Глиняная посуда первобытных людей. К вопросу возникновения глиняной посуды у людей каменного века
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глиняная посуда. Глиняная посуда первобытных людей


Гончарство. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Гончарство изначально было ремеслом, служившим для изготовления ёмкостей для приёма пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих материалов.

Амфоры в музееpinterest button Амфоры в музее Nanosanchez, CC BY-SA 3.0

В настоящее время это обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

История гончарного дела

Глина распространена повсеместно и человек давно оценил её уникальные свойства.  В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры.

Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

Изготовление кувшинаpinterest button Изготовление кувшина Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства — керамики. 

На Руси гончарное ремесло зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную.

Юные гончарыpinterest button
Юные гончары Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Постепенно качество улучшалось, разрабатывались новые техники, появлялись новые инструменты. Росла коммерческая необходимость в керамических изделиях. 

Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда:тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

В средние века гончарство было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига.

Гончарные изделия

Изначально основными гончарными изделиями были и остаются предметы быта, посуда, утварь. Это различные крынки, горшки, кружки, кувшины, вазы и супницы. Всего и не перечислить. 

Но гончары не ограничивались только бытовыми предметами. На досуге, из остатков глины, лепились свистульки, игрушки в виде причудливых зверей и людей. позднее появились сувениры для украшения быта — панно, скульптуры, вазы, подсвечники и многое другое.

Подсушивание готовых изделийpinterest button Подсушивание готовых изделий Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Когда появилась возможность развивать промышленное производство, к изделиям ручной работы прибавились строительные материалы. Кирпич, фарфор, фаянс, керамическая черепица для крыши и так далее. 

Особенности ремесла

В местных традициях гончара называли также «горшеней» и «горшечником» по названию одного из основных изделий ремесла — горшка, «глинником» — по главному материалу ремесла.

Само слово «гончар» произошло от древнерусского «гърньчар», восходящего к названию горшка — «гърньць», которое, в свою очередь, образовалось от «гърнъ», означающего профессиональное орудие труда — горн.

Изготовление кувшинаpinterest button
Изготовление кувшина Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой. 

 К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет.

Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве.

До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам.

 

ru.russianarts.online

К вопросу возникновения глиняной посуды у людей каменного века

Транскрипт

1 II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» Научно-исследовательская работа К вопросу возникновения глиняной посуды у людей каменного века Выполнил: Иванов Марк, учащийся 8 класса МБОУ- Ойская СОШ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) Руководитель: Иванова С.П., учитель истории МБОУ- Ойская СОШ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) 1

2 Оглавление Введение.3 Глава 1. Гнездо дрозда и первые горшки....4 Глава 2. Из истории керамики 5 Глава 3. Начало и техника изготовления глиняной посуды в Якутии.. 7 Глава 4. Текстильное производство древних людей.8 Заключение 12 Литература 14 Приложение

3 Введение Обоснование выбора темы. Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников «Эллэйада» были найдены два заброшенных гнезда дроздов рябинников. Найденные гнезда удивительно напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, самый первый человек, который сделал самую первую посуду, позаимствовал эту идею у птиц? Нам показалась интересной перспектива сравнения творений человека и птиц. Ведь идея рождает гипотезу! Учитывая, что все величайшие изобретения древности имели аналоги в природе, мы считаем возможным предложить в данной работе свою версию появления первой посуды. Актуальность: Известный ученый, археолог, возглавлявший в гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использоваться дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным. Целью данного исследования является выдвижение гипотезы об изготовлении первых глиняных сосудов древними людьми каменного века. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: - изучение истории керамики; - поиск доказательств для выдвижения гипотезы. Новизна работы состоит в том, что подобное сравнение производится впервые. 3

4 Глава 1. Гнездо дрозда и первые горшки С 2002 года под руководством член-корреспондента РАН, д.б.н., профессора Соломонова Н.Г. в нашей школе каждое лето работает научноисследовательская экспедиция школьников «Эллэйада». Исследовательская работа ведется по направлениям: ботаника, зоология, орнитология, палеонтология, история, этнография и археология. Например, мы участники археологического отряда, исследуем и изучаем археологические объекты писаницы и стоянки древних людей на территории нашего улуса, изучаем древнюю историю нашего края. Мы проводим подъемный сбор, находим артефакты, хранящие много тайн - каменные орудия и фрагменты керамики. Все наши находки передаем в Музей археологии и этнографии СВФУ, его сотрудники помогают нам в определении собранного материала. Летом экспедицией школьников были найдены два заброшенных гнезда дрозда (Прил.1). Дрозды широко распространенный вид, обитают на территории России в лесах Кавказа, в Сибири до озера Байкал. На зимовку птицы улетают в Западную и Южную Европу, в Северную Африку, в восточные районы Малой Азии и на запад Передней Азии. Гнезда имеют чашеобразную форму, толщину стенок 8 мм 1 см. Сделаны из сухих стеблей травы, края и внутренняя часть очень прочно сцементированы землей и глиной. Эту смесь при постройке птица смачивает клейкой слюной. Внутренняя подстилка мягкая, из размочаленных древесных волокон и стебельков. Для того, чтобы полностью построить и обработать гнездо, у дрозда уходит около 5 дней. В течение следующего дня гнездо должно просохнуть. Найденные гнезда удивительно напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, самый первый человек, который сделал самую первую посуду, позаимствовал эту идею у птиц? Какими были древние глиняные горшки, известно по многочисленным археологическим находкам. Мы с удивлением узнали, что наиболее древние, 4

5 относящиеся к палеолиту и насчитывающие около 30-ти тысяч лет артефакты, были изготовлены из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Почему первая на земле посуда имела такой вид? Вполне вероятно, что древние люди придали ей определенную форму в результате какого-то опыта и наблюдения. На что обращал внимание в первую очередь древний человек в процессе познания окружающего мира? Вероятно, вначале на формы окружавших его предметов и их свойства! Например, большое дерево, на которое можно забраться, или глубокая пещера, в которой можно спрятаться, или камень и палка, удобные для держания, и, вполне вероятно - птичьи гнезда, в которых накапливается вода. Ведь плетеные шаблоны и каркасы в качестве тары появились в эпоху палеолита. Потом человек научился делать емкости из легкодоступного пластичного материала глины. Из мягкой глины можно вылепить любую форму, но без обжига она будет хрупкой, поэтому первоначально каркас был нужен для того, чтобы держать форму. Таким образом, сначала, до появления обжига, человек научился плести контейнеры из растительных волокон, потом стал обмазывать их глиной (Докерамический неолит, субнеолитическая эпоха). Этой технологии он мог научиться, подражая птичьим гнездам. Глава 2. Из истории керамики Известно, что «не боги горшки обжигают». Керамическое производство относится к числу самых древних на земле. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. Пластичность глин человек обнаружил еще на заре своего существования - в эпоху палеолита. Люди каменного века применяли для пользования природные материалы, находящиеся всегда под рукой, в том числе и глину. Когда человек обнаружил пластичность глины и научился ее обрабатывать, он начал изготавливать посуду. Когда же появился обжиг, придающий глиняной массе камнеподобие, водоустойчивость и 5

6 термостойкость? Гончарство производство посуды из обожженной глины развилось в начале неолита. Это стало одним из важнейших достижений человеческой цивилизации. Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись различные минеральные добавки. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах, позднее появились специальные обжигательные печи. Как доказано учеными, первыми гончарами были женщины, что вполне понятно, ведь мужчины были добытчиками и пропадали на охоте. Таким образом, пластичность глин человек обнаружил еще на заре своего развития, в эпоху палеолита. А когда же появился обжиг, придающий глиняной массе камнеподобие, водоустойчивость и термостойкость? Как было принято в научном мире до 80-х гг. XX века, обжиг стал применяться человеком только в раннем неолите. Но известно, что впервые древнейшяя на тот момент керамика в мире была обнаружена исследователем древней и средневековой истории Дальнего Востока Виталием Егоровичем Медведевым (учеником Окладникова А.П.) в 1975, 1980 годах на памятнике Гася на нижнем Амуре, в слое так называемой осиповской мезолитической культуры (8-12 тыс. лет). Были найдены фрагмент рыхлой, толстой, не похожей на неолитическую, керамики и на глубине 2 м. 20 см. - целый сплюснутый сосуд, который за тысячелетия стал рыхлым и мягким, как пластилин. Керамика слабо обожженная, температурный режим обжига специалистами был определен в максимум 350 градусов. Анализ угля, в котором залегал сосуд, показал дату в лет. До этой находки древнейшей считалась керамика раннего неолита возрастом в 7 тыс. лет. Позже, в ые годы, подобную раннюю керамику нашли в Японии и Китае, и эти находки подтвердили факт, что обжиг глиняной посуды применялся уже в эпоху мезолита! 6

7 Глава 3. Начало и техника изготовления глиняной посуды в Якутии На территории Якутии начало изготовления глиняных изделий в виде сосудов относится к 4 тысячелетию до нашей эры, первыми гончарами были носители сыалахской культуры. Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным. Единого мнения об изготовлении сетчатой керамики у археологов нет. Это объясняется, повидимому, тем, что сетчатой называют керамику, изготовленную разными способами. Существует несколько различных гипотез. Согласно одной из них, сетчатая керамика изготовлялась при помощи сетки плетенки, внутри которой вылеплялся сосуд, а затем, при обжиге, сетка выгорала, оставляя рифленые отпечатки в виде узелков нити (Мочанов, с.160). Другая версия гласит о том, что сетчатая керамика изготовлялась методом выколачивания (Воробьев, с. 69). Кроме перечисленных способов, упоминается также метод кольцевого налепа (Алексеев, с.46; Воробьев, с ). При изготовлении сосуда этим методом тонкие полоски глиняного теста налеплялись спирально (или кольцами). Известный ученый, археолог, возглавлявший в гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использовались дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Неолит Якутии в эволюционном развитии последовательно прошел через три этапа: ранний, средний и поздний. Глиняные сосуды раннего неолита имели усеченную яйцевидную форму. Гончарного круга еще не было. Посуду лепили руками. Сначала готовили раствор глины, куда в определенной пропорции добавляли отощители: песок, мелкий гравий, шамот (измельченная 7

8 обожженная глина), дресву (мелкий щебень). Отощители уменьшают воздушную осадку, изменяют влагопроводность, повышают термостойкость. Сосуды, сделанные из отощенной глины, не трескаются при обжиге. Технический орнамент на керамике является своеобразным индикатором, и по способу орнаментации той или иной керамики можно с уверенностью определять принадлежность ее к какой-либо археологической культуре. Глава 4. Текстильное производство древних людей Изготовление плетеных изделий и текстиля одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что определенные элементы плетения появились еще в животном мире. Хорошо известно создание гнезд и жилищ некоторыми животными с использованием приемов простейшего плетения. Согласно этнографическим источникам в традиционных хозяйствах в числе различных емкостей из органических материалов животного и растительного происхождения широко распространены разнообразные плетеные контейнеры. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были известны простейшие приемы плетения корзин, матов, сетей. В номенклатуре материальной культуры эта отрасль занятий получила название «текстильное производство» собирательный термин, обозначающий получение изделий из волокна: плетение, изготовление нитей, тканей, изготовление из них различных предметов. Получать документальные свидетельства существования технологии изготовления текстиля в древности стало возможным лишь с началом активного освоения человеком глины и огня, которое фиксируется в конце нижнего палеолита. Керамика стала одним из важнейших источников, дающих информацию по различным аспектам жизни и деятельности человеческих социумов в древности, в том числе и по производству текстиля. Основой этого 8

9 явилось одно из главных свойств обожженной глины сохранение деформаций, полученных в сыром пластичном состоянии. Наиболее древние свидетельства существования этой технологии демонстрируют материалы европейских палеолитических памятников Дольни Вестонице, Павлов (Чехия) и Костенки (Россия), имеющих возраст тыс. лет назад. В Дольни Вестонице обнаружен фрагмент глиняного изделия, на котором заметен оттиск плетеного изделия. В Костенках встречен обломок глиняного артефакта с оттисками плетения, который интерпретируется как фрагмент сосуда, изготовленного из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Археологические материалы с территории России, документирующие существование плетения и изготовления текстиля, представлены широко. В дальневосточном регионе России (Приморье и Приамурье) археологические источники по изготовлению текстиля дают свидетельства знакомства с этим видом деятельности с рубежа позднего плейстоцена раннего голоцена до средневековья. Одним из основных источников являются керамические изделия с орнаментами, имитирующими плетение, или с оттисками текстиля. Исследования древней керамики на Востоке Евразии показывают, что оттиски шнура и плетеных конструкций в этом регионе появились достаточно рано. На территории Китая, Японии, Приморья и Приамурья наиболее ранние изделия с такого рода оттисками датируются временем 12 9 тыс. лет назад. Результаты изучения этой керамики американскими и российскими исследователями позволили идентифицировать их как негативы плетеных шаблонов, имевших сетчатую структуру. В целом ранний этап технологии плетения в дальневосточном регионе, документированный археологическими материалами, представлен лишь несколькими видами изделий: плетеными шаблонами и сетчатыми формами, используемыми для изготовления керамических сосудов. Впервые предположение о существовании в неолите Якутии текстильной керамики было высказано А.П. Окладниковым при рассмотрении им керамического материала со стоянок Куллаты и Малая Мунку. Судя по 9

10 описаниям, видно, что текстильной исследователь назвал различную по характеру изготовления керамику. В большинстве случаев, таким термином им была охарактеризована шнуровая керамика, но в некоторых случаях и сетчатая. Разновидность керамики с отпечатками «полос ткани» на керамике, имеющими равнозначные вертикальную и горизонтальную направленность, А.П. Окладников также отнес к текстильной. На стоянке Малая Мунку в Олёкминском районе им были обнаружены черепки сосудов, на поверхности которых сохранились «оттиски настоящей ткани», то есть на внешней поверхности черепков отмечался технический орнамент в виде рельефных отпечатков ткани, которую, как считает А.П. Окладников, местные племена могли изготовить из дикорастущих текстильных растений, таких, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Оформилась и укоренилась схема, согласно которой, в раннем неолите Якутии бытовала исключительно сетчатая керамика, в среднем шнуровая, вафельная и рубчатая. Что касается шнуровой керамики, то здесь также отмечаются вариации. Собственно шнуровая керамика наиболее часто встречается на поселениях и стоянках белькачинской культуры. Сосуды обработаны шнуровым техническим орнаментом, чаще всего, либо вертикальной, либо диагональной направленности. Размеры витого шнура различны, но принцип нанесения был, по видимости, единым посредством лопаточки с обмотанным на неё шнуром. Второй тип менее распространён. Его образцы встречены на стоянках Белькачи I, слои IV-V, Куллаты и ХороI. Этот тип характеризуется наличием разнонаправленных линий: очень тонких и глубоких горизонтальных, идущих параллельно плоскости сосуда, и широких глубоких линий, направленных от венчика к днищу. Такой орнамент мог быть нанесён горизонтальной рубчатой лопаткой, последующим проведением вертикальных кривых палочкой с 10

11 затупленным округлым концом. Возможен также вариант изготовления каркаса из прутиков, где нижние концы связывались в одной точке, а верхняя часть расходилась. Снаружи пруты обвязывались тонкими нитями или верёвочками. Внутрь каркаса укладывалась глиняная масса, и сосуд вылеплялся внутри него. После этого, на поверхности оставались вертикальные вдавления от прутиков и горизонтальные от нитей или верёвочек. Возможно, что наличие на белькачинских сосудах шиповидного днища обусловлено именно спецификой такого технологического приема. Таким образом, имеющиеся оттиски текстиля на глиняной посуде древних людей дают основания полагать, что в основе его изготовления была технология плетения. Свидетельством большой роли плетеных текстильных изделий в жизни древних социумов являются косвенные данные о связи их с различными сторонами жизни и деятельности людей. Четко фиксируется взаимодействие технологии плетения с производством керамики с начального этапа и периода становления. Оно нашло отражение в декоре и некоторых деталях оформления емкостей, способствующих тому, что археологическая керамика стала основным источником знаний о текстильном производстве в древности. На начальных этапах плетеные изделия служили каркасом, шаблоном или формой при создании керамических сосудов, позднее эта связь прослеживается главным образом в орнаментах, имитирующих плетение. Основные тенденции и этапы развития и в дальневосточном регионе России во многом совпадают с аналогичными процессами в восточных регионах Евразии. Наиболее ранние свидетельства взаимодействия керамического и текстильного производства, связанные с оттисками текстиля на керамических изделиях, отмечены в памятниках, датированных ранее 10 тыс лет назад на территории Японии, Китая, Кореи, Приамурья. Наиболее широкое распространение «веревочные» и «шнуровые» орнаменты получили в неолите, особенно в Японии, где весь неолитический период получил название «дземон», что означает «веревка». Этнографические данные показывают 11

12 широкий спектр применения плетения в повседневной жизни. В первую очередь, это изготовление разнообразных тарных контейнеров: корзин, коробов, сумок и т.д. Археологическая керамика, украшенная орнаментами по мотиву плетения, свидетельствует о том же, отражая, по-видимому, период, когда функция тары стала переходить к керамическим контейнерам. Совершенствование обработки и использование новых видов сырья, переход к новым технологиям производства привели к появлению текстиля улучшенного качества, которое позволило использовать его не только на сугубо хозяйственные цели, но и для нужд самого человека. Заключение При изучении археологических данных об изготовлении древними людьми глиняных изделий мы пришли к следующим выводам: Изготовление плетеных изделий и текстиля одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были широко распространены разнообразные плетеные контейнеры из органических материалов животного и растительного происхождения. Интересно отметить, что некоторые животные и птицы создают гнезда и жилища с использованием приемов простейшего плетения. Определенные элементы плетения люди могли заимствовать в животном мире. Текстильная керамика, к которой относятся различные по характеру изготовления сетчатая и шнуровая это изделия, имеющие в основе волокна дикорастущих текстильных растений. Наиболее древние свидетельства существования текстильного производства демонстрируют обломки палеолитических глиняных изделий с оттисками плетения, которые интерпретируются как фрагменты сосудов, изготовленных из плетеного каркаса, обмазанного глиной. 12

13 Получать документальные свидетельства существования технологии изготовления текстиля в древности стало возможным лишь с началом активного освоения человеком глины и огня, которое фиксируется в конце нижнего палеолита, т.к. одно из главных свойств обожженной глины сохранение деформаций, полученных в сыром пластичном состоянии. Таким образом, вначале появилось плетение, возможно, заимствованное у зверей и птиц, затем плетеные контейнеры, затем их стали обмазывать глиной, т.е., функция тары стала переходить к керамическим контейнерам. Эти выводы позволяют нам предложить гипотезу о том, что чашеобразные птичьи гнезда из травы, прутиков, мха, изнутри и по краям обмазанные глиной так тщательно, что не пропускали воду, могли стать прототипом первой посуды у древних людей. 13

14 Литература 1. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. Новосибирск, Древний мир. История в школе и дома. Москва: «Росмэн», Окладников А.П. История Якутии. М-Л., Т Якутия. Историко-культурный атлас. Москва: Изд.- во «Ферия», Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Якутск: Бичик, Статья "Удачи археолога Медведева"- г-та "Наука в Сибири" СО РАН, 44 (3 ноября 2011 г.). 14

15 К вопросу возникновения глиняной посуды в каменном веке (Тезисы к докладу) Елизаров Егор, ученик 8 класса МБОУ-Ойская СОШ Хангаласского улуса, рук-ль: Иванова С.П., учитель истории Актуальность: Изготовление плетеных изделий и текстиля одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что определенные элементы плетения появились еще в животном мире. Наиболее древние, относящиеся к палеолиту и насчитывающие около 30-ти тысяч лет артефакты, были изготовлены из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Не исключено, что люди изобрели такую форму в результате какого-то опыта и наблюдения. Известный ученый, археолог, возглавлявший в гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использоваться дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным. Обоснование. Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников «Эллэйада» осенью 2011 года в местности Куталаах были найдены два заброшенных гнезда дроздов рябинников (чаччыгыныар), удивительно похожих на древние глиняные горшки. Нам показалась интересной перспектива сравнения творений 15

16 человека и птиц. Ведь идея рождает гипотезу! Учитывая, что все величайшие изобретения древности имели аналоги в природе, мы считаем возможным предложить в данной работе свою версию появления самой первой глиняной посуды. Гнезда дроздов и первые горшки Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников были найдены два заброшенных гнезда дрозда-рябинника. Гнезда имеют чашеобразную форму, толщину стенок 8 мм 1 см. Сделаны из сухих стеблей травы, края и внутренняя часть очень прочно сцементированы землей и глиной. Эту смесь при постройке птица смачивает клейкой слюной. Внутренняя подстилка мягкая, из размочаленных древесных волокон и стебельков. Для того, чтобы полностью построить и обработать гнездо, у дрозда уходит около 5 дней. В течение следующего дня гнездо должно просохнуть. Дрозды обитают на территории России в лесах Кавказа, в Сибири до озера Байкал. На зимовку птицы улетают в Западную и Южную Европу, в Северную Африку, в восточные районы Малой Азии и на запад Передней Азии. Найденные гнезда удивительным образом напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, человек, который сделал самую первую посуду в мире, позаимствовал эту идею у птиц? На что обращали внимание в первую очередь древние люди в процессе познания окружающего мира? Вероятно, вначале на формы окружавших их предметов и позднее, на их свойства! Например, большое дерево, на которое можно забраться, или глубокая пещера, в которой можно спрятаться, или камень и палка, удобные для держания, и, вполне вероятно - птичьи гнезда, обмазанные землей и глиной, в которых накапливается вода. Плетеные шаблоны и каркасы в качестве тары появились в эпоху палеолита. Потом человек научился делать емкости из легкодоступного пластичного материала глины. Из мягкой глины можно вылепить любую форму, но без обжига она будет хрупкой, поэтому первоначально каркас был нужен для того, чтобы держать форму. Итак, сначала, до появления обжига, человек научился плести контейнеры из растительных волокон, потом стал обмазывать их глиной. Вполне вероятно, этой технологии он мог научиться, подражая птичьим гнездам, которые устроены точно таким же образом. Кстати, технология обжига, т.е. гончарство, могло появиться совершенно случайно, когда обмазанная глиной тростниковая посуда попала в огонь. При изучении археологических данных об изготовлении древними людьми изделий мы пришли к следующим выводам: глиняных 16

17 1. Изготовление плетеных изделий и текстиля одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что некоторые животные и птицы создают гнезда и жилища с использованием приемов простейшего плетения. Определенные элементы плетения люди могли заимствовать в животном мире. 2. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были широко распространены разнообразные плетеные контейнеры из органических материалов животного и растительного происхождения. 3. Текстильная керамика, к которой относятся различные по характеру изготовления сетчатая и шнуровая это изделия, имеющие в основе волокна дикорастущих текстильных растений. Наиболее древние свидетельства существования текстильного производства демонстрируют обломки палеолитических глиняных изделий с оттисками плетения, которые интерпретируются как фрагменты сосудов, изготовленных из плетеного каркаса, обмазанного глиной. 5. Имеющиеся оттиски текстиля на глиняной посуде древних людей дают основания полагать, что в основе его изготовления была технология плетения. Свидетельством большой роли плетеных текстильных изделий в жизни древних социумов являются косвенные данные о связи их с различными сторонами жизни и деятельности людей. Четко фиксируется взаимодействие технологии плетения с производством керамики с начального этапа и периода становления. Оно нашло отражение в декоре и некоторых деталях оформления емкостей, способствующих тому, что археологическая керамика стала основным источником знаний о текстильном производстве в древности. На начальных этапах плетеные изделия служили каркасом, шаблоном или формой при создании керамических сосудов, позднее эта связь прослеживается главным образом в орнаментах, имитирующих плетение. Таким образом, вначале появилось плетение, возможно, заимствованное у зверей и птиц, затем плетеные контейнеры, затем их стали обмазывать глиной, т.е., функция тары стала переходить к керамическим контейнерам. Эти выводы позволяют нам выдвинуть гипотезу о том, что чашеобразные птичьи гнезда из травы, прутиков, мха, изнутри и по краям обмазанные глиной так тщательно, что не пропускали воду, могли стать прототипом первой посуды у древних людей. Литература: 17

18 1. Статья "Удачи археолога Медведева"- г-та "Наука в Сибири" СО РАН, 44 (3 ноября 2011 г.). 2. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. Новосибирск, Окладников А.П. История Якутии. М-Л., Т Якутия. Историко-культурный атлас. Москва: Изд.- во «Ферия», Древний мир. История в школе и дома. Москва: «Росмэн», Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Якутск: Бичик,

docplayer.ru

Глиняная посуда | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Читайте также:
  1. II. Особенности Хозяйственной деятельности в эпоху палеолита и мезолита.
  2. VI. История развития вычислительной техники
  3. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
  4. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
  5. АРХИТЕКТУРА СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 7 страница
  6. Ассортимент фарфорово-фаянсовой посуды
  7. Барокко Мебель. Андре Шарль Буль. Франция.XVII в.
  8. Виды посуды, применяемой в барах.
  9. Вопрос 1)Возникновение Китайской цивилизации.
  10. Вопрос.
  11. Вопросов и ответов по истории Казахстана 13 страница
  12. Выбор и конструирование технологических схем ликвидации вертикальных стволов

Наскальная живопись

Каменная скульптура

Наскальная живопись и миниатюрная скульптура

Культура первобытного общества

Культура … первобытного общества насчитывает более 30 тыс. лет. Под первобытной культурой принято понимать древнюю культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни (например, затерянные в джунглях племена). Это преимущественно искусство каменного века.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о наличии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений зверей они оставили также на стенах и сводах пещер.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникли в примерно в такой последовательности:

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость. В эпоху земледелия он стал активно применять для изготовления посуды и скульптуры огнеупорную глину. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами.

Искусство миниатюрной скульптуры достигло расцвета около 25 тыс. лет назад, а расцвет пещерной росписи – около 10-15 лет до н.э. Памятниками скульптуры являются палеолитические Венеры – фигурки женщин высотой 10-15 см., обычно подчеркнуто массивных форм. Такие «Венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют звериным стилем в искусстве. Звериный стиль – условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (или их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железно веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве и в народном творчестве.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались – огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы[1]. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги изображали животное на бегу).

И изображения животных, и изображения человека предполагали их обрядовое применение. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

Один из древних культов – культ матери – продолжательницы рода. Не менее древний – культ животного. Первый символизировал материальное начало рода, второй — духовное (многие племена и сегодня считают, что ведут свой род от того или иного животного – орла, оленя, медведя или змеи).

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах на высоте 1,5- 2 м.

Первые находки были сделаны в 19 в. в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью, или пещерной росписью. Наиболее известны пещеры Франции и Испании: Ласко, Альтамира, Монтеспан, Фон де Гом, Ля Мут, Ле-Комбатель.

При создании наскальной живописи использовались естественные красители и окиси металлов, которые применялись либо в чистом виде, либо в смеси с водой или животным жиром. Эти краски наносились на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой цветной порошок выдувался через трубчатую кость на влажную стену пещеры. Краской обводили не только контур, но и закрашивали все изображение. Для выполнения резьбы использовались каменные резцы.

refac.ru

3. Зарождение искусства — bibliotekar.kz

 3. Зарождение искусства

О мыслительном развитии мышления древних людей свидетельствует возникновение у них искусства. Круг произведений был широк: гравюры – рельефные или углубленные рисунки животных и людей, глиняные и костяные скульптуры, рисунки, которыми расписывали стены пещер. Для рисования первобытные художники использовали охру и древесный уголь.

 

В глубине темных пещер при тусклом свете костров древние художники создавали многокрасочные изображения мчащихся коней, сцены охоты. Древние скульпторы из кости и рога вырезали фигурки несущихся оленей и людей, охотящихся на них. Археологи находят вы" резанные из кости и рога статуэтки женщин, что свидетельствует о культе матери-земли, материнского рода.

Древние художники.

 

Изображения на камнях в Каратау

(Жамбылская обл.).

 

Люди изображали то, что было для них важным: животных, на которых охотились, сцены охоты. При изображении животных древние мастера достигали удивительного реального сходства. Среди находок часто встречаются украшенные резьбой орудия труда.

 

В пещере Караунгир в горах Каратау найдены глиняные сосуды с круглым дном, окрашенные красной краской. Часть сосудов украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов. В Центральном Казахстане, в Карагандинской области, обнаружена керамическая посуда оригинальной формы, украшенная волнистым и геометрическим орнаментом.

 

Люди украшали свои жилища, посуду и другие принадлежности. Керамика обычно покрыта орнаментом из ямок, штрихов, отпечатков веревок. Деревянные столбы домов и деревянная утварь украшались разными узорами и раскрашивались краской.

 

1. Как люди расширяли круг своих знаний?

2. С чем были связаны первоначальные религиозные представления?

3. Как возникло искусство? Составьте рассказ об искусстве первобытных художников.

 

Что мы узнали о жизни древнейших людей?

На какие периоды делится каменный век?

Палеолит – древнекаменный век, мезолит – среднекаменный век, неолит – новокаменный век.

Назовите основные каменные орудия труда.

Рубила, скребки, топор, наконечники копий, ножи, лук и стрелы.

Что представляли собой коллективы первобытных людей?

Древнейшие люди – человеческое стадо. «Человек разумный» – родовые общины. 13 тыс. лет назад – роды и племена.

Как возникла религия?

Первобытный человек зависел от природы, он не мог понять причины при" родных явлений. Это породило веру в духов и колдовство, появляются обряды.

 

Какие «изобретения» были сделаны людьми в период неолита?

Изготовление глиняной посуды на гончарном круге, плетение корзин и изгородей из прутьев, прядение, ткачество, строительство плотов, лодок и жилищ.

 

ПРОВЕРЬТЕ, КАК ВЫ УСВОИЛИ ИСТОРИЮ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

bibliotekar.kz


Смотрите также