош": "а" – "учение", "рош" –
"начало". Именно из "А-Рош" были заимствованы образы Таро, а само слово Таро, по
уверению Жебелена, происходит от "Тар" ("путь") и "Ро", или "рог" ("царский").
Таким образом, "Таро" означает "Царский путь".
Жебелен построил замок на песке, но своими гипотезами он стимулировал интерес к
Древнем Египту, и спустя всего одиннадцать лет после выхода в свет "Первобытного
мира" было совершено открытие, пролившее свет на древние тайны. В 1799 году в
городе Розетта на Ниле был найден осколок базальта с двумя надписями, одна из
которых была сделана на греческом языке, а вторая состояла из иероглифов.
Сопоставив эти два текста – вне сомнения, идентичные, – ученые наконец сумели
сделать первый шаг к разгадке древнеегипетской иероглифики, которая многие века была окутана непроницаемым покровом тайны.
Станислас де Гуайта(Stanislas de Guaita), французский поэт, оккультист и мистик. Член «Тулузского Ордена Розенкрейцеров», соучредитель Каббалистического Ордена Розы+Креста. Активный и видный деятель Ордена Мартинистов.
Под влиянием Жебелена большинство оккультных авторов стали заявлять, что Таро
происходит из Древнего Египта. Парикмахер Альет (Alliette) (около 1750 – 1810)
опубликовал под псевдонимом Эттейла (Etteilla) серию эссе о знаменитой игре. Он
взялся реконструировать "первоначальную" форму рисунков на картах Таро, якобы
искаженную гравером Жебелена. Руководствуясь скорее эстетическими, нежели
научными соображениями, Альет разукрасил персонажей Таро в соответствии со
вкусами своей эпохи, а также наделил их новыми, нетрадиционными атрибутами и
внес в изображения астрологические и каббалистические элементы. Любопытно, с
какой доверчивостью и убежденностью многие оккультисты повторяли друг за другом,
что изначальная тайная мудрость дошла до них в нетронутом виде от древнейших
времен, и всеми силами старались "сохранить традицию", которую сами же с
готовностью искажали и губили. Они, должно быть, позабыли, что унаследовали эти
дурные привычки от многих поколений своих предшественников, а потому никакое
древнее учение просто не могло сохраниться до наших дней в своей первоначальной
форме. Если какая-то эзотерическая мудрость и выжила в ходе тысячелетий, то за
это время ее успели преобразить до полной неузнаваемости. Сам ее создатель не
признал бы в ней родное дитя. Но Альет, этот тщеславный цирюльник, решил, что
Таро следует исправить и очистить, вернув ему "былое великолепие". С этой целью
он изменил порядок карт в колоде, некоторые из них отбросив и добавив новые,
которые объявил древнейшими изображениями, утраченными в ходе столетий. Одним
словом, он окончательно все запутал.
В XIX веке от реформы Альета отказались и вернулись к старой колоде. Но ни один
оккультист не в силах был удержаться от соблазна добавить две-три новые детали к
рисункам Таро. Освальд Уэрт, ученик знаменитого мага Станисласа де Гуайты (1860
- 1897), подобно Жебелену, представил персонажей Таро в зеркальном отражении,
полагая, что тем самым исправляет ошибку ранних граверов. Вдобавок, основываясь
на собственных представлениях о том, как должны выглядеть карты Таро, Уэрт
добавил к традиционным изображениям множество новых деталей. В пышном стиле
своей эпохи он предпочел изобразить Умеренность на золотом фоне, да еще и
поместить цветочек туда, где на раннем изображении была только травка. Два
кувшина, которые на ранней карте были одинаковыми, Уэрт рисует отлитыми из
разных металлов: один оказывается золотым, другой – серебряным. Первоначальная
цветовая гамма – яркие и ясные тона – становится в новой колоде
слащаво-пастельной, сочетая в себе оранжево-розовый, бледный коричневато-желтый,
мшисто-зеленый и бледно-голубой. Эту модифицированную колоду признавали по
меньшей мере два мага XIX столетия – Гуайта и Папюс. Оба опубликовали ее в
качестве иллюстраций к своим книгам. Карты Уэрта пронумерованы не традиционными
римскими, а арабскими цифрами. К ним добавлены буквы древнееврейского алфавита,
числовые эквиваленты которых соответствуют номерам карт.
Папюс(настоящее имя – Жерар Анаклет Венсан Анкосс, Gerard Anaclet Vincent Encausse), французский оккультист, масон, розенкрейцер, маг и врач. Известный оккультист конца XIX – начала XX века.
Жерар Анкос (1865 – 1917), писавший под псевдонимом "Папюс", счел нужным
предпослать своей книге о Таро вступление, посвященное оригинальной
интерпретации каббалы. Станислас де Гуайта выстроил свой объемистый оккультный
трактат "Змий Бытия" в соответствии с каббалистическими числами и образами Таро.
Четырнадцатая глава этого трактата посвящена Умеренности. Она украшена
изображением четырнадцатого аркана Таро – Умеренность, стиль которого явственно
выдает руку секретаря Гуайты – Освальда Уэрта. Альфонс Луи Констан, он же Элифас
Леви (1816 – 1875), тоже признал каббалистическую трактовку Таро. Главы своего
труда по церемониальной магии он пронумеровал арабскими цифрами и буквами
древнееврейского алфавита.
Еще причудливее карты Таро стали в двадцатом столетии. Миссис Джон Кинг ван
Ренсселар в 1911 году опубликовала книгу "Пророческие, образовательные и
игральные карты", посвященную, главным образом, "Царскому Пути". Она
отождествляет египетского Тота с греческим Гермесом и вавилонским Набу и
заявляет, что карты Таро посвящены всем троим, объединенным в синкретическое
божеством. Гадание на Таро, по словам миссис ван Ренсселар, восходит к древней
практике предсказания будущего с помощью гадальных жезлов, табличек или стрел,
бытовавшей и в Египте, и в Греции, и в Вавилонии. В залах древнеегипетских
храмов на всех четырех стенах были якобы изображены персонажи, ныне используемые
в колоде Таро. Жрец-гадатель бросал особые жезлы на алтарь. "Падая, эти жезлы
обращались к картинам на стенах, а так как эти картины символизировали почти все
возможные события жизни, то жрецы без труда истолковывали веления богов,
доказывая тем самым, что Тот был богом речи..." Четыре фигуры младших арканов –
Король, Королева, Рыцарь и Паж – соотносятся, по мнению исследовательницы, с
четырьмя символами на гадальных жезлах. Символы эти обозначают отца, мать,
ребенка (или детей) и слуг – то есть людей, относительно которых гадающий желал
получить наставление оракула. В заключение миссис ван Ренсселар утверждает, что
в эпоху упадка культуры и гонений жрецы покинули храмы, но тайно унесли с собой
картины со стен храмов в образе колоды Таро, при помощи которой по-прежнему
давали советы верующим. Из Египта эти жрецы перебрались в Италию по знаменитому
торговому пути, соединявшем Александрию с Байе (близ Неаполя).
Исследователи Таро стремились любой ценой, пусть даже погрешив против истины,
связать эти карты с гадательными искусствами древности. Это стремление они
оправдывали для себя убежденностью в том, что благородная родословная придаст
колоде Таро больший авторитет. Но нам подобные заботы чужды: ведь карты Таро и
без почтенной родословной до сих пор не утратили своей привлекательности и
по-прежнему чаруют нас, независимо от своей истории.
Двадцать два старших аркана в совокупности именовались "Человеком" и
повествовали именно о человеке – со всеми его желаниями и страхами, с его
раздумьями и трудами, с присущим ему добром и злом. Весь мир подчинен здесь
человеку; человеческих фигур нет только на двух арканах – на десятом (Колесо
Фортуны), где люди представлены в пародийно-символическом виде, как животные, и
на восемнадцатом (Луна), где еще в шестнадцатом веке два звездочета, созерцающих
Луну, были заменены изображениями собаки и волка, лающих на ночное светило. Они
тоже представляют собой пародийные образы человека. В этом отношении рисунки
карт Таро можно уподобить образам многих других искусств, также облекавших идеи
в аллегорическую форму человека: живописи, скульптуры, витражного искусства.
Однако эти искусства повествуют о горнем мире, тогда как карты Таро посвящены
миру дольнему. Если аллегории соборных витражей изображали связь человека с
божеством, то старшие арканы Таро представляют способности и качества человека
как самостоятельного существа. Впрочем, между образами этих двух типов есть
нечто общее: они невероятно легко запоминаются! Это – мнемонические картины. В
каждой из них содержится обширный комплекс идей, для изложения которых
потребовалось бы написать целые тома. Их может "прочесть" как неграмотный
человек, так и ученый: они обращены ко всем без изъятия. В средние века многие
искали методики, которые позволили бы человеку запоминать и сопоставлять такие
обширные комплексы идей. Ради этого Раймунд Луллий и написал свой трактат "Ars
Memoria" – "Искусство памяти". По той же причине около 1470 года вышло в свет
собрание гравюр "Ars Memorandi". Автор его поставил перед собой нелегкую задачу:
придать осязаемую, конкретную форму темам, изложенным в четырех Евангелиях. Для
каждого Евангелия он разработал систему образов, включавшую ангелов, быков,
львов и орлов (символы четырех евангелистов) с различными атрибутами,
соотносящимися с темой каждой главы. Вспомнив любую из фигур, вошедших в "Ars
Memorandi", со всеми ее эмблемами, человек тотчас припомнил бы и содержание
евангельского текста. Нам с вами такая визуальная мнемоническая система может
показаться чудовищно сложной, но в те времена, когда читать и писать умели лишь
немногие, подобные картины с успехом заменяли письменное слово.
Своим мнемоническим характером карты Таро близки изображениям из "Ars
Memorandi", и если принять традицию, уверяющую, что все детали старших арканов с
их орнаментами, атрибутами, цветами и т.д. – значимые символы, то это означает,
что каждая карта содержит множество элементов, подлежащих запоминанию. Но вот
вопрос: что именно следует запоминать? В этом-то как раз и состоит главная
проблема, ибо если "Ars Memorandi" соотносится с общеизвестными библейскими
текстами, то Таро ставит перед нами бесчисленные загадки. "Царский Путь" ведет
нас в тайное святилище, где мы оказываемся лицом к лицу с собственным подсознанием.
Таро – одновременно и генератор, и аккумулятор. Оно и порождает в нас идеи, и
питает их. Изучая карты Таро, мы начинаем визуализировать в образах элементы
своего личного интеллектуального и духовного опыта; возвращаясь же к этим картам
впоследствии, мы вспоминаем те же образы, которые без подобного мнемонического
инструмента "упали бы в пустоту". Таро создает для нас особый, независимый и
самодостаточный мир, позволяют нам отрешиться и погрузиться в созерцание.
Изображения на картах Таро стереотипны, но их символический смысл изменчив и
текуч. Они не воплощают в себе какой-либо устойчивой доктрины и не ведут к ее
формированию. Напротив, они освобождают нас от всех подобных уз. Как
предполагают современные ученые, такое освобождение может также оказывать
психотерапевтический эффект; но, самое главное, карты Таро пробуждают в нас
скрытые способности, подавленные условностями и повседневной рутиной. Они
стимулируют творческую силу, а потому притягательны для любого художника. Это
"поэзия всего сущего" из постулата сюрреалистов.
Единого "ключа" к толкованию карт Таро не существует: у них столько же
интерпретаций, сколько людей обращается к ним за советом. Повторим: карты Таро
невозможно вписать в рамки каких-либо теорий или доктрин. Толковать их удается
лишь за счет природного дара, которым может быть наделен в равной мере и ученый,
и невежда. Маги XIX века пытались построить для системы Таро некую эзотерическую
доктрину, близкую герметизму. Их идеалистическим чаяниям можно найти оправдание:
это была реакция на поверхностный и сумасбродный оптимизм, характерный для их
современников. Но неколебимая самоуверенность этих оккультистов была, если можно
так выразиться, "антитаротной": им катастрофически недоставало достоинств,
встречающихся в образах некоторых карт Таро, а именно – чувства юмора и
способности к самоиронии. То, что им казалось истиной, они проповедовали с пылом
ветхозаветных пророков, не терпящим никаких противоречий. Возвышенными тайнами,
унаследованными от мудрецов древности, они именовали то, что мы определили бы
как извечные черты человеческого характера.
Стремление изменить или "исправить" образы Таро, которые, по сути, являют собой
вневременные архетипы, столь же порочно, как и желание превратить карты Таро в
непогрешимую доктрину. Эти прекрасные картины возникли "из ниоткуда", чем
отчасти и объясняется их привлекательность. Попытка реформировать их в
соответствии с догмами отжившей свое цивилизации – не что иное как попытка
лишить их вечной ценности. К подобным "исправлениям" не стремятся те, кто во все
века принимал образы Таро как данность и бережно соприкасается с ними как с
явленным чудом и по сей день.
Таро, как и астрология, позволяет проникнуть в события будущего и в тайну
человеческого характера. Однако научный аспект астрологии картам Таро чужд.
Заглянуть в будущее при помощи математических выкладок невозможно, – утверждают
картоманты. Звездочеты, которые тщатся расчислить весь мир, подобны псам,
беспомощно воющим на равнодушную Луну. Те же, кто гадает на Таро, постигают
грядущее посредством интуиции и пророческих образов, извлеченных из тайников подсознания.
Не так уж много общего у искусства гадания на Таро и с герметизмом. В частности,
социальная направленность картоманта диаметрально противоположна позиции
герметиста. Герметизм изолирует своего адепта от общества, а Таро – это, в
сущности, способ коммуникации. Герметист озабочен лишь своим собственным
благополучием и совершенствованием, картомант же занят, в первую очередь,
проблемами клиента. Чем выше герметист восходит по лестнице посвящения, тем
более равнодушным становится он ко всем превратностям суетной жизни. Но мастер
гадания на Таро стремится понять, что происходит в мире дольнем и как на
человека воздействуют сверхъестественные силы. Он привязан к земле.