ГлавнаяПервобытноеОсобенности воспитательной практики первобытного общества
Глава 1 истоки социально-педагогической мысли и практики. Особенности воспитательной практики первобытного общества
Глава 1 истоки социально-педагогической мысли и практики
§ 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе
Первобытное общество — это архаическая форма обществен
но го до государственного устройства. Оно характеризуется о( и
собственностью, коллективным трудом и потреблением.
В науке существует несколько концепций происхождения иск питания. Так, эволюционно-биолбгическая теория объясняет жн питательную деятельность людей первобытного общества прису щим для высших животных инстинктом заботы о потомстве. Дру гие теории связывают происхождение воспитания с проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым.
Некоторые современные исследователи (А. Н. Джуринский) делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.
В. М. Кларин, Г. Б. Корнетов, А. М. Лушников, В. М. Петров и некоторые другие авторы утверждают, что историческая необходимость возникновения воспитания объясняется объективной, социальной по своей природе потребностью в Подготовке подрастающих поколений к трудовым функциям, что предполагало усвоение ими опыта производственной деятельности. Именно необходимость общественного воспроизводства труда вызвала к жизни объективную потребность в воспитании. Социализация детей была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда.
Происхождение воспитания исторически связано с возникновением системы социального наследования, которая не передается через биологические структуры и формируется у каждого человека в каждом поколении путем усвоения исторического опыта в процессе общественно-практической деятельности. Передача этого опыта истории от поколения к поколению называется социальным наследованием.
Хранение и передачу подрастающим поколениям образцов производственного и социального поведения обеспечивает культура, которая представляет собой своеобразное «общение поколений» и является ядром механизма социального наследования.
Включаясь в этот процесс, дети и подростки становятся субъектами социальной деятельности. Обязательным условием усвоения ими достижений предшествующих поколений является общение в форме совместной деятельности или речевого общения.
Социальное наследование осуществляется в процессе социализации, которая понимается как система целостного социального формирования индивида, превращения его в общественное существо, в человека.
Воспитание дополняет и направляет стихийное социальное становление ребенка. Другими словами, воспитание изначально является целенаправленно организованным процессом по руководству становлением человеческой личности в онтогенезе.
Как социальное явление оно связано с выделением человека из мира животных, с передачей опыта от поколения к поколению. Считается, что зачатки социальных, в том числе и воспитательных, механизмов трансляции от поколения к поколению опыта жизнедеятельности зародились у хабилисов, ископаемых гоминид, которые создали распространенную в Африке олувайскую археологическую культуру 2,5—1,5 млн. лет назад.
Данная культура характеризуется наличием первых достоверных искусственно созданных каменных орудий, а также орудий из кости, дерева, раковин. Эти орудия знаменовали собой зарождение зачатков социальности, начало перехода к новым общественным формам передачи опыта жизнедеятельности от поколения к поколению. Был сделан первый шаг в создании специфических социальных средств передачи опыта, который аккумулируется в культуре. Именно к этому периоду относят развитие охоты — первой формы кооперации, также повлиявшей на становление воспитания.
Археологические данные говорят о том, что потребление основной части добычи осуществлялось не там, где животное было убито, а на местах, где находились дети, женщины и старики. Таким образом, хабилисы вплотную подошли к социальным способам добывания, распределения и потребления пищи. Такая практика должна была передаваться из поколения в поколение, ее усвоение осуществлялось в процессе включения детей и подростков в жизнь группы и по мере необходимости дополнялось специальным вмешательством взрослых.
Дальнейшее становление воспитания как общественного явления было обусловлено изменениями в образе жизни формирующихся людей, в уровне культуры, в структуре психики и т.п. Эти изменения выразились в появлении архантропов, прогрессивная эволюция которых, как считают археологи и этнографы, продолжалась более 1 млн лет. Они обладали зачатками понятийного мышления и речи, жили в коллективах, социальный характер которых проявлялся уже вполне очевидно. Они создали археологическую культуру. Более современными становятся орудия труда, о чем говорит появление ручного рубила, изготовление и пользование которым требовало обучения, поскольку простого подражания уже было недостаточно. Развивалась и охота, которая, в свою очередь, требовала более высокого мастерства, хорошей подготовки охотников и предварительного обучения подростков (мальчиков) важнейшим охотничьим приемам.
К характеризуемой эпохе относятся первые данные об использовании огня, который продлевал время жизни, труда и досуга, делал возможным заселение пещер, способствовал зарождению социальности и становлению воспитания, направленного на включение подрастающих поколений в социальную жизнь и подготовку к будущим половозрастным социальным ролям.
К эпохе архантропов некоторые исследователи относят начальную стадию формирования речи, которая служила средством общения, способом кодирования полученного опыта. Одним из важнейших стимулов развития речи являлась необходимость передачи накопленного опыта из поколения в поколение. Это облегчало и совершенствовало воспитательную деятельность, способствовало складыванию первых методов воспитания и обучения — одобрения и неодобрения действий ребенка.
Около четверти миллиона лет назад начался новый этап становления воспитания. Он продолжался более 200 тыс. лет и считается временем существования последнего типа формирующихся людей — палеоантропов, в общинах которых продолжалось развитие общественных'отношений и становление естественного разделения труда. Именно к этому периоду относятся первые достоверные данные об оформлении кровнородственных и семейнобрачных отношений, о зарождении зачатков искусства и религии. Эти изменения способствовали совершенствованию специальной деятельности по передаче потомкам накопленного опыта и формированию следующего этапа процесса становления воспитания. Важнейшее значение имело дальнейшее развитие охотничьей деятельности, а также способов изготовления каменных орудий. Специализация в трудовой деятельности по признакам пола приводила к дифференциации в подготовке мальчиков и девочек, к различию в их воспитании.
Одним из основных способов накопления и передачи опыта становятся в рассматриваемый период ритуалы, в которых передавались элементы трудового процесса й~социальные стереотипы поведения в целом. Им была присуща и воспитательная функция, которая выражалась в передаче подрастающим поколениям опыта охоты на животных, в выработке определенных умений и навыков, в физической тренировке.
Итак, процесс становления человека и общества включал и зарождение воспитательной деятельности. Завершение антропосоциогенеза означало завершение становления воспитания и превращение его в сформировавшееся социальное явление. В свою очередь формирующееся воспитание служило важнейшим механизмом системы социального наследования, без которого социализация не могла бы получить своего завершения.
studfiles.net
1.2. Особенности воспитания на различных этапах развития первобытного общества
В истории воспитания отправной точкой стала педагогическая практика первобытных людей. Полностью реконструировать этот феномен сегодня довольно трудно. Единственные доступные нам источники - вещественные находки археологов. Но они недостаточны для получения исчерпывающей информации. Исследователи также воспроизводят воспитательную практику первобытных людей путем аналогий, используя этнографические данные о наиболее отсталые в своем развитии племена, которые иногда еще встречаются на Земле.
Существование первобытного строя измеряется сотнями тысяч лет. В своем развитии он прошел несколько периодов: первобытное стадо, родовая община, расписание первобытного строя. Воспитание подрастающего поколения на каждом его этапе имело свои особенности.
За первобытного стада, когда только завершается процесс биологического становления человека, никаких организованных форм воспитания еще нет. Не существует дифференциации воспитательных воздействий нравственного, трудового, тем более интеллектуального направления. Воспитание происходит стихийно и ограничивается прямым воспроизведением небогатого общественного опыта.
Эпоха родового строя характеризуется значительным расширением общественного опыта и преобразованием человеческих стад в стали коллективы родственников - роды, племена. У людей появляются религиозные представления.
Первоначальная родовая семья сначала делилась на три возрастные группы: первая - дети и подростки; вторая - взрослые, полноправные участники жизни и труда; третья - пожилые люди, старики. Количество таких возрастных групп со временем увеличивалась. Для многих первобытных племен переход в группу взрослых сопровождался специальными актами, которые получили название “инициация“.
Возрастная инициация - первая в истории педагогики институализирована форма воспитания детей. Она представляет собой систему испытаний и церемонию посвящения подростков в полноправные члены коллектива, почему предшествует достаточно длительная специальная подготовка.
Цель воспитания в этот период заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, установленных способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев, обрядов.
Единственной воспитательной институцией выступает целая община. Воспитание является общественным, совместным и одинаковым для всех. Функция воспитателя постепенно закрепляется за группой стариков, которые были носителями и хранителями коллективного опыта. Часто выполняли роль воспитателей и старшие дети.
Существовали лишь возрастные и половые различия в воспитании детей. Воспитание осуществлялось путем прямого включения детей в конкретные виды трудовой деятельности взрослых и мало практический характер. Оно было естественным и свободным. Дети воспринимали его как неотъемлемую часть их действительного сегодняшней жизни, а не как подготовку к жизни будущего.
На последних этапах матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подрастающих людей - дома молодежи. Они были отдельными для мальчиков и девочек. Здесь дети под руководством старейшин рода готовились к жизни и труда.
Вершиной первіснообщинної культуры выступила появление письменности в виде пиктографического письма. Пиктографическое письмо - это способ передачи информации с помощью специальных рисунков.
В первых в истории человечества организационных форм воспитания относятся: детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, ритуализованные обряды, устное творчество первобытных людей. Особое значение уделялось соблюдению установленных запретов - табу.
Эпоха разложения первобытнообщинного строя характеризуется возникновением соседских общин, постепенным установлением патриархальных общественных отношений и моногамной семьи, становым и имущественным расслоением общества.
Воспитание в это время начинает складываться как особая общественная функция i набирает некоторых организованных форм. Вместе с первоначальным коллективом еще одним воспитательным институтом постепенно становится семья. На смену единому, коллективном и ровно для всех постепенно приходит станово-семейное воспитание, которое различается для каждого состояния согласно его идеалов. Постепенно теряются непосредственные связи между ребенком и обществом. Воспитание все больше теряет свой природосоответствующий и ненасильственный характер.
Расширяются религиозные представления людей, растут сведения по астрономии, истории, медицины, осложняется опыт выполнения сельскохозяйственных работ. Рост объема человеческих знаний вместе с сословным расслоением общества породили отделение умственного воспитания от физического труда и необходимость организации специального обучения. Причем умственное воспитание становится монополией господствующей группы людей, поскольку именно в их руках сосредоточивались такие знания. Все это также привело к появлению людей, для которых воспитание становится сферой их профессиональной деятельности.
banauka.ru
Воспитание в первобытном обществе — курсовая работа
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Концепции генезиса первобытного воспитания…………………………….4
1.1.Зарождение воспитания как особого вида деятельности
1.2.Появление организованных форм воспитания
Глава 2.Воспитание в первобытном обществе……………………………………….9
2.1.Вопрос о происхождении воспитания
2.2.Воспитание в первобытном обществе
2.3.Воспитание в период разложения первобытного общества
Заключение……………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………………...22
Введение
Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.
Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.
Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).
Предмет исследования курсовой работы – воспитание в первобытном обществе.
Цель курсовой работы – охарактеризовать воспитание в первобытном обществе.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать общую характеристику воспитания в первобытном обществе;
Методологическая основа работы. В основу работы положены: логический метод, системный, сравнительный и статистический. Использование данных методов помогает глубже и шире подойти к изучению темы.
Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованной литературы.
Глава 1.Концепции генезиса первобытного воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".
Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности [2].
1.1.Зарождение воспитания как особого вида деятельности
Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.
Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-ггания, проявляясь в традициях и народном творчестве [6].
Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание [4].
Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.
Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.
Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.
На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.
Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования. Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.
С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.
В 9 -8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.
Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.
Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".
1.2.Появление организованных форм воспитания
Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение [1].
Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.
В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.
Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.
В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины [2].
Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.
Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола наставника.
Глава 2.Воспитание в первобытном обществе
2.1.Вопрос о происхождении воспитания
Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.
Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания — инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.
Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX—начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.