Матриархат в первобытном обществе. Матриархат - что это? Человек и общество. Матриархат в первобытном обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как появился матриархат в первобытном обществе. Матриархат в первобытном обществе


История матриархата и смена его на патриархат | history-thema.com История

Как возник матриархат, а за ним патриархатЧеловек привык считать себя хозяином природы. И мало кто задумывается над тем, что более четырех пятых времени своего существования (около 35 тысяч лет) человечество было частью окружающей среды, гармонично в нее вписывавшейся. Жизнь людей напрямую зависела от погоды, от количества диких животных, на которых люди охотились, урожая съедобных дикорастущих растений. Это – время палеолитического  (древнекаменного)  периода, когда первобытный человек не имел еще домашних животных, и если умел заниматься посевами чего-либо съедобного, то в очень небольшом количестве (так как не было ни настоящих сельскохозяйственных орудий, ни удобрений). Я имею в виду людей современного типа, появившихся около сорока тысяч лет назад, поскольку исследования 90-х гг. прошлого века показали, что более ранние люди неандертальского типа предками современного человека не являлись.

 

Первобытные люди палеолита жили племенами в несколько десятков человек, происходившими от одного предка. Племя селилось в пещере или какой-нибудь промоине на берегу реки, заслоняя вход в природное жилище нагромождениями веток и разжигая внутри костер для обогрева и приготовления пищи. Успех выживания в таких условиях напрямую зависел от умения раздобыть, развести и поддержать огонь; правильно оборудовать и утеплить жилище; найти, своевременно собрать и сохранить пищу – съедобные плоды, корни, мелкую живность и добыть на охоте зверя.

Современный человек не выживет в диком лесу без спичек, подходящей одежды, ножа, а первобытные люди десятки тысяч лет своими руками обеспечивали себя всем необходимым, населяя даже северную тайгу у самых границ тундры. Конечно, смертность, особенно детская, была очень высокой – люди не знали элементарных санитарных правил, не умели лечить болезни. А так же многие взрослые погибали от травм, полученных на охоте. Однако необходимое для продолжения рода количество людей все равно выживало и оставляло за собой потомство.

 

как возник матриархат, а за ним - патриархатПервобытный труд был очень сложен и кропотлив. Все делалось вручную. Следить за костром, шить одежду примитивными иглами, разделывать добытых на охоте животных такими же примитивными орудиями труда, готовить пищу, подолгу бродить где-нибудь в лесу, выискивая и собирая съедобные плоды, ягоды, грибы требовало большого терпения и внимания. Рутинной работой проще было заниматься женщинам. Мужчины тратили на это меньше времени, так как их заботы были тяжелее в физическом плане: охота, рыбная ловля, сооружение жилищ. В целом же то, что добывали мужчины,  обрабатывали и делали пригодным к употреблению женщины, поэтому их труд был основой жизни первобытного общества.

Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола, и археологи часто находят первобытные статуэтки, изображающие человека, из кости и камня, где хорошо видны типично женские очертания.

Система преобладания роли женщины в общественной жизни называется матриархатом, что в переводе с греческого означает «матеревластие».

 

Около семи тысяч лет назад наступает неолитический  (новокаменный)  период. В это время у человека появляются домашние животные, из костей и жил которых (и тех, что добыл на охоте) он делает новые более современные орудия труда и с их помощью расчищает землю под посевы. Рубка деревьев, вспашка полей, охрана домашних животных от хищников требует больше и больше мужского труда. Человек расселяется и там, где нет естественных укрытий в виде пещер, и постройка жилища тоже ложится на плечи мужчины. Наконец, увеличение достатка порождает у людей и зависть, и алчность: представителям некоторых племен кажется, что проще отобрать скот и зерно у соседей, чем выращивать самим. Возникает необходимость охраны хозяйства от чужаков и этим занимаются опять же мужчины. Они играют все большую роль в производстве, в обеспечении благосостояния племени, а роль женщины сужается до занятия домашними делами.

первобытное общество: матриархат и патриархат

Конечно, матриархат уходил не разом, а постепенно, по мере медленного еще возрастания роли мужчины в хозяйственной деятельности, и даже в античную эпоху у некоторых кочевых племен сарматов во главе стояли женщины.  Но все большее место в общественной жизни занимал мужчина – производитель, труженик, защитник; он становился главой семьи, племени, а когда появились первые государства – и правителем страны. Наступила эпоха патриархата – «отцевластия».

В эпоху патриархата закончилась первобытная эпоха, эпоха бронзы, прошли античные времена, Средневековье, наступило Новое время.

 

Сейчас основой хозяйства является механизированный труд, который, в общем-то, под силу и женщине. Поэтому мы сегодня наблюдаем некую частную «реставрацию» матриархальных традиций, о чем человечество уже не одно тысячелетие и думать-то перестало. Женщина в семье подчас зарабатывает больше мужчины, слабый пол не чуждается таких профессий, как машинист, водитель, директор и даже возглавляет государства. Но все же перевозить грузы на большие расстояния, управлять комбайном или подъемным краном, составлять программы для компьютеров больше по нраву людям активным, любящим частые перемены и новые открытия, тем, кому присущ некий авантюризм. То есть, опять-таки мужчинам. Поэтому и в современном обществе мужчины в целом воспринимаются все-таки авторитетнее женщин, и на руководящих должностях сильный пол все равно занимает больше мест. То есть, несмотря на появление в наши дни некоторых элементов матриархата, в целом общество сегодня все-таки остается патриархальным.

 

 

13 459

history-thema.com

что это? Человек и общество. Матриархат в первобытном обществе

Вне зависимости от отношения ученых того или иного времени к разделению всего исторического процесса, в целом мало кто сомневается сегодня в том, что исходным этапом становления общества являлся первобытнообщинный строй. Этот период охватывал достаточно обширный временной промежуток. Начался он с самого появления людей на Земле и продолжился до формирования первых государственных структур и классовых групп. матриархат что это

Человек и общество

Любой социум являет собой в определенной степени целостный организм. Эта система отличается тем либо иным уровнем урегулированности, организованности и упорядоченности взаимодействий внутри нее. Это говорит о том, что любая форма общественного устройства предполагает наличие определенной управленческой структуры (социальной власти). Кроме того, характерным является процесс регулирования поведения людей посредством определенных правил и норм. Первобытнообщинное общество существовало больше миллиона лет. Это был самый продолжительный исторический этап.

Социум и управление

С того момента, как возникает общество, сразу же появляется необходимость в установлении управления. Во время первобытного строя у каждого члена социума были свои собственные интересы, без согласования с которыми общество существовать не могло. Это обусловлено тем, что именно они выступали решающим личностным регулятором. Человек и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Обеспечение нормальной жизнедеятельности, а также прогрессивного развития социальных взаимосвязей необходимо объединить с личными интересами. В этом случае социум будет стремиться к достижению общего блага. Однако следует отметить, что соединение возможно при сочетании индивидуальной и социальной выгоды. Такая комбинация достигается преимущественно благодаря присутствию в социуме правил поведения и власти, проводящей в жизнь и обеспечивающей эти нормы. В зависимости от того, кому принадлежит лидирующая роль в управлении, образуются патриархат, матриархат и равноправие. Во втором случае власть сконцентрирована в руках женщин. Одним из характерных признаков самого раннего строя являлся именно матриархат. Что это за система? Разберем далее. патриархат матриархат и равноправие

Определение

Итак, матриархат – что это такое? Само понятие имеет греческие корни. Дословно переводится как "господство матери". Другое название этой власти – гинекократия. Как уже было сказано, история матриархата уходит в далекое прошлое. Это понятие применяют при определении типа правительства, которое было сформировано исключительно из женщин либо в котором доминирующая роль принадлежала именно им. Как вообще появился этот термин – "матриархат"? Что это господство дало женщинам?

Появление гипотезы

Предположение о существовании гинекократии связано с такими исследователями, как Морган, Бахофен, Лафито. В советской археологии, истории, антропологии, этнографии идея о существовании матриархата совершенно не ставилась под сомнение в течение весьма продолжительного времени. Но проведенные впоследствии исследования подтвердили гипотезу о матрицентрированном социуме на самых ранних стадиях земледельческой эры. Большинство специалистов сходится во мнении, затрагивая понятие "матриархат", что это та структура, в рамках которой женщины не просто достигли власти. Их господство, социальное признание стали превосходить авторитет и полномочия мужчин. Некоторые авторы в своих трудах, между тем, опровергают факт существования хотя бы одного социума, в котором было бы явным господство женщин в течение продолжительного периода. В то время как другие находят подтверждение о том, что и сейчас имеет место "современный матриархат". Каковы же причины появления этой социальной системы? матриархат в первобытном обществе

Как возник матриархат?

Что это за структура, мы выяснили. Теперь следует понять, какие факторы способствовали возникновению данной системы. Некоторые исследователи, в том числе и противники гипотезы о существовании такого этапа в становлении социума, признают все же, что некоторое усиление статуса женщины в реальности отмечалось нередко на начальных этапах формирования культуры земледелия. Как считает ряд авторов, "огородническое", мотыжное возделывание почвы пошло от собирательства. А этот вид деятельности, в свою очередь, считался типично женским занятием. Со временем повысилось значение земледелия. А вместе с этим усилилась роль женщины в социуме. Впоследствии пахотное возделывание почвы пришло на смену мотыжному. Вместе с этим снизилась и роль женщины. Матриархат в первобытном обществе мог существовать в разных видах. Однако вне зависимости от этого структура имела свои особенности. Именно они позволяли отличать ее от прочих.

Признаки системы

Существует несколько особенностей, при наличии которых можно говорить о матриархальном обществе: матрилинейность и матрилокальность. Немаловажное значение имеет и такой признак, как авункулизм. Это такая семейная система, при которой роль главы принадлежит дяде по материнской линии. В некоторых случаях как особенность социума, в котором доминирует женщина, выступает полиандрия, гостевой или групповой брак. Матриархат в семье проявляется и таким неоспоримым признаком, как материнское право. Оно явно действует при разводе. В этом случае дети остаются с матерью или в ее семье. Кроме того, порядок распределения и наследования собственности передается также по женской линии. Это основные особенности, которые отличают матриархат и патриархат.

При этом нельзя сказать, что мужчины не имеют привилегий и прав. Они могут проживать со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Единоутробные сестры и братья при этом будут считаться родственниками. В целом можно сказать, что семья формируется не вокруг отца, а около матери. Но при всем своем различии матриархат и патриархат имеют много общего. Например, мужчины, вне зависимости от условий проживания, выполняют одни и те же задачи. В частности, в их функции входит обеспечение защиты, решение сложных вопросов, воспитание детей. история матриархата

Матрилокальная структура

Общество в данном случае насчитывало порядка двухсот-трёхсот человек. Все они были близкими родственниками по женской линии. Внутри такой родовой группы существует множество мелких структур. Состоят они, как правило, традиционно из матери, ее детей, внуков. Из них, собственно, складывается род, коллективно владеющий общинной землей. Во главе всей этой структуры стоит самая старшая женщина, а в некоторых случаях – ее кровный единоутробный брат. Земля считается коллективной собственностью. Остальное имущество принадлежит женщинам. Оно передается по наследству дочерям от матери. Как правило, внутри своего рода браки запрещены – во избежание кровосмешения. В связи с этим такая структура состояла в близких отношениях с другой группой. Между ними происходил обмен невестами и женихами.

Разделение по полам

Этот вариант существования социума предполагал формирование двух групп внутри одного рода. В одной проживали исключительно мужчины, а в другой, соответственно, женщины. В каждой подсистеме был свой собственный лидер. Для обеих групп была характерна автономность. Следует сказать, что в тех матриархальных системах, в которых формирование религиозной картины находилось под влиянием язычества, преобладали женские божества, во главе которых была великая Богиня-мать. В качестве примера можно привести шактизм - одно из ранних направлений индуизма – культ Астарты, богини древней Месопотамии. С течением времени на смену матриархату пришел патриархат. В связи с этим женский пантеон божеств был заменен мужским. Богини стали утрачивать свое культовое и религиозное значение, превращаясь во второстепенных персонажей древней религиозной мифологии. В итоге трон Богини-матери переходит к Богу-отцу. Нужно отметить, что матриархальный уклад общества встречался в разное время повсеместно практически во всех частях света, у разных народностей, населявших Африку, Азию, Европу, Америку (как Южную, так и Северную). матриархат в семье

Древние источники

Древнегреческие мифы о существовании амазонок можно отнести к наиболее ранним сведениям о матриархальных обществах. В течение длительного периода считалось, что эти сказания – выдумка античных авторов. Но недавно факт существования обществ воинственных женщин, проживавших без мужей и воспитывавших своих дочерей в воинском духе, был все-таки доказан.

Археологами были обнаружены курганные захоронения. В могилы знатных женщин были уложены мечи, стрелы, луки, драгоценное оружие. Это прямо указывало на то, что занимались они военным ремеслом. В Воронежской области в 1998-м году было найдено шесть таких могил. В них были погребены женщины в возрасте от 20 до 25 лет (следует сказать, что в среднем продолжительность жизни в то время была не более сорока лет). Все найденные амазонки имели средний рост и современное телосложение. В могилах, кроме оружия, были обнаружены детали веретена, драгоценные серьги, гребень из кости с изображением гепарда. Почти в каждой могиле было серебряное либо бронзовое зеркало. Судя по тому, как были деформированы их бедренные кости, можно сделать вывод о том, что женщины много ездили на лошадях.

Во многих могилах обнаружены и мужские останки. Проведенный анализ имевшегося генетического материала позволил установить пол кочевников, которые были обнаружены в приволжских курганах. Во время одних раскопок было обнаружено более ста наконечников от стрел именно в женском захоронении. По многим признакам исследователи сделали вывод о том, что здесь была похоронена очень знатная женщина. Все это говорит о том, что девушки-воины шли рядом с мужчинами в бой, а в некоторых случаях, может, и сами были полководцами или царицами, исполняя роль главнокомандующих.

Сильные матриархальные обычаи присутствовали в структуре управления массагетских народностей. Достаточно убедительным доказательством значительности роли женщины в жизни племен считается эпическая каракалпакская поэма "Сорок девушек" ("Кырк кыз"). В ней рассказывается о многочисленных подвигах девушек-воительниц. Следует сказать, что мотив женщины-богатыря прослеживается в эпосе многих народностей. Однако сюжет о дружине воительниц присутствует в Средней Азии исключительно у каракалпаков. Необходимо обратить внимание на то, что черты женщины-воина прослеживаются не только в поэмах и сказаниях, но и в обрядовых костюмах невесты. Каракалпаки до самого начала 20-го столетия сохраняли обряды и традиции, восходившие к древнему пласту их развития, который многие исследователи как раз связывают с матриархатом. матриархат в современном мире

Исследования

Гита Готнер-Абендорт в своих трудах определяет понятие матриархата достаточно широко. Одну из своих книг автор представила как "исследование социумов, сформированных за пределами принципов патриархата". Другими словами, Готнер-Абендорт определяет матриархальную систему как общество, в котором доминирование мужчины по половому признаку сведено к минимуму либо вовсе отсутствует. Данные выводы подтверждают раскопки археологов на острове Суматра и результаты исследований жизни племени минангкабау, которое сохранило традиции и культ материнского родового строя. Следует сказать, что в данном случае внутри системы управления племени доминирующая роль принадлежала исключительно женщине. Мужчины же фактически не имели прав и считались "пришлыми". Несколько иная ситуация складывалась в племени мосо, проживающем на территории провинции Сычуань. В племени сохранилась традиционная матриархальная система. Несмотря на главенствующую роль женщины, мужчины выполняют не менее важные задачи: они молятся о благополучии, отвечают за ритуалы. А их голос при принятии важных решений и обсуждении племенных вопросов далеко не последний.

Власть женщин сегодня

Матриархат в современном мире сохранился только в некоторых областях Юго-Восточной и Южной Азии, Тибета, Африки. При этом надо сказать, что даже в этих структурах доминирование женщин считается сегодня относительным. По такой системе, например, проживает народ ранатхари, населяющий Непал и Индию, гаро, кхаси, минангкбау и прочие. В этих племенах вместе с высоким статусом женщины имеет место и полиандрия (многомужество). Определенные черты истинного матриархата сохранились и у туарегов. Здесь наблюдается матрилокальность и матрилинейность. Кроме того, женщины наделены высоким правом принимать участие в решении социальных племенных вопросов. У туарегов по сегодняшний день имеет место и явное различие мужского и женского письма. форма общественного устройства

Заключение

Считается, что матриархат представляет собой отражение достаточно низкого уровня развития общества. В противовес представляется социум, где доминирующая роль принадлежит мужчине. Существует мнение, что патриархат – более прогрессивный тип развития социальной структуры. Однако при этом многие современные системы, где доминируют мужчины, продолжают пребывать в состоянии дикости и неинформированности. Они бесконечно отдалены от достижений современного мира, цивилизации. Эти народности до сих пор проживают в шалашах и пещерах. Поэтому говорить о том, что социум перешел от матриархата к человечности, не совсем верно и корректно. Главенство мужчины в социальной структуре совершенно не говорит о том, что система обладает способностями развиваться в культурном, техническом или научном плане. Вместе с этим, нельзя не сказать и о роли женщины в сфере государственного управления. Например, показательным можно считать монархию в России. Как известно, власть передавалась по наследству, и достаточно часто царствование переходило к женщинам. В эти периоды, по мнению многих исследователей, явно проявлялся матриархат в России. Хотя, несомненно, многие мужчины-правители заслуживают глубокого уважения.

fb.ru

Поздний матриархат

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

Как говорилось, разложение первобытного общества не всегда проходило в форме патриархата. Советскими этнографами (А. М. Золотарев, С. П. Толстов) было установлено, что первобытное общество нередко перерастало в классовое непосредственно в условиях распадавшегося материнского рода. Этот вариант развития, поздний матриархат, меньше распространен и все еще хуже изучен, чем патриархат, но бесспорно зафиксирован в ряде этнографических обществ. Таковы, например, микронезийцы, малайцы—минангкабау Суматры, гаро и кхаси Горного Ассама, ашанти, дагомейцы и некоторые другие народы Тропической Африки. У всех этих народов в условиях более или менее значительного социального расслоения сохранились сильнейшие остатки материнско- родовых порядков, показывающие, что частная собственность, классы и государство вызревали здесь без предварительного превращения материнского рода в отцовский.

[adsense]

Микронезийцы ко времени и в начальный период колонизации занимались на одних островах преимущественно мотыжным земледелием, на других — преимущественно рыболовством; их единственным домашним животным была курица. Скудная природа островов ограничила их ремесла главным образом обработкой камня и раковин, дерева и растительного волокна; существовал зато довольно развитый обмен. В целом островитяне стояли на грани перехода от первобытнообщинного строя к классовому: они знали частную собственность, общественное неравенство, власть наследственной аристократии, местами рабство. Но в то же время у них еще не исчез и материнско-родовой строй. Так, островитяне Восточной Микронезии делились на делскализирсванные матрилинейные роды и материнские домовые общины. Последние были основаны на уксорилскальном или дислокальном браке и состояли из 30—40 человек, ведших общее хозяйство под руководством старшего мужчины и старшей женщины. Порядок наследования был строго матрилинейным. Женщины сохраняли равноправие и независимость вплоть до свободы внебрачных связей; дети в случае развода всегда оставались с матерью.

Минангкабау, по крайней мере с первых веков новой эры, занимались главным образом ирригационным земледелием, выращивая рис, кокосовую пальму и различные огородные культуры. Земледелие было мотыжным, но местами применялся и деревянный плуг.

Подсобную роль в хозяйстве играло разведение крупного рогатого скота и лошадей, а также рыболовство и охота. Высокого развития достигла ремесленная деятельность, в частности обработка меди и драгоценных металлов, гончарство и ткачество; велся оживленный обмен как между различными районами страны, так и с другими островами Индонезии. Уже в XII в. сложилось раннеклассовое княжество Минангкабау, но в то же время здесь вплоть до начала XX в. удерживались многочисленные родовые пережитки, позволяющие реконструировать основные черты позднематриархальнсгс строя. Все минангкабау делились на две фратрии («ларас») и четыре рода («суку»), которые распадались на более мелкие родовые группы («кампуэнг») и домовые общины («сабуа паруй», буквально «происходящие из одного чрева»), насчитывавшие до пяти поколений ближайших родственников. Члены рода были связаны нормами экзогамии и кровомщения, но уже делокализировались в разных соседских общинах («нагари») и утратили хозяйственное единство. Собственность на землю принадлежала сабуа паруй, верховная собственность — нагари. Хозяйство велось сабуа паруй или, при разрастании последних, их крупными подразделениями, жившими в одном общем доме. Вся пережиточно сохранившаяся родовая организация минангкабау была Строго матрилинейна: счет родства велся от общей родоначальницы и только по женской линии, имущество передавалось родственникам со стороны матери. Брак оставался уксорилокальным или дислокальным; домовая община состояла из женщин с их братьями и детьми и, следовательно, была целиком материнской. Женщины продолжали пользоваться влиянием в семье и обществе. В совете большесемейной общины активную роль играла старейшая из женщин («индуа» — мать), а ее старший брат был официальным главой общины.

Гаро и кхаси занимались подсечно-огневым, реже террасовым земледелием, дополнявшимся разведением коров и свиней. С XII в. оба народа входили в состав раннеклассовых государств Ассама; у них существовали частная собственность и социальная дифференциация. Экономическими ячейками общества были отдельные семьи, объединенные в соседские общины. Род у гаро и кхаси сохранил лишь общественное и идеологическое значение: сородичи соблюдали обычаи экзогамии, отправляли родовые религиозные культы. Однако как семья, так и род полностью сохранили свой материнский характер. Брачное поселение было уксорилокальным, счет родства — матрилинейным, собственность передавалась по материнской линии и, более того, всегда от женщины к женщине, так как право владеть землей или движимым имуществом имели одни женщины. Собственность семьи считалась принадлежащей ее старшей женщине, собственность соседской общины — жене ее главы. Все добытое мужчиной поступало в распоряжение его матери или жены. Эти обычаи, распространенные и в настоящее время, показывают, что в недалеком прошлом женщина играла руководящую роль в общинах гаро и кхаси.

Ашанти, создавшие свое государство на рубеже XVIII в., занимались преимущественно мотыжным земледелием и лишь местами также скотоводством, рыболовством, охотой. Значительного развития достигли у них ремесла. Все ашанти делились на восемь матрилинейных родов («абусуа»), а те, в свою очередь, — на более мелкие, также матрилинейные, родовые группы. Эти группы уже лишились территориального и хозяйственного единства, но еще считались коллективными собственниками земли, родовых святилищ, предметов родового культа. Главой группы была старшая женщина, фактическим руководителем — ее брат, старший сын или другой мужчина. Сохраняя материнский счет родства, ашанти уже перешли к вирилокальному поселению; поэтому их отдельные семьи («фиэфе»), составлявшие основные экономические ячейки общества, были зародышами патриархальных семей в их очень раннем, осложненном многочисленными остатками допатриархальных отношений виде. В частности, замужняя женщина сохраняла имущественную самостоятельность и независимость, а ее подросшие дети уходили в семью ее брата. Отпечаток позднематриархальных традиций носило на себе даже государственное устройство ашанти: престолонаследие шло по женской линии, очень большим влиянием пользовалась мать царя, нередко имевшая решающий голос в вопросах престолонаследия, политики, судопроизводства.

Подобные же черты, позволяющие говорить о позднематриархальном пути развития, зафиксированы и в ряде других средневековых государств Тропической Африки. Так, в государстве Лунда существовал обычай женитьбы царя на своей сестре, которая считалась законной наследницей престола и оставалась фактической соправительницей государства. Такой же обычай существовал в государстве Буганда, где, креме того, соправительницей была также и мать царя. В государстве Бушонго верховным главой считался не царь, а его мать. В государствах йоруба вследствие борьбы за реальную власть возник обычай ритуального умерщвления матери царя. В государстве Конго царский престол первоначально передавался не по мужской, а по женской линии — от материнского дяди к племяннику.

По-видимому, поздний матриархат может быть реконструирован и в историческом прошлом ряда древних народов. В Древнем Египте на протяжении всей его истории сохранялся и даже преобладал над отцовским материнский счет родства, поэтому большую роль в жизни человека играли его дядя или дед по линии матери. Женщина оставалась юридически равноправной, владела независимым от мужа имуществом, которое могла продавать, покупать, завещать. Она именовалась владычицей дома, а первоначально, вероятно, была и главой государства; по словам Диодора, у египтян царицы всегда имели больше власти или получали больше почестей, чем цари. Во всяком случае, порядок престолонаследия у египтян был в принципе тот же, что и в средневековых государствах Африки: чтобы стать законным правителем, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе. В Хеттском царстве престол первое время передавался по женской линии. В раннеклассовом обществе этрусков сохранялись материнская филиация и другие материнско-родовые традиции, в том числе «свобода нравов», о которой много рассказывают античные авторы. В Спарте, в противоположность другим государствам Древней Греции, женщина пользовалась большой свободой и значительным уважением. В Древнем Китае у иньцев женщина занимала высокое положение в обществе, а у племен чжоу ко времени завоевания ими царства Инь сохранялись матрилинейность или билинейность с матрилинейной экзогамией.

Уже говорилось, что поздний матриархат недостаточно изучен. В целом для него, по-видимому, характерны материнские домовые общины, выделившиеся в составе делокализованных материнских родов и часто уже объединенные в первобытные соседские или соседские общины, уксорилокальный или дислокальный брак, высокое, иногда даже доминирующее положение женщины. Вместе с тем очевидно, что если никогда не существовало «чистого», не осложненного остатками материнско-родовых традиций патриархата, то тем более не существовало и «чистого», не нарушенного ростом патриархальных начал позднего матриархата. Обеим формам разложения родового строя свойственна борьба этих двух порядков, и особенностью позднематриархального варианта было то, что развивавшиеся патриархальные тенденции получали преобладание лишь ко времени окончательного распада родового строя или даже позже — в процессе складывания раннеклассового общества. В этом случае они, конечно, побеждали уже не в форме патриархально-родового строя, а в специфической форме отцовско-правовых норм, регулировавших только счет родства и наследования, права женщины и т. п.

[adsense]

Наряду с патриархатом и поздним матриархатом выявлены и некоторые другие конкретно-исторические варианты разложения родовых отношений. Так, у чукчей, коряков, эскимосов, полинезийцев, некоторых племен Америки, как это впервые отметил А. М. Золотарев, в процессе разложения родового строя материнский род распался, а отцовский не сложился; их общество состояло из больших семей, объединенных в более или менее выраженные первобытные соседские общины. Однако, как правило, это были патриархальные большие семьи и доминирующее положение в обществе принадлежало мужчинам. Поэтому, видимо, правильнее видеть здесь не особую «безродовую форму» разложения родового строя, а лишь одну из своеобразных разновидностей патриархата.

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1957 Родился Николай Александрович Кренке — российский археолог, доктор исторических наук, специалист по раннему железному веку бассейна реки Москвы.
  • Дни смерти
  • 1977 Умерла Елена Александровна Халикова – советский археолог, музейный работник, специалист по археологии Волго-Камья.
Свежие записи

arheologija.ru

5 заблуждений о матриархате • Arzamas

По просьбе Arzamas Андрей Туторский, преподаватель истории первобытного общества на кафедре этнологии истфака МГУ, объясняет, почему у идеи, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований и что за ней стоит в действительности

Автор Андрей Туторский

Битва амазонок. Картина Ансельма Фейербаха. 1873 год © Nürnberger Opernhaus, Foyer

1. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами

Согласно так называемым матриархальным мифам, которые широко распро­странены в Меланезии, давным-давно женщины правили мужчинами. У жен­щин были бороды, а у мужчин — женская грудь. Мужчины кормили и воспи­тывали детей, а женщины ходили на охоту и управляли обществом. Однажды мужчины договорились, напали на женщин, отняли у них бороды и отдали им груди. С этих пор власть принадлежит мужчинам. 

В этой истории некоторые исследователи видели доказательство изначального матриархата. Этот сюжет действительно делится на две части: до передачи бо­роды и после. Но это следует воспринимать не как деление на два историче­ских периода, а как два сущностных состояния: правильное и неправильное. У многих народов есть истории, близкие по структуре к сказке Киплинга «По­чему у слоненка длинный нос?». Слоненок без хобота и слоненок с хоботом — это не два периода в жизни конкретного слона или в эволюции слона как вида. Это объяснение, почему дела обстоят так, как они обстоят сейчас. Именно так надо смотреть и на так называемые матриархальные мифы: это объяснение, почему в обществе мужчины занимают более высокое положение. К истори­ческим реалиям они не имеют никакого отношения.

2. Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов есть институт полиандрии (много­мужества)

По аналогии с многоженством, в рамках которого количество жен соответ­ствует силе и статусности мужчины, многие предполагают, что в полиандри­ческом браке статус женщины повышается от количества мужей. Такая логика рассуждений неправильна. Во-первых, полиандрические браки очень мало распространены: Джордж Питер Мердок, проводивший статистические иссле­дования племен с полиандрическим браком, насчитал их всего четыре на три тысячи народов земли. Во-вторых, полиандрический брак — это форма выжи­вания в тяжелых культурных и экологических условиях. В качестве примера можно привести народ тода из Центральной Индии, который занимается от­гонным скотоводством на крайне неудобных территориях. Выживание людей зависит от благоденствия скота, который отгоняется на дальние высокогорные пастбища и находится там на протяжении всего лета. В этих условиях каждой семье нужно много мужских рук и мало женских. Экологические трудности усугубляются культурным фактором: скот является сакральным достоянием рода, поэтому жена (как представительница другого рода) не имеет права к не­му прикасаться. Более того, она даже не имеет права пересекать дорогу, кото­рую перешли коровы, — ее должен перенести муж. Таким образом, положение женщины в этом обществе, несмотря на многочисленность мужей, не самое высокое.

3. Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов сохранилась матрилинейность

Практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии широко распространена у многих народов. Ее называют матрилинейностью (от лат. mater — «мать» и linea — «линия»). Матрилинейность распространена у многих ранних земледельческих обществ или обществ, переходящих к земле­делию. Наиболее известные в науке примеры матрилинейных обществ — это ирокезы, тробрианцы, а также минангкабау.

Ученые, впрочем, отмечают, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти. И у ирокезов, и у тро­брианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии, но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну. Советский ученый Марк Кос­вен даже предложил считать авункулат — особые отношения между братом ма­тери и племянником — обязательным периодом развития всех обществ на зем­ле, своеобразным переходом от матриархата к патриархату.

4. Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)

Обряд ньюмба-нтобу (свадьба женщин) относится к числу тех обрядов, которые на первый взгляд подтверждают возможность матриархата. Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять в жены молодую женщину. Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус. 

Это не совсем так. Во-первых, пожилая женщина, которая вступает в брак в ка­честве «мужчины», делает это вынужденно — к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или по стечению обстоятельств). Во-вторых, пожилая женщина, вступая в брак, приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей и так далее. В-третьих, мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Един­ственная причина, заставляющая их примириться с таким браком, — это по­нятная им необходимость сохранить хозяйство. Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального поло­жения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией.

Амазонка, падающая с лошади. Гравюра Людовико Просседы, выполненная с барельефа Джона Гибсона. Около 1823 года © The Trustees of the British Museum

5. Ученые начали говорить о матриархате, потому что в их распоряжении оказались этнографиче­ские данные, доказывающие его существование

Впервые матриархат в 1861 году описал исследователь античной драмы Иоганн Якоб Бахофен в книге «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». Основываясь на материа­лах ранней античной литературы, Бахофен доказывал, что влияние женщины в обществе от античности к современной ему Европе XIX века постоянно па­дало. Развивая эту мысль, он пришел к идее, что в «первейшей древности» (первобытности) влияние женщины было максимальным. Ученый доказывал этот тезис исключительно умозрительно, основываясь не на эмпирических данных, а на собственном логическом построении: 1) в условиях нерегулируе­мых сексуальных отношений дети знали только матерей, определить отцов было невозможно; 2) следовательно, длительные межпоколенные связи могли существовать только у матерей и дочерей; 3) поэтому богатства и титулы должны были передаваться по женской линии; 4) кто передает богатства — тот имеет власть. Таким образом, в первобытной древности власть могла находить­ся только в руках женщин.

Эти идеи легли на благоприятную почву. В конце XIX — начале XX века среди передовых мыслителей широко распространились идеи о необходимости вы­ровнять социальное положение мужчины и женщины: дать женщинам изби­рательные права, разрешить им самостоятельно решать свою судьбу. Концеп­ция существования в глубокой древности матриархата (изначально называв­шегося гинекократией) воспринималась как историческое обоснование этих идей: если в первобытности статус женщин был высоким — значит, это есте­ственное положение дел, и к нему необходимо вернуться. 

Поскольку на рубеже веков многие мыслители выступали сторонниками масш­табной трансформации общества и поддерживали разные связанные с этим идеи — от марксизма до феминизма, от научного атеизма до анархизма, — идея матриархата легко переходила со страниц одной книги на страницы другой: от «Материнского права» Бахофена в «Древнее общество» Льюиса Генри Морга­на, оттуда — в «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса, и затем — в учебники по истории первобытного общества. Не слу­чайно последними от концепции матриархата в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проб­лемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьезные поле­вые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоя­щем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы.  

arzamas.academy

МАТРИАРХА́Т | Энциклопедия Всемирная история

МАТРИАРХАТ - ма­те­рин­ское пра­во, власть жен­щин - ги­по­те­ти­че­ская эпо­ха (ста­дия, пе­ри­од, этап), пред­ше­ст­вую­щая пат­ри­ар­ха­ту в раз­ви­тии пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва.

Пред­став­ле­ние о Матриархате рас­про­стра­ни­лось в свя­зи с мат­ри­ар­халь­ной тео­ри­ей, со­глас­но ко­то­рой в ис­то­рии че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва су­ще­ст­во­ва­ла все­об­щая ста­дия раз­ви­тия, ха­рак­те­ри­зую­щая­ся гос­под­ством жен­щин: ве­ду­щим по­ло­же­ни­ем жен­щин в со­ци­аль­ной и хо­зяйств. сфе­рах, мат­ри­ли­ней­ной (ма­те­рин­ской) ро­до­вой ор­га­ни­за­ци­ей, мат­ри­ли­ней­но­стью на­сле­до­ва­ния иму­ще­ст­ва и ста­ту­са, мат­ри­ло­каль­но­стью или дис­ло­каль­но­стью брач­но­го по­се­ле­ния.

Тео­рия матриархата обос­но­вы­ва­лась главным образом ги­по­те­зой об ис­то­рическом при­ори­те­те ма­те­рин­ско­го ро­да, а так­же от­но­си­тель­но вы­со­ким по­ло­же­ни­ем жен­щин в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве и его пе­ре­жит­ках в ря­де ар­ха­ических об­ществ (пре­сто­ло­нас­ле­дие по жен­ской ли­нии, осо­бая роль ко­ро­ле­вы-ма­те­ри, ле­ген­ды об ама­зон­ках и т. п.). Она вос­хо­дит к тру­дам Ж. Ф. Ла­фи­то, И. Я. Ба­хо­фе­на, Л. Г. Мор­га­на, Ф. Эн­гель­са и гос­под­ство­ва­ла в эво­лю­цио­низ­ме до начала XX века, в советской тео­рии пер­во­быт­но­сти - до 1960-х годов.

Мат­ри­ар­халь­ная тео­рия сыг­ра­ла по­ло­жи­тель­ную роль в борь­бе с пат­ри­ар­халь­ной тео­ри­ей; с её по­мо­щью уда­лось до­ка­зать оши­боч­ность пред­став­ле­ния об из­на­чаль­но­сти пат­ри­ар­ха­та и по­ка­зать, что ему пред­ше­ст­во­ва­ла иная, т. н. до­пат­ри­ар­халь­ная, ста­дия. Тео­рия матриархата спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ра­бот­ке про­блем ис­то­рического со­от­но­ше­ния био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го на ран­них ста­ди­ях раз­вития че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, а так­же ста­нов­ле­нию дви­же­ния за рав­но­пра­вие жен­щин и по­яв­ле­нию фе­ми­низ­ма. Но све­де­ние ею эво­лю­ции об­ще­ст­ва к сме­не ие­рар­хии со­ци­аль­ных ро­лей по при­зна­ку по­ла не от­ра­жа­ет все­го мно­го­об­ра­зия про­цес­сов раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва.

К на­стоя­ще­му вре­ме­ни мат­ри­ар­халь­ная тео­рия поч­ти не име­ет при­вер­жен­цев: эт­но­гра­фические дан­ные не под­твер­жда­ют су­ще­ст­во­ва­ния матриархата ни как со­во­куп­но­сти об­щественных по­ряд­ков, ни как эта­па в раз­ви­тии пер­во­быт­но­сти. Бо­лее то­го, на всех ста­ди­ях пер­во­быт­но­сти на­блю­да­лось срав­ни­тель­ное ра­вен­ст­во со­ци­аль­ных ро­лей жен­щин и муж­чин.

К середине XX века про­бле­ма матриархата су­зи­лась до во­про­са об ис­то­рической по­сле­до­ва­тель­но­сти ма­те­рин­ской и от­цов­ской фи­лиа­ции (мат­ри­ли­ней­но­го и пат­ри­ли­ней­но­го ва­ри­ан­тов счё­та род­ст­ва) и пер­вич­но­сти/вто­рич­но­сти или од­но­по­ряд­ко­во­сти мат­ри­ли­ней­ной и пат­ри­ли­ней­ной форм ро­до­вой ор­га­ни­за­ции, в свя­зи с чем матриархат ино­гда ото­жде­ст­в­ля­ли с т. н. позд­не­мат­ри­ли­ней­ны­ми об­ще­ст­ва­ми (ашан­ти, бау­ле, яо и др. в Аф­ри­ке, на­яры и др. касты у ма­лая­ли, кха­си в Ин­дии, на­си в Ки­тае, ми­нан­гка­бау в Ин­до­не­зии, нат­чи, тлин­ки­ты, иро­ке­зы в Северной Аме­ри­ке, троб­ри­ан­цы и др.).

В современной со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­ги и и ис­то­рии пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва тер­мин «матриархат» не ис­поль­зу­ет­ся и фи­гу­ри­ру­ет толь­ко в ис­то­рио­гра­фическом кон­тек­сте. В ши­ро­ком зна­че­нии матриархатом на­зы­ва­ют вся­кое до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние (гос­под­ство) жен­щин в хо­зяйственной, об­ще­ст­вен­ной и се­мей­ной жиз­ни, а так­же его от­ра­же­ние в ду­хов­ной куль­ту­ре и ми­ро­воз­зре­нии.

Дополнительная литература: 

Bachofen J. Das Mutterrecht. Stuttg., 1861;

Кос­вен М. О. Мат­ри­ар­хат. Ис­то­рия про­бле­мы. М.; Л., 1948;

Matrilineal kinship. Berk.; Los Ang., 1961;

Се­ме­нов Ю. И. Про­ис­хо­ж­де­ние бра­ка и се­мьи. М., 1974;

Towards a science of man. Essays in the history of anthro­pology. The Hague; P., 1975.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Как появился матриархат в первобытном обществе.

В сообществе feministki прочитал статью И настала у бабуинов жизнь мирная и дружелюбная... Оригинал взят у vsegda_tvoj в Удивительный эксперимент с неоднозначным выводом

В 2004-м году исследователи, наблюдающие за группой бабуинов, обнаружили, что обезьянья культура может кардинальным образом измениться к лучшему. И всё, что для этого требуется — сведение доминирующих самцов до минимума.

Жизнь у бабуинов не сахар. Если бабуин не станет жертвой льва или охотника, его почти наверняка через какое-то время убъёт другой бабуин. Причём это даже не будет бабуин-враг. Драки внутри группы — обычное дело для этих обезьян: доминирующие самцы регулярно набрасываются на более слабых самцов, а также на самок и детёнышей. Что касается подчинённых, то альфа-самцы искусно подпитывают их обиды, и пытаются объединить для того, чтобы сообща нападать на других доминирующих самцов.

У альфа-самца самый большой выбор друзей и еды. Если на территорию группы вторгнутся другие бабуины и станут покушаться на ресурсы группы, над ними быстро учинят расправу.

Как-то раз на одной из свалок в Кении, недалеко от туристической стоянки, появился мусор, заражённый туберкулёзом. Вскоре большинство доминирующих бабуинов в округе тоже заразились, и потому были уничтожены.

Группа, которую исследователи называли «Лесной отряд», продолжала жить со значительно поредевшим количеством самцов и с большим количеством самок и детёнышей.

То, что последовало вскоре, было замечательным культурным сдвигом. Драки в группе исчезли. А вот взаимная чистка и другие положительные социальные явления — появились.

Конечно, кое-какие конфликты всё ещё случались, однако сама культура насилия исчезла, «Лесной отряд» стал более мирным и любезным. Всё это случилось в начале 1980-го года. А отчёт об этом вышел только в 2004-м году, но даже спустя столько лет бабуины в «Лесном отряде» продолжали жить мирно. За это время к группе присоединились новые самцы, а большинство самцов, переживших вспышку туберкулёза, уже умерли от старости. Каким-то образом культура мирного сосуществования смогла прочно укорениться в группе.

Всё это сильно озадачивает, не правда ли? Описанное выше наводит на мысль, что и человеческое общество можно изменить к лучшему. Вот только для того, чтобы это произошло, пришлось бы уничтожить самых жестоких его представителей.

Оригинальная научная статья:http://www.plosbiology.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pbio.0020106

Есть документальный фильм с этим эпизодом: Стресс. Портрет убийцы / Stress. Portrait of a Killer [2008 г., Научно-популярный, SATRip]

В сообществе feministki дельный коммент сделал(а) oldhippo:"В комментариях не зря приводят примеры, когда общество пытались улучшить путем, фигурально выражаясь, массовых расстрелов — ни разу не получилось. Все люди — носители культуры и склонны воспроизводить её установки, не только самые агрессивные и не только мужчины, например. Система впадает в паранойю и начинает воспроизводить то насилие, с которым собиралась бороться.У обезьян в результате случайности получилось так, что у микрофона оказались более спокойные особи, которые и принялись воспитывать стаю, в особенности молодняк, по своим понятиям.:)Что тут думать, надо пробиваться, пробираться в эфир... Как это сделать, с одной стороны, не нарушая собственных принципов, с другой, не надеясь на Богородицу, хз."

Александра Вертгейм как бы ответила на предыдущий коммент: "ИМХО, основной посыл темы в том, что для жизни (причем, жизни спокойной, сытной и благополучной) совсем даже не обязательна сильная... э-э-э... лапа :-)) брутального вожака-альфы, стрр-р-р-ого, но спр-р-р-аведливо раздающего подчиненным оплеухи, или, наоборот, вкусняшки, с высоты своей альфовости. Как видим, без пресловутой "вертикали власти" с обязательным альфа-самцом на верхушке оной вертикали, не погибло и не осталось влачить жалкое существование даже стадо бабуинов в дикой природе. Так, может, и людям стОило бы в нормальных условиях (то бишь, когда они не на войне, не с парашютом в тылу врага, и не в экстремальном восхождении на Эверест) попробовать обходиться без командиров и подчиненных, главных и неглавных и прочих альф и омег. А вдруг да и получилось бы из такого эксперимента что-то толковое. Причем, люди находятся в изначально куда более выгодном положении, чем бабуины. Поскольку у них, людей, имеется разум, и опционально, умение оным разумом пользоваться. А значит, никакие смертоубийства не нужны. И совсем даже не надо, по-интернетовски говоря, кого-то там "выпиливать", чтобы построить очередной "дивный-новый-мир". Достаточно просто научиться думать, разговаривать и договариваться.

gremlinmage отписалась: "На самом деле, с научной точки зрения, единственное, что реально доказывает это наблюдение - что даже у бабуинов внутривидовая агрессивность не является чем-то "природным" и "генетически запрограммированным", но результатом научения. И это очень даже аргумент в пользу того, что и у человека оно так же. А отсюда уже следует много интересных выводов."

Ольга Алиева дополнила: "Исследование передано не полностью. Важное наблюдение о том, что после того, как дружелюбное поведение в стае сделалось социальной нормой, под эту норму стали подстраиваться и взрослые, пришедшие в стаю альфа-самцы. Так что суть не в том, что надо убить всех агрессоров, суть в том, что даже агоессоры станут вести себя дружелюбно, если именно этого поведения от них ожидает общество.""Если новые бабуины будут вливаться по одному, то они примут заданные правила общения. Если придут армией, то поработят эту стаю. В эксперименте об этом сказано, в стаю вливались новые самцы, и поскольку они были в меньшинстве, то быстро отучались проявлять свою "альфовость". "

tarakatya верно подметила: "В человечьем сообществе роль очистки от агрессивных особей должны выполнять, по задумке, тюрьмы. Но туда попадают далеко не все, кому следовало бы...". "А те, кто попадает, потом возвращается - ещё более агрессивным", - добавил(а) on_the_track.

godsbirdie сделала ценное замечание: "То же самое можно наблюдать в школьных классах. Многие учителя, наверно, заметили, что буквально пара человек поганит атмосферу. Если эти 2-3 человека одновременно отсутствуют, то в классе воцаряется покой, а если они есть, то становится шумно, а при ряде обстоятельств так вообще весь класс на ушах ходит. Наблюдала такое неоднократно".

strelka123 приводит любопытное мнение на сей счёт: "Руанда: феминистский райРуанда является первой страной в мире по представительству женщин в органах власти. К примеру, в парламенте их – 56%. Отчасти это стечение обстоятельств – после кровавой войны в 1994-м, когда в стране было убито 20% мужчин. Под управлением женщин Руанда показывает впечатляющие результаты: рост ВВП 8%, сокращение бедности на 3% в год....90% руководителей НКО в Руанде – женщины. Некоммерческие организации там – фактически параллельное государство. Через них осуществляется масштабная программа «Чистая вода» – и за время женской власти в Руанде число граждан, имеющих доступ к обеззараженной воде повысилось с 52% в 1995-м до 75% (огромная проблема для страны, полной массовых могильников жертв геноцида, отравляющих токсинами грунтовые воды). НКО – это основа образовательной системы, и сегодня 97% девочек и 95% мальчиков посещают начальную школу (в 2005-м – 87% и 84% соответственно). НКО – это обширная программа по прогрессивному сельскому хозяйству, по альтернативным электроисточникам, медицине и т.д.В последние 10 лет экономика Руанды в среднем растёт на 8,4% в год (что позволило некоторым экономистам называть её «африканским Сингапуром»), а уровень бедности снижается на 2-3% ежегодно (за это время с 77% до 52%).http://ttolk.ru/?p=16452

Ну и, подведём итоги. На мой взгляд, где-то примерно так и произошло установление матриархата в первобытном обществе. Это было общество охотников и собирателей. Мужчины охотились, а женщины занимались собирательством. Может быть, в результате гибели на охоте количество мужчин сократилось до минимума, и община стала "материнской". В других общинах происходили похожие процессы, пока повсюду не восторжествовал матриархат. Падение же матриархата было связано с переходом от собирательства к земледелию (это дело женских рук - копаться мотыгой в земле) и с одомашниванием диких животных (тут тоже женщины "постарались"). Развитие скотоводства нанесло окончательный удар по матриархату. Арийские и семитские пастухи-кочевники уничтожили матриархальные цивилизации повсюду в Евразии за исключением отдельных труднодоступных районов.

ltraditionalist.livejournal.com

Как появился матриархат в первобытном обществе.: holy_matriarchy

В сообществе feministki прочитал статью И настала у бабуинов жизнь мирная и дружелюбная... Оригинал взят у vsegda_tvoj в Удивительный эксперимент с неоднозначным выводом

baboon

В 2004-м году исследователи, наблюдающие за группой бабуинов, обнаружили, что обезьянья культура может кардинальным образом измениться к лучшему. И всё, что для этого требуется — сведение доминирующих самцов до минимума.

Жизнь у бабуинов не сахар. Если бабуин не станет жертвой льва или охотника, его почти наверняка через какое-то время убъёт другой бабуин. Причём это даже не будет бабуин-враг. Драки внутри группы — обычное дело для этих обезьян: доминирующие самцы регулярно набрасываются на более слабых самцов, а также на самок и детёнышей. Что касается подчинённых, то альфа-самцы искусно подпитывают их обиды, и пытаются объединить для того, чтобы сообща нападать на других доминирующих самцов.

У альфа-самца самый большой выбор друзей и еды. Если на территорию группы вторгнутся другие бабуины и станут покушаться на ресурсы группы, над ними быстро учинят расправу.

Как-то раз на одной из свалок в Кении, недалеко от туристической стоянки, появился мусор, заражённый туберкулёзом. Вскоре большинство доминирующих бабуинов в округе тоже заразились, и потому были уничтожены.

Группа, которую исследователи называли «Лесной отряд», продолжала жить со значительно поредевшим количеством самцов и с большим количеством самок и детёнышей.

То, что последовало вскоре, было замечательным культурным сдвигом. Драки в группе исчезли. А вот взаимная чистка и другие положительные социальные явления — появились.

Конечно, кое-какие конфликты всё ещё случались, однако сама культура насилия исчезла, «Лесной отряд» стал более мирным и любезным. Всё это случилось в начале 1980-го года. А отчёт об этом вышел только в 2004-м году, но даже спустя столько лет бабуины в «Лесном отряде» продолжали жить мирно. За это время к группе присоединились новые самцы, а большинство самцов, переживших вспышку туберкулёза, уже умерли от старости. Каким-то образом культура мирного сосуществования смогла прочно укорениться в группе.

Всё это сильно озадачивает, не правда ли? Описанное выше наводит на мысль, что и человеческое общество можно изменить к лучшему. Вот только для того, чтобы это произошло, пришлось бы уничтожить самых жестоких его представителей.

Оригинальная научная статья:http://www.plosbiology.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pbio.0020106

Есть документальный фильм с этим эпизодом: Стресс. Портрет убийцы / Stress. Portrait of a Killer [2008 г., Научно-популярный, SATRip]

В сообществе feministki дельный коммент сделал(а) oldhippo:"В комментариях не зря приводят примеры, когда общество пытались улучшить путём, фигурально выражаясь, массовых расстрелов — ни разу не получилось. Все люди — носители культуры и склонны воспроизводить её установки, не только самые агрессивные и не только мужчины, например. Система впадает в паранойю и начинает воспроизводить то насилие, с которым собиралась бороться.У обезьян в результате случайности получилось так, что у микрофона оказались более спокойные особи, которые и принялись воспитывать стаю, в особенности молодняк, по своим понятиям.:)Что тут думать, надо пробиваться, пробираться в эфир... Как это сделать, с одной стороны, не нарушая собственных принципов, с другой, не надеясь на Богородицу, хз."

Александра Вертгейм как бы ответила на предыдущий коммент: "ИМХО, основной посыл темы в том, что для жизни (причем, жизни спокойной, сытной и благополучной) совсем даже не обязательна сильная... э-э-э... лапа :-)) брутального вожака-альфы, стрр-р-р-ого, но спр-р-р-аведливо раздающего подчинённым оплеухи, или, наоборот, вкусняшки, с высоты своей альфовости. Как видим, без пресловутой "вертикали власти" с обязательным альфа-самцом на верхушке оной вертикали, не погибло и не осталось влачить жалкое существование даже стадо бабуинов в дикой природе. Так, может, и людям стОило бы в нормальных условиях (то бишь, когда они не на войне, не с парашютом в тылу врага, и не в экстремальном восхождении на Эверест) попробовать обходиться без командиров и подчинённых, главных и неглавных и прочих альф и омег. А вдруг да и получилось бы из такого эксперимента что-то толковое. Причём, люди находятся в изначально куда более выгодном положении, чем бабуины. Поскольку у них, людей, имеется разум, и опционально, умение оным разумом пользоваться. А значит, никакие смертоубийства не нужны. И совсем даже не надо, по-интернетовски говоря, кого-то там "выпиливать", чтобы построить очередной "дивный-новый-мир". Достаточно просто научиться думать, разговаривать и договариваться.

gremlinmage отписалась: "На самом деле, с научной точки зрения, единственное, что реально доказывает это наблюдение - что даже у бабуинов внутривидовая агрессивность не является чем-то "природным" и "генетически запрограммированным", но результатом научения. И это очень даже аргумент в пользу того, что и у человека оно так же. А отсюда уже следует много интересных выводов."

Ольга Алиева дополнила: "Исследование передано не полностью. Важное наблюдение о том, что после того, как дружелюбное поведение в стае сделалось социальной нормой, под эту норму стали подстраиваться и взрослые, пришедшие в стаю альфа-самцы. Так что суть не в том, что надо убить всех агрессоров, суть в том, что даже агрессоры станут вести себя дружелюбно, если именно этого поведения от них ожидает общество.""Если новые бабуины будут вливаться по одному, то они примут заданные правила общения. Если придут армией, то поработят эту стаю. В эксперименте об этом сказано, в стаю вливались новые самцы, и поскольку они были в меньшинстве, то быстро отучались проявлять свою "альфовость". "

tarakatya верно подметила: "В человечьем сообществе роль очистки от агрессивных особей должны выполнять, по задумке, тюрьмы. Но туда попадают далеко не все, кому следовало бы...". "А те, кто попадает, потом возвращается - ещё более агрессивным", - добавил(а) on_the_track.

godsbirdie сделала ценное замечание: "То же самое можно наблюдать в школьных классах. Многие учителя, наверно, заметили, что буквально пара человек поганит атмосферу. Если эти 2-3 человека одновременно отсутствуют, то в классе воцаряется покой, а если они есть, то становится шумно, а при ряде обстоятельств так вообще весь класс на ушах ходит. Наблюдала такое неоднократно".

strelka123 приводит любопытное мнение на сей счёт: "Руанда: феминистский райРуанда является первой страной в мире по представительству женщин в органах власти. К примеру, в парламенте их – 56%. Отчасти это стечение обстоятельств – после кровавой войны в 1994-м, когда в стране было убито 20% мужчин. Под управлением женщин Руанда показывает впечатляющие результаты: рост ВВП 8%, сокращение бедности на 3% в год....90% руководителей НКО в Руанде – женщины. Некоммерческие организации там – фактически параллельное государство. Через них осуществляется масштабная программа «Чистая вода» – и за время женской власти в Руанде число граждан, имеющих доступ к обеззараженной воде повысилось с 52% в 1995-м до 75% (огромная проблема для страны, полной массовых могильников жертв геноцида, отравляющих токсинами грунтовые воды). НКО – это основа образовательной системы, и сегодня 97% девочек и 95% мальчиков посещают начальную школу (в 2005-м – 87% и 84% соответственно). НКО – это обширная программа по прогрессивному сельскому хозяйству, по альтернативным электроисточникам, медицине и т.д.В последние 10 лет экономика Руанды в среднем растёт на 8,4% в год (что позволило некоторым экономистам называть её «африканским Сингапуром»), а уровень бедности снижается на 2-3% ежегодно (за это время с 77% до 52%).http://ttolk.ru/?p=16452

Ну и, подведём итоги. На мой взгляд, где-то примерно так и произошло установление матриархата в первобытном обществе. Это было общество охотников и собирателей. Мужчины охотились, а женщины занимались собирательством. Может быть, в результате гибели на охоте количество мужчин сократилось до минимума, и община стала "материнской". В других общинах происходили похожие процессы, пока повсюду не восторжествовал матриархат. Падение же матриархата было связано с переходом от собирательства к земледелию (это дело женских рук - копаться мотыгой в земле) и с одомашниванием диких животных (тут тоже женщины "постарались"). Развитие скотоводства нанесло окончательный удар по матриархату. Арийские и семитские пастухи-кочевники уничтожили матриархальные цивилизации повсюду в Евразии за исключением отдельных труднодоступных районов.

holy-matriarchy.livejournal.com


Смотрите также