Характеристика первобытного общества. Первобытное общество: характеристика, политическая власть и право
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.1 Общая характеристика первобытного общества. Характеристика первобытного общества


2. Характеристика первобытного общества.

Человек, как существо, производящее орудия труда существует около 2 млн. лет и все это время изменение условий его существования приводили к изменениям самого человека – совершенствовались его мозг, конечности. И только 40 тыс. лет назад, когда возник человек «homo sapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало меняться само общество, что и привело к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?

Экономика была основана на общественной собственности (все, что производилось, сдавалось в общий котел, и перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). В течение многих тысячелетий производительность труда была крайне низкой – все, что производилось, потреблялось. В таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных. Развитие экономики шло по двум направлениям: совершенствование орудий труда, и совершенствование способов, приемов труда – повышение производительности.

Структура. Основной единицей была родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Позже появляются племена, а затем союзы племен. Укрупнение способствовало более эффективному противостоянию силам природы, более быстрому осваиваению новых орудий и приемов труда.

Управление, власть. Не имея еще государственных образований, человеческое общество, тем не менее, с момента своего возникновения, было определенным образом организовано. Организовать общество - значит как-то упорядочить, существующие между людьми отношения, направить их в определенное русло. Организация общества достигается с помощью ВЛАСТИ и УПРАВЛЕНИЯ.

Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина – наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной, но и сменяемой. Никаких противоречий не возникало, т.к. должность не давала никаких привилегий, кроме уважения: он работал наравне со всеми и получал такую же долю. Власть его основывалась на авторитете, уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя племени. Союз племен управлялся советом вождей.

Нормативное регулирование. Организация человеческого общества предполагает не только наличие определенных органов или лиц с функциями управления, но и существование определенных правил поведения, которым должны следовать члены общества. Без наличия таких норм невозможно социальное управление обществом. В первобытном обществе такими правилами были обычаи, которые регулировали все сферы общественной жизни, производительную деятельность, брачные отношения. В них фиксировалось то, что люди унаследовали от своих предков, что приобрели сами и считали полезным.

Обычаям присущи следующие черты:

- они выражали интересы всех членов общества,

- в них не проводилась четкая грань между правами и обязанностями,

- исполнение обычаев обеспечивалось привычкой, силой общественного мнения, что исключало необходимость существования специальных органов принуждения и насилия / полиции, судов, тюрем/.

Развитие производительных сил и как следствие этого - разделение труда, привели к появлению избыточного продукта. Возникла возможность его присвоения. Так появилась частная собственность и люди, обладающие ею /в основном это была родо-племенная знать/. Произошло первое классовое деление общества на БОГАТЫХ и БЕДНЫХ, ГОСПОД и РАБОВ, ЭКСПЛУАТАТОРОВ и ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ.

Естественно, что интересы имущих не совпадали с интересами остальных членов общества и появились первые антагонистические противоречия. Для того, что бы сделать свои интересы всеобщими, сохранить свое богатство и власть, классу имущих необходима была организация, которой не знали и которая была не нужна родовому строю. Такой организацией явилось ГОСУДАРСТВО.

ПЕРВЫЙ исторический тип государства – РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ государство. Его возникновение отражало первое крупное классовое деление общества на рабов и рабовладельцев; оно относится к 4-3-му тысячелетиям до н.э. Наиболее полного развития система рабовладельческого государства достигла в античных государствах Древней Греции и Древнего Рима. В государстве развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократическая республика (Спарта) или демократическая республика (Афины).

ФЕОДАЛЬНОЕ государство возникло в связи с зарождением феодальных производственных отношений. В Европе его возникновение относится к 5-11 вв. Феод. государство являлось диктатурой класса феодала, а основной формой правления была монархия в различных ее вариантах.

БУРЖУАЗНОЕ государство возникло в результате буржуазной революции, направленной против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Там, где буржуазия шла на компромиссы с дворянством, буржуазное государство приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме республики.

Буржуазному государству присущи следующие черты:

1) цензовый характер, т.е. отстранение с помощью имущественных и иных цензов широких слоев населения от участия в формировании органов гос. власти.

2) сосредоточение основных усилий государства преимущественно на функции политической, в т.ч. на военно-полицейской охране интересов государственных классов внутри и вне страны. Государство этого периода рассматривалось как "полицейский"

или "ночной сторож", охраняющий капиталистическую систему.

3) сохранение в механизме государства значительных позиций дворянско-помещечьих сил.

В эпоху ИМПЕРИАЛИЗМА воздействие государства на основные сферы общественной жизни возрастает, функции его расширяются.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ государство. Советское государство - первая историческая форма социалистического государства.

Таким образом, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ это совокупность общественно-политических отношений, выражающих наиболее устойчивые свойства, взаимосвязи и взаимодействия элементов внутренней организации государства. Характер государственного строя обусловливается социально - экономическим строем общества и зависит от конкретного соотношения классовых сил в данной стране.

От родоплеменной организации общества, государство отличается, главным образом, тремя признаками:

1. Закреплением населения за определенной территорией

2. Наличием публичной власти особого рода. В отличие от власти, осуществляемой в первобытном обществе, государственная власть не совпадает непосредственно с населением. В государстве появляется группа людей, основным занятием которых, является управление другими людьми. И власть отрывается от общества, возвышается над ним. Специфическая черта государственной власти - возможность опираться на организованное насилие / армию, полицию, тюрьмы/.

3. Сбором налогов с населения, необходимых для содержания государственного аппарата, т.е. людей осуществляющих управленческие функции.

Таким образом, обобщив вышеизложенное можно дать следующее определение государства. ГОСУДАРСТВО - ЭТО ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СУВЕРЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА ИЛИ ВСЕГО НАРОДА, ДЕЛАЮЩАЯ СВОИ ВЕЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ.

В последнее время в публицистической и научной литературе все чаще употребляется термин " ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО "Вероятно, его нельзя отождествлять с обществом в целом. В чем же сущность гражданского общества? ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО включает в себя совокупность социальных отношений и институтов, главным участником которых выступает ЧЕЛОВЕК.

К гражданскому обществу могут быть отнесены лишь те общественные отношения / политические, экономические, правовые /, и лишь такие институты / государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы /, которые так или иначе связаны с удовлетворением законных интересов ЛИЧНОСТИ, реализацией прав и свобод как отдельным индивидом, так и их группам.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

Вопрос о формах государства, является очень важным, так как показывает, как власть организована и в чьих интересах осуществляется.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - это сложное явление, которое состоит из трех элементов:- формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - это строение высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики, которые различаются в зависимости от правового положения главы государства.

В монархиях - полномочия главы государства выполняет монарх, император, шах, султан и.т.д. Их права на главенство считаются данными от бога и передаются по наследству. Различают ограниченные и неограниченные монархии. В неограниченных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх. Такими были монархии рабовладельческих государств Древнего Востока. В ограниченных монархиях наряду с монархом, носителями суверенитета государства являются другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. В настоящее время таковыми монархиями являются Англия, Швеция, Япония.

РЕСПУБЛИКА - это такая форма правления, при которой главой государства является ИЗБРАННЫЙ единоличный или коллективный орган.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - это внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают две формы государственного устройства:- унитарную и федеративную в их разновидностях.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - это простое, слитное государство, части которого являются административно-территориальными единицами. В этом государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства. В настоящее время к унитарным государствам относятся Англия, Франция, Бельгия и др.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - государство сложное, союзное, части которого являются государствами или государственными образованиями. В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством, существуют высшие органы и законодательство членов / субъектов / федерации.(США, Россия и др).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВА - это совокупность политических приемов и методов осуществления государственной власти, определенный стиль в деятельности государственных органов.

В самом общем виде политические режимы можно классифицировать на ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ И АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ. Так, для рабовладельческих стран характерны и деспотия, и демократия. Для феодализма - и неограниченная власть феодалов, и народное собрание. Для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм политического режима в реальной действительности не существует. Изменения, происходящие в современной жизни, требуют корректировки положений, характеризующих тот или иной политический режим.

На страже государства стоит ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО - это отрасль права, которую образуют совокупность государственно-правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики; правового положения граждан их прав и обязанностей, систему государственных органов.

Таким образом, мы видим, что понятие ГОСУДАРСТВО, тесно связано с понятием ПРАВО.

Термин " ПРАВО " употребляется в двух значениях:

- во-первых, " ПРАВО " в объективном смысле, понимается как система общеобязательных, формально-определенных, выражающих волю общества, либо отдельных социальных групп норм, обеспеченных государственным принуждением и регулирующих общественные отношения. Например, право Древнего Рима, право России и.т.д.

- Во-вторых, " ПРАВО " в субъективном смысле, понимается как мера возможного поведения лица с целью удовлетворения его интересов. В этом значении слово " ПРАВО " используется в следующих словосочетаниях - право на образование, право на медицинскую помощь, право на труд и.т.д.

ПРАВО в значительной степени понятие абстрактное. Конкретизируется оно посредством НОРМ. Именно правовые НОРМЫ в своей совокупности и образуют ПРАВО той или иной страны. НОРМЫ права, выражаюсь образно, являются кирпичиками, из которых строится все " здание ", именуемое ПРАВОМ.

Каждая НОРМА ПРАВА обращена к персонально неопределенному лицу или кругу лиц, и представляет собой образец, модель поведения.

Таким образом, НОРМА ПРАВА - это общеобязательное, формально-определенное, гарантированное государством правило поведения людей в обществе, носящее ПРЕДОСТАВИТЕЛЬНО-ОБЯЗЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР.

В структуре правовой нормы обычно выделяют три элемента или части:

1. ГИПОТЕЗА - предусматривает условия, при наличии или отсутствии которых должно действовать данное правило поведения. Например, норма семейного права предусматривает условия заключения брака между мужчиной и женщиной при достижении ими брачного возраста, взаимное согласие на брак, отсутствие ранее заключенного брака.

2. ДИСПОЗИЦИЯ - указывает на вариант или варианты требуемого или дозволенного поведения. Например, норма трудового права предусматривает обязанность предоставления первого отпуска работнику после того, как он отработал 11 месяцев и обратился с заявлением к администрации о предоставлении отпуска.

3. САНКЦИЯ - устанавливает вид и меру воздействия, которое государственные органы могут применять к нарушителю данного правила. Например, лишение свободы, штраф, исправительные работы и другие виды уголовно-правовых наказаний.

Что бы легче было ориентироваться в нормах права, и быстро найти интересующую вас норму, создана СИСТЕМА ПРАВА, которая делится на взаимодействующие отрасли.

ОТРАСЛЬ ПРАВА - это совокупность норм, регулирующих обособленную и относительно однородную область общественных отношений.

Система Российского права включает в себя следующие отрасли:- конституционное, уголовное, трудовое, семейное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и другие отрасли права.

Ведущее место в системе отечественного права занимает КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Реализовать право помогает ЗАКОН.

ЗАКОН это - в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. В собственно юридическом смысле ЗАКОН - нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон как самостоятельный источник права сложился еще в древности и пришел на смену правовому обычаю.

Именно в законе выражаются главные политические, экономические и иные интересы трудящихся.

ЗАКОН обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Наибольшая юридическая сила закона означает также, что акты всех государственных органов должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение его предписаний, т.е. быть подзаконными: любой правовой акт, противоречащий закону, должен признаваться недействительным.

Законы подразделяются на : а. - конституцию,

б. - конституционные,

в. - обыкновенные.

КОНСТИТУЦИЯ - это основной закон, составляющий юридическую базу для текущего законодательства, главный источник права.

По форме конституции подразделяются на писаные, т.е. составленные в виде единого документа, построенного по определенной схеме, и неписаные - состоящие из огромного числа парламентских законов, судебных прецедентов, обычаев. Писаные конституции осуществляют во всех буржуазных странах, кроме Великобритании и Новой Зеландии.

В соответствии с Конституцией РФ, могут приниматься КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ. В отличие от обыкновенных законов, конституционные принимаются только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены конституцией.

ОБЫКНОВЕННЫЕ законы - это акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны общественной жизни. Они должны соответствовать Конституции и конституционным законам.

Среди законов следует выделять ФЕДЕРАЛЬНЫЕ / принимаемые Федеральным законодательным органом - парламентом РФ и действующие на всей территории РФ / и законы СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ, которые действуют только на территории данного субъекта федерации. Например, Закон РФ " О гражданстве РФ " и закон о бюджете Читинской области.

Существуют так же и ПОЗАКОННЫЕ АКТЫ. Подзаконные акты многообразны. Между собой они различаются по юридической силе. Акт каждой " нижерасположенной "государственной инстанции должен соответствовать закону и нормативным актам " вышестоящих " государственных органов.

Наиболее важными подзаконными актами являются УКАЗЫ Президента РФ.

Что же это такое УКАЗ? - это правовой акт постоянно действующего коллегиального органа, образуемого высшим представительным органом государственной власти, либо как в странах с президентским правлением - это единоличный правовой акт.

Существует два вида указов: 1) Нормативные - вносящие дополнения или изменения в законы, вплоть до их отмены. 2) индивидуальные - т.е. применяющиеся к индивидуальному случаю или события (как награждения правительственными наградами, указы о создании министерств, ведомств, назначение и увольнение на государственные посты).

Как уже отмечалось, основным законом государства является КОНСТИТУЦИЯ.

Конституция - (от лат. canstitutio - устройство, установление) - это основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенции органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы. Обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормативным актам, составляющим правовую систему данной страны.

Конституция РОССИИ - это правовой акт, закрепляющий основы ее конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, основные черты гражданского общества, федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ, основы местного самоуправления.

Конституционное развитие России в дооктябрьский период /до 1917 года/ не получило широкого развития. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести "План государственного преобразования " графа М.М. Сперанского / 1809 г./, в котором провозглашались идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом.

Конституция, которую подготовил царь-реформатор Александр II, не суждено было появиться на свет из-за его убийства " народовольцами ". Только спустя почти четверть века, 17 октября 1905 года последовал Высочайший Манифест " Об усовершенствовании государственного порядка ", давший населению основы гражданской свободы. В данном Манифесте речь шла о смене самодержавной монархии, на конституционную монархию.

В 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР. Ее можно охарактеризовать как юридическое закрепление диктатуры пролетариата. Эта конституция была конституцией Гражданской войны и переходного периода от капитализма к социализму. Конституционные нормы провозглашали верховным носителем власти " ... все рабочее население страны ".

Вторая Конституция РСФСР 1925 года, была принята в связи с образованием Союза ССР, и юридически оформила новый государственно-правовой статус России, как союзной республики в составе СССР.

Конституция РСФСР 1937 года, провозглашала " завершение строительства основ социализма " и отражала те изменения, которые произошли в государственном строе России.

Четвертая Российская конституция 1978 года воплощала концепцию построения " развитого социализма " и " общенародного социалистического государства ". Ныне данная концепция признана несостоятельной.

Изменения политического режима, связанные с распадом СССР, изменение статуса России и переход к президентской форме правления, потребовали значительных изменений содержания Конституции,

Новая конституция была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием и является ныне действующей Конституцией Российской Федерации.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

Наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется, прежде всего, тем, что в нем ОБЕСПЕЧЕНО определенными гарантиями подчинение государства праву. Эти гарантии, в своей совокупности, образуют конституционный строй, а наиболее важные из них возводятся Конституцией в ранг конституционных принципов и образуют ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

Таким образом, ПОД КОНСТИТУЦИОННЫМ СТРОЕМ ПОНИМАЮТСЯ ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДЧИНЕНИЕ ЕГО ПРАВУ И ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЕГО КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО.

Конституция РФ закрепляет систему принципов демократического конституционного строя - народовластие, права и свободы человека, как высшая ценность, разделение властей, верховенство права, государственный суверенитет, федерализм, политический плюрализм, многообразие форм экономической деятельности, социальный, светский характер государства, самостоятельность местного самоуправления. Это отражено в ст.16 Конституции РФ.

В печати и других средствах массовой информации мы часто встречаемся с термином ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. Что же такое ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО ?

Исторические корни правового государства находятся в далеком прошлом. Еще древнегреческий мыслитель Аристотель мечтал об обществе, где " закон должен властвовать над всеми ".

Об идеальной, воплощающей принципы справедливости организации общества, мечтали А.Н.Радищев, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский.

Основными чертами правового государства являются:

1.- Верховенство права в жизни общества. При этом право должно выражать волю не руппы людей, а соответствовать морали общества.

2.- Воплощение правовых начал в законодательстве государства. Из этого можно сделать вывод, что законы не всегда являются правовыми. Так, нельзя назвать правовым законодательство фашистской Германии.

3.- Связанность государства в своей деятельности правовыми законами. Иначе говоря, государство, его органы, должностные лица не могут переступить через закон, их деятельность должна строго регламентироваться рамками закона и протекать в границах и формах, прямо оговоренных в законе.

4.- Незыблемость прав и свобод личности, их охрана и гарантированность. Задачей в полном смысле правового государства является не только формальное закрепление в законодательстве прав и свобод личности, но и их надежная гарантированность. Для этого государство должно предусмотреть целый ряд условий /организационных, экономических, политических, юридических/ для возможности реального осуществления гражданами прав и свобод и прежде всего право на жизнь, на отдых, здоровье, труд, свободу выбора места жительства.

5.- Взаимная ответственность государства и личности. Это значит, если человек нарушил требование закона - государство привлекает его к ответственности. Но и государство обязано возместить человеку ущерб в случае невыполнения гарантированных правовых норм государственными структурами. Например, компенсация за задержку авиарейса. Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, Обеспечение выплат за лечение в связи с производственной травмой и.т.д. Это кажется несбыточной мечтой, но без этого невозможно построение правового государства.

6.- Разделение государственных властей. Практическое осуществление данного положения, едва ли не самое трудное дело. Суть идеи - в независимости каждой из трех государственных властей, т.е. законодательной, исполнительной и судебной и в наличии каждой из них своей специальной сферы деятельности. Законодательная власть - создает нормы права. Исполнительная власть призвана организовать работу по воплощению требований правовых норм. Судебная власть должна осуществлять правосудие. Для осуществления этого положения существует система " сдержек и противовесов ", в которую, в частности, входит право Президента на " отлагательное вето " и возможность Конституционного Суда приостановить действие антиправового нормативного акта.

Реализация принципов правового государства должна привести к утверждению в обществе законности и правопорядка. Поэтому правовое государство можно назвать государством законности и правопорядка.

МОРАЛЬ и ПРАВО.

Право взаимосвязано с другими социальными нормами и, прежде всего, с нормами морали или нравственными нормами.

МОРАЛЬ - совокупность правил поведения, сложившихся на основе выработанных взглядов на добро и зло, справедливость и несправедливость, долг, совесть и честь.

Мораль и право имеют много общих черт и, тем не менее, существенно отличаются друг от друга.

1.- Нормы права представляют собой правила поведения, установленные и санкционированные государством. Моральные нормы формируются обществом, отдельными социальными группами.

2.- Формой выражения права являются нормативно-правовые акты, а формой выражения морали - общественное мнение, произведения искусства, религиозные догмы.

3.- Правовые нормы обязательны и могут обеспечиваться силой государственного принуждения. Нравственные нормы обеспечиваются в силу привычки, внутренних побуждений и не нуждаются в принудительных мерах их соблюдения.

4.- Нормы морали и права отличаются степенью определенности. Если нормы права конкретны и четки, то нормы морали каждым человеком воспринимаются и трактуются по-своему.

Право эффективно тогда, когда соблюдается по доброй воле, а не под страхом наказания. Для этого необходимо соответствие норм права и норм морали. Право не должно быть аморальным, несправедливым, унижающим человеческое достоинство. Чем ближе и теснее связаны по содержанию нормы права и морали, тем больше укрепляется вера людей в справедливость государственной власти и закона, защищенности личности.

Существенным отличием права от морали, религии, этики, деонтологии является отсутствие юридической силы этих понятий, хотя эти не юридические нормы общественной жизни играют немаловажную роль как внутри государства, так и в межгосударственных отношениях. И подтверждением тому служит Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48 г. Состоит из Преамбулы и 30 статей. Декларация явилась развитием и конкретизацией Устава ООН, согласно которому государства обязались сотрудничать " в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

В круг прав человека, подлежащих, согласно Декларации, всеобщему уважению и соблюдению, входят элементарные права личности, гражданские и политические, а также социально-экономические права.

Таким образом, вы коснулись ряда важных вопросов и понятий, как в общечеловеческом, так и в юридическом плане.

Мы хотели показать вам тесную взаимосвязь всех элементов цепочки: государство - государственный строй - право - конституция - закон. Как только происходят изменения в первом звене этой цепочки, так происходят и существенные изменения в правовых и законодательных актах. В свою очередь это существенно влияет на взаимоотношения между льдьми, нормы морали.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

  1. Перечислить теории происхождения государства

  2. Объяснить смысл историко-материалистической теории развития государства

  3. Дать характеристику первобытному обществу

  4. Показать отличительные признаки государства от других политических организаций

  5. Раскрыть понятие правового государства

  6. Дать определения и класиификацию формы правления

  7. Дать определения и класиификацию территориального утройства государства

  8. Структура системы права, составные элементы нормы права

  9. Дать понятие конституционного строя

  10. Отличительные признаки моральных и правовых норм

10

studfiles.net

1.1 Общая характеристика первобытного общества. Система организации власти

Похожие главы из других работ:

Акционерное общество как юридическое лицо

Глава 1. Общая характеристика акционерного общества

...

Власть и социальные нормы в первобытных обществах

2. Становление первобытного общества

...

Власть и социальные нормы в первобытных обществах

4. Разложение первобытного общества

Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта...

Возникновение государства и права

1. Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов

Государство представляет собой конкретно - историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле...

Изучение процесса происхождения государства и права

1.1 Экономические отношения первобытного общества

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества...

Изучение процесса происхождения государства и права

1.2 Социальные нормы первобытного общества

Социальные нормы первобытного общества складывались самопроизвольно в течение длительного времени и были продиктованы необходимостью выживания. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения...

Изучение процесса происхождения государства и права

3.1 Отличия права от социальных норм первобытного общества

«Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов...

Общие закономерности возникновения государства и права

2. Социальные нормы первобытного общества, особенности регулирования ими общественных отношений.

Понимание неолитической революции как рубежа, длящего всю историю человечества на два способа существования и воспроизводства...

Происхождение государства и права

ГЛАВА 1.Общая характеристика первобытного общества

...

Происхождение государства и права

1.1 Структура первобытного общества

первобытный общество государство право Государство существовало не всегда. Оно появилось на известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что около 100 тысяч лет тому назад, в так называемый мастерский период...

Процесс формирования гражданского общества в Российской Федерации

1. Общая характеристика гражданского общества

...

Система организации власти

1.1 Общая характеристика первобытного общества

Первобытное общество -- это период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников...

Система организации власти

1.2 Структура первобытного общества

Первобытно-общинный строй состоит из нескольких этапов своего развития. Каменный век большинство народов пережили примерно 30 тысяч лет назад Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права/ Учебник. - СПб.: Питер, 2003 - 576 с., С49...

Социальные нормы первобытного общества

Глава 1. Сущность социальных норм первобытного общества

Существует множество точек зрения на такое явление как социальные нормы. Так, профессор Кашанина Т.В. дает следующее понятие: социальные нормы - это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми См: Кашанина Т.В...

Характеристика основных концепций происхождения государства и права

1.1 Причины и условия возникновения государства, характеристика первобытного общества

Приблизительно 40 тыс. лет назад возник человеческий вид. Наиболее развитые страны появились около 5 тыс. лет назад, на рубеже 4-ого и третьего 1000-летий до нашей эпохи. Таковым образом...

pravo.bobrodobro.ru

Характеристика первобытного общества

Количество просмотров публикации Характеристика первобытного общества - 162

Экономикабыла основана на общественной собственности (всœе, что производилось, сдавалось в общий котел, и перераспределялось между всœеми, каждый получал определœенную долю). В течение многих тыс. лет производительность труда была крайне низкой – всœе, что производилось, потреблялось. В таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных. Развитие экономики шло по двум направлениям: совершенствование орудий труда, и совершенствование способов, приемов труда, это привело к повышению производительности.

Структура. Основной ячейкой этого общества был РОД - союз людей, тесно связанных действительным или предполагаемым родством, имеющих общее имущество и ведущих общее хозяйство. Объединœение нескольких родов составляло ПЛЕМЯ. Позже появились союзы племен. Укрупнение способствовало более эффективному противостоянию силам природы, более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.

Не имея еще государственных образований, человеческое общество, тем не менее, с момента своего возникновения, было определœенным образом организовано. Организовать общество - значит как-то упорядочить, существующие между людьми отношения, направить их в определœенное русло. Организация общества достигается с помощью ВЛАСТИ и УПРАВЛЕНИЯ. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием взрослых членов рода. Для оперативного управления собрание избирало старейшину. Во главе племени стоял совет старейшин, который избирал вождя племени. Союз племен управлялся советом вождей. Власть вождей и старейшин опиралась на авторитет, уважение, моральные устои общества. Никаких привилегий, кроме уважения, эти должности не давали.

Организация человеческого общества предполагает не только наличие определœенных органов или лиц с функциями управления, но и существование определœенных правил поведения, которым должны следовать члены общества. В первобытно обществе такими правилами поведения были обычаи, которые регулировали всœе без исключения сферы общественной жизни, производственную деятельность, брачные отношения и т.д.

Первобытно-общинным обычаям были присущи следующие черты:

- они выражали интересы всœех членов общества,

- в них не проводилась четкая грань между правами и обязанностями, /для людей этого времени не возникал вопрос, является ли участие в общественных делах, кровная месть, или уплата выкупа за невесту правом или обязанностью/.

- исполнение обычаев обеспечивалось привычкой, силой общественного мнения, что исключало крайне важно сть существования специальных органов принуждения и насилия/ полиции, судов, тюрем/.

Развитие производительных сил и как следствие этого - разделœение труда, привели к появлению избыточного продукта. Возникла возможность его присвоения. Так появилась частная собственность и люди, обладающие ею /в основном это была родоплеменная знать/. Произошло первое классовое делœение общества на БОГАТЫХ и БЕДНЫХ, ГОСПОД и РАБОВ, ЭКСПЛУАТАТОРОВ и ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ. Естественно, что интересы имущих не совпадали с интересами остальных членов общества и появились первые антагонистические противоречия. Для того, что бы сделать свои интересы всœеобщими, сохранить свое богатство и власть, классу имущих необходима была организация, которой не знали и которая была не нужна родовому строю. Такой организацией явилось ГОСУДАРСТВО.

3. Исторические типы государств.

Нашей юридической наукой рассматривались в основном 4 типа государства - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Между тем, первые два существовали только в Европе, в остальном мире государства относились к восточному типу.

ВОСТОЧНЫЙ ТИП - первый в истории человеческой цивилизации, возникает 4-5 тыс. лет назад (Египет, Индийское и китайское государство). Экономической предпосылкой их появления было резкое повышение производительности труда, ставшее возможным благодаря строительству оросительных систем. Такой характер сельского хозяйства требовал сохранения общины (одна семья не могла обеспечить проведение ирригационных работ). По этой причине там не возникла частная собственность и не возникли классы. Эти государства основаны на государственной и общественной собственности, во главе абсолютный монарх. Правовые системы не развиты.

В отличие от восточных, западные государства, хотя и возникли позже, развивались быстрее. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ государство - его возникновение в 9-8 вв. до н.э. отражало первое, крупное классовое делœение общества на рабов и рабовладельцев, т.к. с/х общины распались, и появилась частная собственность. Класс, владеющий средствами производства и рабами, узурпирует власть. Наиболее полного развития система рабовладельческого государства достигла в античных государствах Древней Греции и Древнего Рима. В государстве развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократическая республика (Спарта) или демократическая республика (Афины). Основным источником права были законы.

ФЕОДАЛЬНОЕ государство возникло в связи с зарождением феодальных производственных отношений и до сих пор в некоторых странах наблюдаются остатки феодальных отношений. Его возникновение относится к 6-9 вв. Феод. государство являлось диктатурой класса феодала, а основной формой правления была монархия в различных ее вариантах. Экономическую основу составляла частная собственность феодала на землю. Крестьяне имели мелкое хозяйство на земле феодала и должны были отдавать часть урожая. Основным источником права были правовые обычаи.

БУРЖУАЗНОЕ государство возникло в результате буржуазной революции, направленной против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Там, где буржуазия шла на компромиссы с дворянством, буржуазное государство приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме республики. В отличие от предшествующих типов, основанных на официальном закреплении классового неравенства и сословных привилегий, капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. В эпоху ИМПЕРИАЛИЗМА воздействие государства на основные сферы общественной жизни возрастает, функции его расширяются.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ государство – появилось с осуществлением социалистической революции, с установлением диктатуры пролетариата. Советское государство - первая историческая форма социалистического государства. Предполагалось, что власть будет принадлежать рабочему классу. Освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов приведет к росту производительности труда, благосостоянию народа. При этом реальным собственником средств производства стала верхушка партийно-государственного аппарата. Участие народа в осуществлении власти стало формальным, и развитие приобрело застойный характер. Размещено на реф.рфТем не менее, некоторые европейские государства используют идеи социализма в построении общества.

referatwork.ru

Характеристика первобытного общества

Количество просмотров публикации Характеристика первобытного общества - 103

Экономикабыла основана на общественной собственности (всœе, что производилось, сдавалось в общий котел, и перераспределялось между всœеми, каждый получал определœенную долю). В течение многих тыс. лет производительность труда была крайне низкой – всœе, что производилось, потреблялось. В таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных. Развитие экономики шло по двум направлениям: совершенствование орудий труда, и совершенствование способов, приемов труда, это привело к повышению производительности.

Структура. Основной ячейкой этого общества был РОД - союз людей, тесно связанных действительным или предполагаемым родством, имеющих общее имущество и ведущих общее хозяйство. Объединœение нескольких родов составляло ПЛЕМЯ. Позже появились союзы племен. Укрупнение способствовало более эффективному противостоянию силам природы, более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.

Не имея еще государственных образований, человеческое общество, тем не менее, с момента своего возникновения, было определœенным образом организовано. Организовать общество - значит как-то упорядочить, существующие между людьми отношения, направить их в определœенное русло. Организация общества достигается с помощью ВЛАСТИ и УПРАВЛЕНИЯ. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием взрослых членов рода. Для оперативного управления собрание избирало старейшину. Во главе племени стоял совет старейшин, который избирал вождя племени. Союз племен управлялся советом вождей. Власть вождей и старейшин опиралась на авторитет, уважение, моральные устои общества. Никаких привилегий, кроме уважения, эти должности не давали.

Организация человеческого общества предполагает не только наличие определœенных органов или лиц с функциями управления, но и существование определœенных правил поведения, которым должны следовать члены общества. В первобытно обществе такими правилами поведения были обычаи, которые регулировали всœе без исключения сферы общественной жизни, производственную деятельность, брачные отношения и т.д.

Первобытно-общинным обычаям были присущи следующие черты:

- они выражали интересы всœех членов общества,

- в них не проводилась четкая грань между правами и обязанностями, /для людей этого времени не возникал вопрос, является ли участие в общественных делах, кровная месть, или уплата выкупа за невесту правом или обязанностью/.

- исполнение обычаев обеспечивалось привычкой, силой общественного мнения, что исключало крайне важно сть существования специальных органов принуждения и насилия/ полиции, судов, тюрем/.

Развитие производительных сил и как следствие этого - разделœение труда, привели к появлению избыточного продукта. Возникла возможность его присвоения. Так появилась частная собственность и люди, обладающие ею /в основном это была родоплеменная знать/. Произошло первое классовое делœение общества на БОГАТЫХ и БЕДНЫХ, ГОСПОД и РАБОВ, ЭКСПЛУАТАТОРОВ и ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ. Естественно, что интересы имущих не совпадали с интересами остальных членов общества и появились первые антагонистические противоречия. Для того, что бы сделать свои интересы всœеобщими, сохранить свое богатство и власть, классу имущих необходима была организация, которой не знали и которая была не нужна родовому строю. Такой организацией явилось ГОСУДАРСТВО.

3. Исторические типы государств.

Нашей юридической наукой рассматривались в основном 4 типа государства - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Между тем, первые два существовали только в Европе, в остальном мире государства относились к восточному типу.

ВОСТОЧНЫЙ ТИП - первый в истории человеческой цивилизации, возникает 4-5 тыс. лет назад (Египет, Индийское и китайское государство). Экономической предпосылкой их появления было резкое повышение производительности труда, ставшее возможным благодаря строительству оросительных систем. Такой характер сельского хозяйства требовал сохранения общины (одна семья не могла обеспечить проведение ирригационных работ). По этой причине там не возникла частная собственность и не возникли классы. Эти государства основаны на государственной и общественной собственности, во главе абсолютный монарх. Правовые системы не развиты.

В отличие от восточных, западные государства, хотя и возникли позже, развивались быстрее. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ государство - его возникновение в 9-8 вв. до н.э. отражало первое, крупное классовое делœение общества на рабов и рабовладельцев, т.к. с/х общины распались, и появилась частная собственность. Класс, владеющий средствами производства и рабами, узурпирует власть. Наиболее полного развития система рабовладельческого государства достигла в античных государствах Древней Греции и Древнего Рима. В государстве развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократическая республика (Спарта) или демократическая республика (Афины). Основным источником права были законы.

ФЕОДАЛЬНОЕ государство возникло в связи с зарождением феодальных производственных отношений и до сих пор в некоторых странах наблюдаются остатки феодальных отношений. Его возникновение относится к 6-9 вв. Феод. государство являлось диктатурой класса феодала, а основной формой правления была монархия в различных ее вариантах. Экономическую основу составляла частная собственность феодала на землю. Крестьяне имели мелкое хозяйство на земле феодала и должны были отдавать часть урожая. Основным источником права были правовые обычаи.

БУРЖУАЗНОЕ государство возникло в результате буржуазной революции, направленной против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Там, где буржуазия шла на компромиссы с дворянством, буржуазное государство приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме республики. В отличие от предшествующих типов, основанных на официальном закреплении классового неравенства и сословных привилегий, капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. В эпоху ИМПЕРИАЛИЗМА воздействие государства на основные сферы общественной жизни возрастает, функции его расширяются.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ государство – появилось с осуществлением социалистической революции, с установлением диктатуры пролетариата. Советское государство - первая историческая форма социалистического государства. Предполагалось, что власть будет принадлежать рабочему классу. Освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов приведет к росту производительности труда, благосостоянию народа. При этом реальным собственником средств производства стала верхушка партийно-государственного аппарата. Участие народа в осуществлении власти стало формальным, и развитие приобрело застойный характер. Размещено на реф.рфТем не менее, некоторые европейские государства используют идеи социализма в построении общества.

referatwork.ru

характеристика, политическая власть и право

 /   /   /  Первобытное общество: характеристика, политическая власть и право

Общая характеристика первобытного общества

Существовал период, когда не было государства – он носит название «догосударственный» период или первобытнообщинный период.

Первобытное общинное общество – как раз такой период.

Экономика первобытного общества присваивающая: собирательство, охота.

По мере истощения природных ресурсов, человек начинает заниматься земледелием и скотоводством. Начинается обмен.

Неолитическая революция

Неолитическая революция – переход от присваивающей экономике к производящей экономике. В её результате появляются земледельцы, скотоводы и торговцы. Таким образом, начинает появляться имущественное неравенство, а затем и социальное неравенство. С этого момента общество перестаёт быть первобытным.

Это создаёт условия для возникновения государства.

Разделение труда идёт по половозрастному признаку.

Род и племя – основные ячейки первобытного общества:

Род – менее крупное объединение, которое основано на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, общая собственность и социальное равенство.

Племя – более крупное объединение (союз родов). Необходимо защищать свою территорию, более удобно существовать всем вместе. Своя территория, язык, религиозные и бытовые обряды.

Институты власти первобытного общества

Особенность власти первобытного общества состоит в том, что в первобытном обществе существует особый вид власти – потестарная власть. Такая власть не оторвана от общества и не стоит над ним. Осуществляется самим обществом (родовое собрание) либо выбранными лицами (вожди, старейшины), которые не обладают привилегиями кроме авторитета и могут быть заменены. Нет аппарата принуждения и управления.

Право в первобытном обществе

Права нет, правила поведения выражены в виде мононорм. В эти правила поведения включаются религиозные, корпоративные, моральные нормы.

Интересное:

www.student-pravo.ru

3. Общая характеристика первобытного общества. Специфика источников по истории первобытного общества. - Мои статьи - Каталог статей

Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошел в употребление в XIX в.[1][2] В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Первобытно-общинный строй — марксистский термин, означающий самую первую общественно-экономическую формацию, когда все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта был единым для всех был («первобытный коммунизм»). От следующих за ним этапов общественного развития первобытно-общинный строй отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и введения рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гочарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа.[3]

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества делится на каменный век, бронзовый век и железный век.

В 40-е годы XX в. советские ученые П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

1) эпоха первобытного стада;

2) эпоха родового строя;

3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи.

Каменный век

Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит:
  • Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.
  • Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

[править] Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

[править] Бронзовый век

Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Периоды бронзового века:

  1. Ранний бронзовый век
  2. Средний бронзовый век
  3. Поздний бронзовый век

[править] Железный век

Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Строго говоря, уже выходит за рамки истории собственно первобытного общества.

Специфика источниковой базы. Данные археологии, этнографии, лингвистики, письменных источников, мифологии

antonyaz.do.am


Смотрите также