Как неолитическая революция изменила жизнь первобытных людей. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия..docx
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ Неолитическая революция и ее последствия Что такое неолитическая революция. Как неолитическая революция изменила жизнь первобытных людей


3. Неолитическая революция и ее последствия

Неолитической революцией (понятие введено в научный оборот Гордоном Чайлдом в середине XX в.) называют грандиозный социально-экономический переворот, заключавшийся в широком перехоле от присваивающей экономики к производящей, от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Этот период был очень длительным: в Старом Свете он занял 2-3, а в Новом Свете даже 3-4 тыс. лет.

Достигшее совершенства присваивающее хозяйство привело к обеднению окружающей среды биологическими ресурсами, прежде всего к обеднению дичью, охотничьей добычей, то есть возник экологический кризис (истощение запасов дичи и полезных растений). У людей возникла необходимость восстановления биологических ресурсов и прогнозирование их объемов. Постепенный переход к земледелию и скотоводству позволил постоянно восполнять путем воспроизводства скудеющие биологические ресурсы окружающей среды. Хотя люди и продолжали заниматься охотой и собирательством, однако их доля в общем объеме пищи постепенно стала снижаться за счет роста объемов произодящего хозяйства.

Первые земледельцы рыхлили землю мотыгами. Позднее стали использовать для этого животных: быков запрягали в соху и с их помощью пахали землю. Это были уже прирученные животные, а не дикие стада, вытаптывавшие посевы первых земледельцев. Первобытные люди стали постепенно приручать детенышей диких овец, коз, свиней, быков, ослов, отдавая им на корм часть своего урожая, приспосабливая их к жизни с людьми и делая полезными в хозяйстве.

Так 8-9 тыс. лет назад появилось скотоводство.

Самые древние поселения земледельцев археологи обнаружили в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). И сейчас там можно найти дикие пшеницу, ячмень, рожь, овес. А раньше там водились предки современных ручных животных: дикий осел (кулан), дикий баран (муфлон), дикий бык (тур).

В других районах Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис — в Китае.

Неолитическая революция позволила первобытному человеку производить больше продовольствия. Занимаясь земледелием и скотоводством первобытные люди уже не испытывали угрозы смерти от голода, поэтому их численность стала быстро расти.

В течение нескольких веков население Земли возросло более чем в 10 раз и достигло примерно 50 млн. Человек. Этот процесс ученые назвали первым демографическим взрывом.

Население земледельческих районов росло, и людям требовалось все больше земли для полей. Самые плодородные земли лежали в долинах южных рек: Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ, Меконга. Эти долины были покрыты густыми лесами и болотами, там водились хищные звери, ядовитые змеи и насекомые. Освоить пространства в одиночку или небольшой группой людей было трудно. Поэтому древние земледельцы стали переселяться в долины рек только после того, как объединились в крупные племена.

Спустившись в речную долину, племя начинало корчевать лес, строить себе дома и проводить каналы, чтобы можно было поливать посевы при засухе, а при наводнении — отводить лишнюю воду с полей. Расчищенная плодородная земля была большой ценностью, поэтому соседние племена часто нападали на земледельцев.

По мере развития сельского хозяйства одни племена стали все больше специализироваться на земледелии, а другие — на скотоводстве. В результате возникло первое в истории крупное общественное разделение труда и произошло отделение земледелия от скотоводства.

Для защиты от нападений земледельцы стали строить города - окружать свои поселки земляной или деревянной, а потом — каменной стеной. Первый город, окруженный каменной стеной, был найден в Палестине. Он называется Иерихон и был построен около 7 тыс. лет назад.

Жизнь в городе была разнообразнее, чем в простом поселке, скоро среди горожан появились разные профессии. Одни научили делать из глины посуду и обжигать ее на огне - так появились гончары. Другие успешно изготовляли ткани из льна или шерсти их стали называть ткачами. Третьи, заметив, что в огне некоторым камни превращаются в металлы, стали учиться их обрабатывать - возникло ремесло кузнеца. Так произошло второе крупное общественное разделение труда - ремесло отделилось от земледелия.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу:

1. Назовите основные этапы антропогенеза.

2. Что такое первобытно-общинный строй?

3. Что означает понятие «неолитическая революция»?

4. Чем были вызваны причины перехода людей от присваивающего хозяйства к производящему?

5. Каковы особенности первого и второго общественного разделения труда?

6. Где были обнаружены археологами самые древние поселения земледельцев?

7. Назовите причины появления первых городов.

studfiles.net

Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия..docx - Конспект занятия по теме: "Происхождение ...

Актуализация знаний.5 мин.Чернышевского о истории: «Можно не знать многих наук и бытьобразованным человеком, но нельзя быть образованным, не знаяистории». Сегодня я бы вам хотела предложить подумать над словамидругого великого человека ­ немецкого философа Карла Ясперса, онговорил: «История превратила человека в существо, стремящеесявыйти за свои пределы». Согласны ли вы с этим высказыванием?­Как вы уже поняли именно процесс создания человеком самого себя,условия, оказавшие влияние на этот процесс мы будем сегоднярассматривать на нашей встрече.Активное участиев обсуждении, высказывают своеотношение к высказыванию К.Ясперса.2. Изучение нового материала.40мин.Прежде чем перейти к изучению новой темы давайте попробуемcформулировать определение ключевого термина нашего урока.­ Что такое «Первобытность?» Давайте познакомимся с определением,которое дается в официальных источникахПервобытность — первая эпоха, выделяемая во всемирно­историческомпроцессе. Она включает период развития человечества с моментавыделения человека из животного мира (ок. 2,5 млн лет назад) дообразования классового общества и первых цивилизаций (рубеж IV—IIIтысячелетий до н. э.).­ С определением мы прекрасно справились, а теперь я прошу васобратить внимание на период, который мы с вами будем изучать.Первая эпоха, период выделения человека из животного мира. Скажите, как, каким образом современные ученые получали знания отакой глубокой древности.­ Прекрасно, вы сформулировали основные историческиедисциплины, характеризующие данный период, Это этнография,­ Высказывают свои мнения, которые фиксируются на доске. Читают определение ификсируют его втетрадях.­ Высказывают мнениеПредположительно, из знаний по ИсторииРоссии учащиесядолжны назватьдисциплины:− Этнография− Археологияответственногоотношения кучению,готовности испособностиобучающихся ксаморазвитию исамообразованиюна основемотивации кобучению ипознаниюразвитие уменийискать,анализировать,сопоставлять иоцениватьсодержащуюся вразличныхисточникахинформацию особытиях иявленияхпрошлого инастоящего,способностейопределять иаргументироватьсвоѐ отношение к

znanio.ru

§ Неолитическая революция и ее последствия Что такое неолитическая революция

§ 2. Неолитическая революция и ее последствия

Что такое неолитическая революция

В течение миллионов лет люди жили за счет охоты, рыболовства и собирательства. Человек «присваивал» себе дары природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Люди целиком зависели от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.

Около 11 - 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди стали самостоятельно производить необходимые для жизни продукты. Зависимость от окружающей среды намного уменьшилась. Такой тип хозяйства называется производящим.

Производящее хозяйство до сих пор остается основой существования человечества. Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите.

Появление производящего хозяйства коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти перемены историки назвали неолитической революцией.

Причины неолитической революции

Около 12 тыс. лет назад закончилось последнее крупное оледенение Земли. За сравнительно небольшой отрезок времени тундра и часть территории, где лежал вечный лед, покрылись лесами. Казалось, подобные перемены облегчат жизнь людей, однако во время таяния льда вымерли мамонты и многие другие крупные животные, на которых первобытные люди привыкли и умели охотиться и которые давали им пищу, шкуры, кость для изготовления различных предметов. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы. Теперь родовые общины в поисках добычи вынуждены были часто переходить на новые территории.

В этот период были изобретены лук со стрелами, различные ловушки, капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном (не поражающем добычу) броске возвращаться назад. Люди строили лодки и плоты, на которых плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.

Таяние ледника имело тяжелейшие последствия для общин Передней Азии (территория современных Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и некоторых других стран). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали злаки - пшеницу, ячмень, просо. В диком виде эти растения растут только в горных районах Передней Азии.

Для срезания колосьев злаковых культур люди изобрели особое орудие - серп. Вдоль внутренней поверхности изогнутой деревянной палки или кости выдалбливали паз, в него вставляли вплотную друг к другу остро наточенные камушки размером в 1 - 2 см (микролиты) и закрепляли все смолой или бетоном. Если один из микролитов ломался или выпадал, его легко могли заменить другим, поскольку их делали одинаковыми, в виде трапеций или треугольников. Позже микролиты стали использовать для изготовления составных ножей, мечей, топоров, копий.

После окончания оледенения в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и приручении (одомашнивании) животных.

Зарождение производящего хозяйства

Собиратели злаков заметили: если зерно зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из него вырастает колос со многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие полезные свойства пшеницы, проса, ячменя и других злаков.

Из-за засухи дикие овцы, козы, коровы, свиньи стали заходить в поселения людей в поисках воды. Члены общины часто ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Некоторые животные рождались уже в неволе. Со временем таких животных стали кормить, пасти, а самых спокойных и крупных отбирали для размножения. Постепенно домашние животные стали отличаться от диких по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание животных. Появилось животноводство (скотоводство).

Первыми были одомашнены в X - IX тысячелетиях до н.э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошло также одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов. (Собака была одомашнена еще охотниками палеолита.)

Из растений первыми стали выращивать пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились разводить плодоносящие деревья - сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства, обнаруженная на севере Ирака, датируется X - IX тысячелетиями до н.э.

Когда климат стал более влажным, сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, юг Европы, Средняя Азия и др.). На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Так, в Средней Азии одомашнили верблюда.

В ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, безусловно, принадлежит Америка, где стали выращивать кукурузу, томаты. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно одомашнен крупный рогатый скот. Однако «предками» большинства домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) считаются дикие животные и растения, которые имелись только в Передней Азии.

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Последствия неолитической революции

Вслед за появлением сельского хозяйства было сделано еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (первые изделия из обожженной глины датируются VIII тысячелетием до н.э.). Появился гончарный круг. Из глины же изготавливали и кирпичи, используемые в строительстве.

Для полива полей стали строить каналы и бассейны, постепенно ирригационные (оросительные) сооружения становились все сложнее. Поля стали обрабатывать не только мотыгой, но и сохой и плугом. Со временем для пахоты начали использовать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII - VII тысячелетий до н.э. Чайёню-Тепеси в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V - IV тысячелетий до н.э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита - медно-каменного века (переходного от каменного эпохи неолита к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV - III тысячелетий до н.э., а в Европе во II тысячелетии до н.э. Изделия из железа (железный век) начали изготавливать с конца II тысячелетия до н. э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н.э. в Европе. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

Неолитическая революция на территории современной России. В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых начали разводить 8 - 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.

Люди, некогда обитавшие на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь найдены самые древние в мире кости одомашненных лошадей.

Появление одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности приручить лошадь, развитие шло медленно (Америка, Австралия).

Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торговли. Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носило комплексный характер. Выращивание злаковых культур, фруктов и разведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природных условиях очень скоро привели к появлению специализации.

На плодородных землях основным занятием становится земледелие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после одомашнивания лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер.

Произошло так называемое первое крупное общественное разделение труда - выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев стали появляться люди, которые специализировались на производстве различных изделий из камня, металлов или глины, на изготовлении тканей и т.д. (ремесленники). Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла.

Произошло второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовало развитию обмена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев и скотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так зародилась торговля.

Начало формирования народов

С освоением производящего хозяйства усилились различия в темпах развития разных регионов мира. Там, где существовали благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, становления ремесел, развитие шло быстрее.

Природно-климатические условия оказывали влияние на формирование народов, говоривших на разных языках.

Ученые предполагают, что некогда предки носителей родственных языков представляли единые общности и жили в одном месте. Затем отдельные группы отделялись, смешивались с другими племенами, и в языках появлялись и усиливались различия.

В научном мире до их пор не утихает спор, какие народы жили на территории Передней Азии в период складывания производящего хозяйства. Несомненно, и там, и в Северной Африке в древности обитали племена, давшие начало семито- хамитским языкам. На этих языках говорили многие древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы.

Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии жили племена, положившие начало народам, говорящим на индоевропейских языках. В наше время индоевропейскими языками пользуется значительная часть населения Земли. В частности, русский относится к восточнославянской группе индоевропейских языков.

Вопрос о времени и месте появления индоевропейцев также является предметом споров уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространенных на огромных пространствах от Индии до Западной Европы (отсюда и их название). Большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV - III тысячелетиях до н.э., но есть мнения и о более раннем периоде (VI - V тысячелетия до н.э.).

Ранее полагали, что прародина индоевропейских народов - Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения не имеет сторонников среди ученых.

Наиболее распространенной считается теория балкано-дунайской прародины индоевропейцев. Популярна также версия о южнорусской прародине (Восточная Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье). Наконец, высказывается мнение о восточно-анатолийской прародине (север Передней Азии).

Основным занятием племен индоевропейцев долгое время являлось скотоводство. Однако овладение секретом изготовления бронзового оружия сделало индоевропейцев очень воинственными. Отдельные группы двинулись в разные стороны, стремясь захватить лучшие земли. Смешиваясь с другими племенами и передав им свои языки, индоевропейцы заселили почти всю Европу, Среднюю Азию, Иран, Индию и другие земли.

Эволюция общественных отношений. Соседская община

Период мезолита и неолита стал временем перемен в общинах. У земледельцев по мере совершенствования орудий труда и использования рабочего скота отдельная семья становилась все более самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение бронзовых и особенно железных орудий труда. Родовая община уступила место соседской общине.

Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине стали собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На пашне, как правило, трудились члены одной семьи, но расчистку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев i Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства.

У истоков государственности

Высшим органом управления в общинах и племенах оставалось собрание, в котором принимали участие все взрослые члены. Избиравшийся собранием на период военных действий вождь зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины, племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями (обычное право). Организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании слово таких людей становится решающим. Власть вождя теперь сохранялась и в мирные периоды и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления у отдельных семей собственности, возникло воровство, которого до того не знали, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало увеличение числа столкновений между племенами. В период палеолита межплеменные войны были довольно редки, но с начала неолитической революции они велись почти постоянно. У отдельных общин и племен в условиях производящего хозяйства могли накапливаться значительные запасы продовольствия, которые стремились присвоить другие племена.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы племен во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины.

Во многих древних обществах вожди также приобретали и жреческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами.

Со временем члены общины (племени) начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были добровольные дары, знаки уважения. Затем пожертвования перешли в разряд обязательных податей, похожих на налоги. Материальной основой такого явления можно считать успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на целый год, произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.

После успешного набега на соседей вождь и особо отличившиеся воины получали лучшую часть добычи. Среди добычи были и пленные. Раньше их либо отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать на победителей (опять же потому, что человек уже мог произвести больше, чем было необходимо ему самому). Так появились рабы.

Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Объединенные в союзы племена обычно не были равны между собой. В союзе доминировало одно племя, иногда силой заставляя других вступать в него. Нередким становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменники - помощниками по управлению покоренными.

Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало нового вождя после смерти старого, даже если тот был его сыном.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни.

Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные оросительные сооружения.

Зарождение городов

Некоторые поселки земледельцев превращались в крупные поселения. Вокруг них возводили стены из камня. Такие поселения напоминали города. Города становились местом пребывания вождей племен, откуда они управляли подвластной им округой. В центре такого города обычно возвышался один или несколько храмов, которые считались жилищами богов. В особом почете были боги солнца, ветра и дождя, управлявшие, как считалось, явлениями природы, от которых во многом зависела жизнь земледельцев и скотоводов.

Одно из древнейших поселений (VIII тысячелетие до н.э.) обнаружено в городе Иерихон в Палестине. Вокруг древнего Иерихона, в котором жило около 3 тыс. человек, построили стены из камня толщиной до 3 м. Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII - VI тысячелетиях до н.э. в Малой Азии. Дома из высушенных на солнце глиняных кирпичей здесь строили вплотную друг к другу, улиц не было, а двери находились на крыше.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Что такое производящее хозяйство? Чем оно отличается и в чем его преимущества перед присваивающим хозяйством? Составьте сравнительную таблицу.
  2. Что такое неолитическая революция? Где и почему она началась?
  3. Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции?
  4. Как происходило распространение неолитической революции на Земле? Каков был вклад в неолитическую революцию древних жителей территории современной России?
  5. Что такое первое и второе общественные разделения труда? В чем состояли их последствия?
  6. Назовите основные точки зрения по проблеме происхождения индоевропейских народов.
  7. Сравните соседскую общину с родовой. Какие перемены в жизни людей связаны с переходом от родовой общины к соседской?
  8. В чем заключаются причины перехода племен от системы самоуправления к системе единоличной власти?
  9. Как происходило зарождение государственности? Какую роль в этом процессе сыграли войны?

h.120-bal.ru

§ 4. Люди эпохи палеолита

Подобный материал:
  • Программа дисциплины «История. Часть I. Основы исторического знания» для направления, 235.75kb.
  • Теория исторического процесса, 165.36kb.
  • Лекция 1 Историография: место в системе исторического знания, 491.33kb.
  • Рабочая программа курса "отечественная история", 70.83kb.
  • Изложение сущности, форм, функций исторического знания; методов и источников изучения, 707.6kb.
  • Историческая мысль и знания о прошлом в каролингской европе (вторая половина VIII начало, 677.06kb.
  • 1. Закономерности и основные этапы исторического развития, 93.7kb.
  • Рабочая программа обучения учащихся 8 класса по предмету «История» на 2010-2011 учебный, 376.73kb.
  • М. С. (Иви ран) определение понятия «переходная эпоха» в изучении западно-европейской, 55.47kb.
  • Программа дисциплины Отечественная история 040101. 65 «Социальная работа» (цикл гсэ., 637.48kb.
§ 4. Люди эпохи палеолита

Условия жизни первобытных людей. Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены. Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда. Киева, Берлина. Лон­дона.

От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.

Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пишу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.

Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Родовая община. Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди (Homo habilis, Homo erectus), подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.

Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжить в экстремальных условиях леднико­вых периодов.

Изучение поселении позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) — коллектив кронных родственников, веду­щих снос происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудии и обработкой добычи. Жилища, запасы пиши, шкур животных, орудий труда считались обшей собственностью. Но главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Вес важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его прибли­женные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия — запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.

Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Затем сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах Развития первобытных племен.

Достижения людей в период позднего палеолита. Поздний па­леолит археологически характеризуется прежде всего наличием Разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, легко раскалывающеюся камня. Наряду с универсаль­ным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целен. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прока­лывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали но­жом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной руко­ятке принизывали острый камень, и получалось копье, топор.

Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалы-1мли тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня — нуклеуса (ядрища)- Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких уларов (ретушь).

Была изобретена копьеметалка — дощечка с упором, позволя­ющая метать копье с большой скоростью. Это было первое меха­ническое приспособление в истории человечества.

Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что пер­вобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там. где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 — 3 подобных жилища.

Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готови­ли еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.

Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подрост­ков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, ос­тавляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициа­цию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли всту­пать в брак.

В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предпо­лагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии.

Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур'. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале по­зднего палеолита начали складываться три основные расы чело­вечества.

Первобытная религия и искусство. Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камне», умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции: отрезали поврежденную руку или ногу, вскрывали череп, чтобы удалить опухоль.

По многим практическим познаниям древние люди превосхо­дили современного человека. Однако о многом они не имели ни­какого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размыш­ления о жизни людей привели к зарождению представления о существовании невидимых сил — духах и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия.

Первобытная религия значительно отличалась от религии по­следующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплоща­лись во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, живот­ных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также счита­лись какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на богов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более лег­кой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема проис­хождения которого до сих пор является предметом научной дис­куссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало од­ним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета, наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали во время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерева. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер — не­больших (5 — 15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рода. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.

Стоянки палеолита на территории России. Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнару­жены примитивные орудия труда из галек, похожие на древней­шие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.

Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, но­сорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет.

Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой террито­рии раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное ко­личество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических венер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти археологических культур.

К одной из этих культур, распространившейся на значитель­ной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Вла­димиром. В 60-х гг. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 — 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55—65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготов­ленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежа­ли головами друг к другу мальчик 12 — 13 лети девочка 7 — 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская стату­этка лошади, я у плеча — мамонта. Остается загадкой, почему дети удостоились такого пышного захоронения.

§ 5. Неолитическая революция и ее последствия

Что такое неолитическая революция. В течение нескольких мил­лионов лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Человек полностью зависел от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.

Около 11 — 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и жи­вотноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно про­изводить необходимые для их жизни продукты. Отныне они на­много меньше зависели от окружающей среды. Такой тип хозяй­ства называется производящим. Производящее хозяйство до сих пор является основой жизни человечества.

Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время корен­ным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти переме­ны историки назвали неолитической революцией.

Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник. За сравнительно небольшой период тундра и территория ледника покрылись густыми лесами. Каза­лось, такие перемены будут на пользу человеку. Однако вымерли мамонты и многие другие крупные животные, в течение тысяче­летий дававшие человеку основную пищу. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы.

Охотники мезолита изобрели лук со стрелами. Теперь добычу могли поражать издали. На основе принципа действия лука созда­ли различные ловушки и капканы. Другим изобретением стал бу­меранг, имевший свойство при неудачном броске возвращаться назад. Стали строить лодки и плоты. На них плавали не только по Рекам и озерам, но и выходили в море.

Наиболее тяжелые последствия таяние ледника имело для на­селения Передней Азии (территория Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и др.). В период палеолита здесь охоти­лись на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали семена дикорастущих злаков - пшеницы, ячменя, проса. Эти растения в диком виде растут только в горных районах Передней Азии. Для срезания колосьев злаковых культур изобрели специальное орудие – серп.

Внутриизогнутой деревянной рукоятки вытачивали паз, в который вставляли вплотную друг к другу остро заточенные камни размером в 1 -2 см. Их закрепляли смолой или бетоном. Если один из камушков ломался или выпадал, его заменяли другим, посколь­ку они' все были стандартной формы. Ученые называют такие из­делия микролитами. В период мезолита микролиты различной фор­мы распространились на огромных территориях Евразии, Африки. Их вставляли не только в серпы, но и в ножи, мечи, топоры, копья, стрелы.

Во время таяния ледника в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Эколо­гический кризис заставил людей искать новые источники суще­ствования. Выход был найден в искусственном разведении расте­ний и выращивании животных.

Зарождение производящего хозяйства. Собиратели съедобных растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие полезные свойства этих растений.

В условиях засухи звери стали меньше бояться людей и даже заходили в их поселения в поисках воды. Охотники ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Не­которые животные рождались уже в неволе. Со временем рожден­ные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размно­жения. Домашние животные стали отличаться от своих диких пред­ков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание (доместикация) животных Появилось животноводство (скотоводство).

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древ­ними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X – IX тысячелетиями до н. э.

Первыми были одомашнены в X – IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н. э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и доместикация кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов.

Из растений первыми одомашнили несколько видов пшени­цы, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Пе­редней Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров. Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных расте­ний и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верб­люда.

Некоторые ученые считают, что в ряде мест сельское хозяй­ство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, несомненно, принадлежит Америка. Рис «одо­машнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоя­тельно доместирован крупный рогатый скот. Однако большин­ство домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) имели своими «предками» диких живот­ных и растения, которые имелись только в Передней Азии. Кро­ме того, в течение нескольких тысячелетий сельское хозяйство существовало лишь в данном регионе. Эти факты свидетельству­ют в пользу теории моноцентризма происхождения сельского хо­зяйства.

Последствия неолитической революции. Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датируются VIII тысячелетием до н. э.). У ряда племен использовали гончар­ный круг. Из глины изготавливали и кирпичи.

Для полива полей строили примитивные каналы и бассейны, постепенно ирригационные сооружения становились все сложнее. Для обработки полей придумали сохи и плуги. Долгое время их тянули несколько человек. Позже в них стали впрягать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII —VII тысячелетий до н.э. Чайёню в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V— IV тысячелетий до н. э. на Ближ­нем Востоке наступает период энеолита — медно-каменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н. э. Брон­зовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV—III тысяче­летий до н.э. и Европе во II тысячелетии до н.э. Железо начали изготавливать с конца II тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в тысячелетии до н. э. в Европе и ряде других мест. После освоения кассового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

Неолитическая революция на территории современной России.

В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали раз­водить 8 — 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.

Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на сто­янках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке, там возник­ли первые крупные государства. Лошади облегчали связи между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности одомашнить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, Аме­рика, Австралия).

§ 6. У истоков цивилизации

Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли. Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носи­ло комплексный характер. Выращивание злаковых культур и раз­ведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природ­ных условиях очень скоро привели к появлению специализации. Она усилилась по мере распространения производящего хозяй­ства на новые территории.

На плодородных землях основным занятием становится зем­леделие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после доме­стикации лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер. Произошло так называемое первое крупное общественное разде­ление труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев появлялись люди, которые специа­лизировались на производстве различных изделий из камня, ме­таллов, глины, на изготовлении тканей и т.д. Их называют ремес­ленниками. Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла. Произошло второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовали развитию об­мена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев и скотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так зарождалась торговля.

Протогорода. Некоторые поселки земледельцем превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для защиты от врагов стены n;i камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняным кирпичей. Такие поселения напоминали горо­да. В центре поселении обычно возвышался один или несколько храмов — жилищ богов. Боги теперь считались покровителями уро­жая и домашних животных. Особо почитали бога солнца, бога вет­ра, бога дождя, которые управляли явлениями природы, влияю­щими на жизнь земледельцев и скотоводов.

Одно из древнейших поселений обнаружено в городе Иерихоне в Палестине. Люди здесь начали селиться к VIII тысячелетии до н.э. Вокруг древнего Иерихона, в котором жило до 3 тыс. человек, найдены остатки стен толщиной до 3 м из камня. В окрестностях протогорода выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, добывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк Чатал-Хююк) существовало в VII — VI тысячелетиях до н. э. в Ма-юй Азии. Жилища в Чатал-Гуюке строили из высушенных на солнцe кирпичей. Стандартные дома стояли вплотную друг к другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на крышах, где находились двери в жилища. Жители занимались выращиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.

Начало формирования народов. С освоением производящего хо­зяйства усиливаются различия в темпах развития разных регио­нов мира. Там, где существовали благоприятные условия для сель­ского хозяйства, ремесла, развитие шло быстрее. Природно-кли­матические условия сказались и в ходе формирования разных народов.

Лингвисты размешают мертвые и современные языки по язы­ковым семьям, группам. Предполагается, что некогда предки но­сителей родственных языков составляли единые общности, жили в одном месте. Затем отдельные группы этих общностей расходи­лись на разные территории, смешивались с другими племенами, в их языках появлялись различия.

Ученые спорят, какие народы жили на территории Передней Азии в период складывания там производящего хозяйства. В этом Районе формировались многие языковые семьи. В частности, там, а также в Северной Африке обитали племена, давшие начало семито-хамитским языкам. На этих языках говорили многие древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы.

Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии в период неолита жили племена, давшие начало индоевропейским языкам. В наше время на индоевропейских языках разговаривает значительная часть населения земного шара. К индоевро­пейским языкам относятся и славянские языки.

Вопрос о времени и месте появлении индоевропейцев является предметом спором ученых уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространен­ных на огромных землях от Индии до Западной Европы (отсюда и их названиеV В настоящее время большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV—III ты­сячелетиях до н. э. Но есть мнения и о более раннем периоде (VI -V тысячелетия до н. э.).

Раньше полагали, что прародина индоевропейских народов — Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения почти не имеет сторонников. Имела распростране­ние теория балкано-дунайской прародины. Ныне все более попу­лярной становится версия о южнорусской прародине (Восточная Украина. Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье). На­конец, высказывается версия о восточно-анатолийской прароди­не (север Передней Азии).

Основным занятием индоевропейских племен долгое время являлось скотоводство. Именно древние индоевропейцы одомаш­нили лошадь. Овладение секретом изготовления бронзового ору­жия сделало индоевропейцев очень воинственными. Отдельные их группы двинулись в разные стороны, стремясь захватить лучшие земли. Смешавшись с другими племенами и передав им свои язы­ки, они заселили Европу, Среднюю Азию, Иран, Индию и т.д.

Эволюция общественных отношений. Соседская община. Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества — общине.

У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, ис­пользования рабочего скота отдельная семья становилась все бо­лее самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение брон­зовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община усту­пала место соседской. В ней родовые связи сменялись территори­альными.

Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине ста­новятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На паш­не, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчист­ку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей соб­ственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами.

Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие накапливали богатства. В наиболее выгодном положении ока­зывались вожди, старейшины.

У истоков государственности. Высшим органом управления в общинах и племенах пилилось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравший­ся собранием на период военных действий вождь неспело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет об-1ШШЫ. племени. Вес отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в пер­вобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общи­ны, племени начинали оказывать все большее влияние на управ­ление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно нача­ла переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменни­ками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становле­ния производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных об­щин и племен накапливались большие запасы продовольствия. Этому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачи­вались лучшие воины (дружинники).

Во многих древних обществах вожди также приобретали жре­ческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обряда­ми при храмах.

Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были доб­ровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертво­вания стали обязательными податями — налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на це­лый год. Произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.

После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доставалось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и плен­ные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати и результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Объединенные в союзы племена обычно не были раины между собой. Часто одно племя доминировало в союзе, иногда силой заставляя других вступать в союз. Нередким явлением становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменни­ки — помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления об­ществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Со­брание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных ус­ловиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и под­держивать в исправном состоянии сложные ирригационные со­оружения.

Начало цивилизации. Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV—III тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции.

К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.

Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народом и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю отдельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая цивилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их и две модели — древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию.

Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стати государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тифа. Инда. Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль играл труд рабов.

ТЕМА 2

ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

geum.ru

Trojden | Неолитическая революция: Загладин Н. В.

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX—VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» — «новый» и «литое» — «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа: первый конфликт

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своею обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции — такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями.

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению новою типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников.

По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в XV тысячелетии до н.э., охраняя его жилище и помогая охотиться, была собака. В X тысячелетии до н.э. племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н.э. в степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупного рогатого скота.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.

Аграрно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие культуры VII—IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи — на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

Первыми растениями, которые стали выращиваться в Европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н.э. выращивали фасоль и горох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н.э. преобладало просо. В Южной Америке в VII—V тысячелетиях до н. э. высаживали кукурузу, тыкву, бобы.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить.

Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи. Так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нередко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного города в другой был достаточно распространенным явлением.

Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи.

С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.

Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой — самостоятельное значение приобрел ремесленный труд. В V—IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело (с помощью гончарного круга изготовлялась глиняная посуда). Появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами).

Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мастерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты своего труда на мясо и зерно.

Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, начали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других — на ткачестве, в третьих — на изготовлении посуды и т. д.

В поселениях VII—V тысячелетий до н.э. жило от нескольких сот до 2—3 тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Северной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще всего возводили монументальную постройку, жертвенник духам — покровителям племени.

Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще всего это были меха, шкуры. У арабских, части славянских племен — скот, у многих племен бассейна Тихого океана — редкие раковины У племен Центральной Африки — слоновая кость, в Китае, Абиссинии — соль.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.

Неолитические племена не знали частной собственности. Так, американские индейцы даже в XVII — XIX вв. вели хозяйство сообща, выращенные и добытые продукты были общей собственностью племени.

Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в его решение внес американский ученый Л. Морган (1818—1881), изучавший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью других народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Моргана, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий.

Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату.

В период когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25—30 лет.

Отзвуком времени, когда от количества мужчин — добытчиков пищи зависело выживание племени, остается особое значение, которое придается у многих народов рождению мальчика.

В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений.

Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

Классификация языков дает материал для определения исходных районов проживания народов, понимания основ их традиций и культуры. Так, родство языков народов, разделенных обширной территорией, говорит либо о том, что у них были общие корни, либо о проживании их в прошлом в рамках одного географического района и существовании между ними тесных связей, что нередко подтверждается схожестью обычаев и обрядов.

Примерно в V—IV тысячелетиях до н.э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых групп.

Всего на земном шаре насчитывается около 4 тысяч языков (точную цифру назвать нельзя, поскольку грани между языками и диалектами одного языка подвижны). Лингвисты объединяют их в крупные языковые семьи (индоевропейскую, финно-угорскую, тюркскую, монгольскую, семито-хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую, сино-тибетскую и др ). На языках наиболее крупной, индоевропейской, семьи говорит около 45% населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иранской, нуристанской, индоарийской языковых групп.

В современном мире люди, говорящие на индоевропей

trojden.com

ЧТО ТАКОЕ НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - История первобытного общества

По формальным критериям у них неолитическая революция не произошла. Промышленная революция длилась 100 лет, а неолитическая – в 100 раз дольше. Социальным последствием неолитической революции стало появление аграрного общества.

Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке, — коза, овца, корова, свинья — причем в основном только эти животные — разводятся и сегодня. Эта революция, по Чайлду, «трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия», создав тем самым условия возникновения цивилизации.

В настоящее время неолитическая революция считается одним из трех главных революционных изменений в экономике – наряду с промышленной и научно-технической революциями. Составной частью неолитической революции явилась революция доместикации, которая заключается в приручении диких животных и окультуривании диких растений ради хозяйственных нужд человека.

А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов (зато доступная постоянно, а не время от времени).

Неолитическая революция как изменение технологий производства материальных благ.

Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите. За счет земледелия и скотоводства живем и мы с вами, живет и сейчас все человечество. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе.

Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка. Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы этих продуктов. Поскольку понятие «промышленная революция» к середине 20 в. уже стало общепринятым, то и термин «неолитическая революция» быстро завоевал популярность.

Таким образом, для формирования социального расслоения могут возникнуть достаточные условия даже при сохранении присваивающего хозяйства. Сам же факт наличия прямой зависимости между усилением социальной стратификации и переходом от присваивающего хозяйства к производящему (особенно, к земледелию) сомнения не вызывает.

Таким образом создались и условия для внешней агрессии

В этот период человек изготовлял каменные орудия из серпентина (змеевика), роговой обманки, гранита, сланца, кремневого сланца, кремня, обсидиана и других минералов. Очень многие каменные орудия сглажены и отшлифованы, в этом их значительное отличие от каменных орудий палеолита, на поверхности которых всегда были видны следы обивки.

В одном таком доме жило, вероятно, от 30 до 60 человек, которые совместно строили укрепления и работали на полях. Это сообщество образовывали, как правило, кровные родственники

В число элементов материальной культуры неолита, кроме остатков культурных растений и домашних животных, входят шлифованные кремневые орудия и керамика. Главная особенность неолита — переход части мобильных групп охотников-собирателей к оседлому образу жизни с элементами присваивающей и производящей деятельности.

Скажем, австралийские аборигены и сегодня живут в древнем каменном веке. То же самое происходит и с неолитом. По всей видимости, никогда и не произойдет. В случае присваивающего хозяйства сырьевая база для одной группы охотников и собирателей очень большая, она становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов. Несбалансированное соотношение числа едоков и количества пищи превратилось в острую социальную проблему – продовольственный кризис.

Жители этой части Земли стали первыми в мире земледельцами и пастухами, которые добавили к повседневному рациону домашнюю пищу (пшеницу и ячмень, овец и гусей). Она представляет собой первый и самый крупный в истории человеческого общества процесс преобразования дикой природы. На смену мотыге и палке-копалке — основным орудиям труда в огородническом обществе – пришел запряженный плуг и новая технология обработки земли – пашенное земледелие.

И это стало решающей предпосылкой перехода к цивилизации

Раньше всего это случилось там, где позволял климат – на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком. И все же человек обрабатывал землю недостаточно эффективно. Исключением служили редкие участки, расположенные по берегам и в дельтах рек, где продуктивность земледелия можно было увеличить с помощью ирригации.

Засевать такие участки было не очень выгодно. Как правило, уже после двух урожаев землю для восстановления плодородия приходилось оставлять под паром. Тем не менее, и такой тип земледелия вполне подходил для оседлых поселений. На фундаменте в виде круга ставили остов из палок и покрывали его кожей или соломой. Впервые в истории ремесленники начали изготовлять оружие и другие технические средства для борьбы человека с человеком.

В Египте более четко пролегла грань между правителем и остальными членами общества: царя, до этого лишь богатого и влиятельного человека, игравшего ведущую роль в обществе, приравнивали к божеству. Так некогда равноправное общество благодаря объединению религиозной и политической власти превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управления.

В ранний период неолитической революции были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Сам Г.Чайлд считал главным содержанием неолитической революции переходотприсваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) кпроизводящему хозяйству (земледелие и скотоводство). В марксистской историографии (академик Г. Б. Поляк, профессор А. Н. Маркова) неолитическая революция трактуется как переход от присваивающей к производящей экономике.

mariantas.ru


Смотрите также