Основные черты первобытной культуры. Первобытной культуры основные черты
Особенности первобытной культуры.
Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомогенность (однородность). Описание и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении первобытного человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения. Именно в этих рамках человек, чье информационное развитие (восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их) было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, природу, с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение.
Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. На первых этапах своего развития люди гораздо лучше(чем мы теперь) чувствовали свое единство с природой, и поэтому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре эта индентификация приняла форму тотемизма, то есть убежденности, что каждая группа людей тесно связана с каким либо животным, реже растением-тотемом, находится с ними в родственных отношениях. Такого рода индентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда- животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Синкретизм делает практически невозможным разграничение субъективного и объективного, наблюдаемого и воображаемого, домысливаемого в первобытной культуре, так как все это не рефлектируется в ней, а, напротив, однозначно переживается и воспринимается. Функционально тотемизм был способом осознания коллективом людей их единства, которое проецировалось на внешний, существенно важный или близкий им объект природы.. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животных образуют вместе общность.
Следовательно, все члены сообщества данного вида, несмотря на все различия, тождественны друг другу. Отсюда еще одна особенность первобытной культуры - равномерность, справедливость и по отношению друг к другу в границах своего племени, и в распределении материальных ценностей.
Следующая особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу(запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др.
Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи(Дж.Фрэзер, Л.С.Васильев) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и высокой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, который подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.
Еще одной характерной особенностью первобытнообщинной культуры является ее «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри и межобщинные отношения «естественно» возникли в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за свое существование. Производя необходимые средства, люди косвенным образом производят и свою материальную жизнь. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место общество - социокультурное объединение людей. Поэтому общественное существо- есть существо производящее. Производство не просто отличительный, но основополагающий принцип первобытного человека, то есть нацеленность на практику, обеспечивающей выживаемость людей - характерная особенность первобытной культуры.
Преобразование природных объектов, материальное творчество, создание орудий труда- постоянный стержень человеческой производительной деятельности и та ее сфера, в которой наблюдается непрерывное накопление достижений и успехов. Орудия- наиболее чистый, наиболее «классический» из артефактов. Они – и самая сложная, и самая простая вещь, которая выходит из человеческих рук. Древнейшие орудия труда были настолько элементарны, что позволяет выявить еще одну характерную особенность первобытной культуры- примитивность технологий, при помощи которых создавались материальные ценности.
Рассматривая материальную культуру первобытного общества необходимо отметить, что и средства производства, и основные предметы потребления в первобытном обществе, были собственностью коллектива. Этот принцип собственности соблюдался прежде всего в отношении пищи. Добытая членами коллектива (совместно или в одиночку) пища попадала в общий котел. И место подле него имел каждый сильнейший, как и увечный, удачливый как и невезучий. Таким образом, и создателями, и распространителями, и потребителями являлись одни и те же люди. Это еще одна характерная особенность первобытной культуры.
www.kultura-socio.ru
Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры
Культура первобытного общества (или архаическая культура) существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества. Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, выделился из животного мира около 2,5 миллионов лет назад.
Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого народа первого государства, которые возникают приблизительно в IV — I тыс. до н.э.
Всю историю первобытного общества делят на три эпохи:
· каменный век
· бронзовый век
· железный век
Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:
· древний каменный век (палеолит)
· средний каменный век (мезолит)
· новый каменный век (неолит)
Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век – переход от камня к металлу)
Хронологические рамки бронзового веказанимают III – II тыс. до нашей эры. А в I тыс. до нашей эры начинается железный век.
Начальной формой организации общества в древнем каменном веке было так называемое «первобытное стадо» или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливая опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия труда первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже – для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.
Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи, поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.
Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность, комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).
Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной. Постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Развивалась и духовная культура – появился язык.
Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род – объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 – 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека – homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.
Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство, которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия).
Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в искусстве человек стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.
Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать «палеолитические венеры». Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери – прародительницы.
Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода. На ранних этапах развития в обществе существовал матриархат (дословно – власть матери) – эпоха в развитии первобытного общества, для которой характерен матрилинейный род, равноправная роль женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.
Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Миф (дословно – слово, сказание, предание). Мифология – совокупность мифов, сказаний, которые передают верования древних народов о происхождении мира и явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Часто содержали и фантастические версии действительности.
Миф стал основанием для возникновения религии. Религиозные взгляды людей появились уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества.
Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.
Тотемизм — форма религии, для которой характерна вера в существование родственных отношений между данной группой людей с породой животных, видом растений либо другим элементом окружающей природы, так называемым тотемом. Тотем является «родичем и другом», и на него можно воздействовать с помощью магии.
Фетишизм — форма религии, для которой характерна вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма – ношение амулетов, талисманов).
Магия – колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека определенным образом воздействовать на людей, животных, природу, богов и т.д.
Анимизм – форма религии, для которой характерна вера в общую одухотворенность природы (анима — душа), вера в существование духов, в наличие души у человека, животных, растений. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела.
Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу — запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного. Система табу у разных народов сложна и многообразна, но главными следует считать два запрета:
· Одно из первых табу касалось инцеста – брака с кровными родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.
· Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.
С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды. Одним из важнейших из них был обряд инициации – посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.
Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда с возникновением земледелия происходит «неолитическая революция». Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства.
С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.
Одним из наиболее важных культурных последствий «неолитической революции» становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.
Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.
Архаическая культура — самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.
Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.
infopedia.su
Основные черты первобытной культуры — Мегаобучалка
Первобытная культура – первый и самый длительный этап в развитии культуры. Он соотносится с возникновением современного человека и человеческого общества. Временные рамки этого периода в развитии культуры связывают с исторической периодизацией: древнейший период человеческой истории и культуры — это эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н. э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.).
Первым историческим свидетельством появления на Земле человека являются самые примитивные орудия труда, возраст которых, по мнению палеоантропологов - специалистов, изучающих историю возникновения человека, около 2 млн. лет. Факт появления орудий труда дает основание предполагать, что в этот период началось становление человека и человечества. Однако только 50— 30 тыс. лет назад появился Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец) — современный человек, который в полной мере может считаться культурным существом.
Основным занятием кроманьонцев была охота, собирательство и рыбная ловля, для чего использовались каменные, деревянные, костяные орудия труда. Техника их изготовления носила уже более совершенный характер, связанный с вторичной обработкой сырья (так, отколотые пластины кремния шлифовались и превращались в скребки, резцы, ножи и т.д.). Кроме пещер и землянок, использовавшихся в качестве жилища, появились постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. В это время появляется пешерная живопись, статуэтки и украшения.
В дальнейшем – в эпохах мезолита и неолита — совершенствовались орудия труда, усложнялись похоронные обряды, свидетельствовавшие о наличии культа предков и веры в загробную жизнь, появились первые транспортные средства — лодка и лыжи, возникли керамика и ткачество, но главное — это то, что люди перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.
На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной (древней, архаичной) культуры — синкретизм, антропоморфизм, традиционность, социальное равенство.Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность, неразрывность восприятия древним человеком различных явлений окружающего мира и свойств, присущих людям. Синкретизм проявлялся в следующих формах:
- синкретизм общества и природы. Первобытный человек воспринимал себя как органичную чадть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами, не выделяя себя из природного мира;синкретизм личного и общественного. Первобытный человек отождествлял себя с общиной, к которой принадлежал. «Я» заменяло существование «мы» как рода. Возникновение человека в его современном виде было связано с вытеснением либо заменой индивидуальности, которая проявлялась лишь на уровне инстинктов;
- синкретизм различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, земледелие, скотоводство, ремесла, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как предметы повседневного быта;
- синкретизм как принцип мышления. В мышлении первобытного человека отсутствовало четкое противопоставление субъективного и объективного; наблюдаемого и воображаемого; внешнего и внутреннего; живого и мертвого; материального и духовного. Важной особенностью первобытного мышления было синкретичное восприятие символов и реальности, слова и предмета, который этим словом обозначался. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить им реальное зло. Это привело к появлению фетишизма — веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Имена воспринимались как часть человека или вещи.
Антропоморфизм (от греч. антропос — человек, морфэ — форма) — наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек рассматривал природу по своему образу и подобию. В современном языке сохранилось множество фразеологизмов, которые создают картину мира, используя человекосоотнесенные характеристики: например, природа радуется, земля устала, дождь идет, облака плывут, молния бьет.
Традиционализм. В первобытной культуре традиции имели особое значение, так как именно традиции, являвшиеся основой стабильности и порядка, позволили упорядочить общинную жизнь, не допуская произвола и хаоса. Для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию, что в определенной степени тормозило развитие общества.
К числу особенностей первобытной культуры относится и существование социального равенства, основанного на отсутствии частной собственности и имущественного неравенства. В связи с этим в первобытном обществе отсутствовала политическая организация и государство как основной ее элемент, а культура социальных отношений строилась на принципах общинного традиционализма.Отсутствие письменности приводило к тому, что знания и навыки могли передаваться в такой культуре только при непосредственном контакте. Старые, много повидавшие люди с хорошей памятью особо ценились в такой культуре, так как являлись «ходячими библиотеками».
megaobuchalka.ru
Основные черты первобытной культуры
Специфика первобытной культуры определяется тремя главными обстоятельствами. Во-первых, необычайной примитивностью всего хозяйствования, применяемых технологий. Во-вторых, полным отсутствием знаний о причинно-следственных связях в мире — тех знаний, которые доставляет наука — при очень хорошем знании о явлениях природы на чувственном уровне. Наконец, в-третьих, тем, что интеллект первобытных людей не уступал нашему, так же как и совокупность их потенций. Именно это последнее позволило древнейшим людям сделать важнейшие изобретения, без которых дальнейшее развитие культуры, человека, человечества было бы невозможно: жилище, одежда, овладение огнём, приручение животных, земледелие и т.п. Нелишне напомнить, что основы религиозных представлений — вера в загробную жизнь — появились ещё у неандертальцев, до начала палеолита. Это как раз свидетельствует о могучем творческом воображении и фантазии людей каменного века, равно как и о непреодолимой тяге к познанию мира.Важнейшей особенностью первобытной культуры был так называемый синкретизм. Это значит, что в древнейшей культуре не было никакой идущей от социума специализации, не было специалистов. Каждый член первобытного рода выполнял все необходимые для жизни виды деятельности. Недифференцированным было поэтому сознание и всё мировосприятие. Люди не выделяли себя из природы, воспринимали себя как часть целостного мира. Это подтверждается результатами многочисленных этнологических, антропологических исследований. Культурантропологи изучили картины мира многих племён и народностей, живущих сегодня в условиях каменного века, рассматривая их как своеобразные модели сообществ древних людей. Синкретизм присущ культурам всех таких народностей и племён. Именно синкретизм лежит в основе первых попыток объяснить мир. Они основывались на мышлении по аналогии, на уподоблениях. Синкретично воспринимавшие мир неандертальцы рассматривали всё, что их окружало, как простое механическое продолжение или расширение собственной группы, рода. Мир един, однороден, а значит, всё, что в мире есть, воспринимается как некие группы, род, просто отдельные люди, только имеющие другой облик. В остальном, кроме внешнего вида, они похожи на людей — имеют душу, общаются друг с другом и со всем миром на своём языке, подобно людям в первобытном роде. Такое мировоззрение называется анимизмом.Отсюда следуют многие важные обстоятельства. С помощью анимизма можно объяснять происхождение в далёком прошлом отдельных родов и племён от фантастического первопредка, которым чаще всего оказывалось какое-либо животное или даже растение. Такого мифического прародителя принято называть тотемом, а соответствующее мировоззрение — тотемизмом. Тотемные животные и/или растения становились объектами культа. Точно так же оказывается возможным воображать, что отдельные деревья, реки, источники, камни, горы, рощи и т.п. тоже одушевлены и обладают возможностями влиять на события в мире, в жизни людей. Такие предметы, с которыми обращаются как с живыми и, более того, как со священными, называют фетишами, а соответствующее мировоззрение — фетишизмом. Таково же происхождение и ещё одной обязательной составляющей первобытного менталитета — так называемой магии (см. выше). Синкретическое мироощущение не может не быть магическим: если силы, явления и процессы природы воспринимаются как своеобразные люди, значит, с ними можно договариваться и использовать, применяя соответствующие процедуры. Анимизм и вера в магию прямо ведут к возникновению символов, мифов и мифологии (см. выше), а также системы табу — запретов на определённые действия, формы поведения, виды пищи и т.п. и ритуалов. Табу и ритуалы выражали мировоззрение, определяли менталитет первобытного общества. Они определяли основные формы общественного бытия, социальных отношений, они связывали человека с окружающим миром. Архаические ритуалы тоже были синкретичны, они объединяли песнопения, танец и магические заклинания — прообраз молитвы. В то же время они выполняли и некоторую обучающую функцию.Западноевропейские исследователи мифа, следовавшие греческой традиции философствования, давно отметили, что миф есть форма познания мира. Такое, с помощью мифов, познание возможно как раз в условиях крайне ограниченного рационального знания о мире и о сущностных связях между его явлениями, процессами. В отсутствие истинных знаний человек первобытного общества заменял их воображаемыми, фантастическими, которые органично включали в себя анимистические, фетишистские и тотемистические представления. Столь же органично и необходимо возникали и воспринимались при этом магические взгляды и процедуры, неразрывно связанные с мифами и мифологической картиной мира.Мифы развиваются и совершенствуются по мере развития культуры; в конце концов на их основе возникают первые религиозные системы.
Наиболее широко известна система мифов, созданных в античной Греции. Итальянский ученый Дж. Вико предлагал различать в развитии греческого мифа и религии четыре стадии. На первой природа обожествляется: гром и небеса становятся Зевсом, море — Посейдоном. На второй стадии боги появляются в результате освоения, одомашнивания сил природы: Гефест, бог огня, Деметра, богиня плодородия (зерна). На третьей стадии боги воплощают гражданские институты и проявления цивилизации: Гера, например, персонифицирует институт брака. Четвертая стадия выражена в тотальном очеловечивании богов, что отчетливо видно у Гомера.
Наконец, первобытный синкретизм и магия приводят к возникновению изобразительной деятельности, которая впоследствии породила искусство. Ещё в палеолите люди начали изготавливать фигурки женщин — чаще всего без лица, с едва намеченными руками и ногами, иногда и без головы, но с гипертрофированным натуралистически-точным изображением всего, связанного с продолжением рода. Эти фигурки часто называют «палеолитическими Венерами», им по 20-30 тысяч лет. Первобытные художники исполняют росписи в пещерах Ласко, Нио, Альтамира (южная Франция и Испания), Каповой (Южный Урал), на которых изображены животные. В пещере Монтеспань в Пиренеях найдена глиняная фигура медведя без головы. Она вся истыкана, в неё много раз втыкали круглые палки, видимо, дротики. Фигура окружена сохранившимися на глиняном полу следами босых человеческих ног. В пещере Тюк д'Одюбер находятся две глиняные скульптуры бизонов, также в окружении отпечатков босых ног. Предполагается, что вокруг этих фигур первобытные охотники совершали магические обряды с целью заколдовать объект будущей охоты. Изображение было как бы самим животным, вернее, его духом, фактически символом; после магических обрядов само животное на охоте должно было позволить убить себя. Магические обряды представляли собой танец, имитирующий охоту. В глиняное изображение животного бросали дротики и поражали его луками, затем имитировали снятие шкуры и разделку туши. Нечто подобное антропологи наблюдали у современных примитивных племён.