Стоянки первобытных людей на территории донбасса. Урок по Введению в историю Донецкого края на тему "Артефакты из древности. Стоянки древних людей на территории Донбасса"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху. Стоянки первобытных людей на территории донбасса


Урок по Введению в историю Донецкого края на тему "Артефакты из древности. Стоянки древних людей на территории Донбасса"

тема: «Артефакты из древности.

Стоянки древних людей на территории Донбасса».

(урок-игра «Археологические раскопки»)

Подготовила:

учитель истории МОУ «Школа №108 г. Донецка»

Горулько Алена Анатольевна

Урок-игра: «Археологические раскопки»

Тема: «Артефакты из древности.

Стоянки древних людей на территории Донбасса».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Образовательная:

  • Научить учеников работе с картой;

  • Познакомить учеников с наукой археологией;

  • Научить учеников объяснять термины: «археология», «археолог», «культурный слой»;

  • Научить учеников определять вид исторического источника.

Развивающая:

  • Развивать навыки коммуникативной культуры и умения сотрудничества при работе в группе и учителем;

  • Развивать навыки работы с иллюстрациями и материалами конспекта;

  • Развивать познания в истории Донецкого края.

Воспитательная:

  • Привить ученикам любовь к истории родного края;

  • Воспитать бережное отношение к материальной культуре нашего региона.

Оборудование:

  • Карта Донецкой области;

  • Фотографии с мест раскопок;

  • Образцы гончарных изделий (как примеры вещественных источников).

Ожидаемые результаты урока: 

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • интеллектуальное развитие учащихся;

  • психологическая удовлетворенность ребят уроком;

  • сформированное у учащихся представление об археологии, как о науке, занимающейся поиском исторических источников в земле, под водой, а также об исторических находках на территории родного края.

1.

Организационный

момент

(1-2 мин.)

Приветствие учителя с учениками, проверка присутствующих, сообщение темы урока

2.

Актуализация опорных

знаний

(6-7 мин.)

Проверка домашнего задания, фронтальный опрос

3.

Мотивация и изучение

нового материала

(25-30 мин.)

Рассказ учителя, сопровождающийся показом иллюстраций, сочетается с выполнением учащимися разнообразных заданий и работой с картой

4.

Закрепление нового

материала

(2-3 мин.)

Работа в группах над заданиями

5.

Подведение итогов

урока

(2-3 мин.)

Использование игрового элемента «Микрофон»

6.

Домашнее задание

(1 мин.)

Учитель задает и объясняет домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный этап (1-2 мин.)

Учитель: Здравствуйте, уважаемые ученики! Сегодня, мы с вами продолжим рассматривать историю Донецкого края. Но, перед тем как перейти к изучению новой темы, мы повторим изученный материал.

  1. Актуализация опорных знаний (6-7 мин.)

Учитель: прежде чем отправиться в наше путешествие, мы должны вспомнить, что такое история? (история – это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом).

Учитель: А кто же такой Геродот? (основатель исторической науки. Геродота, называют «отцом истории»).

Учитель: правильно, его труд «История» – первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности. А теперь давайте вспомним об исторических картах, которые мы с вами рассматривали на прошлом уроке. Что же такое карта? (карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, составленное в определенном масштабе с помощью условных знаков).

Учитель: ребята, в прошлом году вы на Природоведение изучали карты. Какие карты? (географические). Давайте с вами, подумаем, какие различия между географической и исторической картой? (На географической показаны географические объекты, какими они являются в настоящее время, а на исторической - границы государств, каковыми они были в разные исторические эпохи и кроме того с помощью стрелок и картосхем могут быть показаны исторические события, происходящие в те времена, например, схема движения войск или маршрут путешествия).

Учитель: а как вы думаете, в нашем путешествии нам понадобится карта?

Ученики утвердительно отвечают на вопрос учителя.

Учитель: а как называется наука, которая рассматривает методы составления, изучения и использования различных карт? (картография).

  1. Мотивация и изучение нового материала: (25-30 мин.)

Учитель: итак, представьте, что каждый из вас – участник археологической экспедиции. Сегодня мы с вами отправимся на раскопки стоянок древних людей. Тема нашего урока: «Артефакты из древности. Стоянки древних людей на территории Донбасса». Изучая тему, мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Археология. Археологические раскопки. Культурный слой

  2. Стоянки древних людей на территории Донбасса.

Давайте запишем план урока и тему в тетрадь.

Учитель: в начале нашего путешествия я бы хотела, чтобы вы вспомнили известных краеведов Донбасса.

(ученики выносят фотографии и рассказывают о жизни и деятельности известных краеведов Донбасса Викторе Евсееве, Доротеи Цвейбель, Николае Макаренко, Сергее Локтюшеве).

Учитель: эти ученые сделали неоценимый вклад в изучение освоения нашего края. Сегодня мы будем их последователями и отправимся в экспедицию.

Рассказ учителя.

Археология воссоздает, как жили люди в далеком прошлом, о котором нет никаких письменных источников. Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в земле, под водой, в других местах земной поверхности. Археологические памятники находятся, как правило, под землёй. Некоторые из них специально выкапывались и засыпались людьми, например могилы.

(Демонстрируется картинка скифских курганов). Другие спрятала под земной толщей природная стихия; так, пеплом был засыпан при извержении вулкана римский город Помпеи. (Демонстрируются картинки с видами раскопок Помпеи).

Учитель: археология (от греч. «архайос» - древний, «логос» - слово, учение) – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Давайте вспомним с вами примеры вещественных источников (руины зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты, украшения).

Работа в тетради (ученики записывают определение «археология» и примеры вещественных источников).

Учитель: а какие еще существуют виды исторических источников? (письменные, визуальные, устные).

Учитель: уровень, на котором жили люди, по мере их деятельности поднимался всё выше и выше. Каждому времени соответствует свой слой жизнедеятельности. Представьте, тысячи лет наши земли подвергались изменениям климата, завоеваниям, переселением народов…

(в этот момент звучит музыка, шум ветра).

Степной ветер, поднимающий в воздух пыль, со временем укроет слоем земли фундамент дома, кирпич, оставшийся от заброшенной церкви, гвозди, выпавшие из гнилых бревен. Так, постепенно под слоем земли оказываются предметы, которыми пользовались люди. И вот перед нами место раскопок (ученик выходит к доске и вешает фотографию раскопок). Перед полевой работой проводится археологическая разведка: обследуется место будущей работы, составляется карта-план, намечается объём работы. После проведения археологической разведки начинаются раскопки. К ним обычно привлекают студентов исторических факультетов и добровольцев-школьников. Слой за слоем снимают археологи землю. Каждый такой слой – штык – равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешнее, археологи разбивают раскапываемый участок на  квадраты, стороны которых ориентируются по сторонам света. Итак, мы с вами приблизились к «культурному слою». Что же это такое?

(Учитель предлагает ученикам подумать и предложить свои варианты).

Работа в тетради (ученики записывают определение «культурный слой» – это слой земли, содержащий остатки деятельности человека (древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу, погребения, клады, древние вещи и т.д.).

Учитель: вам было задание подготовить информацию об известных стоянках древних людей в нашем регионе. Первая наша экспедиция отправляется на раскопки стоянки эпохи палеолита (каменного века) балке Казенной неподалеку от Амвросиевки (предварительно дети были разделены на группы, команды, участники различных экспедиций).

(1 группа). Ученики представляют стоянку в балке Казенной.

Работа с картой.

Ученик – 1. Выходит к доске и находит на карте Амвросиевку, показывает ее и ставит флажок.

Ученик – 2. Открыл эту стоянку в 1935 г. Виктор Евсеев. В древности по оврагу проходила бизонья тропа, по которой животные поднимались от водопоя в степь. В течение многих лет, в основном осенью, наши предки, охотясь на бизонов и зубров, устраивали здесь засаду.

Ученик – 3. Копья охотников были снабжены роговыми и кремневыми наконечниками. Амвросиевское костище представляет собой уникальный памятник, поскольку является самым большим в мире.

Учитель: дети, вы должны запомнить, что стоянка – это место временного пребывания первобытных людей в период каменного века.

Работа в тетради (ученики записывают определение «стоянка»).

Учитель: теперь давайте двигаться дальше в нашем путешествии. Следующая остановка – это две палеолитические стоянки вблизи села Антоновка Марьинского района

(2 группа). Ученики представляют стоянку вблизи села Антоновка.

Работа с картой.

Ученик – 1. выходит к доске, и находит на карте село Антоновка, показывает ее и ставит флажок.

Ученик – 2. Эти стоянки были найдены экспедицией под руководством Доротеи Цвейбель, в 1962-1965 гг.

Ученик – 3. На раскопках были найдены кости бизона и множество каменных орудий труда.

Учитель: следующая остановка стоянка в селе Белокузьминовка Константиновского района.

(3 группа). Ученики представляют стоянку в селе Белокузьминовка.

Работа с картой.

Ученик – 1. выходит к доске, и находит на карте село Белокузьминовка, показывает ее и ставит флажок.

Ученик – 2. Археологи нашли каменные заготовки (нуклеусы) и орудия труда с зубчатыми краями.

Учитель: итак, в нашем путешествии мы достигли Мариуполя

(группа 4). Ученики представляют Мариупольский могильник.

Работа с картой.

Ученик – 1. выходит к доске, и находит на карте Мариуполь, показывает его и ставит флажок.

Ученик – 2. Гениальным открытием историки считают Мариупольский могильник, который был обнаружен в 1930 г. на левом берегу реки Кальмиус на окраине Мариуполя при строительстве завода «Азовсталь».

Ученик – 3. Этот памятник эпохи неолита исследовал выдающийся археолог Николай Макаренко. Могильник представлял собой яму красного цвета, длиной 28 м. и шириной около 2 м., где находилось 122 костяка, лежавшие в четыре яруса.

Ученик –4. В погребениях были найдены кремневые ножи, стрелы, каменные топоры, украшения из клыков кабана, зубов и костей животных, обломки посуды.

  1. Закрепление нового материала: (2-3 мин.)

Учитель: прослушав выступление каждой группы, вы получаете задание. На каждом столе лежит конверт, в конверте находится карта Донецкой области, ручки красного, черного и синего цветов. Ваше задание – отметить на карте красным цветом стоянку, куда путешествовала Ваша экспедиция, а черным цветом стоянки других экспедиций. Затем, вам необходимо написать 5 предложений о вашей экспедиции.

Самостоятельная работа учеников в группах.

  1. Подведение итогов: (2-3 мин.)

Учитель: каждая группа написала отчет о своей экспедиции. А теперь я предлагаю вам принять участие в пресс-конференции, на которой вы ответите на несколько вопросов, высказывая свое мнение, по очереди передавая условный микрофон.

  1. Что изучает наука археология? (наука археология изучает прошлое человечества по вещественным источникам).

  2. Какое главное занятие археологов? (раскопки).

  3. Что такое культурный слой? (это слой земли, содержащий остатки деятельности человека (древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу, погребения, клады, древние вещи и т.д.).

  4. Какое открытие совершил Виктор Евсеев? (открыл стоянку эпохи палеолита (каменного века) в балке Казенной неподалеку от Амвросиевки в 1935 г.)

  5. Какое открытие совершила Доротея Цвейбель? (две палеолитические стоянки вблизи села Антоновка Марьинского района).

  6. Как произошло открытие Мариупольского могильника? (Мариупольский могильник был обнаружен в 1930 г. на левом берегу реки Кальмиус на окраине Мариуполя при строительстве завода «Азовсталь»).

Учитель: больше всего тайн скрывают самые древние времена в истории человечества. Ведь о них сохранилось слишком мало свидетельств. Только поврежденные временем следы человеческой деятельности – обломки орудий труда, черепки посуды, украшения, клады, оружие, руины древних поселений, могильники и т. п. Такие вещественные источники помогают историкам восстановить жизнь людей в самые древние времена, о которых часто нет никаких письменных сведений. Все эти памятники прошлого теперь находятся под толстым слоем земли. Исследовать спрятанные под землей и водой остатки деятельности человека помогает наука археология, а понять и объяснить их могут только ученые – археологи. Сегодня вы были настоящими археологами, которые участвовали в раскопках.

  1. Домашнее задание: (1 мин.)

Учитель: вам необходимо выучить термины, которые мы с вами записали в тетрадь «археология», «культурный слой», «археолог» и уметь их объяснять. Знать основные стоянки и уметь находить их на карте.

Приложение 1.

hello_html_m750d1c07.jpg

Приложение 2.

hello_html_m25cf9f91.jpg

Приложение 3.

hello_html_52eec9fb.jpg

Приложение 4.

hello_html_6043c31f.jpg

Приложение 5.

hello_html_36ab2ae8.jpg

Приложение 6.

hello_html_m793c066f.jpg

Приложение 7.

hello_html_m54ab5fa.jpg

Приложение 8.

hello_html_m54277761.jpg

Приложение 9.

hello_html_m3e6c0b8.jpg

Приложение 10.

hello_html_62fa1d86.png

Приложение 11.

hello_html_m65dae820.jpg

Приложение 12.

hello_html_7b577c81.jpg

Приложение 13.

hello_html_17d6aa1c.jpg

infourok.ru

Стоянки древних людей на территории Донбасса

· Какие древние стоянки древних людей найдены на территории Донецкого края?

На территории Донецкого региона расположены бесценные археологические памятники, рассказывающие не только о появившихся здесь первых людях, но и раскрывающие этапы развития человеческой цивилизации.

Стоянки древних людей на территории Донбасса - Инвестирование - 1

Одним из самых интересных памятников является стоянкаэпохи палеолита (каменного века) балке

Казеннойнеподалеку от Амвросиевки .

Как вам уже известно, открыл эту стоянку в 1935 г. Виктор Евсеев . В древности по оврагу проходила бизонья тропа, по которой животные поднимались от водопоя в степь. В течение многих лет, в основном осенью, наши предки, охотясь на бизонов и зубров, устраивали здесь засаду. Копья охотников были снабжены роговыми и кремневыми наконечниками. Амвросиевское костище представляет собой уникальный памятник, поскольку является самым большим в мире.

Стоянки древних людей на территории Донбасса - Инвестирование - 2

Ø Исторический словарь

Стоянка –место временного пребывания первобытных людей впериод каменного века.

Не менее интересные древние стоянки были найдены экспедицией под руководством Доротеи Цвейбель . В 1962-1965 гг. были раскопаны две палеолитические стоянки вблизи села АнтоновкаМарьинского района, где были найдены кости бизона и множество каменных орудий труда, обработанных с двух сторон.

Стоянки древних людей на территории Донбасса - Инвестирование - 3

В 1968-1970 гг. была исследована стоянка

в селе БелокузьминовкаКонстантиновского района. Археологи нашли каменные заготовки (нуклеусы) и орудия труда с зубчатыми краями. А у поселка Курдюмовка , неподалеку от Артемовска в древнем слое на глубине около 10 м, обнаружены кости бизонов и носорога, кремневые скребла и остроконечники.

Гениальным открытием историки считают

Мариупольский могильник ,который был

обнаружен в 1930 г. на левом берегу реки Кальмиус на окраине Мариуполя при

строительстве завода «Азовсталь». Этот памятник эпохи неолита исследовал выдающийся археолог Николай Макаренко . Могильник представлял собой яму красного цвета, длиной 28 м. и шириной около 2 м., где находилось 122 костяка, лежавшие в четыре яруса. В погребениях были найдены кремневые ножи, стрелы, каменные топоры, украшения из клыков кабана, зубов и костей животных, обломки посуды.

Мариупольский могильник был родовой усыпальницей общины скотоводов, члены которой и после смерти продолжали оставаться вместе.

· Какие памятники периода каменного века на территории нашего края вам известны?

· Какие находки наиболее часто встречаются в них? Как они свидетельствуют о занятиях древних людей на территории нашего края?

· Почему ученые сделали вывод, о том, что люди, погребенные в Мариупольском могильнике занимались скотоводством?

studlib.info

Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.

Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек – архантроп (или питекантроп) отличался большой физической силой и выносливостью. Архантропы умели пользоваться огнем, сооружали примитивные жилища в виде навесов от дождя или заслонов от ветра, изготавливали каменные орудия труда. Главным занятием была охота на крупных животных. Важное место занимало собирательство съедобных растений. В горных условиях архантропы жили, в основном, в пещерах, в равнинных – на берегах рек и озер. На животных охотились при помощи рогатин- больших деревянных заостренных кольев, дубин и иногда пик с каменными наконечниками. Для проч­ности острие рогатины обжигалось на костре. Архантропы вели бродячий образ жизни и останавливались на несколько дней там, где удавалось добыть животное. На месте таких стойбищ оставались раздробленные кости съеденных животных, затупившиеся каменные орудия труда и оскол­ки камня. Во время раскопок в пещерах находят очаги.

В Донбассе найдено несколько стойбищ древней­ших людей. Все они располагаются в долинах рек недале­ко от источников камня, из которого делали орудия труда. Находки на них крайне малочисленны. Такие стойбища под открытым небом существовали очень недолго. Ред­кость древних памятников объясняется также их плохой сохранностью. Следы деятельности архантропов размыва­лись дождем и разливами рек. Найти древние каменные орудия можно только после специальных поисков или слу­чайно в береговых обрывах рек и балок, в стенках глиня­ных карьеров. Почти все находки каменных орудий архантропов в Донбассе происходят из высоких глиняных обнажений или из размывов древних пород. Остатки стойбищ архантропов сохранились у города Амвросиевки на берегу реки Крынки, недалеко от Артемовска, в Макеевке, в Изюме, возле Луганска, у поселка Киро­ве Артемовского района. Все эти находки свидетельству­ют о редком, но равномерном заселении края.

Около 100 тыс. лет назад архантропов сменили палеоантропы (древние люди, или неандертальцы). Ученые считают, что основная часть архантропов и па­леоантропов пришла в Восточную Европу с запада. Палеоантропы были более совершенными предками совре­менных людей. Они умели не только поддерживать огонь, но и разводить его. Их речь все еще оставалась неразвитой. Вместе с тем у палеоантропов появляются первые идеоло­гические представления, обычай хоронить умерших соро­дичей. Палеоантропы были хорошо приспособлены к суровым условиям ледникового периода и успешно охо­тились на бизонов, сайгу, пещерных медведей, мамонтов, оленей и других животных. На стоянках Приазовья найдены кости оленей, лошадей, волков. Основным охотничьим ору­жием служили метательные копья с кремневыми наконечниками. Каменные орудия из­готавливались с особой тщательно­стью. Скребла, ножи, остроконеч­ники и другие инструменты имеют разнообразные формы. Большинство из них предназнача­лось для разделывания туш убитых животных. Па­леоантропы умели изготавливать прими­тивную одежду из шкур животных и какие-то деревянные приспособления (древки копий, рукояти ножей, корзины, колотушки и пр.).

В Донбассе известно несколько десятков стоянок этого времени. По размеру и количеству бытовых отходов они гораздо больше стойбищ архантропов. В 1962-1965 гг. археологи тщательно раско­пали две древних стоянки у села Антоновка Марьинского района. Здесь найдены кости бизона и множество орудий, обработанных с двух сторон.

Человек современного физического типа впервые сформировался на Ближнем Востоке около 40 тыс. лет назад. Его называют Homo Sapiens – человек разумный. Его называют так­же неоантроп. Этот человек обладал развитой речью, умел планировать свой труд на длитель­ный срок. Появляется искусство, религиозные представ­ления. Появление современного человека совпало с новой эпохой – поздним палеолитом (35-10 тыс. лет назад).

В позднем палеолите окончательно формируется родо­вая организация общества. Род включал несколько семей, ведущих совмес­тное хозяйство. Родовой поселок в позднем палеолите со­стоял из 7-8 семей и насчитывал 30-40 человек. Браки внутри рода никогда не заключались. Образовать новую семью могли только представители разных родов. Роду принадлежали охотничьи угодья, добытые животные, по­этому каждый человек зависел от других жителей посел­ка и не мог жить в одиночку.

В позднем палеолите произошло самое сильное оледенение. В начале этого оле­денения климат на территории нашего края напоминал климат со­временной Якутии. Человек вынужден был научиться шить теплую одежду и строить жилища. Они были раз­личными в различных территориальных зонах. Люди научились строить круглые дома – полуземлянки – из костей мамонтов.

Люди научились по-новому колоть кремень и делать из него длинные и тонкие пластины. Из кремневых плас­тин изготавливали скребки, резцы, ножи, вкладыши в на­конечники и другие инструменты. При получе­нии пластин образовыва­лись призматические нуклеусы. В Славянском районе у села Сидорово со­хранилась древняя мастер­ская, где люди пополняли запасы кремневого сырья, делали из него заготовки нуклеусов и пластин. Подобная мастерская найдена у села Новоклиновка в Амвросиевском районе на берегу реки Крынка. Она возникла возле меловых выходов. В 1935 г. археолог-краевед В.М. Евсеев в балке Казенной у Амвросиевки обнаружил очень крупное скопление кос­тей древних бизонов, а рядом с ним – стоянку эпохи позднего палеолита.

Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). В неолите население увеличилось настолько, что охотничьей дичи стало не хватать и появилась необходи­мость дополнительно возделывать землю, выращивать зерно, заниматься скотоводством. К тому же продуктивность земледелия и скотовод­ства по сравнению с охотой и собирательством гораздо выше. Такой переход к новым формам хозяйства называ­ют неолитической или аграрной (т.е. земледельческой) ре­волюцией.

Неолитическая революция– закономерное явление в экономическом и социальном (общественном) развитии древних обществ. Ее суть состоит в вынужденной резкой интенсификации труда, направленной на преодоление пи­щевого кризиса. Общества, основанные на производящей экономике, испытывают глубокую всестороннюю пере­стройку: складывается оседлость, развивается домостро­ительство, формируются новые культы и мифы о строении мира, происходят сдвиги в общественном устройстве. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основ­ном в лесной зоне) по-прежне­му занимались охотой и собирательством. Земледелие и скотоводство получили раз­витие прежде всего в теплых районах, где были условия для выращивать урожая и выпаса скота, в том числе и на юге Украины.

В неолите люди научились лепить и обжигать глиняную посуду. Первые горшки име­ли острое или круглое дно, богато орнаментировались раз­личными вдавлениями и штампами, прочерченным орнаментом. Глиняная посуда получила широкое распро­странение в связи с земледелием, так как предназнача­лась, в основном, для приготовления различных каш из растолченных зерен проса, ячменя и пшеницы.

Неолитическое население Донбасса практиковало сме­шанную экономику - охота и собирательство сочетались с примитивным земледелием. Племена с такой экономи­кой селились в основном в долине Северского Донца, т.к. здесь сложилась очень благоприятная для жизни природ­ная среда.

В неолите формируются крупные племена, объединя­ющие несколько больших родов. Племена контролирова­ли территорию, на которой располагались их охотничьи угодья, обрабатываемые участки, озера, заросли съедоб­ных растений. Чужое племя не имело права пользоваться этими землями без согласия хозяев. Роды и племя управ­лялись старейшинами из наиболее уважаемых людей.

В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археолгическая культура обозначает большую группу людей - несколько племен, которые жили на определенной тер­ритории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавли­вали посуду, каменные орудия и т.д.). На раннем этапе днепро-донецкой культуры керамика была еще неизвестна.

Помимо памятников днепро-донецкой культуры, в Подонцовье иногда встречаются поселки более северной ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов.

Особой отраслью экономики донецких мезолитических и неолитических племен было изготовление кремневых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. За­легающий в мелу кремень образует богатые месторождения вдоль правого берега Донца, по долинам рек Крынки, Бахмутки, Казенного и Сухого Торцов. Рост неолитического населения, увеличение размеров орудий и широкое распро­странение кремневых топоров в связи с вырубкой лесов за­ставляли древних мастеров осваивать новые место­рождения кремня и организовывать его добычу. Собранные на меловых склонах или извлеченные из недр кремневые куски здесь же на месте или неподалеку предварительно об­рабатывались.

Обычно мастерские посещались в теплое время года. На челнах и деревянных плотах кремневые изделия доставля­лись в районы долговременных поселков. Часть изделий передавалась соседям в обмен на их богатства. Так кремне­вые орудия из Донецкого кряжа поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области.

В конце неолита, в IV тыс. до н.э., в районе современного Мариуполя обитала сильная и большая община. Поселок этой общины не найден, но обнаружен родовой могильник. Раскопки проводились под руководством киевского археолога Н.Е. Макаренко. Мариупольский могильник представлял собой длинную прямоугольную яму, в которой находились 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабанов. Погребенных сопровождали каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная сверленая булава. Все погребения были густо засыпаны охрой.

Энеолит (медно - каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. Это было время полного перехода к земле­делию и скотоводству. Производящие формы экономики вытеснили охоту и собирательство и оставили им место вспомогательных способов добычи продуктов питания. В юго-западных районах современной Украины и в Молдавии в энеолите формируется знаменитая трипольская земледельческая культура. К востоку от Днепра в степи и южной лесосте­пи в энеолите обитали племена, экономика которых осно­вывалась на скотоводстве, в первую очередь на коневодстве. На немногочисленных энеолитических посе­лениях между Днепром и Доном находят кости животных, из которых более 50% принадлежат лошади. Это самая древняя прирученная лошадь в Европе. Судя по найден­ным деталям узды лошади уже использовались для верховой езды.

Немногочисленные еще медные изделия (топоры-тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Медь поступала из Балкан через племена трипольской культуры или из Северного Кавказа. Основ­ное количество орудий труда по-прежнему изготавлива­ли из кости и кремня. В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. Продолжают существовать старые мастерские у сел Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В. Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района.

Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямные поселения обнаружены в Подонье, Поднепровье и в Приазовье (у села Раздольное в Старобешевском райо­не). Древнеямники занимались в основном скотоводством, разводили лошадей, быков, коз, овец, свиней. Основная масса на­селения перекочевывала от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось земледелием. Удельный вес земледелия был невысок. Антропологически древнеямники были рослыми и хоро­шо сложенными людьми. Они являлись индоевропейца­ми. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков мно­гих современных народов Евразии.

К индоевропейцам относятся и племена катакомбной культуры. Племена этой культуры сменили древнеямников и су­ществовали на обширных просторах Левобережной Укра­ины в ХХП-ХVП вв. до н.э. В Приазовье древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществуют. Хо­зяйство катакомбников было во многом такое же, как и у предшественников. Быт и образ жизни был таким же пас­тушеским. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В степи сохранились только подкурганные захоронения. В Донецкой области исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. По погребальным сооружениям и инвентарю хорошо видна социальная и имущественная дифференциация общества. У некоторых воинов, погребенных в ката­комбах, находят особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделяются также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скор­няков и др.

В XV в. до н.э. ситуация в степи и лесостепи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью освоили донецкие земли. Экономика срубного общества была основана на комплексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасал­ся вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жи­лищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших посел­ках, расположенных на берегах рек и балок. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1,0-1,2 метра.

studlib.info

istoria_Donbassa

Сергей Бунтовский

История Донбасса

1

Сергей Бунтовский

ИСТОРИЯ ДОНБАССА

Донецк 2015

2

УДК 94(477.6)

Украина ББК Т3(4УКР55)0 Новороссия ББК Т3(45)0 -

Б91

Бунтовский С. Ю.

История Донбасса: научно-популярноеиздание / С. Ю. Бунтовский. – Донецк: «Донбасская Русь», 2015 - 401 с.

В данной работе в популярной форме изложена история Донбасса, начиная с появления на его территории первых людей и вплоть до современности.

Книга написана дончанином и для дончан, но, несомненно, она будет интересна всем любителям истории на постсоветском пространстве. Стоит отметить, что автор является активным участником общественно-политическойжизни региона, так что в главах, посвященных событиям последнего десятилетия, представлены не только исторические данные, но и личные наблюдения, сделанные по горячим следам.

«История Донбасса» является четвертой книгой, написанной в рамках серии «Библиотека Донбасской Руси». Если у Вас есть возможность, то мы просим поддержать автора, перечислив пожертвования на банковский счет:

4276 8300 2388 6129 (действителен до 08.2017 г.)

В качестве иллюстраций использованы фото автора, Алексея Акутина, Всеволода Петровского, Федора Березина, Геннадия Дубового, Андрея Бутко, Игоря Дыды а также работы, взятые с сайтов «Википедия», «Кассад», «Русская весна», «Инфодон» и социальных сетей.

Карты боевых действий взяты с сайтов: http://kot-ivanov.livejournal.com/http://dragon-first-1.livejournal.com

Отзывы и предложения просим присылать по адресу: [email protected]

3

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Седая древность ........................................................................................................................

5

Имперская экспансия ..............................................................................................................

52

Рождение промышленности ...................................................................................................

60

В годы гражданской войны ....................................................................................................

98

Между войнами.....................................................................................................................

133

Раздел Донбасса ................................................................................................................

136

Новая эпоха .......................................................................................................................

139

Советская украинизация Донбасса...................................................................................

142

Репрессии ..........................................................................................................................

147

Донбасс и Западная Украина ............................................................................................

148

Великая Отечественная ........................................................................................................

151

Шахтерские дивизии.........................................................................................................

151

Шахтеры под Одессой ......................................................................................................

156

Донбасс в годы войны.......................................................................................................

158

Гитлеровские союзники в Донбассе.................................................................................

171

Освобождение ...................................................................................................................

173

Послевоенный Донбасс ........................................................................................................

182

Золотое время....................................................................................................................

186

Смутное время ......................................................................................................................

192

Забытый референдум ........................................................................................................

205

Партии Донбасса ...............................................................................................................

210

Двухтысячные .......................................................................................................................

212

Майдан ..................................................................................................................................

215

Донецк во время Майдана ................................................................................................

219

Донбасс после Майдана ....................................................................................................

225

Общественные организации региона ...............................................................................

232

Сакральный Донбасс.............................................................................................................

239

Культура Донбасса................................................................................................................

257

Донецкий президент .............................................................................................................

266

Русская весна Донбасса ........................................................................................................

278

Лица Русской весны. .........................................................................................................

303

Ополчение .........................................................................................................................

315

Воскрешение Новороссии.................................................................................................

321

Война .....................................................................................................................................

324

Славянская эпопея ............................................................................................................

349

Кавказцы в Донбассе.........................................................................................................

361

Ненависть ..........................................................................................................................

363

Террор................................................................................................................................

367

Награды ДНР.....................................................................................................................

372

После Минска .......................................................................................................................

374

Приложение...........................................................................................................................

387

Библиография........................................................................................................................

399

4

Автор сердечно благодарит Владимира Гайворонского и коллектив фирмы «Электрон» из г. Крымска за помощь, оказанную при написании этой книги.

Седая древность

Тот исполинский Донбасс, политический, промышленный и финансовый центр Украины, который знаем мы, возник совсем недавно по историческим меркам. Еще три века назад на месте многолюдных городов региона лишь ветер гулял по степи.

Стараниями тысяч инженеров и простых работяг, трудившихся под защитой Российской империи, Дикое поле всего за несколько поколений было превращено в самый урбанизированный край страны. Это известно всем, однако, всегда ли тут было безлюдное пространство? Разумеется, нет. Наши предки начали заселять Донбасс в пятнадцатомшестнадцатом веке. Тогда, да и гораздо позже, считалось, что они пришли на пустынные земли но впоследствии выяснилось, что это не так.

Были периоды, когда в наших степях кипела жизнь и вершилась мировая история, а потом приходили времена запустения, и на десятилетия, а то и на века люди покидали эти земли. Кроме того через этот участок великой степи проходили многочисленные народы, переселявшиеся из Азии в Европу и с юга на север.

Так что не на пустое место пришли предки современных дончан, а в край с древней, но цикличной историей. Словно прилив и отлив, приходили сюда люди, а потом оставляли этот регион, и природа быстро брала свое, уничтожая все следы цивилизации.

Первые люди на территории региона появились еще в каменном веке - палеолите1. Их главным занятием была охота. Они пользовались огнем, уже умели строить примитивные жилища и изготавливать каменные орудия. Сегодня археологам в Донбассе известно несколько стоянок древних людей, которые расположены в долинах рек.

Недалеко от современного городка Амвросиевки обнаружены остатки огромной, занимающей почти 6 гектаров, стоянки людей каменного века и следы их охоты в виде скелетов почти тысячи диких зубров, убитых и разделанных каменными орудиями. Ученые до сих пор спорят, было ли это результатом одной гигантской охоты или результатом многолетней деятельности. На сегодня стоянка под Амвросиевкой является одним из крупнейших в Европе памятников эпохи позднего палеолита2. Только различных предметов из кремня тут найдены больше пятнадцати тысяч.

Начиная примерно с середины IV тыс. до н.э. жители региона начинают заниматься земледелием3 и скотоводством, а охота и собирательство превращаются во вспомогательные занятия при добыче пищи. При этом племена, жившие между Днепром и Доном, активно разводят коней. Так что, похоже, уже тогда по нашим степям скакали всадники. Основными материалами, из которого древние люди делали свои инструменты были кость и камень. При этом жители нашего края имели важное преимущество: именно тут, на севере современной Донецкой области, добывался кремень, камень который легко можно было расколоть, получив острую кромку. Когда лежащий на поверхности кремень был весь собран, люди стали учиться добывать егоиз-подземли, что привело в итоге по появлению первых примитивных карьеров и шахт. Например, в балке «Широкая» Амвросиевского района в меловой горе археологи обнаружили горную выработку каменного века, которая состояла из нескольких соединенных вместе горизонтальных камер, прорубленных вглубь горы вслед за кремневой жилой.

1Т.е 150 000 лет назад. Первоначально это были неандертальцы, затем их сменили кроманьонцы

2Палеолит - исторический период с начала использования каменных орудий до появления земледелия

3Кстати, одними из первых на территории современной Украины

5

Вскоре люди научились обрабатывать этот серый камень, расщеплялся его на пластины нужной формы и размера, тем самым получая острые ножи, скребки, а также наконечники для стрел, копий и топоров. Кремневые лезвия насаживались на основу из дерева и получались серпы, благодаря которым стало возможно эффективное земледелие.

Благодаря археологам мы знаем, что в Донбассе уже тогда существовали многочисленные мастерские по обработке камня. При этом историки предполагают, что разные мастерские специализировались на производстве каких-либоотдельных изделий. Выходит, что уже в то время в Донбассе существовала «промышленность» с разделением труда и специализацией производства. Полученные орудия не только использовались для своих нужд, но и экспортировались. Сегодня изделия изсеверско-донецкогокремня найдены в Полтавской и Днепропетровской областях.

Со временем небольшие общины охотников и собирателей выросли в настоящие народы, имевшие свою культуру и занимавшие огромные пространства. При этом если раньше историки думали, что люди того времени жили отдельными общинами, то сейчас стало понятно, что различные поселения были тесно связаны между собой и составляли одну цивилизацию. Например, В 2012 году археологи изучили древнее поселение у современного города Северодонецк. Благодаря анализу находок было доказано, что восемь тысяч лет назад от Нижнего Дона и до степей в районе Северского Донца (современные Луганская и Ростовская области) жили представители единого культурного этноса4, который получил названиематвеево-курганскаяархеологическая культура.

Впоследствии на землях Донбасса жили другие племена, принадлежавшие к различным другим культурам. Благо, что во времена позднего бронзового века тут были благоприятные климатические условия с влажной и тѐплой погодой. Благодаря этому в XVIII-XIIIвеках до н.э. произошел демографический взрыв и все регионы восточноевропейской степи и лесостепи были плотно заселены.

Нам неизвестно, на каком языке говорили эти люди, в каких богов верили и о чем думали, так как они не имели письменности. Мы слабо представляем себе устройство их общества, но ясно одно – это были уже вовсе не дикари. За две тысячи лет до нашей эры жители региона стали насыпать курганы над могилами своих родных. Это означает, что у них сложились определенные верования о загробной жизни, и они заботились о своих близких не только в жизни, но и после смерти, что подразумевает уже определенный уровень культурного развития.

Российский археолог В. А. Городцов, еще в царское время провел масштабные раскопки в Екатеринославской губернии. На основе разницы в устройстве захоронений он выделил три археологические культуры, существовавших в бронзовом веке на юге России. Они получили названия: древнеямная, катакомбная и срубная культуры. Представители первой культуры хоронили своих мертвецов в простых могилах (ямах) выкопанных в земле. «Катакомбники» сначала копали глубокий колодец, потом на его дне делали ответвление вбок и в образовавшейся комнатке (катакомбе) хоронили покойного. В срубных могилах тело опускали в прямоугольный бревенчатый сруб, который иногда заменяли каменным ящиком.

Когда за три с половиной тысячи лет до рождества Христова широко разрекламированная трипольская цивилизация5, уже клонился к закату, на пространствах от Волги до Черного моря родилась и начала стремительный взлет новая цивилизация, получившая название ямной культуры. Такое название вызвано тем, что своих мертвецов эти люди хоронили вямах-могилах,над которыми насыпали курганы. В отличие от трипольцев, ямники были ярко выраженными европеоидами, и, по мнению многих исследователей, именно носители ямной культуры были первыми индоевропейцами, теми самыми легендарными арийцами, которые завоюют половину мира и положат начало

4http://old.archeo-news.ru/2012/07/blog-post_6882.html

5Существовавшая на территории современных Румынии и правобережной Украины

6

большинству современных народов Европы и Центральной Азии. Племена ямной культуры развивались, занимали новые места и постепенно различия между жителями разных регионов привели к распаду этой общности на отдельные племена, каждое из которых оставило след в виде какой-либоархеологической культуры. В Донбассе же Ямную культуру сменила Катакомбная, а ту в свою очередь Срубная культура...

Люди, которые нам известны как носители Срубной культуры, жили в нашем регионе с XVI по XII век до н.э. Они были в основном скотоводами, но в поймах рек занимались земледелием. Возможно, эти племена могли бы развиться и создать новую цивилизацию, но изменение климата, начавшееся в конце бронзового века (XI - VIII век до н. э.) привело к кризису сельского хозяйства, голоду и как следствие, к деградации и исчезновению срубной культуры.

***

Донбасс сегодня ассоциируется с шахтами и металлургическими заводами, но мало кто знает, что горная и металлургическая промышленность в нашем регионе возникла гораздо раньше. Уже три с половиной тысячи лет назад6 тут были первые карьеры и шахты, в которых добывали медную руду, которую затем плавили и получали чистый металл. Сегодня археологам известно больше тридцати таких древних горнометаллургических производств, существовавших в нашем регионе еще во времена бронзового века. Большая часть рудников расположена в так называемой Бахмутской котловине, занимающей Артѐмовский район Донецкой области и Попаснянский район Луганской области. Это объясняется тем, что здесь залежи медных руд выходили на поверхность, и их можно было разрабатывать самым простым способом - карьерным. Так добывали руду при малых углах падения пластов. Если же пласт руды залегал под крутым углом к поверхности, то древние горняки строили полноценные стволовые шахты, а потом делали штольни уступами и штреки... Из добытой меди отливали слитки, которыми торговали на пространствах от Днепра до Волги.

Впервые древние рудники обнаружил горный инженер А. А. Носов еще в 1865 году возле села Калиновка. Во второй половине двадцатого века археологи исследовали Бахмутскую котловину и обнаружили многочисленные горные выработки, медеплавильные комплексы с литейными формами и орудиями труда, литые изделия. Как показали исследования, в ряде месторождений (Картамыш, Клиновое, Пилипчатино, Медная Руда) можно было найти сульфидные минералы меди размером до десяти сантиметров в поперечнике. Такую руду мастера научились обогащать путем ручной переборки и промывки водой, и в результате у них в руках оставался концентрат с содержанием меди до 60%. Это прекрасный результат, о котором могут мечтать даже современные горняки. При этом основные инструменты, которыми пользовались древними при добыче меди, были сделаны из камня.

Наиболее изученным является Картамышский рудник, расположенный около поселка Новозвановка в Луганской области. Когда древние мастера прекратили работу на этом руднике, они завалили штольни крупными каменными плитами. Возможно, они хотели сохранить в тайне месторождение, а потом продолжить добывать руду, но больше горняки сюда не вернулись и до ХХ века Картамыш дошел таким, каким его оставили три тысячи лет назад. Тут археологи обнаружили три поселения горняков, в двух из которых были каменные строения, три открытых карьера, систему подземных выработок, производственную площадку для обогащения руды. Ученые считают, что здесь было добыто 60 тысяч тонн руды, из которой затем выплавили примерно 3 тысячи тонн меди.

6 Этотгорно-металлургическийцентр действовал с XV по XI век до н. э.

7

Такой размах древнего производства позволил историку Юрию Бровендеру сделать вывод о том, что «на территории Бахмутской котловины сорок-тридцатьстолетий назад закладывался фундамент современной «металлической» Евразийской цивилизации7».

При этом до сих пор идут споры о том, кем же были древние мастера. Одни авторы считают, что рудники создали представители катакомбной археологической культуры, другие – срубной.

***

В современной истории гигантский период времени от появления человека и до изобретения письменности получил обобщенное название доисторического периода, так как без сохранившихся записей просто невозможно достоверно реконструировать жизнь древних цивилизаций.

Собственно история в наших краях начинается три с половиной тысячи лет назад, когда здесь оказываются племена кочевников8 киммерийцев, о которых сохранились очень смутные упоминания в письменных источниках Азии и Греции. Из ассирийских источников известно, что ввосьмом-седьмомвеках до рождества Христова киммерийцы из приазовских степей вторгались в Закавказье, где воевали против страны Урарту, находившейся на стыке современных Армении, Турции и Ирана. В 679 году до н. э. молодой и деятельный ассирийский царьАшшур-аха-иддин9 совершил поход на север и наголову разгромил киммерийское войско. Естественно, что все победы своего царя жрецы фиксировали в хронику, из которой мы и знаем о произошедшем. Однако киммерийцы вскоре оправились от удара и при следующем царе Ашшурбанипале ассирийцам снова пришлось воевать с ними. Наконец, благодаря совместными усилиями ассирийцев и лидийцев на юге и появлению на севере нового врага – скифов, могущество киммерийцев было повержено, а их родные причерноморские степи были завоеваны и заселены пришедшими с востока скифами.

Кроме ассирийцев, о киммерийцах упомянули и греческие авторы, которые писали о них как о народе, живущем на крайнем севере или у входа в царство мертвых. Однако все упоминания греков об этом народе были сделаны спустя века после исчезновения самих киммерийцев, поэтому точностью и объективностью не отличаются.

Так что нам достоверно известны только сам факт существования киммерийского народа в северном и восточном Причерноморье и всего несколько киммерийских слов и имен, дошедших в транскрипциях греков и ассирийцев. Из-заэтого сказать точно, кем они были, сегодня абсолютно невозможно. К тому же до сих пор археологи не могут соотнести исторических киммерийцев и известные на сегодня археологические культуры Причерноморья. В итоге зачастую все культуры северного Причерноморья периода раннего железного века называют киммерийскими, а эту эпоху «киммерийской». Хотя археологам известны несколько захоронений в районе современного Мариуполя, которые считаются киммерийскими. Вместе с покойниками в могилах были найдены глиняные и деревянные чаши, украшенная бляшками из кости и клыков дикого кабана конская упряжь, а также бронзовый инструмент (шилья, иглы).

***

Киммерийцев в донецких степях сменил еще один кочевой народ – скифы.

«Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!», - писал Александр Блок и был в корне неправ. Скифы, пришедшие на смену киммерийцам, не были азиатами и имели абсолютно европейский разрез глаз, равно как и все остальную

7http://www.masters.donntu.edu.ua/2010/igg/rogachenko/library/article3.htm

8Основой хозяйства киммерийцев было кочевое скотоводство и на сегодня археологами не обнаружены следы постоянных поселения киммерийцев. Так что, похоже, их племена постоянно находились в движении.

9Именно этот царь построит в Вавилоне девяностометровый зиккурат, который станет прототипом библейской вавилонской башни

8

внешность. Говорили они на одном из иранских диалектов, близком к современному осетинскому языку.

Кстати, скифами их назвали греки, а сами они называли себя сколотами. Греческий писатель Геродот Галикарнасский, живший в пятом веке до нашей эры, в своей фундаментальной книге «История» записал легенды о происхождении и сведения о современной ему жизни скифов. «Отец истории», как называли Геродота, записал три легенды о появлении скифов.

Согласно первой легенде, от союза бога Зевса с дочерью речного бога Борисфена родился мальчик, получивший имя Таргитай. У него в свою очередь было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Однажды к их ногам с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Каждый из братьев пытался поднять божественные вещи, но они вспыхивали огнем и только младший из братьев смог взять их в руки. Братья восприняли это как знак и избрали Колаксая своим царем. От этих братьев и произошли скифы. Произошло это за тысячу лет до вторжения в Скифию, войск персидского царя Дария Великого. Поход персов произошел около 512 года до н.э., следовательно, история сколотского народа началась примерно за полторы тысячи лет до рождества Христова.

Согласно второй легенде, во время своих странствий Геракл прожил несколько лет у полуженщины-полудракона,которая родила ему сына, названного Скифом. От него и начался скифский род.

По последней версии, которую сам Геродот считал наиболее достоверной, изначально кочевые племена скифов обитали в Азии, но оттуда их изгнали массагеты. Тогда скифы двинулись на Запад и пришли в землю киммерийцев, чтобы захватить ее. Киммерийцы, узнав о нашествии врага, собрались на совет, чтобы решить, что делать. Но их мнения разделились: знать хотела боя, простолюдины – бежать. В итоге вспыхнул конфликт, который затем вылился в кровопролитие, приведшее к гражданской войне. Выжившие в ней покинули родину и двинулись искать новую землю вдоль берега моря. Так скифы заняли Причерноморье. Некоторые скифские племена двинулись в погоню по следам киммерийцев, перешли Кавказ и вторглись в Азию, где напали на мидийцев и разгромили их.

Геродот сохранил нам еще одно скифское предание. Уйдя воевать с мидянами, скифы оставили на своей новой родине рабов. За годы пока шла война, в Скифии выросло молодое поколение рабов, которое подняло восстание против скифов. Произошла битва, в которой ни одна сторона не смогла победить. Тогда один из скифов предложил: «Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т.е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться». Так и случилось, увидев бичи в руках хозяев, рабы разбежались.

Согласно Геродоту, сколоты делились на несколько отдельных племен, имевших собственных царей. Часть сколотов была кочевниками, а часть земледельцами. Назвать Скифию этого времени государством сложно, скорее это был союз племен, во главе которого стояли царские скифы – наиболее многочисленный и, по словам Геродота, доблестный род. Царские скифы были кочевниками и занимали восточную половину (т.е. и современный Донбасс) сколотских земель. Если верить «отцу истории», то они считали прочих скифов своими подданными. Если изначально все скифы были более менее равны по доходам, а важные вопросы решало народное собрание, то со временем из числа простолюдинов начиналась выделяться элита, а союз племен превращался в рабовладельческое государство во главе с царем, власть которого стала считаться божественной. Возникла и жреческая каста.

9

Скифские тесловидные топорики. Из коллекции автора.

***

Ранняя история скифов покрыта мраком. До сих пор среди историков нет единого мнения, когда и где они появились, но в восьмом веке до нашей эры они уже жили в Причерноморье в степях между Дунаем и Доном, а также в северной части Крыма. Восточнее обитали родственные им савроматы и будины, а в средней Азии жили саки и массагеты, которых считают восточной ветвью скифов. Кроме того, в седьмом веке часть скифов завоевала себе земли в Малой Азии, откуда они совершали походы на восток и юг, вплоть до Палестины.

Большая часть скифов была кочевниками, и холодные месяцы они проводили на юге своих владений. Тут, на побережье Черного и Азовского морей снежный покров невелик или совсем отсутствует благодаря чему скот всю зиму может находить себе подножный корм. Весной скифские роды откочевывали на север.

Важной вехой в истории сколотов стала их война с персами. Взошедший на персидский10 престол в 522 году до н.э. двадцативосьмилетний Дараявауш, которого греки называли Дарием, провел гигантские реформы в своей стране. В результате Дарий существенно сплотил и укрепил свою державу и начал думать о новых завоеваниях. Тем более, что удачная война не только дала бы новые земли и доходы, но еще и сплотила бы разноплеменных подданных царя. Целью для похода он выбрал Скифию, благо, что имелся законный повод – скифы неоднократно устраивали набеги на Мидию. Так что поход выглядел акцией справедливого возмездия.

В 512 года до н.э. Дарий переправившись через Босфор, повел свои войска из Малой Азии в Европу, а затем вдоль западного черноморского побережья на север. Его составленный из греческих кораблей флот плыл к устью Дуная, который тогда назывался Истром. Греческие мастера из персидской области Ионии построили

мост через широкую реку, по которому все персидское войско перешло на скифский берег. Сначала царь хотел уничтожить мост, а его строителей присоединить к войску, но один из греческих командиров по имени Кой, уговорил царя оставить мост, а греков оставить для его охраны. Убедил царя он следующими словами: «Царь! Ты ведь собираешься в поход на страну, где нет ни вспаханного поля, ни населенного города. Так прикажи оставить этот мост на месте и охрану его поручи самим строителям. Если все будет хорошо и мы найдем скифов, то у нас есть возможность отступления. Если же мы их не найдем, то, по крайней мере, хоть обратный путь нам обеспечен. Меня вовсе не страшит, что скифы одолеют нас в бою, но я боюсь только, что мы их не найдем и погибнем во время блужданий. Скажут, пожалуй, что я говорю это ради себя, именно оттого, что желаю остаться здесь. Напротив, я сам, конечно, пойду с тобой и не желал бы оставаться». Царь признал его правоту и приказал грекам шестьдесят дней охранять мост, после чего они могли вернуться на родину.

10 Территория Персидской империи при Ахеменидах охватывала территории от Греции и Египта до Индии.

10

studfiles.net

Древняя история Донецка. Разное от Донбасс

Донецк под ледником

Древние стоянки человека свидетельствуют о том, что Донецкий край начал обживаться людьми еще задолго до появления ледника, двигавшегося в сторону области с северо-запада. Толща льда гигантского ледника достигала двух километров, а сам он простирался от Британских островов до Оби, приближаясь к Донецкому кряжу и опускаясь широкими выступами по Днепру и Дону.

Если раньше на территории Донецка росли пышные пальмы и кипарисы, то с наступлением ледника они постепенно уступили место тундре с карликовыми березами и ивами, мхами и клюквой по болотам. Теплолюбивые животные вымерзли или ушли в теплые края. На смену им пришли огромные мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи и зубры. Останки этих животных найдены на Северском Донце, вблизи Константиновки, Дружковки, Горловки, Артемовска и Мариуполя.

Древняя история Донецка

Мамонт

Шло время и ледник постепенно таял, к тому времени, когда закончился холодные период, климат Донецка стал близким к современному. В лесостепи появились кабаны, быки, лошади, волки и лисицы.

Первые поселенцы Донецкого края

Человек появился на территории нынешней Донецкой области еще до появления ледника. Об этом свидетельствуют найденные кремневые наконечники для стрел и копий, иглы, гарпуны, копья-металки. Просторные хижины из шкур, натянутых на остов костей, были пристанищем целого рода.

Древняя история Донецка

Хижина из шкур

Одна из таких стоянок была обнаружена в шести километрах от Амвросиевки, в верховьях Казенной балки. Найдены следы стоянок возле сел Богородичное, Пришиб, Татьяновка. Вместе с остатками костров, кремневыми и костяными изделиями сохранились каменные фигурки женщин.

Постепенно человек развивался, учился охоте и выживанию: он изобретал лук и стрелы, учился рыбной ловле.

Остатки поселений охотников и рыболовов тех времен на территории Донецка и области найдены вдоль рек Северский Донец, Бахмут, Волчья.

На заре каменного века человек учился шлифовать, пилить и сверлить камень. К прежним орудиям труда прибавились топоры, молотки и мотыги. От охоты и сбора растительной пищи люди стали переходить к разведению скота и выращиванию растений.

Древняя история Донецка

Мотыга и Рубило

В Донецком областном краеведческом музее выставлены предметы стоянок древнего человека у Северского Донца, Кальмиуса, Крынки: шлифованные кленовидные топорики, наконечники стрел и метательных копий, ножи, скребки, остатки глиняной посуды.

Племена, жившие в Придонцовье и Приазовье, вели оседлый образ жизни. Их сближали родственные узы, общность языка, торговля и обмен товарами.

Киммерийцы на территории Донецких степей

Степное раздолье, проточная вода, свежие травы для выпаса скота манили племена в Приазовье. Первыми в эти степи пришли киммерийцы. Они пришли сюда в Х в. до н. э. из-за Дона, кочевали вблизи Кальмиуса и Северского Донца.

Древняя история Донецка

Изображение киммерийцев на греческих вазах

История этого народа продолжалась до второй половины VII века до нашей эры, когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии. Материальная культура киммерийцев аналогична племенам скифской общности, которая вытеснила киммерийцев с Донецких степей в VII в. до н. э.

Скифы

Сопровождая огромные стада скота, верховые табунщики пять веков кочевали по донецкой земле. Шестиколесные войлочные кибитки, медленно передвигаемые волами, служили жильем для многих поколений скифов-скотоводов.

Древняя история Донецка

Бляшка с изображением скифов, охотящихся с луками. Золото. 7—2 вв. до н. э. Эрмитаж.

Основная территория расселения этого народа — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью.

Скифы были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Они стали олицетворением варварства (или осуждающая, или идеализирующая модель отношения к варварам), но оставили немало легенд. Одной из самых известных является легенда о якобы захороненном золоте скифов, которое не дает покоя археологам уже не одно столетие.

Древняя история Донецка

Сарматы и гунны

Во II веке до нашей эры в донецкие степи вторглись племена сарматов, пришедшие из Заволжья. Они стремились не только расширить, но и захватить пастбища у более богатых скифов, завладеть их рабами, дорогой посудой и тканями.

Еще в V—IV в. до н. э. сарматы были мирными соседями скифов. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надежными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.

Однако III в. до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Причиной этому стало ослабление Скифского царства. После завоевания Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии.

По словам академика Соболевского сарматы передали названия больших рек нашим предкам славянам, а именно: Днестр, раньше Дънестр — сарматское Danastr или Danaistr; Днепр — Дънепр — Danaper; Дон (вода/река) от сарматского «dānu» — (вода/река). Названия многих других речек являются переводом с сарматского.

Древняя история Донецка

Сармат Сарматское золото. Кинжал и ножны.

В IV веке нашей эры из жарких степей Азии в Приазовье пришли гунны: кочевники и скотоводы. Они безжалостно уничтожали поселения славян, их посевы и хозяйство. Гунны стремились продвинуться на север в лесостепную часть, но их всякий раз останавливали славянские племена.

Прокопий Кесарийский в VI веке, описывая славян и антов, сообщает, что «по существу они не плохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы». Большинство историков толкует это свидетельство в пользу того, что часть славян была подчинена гуннам, и входила в состав державы Аттилы.

Древняя история Донецка

Одно из немногих дошедших до нас изображений гуннов

Славяне

Ядром объединения восточнославянских племен были анты или «росы», «русы» как называли храбрых людей с реки Рось. От них, полагают, и получило название «Русь» — раннефеодальное государство восточных славян.

В первой половине ХI века в донецкие степи пришли новые завоеватели – торки. Память об их прибывании здесь и поныне сохранилась в названиях рек: Тор, Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец, а также в названиях Торских озер и населенных пунктов: село Торское, Краматорск. Как и печенеги, торки были врагами Руси.

Практически вся территория современного Донецка и области входила в состав Крымского ханства. Для защиты от набегов татар и охраны своих южных границ славяне строили сторожевые крепости по берегам Северского Донца. По гребню меловых скал протянулся вал с бойницами Святогорской крепости. В 1571 году земляной вал опоясал Бахмутскую сторожу. А в 1645 году залп из сорока пушек возветил о рождении новой крепости Тор (сегодня это город Славяногорск).

Большую роль в обороне русских и украинских земель от набегов турок и татар сыграло казачество. На правом берегу устья реки Кальмиус запорожцы поставили сторожу Домаха, а позже – крепость Кальмиус, охранявшую водный путь запорожцев из Азовского моря вверх по Кальмиусу.

В XVIII веке царица Екатерина II щедро раздавала земли нашего края русским и украинским помещикам, чиновникам, офицерам, переселяла греков из Крыма. На Азовском побережье и правом берегу Кальмиуса греки основали 24 слободы, которым дали названия своих прежних городов и сел: Ялта, Урзуф, Старый Крым, Карань, Бешево, Константинополь, Чердаклы и др.

Летом 1868 года тишину выжженной солнцем степи нарушили лязг ломов и лопат, грохот тачек. Недавние крепостные пришли строить «чугунку» – железную дорогу, которая должна была связать Курск и Харьков с Донбассом и Азовским морем.

Заканчивался XIX век, на пороге стоял уже новый ХХ век, круто повернувший судьбу Донецка.

Интересно знать

…возле села Зеленый Гай Тельмановского района Донецкой области найдены кремневые орудия, возраст которых около 300 тысяч лет.

…кремневое зубило, найденное на берегу речки Крынки вблизи города Амвросиевки, было изготовлено древним человеком более 120 тысяч лет назад.

…еще 40 тысяч лет тому назад на территории нашего края располагалась природня зона тундры и на ее пространствах жили песцы, мелкие грызуны-лемминги, северный олень, дикие лошади, ослы, зубры, сайгаки.

Древняя история Донецка

Лемминг – древний обитатель Донецка Северный олень – житель донецких степей в ледниковый период

…археологи раскопали в 1930 году Мариупольский могильник*, расположенный на территории завода «Азовсталь», в котором нашли 122 захоронения.

…скифы не оставили после себя ни одного письменного доказательства своего существования в нашем крае.

Мариупольский могильник

Могильник был обнаружен в 1930 году, в ходе раскопок были найдены захоронения скотоводов, что видно по украшениям из клыков кабана, зубов и костей животных, раковин.

В могильнике были и каменные орудия труда, каменные навершия булав, керамика, погребальный инвентарь, бусы, в том числе в виде полумесяца, предположительно игравшие роль денег, погребальные саваны.

Мариупольский могильник был признан одним из самых значимых археологичекских исследований того времени. Захоронения находились в могилах длиной 28 метров и шириной около 2 метров. Всего было 122 погребения. Скелеты расположены вытянутом положении, примерно половина из них засыпана красной охрой. Красная охра, которой засыпали умерших, должна была заменить кровь, огонь и солнце в загробном мире.

На керамической посуде ученые увидели орнаментальный рисунок, который был неизменный во всех захоронениях от Днепра до Дона.

Стоит отметить, что останки погребенных принадлежали людям большой европеоидной расы, имевшим большой рост 172—174 см, очень длинные ноги и массивный скелет.

Кроме того, в могильнике найдены амулеты, фигурки быков-фетишей, булавы, близкое расположение к реке, по которой, по многим верованиям, души мёртвых отправлялись в иной мир. Среди находок — 2 вырезанные фигурки быка — образцы реалистического искусства, перламутровые бусы, нашивки для одежды из клыков кабана, пряслице (орудие ткачества).

Найденные изделия выставлены в экспозиции Донецкого краеведческого музея.

fanparty.ru

Каменный век на территории Украины

18.08.2016

Каменный век делится на палеолит, мезолит и неолит. Переходный период от каменного века до века металлов получил название – энеолит.

И. Палеолит (древний каменный век) длился от появления первого человека и до 11 тыс. Р. До н. е.

Палеолит подразделяют на ранний, средний и поздний.

А) раннего палеолита длился от появления первого человека до 150 тыс. Р. Назад

1 млн. Лет назад – появление первого человека на территории Украины

Древнейших людей, которые появились на территории Украины называют архантропы.

Архантропы – древнейшие ископаемые люди.

Первые люди вели присваивающего хозяйства.

Присваивающего хозяйства (присваивали дары природы) – собирательство, охота.

Орудия труда первобытных людей: каменное рубило, палка-Копатель

Древнейшие люди проживали первоначальным человеческим стадом.

Cтоянка на территории Украины времен раннего палеолита: древнейшая на территории Украины – с. Королеве (Закарпатье), г.. Амвросиевка (Донбасс), с. Лука-Врублевецкая (Житомирщина). Всего около 30.

Б) средний палеолит длился от 150 тыс. Р. Назад до 35 тыс. Р. Назад

Во времена среднего палеолита около 150 тыс. Лет назад появляется тип человека – неандерталец

Начинается ледниковый период (мустьерская эпоха). В Украине южная граница максимального оледенения ориентировочно проходила мимо таких современных городов: Львов, Ковель, Житомир, Кременчуг, Миргород, Сумы. Резкое похолодание приводит к уменьшению растительного мира (флоры) и появления огромных животных (мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, пещерных медведей …).

Остается присваивающего хозяйства – на первое место выходит загонная охота, собирательство.

Жили первобытным стадом.

Орудия труда: усовершенствованное ручное рубило, каменные остроконечники для копий, скребки.

Неандертальцы научились добывать огонь (около 100 тыс. Лет назад). Заворачивались в шкуры животных. Появляются основы языка и зародыши духовной культуры и религиозных представлений (захоронение, резной орнамент, признаки изобразительного искусства).

Стоянки на территории Украины: Киик-Коба и Холодный грот (Крым), с.Антоновка (Донбасс), с.Молодове (р. Днестр). Всего около 200.

В) позднего палеолита длился от 35 тыс. Р. Назад до 11 тыс. Р. До н. е.

Во времена позднего палеолита около 35 тыс. Лет назад появляется последний физический тип человека – кроманьонец (Homosapiens – человек разумный, современный тип человека).

Продолжается ледниковый период, остается присваивающего хозяйства.

Совершенствуются орудия труда, появляются каменные резцы, ножеподибни пластины, дротики, наконечники копий, костяные иглы, шила, гарпуны … (100 типов орудий). Шили одежду. Жили в землянках и полуземлянках, вели более оседлый образ жизни.

Стоянки на территории Украины: Радомышльская (Житомирщина), Мизинска (Черниговщина), Межиричская (Киевская область), Кирилловская. Всего около 800.

Кроманьонцы начинают жить родами и племенами.

Род – объединение кровных родственников. Родословная велась по материнской линии.

Родовая община – община кровных родственников, которые проживали совместно и вместе вели хозяйство.

Племя – объединение многих родов.

Фратрия – подразделение племени, который состоял из нескольких родов.

Экзогамия – запрет вступать в брак внутри рода.

Матриархат – форма общественного устройства, которая характерна для раннего первобытного строя и характеризуется доминирующим положением в семье женщины и подражанием имущества по материнской линии.

В период позднего палеолита в кроманьонцев формируется первооснова религиозного сознания:

Язычество – поклонение силам природы.

Тотемизм – вера в общего для конкретного рода (племени) предка (животные, растения)

Анимизм- вера в существование души и духов, управляющих материальным миром.

Фетишизм – поклонение предметам неживой природы, вера в сверхъестественные свойства материальных вещей.

Магия- вера в умение человека путем обращения к сверхъестественному миру управлять миром людей и природы.

Инициация – обряды в родовом обществе, связанные с переходом юношей и девушек в категорию взрослых мужчин и женщин.

ИИ. Мезолит (средний каменный век) длился от Х до VI тыс. Р. До н. е.

Заканчивается ледниковый период, что приводит к исчезновению крупных животных и появление более мелких: кабан, волк, лиса, бобер …). Это обусловило охотничье кризис.

Охотничье кризис – поиск новых способов охоты.

Охотничье кризис был преодолен с изобретением первой стрелкового оружия лука и стрел.

Орудия труда времен мезолита: лук и стрелы, крючки для рыбалки, микролиты (мелкие орудия труда из камня), долото, топор, тесло, ножи, копья, гарпуны.

Остается присваивающего хозяйства, растет роль рыболовства

В эпоху мезолита начинается приручение диких животных. Первая прирученных животных была собака.

Растет роль парной семьи.

Стоянки на территории Украины: Мурзак-Коба и Фатьма-Коба (Крым), Гребеникивська (Одесская область), Журавская (Черниговщина). Всего около 1000.

ИИИ. Неолит (новый каменный век) длился с VI в IV тыс. Р. До н.э.

Во времена неолита происходит неолитическая революция.

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к воспроизводящего.

Воспроизводящее хозяйство – земледелие, скотоводство.

Черты неолитической революции:

Изобретение и распространение качественно новых способов изготовления орудий труда (шлифовка, пиление, сверление).

Возникновение новых видов производства и изготовления искусственных продуктов (гончарство, керамическая посуда, прядение, ткачество, изобретение первого маленького колеса для прядения).

Переход к оседлому образу жизни.

Активное формирование стад домашних животных, использование их в качестве тягловой силы (быки, свиньи, козы, овцы).

Сдвиг в демографической сфере (увеличение количества населения).

ИV. Энеолит (медно-каменный век) продолжался с IV доIII тыс. Р. До н.э.

Энеолит – это переходный период от каменного века до эпохи металлов. Среди орудий труда появляются изделия из меди, золота.

В период энеолита в Украине проживали племена трипольской культуры. Название трипольской культуры происходит с. Триполье на Киевщине, рядом с которым археолог В.Хвойко в 1896 обнаружил первые памятники этой культуры.

Трипольцы жили в IV-III тысячелетия до н.э. на территории современной Правобережной Украины, Румынии, Молдовы.

Трипольцы – земледельческие (земледельческие) племена. Занимались экстенсивным зерновым земледелием и оседлым скотоводством. Делали керамические изделия с цветным орнаментом. Использовали медные орудия труда. Строили большие глиняные одно-двухэтажные дома барачного типа. Жили большими поселениями (15-20 тыс. Чел.) У трипольцев начинается переход от матриархата к патриархату.

Патриархат – это период родового строя, для которого характерна господствующая роль мужчины в хозяйстве, обществе и семье.

Были язычниками, поклонялись богине плодородия.

Трипольцы вплотную приблизились к первым мировых цивилизаций Египта и Малой Азии.

Трипольцы исчезают вследствие изменения климата (климат становится более засушливым) и давления степных скотоводческих племен.

Самые известные стоянки трипольцев: Майданецкое, Тальянки.

« Московское царство Племена на территории Украины »

moyaosvita.com.ua

Украина в эпоху палеолита | Сервер восточноевропейской археологии

22.07.2014

Ученые разделяют древнейшую историю человечества на несколько эпох. Первой эпохой был палеолит (от греческого «палайос» - древний), или каменный век. Длилась эта эпоха от 700 до 10 тыс. лет назад.

Ранний палеолит (от появления человека до 150 тыс. лет назад) характеризуется началом расселения человека из своей прародины. На территории современной Украины первобытные люди появились около 1 миллиона лет назад. Наш регион, как и Европа в целом, не входил в ареал антропогенеза. Вероятнее всего, что древнейшие люди (архантропы) пришли на территорию Украины из Передней Азии через Балканы и Центральную Европу. Данные археологии показывают, что эта миграция ни была одномоментным актом, а волнообразно в течение долгих тысячелетий. Остатки древнейших стоянок первобытных людей на территории Украины найдены возле с. Королеве (Закарпатье), г. Амвросиевка (Донбасс), с. Лука-Врублевецкая (Хмельницкая). Всего известно на территории Украины более 30 стоянок эпохи раннего палеолита.

Средний палеолит (150-35 тыс. лет назад) - мустьерская эпоха, которая характеризуется продолжением заселения Украины первобытными людьми. Хотя освоению территории препятствовала резкая смена климата, произошло похолодание. Новые климатические условия заставляли человека приспосабливаться для выживания. Поворотным этапом стало изобретение около 100 тыс. лет назад огня.

Вследствие эволюции изменился антропологический облик человека. На смену архантропов приходит неандерталец, который был более подобен на современного человека. Неандерталец как более развитой тип человека несмотря на сложные условия существования, заметно расширил ареал обитания. Древнейшие стоянки найдены и останки неандертальцев найдены в пещере Киик-Коба в Крыму (на полуострове были благоприятные условия для жизни), на Донбассе и в Закарпатье.

Поздний палеолит (35-11 тыс. лет назад). Этот этап характеризуется значительными изменениями в экономике, сфере социальных отношений, искусстве. Менялся не только антропологический облик. Укреплялись коллективистские тенденции, люди все больше оседали, строили жилья. Во времена позднего палеолита изменились общественные формы человеческого общежития. Вместо примитивного первобытного стада появляется род. Роды объединялись в племена, началось образование первобытнообщинного родоплеменного строя.

Пытаясь объяснить механизм мироздания и определить свое место в окружающей действительности, первобытный человек в эпоху позднего палеолита активно формирует первоосновы собственного религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм и магию.

Категории: Статьи

archaeology.kiev.ua


Смотрите также