Зачем первобытные люди рисовали на стенах. Синдром первобытного искусства: Кто и почему рисует на стенах в подъездах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Почему древние люди изображали животных. Зачем первобытные люди рисовали на стенах


Почему древние люди изображали животных

Почему древние люди изображали животных

 

Как известно, древние люди изображали на стенах пещер и на больших камнях фигуры животных. Эти изображения – не просто творения древних художников, которые занимались искусством в свободное, от повседневных забот, время. Смысл их гораздо более глубокий.Дело в том, что древний человек был, в основном, охотником. Именно от охоты зависела его жизнь.

Древние люди верили, что животные могут откликнуться на их просьбы и позволить себя убить. Нужно сказать, что в то время человек не относился к охоте так, как относится сегодня. Для него это был некий магический ритуал, в котором принимал участие и он сам и вся окружающая природа. Человек рисовал на стене пещеры изображение животного, на которого ему предстояло охотиться, и устанавливал с ним связь. Он просил зверя оказать ему милость и позволить убить себя.

Часто животное выступало тотемом – покровителем племени или рода. Тогда люди изображали тотем на стенах своего жилища и обращались к нему, прося благословения для удачной охоты. Тотем и сегодня можно встретить у некоторых племен, чье общение с цивилизованным миром сведено к минимуму.

В случае изображения животного на большом камне — камень этот выступал в роли святилища, вокруг которого все племя совершало сакральные обряды.

Спустя много тысяч лет, мы не можем судить о том, каковы были знания и умения древнего человека. Одно можно сказать с полной уверенностью. Тогда человек был гораздо ближе к природе, чем мы сегодня.

Самые интересные новости:

znaj-vse.ru

Кто и почему рисует на стенах в подъездах

Психолог, художник и доцент кафедры истории, искусствоведения и музейного дела — о рисунках в подъезде

В высотке на улице 30 лет Победы, 124 меняют лифты. Жителям приходится подниматься в квартиры по лестнице мимо разрисованных стен. Каждый этаж — новый шедевр, понятный лишь автору, или письмо в два-три слова к «Зинке из соседнего подъезда». Такая же ситуация во многих домах Тюмени, причем от подъездной живописи страдают и старые дома, и новостройки.

Если верить историкам, первые наскальные рисунки обнаружили в 1879 году в Испании. Как правило, первобытные художники изображали сцены из повседневной жизни: охоту, быт, семью. Многие картины из прошлого стали объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Текущий ремонт в домах, согласно российскому законодательству, коммунальщики должны проводить раз в пять лет. То есть, теоретически, все подъездные послания имеют «срок годности». Ремонтники отштукатурят стены и, традиционно, покроют их синей или зеленой краской. Даже если все человечество исчезнет с лица Земли, например, как в фильме «Жизнь после людей», и привести в порядок парадные будет некому, краска осыпется спустя пару десятков лет.

По словам кандидата психологических наук Ольги Кружковой, один из распространенных мотивов, почему люди рисуют на стенах подъездов — эстетический. Чаще всего он встречается среди подростков, которым кажется, что со скелетом первый этаж будет красивее и уютнее, а, например, на третьем нужно обязательно нарисовать половые органы. Такое «искусство» остается понятным только авторам, ни жильцы, ни тем более профессиональные художники такое творчество не одобряют, отмечает руководитель арт-группы «Цвет города» Дмитрий Зеленин.

«Когда художник хочет что-то сообщить миру, высказать свое мнение о происходящем в политике или своем городе — он идет на городскую внешнюю стену, где его послание увидят максимум людей. Здесь же — самовыражение от безделья. Это как на уроке на парте выцарапывать — ценность та же», — пояснил он.

Психологи уверены, что ситуация с разрисованными окнами отлично вписывается в теорию разбитых окон. Подростки, дети и даже взрослые будут рисовать на стенах или мусорить там, где уже грязно. Исправить ситуацию взялись тюменские художники, которые реализуют проект «Парадный подъезд». Команда инициативных людей во главе с Дмитрием Зелениным облагородили более семидесяти подъездов. Нарисовали на стенах пейзажи, литературные инсталляции, добавили цветов и красок одинаковым лестничным площадкам. Авторы надеются, что красивые и чистые парадные воспитают к себе новое отношение у молодежи, и надписи «Вася — лох» больше не будут портить настроение жильцам.

«Здорово сделали, мне нравится. Только вот теперь подростки собираются не на первом этаже, где их, видимо, смущают картины, а на второй и гадят там», — прокомментировал житель дома на улице Профсоюзная, 11, где художники запечатлели больших синих китов, горы, велосипедистов. Позже собственники квартир повесили там плакаты, которые посвящены 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Под категорию «современное искусство» рожицы на стенах не попадают. Как пояснила доцент кафедры истории, искусствоведения и музейного дела Тюменского государственного института культуры Зинаида Черниева, у таких «картин», как правило, нет техники, ритмики цвета и других необходимых характеристик. «Стрит-арт или красивые граффити — это интересно, но то, что появляется в подъездах — это не от искусства, а от желания эпатировать публику», — прокомментировала специалист.

«Когда мы говорим о вандализме, а рисунки в подъездах — это именно вандализм, то принято выделять десять мотивов», — рассказывает Ольга Кружкова. О первом уже упоминалось выше — это эстетический мотив. Наряду с желанием сделать подъезд чуточку лучше, причина «от скуки» также лидирует.

Как известно, не прочь порисовать на стенах и коллекторы. Обычно их мотив — тактический. Призывы, требования и, наконец, угрозы. Если же двери должника раскрашивают, то это уже агрессивный вандализм. Подростки, например, проявляют его от переизбытка негативных эмоций, которые иногда могут проявляться в разбитых лампочках или стеклах. В этом случае мотив приобретает стяжательный характер.

«Мы писали, что мы плохие, а они — что мы», — рассказала свою историю рисования на стене администрации Мария Соловьева. Школьники ждали автобус, чтобы отправиться на учебу, а образовательное учреждение было одно на две деревни. Так и писали послания на стенах ученики из Сосново ученикам Мыркайского, а потом наоборот.

Конформисты берут в руки фломастеры или баллончики с краской, потому что все так делают. Во главе «стада», как правило, вожак, который решает разрисовать стену по своим причинам и мотивам. Например, из-за любопытства. Автора подъездного письма мучает ответ на вопрос: «а если я нарисую, то, что будет?». Обычно в таких случаях дети проявляют высокую инфантильность и рисуют картинки, а старшее поколение изучает социальные отношения: «Петька — дурак».

Наверняка настоящими творцами чувствуют себя авторы непонятных граффити, знаков, символов и текстов, тем более что они специально подписываются под своими шедеврами. «Мистер Икс» привлекает к себе внимание — он мотивирован на создание экзистенциального вандализма.

«Нередки случаи, когда между родителями и детьми возникает непонимание. Тогда стены страдают от мотивированных на протест подростков», — подытоживает кандидат психологических наук Ольга Кружкова.

По словам экспертов, избавиться от подъездной живописи поможет не только ремонт, но и воспитание — необходимо приучать бережно относиться не только к своим, но и чужим вещам. Для проявления творчества или характера есть масса других мест, например, занятия по рисованию или спортивная секция. А может быть и социальные сети, которые предлагают поколению нулевых свои стены для конформистских или протестных постов, помогут сделать подъезды чище и красивее.

Автор: Егор Иванов Фото: Егор Иванов, арт-группа «Цвет города»

neft.media

Страх священный / Где Бог, когда творится зло? / Богословская мозаика / Мир. Человек. Слово.

Богослов.ru Радио России
Аудио-файлы http://www.mir-slovo.ru/data/887/569/1234/0000069.mp3

 

Почему первобытные люди рисовали на стенах своих пещер величественных мамонтов и медведей? Со школьной скамьи мы помним "материалистическое" объяснение: дескать, это проявление магии, с помощью которой древние охотники пытались привлечь свою добычу — источник пропитания. Но почему тогда не изображались речные рыбы или съедобные растения? Согласно выводам ученых-исследователей, в наскальных рисунках первобытный человек запечатлел те существа, которые потрясали его своим могуществом, вызывавшим страх и преклонение. Именно этот священный ужас перед воплощением сокрушительного и непостижимого, необходимость как-то научиться жить в его присутствии, преобразить холодящий душу образ — и послужили пробуждению в человеке жажды творчества, вдохновили на создание первых в истории памятников искусства.

Начиная с этих древнейших произведений, исполненных удивительного мастерства и глубочайшей экспрессии, едва ли не вся человеческая культура создана той же неизбывной потребностью человека заглянуть в глаза собственного страха — и "приручить" его, укрыться от него подальше в комфортабельной "пещере" цивилизации... Титанические усилия многих поколений ушли на то, чтобы свести к минимуму такие источники страха, как безжалостные природные бедствия и коварные эпидемии болезней, суровую жестокость общественных установлений и безграничную власть воинственных правителей, способных по мановению руки топить в крови целые народы...

Многие угрозы, дамокловым мечом нависавшие над человечеством в течение тысячелетий, остались в прошлом, однако "его величество страх" по-прежнему сохраняет свою роковую власть над людьми. Более того: в стерильной, благоустроенной и перестрахованной обстановке современной цивилизации человек испытывает нужду в дополнительных инъекциях страха, в погоне за которыми смотрит щекочущие нервы фильмы ужасов, бросается в экстремальный спорт и проявляет беспричинную агрессию, которую психологи называют превращенной формой все того же страха. Оказывается, страх — совсем не простое явление душевной жизни, он ужасает и отталкивает нас, но одновременно влечет к себе загадочным магнетизмом.

"Все, все, что гибелью грозит,Для сердца смертного таитНеизъяснимы наслажденья и —Бессмертья, может быть, залог!И счастлив тот, кто средь волненьяИх обретать и ведать мог..."                           (А.С. Пушкин) Разгадать таинственную загадку страха попытался великий датский философ и богослов XIX века Серен Кьеркегор. В своей книге "Понятие страха" он указывает, что нужно различать боязнь и испуг, которые вызывают те или иные внешние угрозы, и более глубокий, безотчетный страх-ужас, страх-тоску. Подобный "метафизический страх" не поддается обычной логике причинно-следственных объяснений. Он никогда не встречается у животных, и возникает только в глубинах человеческой души, свидетельствуя о духовной природе человека, наделенного вечной свободой нравственного выбора, вновь и вновь стоящего перед нелегкой дилеммой между добром и злом: "Страх можно сравнить с головокружением. Тот, чей взгляд случайно упадет в зияющую бездну, почувствует головокружение... Точно так же страх - это головокружение свободы, которая заглядывает вниз, в свою собственную возможность".

Расхожее мнение, будто человек должен избегать любого страха вообще, требует важного уточнения. Действительно, быть во власти так называемого "животного страха", т.е. малодушной боязни-испуга перед обстоятельствами, — вещь недостойная. Однако гораздо хуже - путать "животный страх" с голосом совести, с проявлением в нас бессмертного духа, и пытаться заглушить его любым способом: тут-то и подстерегает падение до животного состояния. Тщетны любые попытки преодолеть "метафизический страх", устраняя внешние причины - ведь это то же самое, что лечить симптомы вместо самой болезни. Бегство от страха собственной духовной свободы приводит лишь к горшему порабощению - обыденностью, алкоголем, наркотиками, пустыми развлечениями.

Этот страх, неотступно напоминающий нам о самом главном в жизни, об ответственности за выбор своей судьбы, о верности своему выбору, подобает встречать честно и мужественно. Он приходит, словно посланник свыше, от которого некуда спрятаться, и строго вопрошает: не потерял ли ты себя в сутолоке повседневности, не сбился ли с пути жизни? В мучительном озарении "метафизического страха" человеку открывается зрелище обнаженности собственной души, как она есть перед лицом бытия — и перед лицом незримого высшего присутствия... Это чувство подобно тому страху и стыду, который испытывал первый человек после грехопадения, пытаясь скрыться от Господа Бога, вопрошавшего: "Адам, где ты?" В то же время, этот страх целителен, именно его прикосновение открывает нам путь к просветлению, к истинному благу: "Начало мудрости — страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им" (Притчи Соломона 1:7).

"Отчего к нам является страхОт которого некуда деться?Дочка с соскою спит на устах --Ничего не боятся младенцы...

Все же детству приходит конец;Призовет нас тропа многоточий --И сонливую нежность сердецСхватит мистика щупалец ночи...

Замер мир весь в ночи, не дыша,Эху чуткому медля с ответом...Отчего же дрожишь ты, душа,Как осина, качаема ветром?..

И душа осветила мне тьму,И звучал ее голос все ближе:— Я дрожу, милый друг, потому,Что опасностей множество вижу!

Ты не видел лица моего!Ты не слышал души аромата!Может быть, я дрожу оттого,Что собою я слишком богата! --

И душа убежала в слезах,В ливнем хлынувших ливнях прозренья,Безотчетный оставив мне страх,Крик младенца от боли рожденья."                    (Александр Карпенко)

www.mir-slovo.ru


Смотрите также