ГлавнаяПервобытноеСредняя продолжительность жизни первобытного человека составляет
Средняя продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни первобытного человека составляет
ДЕМОГРАФИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Количество просмотров публикации ДЕМОГРАФИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА - 465
Первобытную историю, или праисторию (по западной терминологии) принято начинать с первобытного стада. Распространяя наблюдения над стадной жизнью человекообразных, прежде всего шимпанзе и горилл, на австралопитековых, можно предположить, что первобытное стадо на этом этапе состояло из 25 – 40 особей: 2 – 3-х взрослых самцов, нескольких самок и детенышей разного возраста. Такая совокупность особей могла противостоять хищникам, имела не очень жесткие границы (особи свободно переходили из одного стада в другое) и являлась оптимальной группой с точки зрения участия в процессе полового размножения внутри вида.
Средняя продолжительность жизни австралопитековых приблизительно находится между 17,2 и 22,2 годами. Разница в данных связана с находками из разных мест Южной Африки с разными, вероятно, условиями обитания. В среднем, учитывая большую детскую смертность, австралопитеки доживали до 20 лет.
Есть данные и о 38 синантропах. Из них 15 индивидов умерло в возрасте 14 лет (39,5%). Это – детская смертность. 3 человека умерло в возрасте менее 30 лет, 3 – в возрасте между 40 – 50 годами. И только 1 женский череп свидетельствует о доживании до 50 или даже 60 лет. Средний возраст смерти для 7-ми взрослых инвалидов, таким образом, равен 37,9 лет. Но если учесть возраст умерших детей, эта цифра резко уменьшится и будет сравнима с вышеприведенными данными об австралопитеках.
А всего людей в эпоху синантропов (около 1 млн. лет назад) предположительно насчитывалось около 125 тыс. (по Э.Диви). Число это довольно умозрительно, но более точных данных нет.
Сведения о неандертальцах также крайне малочисленны. На разных территориях их средний возраст определяется от 30 лет в Европе до 37,5 на Ближнем и Среднем Востоке, что ближе к синантропам, но о точности и здесь писать преждевременно. Есть еще и одиночные данные, но и они укладываются в отмеченные величины.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно констатировать, что неандертальцы нечасто доживали до 30-летнего рубежа. Примерно половина их популяции умирала в детском возрасте. Никакого увеличения продолжительности жизни по сравнению с предыдущим временем не фиксируется. По поводу общей численности людей в эпоху неандертальцев (100 – 40 тыс. лет) можно привести число в 1 млн. человек (Диви), но оно столь же приблизительно, как и предыдущее по нижнему палеолиту. Эти данные опираются на анализ возможной плотности населения в изученных очагах человеческой ойкумены. Это – максимально возможные числа. Реальные скорее были меньше, ибо не везде, где могли жить люди, они действительно тогда жили. Так, собиратели и охотники могли существовать при плотности 1 человек на 10 – 100 кв. км, рыболовы – 1 человек на 5 – 10 кв. км.
Наблюдения за современными первобытными охотниками, собирателями и рыболовами показали, что наиболее устойчивыми были популяции минимум в 200 – 500 человек. Более мелкие вымирали. Размеры популяций (племен) зависели от ресурсов регионов обитания. Плотность у современных первобытных племен, исходя из экологических условий, варьировала от 1 человека на несколько кв. км. в Экваториальной Африке до нескольких десятков кв. км. на 1 человека – в Южной Африке, Австралии, Северной Америке.
В эпоху верхнего палеолита(40 – 14/13 тыс. лет) формируются родовые общины. На смену промискуитету (неупорядоченным половым сношениям) приходят брачные связи. Этот важный, в случае если не эпохальный перелом в отношениях полов произошел в силу физиологических и социальных изменений, о которых можно только догадываться. Где-то в предыдущее время по неясным причинам исчез эструс (течка), что резко размежевало физиологию размножения людей и животных, в т.ч. и обезьян. Хотя еще долго первобытные люди не видели связи между половым актом и деторождением.
Происходили и какие-то изменения в организме стадных сообществ, постепенно подводившие древних людей в разных местах ойкумены к родовой организации с присущей ей социальной структурой. Об этом тоже можно только догадываться без надежды найти какие-то фактические подтверждения.
Первобытный брак - ϶ᴛᴏ брак не между индивидуумами, а между группами людей. Первой формой брачных отношений был групповой или дуально-родовой брак, при котором мужчины одного рода могли вступать в половые отношения с любой из женщин другого, соседнего рода. Социальными нормами, регулирующими репродуктивное поведение (воспроизводство) коллектива, были различные половые табу, самым сильным из которых был запрет половых связей между членами одного рода.
Численность населения в эпоху верхнего палеолита (по Диви) возросла уже до 3,3 млн. человек. Это число опирается на распространенное мнение о неуклонном и бесперебойном возрастании численности населения от эпохи к эпохе. Но это чисто умозрительное заключение никогда не было доказано, а по отношению к ранним эпохам – подробно не исследовалось. Известные же данные о среднем возрасте – примерно в 33,9 года, то есть не выше, чем в предыдущие эпохи – приведенного мнения не подтверждают. Об этом же свидетельствует и сохранение очень высокого уровня детской смертности среди верхнепалеолитических людей – до 41,5% от всех найденных скелетов. То есть можно предположить, что в течение всего палеолитического времени при сохранении примерно одинаковых показателей продолжительности жизни нет данных для мнения о неуклонном росте населения. Возможно, точка зрения об относительной стабильности численности палеолитических людей имеет больше оснований, ибо покоится на конкретных данных, полученных в последние десятилетия. При этом, поскольку речь идет о десятках тысяч лет и огромных территориях, о жизни, нам почти неизвестной, точку зрения о постепенном росте населения отвергать тоже нельзя. Тем более что при почти аналогичной продолжительности жизни в средние века рост населения был хотя и незначительным, но неуклонным. По этой причине мнение о росте населения к концу эпохи палеолита на несколько процентов за тысячелетие вполне допустимо.
Можно привести и некоторые региональные наблюдения. В долине Нила, к примеру, к концу палеолита проживало около 20 тыс. человек, на территории современной Франции – до 50 тыс. человек. Поселения были небольшими. Для прокорма одного человека в те времена требовалась большая площадь растительных и животных угодий. В Восточной Беларуси, к примеру, на палеолитических поселениях одновременно жило около 25 человек (Е.Г. Калечиц).
С ростом населения происходило и постепенное освоение территории Земли, что в свою очередь способствовало увеличению численности людей. К мезолиту уже было освоено до 30% земной поверхности. Но о численности мезолитического населения (к началу VIII тыс. до н.э.) единого мнения у исследователей нет. Диви предлагает число примерно в 5,3 млн. человек. Но В.П. Алексеев опирается на известный археологический феномен: число найденных мезолитических поселений меньше более древних, верхнепалеолитических. На этом основании он делает вывод о возможном сокращении мезолитического населения в силу каких-то экологических или иных причин. С учетом сохранения верхнепалеолитического уровня продолжительности жизни он предложил для начала мезолита численность человечества в 2,5 млн. человек, а для конца этой эпохи (VI тыс. до н.э.) – 4 млн. человек. В белорусском и украинском Полесье тогда, к примеру, проживало около 5500 человек (Л.Л. Зализняк).
Таковы наши сведения о народонаселении присваивающей эпохи, с которой человечество подошло к эпохальным переменам неолитического времени – неолитической революции – переходу к земледелию и скотоводству, а также к изобретению глиняной посуды, улучшившей качество питания за счёт появления вареной пищи.
О динамике роста неолитического населения также нет единого мнения. Все исследователи сходятся на признании относительно быстрого увеличения населения в условиях улучшения условий жизни и освоения новых земель. В итоге, в случае если в начале неолита насчитывалось, по разным оценкам, от 5 до 10 млн. человек, то к концу эпохи (IV тыс. до н.э.) население Земли у разных авторов колебалось от 50 до 86,5 млн. человек. А к середине II тыс. до н.э. (эпоха бронзы) оно могло достигать и 100 млн. человек. Отмеченное расхождение в числах не может повлиять на общий вывод – за 4,5 тыс. лет распространения на земле производящего хозяйства резко расширились возможности питания и человеческая популяция выросла не менее чем в 20 раз. Такой рост населения в первую очередь относится к земледельческим племенам, ибо одна единица площади при земледелии может прокормить в 20 – 30 раз больше людей, чем при скотоводстве, а при скотоводстве – соответственно в 20 – 30 раз больше, чем при охоте. Впрочем, нельзя забывать, что указанные возможности не обязательно могли полностью реализоваться в тогдашней не просто сложной жизни, но в условиях элементарной борьбы за выживание. По этой причине указанный рост в 20 раз вполне логичен.
Теперь, после анализа статистических данных, обратимся к более подробному рассмотрению демографических процессов.
Обратимся к статистическим показателям смертности. Из 22 поддавшихся определению костяков синантропов умерли в возрасте:
до 14 лет
15 особей
68,2 %
всех костяков
15 – 30 лет
3 особи
13,6 %
– ½½ –
31 – 50 лет
3 особи
13,6 %
– ½½ –
51 – 60 лет
1 особь
4,6 %
– ½½ –
Длительности жизни неандертальцев и кроманьонцев:
до 11 лет
15 особей
или 38,5%
29 особей
или 38,1%
12 – 20
10,3
15,8
21 – 30
15,4
19,6
31 – 40
25,5
14,7
41 – 50
7,7
9,2
51 – 60
2,6
2,6
Всего
По другим данным, из 102 костяков, найденных в Западной Европе на верхнепалеолитических стоянках:
до 14 лет умерло
24,5 %
в 15 – 20
9,8 %
21 – 40
53,9 %
41 – 60
11,3 %
В обобщенном виде динамика смертности представлена на предлагаемом графике:
Распределение смертности в нижнем и среднем палеолите (по Б.Ц.Урланису)
Среди причин невысокой продолжительности жизни, что видно из приведенных данных, очень высокая детская смертность. Возможно, она была еще выше, но детские, особенно младенческие, кости плохо сохранились и потому не всегда бывают обнаружены. Что касается смертности взрослых (старше 15 лет), то ее главными факторами считаются несчастные случаи на охоте, травматизм, стихийные бедствия. Роль инфекций и эпидемий считается незначительной. Οʜᴎ возросли с переходом к оседлости. Частые передвижения первобытных собирателей и охотников не вели к накоплению отбросов и всяческих токсинов в местах обитания. Даже такие знаменитые стоянки, как обиталище синантропов в пещере Чжоугоудзян под Пекином, едва ли имели постоянных жителей. Скорее, это были как бы базы для возвращения.
Этнографические данные подтверждают высказанные соображения. У эскимосов смертность у мужчин от несчастных случаев на охоте составляла 15%. Многие из них тонули в перевернувшихся лодках. Голод, по современным этнографическим данным, не играл значительной роли, как это считалось ранее, и встречался скорее в виде исключений. Но коль такие голодовки случались, они действительно могли погубить целые группы. В таких ситуациях люди могли убивать или оставлять без помощи стариков, убивать маленьких детей, заниматься каннибализмом (подробнее об этом – далее). Но, судя по этнографическим данным, такое могло быть лишь в исключительных случаях.
Анализируя приведенные данные, нужно также иметь в виду, что главным показателем являлось количество людей, не умерших в детском возрасте (до 15 лет). Ибо именно они составляли потомство, передавали детям жизненный опыт, кормили их. А таковых, как видно, было не менее 60 – 70%. Среди них не менее половины жили и после 20 лет, то есть могли дать и по минимуму обеспечить жизнь более одного ребенка. При этом нужно учитывать, что из-за тяжелого повседневного труда и антисанитарии женщины жили в среднем на 2 – 6 лет меньше мужчин.
В эпохумезолита картина практически не изменилась:
По Урланису (1978) из 71 костяка, по Рохлину (1965) из 65 костяков
до 11 лет умерло
29, 6%
до 14 лет умерло
30,8 %
в 12 – 20
8,5 %
в 15 – 20
6,2 %
21 – 30
49,3 %
21 – 40
58,5 %
31 – 40
8,5 %
41 – 50
1,4 %
41 – 60
3,0 %
51 – 60
2,7 %
Свыше 60
1,5 %
Обращает на себя внимание низкая смертность подростков (15 – 20 лет). Вероятно те, кто пережил детство, обычно доживали до более старшего возраста. Это наглядно показывает, как на общие показатели влияла детская смертность (1/3 всех рождавшихся).
С переходом к неолиту демографическая ситуация во многих регионах мира существенно изменилась. Причем изменилась настолько, что некоторые исследования назвали ее, как отмечалось в предыдущей лекции, первой демографической революцией и связали с переходом к производящему хозяйству. Но это можно отнести только к районам, в которых переход к земледелию и оседлости был относительно быстрым и прочным, необратимым. Но так было не везде. К примеру, в Сибири бродячие коллективы охотников, собирателей и рыболовов дожили до недавнего времени. Тем не менее, в целом переход к земледелию и оседлости дал рост населения от 0,8 до 2,5%, местами и временами – 10%.
Но с причинами такого роста населения не все ясно. Ведь средняя продолжительность жизни и в неолите оставалась крайне низкой, в прежних пределах – 20 – 30 лет. Значительный прирост населения происходил за счёт других источников.
При отсутствии прочной исторической базы объяснение этих причин представляется весьма умозрительным. Но, за неимением другого, рассмотрим их. Отдельные авторы в качестве причин указывают на переход к использованию более доступных ресурсов и уменьшение подвижности, что улучшило условия для выхаживания детей и восстановления здоровья молодых матерей. Хотя, с другой стороны, у земледельцев увеличивалось количество белковой пищи, но одновременно возрастал и объём балластных продуктов с углеводами. Лишь постепенно, когда со временем земледельцы освоили оседлое животноводство (особенно производство молочных продуктов), белковая пища, более благоприятная для деторождения (по некоторым данным), стала преобладать над углеводной.
Но переход к земледельческой оседлости способствовал росту эндогамных браков до 80 – 90%, чего у низших охотников и собирателей не было. Впоследствии общинный контроль через многие табу воспрепятствовал росту населения. Также оседлость стимулировала и рост заболеваемости из-за накопления в местах обитания отходов и патогенных (болезнетворных) бактерий, чего, как отмечалось, кочевники избегали. Переход к земледелию вызвал вырубки лесов, что привело к распространению малярии. Скопление припасов, домашних животных и отбросов вело к концентрации на поселениях разных паразитов, особенно грызунов – переносчиков многих инфекций (тифа, чумы, холеры). От инфекций, кстати, чаще гибли дети и женщины, обычно постоянно находившиеся в поселках. Мужчины, с другой стороны, чаще погибали на охоте, которой продолжали активно заниматься первобытные земледельцы.
При этом со временем преимущества оседлой жизни и земледелия брали верх, и среднея продолжительность жизни начала медленно, но неуклонно расти. Особенно, по сравнению с предыдущими эпохами, увеличивалось количество людей, преодолевавших 40-летний рубеж и доживших до глубокой старости. Большинство тех, кто перешагивал 15-летний возраст, доживало до 30 – 38 лет. Так, в раннеземледельческой Греции мужчины доживали до 31 года, женщины – до 30 лет, в Анатолии в VI тыс. до н.э. – соответственно – до 34,3 и 29,8 лет, на Крите – до 35,2 и 33,6 лет, на территории Венгрии – до 36,4 и 28,9 лет, в Южной Туркмении – 38,1 и 36,1 года. Надо, однако, заметить, что такой скачок не был необратимым; в энеолите и раннем бронзовом веке продолжительность жизни в отдельных земледельческих районах вновь сократилась.
По данным о 276 погребенных эпохи бронзы из Австрии (Рохлин, 1965)
до 14 лет умерло
7,9 %
в 15 – 20
17,2 %
21 – 40
39,9 %
41 – 60
28,6 %
Свыше 60
7,3 % (в эпоху мезолита до этого возраста в Европе дотягивало только 1,5 % людей)
В целом в эпоху бронзы средняя продолжительность жизни стала составлять 29 лет (в Австрии), 24,6 года (в Поволжье).
Итак, нижняя граница смертности в первобытности составляла около 50%, а высшая вообще неясна, так как зависела от многих факторов. Эксперты ООН считают, что она доходила до 80% (то есть столько не доживало до биологической старости). Высокая смертность была той ценой, которую платили первобытные люди за свою жизнь.
Продолжительность жизни в неолите (по материалам Волыни)
(по Урланису)
Распределение смертности по возрастам в неолите (Венглия)
(по Б.Ц. Урланису)
Помимо уровня смертности, на численность первобытного человечества влияли и другие факторы. Прежде всего – уровень и условия рождаемости. Уровень ее определялся прежде всего условиями жизни. Тяжелый повседневный труд был крайне важно стью всех, в т.ч. беременных и кормящих женщин. По этой причине стремления к многодетности не было. Тяжелый труд к тому же притуплял и половые инстинкты (что наблюдали этнографы). К низкой рождаемости вели и многие табу, установление особых месяцев для совокуплений (обычно осенью). Сама собой понятна высокая смертность женщин при родах и во время беременности (от тяжелого труда, из-за чего – и выкидыши). Применялись и аборты (даже у древних собирателей и охотников), особенно при наличии грудного ребенка, в случае если данная группа находилась в состоянии движения.
На рождаемость, как и на продолжительность жизни, влияла также изношенность женского организма из-за тяжелого труда с детства и раннего начала половых контактов. В принципе, тогдашний репродуктивный возраст составлял 22 года: от рождения первого ребенка примерно в 18 лет до последних родов около 40 лет. Но большинство женщин из-за ранних смертей не доживало до этих лет, чем сокращался детородный период.
Нерегулярное снабжение пищей, ее скудность и низкое качество могли повышать возраст половой зрелости и, соответственно, брачный возраст, увеличивать количество мертворожденных и выкидышей, а отсутствие подходящего дополнительного питания удлиняло время лактации (что отдаляло следующее зачатие). Хотя, как уже отмечалось, первобытные люди часто не знали о связи полового акта с беременностью.
На способность женщин к деторождению у охотников и собирателей влияли и особенности ведения хозяйства, где роль женщин была почти что решающей. Особенно это относится к умеренным и жарким поясам, где собираемая женщинами пища составляла до 70 – 80% всего набора продуктов. А если учесть, что женщины должны были заботиться о воде и топливе, о приготовлении пищи, переносили различную утварь во время длительных переходов, участвовали в строительстве жилищ и т.д., то понятно, почему тогда люди стремились избегать частых родов, отрывавших женщин от их нелегкого повседневного труда, который сам по себе способствовал раннему увяданию и бесплодию.
У многих охотников и собирателей отмечалось и весьма раннее начало половой жизни. У аборигенов Северной Австралии девочки нередко вступали в половые отношения до наступления зрелости, иногда с 9 лет. Похожее наблюдали у бушменов (Экваториальная Африка) и эскимосов (Северная Америка). Это явление, по мнению этнографов, связано с тем, что у многих первобытных племен девушки еще до вступления в брак должны были доказать способность к деторождению. Но беременность в раннем возрасте наступала редко, зато такое поведение способствовало травматизму и возможному бесплодию в будущем. К быстрому истощению молодого организма вели и традиции раннего вступления в брак. Этнографам известны помолвки с новорожденными и брачные соглашения еще до рождения невесты.
Первые роды относятся обычно к 17 – 19 годам. Время наивысшей плодовитости – 20 – 27 лет. С 30-летнего возраста плодовитость женщин постепенно падала, и у большинства доживших до 35 – 40 лет наступало окончательное (вторичное) бесплодие. Так что реальный репродуктивный период бывал и меньше ранее указанного максимального числа в 22 года.
На общую рождаемость влияло и наличие в силу названных причин большого числа бесплодных женщин (до14% у бушменов), крайняя неустойчивость браков и то, что большинство женщин вообще не доживало до завершения репродукционного периода.
Мужчины вступали в брак обычно в 20 – 25 лет и позднее, то есть они обычно были на 5 –6 лет старше своих жен. О соотношении числа мужчин и женщин в общинах данные весьма различны: от 68 до 150 мужчин на 100 женщин.
Особое влияние на рождаемость у охотников и собирателей оказывал довольно строгий интервал между родами, обычно в 3 – 5 лет. Такой промежуток обуславливался, во-первых, невозможностью в условиях бродячей жизни носить на себе более одного малолетнего ребенка (хотя таких детей помогали нести сестры, тетки и другие родственницы матерей), во-вторых, как отмечалось, отсутствием иной подходящей пищи для младенца, кроме материнского молока и, следовательно, длительным периодом лактации, в-третьих, стремлением избегать осложнений у молодых матерей, которые не освобождались от тяжелой физической работы, в-четвертых, другие отмеченные ранее физиологические механизмы.
Указанный интервал между родами регулировался применением разных трав и абортами. Οʜᴎ становились более частыми у ранних земледельцев, в неолите и ранней бронзе. Конечно, о хирургическом вмешательстве речь не идет. Были прыжки с высоких деревьев, тугое стягивание живота͵ на живот клали горячие камни и т.п. Но по данным этнографов, подобные аборты применялись нечасто. Более распространенными были табу на половые отношения, длившиеся от нескольких месяцев до года, а иногда и до двух лет. Время их действия определялось по-разному: до возвращения матери к нормальной хозяйственной деятельности, до появления второго зуба у ребенка, до того, когда он начинал ходить или говорить и т. д. Устанавливались запреты как из-за опасения за здоровье ребенка при лактации, а также и по другим причинам, прежде всего сакрального характера. Считалось, к примеру, что интенсивные половые контакты отрицательно влияли на результаты предстоящей охоты или рыбной ловли. Отношения прерывались многодневным отсутствием мужчин, уходивших на охоту или другие промыслы. Не были ясны и особенности женской физиологии. К примеру, пигмеи были убеждены в том, что общение в период менструаций наиболее плодотворно для деторождения.
Важнейшую роль в развитии первобытного народонаселения играли семейные традиции, которые формировались, естественно, под влиянием рассмотренных условий жизни. В среднем на одну женщину приходилось примерно 4 – 6 детей. И если до 50% новорожденных погибало на первом году жизни, то от 10 – 15% до 50% оставшихся умерщвлялось искусственно. Отдельные авторы может и драматизируют ситуацию (называя 50%), но сам факт бесспорен. Слабых, больных, ставших обузой (стариков – уже, детей – еще убивали).
Детоубийства чаще отмечались в экстремальных климатических условиях: у наиболее северных групп эскимосов, у аборигенов засушливых центрально-австралийских пустынь. Убивали рожденных слабыми или с физическими дефектами, в случае если новорожденный мог составить конкуренцию уже имеющемуся грудному ребенку. По той же причине могли убивать одного из близнецов. В исключительных случаях голода убивали малолетних и их мясом кормили более старших детей. При этом чаще предпочитали убивать девочек, особенно там, где роль мужчин в добыче средств существования была значительной (у эскимосов отмечены убийства даже шестилетних девочек, в случае если рождался мальчик, а дочь не была помолвлена). Девочек чаще убивали и из разнополовых близнецов. Известно и ритуальное убийство одного из близнецов и поедание его матерью для ʼʼполучения от него жизненной силыʼʼ. Впрочем, такой ритуал возникал, скорее всего, из-за голода предшествовавших поколений, когда одного из близнецов убивали по жестокой крайне важно сти. Часто убивали двух-трехлетних детей, в случае если они мешали матери работать, или бросали их больными без ухода, в случае если таковой был нужен.
Вообще, вероятно, какие-либо закономерности в этих деяниях найти трудно. К примеру, у африканских племен, отошедших от собирательства, детоубийства диктовались скорее не количественными, а качественными соображениями: как правило, убивали тех детей, которых считали неполноценными, что наблюдалось у зулусов. У бушменов же все решала арифметика: первого ребенка, даже урода, мать обязательно воспитывала, второго, пусть и полноценного, но если он появлялся еще до того, как первый вставал на ноги, обязательно умерщвляла.
Считается, что детоубийство было внутрисемейным делом и, как правило, осуществлялось матерью. Но у австралийских аборигенов данный вопрос решался всей общиной, волю которой выражала наиболее уважаемая старуха, умерщвлявшая новорожденного. Замечено, что там, где практиковались детоубийства, менее продолжительными были сроки воздержания от половой жизни.
В неолите, при переходе к оседлости и улучшении бытовых условий, суммарная рождаемость стала достигать 7 – 9 детей на одну женщину. Но так как многие по-прежнему не доживали до завершения репродуктивного периода, то среднее число оставалось почти на прежнем уровне – 5 – 7 детей. При этом даже полуоседлый образ жизни облегчал положение рожениц: резко сокращались изнурительные переходы, тяжелый земледельческий труд носил сезонный характер, к тому же самую трудоемкую работу на земле начинали брать на себя мужчины (особенно по расчистке участков). Οʜᴎ же освобождали женщин и от некоторых других работ, к примеру, от строительных. Это сказывалось на выживаемости детей и, значит, на общем росте населения. В такой ситуации постепенно смягчались и запреты на половую жизнь, и традиции детоубийства.
Определенное влияние на демографическую ситуацию в условиях начала социального расслоения в более развитых обществах стало играть многоженство, вызывавшееся не только избытком женщин в ряде случаев (из-за войн, гибели мужчин на охоте), но и престижными моментами. Многоженцами бывали обычно наиболее влиятельные мужчины-лидеры, которым была выгодна многодетность, ибо она обуславливала поддержку им со стороны многочисленных родственников жен, а тем самым и социальное превосходство. Но практика многоженства, с другой стороны, обрекала многих мужчин на пожизненное одиночество. Ибо при тех обстоятельствах, о которых речь уже шла, и на женщин тоже бывал дефицит. Это приводило, в ряде случаев, к передаче жен по наследству сыновьям или братьям, что отражало обычаи более ранних групповых браков, когда несколько мужчин – близких родственников – пользовались одной женой.
Важным демографическим фактором сдерживания роста были кое-где и запреты на вступление в брак вдовцам и разведенным (от нескольких недель до нескольких лет, а иногда и пожизненно, особенно женщинам). Известны случаи умерщвления вдов или принуждения их к самоубийству.
Еще одной варварской традицией, через которую прошло человечество, было убийство стариков. Этот обычай, как и детоубийство, был, естественно, вызван экономическими трудностями, особенно недостатком пищи. Умерщвляли тех, кто уже не мог помочь в борьбе за выживание. Убийство больных уже отмечалось. Обычно умерщвление стариков – обязанность сыновей. По этнографическим наблюдениям, согласно традициям, старики и немощные сами просили о смерти, если, конечно, доживали до такого состояния и возраста. Οʜᴎ шли сами, или их доставляли в лес или другое соответствующее место и обычно там бросали на волю судьбы: их или съедали хищники, или они умирали от голода.
Умерщвление старцев имело далеко идущие социальные последствия, что первобытные люди не всегда понимали. В тогдашних, довольно замкнутых, не очень многочисленных (в несколько сот человек) коллективах-общинах, в отсутствие письменности, когда носителями знаний и опыта были только живые люди, эти коллективы (общины, малые племени) подвергались опасности регресса, когда исчезало несколько носителей местных культурных традиций. Это, кстати, объясняет медленное развитие в те времена.
Только технический прогресс, переход к земледелию с возможностью прокормить большее количество людей способствовал отмене обычая умерщвления немощных. Хотя в глухих местах рассмотренный обычай сохранялся еще очень долго. Прокопий Кессарийский в VI в. писал о каком-то германском племени, где убивали старых. В Исландии в 1000 ᴦ. стариков морили голодом. В глухих японских деревнях данный обычай отмечен и в XIX в.
Рост престижа стариков – свидетельство морального прогресса первобытного общества. Это отразилось в появлении института советов старейшин.
Древнейшая, присваивающая экономика позволяла существовать лишь до нескольких десятков людей на 100 кв.км. С демографической точки зрения это вело к самоограничению человеческой популяции, для чего стихийно вырабатывались особые нормы демографического поведения: запреты эндогамии, различные табу, ограничивающие половые контакты, определение круга брачных партнеров, регламентация их прав и обязанностей с точки зрения участия в воспроизводстве (разные в разных половозрастных группах), ритуалы с демографическим смыслом (принятие родов, начало половой жизни и т.п.), обычаи вскармливания младенцев, отношение к детоубийству и каннибализму, отношение к жизни взрослых соплеменников и иноплеменников.
Первым важным техническим достижением стало начало использования огня. Возможно, огнем пользовались уже австралопитековые. Огонь, безусловно, был у синантропов, появившись в Азии между 450 – 350 тыс. лет. Но не все в палеолите умели им воспользоваться. И обычно применяли его лишь для обогрева и отпугивания хищников. Готовить на огне начали в позднем плейстоцене, что позволило использовать в пищу растения, в сыром виде не усваиваемые. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, применение огня в тогдашней кулинарии расширяло продовольственную базу древнейших людей. Затем, с изобретением в неолите глиняной посуды, пищу начали варить, что еще больше облегчило ее усвоение. По этой причине применение огня имело не меньшее значение, чем переход к земледелию.
Использование огня привело к первому общественному разделению труда между мужчиной и женщиной: мужчина – добыча зверей, женщина – уход за огнем, что соответствовало ее физическим возможностям. Широкое применение огня и добыча с его помощью дополнительных продуктов питания способствовали уменьшению детоубийства и умерщвления стариков. Последние помогают в домашнем хозяйстве, особенно – в поддержании огня. Так огонь защитил стариков (Л.Крживицкий). С появлением огня чаще отмечаются люди, жившие свыше 60 лет.
Другим крупным явлением, влиявшим на демографические отношения, на жизнь детей и стариков, стала неолитическая – аграрная (прежде всего) – революция – переход к производящему хозяйству. Этот переход, связанный с выделением скотоводческих и земледельческих племен, привел к такому скачку в приросте населения, что , как отмечалось, он был назван демографической революцией. Увеличилась продолжительность жизни, расширились демографические свободы, увеличилась рождаемость. В итоге рост населения повысился от нескольких тысячных долей процента в год до нескольких сот, то есть примерно в десять раз. Эти доли процента для тогдашнего народонаселения весьма важны. Так, к примеру, в случае если число дочерей, доживавших до материнского возраста͵ увеличивалось на 10% в год, прирост населения возрастал до 0,03%.
Неолит – эпоха окончательного утверждения семьи, что также улучшало условия для выхаживания детей, прекращения детоубийства. Изживание практики умерщвления людей - ϶ᴛᴏ и начало влияния моральности на демографические процессы. До этого ее и не было. Теперь же, с появлением возможности содержать тех, кто не мог участвовать в добывании продуктов, стали цениться знания и опыт стариков. Появляется забота об их здоровье и отсюда – понимание ценности продолжительности жизни.
Так в неолите осуществлялся переход от присущего присваивающему хозяйству архетипа к традиционному типу воспроизводства населения начавшему изживаться лишь с XVIII в. Этот тип был связан с аграрной экономикой, со свойственным ей консерватизмом. Демографическое поведение стало менее диким, чем при архетипе, но оставалось примитивным, регламентированным традицией, сложившейся с ʼʼнезапамятных временʼʼ. Это была эпоха незрелости ʼʼиндивидуального человекаʼʼ. Жизнь человека проходила по схеме, без свободы поведения, подчинялась нормам и привычкам. Весь данный период демографические обстоятельства оставались, в принципе, неизменными.
Главными причинами смертности становятся болезни из-за плохого питания, тяжелого труда, антисанитарии в жилищах, отсутствия санитарно-гигиенических представлений. Все это считалось установленным богами и целенаправленно не изменялось. Отсюда – пассивное отношение к смерти. Она – конец земной жизни. На этой базе формировались все основные мировые религии: человеческая судьба, в т.ч. и время жизни каждого, определено свыше. Смерть воспринималась не как конец жизни, а как качественное изменение, становилась как бы ʼʼприрученнойʼʼ (Ф.Ариес). Не случайно средняя продолжительность от каменного века до промышленной революции росла крайне медленно.
Этот тип демографического поведения был связан с традициями варваров. В случае если в мотивации поступков древнейших людей преобладала импульсивность – реакция на внешние раздражители, основанная, как и в животном мире, на безусловных рефлексах, то постепенно приходила осмысленность поведения, формировалась личность. Это вело к ограничению неуправляемости полового поведения, созданию семьи, что тоже было одним из слагаемых традиционного типа воспроизводства населения.
История возникновения семьи покрыта мраком. Но можно предположить, что в базе формирования этой важнейшей ячейки человеческого общества лежали социально-биологические факторы. Выхаживание ребенка требовало больших усилий от матери. По этой причине при постепенном упорядочении половых контактов женщина стремилась оставаться с тем мужчиной, который мог ей помочь. Естественно, в тогдашних хозяйственных условиях такой мужчина мог по-настоящему помогать только одной женщине. Но это ограничивало его в привычных возможностях контактов с другими женщинами. И для компенсации мужчины хотят быть уверенными, что растят своих детей, то есть и от женщин требуют верности. Так формировалась тяга к семье (Д. Херлихи).
Возможно также, что на формирование семьи повлияло сложившееся примерно с конца неолита понимание связи половых контактов с деторождением (возможно от наблюдения за одомашненными животными, у которых самки при отсутствии самцов не приносили приплода). От этого сознания у мужчин могли возникнуть представления: ʼʼмой ребенокʼʼ, отсюда – ʼʼмоя женаʼʼ, что и вело к ограничению сексуальной свободы женщин (Р.Тэннехилл).
Наиболее привлекательными для женщин становились мужчины,
referatwork.ru
Средняя продолжительность жизни 2 | Похвала старости
Как известно, наибольшая смертность наблюдается среди детей в возрасте до одного года. Следовательно, чем больше будет детская смертность в данной стране, тем меньше будет средняя продолжительность жизни.
Число людей в каждом возрасте в данной стране, то есть возрастная структура населения, совершенно не зависит от средней продолжительности жизни. В стране с очень низкой средней продолжительностью жизни могут быть люди в возрасте ста и более лет, и их число может быть даже сравнительно велико.
Такой подсчет средней продолжительности жизни показывает, что она может быть в любое время определена для каждого года, и для этого не надо ждать окончания жизни каждого отдельного человека.
Но средняя продолжительность жизни имеет тенденцию все больше и больше приближаться, по мере улучшения социально-экономических условий, к ее возможной биологической продолжительности. Иначе говоря, если человек биологически может жить до ста и более лет, то для каждого года истории величина средней, то есть статистической, продолжительности жизни все больше и больше к нему приближается.
Но и предел биологической продолжительности жизни не остается неизменным. По мере улучшения условий жизни, прогресса медицины и т. д. он тоже отодвигается. Но точно это определить нельзя, а можно только предполагать, так как мы не знаем биологической продолжительности жизни человека. Отодвинуть этот предел мы пока не можем, хотя опыты над животными дают основание предполагать, что некоторые условия жизни способны значительно увеличить его. Но для этого мы не можем поставить человека в те же экспериментальные условия, в которые ставим животных.
Рассмотрим теперь данные о средней продолжительности жизни человека в разные эпохи и в настоящее время.
Средняя продолжительность жизни, в нашем понимании, в разные эпохи непрестанно менялась. Она менялась в зависимости от величины общей смертности и в особенности смертности детской. А сама смертность зависела от социально-экономических условий жизни, отчасти от ее биологических условий (климат, высота, географическое расположение и т. д.), от культуры населения, от распространения гигиенических знаний, от системы организации здравоохранения и т. д.
В общем, повсюду средняя продолжительность жизни постепенно увеличивалась, хотя в далеком прошлом она долго держалась на одном уровне. В слаборазвитых странах, в странах, недавно освободившихся от колониального ига, она и до сих пор находится на низком уровне. Но и в высокоразвитых странах Западной Европы в сравнительно недалеком прошлом, вплоть до середины XIX века, она была еще очень низкой.
Жизнь первобытного человека в среднем измерялась 19—21 годами. В эпоху рабовладения в Египте она составляла всего 22,5 года, в древнем Риме—около 24 лет. При феодализме средняя продолжительность жизни в некоторых странах Европы увеличилась до 31 года, а в период первоначального накопления — до 33,5 лет. Только во второй половине XIX века средняя продолжительность жизни в Западной Европе достигла 37,7 года, а затем стала увеличиваться более быстрыми темпами.
Если считать, что продолжительность жизни человекообразных обезьян составляет 26 лет, то можно сказать, что в древности человек жил меньшее число лет, чем эти обезьяны.
По данным одной из самых старых и точных статистик в Европе, в Швейцарии, в Женеве, в XIV веке средняя продолжительность жизни была 21 год, в XVII веке — 26 лет, в XVIII веке — 34 года. Она застыла на 36 годах в течение первых двух третей XIX века.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
www.medical-enc.ru
Средняя продолжительность жизни у мужчин и женщин, показатели средней продолжительности жизни населения в России и мире
"Не давать людям состариться - в этом состоит большое искусство управления."(Наполеон Бонапарт)
Общие сведения о продолжительности жизни.
Возраст, к которому жизнеспособность ослабевает настолько, что смерть становится неизбежной, колеблется в некоторых пределах вокруг величины, называемой биологической или видовой продолжительностью жизни. При этом следует понимать, что видовой продолжительности противостоит индивидуальная продолжительность жизни, которая может быть больше, меньше или равной видовой продолжительности жизни. По-разному определяемая величина (видовой) биологической продолжительности жизни человека колеблется от 70 до 200 лет.
Разница между этими двумя величинами - это резерв, который вполне может быть освоен путем улучшения условий и образа жизни. Многое здесь зависит от самого человека. Но для достижения предельного возраста необходимо вести правильный образ жизни в течение всей жизни.
Ещё в XVIII веке шли споры о размерах видовых пределов. Сравнивая видовую продолжительность жизни различных животных с периодами их роста, пытались вывести общий коэффициент для расчета продолжительности жизни для всех животных, а равно и для человека. Так, лошадь растёт до 4, а живет до 25-30 лет, рогатый скот растет в течение 5 лет, а живёт до 35-40. Путем нехитрого деления срока жизни на время роста получали искомый коэффициент - 6-7.
Французский естествоиспытатель Жорж Луи Бюффон (1707-1788 гг.) утверждал, что если продолжительность жизни в 6 или в 7 раз дольше периода роста, который занимает у человека 14 лет, следовательно, он должен жить 90-100 лег. Несколько позже соотечественник Бюффона физиолог и врач Пьер Жан Флуранс (1794-1867 гг.), в принципе согласившись со своим предшественником, увеличил время роста до 20 лет, а число периодов изменил на 5, и в конечном итоге пришел к тому же числу -100 лет.
Спорили и о том, что принимать за критерий времени роста. Некоторые авторы предлагали считать мерилом время окончания сращивания длинных костей своими конечными сегментами (эпифизами). Тогда бы время роста человека равнялось 20 годам, следовательно, видовая продолжительность жизни вырастала бы до 120-140 лет.
Б.Ц. Урланис взял в качестве основного ориентира продолжительность жизни в наиболее передовых и благополучных странах. Путем сложных расчетов и построения графиков пришел к выводу, что видовая продолжительность жизни человека составляет 86 лет для мужчин и 88 лет для женщин; однако сам он говорил о довольно приблизительном характере этих причин.
Он же довольно язвительно опровергал 100-летний рубеж, считая, что в этом сроке скрывается магнетизм круглого числа, которое само по себе является результатом принятия человеком десятичной системы счета.
На каком же основании можно утверждать, что длина жизни человека определяется числом пальцев его рук или ног, умноженным на 10? Другое дело, что 100-летний возраст не является недостижимым для человека, некоторые люди преодолевают эту планку. Но при расчете видовой (биологической) продолжительности жизни следует ориентироваться не на уникальные, максимально возможные сроки жизни, а на массовые статистические данные о ее продолжительности.
Видовая продолжительность жизни может служить реальным ориентиром для увеличения средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни.
Средняя продолжительность жизни.
Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни - это число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся (сверстникам определенного возраста) при условии, что на протяжении их жизни показатели повозрастной смертности будут на том же уровне, каким он был у населения этого возраста в годы составления таблицы смертности. Исчисляется по таблицам повозрастной смертности и таблицам дожития отдельно для мужчин и женщин.
Средняя продолжительность жизни может быть вычислена на основании данных, приведенных в графе чисел смертей (dx) или в графе чисел доживших (1х) в таблице дожития. А.Бредфорд Хилл, используя первый способ, мы получим обычное распределение по частоте. Так, согласно Английской таблице дожития, 7186 детей мужского пола умерло в возрасте между 0 и 1 годам. Можно принять, что они жили в среднем полгода (в действительности же это несколько преувеличено), Поэтому их «взнос» в общую сумму лет, прожитых 100000 детей, составит 7186 х 0,5. Между 1 и 2 годами умерло 1420 детей, и можно принять, что средняя продолжительность их жизни была равна 1,5 годам; отсюда «взнос» этих лиц в сумму лет, прожитых всеми 100000, составит (1420 х 1,5). Между возрастом 2 и 3 года умерло 600 детей; можно принять для них среднюю продолжительность жизни в 2,5 года и прибавить ко всем годам продолжительности жизни 100000 детей 600 х 2,5. Таким образом, в конце таблицы число случаев смерти для лиц в возрасте между 102 и 103 годами будет 2,1. Если принять, что средняя продолжительность их жизни была 102,5 года, тогда их вклад в сумму лет составит (2,1 х 102,5).
Английская таблица дожития (мужчины)
Возраст х
Ix
dx
Рx
qx
ех
0
100000
7186
0,92814
0,07186
58,74
1
92814
1420
0,98470
0,01530
62,25
2
91394
600
0,99343
0,00657
62,21
3
90194
400
0,99559
0,00441
61,62
4
90394
--
--
--
--
102
3,9
2,1
0,46900
0,53040
1,32
103
1,8
1,0
0,44553
0,55447
1,25
104
0,8
0,5
42115
57885
1,18
Сущность данной таблицы в следующем. Предположим, что наблюдают поколение из 100000 человек, родившихся в один и тот же день и постепенно вымирающих при размере смертности в каждом возрасте таком, какой установлен для каждого из возрастов населения Англии и Уэльса в 1930-1932 гг. Спрашивается, сколько из них дожило бы до возраста 25 лет, 56 лет и т.д. Сколько умерло бы в возрасте между 20 и 30 годами? Каковы были бы шансы отдельного лица прожить от 40 до 45 лет? Какова могла бы быть средняя продолжительность жизни этих 100000 детей? Все эти сведения могут быть получены из приведенной таблицы. Основой таблицы является величина qx, обозначающая вероятность умереть между возрастом х и возрастом x+1, где х может обозначать любой год жизни.
Например, в 25 есть вероятность для лица, достигшего своего 25-го дня рождения, умереть, не достигнув 26-го дня рождения. В приведенной таблице эти вероятности для каждого года жизни исчислены на основании показателей смертности населения Англии и Уэльса в 1930-1932 г. Вероятность умереть представляет отношение числа тех, которые не пережили определенный год жизни, к числу тех, которые начали этот год жизни, т.е. gх=dх/lх
Заканчивая вычисление, получим сумму лет жизни, прожитых всем поколением в 100000 человек: (7186 * 0,5) + (1420 х 1,5) + (600 х 2,5) + ... + (2,1 х Ю2,5) + (1,0 х 103,5) + (0,5 х 104,5).
«Средняя продолжительность жизни» представляет среднюю величину числа прожитых лет, поэтому сумму делят на начальное число 100000 лиц; короче говоря, величина ех при рождении равняется сумме произведений всех величин dх * (х + 0,5), разделенной на 100000. В приведенной таблице ех равна для мужчин 58,74 годам.
Статья по теме
Столбец для доживших (1Х), можно рассматривать следующим образом. Дожившие до 1 года 92814 человек прожили полный год жизни между возрастом 0 и возрастом 1 год. Отсюда их «взнос» во всю сумму прожитых лет составляет 92814 лет. Недожившие до возраста 2 года, которых было 91394, прожили все второй полный год жизни - от 1 года до 2 лет. Следовательно, они добавляют еще 91394 полных лет жизни ко всем уже прожитым годам. Подобным же образом, дожившие до возраста 3 года, которых было 90794, добавляют эти числа лет ко всем ранее прожитым годам жизни.
Средняя продолжительность жизни диктует продолжительности жизни всего населения в целом. В различных социальных группах она может быть и выше, и ниже среднего значения, но общий рост этой величины положительно влияет на показатель продолжительности жизни каждой социальной группы.
О продолжительности жизни на примере истории.
Согласно первой книге Моисея (Ветхий Завет), первый человек Адам жил 930 лет, Ной - 950, Мафусил, согласно Библии, жил 969 лет. Современные теологи и ученые сомневаются в достоверности этих рекордов. Считают, что «годы» в древнебиблейском понимании соответствуют более короткому периоду (т.е. лунному месяцу), чем наш календарный год.
Если это верно, то при пересчете окажется, что Мафусаил не достиг даже видовой продолжительности, прожив меньше 80 лет. Для того далекого времени, конечно, казалось необычайно долгим сроком.
Двум другим библейским героям - Адаму и Ною - тоже приписывают тысячелетний срок жизни, что подвергается сомнению современными теологами и учёными. Ничего не говорится о том, сколько лет прожила Ева, а ведь продолжительность жизни женщин всегда была больше мужской. Библейские Сарра и Авраам родили Исаака, когда им было соответственно 90 и 100 лет. Все библейские мудрецы жили очень долго, если уж не 1000, то хотя бы 175, как Авраам, или как Моисей.
На самом деле в древние века продолжительность жизни была очень короткой. Высокая смертность - почти на уровне столь же высокой рождаемости. В итоге численность населения практически не росла, а, в отдельные периоды, значительно уменьшалась из-за эпидемий, стихийных бедствий или войн. Редкий человек доживал до старости, средняя продолжительность жизни составляла около 17 лет.
Рассмотрим правителей России как малую социальную группу, принимая во внимание продолжительность жизни лишь тех из них, кто умер естественной смертью. Это своеобразно показатель увеличения длительности жизни в историческом аспекте. Первые цари из династии Романовых прожили в XVII в. в среднем 41 год, их наследники в следующем веке - 46 лет, а в XIX в. средняя продолжительность жизни царствующих особ составила 52 года. Из всех Романовых только Екатерина II и Александр II праздновали собственное шестидесятилетие. Екатерина умерла в 67 лет, Александр был убит в 63 года. Среди соратников Сталина и Брежнева никто не ушел из жизни раньше 70 лет, некоторые (Молотов, Маленков, Каганович, Суслов, Микоян) даже стали долгожителями.
Парацельс считал, что люди могут жить до 600 лет, по мнению Гуфеланда (автора известной «Макробиотики»), Галлера и др. - 200 лет, по мнению Мечникова, Богомольца и др. - 120- 130 лет. Эти цифры значительно отличаются от продолжительности жизни реально живущих людей. Имеются случаи исключительности продолжительности жизни, резко выходящие за обычные ее пределы. По данным переписи 1959 г., в Советском Союзе было 21708 человек в возрасте 100 лет. Из них в возрасте 100-104 года - 12954 человека, 105-109 - 4111 человек, 110-114 - 1357 человек. 115-119 — 526 человек, 120 лет и старше - 578 человек. Кроме того, у 2182 человек свыше 100 лет не установлена точная дата рождения. Возраст свыше 100 лет обычно подвергается большому сомнению. По этому поводу существует известный одесский анекдот: нашли долгожителя в Одессе, который утверждал, что ему 157 лет и комиссия спрашивает, как это ему удалось (Что ел? Что пил? Как жил?).
Он твердит «Что раньше до революции в Одессе...»
Ему говорят «Что вы ели? Что пили?». Он опять свое. Опять спрашивают. Он говорит, что раньше до революции в Одессе был такой беспорядок, что ему в метриках лишних сто лет написали. А в горном ауле могли и не то написать.
Долголетие это, как правило, наследственное свойство. Об этом говорят и примеры, когда дети долгожителей тоже жили очень долго. Или такой пример: один из американских миллиардеров Генри Рокфеллер - основатель этой династии очень хотел дожить до 100 лет. Благо у него для этого было много возможностей. Он строго соблюдал правила личной гигиены, жил в изолированных комнатах, диету составляли лучшие диетологи мира, он ел и спал строго по часам. Окна и форточки у него никогда не открывались, посетители не допускались, чтобы никакая инфекция не попала и т.д. Несмотря на все это он не дожил до 100 лет два года. Видимо поздно взялся и, кроме того, наследственный фактор тоже играл не последнюю роль.
Знакомство с жизнью выдающихся людей, творивших до глубокой старости и живших долго без всяких эликсиров, говорит о том, что сохранение своих творческих способностей они обязаны правильному образу жизни, соблюдение элементарных гигиенических правил, выполнению любимой работы и систематическим занятиям физическим трудом. Известный химик Натаниэль Улье прожил 170 лет, совершил 25 кругосветных путешествий и собрал богатейший научный материал. Древнегреческий драматург Софокл, итальянский художник Тициан, Микеланджело и Коненков творили на 90-м году жизни, академик Неговский В.А. - основоположник реаниматологии, доживший до 94,5 лет, до последних дней активно занимался научной работой, участвовал в работе конгрессов и съездов. Репин в 86 лет, Айвазовский в 82 года, Гюго, Ныотон, Эдисон, Вольтер, Гёте, Шоу, Толстой, Мичурин, Павлов продолжали творить в возрасте 80-90 лет. В 102 года Е. Корзун настраивал музыкальные инструменты в Ленинградской Консерватории.
Антон Ван Левенгук (один из изобретателей микроскопа) в 91 год и до последнего дня работал с микроскопом, не потеряв ни остроту зрения, ни остроты восприятия, ни жажды познания.
Гёте создал бессмертного «Фауста» в 80 лет. До 90 лет работал над трудом «Космос» великий естествоиспытатель Гумбольдт. В этом же возрасте Верди написал блестящую комедию «Фальстаф». В 71 год Галилей открыл вращение Земли вокруг Солнца. Когда Микеланджело заканчивал скульптурную композицию в храме святого Петра в Риме, ему уже шел девятый десяток. Тициан лучшие свои работы создал после 80 лет. Дарвину было за 60, когда он написал книгу, которая потрясла научный мир, - «Происхождение человека». Список великих долгожителей можно продолжить такими именами, как Ньютон, Вольтер, Кант, Л. Толстой, Шоу, Менделеев, Ниолковский, Эйнштейн. Вот парадокс: люди изнуряют себя работой, а их организму, кажется, и сносу нет.
Продолжительность жизни в различных точках планеты.
В следующих таблицах даются сведения о странах с наивысшей и наинизшей средней продолжительностью жизни.
Страны с наинизшей средней
продолжительностью жизни
Гвинея
27,0
Верхняя Вольта
31,1
Чад
32,0
Ангола
33,5
Гвинея-Биссау
33,5
Центральноафриканская империя
34,5
Габон
35,0
Того
35,0
Бурунди
36,7
Нигерия
36,9
Страны с наивысшей средней продолжительностью жизни
Мужчины
Женщины
В среднем
Швеция
71,8
76,5
74,2
1 [идерланды
71,0
76,4
73,7
Исландия 170,8
76,2
73,5
Норвегия ] 71,0
76,0
73,5
Дания 170,6
75,4
73,0
Острова Ркжю 68,9
75,6
72,3
Канада 68,7
75,2
72,0
Франция 168,0
76,6
71,7
Япония
69,0
74,3
71,7
Великобритания
68,5
74,7
71,6
США
67,4
75,2
71,2
В настоящее время, по данным ООН, в масштабах всей планеты средняя продолжительность жизни составляет примерно 62 года (63 года у женщин и 60 лет у мужчин). Однако в целом ряде высокоразвитых стран продолжительность жизни людей достигла весьма внушительных пределов: в Великобритании у женщин -75,9 года, У мужчин - 69,9, в США - у женщин - 78,3, у мужчин - 71,5, в Австралии - 78,7 и 71,4 соответственно; в Финляндии - 78,5 и 70,2; во Франции - 80,3 и 72,0: в Японии - 80,7 и 74,8. Эти страны - своеобразные рекордсмены по продолжительности жизни.
О продолжительности жизни на Руси нет достоверных документальных свидетельств. Известно, что страшные эпидемии не обходили ее стороной. Огромное число людей уносили войны. Можно с полной уверенностью утверждать, что ни о каком особом долгожительстве в прошлом ни в России, ни в других странах говорить не приходится. Например, большой ущерб Уфимской губернии нанесли первая мировая и гражданская войны, частыми были эпидемии оспы, брюшного и сыпного тифа, холеры. Летом 1921 года вспыхнула эпидемия холеры и острых желудочно-кишечных заболеваний. По Малой Башкирии за лето холеpa распространилась в 257 селениях, и ею переболело более 25 тысяч жителей, из которых почти половина (46%) умерло. Кроме того, засуха, постигшая население Башкирии того же года и суровая зима 1921-1988 года унесли очень много человеческих жизней, достигнув рекордного в истории Башкирии, уровня - 49,2 человека на 1000 жителей.
В настоящее время демографическая особенность России - значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, причем такая диспропорция наиболее показательна для старших возрастных групп. До первой мировой войны в России наблюдалось практически равновесие в численности мужчин и женщин, перед второй - на 1000 мужчин приходилось 1087 женщин, после нее в отдельных регионах, на западе страны, соотношение было 1000 к 1500.
Статья по теме
Если в 1989 году СССР находился на 35 месте в мире по продолжительности жизни (на уровне развивающихся стран), то в 1992 году в России впервые в мирное время уровень смертности превысил показатель рождаемости. С 1993 по 2001 годы тенденция получила колоссальное ускорение и в Республике Башкортостан: за 9 лет смертность превысила рождаемость на 67 тысяч человек.
Таким образом, продолжительность жизни населения Земного шара в историческом аспекте, оказывается, имеет тенденцию к увеличению. Вопрос о существовании «видовых пределов» жизни животных и человека остается спорным. В последние четверть века в России и в РБ значительно снизилась средняя продолжительность жизни в результате снижения рождаемости и увеличения смертности в трудоспособном возрасте. Средняя продолжительность жизни, в основном, зависит от смертности, которая имеет различную структуру для мужчин и женщин. В большинстве возрастных групп смертность мужчин выше. На длительность жизни индивидуума и, в целом, всего населения России и планеты влияют социальные, экономические причины и обстоятельства, а также эпидемии, войны и прочие общественно-политические процессы.
Старение населения может привести к тому, что все общество будет состоять из пожилых людей. Если не будут включены естественные механизмы регуляции рождаемости, если не улучшится социальные и экономические условия жизни, то нас ждет постепенное вымирание.
При создании оптимальных социальных и экономических основ жизни человека можно оказаться в обществе, состоящем из пожилых умудренных опытом людей.
Как видно из этих таблиц, наибольшая средняя продолжительность жизни наблюдается в наиболее высокоразвитых странах, а наинизшая - в отсталых африканских странах.
На Кавказе десятки тысяч людей старше 80 лет. Среди них оказалось более 700 человек, перешагнувших столетний рубеж, что подтверждалось свидетельствами о рождении или записями в церковных книгах. Показания долгожителей, относящиеся к историческим событиям, датам рождения и свадьбы и др., тщательно перепроверялись.
Независимо от того, как долго живут отдельные люди на Кавказе, совершенно очевидно, что большее число людей живет там дольше, чем в других местах. В Дагестане с населением около 1 млн. человек из каждых 100,000 человек 70 оказываются достигшими 100 лет и старше. Стоит сравнить с США, где только 6 человек из 100000 достигают 100-летнего возраста или больше. На Кавказе, всё население которого равно населению Нью-Йорка (9,5 млн. человек), зарегистрировано 5000 столетних, тогда как в США с их неизмеримо большим населением (около 250 млн.) всего 13000! Такое же высокое соотношение наблюдается в Вилькабамбе, долине, где проживает около 1,000 человек, в 500 км к югу от Кито, столицы Эквадора. Как показала перепись 1940 г., 18% населения там было старше 65 лет; 9 человек предположительно достигли возраста 100-130 лет.
Сходная картина наблюдается и в Хунзе, долине длиной примерно 300 км в области хребта Каракорум системы Гималаев, на северо-востоке Пакистана. Там на население в 40,000 человек приходится шесть жителей старше 100 лет; многим 90 лет и более. Наибольшая продолжительность жизни - 150 лет, но, как полагает Бетти Ли Моралес, президент Американского общества по борьбе с раком, посетившая Хунзу, это, возможно, преувеличение. Вместе с тем она считает, что в нем нет особой надобности, так как там «умирают в среднем в 90 лет».
И если, перефразировать слова Марка Твена, когда он прочитал посвященный ему некролог, «сведения об их смерти сильно преувеличены» (мы имеем ввиду сведения о возрасте, в котором они умирают), факт остается фактом: жители Кавказа, Вилькабамбы и Хунзы живут очень долго и, что еще важнее, у них деятельная, бодрая старость. Как мы увидим в дальнейшем, их образ жизни отличается некоторыми особенностями, которые могут помочь и нам добиться физически активной жизни и достигнуть долголетия, превышающего средние цифры современной продолжительности их жизни.
По данным департамента здравоохранения, в США из каждых 100 родившихся живыми 6 человек умрут к 40 годам, еще 4 - к 50, и еще 9 - к 60. К 75 годам в живых остается лишь половина из сотни. После этого срока смерть берется за дело всерьез, так что к 85 годам из 100 останется только 10 и почти все умирают к 90 годам. В США столетний старец - редчайшее явление: на всю страну с населением 205 млн. человек только шестеро достигают 100 лет и переваливают через этот рубеж.
Даже в наше время принято считать, что естественная продолжительность жизни исчисляется 70-80 годами. Большинство людей и ученых считают, что прожить более 80 лет также неестественно, как умереть в расцвете сил. В России показатели среди мужчин: 58 лет по статистике, 52 года реально, среди женщин -71 год по статистике, реально же до 66 лет; в Японии 75,5 лет муж и 81,3 год женщины.
Современная наука о продолжительности жизни.
Современная наука доказала, что жить бесконечно нельзя, но добиться того, чтобы жизнь длилась столько, сколько указано природой, не только можно, но и необходимо. Наука активно вмешалась в процесс преждевременного старения и доказала, что борьба за долголетие должна начинаться с момента рождения и не прекращаться в течение всей жизни, особенно усиливаясь в пожилом возрасте.
Большинство ученых считает, что средняя продолжительность жизни человека должна достигать 125-150 лет, в действительности же она значительно меньше. Мы сами укорачиваем себе жизнь. Нервные перегрузки на работе и в семье, злоупотребление алкоголем, курение, сидячий образ жизни, переедание - все это сокращает жизнь. Римский философ Сенека сказал: «Наша жизнь не коротка, но мы делаем ее такою». Еще более конкретно выразился И.П. Павлов, когда в возрасте 86 лет писал, что мы «сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом».
Невольно вспоминаются слова известного русского ученого А.К. Третьякова: «Для человека, обидно, что его жизнь прекращается в 50 лет, что Моцарт и Рафаэль умирают, не достигнув возраста черепахи. Такие факты возмущают человеческое сознание».
В последнее время подтверждено статистически, что средняя биологическая продолжительность человеческой жизни равна 80 годам. Возможно, поэтому возраст 70-80 лет считается нормальным для человеческой жизни.
Однако вместо термина «естественная (нормальная) продолжительность жизни» сейчас употребляется два самостоятельных определения: 1. средняя продолжительность или ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 2. максимальная продолжительность жизни. Средняя продолжительность - правило, возраст, которого могут достигнуть большинство людей. Максимальная продолжительность - рекорд, возраст, которого достигает идеальный индивидуум.
За все исторические времена максимальная продолжительность жизни не изменилась, но значительно увеличилась средняя продолжительность жизни многих людей, т.к. с развитием человечества совершенствовался и человек, и совершенствовались приспособительные механизмы, облегчающие его жизнь (горячая пища, жилище, медицина и т.п.).
Долголетие - одно из таинств живой природы вообще и природы человека в частности.