Почему древние люди изображали животных. Зачем первобытные люди рисовали на стенах
Почему древние люди изображали животных
Как известно, древние люди изображали на стенах пещер и на больших камнях фигуры животных. Эти изображения – не просто творения древних художников, которые занимались искусством в свободное, от повседневных забот, время. Смысл их гораздо более глубокий.Дело в том, что древний человек был, в основном, охотником. Именно от охоты зависела его жизнь.
Древние люди верили, что животные могут откликнуться на их просьбы и позволить себя убить. Нужно сказать, что в то время человек не относился к охоте так, как относится сегодня. Для него это был некий магический ритуал, в котором принимал участие и он сам и вся окружающая природа. Человек рисовал на стене пещеры изображение животного, на которого ему предстояло охотиться, и устанавливал с ним связь. Он просил зверя оказать ему милость и позволить убить себя.
Часто животное выступало тотемом – покровителем племени или рода. Тогда люди изображали тотем на стенах своего жилища и обращались к нему, прося благословения для удачной охоты. Тотем и сегодня можно встретить у некоторых племен, чье общение с цивилизованным миром сведено к минимуму.
В случае изображения животного на большом камне — камень этот выступал в роли святилища, вокруг которого все племя совершало сакральные обряды.
Спустя много тысяч лет, мы не можем судить о том, каковы были знания и умения древнего человека. Одно можно сказать с полной уверенностью. Тогда человек был гораздо ближе к природе, чем мы сегодня.
Самые интересные новости:
znaj-vse.ru
Кто и почему рисует на стенах в подъездах
Психолог, художник и доцент кафедры истории, искусствоведения и музейного дела — о рисунках в подъезде
В высотке на улице 30 лет Победы, 124 меняют лифты. Жителям приходится подниматься в квартиры по лестнице мимо разрисованных стен. Каждый этаж — новый шедевр, понятный лишь автору, или письмо в два-три слова к «Зинке из соседнего подъезда». Такая же ситуация во многих домах Тюмени, причем от подъездной живописи страдают и старые дома, и новостройки.
Если верить историкам, первые наскальные рисунки обнаружили в 1879 году в Испании. Как правило, первобытные художники изображали сцены из повседневной жизни: охоту, быт, семью. Многие картины из прошлого стали объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Текущий ремонт в домах, согласно российскому законодательству, коммунальщики должны проводить раз в пять лет. То есть, теоретически, все подъездные послания имеют «срок годности». Ремонтники отштукатурят стены и, традиционно, покроют их синей или зеленой краской. Даже если все человечество исчезнет с лица Земли, например, как в фильме «Жизнь после людей», и привести в порядок парадные будет некому, краска осыпется спустя пару десятков лет.
По словам кандидата психологических наук Ольги Кружковой, один из распространенных мотивов, почему люди рисуют на стенах подъездов — эстетический. Чаще всего он встречается среди подростков, которым кажется, что со скелетом первый этаж будет красивее и уютнее, а, например, на третьем нужно обязательно нарисовать половые органы. Такое «искусство» остается понятным только авторам, ни жильцы, ни тем более профессиональные художники такое творчество не одобряют, отмечает руководитель арт-группы «Цвет города» Дмитрий Зеленин.
«Когда художник хочет что-то сообщить миру, высказать свое мнение о происходящем в политике или своем городе — он идет на городскую внешнюю стену, где его послание увидят максимум людей. Здесь же — самовыражение от безделья. Это как на уроке на парте выцарапывать — ценность та же», — пояснил он.
Психологи уверены, что ситуация с разрисованными окнами отлично вписывается в теорию разбитых окон. Подростки, дети и даже взрослые будут рисовать на стенах или мусорить там, где уже грязно. Исправить ситуацию взялись тюменские художники, которые реализуют проект «Парадный подъезд». Команда инициативных людей во главе с Дмитрием Зелениным облагородили более семидесяти подъездов. Нарисовали на стенах пейзажи, литературные инсталляции, добавили цветов и красок одинаковым лестничным площадкам. Авторы надеются, что красивые и чистые парадные воспитают к себе новое отношение у молодежи, и надписи «Вася — лох» больше не будут портить настроение жильцам.
«Здорово сделали, мне нравится. Только вот теперь подростки собираются не на первом этаже, где их, видимо, смущают картины, а на второй и гадят там», — прокомментировал житель дома на улице Профсоюзная, 11, где художники запечатлели больших синих китов, горы, велосипедистов. Позже собственники квартир повесили там плакаты, которые посвящены 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
Под категорию «современное искусство» рожицы на стенах не попадают. Как пояснила доцент кафедры истории, искусствоведения и музейного дела Тюменского государственного института культуры Зинаида Черниева, у таких «картин», как правило, нет техники, ритмики цвета и других необходимых характеристик. «Стрит-арт или красивые граффити — это интересно, но то, что появляется в подъездах — это не от искусства, а от желания эпатировать публику», — прокомментировала специалист.
«Когда мы говорим о вандализме, а рисунки в подъездах — это именно вандализм, то принято выделять десять мотивов», — рассказывает Ольга Кружкова. О первом уже упоминалось выше — это эстетический мотив. Наряду с желанием сделать подъезд чуточку лучше, причина «от скуки» также лидирует.
Как известно, не прочь порисовать на стенах и коллекторы. Обычно их мотив — тактический. Призывы, требования и, наконец, угрозы. Если же двери должника раскрашивают, то это уже агрессивный вандализм. Подростки, например, проявляют его от переизбытка негативных эмоций, которые иногда могут проявляться в разбитых лампочках или стеклах. В этом случае мотив приобретает стяжательный характер.
«Мы писали, что мы плохие, а они — что мы», — рассказала свою историю рисования на стене администрации Мария Соловьева. Школьники ждали автобус, чтобы отправиться на учебу, а образовательное учреждение было одно на две деревни. Так и писали послания на стенах ученики из Сосново ученикам Мыркайского, а потом наоборот.
Конформисты берут в руки фломастеры или баллончики с краской, потому что все так делают. Во главе «стада», как правило, вожак, который решает разрисовать стену по своим причинам и мотивам. Например, из-за любопытства. Автора подъездного письма мучает ответ на вопрос: «а если я нарисую, то, что будет?». Обычно в таких случаях дети проявляют высокую инфантильность и рисуют картинки, а старшее поколение изучает социальные отношения: «Петька — дурак».
Наверняка настоящими творцами чувствуют себя авторы непонятных граффити, знаков, символов и текстов, тем более что они специально подписываются под своими шедеврами. «Мистер Икс» привлекает к себе внимание — он мотивирован на создание экзистенциального вандализма.
«Нередки случаи, когда между родителями и детьми возникает непонимание. Тогда стены страдают от мотивированных на протест подростков», — подытоживает кандидат психологических наук Ольга Кружкова.
По словам экспертов, избавиться от подъездной живописи поможет не только ремонт, но и воспитание — необходимо приучать бережно относиться не только к своим, но и чужим вещам. Для проявления творчества или характера есть масса других мест, например, занятия по рисованию или спортивная секция. А может быть и социальные сети, которые предлагают поколению нулевых свои стены для конформистских или протестных постов, помогут сделать подъезды чище и красивее.
Автор: Егор Иванов Фото: Егор Иванов, арт-группа «Цвет города»
neft.media
Страх священный / Где Бог, когда творится зло? / Богословская мозаика / Мир. Человек. Слово.
Почему первобытные люди рисовали на стенах своих пещер величественных мамонтов и медведей? Со школьной скамьи мы помним "материалистическое" объяснение: дескать, это проявление магии, с помощью которой древние охотники пытались привлечь свою добычу — источник пропитания. Но почему тогда не изображались речные рыбы или съедобные растения? Согласно выводам ученых-исследователей, в наскальных рисунках первобытный человек запечатлел те существа, которые потрясали его своим могуществом, вызывавшим страх и преклонение. Именно этот священный ужас перед воплощением сокрушительного и непостижимого, необходимость как-то научиться жить в его присутствии, преобразить холодящий душу образ — и послужили пробуждению в человеке жажды творчества, вдохновили на создание первых в истории памятников искусства.
Начиная с этих древнейших произведений, исполненных удивительного мастерства и глубочайшей экспрессии, едва ли не вся человеческая культура создана той же неизбывной потребностью человека заглянуть в глаза собственного страха — и "приручить" его, укрыться от него подальше в комфортабельной "пещере" цивилизации... Титанические усилия многих поколений ушли на то, чтобы свести к минимуму такие источники страха, как безжалостные природные бедствия и коварные эпидемии болезней, суровую жестокость общественных установлений и безграничную власть воинственных правителей, способных по мановению руки топить в крови целые народы...
Многие угрозы, дамокловым мечом нависавшие над человечеством в течение тысячелетий, остались в прошлом, однако "его величество страх" по-прежнему сохраняет свою роковую власть над людьми. Более того: в стерильной, благоустроенной и перестрахованной обстановке современной цивилизации человек испытывает нужду в дополнительных инъекциях страха, в погоне за которыми смотрит щекочущие нервы фильмы ужасов, бросается в экстремальный спорт и проявляет беспричинную агрессию, которую психологи называют превращенной формой все того же страха. Оказывается, страх — совсем не простое явление душевной жизни, он ужасает и отталкивает нас, но одновременно влечет к себе загадочным магнетизмом.
"Все, все, что гибелью грозит,Для сердца смертного таитНеизъяснимы наслажденья и —Бессмертья, может быть, залог!И счастлив тот, кто средь волненьяИх обретать и ведать мог..." (А.С. Пушкин) Разгадать таинственную загадку страха попытался великий датский философ и богослов XIX века Серен Кьеркегор. В своей книге "Понятие страха" он указывает, что нужно различать боязнь и испуг, которые вызывают те или иные внешние угрозы, и более глубокий, безотчетный страх-ужас, страх-тоску. Подобный "метафизический страх" не поддается обычной логике причинно-следственных объяснений. Он никогда не встречается у животных, и возникает только в глубинах человеческой души, свидетельствуя о духовной природе человека, наделенного вечной свободой нравственного выбора, вновь и вновь стоящего перед нелегкой дилеммой между добром и злом: "Страх можно сравнить с головокружением. Тот, чей взгляд случайно упадет в зияющую бездну, почувствует головокружение... Точно так же страх - это головокружение свободы, которая заглядывает вниз, в свою собственную возможность".
Расхожее мнение, будто человек должен избегать любого страха вообще, требует важного уточнения. Действительно, быть во власти так называемого "животного страха", т.е. малодушной боязни-испуга перед обстоятельствами, — вещь недостойная. Однако гораздо хуже - путать "животный страх" с голосом совести, с проявлением в нас бессмертного духа, и пытаться заглушить его любым способом: тут-то и подстерегает падение до животного состояния. Тщетны любые попытки преодолеть "метафизический страх", устраняя внешние причины - ведь это то же самое, что лечить симптомы вместо самой болезни. Бегство от страха собственной духовной свободы приводит лишь к горшему порабощению - обыденностью, алкоголем, наркотиками, пустыми развлечениями.
Этот страх, неотступно напоминающий нам о самом главном в жизни, об ответственности за выбор своей судьбы, о верности своему выбору, подобает встречать честно и мужественно. Он приходит, словно посланник свыше, от которого некуда спрятаться, и строго вопрошает: не потерял ли ты себя в сутолоке повседневности, не сбился ли с пути жизни? В мучительном озарении "метафизического страха" человеку открывается зрелище обнаженности собственной души, как она есть перед лицом бытия — и перед лицом незримого высшего присутствия... Это чувство подобно тому страху и стыду, который испытывал первый человек после грехопадения, пытаясь скрыться от Господа Бога, вопрошавшего: "Адам, где ты?" В то же время, этот страх целителен, именно его прикосновение открывает нам путь к просветлению, к истинному благу: "Начало мудрости — страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им" (Притчи Соломона 1:7).
"Отчего к нам является страхОт которого некуда деться?Дочка с соскою спит на устах --Ничего не боятся младенцы...
Все же детству приходит конец;Призовет нас тропа многоточий --И сонливую нежность сердецСхватит мистика щупалец ночи...
Замер мир весь в ночи, не дыша,Эху чуткому медля с ответом...Отчего же дрожишь ты, душа,Как осина, качаема ветром?..
И душа осветила мне тьму,И звучал ее голос все ближе:— Я дрожу, милый друг, потому,Что опасностей множество вижу!
Ты не видел лица моего!Ты не слышал души аромата!Может быть, я дрожу оттого,Что собою я слишком богата! --
И душа убежала в слезах,В ливнем хлынувших ливнях прозренья,Безотчетный оставив мне страх,Крик младенца от боли рожденья." (Александр Карпенко)