Жившие в эпоху среднего палеолита неандертальцы умели добывать огонь. Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Палеолит - овладение огнем. Жившие в эпоху среднего палеолита неандертальцы умели добывать огонь


Палеолит - овладение огнем. Первобытная эпоха человечества

Похожие главы из других работ:

Археологические находки на территории Сибири

1.1 Палеолит на Алтае

В Солонешском районе Алтайского края был исследован замечательный археологический памятник Денисовой пещеры...

Зарождение экономики

2.1 Эпоха палеолит

Самый длительный период -- палеолит (3 млн -- 12 тыс. лет до н.э.). Первыми формами хозяйственной деятельности человека были охота, рыболовство и собирательство. Археологические находки позволяют судить о приемах и объектах охоты...

История первобытнообщинного хозяйства

1.1 Эпоха палеолит

Самый длительный период -- палеолит (3 млн -- 12 тыс. лет до н.э.). Первыми формами хозяйственной деятельности человека были охота, рыболовство и собирательство. Археологические находки позволяют судить о приемах и объектах охоты...

Первобытная эпоха человечества

1.1 Палеолит

Выделяются ранняя, средняя и поздняя стадии палеолита. В раннем палеолите, в свою очередь, выделяют первичную, шелльскую11 Шелльская культура - около 600-400 тыс. лет назад названа так по находкам близ г. Шелль (Франция)...

Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири

Палеолит на территории восточной европы

Древнейшее прошлое человечества сохранило крайне мало свидетельств, по которым можно судить о нем. Реконструируется оно в самых общих чертах, прежде всего на основании археологических данных...

Стоянки Древнего Казахстана

1. Древнейший каменный век (палеолит)

На территории Казахстана эта эпоха имеет свои памятники материальной культуры. Кремневые орудия древнего человека найдены у поселка Конырдек и на стоянках Борыказган и Танирказган на склонах хребта Каратау...

Эволюция техники и технологии в жизнедеятельности первобытного человека

1.1 Древнекаменный век - Палеолит

Палеолимт (греч. рблбйьт - древний и греч. лЯипт - камень) (древнекаменный век) - первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2...

hist.bobrodobro.ru

Мастерство рук. Удивительная археология

Мастерство рук

Впервые человек начал изготавливать орудия труда из камня, дерева и кости в период раннего (нижнего) палеолита, который длился с 700 до 40 тысячелетия до н. э. Этот период представлен четырьмя археологическими культурами: дошелльской, шелльской (по названию города Шелль, во Франции), ашельской (от Сент-Ашель в предместье города Амьена), мустьерской (по названию пещеры Ле Мустье).

В дошелльский период в качестве орудий труда и оружия человек использовал случайно подобранные палки и камни с острыми краями. Но постепенно он научился обрабатывать их, придавая нужную форму. Невозможно дать оценку деревянным орудиям древних людей по той причине, что они просто не сохранились до наших дней. Достаточно сложно также отличить камни, расколотые силами природы, от тех, что специально разбивал древний человек для получения острого края. Но отрицать существование таких примитивных орудий труда также нельзя.

На территории Азии и Африки неоднократно находили примитивные каменные орудия, несомненно обработанные рукой человека. Например, на территории Пакистана были найдены обработанные с одной стороны грубые галечные орудия и массивные отщепы. В Китае, в районе Пекина, рядом с костями животных были обнаружены примитивные орудия из отбитой с двух сторон гальки. На территории Африки в Марокко, Кении, Уганде, Танганьике были найдены галечные орудия миндалевидной формы, обработанные с одной стороны. Подобные орудия находили и на территории Европы.

В шелльский период на территории Франции, у селения Шелль, были найдены ручные рубила, изготовленные с помощью определенной техники обработки камня – путем оббивки куска кремня вторым камнем (отбойником). В результате получался неровный зигзагообразный край.

Сама форма рубила обычно зависела от природной формы камня. При этом на верхней части имелась «пятка» для захвата и упора ладони. Весили такие рубила около 1 килограмма, длина их составляла 20 сантиметров.

Рубила служили человеку шелльского периода для выполнения самых разных работ, при которых требовалось острое лезвие. Этим орудием резали, рубили, копали. Им же наносили удары при охоте на животных. Кроме того, человек использовал отщепы, образовавшиеся в результате откалывания от исходного камня. Они применялись для разделывания добычи, срезания съедобных растений, изготовления орудий из дерева и кости и т. п. Отщепы заменяли человеку когти и клыки.

Рубило

По распространению шелльских орудий можно сделать вывод о местах проживания человека в тот период времени. Шелльские орудия были обнаружены в Индии, Пакистане, на острове Цейлон, в Кашмире и на острове Ява. Аналогичные орудия были найдены в Испании, на территории Кавказа и Закавказья. Множество находок было сделано в Северной Африке. Там же, в Алжире, в 1934 году были обнаружены и останки людей шелльской эпохи.

По мнению ученых, люди в тот период вели кочевой образ жизни, перемещаясь по берегам рек и озер небольшими группами. В качестве укрытия они использовали большие деревья и кусты. Иногда люди сооружали временные навесы из ветвей и листьев. Одежды они либо не носили совсем, либо использовали накидки из шкур животных.

В шелльский период человек, видимо, еще не умел добывать огонь и мог лишь поддерживать огонь, случайно полученный при природном пожаре. Источником пищи для шелльского человека служило собирание растительной пищи и охота на мелких животных. Иногда им удавалось убивать и крупных животных. Но это, как правило, случалось редко и было сопряжено с большой опасностью, так как подходящего для охоты на крупного зверя оружия у людей еще не было. Чаще всего им удавалось нападать на детенышей либо больных и ослабленных животных.

Следующим периодом в развитии способов обработки камня стал ашельский. Орудия этого времени имели более правильную форму и, как правило, были полностью обработаны сколами по всей поверхности. Это уже свидетельствует об определенном умении и знании свойств камня. Человек не просто наносил сильные удары, он уже мог скалывать тонкие и плоские отщепы заданной величины. Поэтому в отличие от шелльских орудий, лезвие которых было зигзагообразным, ашельские отличаются прямым и острым лезвием. Кроме того, ашельские орудия немного меньше по весу.

В ашельский период произошли изменения и в образе жизни людей. Они стали переходить от кочевого к оседлому образу жизни, о чем свидетельствует появление охотничьих лагерей и относительно постоянных поселений.

Например, известно древнее поселение в Торральбе в Испании, располагавшееся на высоте 112 метров на берегу озера. К этому озеру на водопой приходили различные животные: слоны, олени, носороги, быки, лошади. Там их обычно подстерегали люди. На этой стоянке обнаружено множество костей вышеназванных животных, в том числе череп слона с бивнями длиной около 3 метров. Там же были найдены каменные рубила и небольшие изделия, изготовленные из отщепов.

Переход к оседлому образу жизни вынудил человека искать более постоянные природные укрытия, которые могли бы защитить от непогоды и диких зверей. Такими укрытиями для древнего человека стали пещеры и гроты. Целые пещерные поселения были обнаружены в северной части Палестины, к юго-востоку от Иерусалима, на побережье Средиземного моря, в районе Монако.

Пещера Эт-Табун на севере Палестины служила убежищем людям на протяжении нескольких тысячелетий. В ее ашельском слое было обнаружено 50 тысяч различных изделий, из них 8 тысяч ручных рубил. Кроме того, в ней были найдены следы очагов. В этот период в жизни древнего человека важную роль стал играть огонь. Он служил не только для обогрева жилища, но и для защиты от хищных зверей. Люди, вероятно, начали готовить пищу на огне, что делало ее более усваиваемой и проводило еще одну грань, отделявшую человека от животного мира.

Мустьерская культура относится к позднейшей культуре раннего палеолита. Ее представляют неандертальцы.

Неандертальцы, пожалуй, – самые загадочные из всех древних людей. Они жили в эпоху среднего палеолита приблизительно 200–35 тысяч лет назад. Неандертальцы умели многое: высекать и поддерживать огонь, охотиться на крупных животных; они первыми из всех древнейших людей стали регулярно хоронить мертвых и заботиться о стариках и инвалидах. У них существовали зачатки религии и искусства.

В 1856 году в Германии, в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа, были обнаружены фрагменты скелета древнего человека.

Рабочие, очищая небольшой грот в каменоломне, неожиданно увидели в глине кости и череп. Разумеется, никто не запомнил, на какой глубине они располагались. Хозяин каменоломни Беккерсгорф принял кости за останки пещерного медведя и отнес их учителю Фульротту, который являлся председателем естественно-исторического общества Эльберфельда. Произведя предварительный осмотр, учитель Фульротт сделал вывод о том, что останки принадлежат человеку. Но далеко не сразу в неандертальце признали древнего человека.

Серьезные ученые авторитетно заявляли, что это вовсе не древний, а вполне современный человек. А все его особенности – такие, как массивные надбровные дуги, низкий лоб, сплюснутый череп, – результат уродства, либо врожденного, либо приобретенного в результате сифилиса или алкоголизма. В результате о неандертальце забыли на 30 лет. Лишь в 1886 году в пещере Спи в Бельгии были обнаружены сразу два скелета неандертальца. Рядом были найдены каменные орудия и кости вымерших животных. Все это подтверждало, что неандерталец не современный урод, а древний человек.

В отличие от кроманьонцев, сформировавшихся в Африке и оттуда расселившихся по территории Европы, неандертальцы изначально обитали преимущественно на территории Европы. Больше всего останков неандертальцев было обнаружено во Франции. Также они были найдены и на территории Азии и Африки, но в меньшем количестве. Свое название эти палеоантропы получили по месту первой находки, сделанной в 1856 году в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа в Германии.

Всего в Европе было обнаружено около 200 особей неандертальского человека. Ученые предполагают, что они жили в эпоху раннего палеолита приблизительно 70–35 тысячелетий назад. Во время последнего обледенения часть неандертальцев начала переселяться в Северную Африку и Переднюю Азию.

Неандертальцы в основном жили в предледниковый и ледниковый периоды, и, следовательно, их физический тип складывался в условиях сурового климата. Поэтому у них можно обнаружить некоторые общие черты с представителями современных арктических типов.

Неандерталец

Неандертальцы отличались небольшим ростом (рост мужчин в среднем не превышал 160–165 сантиметров), имели плотное телосложение, массивный скелет и крупную грудную клетку. Туловище было коротким, изгибы позвоночника выражены слабо. У них был достаточно крупный мозг, достигавший 1400–1600 кубических сантиметров, вытянутый затылок и сильно покатый лоб, развитые надбровные дуги, образующие надбровный валик. Подбородочный выступ у неандертальцев отсутствовал.

Кости черепа были толстые и тяжелые. Ученые предполагают, что неандертальцы появлялись на свет более зрелыми и развивались быстрее людей современного типа. У них были длинные конечности, широкие лапообразные руки с короткими пальцами и уплотненными суставами.

По мнению ученых, у неандертальцев была небольшая продолжительность жизни, укороченный репродуктивный период и высокая детская смертность. При изучении мозга неандертальцев ученые обратили внимание на то, что у них наблюдается развитие центров, отвечающих за высшую психическую деятельность. Например, увеличены лобная и теменная доли. Попытки ученых по остаткам скелета реконструировать мозг неандертальцев позволили выявить ряд особенностей, дающих основания утверждать, что они были достаточно агрессивными и вспыльчивыми.

При этом неандертальцы были первыми из древних людей, у которых зафиксированы достаточно развитые социальные отношения. При изучении их останков ученые обнаружили фрагменты скелета пожилого по меркам того времени мужчины-инвалида, который не смог бы дожить до своих лет, если бы не забота со стороны сородичей. Это означает, что неандертальцы уже не бросали своих старых и больных сородичей на произвол судьбы, как это было у их предков. Они заботились о них, делились добытой пищей, позволяя им выживать и не умирать от голода.

О развитии социального самосознания и появлении зачатков религии у неандертальцев свидетельствует также возникновение обряда захоронения умерших родственников. Учеными было обнаружено более 20 скелетов неандертальцев, которые подтверждают преднамеренное захоронение. Местом захоронения обычно служили жилые пещеры, но известны захоронения и вне пещер. Тело с подогнутыми ногами и согнутыми в локтях руками (поза эмбриона) помещалось либо в готовое углубление, либо в специально вырытую яму.

Сам факт захоронения покойников свидетельствует о достаточно высоком уровне мышления и сознания неандертальцев, выразившемся в формировании нового отношения к умершим.

Еще одной особенностью неандертальцев, резко отличавшей их от предшествовавших им древних людей, было то, что они научились добывать огонь. Предки неандертальцев уже были знакомы с огнем и использовали его для обогрева и защиты от диких животных, но добывать сами еще не умели. Они пользовались огнем, вспыхнувшим стихийно в результате природных катастроф и пожаров. Его бережно сохраняли и при перемещении горящие угли переносили с собой. Гибель огня означала гибель всей группы людей. Но постепенно они заметили, что при ударе камня о камень высекаются искры, а при трении выделяется тепло. Точно неизвестно, когда именно люди научились самостоятельно добывать огонь. Но очевидно, что неандертальцам это умение было уже известно.

Неандертальцы стали создателями новой, достаточно высокоразвитой археологической культуры, названной мустьерской, по названию пещеры во Франции – Лe-Myстье, где была найдена стоянка неандертальцев. Мустьерская культура распространилась не только в тех районах, где ранее существовала шелльская и ашельская, но и там, где ранее людей не было. Это свидетельствует о том, что неандертальцы, несмотря на наступление ледников, смогли заселить более значительную территорию. Для неандертальцев мустьерского периода характерны два вида орудий: остроконечники и скребла, которые изготавливались из овальных и треугольных пластин с помощью скола специальным камнем-отбойником от основного камня. Затем полученные таким образом пластины обрабатывали появившейся именно в мустьерский период контрударной ретушью. Для этого отколотую пластину клали на каменную наковальню и ударяли по нижней части деревянной колотушкой, тем самым отбивая от нее мелкие пластинки.

Сами орудия стали более удобными и более разнообразными по форме. Треугольные остроконечники, обработанные с двух сторон, использовались в качестве различного рода колюще-режущих орудий. Их могли использовать как самостоятельно, так и прикреплять к деревянному древку. Ученые полагают, что остроконечник был преимущественно мужским орудием и использовался для охоты на животных, обработки дерева, а скребло являлось больше женским орудием и служило для снятия и обработки шкур животных. В мустьерский период появился еще и скобель, внешне напоминавший скребло, но в отличие от последнего имевший выемку на рабочем крае. Оно использовалось также для обработки шкур и кожи.

Основным материалом для изготовления орудий служил кремень. Он был широко распространен и обладал необходимой твердостью. Кроме того, орудия делали из кости и дерева. Несмотря на то, что орудия неандертальцев были гораздо совершеннее тех, что изготавливали их предшественники шелльского и ашельского периодов, они все же еще не умели изменять естественную природную форму камня. Поэтому их орудия, по сути, являлись обработанными осколками камня.

Как и их предшественники, синантропы, неандертальцы были всеядны и употребляли как растительную, так и животную пищу. Ранее в рационе древнего человека преобладала растительная пища, и основным способом добычи пропитания было собирательство съедобных кореньев, плодов, грибов и личинок насекомых, а также ловля мелких животных. Теперь основным способом добычи становится охота на крупных животных, собирательство же уходит на второй план.

Это связано в первую очередь с изменением климатических условий. Резкое похолодание и последующее оледенение сократило возможности собирательства и повысило значение охоты, дававшей людям мясо, жир, кости и шкуры для одежды. При этом обращает на себя внимание тот факт, что неандертальские охотники специализировались в основном на тех животных, которые имели наибольшее распространение в данной местности. Например, на Северном Кавказе, на Ильской стоянке, среди костей найденных животных преобладают кости зубра, они составляют 60 % всех обнаруженных там костей. Неандертальцы, проживавшие в Альпийских горах, охотились в основном на пещерного медведя, а те, что жили в гроте Тешик-Таш, в Юго-Западном Узбекистане, – преимущественно на горных козлов. Об этом свидетельствует обилие костей и черепов этих животных, обнаруженных при раскопках.

Охота на крупных стадных животных осуществлялась, по всей видимости, загоном. Первоначально она носила неорганизованный характер. Зверей, как правило, гнали к обрывам, с которых они падали вниз, разбивались или калечились. Такая охота была достаточно опасной и далеко не всегда удачной. Поэтому продолжало сохранять свое значение собирательство растительной пищи. Случался в то время и голод, что порой приводило к людоедству. Причем жертвами становились в первую очередь дети, а также старики и инвалиды. Учеными были найдены кости неандертальцев со следами каннибализма.

Вопрос о том, внесли ли неандертальцы свой вклад в формирование человека современного физического типа, остается открытым до сих пор и продолжает вызывать споры среди ученых. В науке существует три точки зрения на этот счет.

Первая точка зрения, долгое время господствовавшая среди советских ученых, состоит в том, что неандертальцы были непосредственными предшественниками и предками кроманьонцев. Сторонники этой теории отмечали, что останки кроманьонцев (людей современного типа) никогда не залегают в более древних слоях, чем останки неандертальцев. Ученые также обращали внимание на тот факт, что по своему внешнему облику неандертальцы являются более совершенными, чем синантропы, но более архаичными, чем кроманьонцы, отсюда делался вывод о том, что они представляют собой промежуточное звено между теми и другими. Подтверждением своей теории ученые считали находку, сделанную в Палестине, в пещере Эс-Схул, на горе Кармел.

Найденные там останки древних людей сочетают в себе черты как неандертальца, так и современного человека. У палестинских древних людей более высокий череп и менее наклонный лоб. Кроме того, их отличительной особенностью является ярко выраженный подбородочный выступ. О закономерности неандертальской фазы развития человечества, по мнению этих ученых, свидетельствует и развитие материальной культуры. Сравнивая археологическую культуру неандертальцев и кроманьонцев, они говорят о том, что верхнепалеолитическая культура кроманьонцев выросла из мустьерской культуры неандертальцев.

Вторая точка зрения, в основном господствовавшая на Западе, а затем получившая признание и среди отечественных исследователей, состоит в том, что неандертальцы, будучи закономерным этапом на пути человеческой истории, тем не менее не являлись прямыми предками человека современного типа. Они представляли собой самостоятельный вид, ставший тупиковой ветвью на древе эволюции, который достиг определенного расцвета, а затем вымер, не оставив потомков и не внеся никакого вклада в формирование человека современного типа.

Аргументы сторонников этой теории сводятся в первую очередь к анализу останков самих неандертальцев. Они обращают внимание на то, что в истории развития неандертальцев есть множество фактов, которые не позволяют считать их непосредственными предками кроманьонцев. В частности, ученые отмечают странную вещь: неандертальцы более позднего периода оказываются менее развитыми, чем их более ранние предшественники. И эти поздние звероподобные неандертальцы никак не могли быть предками человека современного типа. Более того, на каком-то этапе поздние неандертальцы и кроманьонцы существовали параллельно, пока неандертальцы не исчезли окончательно и их стоянки не были заняты кроманьонцами.

Все это наталкивает сторонников этой теории на вывод, что неандертальцы отделились от общего с кроманьонцами предка, расселились по территории Европы и прошли свой самостоятельный путь развития, на котором, достигнув определенного пика, стали откатываться назад, возвращаясь в звероподобное состояние.

В это время на территории Африки шел процесс дальнейшего развития тех древних людей, от которых впоследствии произошли кроманьонцы. Они оказались более удачливыми в своей эволюции и, начав расселяться на более обширных территориях, заменили или истребили вымирающих неандертальцев, проигравших им в этом соперничестве. Правда, сторонники данной теории не могут пока точно сказать, в чем же были преимущества этих древних людей по сравнению с неандертальцами, позволившие именно им выстоять в процессе эволюции. Но, так или иначе, сейчас в науке господствующей является точка зрения о том, что неандертальцы были самостоятельным биологическим видом и не являлись предками «человека разумного». Важную роль в решении этого вопроса играют новейшие исследования структуры ДНК неандертальца, которые начали проводиться в 1990-х годах, и сравнение их с генетическим материалом современного человека.

Сторонники третьей точки зрения пытаются предложить некий промежуточный вариант. Не признавая неандертальцев непосредственными предками кроманьонцев, они допускают возможность их участия в формировании человека современного типа. Так как на протяжении определенного времени неандертальцы и кроманьонцы жили параллельно, эти ученые считают возможным их скрещивание и появление плодовитого потомства. В частности, американские ученые, изучавшие останки древнего человека, обнаруженные на территории Румынии, пришли к выводу, что они являются гибридами, появившимися в результате смешения популяций двух близко-родственных видов. Затем эти ученые провели более детальное исследование, сравнив между собой черепа неандертальцев, кроманьонцев, расселявшихся из Африки, и появившихся затем людей верхнего палеолита, и пришли к выводу, что современные европейцы имеют в своем генотипе неандертальский след. Результатом такого межвидового скрещивания сторонники этой теории считают и упомянутые ранее останки древнего человека, обнаруженные в Палестине, в пещере Эс-Схул. Таким образом, эта точка зрения также имеет своих сторонников, приводящих весомые аргументы.

Окончательно разрешить вопрос о том, внесли ли неандертальцы свой вклад в формирование человека современного типа, может лишь генетическое исследование и расшифровка кода ДНК. В данный момент работа в этом направлении ведется, и возможно, что скоро мы сможем с полной уверенностью сказать, были ли неандертальцы в числе наших предков.

По мнению ученых, около 40 тысяч лет назад в эпоху верхнего (позднего) палеолита по территории Европы стали расселяться люди, которые по своему физическому типу уже практически не отличались от современных. Их относят к виду Homo sapiens («человек разумный») и называют кроманьонцами по гроту Кро-Маньон (Cro-Magnon) во Франции, где в 1868 году впервые были обнаружены останки этого человека: пять скелетов людей и, кроме того, орудия периода верхнего (позднего палеолита). Впоследствии останки кроманьонцев находили по всему свету. По мнению ученых, предки кроманьонцев проникли в Европу и на Ближний Восток приблизительно 100 тысяч лет назад, во время последнего оледенения.

Кроманьонцы практически не отличались от современного человека: высокий рост (180–190 сантиметров), вытянутые пропорции тела, высокий череп, прямой лоб, узкий нос, выступающий подбородок.

У кроманьонцев был крупный мозг (1800 кубических сантиметров), по строению близкий к мозгу современного человека. Руки могли выполнять самые различные операции, в том числе и весьма сложные.

Кроманьонец (по М. Герасимову)

Кроманьонцы создали высокоразвитую археологическую культуру. В эпоху верхнего палеолита совершенствуются способы обработки камня, появляется множество новых, разнообразных по форме и назначению орудий труда. Люди осваивают новую технику их изготовления и отделки. Если раньше человек просто скалывал отщепы с округлого камня, то теперь он более свободно моделирует размер и форму изготавливаемых орудий. Иным стало и направление ударов. Если раньше они наносились наискось или наклонно, то теперь – строго вертикально. Это значительно увеличило количество всевозможных мелких орудий.

Всего учеными изучено более 100 различных каменных и костяных орудий, относящихся к эпохе верхнего палеолита. В своей деятельности кроманьонцы использовали резцы, ножи, скребки, тесла, наконечники стрел, копий и дротиков, копьеметалки и т. п. Но основными орудиями кроманьонцев были резец и скребок. Резцом обрабатывали твердые материалы – кости и рога, скребком более мягкие – кожу и дерево.

Каменный наконечник с «ножкой»

Для удобства к некоторым орудиям стали привязывать рукоять. Кроме того, у кроманьонцев появляется копьеметалка – примитивный механизм в виде стержня с крючком на конце, увеличивающий силу удара и дальность полета копья и дротика. Выпущенное с помощью этого механизма копье могло пролететь 137 метров. В этот период оно было основным оружием охотников.

Основным источником пищи для кроманьонцев по-прежнему оставались охота и собирательство. Кроме того, они активно начинают заниматься рыболовством. Об этом свидетельствует обилие рыбных костей на стоянках кроманьонцев.

Для ловли рыбы используются сети, примитивные прототипы рыболовных крючков в виде заостренных с двух сторон коротких стержней. Но основным инструментом, используемым для добычи рыбы, являлся гарпун. Им первобытные люди метко поражали плавающую рыбу. Исследователи находят не только множество самих гарпунов, но и их изображений.

Что касается более традиционных занятий – таких, как охота и собирательство, то их соотношение в различных областях проживания было неодинаковым и зависело от климата и природных условий. В более теплых регионах преобладало собирательство, в более суровых – охота.

Известно, что кроманьонцы усовершенствовали и способы загонной охоты. Теперь они гнали зверя не только к обрывам и болотам, но и к специально выкопанным ямам. Во время охоты для запугивания животных активно использовался огонь. А на кого же охотились эти сообразительные люди?

Основной добычей для древних людей того периода, проживавших в Европе, были мамонты, носороги, северные олени, дикие лошади. Кроманьонцы, жившие в Средиземноморье, а также в азиатском и африканском регионах, охотились на косуль, газелей, горных козлов, леопардов и других хищников. Важную роль в жизни людей эпохи верхнего палеолита играла охота на мелких животных и птиц – уток, гусей, куропаток. Повсеместно использовались различные западни, ловушки, силки и сети.

В этот период у людей появилась возможность заготавливать мясо впрок. Его хранили в сушеном, вяленом и мороженом виде в специальных ямах-кладовках, жир и сало – в пузырях и мешках из шкур животных. Жили кроманьонцы, также как и неандертальцы, в пещерах, нередко занимая их же стоянки, но могли строить и наземные жилища из камня и шкур, рыть землянки. Иногда они сооружали целые поселки. Кроманьонцы были первыми из древних людей, которые научились шить одежду и пытались ее украшать.

Кроманьонцы оставили после себя множество образцов первобытного искусства. Многоцветные изображения на стенах пещер свидетельствуют не только об их знании повадок животных и наблюдательности, но и развитом чувстве прекрасного. Первые образцы палеолитического искусства были найдены в 40-х годах XIX века в пещере Ля-Мадлен, во Франции. Это было изображение мамонта – животного, которое давало людям не только пищу, но и топливо, шкуру и кость. Во второй половине XIX века, в 1875 году, в Испании были обнаружены пещерные росписи, сделанные рукой древнего человека.

Но наиболее ярким образцом искусства древнего человека является пещера Ласко во Франции, возле местечка Монтиньяк, которую называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Здесь можно увидеть множество многоцветных фигур различных животных, нарисованных почти в натуральную величину: бизонов, носорогов, быков, диких лошадей, оленей, козлов и т. д.

Лучники и стадо.

Роспись пещеры Кастильон (Испания)

Внизу: лошадь. Роспись пещеры Ласко (Франция)

Эта находка имеет интересную историю.

В 1940 году французские школьники решили поиграть в археологов и отыскать вход в подземелье, ведущее в старинный, средневековый замок. Обнаружив на месте поваленного дерева дыру, любознательные мальчишки забрались в нее и увидели еще одно отверстие – меньшего размера. Брошенный вниз камень определил большую глубину. Но ребята увеличили отверстие и забрались внутрь, зажгли фонарик.

И тут взору изумленных школьников предстали изображения огромных зверей. Придя в себя от изумления, они догадались, что неожиданно, случайно обнаружили пещеру древних людей, и поспешили сообщить о находке своему учителю.

Учитель сначала не поверил рассказу детей, но согласился лично осмотреть пещеру и, разумеется, был поражен тем, что там увидел.

Почти сразу счастливые школьники устроили возле пещеры лагерь, чтобы уберечь ее от нахлынувших толп любопытных.

Первоначально высказывались сомнения в подлинности пещерных изображений. Но проведенная научная экспертиза полностью опровергла предположения о подделке и подтвердила, что изображения были сделаны рукой древнего человека.

Особенность изображений, найденных в пещере Ласко, состоит также в том, что здесь можно увидеть не просто отдельные фигуры животных, а попытку передать сложную сюжетную сцену. Перед зрителем предстает раненый бизон с выпавшими наружу внутренностями и рядом с ним убитый человек. А в отдалении видна фигура носорога, который, возможно, и стал причиной гибели человека. При этом изображение человека дано схематично и напоминает детские рисунки, а звери выписаны с анатомической точностью.

Помимо настенной живописи, кроманьонцы умели делать гравировку на камне и лепить небольшие глиняные скульптуры. Среди статуэток верхнепалеолитического периода преобладают фигурки обнаженных женщин с пышными формами, что, по мнению исследователей, является одним из свидетельств существования в древнем обществе матриархата.

Наличие этих изображений позволяет делать выводы о существовании у древних людей религиозных представлений и обрядов. Кроме того, они дают дополнительные сведения о быте древних людей, в частности об одежде. Например, часть статуэток, найденных в Сибири, изображает женщин в одежде, напоминающей плотно облегающий меховой костюм. Ученые считают, что внутри жилища люди ходили полуобнаженными. И лишь выходя наружу, надевали одежду из шкур.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что кроманьонцы были разумными предками человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита — Мегаобучалка

 

Эпоха среднего палеолита началась примерно 100 тыс. лет назад, а эпоха позднего палеолита — примерно 40 тыс. лет назад. Завершилась эпоха позднего палеолита в XII тыс. до н. э.

Возникновение человека современного типа

Средний палеолит открывается событием исключительной важности для всей мировой истории — на Земле возник «человек разумный», Homo sapiens. Это произошло в Северной Африке или Передней Азии. Биологи, изучая гены живущих сейчас людей в разных регионах мира, относящихся к разным народам и даже расам, установили, что все люди ведут свое происхождение от одного общего корня — первой на Земле пары людей современного типа, «Евы» и «Ацама». Версии о причинах появления «Евы» и «Адама» высказываются самые разные и часто невероятные — от влияния радиации до вмешательства пришельцев; ни одна из гипотез не доказана. Однако внешние характеристики этого события учеными изучены довольно подробно.

Кроманьонский человек (так принято называть первых людей современного типа по методу первой находки их останков в гроте Кро-Маньон во Франции) существенно отличался от неандертальца. Средний рост мужчины-кроманьонца составлял 180 см, кости его были намного тоньше, чем у его предшественников, физически кроманьонц был слабее мощного и выносливого неандертальца. Зато усовершенствовалось строение черепа: увеличилась высота черепной коробки, выпрямилась лобная кость, появился подбородочный выступ. Объем мозга кроманьонца, как и современных людей, составлял около 1400 — 1500 см3. В современной толпе кроманьонец ничем бы особенным не выделялся, и даже узоры папилярных линий у него на пальцах были такими же, как у нас. Мозговые извилины у первых разумных людей были развиты в той же мере, что и у жителей Земли конца XX в. Кроманьонцы стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью.

Хозяйство среднего палеолита

Речь сильно повлияла на повседневный быт кроманьонцев, позволяя добиться лучшей организации труда и взаимопонимания. Это существенно ускорило темпы развития человеческого общества. С этого времени скорость изменений в жизни людей будет постоянно нарастать — это было заложено в самой природе человека разумного. Важнейшими факторами явились способность разума познавать мир и желание усовершенствовать его.

Крупнейшим открытием кроманьонцев, сделанном в самом начале среднего палеолита, стало искусственное добывание огня. Огонь добывался трением двух кусков древесины или высеканием искры из кремня. Овладение огнем окончательно выделило человека из животного мира и означало поворот в хозяйственной жизни.

Начинает совершенствоваться каменная техника, в частности, появляется довольно сложная техника ретуши; орудия труда становятся более четкими и дифференцированными.

Итак, в период среднего палеолита на земле параллельно существовали два вида людей — тупиковый, представленный неандертальцами, и перспективный, представленный кроманьонцами; по всей видимости, они взаимно истребляли и скрещивались друг с другом. Постепенно потомки «Евы» и «Адама» вытесняют своих предшественников. Эра неандертальцев близилась к завершению — в конце среднего палеолита их костры погасли.

 

Обработка камня в конце каменного века

Народонаселение позднего палеолита

40 тыс. лет до н. э. на Земле обитали уже одни люди современного типа. Общая плотность населения тогда была еще очень невелика и составляла примерно 0,1 человека на 1 км2. И хотя к этому времени человек заселил уже большую часть земной суши, вся численность населения мира вряд ли превышала 2 — 4 млн. человек.

Рост народонаселения резко ограничивали полная опасностей жизнь и тяжелый повседневный труд. Длительные голодовки приводили к высокой смертности среди детей и стариков. Ранние браки девочек становились частой причиной бесплодия, и обычным было безбрачие части молодых мужчин из-за многоженства стариков. Наконец, существовала практика сознательного ограничения рождаемости, когда интервал между рождениями составлял не менее трех лет. Если дети рождались чаще, их убивали. Нередко убивали также одного из близнецов.

Матриархат

В позднем палеолите уже сложился первобытно-общинный строй, и люди жили родовыми общинами. Это был период существования материнской родовой общины, или матриархата. Специфика матриархата, однако, заключалась не в том, что во главе рода стояли женщины, как еще недавно полагали ученые, а в том, что в условиях группового брака, характерного для этого периода, счет родства можно было вести только по женской линии. Таким образом, материнский род — это группа родственников, связанных общим происхождением по женской линии, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.

Что же касается реальной власти в общине, то она принадлежала старейшинам — мужчинам 40—50 лет и основывалась на их опыте, силе и интеллектуальном и эмоциональном превосходстве. Формально их власть, конечно, не опиралась на законы — их еще просто не было, но фактически редко случалось, чтобы к советам вождей не прислушивались, а их приказы не выполнялись.

В период позднего палеолита уже существуют первые в истории человечества общественные запреты. Одним из самых ранних был запрет на браки внутри рода — экзагамия, сначала между родителями и детьми, а потом между ближайшими братьями и сестрами. Нарушение этого запрета каралось исключительно жестко.

Более четкой становится социальная организация общины, в которой выделяются группы взрослых мужчин, женщин и детей. На стоянках во время кочевий мужчины и женщины располагались поодаль, и контакты между ними ограничивались. Переход из детской во взрослые группы не был простым и сопровождался специальными обрядами — инициациями, как правило, мучительными и опасными, особенно для мальчиков.

Хозяйственная деятельность

Тип хозяйства в эпоху позднего палеолита определяют как простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей.

Основными сферами хозяйственной деятельности, как и раньше, остаются охота, рыболовство и собирательство, эффективность которых существенно возрастает благодаря лучшей организации труда и использованию более совершенных орудий. Так, на охоте стало применяться новое охотничье снаряжение — копьеметалка. Это было первое в истории человечества механическое приспособление для метания камней и дротиков, намного увеличившее дальность и точность полета. Охотники все шире использовали ловчие ямы, сети, изгороди и механические западни. Рыболовство все чаще осуществлялось при помощи гарпунов, рыболовных крючков, сетей. Занимаясь собирательством, люди помогали себе специальными мотыжками, сделанными из дерева и камня.

Возросший уровень каменной техники позволил резко расширить ассортимент изготовляемых орудий; впервые появились кремневые орудия, края которых в принципе оформлены так же, как и у современных стальных резцов. Люди стали делать также и каменные зернотерки и песты для растирания орехов и кореньев.

Труд как простая кооперация

Труд в позднем палеолите был простой кооперацией т. е. сотрудничеством без развитых форм общественного разделения труда. При выполнении работ учитывались, разумеется, пол и возраст, но все взрослые мужчины, как и женщины, могли исполнять одни и те же задания. Однако постепенно возникло и усилилось разделение производственных функций. Так, при проведении загонной охоты выделяются организаторы, загонщики, те, кто разделывал добычу, переносил ее на место стоянки.

Сельбища и стойбища

Люди позднего палеолита, как и их предшественники, вели кочевой образ жизни, мигрируя в поисках пищи по мере того, как они опустошали свою охотничью территорию. Но некоторые племена, жившие в наиболее благоприятных условиях — с быстрым естественным воспроизводством флоры и фауны в своей местности, — начали переходить к частичной оседлости. Об этом свидетельствуют сельбища — поселения, в которых люди жили десятки и даже сотни лет. Жилища представлены традиционными пещерами, пол которых нередко покрывался галькой для предохранения от сырости и устилался шкурами животных. Новыми видами жилищ были переносные шатры-чумы, а также большие (до 600 м2) общинные дома. Наряду с поселениями постоянными существовали и временные — так называемые стойбища, в них люди оставались от одного дня до нескольких недель.

Виды собственности

Территория, на которой жила и в пределах которой передвигалась община, находилась в ее коллективном пользовании — фактически, в коллективной собственности. Коллективной была также собственность на жилища, огонь, добычу. Что касается орудий труда, бытовой утвари, украшений — все это находилось в нестрогой личной собственности: хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой сородич мог взять чужую вещь и пользоваться ее без спроса. Пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов.

Обмен и дарообмен

В тех общинах, в которых люди хотя бы время от времени получали избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение — при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда. (В будущем это станет одним из оснований для формирования института частной собственности.)

Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин — соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: ценные породы дерева, камни, шкуры, редкие раковины и пр. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен»: члены одной общины оставляли свои дары в условленном месте и уходили, тогда приходили жители другой общины, осматривали ценности, и в том случае, если бывали удовлетворены, забирали их с собой. Если же дары их не устраивали, они оставляли их нетронутыми, и первая община вынуждена была добавлять новые подарки. Потом роли общин менялись. Дарообмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами — его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества.

Образование рас

Поддержание добрососедских отношений было важной и непростой задачей: в этот период начался процесс формирования разных народов и рас.

Расы более или менее точно совпадали с границами материков. Так, европеоидная раса сформировалась в основном в Европе, монголоидная — в Азии, негроиды населяли Африку и Австралию. Таким образом, в образовании рас главную роль, по-видимому, сыграли природные условия. Расовые признаки — темная кожа и курчавые волосы у негров, эпикантус и подкожный жир на лице у монголоидов, большой нос у европейцев — трактуются как результат длительной адаптации к окружающей среде.

Развитие научных знания

Со времени возникновения на Земле человека современного типа жизнь его уже не исчерпывалась одной лишь борьбой за выживание. Появляются религиозные представления, искусство, начинают накапливаться научные знания.

Ученые предполагают, что мышление человека эпохи позднего палеолита было тождественным мышлению современного человека и логичным, но еще не успела сформироваться развитая система широких грамматических обобщений. Это приводило к очень большому словарному запасу — для каждой вещи, предмета, явления существовало свое название, грамматика была чрезмерно усложненной за счет детализации, и число форм одного глагола могло достигать сотен. Однако отсутствовали собирательные понятия, как, например, растения, животные, пр.

Такие же закономерности прослеживаются и в первых арифметических знаниях: существовали не числа вообще, а числа, привязанные к определенным предметам: две руки, пять пальцев и т.д.

В этот период быстро накапливаются фармакологические и медицинские знания: люди умели лечить переломы, вывихи, укусы змей, удалять зубы и пр.

 

megaobuchalka.ru

Происхождение человека. Люди эпохи палеолита

Происхождение человека

Что такое человек. Первое событие, которое изучает истори­ческая наука, — это появление самого человека. Сразу встает во­прос: что же такое человек? Ответ на этот вопрос дают разные науки, например биология. Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных. Биологи со времен знаменитого шведского ученого XVIII в. Карла Линнея относят человека, включая его вымершие ныне ранние виды, к отряду высших млекопитающих — приматам. Вме­сте с человеком в отряд приматов входят современные и вымер­шие обезьяны. Человек имеет определенные анатомические ха­рактеристики, отличающие его от других приматов, в частности человекообразных обезьян. Однако различить по анатомическим признакам останки ранних видов человека от останков, живших тогда же человекообразных обезьян бывает совсем не просто. Поэто­му о происхождении человека между учеными идут споры, а под­ходы к решению этого вопроса все время уточняются по мере появления новых археологических находок. Источники знаний о древнейшем человеке.  Археология имеет первостепенное значение для изучения периода первобытности, так как позволяет ученым получить в снос распоряжение предме­ты, изготовленные древними жителями нашей планеты. Именно способность к изготовлению таких предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других прима­тов. При этом, правда, также возникает серьезная проблема: от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органиче­ских материалов, например дерева. Наблюдения последних лет за человекообразными обезьянами выявили у них способность изго­тавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не способна сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие человека от живот­ных состоит в способности изготавливать орудия из камня и дру­гих твердых материалов. Именно наличие каменных изделий явля­лось на начальном этапе главным условием существования чело­вечества (позже эту роль стали играть металлы). Неслучайно археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям орудий труда древнего человека подразделяется на древний (палеолит), сред­ний (мезолит) и новый (неолит). В свою очередь, палеолит делит­ся на ранний (нижний) и поздний (верхний). Ранний палеолит состоит из периодов — олдувай, ашель, мустье. Помимо орудий труда важнейшее значение имеют раскопки жилищ и мест поселения людей, а также их захоронений. Обнару­женные археологами останки древних людей составляют основу для изучения вопросов происхождения и эволюции человека и его ближайших предков. По этим останкам антропологи восста­навливают облик этих существ — по костям скелета, объему мозга они пытаются определить, являлись ли они людьми. Важнейшей является проблема датировки (определение возра­ста) археологических находок. Абсолютная датировка возможна с помощью методов естественных наук (радиоуглеродный, термо-люминесцентный, археомагнитный, споропыльцевой и др.). В конце 40-х гг. XX в. открыт радиоуглеродный метод, который стал самым распространенным в датировке находок. Правда, этот ме­тод применим лишь к дереву и другим органическим останкам. Находки же древнейших останков человека, следов его жизни и деятельности датируются в основном по возрасту геологических слоев, из которых они извлечены. Эти датировки, разумеется, являются очень приблизительными. Археология дает материал для изучения социальных отноше­ний у первобытных людей. Однако без привлечения данных этно­графии судить о них очень сложно. Исследование жизни племен, сохранивших вследствие изоляции образ жизни и обычаи, харак­терные для первобытных людей, дает интереснейший материал. Но необходимо помнить, что в полной изоляции ни один совре­менный народ не находился, и говорить о тождестве даже самых отсталых народностей и первобытных племен нельзя. При этнографических исследованиях приходится обращаться в первую очередь к описаниям, сделанным путешественниками и учеными XVII —XIX вв., поскольку в XX п., не говоря о нашем времени, псе отсталые племена уже испытывали существенное воздействие цивилизации. Проблемы происхождения человека. По вопросам происхожде­ния человека — антропогенеза — существует несколько теорий. Большой известностью пользовалась в нашей стране трудовая тео­рия, сформулированная в XIX в. Ф. Энгельсом. Согласно этой теории трудовая деятельность, к которой пришлось прибегнуть пред­кам человека, привела к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка и мышления. Трудовая теория опирается на учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Современная генетика придерживается несколько иного мне­ния о причинах эволюции живых существ. Генетика отрицает воз­можность закрепления в организме приобретенных в ходе жизне­деятельности качеств, если их появление не связано с мутациями. В настоящее время появились разные версии причин антропо­генеза. Ученые обратили внимание, что регион, где происходил антропогенез (Восточная Африка), является зоной повышенной радиоактивности. Кроме того, поданным археологов, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитной инверсии (смены полюсов Земли). Инверсия, происходящая раз в сотни тысяч лет, сопровождается исчезновением магнитного поля нашей планеты и, следовательно, повышением уровня радиации из-за воздей­ствия космических лучей. Повышенный уровень радиации — это сильнейший мутагенный фактор. Возможно, именно воздействие радиации вызвало анатомические изменения, что и привело в ко­нечном итоге к появлению человека. В настоящее время можно говорить о следующей схеме антро­погенеза. Останки общих предков обезьян и человека, найденные в Восточной Африке и на Аравийском полуострове, имеют воз­раст 30 — 40 млн. лет. В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека — австралопитека (возраст 4 — 5,5 млн. лет). Австралопитеки, скорее всего не могли изготовлять орудий из камня, но по своему облику походили на первое существо, создававшее такие орудия. Австралопитеки жили и в саваннах, передвигались на задних конечностях и имели незначительный волосяной покров. Череп австралопитека превосходил по размерам череп любой современной человекообразной обезьяны. Самые древние созданные рукой человека каменные орудия (возраст около 2,6 млн. лет) найдены археологами в местности Када Гона в Эфиопии. Почти столь же древние изделия обнаруже­ны в ряде других районов Восточной Африки (в частности, в уще­лье Олдувай (Олдовай) в Танзании). В этих же местах раскопаны и фрагменты останков их создателей. Этот самый древний вид чело­века назван учеными человеком умелым (Ноmо habilis ). Человек умелый внешне не слишком отличался от австралопитека (хотя объем мозга был у него несколько больше), однако его уже нельзя считать животным. Человек умелый обитал только в Восточной Африке. По археологической периодизации время существования чело­века умелого соответствует периоду олдувая. Наиболее характерными орудиями Ноmо habilis являются оббитые с одной или двух сторон гальки (хопперы и чоппинги). Главным занятием человека с момента его появления была охота, в том числе и на довольно крупных животных (ископаемых слонов). Обнаружены даже «жилища» Ноmо habilis в виде ограды из больших каменных глыб, сложенных кругом. Сверху их, воз­можно, покрывали ветками и шкурами. По поводу взаимоотношения австралопитеков и Ноmо habilis среди ученых нет единого мнения. Одни считают их двумя пос­ледовательными ступенями, другие полагают, что австралопитек был тупиковой ветвью. Известно, что эти два вида в течение не­которого периода сосуществовали. Виды человека. Расселение древнейших людей.  Среди ученых нет единого мнения по вопросу преемственности между Ноmо Нabilis и Ното егеctus (человеком прямоходящим). Самая древняя находка останков Ноmо егеctus около озера Туркан в Кении дати­руется 17 млн. лет назад. Некоторое время человек прямоходящий сосуществовал с человеком умелым. По внешнему виду Ноmо егесtus еще больше отличался от обезьяны: рост его был близок к росту современного человека, объем головного мозга был доста­точно велик. По археологической периодизации время существования чело­века прямо ходячего соответствует периоду ашеля. Наиболее рас­пространенным орудием Ноmо егесtus стало ручное рубило — бнфас. Это был продолговатый инструмент, заостренный с одно­го конца и закругленный с другого. Бифасом было удобно резать, копать, долбить, скоблить шкуру убитого животного. Другим ве­личайшим достижением человека тогда стало овладение огнем. Древнейшие следы костров датируются возрастом около 1,5 млн. лет назад и также найдены в Восточной Африке. Ноmо егеctus суждено было стать первым видом человека, вы­шедшим за пределы Африки. Возрастом примерно 1 млн. лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии. Еще в конце XIX в. Е.Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропом (обезьяночеловеком). В начале XX в. в пещере Чжоукоудянь недалеко от Пекина раско­пали сходные черепа синантропов (китайских людей). Несколько фрагментов останков Ноmо егесtus (самая древняя находка — че­люсть из Гейдельберга в Германии возрастом 600 тыс. лет) и мно­го его изделий, в том числе следы жилищ, открыты в ряде райо­нов Европы. Ноmо егесtus вымер примерно 300 тыс. лет назад. На смену ему пришел Ното sаiепs. Согласно современным представлени­ям первоначально существовало два подвида Ноmо sapiens. Раз­витие одного из них привело к появлению примерно 130 тыс. лет назад неандертальца (Ното 5арiепs  neanderthaliensis). Неандертальцы заселили всю Европу и значительную часть Азии. Одновременно существовал другой подвид, который пока малоизучен. Возмож­но, он появился в Африке. Именно второй подвид некоторые исследователи считают предком человека современного типа — Ното sаpiепs . Окончательно Ноmо sарins  сложился 40 — 35 тыс. лет назад. Данная схема происхождения современно­го человека разделяется не всеми учеными. Ряд исследователей не относят неандертальца к виду Ноmо sapiens. Есть привер­женцы и у господствовавшей раньше точки зрения, что Ноmо sарiens произошел от неандертальца в результате его эво­люции. Внешне неандерталец во многом походил на современного человека. Однако рост у него был в среднем меньше, а сам он значительно массивнее, чем современный человек. Неандерталец имел низкий лоб и крупный костный валик, нависавший над гла­зами. По археологической периодизации время существования не­андертальца соответствует периоду мусте (средний палеолит). Для каменных изделий мусте характерно большое разнообразие ви­дов и тщательность обработки. Преобладающим орудием оставал­ся бифас. Самое существенное отличие неандертальца от предшествующих видов человека состоит в наличии захоронений в соответствии определенными обрядами. Так, в пещере Шанидар в Ираке раскопано девять могил неандертальцев. Рядом с умерши­ми нашли различные изделия из камня, и даже остатки цветок. Все это свидетельствует не только о существовании у неандертальцев религиозных верований, развитой системы мышления и речи, но и сложной социальной организации. Примерно 40 — 35 тыс. лет назад неандертальцы исчезают. Они уступили место современному человеку. По местечку Кроманьон во Франции первых Ноmo sapiens  типа называют кроманьонцами. С их появлением заканчивается процесс антропо­генеза. Некоторые современные исследователи полагают, что кро­маньонцы появились значительно раньше, около 100 тыс. лет на­зад в Африке или на Ближнем Востоке, а 40 — 35 тыс. лет назад они начали заселять Европу и другие континенты, истребляя и вытесняя неандертальцев. По археологической периодизации 40 — 35 тыс. лет назад наступил период позднего (верхнего) палеолита, который закончился 12—11 тыс. лет назад.

Люди эпохи палеолита

Условия жизни первобытных людей. Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий. В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лон­дона. От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты. Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д. Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных. Родовая община. Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита. Предполагается, что первые люди  подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей. Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжить в экстремальных условиях леднико­вых периодов. Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) — коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка. Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании). С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия — запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества. Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Затем сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным. Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен. Достижения людей в период позднего палеолита. Поздний па­леолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсаль­ным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прока­лывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали но­жом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной руко­ятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор. Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалы­вали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня — нуклеуса (ядрица). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь). Была изобретена копьеметалка — дощечка с упором, позволя­ющая метать копье с большой скоростью. Это было первое меха­ническое приспособление в истории человечества. Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что пер­вобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 — 3 подобных жилища. Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готови­ли еду, шили одежду. Дети помогали женщинам. Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подрост­ков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, ос­тавляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициа­цию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли всту­пать в брак. В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предпо­лагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии. Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется  сосуществование различных археологических культур. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале  палеолита начали складываться три основные расы человечества. Первобытная религия и искусство. Первобытные люди много  знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели ни­кого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил — духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия,      Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1'Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную '• связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |'6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать. Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там. С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира. Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты).  При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета.  Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства. Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов. В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер — не­больших (5—15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также 'около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия. Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны. Стоянки палеолита на территории России. Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнару­жены примитивные орудия труда из галек, похожие на древней­шие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена. Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, но­сорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет. Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой террито­рии раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное ко­личество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти археологических культур. К одной из этих культур, распространившейся на значитель­ной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Вла­димиром. В 60-х гг. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 — 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 — 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготов­ленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежа­ли головами друг к другу мальчик 12— 13 лет и девочка 7 — 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская статуэтка лошади, а у плеча — мамонта. Остается загадкой, почему, эти удостоились такого пышного захоронения.

Практические задания по теме

tptthistori.blogspot.com


Смотрите также