Основные формы первобытной религии. Вопрос: Назовите основные формы первобытной религии. Как религия была связана с повседневной жизнью человека?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Назовите основные формы первобытной религии. Как религия была связана с повседневной жизнью человека? Основные формы первобытной религии


5. Опишите первобытные формы религии и их роль в архаических обществах.

Первобытность- это не синоним духовного убожества, а явление стадиальное. Современная наука обнаруживает и на одной из самых ранних стадий общественного развития сравнительно богатую, сложную духовную культуру (у аборигенов Австралии, например, встречаются иразличные формы тотемизма, иколдовство, изнахарство, и многообразныеанимистическиепредставления, ишаманство, и мифы о культурных героях и демиургах, имагия, пронизывающая все религиозное поведение).

Среди многообразия религиозной первобытной активности выделяется особая форма, связанная с основами жизнеобеспечения. Имеются в виду продуцирующие обряды, или обряды умножения производящих сил природы. Магическая направленность этих обрядов на природу, их широчайшее распространение в той или иной форме известных у всех первобытных охотников, рыболовов и собирателей, а также ранних земледельцев. Они дают основания полагать, что здесь проявляется одна из наиболее древних форм религии.

Многие продуцирующие обряды направлены на восстановление нарушенного охотничьей деятельностью равновесия в природе. В магических обрядах этого типа, в системе тотемических верований, сопряженных с ними, можно видеть истоки промысловых культов, характерных для многих "охотничьих" народов, культ хозяев зверей, леса, моря и т.д., занимающих важное место в их религиях.

В первобытном обществе религиозные санкции нередко должны были освещать социальные нормы, поддерживать общественный порядок и наказывать его нарушителей, в чем выражается социально-интегративная функция религии.

Научная традиция различает обряды жизненного цикла, включающие обряды посвящения и обряды календарного цикла, к которым относятся и продуцирующие. Первые отмечают те универсальные кризисные ситуации - рождение, достижение зрелости, изменение статуса, брак, смерть, погребение, - которые сопровождают всю жизнь человека; другие отличают смену сезонов и сопровождающие ее перемены в хозяйственной деятельности. Генетически, в своих истоках, календарные обряды и обряды посвящения связаны между собой.

Обряды посвящения и продуцирующие обряды утверждают продолжение жизни во всех ее видах, а это - важнейшая и древнейшая функция первобытной религии, вызванной страхом перед смертью и надеждой на возможность ее преодоления. Сочетание этих обрядов в культурах архаических обществ свидетельствует о том, что они восходят к общему источнику, к некоему древнейшему первообряду.

Итак, объектом и материалом первобытного мышления были прежде всего жизненно важные для человека предметы и явления. Исходя из этого, можно предположить, что первоначальной формой религии скорее всего был фетишизм. На этой основе возникают и развиваются другие формы первобытной религии (анимизм, тотемизм), расширяется круг первоначальных представлений и магических действий, оформившихся позднее в продуцирующую и посвятительную обрядность охотников и собирателей.

Для большинства первобытных мифологических систем характерны образы культурных героев и демиургов, творцов мира и человека, создателей культуры, учредителей обычаев и законов, универсальные черты, свойственные им, их широчайшее распространение и тот факт, что они встречаются почти у всех охотников и собирателей, свидетельствует о глубокой древности этих мифологических образов.

studfiles.net

Назовите основные формы первобытной религии. Как религия была связана с повседневной жизнью человека?

Bondarevadarya

30 июля 2016 г., 0:58:38 (год назад)

Фетишизм. Одной из таких форм является фетишизм – вера в особую силу каких-либо предметов (от португ. fetiso – «амулет»). Когда фетишизм проявляет себя в вере в особую силу амулетов-оберегов, речь идет о магии. Если же человек создает идола и использует его как материальный объект для поклонения высшим силам, речь идет о религии. Идол нужен как материальный объект, которому можно приносить жертвы. Идол является каналом для связи с вышестоящей силой, наделен сознанием, душой (иначе с ним нельзя вступить в контакт), и в этом проявляется связь фетишизма и анимизма.

Тотемизм. Для первобытных людей характерна вера в особые отношения между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным природным объектом (чаще всего – животным, реже – растением, другим предметом), который рассматривался как символ, прародитель и покровитель данной общины. Такой объект называют «тотемом». Термин заимствован из языка американского индейского племени Оджибва, и буквально означает «его род».

Тотем также наделяется сознанием, душой, и в этом проявляется его связь с анимизмом. Если тотему поклоняются, наделяют его могучими силами и способностями, то мы имеем дело с формой религии. Однако часто тотемы использовались только для того, чтобы помочь людям отделять членов своего рода от других людей. В таких случаях тотемизм является формой демографической магии. Тотемизм часто связан с фетишизмом. Индейцы Северной Америки создавали красочные тотемные столбы, которые играли роль идолов.

Культ предков. Изучение традиционных верований народов Восточной Азии и Западной Африки показывает большую роль культа предков, который также имеет очень древние корни. Культ вырос из традиции получать накопленный опыт из рук самых старых представителей общины. В первобытную эпоху люди редко доживали до преклонного возраста. Но если кто доживал, то много знал и был источником ценной информации. Люди верили, что предки, по крайней мере наиболее выдающиеся, авторитетные при жизни, помогают своим потомкам и после смерти. Культ предков также является формой анимизма, ибо основан на вере в существование духов предков. Иногда, но не часто, предки обожествлялись, и тогда культ предков становился формой религии. Чаще предки играли роль посредников между живущими людьми и вышестоящими силами и в этой форме являлись частью других религиозных верований.

Шаманизм. В широком смысле шаманами называют людей, которые профессионально занимаются магией или отправляют религиозные культы у ряда отсталых народов мира. В узком смысле, шаманизм – форма анимизма в ряде районов Северной Азии и Америки. Эта форма предполагает наличие невидимого мира, с которым способен общаться шаман–медиум, находящийся в особом состоянии (транса).

Обряды. Как показывает этнографический материал, процесс достижения договоренности с духами состоял главным образом из обряда принесения жертвы. Иными словами, основной принцип всех ранних религиозных систем можно выразить фразой: «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Обряды жертвоприношения могли быть очень простыми и сложными.

От духа к Богу. Очень сложным является вопрос о том, когда вера в духов переросла в веру в бога или богов, которые в эпоху древних цивилизаций мыслились уже в вполне определенном антропоморфном или зооморфном облике. Можно предположить, что по мере того, как какая-то важная природная стихия получала конкретный облик и наделялась конкретными функциями, шел процесс превращения духа в бога. Одновременное почитание многих духов, олицетворяющих целый ряд важных природных явлений, заложило корни для политеизма – веры во многих богов. Возможно, что в первобытную эпоху были и корни для монотеизма. Изучение верований народов Полинезии показало, что у них издавна существовало представление о некой единой силе, которая одушевляет всю природу и приводит в действие все, что есть в природе, и которая частично может воплощаться в отдельных духах, животных и человеке. Однако не представляется возможным определить, как давно существуют такие представления, на какой стадии развития человека они возникли.

istoria.neznaka.ru

Тема 2. Основные формы первобытной религии

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒

Ключевые понятия: магия, фетишизм, анимизм, аниматизм, тотемизм, земледельческий культ, шаманизм.

Ранние формы религии: магия, фетишизм, анимизм.

Магия: определение. Основные черты магии. Виды магии. Магия сегодня.

Фетишизм: определение. Основные черты фетишизма. Виды фетишизма. Фетишизм сегодня.

Анимизм: определение. Основные черты анимизма. Возникновение веры в загробный мир. Анимизм сегодня. Спиритизм как современная форма анимизма.

Родоплеменные религии. Время возникновения и существования родоплеменных форм религии. Общие особенности родоплеменных форм религии. Тотемизм. Земледельческий культ. Шаманизм. Культ вождей. Автохтонные религии Африки, Америки, Океании, Австралии. Влияние родоплеменных религий на современные религии.

Тема 3. Национальные религии

Ключевые понятия: иудаизм, индуизм, брахманизм, шиваизм, вишнуизм, кришнаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм.

Понятие национальных религий. Основные черты ранних национальных религий. Национальные религии Древнего мира: религии в Древнем Египте, Месопотамии, Сирии и Финикии. Религия в Древней Греции и Древнем Риме. Религия славян. Религия протоиндийской цивилизации. Ведическая религия. Брахманизм. Национальные религии в современную эпоху: индуизм, синтоизм, иудаизм, конфуцианство, даосизм.

Тема 4. Мировые религии

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Общая и специфическая характеристики мировых религий.

Христианство. Христианское вероучение и культ

Ключевые понятия: христианство, православие, католицизм, протестантизм.

Возникновение христианства и его эволюция. Причины возникновения христианства. Идейные истоки христианства. Проблема историчности Христа. Становление христианства как мировой религии. Раскол христианства.

Происхождение и структура Библии

Ключевые понятия: Библия, Ветхий и Новый Завет, Танах, Евангелие.

Время создания книг Ветхого и Нового Завета. Проблема авторства Библии. Языки Библии. История переводов Библии. Ветхий Завет и Новый Завет как две основные части Библии. Танах как источник Ветхого Завета. Канонические и неканонические книги. Структура Ветхого Завета. Структура Нового Завета. Апокрифическая религиозная литература. Основное содержание и идеи Пятикнижия Моисея.

Православие

Ключевые понятия: православие, старообрядчество, крещение, миропомазавание, причащение, исповедь, венчание, соборование, священство, рождество, сретенье, вербное воскресенье, пасха, вознесение, троица, преображение.

Православие: возникновение и становление. Особенности вероучения и культа православия. Социально-экономические и политические причины принятия христианства в качестве государственной религии Киевской Руси. Православная церковь в дореволюционной России. Тысячелетие крещения Руси как поворотный пункт в изменении отношения общества и государства к религии и церкви. Модернистские тенденции в православии (модернизация политической ориентации, социальной доктрины, нравственной доктрины, канонизации святых; интерпретация Библии в духе современности).

Католицизм

Ключевые понятия: католицизм, рождество Богородицы, успение, введение во храм Пресвятой Богородицы, благовещенье, Папа Римский, Ватикан

Католицизм: особенности вероучения и культа. Основные этапы развития католицизма. Структура и организация католической церкви. Ватикан. Католицизм в современном мире.

Протестантизм

Ключевые понятия: протестантизм, лютеранство, англиканство, кальвинизм, баптизм, адвентизм, свидетели Иеговы, пятидесятники.

Протестантизм: возникновение и становление. Основные направления протестантизма (первые протестантские церкви): лютеранство, англиканство, кальвинизм. Вторичные протестантские церкви: баптизм, адвентизм, свидетели Иеговы, пятидесятники (их общие и специфические черты).

Буддизм

Ключевые понятия: буддизм, хинаяна, махаяна, Трипитаки, ламаизм.

Буддизм как первая мировая религия. География буддизма. Особенности вероучения буддизма, культа и организации. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна. Буддизм и нравственность. Роль буддизма. Ламаизм.

Ислам

Ключевые понятия: ислам, суннизм и шиизм, шахизм, вахаббизм, Коран, Сунна, хадж, намаз.

География ислама. Возникновение ислама. Особенности вероучения и культа. Основные вехи истории ислама. Священные книги ислама: Коран и Сунна. Основные направления ислама: суннизм и шиизм. Ислам и нравственность. Ислам в современном мире.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Вопрос: Назовите основные формы первобытной религии. Как религия была связана с повседневной жизнью человека?

Назовите основные формы первобытной религии. Как религия была связана с повседневной жизнью человека?

Ответы:

Фетишизм. Одной из таких форм является фетишизм – вера в особую силу каких-либо предметов (от португ. fetiso – «амулет»). Когда фетишизм проявляет себя в вере в особую силу амулетов-оберегов, речь идет о магии. Если же человек создает идола и использует его как материальный объект для поклонения высшим силам, речь идет о религии. Идол нужен как материальный объект, которому можно приносить жертвы. Идол является каналом для связи с вышестоящей силой, наделен сознанием, душой (иначе с ним нельзя вступить в контакт), и в этом проявляется связь фетишизма и анимизма.Тотемизм. Для первобытных людей характерна вера в особые отношения между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным природным объектом (чаще всего – животным, реже – растением, другим предметом), который рассматривался как символ, прародитель и покровитель данной общины. Такой объект называют «тотемом». Термин заимствован из языка американского индейского племени Оджибва, и буквально означает «его род».Тотем также наделяется сознанием, душой, и в этом проявляется его связь с анимизмом. Если тотему поклоняются, наделяют его могучими силами и способностями, то мы имеем дело с формой религии. Однако часто тотемы использовались только для того, чтобы помочь людям отделять членов своего рода от других людей. В таких случаях тотемизм является формой демографической магии. Тотемизм часто связан с фетишизмом. Индейцы Северной Америки создавали красочные тотемные столбы, которые играли роль идолов.Культ предков. Изучение традиционных верований народов Восточной Азии и Западной Африки показывает большую роль культа предков, который также имеет очень древние корни. Культ вырос из традиции получать накопленный опыт из рук самых старых представителей общины. В первобытную эпоху люди редко доживали до преклонного возраста. Но если кто доживал, то много знал и был источником ценной информации. Люди верили, что предки, по крайней мере наиболее выдающиеся, авторитетные при жизни, помогают своим потомкам и после смерти. Культ предков также является формой анимизма, ибо основан на вере в существование духов предков. Иногда, но не часто, предки обожествлялись, и тогда культ предков становился формой религии. Чаще предки играли роль посредников между живущими людьми и вышестоящими силами и в этой форме являлись частью других религиозных верований.Шаманизм. В широком смысле шаманами называют людей, которые профессионально занимаются магией или отправляют религиозные культы у ряда отсталых народов мира. В узком смысле, шаманизм – форма анимизма в ряде районов Северной Азии и Америки. Эта форма предполагает наличие невидимого мира, с которым способен общаться шаман–медиум, находящийся в особом состоянии (транса).Обряды. Как показывает этнографический материал, процесс достижения договоренности с духами состоял главным образом из обряда принесения жертвы. Иными словами, основной принцип всех ранних религиозных систем можно выразить фразой: «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Обряды жертвоприношения могли быть очень простыми и сложными.От духа к Богу. Очень сложным является вопрос о том, когда вера в духов переросла в веру в бога или богов, которые в эпоху древних цивилизаций мыслились уже в вполне определенном антропоморфном или зооморфном облике. Можно предположить, что по мере того, как какая-то важная природная стихия получала конкретный облик и наделялась конкретными функциями, шел процесс превращения духа в бога. Одновременное почитание многих духов, олицетворяющих целый ряд важных природных явлений, заложило корни для политеизма – веры во многих богов. Возможно, что в первобытную эпоху были и корни для монотеизма. Изучение верований народов Полинезии показало, что у них издавна существовало представление о некой единой силе, которая одушевляет всю природу и приводит в действие все, что есть в природе, и которая частично может воплощаться в отдельных духах, животных и человеке. Однако не представляется возможным определить, как давно существуют такие представления, на какой стадии развития человека они возникли.

cwetochki.ru


Смотрите также