Нормативная система первобытного общества. 2.5.Нормативная система первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.5.Нормативная система первобытного общества. Нормативная система первобытного общества


2.5. Нормативная система первобытного общества

изменялись медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода. Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины.

Непререкаемость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий между этими интересами.

Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления.

Наоснове изложенногоможносделать следующиевыводыонормативной системеэтапа присваивающей экономики.

1.Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, насплочениеобщины,рода,племени,посколькувнеколлективачеловекнесмогбывтовремя выжить.

2.Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения.

3.Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных,обрядово-ритуальныхтребований.

4.Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты (табу), и лишь потом появились дозволения и позитивные обязывания.

5.Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике происходят существенные изменения в нормативной системе. Под воздействиемсоциально-экономическихфакторов мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем ихрасщепления, а также появления новыхпозитивно-обязывающихнорм. Нормативная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличную от предшествующей.Внейвозникаетспециальныйпластнорм,отличающихсяотмононорм.Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, а постепенно

ипредставляет собой на первом этапе санкционированные государством обычаи. Отсюда его название – обычное право. Оно формируется путем, с одной стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой – введения новых правил поведения, не известных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.

Утверждение в жизни новых норм нередко происходило в борьбе со старыми обычаями. Но бывало и так, что новое правило действовало наряду со старым обычаем, пока новое не побеждало старое. Например, переходной ступенью от кровной мести к выкупу (композиции) была возможность выбора родственниками убитого любого из этих вариантов.

На первом этапе существования права обнаружились две тенденции: процесс постепенного выделения юридических норм; расширение сферы регулируемых правом общественных отношений.

Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода – появление первых письменных источников – агрокалендарей. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей.

В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с

studfiles.net

2.5. Нормативная система первобытного общества

изменялись медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода. Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины.

Непререкаемость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий между этими интересами.

Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления.

Наоснове изложенногоможносделать следующиевыводыонормативной системеэтапа присваивающей экономики.

1.Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, насплочениеобщины,рода,племени,посколькувнеколлективачеловекнесмогбывтовремя выжить.

2.Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения.

3.Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных,обрядово-ритуальныхтребований.

4.Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты (табу), и лишь потом появились дозволения и позитивные обязывания.

5.Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике происходят существенные изменения в нормативной системе. Под воздействиемсоциально-экономическихфакторов мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем ихрасщепления, а также появления новыхпозитивно-обязывающихнорм. Нормативная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличную от предшествующей.Внейвозникаетспециальныйпластнорм,отличающихсяотмононорм.Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, а постепенно

ипредставляет собой на первом этапе санкционированные государством обычаи. Отсюда его название – обычное право. Оно формируется путем, с одной стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой – введения новых правил поведения, не известных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.

Утверждение в жизни новых норм нередко происходило в борьбе со старыми обычаями. Но бывало и так, что новое правило действовало наряду со старым обычаем, пока новое не побеждало старое. Например, переходной ступенью от кровной мести к выкупу (композиции) была возможность выбора родственниками убитого любого из этих вариантов.

На первом этапе существования права обнаружились две тенденции: процесс постепенного выделения юридических норм; расширение сферы регулируемых правом общественных отношений.

Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода – появление первых письменных источников – агрокалендарей. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей.

В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с

studfiles.net

2.5. Нормативная система первобытного общества

изменялись медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода. Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины.

Непререкаемость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий между этими интересами.

Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления.

Наоснове изложенногоможносделать следующиевыводыонормативной системеэтапа присваивающей экономики.

1.Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, насплочениеобщины,рода,племени,посколькувнеколлективачеловекнесмогбывтовремя выжить.

2.Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения.

3.Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных,обрядово-ритуальныхтребований.

4.Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты (табу), и лишь потом появились дозволения и позитивные обязывания.

5.Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике происходят существенные изменения в нормативной системе. Под воздействиемсоциально-экономическихфакторов мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем ихрасщепления, а также появления новыхпозитивно-обязывающихнорм. Нормативная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличную от предшествующей.Внейвозникаетспециальныйпластнорм,отличающихсяотмононорм.Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, а постепенно

ипредставляет собой на первом этапе санкционированные государством обычаи. Отсюда его название – обычное право. Оно формируется путем, с одной стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой – введения новых правил поведения, не известных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.

Утверждение в жизни новых норм нередко происходило в борьбе со старыми обычаями. Но бывало и так, что новое правило действовало наряду со старым обычаем, пока новое не побеждало старое. Например, переходной ступенью от кровной мести к выкупу (композиции) была возможность выбора родственниками убитого любого из этих вариантов.

На первом этапе существования права обнаружились две тенденции: процесс постепенного выделения юридических норм; расширение сферы регулируемых правом общественных отношений.

Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода – появление первых письменных источников – агрокалендарей. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей.

В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с

studfiles.net

Нормативная система первобытного общества

Количество просмотров публикации Нормативная система первобытного общества - 363

 

Любая социальная общность требует урегулированности и порядка, без которых она не сможет не только развиваться, но и существовать. Упорядоченность общественных отношений достигается с помощью власти и социальных норм – единых для всœех членов общества правил поведения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания огня. В первобытном обществе нормы носили нерасчлененный характер мифологического и традиционно-бытового регулятора, прав и обязанностей, морали. Такие нормы называют мононормами. Впервые это понятие ввел советский этнограф А.И. Першиц: ʼʼМононорма (от греч. monos – один, единый и лат. norma – правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.ʼʼ. Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм. Вместе с тем, с позиции современных представлений можно выделить среди социальных норм первобытного общества такие их разновидности как обычаи, табу, нормы морали, религиозные нормы, мифы.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Их особенность – никто не придумывает специально; возникают как результат наиболее целœесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали всœе члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на базе первобытных представлений о добре и зле. Возникли позже обычаев, когда у людей появилась способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на базе их религиозных воззрений (неспособность объяснить явления природы).

Табу– религиозный запрет, налагаемый на предмет, слово, действия, нарушение которого влекло жестокую кару со стороны богов.

Мифы – рассказы о богах, героях, природных явлениях и т.п., отражавшие представления людей о мире, природе, человеческом бытие. В них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах брачно-семейных отношений и т.д.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нормативная система первобытного общества выступала в виде непререкаемых, абсолютно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целœесообразности, опирались на авторитет и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения, носили характер мононорм, преобладающее значение имели запреты.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике произошли изменения и в нормативной системе первобытного общества. Так, мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права, религиозные нормы. Появляются первые письменные источники – агрокалендари, которые регулировали производственную деятельность общины.

referatwork.ru

2. Нормативная система первобытного общества

Любая социальная общность требует урегулированности и порядка, без которых она не сможет не только развиваться, но и существовать. Упорядоченность общественных отношений достигается с помощью власти и социальных норм – единых для всех членов общества правил поведения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания огня. В первобытном обществе нормы носили нерасчлененный характер мифологического и традиционно-бытового регулятора, прав и обязанностей, морали. Такие нормы называют мононормами. Впервые это понятие ввел советский этнограф А.И. Першиц: «Мононорма(от греч.monos– один, единый и лат.norma– правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.». Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм. Вместе с тем, с позиции современных представлений можно выделить среди социальных норм первобытного общества такие их разновидности как обычаи, табу, нормы морали, религиозные нормы, мифы.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Их особенность – никто не придумывает специально; возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой.

Нормы первобытной морали– правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Возникли позже обычаев, когда у людей появилась способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы– правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных воззрений (неспособность объяснить явления природы).

Табу – религиозный запрет, налагаемый на предмет, слово, действия, нарушение которого влекло жестокую кару со стороны богов.

Мифы– рассказы о богах, героях, природных явлениях и т.п., отражавшие представления людей о мире, природе, человеческом бытие. В них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах брачно-семейных отношений и т.д.

Таким образом, нормативная система первобытного общества выступала в виде непререкаемых, абсолютно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности, опирались на авторитет и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения, носили характер мононорм, преобладающее значение имели запреты.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике произошли изменения и в нормативной системе первобытного общества. Так, мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права, религиозные нормы. Появляются первые письменные источники – агрокалендари, которые регулировали производственную деятельность общины.

studfiles.net

Нормативная система первобытного общества - это... Что такое Нормативная система первобытного общества?

 Нормативная система первобытного общества

НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА — совокупность норм, регулирующих отношения между членами рода (брачно-семейные отношения, порядок разрешения споров, выполнения общественных обязанностей, меры ответственности и др.), а также межродовые отношения и отношения, складывавшиеся между союзами родов. В социальных нормах закреплялась и выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система. Система нормативного регулирования первобытного общества включала: ритуалы, обряды, мифы (мифологическую систему), обычаи и др.

Особенность норм, входящих в нормативную систему, заключалась в том, что они:

по своему назначению были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде;

детально регулировали все стороны общественной жизни членов общины; носили казуальный характер и получали закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории; не имели разделения на права и обязанности. Обязанность члена общины (рода) выполнять предписанный ему обычаем вид деятельности одновременно являлось и его правом. В нормах первобытного общества права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, так как индивид не имел обособленного личного интереса, отличного от интереса рода; отличались преимущественно добровольным исполнением. Каких-то особых институтов принуждения первобытное общество (во сяком случае до начала своего распада) не знало. Санкции существовали в виде общественного порицания, укора и жестких, порой жестоких, наказаний (изгнание из общины (остракизм) было равносильно смерти).

По мере развития общества социальные нормы видоизменяются, наблюдается их специализация.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.

  • Нормативистская (нормативная) концепция права
  • Нормативное содержание акта

Смотреть что такое "Нормативная система первобытного общества" в других словарях:

  • Глава 3. Происхождение права — Глава 3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА Нормативная система первобытного обществаРитуалыОбрядыМифы (мифологические системы)Обычай …   Элементарные начала общей теории права

  • История социологии — История науки …   Википедия

  • Мифы (мифологические системы) — предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникшее в первобытном обществе. Мифы, или мифологическая нормативная система, одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования. В единстве с… …   Элементарные начала общей теории права

  • Правовой обычай — Правовой обычай (Обычное право) исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории… …   Википедия

  • Международный обычай — Правовой обычай сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем… …   Википедия

  • Обычай (источник права) — Правовой обычай сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем… …   Википедия

  • Обычное право — Правовой обычай сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем… …   Википедия

  • БИБЛИОГРАФИЯ — Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Изд. 5 е. М., 1972. Аврорин В А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (К вопросу о предмете социолингвистики). М., 1975. Алексеев А А. Бесписьменные дагестанские языки: Функциональный… …   Словарь социолингвистических терминов

elementary_law.academic.ru


Смотрите также