Начало человеческой культуры: первобытное общество. Зарождение духовной культуры. Зарождение культуры в первобытном обществе
Тема 2. Проблема зарождения культуры в первобытном обществе
Вопросы:
Первоэлементы культуры и время их возникновения.
Анализ различных теорий культурогенеза.
Ранние религиозные верования, их характеристика.
Теоретические концепции происхождения языка.
Вопрос 1. Первоэлементы культуры и время их возникновения
При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу:
Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2007. – 348с.; Пигалев, А. И. Культурология: учеб. пособие /А. И. Пигалев. – Волгоград, 2005. – 420 с.; Культурология / Под ред. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, 2008. – 366 с.;
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда: это деление истории человечества на три века – каменный, бронзовый и железный. Каменный делится на древний каменный век (палеолит) и новый каменный век (неолит). Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (2,6 млн – 40 тыс. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40 – 12 тыс. лет назад). Культура, возникшая в начале человеческой истории вместе с человеком, называется первобытной (или архаической). Ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека, то есть, осветив проблемы антропогенеза.
Антропогенез – процесс происхождение человека, процесс его эволюционного развития. По последним данным науки, человеческий род существует около двух миллионов лет. Современный же вид («Homo sapiens») человека разумного появился всего лишь около 100 тысячелетий тому назад. Вопрос о том, как появился и формировался человек, длительное время был предметом ожесточенных дискуссий. В настоящее время основными гипотезами о происхожении человека являются:
Креационная – человек сотворен Богом или мировым разумом.
Эволюционная – человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений.
Космическая – человек как потомок или творение инопланетян.
До XIX века антропогенез человека рассматривался с религиозной точки зрения, т.е. с точки зрения креационизма. Лишь в конце XIX столетия утвердилась концепция биологической эволюции человека, которая уже в ХХ веке получила развитие и обоснование. В основе этой концепции лежит симиальная (от лат. «симиа» – обезьяна) гипотеза Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. В 1871 г. в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» на огромном фактическом материале Дарвин обосновал два важных положения:
человек произошел от животных предков
человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами
Процесс перехода от обезьяны к человеку – гоминизация (от лат. homo – человек) был длительным и сложным. Он включал развитие прямохождения (бипедии) и мозга, адаптацию руки к трудовой деятельности, появление членораздельной речи и др. Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова первый). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминид (от лат. homo – человек) – «человечьих». Это семейство объединяет современного человека с его ближайшими предками. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека.
Таким образом, современный человек образует собой вид sapiens рода Homo, относящегося к семейству гоминид отряда приматов.
К образованию человека подвели процессы, в которых выделяют два этапа:
1. Эволюция животных предков человека – гоминид, обезьян, протоантропов. Это – животная стадия, предшествующая человеческой. Здесь ещё нет человека, общества, культуры. Здесь действуют законы природы, биологической жизни, определяющей поведение отдельной особи и стада.
2. Второй этап связан с появлением антропов, людей. Отсюда и берёт своё начало процесс антропогенеза.
Ученые полагают, что гоминидная (человеческая) линия эволюции отделилась от общего с обезьянами ствола 7—8 млн. лет назад, а древнейшие представители рода человек («Гомо») появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяют 4 стадии развития человека – австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы [5, C.275]. Каждая из них характеризуется своими морфологическими особенностями и археологической культурой.
В настоящее время переходным звеном и одной из первых ступеней в эволюции человека признают австралопитеков. Они передвигались на двух ногах, что освободило руки и создало предпосылки к трудовой деятельности, и отличались от человекообразных обезьян строением скелета и черепа. Древнейшие восточноафриканские австралопитеки жили 7 млн. – 2,5 млн. лет назад. Наиболее прогрессивных австралопитеков многие учёные считают ранними представителями рода «Гомо», первыми людьми, появившимися на рубеже 2,5 млн. – 2 млн. лет в Восточной и Южной Африке. Их часто относят к виду человек умелый («Homo habilis»). Представители этого вида могли изготовлять простейшие орудия труда (считаются творцами олдувайской культуры). Предполагается, что именно человек умелый предшествовал в эволюции древнейшим людям – архантропам [5, C. 7].
Архантропы, древнейшие люди, принадлежат к виду человек прямоходящий («Homo erectus»). К ним относят питекантропов и синантропов. Произошли от вида «Homo habilis» в Африке, позже переселились отдельными группами в Юго-Восточную и Восточную Азию и Европу. Жили 1,9 млн. – 100 тыс. лет назад.
Палеоантропы – древние люди, промежуточная ступень между человеком прямоходящим («Homo erectus») и человеком разумным («Homo sahiens»), их называют неандертальцами. Если у архантропов объём мозга в среднем определяется в 950 куб. см, то у неандертальцев он достигает 1550 куб. см. Их телесная организация приблизилась к морфологии современного человека. Жили 250 тыс. – 35 тыс. лет назад. Есть точка зрения, что, начиная с рубежа 40 тыс. лет, неандертальцы в Европе сосуществовали с людьми современного типа, и часть их смешивалась (метисировала) с ними. Неандертальцы были распространены весьма широко, и их стоянки во множестве обнаруживали как на территории нашей страны, так и в соседних государствах: на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, под Волгоградом (стоянка Сухая Мечетка) и Воронежем [5, C.173].
Появление неантропов (кроманьонцев) является завершающей стадией биологической эволюции человека. Окончанием антропогенеза считается переход человеческого общества к верхнему палеолиту (35–10 тыс. лет назад). К этому времени сформировался человек современного физиологического типа или его ещё называют Homo sapiens sapiens – «человек разумеющий разум». Кроманьонцы жили 80-10 тысяч лет назад. Объём мозга у них достигал 1400 куб. см., появилась членораздельная речь (примерно 50-40 тысяч лет назад), но жили они ещё в рамках культуры камня, занимаясь присваивающим хозяйством.
Следует заметить, что эволюция человека не может быть описана как простая линейная последовательность – разные виды сосуществовали и даже, возможно, конкурировали друг с другом. К настоящему времени знания об ископаемых гоминидах существенно пополнились. Только за последние несколько лет было открыто несколько новых видов ископаемых гоминид.
Чем ближе к нам хронологический период — тем меньше он длится, тем быстрее и чаще изменения в человеческой жизни. Это объясняется тем, что до верхнего палеолита человек современного физического типа (homo sapiens) и его культура не сформировались. В период верхнего палеолита можно определенно говорить о человеческой культуре, как материальной, так и духовной. Поэтому верхний палеолит занимает ключевое место в каменном веке.
Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция ископаемых людей и появляется «настоящий» человек — Homo sapiens. Во-вторых, скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. В 3-третьих, главным социальным новшеством верхнего палеолита была экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшие родственники — родители и дети, родные братья и сестры. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака. Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети).
Замена биологического, эволюционного развития на историческое, социальное принесла быстрые изменения в довольно сжатые сроки. Результатом этих изменений и стало то единство человечества, которое называется культурой. Однако из всего многообразия культурных форм следует выделить обязательную совокупность элементов, появление которых и создает феномен культуры. В науке эта обязательная совокупность называется «первоэлементами культуры», к их числу относятся: материальная культура (орудия труда, жилище и предметы быта), язык, религия, искусство, социальная организация. Каждый по отдельности из этих первоэлементов культуру не создает, лишь их совокупное присутствие позволяет создает культуру и позволяет классифицировать существо,их создавшее, как человека.
studfiles.net
Начало человеческой культуры: первобытное общество. Зарождение духовной культуры
Можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная культура - культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями.
Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения. Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение.
Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта этой культуры - идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда - животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры.
Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.
К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической сфере.
Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа - освоение пространства и времени. Ведь не случайно представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.
zubolom.ru
Зарождение культуры в первобытном обществе — реферат
Периоды развития первобытного общества
В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности. Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений. По этому принципу история человечества в основном делится на каменный век, бронзовый век и железный век.
В 40-е годы XX в. советские ученые П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А.И. Першиц предложили системы периодизации первобытного общества. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:
1) эпоха первобытного стада
2) эпоха родового строя
3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).
Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с культурами бронзового века.
Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).
Переодизация каменного века:
1)Палеолит: a) Нижний палеолит — период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.
b) Средний палеолит — период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.
c) Верхний палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.
2) Мезолит — период характеризуется развитием техники производства ка-менных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.
3) Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.
Ме́дный век — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе.
Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже 13-12 вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима.
Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века. Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров»: 1)кельты (латенская культура)
2) протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии)
3)протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян)
4) прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр)
5) степные ираноязычные культуры (скифы, сарматы)
6) пастушеско-земледельческие культуры фракийцев, даков и гетов.
Теории культурогенеза
От сочетания слов «культура» и «генезис» произошло название исследуемого концепта - «культурогенез». Генезис - genesis - от греческого - происхождение, возникновение, развитие.
Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.
Культурогенез — один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.
В современной теории культуры существует два основных подхода к определению сущности культурогенеза. В первом случае под генезисом культуры подразумевают «процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальной закономерностей» [4, с. 48]. Иными словами, культурогенез – это однократный процесс зарождения культуры. Во втором случае генезис культуры – это «один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее» [4, с. 48].
Наиболее известные теории культурогенеза в трудах зарубежных и отечественных мыслителей. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс в своей орудийно-трудовой концепции утверждают, что «труд создал человека и культуру как способ его жизнедеятельности» [5, с. 173].
По мнению американского культуролога Т. Роззака, еще до наступления палеолитической эры господствовала палеотаумическая эра, когда еще не существовало орудий труда, но уже была магия: мистические песнопения, танцы и т.п. [6, с. 18].
Австрийский ученый, основатель психоанализа З. Фрейд в книге «Тотем и табу» раскрывает смысл культурогенеза через первобытную культуру, а именно через систему запретов. Табу – это результат амбивалентности чувств человека, которых нет больше ни у одного живого существа. Табу - не природное, а приобретенное чувство, возникшее, когда пралюди из-за сексуального соперничества убили своего отца, а затем в момент раскаянья поклялись больше не совершать такого. Иными словами возникновение концепта «совесть» и превратило животного в человека, и соответственно привело к возникновению культуры [цит. по 7, с. 139-183].
Нидерландский исследователь культуры Й. Хейзинг утверждает, что животные подобно людям любят играть. Человеческую деятельность, по его мнению, можно представить в виде игры, следовательно, и культура зарождается в игре, носит игровой характер. Игра, по его мнению, это – содержательная функция со многими гранями смысла. Это – заданная величина культуры, сопровождающая и пронизывающая ее с самого начала. Именно в мифе и культе рождаются все движущие силы культурогенеза.
Еще один известный немецкий философ Э. Кассирер выдвинул свою точку зрения относительно проблемы генезиса культуры в учении о языке, мифе, науке и искусстве как специфических символических формах «Философия символических форм». По мнению ученого, человек – это незавершенное животное, которое несовершенно в своем биологическом естестве, т.к. меньше чем животное приспособлено к жизни в природе, поэтому создание некой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку (это проявление определенных защитных механизмов). Ослабленность инстинктов привела в итоге к подсознательному поиску способов выживания, что изменило сами формы жизнедеятельности человека. Культура заменила человеку инстинкты и способствовала созданию мира человека [8, с. 91-97].
Таким образом, можно выделить пять основных концепций культурогенеза:
1) Орудийно-трудовая.
2) Магическая.
3) Игровая.
4) Психоаналитическая.
5) Символическая.
Российский культуролог А. Флиер считает, что вся история культуры представляет собой процесс постоянного генезиса. Культура каждого общества может не только один раз зародиться, но и постоянно воспроизводиться. По его мнению, генезис культуры отражает ее качественное состояние и процесс формирования ее основных характеристик.
А. Флиер предлагает свою классификацию типов культурного развития:
1. эколого-генетические культуры, объективной доминантой которых является адаптация к природным условиям существования, а субъективной – абсолютизация генетического аспекта универсума и собственного бытия;
2. историко-идеологические культуры, объективно концентрированные на адаптации к историческим условиям существования, а субъективно – на абсолютизации идеологического аспекта общественного бытия;
3. экономико-социальные культуры, объективно адаптирующие общества к условиям, создаваемым инерцией их собственного экономического развития, а субъективно – абсолютизирующие идеи социального блага и его расширенного воспроизводства [9, с. 139].
Таким образом, изучив наиболее известные теории культурогенеза, и выбрав за образец более актуальную теорию генезиса культуры А. Флиера, можно сказать, что культурогенез – это не единократный процесс возникновения культуры, а процесс ее постоянного самообновления. Одной из стадий генезиса культуры, является стадия постиндустриального развития общества, которая полностью соответствует экономико-социальной стадии истории культуры (соответственно культурогенеза) А. Флиера по следующим принципам: антропоцентризм, принцип «социального блага», высокий уровень экономического и научно-технического развития общества, максимальное использование человеческих и природных ресурсов, а также принцип экономической выгоды и «стоимость-эффективности».
Заключение
Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм.
С самого зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем. Община рассматривалась как некое единое существо, для которого человек – не более чем составной элемент, которым при необходимости можно и должно жертвовать во имя спасения всего организма.
Еще одной особенностью первобытной культуры является практический характер всего, что было создано первобытным человеком как в материальной, так и в духовной сфере. Не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. И эти принципы также возникали не на пустом месте, они формировались многовековым практическим опытом как непременные условия нормального существования человеческой общины. Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек – их создатель. В связи с этим можно выделить такую важную особенность первобытной культуры, как антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы, что в свою очередь порождало веру в одухотворенность природы, лежавшую в основе всех древних религиозных культов.
myunivercity.ru
Культура первобытного общества. Культурология
Культура первобытного общества
Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Стоит заметить, что оно охватывает несколько периодов каменного века — поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.) мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.). Хотя некᴏᴛᴏᴩые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым стал homo sapiens, или «человек разумный».
Эпоха позднего палеолита
В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, кᴏᴛᴏᴩая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для ϶ᴛᴏго дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.
Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и будет верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления. Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений. Фетишизм - вера в сверхъестественные ϲʙᴏйства некᴏᴛᴏᴩых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.
В эпоху позднего палеолита успешно развивается искусство, в особенности изобразительное, кᴏᴛᴏᴩое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала могут быть использованы различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.
Важно знать, что большинство сюжетов посвящено животным, на кᴏᴛᴏᴩых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Человек изображается редко. В случае если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине. Великолепным памятником в ϶ᴛᴏм плане может служить найденная в Австрии женская скульптура — «Венера Виллендорфская». Кстати, эта скульптура имеет примечательные черты: голова без лица, конечности исключительно намечены, тогда как половые признаки резко подчеркнуты. Прекрасные образцы первобытной живописи обнаружены в пешерах Нио, Ласко (Франция). Кастилья, Дела Пенья, Пасечья (Испания). Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.
На финальной стадии палеолита искусство как бы ускоряет ход и достигает настоящего расцвета. Животные остаются по-прежнему главной темой, однако они даются в движении, в динамике, в различных позах. Отметим, что теперь все изображение покрывается краской с использованием нескольких цветов различного тона и интенсивности. Подлинные шедевры такой живописи имеются в знаменитых пещерах Альтамира (Испания) и Фон-де-Ром (Франция), где некᴏᴛᴏᴩые животные даны в натуральную величину. Им нисколько не уступают произведения Каповой пещеры, что на Южном Урале, на реке Белая, в кᴏᴛᴏᴩой имеются прекрасные изображения мамонтов, лошадей, носорогов.
Эпоха мезолита
Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На ϶ᴛᴏй стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.
Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.
В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает ире- обладать. В его изображении побудет некий схематизм. При всем этом художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сиены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об ϶ᴛᴏм, в частности, свидетельствуют картины на скалах Не стоит забывать, что валлторта (Испания).
Эпоха неолита
Для ϶ᴛᴏй эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Важно заметить, что одно из них состоит по сути в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из кᴏᴛᴏᴩых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. По϶ᴛᴏму неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии.
Другие важные изменения были вызваны аграрной, или неолитической, революцией в экономике, т.е. переходом от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо ϶ᴛᴏго возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.
Серьезные последствия для культуры имел также переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Стоит заметить, что оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентаций.
В результате названных и других сдвигов и преобразований во всей духовной культуре происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религии побудет мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в кᴏᴛᴏᴩых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, кᴏᴛᴏᴩые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Уместно отметить, что описания и объяснения данных обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков.
Позднее содержание мифов составляют не только деяния тотемистических предков, но и поступки реальных героев, кᴏᴛᴏᴩые совершили нечто исключительное — основали новый обычай, предостерегли от беды, нашли выход из затруднения, принесли какое-либо другое благо. Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами кᴏᴛᴏᴩых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаваться религиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях данных божеств.
В эпоху неолита — наряду с религиозными представлениями — люди уже обладали достаточно широкими знаниями о мире. Стоит заметить, что они прекрасно ориентировались на местности, где жили, хорошо знати окружающий животный и растительный мир, что способствовало их успехам в охоте и поиске пищи. У них были накоплены определенные астрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени. Имели они также медицинские знания и умения: знали целебные ϲʙᴏйства растений, умели лечить раны, выправлять вывихи и переломы. Стоит заметить, что они использовали пиктографическое письмо, могли считать.
Глубокие изменения в эпоху неолита происходят и в искусстве. Помимо животных в нем изображается небо, земля, огонь, солнце. В искусстве возникает обобщенность и даже схематизм, что пробудет и при изображении человека. Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины. Помимо изобразительного искусства существовали и другие виды и жанры: музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.
Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.
Современный человек смотрит на первобытную культуру несколько свысока, снисходительно. По данной причине английский историк Дж. Фрэзер отмечает, что «на долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение». Такое отношение, конечно, никак нельзя считать справедливым. В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры. Просто люди склонны забывать, кому они обязаны всем тем, что они есть.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Глава 1.Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 20Следующая ⇒
Первобытный строй – это первая общественно- экономическая формация в развитии человечества, имеющая определенную периодизацию и характерные особенности формирования человека и происхождения физической культуры. Вопросы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры интересовали ученых разных стран. Существует много теорий по основному моменту в истории физической культуры возникновению ее. Некоторые ученые считали, что деятельность людей древнего общества в области физического воспитания была бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной; само физическое воспитание имело культовое происхождение, характер и содержание, и выступало как внеисторическое явление, не связанное с потребностями общества ( немецкий историк Дим, Кербс, Жилет и другие ). Ученые – Бюхер, Гросс, Спенсер, Летурно и другие – утверждали о первичности игры и подчиненной роли труда в жизни общества, причем труд противопоставляется физической культуре, которая трактуется как « свободная игра», освобождающая человека от тягот жизни.
Однако все эти теории ошибочны, так как одни ученые не находили принципиальных различий между животным миром и человеком, между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью человека. Сущностная сторона этих теорий сводилась к тому, что человеческое общество якобы не имеет своих законов развития, а подчинено только законам природы. Следовательно и в нем неизбежны такие же явления (борьба за существование, естественный отбор и др.) наблюдаемые в жизни животных. Таким образом утверждали сторонники этих теорий, труд возник из игры животных, а вместе с ним и вся культура человека, в том числе и физическая культура.
Теории, связанные с культовыми, магическими истоками возникновения физических упражнений и игр также ошибочны, так как элементы физических упражнений, игр, танцы применялись первобытным человеком в дорелигиозный период развития общества.
Были и другие ученые, которые убедительно доказывали, что в основе происхождения и развития человека, физической культуры лежит труд. Особенно ярко роль труда в развитии человека, в том числе и его физического облика, подчеркивается в работе Ф.Энгельса « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Он писал «что труд создал самого человека». Современные научные исследования обосновали, что общественно – исторической основой происхождения физической культуры, как и всей культуры является труд, физическая культура возникла из материальной потребности первобытного общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности. В процессе труда изменялся физический тип человека. Он становился более ловким, гибким и стройным. Сравнительное изучение костей человека показывает, что изменения в строении его конечностей происходили раньше изменений черепа, что подтверждает решающую роль труда.
Научное обоснование взглядов на происхождение игр и трудовой деятельности в своей работе « Письма без адреса» дал Г.В. Плеханов. Он с научных позиций обосновал, что ребенок первобытного общества, появившись на свет, не обладал инстинктивным стремлением к исполнению трудовых процессов, в основном это исполнение носило подражательный характер. В играх дети старались воспроизвести труд родителей. Таким образом в жизни общества действительному исполнению хозяйственных работ, предшествовало воспроизведение этих процессов в плясках взрослых и забавах детей. А это значит, что в жизни общества труд старше игры. Возникновение физических упражнений связанное наличием объективных и субъективных факторов. Под первыми понимаются характер и уровень первобытного производства (охота, рыболовство, собирательство), под вторым – сознание человека.
Уже на ранней стадии становления человеческого общества человек должен был найти основные источники своего существования. Животные являлись непосредственным источником существования человека, и охота на них заставляла действовать коллективно. Плохое физическое развитие таило в себе угрозу гибели и могло свести на нет усилия всего охотничьего коллектива. Коллективная охота требовала не только развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, но и упорства, внимания, наблюдательности и согласованности своих действий с действиями других охотников. Физическое развитие также требовалось для изготовления и применения охотничьих орудий. Конечно охотясь, занимаясь собирательством, рыболовством первобытный человек выполнял определенного рода двигательные действия, в процессе которых физически развивался и совершенствовался. Однако потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. В отличие от животных у человека имелся социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали навыки их изготовления от поколений к поколению). Повторяясь бесчисленное количество раз, опыт привел древнего человека к осознанию явления упражняемости, которое обусловилось пониманием человеком своего воздействия на орудие и процесс труда. Сам труд рождал такую важную черту человеческого мышления, как логичность, позволяющую познавать окружающий мир, и прежде всего те его предметы и явления, которые были непосредственно связаны с практической жизнью.
Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатам выполнения соответствующих действий в реальном трудовом процессе. Это приводит к осознанию зависимости успеха результатов труда от предварительного выполнения имитационных упражнений. Таким образом, данные действия выступают как не что-то оторванное от своей трудовой первоосновы, а становятся обобщенными и отвлеченными. Например, на основе бега во время погони за добычей или бега от врага постепенно формировался бег на различные дистанции. Следовательно, физические упражнения являются средством подготовки к общественному производству, формируя навыки, развивая умения. Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые можно развить с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но при ведущей роли социального. Процесс передачи общественного и исторического опыта, а также опыта физического воспитания происходит в процессе общения между людьми. Поскольку первобытнообщинный строй существовал около миллиона лет, необходимо знать периоды его развития.
Первый, самый ранний, это дородовое состояние общества, когда люди еще не объединены в прочные общины. В то время отношения между людьми были самыми примитивными, разделения труда не было. Именно в этот период в основном завершается биологическое развитие человека. На данной стадии развития общества основной формой физического воспитания были игры, которые носили натуралистический характер и практически полностью повторяли трудовой процесс. Передача опыта подрастающему поколению проходила путем подражания.
Второй период – период первобытных общин, когда устанавливается родовой строй, сначала на основе матриархата, для которого характерно разделение труда, но организованного земледелия и скотоводства еще не существует.
Развитие земледелия и скотоводства требует большой физической силы и выдвигает мужчину на первое место, в трудовой деятельности наступает период патриархата.
В связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам игры стали принимать символический характер. Они продолжали имитацию трудовых процессов, но в них животных заменяли чучелами, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Применялись мячи из шкур животных, вместо палки стали использовать клюшки и т.п..
Постепенно игры стали перерастать в состязательные, которые практически отошли от трудового процесса. Игры проходили на специальных площадках, совершенствовался игровой инвентарь и.т.д.
Процесс развития физической культуры привел к выделению из него самостоятельных физических упражнений в беге, метаниях, прыжках, борьбе, фехтовании, плавании и других видов, которые были связаны с подготовкой членов общины к труду.
Появляются своеобразные формы проверки физической подготовленности юношей. Это обряды посвящения юношей в число взрослых членов общества - инициации. Готовя юношей к испытаниям, взрослые обучали их различным приемам трудовой деятельности, развивая одновременно и его физические качества. Широко использовались физические упражнения и игры.
В период патриархата, когда земледелие и скотоводство стали основной формой труда и физическая сила мужчин стала играть решающую роль в процессе производства, первобытная физическая культура усложняется. Появляются более сложные игры, пляски и физические упражнения, символизирующие приручение зверя, сложные приемы охоты, процесс земледелия. В конце данного периода и особенно в период разложения первобытной общины, когда война стала частой формой отношений между племенами, возникают и развиваются элементы военно- физической подготовленности молодежи.
Появление частной собственности, выделение родовой знати приводят к появлению в первобытном обществе индивидуального воспитания. Вожди племен и родовая знать стремятся дать своим сыновьям лучшее физическое воспитание, чем детям рядовых членов общины, причем это воспитание исключительно связано с военной подготовкой, а не с подготовкой к труду. Это объясняется тем, что появление рабов постепенно освобождает верхушку общины от необходимости готовиться к труду.
Три особенности, которые были характерны для физической культуры первобытного общества:
1. Невозможность выделить физическую культуру как самостоятельную отрасль общей культуры. Развивались все стороны общественной жизни, в том числе и физическая культура как составная часть всей культуры первобытного общества.
2. Всеобщность, обязательность для всех. До появления рабства физическая культура была творчеством и достоянием всех членов общины, физическое воспитание было не только правом, но и обязанностью каждого.
3. Физическая культура являлась одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и лишь в период разложения родовых отношений она стала использоваться и для военно–физической подготовки.
Вопросы для самопроверки.
1. Каковы взгляды ученых на происхождения физических упражнений и игр?
2. Какова роль труда в возникновении и развитии физической культуры?
3. Какие формы физического воспитания относятся к самым ранним, какова их эволюция?
4. Каковы особенности физической культуры первобытного общества?
Читайте также:
lektsia.com
Зарождение культуры в первобытном обществе — реферат
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ВолгГТУ)
Кафедра истории, культуры и социологии
Реферат по культурологии
Тема: «Зарождение культуры в первобытном обществе»
Выполнила: студентка группы АТ-116 Михалева Ю. С.
Проверил: ст. преподаватель Соловьева А. В.
Волгоград, 2011г.
План
1. Введение 2
2. Основная часть
- История культуры 4
- Первобытная культура 7
- Периоды развития первобытного общества 10
- Теория культурогенеза 13
3. Заключение 17
4. Цитаты 19
5. Список литературы 20
Введение
Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).
Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.
В настоящее время понятие культура означает исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [1, с. 292-293].
Первобытнообщинный строй – это эпоха, охватывающая весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций. Первобытность является начальным этапом существования человечества.
Вопрос о времени начала первобытности упирается в проблему происхождения человека. В настоящее время нет единого мнения о том, когда и откуда появился на земле человеческий род. Долгое время господствовали религиозные концепции, наиболее известной из которых является библейская, утверждавшая, что человек сотворен по образу и подобию Бога в 5508 г. до рождества Христова. В середине XVIII в. шведский естествоиспытатель Карл Линней попытался определить место человека в природе и выделил в составе млекопитающих отряд приматов. «Во всех классификациях данного отряда существует семейство гоминидов, куда, по мнению многих ученых, входят человек и его ближайшие предки. Для представителей семейства гоминидов характерны большой и развитый мозг, выпрямленное положение тела и походка на двух конечностях, подвижные кости, развитые большие пальцы. Современный человек образует вид sapiens рода Homo, который относится к семейству гоминидов отряда приматов». Время появления человека по этим гипотезам, и, соответственно, начала первобытности, относится к весьма отдаленным эпохам, начало которых колеблется в весьма широких пределах от 1 до 2,5 млн. лет назад. Наконец, в последнее время все чаще можно встретить гипотезу «космического» происхождения человека, по которой человек является не коренным жителем земли, а всего лишь пришельцем, явившимся из космоса в незапамятные времена. Разумеется, нельзя сказать точно, когда это могло быть.
История культуры
История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из праха земного” [2, Быт. 2:7]. Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный “по образу Своему, по образу Божию” [2, Быт. 1:27], человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественного существования: прежде всего ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило множество болезней, у него не было даже примитивных умений и навыков.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества.
В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры.
Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта. Культура топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу, физическая культура.
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.
По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить её на прогрессивную и реакционную.
Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники. Ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры – всестороннее развитие человека.
Нижнюю границу первобытности принято проводить тогда, когда совершается переход к цивилизации, классовому обществу, одним из признаков которого в археологии считается наличие письменности. Это время не является единым для всей Земли. Так, народы Древнего Востока перешли эту грань более 5 тысяч лет назад, в то время как некоторые народности Африки и Южной Америки до сих пор живут на стадии первобытнообщинного строя. Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.
Мир культуры тесно связан с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый момент жизни. Исследования в области этологии показывают, что поведение одних животных, живущих в относительно стабильной и неизменной среде, в основном заранее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как поведение других животных в условиях меняющегося окружения требует отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих альтернатив. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.
Первобытная культура
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
Первобытная культура была консервативной: любое новшество нарушало привычный ход вещей и потому казалось опасным, чреватым всякого рода неприятностями или даже смертельными бедствиями. Кроме того, при небольшой продолжительности жизни (средний возраст равнялся 20—22 годам) прирост информации не мог быть значительным, а сменяемость поколений была частой, поэтому выживание зависело от точного воспроизведения накопленного опыта. В этой связи первобытная культура ориентировалась на прошлое, старательно формировала стереотипное поведение, охраняла во всех видах деятельности апробированный опыт и ценности, накопленные прежде. И все-таки изменения в обществе, хоть и медленно, но происходили. Они касались всего способа жизнедеятельности людей, поэтому мы можем выделить в первобытной культуре два основных этапа: раннепервобытная община и позднепервобытная община.
Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг нашего предка постепенно превращался в человеческий, т.е. стали различаться функции правого и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время была невозможна, следовательно, и невозможно и абстрактное, логическое мышление. Длительное время, как и у ребенка, у первобытного человека два полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы называем синкретической.
В родоплеменном коллективе все существует в неразрывном единстве – у всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна прическа; пляски, мифы, обряды – одинаковые, короче, “я” растворено в “мы”. В такой культурной ситуации всегда преобладает мир фантазии, воображения над осмыслением, анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие от раздробленного, непостижимого в своих закономерностях и данного только в противоречивых ощущениях внешнего мира, к тому же просто пугающего своей откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.
Второй основополагающий принцип первобытной культуры – ее традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми. Они передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями.
Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа – упорядочение человеческой жизни – робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.
Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.
Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, можно обнаружить бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается всякое начало относительно, оно само является следствие долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни и человеческого рода на Земле не мыслится как единовременный акт творения или появления, но и происхождение собственно человеческих институтов. Таких как семья, собственность, государство, - также итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и о развитии культуры, цивилизации человеческого общества.
Если говорить в широком этнографическом смысле, культура и цивилизация слагаются из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. «Человек,- сказал Вильгельм Гумбольдт,- всегда всё ставит в связь с тем, что перед ним имеется» [3, с. 7]. Мысль о непрерывности цивилизации, содержащаяся в этом выражении, вовсе не какое-то сухое философское положение. Она приобретает совершенно практическое значение в силу простого соображения, что всякому желающему понять свою собственную жизнь необходимо узнать последовательные ступени, которые привели его воззрения и привычки к их настоящему состоянию. Огюст Конт едва ли преувеличил эту необходимость, высказав мысль, что «никакая идея не может быть понята без её истории» [3, с. 7]. Эта фраза может быть распространена на культуру вообще.
myunivercity.ru
Зарождение культуры в первобытном обществе — реферат
На ранних этапах культуры мышление было вплетено в деятельность, оно само было деятельностью. Поэтому и культура носила слитный, ерасчлененный характер. Такую культуру называют синкретичной. Известно, что содержание культуры представляет собой продукт творческой деятельности человека в своих различных проявлениях, что всякого рода деятельность формирует систему поведения и вместе с тем организуется этой
системой. Многообразная система поведения человека своей парадоксальностью выделила его из окружающего мира, позволила ему выйти из состояния полной подчиненности природе и создать универсальный динамический канон своего бытия, учитывающий его биологический, социальный и идеологический аспекты.
Цитаты:
1. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
2. Ветхий завет – Книга Бытия, с XIII поI в. до н. э.
3. О.Б. Лисичкина. Мировая художественная культура: часть 1: древний мир. – СПб.: СпецЛит, 1999 г.
4. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.,1996.
5. Mapкс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
6. Роззак Т. Незавершенное животное. Фоспорт эпохи Водолея и эволюция сознания. Человек и общество. - М., 1992. – Вып. 4.
7. Бородай Ю.М. Психоанализ и массовое искусство/ Массовая культура: иллюзии и действительность. М., 1975.