Гончарные изделия первобытных людей. Гончарное искусство. Мастера гончарного дела. Основные нюансы гончарного дела
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ИЗ ИСТОРИИ РЕМЕСЕЛ. «СОТВОРЕНО ИЗ НЕДР ЗЕМНЫХ». Гончарные изделия первобытных людей


Гончарное искусство. Мастера гончарного дела. Основные нюансы гончарного дела

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. На сегодняшний день оно представляет собой обработку посредством формовки на специально предназначенном гончарном круге, после чего на высохшее изделие наносится глазурь, затем следует обязательный обжиг глины. Таким образом изготавливаются предметы, которые используются в любой сфере: домашний обиход, строительство, декорации, украшения, сувениры. Эти изделия носят название гончарная керамика, их можно встретить в любом уголке нашей планеты. гончарное искусство

Существует три основных класса производства в технологиях гончарного дела:

  • производство строительных кирпичей;
  • изготовление глиняной или каменной посуды;
  • выработка более изысканных фаянсовых или фарфоровых предметов.

Исходя из технологии производства, все классы гончарного искусства похожи между собой, однако существует ряд нюансов, которые влияют на конечный результат. Главное отличие – сорта глины, которые лежат в основе изделия.

История

Как уже говорилось ранее, гончарное искусство произошло из ремесла, которое служило исключительно для того, чтобы изготовить сосуды для хранения материалов и пищи. Со временем оно развивалось, обогащалось и предстало сегодня перед нами уже не в таком виде, каким видели его наши далекие предки. Благодаря технологическим открытиям стали появляться новые предметы выделки, они повлекли за собой появление таких предметов, как огнеупорный кирпич, каменная посуда, черепица, изразцы, дренажные трубы, архитектурные украшения и другие многочисленные изделия.мастера гончарного искусства

Вследствие того, что общество стало отделывать и украшать привычные глиняные изделия, гончарное дело из разряда ремесла переместилось в разряд искусства. Изготовление глиняных горшков было популярно в древности с тех самых пор, как человечество познакомилось с распространенным на планете материалом – глиной и ее свойствами.

Ветхий Завет содержит несколько упоминаний о профессии гончара и его изделиях. Древнейшие сосуды из глины, еще в доисторическую эпоху, отделывались человеческой рукой и, соответственно, были неправильной формы. Чуть позже встречаются круглые и овальные изделия, очевидно, изготовленные при помощи гончарного круга. История не сохранила сведений о точном появлении этого круга, однако упоминания о нем идут с древности.

Известно, что в Азии первые фарфоровые изделия появились еще две тысячи лет назад. Это указывает на то, что гончарный промысел в Китае развивался гораздо стремительнее, чем во всем мире.

У каждого народа существовали свои традиции, связанные с этим ремеслом, превратившимся в искусство. Так в Африканских странах в начале двадцатого века изготовлялись горшки от руки, сушка глины осуществлялась на солнце, а обжиг изделия производился с помощью пучка соломы и огня.

Что касается Европы, то здесь до восьмого века гончарное дело находилось в полнейшем упадке. Только испанские мавры дали ему толчок, примерно в то же время появились изделия, которые покрывались глазурью.

Гончарное мастерство получило свой расцвет примерно в тринадцатом столетии. Самый яркий всплеск произошел в Италии, там была изобретена майолика – вид керамики, которая изготавливается из обожженной глины. Флоренция подарила миру такого мастера гончарного искусства, как Лука дела Роббиа, его скульптуры и другие произведения считаются гордостью нации и в наше время.

Пользуясь технологиями скульптора Роббиа, тосканские фабрики сделали еще один шаг вперед – изделия из фаянса. Они сначала обжигались огнем, затем их покрывали белой поливой, на которой делались рисунки, после чего изделие было подвержено второму обжигу, более сильному, нежели первый. Из майолики стали делать не только архитектурные украшения, но и домашнюю утварь, вазоны, статуэтки.

После упадка гончарного дела в Италии эстафету приняла Франция. Именно здесь была изобретена печь для обжига глины.

В Средние века глиняная посуда создавалась и использовалась только бедняками, высшие сословия использовали оловяную, серебряную, золотую. Широкое применение гончарное искусство также получило в церковном убранстве. Здесь его использовали для создания кувшинов. Подобными изделиями украшены церкви Новгорода, а также храмы времен Романовых.

В конце восемнадцатого века по всему миру начали появляться целые фабрики, которые занимаются гончарным делом.

Керамические изделия

Главным отличием между разновидностями керамики является состав массы, а также вид глазури, из которой они производятся. Гончарные изделия бывают двух типов: плотные и пористые.гончарный мастер класс

Плотные – это те, изделия, которые при обжиге из-за высокой температуры сливаются в однородную твердую массу. На изломе такой продукт напоминает стекло. Он полупрозрачен и не впитывает жидкость, а ударяясь о сталь, дает искры. Пример плотного гончарного изделия – фарфор.

Пористые, наоборот, легко ломаются, пропускают жидкость. Среди таких изделий – фаянс.

Могут быть продукты, которые не относятся ни к одному типу, а являются чем-то переходным между этими двумя видами.

Плотные

К данной категории гончарных изделий принадлежат следующие:

  • Твердый фарфор. Масса сплавлена, полупрозрачна, мелкозерниста, упруга, однородна, тверда, она не поддастся действию ножа. В таком фарфоре содержится каолин, мел, кварц и полевой шпат. Он подвергается двойственному обжигу: сперва слабый для покрытия глазурью, затем сильный после покрытия.
  • Мягкий фарфор. Его также называют французским. Его содержание – практически прозрачная свинцовая глазурь. Здесь также необходим двойной обжиг, только сначала очень сильный, а в конце более слабый.
  • Неглазурированный фарфор, или бисквит. Имеет обычную фарфоровую массу.
  • Париян. По массе близок к мягкому фарфору, имеет желтоватый оттенок, трудноплавкий.
  • Каррара. Белого цвета, полупрозрачный. Его масса – это нечто среднее между каменными изделиями и парияном.
  • Каменные изделия. Им присущая плотная мелкозернистая масса. Встречаются ординарные и нежные изделия, в основном белого цвета.

Пористые

Данная категория содержит:

  • Нежный фаянс. Является смесью огнеупорной глины и кремнезема. Его покрывают прозрачной глазурью. Масса непрозрачна, звонка.
  • Обыкновенный фаянс, или майолика. Это красно-желтая масса, которая после обжига покрывается непрозрачной оловяной глазурью.
  • Изделия из обычной и огнепостоянной глины. Сюда входят кирпичи, черепица, дренажные трубы и др.
  • Обожженная каменная масса, или, как ее еще называют, терракота. Ее состав – очищенная глина и перетертые осколки готовых изделий. Ее используют для отделки ваз и других изделий.
  • Обыкновенные гончарные изделия. Масса вырабатывается из глины, глинистого мергеля, а также из непрозрачной свинцовой глазури.

Материалы для гончарного дела

Чтобы изготовить кирпич, фарфор, фаянс, необходимо проделать следующую работу: составить глиняную массу, сформировать ее, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Основной материал для изготовления изделий – это глина. Мастера гончарного дела предпочитают использовать горшечную глину, которая обладает необходимой вязкостью, а ее температурное сопротивление идеально подходит для создания продукции. Несмотря на то что сама глина обладает высоким уровнем пластичности, обязательным является добавление вспомогательных материалов из-за того, что при обжиге происходит ее быстрое и неравномерное сжатие, которое превращает изделие в несуразную вещь. Чтобы изготовить самое простое изделие, необходимы еще песок, зола, опилки, для продукции лучшего качества нужен шамот - порошок, который получают из измельченных изделий.музей гончарного искусства

Для производства обычных гончарных изделий добытая ранее глина должна оставляться на один-два года в воздушном пространстве или в воде. После этого ее переминают в деревянных ящиках, на фабриках и заводах это делают специальные машины. Это действие необходимо для того, чтобы очистить глину от камней или мусора. После того как глину достали из ящиков, ее складывают в кучи, которые ножом разрезаются на тонкие пластинки. Они снова помещаются в ящички и переминаются повторно, очищаясь от примесей, которые могли на ней остаться. Высшие сорта изделий, особенно бесцветные, требуют составные части, которые должны быть идеально очищены. Основное правило доброкачественной глиняной массы – ее однородность. В целях качественной очистки глина разделяется на мелкие куски, которые поливаются водой и после суток «отмокания» выбрасываются в месильные машины. Зубцы этой машины при быстром вращении режут глину, а струя воды, проходящая через эту камеру, уносит совсем мелкие кусочки в особый бассейн, крупные остаются на дне. Бассейн предназначен для следующего уровня очистки, здесь грубые частицы осаждаются, после чего еще одна струя уносит их во второй бассейн. В нем глина отсеивается окончательно. В данной технологии используется только теплая вода, потому что она лучше разъединяет глиняные кусочки, а процесс очистки заметно ускоряется благодаря оптимальной температуре.

Пропорции составных частей определяются для каждого вида изделий отдельно. Перемешивание средств также происходит по-разному: на сухую, ножами или же струями воды. При получении этой однородной массы в ней еще остается большое количество нежелательных пузырьков. Эта проблема устраняется либо специальным оборудованием, либо с помощью ног, которыми глина попросту перетаптывается до получения необходимой консистенции.

Обжиг

В узком смысле керамика – это та же глина, но прошедшая обжиг. Соответственно, когда говорят «керамика», то подразумевают продукцию, изготовленную из неорганических материалов (зачастую глины), а также их смесей с различными добавками, которые производятся под воздействием высоких температур и последующего охлаждения.

Процесс обжига запускает необратимые изменения, после которых материал превращается в керамику. Под воздействием высокой температуры происходит сплавление мелких частиц в тех местах, где они соприкасаются.

При производстве фарфора технологии подвергаются значительным изменениям. Это происходит по причине различия материалов, необходимой температуры и разных свойств компонентов. Каждый исходный материал имеет свои пропорции, а также определенный температурный режим:

  • для изделий из глины – 1000-1200 градусов Цельсия;
  • для керамических изделий – 1100-1300;
  • для продукции из фарфора – 1200-1400. музей гончарного искусства

Технология обжига продуктов осуществляется различными методами. Тем не менее процесс обжига в печи – это многовековая, неизменная традиция. В зависимости от температуры и длительности процесса получаются изделия различного качества. Поэтому максимальная температура в печах на производстве не меняется, пока не заканчивается изготовление целой партии продукции.

Более того, внешний вид готового изделия зависит и от состава атмосферы в печи для обжига. Можно вызвать ту или иную степень окисления воздуха. С помощью специально заданных параметров можно добиться даже того, что гончарная глина изменит цвет с коричневого на зеленый.

Нанесение глазури

Некоторые гончарные работы вовсе не покрываются глазурью. К ним относятся кирпичи, черепица, терракота, горшки. Так называемое глазурование проводится в целях защитить глиняные изделия от лишней влаги. Такого же результата добивались в древности и молочным обжигом – метод придания продукции красивого вида и водонепроницаемости.

Не самые дорогие глиняные изделия глазурируются в сыром виде одновременно с обжигом. Это называется муравление. Суть этого действия заключается в том, что во время обжига в печь кидается соль, которая превращается в пары и оседает на изделии. В том месте, где она приземляется, образуется легкоплавкое соединение, называющееся муравой.

Еще один способ покрытия заключается в том, что глазурью, потолченной в мелкий порошок, посыпается изделие. Зачастую это продукция грубой выделки: горшки, необожженные трубы и прочее. До того как наносить покрытие, изделие мажут мучным клейстером и подвергают обжигу.

Суть третьего способа состоит в том, что продукт обливается глазурью, которая имеет консистенцию сливок. Подобным методом покрывают твердые изделия, которые практически не впитывают в себя жидкость. Например, некоторые виды фарфора и фаянса. мастера гончарного дела

И последний способ состоит в том, что фарфоровые и фаянсовые изделия помещаются в емкость с глазурью. Данный метод предназначен для той продукции, которая подвергается слабому обжигу и изначально впитывает жидкость. Глазурь растирается в мелкий порошок, смешивается с водой. В эту жидкость, напоминающую по консистенции молоко, помещается изделие, которое впитывает эту смесь. На такой глазури возможно сделать рисунок.

Арт-терапия

В современном ритме каждый находит свой способ расслабиться. Один из самых красивых и необычных методов – заняться гончарным делом. Есть два способа попробовать себя в этом искусстве. Первый – купить гончарный круг и необходимые материалы, чтобы заниматься самостоятельно. Гончарная мастерская в собственном доме – это не только стильно и модно, но еще и невероятно увлекательно для вас, ваших близких и друзей. В этом случае вы сможете чувствовать себя свободным художником, пробовать различные формы, опираясь на видеоуроки.

Второй способ – школа гончарного искусства. В классе таких же новичков, как вы сами, у вас будет возможность примерить на себя амплуа создателя прекрасного, художника и скульптура.

Психологи утверждают, что гончарное мастерство – это отличный способ справиться со стрессом, стать более уравновешенным и внимательным. Арт-терапия, по мнению специалистов, один из лучших методов борьбы с депрессией и другими нервными расстройствами. Времяпрепровождение за гончарным кругом помогает упорядочить мысли, отвлечься от мелких повседневных неприятностей и найти выход из сложной жизненной ситуации. "Полная отдача делу не решит ваших проблем, но точно поможет найти пути их решения", - в один голос говорят врачи.

Изделия своими руками

В каждом доме присутствуют глиняные, керамические или фарфоровые изделия. В условиях массового производства трудно удивить кого-то заводской посудой или вазой для цветов.

Гончарное дело – это невероятно веселое и увлекательное занятие для всей семьи. Вы сможете весело провести время, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку.гончарная мастерская

Посетив первый гончарный мастер-класс, вы сможете уже самостоятельно изготовить горшок. Внимательные преподаватели обычно с терпением относятся к новичкам, направляя их и помогая во всем. Гончарное искусство помогает справиться с мелкими стрессами, отвлекает от повседневной суеты. А изделия, которые вы сами сделаете, станут поводом гордиться очередной победой над собой. К тому же после того, как вы поработаете за кругом и слепите свой горшочек, у вас будет возможность своими руками разрисовать его. Здесь можно проявить всю фантазию. Такое изделие станет прекрасным подарком близкому человеку.

Популярностью пользуются вечеринки, дни рождения и корпоративы, проведенные за таким необычным занятием. Это хорошая возможность пообщаться, узнать поближе друг друга и увидеть творческий потенциал своих знакомых. К тому же такой праздник наверняка запомнится своей необычностью, оригинальностью, а изделия, изготовленные самостоятельно за гончарным кругом, станут отличным подарком в память о замечательном дне. А кто-то, возможно, откроет в себе талант и всерьез займется этим делом, чтобы в будущем открыть собственный музей гончарного искусства. Особенно понравится такое занятие детям. Если у них хорошо получается лепить из пластилина, то нужно попробовать отдать их в школу гончарного мастерства. Это поможет развить моторику рук, благотворно повлияет на настроение малыша, а также позволит открыть творческий потенциал ребенка. Интересное и увлекательное хобби развивает внимание, фантазию и мышление.

Хобби или бизнес?

В современном мире гончарные изделия пользуются большой популярностью. Они относятся к разряду продукции, которая всегда востребована и актуальна. В каждом доме есть посуда, вазы, горшки, различные статуэтки и сувениры. Много веков это ремесло, перерастающее в искусство, пользуется популярностью и спросом. А потому увлечение гончарным делом все чаще перерастает в настоящий бизнес. Собственная гончарная мастерская очень прибыльное дело, ведь основное сырье – глина – бесплатный материал, который в прямом смысле лежит просто под нашими ногами. Красивые, оригинальные, дизайнерские изделия могут приносить производителю хороший доход. Мастер гончарного дела – это профессия для души. Вы можете разнообразить окружающий мир, получить уникальное хобби, которое будет приносить вам прибыль, а также раскроет ваш творческий потенциал.

Гончарное искусство пользуется популярностью во всем мире. Несмотря на то что ему уже несколько десятков веков, оно никогда не выйдет из моды.

fb.ru

Гончарное искусство

С незапамятных времен человек научился обрабатывать глину, использовать гончарный круг, вытягивать на нем различные сосуды. Закаленные обжигом, но все же непрочные предметы служили каждому поколению людей и уходили из жизни вместе с ним. Обломки древней керамики и сегодня служат археологам надежным источником в воссоздании истории и материальной культуры многих ушедших эпох.

Гончарному делу свойственна глубокая преемственность традиций. Пожалуй, ни один другой вид народного искусства, как керамика, не обладает такой устойчивостью форм и технических приемов, кажущихся многие века неизменными. Секрет этого парадоксального явления – в древности гончарства, всеобщности его природы и средств выражения. Глиняные изделия изготовляли повсюду, где находились залежи гончарных глин, а сама их обработка, приготовление глиняной массы, создание с помощью быстрого вращения гончарного круга из бесформенного комка объемного предмета, украшение его простейшими способами – весь этот процесс рождения гончарного изделия, повторяемый многими поколениями мастеров, привел к своеобразной универсальности этого искусства. Все существующие и поныне виды гончарной техники, как и многие современные формы сосудов, человечество знало еще в глубокой древности. Вместе с тем, подобно любому произведению народного искусства, керамика всегда современна и несет на себе печать времени создания. Такое удивительное сочетание древности и современности особенно характерно для гончарства Русского Севера. Хранитель многих традиций народной культуры, Север и в гончарном деле донес до наших дней многие его разновидности, уже давно забытые в других местностях, донес не просто как архаическую технику, но в современных произведениях художественной керамики.

До XX века здесь применяли старинный способ ручной формовки – отпечатывали в специальной форме небольшое количество изделий со сложным узором. Знали на Севере и способ так называемой «обварки» керамики. Вынутое из горна раскаленное изделие опускали в мучную болтушку, которая вскипала на его поверхности, оставляя на стенках фантастический узор из темных пятен с разводами. В Кадниковском и Тотемском районах также вплоть до XX века делали чернолощеную керамику. Ее черный цвет достигался завершением обжига в сильно коптящем пламени без доступа кислорода. До обжига на стенки сосудов гладким камешком – «лощилом» – наносили полосы и линейные узоры. Обожженный сосуд приобретал блеск, а рисунок серебрился на матовом черном фоне. Своеобразию декора отвечали и прекрасные пропорции, благородная простота и крепость форм чернолощеной керамики. Но больше всего на Севере бытовала поливная (муравленая) посуда, покрытая внутри и снаружи прозрачными или цветными глазурями, которые не только украшали сосуды, но делали их прочными и влагонепроницаемыми. Глазури приготовляли из окислов металлов, состав которых давал коричневый, желтый или зеленый цвет поливы. Нередко мастера достигали сложных сочетаний пятен и живописных потеков глазури на поверхности изделий. У северных гончаров больше был распространен сухой способ глазурования: перед обжигом горшки покрывали смолой и посыпали порошком свинца с добавлением меди. В горне смола выгорала, а порошок плавился, застывая блестящим стекловидным слоем.

Глубокая древность гончарного дела, сама техника работы на гончарном круге и назначение сосудов служить вместилищем для разных продуктов обусловили удобство и целесообразность округлых форм, выверенных многими поколениями гончаров. Поистине неисчерпаемы варианты их воплощения, всегда связанные с конкретным бытовым применением предмета. Глиняную посуду украшали простейшими орнаментами. Оттиснутые в сырой глине специальными штампиками, нанесенные острой деревянной палочкой, в виде лепных жгутов-налепов или расписанные ангобами – жидко разведенной глиной, – они всегда выразительны в слиянии с формой предмета, в выявлении ее особенностей. Внешняя простота северной керамики сочетается с удивительной пластичностью ее форм – то крутобоких, приземистых, то вытянутых, обтекаемых, но всегда пропорциональных и соразмерных. Вместе с тем одинаковые по назначению сосуды в разных гончарных районах обретали своеобразие форм, пропорций, способов украшения. Народное гончарство на Севере развивалось в виде небольших промыслов, обслуживавших своей продукцией население окрестных деревень.

На Севере широко бытовали огромные сосуды для воды, корчаги для пива, горлачи для хранения зерна, многочисленные горшки разных размеров и назначения, кувшины и кринки для молока, сметаны и кваса, узкогорлые кубышки для растительного масла, глубокие миски и жаровни для приготовления пищи на огне, подвесные рукомойники, ритуальные латки для холодца или киселя, приготовляемых специально к определенным обрядам; особо украшенная свадебная посуда.

Как и повсюду, изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочных и реальных одновременно. Меткость характеров всегда сочеталась с предельной обобщенностью образа, лаконичной пластической формой. Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах, дополняя скульптурный образ звуковыми аналогиями.

Высокий уровень гончарства на Севере явился благодатной почвой для развития его самостоятельной ветви – изразцового дела. Поливные плитки сначала с плоскорельефными, а позднее с расписными узорами стали непременной принадлежностью архитектурного декора, украшая фасады зданий и интерьеры.

На вологодской земле было немало очагов гончарного искусства. Одним из центров традиционного гончарства была Андома в Вытегорском районе. Здесь делали в основном повседневные миски, горшки простых форм и торговали ими по всей округе. Особенно известным промысел стал в 1920 – 1930-е годы, когда мастера попробовали свои возможности в создании декоративной скульптуры и игрушки.

В 1930-е годы широкое распространение приобрела керамика из деревни Высотино Устюженского района. Изделия этого центра бытовали на большой территории Вологодской и соседней Новгородской областей. И сейчас в разных районах можно встретить в быту оригинальную посуду устюженских гончаров. Она удивительно разнообразна не только по формам, но и по размерам: от огромных ведерных водяников до небольших банок с плоскими крышками и судков с дуговидными ручками для молока и сметаны. Вместе с тем всем изделиям этого промысла присущи несколько вытянутые пропорции, обтекаемые плавные линии овального силуэта. Своеобразен и декор этих произведений. Устюженские мастера использовали прием неполной поливы – глазурью покрывали весь сосуд внутри, а снаружи только ее верхнюю часть. По глазури расписывали светлого оттенка ангобами. Поверхность сосудов покрывал орнамент из розеток, звезд, полос, полукружий, уголков. Их незатейливые рисунки ложились в цепи и ряды, подчеркивая горло, плечики, тулово, крышки. Неповторимый стиль устюженской керамики позволяет без труда отличить ее среди гончарных изделий других центров.

Еще один гончарный центр, открытый экспедициями музеев в 1960-е годы, находился в деревне Сомово близ Верховажья, на границе Вологодской и Архангельской областей. По рассказам жителей, промысел здесь существует около ста лет. Здесь делали чернолощеную и поливную посуду: кувшины, кринки, трехведерные и малые горшки, обрядовые латки-жаровни с тиснеными изображениями рыб и раков, кружки, миски, тарелки и даже глиняные самовары. Сомовскую керамику покрывали цветными глазурями, ложившимися то зигзагами и живописными затеками зеленого цвета, то сплошным коричнево-красным стекловидным слоем.

С детства знали гончарное мастерство братья Александр и Павел Житнухины. В трудную пору жизни оно не раз выручало их, а сейчас стало искусством. Сделанная ими посуда добротна и удобна, красива как своими формами, так и темно-коричневой или зеленой блестящей поливой. Скромные орнаментальные пояски и зубчики подчеркивают небольшие объемы приземистых мисок и кувшинов. Житнухины – авторы многочисленных глиняных свистулек.

Сегодня гончарное искусство на Вологодской земле вновь становится популярным не только в забавных глиняных фигурках, но и посуде разных форм и назначения. Поэтому вспоминают старое ремесло мастера, возрождают забытые способы изготовления посуды, приобщают к основам гончарного дела детей, чтобы не ушло в прошлое это мастерство, не прервалась традиция древнего искусства.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Плюсануть

Класснуть

cultinfo.ru

ИЗ ИСТОРИИ РЕМЕСЕЛ. «СОТВОРЕНО ИЗ НЕДР ЗЕМНЫХ»

ПОДОБНО ТВОРЦУ

Клинописный текст. Шумер. Глина. 4000 лет до н. э.

Изделия древнеегипетских мастеров — статуэтка гиппопотама (XX век до н. э.) и отряд нубийских лучников (из гробницы Месехти, XXI век до н. э.).

Венера из Дольни Вестоницы. Моравия. Глина. Неолит.

Изящны формы сосудов, изготовленных хеттами — сосуд из Кюлътепе (XVIII век до н. э.) и два сосуда из Алишера примерно того же времени.

Прекрасные образцы изделий из глины, созданные в Двуречье — сосуд и блюдо из Суз, чаша из Убайды (IV тысячелетие до н. э.).

Что только не делали из глины! Так выглядела шкатулка для притираний с острова Сирое (2500 год до н. э.).

Представляемые изделия из глины, относятся к эпохи эгейского искусства ранней бронзы.

Человеческие фигурки и кувшин в форме птицы. Крит (2500 — 2000 годы до н. э.).

Сосуд, украшенный тюльпанами, с острова Мелос (1700 — 1500 годы до н. э.).

Гигантские сосуды — пифосы — для хранения припасов из кладовой Кносского дворца. XVI век до н. э.

Ваза (очень напоминающая современную сумку) с острова Псира (около 1500 года до н. э.).

Искусство периода гомеровской Греции представляют сосуд из некрополя в Афинах (IX век до н. э.) и крышка с четверкой коней (XIII век до н. э.).

Эпоха ахейской Греции. Конь с колесницей изображен на вазе, называемой кратером (XIV — XIII века до н. э.).

Фрагмент росписи амфоры — «Надгробный плач».

Сосуд из Аттики (VIII — VII века до н. э.).

Период классики в искусстве Греции: юноша-гимнаст и ваза, называемая дурис (490—480 годы н. э.).

Основные типы, греческих ваз. 1, 2. Кратер. 3. Стамнос. 4. Амфора. 5. Гидрия. 6. Пелика. 7. Ойнохоя. 8. Килик. 9. Лекиф. 10. Канфар. 11. Киаф. 12. Скифос.

Ворота богини Иштар в Вавилоне облицованы глазурованным кирпичом (реконструкция). Фрагмент ворот.

А я беспомощен и слаб, Как все, как вы — лишь умный раб, Из глины созданный и праха... А. Блок

Вопросы — как, откуда произошли мироздание и человек? — пожалуй, самые важные. В ответах на них — и наши представления об устройстве мира, и фундамент всех религий. Эти вопросы волновали людей со времен глубокой древности. Мифы, записанные в разных уголках земли, рассказывают примерно об одном: мир и человек сотворены Богом (или богами) из глины (в Африке и сегодня молено услышать, что Солнце, Луна, звезды, Земля сделаны из глины). В древнейшем Шумере (южное Двуречье, IV—III тысячелетия до н. э.) верили в могущественного бога вод Энки: он придумал, как создать человека, а богиня Нинмах и богини рождения лепили из глины не только человека, но и его судьбу. По поверьям Древнего Египта, человек создан из глины на гончарном круге богом плодородия Хнумом. Похожие мифы есть и в Новом Свете.

О том лее повествует и Библия. Человека сотворил из глины иудейский Бог (Бог-отец в христианстве), событие это произошло в шестой день Творения: «И создал Господь Бог человека [Адама] из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его. И закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену [Еву], и привел к человеку», — говорится во второй главе книги «Бытие», одной из пяти, составивших Ветхий Завет.

Однако в той лее книге «Бытие» отразился, по-видимому, и другой миф, вошедший в Ветхий Завет, — там речь идет о создании из глины сразу и мужчины, и женщины: «...И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Такое противоречие в тексте примиряет древнее предание. Согласно ему, созданную из глины первую женщину звали Лилит и именно она была первой женой Адама. Но Лилит непрестанно спорила с мужем, утверждая, что они равны, поскольку оба сотворены из одного материала. Ей не удалось убедить Адама, и Лилит покинула его.

Но раз из священной земли Бог сотворил человека, то и создание из нее чего бы то ни было тоже есть некое священнодействие. Недаром занятие гончара у многих народов считалось делом мистическим, сакральным. В Древней Японии, например, гончары, подобно жрецам, составляли касту. Были особой кастой гончары Цейлона, средневековой Индии (индийский гончар начинал день с лепки священного фаллического изображения; ему и своему гончарному кругу — символам бога Шивы — он должен был тут же поклониться). А вот в Западной Африке и в некоторых областях Средней Азии гончарное дело — занятие исключительно женское. Более того, там считается: женщина обладает сверхъестественными способностями именно потому, что обрабатывает «живую глину».

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ — ГЛИНА!

Жизнь первобытных людей была тесно переплетена с окружавшей их природой. Она давала им и кров, и пропитание. Камни, ветви, сучья или кости крупных зверей служили орудиями, шкуры животных и кора деревьев заменяли одежду. В те же доисторические времена человек заметил, что глинистая земля обладает удивительным свойством. Смоченная водой, она становилась мягкой и податливой, из нее молено вылепить чаши, горшки и многое другое. Далее просто высушенные на солнце, эти изделия были незаменимы в тяжелом быту древних людей, а оболеженные на костре, обретали особую прочность. Так появилась керамика (по-гречески keramos — глина).

Глагол «ваять» восходит к очень древнему слову, означавшему «вить», «плести», отсюда возникло предположение, что поначалу глиной могли обмазывать плетеные изделия, а при обжиге на костре каркас из веток выгорал. И действительно, на старинных черепках иногда заметны его следы, хотя для гладкости каркас могли обкладывать, например, листьями. На сосуды наносили орнамент.

До гончарного круга было еще далеко, и глиняные изделия лепили руками. На плоское донышко укладывали ряд за рядом глиняную ленту-«колбаску» (либо параллельными кольцами, либо спирально), создавая задуманную форму. Стыки между рядами затем тщательно затирали. Таким способом совсем еще недавно делали (а может, и сейчас делают) глиняные сосуды в высокогорных селениях Памира. Порой так лее работают современные художники-керамисты.

Вручную из глиняного теста, пожалуй, молено соорудить чуть ли не все, что требуется в быту — чаши, горшки, блюда, кувшины, сосуды для воды, вина, масла, молока, меда, бутыли, столики, коробочки, лампы, подсвечники, погребальные урны, курильницы, курительные трубки, украшения...

Всего не перечислить. Из глины делали и продолжают делать декоративные плакетки — пластинки с рельефами. Уже на древнейших плакетках из Эшнунна (конец III тысячелетия до н. э.) есть изображения арфистки с арфой, плотника за работой. В античном мире из глины лепили театральные маски. И, наконец, печи для обжига — ведь тоже из глины.

В Древнем Шумере и «бумагой» служили глиняные таблички. Писали по сырой глине палочками, вдавливая их, получались знаки-клинышки — клинопись, потом таблички сушили на солнце. Древнейшие библиотеки, хранившие порой десятки тысяч таких табличек, поведали историкам о шумерских богах, царях, обсерваториях, школах, шумерской поэзии, которая существовала пять-шесть тысяч лет назад, о шумерских каналах и садах...

ОТ САКРАЛЬНЫХ ФИГУРОК ИЗ ГЛИНЫ К СВЕТСКОЙ ИГРУШКЕ

Там, где обнаруживают следы людей, живших в каменном веке, обычно находят вылепленные из глины странные женские фигурки. Главное в них — пышное тело, грудь, живот. То — продолжательница рода, мать, заключающая в себе великую и непостижимую тайну рождения новой жизни, женщина-кормилица. Такие фигурки чаще всего находят в особо почитаемых местах: у родового очага, у алтаря, в тайничках. Археологи назвали их палеолитическими Венерами. Но и в пластических изображениях животных (их тоже часто находят археологи) древние люди видели особые магические свойства.

Рассматривая древние рисунки и скулыпурки, мы даже и не подозреваем, какой таинственной силой обладали они в глазах людей ранней поры человечества. А ведь отношение к ним было, по всей вероятности, таким лее священно-трепетным, как сегодня, к примеру, у истинно верующих — к иконе. Со временем сакральное восприятие пластических изображений людей и животных размывалось.

В античном мире из глины лепили копии больных частей тела и приносили их в храмы, к богам, прося исцеления или благодаря за него. В те лее времена были распространены и глиняные марионетки — фигурки людей с подвижными ручками и но лжами. Что это — игрушки? Определенного ответа на вопрос нет. Одно лишь бесспорно: с давних времен на берегах водоемов с глиной играли дети, лепили из нее то, что им казалось интересным, что они видели вокруг. (Согласно преданию, пятилетний Христос оживил вылепленных из глины воробьев.)

А наши глиняные игрушки и свистульки? В древности с их помощью отгоняли нечистую силу, они оберегали дом и домочадцев, то есть тоже имели выраженное сакральное назначение. До сих пор живы промыслы яркой, веселой и беззаботной глиняной игрушки, каждый со своими отличительными особенностями. Потеряв свое мистическое значение, они пришли в наши дома как украшения.

Но из глины можно лепить и крупные формы. Так и делали, например, древние этруски (они жили на северо-западе Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н. э.). Эта традиция — создавать скульптуру из глины — дожила до наших дней.

ГЛИНА — СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Свершив свой земной путь, человек возвращается в землю, чтобы, возможно, появиться в новом облике.

Будь весел: не умрет вовеки мир земной И звездам не дано исчезнуть — ни одной. Кирпич, сработанный из тела твоего, В дому других людей возвысится стеной, —

писал поэт, философ, математик Омар Хайям (около 1048 — после 1122).

Когда люди стали своими руками сооружать жилища, то в лесных районах, возможно, плели их из прутьев и обмазывали глиной. В более южных краях основным жильем становится полуземлянка. До сих пор в разных странах можно встретить мазанки и глиняные дома, сложенные из примитивного самана — кирпича, сделанного из смеси глины с навозом и высушенного на солнце.

На Руси строили из дерева, и пожары были постоянным и разрушительным бедствием. Чтобы противостоять всепожирающему огню, Петр I попытался заставить своих подданных строить мазанки по предложенным «образцам». Попытка не удалась. Однако имела продолжение уже по иному поводу: в конце XVIII века всерьез задумались о сохранении лесов. Замечательный русский архитектор Н. А. Львов горячо пропагандировал землебитное строительство, обучал новой технологии представителей от крестьян. Памятью о глинобитном увлечении Львова стал Приоратекий дворец в Гатчине, под Петербургом.

Но главным строительным материалом все лее стал «камень», придуманный человеком и созданный им из глины, — кирпич. Удобный уже тем, что ему изначально молено придать желаемую форму или сделать рельефным. Из него строили все — укрепления, храмы, дома, хозяйственные постройки...

Строительные возможности глины поистине безграничны. В Древней Греции из нее делали архитектурный декор, например фризы с пальметтами и под ними ряд голов Горгоны. А в государстве Ахеменидов, существовавшем на территории Ирана в 559—330 годы до н. э., стены зданий украшали глазурованные изразцы. Уже тогда из них составляли не только декоративные орнаменты, но и изображения фантастических крылатых сфинксов, крылатых быков. Тысячелетия живет на этой земле традиция изготовления изразцов. Менялись только сюжеты.

Знамениты средневековые иранские изразцы — звездообразные или прямоугольные, украшенные птицами, цветами, надписями, складывающиеся в орнаментальные ленты или группы. Позднее стали делать большие панно из майоликовых плиток, каждая из которых — деталь общей декоративной композиции. Именно из этого очага цивилизации культура изразцов перешла в Среднюю Азию, оттуда она попала в Золотую Орду и далее — на Русь. А в соседней с Ираном Византии в IX—XII веках облицовочные плитки делали в форме выпуклых или вогнутых изразцов — на них изображалась Богоматерь с младенцем Иисусом или святые.

В Китае, в период династии Хань (206— 220 годы н. э.), в гробницах использовали не только кирпичи или небольшие плиты с резным орнаментом, выполненным углубленным рельефом, но и черепицу с геометрическим или растительным рисунком, со стилизованным изображением животных. В Индии в IV—VI веках из обожженной глины были не только декоративные рельефы для стен храма, но и плиты для мощения пола. На плите из монастыря Харван в Кашмире оттиснут декор из человеческих фигур и цветов. На других — брахманы-аскеты соседствуют с амурами в гирляндах.

Пробудившаяся к жизни средневековая Европа широко использует и кирпич, и черепицу, и плитки для пола. В XIII—XIV веках во Франции удивительные узоры керамических полов, набранные из многих плиток, напоминают медальоны, ковры, представляют лабиринты.

Весь накопленный историей человечества опыт использует сегодня строительная керамика.

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ И НОВЫЕ ТЕХНИКИ

Гончарный круг — величайшее изобретение человечества. В переднеазиатских очагах цивилизации он известен уже в IV тысячелетии до н. э. Ранние гончарные круги были очень примитивными, в действие их приводили рукой, а по окончании работы с поверхности изделия удаляли неровности. В Древнем Египте, где гончарный круг известен примерно с 3200-х годов до н. э., неровности на внешней стороне полировали галькой. Подготовленные таким образом сосуды перед обжигом расписывали, причем это могли быть геометрические мотивы, изгибающиеся линии, цветы, животные, иногда образующие сложные композиции.

Уже на ранних стадиях цивилизации человек использовал многие изобразительные приемы, вновь «открытые» потом, тысячелетия спустя. К примеру, керамика из Двуречья конца IV тысячелетия до н. э. дает нам образцы абстрактного искусства — роспись треугольниками, ромбами, кругами, волнообразными линиями, шашечным узором... Иногда — это абсолютно схематичные живые существа, например человеческая фигура подчас сводится к треугольнику или прямоугольнику. А вот в крито-микенской керамике 1600—1200-х годов до н. э. декор достигает такой реалистичности, что впору говорить о натурализме. Совершенная по формам и росписям лаковая керамика Древней Греции занимает в этом условном ряду «золотую середину».

Работа современного гончара завораживает. Легко, чуть ли не по волшебству под его руками возникают то массивные, «коренастые», а то утонченные, изысканные чаши, кувшины, вазы... Между тем легкость эта кажущаяся, гончар владеет тысячью секретов своего ремесла. Вот лишь некоторые из них.

•  Необходимо правильно подобрать глиняную смесь. От этого зависит, какими останутся поры после того, как изделие «спечется» при обжиге, то есть не разбухнет ли оно, наполненное водой.

•  Стенки должны иметь равную толщину, иначе при обжиге возникнут натяжения, и как следствие — трещины, а то и разрывы.

•  Надо учесть, что при сушке и обжиге произойдет усадка, и величина готового изделия окажется почти на одну шестую меньше сырого.

•  Ручки или горлышко высыхают раньше, чем все тулово. Чтобы в печи ручку не разорвало, она должна иметь изгиб, а горлышко — быть потолще.

•  От температуры обжига и режима поступления в печь воздуха (а с ним кислорода) зависит качество черепка, его внешний вид.

Есть и «утилитарные секреты». Например, внутренний диаметр нашей крынки для молока составляет 11 ± 1 см, а наружный — 12±1 см. И так во всем мире, у всех народов. Почему? Оказывается, высохший молочный козеин отмыть с керамической поверхности можно только механически, поэтому нужно, чтобы в горло проходила рука, но также валено, чтобы сосуд легко было ухватить одной рукой.

А сколько неожиданностей и секретов таит в себе поведение красок! Еще шесть тысяч лет назад в Двуречьи знали, что, когда для росписи используется окись железа, цвет изменяется в зависимости от температуры обжига от желто-коричневого до черного.

Керамисты во всех уголка земли постоянно совершенствовали свое ремесло, изобретали новую технику. Так у мусульманских народов в средние века получила распространение поливная посуда и люстровые изделия. Предполагается, что техника люстра была изобретена арабами в VIII веке. Сырое изделие покрывали плотным слоем оловянной глазури и обжигали. После этого предварительного обжига его расписывали красками, составленными из окислов металлов, преимущественно меди, а затем обжигали вторично при более низкой температуре. Краски, взаимодействуя с дымом, превращались в тонкий металлический слой с золотистыми, коричневатыми или красноватыми оттенками.

В Византии с XI века применялась техника сграффито — процарапывание по глазури или удаление широких участков поливы. А в XVI веке мир восхищался удивительным фаянсом из турецкого Изника — с цветочными узорами, а то и с изображением животных, парусных судов, зданий.

В том лее XVI столетии во Франции работал керамист Б. Палисси, изобретший прозрачные глазури, похожие на яшму и не пропускавшие воду. Не будучи художником, он стал украшать свои изделия, черпая формы в самой природе. На оловянном блюде он укреплял усыпленных раков, лягушек, змей (перечень молено продолжить), камушки и другие природные предметы, наносил глину и делал форму для будущих изделий. Готовые изделия он расписывал своими яшмовыми глазурями.

Шаг за шагом человек осваивал мир и уже начинал ощущать себя в нем своеобразным творцом. При этом мысль о сакральности занятия гончара все более утрачивала свою остроту. Но чувство неразрывной связи человека с землей, включенность его в круговорот природы сохранялась:

Я видел гончара в толпе людей. Вращая колесо ногой своей, Кувшины, чашки делал он проворно Из праха нищих, из голов царей. Или:Этот кувшин, как и я, был влюбленным сначала, Пленником был он кудрей и пылал он, бывало. Ручка, которую видишь на шее кувшина, — Это рука, что красавицы стан обвивала, —

писал Омар Хайям. А столетия спустя ему вторил Александр Блок:

Когда я умру.. Из сердца лоза прорастет, а из глины телесной Кувшин изваяют, чтоб радовал вас на пирах.

www.nkj.ru

Легенды : Гончарный круг

Кружится глина на гончарном круге, руки мастера ласково обнимают ее, направляют, и вот уже вырисовываются плавные очертания кувшина с широким дном и узким горлышком… Волшебство, да и только… Невозможно оторвать взгляда от этого завораживающего действия, когда кусок обычной глины в умелых руках превращается в настоящее произведение искусства.

Гончарное ремесло — такое же древнее, как и само человечество. Изучение мирового искусства непременно начинается с керамики, которая может сохраняться в земле не одну тысячу лет. Недаром в археологических экспедициях наиболее красноречивыми артефактами считаются глиняные черепки. По этим невзрачным осколкам прошлого можно изучать историю целых народов и цивилизаций.

Сплетение мистики и ремесла

Гончар издревле был под покровительством высших сил: в далекие времена могущественные боги спустились на землю и научили первых людей гончарному ремеслу. И самого человека бог создал из куска глины и вдохнул в него священную жизнь. Особым мистическим ритуалом считалась на великие праздники лепка фигурок богинь и богов, а также животных. Их украшали, им преподносили дары и всячески оберегали. Волшебное действие гончара заключалось в использовании всех элементов природы: и брал в руки мастер глину (элемент Земли), смачивал ее святой Водой, с помощью творенья божьего (гончарного круга) и таланта своего он лепил сосуд. Затем сушил его на Воздухе и придавал силу немереную в Огне. Не зря гончары являлись людьми уважаемыми, с ними старались не ссориться, дабы не навлечь на дом свой гнев божий.

Изготовление глиняных изделий сопровождалось множеством ритуалов и верований, которые были недоступны простому человеку. Например, идти к источнику за водой для глины можно было только в субботу до восхода солнца. На дне посуды ставилось клеймо в виде креста, чтобы в нее не мог вселиться злой дух. В древних мифах гончар был связан со всякой нечистью, которая помогала ему обжигать посуду.

В Волгограде существует музей-заповедник Старая Сарепта, в котором до сих пор живет привидение. В XVIII веке здесь обосновалось немецкое поселение. Одним из известных мастеров своего дела был И. Ниденталь, гончар по профессии. После его смерти по ночам в одном из залов музея раздается скрип гончарного круга и звуки разбитой посуды…

Зарождение гончарного дела

В далекой древности наши предки использовали глину не как самостоятельный материал, а в качестве связующего элемента: таким образом, они соединяли птичий помет, пух и морские ракушки. Только спустя не одну сотню лет люди стали применять глину для изготовления посуды, а чуть позже и очищать ее от вредных примесей – отмучивать. Первые глиняные изделия были, конечно же, необожженными, поэтому до наших времен практически не сохранились. Первые обожженные предметы были найдены в Японии и датируются 10700 годом до нашей эры. Самые ранние сосуды выполнялись в технике жгута: глиняные колбаски по спирали закручивались вокруг основания. В той же Японии до сих пор подобным методом изготавливают элитную ручную посуду для чайных церемоний.

Великое изобретение

Изобретение гончарного круга произвело настоящий фурор в гончарном деле. С его помощью можно было ускорить и облагородить производство глиняных изделий: посуда выходила из рук гончара более тонкой и изящной. В странах Индии, Египта и Месопотамии следы наличия гончарного круга археологи приписывают к 3-4 тысячелетию до нашей эры, в Китае и Древней Греции – тысячью годами позже. Интересно, что в Египте колесом в качестве гончарного круга стали пользоваться намного раньше, чем для транспортировки. В северную Европу и Россию это изобретение пришло только в эпоху Средневековья. Примечательно, что с изобретением гончарного круга ремесло из преимущественно женского превратилось в мужское, так как при вращении тяжелого круга требовалась недюжая мужская сила.

Ручной круг

Основная конструкция гончарного круга состоит из диска, насаженного на ось. Африканские племена практически до наших дней пользовались деревянным диском на толстой ножке, которую устанавливали в выкопанную яму. Сам круг практически не изменился, совершенствовались только материалы, из которых он изготавливался, и добавлялся привод. Ручной круг устанавливали на скамейке, сам гончар садился на эту же скамейку верхом. Вращение производилось либо им самим, либо его помощниками. Позже в качестве тягловой силы стали привлекать животных – ослов и быков.

Ножной круг

Со временем мастера стали изменять высоту маховика, подстраивая его для личного удобства. Так вскоре родилась идея опустить сам маховик до уровня ног. Вращение ногами позволило освободить руки, тем самым в разы повышая уровень мастерства гончара и качество изделий.

Гончарный круг с электрическим приводом

Век изобретения электричества не оставил в стороне и гончарное дело. Умельцы решили приспособить электромотор к старому ножному кругу:

— с фрикционным приводом: электромотор закреплялся не жестко, а на его вал надевался специальный ролик из резины. Гончар нажимал на педаль, мотор поворачивался, и его резинка раскручивала маховик круга. Нужной скорости можно было добиться удерживанием и опусканием педали. Также был придуман тормоз. Самые долговечные в эксплуатации и надежные гончарные круги;— с редуктором: здесь используется мотор с высокими оборотами, на выходном валу которого стоит редуктор. Резиновый ремень соединяет редуктор с планшайбой, приводя тем самым в движение последний. Из недостатков можно отметить достаточно высокий уровень шума и недолговечность;— с прямым приводом: развитие электроники сделало возможным убрать передаточное звено между мотором и планшайбой. Простота конструкции позволяет данному типу гончарного круга быть максимально эффективным, легким и тихим. Существует возможность регулирования хода вращения: для новичков достаточно 200 оборотов в минуту, для профессионалов — до 400.

В наши дни гончарные круги используют только мастера, не признающие потребительского отношения к гончарному ремеслу и вкладывающие душу в свои творения. Именно поэтому изделия hand-made становятся все популярнее...

the-legends.ru

Где зародилось гончарное ремесло? — domino22

Некоторые мифологии принимают за начальную точку отсчета человеческой истории возникновение гончарного ремесла. Возможно, именно это и подразумевалось библейским рассказом о сотворении Богом первого человека Адама из красной глины. Однако антропологи, опираясь на данные археологии, доказывают, что гончарными навыками человек овладел далеко не сразу, только в эпоху неолита, то есть приблизительно девять тысячелетий тому назад. Началось все, как ни странно, с детских игрушек. Именно они относятся к самым древним находкам.

Со временем игра утрачивала связь с младенчеством и приобретала все более серьезный характер. Из глины стали лепить фигурки божеств, оберегов, тотемов и т. д. Появились первые на земле глиняные сосуды, которые больше всего походили на неуклюжие пригоршни окаменевших великанов.

Впрочем, при анализе археологических находок важную роль всегда играли воображение и фантазия. Вполне вероятно, что все происходило совсем не так. Возможно, обитатели древних пещер увидели в следе оленьего копытца на глине скопившуюся после дождя воду, вырезали этот комок и использовали для хранения жидкости. Кстати, благодаря этому почти сказочному свойству глины долго удерживать жидкость наши предки могли прийти к «обоснованному» выводу, что фигурки кумиров и оберегов нужно изготавливать именно из этого чудесного материала. Но такое предположение тоже остается ничем не подтвержденной игрой воображения.

Впрочем, последовательность, в которой развивалось гончарное мастерство, не имеет решающего значения. Важнее понять, насколько огромна и бесценна та роль, которую сыграли керамические изделия в судьбе Человечества. Благодаря глиняной посуде человек смог отказаться от сырой пищи и освоить кулинарное искусство, что способствовало развитию не только его мозга, но и всей цивилизации. Обожженные глиняные кирпичи предоставили людям возможность селиться там, где им было удобнее и безопаснее. Рукотворные дома, безусловно, оказались более комфортабельными жилищами, чем дарованные природой пещеры. Первые записи тоже делались на глиняных дощечках, которые в случае необходимости обжигались для вечного хранения. Список благ, которые приобрело человечество с освоением гончарного искусства, можно было бы продолжать очень долго.

Человек осваивал мир всегда методом проб и ошибок. Не исключение и искусство керамики. Первые гончары мучительно искали необходимые для их целей составы глины, пробовали разные способы обработки массы и методы изготовления разных предметов. Ассортимент изделий расширялся очень медленно. Нам предоставляется возможность усвоить находки и открытия предков, чтобы воспользоваться их опытом и не повторять прежних ошибок. Возможно, что именно вы прославитесь как выдающийся мастер керамики, а может быть, вам удастся только освоить азы гончарного ремесла, но даже в этом случае изделия, созданные вашими руками, могут принести пользу и прибыль.

Учитывая состояние сегодняшнего производства, да впрочем, и всей страны, стоит особое внимание обратить на технологии наших далеких предков. Им не на кого было рассчитывать, они не надеялись на заокеанскую помощь и не дожидались улучшения условий для развития промышленности. Они просто жили и старались доступными им способами обеспечить жизнь своих близких. Разумеется, их технологии не были эффективными с точки зрения сегодняшних гончаров. Но определенного эффекта они вполне успешно добивались. Во всяком случае, ни саблезубые тигры, ни скудость урожаев не помешали им создать великолепные творения, которыми и по сей день любуются люди в музеях.

История гончарного дела

Многочисленные археологические находки говорят о том, что в XV-XVI вв. в Пскове изготовлялась своеобразная, с характерным рельефом декоративно-строительная керамика с сюжетным изображением птиц, кентавров, барсов, человеческих фигур и т. д. Керамические изделия других русских центров не имеют подобных образов, что свидетельствует об уникальном своеобразии псковского керамического производства.

В XVII-XVIII вв. новые строящиеся каменные здания украшались красивыми изразцовыми печами, что обеспечивало прочное существование псковскому керамическому центру. По мере упадка роли средневекового Пскова городские мастерские ветшают и мельчают, хотя существуют до начала ХХ в. Традиционное керамическое ремесло уходит за пределы города в пригородные деревни Лопатино, Яблонец. Там делали посуду и попутно игрушки для псковского рынка. Практически в каждой большой деревне работали если не несколько мастеров, то хотя бы один. Скульптурные псковские гончарные изделия привлекают сочностью пластики, убедительной основательностью каждого предмета. Посуда либо матовая, либо политая однотонной поливой. Часто керамика расписывалась ангобом с подкраской цветной глазурью, повсеместно встречается черно-лощеная керамика. Разнообразна керамика по применению в быту: объемные корчаги, чугуны, гусятницы, двойнята, водолеи и т. д.

На Псковском заводе экспериментально-художественных изделий, который находится на месте старого гончарного центра, работают великолепные мастера. К сожалению, иногда мастер работает на поточном производстве, а это гончар, который может повторить любую вещь из музейной коллекции. Уместно здесь привести опыт наших соседей в Тарту, где налажено производство целыми сериями копий с музейной коллекции, с соблюдением старой технологии.

Псков был древним гончарным центром, и игрушку в нашем крае делали везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она была попутным, второстепенным делом. Лепили ее и для себя забавы ради, и для продажи, особенно к ярмаркам и праздникам, чаще всего женщины и дети, реже сам мастер-гончар. Специальных игрушечных промыслов, в Псковском крае не было. Псковские глиняные игрушки продержались в народных промыслах до 50-х гг. ХХ в. Персонажи псковских игрушек-свистулек кони, птицы, бараны, всадники, коровы, мужики и т. д. Изделия либо глазурованы, либо покрыты однотонной зеленой, бесцветной, желтой, коричневой поливами.

www.domino22.ru


Смотрите также