Геокешинг - Таш-Аир, Алимова балка и Баштановка. Качинский навес стоянка первобытного человека
Качинский навес »
Одна из самых живописных рек Крыма - Кача, зародившись высоко в горах, на склонах Бабуган яйлы, несет свои воды к Черному морю чуть южнее Бахчисарая. Усмехнетесь, прочитав "несет воды" и будете отчасти правы. Да, летом эту реку можно перейти почти, не замочив ноги, но осенью и зимой она с успехом заполняет водой искусственные водохранилища. А в паводок ревущий поток мощностью до 150 м.куб. в секунду, выворачивает с корнем деревья и сметает мосты. Самое интересное начинается за селом Предущельное, где река прорезает внутреннюю гряду гор. Слева над дорогой Качинский навес - стоянка человека эпохи палеолита. Поворот шоссе и перед нами начало узкого ущелья Таш-Аир ("Отдельный камень"). В устье ущелья расположен прекрасный каптированный родник, огромная каменная глыба над ним, кажется, полностью перегораживает проход. Но тропка есть, пройдя по ней наверх, мы под скальным навесом. Еще насколько десятилетий назад на камне можно было увидеть батальную картину (длиной до 10 м), выполненную охрой древним художником примерно 4 тысячи лет назад. Время и варвары на двух ногах сделали свое черное дело. К счастью, скрупулезные археологи скопировали для потомков эти рисунки. Люди живые и мертвые, оружие, испуганные животные. Сюжет наводит на мысль, что эмоциональный живописец древности передал трагические события нападения чужеземцев на жителей уютной качинской долины. Еще 300 метров по дороге и дух захватывает от увиденного. Впереди вздымается в небо корпус гигантского каменного корабля. На носу природный знак крестообразной формы, по борту "иллюминаторы" пещер.
Это пещерный монастырско-хозяйственный комплекс Качи-Кальон. Кроме большого числа культовых и жилых помещений в прекрасной сохранности находится более 100 тарапанов - средневековых винодавилен. Так и кажется, что следующей осенью на эти скалы снова придет праздник молодого вина. К сожалению, уже не суждено в этих каменных корытах давить виноградные грозди. В горной части главных крымских рек нет виноградных плантаций. Давным-давно ислам нанес крымскому виноделию серьезный удар. А в советское время в речных долинах остерегались высаживать виноград, опасаясь поздневесенних заморозков. Перед Качи-Кальоном, в овраге несколько лет назад основан мужской скит Св. Анастасии, куда можно подняться по тропе. Внутренний интерьер церкви выполнен в византийском стиле.
Что бы увидеть святой источник и преклоненную перед ним вековую черешню в четвертом гроте, почувствовать сакральный дух этого места придется преодолеть довольно крутой склон, но сделать это надо непременно. На другом берегу реки, напротив Качи-Кальона уходит вверх Алимова балка. Кроме растиражированной сто лет назад легенды о логове разбойника Алимки, с балкой связаны действительно исторические находки. Под скальным навесом стоянка древнего человека, рисунки и загадочные петроглифы выцарапанные на камнях, нашими далекими предками. На утесе следы укреплений и жилищ средних веков. Поворот дороги, проложенной вдоль реки, пару километров и слева над нами грандиозный утес - это городище Кыз-Кермен - "Девичья крепость". Название (обязательно обличенное в легенду) для крымской средневековой топонимики довольно характерное. Прекрасные девушки жили там и непременно падали вниз. Пещерным город не назовешь, всего лишь три помещения выдолблено в камне. А вот следом за ним настоящий пещерный город Тепе-Кермен. Пещер тут великое множество.
С юга и востока обрывы его неприступны. Здесь располагалась цитадель - последний оплот защитников крепости. Следов её практически не осталось. Надо иметь ввиду, что свои тайны древние камни открывают только опытным специалистам, глаз обывателя может и не заметить в груде камней очертаний крепостной стены или церкви. Небольшие размеры и оборонительные преимущества этого плато позволили археологам предположить, что в отличие от Кыз-Кермена Тепе-Кермен был феодальным замком. Два христианских храма вырублены здесь в скалах. Попасть в крепость можно только с северной стороны по довольно крутой тропе, вьющейся среди леса и скал. На фотографии видны северный лесистый склон Тепе, а чуть правее скалистый хребет Кыз-Кермена.
Пора далее в путь по долине реки Кача. Дорога несколько удаляется от реки, как бы освобождая место садам. Вот только эти знаменитые когда-то сады сейчас больше похожи на кладбища, они умерли за последние 18 лет. Новоявленным бизнесменам выгоднее завозить красивые, но малосъедобные фрукты из-за рубежа. К сожалению это касается всего Крыма. В селе Верхоречье асфальтированное шоссе опять приближается к реке, здесь в Качу вливается правый приток Марта. Ещё 3 километра и село Синапное, где дорогу перекрывает шлагбаум. Далее водоохранная зона. В месте слияния Качи и её левого притока реки Стили построено большое Загорское водохранилище. Отсюда по огромной трубе вода перекачивается в верховья реки Бельбек, в Счастливенское водохранилище, которое через подземный туннель, более 7 километров длиной, пронзающий главную гряду Крымских гор, снабжает водой Южный берег Крыма. Дорога забирается вверх, не меняя правого борта реки с самого начала нашего путешествия. Асфальт здесь не ремонтировали десятки лет, поэтому езда временами как по бездорожью. На верху симпатичный перекресток, где дорога может увести опять к реке Марта.
Затем спускаемся опять к Каче. Сама река и берега поражают чистотой (Водоохранная зона!). Из этих мест даже окурок сигареты увозим с собой. Ещё немного вдоль реки и открываются великолепные поляны и луга. Тишина, только шум реки и птицы. Для тех, кто был здесь лет 30 назад впечатление странное. В памяти большое, богатое село, одно из красивейших в горном Крыму - Шелковичное (до 1944 года - "Коуш"). Сейчас от него практически нет ни каких следов (водоохранная зона). Тут Кача сливается с левым притоком -рекой Каспаной. О былых угодьях села помнит только патриарх - грецкий орех, одиноко стоящий посреди поля. Далее Кача уходит восточнее и восточнее на территорию Крымского природного заповедника, принимая новые притоки, взбираясь наверх, на склоны Бабуган яйлы, где начинается маленьким родничком.
4x4pohod.ru
Таш-Аир — Качинский навес |
Как появилось в долине реки Качи ее средневековое население? Чтобы с уверенностью, судить об этом, недостает многого. Мало изучены могильники, и потому почти полностью отсутствуют надежные антропологические данные. Нет палеоэтнографических работ: для них еще тоже не хватает материала.
Судя по археологическим данным, свыше двадцати тысяч лет тому назад в естественных гротах Качинского ущелья уже обитали люди. Кремневые орудия труда (резцы и скребки), обуглившиеся в огне кости животных эпохи позднего палеолита были обнаружены около ста лет назад К. С. Мережковским. Раскопки проводились под естественным скальным навесом для автомобилей у шоссейной дороги, ведущей из Бахчисарая в Шелковичное (б. Коуш). Эта стоянка, известная сейчас всему научному миру под названием Качинского навеса, находится в 2,5 км к северо-западу от «корабля» на Каче.
В позднем палеолите происходит массовое истребление человеком промысловых животных, вызванное увеличением численности охотничьих коллективов, доходившей до 30-35 человек. Первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой. Но это и заставило первобытных людей искать новые формы охоты, новые орудия труда, привело к следующему, более высокому этапу развития материальной культуры — так называемому среднекаменному веку, или мезолиту. Необходимым условием успешной борьбы человека за свое существование в мезолите были коллективный труд и взаимопомощь членов рода, тогда еще материнского, а также постоянное передвижение людей в поисках добычи. Известный советский археолог А. В. Арциховский называл мезолит «эпохой освоения территорий, до того необитаемых». Ярким памятником этого периода является находящаяся вблизи Качинского навеса стоянка Таш-Аир.
Под скальным навесом, где она обнаружена, сохранились следы человека верхнего палеолита. Мировую известность получила более поздняя наскальная роспись Таш-Аира, выполненная растертой на животном жире натуральной красной охрой. В настоящее время от росписи, которая занимала некогда около 15 кв. м, сохранились три отдельных многофигурных фрагмента, изображающих какие-то военные события. Характер трактовки человеческих фигур и орудий труда позволяет отнести Таш-Аирскую роспись к памятникам так называемой кеми-обинской культуры, существовавшей в Крыму, во II тысячелетии до и. э.
Более поздние слои Таш-Аирского навеса сравнительно тонки и небогаты находками, поскольку к I тысячелетию до н. э. человек покидает темные, сырые естественные пещеры, начинает жить в построенных им самим жилищах. Примером такого поселения является неолитическая стоянка, находящаяся в балке Кая-Арасы, севернее села Машино (б. Татаркой). Не исключено, что с этого времени в покинутых естественных гротах, некогда служивших человеку жильем, совершаются лишь какие-то обряды, связанные, быть может, с культом предков.
Памятники эпохи поздней бронзы и раннего железа, открытые близ Качи-Кальона, оставлены были, по-видимому, горными племенами тавров. Племена эти занимались отгонным скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и собирательством. Для тавров характерны родовые погребальные сооружения в виде так называемых «каменных ящиков» (четыре каменные плиты, поставленные вертикально и перекрытые пятой плитой). Такие кладбища известны во многих местах Таврики, в частности к западу от Баштановки, напротив Качи-Кальона — через речку.
В то время, когда в горной части полуострова жили таврские племена, в степных районах господствовали скифы. К III в. до н. э. в Крыму возникает позднескиф-ское государство, столицей которого был Неаполь (на юго-восточной окраине современного Симферополя). Позднее, на рубеже нашей эры, население Скифии подверглось сильной сарматизации. Об этом говорят, в частности, найденные в окрестностях Качи-Кальона каменные плиты с изображением всадников и пеших.
С первых веков нашей эры оседлое население горного Крыма стало многоэтничным; оно пополнялось за счет полуземледельческих-полускотоводческих племен, вытесненных в горы из лесостепных районов полуострова новыми пришельцами — так называемыми «готами» (готоаланами?), а затем гуннами. Появление «готов» и гуннов в Таврике и все связанные с ними события были одним из локальных проявлений Великого переселения народов — процесса, охватившего в III-V вв. н. э. огромные пространства юго-восточной Европы.
по материалам mangupa.net
Интересная информация о Крыме
bike-crimea.com
Таш-Аир, Алимова балка и Баштановка :: Это интересно!
Вместе с моей университетской подругой и без Витьки, который отдыхал в лагере, поехали по оставшимся невзятыми тайникам в долине реки Кача. Об этой полной чудес и красот долине я уже писала тут: пещерный город Качи-кальон и музей в Баштановке. Первый, самый интересный, тайник - скала Таш-Аир (в пер. "Камень откололся") за селом Предущельное Бахчисарайского района. Здесь можно посмотреть рисунки первобытного человека! Еще в Крыму наскальные рисунки сохранились на Рыжей скале. "Качинский навес - это стоянка первобытного человека эпохи позднего палеолита (38-10 тысяч лет назад), исследована в 1879-1880 г.г. Мережковским К.С. Благодаря выветриванию более мягких пород, в скалах образовывались ниши. Такой нишей можно было всегда воспользоваться чтобы укрыться от непогоды; она могла служить также и для жилья: стоило только несколько углубить ее, загородить вход и получалось пещерное жилище. Природа сама как-бы наталкивала человека на мысль о возможности делать жилища в углублениях скал. В скале Таш-Аир ("камень отделился") - стоянки (Таш-Аир I и Таш-Аир II) первобытного человека эпохи ранней бронзы (III-II тыс. до н.э.). На светло-желтой поверхности скалы можно различить рисунки красной охрой - живопись первобытных людей. Эти рисунки нанесены руками древних обитателей Качинской долины - земледельцев, скотоводов, охотников. Рисунки изображают повседневные сцены из их жизни, например, сцена охоты: лук, стрела, нападение какого-то хищника на лошадь и др." (подробнее можно прочитать на сайте geocaching.su)
Таш-Аир - место, где сохранились наскальные рисунки
Источник у подножья гигантского камня
На самом деле, над нашими головами наскальные рисунки. Красного цвета (охра).Их и так трудно разглядеть, а на фото они практически незаметны
Это самое удачное фото. Тут можно увидеть несколько человеческих фигурок - сидящую, натягивающую лук.Чтобы рисунки стали виднее, надо смочить скалу. Но это разрушает ее, поэтому лить воду на рисунки категорически запрещено - об этом говорит табличка у тропинки. Но этот запрет дает противоположный эффект - все читают, благодарят за подсказку и идут к источнику, чтобы набрать воды.
Нашла пересъемку рисунков в интернете - тут все понятно :)
Вдоль долины Качи ведет очень красивая дорога. Прямо в этих скалах, практически на трассе, Качинский навес - стоянка первобытного человека.
Фото Качинского навеса у нас 2008 года. Кате тут 7 месяцев :)
Дальше по дороге поворот в гору, ко второму на этот день тайнику.
"Легенда о крымском Робин Гуде"
"Алимова балка находится на противоположном (от Качи-Кальона) берегу реки Качи (левый берег). ... На подходе к Алимову навесу дорогу перегораживает расколотый на две части большой камень - Язлы-Таш, названный так из-за символов вырезанных на его боку (Язлы-Таш - камень с надписями, тюрк). Говорят, еще в XIX веке он служил предметом поклонения . Существует мнение, что Язлы-Таш - упавший менгир. Видимо, причины такого предположения - положение камня по отношению к дороге, и трещина расколовшая его на две части. Хотя форма камня мало напоминает аналогичные мегалиты. На южной стороне камня хорошо заметны петроглифы - примитивные символы вырезанные, как полагают, много столетий назад. ... Скала Алим-Айдамах-Кая разделяющая два рукава Алимовой балки - овраги Экинджи и Биринджи, и Алимов навес в ее основании - естественное укрытие над мезолитической (6-10 тыс.лет назад) стоянкой. предполагают, что в мезолите начался процесс одомашнивания животных. Лет тридцать назад под Алимовым навесом раскопки вскрыли большое количество костей свиней, может быть, уже не диких." Тайник посвящен разбойнику Алиму, в честь которого и названа балка. По легенде у него тут было место, где он прятал сокровища. А Робин Гудом его прозвали за то, что он грабил только богатых (подробнее можно прочитать на сайте geocaching.su). Кстати говоря, легенды рассказывают еще об одной Алимовой пещере, находящейся практически в черте города Симферополя. Мы сделали в ней наш собственный геокешерский тайник.
Юный экскурсовод :)
Язлы-Таш - камень с петроглифами
На месте мегалитической стоянки теперь оборудовано место для стоянки современной )))
Алимов навес
Панорама противоположного склона, где находится Качи-Кальон
Третий тайник находится за селом Баштановка, на крутом склоне горы у небольшого озера: "Шестиствольный дуб в Баштановке" (подробнее можно прочитать на сайте geocaching.su)
Озеро у села
В озере полно лягушат :)
www.tavika.ru
По следам первобытных людей. Геокешинг
В эти выходные мы предприняли целую экспедицию по долинам реки Кача и Бельбек в поисках стоянок первобытных людей. В этот раз решили не просто брать геокешерские тайники, которые там находятся, но и вжиться в роль первобытных - проверить на "своей шкуре", как им тут жилось.
Для начала мы изучили теорию - почитали о жизни пещерных людей в энциклопедии "Мы живем в каменном веке". И даже в поездку ее с собой прихватили, чтобы на месте проверять написанное. Кате очень нравится эта книжка: там информация как раз для ее 7-8 лет. И фактов много и картинки такие, которые можно долго-долго разглядывать, изучая детали жизни первобытных. Кроме того, мы взяли с собой веревку и коричневую гуашь, ниже расскажу зачем:)
Итак, прямо за Бахчисараем (это километров 30 с хвостиком от нашего Симферополя) начинается интересующая нас местность. Тут были найдены несколько стоянок пещерных людей. Вообще, Крым был заселен людьми с глубокой древности - первые находки относятся к эпохе раннего каменного века. Дело в том, что территория Крыма находилась на южной границе оледенения. И здесь древним людям было вполне комфортно обитать - климат был вполне терпимым, множество гор с естественными пещерами в них давали укрытия, реки и источники были везде, дичи водилось с избытком. В те времена у нас жили мамонты, дикие быки, лошади, олени, пещерные львы и медведи, бизоны и шерстистые носороги. Их кости во множестве находят при раскопках древних поселений.
Долина реки Кача
И, конечно же, Катя вознамерилась найти хоть какую-нибудь небольшую кость мамонта. Даже малярную кисть с собой взяла для проведения археологических раскопок:) В результате из окаменевшей живности ей удалось найти лишь нуммулитов - останки одноклеточных организмов отряда фораминифер, которые жили здесь примерно 30-50 млн. лет назад.Давно я хотела понять, а как же выглядели эти "каменные монетки". И нашла их сегодняшних родственников. Вот такие они, живые фораминиферы :) Только современные маленькие, около миллиметра. а вот раньше они достигали 6 см!
Найденные нами древние окаменелости - нумуллиты
А это их современные родственники - фораминиферы
Но жили эти существа давно, задолго до первых людей, которые потом укрывались в пещерах, сложенных из отложений этих организмов. Например, вот таких. Это каменный навес (Качинский навес) недалеко от села Предущельное. Впервые раскопки тут проводил еще К.С.Мережковский в 1879-1880 гг. Стоянка, которую он здесь обнаружил, принадлежала людям палеолита. Тогда были найдены кремневые орудия, кости диких зверей и отдельные кости ребенка.А сейчас здесь мы не нашли даже таблички о том, что это не просто грот в скале, а археологический памятник((( Ведь еще совсем недавно была! Хороший повод поговорить с ребенком о том, что вандалы и питекантропы есть и в наше время(((
Качинский навес - здесь под скалами сейчас проходит дорога, а когда-то жило первобытное племя.
Вот здесь раньше была табличка, на которой было написано об этом археологическом памятнике
Следующий археологический объект совсем рядом, чуть дальше по дороге, у выхода ущелья Таш-Аир (что в переводе значит "отделенный камень"). Многие люди знают о роднике, вытекающим из под этого самого камня. Но немногие - о том, что чуть в стороне, на скальном навесе можно увидеть чудо из чудес - наскальные рисунки человека ранней бронзы, сделанные почти 5 тысяч лет назад!
Таш-Аир
К этому родничку всегда стоит целая очередь машин и туристов
Мы бывали тут несколько раз и раньше, но в этот приезд прямо остолбенели - опять-таки, нет таблички и даже столба от нее, а на скале рядом с древними рисунками современные граффити, сделанные баллончиковой краской! Прямо хочется плакать от бессилия что-то сделать с человеческой глупостью(((Вот и сами рисунки. Их очень трудно разглядеть на скале, охра вся выцвела, но все же можно разобрать изображения. Особенно, если иметь перед глазами эскизы, снятые археологами.
Если приглядеться, то можно увидеть на скале рисунки, выполненные красной охрой
Вот съемка этих же рисунков
Если приглядеться, то все их можно разглядеть до сих пор
А вот зачем нам понадобилась краска: мы прошли дальше по ущелью за родник, нашли удобную скалу, и Катя нарисовала свои собственные наскальные рисунки. Конечно, они не просуществуют тысячи лет, но все-равно, это так необычно и забавно - на минутку вообразить себя древним художником, расписывающим стены пещеры! Интересно, что подумают туристы, которые увидят эту Катину наскальную живопись? ;)
Катя пробует себя в качестве первобытного художника
А дальше, мимо пещерного города Качи-Кальон, в котором селились люди совсем в иные времена, наш путь лежал на левый берег реки Качи, в Алимову балку. Там в горах нас ждала еще одна стоянка первобытных людей. В этот раз эпохи мезолита (6-10 лет назад). Это Алмов навес.Подниматься к нему пришлось по достаточно крутому склону, но тропа отличная, оборудована указателями и местами для стоянки, через живописный лес в котором встречаются и можжевельник и тис ягодный (тот, что известен покупателям мебели как "красное дерево"). А на самом верху нас ждал еще один родник. Не зря же древние выбрали именно это место для поселения!
Дорога идет по потрясающе красивым местам мимо Качи-Кальона к селу Баштановка
На верху в лесу растут тис ягодный
Здесь много можжевельника
Здесь тоже проводились раскопки, тоже нашли много интересных артефактов, в том числе и многочисленные кости свиней. Предполагается, что именно здесь был крупный центр их одомашнивания. А Кате больше всего понравилась каменная ванна для сбора дождевой воды и изготовление каменного топора (н зря все-таки прихватили с собой веревку!), с которым она потом без устали таскалась до самого дома.
Алимов навес - еще одна стоянка первобытных людей
Каменная ванна. Катя пытается "заткнуть слив", чтобы вода не утекала :)
Какой же ты первобытный, если у тебя нет каменного топора?!
После того, как мы спустились с гор, нам пора было отправляться в соседнюю долину - долину реки Бельбек. Как по мне, так по ней проходит самая красивая дорога у нас в Крыму. Вовсе не южнобережный серпантин и виды моря, а такой вот горный массив с причудливыми камнями-скалами, о каждой из которых есть своя легенда. Мы теперь потихоньку их читаем с Катей. Ведь так здорово, что ты сам стоял, сам видел, сам дотрагивался до того места, которое описано в сказке! Так, наверное, чувствуют себя жители Крита или других греческих островов, которые каждый день ходят по легендарным местам :)
Долина реки Бельбек
Виды потрясающие!
Здесь прямо над дорогой есть еще один крупный скальный навес, под которым были обнаружены поселения эпохи позднего палеолита и мезолита. На вид ничего особенного - пыль, яма от раскопок, потолок, закопченный кострами, которые тут жгут последние 15 тысяч лет. Надо закрыть глаза и представить, как паслись кругом гигантские олени и дикие лошади, как пришлось выгонять пещерного медведя, чтобы сделать себе тут дом. Вслушаться в стрекотание цикад и кузнечиков - может, услышишь среди них и звук ударов камня о камень: так здесь делали кремневые ножи и наконечники копий.
Сюрреньский грот.
Прокопченные за тысячи лет стены пещеры до сих пор служат укрытием человеку
Не забыли мы и о своей цели - геокешенге:) По ходу экскурсии должны были взять пять тайников. Но получилось только два. Еще один мы не нашли, хотя искали, наверное, час и перекопали всю округу. А еще за двумя не полезли - из-за дождей в этом году колючки и прочая растительность так разрослись, что лезть в эти заросли кустов было совершенно невозможно! Пришлось оставить попытки. Но и так Катя была рада кладам, тем более, что в одном из них мы взяли саблезубого тигра - как раз по теме нашего путешествия. Ну, почти саблезубого)))
Геокешерский тайник. Клад найден!
А дома Катя вспомнила про свою "первобытную поделку" и снова принялась наводить порядок в своем маленьком хозяйстве времен каменного века.
Инсталляция "Первобытный мир"
Другие наши путешествия к местам стоянок первобытных людей можно посмотреть тут:
note.taable.com
Экскурсия "Бисерный Храм. Качи-Кальон"
Увидеть первобытную стоянку и пещерный город можно побывав на экскурсии «Бисерный храм. Качи-кальон». Качи-Кальон является средневековым пещерным монастырем. Он расположен в Бахчисарайском районе возле сел Баштановка и Предущельное в долине р. Кача. Издали силуэт скалы напоминает нос корабля, испещренный трещинами, которые образуют рисунок креста, откуда и пошло название скалы, в переводе означающее «крестовый корабль».Согласно легенде, на пасущую скот девушку по имени Анастасия напали здесь отвратительные чудовища. Никто ей не помог. Только лишь знавшие девушку по ее доброму нраву и песням скалы обрушили камни на чудищ. Деревенские жители на следующее утро увидели, что из скалы подобно девичьим слезам сочится чистейшая вода. Здесь же и был построен монастырь.На скале Таш-Аир, расположенной недалеко от Качи-Кальона, есть еще одна крымская достопримечательность – стоянка первобытного человека. Переводится Таш-Аир как «камень отделился». И действительно такое ощущение, что от скалы вот-вот оторвется и упадет громадный каменный навес. Из-за мягкости скальных пород, в них от воды и ветра образовались углубления, которые древними людьми использовались для проживания и убежища.
ОСНОВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:
Качинский навес – стоянка первобытного человека (Палеолитическая стоянка)
Таш-Аир наскальные росписи. Целебный источник.
Пещерный монастырь Качи-Кальон
Пещерный храм св. Софии.
Анастасиевский грот.
Источник св.Анастасии.
Уникальный бисерный храм.
Отдых у живописного Баштановского озера.
В СТОИМОСТЬ ВХОДИТ:
транспортное обслуживание по программе
экскурсионная программа
медицинская страховка
Стоимость экскурсии:
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
1200 руб.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
1100 руб.
Регистрация
Поделитесь с друзьями!
crimeatour.info
Крым путешествия с детьми Таш-Аир Качи-Кальон
Один из самых простых, но одновременно насыщенных достопримечательностями маршрутов по крымскому Предгорью проходит через долину реки Кача. Буквально всего за час ходьбы можно посетить:
Мы с ходили на днях с Сашей без Антона, но зато с Леной без собаки.
Традиционно доехали до Фронтового на рейсовом автобусе, где пересели к Лене в машину. Из Фронтового не очень удобно ехать к Качи-Кальону из-за того, что это разные долины рек, поэтому нельзя попасть напрямую, надо добираться через Бахчисарай. Правда, сейчас по всему Крыму установлены подробные указатели различных достопримечательностей, по которым удобно ориентироваться.
Качи-Кальон расположен прямо рядом с трассой, на обочине которой можно оставить машину и сразу начать подъем к пещерному монастырю.
Правда, логичнее сначала посетить ущелье Таш-Аир, в полукилометре от Качи-Кальона, как мы и поступили.
Крым. Путешествия с детьми. Таш-Аир
Таш-Аир с тюркского переводится как «упавший камень». Действительно, ущелье перегорожено скальными глыбами. Из ущелья вытекает мощный родник с питьевой водой.
1. ущелье и родник
Слева от родника находится стоянка первобытного человека 3-2 тысячелетий до нашей эры. Крым небогат памятниками искусства доисторического времени. При раскопках курганов эпохи бронзы и при случайных обстоятельствах были найдены антропоморфные стеллы, а вот наскальную живопись можно увидеть только здесь — под скальным навесом ущелья Таш-Аир.
2. рисунки находятся на этом навесе
Этот безусловно уникальный памятник истории был открыт и исследован перед Великой Отечественной войной, 1935 году. На высоте примерно двух метров от современного уровня земли (а значит, значительно выше прежнего) можно увидеть рисунки, выполненные такой минеральной краской, как красная охра.
фото с сайта http://krymology.info/
Рисунки сохранились в трех местах, не считая отдельных точек, линий, невнятных или осыпавшихся деталей. Они представлены 34 изображениями. Трудно сказать, были ли изначально заложена какая-то единая сюжетная линия при их создании. Историки полагают, что Таш-Аир — это гигантское панно, на котором отображено масштабное событие, произошеднее в раннем бронзовом веке.
Крым. Путешествия с детьми. Качи-Кальон
Возвращаемся к роднику и идем вдоль дороги 500 м.
3. могучие скальные стены плато Фыцки (кстати, бывшее название села Предущельное именно Фыцки, а Баштанови — Пычки)
4. для лучшего ориентирования возле начала подъема на Качи-Кальон установлен план пещерного монастыря
Качи-Кальон переводится как «крестовый корабль». И, действительно, на «носу корабля» хорошо виден крест, причем создан он не человеком, а природными стихиями: дождем и ветром.
Ученые спорят до сих пор, что было на месте, которое сейчас называют Качи-Кальоном: поселение, городище или монастырь. Судя по пиктограммам Таш-Аира, люди жили в Качинских скальных навесах не одну тысячу лет. В раннем средневековье, с 8 века нашей эры здесь появляется монастырский комплекс.
На раннем этапе Качи-Кальон развивался и богател на производстве вина. Скотоводы, кочующие по причерноморским степям, понятное дело, вино не производили — некогда и негде, зато охотно его покупали в предгорьях и потребляли. А жители долины Качи стремились удовлетворить столь выгодный им спрос и давили вино в огромных количествах.
В 13 веке в Крым сначала набегами, потом окончательно пришли татары. А 1313 году произошло переломное событие — татары приняли ислам. Поскольку Коран запрещает пить вино, то у Качи-Кальона резко упал сбыт, и отпала необходимость в обширных виноградниках. Многие винодавильни Качи-Кальона были переоборудованы для других целей.
К 15 веку монастырь получает максимальное развитие. Одновременно в обители проживает 200 монахов — это можно определить по количеству пещерных келий, которые, между прочим, были одноместными.
Сейчас невозможно поверить, но шесть веков назад архитектура монастыря была многоярусной — на первом этаже находились винодавильни-тарапаны, подсобные помещения и загоны для скота. Жилые помещения располагались выше — от второго до пятого этажа. Оконных проемов не было (осколки стекла археологи не нашли). Предположительно свет проникал в пещерные жилища через затянутые бычьим пузырем окошки в деревянных дверях.
Топили в пещерном монастыре не дающим дыма древесным углём, сжигая его на керамических жаровнях. Пепел с этих жаровен столетиями выбрасывали вниз, на склон. Щелочная зола смешиваясь с местной кислотной почвой образовала плодородный слой, на котором отлично родили виноградники. Одичавший и измельчавший, монастырский виноград до сих пор вьются в кустах под склонами Качи-Кальона. Были даже эксперименты по скрещиванию его с современными сортами.
В начале 15 века вид монастыря радикально отличался от нынешнего. Гротов и пещер видно не было — они были скрыты под многочисленными деревянными пристройками и помостами. Именно с таких навесов как со строительных лесов велись работы по выдалбливанию верхних пещер и келий.
В 1475 году Крым захватили турки. Монастырь оказал сопротивление, за что был сожжен, и с тех пор уже никогда не восстанавливался в полном объеме. Из-за того что турки угнали в Константипополь многих жителей долины, монастырь лишился значительной части прихожан и как следствие пришел в упадок.
В 1778 году, чтобы подорвать экономику Крымского ханства, Россия организовала переселение христиан из Крыма в Приазовье. Дело в том, что в Крыму налоги платили только иноверцы, так что потеря христиан обернулась бы опустением ханской казны. Вместе с крестьянами ушли из Качи-Кальона и монахи. На некоторое время монастырь остался без присмотра и многие церковные фрески и другая христианская символика были разрушены мусульманами.
После указа Синода о восстановлении намоленных мест в Качи-Кальоне действовала крошечная Анастасиевская киновия — всего 4 монаха, подчинявшиеся Успенскому монастырю в Бахчисарае.
Кстати, когда пришла советская власть, Успенский и Космо-Домиановский монастыри, молившиеся за победу Врангеля, были в полном составе объявлены врагами народа и сосланы на Соловки. А про Анастасиевскую киновию забыли. Спохватились только в 1932 году, внезапно обнаружив под носом живых монахов. Срочно созвали собрание трудящихся совхоза «Коммунар» и единогласно проголосовали за выселение монахов. Монастырь закрыли, каменные сооружения разобрали, стройматериал забрали на коровники. А землю передали Бахчисарайскому музею-заповеднику.
Так началась четвертая жизнь Качи-Кальона — жизнь музейного объекта.4. поначалу эту келью в скале-останце я приняла за церковь Святой Софии
5. но древняя церковь оказалась в следующем валуне, о чем свидетельствует табличка над входом
6. с тропинки открываются шикарные виды на Качинскую долину
7. через 10-15 минут подъема подошли под вырубленным в скале остаткам монашеских келий
8. можно сфотографироваться внутри тарапана — древней винодавильни, работавшей по следующему принципу: виноград складывали в ту чашу, где сидим мы с Сашей, и давили каменным прессом. Сок по желобу стекал в соседнюю чашу
9. гуляем по нижнему ярусу гротов, которые использовали под хознужды
10. гротов сотни!
11. встретили парня с пакетом, который методично обходил грот за гротом, пытаясь, по его словам, представить, что за жизнь тут протекала
12. кружевные скалы
13. ящерицы грелись на солнце
14. в тени скальных навесов прохладно и хорошо спасаться от дневной жары
15. через скальные провалы весело лазить
16. переплетающиеся корни придают таинственности и загадки древним ступенькам и помещениям
17. столетний плющ
18. в некоторых гротах помимо тарапанов (с тюркского переводится как «каменное корыто для давки винограда») сохранились гробницы (на фото слева)
кстати, в эти каменные гробницы хоронили не тело человека, а лишь его кости. То есть когда человек умирал, его закапывали в земли, а через некоторое время, когда плоть истлевала, кости выкапывали и складывали в эти каменные хранилища.
19. тем временем на противоположной стороне долины открывается вид на Алимову балку
20. за каждым поворотом тропинки открываются все новые и новые гроты
21. сохранившиеся каменные подпорные стены
22. многоэтажный монастырь
23. самый величественный четвертый грот — грот Анастасии
Сотни лет в четвертом гроте ниже источника росла дикая черешня. По преданию, дерево также вело монашеский образ жизни — цвело каждый год, но не плодоносило. Когда несколько лет назад старая черешня засохла, монахи посадили в гроте два саженца черешни. Они принялись.24. несмотря на то, что черешня уже засохла, паломники все равно подвязывают к веткам ленточки на счастье
Черешня засохла из-за того, что сильно упал дебет родника в глубине грота, хотя раньше вода наполняла купель, в которой можно было купаться.
25. помимо родника, в гроте находится несколько тарапанов и гробниц
Есть еще и пятый грот, где я никогда не была! Туда ведет узкая тропинка под названием Кыл-Копыр (в переводе с крымскотатарского — «Волосяной Мост») шириной 30-40 см. Пройти по ней можно только с альпинистским снаряжением, которого у нас не было. Этот грот, по мнению исследователей, служил убежищем в случае приближения опасности.
Поэтому туда мы не пошли, а вернулись немного назад и по осыпающейся тропинке спустились на трассу, по которой вернулись к машине, оставленной в Таш-Аире.
Крым. Путешествия с детьми по Качи-Кальону. Как добраться
1.общественный транспорт:
от Бахчисарая сесть на любой автобус, идущий в с.Синапное
доехать до с.Предущельное или с.Баштановка
от Предущельного пройти вперед по ходу автобуса 2 км
от Баштановки вернуться назад пол-километра
2. личный транспортСредневековые пещерный монастырь и поселение Качи-Кальон находятся в 8 км к югу от Бахчисарая на трассе Бахчисарай-Синапное.Машину можно оставить возле родника в ущелье Таш-Аир или прямо на обочине у начала подъема на Качи-Кальон.
Еще более интересные посты по этой теме:
yo-klmn.ru
Пещерный город Качи - Кальон
Еще одна достопримечательность Крыма, пещерный город Качи – Кальон - средневековое поселение и монастырь находится на правом склоне Качинской долины, напротив села Баштановки. Расстояние от Бахчисарая 8 км, от Тепе-Кермена - 5 км. Подробнее расположение пещерных городов и монастырей в окрестностях Бахчисарая, пути проезда к ним, можно посмотреть на карте(1,5 мб, в 1 см - 500 м.).
Из Бахчисарая к Качи-Кальону можно проехать рейсовым автобусом следующим до села Баштановка или на автомобиле, на котором вы приехали в Крым. По пути следования, за селом Предущельное, где долина резко сужается, почти над дорогой нависает Качинский навес (он огражден металлической сеткой). В нем была обнаружена стоянка человека, жившего здесь в эпоху позднего палеолита (40 - 10 тысяч лет назад).
Еще одна достопримечательность здешних мест - скала Таш-Аир (остановка "Второе Предущельное". Она знаменита скальными рисунками: обнаружены отдельные фрагменты рисунков, нанесенных красной охрой. Это очень ценный памятник живописи первобытных людей, относящийся, как считают ученые, к IV-III тысячелетиям до н.э.
Еще немного пути - и покажется похожая на нос корабля скала Качи-Кальон. В верхней части скалы трещины напоминают изображение креста. Отсюда и название скалы - "Крестовый корабль". Поселение возникло здесь в VI в., а монастырь возник позднее - в VIII - IХ вв.
Тропинка, поднимаясь вверх, проходит мимо церкви, высеченной в отдельном обломке скалы, мимо многоярусных пещер, бывших часовен, келий, хозяйственных помещений, огромного числа виноградодавилен-тарапанов, вырубленных в скальном массиве, пока не приведет к грандиозному естественному, куполообразному гроту с пещерами и источником святой Анастасии. Качи-Кальон был, пожалуй главным центром виноделия в Крыму. Все монастыри вели коллективное хозяйство, как нельзя лучше для этого подошла виноградная лоза. Виноград требует кропотливой и размеренной работы круглый год. Кроме того вино было очень востребовано и приносило хороший доход. Для "пользы желудка", по заветам апостола Павла потребляли вино и сами монахи. Ежедневная норма потребления была установлена в 320 граммов в день. Кроме тарапанов и емкостей для хранения вина и зерна на плато размещались культовые сооружения монастыря. Площадь укрепленной части плато около 1,5 гектара.
Монастырь просуществовал около тысячи лет. Во времена Крымского ханства монастырь получал помощь от Русского государства. Как и Успенский, Качи-Кальонский монастырь прекратил свое существование с переселением христиан в Приазовье (1778 г.).
В середине XIX века две церкви были открыты у подножия отвесной скалы. Одна из них церковь (скит) святой Анастасии - была высечена в обломке скалы у первого грота. Обе закрыты в 1921 году.