Что указывает на более высокий уровень организации неандертальцев. Текст книги "Биология. Человек. 9 класс"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эволюция человека. Что указывает на более высокий уровень организации неандертальцев


Эволюция человека. Биология 9 класс Сапин



1. Какие основные доводы приводят учёные, утверждающие, что человек произошёл от обезьян?

Доказательства происхождения человека от обезьян можно разделить на сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, генетические. К сравнительно-анатомическим можно отнести то, что человек имеет все признаки класса млекопитающих, отряда приматы, наличие рудиментов и атавизмов (см. ответы к теме: место человека в системе органического мира). Эмбриональные: повторение пройденных эволюционных этапов в эмбриогенезе, развитие у зародыша жаберных щелей, рост шерсти, хвоста. Палеонтологические: на временной шкале можно увидеть, что чем дальше в прошлое, тем более "обезьяний" встречается облик человека. Собственно, на отметке ранее, чем 20 000 лет назад скелет человека имеет много примитивных черт, большие надбровные дуги, сутулей осанку и т.д. На отметке 4 400 000 лет назад это обычная "обезьяна" - дравипитек. Современные типа человека не присутствуют в древних слоях, также и примитивные версии человека не присутствуют в новых слоях. Это говорит о постепенном изменении, приведшем наш вид из одной формы в другую. Генетические: сходство генотипов некоторых видов приматов и человека до 99%, наличие общих вирусов. По отдельности данные признаки имеют малый вес, но в совокупности, по мнению некоторых ученых, доказывают происхождение человека от обезьяны.

2. Какое древнее животное, обитавшее на нашей планете более 10 млн. лет назад, является возможным предком человека?

Около 14 млн. лет назад на земле появилось животное, которое можно отнести к предкам человека – рамипитек.

3. Назовите особенности внешнего строения австралопитеков.

Невысокие (рост 120-130 см, по некоторым источникам до 150 см), массой 25-45 кг, с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см3 , он имел мощные челюсти и зубы, сплошной надбровный валик.

4. Чем человек умелый отличался от австралопитека? Какие признаки указывают на то, что человек умелый стал родоначальником рода Человек?

Человек умелый был выше австралопитека (150 – 170 см против 100-150 см), объем мозга человека умелого составлял 500 – 800 см3 в отличие от 450-550 см3 у австралопитека. Человек умелый свободно ходил на двух ногах, стопа имела свод. Кисти более совершенны, большой палец противопоставлялся другим пальцам, что позволяло ему пользоваться орудиями труда из камня и кости. Нахождение на месте стоянок человека умелого инструментов из камня позволило считать его родоначальником рода Человек.

5. Охарактеризуйте человека прямоходящего. Почему он получил такое название?

Человек прямоходящий обладал средним ростом (1,5—1,8 м), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). Кости ног изменились, бедренный сустав сдвинулся к центру таза, позвоночник получил некоторый изгиб, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Умели поддерживать огонь, существовали простые формы коллективной деятельности, владели орудиями труда. Жили в пещерах, вели общественный образ жизни (жили группами).

Человек прямоходящий получил свое название из-за вертикального положения туловища при ходьбе, что позволило ходить человеку на двух ногах и освободить руки для изготовления и использования орудий труда.

6. Что указывает на более высокий уровень организации неандертальцев в сравнении с древнейшими людьми?

Объем головного мозга неандердальца составил 1600 см3 , который размещался в более куполобразном черепе, по сравнению с древнейшими людьми. Исследования показывают, что неандертальцы умели добывать и поддерживать огонь, питались растительной и животной пищей, приготовленной на огне, изготавливали разнообразные каменные, костяные и деревянные орудия труда, передавали свои навыки сородичам и потомкам посредством показа и речи (более развитой по сравнению с примитивной речью древнейшего человека). Появляются зачатки племенных отношений и разделения труда: мужчины охотились, изготавливали орудия труда, женщины обрабатывали туши животных, собирали съедобные растения и т.д.

7. Какие орудия могли изготавливать неандертальцы?

Предположительно неандерталец сначала использовал самые примитивные орудия труда, доставшиеся ему от предшественников. Постепенно могли появиться новые, более совершенные формы орудий, которые по-прежнему изготовлялись из камня, но стали более разнообразными и сложными в технике обработки. Такие выводы построены на основе различных находок, найденных на месте древних стоянок. Всего найдено примерно шестьдесят типов изделий, которые на самом деле являются вариациями трех основных видов: рубила, скребла и остроконечника. Во время раскопок стоянок неандертальцев были также найдены резцы, проколки, скребки и зубчатые орудия. Скребла помогали в разделке и выделке животных и их шкур, остроконечники имели еще более широкую сферу применения. Они использовались как кинжалы, ножи для разделки туш, в качестве наконечников копий и стрел. Применяли древние неандертальцы и кость для изготовления орудий труда. В основном это были шилья и острия, но находили и более крупные предметы – кинжалы и дубины из рога. Что касается оружия, оно все еще было крайне примитивным. Основным его видом, судя по всему, было копье. Такой вывод сделан на основе исследований костей животных, найденных на месте стоянок неандертальцев.

8. Как называют первых ископаемых людей современного типа? Когда они появились? К какому виду их относят?

Первых ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами. Они появились около 50-40 тыс. лет тому назад. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду – Человек разумный. К нему же относимся и мы с вами.

9. Какие ещё взгляды на происхождение человека вам известны?

Существует великое множество теорий зарождения жизни и человека на Земле, у каждой из которых есть защитники и противники. Первые мысли о происхождении человека высказали античные философы Демокрит, Эмпедокл, Аристотель и др. Они высказали мысль о естественном возникновении живых организмов и их изменении в результате выживания наиболее удачных вариантов. Также до 19 века и развития биологии, как науки, господствовала теория креационизма, согласно которому все виды живых организмов созданы Богом и неизменны со времени своего появления, сторонниками этой теории являлись Дж. Рей, К. Линней, Ж. Кювье и др. Затем самой распространенной стала теория Чарльза Дарвина, и, несмотря на то, что сам Дарвин на закате своей жизни от данной теории отказался, теория нашла своих последователей и по сей день является одной из основных. Существуют и менее известные теории: эволюционная концепция Жана Батиста Ламарка, согласно которой первые живые организмы произошли путем зарождения из тел неорганической природы под влиянием света, тепла, электричества и проникающих внутрь этих тел особых жизненных «флюидов», придающих материи свойства живых организмов; гипотеза панспермии (на Земле жизнь появилась в результате занесения ее из космоса; гипотеза вечной жизни: жизнь существовала всегда, проблем происхождения не существует, коацерватная гипотеза Опарина - Холдейна и др.

resheba.com

Эволюция человека. Биология 8 класс Сонин, Сапин



Вопрос 1. Какие общие черты имеются у человека и у современных человекообразных обезьян?

У человека с человекообразными обезьянами много общего. Это и внешние особенности (пропорции тела — короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

Вопрос 2. Какое древнее животное, обитавшее на нашей планете более 10 млн лет назад, является возможным предком человека?

Рамапитек.

Вопрос 3. Чем человек умелый отличается от австралопитека?

Объем головного мозга у человека умелого был значительно больше (до 650—1100 см3), чем у австралопитека - 530 см3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т. е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец противопоставлялся другим пальцам. Значит, он мог держать в руках орудия и использовать их в работе.

Вопрос 4. Назовите особенности внешнего строения австралопитеков?

Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120—130 см, масса 25—45 кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян).

Вопрос 5. Какие более прогрессивные черты по сравнению с австралопитеками появились у человека прямоходящего?

Это было существо среднего роста (160 см) с объемом головного мозга до 1100 см3 (у австралопитеков - в среднем 530 см3). Тело человека прямоходящего мало чем отличалось от тела современного человека. В то же время череп его имел многочисленные отличия: низкий лоб, над глазами мощные надбровные дуги, массивная и тяжелая нижняя челюсть, почти не выделяющийся подбородочный выступ.

Вопрос 6. Что указывает на более высокий уровень организации неандертальцев в сравнении с древнейшими людьми?

Череп неандертальца был более куполообразным и вмещал мозг объемом до 1600 см3 (до 1100 см3 у человека прямоходящего). Рост неандертальцев достигал 170 см (у человека прямоходящего рост около 160 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой. Неандертальцам выпало жить на Земле в суровое время — в ледниковый период. Спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду.

Так же как и человек прямоходящий жили неандертальцы небольшими группами, по 15—20 человек. У них существовало разделение труда: взрослые мужчины охотились на крупных животных (например, оленей), и даже на таких гигантов, как мамонты; женщины и дети поддерживали огонь, собирали съедобные растения, охотились на мелких животных и птиц. Неандертальцы изготавливали из камня различные инструменты — скребки, ножи, топоры и молотки, наконечники для копий.

Вопрос 7. Какие орудия могли изготавливать неандертальцы?

Неандертальцы изготавливали из камня различные инструменты — скребки, ножи, топоры и молотки, наконечники для копий.

Вопрос 8. Когда появились люди современного типа?

Люди современного типа, как полагают ученые, появились примерно 40 тыс. лет назад. Постепенно они заселили всю землю и какое-то время существовали одновременно с неандертальцами.

Вопрос 9. Как называют первых ископаемых людей современного типа? К какому виду они относятся?

Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду — Человек разумный. К нему же относимся и мы с вами.

Подумайте.

Какие признаки указывают на то, что Человек умелый стал родоначальником рода Человек?

Стопа, как и у современного человека, имела свод, т. е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец противопоставлялся другим пальцам. Значит, он мог держать в руках орудия и использовать их в работе.

resheba.com

Читать книгу Биология. Человек. 9 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

М. Р. Сапин, Н. И. СонинБиология. Человек. 9 класс

Дорогие друзья!

В этом году вы продолжите изучать основы биологии. Познакомившись в предыдущих классах с общими закономерностями строения и жизнедеятельности живых организмов, с многообразием форм жизни, вы готовы к познанию человека как высшей формы живой материи.

Человек – часть живой природы. Ему свойственны все процессы, присущие другим живым организмам, он подчиняется биологическим законам и сам является доказательством их справедливости.

Знания, которые вы получите на протяжении курса «Человек», не только интересны, но и необходимы для сохранения вашего здоровья и здоровья окружающих вас людей. Вы узнаете не только о строении собственного тела, о процессах, протекающих в вашем организме, но и получите сведения о месте человека в системе органического мира, о доказательствах эволюции, о человеческих расах и их происхождении. Но главное, вы узнаете, как сохранить своё здоровье, как уберечься от инфекции, как помочь самому себе и оказать первую помощь другим людям.

Знания, приобретённые вами при изучении данного курса, помогут вам понять, что организм – очень хрупкая система. Она может дать сбой или вовсе разрушиться под действием никотина, наркотиков, алкоголя, при несоблюдении режима питания, режима работы и отдыха, при неразумном риске здоровьем и жизнью во время занятий некоторыми экстремальными видами спорта. С другой стороны, возможности человеческого организма огромны. При разумном, грамотном с точки зрения биологических знаний отношении к своему организму вы можете достичь физического совершенства, развить свои умственные и творческие способности, совершенствовать эмоциональную сферу, сохранить здоровье и тем самым продлить свою жизнь.

Приступая к работе с учебником, вспомним, как следует им пользоваться. Учебник построен так, чтобы обучение было интересным. Каждая тема содержит основной материал, который обязателен для изучения, и дополнительный.

Внутри основного текста вам встретится материал в рамке. Обратите на него внимание. Эти дополнительные сведения важны при изучении основного материала темы. Текст, ограниченный сбоку бежевой полосой, содержит любопытные факты, которые расширяют кругозор и могут пригодиться в будущем. Многие темы учебника содержат ещё дополнительный материал для чтения – короткие рассказы, например «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова», «Пропорции тела», «Работы А. А. Ухтомского и П. К. Анохина» и многие другие.

Каждая тема заканчивается блоком вопросов и заданий. Они помогут вам проверить и обобщить полученные знания. Закрепить знания поможет выполнение заданий в рабочей тетради, решение тестов и проведение лабораторных и практических работ. Выполняя эти задания, вы будете работать с рисунками и схемами, таблицами и дополнительным материалом. Вы научитесь сравнивать и анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал и доказывать свою точку зрения.

В рабочей тетради каждая тема курса завершается большим блоком тренировочных заданий, построенных в полном соответствии с ГИА и ЕГЭ. Не забывайте выполнять их. Это поможет вам подготовиться и успешно пройти ГИА, а в дальнейшем и сдать ЕГЭ.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои результаты. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Пользуясь им, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.

Используя интернет-ссылки, вы сможете найти интересный материал, расширяющий и углубляющий школьные знания.

Этот материал поможет вам подготовить разнообразные проекты, сообщения и презентации. Список примерных тем для самостоятельной творческой работы вы найдёте в конце учебника. Многие из этих работ вы можете делать совместно с вашими одноклассниками. Для этого составьте план вашей будущей работы и распределите задачи.

Мы уверены, что изучать человека вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится вам в вашей жизни.

Желаем успехов!

Место человека в системе органического мира

Необычайно сложен окружающий нас мир, и человек является его неотъемлемой частью. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли.

Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего, и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далёких предков.

Вы уже знаете, что в системе животного мира учёные относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).

Это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

ЧЕЛОВЕК – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ХОРДОВЫХ. Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет – хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка.

Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения – сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.

СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА С МЛЕКОПИТАЮЩИМИ ОСОБЕННО ВЕЛИКО. Это прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго – по несколько недель или даже месяцев – вынашивают плод в своём теле.

Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37 °С.

В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды – диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щёк; четырёхкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желёз с сосками.

ЧЕЛОВЕК, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТРЯДА ПРИМАТОВ, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабжёнными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела – короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

РУДИМЕНТЫ И АТАВИЗМЫ – важное доказательство родства человека и животных.

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение. Они закладываются во время эмбриогенеза, но полностью не развиваются. К рудиментам относятся копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, волосяной покров на теле, шейные рёбра и др.

Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения людей с хвостом или сильным оволосением всего тела и даже лица. Появление таких признаков называют атавизмом.

Всё это указывает на несомненное родство человека и животных.

Разумеется, – и это очевидно – между человеком и животными есть и принципиальные различия. Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека несравненно выше, чем у животных. Человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью, ему свойственно прямохождение. Есть у человека и другие отличия, особые, присущие только ему черты строения. Обо всём этом вы узнаете в следующем разделе книги.

Рудименты у человека (для сравнения показаны глаз птицы и ухо обезьяны)

Атавизмы у человека

В чём сила человека?

Есть расхожее выражение: «Человек – царь природы». Почему так говорят? Ведь человек слаб! Скачущая лошадь легко обгонит бегущего человека. У орла зрение гораздо острее, чем у нас. Нашим ногтям и зубам не сравниться с мощными когтями и зубами льва и даже с коготками и зубками соболя и кошки, а наша сила, разумеется, значительно уступает силе шимпанзе и уж тем более – леопарда, тигра, слона.

И всё же у человека есть четыре отличительные особенности, сочетание которых присуще только нашему виду: это уникальный по своей сложности мозг, вертикально ориентированный скелет, руки с большим диапазоном разнообразных движений, способные захватывать и удерживать мелкие предметы, объёмное цветовое зрение.

В совокупности эти четыре свойства дают человеку большие преимущества.

Основная особенность человека – высокоразвитый головной мозг. Он очень крупный, его масса (примерно 1300–1500 г) составляет 1/40 от массы тела!

Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому и абстрактному мышлению, управлению речью и точной координации зрения и движений.

Человек передвигается, в отличие от других животных, на двух ногах, поочерёдно перенося свой вес с пятки на пальцы ноги. Такое движение требует координированной работы мышц спины, таза и ног. Мы можем не только ходить, но и бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы.

Мы пользуемся чуткими и гибкими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, чтобы сжимать предметы с необходимой силой. Используя те или иные орудия труда, мы можем гораздо эффективнее воздействовать на окружающую нас среду, чем любые другие млекопитающие.

Глаза человека могут отчётливо фокусировать изображения, очень точно определять расстояния и различать не только цвет, но и форму и яркость освещения предметов. Такими способностями обладают очень немногие млекопитающие. Мы можем следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз. А то, что мы стоим прямо, значительно возвышаясь над поверхностью земли, позволяет нам видеть гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров.

Нога и ступня действуют подобно рычагу

Человек обладает бинокулярным зрением

Руки человека

Чем человек заплатил за прямохождение

В связи с прямохождением человек получил многочисленные преимущества. Однако, к сожалению, одновременно с этим появились и предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний.

Упругость многочисленных связок и хрящевых прослоек между позвонками делает позвоночник прочной и гибкой опорой для тела. Однако поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков. Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это, в свою очередь, приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке и, наконец, к нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит – и к разным заболеваниям.

При больших, чрезмерных нагрузках (избыточная масса тела, длительное стояние) происходит ослабление сводов стопы. Своды стопы прогибаются – развивается плоскостопие. В результате изменяется походка, появляются неприятные ощущения, даже боли в области стоп.

В стенках тела (особенно брюшной полости) имеются участки, которые при плохом физическом развитии, отсутствии нагрузок могут стать «слабыми местами» и как результат – зонами образования грыж (паховой, бедренной, диафрагмальной и др.). Здесь через слабые участки брюшных стенок под кожу могут выпячиваться петли кишки, большой сальник и другие органы.

При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Кровь, чтобы вернуться от ног обратно к сердцу, должна преодолеть силу тяжести на протяжении более 1 м. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведёт к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям.

Проверьте свои знания

1. Какими признаками хордовых обладает человек?

2. С животными какого класса у человека можно обнаружить наибольшее сходство? Перечислите эти черты сходства.

3. Почему великий систематик К. Линней включил человека в отряд приматов?

4. Какие органы человека называют рудиментарными? Приведите примеры таких органов.

5. Дайте определение понятия «атавизм». Какие атавизмы могут встречаться у людей? Выясните, характерны ли атавизмы для животных. Если да, то какие?

6. Приведите примеры действий, которые человек выполняет лучше, чем животные; хуже, чем животные.

7. Приведите доказательства общности происхождения человека и животных.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылка.

http://ru.wikipedia.org (Рудиментарные органы. Атавизмы)

Человек относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный.

Рудиментарные органы – доказательство родства человека и животных. Рудименты – это органы человека, со временем утратившие своё значение (хвостовые позвонки, ушные и хвостовые мышцы, волосяной покров на теле).

Атавизм – появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае – у человека) признаков, которые существовали у их отдалённых предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Эволюция человека

История появления человека сложна и противоречива. Многие современные учёные считают, что эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих, происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн лет назад. Широко распространённая во второй половине третичного периода ископаемая группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный.

Учёным трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых останков, да и те очень неполные. Поэтому существуют различные версии эволюции гоминид.

РАМАПИТЕК. Ряд учёных полагают, что только 14 млн лет назад на нашей планете появилось животное, которое можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, Восточной Африки. Его коренные зубы были более широкими и плоскими, чем зубы первых человекообразных обезьян, а между резцами и коренными зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.

АВСТРАЛОПИТЕК. На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Их многочисленные останки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст останков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120–130 см, масса 25–45 кг), с плоским лицом и объёмом мозга, равным в среднем 530 см3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян). Однако считать австралопитека человеком ещё нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда – один из основных признаков человека).

ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ. В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объём его головного мозга был значительно больше – до 650–1100 см3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т. е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец противопоставлялся другим пальцам. Значит, он мог держать в руках орудия и использовать их в работе. Действительно, учёным удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Учёные дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.

В дальнейшей эволюции человека большинство учёных выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди, современные люди.

ЧЕЛОВЕК ПРЯМОХОДЯЩИЙ. Останки древнейших людей найдены в Азии, Европе, Африке. Значит, люди этого типа были широко расселены по нашей планете. Всех их объединяют под общим видовым названием Человек прямоходящий, и они являются бесспорными представителями рода Человек. Они жили от 1 млн до 300 тыс. лет тому назад. Первые ископаемые останки человека прямоходящего были обнаружены голландским учёным Е. Дюбуа в 90-х гг. XIX в. на о. Ява. Это было существо среднего роста (160 см) с объёмом головного мозга до 1100 см3. Тело человека прямоходящего мало чем отличалось от тела современного человека. В то же время череп его имел многочисленные отличия: низкий лоб, над глазами мощные надбровные дуги, массивная и тяжёлая нижняя челюсть, слабо выделяющийся подбородочный выступ.

Австралопитек

Человек умелый

Древнейшие люди вели активный образ жизни: охотились, изготавливали примитивные орудия, помогающие им резать растения, мясо. Жили они группами – так легче было защищаться от врагов, находить пищу, охотиться, строить жилища. Находки, сделанные в Китае, говорят о том, что древнейшие люди могли пользоваться и огнём.

Основными эволюционными приобретениями человека прямоходящего были изготовление каменных орудий, появление абстрактного мышления и зачатков речи.

НЕАНДЕРТАЛЕЦ. Стадия древних людей представлена большим числом находок (свыше 100) в Европе, Азии, Африке. Жили древние люди 300–400 тыс. лет тому назад. Все они относились к одному виду – Человек неандертальский, названному так в честь долины Неандерталь (Германия), где в горах были обнаружены скелетные останки этого древнего человека. Череп неандертальца был более куполообразным и вмещал мозг объёмом до 1600 см3. Несмотря на это, во внешнем облике неандертальца было ещё много примитивных черт. Так, надбровные валики всё ещё выступали над глазами, подбородочный выступ был развит не очень сильно.

Рост неандертальцев достигал 170 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой. Неандертальцам выпало жить на Земле в суровое время – в ледниковый период. Спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду.

Жили неандертальцы небольшими группами, по 15–20 человек. У них существовало разделение труда: взрослые мужчины охотились на крупных животных (например, оленей) и даже на таких гигантов, как мамонты; женщины и дети поддерживали огонь, собирали съедобные растения, охотились на мелких животных и птиц. Неандертальцы изготавливали из камня различные инструменты – скребки, ножи, топоры и молотки, наконечники для копий.

Люди современного типа, как полагают учёные, появились примерно 40 тыс. лет назад. Постепенно они заселили всю Землю и какое-то время существовали одновременно с неандертальцами.

КРОМАНЬОНЕЦ. Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами (в честь местности Кро-Маньон, Франция, где впервые были найдены останки людей современного типа в Европе). Это были высокие, рослые люди (до 180 см), объём их мозга достигал 1800 см3. Кроманьонцы обладали всеми признаками современного человека: высокий лоб, хорошо развитый подбородочный выступ. Они изготавливали сложные костяные и каменные орудия, строили жилища и добывали огонь. Кроманьонцы приручали и разводили животных, занимались земледелием. Развивалось искусство.

За последние 40 тыс. лет внешний облик человека почти не изменился. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду – Человек разумный. К нему же относимся и мы с вами.

Неандерталец

Кроманьонец

Проверьте свои знания

1. Какие основные доводы приводят учёные, утверждающие, что человек произошёл от обезьян?

2. Какое древнее животное, обитавшее на нашей планете более 10 млн лет назад, является возможным предком человека?

3. Назовите особенности внешнего строения австралопитеков.

4. Чем человек умелый отличался от австралопитека? Какие признаки указывают на то, что человек умелый стал родоначальником рода Человек?

5. Охарактеризуйте человека прямоходящего. Почему он получил такое название?

6. Что указывает на более высокий уровень организации неандертальцев в сравнении с древнейшими людьми?

7. Какие орудия могли изготавливать неандертальцы?

8. Как называют первых ископаемых людей современного типа? Когда они появились? К какому виду их относят?

9. Какие ещё взгляды на происхождение человека вам известны?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылка.

1. http://www.antropos.msu.ru/ (Научно-исследовательский институт и музей антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова)

2. http://www.ebio.ru/che01.html (Люди каменного века)

Предшественниками человека были ископаемые высшие обезьяны, обитавшие в Южной и Восточной Африке.

Человек умелый – очевидно, первый представитель самых древних людей – уже изготавливал каменные орудия.

В процессе эволюции человека выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди и современные люди.

Представителем древнейших людей является человек прямоходящий, древних – неандерталец, современных – кроманьонец.

iknigi.net


Смотрите также