Соц нормы первобытного общества. Организация и социальные нормы в первобытном обществе. Основные закономерности происхождения государства и права
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права. Соц нормы первобытного общества


10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права

Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали опреде­ленные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено су­ровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родо­вая община), который представлял собой объединение людей на основе кров­ного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей приро­де естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулированияв первобытном обществе харак­терны следующие черты:

1. Естественно-природный(как и у организации власти) характер, исто­рически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность,нерасчлененность норм первобытной морали, рели­гиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», кото­рое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего ха­рактера:их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнеде­ятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных де­лах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?»(«Происхождение семьи, частной собст­венности и государства», 1884).Член рода просто не отделял себя и свои ин­тересы от родовой организации и ее интересов.

5. Доминирование запретов.Преимущественно в форметабу,то есть не­пререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными си­лами. Предполагается, что исторически первым табу был запретинцестов - кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив(нарушение обычая - «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции -осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и пле­мени», что практически было равносильно смерти). Применялись также теле­сные повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-историчес­кого развития общества, в результате процессов, происходящих в обществен­ном организме. При этом существуют различные теоретические версии про­исхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового гос­подства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются полити­ческие причины появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие не­олитической революции(от слова «неолит» — новый каменный век), которая происходит примерно вVIII-IIIвв. до н. э. и заключается в переходе от при­сваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулиро­вания производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления об­щего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.

Формирование правапроявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в яс­ных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назна­чаемых ими лиц.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на по­ведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

studfiles.net

2.2. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Очевидно, в числе наиболее значимых факторов, влияющих на организацию первобытного общества, были власть и социальные нормы. Общепризнано то, что власть необходима для координации отношений между людьми, для управления делами любой социальной группы, коллектива, общества.

Власть возникает вместе с человеческим обществом, в нем осуществляет свои функции и в этой связи называется социальной. Социальная власть - это возможность определенного лица или социальной группы использовать различные средства (силу, авторитет, традиции и др.) с целью оказания определенного воздействия на людей для достижения той или иной цели (координация поведения, обеспечение порядка и др.). Этой власти свойствен ряд признаков.

Она есть явление социальное, т.е. образованное и функционирующее в обществе. Социальная власть – атрибут (неотъемлемый компонент) общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти.

Власть может функционировать лишь в рамках общественных отношений, которые существуют между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Это всегда двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой подвластным.

Важнейший признак власти – ее базирование на силе, которая может иметь различную природу (физическая сила, сила авторитета, сила интеллекта и т.п.).

Ранний догосударственный период характеризовался коллективным трудом и образом жизни, существованием коллективной формы собственности на земледельческие, охотничьи угодья, добытую пищу. Причиной этого была неразвитость орудий труда.

Такому способу жизни и производства соответствовала определенная организация первобытной власти. Общественная (социальная) власть того периода отличалась следующими главными чертами:

- высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода, на котором решались важнейшие вопросы жизни;

- оно же избирало старейшину рода, который осуществлял оперативное руководство различными сферами деятельности;

- социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю, опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

- принуждение, как проявление властной силы, было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обременяющих дополнительных обязанностей за провинность.

В целом можно сказать, что власть догосударственного общества обладала реальной возможностью управлять действиями людей в существующих тогда условиях. Она являлась необходимой функцией общества того периода времени, не имела территориального характера, распространялась только на членов рода. Власть опиралась в основном на метод убеждения, на авторитет управляющих, их высокие моральные и физические качества.

Любая общественная система, в том числе догосударственная, включает средства нормативного регулирования, особые нормы, определяющие взаимоотношения человека с природой, другими людьми. На основе таких норм люди догосударственного периода организовывали и регулировали совместный труд, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между людьми, процедуры разрешения возникающих споров.

Нормативное регулирование в основном осуществлялось посредством обычаев. Заметим, обычаи – это правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку. Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение. Они закрепляли наиболее необходимые (рациональные) варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражали интересы всех членов сообщества. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решение общественных проблем, отношения с другими родами и племенами. Обычаи регулировали порядок распределения общего продукта, охоту, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих обязательных правил ограничивает эгоизм человека, делает его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правил взаимопомощи, взаимозащиты, поэтому способствовали выживанию членов родовой общины, согласованность их поведения. По этой причине люди стремились выполнять эти правила.

Важное значение имели табу (запреты), посредством которых защищались отношения в родовом объединении. Нарушение табу сопровождалось для первобытного человека наступлением неблагоприятных последствий.

Регулирование отношений между людьми также выражалось в решениях общих собраний, в решениях старейшин, а также осуществлялось посредством устных мифов, ориентирующих на целесообразные варианты поведения в условиях родовой общины.

Существующие тогда правила поведения нередко называют мононормами (monos греческ. – «один», «единичный»), поскольку они включали неразличимые моральные, религиозные, традиционные установки.

Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определяющие порядок организации общественной жизни, взаимоотношения между членами общества, отправление религиозных обрядов и др. Эти нормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Содержание мононормы составляли не только различного рода табу­ – запреты совершать определенные действия, но и различные обязанности, например, сохранять определенные виды животных, а также регламенты - определенные дозволения действий.

Социальные нормы в первобытном обществе выполнялись в силу привычки, подражания и понимания их полезности. К нарушителям применялись санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины. По-сути, это приводило к гибели человека, отвергнутого племенем.

studfiles.net

Глава 1. Сущность социальных норм первобытного общества. Социальные нормы первобытного общества

Похожие главы из других работ:

Власть и социальные нормы в первобытных обществах

2. Становление первобытного общества

...

Власть и социальные нормы в первобытных обществах

4. Разложение первобытного общества

Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта...

Возникновение государства и права

1. Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов

Государство представляет собой конкретно - историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле...

Государство и право

3.1. Социальная природа права и отличия права от социальных норм первобытного общества.

Прежде всего, рассмотрим сущность понятия «право»: «под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе» Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. - М., 2001. С.83....

Изучение процесса происхождения государства и права

3.1 Отличия права от социальных норм первобытного общества

«Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов...

Основы права

1. Виды социальных норм. Права в системе социальных норм. Признаки, функции права формы (источники) права. Нормы права

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: а) способ создания; б) средства охраны их требований от нарушений...

Право в системе социального регулирования

1.1 Система социальных норм общества и их классификация

Взаимодействие людей в обществе не может происходить без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности...

Право в системе социальных норм

Глава 2. Сущность социальных норм и их виды

Появление социальных норм связано с появлением человеческого общества, с процессом социализации отношений. Эволюция человеческого общества, а, следовательно, и социальных норм заняла миллионы лет...

Право в системе социальных норм общества

1. Понятие и признаки социальных норм общества

государство право социальный Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом...

Право в системе социальных норм общества

2. Классификация социальных норм общества

Все нормы поведения человека можно разделить на социальные и несоциальные. Представим их в виде таблицы. Рис. 1. Нормы (правила поведения) Рассмотрим виды социальных норм. Корпоративные нормы - это правила...

Происхождение государства и права

1.1 Структура первобытного общества

первобытный общество государство право Государство существовало не всегда. Оно появилось на известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что около 100 тысяч лет тому назад, в так называемый мастерский период...

Происхождения государства и права

1. Общая характеристика первобытного общества

Государство существовало не всегда. Оно появилось на известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что около 100 тысяч лет тому назад, в так называемый мустьерский период...

Система организации власти

1.1 Общая характеристика первобытного общества

Первобытное общество -- это период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников...

Система организации власти

1.2 Структура первобытного общества

Первобытно-общинный строй состоит из нескольких этапов своего развития. Каменный век большинство народов пережили примерно 30 тысяч лет назад Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права/ Учебник. - СПб.: Питер, 2003 - 576 с., С49...

Социальные нормы общества

2. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества

Как было указано выше, право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы...

pravo.bobrodobro.ru

Организация и социальные нормы в первобытном обществе. Основные закономерности происхождения государства и права

В раннепервобытной общине действовал принцип народовластия, при котором определяющее значение имела коллективная воля сородичей или общинников. При этом, естественно, особый авторитет имели зрелые, умудренные опытом люди, очень часто – старшее поколение группы. Власть главаря служила интересам всей группы и, по существу, была конкретным повседневным воплощением ее воли.

Община и род управлялись на основе не только свободного, менявшегося от случая к случаю волеизъявления их взрослых членов, совета старших, главарей.

Существовали социальные нормы, т. е. обязательные, общественно-охраняемые правила поведения. Эти нормы — правила разделения труда, сотрудничества, распределения, взаимозащиты, экзогамии и т.п.— отвечали жизненно важным интересам коллектива и, как правило, неукоснительно соблюдались. Кроме того, применяясь из поколения в поколение, они приобрели силу привычки, т. е. стали обычаями. Наконец, они были закреплены идеологически – религиозными предписаниями и мифами. Все же, как всегда, находились нарушители общепринятых норм. Это требовало применения мер общественного воздействия – не только убеждения, но и принуждения. Важнейшей особенностью общинно-родовых норм был примат в них группового начала. Они регулировали отношения не столько между личностями, сколько между группами – соплеменниками и чужеплеменниками, сородичами и свойственниками, мужчинами и женщинами, старшими и младшими и в целом подчиняли интересы личности интересам коллектива.

Характеризуя эти нормы, можно назвать их как зачатки права мононорм, потому что они не представляли собой ни права, ни морали в чистом виде.

Стадия позднеродовой общины характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях ойкумены, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателей— в других. На протяжении всей этой стадии повсюду, где имелись благоприятные природные условия, первая форма хозяйства вытесняла вторую. Но дело даже не в их количественном соотношении. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории человечества, важнейшей предпосылкой получения регулярного избыточного, а затем прибавочного продукта. В перспективе именно оно повело к разложению первобытного и складыванию классовых обществ.

В позднеродовой общине организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Все важные вопросы (обсуждение крупных хозяйственных мероприятий, проступков, военных конфликтов и т.п.) решались на собраниях общинников или сородичей под руководством их признанного главы. Вместе с тем развитие общинно-родового и родоплеменного строя, а в особенности сегментарной организации, способствовало начавшейся иерархизации органов коллективной власти. Появились и новые механизмы приобретения личного главенства. В собраниях или на советах принимали участие все взрослые, полноправные общинники либо сородичи, хотя все чаще они превращались в собрания только взрослых мужчин.

Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных. Важнейшими качествами руководителей считались хозяйственный опыт, трудолюбие, организаторские способности, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, нередко также воинское искусство или культовые знания. В одних обществах, где функции главенства оставались неразделенными, от главы требовалось обладание если не всеми, то многими из этих качеств; в других, где принцип целесообразности повел к разграничению сфер руководства, обычный глава, военный предводитель, знахарь или колдун должны были обладать выдающимися способностями в своей специфической области. В условиях многородовых общин было важно, чтобы руководитель общины принадлежал к наиболее многочисленной родовой группе. Тем самым обозначалась тенденция закрепления главенства за определенными родами.

Применять власть по отношению к членам коллектива совету или лидеру по-прежнему приходилось не так уж часто. Семейные и внесемейные механизмы социализации продолжали надежно обеспечивать соблюдение индивидами установленных порядков. Конфликты имели не столько внутригрупповой, сколько межгрупповой характер. И с разветвлением сегментарной организации они, естественно, учащались. Как и раньше, в общинно-родовых нормах главенствовало групповое начало, однако в новых условиях его понимание зависело от степени консолидированности втянутых в конфликт групп. Экономические процессы на стадии позднепервобытной общины и возросшая консолидированность близкородтвенных групп по отношению к другим звеньям сегментарной организации повели к заметному переосмыслению прежних норм.

Родоплеменная организация власти, как правило, жестко подчиняла поведение индивида интересам коллектива, одновременно ставя вне закона все, что находилось за рамками высшего звена этой организации – племени.

 

megaobuchalka.ru


Смотрите также