16 лучших фильмов, похожих на Первобытный страх (1996). Первобытный страх объяснение концовки
12 фильмов, концовка которых ошибочно считается хэппиендом
У мейнстримовой традиции заканчивать фильмы счастливым концом есть вполне понятные, легко объяснимые причины – после рутины скучной обыденной жизни зритель физически жаждет светлых эмоций, которые в кинотеатре, в окружении других таких же бедолаг умножаются стократно. Крепкая доза оптимизма, впрыснутая в вены любителя кино через удачно закончившуюся для героев историю, способна служить противоядием от грусти и депрессии, в которую неизбежно время от времени скатывается любой из нас. И режиссеры часто намеренно идут к хеппи-энду, игнорируя здравый смысл и сценарные нестыковки – лишь бы в финале зритель выдохнул облегченно и подумал: «Ура! Добро снова победило Зло!» Но достаточно чуть внимательнее посмотреть на некоторые наши любимые фильмы, чтобы понять, что радужная концовка в них далеко не соответствует тому мраку, к которому пришли персонажи. Вот лишь несколько примеров картин, которые мы традиционно считаем окончившимися на мажорной ноте, но на самом деле имеющих внутреннюю неразрешенную трагедию.
Кадр из мультфильма "Книга джунглей"
В детстве все кажется простым – известная история о Маугли, ребенке, воспитанном волками, прошедшем через дружбу с медведем и пантерой, победившем злобного тигра, а затем вернувшемся к людям, следуя за прекрасной девушкой, воодушевляет. В финале диснеевского мультфильма «Книга джунглей» мы видим Маугли, идущего к людям, – слезы и аплодисменты авторам. Вот только в подобный исход верится с трудом, «Книга джунглей» – это канонический учебник о том, что все нужно делать вовремя, а не ждать, пока проблемы рассосутся сами собой. Багира, вместо того чтобы вернуть найденного ребенка, отдает Маугли в волчью стаю. На 10 лет. И чего же, интересно, звери ждали? Что ребенок станет зверем? Или что он поживет-поживет, да и вернется к своим? А свои не примут уже – реальной истории известны десятки случаев, когда пропавших детей «воспитывали» джунгли, ни одному после возвращения не удалось социализироваться и интегрироваться в общество. Что-то авторы «Книги» не учли, это удручает.
www.film.ru
Рецензия на фильм Первобытный страх от Абу-Шахман 13.05.2017
Судебный процесс - весьма интересная вещь: наблюдать за обвинением, защитой, вслушиваться в детали, делать свои выводы и наблюдать, как судьба человека решается на его глазах другими людьми. Но, как известно, всегда интересней не сам процесс, а его подпольная игра. Об этой самой подпольной игре нам и рассказывает "Первобытный страх".
Сюжет у фильма довольно интересный и интригующий. Картина поглощает, голова работает, заинтересованность в происходящем растет и растет с каждым кадром. Повествование ровное, хоть и неторопливое, но зритель явно не устает от этого, как в случае с недавно просмотренным мной "Манчестером у моря". Сюжетные твисты преподносятся весьма умело, шокируя и удивляя зрителя, но вот нужны были они фильму или нет уже другой вопрос. Не то что бы сюжетные повороты портят общее впечатление, просто вся мораль и идея фильма к финалу переворачиваются с ног на голову и уже не ясно, в чем же основная идея этого фильма, так что я просто не уверен в надобности этих поворотов. Однако, я ,пожалуй, сойдусь на мысли о том, что идея "Первобытного страха" заключается в одной истине - общество само создает своих монстров.
Актерская игра в фильме на высоте. Персонажей немного, но время распределено между ними идеально. Главная тройка героев получают нужную долю сопереживания, но благо никого не стали делать приторно чистыми и добропорядочными. Каждый имеет свой список недостатков, которые очеловечивают героев. Но конечно же главная звезда этого фильма - Эдвард Нортон. Можно ли придумать лучший дебют для актера? Я буду краток - Эдвард Нортон великолепен.
Что же касается общих впечатлений? "Первобытный страх" фильм хороший и качественный. У него есть все составляющие триллера - детективный сценарий, напряженная атмосфера, неожиданный финал. Но, повторюсь, что сюжетные твисты все таки сбивают толку и, по моему, не были так необходимы. В целом же хорошая картина, после которою позже можно обсудить в хорошей компании.
www.ivi.ru
Первобытный страх - Претендую на субъективность
Primal FearГод: 1996Страна: СШАРежиссёр: Грегори ХоблитВ ролях: Ричард Гир, Эдвард Нортон, Лора Линни, Джон Махони, Френсис МакДормандПродолжительность: 129 минутСлоган: "Рано или поздно двуличный человек забывает, кто он на самом деле."
США, Чикаго. Молодой парень Аарон (Эдвард Нортон) - служка в одной из многочисленных церквей города, обвиняется в жестоком убийстве известного архиепископа. На первый взгляд, парень явно не от мира сего - заторможенный, плаксивый и заикающийся, в-общем, производит абсолютно безобидное впечатление. Успешный и горячо любимый жителями адвокат Мартин Вейл (Ричард Гир) берётся за это дело, искренне веря в слова Аарона о невиновности. Но всё оказывается далеко не так просто.
На первый взгляд, типичный сюжет для самой обыкновенной американской судебной драмы. Есть обвиняемый, есть адвокат, есть прокурор, который имеет личную неприязнь к адвокату. Много сцен из зала суда, присяжные, судья в мантии, крики "Порядок!" и "Я протестую!" и прочие обязательные атрибуты жанра. Однако, "Первобытный страх" выделяется из ряда подобных лент, благодаря нестандартной завязке сюжета. Поверьте, во время просмотра фильма вас ждёт не один сюрприз, разумеется, если не читать рецензий, содержащих спойлеры. А финал так и вовсе блестящий, хотя всё же немного предсказуемый.
Продюсеры фильма делали ставку, разумеется, на звёздное имя Ричарда Гира, который к тому моменту уже снялся и в "Красотке" и в "Соммерсби". Этот актёр сам по себе уже мог обеспечить картине необходимую кассу, поэтому во всех трейлерах и постерах упор сделан именно на него.
Однако, стоит лишь взглянуть на список номинаций и наград, которые дали критики и киноакадемики "Первобытному страху", чтобы понять, кто в итоге стал главным компонентом успеха. Это был молодой, никому тогда не известный, актёр Эдвард Нортон, блистательно сыгравший обвиняемого Аарона. Ричард Гир, разумеется тоже старался, и наедине с самим собой и другими актёрами у него даже получалось держать марку. Но стоило камере зафиксировать свой "взгляд" на Нортоне, как сразу становилось понятно, что Гиру остаётся только подавать свои реплики и не мешать восхождению новой звезды Голливуда.
Это был ошеломительный успех дебютанта. Первая же роль - и сразу Золотой Глобус. По мне так и Оскара надо было отдать, но Куба Гудинг мл. в "Джерри Магуайере" уж слишком был пафосно-актуален.
В-общем, "Первобытный страх" по замашкам, вроде как типичная "legal drama", но благодаря интересным сюжетным ходам и гениальной игре Нортона, резко выделяется на фоне подобных ей картин. Советую посмотреть.
Оценка: 8 из 10
<<Перейти к списку рецензий>>
kosolapov.livejournal.com
Как вызвать у зрителя первобытный страх: пример «Сияния»
На канале Lessons from the Screenplay опубликовано новое видео, посвященное разбору хоррора Стэнли Кубрика «Сияние».
Никакой другой фильм не пугает меня так, как «Сияние». В других картинах есть моменты, которые заставляют меня подпрыгнуть от страха или волноваться за судьбу героев, но именно «Сияние» действительно будоражит. Гипнотизирует. Заставляет оглядываться с таким ощущением, будто кто-то (или что-то) стоит за спиной. Сегодня я хотел бы проанализировать сценарный подход соавторов Стэнли Кубрика и Дианы Джонсон. Выяснить, чем он отличается от подхода большинства авторов хорроров, и понять, чем именно пугает «Сияние».
Сценарий
Прежде всего, признаюсь, что я так и не смог прочитать режиссерский сценарий «Сияния». Единственная доступная версия — сценарий фильма на этапе постпродакшна, по сути — транскрипция картины. Достаточно погуглив и пообщавшись в твиттере с Ли Анкричем, режиссером третьей «Истории игрушек» и администратором портала TheOverlookHotel.com, я узнал, что режиссерские сценарии находятся слишком далеко от того места, где я живу (в Лондоне в Архиве Кубрика). Но поиски позволили мне узнать, что сам сценарий был написан во время препродакшна. Соавтор Кубрика Диана Джонсон говорила, что она даже посещала площадку, чтобы представить построение сцен. А переписывался сценарий уже во время съемок.
Джек Николсон: «Я перестал читать свою распечатку сценария. Я просто беру ту, которую они набирают каждый день».
Наверное, отчасти поэтому так сложно найти официальный режиссерский сценарий, но также стоит иметь в виду, что Кубрик не любил публиковать сценарии своих фильмов, считая, что «сценарий пишется не для чтения, а для съемок фильма».
И все-таки, в случае с «Сиянием», сам сценарий и фильм создавались одновременно.
К счастью, сохранилось много документальных свидетельств того, как происходил творческий процесс. Так как он проходил?
Творческий процесс
Как говорила Джонсон, «подход Стэнли заключался в том, чтобы продумать, как отдельные фрагменты будут соотноситься со всем фильмом». В конечном счете, фильм был поделен на десять частей, для каждой из которой назначалась карточка с наименованием.
В начале фильма эти названия соответствовали теме каждой секции («Собеседование», «День закрытия»), но по мере развития действия временные интервалы менялись (мы переходим от «месяц спустя» к конкретным «дням недели» и, наконец, времени суток одного дня). Этот эффект замедляющегося времени помогает создать атмосферу динамики и напряженности. Мы понимаем, что постепенно приближаемся к неизбежному, и это никак не остановить.
Пытаясь понять, почему «Сияние» так сильно воздействует на меня, я попробовал представить, чем этот фильм отличается от других хорроров. Первое, к чему я пришел, — это его «сет-ап». Уже на этом этапе мы понимаем, какие опасности подстерегают героев. Вместо того, чтобы заставить зрителя сомневаться в способности Джека навредить своей семье, нам сразу же сообщают, что он страдает алкоголизмом и однажды уже нападал на Дэнни.
Венди: «Мой муж часто прибегает к силе и однажды повредил руку Дэнни».
В одной из первых сцен нам также говорят, что предыдущий смотритель отеля сошел с ума и зарубил свою семью топором — именно это попытается сделать и Джек.
Джек: «Можете быть спокойны, мистер Улльман, со мной такого никогда не произойдет».
Мы, зрители, имеем все основания подозревать и не любить Джека.
Но больше всего меня удивляло то, как рано показываются и объясняются зрителю сверхъестественные элементы.
Хэллоран: «Знаешь, некоторые места похожи на людей. Одни сияют, другие нет».
Из-за этого значительный объем потенциальной загадочности истории оседает, поскольку зрителям, по сути, заранее сообщают, что произойдет. Но дело в том, что самая страшная часть истории — это не то, ЧТО случится, а то, КАК это случится.
С самого начала Кубрик не собирался снимать обычный фильм ужасов. Он хотел задать для жанра более высокие стандарты. Джонсон говорит: «Фильм должен был быть правдоподобным, никаких дешевых трюков или дыр в сюжете, основательная мотивация для героев... Он должен быть очень страшным». И тут мы переходим к тому, что именно сильнее всего будоражит в «Сиянии»: он жуткий.
Чем ощущение жути отличается от страха?
В работе Фрэнсис Т. МакЭндрю и Сары С. Коэнки, опубликованной в 2013 году, говорится: «ощущение жути — это страх, который возникает, когда человек не знает, стоит ли ему бояться того или иного явления, и / или сама природа угрозы двусмысленна».
Примером тому, может быть популярная теория, объясняющая страх перед масками: когда кто-то надевает маску, вы не можете понять, опасен ли он для вас. Его намерения становятся двусмысленны и неизвестны.
Мне кажется, именно поэтому две маленькие девочки из «Сияния» так пугают меня. Когда они появляются, мы видим их издалека и не можем понять, что написано на их лицах.
Девочки: «Привет, Дэнни».
Но даже приблизившись к ним, мы видим, что их лица совершенно бесстрастны. Их присутствие показывает, что они что-то хотят от нас, но сами они совершенно спокойны и их лица ничего не выражают. Та же самая работа о жутком приводит следующий пример. Если вы идете по темной улице и вдруг слышите, как справа от вас что-то движется, ваш мозг сообщает вам, что там опасность. Даже если это всего лишь бутылка, подталкиваемая порывом ветра, по своей природе мы запрограммированы считывать опасность в двусмысленных ситуациях. Так работает инстинкт самосохранения.
В «Сиянии» Кубрик вызывает эти же естественные реакции различными способами.
Например, с помощью музыки — непредсказуемой и вызывающей беспокойство. Иногда она нас пугает, хотя на самом деле ничего страшного и не происходит. А порой она не согласуется с визуальной частью. То есть зрителю всегда приходится быть начеку. Мы постоянно слышим шум, и нам кажется, что рядом — опасность. Но визуально отель очень гостеприимен. Он прекрасно освещен, полон естественного света — это не типичная для хоррора обстановка. От этого чувство тревоги только возрастает. Отель «Оверлук» скрывает под внешне приличной обстановкой какие-то ужасы. Он будто надевает маску.
Пожалуй, мой самый любимый жуткий момент — когда Дэнни играет с машинками. Вдруг перед ним появляется мячик. Но когда мальчик поднимает голову, чтобы понять откуда, он видит только пустой коридор. Сам по себе катящийся мячик не страшен, но двусмысленная ситуация заставляет понервничать. Кто бросил мяч? Чего он хочет?
Дэнни: «Мама?»
Дэнни идет по коридору и видит, что дверь в номер 237 открыта. Именно в тот номер, от которого ему надо держаться подальше.
Но вместо того чтобы быть темной и угрожающей, она светлая и даже уютная.
Несостыковка двух этих элементов — скрытой угрозы и отсутствующей видимой опасности — вызывает ощущение тревоги. Ты не знаешь, как реагировать в такой ситуации.
Оборотная сторона такого эффекта — это то, что к концу «Сияние» перестает быть страшным. Или же просто вызывает иной вид страха.
Чем больше мы понимаем, что из себя представляет отель «Оверлук» и духи, его населяющие, тем меньше они пугают.
А когда Джек решает убить свою семью, мы уже понимаем, как на это реагировать.
Венди: «Беги и прячься!»
К концу все превращается в историю о безумце, охотящемся на свою семью с топором в руках. Скорее напряженную, чем жуткую.
«Сияние» — прекрасный образец фильма, который воздействует на психику зрителя и манипулирует ею. Кубрик и его соавтор Диана Джонсон показали, что самый мощный вид страха рождается не от вида монстра на экране, но в нашем воображении. Кубрик продемонстрировал, как с помощью простой истории и гениальных режиссерских приемов вызвать у зрителей первобытные страхи. Сам же он так описывал фильм: «Это просто история одной семьи, члены которой постепенно сходят с ума».
www.cinemotionlab.com
Конец-переворот — Posmotre.li
Балалайка докладывает:к сведению новичков — в этой вики, для простоты и в целях обобщения, термин «видеоигра» применяют к любой (без каких-либо исключений) электронной игре, в которой есть видео плюс интерактивность. Есть ресурсы, где понимание этого термина такое же. Есть и другие сайты, где под «ВИДЕОигрой» понимают, например, только приставочную или аркадную игру — но наша вики в списке таких сайтов не числится.
«
Мы-то думали — а оно-то оказалось…
»
— Автор неизвестен
Сюжет развивается как положено, но вот финал всё переворачивает с ног на голову. Всё оказывается совсем не так, как на самом деле. В таком случае могут использоваться приёмы:
Следует помнить, что пользоваться этим приёмом надо умело — при хорошем обосновании это может сделать произведение незаурядным, но риск слить концовку тоже никуда не девается. При хорошем конце-перевороте в течение сюжета используются разной толщины намёки на него, чтобы читатель с детективными способностями мог сам об этом догадаться.
А если «переворот» происходит не в финале, а в разгар сюжета — это соседний троп: вот это поворот!
Литература[править]
Внезапное окончание «ПЛиО»
Таковы большинство детективов, где злодеем оказывается не тот, на кого падало подозрение.
Русскоязычная[править]
Старше, чем радио — Николай Некрасов, «Мороз, Красный Нос» А Дарья стояла и стыла / В своём заколдованном сне…
Илья Ильф и Евгений Петров, «Двенадцать стульев» — классика: мотались-мотались Киса и Ося за брильянтами по всей России, нашли последний стул — который, оказывается, из Москвы не уезжал… Ипполит Матвеич пришёл за стулом в новый клуб железнодорожников… вскрыл… АААААААААААААААА!!!
Братья Стругацкие, «Обитаемый остров»: Странник, которого Максим считал главным гадом, — землянин, который не даёт стране превратиться в полный ад и работает над её светлым будущим.
В творчестве А. Бушкова таких концовок предостаточно:
«Капкан для Бешеной»: попытка военного переворота в Сибири[1]является операцией под фальшивым флагом. Её смысл — после неизбежного провала путча переделу местной собственности в пользу московских бонз даётся зелёный свет. Сопротивление местных магнатов можно будет подавлять под предлогом борьбы с сепаратизмом.
«Охота на пиранью»: Мазур и его жена Ольга вырвались из тайги, где стали целью охотников на людей, однако в одном вагоне с ними ехал один из головорезов ГлавГада. Он убивает Ольгу, а месть ГлавГаду уже ничего не меняет[2].
«Возвращение пираньи»: реальной целью «Операции Кайман» было спасение дочери олигарха, попавшей в рабство к наркобарону, а вовсе не поиск разведданных в упавшем самолёте. Что интересно, героев об этом предупреждают, но они не верят — пока не убеждаются сами.
«Пиранья. Первый бросок»: французские спецслужбы прекрасно знали, что мирный научный корабль СССР набит боевыми пловцами, которые ищут золото затонувшего фрегата. Но золото французам не нужно — зато поймать с поличным местного губернатора-пирата им очень выгодно.
«Звезда на волнах»: макгаффин в лице советского разведывательного спутника успешно найден. Однако его содержимое — плёнка с фотографиями китайского ядерного полигона — безнадёжно испорчена обычным крестьянином, сделавшим из неё забор на своём рисовом поле.
«Жизнь длиннее смерти»: просоветское правительство Эль-Бахлака свергнуто очередным военным переворотом. Бравые спецназовцы уносят ноги лишь благодаря коронной смерти одного из местных офицеров.
«Белая гвардия»: покушение на булунгийского Отца Нации проходит успешно, ведь гад-кукловод успешно втёрся к нему в доверие после предыдущего покушения.
«Чёртова мельница»: жуткая Багряная Звезда оказывается всего лишь древним космическим кораблём, а сам Сварог в её уничтожении играет весьма незначительную роль. Но истинному герою, настоящему королю Горрота, сейчас отнюдь не до славы.
«S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина.
Его же «Empire V»: поэтический поединок Рамы и Митры заканчивается тем, что Гера выбирает Митру. Но Гера на самом деле — следующее воплощение Иштар, а Иштар выбирает не возлюбленного, а жертву.
Его же «Омон Ра»: космонавты, пожертвовавшие собой ради космической программы СССР, умерли зря. В совке нет денег и ресурсов не то что на ту автоматику для полёта на Луну, которую должны были заменить собой смертники, но и на то, чтобы вообще туда лететь. Макеты, на которых «летали» герои, стоят в московском Метро-2, а сам «полёт» был просто длинным и сложным ритуалом человеческого жертвоприношения. Судя по всему — той же самой Иштар.
Его же рассказы «Ника», «Зигмунд в кафе», «Онтология детства» и др., где последние абзацы или даже фразы проливают совершенно новый свет на всё содержание.
Практически любой детектив Бориса Акунина (циклы о Фандорине, сестре Пелагии и т. д.) содержит один или даже несколько концов-переворотов.
Большинство книг Руслана Мельникова. Наиболее ярко выражено в дилогии «Мёртвые братства»: в каждой из книг читателя ждёт в конце целая серия переворотов (и не менее двух откровений у холодильника).
Но самый эпичный конец-переворот у этого автора — в романе «Из глубин»: все персонажи умерли в самом начале книги. А Колдун вообще никогда не жил в убежище.
(link)
Юрий Нестеренко, «Держава». Ностальгирующим.
Юрий Нестеренко:
Стихотворение Юрия Нестеренко «Держава»: это надо читать или смотреть видеоролик.
«Резервная копия». В будущем технологии клонирования достигли такого уровня, что смертельно больным людям предлагают снять копию личности и пересадить в клона. Главный герой, узнав, что из-за опухоли мозга жить ему осталось три недели, решает утрясти свои жизненные проблемы (тем более, что по закону клон не отвечает за преступления оригинала). Например, убить старого друга, который подсидел его на работе и занял место директора, и жену, которая отсудила большие алименты. Всё проходит успешно, главный герои устранил конкурента на место директора, убил бывшую жену и её любовника, после чего решил не затягивать кончину и принял смертельную дозу наркотика. Вот только он и есть тот самый клон, которому из-за ошибки медсестры забыли это сообщить, а оригинал уже мёртв.
«Личная неприкосновенность»: загадочный «брат» Миранды, ради спасения которого она вступила в союз с Мартином, оказывается не только её мужем (что Мартин подозревал с самого начала), но и самим Мартином до того, как ему перезаписали память. Справедливо рассудив, что обратная перезапись, на которой настаивает Миранда, будет равносильна смерти его нынешней личности, Мартин убивает Миранду, с которой на протяжении всей книги они были верными партнёрами и спасали друг друга.
«Тилли». На протяжении всей повести Родгар стремится спасти девочку Тилли, деревню которой уничтожили лесные чудовища. В финале выясняется, что с человеческой точки зрения она и есть "чудовище", поселение которых уничтожили люди.
«Юбер аллес» Ю. Нестеренко и М. Харитонова: организатором заговора, который расследуют Власов и Эберлинг, оказывается не кто иной как сам Эберлинг. После того, как это выясняется, происходит ещё несколько неожиданных поворотов.
Кстати, Михаил Харитонов настолько любит этот приём, что в его произведениях переворотов в финале обычно бывает несколько.
На других языках[править]
«Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи — переворот даже в жанре детектива, ведь убийцей оказался сам рассказчик.
Её же «Убийство в „Восточном экспрессе“» — ещё один переворот в жанре и нарушение канонов детектива: все, за единственным исключением, возможные подозреваемые виновны.
Её же «Мышеловка»: преступник выдаёт себя за детектива, расследующего преступление.
О. Генри был таким мастером этого тропа, что это стало фирменной фишкой его рассказов.
Отдельно стоит отметить рассказ «Яблоко сфинкса», который переворачивает даже ожидание конца-переворота.
Именно на примере творчества О. Генри ряд литературоведов, в частности Б. Эйхенбаум, иллюстрирует ярко выраженные типологические жанровые особенности новеллы (отличаемой ими от рассказа), одной из которых как раз и является неожиданный финал.
Стерховский расказ «Замудрел чёрный король», там троп «Самый главный гад» тесно со всем этим связан, кстати.
«Властелин колец: Возвращение короля» — когда Фродо, уже добравшись до Роковой горы, объявил «Кольцо моё!», чуть не получился сабж. Впрочем, случайное падение Голлума в лаву вместе с вырванным из рук Фродо артефактом вполне дотягивает до того, чтобы быть предметом статьи.
Аналогичный переворот произошёл и в третьем фильме Мадоки, но уже даже без фитилька.
Все части «Гарри Поттера». В первых романах серии сюрприз заключался в неожиданном месте, где скрывался Волдеморт или его приспешник(и), или в самом факте, кто именно является его приспешниками, но по ходу углубления и посерьёзнения сюжета и сюрпризы стали разнообразнее.
Злая шутка гласит, что всего одна фраза в конце седьмой книги вызвала бы больше страдания, чем полномасштабная война: «И после этого Гарри проснулся в своей каморке под лестницей».
Более реалистичное развитие идеи
Нестеренко не слишком оригинален, есть неплохой фик The Serpent and the Mirror, где идея частично реализована. Правда там все не так безнадежно, хоть и печально. Да, хоть конец довольно неожиданный, но не в плане состояния Гарри.
Аналогичная шутка есть и про трилогию «Матрица»: просыпается Нео в своей комнате за компьютером и говорит: «Надо завязывать с красными таблетками».
На самом деле это вовсе не шутка. (Впрочем, автору правки неизвестно, действительно ли изначальный сценарий Вачовски был таким.) Если уж совсем в оригинале люди — источник не энергии, а МЫСЛЕЙ, и их разум применялся ИИ для мышления своего!
«Голодные игры: И вспыхнет пламя» — для всей серии же это скорее «вот это поворот!». Несколько намёков разной степени прозрачности были, но…
В экранизации первый из них — часы нового распорядителя Плутарха Хевенсби с сойкой-пересмешницей — опустили, сочтя слишком уж жирным для намёка. Ограничились туманным «Я доброволец, как и вы, мисс Эвердин».
«Уловка-22» заканчивается именно так.
«Бойцовский клуб». Без комментариев.
«Опрокинутый мир» Кристофера Приста.
«Фламандская доска» Артуро Переса-Реверте.
«Лондостан» Гаутама Малкани: главный герой, пытающийся добиться уважения среди своей компании малолетних британских индийцев-гопников, белый англичанин.
Развязка «Второго основания» Айзека Азимова. А для всего цикла «Основание» финал — вот это поворот!
Джеймс Фелан, «Охотники»: поезд метро, в котором главный герой Джесс едет с друзьями, терпит крушение. Выживают только ГГ и его друзья. Когда они выбираются на поверхность, то обнаруживают лежащий в руинах Нью-Йорк и шастающих по городу зомби. Ребята решают укрыться в одном из небоскрёбов Рокфеллер-центра, и дальнейший сюжет посвящён их жизни там. В конце выясняется, что Джесс всё это время жил в небоскрёбе один. Остальные герои погибли ещё в самом начале, во время крушения, но Джесс убедил себя в том, что друзья живы.
Практически все книги Р. Л. Стайна из цикла «Ужастики».
«Богатая девочка» из цикла «Улица страха»: Эмма вместе со своей богатой подружкой Синди находит в мусорном контейнере мешок со стодолларовыми купюрами. Чтобы Синди не разболтала о находке, Эмма вместе со своим парнем Джейсоном (который «официально» встречается с Синди) устраивает настоящий триллер — подстраивает автомобильную аварию, заставляя Синди поверить, что Джейсон хочет её убить из-за денег; в драке «вырубает» Джейсона лопатой и на глазах у Синди «топит» в озере; устраивает для Синди ночной кошмар с воскресшим утопленником… Вроде цель достигнута, Синди в психушке, Эмма заграбастала себе весь мешок с деньгами… только вот банкноты оказались шутливой сувенирной продукцией (на банкнотах написано UNTIED вместо UNITED и изображён косоглазый Франклин в бейсболке).
«Северное сияние» из трилогии «Тёмные начала». Злодеи побеждены, и Главная Героиня летит на встречу со своим отцом, который внезапно оказывается таким же неэтичным учёным, как и антагонисты книги, и приносит в жертву лучшего друга своей дочери (ради которого она и отправилась в путешествие) ради научного эксперимента. В фильме «Золотой компас», впрочем, сделали классический открытый финал, обрезав повествование на моменте, когда девочка летит к месту встречи.
Станислав Лем, «Как Эрг Самовозбудитель бледнотика одолел»: после эпического рассказа о подвигах героя внезапно оказывается, что все эти подвиги он попросту выдумал.
«Убик» Филипа Киндреда Дика. Казалось бы, ну что может изменить последняя, самая крохотная глава романа? Всё.
«Добывайки» Мэри Нортон — тот случай, когда всё меняет последняя фраза. История рассказана, даже есть дневник главной героини-добывайки Ариэтти, который нашла рассказчица, но «Мой брат писал точно так же эту букву».
«Хэппи энд» Каттнера. Конец вроде хороший… пока писатель не рассказывает начало.
«Меч добра» Элиезера Юдковски. Начинается всё как стандартная история про попаданца-избранного, которому судьбой предначертано одолеть Тёмного властелина, строящего Машину Судного Дня, только осложнённая более умными персонажами, чем в таких историях принято, а в конце оказывается, что «хорошая» империя — оплот расового угнетения и геноцида, сословного неравенства и навозно-средневековых порядков, а угрожавший ей Тёмный властелин — няша и борец за свободу народа орков, в отличие от всех прочих жителей своего мира руководствующийся гуманной, а не средневековой моралью, и строящий вовсе не Машину Судного Дня, а Золотой Шар, чтобы принести счастье всем и даром.
Владимир Короткевич, небольшое стихотворение «Девушка под дождём». Очень жизнеутверждающая картинка… которую выворачивает наизнанку последняя строчка.
Кино[править]
«Звёздные войны», эпизод 5. Кто смотрел — сами знаете. Кто не смотрел (хотя вряд ли такие найдутся, кроме совсем юных падаванов) — обещаю, будете шокированы. Если только не смотрите эпизоды в порядке внутримировой хронологии, что портит всю интригу.
Там же — эпизод 3, тайна личности Дарта Сидиуса. По идее, должна быть шокирующей концовкой всей хронологически первой трилогии. К тому же, в оригинальных фильмах сами-знаете-кто назван только по титулу, но не по имени. Юные падаваны, уже готовые к развязке 5 эпизода, удивляются от тайны Сидиуса. Тем не менее, сами-знаете-кто приобрёл имя ещё в книгах (в том числе и новеллизациях 4-6 эпизодов) и играх расширенной вселенной ЗВ, поэтому для истинных фанатов тоже никакого шока не было.
В Расширенной вселенной (ныне легенды далекой-далекой галактики) — роман Тимоти Зана «Негодяи». Как Хан Соло с «коллегами» по не очень законному бизнесу решил хотя бы частично восстановить справедливость. Не бесплатно, конечно. И что из этого вышло. Просто читайте, не пожалеете.
Классический фильм Альфреда Хичкока «Психо». Злодейская мама Нормана Бейтса — на самом деле часть раздвоенной личности Нормана Бейтса.
«Вспомнить всё» — дважды: сначала герой был убеждён, что до стирания памяти работал с сопротивлением и действовал против главного злодея. А после того, как он вроде бы победил…
«Лига справедливости: Парадокс источника конфликта»: в том, что мир перевернулся с ног на голову, оказался виноват Флэш, а вовсе не Профессор Зум. Впрочем, если вы читали оригинальный комикс, то для вас эта новость не будет сюрпризом.
«Первобытный страх»: всё хорошо, и молодой парень, которого герой Ричарда Гира пытался весь фильм спасти от неминуемого электрического стула, спасён. Вот только подсудимый на самом деле полное чудовище, обманувший не только суд, но и своего адвоката, действительно виновный в своём преступлении и полностью заслуживающий смертной казни.
«Подозрительные лица»: загадочным великолепным мерзавцем Кайзером Созе является Болтун, которого все считали за мелкую сошку.
«Потрошители» — сразу после хэппи-энда.
«Сказка странствий»: Орландо, чёрт тебя возьми, есть на свете хоть что-то, что ты не можешь???
«Олимпиус инферно». Одна из немногих заслуг этой пропагандистской ленты — концовка, в которой нам показывают «режиссёра» и «сценариста», обсуждающих сюжет — и из их разговора выходит, что выживание главной героини было добавлено только ради хэппи-энда.
«Жизнь Пи»: возможно, что вся история с животными — плод воображения Пи, что неудивительно из-за восьмимесячного (!) дрейфа в шлюпке. Зебра — матрос с корабля, орангутан — мать Пи, гиена — кок-подонок, а Тигр — сам Пи. Впрочем, автора книги куда больше устраивает именно история, рассказанная самим Пи.
«Спящий лагерь» (1983): учитывая, что жертвы маньяка почти все обижали тихоню Анджелу, ясное дело, что убийца — это сама Анджела. Вот только не девочка это вовсе, а очень даже мальчик! Точнее, это родной брат настоящей Анджелы, погибшей в детстве, которого ненормальная опекунша воспитывала как девочку.
«Кино про Алексеева». Старика, живущего в деревне и продающего на трассе соленья, находит пожилая московская журналистка и приглашает на своё радиошоу. Оказывается, что этот старик — знаменитый бард Алексеев. Флэшбэками нам показывают жизнь Алексеева: знакомство с Тарковским, работа в НИИ над новым революционным автоматом, бардовские фестивали, женитьбу, романтические отношения с девушками и непростые отношения с КГБ. Одновременно с этим в студии Алексееву показывают видео, где прохожие на Арбате поют его песни, несколько газетных вырезок, где известные писатели и поэты положительно оценивают творчество Алексеева, в эфир дозваниваются поклонники барда и случайно заходит Макаревич, фотографируется и говорит: «Кому скажешь, что самому Алексееву руку жал — не поверят!» В конце эфира журналистка дарит Алексееву виниловую пластинку с его песнями, которую всё-таки издали в СССР, и счастливый старик уезжает домой.
Так в чем же переворот это истории? Никакой популярности у Алексеева нет. Газетные вырезки — фотошоп, прохожие за 1000 рублей поют по бумажке, пластинка заказана в одном экземпляре в мастерской «под старину», а Макаревича попросили изобразить сценку перед стариком. А сам Алексеев — ничтожество и моральный дезертир, всю жизнь плывущий по течению, не сумевший убедить Тарковского, женившийся не по любви, а потому что друзья сосватали, сдавшийся под давлением комиссии там, где надо было бороться за будущее автомата, над которым долгие годы работал весь его отдел, и вдобавок послушно стучавший в КГБ на своих товарищей. И всё это шоу всего лишь запоздалый подарок девушки, которая когда-то в молодости отказала Алексееву и пообещала «как-нибудь потом».
«Обитель проклятых»: главный герой, психиатр Эдвард Ньюгейт — на самом деле пациент настоящего доктора Ньюгейта. Он влюбился в больную истерией Элизу Грэйвс, которую вместе с ним демонстрировали на лекции в Оксфорде, и, присвоив личность врача, сбежал, чтобы её разыскать.
На этом неплохо сыграл триллер «Дикость» и пытались играть два его одноимённых сиквела-ремейка (хотя они использовали уже скорее «вот это поворот»).
«Живое»: каспула с марсианином улетела от земли, а астронавтка приводнилась успешно, как кажется на первый взгляд. Но монтаж кадров двух одинаковых спасательных капсул изнутри и снаружи — это игра в напёрстки. На самом деле всё наоборот.
«Ужасно большое приключение». Чёрт побери, кто же знал… Бедный О'Хара.
«Пришелец». Главный герой, весь фильм пытавшийся доказать что он не является инопланетянином-диверсантом, в конце именно им и оказывается.
Телесериалы[править]
«Коломбо». В эпизоде «Коломбо сеет панику» убийство происходит только в самом конце. До этого Коломбо расследовал тщательно срежиссированный спектакль, устроенный с целью привлечения внимания и как следствие — роста продаж модного журнала.
Там же — развязка серии «Забытая леди». Нет, это надо видеть.
«Демоны». Ближе к концу главгерой узнаёт, что его наставник фактически позволил его отцу умереть. На самом деле тот собирался отдать своего сына на воспитание монстрам.
Агент национальной безопасности, эпизод «Шантаж». Всю серию Лёха Николаев вынужден искать компромат губернатора Хомякова. Когда вскрывается мерзкая сущность оного политика, Лёха хочет даже бросить всё и подать в отставку — но в последний момент его отговаривает начальство. Кажется, что гадкий губернатор незаслуженно избежал кары — отчего Николаев пьёт горькую. Но тут появляется его начальник Олег Филиппыч и предлагает Николаеву переключить телевизор с футбола на новости. К удивлению Лёхи, утечка компромата на Хомякова всё же произошла — а Олег Филиппыч если и не приложил к этому руку, то был однозначно в курсе об устроителях этой «досадной неудачи».
Аниме и манга[править]
«Кровь-C» («Blood-C»): в финале выясняется, что все произошедшие события были тщательно спланированным спектаклем-экспериментом, целью которого было изучение поведения главной героини, оказавшейся высшим звеном «древних». И поскольку девушка узнала правду, организатор эксперимента отдаёт приказ по-настоящему уничтожить городок-полигон вместе со всеми его «жителями»-актёрами…
Манга «Признание» (1999 г.): Исикура совершенно напрасно считал себя убийцей Саюри и мучился угрызениями совести. Потому что, хотя он и пытался задушить девушку, но она всё-таки выжила. А вот по-настоящему добил бедняжку как раз персонаж, казавшийся хорошим на протяжении большей части манги — Асаи. И убил он только потому, что беременная Саюри была обузой для него, а на горизонте как нельзя кстати замаячил более выгодный брак.
Mobile Suit Gundam: Iron-Blooded Orphans — великолепный мерзавец Рустал Элион не только пришёл к успеху и избежал наказания за свои злодеяния, но и не просто не стал делать итак помойный мир ещё более ужасным, а ещё и на пару с одной из главных героинь сделал его намного лучше. Правда, было это альтруизмом или прагматизмом (всё-таки более приятно править ухоженным миром и избавившись от способных ударить в спину загнивающих аристократов, а главные герои в большинстве своём счастливы в новом мире и опасности не представляют) — неясно.
«Seikimatsu Occult Gakuin», притом трижды: во-первых — кто был главным гадом. Во-вторых — что является ключом Нострадамуса. В-третьих — кто является лидером сопротивления.
Видеоигры[править]
Оригинальный Fallout заканчивается именно так. Обоснуй дают уже во второй части.
Game of Thrones RPG: в смерти семьи Морса Вестфорда виноват не только ГлавГад и полное чудовище Валарр Хилл, но и другой протагонист — старый друг Морса, Алистер Сарвик.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater — один из эталонов такой концовки. В шоке оказываются не только игроки, но и главный герой.
А вообще, за это (но не только) как раз и любят всю серию и её создателя Хидео Кодзима.
Ace Combat: Assault Horizon: главный злодей Марков в итоге оказывается персонажем трагичным, стремящимся уничтожить США лишь только потому, что его жена погибла во время НАТОвского геноцида Югославии, к которому был причастен главный герой. И ничего, кроме ощущения того, что героем оказался он, а подонком — ты, эта концовка не приносит…
Ace Combat: Joint Assault: Милош Сулеймани переходит на сторону зла лишь только потому, что его родители продали его военным (sic!)[3], и им овладело желание реванша. Там же — международная террористическая организация «Валахия» и частная армия «Martinez Air Security», в которую входит Антарес 1 (главный герой), оказываются наняты бизнесменом Андре Оливьери ради того, чтобы расширить пользователей его услуги страхования жизни.
Вообще, почти в каждой игре серии антагонистом оказывается не гад, а персонаж трагичный. Но троп в ярком виде встречается только в двух вышеуказанных.
Iron Storm («Коммандос: В тылу врага»): в одной из концовок выясняется, что Главный Гад, барон Угенберг, намерен остановить идущую 50 лет Первую мировую войну. Однако слишком многие влиятельные люди с обоих сторон конфликта этого не хотят. Ну а протагонист — пешка в чужой игре, которую не жалко и пожертвовать вместе с Угенбергом, дабы продолжать вечную войну ради выгоды.
C&C: Tiberian Sun — Firestorm: в концовке за Нод (которая в принципе не противоречит концовки ГОИ) выясняется, что взбунтовавшийся ИИ Кабал делал это не без участия, если не по прямому приказу Кейна — лидера Братства Нод.
Oblivion: Shivering Isles. Главгад, лидер серого марша, даэдрический принц Джиггалаг — не кто иной, как другая личность главного квестодателя, Шеогората, сам себе злейший враг, что, впрочем, для принца Безумия вполне естественно.
Mass Effect 3: Жнецы не столько истребляют все развитые цивилизации, сколько пытаются избежать борьбы на уничтожение синтетических и органических видов жизни.
«Космические рейнджеры»: Махпелла, уничтожающая органическую жизнь в Галактике, делала это из лучших побуждений, считая, что борется с эпидемией: разумными существами она считала космические корабли, а их экипажи — гнездящимися на них паразитами. Ей можно объяснить её ошибку и закончить дело миром. А ещё с её помощью можно найти и уничтожить Рачехана, который и привёл Махпеллу в наш рукав.
Assasin’s Creed: Brotherhood: Дезмонд прожил воспоминания Эцио, узнал, где спрятано Яблоко, взял его в руки — и тут оно берёт его под контроль и заставляет зарезать Люси, которая, оказывается, работала на тамплиеров.
Японский инди-хоррор «The Witch’s House»: в истинной концовке из монолога Виолы выясняется, что на самом деле всё это время мы играли ведьмой в теле главной героини, а настоящая Виола, напротив, заточена в изуродованном теле самой колдуньи. Оказывается также, что в прошлом девочки были подругами, и однажды Виола, сжалившись над медленно умирающей Эллен (ведьмой), поддалась на её уговоры «всего на денёк» поменяться телами… Другими словами, вторая, «хорошая» концовка, которую, как правило, получают при первом прохождении многие игроки, на самом деле просто укороченная версия настоящего финала, из которого становится ясно, что, застрелив угрожавшую «Виоле» «ведьму», охотник, фактически, убил свою родную дочь…
Другая RPG-игра, «Mad Father» — опять-таки реплики главной героини в истинном финале, из которых мы узнаём, что Айя, повзрослев, стала хорошим доктором и бесплатно помогает пациентам… вот только она также унаследовала и кровожадные маньячные наклонности своего отца. Впрочем, внимательный игрок может найти в процессе игры парочку намёков на некоторую ненормальность девочки, а если проходить игру во второй раз, то на пути будут попадаться дневники отца Айи, из которых следует, что идея превратить родную дочь в куклу, чтобы она «не запачкалась», была не такой-то уж и бесчеловечной…
«Mogeko Castle»: и без того относительно «счастливый» истинный конец оборачивается кошмаром, когда в сцене после титров выясняется, что таинственный слушатель, которому в самом начале игры рассказывают историю на ночь — это главная героиня, которая каким-то образом, но всё-таки попала в плен к могеко, помутилась рассудком и стала, фактически, сексуальной игрушкой для главаря этих существ.
«Demonophobia» — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
DLC «Чужак» подарил нам такой конец для Dragon Age: Inquisition. Да что «Инквизицию», он перевернул с ног на голову всю историю Тедаса!
Jade Empire: не совсем конец, но последняя четверть игры здорово переворачивает всё с ног на голову… Учитель героя, похищенный императором, оказывается не меньшим злодеем, чем сам император, что продлевает игру ещё на несколько часов.
«Мор (Утопия)»: на День 12 выясняется, что всё происходящее в игре было лишь фантазией двух детей на детской площадке, город был вылеплен ими в песочнице, а все персонажи на самом деле являются их тряпичными куклами. Ой ли? Если пройти за всех трёх персонажей, то становится понятно, что эти дети играют в Многограннике (Хан говорил, что Многогранник материализует фантазии детей), а значит мир закольцован. Вполне в духе Дыбовского.
«The Fall»: встречающиеся там и сям намёки на то, что пилот, которого героиня пытается спасти всю игру, на самом деле давно мёртв, ловко маскируют от игрока настоящий переворот: никакого пилота нет вообще и не было с самого начала.
Legend of Heroes: Trails in the Sky FC: в самом конце, уже после того, как мы вроде-как завершили основной сюжет и предотвратили попытку переворота в Либерле, выясняется, что один из главных героев, Джошуа Брайт, всё это время был манчжурским агентом на службе у Уробороса, тайной организации, которая и стоит за событиями игры, а считаемый всеми главгадом полковник Ричард был не более чем марионеткой. А истинным главгадом и одним из лидеров Уробороса является не кто иной, как несколько раз встречающийся нам на протяжении игры безобидный археолог профессор Альба (настоящее имя — Георг Вайссманн).
Trails of Cold Steel: таинственным Си, лидером Фронта Освобождения Империи, оказался один из лучших друзей Рина, Кроу Армбруст. Он работает с известной оперной дивой Витой Клотилде, которая является ведьмой и служит Уроборосу, и Союзом Дворян, который оккупирует Хеймдалль, столицу Эребонианской империи.
Trails of Cold Steel 2: Руфус, второй человек в Союзе Дворян — лидер Железнокровных, агентов канцлера Осборна. Сам Осборн, которого все считали мёртвым, на деле жив и управлял всем из тени. Он переиграл Виту и теперь собирается получить эребонианские Септ-Террионы вместо Уробороса. Ещё выясняется, что Осборн — настоящий отец Рина. Субверсия, так как дальше идёт эпилог, уже без великих откровений.
Trails of Cold Steel 3: Эш оказывается выжившим после Трагедии Гамеля, стреляет в императора пистолетом из республики Калвард, из-за чего Осборн объявляет его калвардским шпионом, что даёт casus belli на начало войны с республикой. Отец Алисы жив и является главой Чёрной Мастерской, Альберихом. Руфус на самом деле не сын герцога Альбареи. Воздушный корабль главных героев, Отважный, взрывается с Оливертом, Виктором и Товалом (впрочем, тел нам не показали, так что не исключено их выживание). Миллиум совершает героическое самопожертвование, чтобы спасти Рина и Альтину от Безымянного Святого Зверя и дать Рину меч, способный убить его. Рин, видя это, переходит в состояние истинного демона, а также становится неадекватным берсерком, при этом его Божественный Рыцарь, Валимар, тоже становится демоническим. В этой форме он уничтожает Святого Зверя, что приводит к погружению всего континента во тьму. А Осборн оказывается пробудителем Божественного Рыцаря Ишмельги.
God of War 4 — в самом конце, уже после победы над финальным боссом выясняется, что Атрей, сын Крастоса, войдёт в легенды под именем Локи.
Chaser: глава марсианской корпорации жив-здоров, вся многоходовая операция со взрывом его поезда была с самого начала засвечена, а протагонист - вовсе не потерявший память из-за ранения спецагент Корпорации Чейзер, который тайно работал на марсианское Сопротивление. На самом деле это Стоун - лучший спецагент корпорации, который ещё до начала игры убил Чейзера и принял его облик для проникновения в штаб-квартиру Сопротивления, но потерял память из-за прерванного процесса наложения памяти. В русском переводе подсвечено "расширенным" названием «Чейзер: вспомнить всё», отсылающего к известному фильму на схожую тематику. Причём в самом конце оказывается, что протагонист всё-таки решил "остаться Чейзером" и выстрелил в голову пленному руководителю Сопротивления, чтобы врачи Корпорации не смогли извлечь никакой информации об оставшихся в подполье рядовых членах Сопротивления
Музыка[править]
Лариса Бочарова, «Колыбельная»: поначалу колыбельная как колыбельная, и только последняя строфа песни раскрывает её истинный смысл — колыбельная-то провожает в последний сон…
То же самое в старинной итальянской песне «Visione veneziana» — «Венецианское видение»: герой ведёт свою гондолу в мягком утреннем свете, в лодке, осыпанная цветами, спит его прекрасная возлюбленная. Только самое последнее слово песни раскрывает суть — «la mia diletta, morta». Девушка-то мертва…
«Ария» — «Там высоко»: «Не ведьма, не колдунья явилась в дом ко мне, а летним днём испить воды зашла случайно смерть».
Вокалоиды, песня «The Tailor Shop at Enbizaka»: судя по последнему куплету, мало того, что возлюбленный швеи-убийцы даже не встречался с ней ранее, так ещё и убитые из ревности «соперницы» на поверку оказались женой и дочерьми этого мужчины…
Песня «Богиня» группы «Ядерный сила!!!» (орфография и пунктуация названия сохранена). Песня про искреннюю любовь к женщине… резиновой женщине.
Песня Владимира Капгера - «Тевтобургский лес», начинающаяся с прославления вечного Рима и его несокрушимой армии, оканчивается указанием того, где именно эта армия марширует в данный момент, что для людей, знающих историю, полностью меняет смысл услышанного. По край ней мере если они ранее не знали её название, являющееся, в данном случае, спойлером.
Клип на песню Stripsearch группы Faith No More. Вокалист Майк Паттон оказался опасным преступником — он не просто покинул квартиру, а бросил логово с оружием и похищенным человеком.
Клип Haifisch незабвенной Rammstein. Похороны вокалиста, на которых музыканты устроили драку (подозревая друг друга в его смерти), оказались фальшивыми — гроб был пустым, а Тиль Линдеманн отдыхает на Кубе.
Реальная жизнь[править]
Нередкое явление в спорте, особенно в командных играх и гоночных соревнованиях.
↑ Действие романа происходит в 1998 году: привязкой является 370-летие Шантарска/Красноярска. В те годы такой расклад отнюдь не выглядел полным бредом.
↑ Для автора этой правки (читавшего книгу в юном возрасте и не знавшего ещё таких умных слов) конец был катастрофически предсказуем: «Охота на пиранью» настолько пропитана культом сильного в режиме «один раз оскоромишься — можешь сразу панихиду заказывать» и фоновой мизогинностью, что он с середины книги осознавал: рано или поздно Ольгу убьют.
↑ Действие Assault Horizon происходит в «реальном» мире, действие остальных игр — в вымышленном мире Ace Combat, напоминающим энциклопедию мира через призму клюквы в японском понимании
posmotre.li
12 вдохновляющих цитат о страхе
Страх. Кому из нас не знакомо это леденящее душу чувство? Зачастую он бывает беспочвенным, выдуманным, тем не менее, мы не можем избавиться от него и остаемся в его цепких объятиях!
Если вчитаться, а еще лучше – запомнить эти вдохновляющие цитаты, которые собраны в этой статье – возможно, жить станет проще, и вам будет легче справиться с собой всякий раз, когда будете готовы сдаться перед лицом наступающего страха.
В мире мудрецов прошлого
“Мы можем легко простить ребенка, который боится темноты; настоящая трагедия жизни, когда люди боятся света”. Это изречение древнегреческого философа Платона. А древнеримский император Марк Аврелий оставил миру такую мудрость: «Не смерти должен бояться человек, а того, что он никогда не начнет жить». Высказался на эту тему и древний мыслитель Аристотель: «Тот, кто преодолел свои страхи, действительно будет свободным».
Ученые и политики о природе страха
Просвещенные люди всегда имеют свой взгляд и свое отношение ко всему, даже если это не поддающийся объяснению человеческий страх. Мария Кюри однажды изрекла: “Ничего в жизни не стоит опасаться больше, чем возможности быть непонятым. Сейчас наступило время для большего понимания, так что мы можем бояться меньше и меньше бороться со страхом.”
В памятной первой инаугурационной речи президента Франклина Делано Рузвельта была такая фраза: “Прежде всего, позвольте мне отстаивать мое твердое убеждение, что единственное, чего мы должны бояться - это самого страха – безымянного, неразумного, неоправданного ужаса, который парализует работу, которую нам необходимо проделать, чтобы из отступления сделать продвижение вперед».
Писатели о первобытном чувстве страха
Американский мифолог Джозеф Кэмпбелл как-то выразился со свойственной ему ироничностью: «Пещера, в которую вы боитесь входить, хранит сокровища, которые вы ищете».
Вторил ему и знаменитый автор «Острова сокровищ» Роберт Льюис Стивенсон: «Держите свои страхи в себе, а с другими делитесь своим мужеством». А американский эссеист, поэт и философ высказался о природе страха таким образом: «Всегда делай то, что ты боишься сделать… чтобы не сокрушаться перед смертью».
Американский писатель и известный оратор Джек Кэнфилд тоже был лаконичен: «Все, что вы хотите, находится по ту сторону страха».“Страшнее всех лжецов в мире, к сожалению, иногда наши собственные страхи”, ― писал любимый несколькими поколениями читателей Редьярд Киплинг.
Страх ведом всему живому
Этот постулат подтверждали многие мудрые люди. Нельзя отобрать у человека право на его собственные ощущения, как и желание победить страх. Тем более, что это не всегда зависит от самого человека, в частности, что касается страха. Не о том ли писал известный голливудский актер Эндрю Клементс: «Страху не нужны двери и окна. Он работает изнутри». Разумеется, это не значит, что нельзя преодолеть свои страхи. Но важно помнить и другое: побороть свой страх – значит побороть себя самого. А это не самое легкое в жизни. О чем и сказал другой современный деятель литературы Кристофер Паолини: «Мужество вовсе не равнозначно отсутствию страха; первое включает в себя сознание опасности, второе — результат неведения».
fb.ru
16 лучших фильмов, похожих на Первобытный страх (1996)
Список фильмов, которые по мнению зрителей похожи на фильм Первобытный страх (1996): Побочный эффект, Линкольн для адвоката, Перелом, Жизнь Дэвида Гейла, Особо тяжкие преступления, Бойцовский клуб, Время убивать, Подозрительные лица, Окончательный анализ, Изнанка судьбы, Зазубренное лезвие, Стоун, Читая мысли, Внутри, Правое дело, Свидетель обвинения.
Теги: фильмы типа, наподобие Первобытный страх (1996)
Побочный эффект (2013)
У Эмили начались психологические проблемы, когда ее мужа посадили в тюрьму. Спустя 4 года он выходит, а Эмили впадает в депрессию и, вроде бы, пытается покончить с собой. Психотерапевт назначает ей лекарства, но сама Эмили хочет принимать новый препарат, который ей советует коллега по работе...
Линкольн для адвоката (2011)
Микки Холлер блестящий и удачливый адвокат из Лос-Анджелеса, чей яркий имидж и образ жизни отлично дополняет его любимая машина «Линкольн». Очередное дело нападение богатого клиента Луи Руле на проститутку сначала казалось легким, и он без труда добился оправдательного приговора для подзащитного. Но вскоре Микки понимает, что его клиент скрывает правду. Пока Холлер пытается вывести Руле на чистую воду, его подставляют по-крупному...
Перелом (2007)
Ассистент окружного прокурора оказывается втянутым в хитроумную игру в «кошки-мышки» человеком, который пытался убить свою жену, но избежал тюремного заключения благодаря нелепой бюрократической ошибке.
Жизнь Дэвида Гейла (2003)
Дэвид Гейл человек, который пробовал жить в соответствии со своими принципами, но, в причудливом повороте судьбы, этот преданный отец, популярный профессор и ярый противник смертной казни окажется в камере смертников за убийство активистки Констанции Харравей. За три дня до исполнения приговора Гейл соглашается дать интервью репортеру Битси Блум.Но журналистка вскоре понимает, что ее участие в&n...
Особо тяжкие преступления (2002)
Преуспевающая в своей деятельности адвокат и счастливая супруга потрясена известием о том, что её муж является секретным военным агентом, работающим под прикрытием. Более того, он ещё и обвинён в совершении государственного военного преступления. Поскольку она готовится защищать своего мужа в военном суде, где не всегда действуют правила, которые она превосходно знает, то ей приходит на помощь военный поверенный, который играет по своим правилам...
Бойцовский клуб (1999)
Терзаемый хронической бессонницей и отчаянно пытающийся вырваться из мучительно скучной жизни, клерк встречает некоего Тайлера Дардена, харизматического торговца мылом с извращенной философией. Тайлер уверен, что самосовершенствование — удел слабых, а саморазрушение — единственное, ради чего стоит жить.Пройдет немного времени, и вот уже главные герои лупят друг друга почем зря на стоянке перед баром, и очищающий мордобой доставляет им высшее блаженство. Пр...
Время убивать (1996)
Зверски изнасилована десятилетняя девочка. Отец девочки расстреливает подонков.Ему грозит газовая камера. Сможет ли блестящий адвокат, не проигравший ни одного дела, добиться признания невиновности своего клиента?
Подозрительные лица (1995)
Обычно, если есть преступление, есть мотив. Обычно, если проводится опознание, по крайней мере есть один подозреваемый. Но это не было обычным преступлением Пятеро преступников столкнулись в одном необычном месте и решили прокрутить одно дельце. Но кто-то более сильный и могущественный, кто-то, чье имя пугает всех преступников мира, хочет, чтобы они поработали на него Это не было обычным преступлением, и они не просто подозрительные лица...
Окончательный анализ (1992)
Барр, известный специалист в области психиатрии, очарован ослепительной сестрой своей пациентки. Он начинает ухаживать за ней, не подозревая, что попадает в хитроумную и опасную ловушку
Его возлюбленная замужем за мафиози и панически боится супруга. Но однажды вечером она убивает благоверного. Доктор помогает замести следы, но вскоре начинает подозревать, что его обманывают ...
Изнанка судьбы (1990)
Аристократ Клаус фон Бюлов обвинен в попытке убийства своей жены Санни. Клаус был оправдан. Так виновен ли он?
Зазубренное лезвие (1985)
Чувства лишают нас объективности и ведут к катастрофе там, где нужен исключительно холодный ум. Женщина-адвокат Тедди Варне забыла эту простую истину, влюбившись в своего клиента, богача Джека Форрестера, обвиненного в убийстве жены.Чем сильнее ее страсть к кажущемуся таким искренным и честным парнем Джеку, тем больше у суда поводов сомневаться в его невиновности. Любовь слепа, но даже одурманенная ею Тедди не в силах закрыть глаза на копящиеся странности ...
Стоун (2010)
Жизнь тюремщика Джека превращается в сплошной кошмар. Примерный семьянин и «добрый» полицейский, он всегда помогал раскаявшимся преступникам получить освобождение. Стоун соучастник убийства и поджога. Однако он пойдет на все, чтобы вырваться на волю, и Джек его последний шанс.Красавица-жена Стоуна соблазняет тюремщика Перед Джеком ужасный выбор или разрушить всю свою жизнь и семью, или выпустить на волю маньяка. И чем...
Читая мысли (2005)
Психолог-криминалист Салли Роу должна решить, достаточно ли улик для обвинения в убийстве 17-летнего Алекса Форбса, выстрелом оборвавшего жизнь своего одноклассника Найджела. Салли приходится нелегко: «крутой» отец Алекса давит на следствие изо всех сил. Но, как выясняется, дело не только в отце мальчика: даже погибший, Найджел оказывает на Алекса странное, поистине гипнотическое воздействие ...
Внутри (2002)
О пациенте клиники с множественной личностью.
Правое дело (1995)
В болотах Флориды находят зверски убитую девочку. В убийстве обвиняют Бобби Эрла Фергюсона. В то время, как этот человек, которому грозит электрический стул, находится в камере смертников, гарвардский профессор Пол Армстронг пытается еще раз расследовать это преступление.Все глубже проникает он в сплетение расизма, интриг и преступлений, однако истина оказывается страшнее самых худших его предположений ...
Свидетель обвинения (1957)
Сэру Уилфриду Робэртсу, престарелому адвокату, бережно опекаемому медсестрой мисс Плимсолл, поступает предложение защищать интересы Леонарда Стивена Воула, которому инкриминируется убийство. В невиновности подопечного его убеждает искренность чувств красивой женщины Кристин Воул, в девичестве Хелм, и многоопытный юрист берётся за дело...